Юный адонис возлюбленный богини. Возлюбленный афродиты, богини любви
Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов, живущих на Олимпе, современные ребята зачитываются ничуть не меньше, чем это делали их родители и бабушки с дедушками. Сложно встретить сегодня человека, который не знал бы, кто такие Зевс, Посейдон, Афина или Арес. Самой известной героиней античных мифов является Афродита - богиня любви и красоты, вечно юная обитательница Олимпа. У древних римлян она ассоциировалась с Венерой.
Сфера влияния богини
Греки считали Афродиту покровительницей весны, цветения и плодородия. Они были уверены, что вся красота, существующая на планете - это дело её рук. У богини просили благосклонности влюблённые, надеясь сохранить свои чувства до конца жизни. Её восхваляли художники, поэты и скульпторы, прославляющие в своих произведениях красоту и любовь. К Афродите относились как к богине, предпочитающей мир войне и жизнь - смерти, поэтому к ней обращались все те, кто мечтал о спокойном процветании и избавлении от гибели. Она была настолько могущественна, что её воле подчинялись не только простые люди и животные, но и обитатели Олимпа. Единственными персонажами, на кого не действовали чары прекрасной богини, были Афина, Артемида и Гестия.
Внешность
Согласно античным мифам, Афродита отличалась невероятной красотой. Греки представляли её высокой, статной, с очень нежными чертами лица. У богини были длинные волосы золотистого цвета, которые обрамляли её голову, словно венок. Ей прислуживали Оры и Хариты, покровительствовавшие красоте и грации. Они расчёсывали её золотые локоны и надевали на неё прекраснейшие наряды. Когда Афродита спускалась с Олимпа, распускались цветы, а солнце на небе начинало светить ярче. Дикие звери и птицы, не в силах устоять перед невероятной красотой богини, сбегались к ней со всех сторон, и спокойно ходила она по земле в их окружении.
Афродита - древнегреческая богиня, славившаяся своими романами как с подобными себе, так и с простыми людьми. Она обладала силой влюблять в себя множество мужчин. Будучи женой некрасивого и хромого бога Гефеста, покровителя огня и кузнечного дела, она утешалась тем, что вступала в любовные связи на стороне. Не родив своему супругу ни одного ребёнка, она одаривала наследниками других своих поклонников. От отношений с богом войны Аресом у Афродиты появилось 5 детей (Деймос, Фобос, Эрос, Антэрос и Гармония). От связи с покровителем виноделия Дионисом у неё родился сын Приап. Красотой Афродиты был сражён также бог торговли Гермес. Ему она подарила сына Гермафродита. Среди её любовников были не только могущественные жители Олимпа, но и простые смертные. Так, закрутив роман с царём дарданцев Анхисом, Афродита родила ещё одного сына - героя Троянской войны Энея.
Афродита - богиня, олицетворявшая собой невероятный эротизм и сладострастие. В отличие от простых женщин, она никогда не позволяла себе становиться жертвой любви. Все её отношения происходили исключительно по её воле. В связях с мужчинами у неё не было постоянства, она всегда была открыта для новых чувств.
История появления на свет богини любви и красоты
Весьма интересным является миф о богине Афродите, повествующий о её рождении. По древнему приданию, титан Кронос сильно разозлился на своего отца Урана (покровителя неба), отсёк серпом его гениталии и выбросил их в море. Кровь из детородных органов смешалась с морской водой, в результате образовалась белоснежная пена, из которой и появилась на свет прекрасная Афродита. Богиня любви родилась недалеко от греческого острова Киферы, затем лёгкий ветерок отнёс её по волнам к Кипру, где она и вышла на берег (по этой причине её иногда называют Кипридой). Примечательно, что Афродита никогда не была ребёнком, она появилась на свет из морской пены совершенно взрослой. Взойдя на Олимп, дочь Урана покорила своей красотой всех его обитателей.
Существует ещё одна версия рождения древнегреческой богини. Согласно ей, родителями Афродиты были главный олимпийский бог Зевс и морская нимфа Диона, а появилась она на свет самым традиционным способом. Автором этой версии является древнегреческий легендарный поэт Гомер.
Характер
Афродита - богиня Древней Греции, ставшая героиней множества античных мифов. Как любой женщине, ей свойственно быть разной. В одних преданиях Афродита - великодушная повелительница человеческих жизней, в других - капризная красавица, а в третьих - жестокая вершительница судеб, гнева которой невозможно избежать.
Миф о Пигмалионе
По одному из преданий, обитал когда-то на Кипре талантливый художник Пигмалион. Он ненавидел представительниц слабого пола и жил отшельником, не позволяя себе влюбиться и создать семью. Однажды он создал из слоновой кости статую женщины неописуемой красоты. Скульптура была сделана мастером очень искусно, и казалось, что она вот-вот заговорит и зашевелится. Пигмалион часами мог любоваться созданной им женщиной и не заметил, как влюбился в неё. Он шептал ей ласковые слова, целовал её, дарил ей драгоценности и наряды, однако статуя оставалась неподвижна и нема. Больше всего на свете хотел Пигмалион, чтобы созданная им красавица ожила и ответила взаимностью на его чувства.
В дни, когда у греков было принято почитать Афродиту, принёс Пигмалион ей богатую жертву и попросил, чтобы послала она ему в жёны девушку, похожую на ту, которую он создал из слоновой кости. Всемогущая Афродита решила сжалиться над талантливым мастером: она оживила прекрасную девушку и вселила в неё взаимные чувства к своему создателю. Таким образом богиня вознаградила Пигмалиона за искреннюю и преданную любовь, которую он испытывал к статуе.
Повествование о Нарциссе
Богиня красоты Афродита была благосклонна только к тем людям, которые высоко почитали её. Тех же, кто противился её власти и отказывался от её даров, она немилосердно наказывала. Так случилось с прекрасным юношей Нарциссом, сыном речного бога и нимфы. Он был очень красив, и все, кто видел его, сразу же влюблялись в него. Но гордый Нарцисс никому не отвечал взаимностью.
