Святая Евхаристия – таинство таинств. Причащение - это что за обряд? Как подготовиться к причащению
Причащение есть реальное приобщение к Божеству, которое, как писал Симеон Солунский (XV век), является целью Литургии и «вершиной всех благ и желаний» .
В трактате «О таинственном теле Господа Иисуса Христа» Константинопольский патриарх Геннадий Схоларий ставил таинство евхаристии выше таинства крещения:
Между различными христианскими конфессиями есть ряд вероучительных отличий в понимании Евхаристии (в евхаристологии) и в практическом осуществлении.
Условие совершения таинства Евхаристии
При этом ни православие, ни католичество не сводит тайносовершительное действие к тем или иным словам (хотя подобные попытки предпринимались в прошлом) и не пытается определить точный момент преложения Святых Даров, но подчёркивает значение всего евхаристического канона (анафоры) как единого акта.
Вещества Таинства
Для Евхаристии у православных, коптов , сиро-яковитов и в Ассирийской церкви Востока используется квасной хлеб - просфоры . В православии византийской традиции вино после пресуществления в Кровь Христову обязательно разбавляется горячей водой («теплотой», «зеоном»). Квасной хлеб и «теплота» в Православной Церкви символизируют всецелую обо́женность человеческой природы Христа на протяжении всего Его земного «домостроительства нашего спасения»: с воплощения, на кресте, в смерти, в воскресении, в вознесении.
В православных приходах западного обряда используется пресный хлеб (опреснок).
У католиков латинского обряда используется пресный хлеб (гостия), а у католиков восточных обрядов используется квасной хлеб. Причащение мирян под двумя видами у католиков стало возможным после Второго Ватиканского Собора .
Православные христиане могут причащаться после совершения над ними таинства крещения , которое совмещается с миропомазанием и, по разным традициям , может совершаться либо на 8-й день после рождения, либо на 40-й день после рождения (именно так, согласно житию, крестили Сергия Радонежского). В случае угрозы жизни младенца крещение может и должно быть совершено немедленно.
Частота причащения
Единого мнения о том, как часто должен причащаться православный христианин, в настоящее время нет . В Синодальный период истории Русской церкви типичной была практика редкого причащения . В настоящее время в Русской православной церкви одна из самых типичных рекомендаций о частоте причащения - ежемесячное причащение для взрослых, еженедельное причащение для младенцев.
Одним их сторонников частого причащения был преподобный Никодим Святогорец , который выступал за то, чтобы миряне , также, как и священники , причащались за каждой литургией, на которой они присутствуют. Преподобным Никодимом Святогорцем и святителем Макарием Коринфским была написана «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых таин», в которой собрано множество высказываний древних великих святых о пользе частого причащения и говорится : «Ах, братья мои, если бы мы хотя бы один раз видели мысленными очами нашей души, каких высоких и каких великих благ мы лишаемся, не причащаясь непрестанно, тогда, конечно, мы приложили бы все свои силы, чтобы подготавливаться и причащаться, если бы была возможность, каждый день ».
В католицизме
Причащение новобрачных в Католической церкви
Католическая церковь учит, что Христос реально присутствует под каждым видом в каждой частице Святых Даров , поэтому считает, что причащаясь как под одним видом (только Хлебом) так и под двумя (Хлебом и Вином) человек причащается Христу во всей полноте. На этом учении базировалась средневековая церковная практика о причастии мирян под одним видом, а священнослужителей под двумя. Конституция Второго Ватиканского собора Sacrosanctum Concilium разрешила причастие под двумя видами и мирянам . В современной литургической практике Католической церкви применяются оба способа причащения мирян в зависимости от постановления местной Конференции католических епископов и условий для совершения Евхаристии. Первое причастие в латинском обряде традиционно совершается в возрасте 7-12 лет и проводится с особой торжественностью.
В католичестве существует ряд внелитургических видов почитания Святых Даров, в которые пресуществляются хлеб и вино в евхаристии. Одним из них является адорация - выставление Святых Даров в дароносице специального вида (монстрация) для поклонения и молитвы перед ними. В четверг, следующий за Днём Святой Троицы , то есть на одиннадцатый день после Пятидесятницы отмечается Праздник Тела и Крови Христовых (лат. Corpus Christi - Тело Христово ), во время которого совершаются торжественные процессии со Святыми Дарами по улицам городов.
Древневосточные церкви
Причащение в армянской церкви
В других церковных направлениях
Однако не исключено и метафорическое понимание этих слов, равно как и продолжения мысли апостола: «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение» (1Кор. ). Под «всяким» могли иметься в виду различные группировки в коринфской церкви - ««я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов»» (1Кор. ), - каждая из которых стремилась иметь собственную Вечерю: «Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения (σχίσματα)» (1Кор. ).
