Сколько лет обучались в гимназии до революции. Школа прошлого: один день из жизни гимназистки XIX века
Ростовская мужская гимназия была построена на средства купца Алексея Леонтьевича Кекина.
22 июня 1908 года состоялась торжественная закладка здания. Автор проекта здания - московский архитектор Павел Алексеевич Трубников.
Все строительные работы взяла на себя Петербургская фирма «Кучер-Солун». (на экране вы видите строительство в самом начале и уже почти готовое здание)3 августа 1910 года гимназия была принята в эксплуатацию. 5 октября 1910 года, в день именин А. Л. Кекина, состоялось торжественное освящение здания и открытие гимназии.
С тех пор днем рождения гимназии, судя по многочисленным письмам и телеграммам в день годовщины от бывших учеников и преподавателей гимназии, считается 5 (18) октября.
В здании гимназии было расположено 18 классных комнат, 15 учебных и других кабинетов, 2 аудитории: одна - на 300 человек, другая - на 75 человек, актовый зал, два рисовальных класса, три рекреационных зала-коридора, гимнастический зал, два столовых зала. Всё здание трёхэтажное, рассчитанное на 720 человек учащихся. К нему примыкает трёхэтажный корпус для квартир администрации гимназии (сейчас здесь учится начальная школа нашей гимназии) и сзади дом для служителей.
Директором гимназии еще в начале строительства был назначен Сергей Павлович Моравский
. Он вошел в состав строительной комиссии. По его совету была построена астрономическая обсерватория.
Это была мужская 8-ми классная классическая гимназия. Цель таких гимназий -готовить к поступлению в университет.
В построенном здании должны были разместиться 700 учеников и пансион на 120 учеников. Правда, в нашей гимназии до революции обучалось меньше учащихся, чем было положено по проекту:
В гимназии учились мальчики в возрасте от 8 до 10 лет. Обучение в гимназии длилось 8 лет. В 1-й класс гимназии принимались дети, "умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы, из арифметики - сложение, вычитание и таблицу умножения". В каждом классе полагалось не более 40 воспитанников.
Гимназический устав гласил, что "в гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания".. Бедным ученикам, отличавшимся успехами в учебе и поведении, давалась ежегодная стипендия. При гимназии с разрешения министра народного просвещения был учрежден пансион (что-то типа интерната при школе, где учащиеся жили). . В пансион принимались только воспитанники четырех младших классов гимназии. Старшие воспитанники могли проживать на съемных квартирах, если приехали из села или из других городов.
Учебный год продолжался с 16 августа по 1 июня, около 240 дней.. Зимние каникулы ("вакации") продолжались две недели, а летние каникулы у гимназистов в то время были менее продо-лжительными, чем у нынешних школьников, и продолжались всего шесть недель.
Воскресенья и дни великих православных церковных праздников являлись неучебными днями. В годы 1 мировой войны в здании разместили лазарет для раненых и учиться стали в 2 смены.
Зимой по распоряжению директора в 7 часов утра вывешивались флаги, чтобы объявить гимназистам, будут ли занятия: при морозе в 20 - до 25° на всех городских водозаборных будках, а при морозе в 25° и более - на городской каланче.
Какие предметы преподавали:
От современного набора предметов прежний набор отличался наличием Закона Божия, греческого и латинского языка. Арифметика, алгебра и геометрия не выделялись в отдельные предметы, а были объединены уроком математики.
Обучение в гимназии было платным.
Оплата составляла 50 рублей в год, для жителей Ростова - 20 рублей из этой суммы платил город. Неимущие освобождались от платы за учебу, бесплатно пользовались горячими завтраками и бесплатно ездили на экскурсии в Москву, Петербург, по Волге, в Крым и даже за границу.
Гимназия была и тогда обеспечена всевозможными наглядными пособиями — стенными картинами, картами, таблицами, моделями, картинами для волшебного фонаря и для стереоскопа и пр. Особенно много их было для уроков природоведения, географии и истории.
Экзамены были ежегодно устные и письменные. Выдержавшие с успехом экзамены награждались похвальными листами и книгами. Окончившие курс в гимназии получали аттестаты зрелости, открывающие доступ во все высшие учебные заведения.
Педагоги: Директор гимназии утверждался министром народного просвещения. Вторым лицом в администрации гимназии был инспектор - помощник директора по учебной и воспитательной части. В штат гимназии входили преподаватели, воспитатели, законоучитель (преподаватель Закона Божия), врач и письмоводитель. При гимназии в соответствии с Уставом, действовали попечительский, а также педагогические, воспитательные и хозяйственные советы.
В Ростовской гимназии работал квалифицированный педагогический коллектив. Многие из них, когда уехали из Ростова в начале 20-х годов, стали профессорами высших учебных заведений Москвы и других городов.
Чтобы пригласить в гимназию лучших педагогов, директор искал их в других школах и даже других городах и добивался для них от городской думы повышенного жалованья.
Среди педагогов были:
- С 1907 г. дьяк Евлампий Дмитриевич Богословский (Ярославская Духовная Семинария) - пение.
- С 1907 г.законоучитель, священник Николай Иванович Чуфаровский (Ярославская Духовная Семинария) - Закон Божий.
- С 1907 г. преподаватель русского языка Василий Владимирович Казанцев. (Московская Духовная Академия со степенью кандидата богословия)
- С 1907 г. преподаватель математики Алексей Павлович Косминков (Московский Университет)
- С 1907 г. преподаватель географии и природоведения Федор Захарьевич Чембулов (Новороссийский Университет физико-математический факультет отделение естественных наук) .
- С 1907 г. Елизавета Федоровна Судьбинина (Московское Училище Ордена св. Екатерины) французский язык.
- С 1907 г. Елена Георгиевна Лопатина (В С. Петербургская Васильевская женская гимназии, специально-педагогические классы С. Петербургских женских гимназий) немецкий язык.
- В.П. Покровский- преподаватель русского языка, погибший в 1-ю Мировую войну. Евгений Андреевич Мороховец-учитель истории.
- С 1907 г.Александр Иванович Звонилкин (Строгановское Центральное Художественно-промышленное Училище с званием ученого рисовальщика) рисование и чистописание
- С 1908 г. Николай Александрович Ивановский (Московская Духовная Академия) латинский язык
- С 1909 г. Александр Яковлевич Кремер (Московский Университет)- математика
- С 1910 г.Федор Антонович Палице- немецкий язык.
- С 1910 г. Абдулла Ибрагимович Девишев- гимнастика.
- С 1910 г.Анатолий Константинович Фон-Траубенберг Московский Университет- - русский язык
- С 1911 г. Протоиерей Александр Васильевич Троицкий (Петербургская Академия) - Закон Божий.
- С 1911 г. Федор Андреевич Вознесенский (С-Петербургский филологический институт)- - латинский язык
- С 1911 г. Вадим Феофанович Мальчевский (Московский университет)-история
- С 1911 г. Людвиг Фобиянович Жюлья - французский язык
Преподаватели гимназии постоянно повышали свою квалификацию. Известно, что учитель рисования А.И.Звонилкин (он написал тот портрет Моравского, который вист у нас в коридоре 2 этажа) знакомился с новыми методами преподавания своего предмета на летних курсах рисования и живописи в Петербурге. А.И.Девишев в 1910 году принимал участие в учительском семинаре ручного труда в Швеции. Ф.З Чембулов - преподаватель географии знакомился с постановкой учебного дела в Бельгии и Англии.
Директор Сергей Павлович Моравский был учителем истории.
Наша гимназия входила в состав Московского учебного округа.
В гимназии все делалось для того, чтобы ученики не переутомлялись, но работали с интересом..
В гимназии был организован внимательный врачебный надзор за здоровьем учащихся. Гимназический врач Леонид Яковлевич Богданов- был квалифицированным и добросовестным доктором. Он регулярно проводил обстоятельный осмотр учащихся, присутствовал в гимназии во время уроков, а также обязательно обходил квартиры учеников, которые жили не у родителей, лечил на дому всех заболевших учеников. Врач присутствовал почти на всех педагогических советах гимназии.
