Упражнения на дифференциацию г к. Логопедическое занятие «Дифференциация К - Г
Конспект подгруппового логопедического занятия
«Дифференциация акустически близких звуков [г]-[к].»
Цель: Закрепить умение дифференцировать звуки [г]-[к] в слогах, в словах и в предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить понятия звонкий-глухой согласные звуки. Формирование навыка звукового анализа. Обучение преобразованию слов путем замены звонкого звука на парный глухой и наоборот.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия. Развитие произвольного внимания. Развитие мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание интереса к занятиям. Воспитание умения работать в коллективе.
Оборудование: Картинки с изображением Кота в сапогах, гнома, крота. Картинки с изображением птиц, в названии которых есть звуки [г]-[к], тетради.
Ход занятия:
Организационный момент:
Вы узнаете, о ком мы будем говорить, если отгадаете загадку:
Умен, изворотлив усатый дружок-
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может без красных сапог.
Ну, что угадали, ребята?
Конечно, это Кот в сапогах.
Основная часть:
2.1.Знакомство с темой:
Но он пришел не один, с ним пришли друзья. Крот и Гном. Какой первый звук в слове крот. Правильно [к], давайте охарактеризуем его. Какой буквой обозначается этот звук? А какой первый звук в слове гном, охарактеризуйте его. Какой буквой обозначается звук [г]? Вы догадались с какими звуками мы сегодня будем работать? Ребета у Кота в сапогах случилась беда, его заколдовала злая колдунья. Для того, чтобы расколдовать его вам нужно будет выполнять сложные задания. Поможем им?
2.2. Игра «Поймай звук»
Логопед: Первое задание. Я буду называть слоги и слова, а вы когда услышате звонкий звук [г] будете хлопать в ладоши.
2.3. Игра «Волшебная птица»
Логопед: Следующие испытание. К нам прилетела волшебная птица. Посмотрите на картинки и назовите мне всех птиц, в названии которых есть звук [к]. Молодцы, а теперь назовите мне птиц, в названии которых есть звук [г]. Как хорошо вы справляетесь с заданиями.
2.4. Игра «Найди звук»
Логопед: Ребята, следующие задание сложное, послушайте внимательно. Я буду читать вам слова, а вы должны на схеме указать где находиться звук: в начале, в середине или в конце.
Ковер, шкаф, кормушка, лук, рука, лампочка, цыплёнок, корова.
Гусь, игра, фотография, гром, губы, огород, град, энергия.
2.5. Физ. Минутка
Логопед: А теперь немножко отдохнем, я буду читать слова и показывать действия, а вы за мной повторяйте:
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте)
Папа, мама, брат, сестра, кошка Мурка, два котенка,
Мой сверчок, щегол и я - (Поочередно загибаем пальцы сначала
Вот и вся моя семья. на правой руке, потом на левой)
2.6. Зрительная гимнастика.
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя.
Подготовим наши глазки к письменной работе. (Учащиеся прослеживают движение картинки с изображением иволги, закрывают глаза, следят за пальцем, который двигается от носа вдаль и обратно)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу,
Пролететь им надо много,
Вот и Родина. Ура!
Приземляться нам пора.
2.7.Упражнение «Измени слово»
Логопед: Крот и гном запутались в словах. Помогите им разобраться. Откройте тетради, страница разделена на две части. В одной части написана буква К, а в другой Г. Я буду называть слова. Если услышате слово со звуком [к], пишите его под буквой К, а если со звуком [г], то пишите под буквой Г.
Гол, куда запишите слово? Правильно, а теперь поменятйте первый звук на звук [к], куда запишите это слово? Правильно.
Кости - гости
Галина - калина
икра - игра
2.8. Пальчиковая гимнастика
Логопед: А теперь немножко отдохнем.
Чтобы буквы красиво писать,
Будем пальчики мы разминать.
