Проект в первой младшей группе «Птицы. Упражнение «Накорми уточку»
Анастасия Прокопович
Проект в первой младшей группе «Птицы»
Паспорт педагогического проекта
Прокопович Анастасия Викторовна, воспитатель I младшей группы
Моисеева Елена Дмитриевна, воспитатель I младшей группы
Место проведения ГБОУ СОШ ОДОД №458 (групповая комната , музыкальный зал)
Участники
проекта 1 . воспитатели группы Прокопович Анастасия Викторовна, Моисеева Елена Дмитриевна
2. воспитанники I младшей группы «Непоседы»
3. родители воспитанников группы «Непоседы»
воспитанников I младшая группа (2-3 года)
Особенности
проекта По характеру продукта : информационно-творческий
По количеству детей : групповой .
По продолжительности : среднесрочный (сентябрь-декабрь 2015 г) .
По профилю знаний : межпредметный (все образовательные области)
По уровню контактов и масштаба организации : на уровне ДОУ
Цель проекта
формирование представлений о птицах , как о живых существах в природе.
Задачи проекта 1 . Познакомить детей с птицами (воробей, синица, снегирь, сорока, ворона)
2. Учить внимательно слушать, формировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, состоящим из 3-4 слов.
3. Упражнять в звукоподражании.
4. Обогащать и активизировать словарь по теме.
5. Закрепить способ отрывания кусочка пластилина от целого куска.
6. Воспитывать заботливое отношение к птицам .
Ресурсы проекта 1 . Любящие свою работу педагоги
2. Активные родители воспитанников
3. Заинтересованные воспитанники
4. Уголок живой природы в групповой комнате
5. Дидактические игры, плакаты, газеты, детская художественная литература, энциклопедии по окружающему миру.
Предполагаемые результаты и продукты проекта Результат деятельности педагогов :
1. Создание оптимальных и необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране живой природы.
2. Формирование у детей бережного отношения к птицам ;
3. Привитие навыков безопасного поведения в дорожных ситуациях;
4. Появление интереса у родителей к совместному обучению детей видам живой природы;
Результат деятельности детей : макет «Кормушка для птиц » , создание работ «Птицы » , презентация «Птицы » , стихотворения про виды птиц , организация выставки детских рисунков.
Аннотация Мероприятия проводятся в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде : бесед, викторин, наблюдений за птицами на прогулке , чтение художественной литературы, отгадывания загадок, рассматривание иллюстраций, картинок, создание «проблемных ситуаций» с участием игрушек; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, подвижные игры.
Этапы работы над проектом I этап «Составление «Банка идей»
II этап «Основной»
III этап «Заключительный»
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы ДОУ, в которой пропагандируется бережное отношение к объектам живой природы, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложения : консультации для родителей, проведение анкетирования с родителями.
Пояснительная записка
1. Актуальность проблемы отсутствие у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах , о необходимости заботиться о птицах зимой .
2. Новизна
На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников охране живой и неживой природы, сколько формирование у них знаний об окружающем мире. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения на природе, бережного отношения к птицам .
Публикации по теме:
Конспект прогулки во II младшей группе «Незнайка и птицы» Программное содержание: I.Образовательные задачи: -познакомить с жизнью птиц весной; -расширять знания о птицах, прилетающих на участок.
Конспект занятия в младшей группе «Перелетные птицы» Конспект занятия в младшей группе «Перелетные птицы» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - повторить названия птиц; - расширять знания детей о перелетных птицах;.
Пальчиковая гимнастика «Птицы пальчики". Состав участников: групповой. Тип проекта: игровой. Вид проекта: информационно – творческий.
Наблюдение на прогулке во второй младшей группе «Птицы» Дети выходят на участок. Воспитатель обращается к детям: Ребята посмотрите какое сегодня солнечное осеннее утро. я предлагаю вам сегодня.
Проект в первой младшей группе «Домашние птицы» Проект в первой младшей группе «Домашние птицы» Краткосрочный проект: «Домашние птицы» Срок реализации: две недели. Вид проекта: информационно.
Проект в средней группе «Птицы - наши друзья» Вид проекта: По направленности: информационно – познавательный, творческий. По количеству участников: групповой. По продолжительности:.
Программные задачи:
Формирующие задачи:
- Закрепить представление детей о птицах; о сезонных явлениях природы.
