Шумерская клинопись. История дешифровки клинописи месопотамии
~3300 г. до н. э. - 75 г. н. э.
Изначально справа налево, колонками, затем слева направо строками (начиная с 2400-2350 гг. до н. э. для рукописных текстов; со II тысячелетия до н. э. для монументальных надписей)
300 - 900 знаков для слоговой и идеографической систем; Порядка 30 букв для фонетической адаптации на восточном побережье Средиземного моря; 36 букв для древнеперсидского слогового алфавита.
Наиболее старые известные документы - таблички с административными документами Шумерского царства.
Оригинальная письменность
Древняя Месопотамия |
---|
Ассириология |
Области и государства |
Города-государства Шумера · Верхнемесопотамские государства · Аккад · Шумеро-Аккадское царство · Исин · Аморейские царства · Вавилония · Ассирия · Субарту · Приморье |
Население |
Аборигены Месопотамии · Шумеры · Аккадцы · Вавилоняне · Ассирийцы · Амореи · Арамеи · Касситы · Кутии · Луллубеи · Субареи · Халдеи · Хурриты |
Письменность и языки |
Клинопись |
Шумерский · Аккадский · Протоевфратские языки · Прототигридские (банановые) языки · Хурритский |
Шумеро-аккадская мифология |
Периодизация |
Доисторическая Месопотамия |
Эпоха Урук - Джемдет-Наср |
Раннединастический период |
Ранние деспотии |
Старовавилонский/
Староассирийский периоды |
Средневавилонский/
Среднеассирийский периоды |
Новоассирийский период |
Нововавилонское царство |
Кли́нопись - наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал - глиняная табличка , на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
История
Междуречье
Древнейшим памятником шумерского письма является табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.). За ней по времени следуют документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относящиеся к 3300 году до н. э. Появление письменности совпадает по времени с развитием городов и сопутствующей этому полной перестройкой общества. В то же время в Месопотамии появляется колесо и знание о плавке меди .
Начиная со II тысячелетия до н. э. клинопись распространяется по всему Ближнему Востоку , о чём свидетельствуют Амарнский архив и Богазкёйский архив .
Постепенно эта система записи вытесняется другими появляющимися к тому времени системами записи языка.
Расшифровка клинописи
В таблицах в соответствующих статьях приводятся наборы силлабограмм, использовавшихся в соответствующем виде клинописи. В заголовках строк указывается предполагаемая согласная фонема (или аллофон), а в заголовках столбцов - последующие или предшествующие гласные. В ячейках, соответствующих пересечению согласного и гласного, указывается стандартная транслитерация данного слога - при этом выбирается значение, наиболее близкое к предполагаемому фонетическому звучанию. Например, знак
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Клинопись" в других словарях:
Клинопись … Орфографический словарь-справочник
Клинопись - Клинопись. Развитие клинописных знаков. КЛИНОПИСЬ, письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек (знаки выдавливались на сырой глине). Возникла в 4 м тысячелетии до нашей эры в Шумере и позже была приспособлена для… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Система письма, зародившаяся в Месопотамии и получившая широкое распространение в 3 1 тысячелетиях до н.э. по всему Ближнему Востоку. Клинопись выглядит вытянутыми треугольными значкам, выдавленными на глиняных таблетках расщепленной тростинкой.… … Финансовый словарь
КЛИНОПИСЬ, письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек (знаки выдавливались на сырой глине). Возникла в 4 м тысячелетии до нашей эры в Шумере и позже была приспособлена для аккадского, эламского, хурритского, хетто… … Современная энциклопедия
Тип : силлабо-идеографическая
Языковая семья : не установлена
Локализация : Северная Месопотамия
Время распространения :3300 г. до н. э. - 100 г. н. э.
Родиной же всего человечества шумеры называли остров Дильмуи, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.
Наиболее ранняя представлена на текстах, найденных в шумерских городах Урук и Джемдет-Насра, датированных 3300 г. до н.
Шумерский язык до сих пор продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку и сейчас не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумеры создали Убайдскую культуру на юге Двуречья конца V - начала IV тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности шумеры оставили множество памятников своей культуры, запечатлев их на глиняных табличках.
Сама клинопись была письмом силлабическим, состоящим из нескольких сот знаков, из которых наиболее употребительными были около 300; в их число входили более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 для сложных; были знаки для цифр по шестидесятичной и десятичной системам.
