Что значит экодизайн в современном мире. Современный эко-дизайн в интерьере: общие правила и примеры реализации
Экологичный дизайн – главная тема выставок, конгрессов и форумов. Greenery - основной тренд для архитекторов, дизайнеров и декораторов. Знакомимся с главными терминами эко-дизайна.
ЭКО-ДИЗАЙН
Предметы, сделанные из переработанных или натуральных материалов. Гаджеты, работающие на солнечных батареях. Все, что можно легко превратить в новые предметы или утилизировать впоследствии.
- Австралийский дизайнер Brodie Neill придумал стол Gyro из океанического мусора, который выбрасывает на пляжи Корнуолла, Гаваев и Тасмании, для London Design Biennale 2016 . Чтобы посетители выставки могли убедиться - мусор можно красиво использовать повторно.
- Шведская компания Traullit придумала стеновые звукопоглощающие панели в виде сот из переработанной древесины.
В пер. с англ. «переработка».
Дизайнеры всерьез работают над коллекциями мебели, аксессуаров, одежды и обуви из переработанного пластика. Даже компании уровня Adidas выпускают кроссовки из мусора, который прибивает к берегам Мальдив. Другие ответственные производители думают о том, как утилизовать избытки собственных товаров: гигант H&M , например, постоянно собирает старую одежду для ресайклинга.
- Шведская студия From Us With Love создала для Ikea кухню из переработанного пластика. Начинка фасадов – переработанная древесина, верхнее покрытие – пластик. Одна деталь равна 25 бутылкам. Срок службы кухни – 25 лет.
- Магазин косметической марки Aesop в лос-анджелеском даун-тауне полностью отделан картонными втулками с фабрики текстиля. Обычно на них наматывают рулоны ткани и выбрасывают за ненадобностью, а калифорнийское бюро Brooks + Scarpa использовало их как стеновые панели.
– в переводе с англ. «устойчивость».
«Устойчивый проект» означает, что объект наносит минимум вреда окружающей природе. Здание, к котором грязная вода повторно очищается и идет на полив газонов вокруг, дом на солнечных батареях, сортировка мусора на производстве, повторное использование офисной бумаги, экономия - все это примеры устойчивости. В идеале объект должен компенсировать природе все, что взял – воду, энергию, полезные вещества или минимизировать свое присутствие. Полностью автономные дома придумал в 1970-е шведский архитектор Bengt Warne . Его идею накрывать обычный дом теплицей-куполом подхватила и развила молодая студия Tailor Made . Такой дом не требует подключения к канализации и повторно использует воду из ванной и кухни, чтобы поливать растения.
При производстве экологичных красок, тканей и обоев тратят меньше воды и энергии, не используют химические вещества. При использовании они не выделяют вредные испарения, их можно переработать или утилизовать без вреда - т.е. они экологичны втройне. Такие эко-дружелюбные краски есть в коллекциях Farrow & Ball , Benjamin Moore и других компаний.
Крупные мебельные фирмы, например, следят за тем, чтобы лес, который идет на производство диванов и столов, был возобновляемым. Хороший тон для любой марки – знать: сколько вырубил поставщик, столько и посадил. Кроме того, Visionnaire использует растительные наполнители вместо перьев и пуха: коноплю, хлопок, волокно хлопкового дерева, просо и льняное семя. И вместо хромированного дубления кожи ввела натуральные красители. В общем, старается не наносить вред окружающей среде и людям, которые будут использовать предметы марки каждый день.
Текст: Екатерина Полякова
Хворова Н.М.
Бакалавр архитектуры, Российский университет дружбы народов
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
Аннотация
В статье обозначены основные принципы экологического дизайна в архитектурном проектировании, которые непосредственно связаны с понятием устойчивости в искусственной среде. Вкратце рассматриваются некоторые аспекты проектирования, которым уделяется большое внимание в «зеленом дизайне».Обращается внимание на некоторые альтернативные источники энергии и их способы применения в экологическом дизайне и «зеленом» проектировании. Предлагаются наиболее эффективные системы, отвечающие требованиям экологического проектирования.
Ключевые слова: экологический дизайн, «зеленый дизайн», устойчивость, эффективность, возобновляемые ресурсы.
Khvorova N.M.
Bachelor of architecture, Peoples’ Friendship University of Russia
FUNDAMENTAL CONCEPTS OF ECOLOGICAL DESIGN IN ARCHITETURAL PLANNING
Abstract
The article deals with fundamental principles of ecological design in architectural planning which are directly related to the concept of sustainability in the built environment. The author briefly touches on the aspects of planning which are paid great attention to in “green design”.The author draws attention to some alternative energy sources and their methods of application in ecological design and green planning.The writer proposes the efficient systems to meet the requirements of ecological design.
Keywords: ecological design, “green design”, sustainability, efficiency, renewable resources.
Экологический дизайн –это одна из самых часто затрагиваемых тем в различных областях науки, имеющих то или иное отношение к созданию искусственной среды. Значение«зеленого дизайна» увеличивается день ото дня, так как мировое население увеличивается, а количество природных ресурсов уменьшается . Парадокс нашего времени – повышение уровня жизни людей при уменьшении потребления природных ресурсов.
В области архитектуры и строительства понятие экологического дизайна определено Скоттом в 1999 году как «создание и ответственное управление здоровой искусственной средой, основанной на эффективном использовании ресурсов и на экологических принципах» .
Проектирование «зеленых» зданий – это не конкретный метод, а объединение множества методик, определенный выбор материалов и технологий, которые при надлежащем интегрировании в проект способны повысить уровень проектируемого объекта с точки зрения его экологичности. Подобное проектирование оптимизирует использование энергии, ограничивает потребление воды и позволяет максимально использовать переработанные материалы.