Так или иначе, Вечеря Господня рассматривается здесь не только как таинство причастия к божественной природе через вкушение Тела Христова, но прежде всего как акт воссоединения, актуализации Церкви как Тела Христова: «Когда вы собираетесь в Церковь…» (1Кор. ) . Поэтому необходимым её условием является единство верующих - членов единого Тела. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. ). «И вы - тело Христово, а порознь - члены» (1Кор. ).
Свидетели Иеговы
Свидетели Иеговы считают, что вечером 14 нисана 33 года н. э. Иисус учредил «Вечерю Господню ». Он только что закончил праздновать с учениками еврейскую Пасху, поэтому, по их мнению, дата известна точно. Исходя из этой даты свидетели Иеговы могут отмечать это событие каждый год в соответствующий день, подобно тому как отмечается еврейская Пасха.
Другие версии происхождения Евхаристии
Обычай поедания человеческого мяса в анимизме был основан на убеждении, что сила и другие свойства убитого переходят к поедающему. Первобытный человек не мог дойти до представления о вечности; боги должны были умирать, как и люди. Поэтому воплощенный бог или его жрец, а также царь, у некоторых народов убивались, дабы их души могли перейти ещё в полной силе в души других смертных. Позже съедание бога заменяется съеданием посвященного ему животного или хлеба.
Некоторые западные учёные связывают происхождение христианской евхаристии с древними обрядами ритуально-магического каннибализма (теофагия) . Под влиянием мифологической школы подобная точка зрения присутствует в БСЭ . Согласно БСЭ в той или иной форме эти представления вошли во многие религии (митраизм , христианство ).
Ранние христиане подвергались гонениям со стороны властей Римской империи из-за некоторой схожести обряда евхаристии с ритуальным каннибализмом .
См. также
Примечания
- Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Глава 3. О том, что совершается в собрании.
- , 155, 300 В
- О таинственном Теле Господа нашего Иисуса Христа // Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского. - СПб., 2007. - С. 279
- Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. - СПб., 1893, рСТСЛ, 1993. - С. 108
- Томос и определения Константинопольского Собора 1157 г. // Успенский Ф. И. «Синодик ». - С. 428–431. Цит. по Павел Черемухин «Константинопольский собор 1157 г. и Николай еп. Мефонский». // Богословские труды. Сб. 1. - М., 1960.
- Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Блаженный Симеон Солунский. - Изд-во Оранта. 2010. - С. 5.
- Заключение Синодальной Богословской Комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2-9. 11. 2006)
- Протоиерей Валентин Асмус : <Евхаристия> // Patriarchia.ru, 15 марта 2006 г.
- Успенский Н. Д. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений // Анафора. Опыт историко-литургического анализа. Богословские труды. Сб. 13. - М., 1975. - С. 125-147 .
- Катехизис Католической Церкви. Компендиум. - Культурный центр «Духовная библиотека, 2007 ISBN 5-94270-048-6 »
- Архимандрит Киприан (Керн) . Отдел второй. Объяснение Литургии (Практические указания и богословское истолкование) Составные части Литургии Έπίκλησις (Молитва призывания Святого Духа) Происхождение молитвы эпиклезы // Евхаристия (из чтений в Православном Богословском институте в Париже). - М.: Храм свв. бесср. Космы и Домиана на Маросейке, 1999.
- Хуан Матеос. Развитие византийской Литургии // John XXIII Lectures. Vol. I. 1965. Byzantine Christian Heritage. - New York (Bronx), N. Y.:John XXIII Center For Eastern Christian Studies. Fordham University , 1966.
- Шмеман А. Д. прот. Евхаристия: Таинство Царства . - М., 1992.
- Taft R.F. The Epiclesis Question in the Light of the Orthodox and Catholic Lex Orandi Traditions // New Perspectives on Historical Theology: Essays in memory of John Meyendorff. Michigan, Cambridge, 1995. P.
- Цит. по Аверкий (Таушев) . Литургика / Под ред. Лавр (Шкурла), архиеп. - Джорданвилль : Свято-Троицкий м-рь, 2000. - 525 с.
- Эти традиции существовали в прошлом. В настоящее время им следуют не слишком строго.
- «В современном Православии нет общепринятого мнения относительно того, как часто следует причащаться. Практика одной Поместной Православной Церкви в этом плане может существенно отличаться от практики другой Церкви, и даже внутри одной Поместной Церкви различная практика может существовать в разных регионах, епархиях и приходах. Иной раз даже на одном приходе два священника по-разному учат о том, как часто следует приступать к Таинству Евхаристии.» Так пишет митрополит Илларион (Алфеев) (см. Как часто следует причащаться? // "Илларион (Алфеев), митрополит", Православие. Том 2)
- «… до революции только единицы стремились к частому приобщению, и ежемесячное причащение считалось чуть ли не каким-то подвигом, а в основном люди приступали к святой Чаше раз в год» - пишет в своей статье «О частом причащении Святых Христовых Таин» иерей Даниил Сысоев .
