Фрустрация потребностей. Фрустрирующая ситуация
Обращаясь к имеющимся в литературе определениям фрустрации, можно исходить из определения ее, данного видным исследователем этой проблемы в США С. Розенцвейгом, согласно которому фрустрация „имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненной потребности». [ 2 ] Видимо, здесь фрустрация рассматривается как явление, происходящее в организме, в его приспособлении к среде. Но человек - общественное существо, личность, и поэтому рассматриваемое определение, ограничивающее фрустрацию биологическим толкованием, совершенно недостаточно.
Согласно определению, которое дали Браун и Фарбер, фрустрация - результат таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается. [ 3 ]
Браун и Фарбер делают акцент на противоречиях, которые возникают при действии фрустраторов, и именно этой противоречивостью объясняют эмоциональность, которой обычно отличаются реакции в этих ситуациях. Горячо поддерживая этих авторов в стремлении различать внешнюю причину и вызываемое ею состояние, Чайльд и Уотерхауз [ 9 ], в противоположность Брауну и Фарберу, рекомендуют называть фрустрацией лишь факт помехи, изучая его влияние на деятельность организма, но не приводят в пользу такого словоупотребления сколько-либо развитых обоснований. [ 5 ]
Исходя из понятия фрустрации как психического состояния, можно дать ей следующее определение: фрустрация - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. [ 6 ]
Фрустрация (Frustration).
Психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. В ситуации фрустрации, как это показали эксперименты Левина и его коллег, человек склонен регрессировать к поведению, свойственному более ранним стадиям развития. Само же жизненное пространство становится менее дифференцированным. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности и отчаяния. Возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности. Сила фрустрации зависит как от степени значимости блокируемого действия, так и от близости его к намеченной цели. [ 7 ]
Фрустрация – это эмоция и ситуативная реакция на проблемную ситуацию, на некоторый барьер, препятствие. Барьеры могут быть внутренними и внешними. [ 8 c. 350 ]
Внутренний барьер – относящийся к ситуации, находящийся внутри нее, между субъектом и объектом, а также сложность задачи или неумение испытуемого.
Внешний барьер – согласие испытуемого решать эту задачу, социальные нормы, хорошие отношения с экспериментатором, они мешают испытуемому выйти из поля, отказаться от решения задачи. [ 9 ]
В качестве последствия фрустрации нередко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а также фиксация применявшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов. Особое значение (прежде всего, с точки зрения прикладных задач) приобретает в современной психологии проблема «выносливости» (стойкости) человека в отношении фрустрации.
Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Важным понятием при изучении фрустрации является фрустрационная толерантность, в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее.
Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта. Степень фрустрации зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером. [ 10 ] Стимулирующая ситуация методики экспериментально-психологическая изучения фрустрационых реакций С. Розенцвейга заключается в схематическом контурном рисунке,на котором изображены два или более человека, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации.
Оценка роли фрустрации отдельных потребностей в нарушении процесса психической адаптации затрудняется и тем обстоятельством, что в реальной ситуации практически невозможна блокада одной отдельно взятой потребности, поскольку любые фрустрирующие воздействия неизбежно сказываются на совокупности потребностей, образующих взаимосвязанный комплекс. Подобные затруднения вызывает и попытка разделения фрустраций по тинам фрустрирующих ситуаций, обусловленных характером препятствия, блокирующего мотивированное поведение. Принятое разделение на пассивные и активные препятствия, на носящие внутренний или внешний по отношению к субъекту характер, по-видимому, относительно, поскольку субъект имеет дело не с самим препятствием, а с целостной оценкой ситуации. При экспериментальном исследовании ситуации, которая служит классическим примером пассивного внешнего препятствия (запертая дверь, преграждающая путь к удовлетворяющему потребность объекту), испытуемые ассоциировали состояние фрустрации не с ним (не с запертой дверью), а с действиями лиц, которые создали это само по себе пассивное препятствие, т. е. с активным противодействием мотивированному поведению. Аналогичным образом рассмотрение состояния фрустрации, обусловленной активным внешним противодействием мотивированному поведению субъекта, позволяет считать характерным для такой ситуации интрапсихический конфликт (который рассматривается как активное внутреннее препятствие) между стремлением удовлетворить существующую потребность и вновь возникшей потребностью избежать опасного столкновения с активным противодействием.