На дорожку прилетела (поочередно соединяют пальцы с большим - обе руки)
Птичка трясогузка -
Пестренькая блузка! (перебирают пальцами обеих рук около груди)
Зоркий черненький глазок, (соединяют большой и указательный пальцы в круги около глаз)
Острый тоненький носок. (соединяют указательные пальцы обеих рук у носа)
Бегала, скакала, (перебирают пальцами на столе)
Хвостиком качала. (качают ладонями обеих рук)
Насекомых к лету (показывают руками птичку)
Ловко так хватала. (соединяют пальцы в виду клюва, имитируя ловлю насекомых)
2.9. Упражнение «Добавь букву»
Логопед: Послушайте следующее задание. Посмотрите на карточках написаны предложения с пропущенными буквами К и Г. Вставьте их и прочитайте полученные предложения.
Аля...аждый день …ормит...олубей. Алён...а сматывает нит...и в...лубок.
Назовите все слова со звуком [к]. Назовите все слова со звком [г]. А теперь запишите эти предложения в тетрадь.
2.10. Дифференциация звуков в тексте.
Логопед: Вам осталось выполнить одно задание. На столе у вас лежат карточки. Прочитайте стихотворение.
1. Выпишите слова с буквой К.
2. Выпишите слова с буквой Г.
3. Прочитайте все слова.
Молодцы, мы расколдовали Кота.
Итог занятия:
Логопед: О каких звуках мы сегодня разговаривали? Что вы можете о них сказать? Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо. Наше занятие закончено.
ФИО логопеда_____________________________________________________
Подпись __________________
ГОУ ЦВР «Синяя птица»
г. Москва
Конспект урока для 1 класса на тему «Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’»
Подготовила:
Короткова Галина Викторовна
педагог дополнительного образования
ГОУ ЦВР «Синяя птица»
Москва
Тема: «Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’.»
Цель занятия
: различение согласных звуков Г - К, Г’-К’.
Задачи:
Образовательные:
- обучение дифференциации звуков Г-К;
- закрепление понятий «твердый – мягкий» звук;
- закрепление понятия «гласный» и «согласный звук» ;
- закрепление умения делить слова на слоги;
- закрепление знаний о притяжательных прилагательных;
Развивающие:
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие фонематического слуха;
- развитие внимания, логического мышления;
-развитие связной речи;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к занятиям;
-воспитание умения работать в команде;
- воспитание доброжелательного отношения к товарищам,
-воспитание умения слушать других.
Оборудование:
«город звуков» - демонстрационный плакат с кармашками-ячейками (приложение 1) ,
разрезные картинки звуков из тетради «По дороге к Азбуке» (приложение 2), перчаточная кукла «Баба Яга»,
цветок с четырьмя лепестками, на каждом лепестке задание,
два плаката «Сказочные поляны»,
демонстрационные картинки «печка» и «метла»,
сундучок с картинками хвостов, указка.
- Организационный момент.
Вводная часть.
Б.Я. Я старушка, хоть куда, Не спастись вам от меня, Всем на свете я врежу, В сундуке зверей держу.
-Баба Яга, давай выпустим зверей на волю, а мы тебе за это цветочек подарим.
Б.Я. –Давайте. Но зверей не выпущу. Цветик я заколдовала и желанья загадала. (На каждом лепестке написано желание бабы Яги) Чтобы спасти зверюшек, придется нам все ее желания выполнить.
3. Основная часть. - Б.Я., отдай нам звуки, ты же все равно их не знаешь. - Вот я и хочу их узнать.
Срываем 1 лепесток: Лети-лети лепесток Через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, по-яговски поступи. На 1 лепестке написано желание бабы Яги: На поляны отправляйтесь и без жильцов не возвращайтесь. Дидактическая игра «Спрятанный звук» На двух плакатах «Сказочные поляны» поставлены буквы Г и К. -Какие звуки будут прятаться на этом плакате? (Г и Г’) -Какие на втором? (К и К’) На столе разложены картинки. Из них нужно выбрать и поставить на нужный плакат картинки с нужными звуками. Проверить, выделяя нужный звук. Баба Яга отдает картинки со звуками. Надо вернуть их по домам. На какой берег они отправятся? (Согласный) На какую улицу идти звукам г-г’?(Г,Г’ на улицу звонких,) К-К’? (К- К’ на улицу глухих). Почему они живут напротив.? (произносятся очень похоже)
Срываем второй лепесток: «Без рук, без ног покрасить пол и потолок» Артикуляционная гимнастика .
