Устойчивый динамический стереотип. Динамический стереотип как приобретенная форма поведения
Динамический стереотип, механизм его образования и возрастные особенности
Динамический стереотип – это система условных и безусловных рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс. Иначе говоря, динамический стереотип – это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день. Физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.
Упрочение динамического стереотипа является физиологической основой склонностей человека, получивших в психологии обозначение привычек. Привычки приобретаются человеком различно, но, как правило, без достаточных побуждений и часто совершенно стихийно.
С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Динамический стереотип человека включает не только большое количество разнообразных двигательных навыков и привычек, но и привычный образ мыслей, убеждений, представлений об окружающих событиях.
Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деят-ти коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деят-ти, многие действия при этом становятся автоматическими.
Стереотипы сохр-ся долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы очень трудно поддаются переделке. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особой внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с 1х лет жизни.
Торможение условных рефлексов. Значение условного торможения для обучения и воспитания
Торможение, в физиологии - активный нервный процесс, вызываемый возбуждением и проявляющийся в угнетении или предупреждении др. волны возбуждения. Обеспечивает (вместе с возбуждением) нормальную деятельность всех органов и организма в целом. Имеет охранительное значение (в первую очередь для нервных клеток коры головного мозга), защищая нервную систему от перевозбуждения.
Торможение (наряду с возбуждением) является одним из важнейших механизмов координации работы нервной системы и других органов. С помощью торможения выключаются одни нервные центры и усиливается работа других. Наконец, благодаря торможению организуется согласованная деятельность целых отделов мозга. Различные виды условного и безусловного торможения лежат в основе формирования и воспитания различных поведенческих навыков. Наряду с условными рефлексами они обеспечивают адаптацию организма к меняющимся условиям окружающей среды.
Виды торможения условных рефлексов
Безусловное торможение ( это врожденная форма торможения, она присуща всем особям данного вида; не нужно время для его возникновения; он может развиваться в любом отделе центральной нервной системы) может быть:
1. внешнее торможение: Механизм: дополнительный внешний раздражитель вызывает новый очаг возбуждения в коре головного мозга, который является доминантным. Значение: переключение внимания с одного раздражителя на другой;
2. запредельное торможение: Механизм: условный рефлекс резко увеличивает силу и превышает порог работоспособности нейронов коры головного мозга. Как следствие в мозговом отделе анализатора возникает запредельное торможение. Значение: предохраняет нейроны коры головного мозга от истощения.
Условное торможение - осуществляется по принципу условного рефлекса.
Особенности:
1. это индивидуальная, приобретенная в течении жизни реакция организма;
2. требует определенных условий, для осуществления его надо вырабатывать;
3. развивается в нейронах коры головного мозга.
Условное торможение возникает при неподкреплении условного сигнала. В коре головного мозга перестает осуществляться временная рефлекторная связь.
Значение торможения условного рефлекса:
1. отношение организма с окружающей средой становится более совершенными;
2. осуществляется более детальный анализ и синтез информации.
3. позволяет избежать существования множества биологически нецелесообразных реакций в условиях изменяющейся окружающей среды, играет существенную роль в процессах обучения, способствует оптимальному, а не избыточному проявлению условных рефлексов, экономит силы организма.
Стереотипы - это определенная последовательность привычных действий, закрепленная при помощи функциональных связей и условных рефлексов. В на протяжении дня поступает огромная масса раздражителей. Это, к примеру, могут быть различные явления и события, краски, запахи и цвета. Все эти хаотические импульсы систематизируются и укладываются в целостную систему. Например, у каждого человека есть свой распорядок дня, который может быть как жестким, так и гибким.
Жизнь индивида укладывается в определенные рамки. Подобная система становится прочной и косной при неизменяющихся условиях существования. Она же может быть и подвижной при изменяющихся процессах.
Динамический стереотип был открыт известным ученым И. П. Павловым. Он применял в своей работе определенную последовательность отрицательных и положительных раздражителей, вслед за этим вырабатывались условные рефлексы. Окончательным результатом выступал динамический стереотип, являющийся слаженной системой определенных внутренних процессов.
Для того чтобы вызвать цепь не нужно проводить воздействие с помощью первоначальной целостной системы раздражителей. Достаточно применить первый сигнал - и цепь рефлексов последует в автоматическом порядке.