Шумерская письменность развивалась на протяжении 2200 лет
Большинство знаков имеют по два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко рядом с шумерским они приобретали и семитическое значение. Порой они изображали смежные понятия (например, «солнце» - bar и «светить» - lah).
Само изобретение шумерской письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой. Ее заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках.
На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население - Нижней Месопотамии было шумерским. Широко известная история о Великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.
Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых XXVI в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны.
Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на Древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.
Впоследствии письменность утрачивает рисуночный характер и трансформируется в клинопись.
Клинописью в Месопотамии пользовались почти три тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году необычайно энергичный англичанин Генри Роулинсон - английский офицер и любитель древностей - не расшифровал ее. Однажды ему сообщили, что на отвесной скале в Бехистуне (близ города Хамадан в Иране) сохранилась надпись. Это оказалась одна и та лее надпись, выполненная на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.
В математике шумеры умели считать десятками. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.
На рисунке вы видите, как за 500 лет иероглифические изображения числительных превратились в клинописные.
Видоизменение числительных шумерского языка из иероглифов в клинопись
Кли́нопись - письменность , знаки которой состоят из комбинаций клинообразных черточек. Такие знаки выдавливались на сырой глине. Клинопись применялась древними народами Передней Азии , она возникла в начале третьего тысячелетия до н.э. в Шумере (Южная Месопотамия), позже была приспособлена для аккадского, эламского, хеттского, урартского языков. По происхождению клинопись была идеографически-ребусным письмом, позже преобразовалась в словесно-слоговое письмо.
Ассиро-вавилонская клинопись
Клинопись
Развитие клинописи
Развитие клинописных знаков
Клинопись произошла от рисуночного письма , знаки которого представляли собой рисунки животных, предметов и людей и передавали понятия. По мере возникновения потребности записывать более сложные тексты, знаки начали употребляться в их звуковом значении и на письме стали отмечать грамматические показатели рода, падежа, лица, числа. С усложнением системы письма упрощалась форма знаков, и рисунки превращались в комбинации прямых и косых черточек. Именно использование клинописных знаков в их звуковом значении позволило приспособить клинопись для передачи других языков.
Изначально шумерийцы передавали изображениями названия отдельных конкретных предметов и общих понятий. Так, рисунок ноги стал передавать понятия «ходить» (шумерийское du-, ra-), «стоять» (gub-), «приносить» (tum-). Всего идеографических знаков было около тысячи. Они являлись заметками, закреплявшими основные моменты передаваемой мысли, а не связную речь. Так как знаки связывались с определенными словами, это позволило использовать их для обозначения звуковых комбинаций независимо от значения. Знак ноги мог употребляться уже не только для передачи глаголов движения, но также для слогов. Словесно-слоговая письменность сложилась в систему к середине третьего тысячелетия до н.э. Основа существительного или глагола выражалась идеограммой (знаком для понятия), а грамматические показатели и служебные слова - знаками в слоговом значении. Одинаково звучавшие основы различного значения выражались разными знаками (омофония). Каждый знак мог иметь несколько значений, как слоговых, так и связанных с понятиями (полифония). Для выделения слов, выражавших понятия ряда определенных категорий (например, птицы, рыбы, профессии), применялось небольшое число детерминативов - непроизносимых показателей. Число знаков сократилось до 600, не считая комбинированных.
С ускорением письма рисунки упрощались. Черточки знаков вдавливались прямоугольной тростниковой палочкой, входящей в глину под углом и потому создававшей клиновидное углубление. Направление письма: вначале вертикальными столбцами справа налево, позже - построчное, слева направо. Формы клинописных памятников разнообразны: призмы, цилиндры, конусы, каменные плиты; наиболее распространены плитки из высохшей глины. Археологами открыто большое количество клинописных текстов: деловые документы, исторические надписи, эпос, словари, математические труды, научные сочинения, религиозно-магические записи.
Аккадцы (вавилоняне и ассирийцы) приспособили клинопись для своего семитского флективного языка в середине третьего тысячелетия до н.э., сократив число знаков до трехсот и создав новые слоговые значения, соответствующие аккадской фонетической системе. Тогда же стали употребляться чисто фонетические (силлабические) записи слов, однако шумерские идеограммы и написание отдельных слов и выражений (в аккадском чтении) также продолжали применяться. Аккадская система клинописи распространилась за пределы Двуречья, приспособившись также к языкам эламскому, хурритскому, хетто-лувийским, урартскому. Начиная со второй половины первого тысячелетия до н.э. клинопись использовалась в религиозных и юридических целях лишь в отдельных городах Южного Двуречья для уже мертвых шумерского и аккадского языков. Последний клинописный документ на аккадском языке датируется 75 годом до н.э.