- Воспринимать несложный рассказ о птицах в зимнем лесу;
- Формировать активный и пассивный словарь детей;
- Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.
Развивающие задачи:
- Развивать память, внимание, воображение, эмоции, логического мышление;
- Развивать эстетическое восприятие; творческие способности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать желание трудиться;
- Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Практические задачи:
- Установления причинно-следственных связей.
- Экспериментирование.
- Использование ИКТ.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Просмотр мультипликационного фильма: "Воробушек- хвастунишка"
- Чтение художественной литературы: "Страшная птица" А. Барто, "Птичка" В. Жуковский.
- Рассматривание иллюстрации "Птицы"
- Целевая прогулка в парк: "наблюдения за птицами".
- Работа над развитием артикуляционного аппарата.
- Подвижная игра: "Воробушки и автомобиль".
Словарная работа:
- предметы: ворона, воробей, снегирь, синица, голова, крылья, хвост, лапки, перья, снежинки, вьюга;
- действия предметов: кормить, любить, ухаживать, согревать, летают, дует.
Признаки предметов: красивые, легкие, пушистые, белоснежные, красный, желтый.
Ход занятия
Организационный момент (звучит аудио запись Вивальди "Зима").
Вос. Ребята, скажите, какое время года наступило?
Дети. Зима.
Вос. Правильно, зима. Ребята, послушайте красивую музыку. Слышите, наступают холода, морозы. С неба падают красивые, пушистые, легкие белоснежные снежинки. И зимняя вьюга кружит их. Ребята, давайте превратимся в красивые снежинки, и покажем, как снежная вьюга нас кружит.
Метод эмпатии.
(Дети под музыку вживаются в образ снежинки.) В момент наилучшего вживания в образ ребенку задается вопрос.
Вос. Соня, какая твоя снежинка?
Дети: Красивая.
Вос. Милаша, какая твоя снежинка?
Дети: Снежная, пушистая.
Вос. Ксюша, какая твоя снежинка?
Дети: Легкая.
Вос. Ваши снежинки пушистые, легкие, красивые. Вы, снежинки, покружитесь и в ребяток превратитесь. Ребята, посмотрите, мы приземлились в зимнем лесу, давайте присядем на пенечки и посмотрим, кто же живет в этом лесу.
Основная часть.
Рассматривание изображений птиц.
(Использование ИКТ. изображения птиц.)
Воспитатель показывает слайды с изображением птиц.
Вос. Какая красивая птичка! А зовут ее снегирь. Повторите
Дети: Снегирь.
Вос. Какая грудка у снегиря?
Дети: Красная.
Вос. Посмотрите, к нам прилетела еще птичка, зовут её синичка. Повторите.
Дети: Синичка.
Вос. Какая грудка у синички?
Дети: Желтая
Вос. А эта птица большая, черная ворона. Как кричит ворона?
Дети: Кар-кар-рр
Вос. Какая ворона?
Дети: Большая, черная, сердитая.
Вос. Покажите мне, как ворона сердится.
Дети изображают ворону, передавая ее грозный вид.
Вос. Ребята, на улице очень холодно, дует сильный ветер. Ворона хочет кушать, она голодная!!! Поэтому она так сердится.
Метод "если бы" (предлагаем детям пофантазировать).
Вос. Ребята, если бы ворона умела говорить, что бы она нам сказала?
Дети: Кар-кар! Холодно, дайте крошек.
Вос. Правильно, ребята, ворона голодная и мы с вами обязательно покормим птиц.
Вос. А кто это маленький, серенький?
Дети: Воробей.
Вос. Как чирикает воробей?
Дети "Чик-чирик!
Вос. Что же с ним случилось?
Дети. Он замерз, хочет кушать.
(аудиозапись: звуки зимней вьюги)
Вос. Да ребята он замерз, потому что зимой дует холодный ветер. Слышите, как вьюга завывает. Как дует зимний холодный ветер? У-У-У:
Дети: У-у-у.
Вос. Как холодно воробушку зимой на веточке? А-а-а!!!
Дети: А-а-а!!!
Пластический этюд (метод эмпатии - образно -пластическое творчество детей).
(Воспитатель предлагает детям почувствовать и понять состояние воробушка зимой.)
У воробушка головушка замерзла,
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Обхватить голову руками и покачивать ею из стороны в сторону)
У воробушка спинушка
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Положить руки на спинку и раскачиваться)
У воробушка крылышко.