Динамический стереотип необходим для экономии духовных и физических сил. Здесь можно привести пример из повседневной деятельности. Человек, только осваивающий определенный труд, тратит много сил на его выполнение. Профессионал же усвоил уже автоматическую последовательность действий и делает свою работу легче, экономичнее и грамотнее.
Изменить стереотипы достаточно сложно. Здесь И. П. Павлов сделал еще одно важное открытие. В трудных или кризисных обстоятельствах нервной системе человека проще исполнять привычную последовательность действий, нежели ломать стереотип. Индивиду очень сложно приспособиться к новым, пусть даже слабым раздражителям. Приобретение нового стереотипа проходит долго, время от времени возвращаются прежние реакции. У слабых или истощенных животных выработка новой последовательности действий может вызвать невроз.
И. П. Павлов связывал динамический стереотип и с человеческой деятельностью. В доказательство он приводил тот факт, что у каждого индивида есть определенный, привычный уклад жизни. Это может быть последовательность в выполнении сна, приема пищи, отдыха.
И. П. Павлов связывал с физиологическим основанием тяжелое самоощущение, возникающее при потере близких людей, смене привычного образа жизни, изменении верований и мировоззрения. То есть прежние динамические стереотипы ломаются, так как они больше не являются адекватными действительности, и вслед за этим начинается невроз.
Стоит заметить, что привычная последовательность действий и реакций не является косной. Она изменяется, ведь воздействие внешней среды в высшей степени непостоянно. На формирование стереотипов очень сильно влияет воспитание. Так, человеку можно привить волевые качества, трудолюбие и т.п.
И. П. Павлов также отмечает, что устоявшиеся, косные стереотипы характерны для организма слабого. К примеру, практически невозможно поменять привычную последовательность действий и реакций у пожилых людей.
Существует также социальный стереотип. Означает он упрощенную систему распространенных представлений о некоторых группах людей. Так, человек из определенного сообщества наделяется ведущими качествами его группы вне зависимости от его характера. То есть люди ждут от индивида предсказуемого поведения. Чаще всего, социальный стереотип касается национальных, религиозных и расовых групп.
Каждый ли из нас, когда что-то пишет, задумывается о том, каким будет его почерк или во время ходьбы зацикливается на своей походке, осанке? Мало того, над собственной жестикуляцией вообще вряд ли кто-то рассуждает. Благо, все это происходит неосознанно, ведь в жизни столько много куда более важных вещей, чем фокусирование на том, в какую сторону во время произнесения того или иного слова отвести руку. Иными словами, за все это отвечает динамический стереотип, о котором, пусть даже в целях общего , важно ознакомиться каждому.
Значение динамического стереотипа
Данная последовательность условных рефлексов вырабатывается у человека в процессе его учебной и производственной деятельности, другими словами, на протяжении всей жизни с каждым днем возникают все новые и новые динамические стереотипы. Его несомненной пользой является то, то он помогает человеку экономить энергию (нервную и мышечную). К тому же на его осуществление тратится очень мало жизненного времени, а это говорит о том, что организму предоставляется возможность решать более важные задачи. Нельзя не отметить, что такой стереотип вырабатывает стиль поведения, дисциплину человека. На его основе возникают всевозможные навыки, привычки и умения. В случае, если человек попадает в несвойственную для него среду, затрудняется проявление его динамического стереотипа.
Динамический стереотип и физиология
Динамический улучшает скорость протекания всех условных рефлексов. К тому же он положительно влияет на деятельность коры головного мозга. Такой двигательный стереотип возникает вследствие последовательного воздействия раздражителей условного и безусловного типа.
Примеры динамического стереотипа
За примерами не нужно далеко идти: ваше любимое хобби, будь то игра на пианино, езда на лыжах или конный спорт – все это осуществляется благодаря динамическому стереотипу. Мало того, пользование столовыми приборами, ходьба, бег, прыжки и даже письмо основаны на навыках, фундамент которых – все тот же двигательный стереотип.
Различные условные рефлексы постоянно взаимодействуют друг с другом. Если раздражители повторяются в определенном порядке, то между ними формируется взаимосвязь, характеризующаяся стереотипной последовательностью возникновения ответных реакций. При этом рефлексы соответствуют не столько данному раздражителю, сколько месту раздражителя в последовательной цепи их.