Значительную часть затруднений, связанных со сложностью классификации фрустрирующих ситуаций, типов потребностей, при исследованиях психической адаптации удается избежать, если оценивается не влияние фрустрации определенных потребностей или типов фрустрирующей ситуации, а суммационный эффект последовательных фрустраций, который можно назвать фрустрационной напряженностью. Фрустрационная напряженность в каждый конкретный момент определяется взаимодействием между комплексом потребностей и совокупностью фрустрирующих ситуаций. Изменения в системе человек-среда будут способствовать росту фрустрационной напряженности и соответственно повышать риск адаптационных нарушений в той мере, в какой в результате этих изменений затрудняется реализация не какой-либо одной потребности, а всего комплекса значимых потребностей индивидуума. Особенности трансакции, характеризующиеся такими затруднениями, при изменении жизненного стереотипа могут зависеть от недостаточности в новых условиях психических или физических ресурсов индивидуума, от неадекватности в этих условиях ранее сформировавшихся и основанных на прежнем опыте представлений и навыков, несоответствия их экспектациям окружения. Вместе с тем изменения сбалансированности системы человек-среда могут определяться реорганизацией самого комплекса потребностей, их характера, интенсивности, иерархии, которая влечет за собой адаптационные перестройки и возрастание требований к адаптационным механизмам. Наконец, само повышение этих требований независимо от характера первичных перестроек требует дополнительных адаптационных ресурсов и повышает вероятность блокады удовлетворения актуальных потребностей.
При любом из рассмотренных вариантов изменения взаимодействия между организмом и средой наблюдается возрастание суммарной напряженности неудовлетворенных потребностей. Названные варианты не исключают друг друга. Напротив, они взаимозависимы, поскольку изменения в одном из элементов сбалансированной системы трансакций неизбежно сказываются на других ее элементах. Реорганизация комплекса потребностей тесно взаимосвязана с изменением адекватности этому комплексу совокупных ресурсов индивидуума, с динамикой позиции субъекта в группе и экспектаций его окружения, со степенью напряженности адаптационных механизмов. Возрастание суммарной напряженности неудовлетворенных потребностей, которую можно обозначить как фрустрационную напряженность, отмечается независимо от того, с каким из перечисленных факторов, представляющих собой элементы единой системы трансакций, связано первичное изменение, повлекшее за собой адаптационную перестройку. Роль фрустрационной напряженности в организации психофизиологических соотношений определяется ее влиянием и на эффективность психической адаптации, и на выраженность при этой адаптации изменений актуального психического состояния, и одновременно на выраженность и характер отмечающейся в процессе адаптации динамики физиологического регулирования. Одним из путей оценки этой роли может быть сопоставление показателей, отражающих перечисленные особенности психического состояния и физиологических параметров в группах, которые в условиях, предъявляющих повышенные требования к адаптационным механизмам индивидуума, различаются но степени фрустрационной напряженности.
Такое сопоставление было проведено с использованием миграционной модели, что обеспечивало однотипный характер изменения условий и распространение их воздействия на достаточно многочисленный контингент испытуемых. При этом в качестве показателя фрустрационной напряженности использовали фактор Q4 теста Кеттелла, высокие значения которого характерны для субъектов фрустрированных и напряженных, а низкие - нефрустрированных и спокойных, что обозначается авторами теста соответственно как высокое и низкое эргическое напряжение. В группах, разделенных по эффективности психической адаптации, значения фактора Q4 теста Кеттелла достоверно различались (Р<0. 01), возрастая по мере нарушения качества адаптации. Вместе с тем при разделении контингента по выраженности фрустрационной напряженности выделенные группы различались и по особенностям психического состояния, и по ряду физиологических характеристик.
Уровень профиля методики многостороннего исследования личности, который представляет собой достаточно чувствительный индикатор динамики психического состояния, был значимо выше в группе с большей фрустрационной напряженностью; причем это различие достоверно практически по всем шкалам профиля, хотя и менее выражено, чем при разделении групп но уровню тревоги, с которой уровень фрустрационной напряженности коррелирует. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению.
В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и по характеру «барьеров». К классификациям первого рода относится, например, проводимое А. Маслоу различение базовых, «врожденных» психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный характер, и «приобретенных потребностей», фрустрация которых не вызывает психических нарушений.
Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физические (например, стены тюрьмы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультурные (нормы, правила, запреты). Упомянем также деление барьеров на внешние и внутренние, использованное Т. Дембо для описания своих экспериментов: внутренними барьерами она называла те, которые препятствуют достижению цели, а внешними – те, которые не дают испытуемым выйти из ситуации. К. Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры, применяемые взрослыми для управления поведением ребенка, различает «физически-вещественные», «социологические» («орудия власти, которыми обладает взрослый в силу своей социальной позиции») и «идеологические» барьеры (вид социальных, отличающийся включением «целей и ценностей, признаваемых самим ребенком». Иллюстрация: «Помни, ты же девочка!»).
Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий на пути к ней, несомненно, является необходимым условием фрустрации, однако порой мы преодолеваем значительные трудности, не впадая при этом в состояние фрустрации. Значит, должен быть поставлен вопрос о достаточных условиях фрустрации, или, что то же, вопрос о переходе ситуации затрудненности деятельности в ситуацию фрустрации. Ответ на него естественно искать в характеристиках состояния фрустрированности, ведь именно его наличие отличает ситуацию фрустрации от ситуации затрудненности. Однако в литературе по проблеме фрустрации мы не находим анализа психологического смысла этого состояния, большинство авторов ограничиваются описательными констатациями, что человек, будучи фрустрирован, испытывает беспокойство и напряжение, чувства безразличия, апатии и утраты интереса, вину и тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность и т.д. Сами по себе эти эмоции не проясняют нашего вопроса, а кроме них у нас остается единственный источник информации – поведенческие "следствия" фрустрации, или фрустрационное поведение. Может быть, особенности этого поведения могут пролить свет на то, что происходит при переходе от ситуации затрудненности к ситуации фрустрации?
Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия (в исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок); в) агрессия и деструкция, г) стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением «конструктивности» поведения) или падение «качества исполнения».
Таковы виды фрустрационного поведения. Каковы же его наиболее существенные, центральные характеристики? Монография Н. Майера отвечает на этот вопрос уже своим названием – «Фрустрация: поведение без цели». В другой работе Н. Майер разъяснял, что базовое утверждение его теории состоит не в том, что «фрустрированный человек не имеет цели», а «что поведение фрустрированного человека не имеет цели, т.е. что оно утрачивает целевую ориентацию». Майер иллюстрирует свой тезис примером, в котором двое людей, спешащих купить билет на поезд, затевают в очереди ссору, затем драку и оба в итоге опаздывают. Это поведение не содержит в себе цели добывания билета, поэтому, по определению Майера, оно является не адаптивным (=удовлетворяющим потребность), а «фрустрационно спровоцированным поведением». Новая цель не замещает здесь старой.
Такое псевдофрустрационное поведение может перейти в форму поведения второго типа: умышленно «закатив истерику» в надежде добиться своего, человек теряет контроль над своим поведением, он уже не волен остановиться, вообще регулировать свои действия. Произвольность, т.е. контроль со стороны воли, утрачен, однако это не значит, что полностью утрачен контроль со стороны сознания. Поскольку это поведение более не организуется целью, оно теряет психологический статус целенаправленного действия, но, тем не менее, сохраняет еще статус средства реализации исходного мотива ситуации, иначе говоря, в сознании сохраняется смысловая связь между поведением и мотивом, надежда на разрешение ситуации. Хорошей иллюстрацией этого типа поведения могут служить рентные истерические реакции, которые образовались в результате «добровольного усиления рефлексов», но впоследствии стали непроизвольными. При этом, как показывают, например, наблюдения военных врачей, солдаты, страдавшие истерическими гиперкинезами, хорошо осознавали связь усиленного дрожания с возможностью избежать возвращения на поле боя.
Для поведения третьего типа характерна как раз утрата связи, через которую от мотива передается действию смысл. Человек лишается сознательного контроля над связью своего поведения с исходным мотивом: хотя отдельные действия его остаются еще целенаправленными, он действует уже не «ради чего-то», а «вследствие чего-то». Таково упоминавшееся поведение человека, целенаправленно дерущегося у кассы со своим конкурентом, в то время как поезд отходит от станции. «Мотивация здесь, – говорит Н. Майер, – отделяется от причинения как объясняющее понятие».
Поведение четвертого типа, пользуясь термином К. Гольдштейна, можно назвать «катастрофическим». Это поведение не контролируется ни волей, ни сознанием субъекта, оно и дезорганизовано, и не стоит в содержательно-смысловой связи с мотивом ситуации. Последнее, важно заметить, не означает, что прерваны и другие возможные виды связей между мотивом и поведением (в первую очередь «энергетические»), поскольку, будь это так, не было бы никаких оснований рассматривать это поведение в отношении фрустрированного мотива «квалифицировать как «мотивонесообразное»». Предположение, что психологическая ситуация продолжает определяться фрустрированным мотивом, является необходимым условием рассмотрения поведения как следствия фрустрации.
Возвращаясь теперь к поставленному выше вопросу о различении ситуации затрудненности и ситуации фрустрации, можно сказать, что первой из них соответствует поведение первого типа нашей типологии, а второй – остальных трех типов. С этой точки зрения видна неадекватность линейных представлений о фрустрационной толерантности, с помощью которых обычно описывается переход ситуации затрудненности в ситуацию фрустрации. На деле он осуществляется в двух измерениях – по линии утраты контроля со стороны воли, т.е. дезорганизации поведения и/или по линии утраты контроля со стороны сознания, т.е. утраты «мотивосообразности» поведения, что на уровне внутренних состояний выражается соответственно в потере терпения и надежды. Мы ограничимся пока этой формулой, ниже нам еще представится случай остановиться на отношениях между этими двумя феноменами.
Определение категориального поля понятия фрустрации не составляет труда. Вполне очевидно, что оно задается категорией деятельности. Это поле может быть изображено как жизненный мир, главной характеристикой условий существования в котором является трудность, а внутренней необходимостью этого существования – реализация мотива. Деятельное преодоление трудностей на пути к «мотивосообразным» целям – «норма» такой жизни, а специфическая для него критическая ситуация возникает, когда трудность становится непреодолимой, т.е. переходит в невозможность….
