Состаривание дерева. Как состарить дерево своими руками? Мастер-класс: искусственно состаренное дерево
Современные дизайнерские разработки для оформления интерьеров или создания мебельных конструкций из натурального дерева зарекомендовали себя в последнее время весьма оригинальными предложениями. Одним из веяний моды является использование дерева с эффектом старения, который достигается искусственными методами.
Что такое браширование?
Слово «браширование» переводится с английского языка, как «щетка». Браширование дерева своими руками выполняется жесткой щеткой, которой удаляется часть волокон с поверхности заготовки, а созданный рельеф подчеркивается покрытиями. Процесс предполагает создание поверхности, у которой проявляются кольца и ярко выражена структура.
Как состаривается дерево?
Сегодня обычной мебели можно придать оригинальный стиль, если подвергнуть дерево искусственному старению специальными методами. Интерьеры из таких деталей также будут выглядеть дорогими. Естественные природные условия помогают состариться дереву, но на это уходит довольно много времени. В домашних условиях, сократив время, можно получить конечный результат, подвергнув древесину механической обработке и покрытию специальными составами. В этой статье домашний мастер получит не только советы, но и ответ на вопрос, как состарить дерево своими руками с помощью специальных методов.
Несколько советов:
- Хорошего эффекта можно достигнуть, если использовать для работы старые доски. Отсутствие такого простого материала дома или на участке не говорит о том, что его нет поблизости. Чаще всего соседи готовы бесплатно отдать ненужные доски.
- Следует помнить, что приобретение старых досок облегчает процесс работы, их состаривать несложно.
- Древесина разных пород состаривается по-разному независимо от того, что используются одни и те же материалы для покрытия. Крепление изделий с разным эффектом старения нужно заранее предусмотреть в готовой деревянной конструкции.
- Готовая состаренная доска сегодня может быть легко приобретена в магазине или на рынке, необходимость выполнять работу иногда отпадает.
Необходимые материалы
Работы над старением дерева выполняются при помощи:
- щетки с металлическим ворсом;
- циркулярной щетки;
- наждачной бумаги;
- щетки для опилок;
- нескольких кистей;
- уайт-спирита (растворителя);
- темного «Пинотекса»;
- прозрачной и белой лазури «Белинка»;
- большой губки.
Обработка дерева может проводиться пятью способами.
Мастер-классы по старению дерева
1. Состаривание путем удаления с поверхности волокон с последующей покраской.
Для старения дерева своими руками используется щетка с металлическим ворсом . Ею удаляются некоторые волокна, за счет чего создается неповторимый узор, который в дальнейшем будет подчеркнут покраской.
Сначала дерево необходимо ошкурить , затем обработать циркулярной щеткой автоматизированным способом. Можно использовать щетку с металлическим ворсом и проводить обработку вручную. В любом случае линии проводятся вдоль волокон.
Когда удаляются опилки, обнаруживается совершенно новый облик доски, который нужно подчеркнуть краской для старения дерева.
Затем очищенное изделие обрабатывается дважды кистью или валиком, на него наносится полупрозрачная лазурь «Белинка ».
Спустя короткое время губкой необходимо снять небольшой слой покрытия, чтобы обнаружился рельеф . Если такой эффект старения удовлетворяет мастера, он может нанести сверху прозрачный лак.
В другом случае эффект можно подчеркнуть нанесением еще одного тонкого слоя лазури , который также удаляется с помощью губки, чтобы получилось беленое полотно, популярное в этом стиле. На высохшее дерево наносится лак или прозрачная краска одним слоем.
Различные элементы деревянных конструкций, выполненные по такой технологии старения дерева, прекрасно сочетаются в старинном стиле.
2. Создание эффекта старения щеткой.
С помощью щетки вручную обрабатывается дерево, которое покрывается белой непрозрачной лазурью в один слой. Когда покрытие высохнет, изделие снова подвергают обработке.
Эффектом старения становится поверхность белого цвета с рельефным рисунком.
3. Создание на дереве узора под старину, который покрывается несколькими слоями краски.
С помощью этого старения дерева своими руками ему можно придать древний вид, когда вещь выглядит как потертая от времени. Для начала материал подвергается небольшим повреждениям, когда его можно:
- побить с помощью молотка;
- проколоть в некоторых местах;
- поцарапать с помощью режущего инструмента;
- повредить шляпкой шурупа или железным прутом;
- и другое.
Над деревом выполняются все возможные манипуляции, которые способны подчеркнуть старинный рельеф. После на поверхность наносится слой Пинотекса , имеющий густую консистенцию. Из-за своей густоты он будет положен неравномерно.