В гимназии для учеников были организованы горячие завтраки, причем дети бедных родителей завтракали бесплатно. Молоко для завтраков возили из Белогостицкого монастыря.
Перемены по возможности проводились на открытом воздухе; во дворе гимназии были устроены 2 большие площадки для игр, зимой на них - каток. На переменах устраивались общие игры: лишний, крепость, колдуны, великаны, масло, юла-коровка; зимой заливали ледяную гору. Много занимались спортом.
В гимназии обязательными для всех учеников были уроки рисования и пения. Желающие из учеников могли заниматься лепкой, что они делали с удовольствием в воскресные дни в гимназии. Был организован хор и оркестры, на первых порах - балалаечников, а потом - духовой и струнный.
Проводились многочисленные экскурсии на местные предприятия, по окрестностям Ростова на лыжах и велосипедах и более длительные экскурсии - по стране и даже за границу. Выпускники гимназии 1913-1914 учебного года ездили в сопровождении своих преподавателей в Швейцарию и Германию.
В гимназии был организован ряд научных обществ, в частности, Общество по изучению Ростовского края, различные кружки (астрономический, лепки, физический и др).
Здесь была хорошая фундаментальная библиотека. Гимназисты читали книги очень охотно.
Ученики издавали много разных своих журналов, и не только старшие классы, но и младшие. В большой аудитории гимназии устраивали публичные литературные вечера, посвященные русским писателям: Некрасову, Никитину, Гаршину, Льву Толстому и др. Публичные вечера в гимназии привлекали большое внимание и посещались горожанами. Устраивались и музыкальные вечера, и любительские спектакли, в которых участвовали и гимназисты и преподаватели. Часто приглашали и профессиональных артистов. Не раз приезжали Собинов и Шаляпин. В гимназии организовывали циклы публичных лекций по самым разнообразным вопросам, причем приглашались обычно лекторы из Москвы и Петербурга.
Стали регулярными воскресные собрания. На эти собрания приходили все желающие из учеников и большая часть преподавателей. Здесь они проводили по нескольку часов в совместных занятиях и развлечениях по собственному выбору: занимались фотографией, рисованием, лепкой, музыкой, пением
В гимназии действовали следующие обязательные правила:
- Каждый учащийся, находясь вне стен своего учебного заведения, обязан иметь при себе ученический билет с обозначением на нем имени, отчества и фамилии, учебного заведения и класса.
- Прогулки учащихся по улицам, площадям, садам и бульварам и т.д. разрешались в летнее время до 10 часов вечера, зимнее и осеннее - до 8 часов вечера.
- Форменная одежда для учащихся обязательна. Смешанная форма, как то форменная фуражка и штатское пальто допускаются в особо уважительных случаях
В гимназии были отменены специальные надзиратели. Педагоги считали, что порядок зависит не от строгости наказания, а от самодисциплины учащихся и уважения к персоналу гимназии.
Были установлены следующие наказания:
- выговор,
- удаление из класса,
- стояние в классе вместо сидения,
- оставление после уроков,
- сообщение родителям о проступке учащегося,
- лишение права участвовать в общей игре во время большой перемены.
В 1914 г. гимназия сделала первый выпуск.
Ее первые выпускники стали известными в городе людьми.
В 1990 в год 80-летия гимназии на ее здании были открыты мемориальные доски основателям гимназии Кекину А.Л. и Моравскому С.П.
Первоначально Закон Божий не входил в ряд основных предметов, преподававшихся в гимназиях. Он даже не был упомянут в Высочайшем указе от 5 ноября 1804 года, учреждавшем систему гимназического образования в Российской империи.
Указ 1804 года предусматривал обязательность его преподавания лишь для школ низшей ступени – церковно-приходских, где обучались дети податных сословий. Возможно, это был сознательный шаг Александра I, сделанный под влиянием Великой Французской революции, наэлектризовавшей консервативную атмосферу старой Европы. Показательно, что вводившаяся в империи система многоступенчатого образования и набор предметов, предназначенных для изучения в российских гимназиях, во многом совпадают с программой переустройства системы народного образования во Франции, изложенной видным философом-просветителем Ж.А. Кондорсе в Конвенте в апреле 1792 года.
Однако уже в 1811 году, согласно Высочайшему распоряжению, Закон Божий, как «заключающий главную и существенную часть образования», был введен как обязательный и основной предмет в средних учебных заведениях России всех ступеней.
Можно назвать круг людей, непосредственно повлиявших на решение императора. Это попечитель Санкт-Петербургского учебного округа граф С.С. Уваров, разработавший альтернативную программу гимназического образования, в которой большое внимание уделялось Закону Божиему, древним языкам и словесности. Это обер-прокурор Святейшего Синода князь А.Н. Голицын и митрополит Московский Филарет (Дроздов), отстаивавшие необходимость устройства системы среднего образования на основах христианской духовности. Да и для самого императора после Отечественной войны 1812 года преимущества христианского вероучения перед разрушительным безбожием революционной Франции стали очевидными. «Пожар Москвы освятил мою душу, – признавался Александр I, – и я познал Бога…»
В 1812 году императорское распоряжение об обязательности преподавания Закона Божиего было подтверждено. Спустя семь лет член Библейского общества Н.С. Стурдза, известный к тому времени как автор “Записки о настоящем положении Германии”, где, в частности, содержалась критика германских университетов как рассадников идей революции и атеизма, по поручению Александра I составил инструкцию для учебных комитетов, в которой доказывалась необходимость изучения Закона Божиего в средних учебных заведениях. Тогда же по благословению митрополита Филарета в гимназиях было введено ежедневное чтение Нового Завета, помимо уроков Закона Божиего.
Правда, не все гимназии согласились с включением этого предмета в число обязательных учебных дисциплин. Так, педагогический совет Костромской губернской гимназии лишь в 1819 году согласился с тем, что знание Закона Божиего не мешает благовоспитанному человеку, и этот предмет наконец-таки получил свое место в учебном плане. Причем, на педагогический совет этой гимназии не было оказано никакого административного давления, и решение об обязательности его преподавания оказалось результатом свободного волеизъявления учительского коллектива.
В 1823 году был опубликован Православный катехизис, составленный митрополитом Филаретом, – основное учебное пособие по Закону Божиему в средних учебных заведениях всех ступеней. Он стал основой для составления программы по этому предмету.
Обязательность преподавания Закона Божиего была подтверждена в новом Уставе о средних учебных заведениях, изданном 8 декабря 1828 года, в царствование Николая I. В основу Устава легла уже упомянутая учебная программа графа С.С. Уварова, к тому времени министра народного просвещения. Так в Российской империи была установлена система классического образования.
По этому Уставу программа Закона Божия в гимназиях включала: изучение Священной истории Ветхого и Нового Завета – в 1-м и 2-м классах гимназий, Пространного катехизиса – в 3-м и 4-м, Церковной истории и Священного Писания в 5-м и 6-м. В 7-м, выпускном, классе, изучались обязанности христианина. В 1851 году программа была изменена. В 1-м классе, помимо Священной истории Ветхого Завета, давался краткий курс Катехизиса, повторялись и разъяснялись основные молитвы. Курс Пространного катехизиса приходился на 3–5-й классы, а в 7-м классе вместо обязанностей христианина преподавалось учение о богослужении и повторялся весь курс Закона Божия. С этого времени можно считать, что этот предмет получил окончательное оформление.
Эпоха Великих реформ, начатая Александром II Освободителем, коснулась и средней школы, и Закон Божий вновь был исключен из числа обязательных предметов.