Основные принципы, которые лежат в основе экологического дизайна в архитектурном проектировании и строительной промышленности, следующие:
- экономия существующих материальных ресурсов;
- повышение энергоэффективности зданий;
- меры по уменьшению тепловых потерь;
- необходимость в использовании более эффективных установок и оборудования;
- обеспечение иерархии помещений, требующих различного температурного режимаи соответствующей каждому помещению ориентации относительно стран света;
- необходимость в использовании возобновляемых источников энергии (солнечная, геотермальная энергия);
- обеспечение оптимизации естественной вентиляции .
Принципы экологического дизайна могут быть применены как к отдельным домам, так и к районам и технопаркам . Их можно использовать с целью улучшения существующих городских и загородных районов, а также в проектировании новых. Улучшение уже существующих районов необходимо начинать с рассмотрения таких проблем, как охрана окружающей среды, неэффективность использования материалов, загрязнение окружающей среды.
Люди не могут существовать без использования природных ресурсов в качестве источников еды, материалов, промышленных продуктов и энергии. Основная цель экологического дизайна состоит в том, чтобы поддерживать экологическую устойчивость, применяя способы производить товары, строить здания, проектировать крупные системы, такие как бизнес-парки и технопарки, уменьшая потребление природных ресурсов и избегая нанесения ущерба экологии .
Также в экологическом дизайне особое внимание уделяется проектированию освещения, вентиляции, отопления. Продуманныйдизайн и контроль управления освещениеммогут снизить потребление энергии и позволить в преобладающей мере использовать естественное освещение. Важно обеспечить максимальное проникновение дневного света в зданиепри минимальном притоке тепла, таким образом уменьшая нагрузку на искусственное освещение.Эффективность может увеличиться с помощью использования автоматических средств управления, таких как таймеры и датчики движения в нечасто используемых помещениях .
Грамотная теплоизоляцияперекрытий и стен уменьшила бы перегревание и переохлаждение конструкций зданий, вследствие чего сократились бы и эксплуатационные затраты .
Огромное значение в «зеленом» проектировании имеет солнечная энергия. Системы отопления, работающие на энергии солнца, можно устанавливать во всех типах зданий. Значительно сократить расходы на отопление, как в жилых, так и в коммерческих зданиях позволяет предварительный нагрев воздуха подобной системой. Использование солнечной системы отопления особенно эффективно в больших зданиях таких, как больницы, школы, ангары, спортивные залы, а также многоэтажные жилые дома. Подавляющее большинство солнечных систем отопления требуют установки, так называемых, солнечных стен. Такое оборудование может быть установлено как на новых, так и на существующих зданиях. Солнечные стены требуют минимального обслуживания, не имеют в конструкции наличия жидкостей и съемных частей. Кроме того солнечные системы могут работать в пасмурную погоду и в ночное время, но при этих условиях их эффективность значительно снижается.
В «зеленом» проектировании также эффективно используется геотермальная энергия. Ее используют в системах кондиционирования воздуха, отопления и в системах, преобразующих геотермальную энергию в электричество. Установка геотермальной системы требует крупных инвестиций, но позволяет получить неисчерпаемый источник энергии, который обеспечит от 60 до 70% энергии необходимой на отопление здания. Геотермальная энергия непрерывно поступает из источника, на который не оказывают влияние атмосферные условия. Сложность извлечения этой энергии зависит от структуры геологических образований и состава горных пород.
Что касается строительных материалов и мебели, то они могут быть подобраны так, чтобы их можно было изготовить (с точки зрения потребления энергии и материалов) из возобновляемых ресурсов с длительным сроком службы и с возможностьюповторного использования или переработки. Важно, чтобы при использовании данной мебели и материалов внутри помещения они бы не выделяли вредные вещества . Строительные материалы должны обеспечивать продолжительный жизненный цикл зданий, при этом сокращая неблагоприятные воздействия на окружающую среду. Эффективность строительных материалов должна оцениваться с точки зрения энергии, расходуемой в процессе их добычи, производства и транспортировки.
Особенно распространен прием использования растений в экологическом дизайне. Существует универсальная система использования растений во внутренних помещениях на различных поверхностях. Система состоит из полипропиленовых водонепроницаемых поддонов, которые могут быть любого размера. У этой системы есть желобок и углубление вдоль всей задней поверхности. Независимая ирригационная система компьютеризирована, имеет дистанционное управление и снабжается стандартными баками рециркуляции. Баки рециркуляции располагаются под системойили, они могут наполняться как автоматически, так и вручную .
Как правило, использование в проектировании принципов экологического дизайна ведет к дополнительным затратам. С этой точки зрения «зеленое» проектирование неизбежно становится дороже, чем менее экологически эффективное решение, поскольку оно подразумевает использование высококачественных материалов и более сложных технологий. Но на практике при первоначальных затратах в будущем можно получить значительную выгоду от использования в проектировании разработанных на основе принципов экологического дизайна методик.
Экологический дизайн может быть определен как любая форма дизайна, которая минимизирует разрушительные воздействия на экологию, имитируя или объединяясь с природными экосистемами .
Экологический дизайн – важное понятие в быстро меняющемся и развивающемся мире. В искусственной среде, созданной на основе принципов «зеленого дизайна», внутренние пространства имеют большое значение, поскольку это главные места пребывания людей.
Литература
- Aktas, G., “Sustainable Approaches in Shopping Center Public Interiors: Lighting and Finishing Materials” 2nd International Conference on Urban Sustainability and Cultural Sustainability, Green Development, Green Structures and Clean Cars, (USCUDAR,11), 2011, pp:1832-187.
- Aktas, G, “Social and Cultural Changes that Prepare contemporary Shopping Centers in Turkey” 2nd International Conference on Art and Culture (ICAC’11),2011, pp 28-32.