Итак, каждому из понятий, фиксирующих идею критической ситуации, соответствует особое категориальное поле, задающее нормы функционирования этого понятия, которые необходимо учитывать для его критического употребления.
Как уже упоминалось, на действие стрессора человек реагирует, в частности, фрустрацией.
Фрустрация – это психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимым или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживание неудачи.
Фрустрация – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.
Принято различать: фрустратор – причину, вызывающую фрустрацию; фрустрационную ситуацию и фрустрационную реакцию.
Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями, такими как разочарование, раздражение, тревога, отчаяние и т. д. Фрустрация может возникать, например, в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Состояние фрустрации, как правило, достаточно неприятное и напряженное, чтобы не стремиться избавиться от него. Дело в том, что человек планируя свое поведение на пути к достижению поставленных целей, при этом, одновременно мобилизует блок обеспечения своих целей определенными действиями. В этом случае имеется в виду энергетическе обеспечение целенаправленного поведения. Перед этим запущенным в ход действием возникает некое препятствие – само психическое событие тормозится или прерывается, при этом в месте прерывания события происходит повышение психической энергии. Все это приводит к повышению активизации корковых образований, в частности ретикулярной формации. Именно этот пререизбыток нереализованной энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения, которое необходимо снять.
А. И. Еремеева и Э. И. Киршбаум приводят такие условия возникновения фрустрации: 1) наличие потребности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия; 2) наличие сопротивления, т. е. препятствия – фрустратора. Сами же препятствия могут быть нескольких видов: 1) пассивное внешнее сопротивление (физическая преграда, барьер, удаленность объекта потребности во времени и пространстве; 2) активное сопротивление (запреты, угрозы наказания, если субъект совершает или продолжает совершать, то, что ему запрещено); 3) пассивное внутреннее сопротивление (осознанные или неосознанные комплексы неполноценности, неспособность осуществить намеченное, расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения; 4) активное внутреннее сопротивление (угрызения совести – оправданы ли выбранные средства в достижении цели, моральна ли цель).
Следует отметить, что возникновение фрустрации не только обусловлено объективной ситуацией, но также зависит от особенностей личности. Например, у детей фрустрация возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной фрустрации могут быть неудача в овладении предметами, неожиданные запреты со стороны взрослых и др. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, к агрессивности, повышенной возбудимости.
Поведение человека в состоянии фрустрации может быть самым разнообразным, оно зависит от многих факторов, таких как возрастные особенности, сила фрустратора, привлекательность цели, объем остановленной психической энергии.
Вообще, фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса.
Сама фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций, таких как гнев, раздражение, чувство вины и т. д. Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Надо отметить, что при изучении фрустрации важным понятием является фрустрационная толерантность – устойчивость к фрустраторам, в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее.
Немецкий психотерапевт Беттхер (1973) выделяет две группы реакций на фрустраторы. Приведем одну из них: 1) препятствие усиливает мотивацию и человек не отказывается от своих целей, а продолжает с большей настойчивостью стремиться к ним, таким образом, препятствие интенсифицирует действия и повышает уровень активации; 2) препятствие вынуждает человека пересмотреть ситуацию в целом, сопоставить достигнутое с затратами, используемые средства и цели, изменить средства, сохранив цель, возможна также корректировка первоначальной цели. Приведенные поведенческие реакции остаются в пределах нормы, в целом сохраняется конструктивное поведение.
Следует отметить, что если толерантность низка, человек реагирует на фрустраторы даже незначительной силы неадекватным поведением. Можно привести основные типы неконструктивного поведения: 1) агрессивное поведение, направленное на человека, который вызвал ситуации фрустрации; 2) агрессия выливается на предполагаемого виновника, а не настоящего, также агрессия может быть направлена на самого себя, на неодушевленные предметы; 3) самоуспокоение, т. е., человек усматривает в недостигаемых целях массу недостатков и отказывается от них.
С. Розенцвейг – создатель теории фрустрации – составил психодиагностическую методику определения типов реагирования, сведя все виды реакций к девяти типам. На основании этой методики можно, с известной долей вероятности, предполагать, как будет вести себя исследуемый человек в фрустирующих ситуациях и каковы его адаптивные возможности. Изучение фрустрации приобретает важное значение для медицинской психологии в связи с актуализацией задач формирования устойчивости личности к воздействию неблагоприятных жизненных факторов.
Так или иначе, адаптивная личность формируется и развивается благодаря наличию препятствий как внутреннего плана, так и внешнего. Именно они стимулируют активность личности, расширяют спектр связей с окружающей действительностью, делают их глубже и дифференцированнее.