Однако при Александре III Миротворце Закон Божий вновь возведен в ранг основного предмета, а его объем был увеличен за счет курса нравственного и догматического богословия, читавшегося в 7-м и в впервые созданном 8-м классах. Составные части курса распределялись с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Закон Божий не был изолирован от других предметов. Он имел обширнейшие межпредметные связи с курсами русского языка, литературы, отечественной и зарубежной истории, философской пропедевтики, которая включала в себя логику и психологию. Собственно говоря, Закон Божий не потому был основным предметом, что стоял на первом месте в программе, и даже не потому, что с него начинались переводные и выпускные экзамены. Он цементировал весь процесс преподавания в гимназии. Даже учебный год и продолжительность каникул зависели от годового круга православных праздников, сущность которых, кстати, объяснялась на уроках.
Хотя гимназии признавались христианскими учебными заведениями, то есть не сообразующимися с мусульманскими и иудейскими принципами веры, ни одна из гимназий не была узкопрофильной. Ни к учителям, ни к ученикам не предъявлялось ограничений по поводу их вероисповедания. Равным образом, не существовало самого понятия «православная гимназия». Напротив, Высочайшее повеление от 17 января 1829 года предписывало назначать законоучителя в зависимости от вероисповедания учеников.
Руководство гимназий в ряде случаев даже считало необходимым искать общий язык с наиболее гонимыми официальной Церковью старообрядцами. Например, ввиду многочисленности старообрядческих семей в Гомеле педагогический совет местной гимназии ходатайствовал перед попечителем учебного округа об освобождении детей-старообрядцев от вступительного экзамена по Закону Божиему и посещения этого предмета в гимназии с правом домашнего обучения по этому предмету. Удивительно то, что такое разрешение было получено.
Все эти факты свидетельствуют о достаточно гибком подходе в вопросах свободы вероисповедания при обучении Закону Божиему, хотя в российском законодательстве сама постановка этого вопроса отсутствовала вплоть до Манифеста 17 октября 1905 года, который впервые провозгласил свободу вероисповедания как неотъемлемое право подданных Российского императора.
Александр Авдеев
Образование в 19 веке имело ступенчатую форму. Сначала ученику предстояло окончить начальное общеобразовательное учреждение, потом среднее общеобразовательное и последний этап – поступление в университет.
Начальные общеобразовательные учреждения состояли из приходских, уездных и городских училищ, воскресных школ и школ грамотности. При этом ученику следовало сначала отучиться в приходском, а затем в уездном училище и лишь потом он имел право поступать в гимназию.
Средними общеобразовательными учреждениями являлись гимназии и пансионы. Различались классические, реальные, военные гимназии. Гимназии по значимости представляли собой современную среднюю школу, которую необходимо закончить перед поступлением в вуз. Обучение в этих учреждениях занимало семь лет.
Поступить в образовательное учреждение имели право представители всех сословии. Однако в школах и училищах учились дети низших сословий, а в пансионах и лицеях – дети высокопоставленных людей. Такая форма образования была заложена Александром I, позже изменена Николаем I, и вновь восстановлена Александром II.
Предметы изучения
План обучения на протяжении века часто изменялся. Это касалось как гимназии, так и училищ.
Приходские и уездные училища официально имели программу обучения такую же обширную, как и в гимназиях. Но на деле не выходило выполнять установленный план. Начальные общеобразовательные учреждения были отданы под попечение местных чиновников, которые в свою очередь не стремились заботиться о детях. Не хватало кабинетов и учителей.
В приходских училищах учили чтению, письму, простым правилам арифметики и основам закона Божьего. В уездных учреждениях изучали более широкий курс: русский язык, арифметика, геометрия, история, геометрия, чистописание и закон Божий.
В гимназиях преподавались такие предметы, как математика, геометрия, физика, статистика, география, ботаника, зоология, история, философия, литература, эстетика, музыка, танцы. Ученики помимо русского языка изучали немецкий, французский, латинский, греческий. Некоторые предметы носили факультативный характер.
В конце 19 века уклон в образовании стал делаться на прикладные дисциплины. Стало востребовано техническое образование.
Процесс обучения
В 19 веке в гимназиях и училищах время обучения делилось на уроки и перемены. Ученики приходили на занятия к 9 часам или ранее. Заканчивались уроки в 16 часов, в некоторые дни в 12. Обычно раньше всего обучение завершалось в субботу, но в некоторых гимназиях такими днями была среда. После уроков неуспевающие ученики оставались на дополнительные занятия, чтобы подтянуть оценки. Также была возможность остаться на факультативные курсы.
Более тяжело приходилось тем ученикам, которые жили в пансионах. Их день был расписан буквально по минутам. Распорядок дня в разных пансионах немного различался. Примерно выглядел он так: подъем в 6 утра, после умывания и одевания ученики повторяли уроки, затем шли завтракать и после начинались уроки. В 12 часов был обед, после которого снова начинались уроки. Заканчивались занятия в 18 часов. Ученики немного отдыхали, перекусывали, делали уроки. Перед сном ужинали и умывались.
На территории бывшего СССР первые школы возникли в Армении и Грузии в IV в., а в Азербайджане – в V в. В среднеазиатском регионе и в Азербайджане, где по преимуществу население исповедовало мусульманскую религию, начиная с VII в. основными типами школ становятся мектебы и медресе, сохранившие свое приоритетное положение вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
Истоки русской национальной школы берут свое начало в Киевской Руси, где на рубеже VIII-IX вв. возникло одно из крупнейших в Европе раннефеодальное государство. В развитие древнерусской культуры и просвещения существенную роль сыграло введение усовершенствованной азбуки (кириллицы).
Согласно отдельным летописным свидетельствам о школах в Киевской Руси, там в X-XIII вв. они открывались при церковных приходах, монастырях и дворцах князей. В «Повести временных лет» (988 г.) отмечается, что с целью распространения письменной культуры уже князем Владимиром была предпринята попытка организации христианской школы. По существу это одно из первых официальных свидетельств о начале систематического обучения в столице Древне-русского государства Киеве. Берестяные грамоты XI-XV вв. свидетельствуют, что грамотность в древней Руси получила достаточно широкое распространение не только среди феодальной знати и духовенства, но и среди горожан, посадских людей, ремесленников и торговцев. В определенной мере этому способствовали «Мастера грамоты» — дьячки и «мирские» люди, занимавшиеся обучением детей по «совместительству» с основным ремеслом. Они своей деятельностью в известной степени удовлетворяли растущие потребности в подготовке грамотных людей из народных масс.
Первым высшим учебным заведением в России стала созданная в Москве в 1687 г. Славяно-греко-латинская академия. После открытия в 1755 г. Московского университета Академия постепенно превратилась в духовное учебное заведение.
Эпоха от начала XVIII в.и фактически до конца XIX в. по праву может быть названа эпохой реформации образования в России. Она открылась просветительными реформами Петра I (введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, учреждение Академии наук, открытие первых советских государственных школ – математических и навигационных наук, реальных школ при заводах и верфях, цифирных школ – первых государственных общеобразовательных школ, создание Морской академии в 1715 г. на базе морских классов школы математических и навигационных наук). Петровские реформы отражали стремление государственной власти в России поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, управленческой деятельности.
К числу прогрессивных завоеваний просветительских реформ XVIII в. относятся: создание крупных центров культуры, науки и просвещения (Академии наук, Московского университета), новых типов реальных школ, организация государственных общеобразовательных школ, в целом расширение системы общеобразовательных учреждений. Вместе с тем просветительские реформы XVIII в. усилили тенденции к приданию системе образования сословного характера: возникли дворянские учебные заведения; реформа духовного образования породила начальные архиерейские школы, духовные семинарии, открылись коммерческие школы, народные школы и училища для детей городских низов, мещан, солдат и матросов.
В дальнейшем сложилась система учебных заведений. Сеть начального образования состояла из церковно-приходских школ, земских школ, крестьянских школ грамотности. Среднее образование было представлено двумя типами учебных заведений: классическими гимназиями (обучались дети дворян, прием детей малоимущих родителей был ограничен циркуляр «О кухаркиных детях») и реальными училищами (готовили специалистов разных профессий). Высшее образование можно было получить в институтах и университетах. Число грамотных людей росло: в 60-е гг. XIX в. они составляли 6% населения; в конце XIX в. — 28%. Это было прогрессом по сравнению с прошлым, но сравнительно с другими странами Россия оставалась отсталой страной.