- Scott, F.A.“Ecological Design handbook: Sustainable Strategies for Architecture, Landscape Architecture, Interior Design, and Planning” Donnelley & Sons Co., New York, N.Y.,1999.
- Fan Shu-Yang, F., Freedman, B. and Cote, R. “Principles and Practice of Ecological Design” Environmental Review, 2004, Vol: 12 p: 97–112.
- Gissen, David, Big and Green Towards Sustainable Architecture in the 21st Century, Princeton Architectural Press, 2003.
- Yang F., Freedman B., Cote R., “Principles and Practice of Ecological Design” Environmental Review, 12, 2004, pp: 97–112.
- Aktas, G, “Ecological and Green Design Significances in Interior Spaces” 7th WSEAS Conference on Energy and Environment (EE’12),2012. pp 244-249.
- Ozkaynak,G., Ust, S. “Sustainable Design Solutions to Humanitarian Crises” International ustainable Building Symposium, 2010, 270-275.
- Todd, J., Brown, E., and Wells, E. “Ecological design Applied” Ecological Engineering, 2003, Vol:20 p:421-440.
- Ferreira, A, Mendes, S. “The Relation Between the Traditional Construction and the Sustainable Development” The 21st Conference on Passive and Low Energy Architecture. Eindhoven, The Netherlands, 2004, 9 – 22.
Эко-стиль в современном интерьере дома или квартиры поможет создать уютную и комфортную обстановку. Важный плюс оформления дизайна в стиле эко – возможность найти решение на любой вкус, в самых разных ценовых категориях.
Особенности оформления интерьера в эко-стиле
Цветовое решение
Экологическая направленность стиля задает, прежде всего, цвета, используемые при отделке. Как правило, это те оттенки, которые мы встречаем в природе: песочный, земляной, травяной, хвойный, терракотовый, голубой, белый.
Исключены только «кислотные» оттенки и резкие цветовые сочетания. Они неуместны в подобном дизайне – ведь интерьер в эко-стиле располагает к отдыху, расслаблению, все должно способствовать этому.
Материалы
Комната в эко-стиле отделывается по возможности натуральными материалами, в виде исключения – их имитацией. В первую очередь это дерево, камень , пробка, терракота, керамика, стекло, бумага, плетеные из лозы или ротанга панели, циновки.
- Стены можно отделать бумажными обоями с изображениями растительных мотивов, или выложить панелями из пробки – и то, и другое поддерживает эко-стилистику помещения, но первый вариант значительно бюджетнее. Штукатурка, окрашенная или побеленная, также вполне экологичное стенное покрытие.
- Потолки либо покрывают побелкой, либо оклеивают обоями под покраску, либо отделывают деревом.
- Полы чаще всего делают деревянными или отделывают каменными плитками либо плитками из керамики.
Мебель
Для квартиры в эко-стиле подходит мебель из дерева, простой формы, достаточно массивная, причем форма должна быть как можно более естественной – либо прямой и даже и грубоватой, либо, напротив, плавной, имитирующей естественные изгибы, встречающиеся в природе. В первом случае фактура дерева должна быть максимально простой, ее обработка – минимальной. Во втором допустима тщательная обработка и полировка древесины. Еще один подходящий вид мебели – плетеные предметы из лозы, ротанга, бамбука.
Освещение
Как можно больше естественного освещения – вот обязательное требование экологического интерьера. Если его недостаточно – необходимо добавлять искусственную подсветку. Светильники в дизайне могут быть «незаметными» - встроенными, создающими световой поток, дополняющий свет из окон, а также декоративными – с абажурами из текстиля, рисовой бумаги или лозы, с элементами в виде древесных ветвей или рогов животных.
Эко-стиль: декор и дизайн интерьера
Эко-стиль не любит нагромождения предметов, в этом смысле он близок к минимализму – ведь в природе не бывает ничего лишнего. Поэтому предметы декора «по совместительству» обычно выполняют утилитарные функции. Например, плетеные корзины и сундуки в интерьере становятся удобными местами хранения. Простые домотканые коврики придают эксклюзивность и утепляют каменные полы, яркая тыква становится красочным акцентом дизайна и одновременно служит абажуром для светильника.
Необычные «картины» из камня и дерева, красивые камушки, сложенные в стеклянную вазу, рамы для зеркал с дизайном из ракушек, речная галька, выложенная в ванной в виде коврика – трудно даже перечислить все возможные декоративные элементы, доступные в эко-стиле.
Прекрасным дополнением к интерьеру послужит камин – как «живой», так и «био», или даже его имитация – поленья, сложенные стопкой в подходящей нише.
Живая зелень – еще один «инструмент» дизайнера, с помощью которого можно оживить самый простой интерьер или превратить обычную комнату в уголок тропического леса.
Текстильное оформление в эко-стиле также отличается натуральностью материалов и цветов. Материал для обивки мебели, диванных подушек, как правило, выбирают грубоватый, текстурный – лен, джут. Занавеси на окнах часто заменяют рулонными шторами или бамбуковыми роллетами.
Главное правило – соблюдение чувства меры. Нельзя перенасыщать интерьер декором, каким бы «правильным» и подходящим к случаю он не казался. Иначе можно получить результат, обратный ожидаемому.
При оформлении гостиной в эко-стиле желательно использовать только натуральные материалы, если такой возможности нет, стоит заменить их имитацией. Обычные «пластиковые» окна совершенно не вписываются в стиль, поэтому рамы лучше сделать деревянными. Бюджетная замена – пластик «под дерево».
Можно не выдержать в одном стиле весь дизайн, начиная от мебели и заканчивая мелочами. Для создания стиля иногда достаточно нескольких выразительных деталей – главное, чтобы все остальное не противоречило основной идее.