Ох, как замерзло!
Ох, как замерзло! (погладить левой рукой правую руку)
У воробушка лапки
Ох, как замерзли!
Ох, как замерзли! (разглаживать рукой ножки).
Вос. Вот мы и узнали, как зимой птичкам трудно, холодно и тяжело найти корм. Вьюга все дороги замела, нужно птичек найти и согреть. Вы, ребята, посмотрите, под елочкой что лежит?
Дети: Снежные комочки.
Вос. Вы комочки возьмите, разверните, что внутри посмотрите.
Упражнение: "волшебный комочек". Развитие мелкой моторики.
(Дети разворачивают сомкнутый лист бумаги и называют птиц)
Ответы детей: У меня снегирь. У меня воробей. У меня ворона. У меня синичка.
Развитие плавного длительного ротового выдоха.
Вос. Давайте согреем птичку. (Предлагает детям согреть птичку своим дыханием). Развитие плавного длительного ротового выдоха с произношением согласного звука Х-х.
Вос. Мы посадим птиц на веточку, они будут слушать наш рассказ.
Работа с алгоритмом. Схема: "части тела птицы" (голова, крылья, хвост, лапки, перо.)
Вос. Ребята, посмотрите внимательно на схему. Что вы видите на схеме?
Дети: Голова, крыло, хвост, лапки, перо.
Вос. Кому они принадлежат?
Дети: Птичкам.
Вос. Правильно, это части тела птицы. Я вам предлагаю поиграть в игру: " Что у человека, что у птицы?" Будьте внимательными.
Сравнение строения человека со строением птицы.
Вос. У человека голова, а у птицы?
Дети: голова.
Вос. У человека руки, а у пиццы?
Дети: крылья.
Вос. У человека ноги, а у птицы?
Дети: лапки
Вос. У человека волосы, а у птицы?
Дети: перья
Вос. У птицы хвост, а у человека?
Дети: Нет хвоста.
Продуктивный вид деятельности.
Вос. Ребята, давайте поиграем в волшебников. (Воспитатель предлагает детям надеть волшебные колпачки и стать волшебниками)
Вос. Вы, ребята, покружитесь, в волшебников превратитесь и создайте сказочную птицу.
Метод - агглютинация.
На подносе у каждого ребенка из пластилина детали птицы, но одной не хватает: крыла, хвоста и т д., на втором подносе - детали заместители. Дети подбирают себе нужные детали, фантазируют и создают сказочную птицу.
Результат: сказочные птицы.
Воспитатель предлагает детям отнести своих сказочных птиц в лес и посадить их на кормушку.
Вос. Дети, в нашем лесу будут жить ваши сказочные птицы.
Вы, волшебники, молодцы, а сейчас вы покружитесь и в ребяток превратитесь.
Физминутка: "Сказочные птицы".
Воспитатель обращает внимание детей на то, что птицы улетели с веточки.
(Во время творчества детей воспитатель убрал птиц.)
Вос. Ой, ребята, а где же наши птички? Что- то не видно...
Вос. Наши птички улетели. Нет снегиря, синички, вороны, воробья. Где они спрятались? Посмотрите под столом. Посмотрите на стуле. Посмотрите за елкой.
Дети выполняют указание. Находит птиц за елкой (картинки с изображением птиц на кормушке, под ёлкой, на ветке).
Закрепление предлогов: ЗА, ПОД, НА.
Дети проговаривают, что изображено на картинке.
Воробей сидит под елочкой
Ворона сидит за кустом
Синичка сидит на кормушке.
Снегирь сидит на ветке.
Вос. Вы, ребята, молодцы, нашли птичек. Давайте составим про птичек расск
Заключительная часть
Игровая деятельность детей.
Рассказ о птицах по мнемокарте (алгоритм)
Вос. Дети, рассмотрите картинки. Что вы видите на этой картинке?
Дети: зима, снег.
Вос. Какая зима?
Дети: Холодная.
Вос. Какой снег?
Дети: Белый, пушистый.
Вос. А на этой картинке?
Дети: Прилетели снегири.
Вос. Что вы видите на картинке?
Дети: Семечки.
Вос. Кому нужны семечки?
Дети: Птицы любят семечки.
Воспитатель показывает картинку с изображением детей, которые кормят зимой птиц. Дети рассматривают внимательно.