Срываем третий лепесток: «Помогите-ка старушке, что нужно для Яги в избушке». Отгадайте загадки: Летом спит, зимой горит. Пасть открывает, что дают, глотает. (Печка) (на доске появляется картинка)
Скручена, связана, на кол посажена, По полу скачет . (Метла) (Картинка)
Баба Яга, а вот ты знаешь? из чего состоят слова? Сейчас мы тебе покажем.
Дидактическая игра «Собери словечко»: группа делится на 2 команды,
1 команда из звуков выкладывает слово «печка», 2 команда – слово «метла». -Сколько слогов в слове «печка»? «метла»? -Как узнали? Заберите из своих слов гласные. -Заберите только мягкие согласные. -Какие звуки остались? Назовите их полный адрес и верните домой.Б.Я.: Я тоже когда-то писать могла, да вот стара стала, рученьки не слушаются. - А ты загадай последнее желание такое, чтобы руки тебя слушались, как прежде. Срываем 4 лепесток: Лети,лети лепесток Через запад на восток, Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли,
Пальцам молодость верни. Пальчиковая гимнастика .
Баба Яга, мы все твои желания выполнили, давай отпустим зверей на
Баба Яга отдает сундучок, а вместо зверей там лежат только их хвосты.
Б.Я. : Отгадаете, чей хвост, и он тут же отправится к своему хозяину.
После отгадывания хвосты отдаются бабе Яге, и она отправляется в лес раздавать их животным.
- Подведение итогов
.
- Как называются звуки, которые пробираются через преграды?
Какие согласные звуки мы спасли из плена бабы Яги?
Чем отличаются Г и Г’? Г и К?
Как определить, сколько слогов в слове?
Чьи хвосты мы вернули хозяевам?
Использованная литература:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке», ч. 4 Баласс 2008
Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки», М: Просвещение,1995.
Сборник «1000 и одна загадка», М: Пилигрим, 1996.
Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке. Методические рекомендации к 3 и 4 частям» Баласс 2008
Приложение 1.
Город звуков
Приложение 2.
П е ч к а
М е т л а
Дифференциация звуков К-Т-Г-Д
учитель-логопед МДОУ
«Кизильский детский сад №3»
При нормальном развитии речи звуки «раннего онтогенеза» К, Г, Т, Д усваиваются дошкольниками к 2-3 годам.
Одним из распространенных дефектов в произношении является замена звуков К, Г на звуки Т, Д.
В литературе достаточно внимания уделено постановке и автоматизации заднеязычных звуков К, Г (,),
Однако в практике работы за последние годы все чаще приходится встречаться со случаями замены звуков Т, Д на звуки К, Г детьми дошкольного возраста.
При работе с такими детьми возникли трудности в поиске лексического материала на автоматизацию звуков Т, Д и их дифференциацию со звуками К, Г.
Для решения этой проблемы нами был подобран лексический материал по коррекции звуков Т, Д
1.Формирование восприятия звуков Т, Д.
-"Хлопни (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь звук Т, Д)".
Звуки называются вперемежку с любыми звуками, кроме Г, К.
- "Хлопни, (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слог (та, ту, от, ды, до)".
Один из данных слогов называется вперемежку с любыми другими слогами, не содержащими звуков Г, Д.
- "Хлопни в ладоши (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слово со звуком Т: (работа, лото, туча, туман, рот, стол)»
- "Хлопни в ладоши (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слово со звуком Д»
(сады, дыня, дым, дочь, наряды)
Одно из данных слов называется вперемежку с любыми другими словами.
2. Изолированное произношение звука Т, Д).
Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы или картинки (дятел и колеса)
"Как стучат колеса поезда? - т-т-т,
Как стучит по дереву дятел? - д-д-д.