С 1882 г. начальное образование полностью перешло под контроль церкви.
В конце XIX — начале XX в. в построении системы начального образования можно выделить следующие принципы:
2. Единоначалие. В 1898 г. все типы начальных школ, за исключением конфессиональных, были подчинены Министерству Народного просвещения, перед которым несли ответственность за выполнение государственной программы обязательных учебных предметов. К ним относились: Закон Божий, чтение книг гражданской и церковной печати, письмо, русский язык, арифметика, отечественная история и география, естествознание, черчение и рисование.
3. Многотипность. Начальная школа не являла собой один-единственный тип учебного заведения, в котором обязаны обучаться все дети. Тип учебного заведения зависел от места жительства учащихся, их национальности, вероисповедания, сословия, достатка семьи.
4. Веротерпимость. Хотя Закон Божий являлся не просто обязательной, а и основной учебной дисциплиной, это вовсе не означало, что в начальной школе целиком и полностью господствовала православная церковь. Преподавание этого предмета зависело от вероисповедания учеников, дети же старообрядцев и сектантов получали право домашнего образования по этому предмету. Ко всему прочему, имелись специальные конфессиональные училища, в которых начальное религиозное образование получали дети, исповедовавшие основные религии Российской империи различные направления христианства, мусульманство и иудаизм.
5. Наднациональность. При том, что начальная школа оставалась преимущественно русскоязычной, ее задачей было образование как можно большего числа народов империи.
6. Альтернативность. Начальная школа рассматривалась как альтернатива среднему образованию. По этой причине ее выпускникам был закрыт доступ в высшие учебные заведения и на административно-чиновничьи должности. Тем не менее, поскольку основной контингент учащихся составляли дети представителей податных сословий-крестьян, мещан и рабочих, — им открывались широчайшие возможности для продолжения образования в ремесленных и технических училищах, благодаря чему государство, сохраняя сложившуюся сословную иерархию, получало квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технических служащих, учителей низшей категории. Кроме того, поскольку обучение в начальных классах начиналось с 7 лет, ученик, окончивший одноклассное училище; имел право и возможность держать вступительные испытания в гимназию или реальное училище.
7. Профессиональная направленность. Как кажется, главным профилем в специализации начальных школ бала педагогика. Выпускники, оставаясь при школах в качестве помощников учителей, в течение 3-х лет получали начальное педагогическое образование на практике и, имея рекомендацию педагогического совета, вне конкурса поступали в соответствующие средние и высшие учебные заведения. Менее тщательно велась ремесленная подготовка, которая рассматривалась как основной предмет лишь в ремесленных и технических начальных училищах.
8. Открытость. Этот принцип необходимо рассматривать в двух аспектах. Первый — для начальных училищ не была характерна пансионная система обучения. В полной мере она осуществлялась лишь в детских приютах и в небольшом количестве частных начальных школ. Второй – начальная школа официально провозглашалась всесословным типом учебного заведения. Любое сословие имело право получить начальное образование, причем, это главным образом касалось представителей податных сословий в любом возрасте. Однако сословный характер образования сохранился еще и потому, что начальные школы, размещавшиеся в сельской и городской местностях и в районах расселения казачества, во-первых, принадлежали к разным видам учебных заведений, а, во-вторых, были рассчитаны на определенный контингент учащихся.
9. Платность. Начальное образование, как и среднее, было платным. Тем не менее, размер платы за обучение колебался в зависимости от того, кто являлся учредителем школы. В частности, благотворительным организациям, особенно в сельской местности, удалось снизить плату за обучение до поистине символической сумму- 20 копеек в месяц.
Начальная школа в дореволюционной России играла основную роль в распространении элементарного общего и религиозно-нравственного образования всех слоев населения. (См. приложение 1).
Накануне первой мировой войны начальная школа Российской империи состояла из следующих типов учебных заведений:
1. Сословные учебные заведения.
К этому типу относятся различные начальные училища. Номинально провозглашенные всеобщими, они, тем не менее, оставались сословными по охвату учеников в зависимости от местности. В первую очередь назовем сельские начальные училища — одноклассные со сроком обучения 3 года и двухклассные с пятилетним сроком образования. К этому же типу относятся городские начальные училища (до 1878 г. — уездные начальные училища). Они были одноклассными, двух-, трех- и четырехклассными. Срок обучения в них был установлен в 6 лет.
В качестве особого вида сословных начальных училищ необходимо выделить казачьи (войсковые) школы с 6-летним сроком обучения. При наборе обязательных предметов особое внимание уделялось начальной военной подготовке для мальчиков, что было связано с традициями казачества.
Начальные училища и казачьи (войсковые) школы находились в ведении Министерства Народного Просвещения. Круг учредителей этих учебных заведений не ограничивался.
Как принципиально новая разновидность начальных училищ в 1912 г. были образованы высшие начальные училища (ВНУ), выделенные из городских начальных училищ, двухклассных народных училищ Киевской, Подольской, Волынской губерний и четырехклассных женских училищ области войска Донского. Их цель состояла в том, чтобы дать учащимся законченное начальное образование. В ВНУ принимались дети от 10 до 13 лет, прошедшие курс одноклассного начального училища Министерства Народного просвещения.
При ВНУ открывались дополнительные классы или курсы — педагогические, почтово-телеграфные, бухгалтерские, строительные, электротехнические, сельскохозяйственные и ремесленные. Обучение в них велось по углубленной программе.
Продолжать образование выпускники ВНУ могли в следующих специальных учебных заведениях соответственно профилю специализации (их список специально был оговорен в Положении о ВНУ): учительские институты и семинарии, средние сельскохозяйственные училища, Никитское училище садоводства, Суводская низшая лесная школа, лесные школы, землемерные училища, Петроградские политехнические курсы, художественные училища и школы, Строгановское Центральное училище, средние технические училища, техническое училище Ведомства артиллерии, Среднее строительное техническое училище, Охтинское механико-техническое училище, Петроградские сельскохозяйственные курсы, Саратовское техническое железнодорожное училище, речные училища, фельдшерские школы, прядильно-ткацкое училище, Московский городской университет им. Шанявского.
2. Конфессиональные учебные заведения
Конфессиональные учебные заведения четко разделялись по вероисповедному принципу.
Учебные заведения для детей православного исповедания получили окончательное: оформление по Высочайшему указу от 13 апреля 1884 г., которым были утверждены Правила о церковно-приходских школах. Ядром учебной программы становился Закон Божий.
Церковно-приходские школы делились на одноклассные (срок обучения 3 года) и двухклассные с пятилетним сроком обучения.
Помимо церковно-приходских школ, тачальное образование давали школы грамотности, срок обучения в которых оговорен не был. Эти учебные заведения находились в ведении епархиального духовенства.
Деятельность учебных заведений для детей инославного вероисповедания и иноверцев регламентировалась Высочайшим положением от 23 июля 1844 г. о частных учебных заведениях и домашних учителях, фактически приравниваясь к частной школе.
Церковные школы для детей инославного вероисповедания со сроком обучения от 3 до 6 лет давали элементарное начальное образование и обучали основам национального вероисповедания детей католиков, протестантов и последователей армяно-григорианской церкви.
Эти школы просуществовали до 1898 г., когда они были преобразованы в училища, объединявшие учащихся не по узкоконфессиональному, а по национально-конфессиональному признаку.
Среди евреев основы элементарного образования и основы иудейской религии распространяли особые духовные начальные училища хедеры, учреждаемые местным еврейским духовенством на правах частной школы. Срок обучения в хедере колебался от 7 до 10 лет.
Свой тип начального духовного училища имели и мусульмане. Он назывался мектебе. В течение трех лет ученики изучали здесь арабский язык и письмо, основные положения Шариата, мусульманские молитвы и обряды, читали Коран. Это был наиболее замкнутый тип начального духовного учебного заведения, поскольку необходимость элементарного европейского образования здесь категорически отрицалась, а все попытки имперской администрации ввести в курс обучения в мектебе общеобразовательные предметы встречали среди мусульманского духовенства, в ведении которого находились эти школы, глухое непонимание и неприятие.