Угаритская алфавитная клинопись из города Угарита (Рас-Шамры) второго тысячелетия до н.э. стала приспособлением древнесемитского алфавита к письму на глине, с аккадской клинописью она сходна лишь способом нанесения знаков. В 6-4 веках до н.э. получила распространение древнеперсидская слоговая клинопись. Ее расшифровка была начата немецкому школьному учителю Георгу Гротефенду, которому в 1802 году удалось прочесть Бехистунскую надпись персидского царя Дария I. Наличие трехъязычных персидско-эламско-аккадских надписей позволило в 1851 году британскому дипломату Генри Роулинсону приступить к расшифровке аккадских текстов. В дальнейшем эту работу продолжили британский ученый Э. Хинкс и французский ученый Ж. Опперту. В 1869 году Жюль Опперт высказал догадку о том, что изобретателями клинописи были шумеры. Собственно шумерская клинопись была расшифрована в конце 19 - начале 20 веков, угаритская - в 1930-1932 годах французским ученым Ш. Виролло, немецким ученым Х. Бауэром.
Главное отличие в дешифровке клинописи от египетских иероглифов заключалось в том, что иероглифы расшифровывал один исследователь, а клинопись – несколько, но не зависимо друг от друга.
Первый человек, который сделал решающий шаг в расшифровке этого древнего письма, был немецкий школьный учитель – Гротефенд.
Георг Фридрих Гротефенд родился в Германии в городе Мюндене 9 июня 1775 года. Учился он в лицее родного города, затем в Ильфельде, после чего изучал филологию в Геттингене. В 1797 он был назначен помощником учителя в городской школе, в 1803 – проректором, а впоследствии – конректором гимназии во Франкфурте на Майне. В 1811 году Гротефенд занял пост директора лицея в Ганновере.
В возрасте двадцати семи лет он заключил пари, что найдет ключ к дешифровке клинописи, не имея для этого никаких специальных знаний. В его распоряжении было лишь несколько скверных копий Персепольских надписей .
Персепольские письмена были неоднородны. Всего различали три вида письма, разделенные друг от друга колонками . Гротефенд не владел древними языками и не имел ни малейшего понятия о том, что означают эти странные знаки.
Прежде всего, он решил обосновать точку зрения, согласно которой клинописные знаки – письменность, а не орнамент. Он так же пришел к выводу, что отсутствие закруглений у знаков свидетельствовало об их предназначении для нанесения на какие – либо твердые материалы .
Гротефенд выделил два основных направления правильного прочтения клинописи: либо сверху вниз, либо слева направо и, в конце концов, он пришел к выводу, что весь текст надо читать слева направо.
Исследователь попытался расшифровать информацию, заложенную в этих символах, предположив, что надпись должна начинаться с родословной. Он исходил из того, что на известных ему персидских могилах текст начинался именно с этого .
После упорных трудов и поисков родословных персидских царей, путем проб и ошибок, Гротефенд расшифровал начало надписи. Она выглядела так: «х великий царь, царь царей, царь а и b, сын y великого царя, царя царей…» .
Это был первый решающий шаг в расшифровке клинописи.
Вторым исследователем клинописи стал Генри Кресвик Раулинсон.
Раулинсон родился в 1810 году. В 1826 он поступил на службу в Ост-Индскую компанию, а в 1833, в чине майора, перешел на персидскую службу.
Раулинсон очень интересовался историей древней Персии. В возрасте семнадцати лет он попал на корабль, направлявшийся в Индию. Для развлечения путешественников Генри издавал корабельную газету. Один из пассажиров – Джон Малькольм, губернатор Бомбея и выдающийся ориенталист, заинтересовался юным редактором. В последствии, они сдружились и разговаривали часами об истории Персии. Эти беседы определили круг интересов Раулинсона.
Занявшись клинописью, он пользовался теми же таблицами, что и Гротефенд. Но пошел дальше и расшифровал еще четыре слова. Чтобы удостовериться в своей правоте, ему необходимы были и другие надписи.