Педагог поочередно показывает картинки - ребенок произносит звуки Т или Д
3.Автоматизация звука Т в сло гах
та-та-та, то-то-то, ту-ту-ту, ты-ты-ты, та-ту-то, ту-та-ты, то-ты-ту,
ат-ят-ут, ют-ет-ит, ат-ат-ат, ут-ут-ут, ит-ит-ит, ят-ят-ят, ют-ют-ют, ет-ет-ет и т. д.
4. Автоматизация звука Д в слогах
да-да-да, ды-ды-ды, до-до-до, ду-ду-ду, дэ-дэ-дэ
да-ды-до, дэ-до-ду, ада-ода-уду, уда-ода-ида и т. д.
5. Автоматизация звука Т в словах.
там, том, Таня. Толя, Тоня, Тома, Тамара, туфли, тумба, топор, труба, тут, туча;
салат, халат, салют, свет, привет, рот, крот, билет, брат, лист, пишет, пищит, летит,
полет, пилот, самолет, воет, поет, рисует, лепит, бьет, спит, шьет, несет, везет, сидит, делает, лежит, стирает, читает, лижет, обижает;
старый, штора, трудно, ноты, стол, стул, автобус, волчата, ребята, девчата, телята, ягнята, цыплята, утята, поросята, лисята, гусята, щенята
6. Автоматизация звука Д в словах.
дом, дым, дам, Данил, дуют, дают, дыня, дыра, думают, дрова, дубы, двор, дочь, дача, даль, дарит, дверь, двор, Даша, дарю,
сады, кидает, наряды, дыня, борода, холодно, выдать, посуда, вода, сюда, беда, медаль, педаль, льды, надо, ряды, рядом, ладони, обеды, победа, команда, пирамида, душ, дупло, духи,
7.Автоматизация звуков Т, Д в словосочетаниях и предложениях
(допускается одновременное произношение звуков Т и Д)
Таня делает салат. У Тамары новые туфли. Тоня и Толя рисуют. Там летают самолеты. Тоня шьет халат и шторы. Топор и труба лежат около тумбы. Ребята и девчата сидят в автобусе. Самолет летит за тучей. Брат сидит на стуле у стола. Даша подарила Данилу новые карандаши. Из трубы идет дым. Там фонтан.
В лесу спрятались волчата и лисята. Дым идет из трубы. Дом у Данилы стоит далеко от садов. Толя и Даша идут обедать. Открыли дверь, стало холодно. Данил и Толя моют ладони, они будут обедать. В ведре налита холодная вода. У Тамары самолет, улетает он в полет. Тут сады, а там дома.
Там Таня. Тут Тома. Вот твои туфли. Я думаю, Даня спит. Зайчата оставили следы. Тома берет помаду. В саду спят поросята. Папа завинчивает винт. Ребята играют в лото. Таня достает домино. Жеребята стоят у дома. Дед рубит дрова. У деда борода. Бельчата сидят в дупле. В душе идет вода. Друзья едят дыню. Толя идет по мосту.
8.Дифференциация звуков К-Т,
Дифференциация звуков К-Т на слух.
1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Дождик - поезд". Инструкция: "Когда я говорю «дождик», ты произносишь звук К, когда я говорю «поезд», ты произносишь звук Т".
2.Игра "Ладонь-кулак".
Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Т, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком К.
Дифференциация звуков К-Т в слогах
Повторение по одному, по два и по три слога со звуками К-Т.
ка - та - ка, та-та - ка, та-ка, ка-та, ко-то, то-ко, ту-ку, ку-ту, ат-ак, ат-ак, ут-ук, ук - ут
то-то-ко, ту-ту-ку, ко-то-ко, то-то-ко, ак-ат-ак, ят-як-ят, от-ок-ок,
ты-кы-кы, ит-ик-ик, ик-ит-ик, ка-та-ка, ку-ку-ту, ака-ата, ото-око,
ита-ика, тла-кла, анк-ант, инк-инт, фта-фка и тд.
. Дифференциация звуков К-Т в словах
танк, кот, травка, кроватка, калитка, куст, капитан, ток, канат, кисточка, ласточка, платок, петрушка, ватрушка, шутка, кушетка, молоток, косточка, тарелка, ток, скачет, скулит, тыква, кабинет
красит, капот, катает, копает, таскает, ветка, утка, комната, копыта, каток, моток, так, клетка, картошка, конфеты, кофта, стук, молоток, лодка.