Стереотип внешних проявлений реакций в виде секреции или движения был назван И. П. Павловым динамическим стереотипом или функциональной системностью. Термин «динамический» подчеркивает функциональный характер этого стереотипа (формирование и закрепление его только после соответствующих упражнений, возможность его переделки, угасание при длительных перерывах, ухудшение при утомлении, сильных эмоциях, заболеваниях и пр.).
Динамический стереотип в отношении сенсорных условных рефлексов ярко проявляется при пищевых рефлексах. Например, если в опытах на собаке применять в течение длительного времени систему положительных и отрицательных условных раздражителей, чередуя их через определенные интервалы времени в строгой последовательности, то это фиксируется нервной системой. Каждому раздражителю, примененному на строго фиксированном для него в стереотипе месте, в соответствии с законом силы раздражителя, соответствует определенная величина ответной реакции (Э. А. Асратян, П. С. Купалов и др.). Стереотип может выявляться при замене всех условных раздражителей одним из них, обычно средней силы. Этот раздражитель, примененный в стереотипе вместо других условных раздражителей этого стереотипа, вызывает ответы, величина которых соответствует ответам на замененные раздражители. На месте же отрицательного раздражителя положительный сигнал вызывает очень слабую условную (в частности, слюноотделительную) реакцию.
Таким образом, динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции животного на сложную систему положительных и отрицательных условных раздражителей. В основе стереотипной условнорефлекторной деятельности лежит определенное стереотипное же сочетание во времени и пространстве процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий.
Переделка стереотипа в некоторых случаях представляет для нервной системы трудный процесс. Чтобы выработать новый стереотип, необходимо сначала угасить старый. Но хорошо закрепленный стереотип трудно подается угашению и может проявляться вновь при возникновении условий, которым он соответствовал.
Динамический стереотип может быть связан не только с отдельными вегетативными или двигательными функциями, но и с целостной деятельностью организма, режимом жизни человека. Все наши навыки (например, игра на рояле, гимнастические упражнения), автоматическая цепь поступков, сопровождающих поведение после просыпания или при отхождении ко сну и т.д. представляют собой динамические стереотипы. Формирование таких динамических стереотипов имеет большое значение для человека. Социальная среда, воздействующая на него, - быт, учеба, работа, как правило, в течение более или менее длительного времени остается относительно постоянной (домашний и рабочий режимы, их темп и др.). За счет следового возбуждения клеток в нервных центрах стереотип запечатлевается в них в виде сложной функциональной системы, в которой все воздействующие компоненты среды сливаются в единый синтетический комплекс.
Таким образом, стереотип можно характеризовать как систему условных рефлексов на совокупность раздражителей естественной среды. Системность облегчает деятельность. Человек, привыкший изо дня в день делать одну и ту же работу, обычно выполняет ее с большей легкостью. Биологический смысл синтеза рядов реакций и их автоматизации сводится к тому, чтобы освободить корковые центры для решения сложных задач, требующих эвристического мышления (догадываться, соображать).
Однако образование прочного динамического стереотипа может наряду с положительным значением иметь и отрицательное. Привычка действовать по определенному стандарту затрудняет приспособление к новым условиям выполнения работы, к новому режиму жизни. В некоторых случаях при изменении ситуации прочный динамический стереотип задерживает приспособление организма к реакциям, более соответствующим новым условиям труда и быта. Изменение привычных форм работы, режима жизни переживается тяжело и может привести к нарушениям некоторых функций организма, особенно у лиц пожилого возраста. Привычный уклад жизни человека, воспроизводимый иногда годами и протекающий на фоне определенных эмоций и чувств, представляет собой динамический стереотип большей или меньшей сложности. Смена его на другой стереотип, тем более вызванная непредвиденными, трагическими случайностями (смерть близкого, болезни, инвалидность и т.д.), является всегда тяжелым трудом для больших полушарий, резко отражающимся на всех функциях организма. Известны случаи гибели или тяжелой болезни людей со слабой резистентностью нервной системы, поставленных в условия необходимости срочной и резкой смены привычных условий жизни. Поэтому, как указывал И. П. Павлов, установление динамического стереотипа является положительным при стандартных условиях деятельности и отрицательным при варьировании этих условий и резком их изменении. Это относится и к физическим упражнениям. Для стандартно выполняемых движений установление стереотипа полезно, для изменяющихся (спортивные игры, единоборство) - нежелательно.