Фрустрация это такое психическое состояние, для которого характерна безысходность, глубокая печаль, разочарование, неудовлетворенность, тревога, психологический ступор, раздражение, расстройство замыслов, отчаяние. Само определение фрустрации включает невозможность удовлетворения в реальной жизни своих потребностей. До определенного момента такая ситуация является травмирующей для человека. При этом состоянии характерно продолжение упорной борьбы людей за получение желаемого, даже при условии отсутствия знаний и правильных действий для достижения успеха.
В последние годы проблема фрустрации является предметом экспериментальных исследований в психологии. Состояние фрустрации откладывает отпечаток на всю психическую жизнь человека. Существуют определенные трудности в понимании этого термина. Состояние фрустрации рассматривается в плане выносливости к жизненным трудностям и реакциям на эти сложности
Фрустрация в психологии
И.П. Павлов неоднократно упоминал о трудностях жизни, которые способны вызвать неблагоприятные состояния в коре больших полушарий головного мозга. С его слов жизнь сплошная трудность и если она возникает при не устойчивой нервной системе, то человек становится подвержен депрессиям. Все жизненные трудности делятся на две категории: преодолимые и непреодолимые.
Для преодолимых трудностей требуются огромные усилия. Зачастую эти трудности связаны с овладением профессиональной квалификации и когда упоминают о настойчивости, то здесь имеется в виду как раз преодоление профессиональных сложностей или овладение профессиональными навыками.
Концепция фрустрации к преодолимым трудностям не относится, а если относится, то только когда человек сдается и воспринимает их как непреодолимые.
К жизненным трудностям с непреодолимыми препятствиями относятся ; психологические барьеры, возникшие на пути к поставленной цели; удовлетворение потребностей, решение психологической задачи.
Но не стоит все непреодолимые жизненные трудности сводить к барьерам, которые блокируют намеченное действие. Иногда при жизненных уколах или разочарованиях для борьбы с невзгодами необходима твердость характера.
И действительно, так бывает, что возникают трудности, которые ставят барьер или преграду, но только условно и этим мешают, препятствуют благополучию, а также счастью.
Розенцвейг характеризовал фрустрацию, как встречу организма с более или менее непреодолимыми препятствиями, а также обструкциями на пути к удовлетворению жизненных потребностей.
Браун и Фарбер объясняют состояние фрустрации, как результат условий в момент ожидания реакции затормаживания или предупреждения.
Лоусон придерживается мнения, что фрустрация выступает конфликтом между тенденциями: «цель – реакция» и тенденцией возникшей под воздействием интерферирующих условий. Таким образом, фрустрация – психическое состояние, для которого характерно переживание; особое поведение, вызванное непреодолимыми трудностями, появляющимися на пути к желаемой цели, а также решению задачи.
Существует мнение, что фрустрация является совершенно закономерным явлением и выступает необходимым в жизнедеятельности личности или организма.
Майер считает, что само поведение человека или животного зависит от таких потенциалов:
1) репертуар поведения, определяемый условиями развития, наследственностью, жизненным опытом
2) следующий потенциал включает отборочные или избирательные процессы, а также механизмы. Они разделяются на действующие, вызванные мотивирующей деятельностью и возникающие при фрустрации
Велико влияние бихевиоризма на фрустрацию. Бихевиоризм – направление психологии о поведении животных и человека. Того, что относят к внутреннему миру человеку, а также существование сознания и переживаний отрицается бихевиоризмом, поэтому не заслуживает научного изучения. Но требование объективности психологии предполагает не отрицание внутреннего мира человека, а познание его наиболее объективными методами: через эксперимент, наблюдения, словесный отчет, самонаблюдение. Позиция бихевиоризма упрощает и искажает изучение фрустрации.
Фрустрация изучает раздражители, а также те ситуации, которые выступают фрустраторами – провокаторами. Имея ввиду фрустрации как реакции, во внимание принимаются производимые движения, а также действия. Зачастую сильное, а также глубокое переживание фрустрации слабо выражается внешне, уходит вглубь, наблюдается внешнее спокойствие, а по факту чувствование горя сильнее, чем у тех людей, которые проливают слезы.
Психологи говорят о том, что психические состояния приобретают временные изменения в эмоциональности и воображении
Виды фрустрации
Психическое состояние выступает в зависимости от фрустратора. Розенцвейг выделяет три вида и в зависимости от них проявляются ситуации фрустрации
1) Лишения – отсутствие необходимого для достижения цели, а также удовлетворения потребности (человек голоден, а пищи нет возможности достать; влечение к женщине и осознание своей непривлекательности, которое мешает осуществлению мечты)
2) Потери – смерть близкого человека, сгорел дом (внешняя потеря)
3) Конфликт, а именно внутренний конфликт человека, любящего и желающего замужнюю женщину, остающуюся верной супругу. Это желание сильно блокируется.
Фиксация при фрустрации способна проявляться в разных направлениях. В первом человек продолжает свою деятельность по инерции, но чувствуя ее бесполезность, а в другом фрустрирующий фактор полностью поглощает его внимание, что способствует стереотипности восприятия, а также мышления.