9.Дифференциация звуков Г-Д
Дифференциация звуков Г-Д на слух.
1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Гуси-дятел". Инструкция: "Когда я говорю «Гуси», ты произносишь звук Г, когда я говорю «Дятел», ты произносишь звук «Д".
2.Игра "Ладонь-кулак".
Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Г, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком Д.
Дифференциация звуков Г-Д в слогах
Повторение по одному, по два и по три слога со звуками Г-Д.
Га-да, ды-гы, го-до, до-го-до, ду-ду-гу, гы-ды-гы, ога-ода, ода-ога-ога, гна-дна, гра-дра-дра, длы-глы-глы и т. д.
Дифференциация звуков Г-Д в словах
догоняет, города, ягода, подруга, радуга, огороды, дорога, гадает, погода, угадает
10.Дифференциация звуков К-Т, Г-Д в предложениях
У Кати красная кофта. Зайка ест морковку. Данил играет танком. Это подарок его друга Сергея. На тарелках лежат косточки. Щенок скулит около огорода. Корова ест травку. Даша гуляет с Таней. Толя читает газету и книгу. На тарелках лежит петрушка. Галя с подругой работает в огороде. Молоток лежит на столе. Под кустом прыгает зайчик. Дорога идет вдоль огорода. Галя красит домик. После дождя видна радуга. Гром гремит над домом. В сказке говорится о добром гноме. Ребята идут на каток. Толя и Галя катаются на коньках на катке. Катя читает сказку «Кот в сапогах». Наташу укусил комарик. Кот Васька любит молоко и сметану. Коля тащит удочкой огромную щуку из реки. Радуга видна над городом. Попугай сидит в клетке. На карточке нарисованы кот и кит. В огороде растет картошка. Далеко пасутся гуси.
Катя собирает букет. В комнате летает муха. В доме два этажа. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Дед тянет репку. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.
11.Дифференциация звуков К-Т, Г-Д чистоговорках
Та-ка, та-ка - мы увидели жука
Ик-ит, ик-ит - самолет летит
То-ко, то-ко - улетит он далеко
Ка-та, ка-та - мы впустили к нам кота
Ут-ук, ут-ук - садим в огороде лук
Ак-ат, ак-ат - Катя рвет салат
Кы-ты, кы-ты - на реке стоят мосты
Ат-ак, ат-ак - в огороде стоит бак
Ага-ада, ага-ада, - стоит высокая ограда
Дон-гон, дон-гон - стоит пустой вагон
Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Г-К.
Задачи:
Образовательные
- различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в слогах, словах;
- закрепление артикуляционных укладов звуков Г-К;
- дифференциация звуков по звонкости-глухости;
- закрепление навыка звукового анализа и синтеза.
Развивающие
- развитие мелкой, общей моторики, согласования движений и речи,
- развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления,
- развитие фонематических процессов.
Воспитательные
- создание ситуации успеха,
- стимулирование речевой активности.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки, карточки с заданиями, су-джок массажеры, массажеры “чудо-пальчики”, магнитофон.
Ход занятия
I. Организационный момент – психогимнастика с элементами массажа. Звучит релакс. музыка.
Здравствуйте, ребята и гости! Настал новый день, вы пришли на логопедическое занятие. Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь с нами гости. Они пришли посмотреть, как Вы умеете работать.
Показ 1-го слайда.
Протянуло солнышко нам свои ладошки,
Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,
С солнцем мы покружимся
Со звуками подружимся!
Солнышко предлагает вам с ним сделать массаж лица и разогреть мышцы лица и ладошек:
“Солнышко” (с использованием зеркала – поставили зеркала в рабочее положение).
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик
(движения по лбу от середины к вискам)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи
(плавные зигзагообразные движения оп лбу)
Лучик нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки
(потирают щёчки)
Солнышко на носик ставит
Точки, точки, точки
(постукивают пальцем по носу и щёчкам)
Золотят веснушки деток
Очень нравится им это.
(спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)
Возьмите в руки массажные шарики, выполним упражнение.
1. “Шарик”
В руки шарик ты возьми, на ладошку положи.
Покрути и поверти, каждый пальчик разотри.
Пальцы будут сильными, буквы все красивыми.
Достали пружинку.
Палец толстый и большой, в лес за сливами пошел.
Указательный с порога, указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает. А мизинчик-господинчик,
В землю косточки сажает.
2. “Обезьянка”.
Обезьянка мыла мылом лапку
Каждый пальчик оп порядку.
Вот намылила БОЛЬШОЙ,
Сполоснув его водой.Не забыла и УКАЗКУ,
Смыв с него и пыль и краску.
СРЕДНИЙ мылила усердно:
Самый грязный был наверно.БЕЗЫМЯННЫЙ тёрла пастой –
Кожа стала сразу красной.
А МИЗИНЧИК быстро мыла:
Видно, он боялся мыла.
Молодцы.
II. Основная часть.
1. Развитие логического, невербального мышления, зрительного восприятия.
Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт. В нем находится разрезная картинка, вам необходимо собрать ее в единое целое.
Скажите, кого вы видите на картинке. (ГНОМ)
Верно. Это гном, но не простой гном, а Гном Звуковичок, который живет в стране звуков и букв. Он сегодня пришел к нам на занятие и приготовил для вас много интересных заданий. Показ 2-го слайда.
2. Введение в тему.
Однажды Звуковичок попал на птичий двор. Вот, что там он увидел. Посмотрите, а после подумайте и скажите, какова тема нашего занятия? Над чем мы будем работать? Показ 3-го слайда.
Ранним утром стая гусей направлялась к воде важно крича: “Га-га-га”.
А куры тем временем носились по двору, собирая жучков и червячков. И поднимали такой крик, находя добычу, что все в округе слышали их кудахтанье: “Ко-ко-ко”.
Скажите, кто жил на птичьем дворе? (Куры, гуси)
Как их можно назвать одним словом? (Домашние птицы)
Почему мы называем их домашними? (Они живут во дворе, у людей, и люди о них заботятся).
Кто же скажет. Какова тема нашего занятия? Как определили? (гусь – звук г, куры – к)
Показ 4-го слайда.
Правильно, мы будем работать со звуками г и к, будем учиться их различать на слух, обозначать эти звуки буквами Г-К и различать их на письме.
3. Сравнительная характеристика звуков Г-К.
Расскажите все, что вы знаете об этих звуках, сравните звуки Г – К и скажите, чем они похожи и чем отличаются.
Возьмите зеркала и положите руку на горлышко. Произнесите звук Г.
Показ 5-го слайда.
Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит.
Звук Г – согласный, звонкий, в слове может быть твердым и мягким.
Произнесите звук К. Показ 5-го слайда.
Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос не звучит.
Звук К – согласный, глухой, в слове может быть твердым и мягким.
4. Обозначение звуков г – буквами на письме и при чтении.
Показ 6-го слайда.
А как на письме мы обозначаем звук Г? (буквой Гг)
А как на письме мы обозначаем звук К? (буквой Кк)
5. Слоговая зарядка. Показ 7-го слайда.
А теперь слушайте песенки Звуковичка и повторяйте их. Работаем по цепочке.
- ГА-ГО-КА-КО
- ГУ-ГИ-КУ-КИ
- КО-ГО-ГО-КО
- КУ-ГУ-КУ-ГУ
- КА-ГА-КА-ГА
- ГО-КО-КО-ГО
- ГУ-ГУ-КУ-КУ
6. “Отгадай загадки”.
А еще Звуковичок приготовил вам загадки.
Отгадайте загадки, назовите слово-отгадку и определите на какой звук оно начинается. Показ 8-го слайда.
Черный, проворный,
Кричит “крак” -
Червякам враг (Грач)Кто сидит на ёлке, на суку,
Счет ведет: “Ку-ку-ку-ку” (Кукушка)Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь.
Кто же это? Это... (Гусь)Клохчет, клохчет,
Детей созовет,
Всех под крылья соберет. (Курица)Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
Посмотрите на картинки-отгадки и скажите, какая из них лишняя и почему? (кошка; все птицы, а она животное).
