Речь письменная. Особенности письменной речи
Одним из самых выдающихся достижений человечества является письменная речь. Благодаря этому умению мы можем сохранять и передавать точную информацию сквозь время и пространство. Письменность оказывает непосредственное влияние на устную речь. Ведь формулировка мыслей и умение пересказывать тексты во многом зависит от количества и качества прочитанной информации.
Что такое письменная речь
Если взять любой толковый словарь, то определение этого понятия звучит так: «письменная речь – форма передачи информации в графическом виде». Различают две категории этого вида деятельности:
- Продуктивный. Под этой категорией подразумевается написание самого текста.
- Рецептивный. Это означает чтение текста.
Для того чтобы овладеть письменностью необходимо пройти курс обучения. По своей сути это умение является монологической речью. То есть автор текста как бы «разговаривает» сам с собой. Но вследствие развития технологий, и появления массовых коммуникаций (интернет, СМС) возникли и диалогические варианты письменной речи.
Немного истории
Письменную речь можно назвать «искусственной памятью человечества». Благодаря этому навыку люди смогли передавать свои мысли и умения через поколения.
Письменность проходила несколько этапов своего развития:
- Пиктография . Самый первый вид письменной речи, произошедший от наскальных рисунков и специальных символов. К примеру, подобным образом предостерегали от опасности, или «рассказывали» о добыче.
- Идеография . Такой способ общения был распространен у древних ассирийцев. Каждый знак или идеограмма обозначал целое предложение или высказывание.
- Иероглифы . Улучшенное общение через идеограммы, подобные знаки означали определенное слово. Возникла такая письменность в Древнем Египте. Была распространена и в малой Азии, и используется там и по сей день.
- Алфабетическое письмо . Подобная письменность зародилась в Древней Греции, и стала «прародительницей» современного способа общения. Каждый знак этой речи означает определенный звук, произносимый человеком.
Как можно понять из истории, письменность прошла длинный путь от образности к выражению звуков. В современном мире используется алфабетическое письмо. И лишь несколько стран (Китай, Япония) продолжают использовать в выражении своих мыслей иероглифы.
Для чего нужна письменная речь
Без этого умения человечество вряд ли смогло бы достичь того развития, которое мы наблюдаем сейчас. Ведь согласитесь, трудно пересказать по памяти из чего или как делается, к примеру, мобильный телефон. Кроме того, письменная речь оказывает огромное влияние и на психологию человека или его «внутренний мир». Ведь во многом наше восприятие зависит от того, какую мы информацию получаем из прочитанных источников.
Увы, современное сообщество тратит мало времени на чтение книг, предпочитая проводить время за просмотром телевизора, или «изучением» постов в социальных сетях. Такая тенденция ведет к появлению целого поколения людей неспособных складно выразить свои мысли, с малым словарным запасом, общающимися только сленговыми словечками или «мемами».
Это говорит о неумении использовать речевые обороты, эпитеты, и грамотно построенные фразы. Поэтому очень важно читать как можно больше книг или статей. Ведь как ни крути, а письменность влияет на содержание нашей разговорной речи.
Видео инструкция
Прежде чем рассматривать вопрос об обучении письму, необходимо разграничить понятия письмо и письменная речь. Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо. В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. Под письменной речью - книжный стиль речи. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. В методике под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания. Обучение письменной речи может быть как целью, так и средством обучения, так как этот процесс помогает овладеть монологической речью, отрабатывая такие ее характеристики, как развернутость, последовательность и логичность.
Письменная речь - процесс выражения мыслей в графической форме. Это продуктивный вид речевой деятельности. Базой письменной речи является устная речь, в частности говорение, связанное с письмом самими механизмами порождения высказывания:
- замысел (что сказать);
- отбор нужных средств языка (как сказать, подбор слов, их сочетание в высказывании);
Часто в методике термины "письмо" и "письменная речь" не противопоставляются. Термин "письмо" - понятие более широкое, чем письменная речь, оно может включать в себя и письмо как таковое, и письменную речь. Обучение письму и письменной речи образует нечто единое: чтобы научиться письменной речи, необходимо овладеть техникой письма, т.е. письмом, и наоборот, обучение иностранному языку нельзя ограничить только обучением технике письма.
Письмо предполагает:
- · графику - систему знаков-графем;
- · орфографию - правописание, систему правил использования знаков;
- · запись - письменную фиксацию языковых единиц разной протяженности;
- · письменную речь - письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной коммуникативной задачи.