Фиксацию необходимо воспринимать, как прикованность к фрустратору. Эта потребность поглощает все внимание человека, вызывая необходимость длительно переживать, а также анализировать фрустратор. В данном случае важна стереотипность не движений, а именно восприятие и мышление. Как особая форма фиксации выступает капризное поведение, возникающее на действие фрустраторов.
Одной из активной формой фрустрации выступает уход в отвлекающую деятельность. Вместе со стеническими проявлениями возникают также астенические реакции на фрустраторы и как следствие возникают .
Например, ощущения людей при таком состоянии очень тяжелые, идет погружение в глубочайшую меланхолию и возникают проблемы со сном, появляются затруднения в мыслительной деятельности.
Такое состояние как фрустрация стало очень распространенным в современном мире. Это связано с тем, что человек старается многого достичь, но это не всегда получается. Как следствие, чувство неудовлетворенности перерастает в , которая и называется фрустрация. Решать такую проблему должен опытный психолог.
Фрустрация - что это?
Фрустрация - это проявление психического состояния, в виде переживаний, вызванных непреодолимыми трудностями. Она возникает в тех случаях, когда человек не может достигнуть поставленных целей или получить желаемое. Особое эмоциональное состояние вызывают внешние преграды или внутри-личностные конфликты. Отсутствие возможности удовлетворить какое-либо желание приводит к таким последствиям:
- отчаяние;
- гнев;
- разочарование;
- раздражение.
Если человек длительное время пребывает в таком состоянии, он может столкнуться с полной дезорганизацией своей деятельности. Распространено и такое понятие как экзистенциальная фрустрация. Оно представляет собой психологическое состояние, проявляющееся в виде апатии и скуки. Человек старается найти смысл жизни, но он отсутствует. Появляется чувство бесполезности в этом мире и отсутствие желания что-то делать. Человек стремится к смыслу, но его нет. Отсюда появляется депрессия, уныние и другие эмоциональные застои.
Фрустрация в психологии
Возникновение фрустрации вызвано несоответствием желаемого с действительным. Фрустрация в психологии - это специфическое состояние психики, которому присущи такие неоправданные ожидания как обман, чувство поражения, нереализованные планы и цели. Мнение психологов немного отличаются.
- Исходя из трактовки определения Фарбера и Брауна, нарушение эмоционального покоя происходит вследствие торможения и приостановления ожидаемых реакций.
- Лоусон определяет его как несоответствие двух факторов, цели и результата.
- Чайльд и Уотерхауз объясняют фрустрацию как фактор, выступающий помехой.
Такое явление как фрустрация считается эмоциональным событием в жизни человека, которое имеет травмирующее действие для психики, разрушающее личность человека. Также возможно повышение чрезмерной агрессии и появление . Нужно учитывать, что подобная проблема может возникнуть практически у каждого, и стыдливого в этом нет абсолютно ничего.
Фрустрация в социологии
Под действием неблагоприятных условий человек начинает проявлять в социуме не присущее ему ранее специфическое поведение. Он агрессивен и старается манипулировать окружающими. Проявление агрессии и деструкция являются особыми формами фрустракционного поведения, несущими угрозу социальному равновесию. Социальная фрустрация - следствие воздействия неблагоприятных факторов:
- социально-экономические;
- перемены в структуре организации;
- личностно-профессиональные кризисы;
- отсутствие мотивации к работе;
- недостаточный уровень профессиональных навыков и способностей.
Фрустрация - причины возникновения
Причины возникновения фрустрации могут быть разными. Особенность представленного состояния заключается в том, что оно может быть вызвано даже несущественными психологическими факторами. К основным из них можно отнести:
- отсутствие материальной базы для достижения поставленных целей;
- разные виды потерь;
- конфликты как внутри-личностые, так и с людьми;
- разные препятствия.
Если у человека нет средств, знаний или навыков для осуществления планов, его самооценка значительно снижается. Это влияет на его дальнейшее поведение и может стать причиной фрустрационного поведения. Еще причиной ненормальных психических состояний становятся слишком частые конфликты, которые не разрешаются длительное время, а человек не находит выхода из ситуации.
Фрустрация - симптомы
Признаки фрустрации у каждого человека проявляются по-разному. В психологии термин описывают, как тяжелое психологическое состояние, развивающееся при постоянных неудачах. При этом, могут присутствовать как явные, так и воображаемые преграды, не дающие достичь поставленных целей. К перечню основных симптомов относятся:
- тревожность;
- угнетающее напряжение;
- неудовлетворенность как условиями жизни, так и собой;
- снижение физической и умственной активности;
- чувство эмоциональной пустоты;
- отчаяние.