Самое интимное помещение в доме принадлежит только вам, и его оформление должно быть таким, чтобы вы могли спокойно расслабиться и отдохнуть. Ничего отвлекающего, вызывающего напряжение или раздражающего нервную систему.
Для дизайна спальни в эко-стиле вполне достаточно нескольких стилеобразующих элементов, а также натуральных отделочных материалов или природных мотивов в отделке стен и текстиля. Деревянная кровать, шерстяной коврик под ногами, теплые бежевые тона стен, легкие хлопковые шторы – готов образ спальни в эко-стиле.
И снова – натуральные материалы в отделке, простые формы, текстильные элементы… Но все то же самое – характерные черты стиля кантри. В чем же главное отличие? Стиль кантри допускает насыщенность мелкими элементами в дизайне– разнообразными «народными» предметами: расписная посуда, глиняные фигурки, занавески с оборочками, декоративные подушечки, чехлы на стульях. В эко-стиле подобные излишества недопустимы.
В кухне, как ни в каком другом помещении дома, важно соблюдать принципы минимализма – ничего лишнего! Хотите подчеркнуть близость к природе и сделать интерьер по-настоящему необычным? Подберите акцентный светильник, а заодно используйте его в качестве элемента, разделяющего функциональные зоны кухни. Проще всего добавить эко-элементы в отделку, например, украсив однотонные стены крупным растительным орнаментом или деревянными спилами.
Кухонная мебель предпочтительнее простых форм, в качестве материала можно использовать не только дерево, но и, например, прозрачный пластик – он не будет «мешать» воспринимать стилистическую «картинку», «растворяясь» в пространстве. Такую «исчезающую» мебель можно дополнить несколькими «тяжеловесными» предметами – это уравновесит интерьер.
Минимализм, натуральные цвета, простор и много света – так должен выглядеть дизайн ванной комнаты в эко-стиле. Иногда достаточно выбрать лишь правильный облицовочный материал и добавить цветовой акцент с помощью ярких полотенец – и незабываемый образ готов.
Деревянная отделка ванной комнаты и простые формы сантехники складываются в естественный эко-стиль. Эко-стиль в дизайне ванной комнаты допускает использование имитирующих материалов. Например, хорошо будет смотреться керамогранитная плитка «под дерево» в «мокрых» зонах, к тому же она значительно практичнее, чем дерево, даже обработанное специальными составами. Приветствуется также использование керамической плитки, а вне мокрых зон – штукатурка с последующим окрашиванием влагостойкими красками.
Ванная, то место, где одна-единственная деталь может сделать стиль. Например, это может быть уникальная раковина из камня или ванна в виде лоханки. Есть и более бюджетные варианты дизайна – например, выложенный морской галькой кусочек пола, заодно выполняющий функции массажного коврика. Хорошо, если при этом в ванной – «теплый» пол.
Стиль «эко» давно перешагнул пороги квартир и выбрался наружу. Экстерьер дома, отражающий стремление хозяина максимально приблизиться к природе – это веяние времени. И если раньше дизайнеры довольствовались выполнением стен из бруса или бревен, или выкладывали их нижние части «диким» камнем, то теперь задача ставится шире: дом стараются максимально «вписать» в окружающий ландшафт, что приводит порой к очень эксцентричным решениям в дизайне. Например, некоторые дома буквально зарываются в землю, или «повисают на ветвях» в попытке слиться с природой.
Современный эко-стиль – это не только экологические материалы, это еще и возможность их утилизации, и нанесение в процессе строительства и эксплуатации минимального вреда природе, и создание для человека максимально комфортной среды обитания.
Фото интерьера в эко-стиле
На представленных ниже фото – эко-стиль в различных вариациях для домов и помещений разного назначения.
Фото 1. Сочетание дерева, мягких натуральных оттенков серого и белого, и включение заоконного пространства в интерьер – вот характерные черты эко-стиля этой спальни.
Фото 2. Теплый «сливочный» оттенок стен и пола, деревянная мебель, простые формы светильников, минималистический подход к оборудованию пространства – эти черты эко-стиля делают обстановку запоминающейся и в то же время спокойной.
Фото 3. Эко-стиль в интерьере детской комнаты подчеркивается плетеными креслом и обоями с природными рисунками.
Фото 4. Сложные «природные» формы дерева в интерьере подчеркивают экологическую направленность проекта.
Фото 5. В дизайне гостиной загородного дома использованы сразу нескольких декоративных элементов эко-стиля. Это акцентная каменная стена у камина, сложенные в специальных нишах дрова, и заоконный вид, включенный в интерьер с помощью огромных оконных проемов.
Фото 6. Деревянная обшивка стены возле изголовья, прикроватные деревянные тумбы, простые натуральные ткани – основа эко-стиля в дизайне небольшой спальни.
Фото 7. Экологическую направленность интерьеру ванной придают небольшая тумба из дерева и живая зелень на стене.
Фото 8. В данном интерьере всего один элемент «делает» стиль. Деревянные брусья, образующие «журнальный столик» с букетом цветом делают выразительную экологическую композицию.
Фото 9. Люстра из веток березы может стать единственным ярким декоративным элементом в дизайне интерьера в эко-стиле.
Фото 10. Диван простой прямоугольной формы в нейтральной обивке на фоне зеленых стен и деревянных полов могли бы стоять в комнате любого стиля. Экологическую направленность придают интерьеру спилы из дерева у обеденной зоны и оригинальный стеллаж с цветами.