Однажды влюбилась в красивого юношу нимфа Эхо. Однако Нарцисс гневно отверг её, заявив, что лучше умрёт, чем будет всегда с ней. Неудача постигла и другую нимфу, которая тоже имела неосторожность полюбить его. Обидевшись, она пожелала гордому Нарциссу испытать безответную любовь, дабы понять, что чувствует отвергнутый человек. Афродита сильно разозлилась на юношу, ведь он пренебрегал своей красотой - даром, посланным ему богиней. За гордыню и холодность по отношению к другим она решила его жестоко покарать.
Гуляя как-то по лесу, захотел Нарцисс напиться воды. Склонившись над ручейком с чистой прозрачной водой, он увидел в нём своё отражение и страстно влюбился в него. Его чувства были настолько сильны, что он перестал есть и спать. Он думал о прекрасном юноше постоянно, однако, видя его в воде, не мог к нему даже прикоснуться. И однажды понял Нарцисс, что полюбил сам себя. От этого открытия ему стало ещё хуже. Постепенно силы покидали красавца, он понимал, что погибает, но не мог оторваться от своего отражения в воде. В страданиях по самому себе он и умер, а на месте его смерти вырос белый цветок с душистым ароматом, который в его честь стали называть нарциссом. Так поплатился юноша перед Афродитой за свою гордыню и пренебрежение дарованной ему красотой.
Печальная история об Адонисе
Афродите, жестоко покаравшей Нарцисса, пришлось и самой страдать от любви и неблагосклонности судьбы. У кипрского царя был сын Адонис. Хоть он являлся простым смертным, но обладал божественной красотой. Однажды увидела его Афродита и влюбилась в него без памяти. Ради Адониса богиня забыла об Олимпе и всех своих делах. Вместе со своим возлюбленным охотилась она на диких зверей, а в свободное время отдыхали они на зелёной траве. Богиня красоты крайне редко оставляла Адониса одного и каждый раз просила его, чтобы он берёг себя.
Один раз отправился Адонис на охоту без Афродиты, и его собаки напали на след большого кабана. Обрадовался юноша такой добыче и бросился на зверя с копьём. Но не догадывался он о том, что это будет его последняя охота. Кабан оказался сильнее Адониса, он накинулся на него и проткнул своими клыками. От полученной раны возлюбленный богини красоты умер.
Узнав о гибели Адониса, Афродита стала сильно оплакивать его. Зевс-громовержец, видя, как она страдает, сжалился над ней и попросил своего брата, бога мёртвого царства Аида, иногда отпускать юношу к живым. С тех пор так и повелось: на полгода Адонис приходит к Афродите, и в это время всё в природе распускается, цветёт и благоухает, а затем он возвращается в мир умерших, и землю начинают заливать дожди и засыпать снега - это золотоволосая богиня тоскует по своему возлюбленному.
Яблоко раздора
Любимцем Афродиты являлся сын царя Трои Парис. Покровительница раздора Эрида задумала рассорить греческих богинь и подбросила им золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Его заметили Афродита, Гера и Артемида и начали спорить о том, кому оно должно достаться. Рассудить богинь было поручено Парису. Каждая из них пыталась подкупить юношу всяческими благами. Победительницей в этом поединке стала Афродита, пообещав отдать ему в жёны самую красивую из земных женщин. Получив благосклонность и поддержку богини любви, Парис в одночасье навлёк на себя гнев Геры и Артемиды. Яблоко раздора послужило началом Троянской войны, ведь самой красивой женщиной была Елена - супруга спартанского царя Менелая. Именно к ней и приказала Парису плыть Афродита.
Эрос и Гименей - помощники покровительницы любви и красоты
Хоть Афродита - греческая богиня, обладающая большим могуществом, без помощников она обойтись не могла. Одним из них был её сын Эрос - кудрявый мальчуган, летающий над всеми землями и морями на своих небольших крыльях. У него был маленький лук и колчан с золотыми стрелами. В кого Эрос выстрелит, того и настигнет любовь.
Покровитель брака Гименей - ещё один незаменимый помощник Афродиты. Он возглавляет все свадебные шествия, летя впереди молодожёнов на своих белых крыльях и освещая им дорогу ярким факелом.
Атрибутика
Главный символ богини Афродиты - её пояс. Всякий, кто его надевал, наделялся необычайной сексуальной притягательностью. Получить его мечтали как простые женщины, так и богини, населявшие Олимп. Кроме пояса, у Афродиты была чаша из чистого золота, наполненная вином. Каждый, кто делал из неё глоток, оставался молодым навсегда. Символами богини любви Афродиты считались также роза, мирт, яблоко. Голуби, воробьи, зайцы и мак отождествлялись с ней, как с покровительницей плодородия. Были у Афродиты и морские символы - дельфин и лебедь.
Знаменитые античные статуи
Многих скульпторов вдохновляла на создание шедевров богиня Афродита. Фото произведений искусства, представленных в статье, передают всю красоту и величественность покровительницы любви и красоты. В работах некоторых мастеров героиня античных мифов представлена в образе римской богини Венеры.
Известной древнегреческой статуей, посвящённой богине, является Афродита Книдская (около 350 года до н. э., автор - Пракситель). Во II ст. до н. э. скульптором Агесандром была создана фигура Венеры Милосской, являющаяся воплощением женской красоты античного периода.
Богиня в произведениях живописи
Изображение Афродиты можно встретить в картинах, написанных известными художниками Возрождения. Кисти Тициана принадлежит работа «Венера и Адонис» (1553 г.), сюжет которой передаёт трепетные чувства богини к простому смертному юноше.
На картине «Спящая Венера», написанной итальянским художником Джорджоне ориентировочно в 1505-1510 годах, покровительница любви изображена в виде обнажённой красавицы, отдыхающей на фоне природы. Образ античной богини, созданный мастером, стал олицетворением идеальной женщины эпохи Возрождения.
Ещё одним произведением живописи, изображающим Афродиту, является картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1486 г.). На ней художник изобразил сюжет античного предания, повествующий о появлении величественной покровительницы любви и красоты из морской пены.
Благодаря произведениям искусства и греческим мифам, можно определить, как представлялась древним людям богиня Афродита. Фото скульптур и картин, на которых изображена златовласая обитательница Олимпа, отчётливо передают её красоту, вдохновляющую и сегодня многих деятелей искусства на создание новых шедевров.
Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов.
Пику, Анри Пьер - Рождение Венеры - 1874.
Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.
Battista Dossi (1490–1548)
Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой.
Адольф Вильям Бугро
Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.