Каждый человек может переживать фрустрацию по-своему, но она одинаково приводит к нарушению нормального . Понятно, что причиной такого тревожного состояния может стать что угодно из выше перечисленного, но вот состояние человека при этом может отличаться от иного: кому-то свойственно «паниковать», а кто-то переживает более спокойно.
Отличие фрустрации от стресса
Фрустрация и стресс - совершенно разные понятия и отличаются друг от друга, но очень часто переплетаются. Стресс способен поглотить фрустрацию, так как он сильнее. Его отличие состоит в том, что трудности, которые он создает, можно преодолеть и решить. Оба этих эмоциональных состояний на субъективном уровне выражаются в виде эмоционального переживания. Стресс является состоянием, которое связано с определенными потрясениями. К ним можно отнести:
- большое горе или радость;
- внезапное несчастье;
- возникновение условий, опасных для жизни;
- страх перед неизвестностью.
Фрустрация и прострация
Чувство фрустрации наступает вследствие неудовлетворенности и отсутствия возможности получить желаемое. Прострация же выражается в виде сильной истощенности как моральной, так и физической. Такие проявления становятся следствием сильного воздействия стресса, потери или разочарования в чем-либо. Состояние может длиться месяцами. Оно подкрепляется фрустрацией и приносит множество неудач. Они проявляются буквально во всем. При прострации у человека появляются такие симптомы:
- потеря интереса к жизни;
- отсутствие желания общаться с окружающими;
- апатия.
Фрустрация в отношениях
Состояние фрустрации переносится на все аспекты жизни, в том числе и на отношения. Под действием эмоциональной напряженности, человек может не обращать внимания на другого партнера, игнорировать его замечания и думать о своих проблемах. Все это ведет к регрессии отношений. Человек становится раздражительным к окружению и проявляет агрессию. У него пропадает настроение, он уходит в себя и все больше погружается в состояние фрустрации. В отношениях появляются ссоры, пререкания, недопонимания, что при отсутствии правильного решения их разрушает.
Любовная фрустрация
Любовная фрустрация - это психологическое состояние, в виде переживаний, которое может возникнуть в результате разрыва отношений. Такие состояния часто присущи людям, которые тянутся к объекту от чувства слабости, а не от собственной силы и уверенности. Человек очень сильно переживает разрыв отношений, когда зависим от своего партнера на эмоциональном уровне. Еще она возникает при отсутствии желаемого результата, ожидаемого партнера. Она проявляется в виде таких симптомов:
- агрессия;
- депрессия;
- отчаяние;
- тревога;
- чувство неудовлетворенности.
Сексуальная фрустрация
Фрустрация в сексе является отдельным аспектом в психологии. Она представляет собой отсутствие сексуальной удовлетворенности. Человек не может получить чувства удовлетворения как на психологическом уровне, так и от телесной близости с партнером. Сексуальная фрустрация является угнетением психического состояния, спровоцированным разочарованием.
Состояние фрустрации у мужчин при случайном сексе может возникать в случае, если они ожидали совершенно иного результата, но не получили его. Например, мужчина хотел испытать в постели нечто особенное, а секс получился банальным. Женщины на эмоциональном уровне испытывают то же самое. Может появиться , бессонница и различные аффективные реакции.
Как бороться с фрустрацией?
Перед тем как выйти из фрустрации, необходимо определить ее причины. Чтобы справиться с таким состоянием, желательно обратиться за помощью к психологу. Чтобы чувство прострации было исключено, необходимо проделать несколько несложных манипуляций.
- Первое, что должен сделать человек, посмотреть на все происходящее со стороны и оценить масштабы его проблем.
- Определить для себя важность недостигнутых целей.
- Составить план действий, если его цели действительно важны.
- Постараться принять тот факт, что ничего не происходит быстро.
- Больше времени уделять досугу и отдыху.
Заняться чем-то полезным для себя. Чтобы понятие фрустрации навсегда ушло из жизни человека, необходимо правильно выйти из тяжелого состояния неудовлетворенности. Опытный психолог всегда сможет выявить причину, и правильно составить план выхода из такого состояния, как фрустрация. Если человек осознает, что достижение поставленных целей реально, он больше не погружается в сложное психологическое состояние.
Наверное, немногие знают, что такое фрустрация, а между тем бывать в этой ситуации, к сожалению, приходилось большому числу людей. Frustratio c латинского переводится как «обман», «напрасные ожидания», и в общем состояние фрустрации характеризуют именно эти неприятные переживания - крушение надежд, невозможность достижения цели.
Определение понятия
Такие явления, как стресс, кризис, тревожность и фрустрация, в психологии изучаются обычно в комплексе, как негативные психические состояния, имеющие схожие проявления. Понятия «фрустрация» и «стресс» особенно сближаются, есть даже мнение, что фрустрацию можно считать формой стресса. Фрустрация и тревожность также могут вызывать примерно одинаковые ощущения.