3. Национальные начальные учебные заведения
Начальная школа в дореволюционной России по существу оставалась русскоязычной. Однако в эпоху Великих Реформ, при перестройке системы образования к Империи, стало ясно, что в районах с коренным нерусским населением внедрение чисто русской школы обречено на провал. Нужна была иная системе, образования, которая без насилия над национальностью позволила бы вовлечь инородцев в полноценную жизнь подданных Империи, позволила бы им получить не только элементарное образование, но и продолжить учебу в средних, а, если Бог даст, — и в высших учебных заведениях.
26 марта 1370 г. Министерство Народного просвещения издало Правила о мерах к образованию инородцев, подтвержденные в 1872 г. Положением о начальных училищах, которое устанавливало новую систему начального образования в России. Согласно Правилам, для инородцев вводилось два вида казенных начальных училищ: первый — для исповедующих христианскую веру, второй — для татар-мусульман. Срок обучения в них определялся от 3 до 6 лет.
4. Частные начальные учебные заведения
Существование школ этого типа было закреплено в 1844 г. Все частные учебные заведения были подчинены Министерству Народного Просвещения, которое неукоснительно следило за выполнением Госстандарта.
Частные начальные учебные заведения именовались народными училищами и делились, в зависимости от сроков обучения, на разряды. В училищах первого или высшего разряда дети учились 6 лет; срок обучения в училищах второго разряда составлял 3 года, третьего 1-2 года.
К этому же типу можно отнести частные домашние школы, дававшие начальные азы образования, т.е. учившие читать, писать и считать.
5. Низшие технические и ремесленные училища
Обучавшиеся здесь дети получали не только элементарное образование, но и овладевали определенной профессией. Срок обучения составлял 6 лет. Характерно, что выпускники технических и ремесленных училищ не имели права поступления в высшие учебные заведения, что препятствовало утечке квалифицированных рабочих из промышленности.
Особым видом училищ такого типа были железнодорожные училища, первоначально подчиненные Министерству Путей Сообщения, а с 1898 г. — Министерству Народного Просвещения, как технические и ремесленные училища.
6. Начальные учебные заведения при приютах и благотворительных обществах
Среди начальных учебных заведений необходимо выделить как общеобразовательные, так и ремесленные школы интернатного типа для детей-сирот при казенных и частных приютах, общеобразовательные школы при монастырях и пр.
Все заведения подобного типа, за исключением монастырских школ, подчинялись Министерству Народного Просвещения. Занятия велись по программе городских и сельских училищ.
7. Начальные учебные заведения для лиц, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно
В воскресных школах, открываемых по инициативе правительства, городских и сельских обществ, духовенства, частных лиц, но подчиненных Министерству Народного Просвещения, в течение 6 лет рабочих и ремесленников обучали закону Божию, письму, чтению книг гражданской и церковной печати, арифметике, а там, где была возможность — и церковному пению.
Отмеченные особенности системы образования в рассматриваемый период наряду с тяжелым социально-экономическим положением бедноты привели к тому, что накануне октябрьских событий 1917 г. Россия значительно отставала по уровню грамотности от развитых западно-европейских стран. По данным на 1913 г. четыре пятых детей школьного возраста не имели возможности получить образование. В стране большие массы людей были безграмотны. В сравнении с 1926 г. процент грамотных в возрасте 9-49 лет составлял лишь 57%.
Система образования в России в 1917-1920-х гг.
Февральская революция 1917 г. Способствовала раз-витию общественно-педагогического движения в России.
Учебные заведения в России до 1917 года
В апреле 1917 г. состоялся Всероссийский учительский съезд, в ходе которого был создан Всероссийский учительский союз (ВУС). Отсутствие единых подходов не позволило наме-тить ВУСу единую программу реформ образования.
После Октябрьского государственного переворота 1917 г.
проблема перестройки всей системы образования была выдвинута в качестве первоочередной. Большевики рассматривали школу как важное средство пропаганды коммунистической идеоло-гии.
Первые мероприятия советской власти по изменению системы образования вызвали сопротивление многих учителей.
Забастовка учителей была объявлена Совнаркомом неза-конной, деятельность ВУСа запрещена. Одновременно советским государством были из-даны документы, в которых законодательно утверждались новые цели, задачи и программа школьного образования.
Гуманное отношение к ребенку, необходимость создания условий для его всестороннего развития формально провозглашались важнейшими задачами новой правительственной политики в области просвещения.
Воспитательные идеалы и ценности утвер-ждались во всех документах Народного Комиссариата про-свещения (Наркомпроса), созданного в 1918 г.(«Обращение народного комиссара по просвещению» (1917 г.), «Основные принципы Единой трудовой школы», «Декларация о Единой трудовой школе» (1918 г.), «Положение о Единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.)).
Совместное обучение детей обоего пола должно было быть реализовано в практике советской школы.
В документах Наркомпроса говорилось, что воспитать че-ловека-гуманиста сможет только учитель, принявший социалистическую идею. Поэтому большое внимание начали уделять подготовке новых учителей.
Руководители Наркомпроса – A.В.
Луначарский, Н.К. Крупс-кая, М.Н. Покровский – говорили о том, что воспитание человека в духе гуманизма связано с фор-мированием именно коммунистической убежденности.
На сме-ну народным школам, гимназиям, реальным училищам, лицеям должна была прийти Единая трудовая школа, кото-рая, по замыслам советской власти, призвана была стать мощным фактором формирования свободной, демократичес-ки ориентированной личности нового человека.
В документах о школе того времени много внимания уде-лялось развитию в ней самоуправления как средства демократизации всего учебно-воспитательного процесса.
Главным направлением Единой трудовой шко-лы было развитие здорового ребенка, для чего в школы вводили спортивные занятия.
На основе идей и документов Наркомпроса осенью 1918 г..
была предпринята попытка реализа-ции концепции Единой трудовой школы, делившейся на две ступени: I ступень для детей от 8 до 13 лет (пятилетний срок обучения) и II ступень для подростков и юношей 14-17 лет (четырехлетний курс обучения).
Школьному обучению дол-жен был предшествовать детский сад для детей от 6 до 8 лет.
Идеи гуманизации и демократизации образования требовали новых форм и ме-тодов учебно-воспитательной деятельности. Единая трудовая школа должна была стать центром организации детской жиз-ни, процесс обучения и воспитания планировался как круг-логодичный. Зимой дети должны были учиться в школах, посещать заводы и фабрики, а летом участвовать в произво-дительном труде в городе и деревне, применяя на практике полученные в школе знания, умения и навыки.
В школах поощрялись самостоятельные занятия и выполнение творчес-ких заданий: сочинения, рефераты, конкурсы на лучшую работу, самостоятельные опыты в лабораториях, работа в читальнях, подготовка вечеров, утренников и т.д.
В сен-тябре 1919 г. Наркомпросом была утверждена следующая систе-ма школ: Единая трудовая школа I ступени (срок обучения – 5 лет), которая являлась базой как для общеобразовательной школы II ступени (срок обучения – 4 года), так и для профессиональных школ (срок обучения – 4 года).
После окончания школы II ступени предполагалось обуче-ние в течение 4-5 лет в институтах, а после окончания проф-школы – трехгодичное обучение в техникумах (см. схему 15.1.– Система образования в СССР в 1922-1926 гг.).
Схема 15.1.
В конце 1919 г.- начале 1920 г.
состоялось совещание по вопросам образо-вания, на котором базой всех типов образования вместо девятилетней школы признали семилетнюю школу с 2 концентрами: I – 4 года, II – 3 года.
На этой базе предполагалось создание профессиональных школ –техникумов с 3-4-летним сроком обучения, а за-тем и обучение в высшей школе.
При этом можно было со-здавать и профессиональные школы на базе начальной об-щеобразовательной подготовки.