III. Физминутка.
Показ 9-го слайда.
А теперь немного отдохнем и покажем Звуковичку как мы умеем рассказывать стихи руками. Встаньте все.
На горе мы видим дом.
Много зелени кругом.
Вот деревья, вот кусты
Вот душистые цветы.Кистями рук сложить “домик”
Волнообразные движения рук
Изобразить руками деревья, кусты
Пальцами показать бутон, который распускаетсяОкружает все забор
За забором – птичий двор.
Мы ворота открываем
К дому быстро подбегаем
В дверь стучимся: “тук-тук-тук”
Кто-то к нам идет на стукИзобразить пальцами забор
Погладить ладонями стол
Кистями рук показать ворота
Пальцами пробежать по столу
Постучать кулаком по столу
Ладонь к уху – прислушаться.
В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли. Руки вперед, ладонями кверху.
7. Работа в тетрадях.
А пришел на наш стук Звуковичок, он предлагает открыть тетради и поработать в них. Показ 10-го слайда.
Запишем дату, тему.
8. “Слоговая мозаика”
Звуковичок по дороге к нам на урок нашел загадочные слова. Он попытался прочесть их, но ему это не удалось. Помогите ему вставить в слова слоги Показ 10-го слайда:
Каждому ученику дается индивидуальная карточка с заданием.
(после выполнения задания взаимопроверка)
9. Упражнения для глаз.
Показ 11-го слайда.
А теперь наш приятель Звуковичок очутился в лесу.
Проследите глазами за движущимися предметами.
11. Автоматизация звуков р – рь в слогах, словах и фразах.
Покажите Звуковичку, как вы выполняете гимнастику для язычка.
Показ 12-го слайда.
Бегемотик;
Лягушка;
Чистим зубы;
Лошадка.
Автоматизация звуков в словах.
Произнесите четко, какой предмет изображен.
Показ 13-го слайда.
12. Игра “ловушка”.
Звуковичок предлагает поиграть с ним в игру “ловушка”. Кто в нее попадет, тот выбывает из игры. Поиграем? Задание такое, повторить правильно предложение.
Трава косит Романа.
У гривы густой конь.
Гиря поднимает Борю.
Трава заросла тропинкой.
Ватрушка на завтрак ела Риту.
Чему учились, выполняя это упражнение?
IV. Итог занятия.
Показ 14-го слайда.
Оценивание работы учащихся на уроке
Вывод (что делали, какие звуки учились различать)
Приходил Звуковичок
Приносил нам сундучок.
Угощайтесь, наслаждайтесь,
И во вторник возвращайтесь.
К. Г.У «Специальная (коррекционная) школа – интернат
для детей с ограниченными возможностями»
города Риддера управления образования
Восточно – Казахстанской области
Логопед: Шамонаева Е.В
г.Риддер 2012 - 2013 уч.год
Тема: Дифференциация звуков [к ] и [г]
Обучающие: закрепить знания детей по дифференциации звуков [к ] и [г], учить различать звуки [к ] и [г] в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи. Формировать умение правильно выполнять задания предложенные учителем.
Развивающие: развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, словарь учащихся, органы артикуляции, сенсорную сферу.
Корригировать речевые навыки,
Воспитательные: воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.
Ход урока:
Орг. момент ППН
Прозвенел звонок, начался урок.
Сообщение темы и целей урока
Сегодня наше занятие будет не совсем обычным, потому, что к нам пришло много гостей, и мы устроим соревнования. А перед соревнованиями спортсмены всегда разминаются, то есть подготавливаются, и мы тоже сейчас проведем небольшую разминку.
Пальчиковая гимнастика (разобрать фасоль по цветам: белую в одну тарелку, красную – в другую)
Артикуляционная гимнастика: выполнение упражнений перед зеркалом – «Вкусное варенье, Маляр, Почистим зубки (внутри и с наружи), Горка»
Гимнастика для глаз
Вот мы подготовились, размялись и готовы для соревнований, но давайте вспомним
Из чего состоит наша речь? (звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, связная речь).
На какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)
Какие могут быть согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)
На какие две группы делятся гласные звуки? (показывающие мягкость и твердость согласных).
7 . Уточнение артикуляции звуков [к ] и [г]
А) уточнение правильной артикуляции звука [г]
1) губы в улыбке
3) кончик языка опущен вниз, спинка языка касается твердого нёба.
5) Характеристика звука Г – согласный, звонкий, твердый, мягкий.
Б) уточнение правильной артикуляции звука [к ]
1) губы в улыбке
2) зубы сближены, но несомкнутые
3) кончик языка опущен вниз, спинка языка опущена к мягкому нёбу.
5) Характеристика звука К – согласный, глухой, твердый, мягкий.
1 задание «Слушай внимательно»
Предлагается звуковой ряд, если учащиеся услышат звук [г] – поднимают красный кружок, если звук [к ] – поднимают синий кружок.
М К Л Г Р С К А Г И Г Ш К О Ф К Х Г Т В К Ц Г
2 задание «Скажи наоборот».
Логопед произносит слоги, дети должны назвать слог наоборот
КА ГУ ЯК ОГ
КЕ ИГ УК ГА
ЮГ УК ГЕ КО
КИ ГО АК ГО
3 задание «Шифровки»
Где может в словах стоять звук (в начале, в середине и в конце)
АБКЕВГАЕРМИОУТМ (аквариум, бегемот)
УОЛГИУТРКЕАЦ (улитка, огурец)
ПБОАПБУОГЧАКЙА (попугай – бабочка)
СКАОПМОПГАИС (сапоги, компас)
РЯАБДЛУОГКАО (радуга, яблоко)
ГПИЕТРАСРИАК (гитара – персик)
УГТУКСАЬ (утка, гусь)
ГКЛАОРБТУАС (глобус, карта)
4 задание «Грузовик»
Дети выполняют по компьютеру задание, а параллельно идет работа по карточкам – соединить картинки в названии, которых есть звук с соответствующей буквой.
5 задание «Грамотеи»
Вспомнить правило правописания парных согласных. Предлагаются слова, дети должны вставить пропущенную букву и подобрать проверочное слово.
6 задание «Составь словосочетания»
На какие группы делятся слова?
Составить словосочетания
Колючий груша
Глиняный радуга
Квадратный огурец
Желтая кувшин
Кирпичный попугай
Кислое сапоги
Говорящий кубик
Разноцветная ёжик
Солёный гараж
задание «Придумай предложение»
С составленными словосочетаниями придумать предложении.
8 задание « Говорушка»
Разучивание скороговорки
Купили Егорке санки для горки
Всю зиму Егорка катался на горке.
7 . Итог урока, награждение победителей. С какими звуками мы сегодня работали, чем похожи эти звуки, чем различаются
Самоанализ урока
Тема: Дифференциация звуков [к] и [г]
Это фронтальное занятие, на котором присутствовали учащиеся 3 класса, диагнозами: ОНР 3 уровня и нарушением звукопроизношения
Цели:
Обучающие: закрепить знания детей по дифференциации звуков [к] и [г], учить различать звуки [к] и [г] в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи. Формировать умение правильно выполнять задания предложенные учителем.
Развивающие: развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, словарь учащихся, органы артикуляции, сенсорную сферу.
Корригировать речевые навыки,
Воспитательные: воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.
Данная тема запланирована в общей системе логопедической работы. Речевой материал соответствует теме и целям занятия, которое было построено логично и последовательно. Активизации умственной деятельности учащихся способствовала форма проведения и приемы занятия, что сделало занятие единым целым, захватило чувства детей. На занятии учила постоянно мыслить, помогая при этом, вопросами и заданиями. В ходе занятия соблюдался охранительный режим, а используемые методы и приемы не вызывали у детей переутомления. На занятии осуществлялся индивидуально – дифференцированный подход – проследить можно было при работе на компьютере. Тон, речь учителя были доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе с детьми. Дети на занятии были активны, с большим удовольствием выполняли предложенные задания. Тема занятия раскрыта, цели достигнуты.
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)