А.О. Глазачева, О.Е. Перфилова
Экологический дизайн:
инструменты и критерии проектирования
глобального социокультурного пространства
Представлена оригинальная точка зрения на процесс глобализации, который может стать катализатором интеграции человечества в выработке стратегии проектирования социоэкобезопасного планетарного взаимодействия. Статья основана на осмыслении феномена дизайна как технологии проектирования предметной, вещной, духовно-целостной среды бытия человека на основании принципов «биосферосовместимости». Данный подход к социально-культурной оценке проектов технического освоения природы рассматривается как реальная проектная альтернатива современному экологическому кризису.
технологии
Ключевые слова: глобализация, социоприродные системы, социальная ответственность, технические системы, эко-дизайн, экологическое образование, аксиологические ориентиры, экологическая культура, экологическая компетентность.
Усложняющийся комплекс современных процессов трансграничных взаимодействий различных уровней, включающий интенсификацию контактов между культурами и социальными формациями в современных условиях, принято обозначать термином «глобализация». В условиях масштабных социоприродных перемен данное явление является своего рода катализатором процесса интеграции человечества в выработке стратегии проектирования социоэкобезопасного планетарного взаимодействия . Стало понятным, что картезианская модель познания мира, фрагментарный, частичный взгляд на мир, получение информации без понимания смысла является причиной системного социально-экологического кризиса. Цивилизационный «макросдвиг» возможен только на основе изменения сознания, коррекции современной культуры, становления экологической культуры, формирования экологического сознания, нового рационализма , расширенного взгляда на мир . Предельное соответствие онтосу (сущему) во всех видах деятельности в природе, социуме, культуре, духовном производстве, образовании - вот та «философия общего дела» , которая востребована современным социокультурным и духовно-нравственным развитием цивилизации. Пришло время воссоединения логики мышления и нравственности чувств как условия самосохранения человека путем сохранения среды жизни. На основе глубокого преобразования педагогической науки и образовательной практики совершенно по-иному понимаются идеи о природосообразности образования и воспитания человека для реализации его сущностных сил и способностей.
Применительно к системе экологического образования в качестве наиболее перспективного подхода большинством исследователей сегодня рассматривается определение стратегических ориентиров, целей, задач, содержания экологического образования и воспитания в рамках «Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития», которая была разработана Комитетом по экологической политике Европейской Экономической Комиссии и принята на совещании высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования. В качестве ведущего подхода к обучению в стратегии рассматривается компетентностный подход, который призван расширить возможности людей вести образ жизни в гармонии с природой и проявлять заботу о социальных ценностях и культурном многообразии. Таким образом,
современный этап общественного развития предъявляет все новые, более высокие требования к человеку как к профессионалу и гражданину, как к личности. По мнению ряда ученых, XXI в. призван стать веком человеческих качеств (Печчеи А.), веком гуманитарным (Леви-Стросс К.), началом экологической эпохи в развитии человечества (Гирусов Э.В., Лисеев И.К.).
Утверждая новый алгоритм познания, осмысления и преобразования и мира - «сознание определяет бытие», мы приходим к необходимости онтологического, сущностного понимания, отражения мира, осознавая, что сущностью человека является не его телесная биологическая форма и социальная организация, но обладание одухотворенным разумом. Предельное соответствие онтосу (сущему) в природе, мире и обществе и человека - та методологическая база, на которой возможно понимание, осмысление и коррекция современной культуры. Моральная философия, вписанность в природу, ее циклы, природосообразность, биосферосов-местимость - те новые аксиологические ориентиры, способные помочь человечеству достойно ответить на глобальные вызовы современности.
Обострение экологического кризиса вызвало критический анализ технических форм и структур с точки зрения их влияния на окружающую среду по критериям ненанесения вреда природным экосистемам, «вписанности» в природные экосистемы. В экологической философии обосновано упомянутое нами выше понятие «биосферосовместимости» как подхода к социально-культурной оценке проектов технического освоения природы. Возрастание внимания к системе «природа - человек - общество» привело к возникновению целого ряда «пограничных» областей опознания и деятельности: социальная экология, антропоэкология, геоэкология, экологическое сознание, экологическая культура, экологический дизайн.
В культурологии активно утверждает себя понятие «экологическая культура». Мы разделяем мнение Анисимова О.С., Козловой О.Н. и ряда других авторов о том, что экологическая культура - это культура нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его одухотворенный разум, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека. Исследователи единодушны в том, что экологическая культура - это способ самореализации человека в определенных - экологических - рамках, что это внутренняя детерминанта любой деятельности человека, в том числе и дизайнерской.
Одной из важнейших задач экологического образования является формирование у будущих специалистов, вне зависимости от их профессиональной ориентации, навыков, отношений, ценностей, мотивации
технологии
Экологическая культура в контексте устойчивого развития
к личному участию в решении экологических проблем для улучшения качества среды жизнедеятельности. Целенаправленный научный анализ объективных и субъективных факторов, условий и средств построения учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях обусловлен также социокультурной потребностью в развитии способностей студентов, в воспитании у них экологоориентированных жизненных ценностей и установок гуманистической направленности. Особая роль в этом смысле принадлежит современному феномену дизайна и непосредственно специалисту-дизайнеру. При понимании феномена дизайна как проектирования предметной, вещной, духовно-целостной среды бытия человека необычайно возрастает его значение в проектировании качества жизни человека. Так, подготовка дизайнеров, их профессиональное становление и экологическая компетентность выдвигаются на передний край педагогической науки и образовательной практики. В этой связи и на фоне нарастающего экологического кризиса экологами, психологами, педагогами, социологами ведется совместный поиск методологических, теоретических, технологических и методических оснований системы экологического образования будущих специалистов-дизайне-ров, что должно вселять надежду на реальное практическое воплощение фундаментальных разработок в области инновационных образовательных технологий.