- "Максимов, Юрий", Правда о практике частого причащения. Часть 2 на сайте Православие.Ru
- «Евхаристия» // Католическая энциклопедия . Т.1 . М.:Изд. францисканцев, 2002. - С. 1782
- Sacrosanctum Concilium. &55 // Документы II Ватиканского собора. / Пер. Андрея Коваля. - М.: Паолине, 1998 г.589 с.
- , Книга Согласия: Вероисповедание и учение лютеранской церкви. - СПб: Фонд «Лютеранское Наследие», 1996. VI,2
- Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера , Книга Согласия: Вероисповедание и учение лютеранской церкви. - СПб: Фонд «Лютеранское Наследие», 1996. VI,4
- Соколов П. Н. Агапы, или вечери любви, в древнехристианском мире. - М. : Даръ: СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2011. - 254 с.
- Свидетели Иеговы // Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм: Словарь. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та , 2005. - 197 с.
- Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. - Нижний Новгород.:Христианская библиотека, 2006. - С.165-166, С.174 ISBN 5-88213-050-6
- Иваненко С. И. О людях, никогда не расстающихся с Библией . - М .: Республика , 1999. - 270 с. - ISBN 5728701760
Насколько важен этот обряд христианства? Как к нему подготовиться? И как часто можно причащаться? Ответы на эти вопросы и на многие другие вы узнаете из данной статьи.
Что являет собой причащение?
Евхаристия - это причащение, иными словами, важнейший обряд христианства, благодаря которому хлеб и вино освящаются и подаются как Тело и Кровь Господа. Благодаря причащению православный соединяется с Богом. Необходимость данного Таинства в жизни верующего трудно переоценить. Оно занимает самое главное, если не сказать центральное место в Церкви. В этом Таинстве завершается и заключается все: молитвы, церковные песнопения, обряды, поклоны, проповедь Слова Божьего.
Предыстория Таинства
Если обратиться к предыстории, то Таинство причастия было установлено Иисусом на Тайной Вечере перед крестной смертью. Он, собравшись с учениками, благословил хлеб и, преломив его, раздал апостолам со словами, что это Его Тело. После этого взял чашу с вином и подал им, говоря, что это Его Кровь. Спаситель заповедал ученикам всегда совершать таинство причащения в Его воспоминание. И Православная Церковь следует заповеди Господа. На центральном богослужении Литургии ежедневно совершается Таинство Святого Причастия.
Церкви известна история, подтверждающая важность причащения. В одной из пустынь Египта, в древнем городе Диолке проживало множество монахов. Пресвитер Аммон, который выделялся среди всех выдающейся святостью, во время одного из богослужений увидел ангела, который что-то записывал возле жертвенной чаши. Как оказалось, ангел записывал имена монахов, присутствующих на службе, а имена тех, которые отсутствовали за Евхаристией, вычеркивал. Через три дня все те, кого вычеркнул ангел, скончались. Так ли неправдива эта история? Возможно, множество людей умирают раньше времени именно по причине своего нежелания совершать причащение? Ведь даже говорил, что многие люди больны, немощны по причине недостойного причащения.
Необходимость Святого Причастия
Причащение - это необходимый обряд для верующего. Христианин, пренебрегающий Причастием, добровольно отворачивается от Иисуса. И тем самым лишает себя возможности вечной жизни. Регулярно причащающийся же, наоборот, соединяется с Богом, укрепляется в вере, становится причастником вечной жизни. Отсюда можно сделать вывод, что для воцерковленного человека причащение - это, несомненно, важное событие в жизни.
Порой после принятия Святых Христовых Тайн отступают даже серьезные заболевания, возрастает сила воли, укрепляется дух. Верующему становится легче бороться со своими страстями. Но стоит отступить от причастия на долгое время, как в жизни все начинает идти наперекосяк. Возвращаются недомогания, душу начинают терзать, казалось, отступившие страсти, появляется раздражительность. И это далеко не полный список. Отсюда следует, что человек верующий, воцерковленный старается причащаться минимум раз в месяц.
Подготовка к Святому Причастию
К Таинству Святого Причастия следует должным образом подготовиться, а именно:
Молитвой. Перед причащением молиться необходимо больше и усерднее. Не пропускать несколько дней К нему, кстати, добавляется правило ко Святому Причастию. Также существует благочестивая традиция читать покаянный к Господу, канон молебный ко Пресвятой Богородицу, канон к Ангелу Хранителю. Накануне Причащения посетить вечернее богослужение.
Постом. Он должен быть не только плотским, но и духовным. Нужно примириться со всеми, с кем были в соре, больше молиться, читать Слово Божие, воздержаться от просмотра развлекательных программ и прослушивания светской музыки. Супругам нужно отказаться от телесных ласк. Строгий пост начинается накануне Причащения, с 12 часов ночи нельзя ни есть, ни пить. Однако духовник (священник) может установить дополнительный пост 3-7 дней. Такой пост обычно предписывается новоначальным и тем, кто не соблюдал однодневные и многодневные посты.