После высыхания густого слоя поверхность необходимо снова подвергнуть мелкой обработке щеткой или наждачкой. Повреждения следует делать небольшими, чтобы влияние времени казалось минимальным. Теперь изделие покрывается белой лазурью «Белинка », имеющей жидкую консистенцию. Покрытие необходимо наносить тонким слоем, необязательно равномерно.
Когда верхний слой высохнет, его необходимо соскрести, для чего используется щетка, которой выполняются продольные движения. Полученный рельеф подчеркивает эффект старины, но окрас пока еще далек от реального цвета, который имеет состаренное дерево.
Теперь, чтобы вещь сделать более естественной, ее оттенок надо немного приглушить. Лазурь смешивается с уайт-спиритом в отношении 1:1.
Изделие, обработанное смесью, имеет спокойную поверхность в теплом тоне, из-под которой просматривается темная поверхность Пинотекса. Таким способом хорошо создавать своими руками состаренную мебель из дерева.
4. Обработка огнем.
Используется газовая горелка. Достичь результата возможно тремя способами:
- Обработка древесины не требуется, ее структура подчеркивается обжигом. Затем материал обрабатывается мелкой наждачкой, убираются опилки, и наносится лак.
- Проводится механическая обработка и материал подвергается обжигу. В результате поверхность выглядит объемно, а дерево смотрится богато.
- Старение древесины своими руками достигается путем интенсивного обжига, когда удаляются некоторые волокна. Потом изделие механически обрабатывается щеткой, имеющей жесткую металлическую щетину.
5. Создание объемного изделия с грубыми повреждениями, покрытого лаком.
Мастер-класс по брашированию дерева показывает, что необходимо делать этап за этапом, чтобы правильно состарить древесину:
- Для начала необходимо сделать правильный выбор древесины . Она не может быть молодой или смолистой. Лучше использовать материал с четкой структурой.
- Для обработки заготовки используется ручной рубанок , а не электрический, который не способен подчеркнуть натуральный эффект.
- На доске вручную с помощью стамески делаются засечки, не имеющие правильную форму. Выемки необходимо сделать на гранях так, чтобы было похоже, будто изделие рубали топором.
- В автоматическом режиме с помощью дрели и жестких ворсинок насадки с древесины снимаются мягкие волокна. Движения при работе должны быть легкими. Если использовать обычную щетку, то обработка будет более грубая.
- Тупой гвоздь позволяет добавить в декор червоточины. С его помощью можно сделать неглубокие отверстия.
- Поверхность очищается щеткой от мусора, на нее наносится Пинотекс Ультра . Эта краска-лак имеет устойчивость к влиянию окружающей среды.
- После высыхания поверхность обрабатывается мелкой наждачкой , обработка которой подчеркнет темные впадины и светлые выступы, придав изделию, объем. Выраженная структура древесины теперь выглядит очень красиво.
- В заключение дерево снова покрывается лаком .
Фото брашированного дерева
Примеры фотографий с изображением обработанного материала позволяют увидеть широкие декоративные возможности состаренного искусственными методами дерева. Изделия из различных пород немолодой древесины, вскрытые лаком, краской, воском, маслом после браширования, могут приобрести всевозможные оттенки и получить новую жизнь.
Необходимость получения эффекта старой древесины может быть вызвана несколькими причинами. Например, желанием оформить (обставить, отделать) помещение в оригинальном стиле, личными предпочтениями хозяев, нехваткой средств на приобретение антиквариата или еще какими-то соображениями. Дерево вполне можно состарить и своими руками, если разобраться в существующих технологиях. Эта статья откроет несколько секретов, как соответствующей обработкой древесины придать ей тот вид, который необходим для конкретного интерьера.
Методик искусственного старения пиломатериалов несколько, поэтому автор не будет отдельно оговаривать, что из инструментов и препаратов может понадобиться при реализации той или другой. Ознакомившись с каждой из них, читатель и сам поймет, сообразуясь со своими возможностями, что нужно будет приготовить перед началом работы.
Основные способы старения древесины своими руками
Механический
Эта методика называется текстурированием, хотя более известна как браширование (от английского brush – щетка). Именно она является тем инструментом, с помощью которого дерево удачно стилизуется под старину. Суть такого способа в том, что производится выемка «мякоти». Как результат – рельефная поверхность образца. Практически то же самое происходит с древесиной с течением времени – в процессе ее усушки, под воздействием температуры, ультрафиолета, влажности и ряда других факторов.
Для механической обработки дерева своими руками браширование – один из наиболее простых вариантов. Но не всякая порода пригодна для такого способа имитации старой древесины. Метод потому и называется текстурированием, что основная задача – добиться ярко выраженной рельефности материала.
Что подвергается брашированию:
- лиственница, сосна (и практически все остальные хвойные породы);
- орех;
- ясень.