В 1922 г. Наркомпрос опубликовал постановление, согласно которому основным типом общеобразовательной школы снова становилась девятилетняя школа, состоявшая из 2 ступеней: школа I ступени (срок обучения – 5 лет) и школа II ступени (срок обучения – 4 года).
Начиная с 1927 г., для школ II ступени были приняты обя-зательные учебные планы и программы.
В учебном плане вы-делялось два цикла: общественные и естественнонаучные дисциплины.
Особое внимание в школах II ступени уделялось политехническому обучению и трудовому воспитанию. Помощь им должны были оказывать школы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества), профшко-лы, техникумы, вузы, опытные сельскохозяйственные стан-ции, заводы, фабрики, колхозы, посылая своих специалистов для обучения школьников профессиям и т.д. В 1926-1934 гг. существовало два типа школ I ступени: в городах и рабочих, поселках фаб-рично-заводские семилетки (ФЗС) и в сельской местности школы крестьянской (с 1939 г.
– колхозной) молодежи (ШКМ). Окончившие эти школы могли поступать в 8 класс, т.е. в школу II ступени или в средние профессиональные учебные заведения. В ФЗС учащимся давались некоторые навыки про-мышленного труда, а в ШКМ – сельскохозяйственного.
Вся работа по замене традиционной шко-лы новой Единой тру-довой школой организовывалась и возглавлялась Наркомпросом.
Первым Наркомом просвещения был назначен Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933 гг.).
Все его публикации по вопросам про-свещения были посвящены пропаганде коммунистических идей в области воспитания. Так, в статье «Воспитание «нового» человека» (1928 г.) он писал, что ребенок должен воспитываться для социалистического общества.
Эта ус-тановка определяла все направление строительства советской школы.
Главным деятелем Наркомпроса была Надежда Константиновна Крупская (1869-1939 гг.). Она опубликовала ряд ста-тей и брошюр по вопросам трудового обучения и политех-нического образования, содержания и методов обучения в школе, об учителе, об образова-нии взрослых, дошкольном воспитании, о деятельности пи-онерских организаций и т.д.
В целом, весь процесс строительства Еди-ной трудовой школы имел идейно-политическую направленность.
Создание советской школы потребовало коренного пересмотра подходов к содержанию и методам общего образования, что находило отражение в новых учебных планах и программах, учебной литературе для учащихся, в методи-ческих пособиях для учителей.
Наркомпросом РСФСР были изданы «Програм-мы семилетней Единой трудовой школы». В них была сделана попытка установить связь обучения с совре-менностью, создать условия для развития инициативы как у учащихся, так и у учителей. Вместе с тем в них отсутствовал единый подход к отбору образовательного мате-риала: в предметах естественно-математического цикла не уделялось должного внимания теоретическим аспектам, а при изучении дисциплин гуманитарного цикла господствовали абстрактно-социологический схематизм, идеологизация и по-литизация содержания отдельных предметов независимо от возраста учащихся.
Коренные изменения в содержание образования и его организацию были внесены в 1923 г., когда в практику шко-лы стали вводиться так называемые комплексные програм-мы, подготовленные научно-педагогической секцией Госу-дарственного ученого совета (ГУСа). Жесткая политизация и идеологизация, рассмотрение человеческой личности как средства для построения комму-нистического общества были положены в основу всего учеб-но-воспитательного процесса.
В соответствии с этими принципами содержание учебно-го материала в программах ГУСа концентрировалось вокруг трех тем: природа, труд, общество.
Внимание акцентировалось на трудовой деятельности человека, которая должна была изучаться в связи с природой как объектом этой деятельно-сти и общественной жизнью как следствием трудовой деятельности.
При комплексном построении учебных программ предметная система обучения практически ликвидировалась.
При распределении содержания учебного материала по годам обучения за основу брался принцип «от близкого к далекому». Так, на первом году обучения весь учебный материал группировался вокруг жизни ребенка в семье и школе и изучался близкий для детей труд, кото-рый рассматривался в связи с изменениями в природе в раз-личные времена года и т.
В школах II ступени предметная система сохранялась, а программы учебных предметов строились с учетом их взаи-мосвязей. Однако и здесь учебный материал стремились кон-центрировать вокруг комплексных тем.
Опыт реализации новых программ показал, что они хотя и помогали устанавливать связь между школой и жизнью, привлекать учащихся к активной общественно по-лезной деятельности, однако не обеспечивали овладения учащимися систематическими знаниями.
Все это привело к тому, что в 1927-1928 учебном году были введены программы ГУСа в новой редакции – первые обяза-тельные для всех школ РСФСР государственные программы.
Они предполагали сочетание комплексного и предметного обу-чения.
Главное внимание Наркомпроса и органов об-разования уделялось реализации большевистской идеи политехнического образования.
Принцип политехнизма, политехнического образования проявлялся в стремлении к максимальному соединению обучения с производитель-ным трудом, который должен был иметь общественно зна-чимый характер.
В 1927 г. труд был введен в школу как особый предмет обуче-ния.
Учащиеся знакомились с основными производствами, с различными материалами и инструментами. Ставилась задача выработать у них тру-довых умений и навыков. В школе I ступени детей обучали первона-чальным умениям работать с деревом, бумагой, тка-нью, металлом, глиной, для этого должны были создаваться специально оборудованные рабочие комнаты.
Учащиеся стар-ших групп школ-семилеток работали в школьных ма-стерских, обучаясь более сложным трудовым приемам.
Внимание к политехническому образо-ванию и трудовому обучению школьников нашло отражение и в про-граммах, введенных в 1930 г.
Они были построены, как и предыдущие, на основе сочетания комплексности и метода проектов и предназначались для фабрично-заводских семи-леток (ФЗС), основное назначение которых усматривалось в подготовке выпускников к работе на фабриках или заводах.
Основной организационной формой обучения в школе постепенно становился урок.
Была признана целесообразной дифференциро-ванная оценка знаний учащихся, что нашло отражение во введении системы отметок – отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо. Серьезное внимание стало уделяться подго-товке стабильных учебников по всем предметам.
К этому были привлечены педагоги и крупные ученые.
ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:
ГИМНАЗИИ (от древнегреческого γυμν?σιον — учебно-воспитательное заведение), средние общеобразовательные учебные заведения, характерные для системы классического образования. Термин «гимназии» употреблялся также в значении «место для упражнений». В этом значении гимназии функционировали в древних городах Греции, Египта, Сирии, Малой Азии. С конца 5 века гимназии стали образовательными учреждениями, в них вели свои беседы философы, риторы, учёные.
Наиболее известны греческие гимназии: Дромос в Спарте, три гимназии в Афинах, Кранейон в Коринфе и др.
Становление европейской гимназии Нового времени связано с возникновением в 15-16 веках латинских школ (назывались также лицеями, учёными школами, педагогиумами и др.), готовивших к поступлению в университет.
Первая такая школа возникла в Лондоне в 1510 году; в Германии первая попытка построения системы гимназического образования принадлежит Ф. Меланхтону, основавшему «высшую школу» в Нюрнберге (1526). Школа готовила учащихся к общественной службе и дальнейшим научным занятиям. С конца 17 — начала 18 века в программы гимназии постепенно проникали элементы научного естествознания, повышался удельный вес новых языков. В 19 — начале 20 века гимназии имелись в России, Австро-Венгрии, Болгарии, Германии, Голландии, Греции, Дании, Сербии и немецких кантонах Швейцарии.
Реклама
Во 2-й половине 19 — 1-й половине 20 века гимназическое образование дифференцируется.
Появляются разновидности гимназии: реальные, новых языков, естественно-математические (иногда существовали как соответствующие отделения гимназии). В 1950-1970-е годы возникли экономические, технические, музыкальные, спортивные и другие гимназии, осуществляющие подготовку в отраслевые вузы. Параллельно с дифференциацией оформились альтернативные тенденции к унификации гимназического образования: наряду с введением новых предметов (психологии, экономики, вычислительной техники и др.) определился круг обязательных предметов — художественно-языковый, политический, естественно-математический, религиозный и др.