Исповедью. Необходимо исповедаться в своих грехах священнослужителю.
Покаяние (исповедь)
Исповедь и Причащение играют важную роль в свершении Таинства. Причащения является признание своей абсолютной греховности. Следует уразуметь свой грех и искренне раскаяться в нем с твердым убеждением никогда больше его не совершать. Верующий должен осознать, что грех несовместим с Христом. Совершая грех, человек как бы говорит Иисусу, что Его смерть была напрасной. Безусловно, это возможно только благодаря вере. Потому как именно вера в Святого Бога освещает темные пятна грехов. Перед покаянием следует примириться с обидчиками и обиженными, прочитать канон покаянный к Господу, молиться усерднее, если необходимо, то взять пост. Грехи для собственного удобства лучше выписать на бумагу, чтобы во время исповеди ничего не забыть. Об особо тяжелых грехах, которые мучают совесть, нужно сказать священнику особо. Также верующему необходимо помнить, что открывая свои грехи священнослужителю, он, в первую очередь, открывает их Богу, так как Бог незримо присутствует на исповеди. Поэтому ни в коем случае нельзя утаивать какие-либо прегрешения. Батюшка же свято хранит тайну исповеди. Вообще, как исповедь, так и причащение - это отдельные таинства. Однако они тесно связаны между собой, поскольку, не получив прощения своих грехов, христианин не может приступать к Святой Чаше.
Бывают случаи, когда тяжелобольной искренне кается в своих грехах, дает обещание регулярно ходить в церковь, лишь бы произошло исцеление. Священнослужитель отпускает грехи, позволяет причаститься. Господь дарует исцеление. Но человек впоследствии так и не выполняет своего обещания. Почему так происходит? Возможно, человеческая слабость душевная не дает переступить через себя, через свою гордость. Ведь лежа на смертном одре можно наобещать чего угодно. Но ни в коем случае нельзя забывать об обещаниях, данных самому Господу.
Причащение. Правила
В Русской Православной Церкви существуют правила, которые следует выполнять перед подходом к Святой Чаше. Во-первых, нужно прийти в храм к началу богослужения, не опаздывая. Перед Чашей делается земной поклон. Если много желающих причаститься, то можно поклониться заранее. Когда врата откроются, то следует осенить себя крестным знамением: руки положить на груди крестом, правую сверху левой. Таким образом причаститься, отходить, не убирая рук. Подходить с правой стороны, а левую оставить свободной. Служители алтаря должны причаститься первыми, потом монахи, после них дети, затем уже все остальные. Нужно соблюдать вежливость друг с другом, пропускать вперед людей пожилых и немощных. Женщинам нельзя приступать к причастию с накрашенными губами. Голова должна быть покрыта платком. Не шапкой, повязкой, а именно платком. Вообще, одеваться в храм Божий следует всегда чинно, не вызывающе и не вульгарно, чтобы не привлекать внимания и не отвлекать других верующих.
Подходя к Чаше, необходимо назвать громко и четко свое имя, принять разжевать и сразу же проглотить Святые Дары. Приложиться к нижнему краю Чаши. Запрещено прикасаться к Чаше. Также нельзя совершать крестное знамение около Чаши. У столика с запивкой, нужно съесть антидор и выпить теплоту. Только затем можно разговаривать и целовать иконы. Нельзя причащаться два раза в день.
Причащение больных
На Первом было определено, чтобы тяжелобольной человек не лишался причащения. Если человек не в состоянии принять причащение в церкви, это легко решается, ведь церковь позволяет причащать больных на дому.
Священнослужитель готов в любое время прийти к больному, кроме времени от Херувимской песни до конца литургии. В любое другое богослужение священник обязан остановить службу ради страждущего и поспешить к нему. В церкви в это время читают псалмы для назидания верующих.
Больных разрешено допускать к принятию Святых Тайн без какой либо подготовки, молитвы, поста. Но исповедаться в грехах им все равно необходимо. Также тяжелобольных разрешено причащать после принятия пищи.
Часто случаются чудеса, когда, казалось бы, неизлечимые люди после причащения вставали на ноги. Священнослужители часто ходят в больнице поддержать тяжелобольных, принять исповедание, причастить их. Но многие отказываются. Одни по причине брезгливости, другие не хотят накликать беду в палату. Однако тем, кто не поддался всяким сомнениям и суевериям, может быть даровано чудодейственное исцеление.