Породы, не поддающиеся механическому старению:
- клен;
- фруктовые деревья (например, вишня) и ряд других (дорогих, экзотических), менее используемых при отделке квартир и домов.
Технология
Для механического способа старения дерева понадобится . Работа несложная, необходимо лишь свободное время и терпение. Но данная методика подходит в случаях, когда речь идет о небольшом объеме пиломатериалов.
Если требуется состарить дерево на обширной площади, то целесообразнее использовать эл/дрель или УШМ («болгарку») с . Так как здесь уже играют роль обороты, следует работать в средствах защиты и соблюдать предельную аккуратность. Малейшее неловкое движение – и дерево может быть безнадежно испорчено. Особенно важно, если обработке подвергается готовое изделие – стол, табурет, шкаф и так далее.
Химическое старение древесины
Предварительная обработка производится наждачной бумагой с абразивом крупных фракций.
Вариант 1
Нанесение по всей площади аммиачного раствора. Вполне подойдет и готовый нашатырный спирт, который стоит недорого. Он вызывает потемнение пиломатериала, придавая ему благородство и оригинальность. Как результат – древесина приобретает антикварный вид.
Особенность – данная технология старения подходит лишь для пород лиственных. В их структуре содержатся вещества, называемые дубильными. Именно они вызывают потемнение древесины.
Вариант 2
При помощи полимерной щетки производится «легкая» зачистка поверхности. Задача – добиться более четкого проявления годичных колец. После чистовой обработки древесина покрывается морилкой и лаком соответствующего оттенка.
Вариант 3
Дерево обрабатывается морилкой. Но не любой, а обязательно на основе воды. После того, как удалось добиться необходимого цвета древесины, состав частично смывается (желательно влажной мягкой губкой). Делается это не по всей поверхности, а в ее срединной части. В результате края остаются более темными, что характерно для старой древесины.
Вариант 4
Патирование. Более сложная в реализации разновидность химического старения, но и древесина выглядит намного роскошнее, максимально имитируя антиквариат. Суть методики в том, чтобы оттенить открывшиеся в процессе механической обработки поры на фоне остальной поверхности.
Технология
После зачистки заготовки (конкретного сегмента основы) на нее наносятся подобранные под общий интерьер составы. Наиболее простой из них – , хотя есть и специальные препараты, использующиеся для патирования дерева. В результате они заполняют поры, которые отличаются от остальной структуры более темным оттенком и контрастностью. Такая работа проводится в несколько этапов и требует много времени, так как каждый слой наносится после окончательного просыхания предыдущего.
При старении дерева своими руками технологию можно упростить. Для этого материал покрывается подобранной по цвету краской. Не дожидаясь, когда она «схватится», нужно убрать ее верхний слой. Щетка здесь бесполезна – достаточно произвести поверхностную обработку дерева «куклой» из мягкой ткани или губкой.
Вариант 5
Окрашивание. Цель этой методики – создать на поверхности древесины «проплешины», имитирующие потертости, что является одним из свидетельств солидного возраста пиломатериала.
Технология
Необходимо подобрать две эмали, отличающиеся цветом и консистенцией. После первичного окрашивания дерева оно высушивается. Далее наносится второй слой, но для этого берется более жидкая краска. Когда и этот слой окрепнет, пиломатериал на отдельных участках подвергается обработке шкуркой с мелким зерном. Как результат – обшарпанная поверхность за счет того, что в этих местах начинает проступать более темная краска.
Можно добиться и лучшего эффекта при такой методике искусственного старения. Например, обозначить «фальш-трещины», которые еще больше подчеркнут возраст дерева. Здесь уже понадобится так называемый кракелюрный лак. Его следует наносить на основу перед первичным окрашиванием поверхности.
Любая работа своими руками подразумевает наличие хотя бы минимального опыта. Поэтому нередко добиться должного результата не получается. Как быть?
- Отшлифовать состаренную древесину.
- Если ее поверхность имеет изгибы, впадины, то по эти места дополнительно можно покрыть морилкой. Причем в 2 слоя. Для первого – «водяной» состав, для второго – на любой другой основе (бензиновый, лигроиновый, спиртовой). После просыхания древесина обрабатывается воскосодержащим препаратом и полируется.
Термическое старение
По сути, это комплексная обработка дерева.
Этапы работы
Первый – обжиг по всей поверхности или на отдельном участке. Это необходимо для удаления всей «мякоти» и более четкого проявления структуры, годичных колец, сучков, трещин.
Второй – механическая обработка. С помощью металлической щетки удаляется нагар. Кроме того, она позволяет добиться максимально выраженной рельефности дерева.
Третий (не обязательный) – пропитка дерева морилкой. В зависимости от породы это нередко позволяет получить больший эффект от текстурирования. Однослойного покрытия вполне достаточно.