Афродита будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Никто не может избежать ее власти, даже боги.
Но богиня любви, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса. Она любила сына царя Кипра, Адониса.
Уэст (1738–1820)
Адонис ("господин") - сын царя Кипра Кинира и Мирры, юный прекрасный бог, правящий порядком вещей на земле.
Жил на Кипре справедливый и мудрый царь Кинир. Он родился в Библосе и перенес на Кипр достижения финикийской культуры. Кинир обучил жителей острова Кипр родной музыке, танцам и многим полезным ремеслам.
Кинир (Кинирас) - кипрский царь, сын Аполлона, отец Мирры (Смирны), отец и дед Адониса.
Однажды жена Кинира похвасталась, что ее дочь Мирра прекрасней самой Афродиты. Богиня не стерпела такого оскорбления и внушила Мирре страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда ее кормилица так напоила Кинира, что тот уже ничего не соображал, Мирра забралась к нему в постель.
Мирра и Кинир. Гравюра Вергилия Солис для Метаморфозы Овидия
Кинир, узнав о том, что его дочь обманом зачала ребенка, которого скоро должна была родить, от него же самого, так разъярился, что выхватил меч, и испуганная Мирра бросилась прочь из дворца.
("Birth of Adonis", oil on copper painting by Marcantonio Franceschini, c. 1685-90, Staatliche Kunstsammlungen, Dresden)
Picart - Birth Adonis.
Когда отец настиг ее у обрыва, Афродита спешно превратила ее в мирровое дерево, и родительский меч расколол его ствол пополам. Из трещины выпал крошечный Адонис.
Афродита, уже сокрушаясь о содеянном, заключила Адониса в ларец и передала его Персефоне - царице мертвых, попросив припрятать в укромном месте.
Сгоравшая от любопытства Персефона открыла ларец и обнаружила в нем Адониса. Он был так мил, что она взяла его на руки и отнесла в свой дворец, где и воспитала его.
Персефона Борис Валледжо
Однажды Афродита спустилась в Аид и спросила Персефону, что сталось с тем ларцом, что когда-то был ей дан на хранение. Персефона подозвала к себе юношу неземной красоты. Юный Адонис был так прекрасен, что Афродита тут же загорелась страстью и потребовала вернуть его. Но Адонис уже был тайным любовником Персефоны, и та наотрез отказалась.
Тогда Афродите пришлось обратиться к Зевсу. Но тот не захотел решать споры неподеливших красавца богинь и передал его на рассмотрение суду под председательством музы Каллиопы.
Хендрик де Клерк, фламандский, 1570-1629. Венера и Адонис.
Bartholomäus Spranger
Та признала за Афродитой и Персефоной равные права и решила, что он будет проводить время с каждой по очереди. Но чтобы Адонис имел отдых от посягательств любвеобильных богинь, Каллиопа разделила год на три равных части, одну из которых Адонис должен был проводить с Персефоной, вторую - с Афродитой, а третью - по своему усмотрению.
Корнелис Корнелиссен (1562–1638)
Но Афродита, пользуясь своей властью над любовью и поясом, сотканным из вожделения, пользовалась также и свободным временем юного бога, который по собственному желанию оставался с Афродитой.
Annibale Carracci - Venus, Adonis and Cupid
Hendrick Goltzius
Абрахам Блумарт (1564–1651)
Christiaen van Couwenbergh (1604–1667)
Фердинанд Боль (1616–1680)
Никола Пуссен (1594–1665)
Абрахам Янсенс (1567–1632)
Афродита родила от Адониса сына Голга, основателя Голгов на Кипре и дочь Берою, основательницу фракийской Берои.
Все время проводила Афродита с возлюбленным. С ним охотилась Афродита в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611)
Simon Vouet (French, 1590 - 1649)
Но иногда приходилось ей покидать возлюбленного, чтобы побывать на Олимпе. И Адонис охотился в одиночку.
Венера попытки сохранить Адониса с охоты.After Peter Paul Rubens
Augustin Van den Berghe (Бельгия 1756-1836)
Charles-Joseph Natoire - Vénus et Adonis
Тициан (1490–1576)
Персефона же, узнав о том, что Афродита нечестно проводит с Адонисом вдвое больше времени, решила отомстить. Она отправилась к любовнику Афродиты Аресу и заявила ему, что Пеннорожденная предпочитает ему, великому Аресу-Эниалию, какого-то смертного, женоподобного, смазливого Адониса. Воспылав ревностью, но не желая ссоры с Афродитой, Арес превратился в дикого вепря и направился к местам охоты соперника. Когда собаки Адониса напали на след громадного кабана, юноша радовался такой богатой добыче. Он не предчувствовал, что это его последняя охота. Вепрь набросился на него и смертельно ранил.
"Смерть Адониса"- Антонио Темпеста, ок. 1593 г.
"Гибель Адониса "-Джузеппе Маццуоли, 1709 г.
Промчался было мимо
Косматый зверь и как споткнулся,
Учуя веянья любви
И амброзийной женской плоти,
И крови поцелуйных ласк,
Что для него, как знак к свирепству.
Пронзив Адониса клыками
И завертев над головой,
Кабан отбросил тело наземь
И, как в испуге, убежал.
Камбьязо Лука.
А. П. Лосенко. «Смерть Адониса». 1764
Корнелис Holsteyn, 1647
Франсиско Гойя (1746–1828)
Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита.
Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня.
Jacopo Zanguidi Bertoia - Venus Led by Cupid to the Dead Adonis
Рибера, Хосе де (1591–1652)
Джованни Баттиста Гаулли (1639–1709) Гибель Адониса
Рубенс, Питер Пауль (1577–1640)
Giulio Carpioni (1613–1678)
Никола Пуссен (1594–1665) Vénus pleurant Adonis
Laurent de La Hyre (1606–1656)
Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону.
КЛОД МОНЕ Анемоны
А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты.