Причащение детей
Когда ребенок встречается с Богом - это очень важное событие как в жизни самого чада, так и его родителей. Причащение с раннего возраста рекомендовано еще и потому, что малыш привыкает к Церкви. Нужно обязательно причащать ребенка. С верой. Регулярно. Это играет важнейшую роль в его духовном развитии, а Святые Дары благотворно влияют на самочувствие и здоровье. И порой даже серьезные заболевания отступают. Так как же следует причащать детей? Дети до семи лет перед Евхаристией особым образом не подготавливаются и не исповедуются, ведь они не могут осознать последование ко Причащению.
Также они причащаются только Кровью (вином), так как младенцы не могут есть твердую пищу. Если ребенок способен есть твердую пищу, то он может причаститься также и Телом (хлебом). Дети, которых окрестили, принимают Святые Дары в тот же день либо в ближайший следующий день.
После принятия Святых Даров
День, когда свершается Таинство Причащения - это, безусловно, знаменательное время для каждого верующего. И провести его нужно особо, как великий праздник души и духа. Во время Таинства причастившийся получает Благодать Божию, которую следует хранить с трепетом и стараться не грешить. Если возможно, то лучше воздержаться от мирских дел и провести день в тишине, покое и молитве. Уделить внимание духовной стороне своей жизни, помолиться, почитать Слово Божие. Эти молитвы после причащения имеют большое значение - они радостны и энергичны. Они также способны помножить благодарность Господу, зарождают в молившемся желание причащаться чаще. Не принято после того как произошло причащение в церкви вставать на колени. Исключения составляют преклонения пред Плащаницей и коленопреклоненные молитвы в день Св. Троицы. Есть необоснованное рассуждение, что, якобы, после Причастия запрещено прикладываться к иконам и целоваться. Однако сами священнослужители после принятия Святых Тайн благословляются у архиерея, целуя руку.
Как часто можно причащаться?
Каждого верующего интересует вопрос о том, как часто можно совершать причащение в церкви. И единого ответа на данный вопрос не существует. Кто-то считает, что злоупотреблять причащением не стоит, другие же, наоборот, рекомендуют приступать к принятию Святых Даров как можно чаще, но не более одного раза в день. Что же говорят святые отцы церкви на это? Иоанн Кронштадтский призывал вспомнить практику первых христиан, у которых было принято отлучать от Церкви тех, кто не причащался более трех недель. Серафим Саровский завещал сестрам из Дивеево причащаться как можно чаще. А тем, кто считает себя недостойным Причащения, но имеет раскаяние в сердце, ни в коем случае не отказываться от принятия Святых Тайн Христовых. Потому как, причащаясь, очищается и светлеет, и чем чаще будет причащаться, тем больше вероятность на спасение.
Очень благоприятно причащаться в именины и дни рождения, супругам в их годовщину.
В то же время, как объяснить вечные споры о том, как часто можно причащаться? Бытует мнение, что как монахам, так и обычным мирянам нельзя причащаться чаще одного раза в месяц. Раз в неделю - это уже грех, так называемая «прелесть», исходящая от лукавого. Правда ли это? Священник в своей книге дал подробное объяснение этому. Он утверждает, что количество людей, причащающихся больше одного раза в месяц, ничтожно мало, это воцерковленные личности, или те, которые имеют над собой. Многие священнослужители сходятся во мнении, что если человек в глубине души готов к этому, то может причащаться хоть каждый день, ничего плохого в этом нет. Весь грех состоит в том, если человек без должного покаяния подходит к чаше, не подготовившись к этому должным образом, не простив всех своих обидчиков.
Конечно же, каждый решает для себя сам со своим духовником, как часто ему приступать к Святой Чаше. Это зависит в первую очередь от подготовленности души, любви к Господу и силы покаяния. В любом случае, для воцерковленной, праведной жизни стоит причащаться как минимум раз в месяц. Кого-то из христиан батюшки благословляют на причащение и чаще.
Вместо послесловия
Существует немало книг, пособий и просто советов, как принять причащение, правила подготовки души и тела. Эта информация может в чем-то отличаться, в ней могут быть определены различные подходы к частоте причащения и строгости в приготовлении, но такая информация существует. И она многочисленна. Однако вы не найдете литературы, которая научит человека как вести себя после принятия Святых Тайн, как сохранить этот дар и как им воспользоваться. Как житейский, так и духовный опыт говорит о том, что принять гораздо легче, чем удержать. И это действительно правда. Андрей Ткачев, протоиерей православной церкви, говорит, что неумелое пользование Святыми Дарами может превратиться в проклятие для человека, принявшего их. Он ставит в пример историю Израиля. С одной стороны выступает огромное количество свершающихся чудес, прекрасные отношения Бога с народом, Его покровительство. Другой же стороной медали выступают тяжелые наказания и даже казни людей, которые ведут себя недостойно после причащения. Да и апостолами говорилось о болезнях причастников, ведущих себя неподобающим образом. Поэтому соблюдение правил после Святого Причастия является чрезвычайно важным для человека.
Неделю назад, открывая общедоступный православный лекторий, митрополит Волоколамский Иларион выступил с лекцией о Евхаристии. Свои слова он обратил к тем, кто уже начал свой путь христианской жизни.