В практике обучения под письмом понимают технологический, или процессуальный аспект, а под письменной речью - сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы. Когда говорят о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то имеют в виду письменную речь. Цель обучения письму в данном контексте - научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке. Любой текст, написанный автором, - это выражение мыслей в графической форме.
По мнению Е.И. Пассова, письмо следует рассматривать как один из основных самостоятельных видов речевой деятельности, который может осуществляться на двух уровнях:
- 1) Уровень репродуктивный - фиксация собственных высказываний при сохранении всех особенностей устной формы общения. Этот уровень функционирует обычно в тех случаях, когда мы делаем пометки для своих высказываний, пишем личное письмо;
- 2) Уровень продуктивный - продуционирование собственно письменной речи со всеми присущими ей особенностями (полнота, синтаксическая сложность, развёрнутость, грамматическая нормативность). Этот уровень функционирует в тех случаях, когда пишут статьи, научные рефераты, книги и представляет собой выражение мысли в письменной форме .
Таким образом, письмо в определении Е.И. Пассова не просто является фиксацией речи. Оно является одним из видов речевой деятельности (наряду с говорением, аудированием и чтением) и обеспечивает общение между людьми. Понятие ЅписьмоЅ у этого исследователя охватывает понятие Ѕписьменная речьЅ и письменная речь, по его мнению, входит в обучение письму как его основная часть
Гальскова И.Д. дает следующее определение понятия "письмо”. Письмо - продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста .
Бабинская П.К. предлагает нашему вниманию еще одно определение понятия "письменная речь”. Итак, письменная речь - вид речевой деятельности, целью которого является изложение мыслей в письменной форме (письмо, сочинение и т.д.) .
А Мильруд Р.П. даёт следующие характеристики:
- письменная речевая деятельность - целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове;
- письменная речь - способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаниях .
А.А. Утробина же приводит такие определения понятий:
- письмо - деятельность, направленная на графическую фиксацию речи и её элементов;
- письменная речь - вид речевой деятельности, который связан с умением излагать информацию в письменном виде .
Трудно не согласиться с Гальсковой И.Д., что письмо возникло на базе звучащей речи как способ сохранения речевых произведений во времени, как хранилище человеческих знаний и накопленного опыта . При построении письменного текста составитель обычно следует определенной логической цепи: мотив, цель, предмет, адресат.
Галькова И.Д. приводит следующие особенности текста как продукта письма:
- композиционно-структурной завершенностью и логико-смысловой структурой;
- единством начала, центрального коммуникативного блока и заключительной части;
- соотнесенностью заголовка с содержанием;
- предметным содержанием;
- коммуникативными качествами .
Письмо как средство и цель обучения введено в учебный процесс параллельно, позволяя осуществлять коммуникацию, не имея богатых языковых средств. Сысоева Е.Э. убедительно показывает, что умение продуцировать коммуникативные сообщения в четких общепринятых формах облегчает правильное восприятие и понимание информации вне ситуации общения . В книгеЅМетодика обучения иностранным языкам в средней школеЅ авторы пишут: ЅПисьмо - сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Это продуктивный вид речевой деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтенияЅ. Ясно, что письмо как вид речевой деятельности, а не просто как фиксация устной речи, и включают в понятие ЅписьмоЅ понятие Ѕписьменная речьЅ (Рогова, Верещагина). Это подтверждает, что в лингвистическое содержание обучения письму, по мнению авторов книги, входят графика, орфография, запись (фиксация речи) и письменная речь (выражение мыслей в письменной форме).