Воспитатель предлагает составить рассказ, используя свои предложения.
Вос. Ребята, составьте рассказ по этой картине.
Дети составляют рассказ по алгоритму.
Вос. Молодцы, ребята, вы составили хороший рассказ, и мы его назовем "Мы любим птиц".
Вос. Мы тоже пойдём кормить наших птичек.
Детям предлагаются мешочки с кормом. Дети кормят птиц.
Вос. Вы, ребята, очень добрые, заботливые, любите птиц. Молодцы!!
Занятие в первой младшей группе по познавательно- конструктивной деятельности.
Тема: Птицы зимой.
Цели занятия: Формировать представление детей о сезонных явлениях природы и о птицах.Формирующие задачи:
Формировать представление детей о зимних природных явлениях и птицах.
Формировать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу.
Формировать активный и пассивный словарь детей;
Развивающие задачи:
Развивать память, внимание, воображение, эмоции, логического мышление;
Развивать мелкую моторику рук;
Развивать продуктивную (конструктивную)деятельность.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам и природе;
Предварительная работа:
Создание предметно-развивающей среды.
Просмотр мультипликационного фильма: "Воробушек- хвастунишка"
Чтение художественной литературы: "Страшная птица" А. Барто, "Птичка" В. Жуковский.
Рассматривание иллюстрации "Птицы"
Воспитывать желание трудиться;
Целевая прогулка: "наблюдения за птицами".
Работа над развитием артикуляционного аппарата.
Подвижная игра: "Воробушки и автомобиль".
Словарная работа:
предметы: воробей, кормушка, зерно, призма, кирпичик.
действия предметов: кормить, гулять, построить, согревать, заморозить, оттают.
Индивидуальная работа:
Динамическая пауза «Мы пойдём с тобой гулять» .
Интеграция областей: речевое, познавательное, социально- коммуникативное.
Оборудование: Мультимедийная презентация, строительный материал, зерно. Индивидуальная работа:
продолжать знакомить детей с деталями строительного материала (кирпич, призма), выполнять не сложные постройки по образцу воспитателя.
Динамическая пауза: «Мы пойдём с тобой гулять» .
Интеграция областей
: речевое, познавательное, социально- коммуникативное.
Оборудование
: птичка- воробей, строительный материал, зерно. Создать эффект зимы в группе или в музыкальном зале.
-Скажите, ребята, какое сейчас время года? (ЗИМА)
-Молодцы, ребята правильно зима.
-Ребята а давай те вспомним, что происходит зимой…
-Зимой на улице холодно или тепло? (холодно)
-конечно, на улице холодно, идёт снег.
-Я ребята предлагаю вам сходить на прогулку. Мы сказали, что,зимой на улице холодно, значит надо одеться … (потеплее).
Динамическая пауза: «Зимняя прогулка».
Очень холодно зимой (дети скрещивают руки на груди и легко похлапывают ладонями по плечам)
Но мы пойдём (Имитируют ходьбу, высоко поднимая ноги на месте)
Гулять с тобой
Я надену шубку, (проводят ладонями от плеч по груди вниз.)
Я надену шапку, (двумя руками поглаживают голову)
Я надену шарфик (Поглаживают шею одной лодонью)
И ещё платок.
А потом красивые, (поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы)
Тёплые, пушистые
Крошки –рукавички
На ручки натяну.
И хотя я маленький, у меня есть валенки. (выставляют по очереди, то одну ногу, то другую.)
Вот одену валенки
И пойду гулять.
Воспитатель:
Вот теперь мы готовы пойти на прогулку. Посмотрите вокруг белым -бело сколько снегу намело.
Слышится жалобное чириканье.
Воспитатель:
-Ой, а кто это так жалобно чирикает?
Появляется маленький воробушек.
Воспитатель:
- Здравствуй, Воробушек!
Воробушек: - Здравствуйте ребята.
Воспитатель:
- Что случилось, почему ты такой грустный?
Воробушек: - Как же мне не грустить. Злая вьюга сковала моих братишек и сестричек в снежные комочки, а я не знаю что мне делать? Может вы сможете мне помочь?
Воспитатель:
-Ребята поможем маленькому воробушку? (Да), Не печалься воробушек мы тебе поможем. А что для этого мы должны сделать.
Воробушек: - Ребята с начало вам надо построить кормушки для птиц.