Что же вкладывается в понятие фрустрации, что выделяет ее в этом ряду? Определение явления в психологических словарях звучит так: фрустрация - это такое эмоциональное состояние, которое возникает, если человеку не удается добиться цели или удовлетворить потребность.
Состояние фрустрации сопровождают такие негативные эмоции, как тревога, чувство вины, разочарование, гнев и другие. Можно также встретить толкования, рассматривающие фрустрацию как пример той самой ситуации, когда желания не совпадают с возможностями. Уже заметна терминологическая путаница.
Что именно подразумевает термин: саму ситуацию или реакцию, которой организм на нее отвечает? В литературе используется и то, и другое понимание, однако в некоторых источниках специально оговаривается, что следует разделять фрустратор (причины фрустрации), фрустрационную ситуацию и реакцию на нее.
Всякая ли ситуация способна фрустрировать? При ответе на этот вопрос, во-первых, нужно учитывать особенности характера человека (насколько он устойчив к невзгодам, может ли успешно бороться с трудностями) и его общее физическое состояние. А во-вторых, есть обязательные компоненты самой ситуации. Таких составляющих две: сильная мотивация к достижению цели (удовлетворению потребности) и барьер, мешающий этому.
Следовательно, группировать фрустрации можно по мотивам (потребностям) и по барьерам. Например, серьезные последствия может нести неудовлетворение первичных потребностей (в безопасности, уверенности в завтрашнем дне), а неудовлетворение вторичных (самореализация, уважение других), как правило, переносится менее болезненно.
Фрустрация порождается самыми разными барьерами, виды которых можно представить следующими группами. Физические (стены здания, из которого невозможно выйти), психологические (страх, сомнения), биологические (болезнь, возрастная изношенность организма), социокультурные (общественные нормы, правила).
Интересны также идеологические барьеры. Термин этот предложил американский психолог немецкого происхождения Курт Левин при исследовании барьеров, посредством которых взрослые управляют поведением ребенка. Это подвид социокультурных барьеров, куда включены ценности, которые разделяет сам ребенок («Ты же девочка!»).
Если понимать фрустрацию как особое состояние, то требуется обратиться к : психология обогатилась этим термином именно благодаря теории . Как известно, Фрейд считал, что психика человека состоит из трех компонентов: Ид (бессознательные влечения), Эго (посредник между внутренним миром личности и окружающими) и Супер-Эго (моральные нормы, сдерживающие Ид).
Состояние фрустрации, согласно психоаналитической теории, возникает, если человек отказывается от своих влечений, порожденных Ид, которые подавляет «цензор» Супер-Эго. Постоянная борьба Ид и Супер-Эго и ведет к многочисленным фрустрациям.
Поведение при фрустрации
В концепции фрейдистов и неофрейдистов была намечена идея связи между фрустрацией и агрессивным поведением, которая позже получила значительное распространение в других психологических подходах. Так, типология американского психолога Сеула Розенцвейга включает три формы фрустрации, отличающиеся направленностью .
- Экстрапунитивная форма характеризуется выплеском гнева и агрессии на внешние объекты, то есть стремлением обвинить в неудаче обстоятельства или других людей.
- Противоположный тип - интропунитивный, когда в случившемся человек винит самого себя.
- Импунитивное реагирование свойственно тем, кто к неудачам относится философски, считая их событием либо не слишком значимым, либо неизбежным.
Однако на современном этапе в признаки фрустрации включается не только агрессивное поведение. Обобщая существующие подходы, можно выделить несколько основных реакций на состояние фрустрации.
- Уже рассмотренное агрессивное поведение (различной направленности).
- Регрессия - «спуск» на более примитивный уровень поведения или реагирования. Плач, например, будет формой эмоциональной регрессии.
- Уход от ситуации. Может выражаться в виде рационализации (попытке логически обосновать ненужность цели) и замещении (попытке выбрать новую цель).
Тип личности
Существует еще такая формулировка, как «фрустрирующий тип личности». Этот тип выделяется в новой, экспериментальной S-теории личности, в рамках которой и существуют как фрустрирующий, так и фрустрационный тип.
Что же отличает фрустрирующий тип от остальных? Это активные люди, инициаторы всевозможных начинаний, которые, кажется, никогда не сидят на месте. Любят пробовать новое, легко дают обещания и так же легко о них забывают. Они не доверяют другим, предпочитая лично убедиться в правильности или неправильности вывода или способа действия. Им очень тяжело принять собственные неудачи, в которых они предпочитают винить обстоятельства или других людей, они с трудом берут на себя ответственность.
Фрустрационный тип, наоборот, не любит суеты и спешки. Такие люди часто оттягивают момент принятия решений, не могут завершить начатые дела. С фрустрирующим типом их роднит боязнь ответственности и желание познать все на личном опыте, а не на чужом. Зато человек этого типа обычно миролюбив, спокоен, легко сглаживает острые углы в общении и так же непринужденно и мягко обходит мешающие ему запреты и правила. Автор: Евгения Бессонова