Четвертый – нанесение лака. Если состаренное дерево отлично смотрится, то лучше использовать бесцветный лак. Его задача – защитить материал от негативных воздействий атмосферы. В некоторых случаях лаком производится дополнительное тонирование древесины, но уже цветным.
- Автор на практике использовал разные источники открытого огня и в процессе тренировок пришел к выводу, что лучший вариант – газовая горелка. Если работать паяльной лампой, то сложно добиться равномерности пламени. В результате при старении на дереве появляются подпалины, которые нивелировать довольно трудно, а иногда и нельзя.
- Прежде чем приступать к обработке поверхности, необходимо «набить руку». Следовательно, сначала желательно получить хотя бы минимальный опыт, тренируясь на бросовом пиломатериале. Какие-то отходы древесины в хозяйстве всегда найдутся.
Восстановление внешнего вида древесины
С такой необходимостью приходится сталкиваться повсеместно. Если предмет меблировки прослужил некоторое время, и на отдельном участке или по всей площади появились дефекты, утрачен первоначальный декор, то это устраняется сравнительно легко, своими руками. В принципе, данная технология является одой из разновидностей старения дерева.
Порядок работы:
- Удаление нанесенных слоев (зачистка древесины до основы). Используется шкурка. Размер зерна выбирается исходя из сложности обработки.
- Оголенное дерево покрывается (в 2 слоя) акриловой краской (черной).
- Любая мебель имеет своеобразную конфигурацию. Следовательно, все выступающие места (углы, скосы, сегменты вокруг ручек и так далее) со временем истираются. После определения данных участков они натираются парафином. Свечку в доме найти несложно.
- Окрашивание древесины в требуемый цвет.
- После просыхания состава парафин смывается (счищается), и на обработанных им участках проявится темная краска.
- Финишное .
Автор напоминает, что в статье обозначены лишь наиболее простые в реализации своими руками способы искусственного состаривания дерева. Их, также как и используемых инструментов, препаратов, достаточно много. Но если понятен смысл всех технологических операций, то несложно разработать и собственную методику. Специфика работы и местные условия сами подскажут, что и как целесообразнее сделать.
– это долгий и кропотливый процесс, состоящий из механической обработки дерева и работы с лакокрасочными материалами. Этот способ отделки ассоциируется у leon42 , участника форума «Дом и дача», с природностью, древностью, народной культурой.
По словам leon42 , купить мебель и отбрашировать ее металлической щеткой – это еще не состарить ее, а просто исцарапать или, в лучшем случае, сделать фактурную поверхность. Мебель, купленная в магазине – сделанная из ламелей и «худосочная» – не подходит для текстурирования, смотрится скорее печально и ущербно.
leon42 считает, что мебель для браширования должна быть грубой и массивной, способной передать естественную красоту дерева.
Именно поверхностный подход к состариванию дерева, по мнению форумчанина, формирует у многих людей мнение об изделиях, обработанных по этой технологии, как о «мебели погорельцев». Между тем, сочетание в интерьере состаренного дерева с металлом, камнем или керамикой – всегда модный и стильный прием, который позволяет всем обитателям дома словно прикоснуться к вечности и почувствовать себя в эпохе средневековья.
В естественных условиях над старением дерева «работают» ветер и влага, солнце и перепады температур. Как сделать то, что происходит в течение многих десятков лет, за несколько дней?
Подготовка материала
Для браширования лучше использовать мягкую и среднюю по твердости древесину с ярко выраженной текстурой, например, ель, сосну или лиственницу. У этих пород дерева мягкие волокна образуются, как правило, в весенне-летний период, когда происходит интенсивный рост годичных колец, и они более «рыхлые».
Дерево с однородной и невыраженной текстурой вроде бука и клена для состаривания не подходит.
Перед работой с деревом следует подготовить его поверхность. Устранить все дефекты и загрязнения, будь то следы пота, жира или другие пятна, которые могут проявиться во время нанесения тонировочного состава. Любые изделия (малые архитектурные формы, мебель и т.д.) обрабатывайте, предварительно разобрав: вы затратите меньше времени и сможете везде достать щеткой.
Браширование
Браширование (англ. brush – «щетка»), или текстурирование дерева – это придание ему рельефа, характерного для старой древесины. На начальном этапе из массива древесины удаляют мягкие волокна. Существует несколько вариантов обработки: легкое состаривание – на поверхности создается едва заметная шероховатость, либо глубокое и грубое, когда глубина неровностей достигает 2-3 мм (для элементов декора, иногда – грубой мебели).
Можно какую-либо деталь, скажем, потолочную балку, предварительно обработать топором: сделайте зарубки, обтешите края без опасения испортить – никто, кроме вас, не знает, каким должен быть результат. При этом вы получите изделие с глубоким микрорельефом поверхности и неровностями на ней глубиной до 20 мм.