В литературе неоднократно упоминается красивая легенда о растении горицвете, латинское название которого адонис. Эта легенда была очень популярна в Древней Греции, но наибольшей известности достигла в эпоху Возрождения, когда на сюжет легенды о Венере и Адонисе создавались многочисленные живописные и скульптурные произведения. Легенда об Адонисе наиболее полно изложена в “Метаморфозах” Овидия. Согласно одному из вариантов легенды, Венера рассердилась на жену кипрского царя Кимира за непочтение и внушила его дочери страсть к родному отцу. Царь, не подозревая правды и поддавшись соблазну, вступил с Миррой в связь, но, обнаружив истину, проклял ее. Боги превратили несчастную в дерево мирры, с вечно сочащимся из ран драгоценным ароматным соком. Из треснувшего ствола родился ребенок, которого назвали Адонисом. Мальчик был необыкновенно красив. Венера отдала его на воспитание Персефоне, жене бога подземного царства Аида, с условием, что, когда ребенок вырастет, он вернется к ней. Но, когда наступило назначенное время, Персефона не захотела с ним расставаться. Судьей в этом споре пришлось стать самому Зевсу, который решил, что летом Адонис будет жить на земле с Венерой, а на зиму вместе с Персефоной возвращаться под землю. Счастливая Венера бродила по лесам с Адонисом, умоляя его не рисковать и не охотиться на свирепых зверей – медведей и вепрей. Но однажды Адонис ушел на охоту один и погиб от клыков дикого кабана. Венера горько оплакивала возлюбленного, а затем превратила его в цветок, окропив нектаром кровь юноши.
Род адонис (Adonis), или горицвет насчитывает около 45 многолетних и однолетних видов. И пускай окраска венчика у большинства видов не кроваво-красная, все они, в понимании ботаников, родственники “цветка Адониса”. Представители рода обитают как на равнинах, так и в горах, поднимаясь до 4500 м над уровнем моря. В связи с обитанием в труднодоступных районах, многие виды остаются до настоящего времени малоизученными. В первую очередь это адонис весенний (Adonis vernalis), горицвет. Это растение степей европейской части России, Крыма, Предкавказья, Сибири, а также Средней и Южной Европы. Адонис весенний – компонент разнотравья луговых степей и остепненных лугов. Это одно из очень красивых растений, с горящими золотом цветка ми, зацветающее в конце апреля и заканчивающее цветение в конце мая -начале июня. Нижние листья чешуевидные, стеблеобъемлющие, стебле вые – сидячие, многократно рассеченные. Цветок крупный диаметром до 6 см, состоящий из 15-20 свободных желтых, блестящих лепестков, поддерживаемых пятью опушенными чашелистиками, находится на верхушке стебля. Тычинок и пестиков много. Высота цветущих растений 10-15 см, плодоносящих, 40-60 см. Плоды морщинистые с крючковатым носиком, созревают в июле. Плод сборный из сухих многочисленных орешков – многоорешек.
Адонис весенний в Европе введен в культуру. Имеются садовые формы.
Уход и размножение
Растут все адонисы медленно и очень чувствительны к пересадкам. Почву необходимо содержать в рыхлом и влажном состоянии. Почки возобновления закладываются на 2-4 года вперед, поэтому срезать растение нужно осторожно, стараясь не повредить почки.
Размножается семенами и делением куста. Посадку производят в августе - начале сентября, чтобы до наступления заморозков растения могли хорошо укорениться.
Деление и пересадку адонисов следует проводить не раньше 4-5 лет выращивания, на одном месте без пересадки адонисы хорошо развиваются до 10 лет. Лучший вариант – пересадка растений с комом земли, не нарушая корней, растут медленно, делить их на мелкие части не рекомендуется. В первый год после посадки растения цветут и развиваются слабо, нормальное цветение происходит только со второго года. Размножение многолетних адонисов семенами затруднено, так как они имеют низкую всхожесть, кроме того, часть семян прорастает только на второй год. Посев семян, желательно очищенных, следует производить немедленно после сбора. До зимы ящики с посевами необходимо хранить в холодном подвале, а затем вкопать под снег. Возможно хранение семян в слегка влажном субстрате в холодильнике до начала весны с последующим проращиванием в теплице при 18-22 град. Молодые растения растут медленно, полного развития достигают только на 4-5 год.
Использование
Для срезки многолетние адонисы непригодны, но они очень эффектны в групповых посадках или среди редко посаженных кустарников. При посадках их следует располагать ближе к дорожкам, хороши они и на каменистых горках с восточной и западной стороны. Ценное лекарственное сырье – уже в XIV веке широко использовалось в народной медицине при судорогах, различных сердечных и почечных болезнях.
Виды
Адонис золотистый (Adonis chrysocyathus) – одно из редких растений Центральной Азии. Этот травянистый многолетник – чрезвычайно ценное лекарственное и декоративное растение, которое встречается на Тянь – Шане, в Кашмире, Западном Тибете, где куртины адониса создают красочные ярко-желтые пятна на каменистых горных склонах. Сияние желтого цвета особенно выразительно на фоне еще не растаявшего снега и синевы высокогорного неба. Известно ограниченное число местонахождений этого вида, причем численность популяций постоянно и существенно сокращается в связи с вмешательством человека. Надземная часть представлена одним или группой полурозеточных побегов, число и величина которых зависят от возраста. Так, средневозрастная особь насчитывает до 30 розеток высотой 45-50 см. Генеративный побег, как правило, с единичным крупным ярко – желтым цветком. Побег равен высоте или несколько превышает высоту розеточных листьев.
Адонис туркестанский (Adonis turkestanicus) – одно из ценных лекарственных растений Средней Азии – эндемик Памиро-Алая. Основная часть его ареала связана с горными системами Гиссаро-Дарваза, где он может образовывать сплошные заросли в арчевниках и трагакантниках на высоте 2000-3500 м над уровнем моря. Наиболее чистые заросли отмечены в местах бывших многолетних стоянок скота. Это говорит о положительном отношении растений к богатой органикой почве. Адонис туркестанский в начале цветения имеет высоту 10-20 см, а в период созревания плодов до 70 см. Все растение опушено курчавыми волосками. Цветки на концах побегов одиночные, 4-6 см в диаметре, околоцветник двойной, правильный, состоит из венчика и чашечки. Лепестки желто-оранжевые, с нижней стороны синеватые. Характерная особенность этого вида – то, что одновременно у растения есть только что образовавшиеся бутоны, раскрывшиеся цветки и завязавшиеся семена. Так как каждый побег имеет боковые побеги первого, второго, третьего, а иногда и четвертого порядков, цветков на одной средневозрастной особи может быть до 250. Цветки появляются сначала на оси первого порядка. По мере роста растения цветки распускаются на оси второго, третьего порядков, что обусловливает растянутость сроков цветения и плодообразования. Такое длительное цветение – важное приспособление к суровым условиям высокогорий.