Одно из ведущих противоречий в дизайн-образовании связано с недостаточной теоретической разработанностью сущности дизайна как явления культуры, противопоставлением науки и дизайна. Методолог дизайна К. Джонс, утверждая, что дизайн нельзя смешивать ни с искусством, ни с наукой, подчеркивает, что в поиске оптимального решения внутри идеальной модели, абстрактного образа, дизайнеру порой приходится переформулировать и саму проблему. По сути, дизайнер реализует в постижении проблемы герменевтические методы, стремится к пониманию смысла проблемы, а не только воплощению знаний, информации о предмете в проекте . Обобщая, можно сказать: наука исследует сущее, дизайн проектирует должное, что согласится с афористичным утверждением «наука аналитична, дизайн конструктивен». Дизайн дает толчок к созданию новых форм. Поэтому вряд ли противопоставление дизайна и науки продуктивно. При всей специфике творчества, познания в искусстве, дизайне, науке не следует забывать, что все это - лишь различные языки культуры, разные способы отражения природы. Дизайн-творчество отличает от науки воплощенность идеи, замысла. Но и наука, порождающая идеи, внедряет их, реализует в практической сфере. Порой идеи науки питают дизайн-проекты: успехи в философии познания,
гносеологии оказали влияние на развитие дизайна. Вместе с тем и художественное творчество, образное, личностное, субъективное восприятие явлений, предметов, содействовало возникновению потребности в науке и образовании не только анализа, но и синтеза, образного, а не только «знаниевого» подхода. Можно с уверенностью утверждать, опираясь на исследования классиков дизайна К. Кантора, К.И. Рождествен- |
ского, В. Л. Глазычева и др., что дизайн не может успешно развиваться и
вне культуры своего времени, культуры, которая все больше становится экологической. Вместе с тем, дизайн обогащает современную культуру. Образное, метафорическое понимание явления, предмета, вещи, в том числе еще не существующей, как предварение их детального осмысления, выравнивают соотношение анализа и синтеза в познании мира.
Так экология и дизайн теснейшим образом смыкаются, переплетаются, но при этом сохраняется определенная иерархия, вершиной которой является экологическая культура, понимаемая как соответствующая в своем пределе онтосу (сущему). Ненанесение вреда природе, живому, обществу, самому себе, культуре - критерий экологичности. Обыденной «мерой» поступка с точки зрения экологической культуры является дилемма: угроза - соответствие. Отсутствие в действиях личности, общества угрозы определяется как экологосообразное (культуросообразное). С этих позиций, экологическая культура является всеобщим мерилом любой деятельности - в философии обоснован принцип биосфе-росовместимости как аксиологический ориентир развития.
Итак, можно заметить, что метафоричность понимания свойственна как дизайнерскому искусству, так и экологической культуре. Однако проблема измерения непременно возникает как при оценке дизайн-продукта, так и уровня сформированности экологической культуры как основы экологической компетентности. В дизайне это оценка экспертов, заказчика, потребителя. Для оценки становления экологической компетентности разработана матрица структурных уровней экологической компетентности специалиста . При этом под «экологической компетентностью» мы понимаем личностный феномен, сущность которого состоит в способности и готовности человека субъектно воспринимать окружающую действительность в единстве природных и социокультурных компонентов при осознании ответственности за профессиональную деятельность. Пока еще экологические критерии компетентности не включены в процесс подготовки дизайнеров, также как и идеи культу-росообразности, экологического соответствия не выступают в качестве одного из компонентов оценки дизайнерской деятельности. «Экологизация дизайна» не происходит «напрямик», через стандартные нормативы.
технологии
Экологическая культура в контексте устойчивого развития
Экологическая культура воздействует на дизайн опосредованно: через формирование эстетических предпочтений и вкусов, через экологическое сознание потребителей, экспертов. Особая роль в этом процессе принадлежит высшему профессиональному образованию в области дизайна, призванному обеспечить становление экологической компетентности специалиста.
Представленные проблемы еще далеки от решения и исчерпывающего понимания. Однако они демонстрируют плодотворный характер метафоричности экологической культуры для исследования сложных динамичных противоречивых реалий современной эпохи перемен. Вердикт «компетентен - некомпетентен» может быть вынесен по критерию «угроза - соответствие» жизни, жизни биологической, социальной, культурной. Так экологическая компетентность обретает базовый смысл в концепции человека: она носит над-экономический, над-этнический, над-предметный характер. Это универсальная характеристика человека.
Итак, в современных условиях экологизации науки, техники, культуры и образования, всех сфер жизни общества, с полным основанием можно добавить - успешная работа дизайнера невозможна вне экологической культуры своего времени . Современный продукт дизайна должен отвечать не только эстетическим и техническим, но и экологическим требованиям. Нами предпринята попытка рассмотрения дизайна в зеркале экологии применительно к условиям глобализации.
Английское слово «design» наиболее часто переводится как проектирование, моделирование (используются и другие понятия дизайна -проект, модель, замысел, чертеж, рисунок). В России дизайн как деятельность понимается чаще всего в узком смысле - как художественное конструирование. Однако в последние десятилетия в мире все большее число специалистов называют дизайн (проектирование) третьей культурой, органично объединяющей гуманитарно-художественную и научно-техническую культуры. Третью культуру - проектную - английские специалисты образно называют «Дизайн с большой буквы», характеризуя его как совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив опыта, навыков и понимания, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, создания и исполнения.