Не забудьте про «следы» жизнедеятельности жучков и червячков. Сымитируйте их перед финишной обработкой с помощью дрели или бормашины. Также можно нанести простые элементы резьбы: косички, дракончики и т.п. – вы получите «скандинавский стиль».
Шлифовка: инструменты и щетки
На крупных предприятиях используют станки и автоматические линии, где все предусмотрено – от скорости подачи заготовки до мощной системы пылеудаления. Для обычного дачника такое оборудование – дорогое и, в общем-то, ненужное удовольствие. Если вы будете выполнять подообные работы часто, лучше приобрести щеточную машину. Наиболее распространенная и общедоступная – Макита. Самый экономичный и простой вариант – «болгарка» или дрель, желательно – с возможностью регулировки оборотов.
Весь процесс браширования можно разделить на три этапа:
- Черновая выборка мягких волокон
- Шлифовка
- Полировка
Соответственно, к каждому из них нужна своя щетка. На первом этапе (крацевании ) используют металлическую (крацовку). Если вы делаете сооружения для улицы – беседку, навес, забор и т.п., то, скорее всего, это будет ваша единственная щетка.
При обработке металлической щеткой могут оставаться царапинки на самих годовых кольцах, от которых сложно избавиться при дальнейшей обработке.
При работе с крацовкой нужно придерживаться таких правил:
- водите щеткой вдоль волокон, иначе повредите годовые кольца и испортите древесный рисунок;
- скорость передвижения щетки и нажим должны быть приблизительно одинаковые, в противном случае получатся ямы;
- источник света следует располагать сбоку под острым углом, направляя луч света поперек волокон – так вы лучше увидите обрабатываемую поверхность;
- не давите на поверхность сильно, не перегружайте двигатель, иначе это может вызвать преждевременную поломку оборудования;
- скорость оборотов не должна быть выше 3000, лучше – 2000–2500: щетка может быстро разлететься;
- обязательно работайте в очках, не пренебрегайте и защитными перчатками: кусочки проволоки от щетки могут отлетать на несколько метров, травмируя окружающих;
- позаботьтесь о защите органов дыхания и пылеудалении: во время этой работы «мучнистой тушью» покрываются даже ресницы, что уж говорить за легкие;
- новую щетку нужно «обкатать», иначе она будет сильно «махрить» заготовку, спустя время она станет обрабатывать поверхность чище;
- работайте только в одном направлении (вращение), реверс включать не следует – это «убьет» металлическую щетку;
- влажность обрабатываемого дерева не должна превышать 15%, в противном случае вместо текстурированной поверхности вы получите мохнато-волосатую.
При обработке устойчивой и твердой древесины (лиственница, дуб) обязательно используйте системы пылеудаления: пыль этих пород дерева считается канцерогенной и может вызвать рак легких.
Если вы хотите избавиться от ворса и получить более качественную отделку , вам понадобится еще одна щетка – пластиковая (нейлоновая), правильнее – шлифовальная дисковая из полимерно-абразивного материала. Самый распространенный размер зерна – 120.
Абразивная щетка – универсальная, характеризуется более деликатной обработкой поверхности. Если вы используете эту щетку, без металлической можно обойтись, особенно если обрабатываемый элемент нуждается в деликатной обработке или если вы хотите избежать специфических царапин, оставляемых крацовками.
Принцип работы с абразивной щеткой – такой же, как с металлической. Обороты лучше уменьшить до 1500, чтобы продлить срок службы щетки. Пыль при работе с пластиковой щеткой – более мелкая и липкая, поэтому не забывайте про респиратор.
Специфика обработки поверхностей:
- не вышлифовывайте ребра-грани и углы заготовок, особенно если не планируете затем покрывать лаком: они будут цепляться и откалываться;
- не делайте глубокий рельеф на сиденьях, столешницах и других горизонтальных поверхностях – они затруднят уборку поверхности: пятна пролитых напитков, крошки и т.п. будут забиваться между волокнами;
- с целью предотвратить забивание пыли и зацепы тряпки во время уборки такие поверхности нужно обязательно шлифовать абразивной щеткой и мелкозернистой наждачной бумагой.
Заключительный этап брашировки – полировка или мелкая шлифовка : выполняется сезалевой или другими синтетическими щетками. Можно использовать мелкозернистую наждачную бумагу, абразивные губки, металлическую вату, удаляя пыль с готовой поверхности широкой кистью и пылесосом.
Отделочные операции
На конечном этапе делают тонировку (изменение цвета древесины на несколько тонов), патинацию (подчеркивание текстуры дерева специальными составами, которые проникают в поры, открытые при брашировании), кракелюр (эффект растрескивания и рассыхания), лакирование.