1. Форма речи, связанная с восприятием, выражением мыслей в графической форме и включающая таким образом два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). 2. (письмо) Продуктивный вид речевой деятельности, заключающийся в письменном выражении мыслей на иностранном языке в графической форме. Объектами лингводидактического тестирования являются: I) техника письма (графика, орфография, пунктуация); 2) продуктивная письменная речь: умение продуцировать собственный письменный текст, сочетающий при необходимости такие сложные формы, как описание, повествование, рассуждение, а также умение письменно репродуцировать аудиотекст, демонстрируя умение анализировать содержание первичного текста и умение перерабатывать информацию в соответствии с учебными и др. задачами, а также в соответствии с требованиями жанра. Виды тестовых заданий по п.р. разнообразны: аннотация, реферат (резюме, оценочный и др.), объявление, заявление, тезисы, план, конспект и т. д.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ (ПИСЬМО)
продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков. Как и все виды речевой деятельности, П. р. имеет следующую структуру: 1. Этап предварительной ориентировки. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать. 2. Планирование деятельности. На этом этапе пишущий пла нирует не только содержание, но и форму своей речи. Он частопользуется долгосрочным планированием своей речи: при этомон может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства. 3. Осуществление деятельности, т. е. самого процесса письма. Вусловиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент и промежуточная обратная связь. Пишущий не видит непосредственную реакцию читающего на каждую фразу (онможет эту реакцию лишь предугадать). Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты, мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения, иначе онможет быть неверно понят. 4. Контроль деятельности. Пишущий во времени практическине ограничен, его внимание направлено как на содержание, так ина форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, на сколько адекватно использованная форма передает замысел вы сказывания. Механизмы П. р. базируются на механизмах говорения, в процессе П. р. участвуют все речевые анализаторы в их взаимосвязи. Большую, чем в говорении, роль играет планирование и контроль своего высказывания. Результатом П. р. как вида речевой деятельности является письменное высказывание. В учебной деятельности используются подвиды П. р. - слушание-П. р., чтение-П. р., т. е. ученик слушает и пишет (диктанты, изложения, планы, тезисы, конспекты лекций) или читает и пишет (планы, тезисы, конспекты, аннотации, рефераты). Записи не только сохраняют прочитанный или прослушанный материал, но и помогают его усвоить. Поэтому в учебных целях широко используются такие виды записей, как план, тезисы, конспект и др., и задача преподавателя - научить своих учеников составлять их. В жизни функционируют различные виды письменных речевых произведений. Лит.: Методика / Под ред. А.А. Леонтьева. - М., 1988; Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., 1989.
Взаимодействие с людьми - это значимая часть нашей жизни. Существуют две речевые формы: устная и письменная речь. Каждый раз, чтобы оформить письмо или просто поговорить, мы выбираем наиболее приемлемый стиль изложения. Успех общения в целом и результат отдельного диалога зависят от верного выбора одного из пяти стилей.
Он особенно важен при письменном общении, ведь читатель не может видеть и слышать голос автора. Какие виды речи выделяют? Каковы особенности речевых стилей?
Речь
Речь зависит от многих условий, изменяется и обладает своеобразными особенностями. Общение осуществляется благодаря внешней речи, которая доступна для слуха и зрения собеседника.
Внутренняя речь беззвучна и не является средством взаимодействия. Это процесс, недоступный для окружающих, мышление в оболочке слов. Ее особенностью является краткость, свернутость.
При переводе сокращений внутренней речи на развернутую внешнюю речь, понятную собеседнику, говорящий может испытывать трудности: «Крутится на языке, а выразить не могу!» Этим и объясняется возникающая иногда сложность объяснения внутренних мыслей одного человека другому.
Понимать собеседника и слышать его реакцию можно только при устной речи. Читатель, воспринимающий письменную речь, не может видеть, слышать пишущего, ему необязательно его знать. Автора и читателя могут разделять время и пространство.
С отсутствием прямого контакта связаны трудности по созданию письменного текста. Автор не сможет использовать многие вербальные и невербальные средства выразительности: мимику, темп речи, интонацию, жесты, контакт глаз. В тексте присутствуют знаки препинания, но они не в состоянии заменить средства общения. Поэтому устная речь отличается большей выразительностью, чем письменная.
Полнота мыслей, развернутость, связность, понятность изложения - все это свойственно письменной речи. Главной ее особенностью является обработанность, возможность тщательно в течение какого-либо времени совершенствовать выражение мыслей. Для устной речи такие паузы несвойственны.
В устном общении не принято повторение уже известной по предыдущим репликам информации. Одни и те же фразы могут использоваться с разными целями. Например, для письменной и устной речи неоднозначен вопрос: "Который час?" На письме он имеет одно значение - интерес ко времени. Ситуации же устного общения разнообразны, и этот же вопрос несет разный смысл. Для засидевшихся гостей намек: «Не пора ли Вам домой?», для опоздавшего выражение негодования: «Сколько мы можем ждать?»