Социокультурная роль дизайна проявляется в функции целеполагания, отражающей связь гуманитарной и технической культуры в формировании облика предметной и духовной среды. С этой точки зрения границы исследований в области дизайна должны быть расширены от узкоспециальных до фундаментальных - социально-философских и культурологических. Заметим, что эстетические и экологические идеалы исторически
изменчивы, динамичны. Индустриальный пейзаж с дымящимися трубами и мощными железобетонными корпусами заводов и фабрик вполне вписывался в эстетику «покорения природы» . Не вызывало это и экологических опасений - считалось, что ресурсы природы безграничны, восстановительные силы огромны. Все было подчинено цели достижения социального благополучия за счет индустриального могущества. |
Ныне такой или аналогичный пейзаж вызывает огромную экологическую и
озабоченность и эстетическое отторжение, неприятие. В проектировании наряду с принципом целеполагания (по К. Марксу - сознательной цели) все более активно участвует принцип ценностных ориентаций. Аксиологическая составляющая постепенно становится центром проектной деятельности, определяет эстетические предпочтения и ориентиры, участвует в формировании художественного вкуса. Дизайн как один из способов духовно-предметного отражения и освоения мира вынужден учитывать экологические ценности.
С открытием теории относительности, законов термодинамики происходит переосмысление представлений о картине мира. Принципиально меняется роль познающего субъекта в познании и отражении реальности.
По словам Дж. Апдайка, «Мир такой, каким мы его себе представляем». Возьмем на себя смелость утверждать, что в эпоху глобализации дизайн является выразителем основных ценностей и норм определенной культуры, ядра культуры, поскольку, по словам К. Кантора, каждая культура занимает свое особое место в «культурном поле Земли». Принципиально новые требования возникли и в отношении производственной среды (эргономика), и окружающей человека среды. Природосообразность как требование учитывать «человеческие качества» при проектировании технических систем дополняется требованием культуросообразности -соответствия экологическим критериям вписанности в окружающий мир на основе целостного представления о нем. Воплощение в дизайне идей искусства, моральной философии, экологической культуры и, на этой основе, преобразование духовной и предметной среды окружающего мира, проектирование новой целостной картины современного мира -высокое предназначение дизайна.
Философы утверждают, что совершается гуманитарный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической, человечество держит экзамен на одухотворенную разумность, а современная техногенная цивилизация - на биосферосовместимость. Так, идеи целостного восприятия мира, природосообразности, культуросообразности проникают и в реальный процесс высшего профессионального образования, подготовку специалистов. Покажем это на примере исследования экологической
технологии
Экологическая культура в контексте устойчивого развития
подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности. При всем многообразии определений дизайна стержнем является проектная деятельность, органично объединяющая гуманитарно-художественную и научно-техническую культуры. Это деятельность по преобразованию окружающей человека предметной и духовной среды. Дизайн-образование призвано обеспечить готовность выпускника вуза к деятельности по такому преобразованию-проектированию среды, которая не создает угрозы или минимизирует последствия воздействия дизайн-проекта на социо-природные системы. Иными словами, он должен обладать экологической компетентностью. Масштабность задач, которые предстоит решать в связи с экологическими требованиями к профессионализму в любой сфере, позволяют определить экологическую компетентность как ключевую. Она может формироваться на глобальном уровне - как мировоззренческая, на общеобразовательном - как обязательный компонент образования и на профессиональном - как составная часть любой деятельности. Идея целостной предметной среды справедливо рассматривается в России и во всем мире как реальная проектная альтернатива современному экологическому кризису. С этих позиций экодизайн становится стержнем, ядром природосообразной деятельности дизайнера, мерой экологической культуры дизайн-проектов.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что современный экодизайн учитывает теоретико-методологический принцип экологизации всей проектной деятельности, понимание целостности предметной и духовной среды, природосообразности и культуросообразности, идеи проектирования целостной предметной среды. Целостное представление о мире, экологическая культура, целостное мировоззрение, экологическое сознание личности - овладение специалистом этими категориями в процессе дизайн-образования - новая, востребованная временем задача педагогики высшей школы .
Аксиологический смысл экодизайн-образования состоит в том, чтобы сформировать ценностные экологические установки, в основе которых - целостное восприятие мира, признание не утилитарной, а всеобщей ценности природы как основы жизни, ответственное отношение ко всем проявлениям жизни. Отсюда вытекает определение: экологическая компетентность дизайнера, это способность и готовность реализовать в профессиональной деятельности экологические ценностные установки и ориентиры, проектировать целостную предметную среду .
Безусловно, что плюрализм мнений по поводу определения глубинной сущности экологического подхода к дизайну имеет право на существование - это один из ракурсов взгляда. Нам, в свою очередь, представляется,
что подлинные истоки экологического дизайна следует искать в трудах отечественных философов, культурологов, исследователей природы и человека - психологов и педагогов. На основе проведенного анализа соответствующих теоретических источников можно говорить о том, что современное понимание дизайна должно включать в себя гармонизацию
человека и природы, проектирование, оптимизацию окружающей среды, |
снижающую противоречия между уникальностью человека, человече- о ских сообществ и стандартностью искусственного мира.
На сегодняшний день существует множество отраслей художественного проектирования (дизайна): технический дизайн (эстетическое и эргономическое проектирование производственных пространств), арт-дизайн (одна из линий развития современного дизайна, в которой отсутствуют различия между функциональным проектированием, составляющим основу профессионального дизайна, и чистым, высоким искусством) и дизайн среды, включающий в себя различные направления художественно-проектной деятельности, связанной с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных и рациональных началах (дизайн интерьеров, дизайн мебели, графический дизайн и т.д.). Основная направленность деятельности дизайнера - производство красивого, удобного и понятного потребителю продукта, «второй природы», основанное на художественно-образных моделях, функциональном анализе, стилизации и компоновке, изучении психологии масс, а также на современных знаниях о культуре, окружающей среде и ее защите. Таким образом, современное понимание дизайна включает в себя широкий диапазон проектных дисциплин, охватывающих все области человеческой жизнедеятельности, ее культурные, нравственные и социальные аспекты. Но прежде всего, дизайн - это гармонизация окружающей среды, путь к целостному мировоззрению, восприятию мира и осознанию своего места в нем (рис. 1).