Адонис монгольский (Adonis mongolica) – эндемичное растение Монголии. Встречается в пределах Хангая, в горных и луговых степях, по опушкам лиственничников. Наиболее обилен на местах старых стоянок скота. Растет на рыхлых, богатых перегноем почвах. Побеги средневозрастного растения многочисленны (до 20-30 и более), имеют боковые побеги второго и третьего порядков. Прикорневые листья редуцированы. Срединные листья, в пазухах которых формируются побеги следующих порядков, сидячие. Цветки крупные, 2,5-5 см в диаметре. Чашелистики светло-зеленые, иногда с фиолетовым оттенком, опушенные мелкими волосками. Лепестки белые. Адонис монгольский – одно из ранневесенних растений Монголии. Трудно представить себе более яркую и прекрасную картину – шапки снежно-белых цветков по степным склонам с прошлогодней бурой листвой на фоне ярко-синего неба. Цветение начинается в апреле-мае, а массовое - в конце мая, июне. Первую волну цветения образуют верхушечные цветки главных побе гов. На смену им приходят верхушечные цветки второго, третьего и так далее порядков. Следует обратить внимание на тот факт, что все боковые побеги, вне зависимости от расположения на главном, заканчиваются на одном уровне. Этим и объясняется обильное цветение, при котором цветки образуют как бы купол в виде белоснежной “шапки”. Следующая волна цветения образуется из цветков, расположенных на ветвях следующих порядков. Такой ритм цветения способствует постоянной декоративности растения и увеличивает возможность созрева ния семян в наиболее благоприятный по погоде срок. Здесь уместно вспомнить о резкой континентальности климата Монголии, особенно ее горных районов, когда среди вегетационного периода возможны резкие колебания температуры вплоть до заморозков, снега и града. Листья развертываются вслед за распусканием цветков. Рост побегов продолжается до созревания семян. Трава адониса монгольского служит сырьем для получения ценных сердечных гликозидов.
Адонис амурский (Adonis amurensis) – многолетнее травянистое растение с Дальнего Востока, где растет в кедрово-широколиственных лесах. Листья перисто-рассеченные на длинных черешках, развиваются после цветения и сохраняются до июля, августа. Цветет с апреля в течение 2-3 недель. Цветки золотисто-желтые, широко раскрытые до 5 см в диаметре. Расцветает до появления листьев. Высота растений в период цветения не более 10-15 см. Плодоносит в конце мая, июне. Размножается семенами. Всходы появляются через год. Растение введено в культуру. В Японии выведены многочисленные декоративные сорта с махровыми цветками белой, розовой, красной окраски.
С Адонисом связан только один миф. Наверняка все помнят легенду об Эхо и Нарциссе, как покарала Афродита гордого и самовлюбленного юношу. Но и богине любви тоже не чужды прекрасные чувства.
Воспылала в ее душе страсть к сыну кипрского царя Кинира Адонису, красивейшему среди смертных и богов. Забыла она и про свои золотые украшения, и про свою красоту. Перестала бывать на Патмосе и Кифере, и даже светлый Олимп уже не манил прекрасную богиню. Целыми днями и в любую погоду она вместе с Адонисом охотилась в чаще леса на оленей, зайцев и серн, но остерегалась медведей, кабанов и львов и о том же просила возлюбленного. Когда ей приходилось расставаться с ним, богиня умоляла не забывать ее просьб. Но не послушался Афродиту .
Однажды, когда богиня вновь отлучилась, он гулял по лесу со своими верными псами. Вдруг те приняли охотничью стойку и через мгновение, яростно лая, выгнала из кустов огромного кабана. Обрадовался юноша, что попалась такая богатая добыча, но не знал он, что охотится в последний раз. Только замахнулся Адонис копьем, чтобы насквозь пронзить кабана, как разъяренный зверь набросился на него. Громадные клыки воткнулись в тело юноши, и его бездыханное тело упало на землю.
Как только Афродита узнала о гибели Адониса, то сама отправилась в кипрские горы, чтобы найти возлюбленного. Шла она по острым камням сквозь колючие кусты терновника и там, где падали на землю капли ее крови, вырастали пышные алые розы. Долго она ходила по горам, пока не предстало перед ней тело Адониса.
Горькие слезы полились из глаз богини. Чтобы память о ее возлюбленном жила вечно, она повелела вырасти нежному анемону из крови Адониса. Тронуло Зевса горе Афродиты, и попросил он своего брата Аида ежегодно отпускать юношу в мир живых. С тех пор так и повелось: полгода проводит время с Афродитой, а во время остальных шести месяцев он возвращается в мрачное царство Аида.
Существует мнение, что когда юноша находится с Афродитой, на Земле господствуют весна и лето, а во время его ухода все увядает, и наступают осень и зима. Но в древнегреческой мифологии есть легенда, в которой, причина смены времен года объясняется совсем по-другому. Это миф о Персефоне, и Аиде. Звучит она так.
Персефона приходилась дочерью богине плодородия Деметре. Но однажды в нее влюбился владыка подземного царства мертвых Аид. Он понимал, что Деметра ни за что не отпустит свою дочь в загробный мир, и поэтому похитил Персефону.
Запечалилась богиня плодородия, поля и сады перестали давать урожай, наступил голод. Решили боги это исправить, попросили они Аида вернуть Персефону наверх, но тот наотрез отказался. Тогда Зевс велел явиться на Олимп и ему, и Деметре, и Персефоне. Деметра хотела быть с дочерью, но Аид не желал ее отпускать. И, выслушав стороны, Зевс принял решение: пусть часть года Персефона будет проводить с Аидом, а все остальное время она посвятит Деметре. Пока она находится в подземном царстве, богиня плодородия ходит в печали, и тогда земля покрыта снегом. Но когда Персефона возвращается к матери,
Античный мифологический образ-символ юной мужской красоты, который берет начало из сирийско-финикийских верований (Адон - господин) и является разновидностью "умирающих и воскресающих богов", духом ежегодно обновляющегося развития
Будучи возлюбленным Афродиты (лат. Венера), он был убит разъяренным вепрем, по другим версиям - богом Аресом (лат. Марс), который принял образ зверя. Из крови Адониса растут анемоны (ветреница) или адонис, его душа опустилась в подземное царство Аида. Богиня любви умолила Зевса, чтобы Адонис проводил в подземном царстве только часть года, а весною мог бы возвращаться к ней. Эта просьба была удовлетворена, и возрождение молодой природы отмечалось праздниками, песнями, закладкой "садиков Адониса".