Для этого он отправился к знаменитой Бехистунской скале. Две тысячи лет назад персидский царь Дарий приказал высечь на ее отвесной стене, на высоте пятидесяти метров, надписи и рельефы, которые должны были прославить и возвеличить его деяния, его победы и его самого. На скале изображен Дарий, который наступил ногой на Гаумата, волшебника и мага, восставшего против него. Перед ним со связанными руками и веревкой вокруг шеи стоят девять покоренных царей-самозванцев. По сторонам этого памятника и под ним – четырнадцать колонок текста, сообщающие о царе и его деяниях на трех языках: эламском, древнеперсидском и вавилонском .
Раулинсон решил взобраться на скалу, чтобы скопировать надписи. Он срисовал только староперсидский вариант текста. Вавилонский же скопировал несколькими годами позже. Для этого были необходимы гигантские лестницы, морской канат и «кошки».
В 1846 году он представил Лондонскому Королевскому Азиатскому Обществу не только первую копию знаменитой надписи, но и ее полный перевод. Это был признанный всеми бесспорный триумф в дешифровке клинописи.
Другие, кабинетные ученые – немецко-французский исследователь Опперт и ирландец Хинкс, посредством сравнительного языкознания и грамматик других древних языков индоевропейской группы, проникли в основы лингвистического строя древнеперсидского. Их общими усилиями было расшифровано около шестидесяти знаков .
Затем, Раулинсон и другие исследователи приступили к изучению остальных колонок Бехистунской надписи. И тут Раулинсон сделал открытие, которое сразу же поколебало веру в успех дальнейшей дешифровки текста. Дело в том, что древнеперсидская надпись представляла буквенное письмо, основанное на алфавите, в то время как вавилонская была совсем другой. Там каждый отдельный знак обозначал слог, а иногда даже и целое слово. В некоторых случаях один и тот же символ мог означать разные слоги и даже совершенно разные слова.
Наступило полное замешательство. Ученый мир усомнился в возможностях расшифровать вавилонские письмена.
В разгар этой суматохи в Кюнджике были найдены сотни глиняных табличек, так называемых силлабариев, которые изготавливались для учебных целей и являлись расшифровкой значений клинописных знаков в их отношении к слоговому письму. А позже, нашлись и таблички периода эллинизма, где клинопись сопоставлялась с греческим языком. Эти силлобарии оказали существенную помощь в расшифровке древневавилонского текста. Но получилось это не сразу. Ученые приложили еще массу усилий для полного и окончательного понимания клинописных текстов.
Надписи с Бехистунской скалы, которая находится в Иране.
Керам К., Боги, гробницы, ученые. – М., 1994. – с.183
Там же, с.184
Там же, с.184 - 185
Там же, с.185
Овчинникова А. Легенды и мифы Древнего Востока. – Ростов н/Д; СПб., 2006. – с. 155
Керам К., Боги, гробницы, ученые, указ. соч. – с. 190
Холм Кюнджик - археологический памятник на правом берегу реки Тигр. Это остатки города Ниневии - крупнейшего центра Ассирийской империи.
В 1849 году английский археолог и исследователь сэр Генри Остин Лейард посетил руины древнего Вавилона в южной Месопотамии (территория между реками Тигр и Ефрат). Именно там он обнаружил первые экземпляры клинописных табличек, ставших одной из самых спорных загадок археологии.
В этих невероятно древних текстах записаны сказания, которые имеют сходство с библейскими рассказами, сказания о создании божеств и ссылку на потоп и гигантский ковчег. Специалисты провели десятилетия, пытаясь расшифровать эти сложные символы древнейшей цивилизации шумеров. Одним из наиболее интересных аспектов клинописи является переход от оригинальных пиктограмм и иероглифов шумерского языка к клиновидным письменным формам аккадского и ассирийского языка.
Американский исследователь и автор книг Захария Ситчин на основе своих переводов клинописи выдвинул идею, что древняя цивилизация шумеров контактировала с внеземными цивилизациями с далёких звёздных систем. Так Ситчин приписывает начало Месопотамии событиям, связанным с посещением Земли человекоподобной расой Аннунаками (пришедшие с небес). Когда, согласно теории большого удара, 12-я планета Нибиру столкнулась с планетой Тиамат, образовались Земля, Луна и множество астероидов. Аннунаки с Нибиру выжили и посетили Землю.