Воспитатель:
- Ребята,а мы сможем построить кормушки для птичек. (да)., Для этого нам потребуется строительный материал, 3 кирпичика и призма.
Посмотрите, как я построю кормушку.Для этого надо взять кирпичик и положить его на широкую сторону-это дно кормушки, потом я беру ещё кирпичик и приставляю его узкой-короткой стороной к кирпичику и так же ещё кирпичик поставим на узкую- короткую сторону. Это будут стенки кормушки. А теперь нам надо поставить крышу-это призма. Ребята скажите, для чего нужна крыша. (ответы детей). Правильно, чтобы снег не залетал в кормушку и птички смогут спрятаться от снега. Молодцы ребята у всех получились кормушки. Ребята скажите, а что любят клевать птички (ответ: зерно, семечки, крошки хлеба). Так как на улице холодно мы люди должны помогать птицам, им трудно добывать корм, я подготовила мешочек с зерном, возьмите зерно и положите его на дно кормушки. Воробушек посмотри мы справились с постройкой, а теперь что нам нужно сделать, чтобы освободить сестричек и братишек.
Воробушек: -У вас у всех получились хорошие кормушки,какие вы молодцы. И даже приготовили для них корм, они будут рады. А теперь идите и найдите их, ищите снежные комочки!
Воспитатель:
-Ребята,давайте поищем снежные комочки. Так вот же они мы их нашли. А как же мы их освободим (ответы детей). Ребята подышите на комочки и они оттают. (дети дышат и они оттаивают,)ребята посмотрите что в комочках? (ответы: птички), а вы узнали как зовут птичку –воробей. Молодцы ребята,не сите птичек к кормушкам пусть они поклюют зёрнышки, согреются.
Воробушек: - Спасибо ребята,что вы мне помогли, я без вас бы не справился, для вас тоже приготовлено сладкое угощение.До свидание ребята!!
Воспитатель:
Спасибо воробушек за угощенье! До свиданье!
А мы ребята вспомним что же вам понравилось в нашей прогулке. Ответы детей.
Спасибо за внимание!!!
Конспект НОД во второй группе раннего возраста
Автор : Гончарова Марина Михайловна, воспитатель МДОУ детский сад №1 «Берёзка», г. Верхнеуральск, Челябинская область.
Описание материала : Предлагаю вам конспект занятия для детей от 1,5 до 2,5 лет по теме «Птичка прилетела к нам». Данный материал будет полезен воспитателям раннего и младшего дошкольного возраста. Это конспект занятия, направленного на ознакомление с игрушкой птичкой.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель : Ознакомление с игрушкой птичкой.
Задачи:
Познакомить детей с игрушкой птичкой. Вызвать эмоциональный отклик. Учить звукоподражанию. Расширять словарный запас. Способствовать развитию движений. Развивать мелкую моторику. Развивать интерес к работе с пластилином. Воспитывать доброту, заботливое отношение к игрушке птичке.
Демонстрационный материал: игрушка птичка, прозрачный платок.
Раздаточный материал : пластилин, дощечки, картонные тарелочки.
Ход НОД :
Воспитатель подходит к окну. На подоконнике сидит игрушка птичка, накрытая прозрачным платком, из-под него раздается звук «Чик-чирик». (Повторить несколько раз)
- Кто это? (воспитатель достает из-под платка игрушку птичку)
- Это птичка! (воспитатель произносит ласково)
- Давайте вместе скажем: птичка.
- Здравствуй, птичка.
Воспитатель напевает песню «Маленькая птичка», можно воспользоваться фонограммой (музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.)
Маленькая птичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маленькой птичке
Зернышек я дам, дам, дам.
Маленькая птичка
Зернышки клюет, клюет.
Маленькая птичка
Песенки поет, поет.
- Птичка добрая, хорошая, приветливая, ласковая.
- Подставьте свои ладошки, и птичка сядет к вам. (Воспитатель показывает действие своей рукой и подносит птичку к каждому ребенку, называя при этом имя каждого ребенка) .
- Наша птичка умеет летать. У нее есть крылья. Своими крыльями она машет вот так. (Воспитатель показывает взмахи руками) . Покажите, как птичка машет крыльями.
- Наша птичка умеет клевать зернышки. У нее есть клюв. Птичка клюет зернышки, вот так. (Воспитатель собирает пальцы одной руки в щепоть в виде клюва, слегка ударяя по другой ладони.) Покажите, как птичка клюет зернышки.