В начале 21 века гимназии функционируют в большинстве европейских стран; во Франции им соответствуют лицеи и коллежи, в Великобритании — грамматические и высшие школы, в США — высшие школы, в Испании — институты и колледжи, в Италии — лицеи.
Во многих странах гимназии сохраняют значение единственного, необходимого для поступления в университет, звена среднего образования (часто без экзаменов — по конкурсу гимназических аттестатов).
Гимназии в России. В 1804-72 годах гимназии — основной, а в 1872-1918 — один из основных (наряду с реальными училищами) типов среднего учебного заведения.
Первыми созданы мужские гимназии — Академическая гимназия, гимназии при Московском университете (1755-1812) и в Казани (основана в 1758). Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804), предписал создание гимназии в каждом губернском городе (реализовано в 1820-е годы).
Имели 4 класса. Изучались латинский, немецкий и французский языки, история, география, статистика, естественная история, математика, физика (до 1819 также ряд других предметов), а с 1819 — Закон Божий и русский язык. В 1804-28 годах при поступлении в гимназии требовалось знание курса уездных училищ. В соответствии с Уставом гимназий, училищ уездных и приходских 1828 года (полностью введён в середине 1830-х годов) курс гимназии увеличен до 7 лет, гимназии стали фактически выполнять также функции начальной школы.
Вводилось преподавание греческого языка (к 1851 велось в 45 из 74 гимназии). С 1849-го древние языки изучали только гимназисты, намеревавшиеся поступить в университеты. В 1851 году преподавание греческого языка в большинстве гимназий прекращено.
Устав гимназий и прогимназий 1864 года ввёл разделение гимназий на реальные (в 1871 переименованы в реальные училища, в 1872 утверждён их устав) и классические, предусмотрел возможность создания прогимназий — неполных средних учебных заведений (имели 4-6 классов). Все учащиеся классической гимназии изучали латинский язык; по мере возможности в них вводилось преподавание греческого языка. Согласно Уставу гимназий и прогимназий 1871 (действовал до 1918) срок обучения в 7-м классе составлял 2 года (в 1875 он разделён на 7-й и 8-й классы), расширены курсы древних языков (до 1890 — около 40% учебного времени), при гимназии созданы приготовительные классы, выполнявшие функции начальной школы.
В начале 20 века изучение греческого языка в большинстве гимназий стало необязательным. В 1913 году существовали 441 мужская гимназия (в 1855 — 79, в 1886 — 175), 14 шестиклассных (в 1886 — 20) и 15 четырёхклассных (в 1886 — 50) прогимназий, в них обучалось свыше 152 тысяч (в 1855 — 18 тысяч, в 1886 — свыше 70 тысяч) гимназистов. Лица, имевшие свидетельства об окончании мужских гимназий, имели привилегии при поступлении на государственную службу и производстве в 1-й чин, принимались в университеты без вступительных испытаний (в 1835-63 они сдавали экзамены, но имели преимущества перед другими абитуриентами, в 1863-1884 иногда подвергались испытаниям по решению университета).
Женские гимназии и прогимназии имели 7 классов (большинство — также дополнительный 8-й педагогический класс), их курсы были близки к курсу мужских гимназий, однако (за небольшим исключением) в них отсутствовали древние языки.
Различались по ведомственной принадлежности. Гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии (ВУИМ) существовали с 1858 (до 1862 именовались училищами для приходящих девиц), действовали на основе устава 1862 года. Первые женские гимназии и прогимназии ведомства Министерства народного просвещения (МНП) созданы согласно Положению о женских гимназиях и прогимназиях 1870 на основе существовавших с 1858 года женских училищ 1-го и 2-го разрядов. Выпускницы получали звания начальных учительниц и учительниц народных училищ, а окончившие педагогический класс — домашних наставниц и учительниц.
В 1909 году МНП были подведомственны 590 женских гимназий и 117 женских прогимназий (в них обучалось свыше 237 тысяч гимназисток), в ВУИМ состояли 33 гимназии (свыше 15 тысяч гимназисток).
С 1868 года некоторые частные училища 1-го разряда получали наименование частных гимназий; среди наиболее известных — мужская гимназия Л.
Грамотность и образование в царской России
И. Поливанова (позднее И. Л. Поливанова) и женская гимназия С. Н. Фишер в Москве. В мужских и женских гимназиях обучались дети всех сословий и вероисповеданий. В 1827-м в них прекращён приём детей крепостных и дворовых, в 1887 — в мужские гимназии ограничено поступление лиц иудейского вероисповедания, «детей лавочников и тому подобных людей». В 1828-64 годах к гимназистам допускалось применение телесных наказаний.
Обучение в гимназии было бесплатным в 1804-19, затем для большинства учащихся платным. После Февральской революции 1917 года стали открываться гимназии и прогимназии с совместным обучением мальчиков и девочек. В 1918-м в соответствии с Положением ВЦИК «О единой трудовой школе» гимназии в РСФСР преобразованы в школы 1-й и 2-й ступеней.
В 1863-82 годах существовали военные гимназии (большая часть создана на основе общих классов кадетских корпусов).
Являлись заведениями интернатного типа, с 1873 — принимали и приходящих учеников. Выпускники главным образом поступали в специальные военно-учебные заведения. В 1879-м было 18 военных гимназий. Реорганизованы в кадетские корпуса.
Гимназии вновь стали создаваться в конце 1980-х годов.
Согласно «Типовому положению об общеобразовательном учреждении» (2001), гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) образования, обеспечивающие дополнительную (углублённую) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может также реализовывать программу начального общего образования. В 2004/2005 учебном году в Российской Федерации насчитывалось свыше 1,2 тысяч гимназий.
Лит.: Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век).
СПб., 1912; Кандаурова Т. Н. Гимназии // Очерки русской культуры XIX век М., 2001. Т. 3.
И. В. Зубков (гимназии в Российской империи).
Реа́льное учи́лище (от нем. Realschule) в Германии, дореволюционной России и ряде других стран - среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности.
История
Прототипами реальных школ или училищ были практические учебные заведения, возникавшие в Европе ещё в Средние века.
Одним из первых основателей реальных школ считается пастор из Галле - Кристоф Землер, организовавший в 1707 году «Математико-механическую реальную школу» (Mathematische und Mechanische Realschule), введя в которой в 1738 году курс сведений о хозяйстве, назвал её «Математической, механической и хозяйственной реальной школой».
В 1747 году, в Берлине, немецкий богослов Иоганн Геккер открыл «Экономическо-математическое реальное училище»; с 1753 года это училище стало называться королевским. Его директор Шпиллеке преобразовал его в 1822 году в «общеобразовательное учебное заведение, преследующее практические цели»; в программу его входили Закон Божий, естественные науки, математика, языки: немецкий, французский и английский, история, география и рисование.
Особенностью этого класса учебных заведения было отсутствие преподавания древних языков и древней истории. В 1859 году был принят устав, который различал училища трех видов: реальные училища I разряда (с 9-летним курсом и латинским языком), реальные училища II разряда (с 8-летним курсом, без латинского языка) и высшие городские училища (те же училища II разряда, но с 6-летним курсом).
До 1859 году реальных училищ в Германии было 56, а через 14 лет число их стремительно возросло до 179.
В Австрии устав 1850 года определил задачей реальных училищ «среднюю степень предварительного образования, нужного для промышленных занятий, равно как и подготовление к техническим заведениям».
Реальное образование в России
В России инициатива устройства реальных училищ исходила от частных лиц и возникла к началу 1830-х годов.
Первоначально целью таких училищ ставилось только распространение «технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний», но затем она была расширена в сторону общеобразовательных знаний.
В 1839 году уже на правительственном уровне была поставлена задача организации реальных классов для «временного преподавания технических наук». Позднее целью их учреждения стало намерение «отвлечь детей низших сословий от прохождения гимназического курса». Предметами преподавания были практическая химия, практическая механика, рисование и черчение.