Слушая митрополита Илариона, я вспоминал свои встречи с людьми далекими, как они говорили, от христианства. Это были и пожилые люди в центрах социального обслуживания, и студенты в ВУЗах, и дети в наркологическом диспансере. Зная, что я работаю при Даниловом монастыре, разговор часто заходил о том, что многие наблюдали, видели, но в чем сами не участвовали - о Причастии. В этой заметке я постараюсь рассказать именно об этом.
Древние свидетельства
Иоанн - один из учеников Иисуса Христа в своем Евангелии вспоминает, что после чуда с пятью хлебами, которыми накормили пять тысяч человек, люди просили Иисуса сделать это же еще раз. Иисус же на это ответил им совсем неожиданными словами:«Верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я - хлеб жизни. Ядущий этот хлеб будет жить вовек; хлеб же, который Я дам - есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» . Смысл этих слов стал ясен только накануне распятия Иисуса Христа во время праздничного ужина в честь Пасхи (впоследствии названного «тайной вечерей»), на котором вспоминалось спасение израильского народа из египетского плена. В конце трапезы Иисус,«взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» .
В течение полувека вера учеников Христовых распространилась по Римской империи и везде в основе собраний христиан была заповеданная трапеза. Вот, что писал апостол Павел к коринфской общине во второй половине первого века: «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» .
Еще через сто лет Иустин Мученик, христианин 2-го века, известный нам по сохранившимся полемическим текстам, писал: «В так называемый день солнца (ныне на Западе sunday, а у нас воскресенье - Ю.Б.) бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель (возглавляющий собрание епископ или священник - Ю.Б.) посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда приносится хлеб и вино, и вода (немного воды добавляется в вино - Ю.Б.); и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом - аминь. После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа, так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина, и относят к тем, которые отсутствуют. Пища эта у нас называется евхаристией (благодарение), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся (крестился - Ю.Б.) омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как заповедал Христос» .
Со временем вполне камерные и простые по форме собрания христиан превратились в достаточно сложные, ярко оформленные церемониалы. Но смысл остался тот же. Христиане собираются вместе для молитвы и причащения Тела и Крови Христа и через это обретают единение с Богом.
Что такое Евхаристия сегодня?
В переводе с греческого «евхаристия» - это благодарение. Для христиан - это исполнение заповеди своего Учителя Иисуса Христа - вкушение, или как говорят причащение Тела и Крови Его. Богослужение, во время которого совершается Евхаристия, именуемая литургией, что в переводе означает общее, единодушное дело.
К сожалению, в этой заметке я не имею возможности описывать и объяснять те обряды, что можно наблюдать изо дня в день в православных храмах. Я остановлюсь на основных смысловых моментах. Евхаристия, прежде всего, собрание христиан, на которое они приносят свои дары, приношения, вместе молятся, вместе слушают и размышляют над Словом Божьим (так называют отрывки из Священного писания или Библии), свидетельствуют о своей единой вере в Бога Святую Троицу, вместе благодарят Бога, просят его, чтобы принесенные хлеб и вино Бог претворил в Тело и Кровь Христовы. Все это готовит собравшихся к самому Причащению, которое и происходит в конце литургии.
Собрание христиан вместе - не просто формальность. Особенность в том, что оно призвано быть не «суммой» разрозненных грешных людей, а живой общностью учеников Иисуса, вступивших в общение с Богом. Собрание христиан вместе с Богом - это и есть Церковь. Священник или епископ на таких собраниях именуется «предстоятель», то есть возглавитель собрания. Он не начальник, а духовный руководитель, друг и брат собравшимся, призванный по заповеди Христа служить им. Почти все произносимые им молитвы произносятся от имени присутствующих. В храме почти не звучит «я» или «мне», но звучит «мы» и «нам». Молитвы диалогичны и требуют подтверждения от народа. После каждой молитвы хор от имени собравшихся произносит «аминь», что в переводе с древнееврейского означает «истинно так».
Каждый раз, когда христиане собираются в Церковь, они свидетельствуют, что Христос их Царь и их Господин. На литургии христиане вступают в царство Божие явленное в собрании через Богообщение и призванное явиться в отношениях, в доверии, любви, жертвенности. Для христиан, в отличие от обыденных представлений, Царство Божие, хоть и не в полноте, наступило уже, оно в Евхаристии, а не в «потустороннем», «загробном» мире.
На Литургии поются, читаются псалмы и молитвы. Псалтирь — древний сборник, как бы сейчас сказали религиозной поэзии. Для христиан псалмы - образец молитвы, опыт глубокого переживания Бога и глубокого осмысления своей жизни. В молитвах собравшиеся на Евхаристию свидетельствуют, что сила Божия несказанна, что слава Его безмерна, милость непостижима и человеколюбие неизреченно. Собрание просит Бога всмотреться в предстоящих людей, простить им прегрешения и ошибки, благословить их жизнь, явить Себя людям, освятить их души и тела, соединить их с Собою. В одной из молитв говорится: «спаси людей Твоих, благослови достояние Твое, сохрани полноту Твоей Церкви».