Адонис - греческая форма шумерского бога растительности Думузи (по-арамейски Таммуз), возлюбленного богини Инанны.
Ежегодный вегетационный цикл во многих религиях и культурах символизируется божествами, которые попадают в загробный мир, но периодически возрождаются вновь.
Адонис, Рождение А.
Адонис был зачат в результате кровосмесительной любви его матери Мирры к своему отцу Киниру. Снедаемая угрызениями совести, она умолила богов превратить ее в мирровое дерево. Прошло время, ствол дерева расщепился, и родился младенец Адонис, которого воспитали служанка Мирры Луцина и нимфы ("Мет.", 10:503-514). Этот сюжет можно встретить главным образом в итальянской живописи XVI и XVII веков. Мирра изображается с воздетыми руками, полуженщиной-полудеревом; она передает младенца Лунине. О смерти Адониса см. ВЕНЕРА (5). См. также ДЕРЕВО. [Дж.Холл]
АДОНИС - олицетворение умирающей и воскресающей природы у финикийцев, сын красавицы Мирры (Смирны), превращенной богами в дерево, источающее благовоние. Афродита полюбила красивого ребенка и отдала на воспитание в подземное царство Персефоне, которая, также полюбив Адониса, в назначенный срок не захотела его возвращать. Пришлось Зевсу решать конфликт: Адонис будет проводить треть года у Персефоны, треть у Афродиты, а остальное время, где сам захочет. Когда Адонис погиб на охоте, искусанный диким вепрем, кровь из его ран тотчас же превратилась в анемоны. А кровь Афродиты, пустившейся на поиски Адониса по горам Кипра и поранившей о камни и терновник свои нежные босые ноги, превращалась в розы. В назначенный срок Адонис вновь являлся на землю. В честь его возвращения ранней весной и осенью греки сажали цветы в горшках и называли их "садиками Адониса". Женщины приносили ему в дар свои волосы.
БРЭФ
- по старинному сказанию, сын Ассирийца или Финикийца Феияса, а может
быть и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на Кипре Пафос. Кинир
произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры или Смирны, возгоревшей
к нему любовью по наущению Афродиты; когда отец, узнав о совершенном им
преступлении, хотел убить дочь, боги превратили её в мирровое дерево и
из негото через 10 месяцев явился на свет А. За красоту его тотчас же
полюбила Афродита и отдала тайно Персефоне на сохранение; Персефона не
пожелала однако потом возвратить его; тогда Афродита обратилась с жалобой
к Зевсу, который и решил спорь тем, что одну треть года А. должен был
проводить у Афродиты, одну у Персефоны, а последней третью мог располагать
по своему усмотрению. Но еще юношей А. был убит на охоте вепрем. По другому
варианту, спор между богинями возник лишь по смерти А., из крови которого
произошла роза. Этот часто изменявшийся и варьированный греческими поэтами
миф, точно также, как и культ А., финикийско-сирийского происхождения.
На это есть намеки и в самом сказании, на это указывает и слово А., которое
означает "господин". В особенности же культ А., как божества
природы, был силен в Библосе и его окрестностях, а также и на Кипре. Отсюда
культ этот перешел к Грекам, которые, превратив А. в полубога, из азиатского
мифа создали поэтическое сказание; но основные черты культа сохранились
и в Греции. Празднество A. (Adonia), которое главным образом относилось
к смерти прекрасного, оплакиваемого Афродитой, юноши, происходило ежегодно,
большею частью в июле или же весной и состояло из двух частей: во время
первой оплакивалась смерть А., во второй с радостью праздновалось его
возвращение к Афродите. В Библосе, где Адонии праздновались с особенной
роскошью, выставлялось сначала изображение А. при жалобном пеши, с соблюдением
всех погребальных обрядов; затем следовало радостное празднование по случаю
возвращения А. из преисподней. В Греции, особенно в Афинах, где в Адониях
принимали участие преимущественно женщины, они были проще. Кроме всего
этого, в Адониях играли роль также так наз. Адонисовы сады. Это были наполненные
землей глиняные сосуды или корзины, в которых были посажены скоро распускающиеся,
но тотчас же и увядающие растения; этим символически изображалась недолговечность
расцвета в природе и жизни, живым примером которой и является судьба А.
Празднество А. при александрийском дворе, где сначала чествовали юного
прекрасного А., а затем оплакивали смерть его, но с надеждой на возвращение,
описано Феокритом в его прелестном стихотворении "Адониацузы".
Культ А. происхождением своим обязан переменам в жизни природы, расцветающей
под живительными лучами весеннего солнца и увядающей летом от жары (на
Востоке) и зимой; в культе этом высказывается горе по утраченной природой
красоте, с надеждой в тоже время на пробуждение природы. Существуют изображения
раненного А. в виде статуи и прекрасного мраморного рельефа. Кроме того,
мне об А. и Адонии увековечены картинами на стенах, изображениями на зеркалах,
саркофагах, и на нескольких прекрасных вазах. Ср. О. Ян, "Archaol.
Beitrage" (Берлин, 1847); Бругш "Die Adonisklage und das Linoslied"
(Йерлин, 1852), Мантардт "Antike Wald und Feldkulte ans nordeurop.
Ueberlieferung eriautert" (Берлин, 1877). Как название красивого
мужчины, имя А. употребляли уже Греки.