К числу вполне нормальных и тем не менее требующих большой работы полушарий головного мозга изменений стереотипной деятельности относятся этапные возрастные изменения в жизни каждого человека - поступление ребенка в школу, смена школы на вуз, поступление на работу и т.д. В облегчении этих перестроек в стереотипической деятельности головного мозга каждого человека большую роль играет весь общественный уклад жизни, а также своевременная помощь со стороны воспитателей, учителей, родителей, психологов, социальны.
Теория организации движений
Следуя современной теории физиологии, все действия осуществляются на уровне простой рефлекторной дуги : раздражение - рецептор - чувствительный нейрон - сегмент спинного мозга - двигательный нейрон - исполнительный орган - это путь прохождения нервного импульса. Рефлекторную дугу контролируют вышележащие отделы центральной нервной системы (ЦНС). Различают безусловные, врожденные рефлексы , которые «вшиты» в структуру центральной нервной системы. И условные, вновь созданные, которые основаны на «проторении» нервных связей по Павлову. Дигательный стереотип это набор взаимосвязанных безусловных и условных рефлексов, это определенная программа , которая работает, следуя четкому алгоритму . Например: перемещение центра тяжести приводит к сокращению икроножной мышцы - результат - восстановление положения тела.
Уровни организации движений
- Уровень «A» - уровень слепого выполнения движений (чистая физиология) обеспечивает настройку тонуса мышц (то есть способность мышц к релаксации, отношения мышц-антагонистов).
- Уровень «B» - уровень двигательных штампов. Он обеспечивает врожденную особенность моторики (ловкость, грациозность, пластику), а также черновую технику повторяющихся движений (осанку, позу, ходьбу, бег). Собственно на этом уровне формируется так называемая «привычная осанка», то есть осанка, характерная для конкретного человека. Уровень «В» является уровнем неосознанной осанки, уровнем рефлекторной коррекции осанки.
- Уровень «С»
уровень пространственного поля, обеспечивает вписывание двигательных штампов в реальное пространство: Это умение расслабиться по команде, умение напрячь отдельную мышцу, повтор движений по показу, группирование тела, сохранение позы. Для этого используются дистанционные рецепторы (зрение, слух). Применительно к осанке это уровень внешней коррекции: Например, коррекция положения тела педагогом или тренером или коррекция «по показу».
Дефекты уровня «С» хорошо видны в подростковом возрасте. Молодые люди, с плохой моторикой, отличаются неуклюжестью, неумением расслабиться, они с трудом осваивают гимнастические упражнения. Это так называемые «моторные бездари». Специфичен их внешний вид: прогиб поясницы или сутулость, приподнятые и выдвинутые вперед плечи, полусогнутые ноги. Их движения сопровождаются так называемым «двигательным мусором» (то есть ненужными мимикой, жестами, гримасами). Чаще всего такой дефект не связан с их генотипом или с заболеванием нервной системы, а обусловлен незрелостью нервной системы, плохим физическим воспитанием . Отметим, что признаком хорошей осанки является не только правильное выравнивание сегментов тела, но и отсутствие «двигательного мусора», который является признаком плохой моторики.
- Уровень D - уровень слияния физиологического и психологического, он обеспечивает выработку сложных автоматизмов движения. Это уровень действия, уровень формирования двигательного навыка. На этом уровне формируются профессиональные движения. Применительно к осанке этот уровень отвечает за осознанное группирование тела - т.е осмысленную коррекцию положения тела.
- Уровень E (смысловой уровень) - обеспечивает смысловую коррекцию всех нижележащих уровней. Здесь формируются такие сложные действия-навыки, как пилотирование самолета, работа космонавта и другие. На этом уровне осуществляется самоконтроль осанки. Воздействуя на свои мысли, мы можем менять напряжение мышц и, расслабляя мышцы, сознательно корректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться. На этом уровне реализуются методы телесно-ориентированной психотерапии (психосоматической коррекции) - высший уровень контроля осанки.