В процессе экспертной оценки современного состояния в сфере экологического образования и воспитания будущих дизайнеров было отмечено, что экологическая компетентность специалиста в современных условиях глобальных экологических проблем является одной из важнейших компетентностей, которая носит межпрофессиональный и надпрофесси-ональный характер, что осуществление профессиональной деятельности специалиста любой профессиональной ориентации сегодня должно учитывать экологический аспект, для чего специалист должен обладать такими качествами личности, которые будут способствовать осуществлению
технологии
Экологическая культура в контексте устойчивого развития
профессиональной деятельности с позиций ее экологической целесообразности.
Рейтинг экологоориентированных ценностей показал, что на первом месте у будущих специалистов - ценности эколого-эстетического характера, не требующие существенных волевых затрат: наслаждение красотой природы. Это может быть связано с тем, что студенты редко привлекаются к практической экологоориентированной деятельности, объясняется и другими, в частности, организационно-педагогическими причинами. Результаты рейтинга социопродуктивной экологоориентированной деятельности как ценности подтвердили данное положение: наибольший показатель относится к игровой и досуговой деятельности. Высокий показатель характерен для ряда общечеловеческих экологоориентированных ценностей на фоне достаточно низкого показателя, отражающего отношение к экологоориентированным наукам; а также для эколого-гуманистической ценности «человек как неотъемлемая часть природы» и личностных, характеризующих экологичность жизненной позиции.
отражение связи гуманитарной и технической культуры в формировании облика предметной и духовной среды
Проектирование
Оптимизация окружающей среды
гармонизация человека и природы
Формирование целостного мировоззрения человека
Проблемное поле:
Уникальность человеческого общества Противоречия Стандартность искусственного мира
Рис.1. Экосоциокультурный феномен дизайна
Таким образом, для кардинального изменения сложившейся ситуации необходим прорыв, который возможен только на основе научного анализа социальной реальности и подготовки по-новому мыслящих людей посредством социально-гуманитарного образования.
Библиографический список
1. Глазачева А. О. Культурные истоки и становление экологического дизайна >3 // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 12. С. 156-162.
2. Глазачева А.О. Аксиологические ориентиры формирования экологической компетентности будущего дизайнера // Вестник Российской Академии образования. 2009. № 3. С. 126-129.
3. Глазачева А.О. Экологический дизайн: в поисках смысла // Социальногуманитарные знания. 2009. № 4. С. 327-333.
4. Глазачева А.О. Аксиологический аспект экодизайна // Экологические проблемы глобального мира: Материалы международной конференции, Москва, 26-27 октября 2009 г. М., 2009. С. 134-136.
5. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы: Учеб. пособие. М., 2008.
6. Ласло Э. Макросдвиг. К устойчивости мира курсом перемен. М., 2004.
7. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.
8. Перфилова О.Е. Безопасность экосоциального взаимодействия в условиях глобализации // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2009. Специальный выпуск. С. 206-209.
9. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982.
10. Glazacheva A. Ecodesign: Projection of the Environment // Ecology and Forests for Public Health: Proceedings of the International conference. Oslo, Norway, September 18-20, 2009. Oslo, 2009. P. 22.
11. Kofler W. Sustainability and some arguments for an additional approach for science for survival // International Conference on «Environment: Survival and Sustainability»: Abstracts. Nicosia-Northern Cyprus, 2007. P. 773-774.
12. Tellness G. How can Nature and Culture promote Health? // Scandinavian Journal for Public Health. 2009. № 37. P. 559-561.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Бионика – наука, исследующая использование свойств и функций природных объектов для создания технических устройств и механических систем. Применение биоформ в архитектурном дизайне. Возникновение архитектурной бионики в России как творческого метода.
курсовая работа , добавлен 28.02.2016
Демократический вариант "русского" стиля – самое яркое явление в архитектуре 1860-1870-х гг. Подобно передвижничеству в живописи, он задает тон в архитектуре. Ведущая роль принадлежит демократическому направлению, в тени которого развиваются остальные.
реферат , добавлен 06.06.2008
Город как природно-техногенная система. Зонирование территории городов - природные аналогии. Физические факторы в городах. Оценка воздействия физических факторов в городской среде. Архитектурная бионика, использование природных аналогий в архитектуре.
реферат , добавлен 15.10.2014
Рост городов и деградация природной среды как естественной фактор развития общества. Современное представление об экологии города; отражение природных концепций в градостроительтве. Использование достижений архитектурной бионики в строительстве зданий.
реферат , добавлен 11.10.2013
Готический стиль - художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства европейских стран. Соборная площадь и миланский Собор. Архитектурный стиль собора Нидарос. Кельнский собор как шедевр готической архитектуры.
презентация , добавлен 23.11.2011
Корни минимализма в традиционной японской архитектуре и в творчестве нидерландского бюро De Stijl. Верность японцев простоте национального жилища. Игра света и тени в пространстве. Основные признаки минимализма в архитектуре. Минимализм в дизайне.
реферат , добавлен 29.03.2013
История появления каменистых садов в России. Понятие содержания пропорции, соразмерности в природе. Основные элементы озеленения и благоустройства территории. Малые архитектурные формы. Композиция холмистого сада. Инвентаризация существующих насаждений.
дипломная работа , добавлен 28.09.2014
Характеристика особенностей использования стекла в архитектуре и дизайне. Виды стекла и основные способы его обработки: фьюзинг, шелкография, изготовление стемалита, гнутье или моллирование. Модные "стеклянные" решения в дизайне. Зонирование помещения.