Таким образом, нормы устной и письменной речи различны. Можно сказать, не говорите, как пишите, и не пишите, как говорите!
Монолог и диалог
Условия общения определяют используемый вид устной речи: монолог или диалог.
Диалогическая речь - это беседа двух и более людей, высказывающихся попеременно. Диалог может быть целенаправленным или спонтанным, как повседневное общение. Обычный разговор не подразумевает четкого планирования, его течение и итог зависят от поддержания друг друга собеседниками, высказываний, замечаний, возражений или одобрений. Целенаправленная беседа организуется для переговоров, получения информации, выяснения вопросов.
Для ведения диалога не требуется специальной подготовки и требований, необязательно отрабатывать связные и развернутые высказывания, как в монологической или письменной речи. Понимание между участниками диалога достигается легко, можно сказать с полуслова. Необходимым условием для собеседников становится умение выслушать партнера, не перебивая, понять его возражения и ответить на них.
Монологическая речь - это речь одного лица, окружающие воспринимают ее, но не участвуют. Подобный «односторонний» разговор часто встречается при общении, например, в виде устных или письменных выступлений, лекций, докладов. Особенностью монолога становится направленность на слушателей. Его цель - воздействовать на людей, передать знания, мысли, склонить к своей точке зрения. Поэтому монолог развернут, распланирован, строится на логичном и связном изложении мыслей. Данные требования сложно соблюдать без подготовки.
Для монолога свойственно напряжение. Оратор следит за речью и за тем, какое воздействие она оказывает на аудиторию. Содержание речи, логичность мысли, последовательность, выразительность, контакт со слушателями - все это становится предметом внимания на протяжении выступления.
Разговором и обменом высказываниями нескольких человек называют такую форму речи, как полилог.
Стили речи
Стилем речи можно назвать ее характер, особенности и своеобразие, исторически сложившиеся в разных сферах общественной деятельности. Они отличаются языковыми средствами и собственной организацией.
Выразить мысли можно с помощью научного стиля, публицистического, художественного, официально-делового и разговорного. С использованием текстов разных видов и стилей можно описать один и тот же объект. Разговорный стиль присутствует в основном в устной форме. Как устная, так и письменная речь характерна для книжных (статья, доклад, выступление).
Знание особенностей стилей абсолютно необходимо людям, трудовая деятельность которых связана с общением в разных формах. Функциональные стили - это неоднородные языковые системы. Они отражают условия общения для разных сфер, отличаются по терминологии и жанру. Рассмотрим свойства и примеры стилей.
Научный стиль
Сфера применения | |
Научная деятельность и образование. Курсовые, контрольные, статьи и другие научные труды. Конспект и лекция также относятся к текстам в научном стиле. |
|
Научная речь. Пример
"Результаты экспериментов позволяют сделать вывод, что исследуемый объект однороден, имеет сложную структуру, светонепроницаем. Объект меняет свойства после температурного воздействия выше 400 К. В результате исследований доказано, что под воздействием разности потенциалов меняется молекулярная структура данного вещества. Механическое воздействие на объект к видимым изменениям в структуре не приводит."
Публицистический стиль
Сфера применения | Основные характеристики и особенности |
СМИ, выступления на собраниях, газетные статьи, аналитические и информационные передачи. Цель - передача информации, воздействие на чувства и мысли читателя, убеждение. |
|
Рассмотрим пример:
"Беспрецедентное судебное заседание! Бразильский суд признал покер игрой, зависящей от удачи, а не от мастерства. Судебные тяжбы продолжались несколько лет. Подпольный покерный клуб был закрыт еще в 2010 году. Его владельцы, недолго думая, подали в суд с целью доказать, что покер является спортивной игрой.
Судья был непреклонен: «Невозможно отрицать умение владеть стратегией игры, которая определяется розданными картами или позицией за столом, но данные факторы не являются первостепенными, в отличие от удачи в покере. Только удача является самым важным фактором».
После полного разгрома обвиняемые подали апелляцию и привлекли специалистов по криминологии. Их точка зрения заключается в том, что успех игры определяется в первую очередь умениями и навыками игроков, а не удачным раскладом".
Официально-деловой стиль
Сфера применения | Основные характеристики и особенности |
Нормативные и законодательные акты, деловая документация: приказы, деловые письма, докладные записки и другие юридические документы. Цель - передача информации. |
|
"Уважаемый Иван Петрович! Ознакомившись с рекламной акцией и планом работы Вашего торгового центра, опубликованным в № 7 «Делового журнала» от 12.04.2014 г., направляем Вам заявку на участие в экспозиции. Просим включить нашу организацию в число участников выставки".