После брашировки доска будет выглядеть, как новая, но с фактурной поверхностью. Чтобы придать ей старый вид, ее покрывают различными составами, более естественно выглядят темные цвета.
Именно правильная игра с цветом брашированной древесины придает ей состаренный вид. Участки с мягкой древесиной (поры или впадины) неравномерно окрашивают в более темный цвет, с твердой (гребни) – в более светлый. В последнее время популярны варианты со светлыми впадинами и более темными гребнями.
Наиболее простой способ – обильно нанести темную морилку и сразу же протереть этот участок тряпкой или широким резиновым шпателем. В теории, морилка должна быстро впитываться в мягкую поверхность, а на гребнях – медленнее. Однако на практике часто так не получается, поэтому leon42 остановился на более сложном способе: после полного высыхания гребни вышлифовывает мелкозернистой наждачкой. Этот способ требует дальнейшей обработки лаком или бесцветными пропитками, так открываемый верхний слой остается без защитного покрытия.
Еще вариант – использовать краску двух контрастных цветов: поверхность полностью закрашивают первым цветом, затем наносят второй. Пока последний высыхает, проведите широким резиновым шпателем, убирая излишки краски и обнажая гребни первого слоя.
Правильное текстурирование - простой, но грязный, трудоемкий и вредный для здоровья процесс.
В результате непростой и усердной работы вы получите элементы декора, которые несут в себе красоту старины и при этом имеют высокую прочность. Каждая деталь, с любовью сделанная собственными руками, будет уникальной.
По материалам участника форума "Дом и Дача"
Редактор: Ольга Травина
Старинные деревянные изделия с выцветшей поверхностью, фактурными зазубринами и ажурными бороздками, оставленными жучками-древоточцами, отличаются особой роскошью и очарованием. Понятное дело, естественный процесс старения древесины занимает долгие годы. Впрочем, при желании состарить дерево можно и искусственно. Существует несколько техник, благодаря которым вы сможете самостоятельно придать новым деревянным вещам эффектный антикварный вид.
Химическая обработка идеально подходит для искусственного состаривания древесины лиственных пород:- Для начала деревянные заготовки тщательно очищают от пятен и загрязнений.
- Чтобы сделать естественный рисунок древесины более фактурным и объемным, доски поочередно обрабатывают крупно- и мелкозернистой наждачной бумагой.
- Далее отшлифованное дерево протирают ветошью или губкой, пропитанной в нашатырном спирте или другом щелочном растворе. В результате такой несложной обработки заготовки приобретают благородное потемнение.
- Финишная лакировка прозрачной глазурью придаст подготовленным деревянным изделиям богатый переливающийся глянец.
- Очищенные от пятен и пыли деревянные детали обжигают при помощи паяльной лампы либо газовой горелки до появления легкого нагара.
- Далее обугленную древесину вручную обрабатывают металлической/проволочной щеткой, после этого зачищают мелкой наждачной шкуркой.
- Чтобы подчеркнуть красоту и фактуру древесины, изделия покрывают морилкой нейтрального оттенка. Для нанесения раствора используют мягкую чистую губку, впадины и прочие труднодоступные участки прокрашивают кистью.
- Заключительный этап обработки заготовок – нанесение декоративного античного воска. Пасту втирают в дерево круговыми движениями при помощи шерстяного сукна.
- подготовка древесины и черновая выборка мягких волокон;
- шлифование и полировка заготовок;
- тонирование и лакировка подготовленных деталей.
Важный нюанс! Для механической обработки рекомендуется использовать древесину мягких пород с ярко выраженной узорчатой текстурой – сосну, ель, пихту, лиственницу, липу, ясень или орех.
На первом этапе браширования деревянные детали обрабатывают вручную: широкой стамеской или острым углом топора осторожно обтесывают кромки досок и наносят хаотичные зарубки и выбоины различной глубины (до 1,5 см). Далее пускают в ход электрический инструмент и щеточные насадки – именно они позволяют удалить мягкое древесное волокно без повреждения годичных колец. Полимерная щетка, насаженная на дрель либо болгарку, поможет добиться деликатного состаривания, металлическую щетку-крацовку выбирают для более «брутального» эффекта. При использовании щеточных насадок важно придерживаться определенных правил:- Перед началом работы обязательно облачитесь в защитную экипировку: качественный респиратор, пластиковые очки и плотные перчатки защитят вас от древесной пыли и отлетающих частиц металлической щетины.
- Желательно организовать рабочее место таким образом, чтобы лучи света были направлены перпендикулярно древесным волокнам.
- В процессе работы избегайте сильного давления на обрабатываемую поверхность, нажим на инструмент должен быть умеренным.
- Перед непосредственным брашированием новые щеточные насадки необходимо «обкатать», иначе деревянные заготовки покроются мелкой ворсистой «махрой».