Мифы народов мира. Под редакцией Токарева
АДОНИС
"(dn "адон", "господь", "владыка"),
в греческой мифологии божество финикийско-сирийского происхождения с ярко
выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием
и возрождением природы. Миф об А. в наиболее полном виде представлен у
Аполлодора (III 14, 4), Овидия (Met. X 300-524, 708-739) и Антонина Либерала
(XXIV). А. - сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта
и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня
Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую
мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну,
не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого
проклинает ее (Ovid. Met. X 300-478). Боги превращают несчастную в мирровое
дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной
красоты - А. (X 479-524). Афродита передает младенца в ларце на воспитание
Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает
Зевс, предназначив А. часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны
и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником
и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите
предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно
его ранит (Apollod. Ill 14, 4; Ovid. Met. X 708- 716). По другой версии
(Ptol. Hep-haest. I, p. 183, 12 Westerm.), A. - жертва гнева Аполлона
(его месть Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эрилюнфа) или ревнивого
супруга богини Ареса (в финик, варианте Астара) (Serv. Verg. Aen V 72).
Афродита горько оплакивает А. и превращает его в цветок, окропив нектаром
пролитую кровь (Ovid. Met. X 717- 739). Юношу оплакивают хариты и мойры,
из крови его расцветают розы, из слез Афродиты - анемоны.
Культ А. существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. Согласно Лукиану (De dea Syr. 6), в Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной проституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй - радости по воскресшему А. Рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет А. Однако здесь же скептические рассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет (Luc. De dea Syr. 8). В 5 в. до н. э. культ А. распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали А. в особом здании (Paus. II 20, 6). В Афинах во время праздника в честь А. под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib. 18; Nic. 13). Адонии - праздник в честь А. - были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились греко-восточные культы Ocиpuса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т. н. "садики А." - символ мимолетности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного А., а на следующий день с причитанием и плачем статую А. несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти (Theocr. V 96-144). В мифе об А. отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе А. явственно прослеживается развернутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе.
Лит.: Frazer J. G., Adonis, AttiB, Oeiris, L. - N. Y., 1906; Leipoldt J., Sterbende und auferstehende Gutter, Lpz., 1923; Relner E., Die rituelle Totenklage der Griechen, Stutt. - В.. 1938; Lambrechts P., Over Griekse en oosterse mysteriegodsdiensten: de zgn. Adonia-mysteries, Brux., 1954.
Европейская драматургия обращалась к мифу об А. в 16-17 вв. (пьесы "А. и Венера" Лопе де Вега; "А." И. Гундулича и др.). Чаще миф находил воплощение в поэзии этого периода (поэмы "Венера и А." У. Шекспира; "А." Дж. Марино; "А." Ж. Лафонтена и др.).
А. - один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др.). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С начала 16 в. миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: "Венера и А.", "Гибель А.", "Венера оплакивает А.". К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, АН. Карраччи, Веронезе, Г. Рени, Рубенс, Н. Пуссен и др. В 18-19 вв. миф находит воплощение главным образом в пластике ("Венера и А." А. Кановы; "А." Б. Торвальдсена; "Умирающий А." О. Родена и др.).
В европейском музыкально-драматическом искусстве миф об А. лег в основу либретто многих опер 17- 18 вв. (наиболее значительны - "Цепь А." Д. Маццокки; "А." К. Монтеверди; "А." Р. Камбера; "А. на Кипре" Дж. Легренци; "Влюбленный А." Р. Кайзера и др.). "
Из собственного словаря
dn - адон, господин, господь, владыка.
Божество (растительное) финикийско-сирийского происхождения.
Греч. форма шумерского бога растительности Думузи (арам. Таммуз), возлюбленного
богини Инанны.
Разновидность "умирающих и воскресающих богов " - олицетворение
умирающей и воскресающей природы (Ежегодный вегетационный цикл, связанный
с периодическим умиранием и возрождением природы, во многих религиях и
культурах символизируется божествами, которые попадают в загробный мир,
но периодически возрождаются вновь. Культ богини-матери, связанный с плодородием
и растительными функциями, и ее смертного супруга был распространен по
всему Среднему Востоку.).
Мифологический образ-символ юной мужской красоты; дух ежегодно обновляющегося
развития.
Как название красивого мужчины, имя Адониса употребляли уже греки.
В посвященных ему обрядах, вслед за весельем следовало ритуальное оплакивание.
"В мифе об Адонисе отразились древние матриархальные и хтонические
черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от
него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время,
мужскому коррелату. В мифе и культе Адониса явственно прослеживается развернутая
символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в
природе".
Этот часто изменявшийся и варьированный греческими поэтами
миф наиболее полно представлен у:
Аполлодора (III 14, 4),
Овидия (Met. X 300-524, 708-739) и
Антонина Либерала (XXIV).
"По старинному сказанию, сын Ассирийца или Финикийца Феияса, а может
быть и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на Кипре Пафос. Кинир
произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры или Смирны, возгоревшей
к нему любовью по наущению Афродиты; когда отец, узнав о совершенном им
преступлении, хотел убить дочь, боги превратили её в мирровое дерево и
из негото через 10 месяцев явился на свет А".
Сын Феникса и Алфесибеи.
Вар: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны;
кипрского царя Киниры и его дочери Мирры.
Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь, внушает той
страсть к родному отцу. Поддавшись соблазну он вступает в связь с нею
(не подозревая), и после этого проклинает ее (OvMt. X 300-478).
Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого
рождается ребенок удивительной красоты (X 479-524).
Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне (вар.: его
воспитали служанка Мирры Луцина и нимфы), не пожелавшей в дальнейшем расстаться
с ним. Спор разрешает Зевс, предназначив Адонису треть года проводить
в царстве мертвых, треть - на земле с Афродитой (Спутником и возлюбленным
которой он становится.) (финик. Астартой), треть - где он захочет.
По другому варианту, спор между богинями возник лишь по смерти Адониса.
Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу
дикого кабана, который смертельно его ранит (Apollod. Ill 14, 4; Ovid.
Met. X 708- 716).
Вар: жертва Аполлона (Ptol. Hep-haest. I, p. 183, 12 Westerm.), Его месть
Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эрилюнфа.
ревнивого Ареса (финик. Астара) (Serv. Verg. Aen V 72). Принявшего образ
зверя.
Афродита, оплакивает и превращает Адониса в цветок анемону (ветреница)
или адонис, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid. Met. X 717- 739). Юношу
оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты
- анемоны. Либо, его кровь стала анемонами, а кровь Афродиты - в розы
(Искавшей Адониса по горам Кипра и поранившей о камни и терновник свои
босые ноги.).
Богиня любви умолила Зевса, чтобы Адонис проводил в подземном царстве
только часть года, а весною мог бы возвращаться к ней.