"Я, Пупков Борис Борисович, от лица ООО «Феникс» выражаю благодарность коллективу корпорации ОАО «Темп», в частности Петрову А. А. и Иванову С. Н. за высокий профессионализм и своевременное разрешение проблемных ситуаций".
Литературно-художественный стиль
В течение дня кок несколько раз готовит обед для голодных матросов, а это орава в 100 человек. Едят посменно, для каждой группы он накрывает столы, убирает и перемывает всю посуду. При том, что у подводников очень хорошее меню. Завтракают чаще всего творогом с медом или вареньем. Бывает даже из розовых лепестков или грецких орехов. К обеду или ужину обязательно положена красная икра, иногда ее заменяет осетровый балык.
Подводникам ежедневно подают 100 г красного вина, шоколадку и воблу. Эта традиция идет с советских времен, когда решали, как им поднять аппетит. Мнения разделились: одни члены комиссии считали, что лучше пивом, а другие - что ином. Победили те, кто за вино, но вобла к пиву так и осталась в пайке.
Разговорный стиль
"Салют, чувак! Что за жизнь, если в ней нет энергии, адреналина и скорости! Я живу для экстрима, ради острых ощущений. Драйв - это круто! Я люблю, когда адреналин срывает крышу. Я не могу без байка, дороги. Теперь ты в теме? Мне хорошо, пока я могу бросать вызов этой жизни".
"Бывало, и в лесу ночевал. Боязно как-то. Холодина, до косточек пробирает. Тогда и встретился с медведем. Шел на ток, на подслух. Уже темно было. Ага! Сидят, все слышно. Ну, вроде, кажется, чуйка подсказывает, что там... Накрыло тенью - филин сверху, метров двух. Тихонько подлетает, башкой вертит. Ну, голубчик, прихлопну я тебя!"
Чужая речь
Еще одним видом речи является чужая речь. Она присутствует в некоторых книжных стилях, состоит из реплик лиц, включенных в повествование, помимо авторских, и передается с помощью прямой и косвенной речи.
Прямая речь - это дословно приведенное высказывание человека, а косвенная - передача содержания сказанного, при этом слова говорящего можно изменить. Они различаются в основном с точки зрения синтаксиса. Прямой речью является независимое предложение. Косвенной - придаточная часть в предложении со словами автора, причем его речь играет главную роль.
Прямая речь не всегда дословно отражает сказанное, ее могут сопровождать разнообразные слова автора: "Она ответила примерно так…"; "Он с недовольством спросил…" и другие. При сближении данные виды речи образуют несобственно-прямую и полупрямую речь.
Особенности прямой речи |
|
Передает не только высказывания, но и мысли других лиц, автора. | |
«Мужики, у кого есть инструмент, собирайтесь сюда,» - хриплым голосом скомандовал Дубаев. «Вы познакомились? - спросил я. - И при каких обстоятельствах, интересно?» Я уже было хотел сказать ему: «Ну-ну, Петрович, помиримся…». Смотрел ей вслед и думал: «Почему жизнь так меняет людей?» | Владимир открыл ворота и провозгласил: «Привел!» «Откуда ты его знаешь?» - спросил сын. «Семенов жил на той же улице, что и я, - продолжал Трифонов, - в доме напротив, на третьем этаже». Я сразу вышел и подумал: «Кто это ночью возле дома бродит?» - стало тихо. |
Заключение
Нежелательно смешивать разные виды речи, устное, письменное направления и стили. Стиль разговорного характера лучше оставить для устной реализации.
При письме преобладают книжные стили, такие как научный, деловой и художественный. Публицистический используется во всех формах. Есть и исключения. Допустим, в литературном рассказе встречается разговорная форма, на устном выступлении студент представляет доклад в научном стиле или официальном.
Формы устной и письменной речи во многом схожи, так как их основой является литературная лексика. Оба видадолжны применяться с соблюдением норм русского языка.
Все рассмотренные формы относятся к активной речи. В жизни нередко используется и пассивная, когда человек не рассказывает, не записывает, а просто слушает. Пассивная речь состоит из восприятия и понимания рассказа другого.