- Движения щетки должны быть направлены вдоль жестких древесных волокон, при поперечной обработке можно испортить естественную красоту годичных колец.
На заметку! Для большей натуральности изделия можно украсить «червоточинами». Для этого при помощи тупого керна или шила в древесине вразброс пробивают неглубокие отверстия.
На третьем этапе браширования выполняют тонировку древесины. Чтобы придать заготовкам естественный состарившийся вид, их окрашивают морилкой либо акриловой краской темных оттенков. Сначала на деревянную поверхность обильно наносят выбранное лакокрасочное средство, затем сразу же убирают его излишки ветошью или резиновым шпателем. Благодаря такой технике тонировки выбоины и углубления приобретают насыщенный темный оттенок, а выступы, так называемые «гребни», остаются более светлыми. После полноценной просушки изделия покрывают прозрачной защитной пропиткой либо акриловым лаком.Чтобы сымитировать старение древесины, придется запастись недюжинным терпением. Такая работа не терпит суеты и спешки. Впрочем, результат стоит того – искусственно состаренное дерево смотрится бесподобно красиво, эффектно и добротно.
При создании интерьера дизайнеры с удовольствием используют древесину. Для одних она позволяет создать определенный стиль лаконично и четко, другие могут формировать облик пространства, обращая внимание на мелкие подробности и нюансы.
Модным направлением в оформлении жилого пространства принят сельский быт, получивший французское название Прованс (дословно провинциальный). В нем могут быть использованы мотивы из Франции. Однако, не многие знают, что там не было того изящества, о котором так много говорят (только в южных областях можно найти изысканные варианты, северные районы всегда существовали существенно скромнее и беднее). Гораздо интереснее немецкий или русский сельский стиль. В них присутствует гораздо больше красок, оттенков и изделий из дерева.
Обязательные атрибуты сельского стиля – это несколько грубоватые лавки, массивные столы, отдельные табуреты, тумбы и полки над ними. Топорные изделия выполнялись с довольно тщательной отделкой. Только время меняло облик деревянных конструкций. Из-за интенсивного использования ярче проявляется структура, глубже виден рисунок волокон.
Для досок, существующих не одно десятилетие характерно наличие серебристого налета, а также почернения отдельных зон. Время по-своему раскрашивает незащищенную от осадков древесину. Есть даже желающие приобретать поделочный материал, который в течение длительного периода служил в качестве подсобного сооружения на участке. Старые доски везут за сотни, а иногда и за тысячи километров, чтобы в руках современного мастера использовать их в качестве конструкционного материала под старину.
На самом деле не обязательно искать старый сарай, чтобы из его досок изготовить мебель под старину. Есть способы, с помощью которых можно придать доскам и брускам вид, словно их применил в изделиях еще прадедушка:
- браширование – так называется способ выявления глубокой текстуры с помощью механического воздействия на поверхностный слой;
- окрашивание дает возможность смоделировать нахождение древесины под действием атмосферных осадков в течение длительного времени;
- обжиг и иная термическая обработка, с помощью которой создается эффект использование леса после огневого воздействия;
- химическая обработка, позволяющая придать современной мебели вид, какую создавали пару веков назад.
Чаще всего применяют не один выбранный способ состаривания, а комбинируют их между собой, добиваясь еще более заметного эффекта присутствия в помещении XII…XIX веков. Оказалось, что мебель под старину востребована на рынке. Некоторые пользователи рассказывают, что на этом стуле еще в n-ном году восседал предок, участвовавший в Бородинском сражении, или участник иного исторического события, например, ветеран Куликовской битвы. Слушатели с восторгом прикасаются к творению мастера средневековья, восхищаясь, насколько сумели сохранить изделие из глубины веков.
Браширование – метод состаривания древесины
Искусственное состаривание легко выполняется на древесины хвойных пород. Ее отличает наличие мягких волокон в поверхностном слое. Проявить текстуру можно, удалив часть мягких волокон, с помощью щетки с жестким металлическим ворсом (рис. 1). Проведя многократно движение вдоль волокна, несложно удалить мягкую составляющую. Останутся только структурные жесткие фрагменты.
Рис. 1 Металлическая щетка для браширования древесины
Одну-две доски несложно обработать с помощью подобной щетки. Если же нужно заготовить определенное количество леса, то придется воспользоваться средствами механизации труда. Тут помогут электродрель или углошлифовальная машинка (болгарка). На них устанавливают механическую радиальную щетку (рис. 2).
Рис. 2 Механические щетки: а – для электродрели; б – для углошлифовальной машинки (болгарки)
Внимание! Торцевые механически щетки для электродрели и болгарки могут быть полезны только для обработки торцов брусков и досок. При работе нужно использовать средства защиты: перчатки, респираторы и защитные очки, лучше маску.