- Птичка любит петь песенку «Чик-чирик, чик-чирик!» Повторяйте за мной (совместное проговаривание)
- Птички живут в гнездышке. Гнездышко – это птичий дом. Там тепло и сухо. Сделайте свои ладошки вот так. (Воспитатель соединяет ладони вместе в виде «чашечки», подносит птичку в каждое детское гнездышко)
- Сейчас мы с вами полетаем, как птички. Игровое упражнение «Полетаем как птички».
Птички весело летали,
Птички крыльями махали.
Вот так весело летали,
Вот так крыльями махали.
Птички прыгали, скакали,
Птички зернышки клевали.
Вот так прыгали, скакали,
Вот так зернышки клевали.
Птички зернышки поели,
Птички дружно полетели.
Вот так зернышки поели,
Вот так дружно полетели.
- Наша птичка хочет кушать. Давайте накормим птичку зернышками. Зернышки будем делать из пластилина. Отщипывать надо небольшие комочки и складывать на тарелочки. (Показ способа действия.) Птичка маленькая и зернышки-комочки тоже маленькие.
Дети садятся за столы, свои зернышки складывают на тарелочки, вырезанные из бумаги или картона. К каждому ребенку воспитатель подносит птичку «поклевать » угощение.
-Молодцы ребята, постарались! Сколько много зернышек сделали из пластилина!
Птичка благодарит детей и прощается: «Спасибо за зернышки, накормили меня. До свидания!»
-До свидания птичка, прилетай к нам еще!
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Черёмушки »
город Инза
в 1 младшей группе
«Поможем птицам зимой»
январь 2018г.
выполняла воспитатель:
Базина Т.А.
Паспорт проекта.
Тип проекта: информационно-творческий
Вид проекта: групповой.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Продолжительность: краткосрочный (3 неделя).
Актуальность
На сегодняшний день, одна из проблем социума это низкая культура людей. Проявление нравственности, моральных качеств и просто доброжелательного отношения друг другу многими позабыто и, кажется, неизвестно вовсе.
Развитие личностных способностей детей и характера формируются с самого раннего возраста. Через развитие у детей раннего возраста доброты, бережного отношения друг к другу и окружающему мы сможем проложить путь к формированию культурной, нравственной личности.
Природа дает нам жизнь и учит нас быть с ней добрей, бережней, тем самым формирует самые ценные качества человека Любовь друг к другу, Доброту, Отзывчивость. Взяв небольшую тему проекта «Покормим птичек», мы сформируем у детей не только знания о них, но и заботливое отношение к ним. Тем самым заложим первоначальные личностные качества личности.
Цель: формирование представлений о птицах, как о живых существах в природе и бережное отношение к ним.
Задачи проекта:
Пополнить предметно – развивающую среду по теме проекта.
Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
Развить любознательность.
Сформировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы воспитателя.
Обогатить и активизировать словарь по теме.
Упражнять в звукоподражании птиц.
Способствовать развитию творческих способностей.
Воспитать заботливое отношение к птицам.
Вовлечь родителей в творческую жизнь детей и ее познание.
Приемы :
чтение воспитателем стихов, сказок, рассказов;
заучивание стихотворений детьми;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
наблюдение;
рассматривание книжных иллюстраций, плакатов, сюжетных картинок;
демонстрация мультфильма;
проведение дидактических игр;
прослушивание аудиозаписи «Звуки леса».
Форма организации детей: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Этапы реализации
1этап – подготовительный
(1 неделя)
изучение методической литературы;
подбор художественной литературы по теме проекта;
подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности;
изготовление масок – ободков и эмблем для подвижных игр, бумажных птичек на ниточках для дыхательной гимнастики;
изготовление кормушек родителями для группового участка, изготовление костюмов и масок птиц (синица, воробей, сорока) для итогового занятия; обогащение предметно – развивающей среды книгами о птицах;
разработка плана реализации проекта.
2 этап - практический.
Мероприятия и события с детьми
1. Беседы с детьми:
- «Жизнь птиц зимой»
Цель: рассказать детям, что птицам зимой нужно помогать, потому что мало еды.
- «Для чего нужны кормушки?»
Цель: учить отвечать на вопросы воспитателя, воспитать доброе отношение к птицам
- «Как живут наши пернатые друзья зимой?»