Очередной частью Литургии является чтение отрывков из Священного Писания, как правило, из Евангелия и посланий апостольских и следующая за чтением проповедь. Смысл чтения отрывков понятен - вновь и вновь словами очевидцев напомнить собравшимся о жизни, словах и делах Господа Иисуса Христа. Христиане призваны подражать своему Учителю. Задача проповеди гораздо глубже, чем объяснение прочитанного, чем передача слушающим богословских знаний проповедника, хотя именно такой подход часто практикуется ныне. Проповедь в храме призвана быть проповедью самого Евангелия, ее смысл - помочь собравшимся понять, почувствовать, даже пережить Благую весть, как слова, обращенные к каждому лично, слова, имеющие жизненное личное значение.
То, что происходит на литургии после чтения Слова Божия, имеет отношение только к «верным», то есть к таким христианам, кого сейчас называют практикующими верующими. Перед началом особых молитв о Причастии собравшиеся в храме поют вместе Символ веры и этим свидетельствуют о своей единодушной вере в Бога - Святую Троицу, в Господа Иисуса Христа и в Церковь, свидетельствуют, что все, кто стоит рядом - братья и сестры во Христе. Евхаристия не может совершиться в разномыслии и разделении.
После Символа Веры читаются особые молитвы, где вспоминается заповедь о причащении Тела и Крови Христа. Вот отрывок одной из молитв: «Воспоминая же эту спасительную заповедь и все, ради нас совершившееся: крест, гроб, воскресение на третий день, на небеса восхождение, по правую руку сидение, второе и славное пришествие, Твоё от Твоих Тебе принося о всём и за всё, приносим Тебе это словесное и бескровное служение, и просим Тебя, и молим: ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие Дары (хлеб и вино - Ю.Б.). Господи, Пресвятого Твоего Духа не отними от нас, но обнови в нас, молящих Тебя. И соделай хлеб сей драгоценным Телом Христа Твоего, а то, что в чаше сей - драгоценной Кровью Христа Твоего, претворив Духом Твоим Святым. Дабы послужили они причащающимся к трезвению души, к прощению грехов, к приобщению Святому Твоему Духу, к полноте Царства Небесного, к дерзновению пред Тобою, не в суд или во осуждение» .
После этих молитв христиане причащаются, вкушают Тело и Кровь Христа. Они верят и уверены, что принесенные хлеб и вино соделаны, претворены Богом в Тело и Кровь Христовы, что причащаясь, они самым реальным образом соединяются с Богом.
Что необходимо, чтобы причаститься?
Можно сказать, что христианство - это жизнь, построенная вокруг Евхаристии. Христианство в своей основе - это не учение, не теория, а единение с Богом. Верующие в Иисуса Христа причащаются потому, что стали христианами - это взятая на себя при крещении прямая обязанность исполнять заповеди Христа. Христиане сами лично отказывающиеся от Причастия, отвергающие его перестают быть учениками Иисуса.
Иными словами, если человек верит во Христа, доверяет Ему, стремиться быть верным, если он в крещении посвятил свою жизнь Богу и стал членом Православной церкви, то для участия в Евхаристии больше ничего не надо. Достаточно прийти в храм на Литургию, молиться вместе со всеми и причаститься.
Следует сказать, что причащаться могут только те, кто готов к этому, то есть подходит осознанно и ответственно, кто Причастие воспринимает именно как истинное единение с Христом Богом. Чтобы не воспринимать Евхаристию походя, чтобы встречу с Богом не ставить в один ряд с повседневными делами, существует ряд вспомогательных, дисциплинарных правил и предписаний, через которые верующие могут подготовиться к Причащению. Наиболее древнее из таких правил - это полное воздержание от пищи за несколько часов до причастия. Если Причастие утром, к нему идут натощак. Верующим так же предлагается особо дополнительно помолиться, а порой и попоститься, то есть воздержаться накануне Причастия от мясных и молочных блюд.
Ситуация сегодня такова, что в каждом храме свои правила. Где-то придерживаются канонических древних предписаний и не требуют от человека ничего, кроме его веры и принадлежности к Православной Церкви, оставляя на его совесть все остальное. В других местах стараются выстроить систему подготовительных шагов, среди которых могут быть воздержание от разных видов пищи, исповедь и чтение особых молитв. В общем, желающим причаститься хорошо бы знать правила, предъявляемые в конкретном храме. Понятно, что такому недоверию есть разумное объяснение, не всякий считающий себя христианином таков. Порой и оккультисты, и теософы, и атеисты идут к Причастию. И все же само недоверие христианам не должно быть нормой.