Деятельность уровня «В» реализуется через уровень «А», подчиняясь вышележащему уровню С. Уровни A, B и C являются врожденными, безусловными. Однако, в результате сложного взаимодействия, граница между физиологическим и психологическим стирается. Эта граница подвижна. Таким образом,
сознательное действие, автоматизируясь, переходит в уровень бессознательного, рефлекторного, и наоборот, рефлекторное может приобрести самостоятельное значение, войти в сферу сознания.
Это важный закон построения движения, он используется при коррекции ходьбы и осанки .
Индивидуально двигательный стереотип формируется под влиянием разнообразных факторов, имеющих отношение к становлению моторики. Эти факторы могут быть закономерными и случайными: вспомним школьника, склонившегося над низким столом и проводящего многие часы учебы в этой позе, лишенного своевременной педагогической поправки. В последующем накопившиеся двигательные ошибки суммируются с неизменно наступающими возрастными изменениями в осанке подростка, что в итоге способствует фиксации патологической цепи ошибок в формировании осанки, пластики, ловкости. Подобных ситуаций достаточно в профессиональной деятельности, когда люди с правильно сформированной моторикой в нерациональной рабочей позе подвергают ДС проверке на устойчивость с нередкими потерями. Здесь ДС выступает как индивидуальное приобретение моторики.
Связанные понятия
Двигательный навык
Двигательный навык - это выработанное вследствие тренировки движение , компоненты которого в значительной степени автоматизированы. Двигательный навык - основа формирования двигательного стереотипа. Двигательный навык характеризуется словесными «рабочими формулами», которые произносятся мысленно про себя или в виде команд. Эти команды предполагают выполнение определенного движения или физического упражнения. Эти движения многократно повторяются и заучиваются. Так формируется двигательный навык.
Тренировка
Тренировка - многократное повторение определенных движений, которое приводит к их автоматизации, благодаря чему они становятся более точными, в необходимой степени быстрыми, размеренными по силе и амплитуде, в соответствии с задачей, которая решается при выполнении данного двигательного акта (упражнения). Лишние движения в процессе тренировок устраняются. Автоматизированными двигательными актами у человека являются ходьба , бег и многие трудовые движения (процессы, акты).
Моторика
Моторикой принято называть совокупность двигательных возможностей. Существует концепция физических качеств как качественно особых базовых сторон моторики, каждое из них измеряется свойственной ему единицей измерения. Таких параметров определено 5: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Нередко физические качества отождествляют с двигательными. Термином «двигательные качества» обозначают структурно особые максимальные базовые проявления моторности. Имеются в виду максимальные проявления прыгучести отталкиванием одной и двумя ногами, с места и с темпа, различные по структуре удары, сохранение устойчивости своего тела на одной и на двух ногах, на месте и после быстрого перемещения тела, на подвижной и неподвижной опоре и т. д. Необходимо отметить, что и в физическом воспитании, и в спорте непосредственное значение имеют именно двигательные качества, а физические либо моторные функциональные качества развивают только для того, чтобы повысить двигательные качества.
Литература
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Динамический стереотип" в других словарях:
динамический стереотип - (от греч. dynamikos сильный, подвижный, stereos твердый, typos отпечаток) интегральная система привычных условно рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда (см. стимул). Понятие… … Большая психологическая энциклопедия
См. Стереотип динамический … Большой Энциклопедический словарь
См. СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Понятие, отражающее интеграцию условнорефлекторных процессов в коре больших полушарий, которая достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следующих с постоянными интервалами… … Психологический словарь
Физиологич. термин, обозначающий устойчиво закрепившуюся систему условных нервных связей, обеспечивающих определенную интенсивность и последовательность реакций организма на воздействия внешней среды. Д. с. образуется при достаточно длительном… … Философская энциклопедия
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - (от греч. stereos – твердый + typos – отпечаток). Устойчивая система условно рефлекторных действий, которая вырабатывается как реакция на повторяющиеся предъявляемые стимулы. В методической литературе 50–60 х гг. XX в. этот термин употреблялся… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
См. Стереотип динамический. * * * ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП, см. Стереотип динамический (см. СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ) … Энциклопедический словарь
динамический стереотип - dinaminis stereotipas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Galvos smegenų žievėje susidariusi nuolatinė ir darni sąlyginių refleksų sistema, lemianti išmoktų veiksmų pastovumą, ekonomiškumą, įgūdžius, įpročius, mąstymo ir elgesio… … Sporto terminų žodynas