К слушанию их допускались, бесплатно, не только ученики, но и «другие лица промышленного звания». В 1839 году при третьей московской гимназии было открыто реальное отделение, состоявшее из 6 классов; оно предназначалось главным образом для детей купцов и мещан. Окончившие в нём курс дети купцов 1-й и 2-й гильдии пользовались преимуществами коммерческих училищ и Московской практической академии, а дети купцов 3-й гильдии и мещан освобождались от телесного наказания и рекрутчины.
За период 1841-1866 годов в этом отделении было всего 593 ученика, тогда как в классическом за то же время - 2997. Из-за малого числа учеников закрывались постепенно и реальные классы.
В 1840 году в Варшаве была основана реальная гимназия, отличавшаяся от реального отделения 3-й московской гимназии главным образом тем, что имела 7-й, дополнительный класс. В то же время обводовые (или 4-классные уездные) училища Царства Польского были разделены на приготовительные (собственно 4-классные гимназии) и реальные, «имевшие направление техническое, коммерческое или агрономическое», смотря по местным потребностям.
Через 9 лет таких реальных училищ было 7.
Устав от 19 ноября 1864 года «О реальных гимназиях и прогимназиях» определил создание семиклассных реальных гимназий, целью которых ставилось, наравне с классическими гимназиями, «общее образование и подготовление к вступлению в высшие специальные учебные заведения».
Они были доступны для детей всех состояний и вероисповеданий и имели во многом сходную с классическими гимназиями программу и совершенно одинаковую администрацию.
Система образования в дореволюционной России
Но свидетельства об окончании курса реальных гимназий при поступлении в высшие специальные заведения только «принимались в соображение».
В 1871 году реальные гимназии были переименованы в реальные училища, а в следующем году новый устав, утверждённый 15 мая 1872 года, объявил их целью «общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний», имея в виду преимущественно потребности торговли и промышленности. Курс обучения длился шесть-семь лет.
В старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты.
В 1888 году реальные училища были реформированы в общеобразовательные заведения, выпускники которых уже могли поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты.
В 1913 году в Российской империи было 276 реальных училищ, в которых обучались порядка 17 тыс. человек.
После Октябрьской революции 1917 года этот тип учебных заведений в России был упразднён. Вместо них в Советской России возникли близкие по задачам Школы фабрично-заводского ученичества (прообраз системы ГПТУ 1960-х) и, с 1923 года, - техникумы (как полноценные средние специально-технические учебные учреждения, Ссузы).
В настоящее время существенно трансформированные реальные училища существуют в системах образования ряда государств - как учреждения подготовки высококвалифицированных[источник не указан 414 дней ] рабочих.
«Летидор» рассказывает, чем жили, какие предметы изучали, что за форму носили и сколько денег отдавали за образование ученицы Арсеньевской гимназии в конце XIX века в Москве.
О гимназии
В конце 1860-х годов в Москве открылось сразу несколько частных учебных заведений. Одним из самых заметных стала женская гимназия, которой руководила Софья Арсеньева - дочь известного российского архитектора Александра Витберга.
Гимназия находилась в самом центре Москвы, в бывшем особняке Дениса Давыдова (по современному адресу - улица Пречистенка, 17).
О программе
Девочек принимали в гимназию в возрасте 8-9 лет. Обязательным условием для поступающих к началу учебного года в подготовительный класс были требования:
- по «Закону Божьему»: молитва Господня, молитва перед учением и после учения;
- по «Русскому языку»: умение читать без большого затруднения и списывать с книг по двум линейкам;
- по «Французскому языку»: знание всей азбуки - печатной и письменной, а также умение написать её;
- по «Арифметике»: умение писать цифры.
От тех, кто хотел присоединиться к классу в середине учебного года, требовалось знание материала, на данный день уже изученного в этом классе. Девочки, которые посещали занятия, принадлежали к дворянскому сословию. К поступлению в школу их готовил целый состав преподавателей.
Что знала выпускница гимназии после выпуска
После семилетнего образования каждая ученица знала:
- «Закон Божий»: молитвы. Священная история Ветхого и Нового Завета. История христианской церкви. Катехизис. Учение о богослужении христианской православной церкви. Чтение Священного писания;
- «Русский язык и литература»: чтение и рассказ. Выразительное произношение наизусть. Орфографические упражнения. Грамматика: русская и церковно-славянская этимология, русский синтаксис. Стилистика. Упражнения в изложениях и сочинениях в связи с элементарной логикой. Изящные переводы с иностранных языков. Изучение русских прозаиков и поэтов. История русской литературы;
- «Французский, немецкий, английский» (от обучения английскому языку освобождались те воспитанницы, для которых изучение трёх иностранных языков было признано затруднительным): чтение, рассказ, выразительное произношение наизусть, орфографические упражнения, грамматика и стилистика, изучение прозаиков и поэтов, история литературы; умение владеть языками устно и письменно;
- «Математика»: арифметика, алгебра до логарифмов включительно, геометрия со стереометрией; приложение алгебры к геометрии; тригонометрия;
- «История», «География», «Физика»: в объёме курса мужской гимназии;
- «Естественные науки»: в низших 4-х классах - как предмет наглядного обучения, в 7-м классе - подробнее;
- «Из искусств»: рисование, хоровое пение, гимнастика, танцы, музыка; а в первых 3-х классах и чистописание.
Сколько стоило образование
Цены на обучение в 1878 году были следующие: плата за приходящую ученицу (в год) - 150 руб.; за полупансионерку - 400 руб., за пансионерку - 500 руб. За ученицу подготовительного класса: приходящую - 100 руб.; полупансионерку - 350 руб.; пансионерку – 450 руб. Кроме того, единовременно вносилось за каждую пансионерку 30 рублей.
Для сравнения: в те годы килограмм картофеля стоил 2 рубля, килограмм говядины - 27 рублей, килограмм сливочного масла - 61 рубль.
Что носили гимназистки
В гимназии были строгие порядки в отношении внешнего вида девочек. Правильной одеждой считалось коричневое шерстяное платье и черный шерстяной передник.
В те времена пренебрежение к внешнему виду каралось строже, чем незнание предмета. Ученица, явившаяся на занятия в растрепанном виде, получала выговор, представление родителям. Также девочку отчитывала классная дама или больше - сам директор гимназии Софья Арсеньева, чей осуждающий взгляд, по воспоминаниям школьниц, был худшим наказанием для каждой из них.
О быте учениц
Благодаря сохранившимся мемуарам выпускниц гимназии, известно не только формальное устройство школы, но и особенности её быта. Занятия начинались ровно в 9. Одна из гимназисток, Татьяна Аксакова-Сиверс, вспоминает:
«В низкой просторной передней усадьбы меня встречал швейцар Александр, маленький толстый старичок, топтавшийся на месте, как медвежонок, и его жена, дельная, быстрая старушка Наталья, ведавшая более 30 лет и вешалками, и кипячёной водой, и подаванием звонков.
Мой класс насчитывал около 40 человек, учился хорошо, но был какой-то разношёрстный. Менее блестящий, чем предыдущий…
Учение мне давалось без всякого труда и никогда не составляло предмета забот моих родителей. Начиная со 2-го класса и до самого конца я шла на круглых пятёрках, но должна признать, что пятёрки по физике и математике доставались только за счёт хорошей памяти, тогда как гуманитарные науки проникали несколько глубже.
В 4 классе мы сдавали экзамены по естествоведению, причём отметка, полученная на этом экзамене, входила в окончательный аттестат. Так как я уже метила на золотую медаль, четвёрка по естественной истории могла мне испортить всё дело, и я, снедаемая честолюбием, твердила наизусть «лютиковые» и «крестоцветные», которые могли меня подвести.
Учительницей по этому предмету у нас была Анна Николаевна Шереметевская, родная сестра знаменитой актрисы Марии Николаевны Ермоловой, женщина очень нервная, от которой можно было ждать всяких сюрпризов. Однако всё обошлось благополучно, и полученная отметка не закрыла мне путей «к славе».
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)