Причащением, Евхаристией, что в переводе с греческого языка означает «благодарение», называют Таинство, во время которого человек не только символически, но на самом деле приходит к единению с Богом в той мере, в которой он приготовлен к этому единению.
Евхаристия совершается во момент Литургии, в которой, по вере христиан, Господь находится с ними всецело - не только духом, но Телом своим, Кровью, воплощёнными в хлебе и вине. Евхаристическое Таинство - центральное в православном учении о Спасении.
К нему бывают допущены все участники Православной Церкви, прошедшие пост и покаяние. Младенцы при участии в Таинстве причащаются одной только Пречистой Кровью.
Первую Евхаристию совершил в Сионской горнице сам Иисус Христос, во время Тайной Вечери. Она и стала основой, корнем Литургии.
Подготовка к Евхаристии - пост
Когда человек желает причаститься, он должен предварительно очиститься постом. Пост имеет телесную и духовную части. В части телесной необходимо изменить и качество, и количество потребляемой физической пищи, не есть скоромного (продуктов от животных) от трёх дней до недели. Длительность поста вам подскажет священник, однако общее правило таково: чем реже вы причащаетесь, тем дольше длится ваш пост.
В части телесной следует оградить себя от веселия, не посещать театров, кино, не смотреть увеселительных программ, а посвятить время чтению духовных, религиозных книг, осознанию и признанию своих грехов, обдумыванию будущей жизни.
Другие этапы подготовки
Перед Евхаристией, с 24.00 ночи, необходимо совершенно отказаться от приёмов пищи и питья, а также курения (для тех, кто курит). Очень хорошо, если перед Евхаристией вы побываете на вечерней храмовой службе, а дома прочтёте Правило ко Причащению: найти его можно в каждом православном сборнике молитв.
Перед Причащением нужно в обязательном порядке исповедоваться. Сделать это можно и вечером, на вечерней службе, и утром, непосредственно . Что важно? Важно найти в душе примирение со всеми, оградить и удержать себя и от осуждения, и от враждебных, непотребных мыслей, и от раздражения. Важно обрести мир.
С этой целью и совершается пост физический: отказ от тяжёлой, жирной и мясной пищи, от плотского пищевого удовольствия помогает человеку сосредоточиться на внутреннем мире, менее реагировать на внешние раздражители, очищает не только тело, но и мысли.
К Причащению не допускают мужа и жену, имевших близкое общение в пост пред Евхаристией, и женщины, которые очищаются в этот момент.
Душевнобольные люди причащаются одинаково со всеми.
Как вести себя во время Евхаристии - Причащения?
Во время Евхаристии причастники подходят к Святой Чаше смиренно, повторяют молитвы, что произносит священнослужитель.
Перед приступлением к Чаше необходимо земно поклониться Господу и подобно кресту сложить на груди руки, разместив правую поверх левой.
Как только вы приняли Святые Тайны, съешьте их тотчас, а после поцелуйте нижний край Чаши как образ ребра Христова. Целовать руку священнослужителя не следует.
Затем отступите от Чаши, поклонитесь (не земно) и запейте Дары теплотой. За принятием Даров следуют благодарственные молитвы. Вдруг случится, что в церкви их не прочли или вы не смогли их дослушать, прочитать молитвы, положенные «по святом Причащении», обязательно нужно дома.
Как часто нужно совершать Евхаристию - Причащение?
Этот вопрос решается каждым христианином индивидуально, в совете со священником. Сложившаяся в современном церковном мире необязательная, неофициальная практика - причащаться один раз в месяц или две-три недели.
Думать, что чем долее вы готовитесь, тем более достойны прикоснуться к Святым Дарам, - слишком самонадеянно и горделиво. Куда угоднее Господу, если вы придёте к Нему в осознании собственного несовершенства, греховности, считая себя недостойным Причащения.
Сегодня можно встретить людей, которые бьют себя в грудь и говорят: «Мы православные христиане!» Однако этих христиан редко увидишь в храме, и даже когда они приходят на Божественную литургию, то они не причащаются. Таким образом, они не принимают участие в литургической жизни Церкви. Что это значит?
Те, кто ведет духовную жизнь вне Церкви или только присутствует, а не участвует в Божественной литургии, не принимает Тела и Крови Христа, они забывают слова Спасителя: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51). Как следует понимать эти слова Иисуса Христа? Святой Кирилл Иерусалимский дает следующее толкование этого евангельского стиха: «Поскольку Животворящее Слово Божье стало плотью, Оно вдохнуло телу жизнь и полностью соединилось с ним неизреченным образом, сделал его животворящим, каким является и Само Оно (Слово) по Своей природе. Поэтому Тело Христа животворит тех, кто причастен к Нему. Являясь среди мертвых, оно прогоняет смерть и тление, потому что оно приносит Слово, которое полностью уничтожает тление» }