Культ Адониса существовал в Финикии, Сирии, Египте, на
островах Кипр и Лесбос.
"Происхождением своим он обязан переменам в жизни природы, расцветающей
под живительными лучами весеннего солнца и увядающей летом от жары (на
Востоке) и зимой; в культе этом высказывается горе по утраченной природой
красоте, с надеждой в тоже время на пробуждение природы".
Культ Адониса как божества природы особенно был силен в Библосе и на Кипре.
В Библ(ос)е было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь Адониса,
сопровождавшиеся священной проституцией: первый день был посвящен плачу,
а второй - радости по воскресшему богу. (Лукиан, De dea Syr. 6)
Лукиан же рассказывает о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в
красный цвет, когда в горах Ливана гибнет Адонис; и здесь же скептически
рассуждает о красной почве, придающей реке цвет (De dea Syr. 8).
В 5 в. до н.э. распространился в материковой Греции, где Адонис превратился
в полубога. Из азиатского мифа создали поэтическое сказание; но основные
черты культа сохранились и в Греции.
В Аргосе женщины оплакивали Адониса в особом здании (Paus. II 20, 6).
Празднество A. (Adonia), которое г.о. относилось к смерти прекрасного,
оплакиваемого Афродитой, юноши, происходило ежегодно, большею частью в
июле или же весной и состояло из двух частей: во время первой оплакивалась
смерть А., во второй с радостью праздновалось его возвращение к Афродите.
Адонии праздновались с особенной роскошью в Библосе: выставлялось сначала
изображение А. при жалобном пении, с соблюдением всех погребальных обрядов;
затем следовало радостное празднование по случаю возвращения А. из преисподней.
В Афинах адонии - праздник в честь Адониса, который приходился на середину
лета, - были особенно популярны в эпоху эллинизма (Когда распространились
греко-восточные культы Ocиpuса, Таммуза и др.). В них принимали участие
преимущественно женщины, и они были проще. Во время праздника под плач
и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib.
18; Nic. 13). Поздней весной и ранней осенью (или в адонии???) женщины
выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро
увядающей зеленью, т.н. "садики Адониса" - символ мимолетности
жизни. … недолговечность расцвета в природе, живым примером чего служит
судьба Адониса
В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного Адониса,
статую которого на следующий день с причитанием и плачем несли к морю
и погружали в воду как символ его возвращение в царство смерти (Феокрит
"Идиллии" V 96-144) … в его прелестном стихотворении "Адониацузы".
Женщины приносили ему в дар свои волосы.
Эмблематика
.
Искусство
Один из самых популярных персонажей античной живописи.
Существуют изображения раненного Адониса в виде статуи и прекрасного мраморного
рельефа.
Кроме того, миф об Адонисе и Адонии увековечены фресками, изображениями
на зеркалах, саркофагах, погребальных урнах и на нескольких прекрасных
вазах.
"Садики Адониса" остались запечатленными на помпейских фресках.
Сюжет "Рождение Адониса" можно встретить г.о. в итальянской
живописи XVI и XVII вв. Мирра изображается с воздетыми руками, полуженщиной-полудеревом;
она передает младенца Лунине.
В средневековой книжной миниатюре иллюстрации к Овидию.
С начала 16 века миф находит воплощение под кистью: Джорджоне,
Тициана,
А.Н. Карраччи
Тинторетто,
Веронезе,
Г. Рени,
Рубенса,
Н. Пуссена …
Наиболшее распространение приобрели сюжеты:
"Венера и Адонис",
"Гибель Адониса",
"Венера оплакивает Адониса"
В 18-19 вв. находит воплощение главным образом в пластике
"Венера и Адонис" А. Кановы;
"Адонис" Б. Торвальдсена;
"Умирающий Адонис" О. Родена…
Драматургия 16-17 вв., пьесы "Адонис и Венера" Лопе де Вега;
"Адонис" И. Гундулича…
Чаще находил воплощение в поэзии этого периода
поэмы "Венера и Адонис" У. Шекспира; (Первое опубликованное
произведение Шекспира.)
"Адонис" Дж. Марино;
"Адонис" Ж. Лафонтена …
В музыкально-драматическом искусстве17- 18 вв.:
оперы "Цепь Адониса" Д. Маццокки;
"Адонис" К. Монтеверди;
"Адонис" Р. Камбера;
"Адонис на Кипре" Дж. Легренци;
"Влюбленный Адонис" Р. Кайзера…
Библиография
Frazer J. G., Adonis, AttiB, Oeiris, L. - N. Y., 1906;
Leipoldt J., Sterbende und auferstehende Gutter, Lpz., 1923;
Relner E., Die rituelle Totenklage der Griechen, Stutt. - В.. 1938;
Lambrechts P., Over Griekse en oosterse mysteriegodsdiensten: de zgn.
Adonia-mysteries, Brux., 1954.
О. Ян, "Archaol. Beitrage" (Берлин, 1847);
Бругш "Die Adonisklage und das Linoslied" (Йерлин, 1852),
Мантардт "Antike Wald und Feldkulte ans nordeurop. Ueberlieferung
eriautert" (Берлин, 1877).
АДОНИС
Прекрасный юноша, сын царя Кипра от собственной дочери, возлюбленный Афродиты (Венеры). Согласно Овидию, во время охоты был растерзан диким кабаном, которого наслала ревнивая Артемида. Имя Адониса семитского происхождения и означает "господин", "владыка"; оно соответствует сиро-арамейскому Таммузу (см. ПАН); культ богини-матери, связанный с плодородием и растительными функциями, и ее смертного супруга был распространен по всему Среднему Востоку. Адонис являлся растительным божеством; в посвященных ему обрядах, вслед за весельем, знаменующим возрождение природы, следовало ритуальное оплакивание. Феокрит всвоих "Идиллиях" описал фестиваль в Александрии. В Афинах адонии - праздник в честь Адониса - приходился на середину лета, когда повсюду выставлялись горшочки с быстро отцветающими букетами - так называемые "садики Адониса"; они остались запечатленными на помпейских фресках. С начала 16 века миф находит воплощение под кистью Тициана, Тинторетто, Веронезе, Рени, Рубенса, Пуссена и др. Первым опубликованным произведением Шекспира была поэма "Венера и Адонис".