Перед началом браширования следует прострогать весь пиломатериал. Многим кажется это требование по подготовке лишним, на самом деле мастера всегда уважали свой труд, а также людей, для которых они изготавливали предметы мебели. Всегда использовали строганные доски и бруски. Некоторые столяры умели с помощью топора придать заготовкам такой вид, что иные современники не сумеют сделать даже с помощью современных рубанков или станков.
Процесс выполняется в следующей последовательности:
- Доску (брусок) фиксируют на рабочем столе (верстаке). Здесь удобно использовать гребенку или фиксирующий клин;
- Включают электроинструмент и ведут щеткой вдоль волокна, направление движение на упор.
- При работе стараются сильно не надавливать сверху, щетка сама выберет то, что сумеет удалить с поверхности.
После трех-четырех проходов осматривают результат. Здесь не нужно переусердствовать. Получив глубину всего 0,4…0,6 мм, следует остановиться. Начало процессу положено. Через пару дней канавки сами углубятся, так как произошло разрушение в структуре древесины. Видимый эффект можно только усилить последующей обработкой лаками или маслами.
Покраска дерева под старину
Наверное, все видели, что старые доски имеют сероватый налет, придающий им вид легкого серебрения. С помощью красок можно придать подобный цвет любому деревянному изделию. Для этого применяют акриловые краски (рис. 3). Но они белого цвета. Поэтому к ним добавляют колеровочную пасту (рис. 4). Меняя концентрацию колера, можно добиться разных оттенков серого цвета.
Рис. 4 Колеровочная паста для придания оттенков древесине
На практике мебельщики применяют и более сложные способы окраски, чтобы придать дереву старинный вид. Есть способ, получивший название патинирование. Эффект подобной обработки заключается в нанесении не сплошного покрытия, а только налета бронзовой пленки. При такой обработке возникают блестящие бронзой фрагменты. На рис. 5 представлен один из способов патинирования древесины. Кроме нанесения бронзового (золотого) оттенка использованы добавки, создающие эффект старины. Кракелюры – это макронеровности, специально создаваемые на поверхности.
Рис. 5 Патинированный фрагмент фасада
Для придания изделиям вида старого дерева не обязательно окрашивать изделия полностью и покрывать непрозрачной краской. На практике используют лаки, которые после их нанесения на поверхность покрываются мелкой сеточкой.
Комбинируя прозрачную и непрозрачную отделку, можно добиться эффекта состаривания дерева до такой степени, что будет казаться – эта мебель пришла из далекого прошлого (рис. 6). Здесь есть патинирование отдельных фрагментов, есть и обработка лаками, которые придали вид антиквариата.
Рис. 6 Тумбочка под старину
Обжиг дерева под старину
Громадные возможности открывает термическая обработка. С ее помощью на дерево наносится:
- свой неповторимый рисунок, ведь любой срез создается природой, которая никогда не повторяет себя ни в чем;
- при обжиге меняются оттенки, появление частичек угля придает больше выразительности древесине;
- используя старые доски, с которых огневым методом удалили старую краску, добиваются реального состаривания изделия на несколько десятилетий.
Обжиг выполняется с помощью инструментов, представленных в таблице.
Химическая обработка дерева под старину
Химические препараты: щелочи и кислоты, – придают новой древесине вид состаренной. Для кислотной обработки используется серная кислота для аккумуляторов (рис.8). При воздействии на изделие даже на твердых сортах возникают глубокие полосы текстуры. Этот способ применяют для дуба, ореха, ясеня. Использовать приходится концентрированную кислоту с плотностью 1,42 г/см 3 . Кислота меньшей плотности прорабатывает текстуру медленнее.
По завершении обработки необходимо нейтрализовать действие кислоты, поэтому используют раствор каустической соды или проливают раствором пищевой соды. Потом необходимо длительное выдерживание в воде.
Рис. 8 Серная кислота
Отличный эффект для дерева дает обработка в растворе медного купороса. Для подобной операции используют пластиковые канализационные трубы. Нижнее отверстие закрывают пробкой, а потом внутрь помещают доски или бруски. Потом заливают раствор десятипроцентной крепости медного купороса. Длительность выдержки зависит от типа древесины. Для получения вида топляка приходится выдерживать до недели. Даже мягкие сорта: сосна, ель, – приобретают высокую твердость и устойчивость к гниению. Древесина темнеет, становится бурой. Эффектно смотрится на готовых изделиях.
На рис. 9 показаны элементы мебели, изготовленные современными мастерами под старину. При обработке применялись все описанные методы. Изделия выглядят довольно интересно.
Рис. 9 Современная мебель под старину
Видео: Патинирование фасада. Мастер-класс от итальянца