За время раскопок было найдено множество табличек с клинописью, относящихся к шумерской цивилизации
Боги среди нас
Один из элементов на глиняных клинописных табличках, который горячо обсуждается в археологии, это природа аннунаков. Мифы и рассказы об аннунаках можно найти во многих других текстах, таких как книга Бытия в иудейской и Библия в христианской религии. Там имеются схожие метафоры, но только изменены имена и названия. Создание «неба и земли» из «водной бездны», «Адам и Ева», созданные по образу и подобию высшего существа, «Ноев ковчег» — все эти истории могут быть метафорами, поддерживающими такую теорию о происхождении нашего вида. Но, если эти глиняные клинописные таблички, написанные более 3000 лет до н. э., старше Библии, то насколько правдивы эти мифы?
Существует целая теория, что планета Нибиру была реальностью, и аннунаки были могущественной расой инопланетян, обладавшей знаниями и возможностями для генетического экспериментирования и манипулирования. Они и создали людей путём генной инженерии для своих целей. Одним из аргументов выдвигается тот факт, что около 10 000 лет назад вполне вероятной была глобальная катастрофа (возможно ядерная). Это привело к значительной потере человеческого населения, как будто кто-то нажал кнопку сброса для всей цивилизации, и человеческие существа вынуждены были снова начать своё развитие с нуля. Возможно «Ковчег» был космическим кораблём, на котором смогли сохранить небольшой процент населения для последующего восстановления общества. Был ли «Ковчег» метафорой инопланетного корабля или фактической деревянной лодкой? Сторонники идей Ситчина придерживаются мнения, что это были метафоры, которыми древние люди смогли описать неизвестные им технологии, используемые могущественными существами.
Многие артефакты Шумер демонстрируют сверхсуществ с крыльями
Так где же они теперь?
Возникает вопрос: «Если наш вид был результатом генетических экспериментов инопланетных существ, то где же они сейчас?». Почти 31 000 древнейших глиняных табличек и их фрагментов в настоящее время размещены в Британском музее. Многие из них до сих пор расшифровываются и переводятся. Тексты, нанесённые на них, носят фрагментарный характер, имеют неполный смысл, вырванный из контекста, и поэтому, имеют неоднозначное трактование.
Клинопись является примером того, как в течение нескольких тысяч лет изменялась письменность цивилизаций, живших в Месопотамии. От клиновидных углублений до пиктограмм и иероглифов. Сложно даже сказать было ли это орнаментом или несло смысловую нагрузку. Непонятно в какую сторону это читать и где начинается и оканчивается слово. Существует множество неоднозначных трактовок и правил для перевода.
Пример шумерской клинописи
На примере клиновидной письменности видно, что пишущий эффективно использовал инструмент, и быстро нажимал по мягкой глиняной табличке справа налево. С развитием языков, развивалась и система письменности. Между 4 000 лет до н.э. и 500 г. до н.э. менялись значения слов, что отражало влияние семитских народов, которые завоёвывали Месопотамию. В пиктографическом письме, в зависимости от контекста, любой символ мог иметь несколько различных значений. Со временем количество символов было снижено с 1500 до примерно 600 знаков.
И почему именно Земля?
Ситчин исследовал возможные причины присутствия здесь на Земле расы аннунаков. Он пришёл к выводу, что эти существа впервые посетили Землю, вероятно, 450 000 лет назад, когда Нибиру вошла в солнечную систему. В Африке они нашли полезные ископаемые, в частности золото. Аннунаки были экспедицией на Землю с планеты Нибиру, а люди нужны были им в качестве рядовых работников.
Захария Ситчин с макетом одной из табличек Шумеров, на которой изображена солнечная система включая планету Нибиру
После того как Ситчиным была предложена эта теория, она была признана многими учёными, как просто нелепая. Теоретики отказывались признавать идею Ситчина из-за отсутствия эмпирических доказательств, и с его переводами клинописи на глиняных табличках многие эксперты были не согласны. Некоторые же учёные считают, что переводы Ситчина можно использовать для других табличек, в контексте имён и историй древних людей. Исследователь Майкл Теллингер считает, что на самом деле есть доказательства добычи древними людьми золота в Южной Африке. А в переводах Ситчиным шумерских текстов есть ссылки на достопримечательности и мегалитические сооружения, которые не могли построить люди при древних технологиях.