Цель: сформировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы воспитателя, воспитать доброе отношение к птицам
- «Можно ли ловить птичек и держать их в неволе?»
Цель: продолжать знакомить с правилами взаимодействия с природой
2. Образовательная ситуация
Лепка «Зёрнышки для птички»
Цель: сформировать умения, скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, развить интерес к лепке.
Аппликация «Домик для птичек»
Цель: Продолжать учить работать с готовыми формами, располагая их в определенной последовательности, опираясь на образец
Познавательно – исследовательская деятельность «Нахождение одинаковых птичек на картинке»
Цель: развивать внимательность.
Заучивание потешки «Чики – чики – кички
Летели две птички»
Цель: развивать речевой аппарат детей
Рассматривание альбома «Птицы нашего края»
Цель: способствовать развитию внимательность, наблюдательность
Рассматривание сюжетной картины «У кормушки»
Цель: способствовать развитию внимательность, наблюдательность
Разучивание стихотворения «Птичьи гнёзда опустели»
Цель: развивать память, речь детей
Отгадывание загадок про птиц
Цель: способствовать поддержанию хорошего настроения
Разучивание стихотворения «Маленькая птичка»
Цель: развить память детей и речь
Инсценирование стихотворения « «Где обедал воробей?»
Цель: учить передавать образ персонажей через выразительные движения
3.Дидактические игры:
- «Большая птичка – маленькая птичка»
-«Назови птичку»
- «Цветные кормушки»
4.Пальчиковая гимнастика
- «Сорока- белобока»
- «Птичья кормушка»
- «Сел на ветку снегирёк»
- «Покроши хлеб для птиц»
5. Дыхательная гимнастика
- «Согреем птичку»
- «Полетела птичка»
6.Подвижные игры:
- «Совушка»
- «Что умеют делать птички?»
- «Перелёт птиц»
- «Ворона и собачка»
- «Птички в гнёздышках»
7.Просмотр с детьми мультфильмов:
- «Попугай Кеша»
- «Воробьишка – хвастунишка»
3 этап – заключительный
Итоговое занятие Целевая прогулка «В гости прилетели птицы ».
Итог проекта:
Обогащены предметно-развивающие среды: маски – ободки и эмблем для подвижных игр, бумажные птички на ниточках для дыхательной гимнастики; художественная литература, альбом «Птицы Урала», картотека пальчиковой гимнастики, аудиозапись «Пение птиц»;
Составлено итоговое занятие (целевая прогулка) на тему «В гости прилетели птицы»
Приложение
Беседа «Жизнь птиц зимой»
Цель:
Продолжать обогащать знания детей новыми сведениями, способствующими расширению представлениям об объектах живой природы.
Ход беседы:
Воспитатель:
- Я хочу прочитать вам стихотворение русского поэта Сергея Есенина. А вы постарайтесь догадаться, о чем это стихотворение, о каком времени года? Тогда вы поймете, на какую тему будет наша беседа сегодня.
Предложить детям сесть на стульчики.
Звучит музыка – шум ветра, метель.
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Воспитатель:
- Ребята, кто догадался, о каком времени года идет речь в стихотворении? А о ком нам рассказывает поэт, кому трудно живется?
Выслушать ответы детей. Уточнить, что речь пойдет о жизни птиц зимой.
Воспитатель:
- Прежде чем говорить о жизни птиц зимой, я бы хотела узнать: А любите ли вы зиму? Боитесь ли вы морозов? А, может быть, вы не любите снег?
Выслушать ответы детей. Сделать вывод.
Воспитатель:
- Чем вы любите заниматься зимой? Как играть? Расскажите мне о «зимних забавах».
Выслушать ответы детей. Прокомментировать.
Дети:
- Можно кататься на лыжах, на санках, на коньках. Играть в хоккей. Строить снежные крепости, лепить снеговиков и т.д.
Воспитатель:
- Ребята! Мы с вами выяснили, что далеко не всем так весело и хорошо зимой. Нас окружают живые создания, которым сейчас не до веселья. Они всю зиму сражаются с морозами и снегом, чтобы выжить. Вы, конечно же, догадались, о ком я говорю?
Ответы детей.
Дети:
- Да. Это птицы.
Воспитатель:
- Правильно. Очень трудно приходится зимой птицам. Но самое страшное для них не холод (у них к зиме вырастает подпушка под перышками), а голод (снегом заметает корм).
Детям предлагается вспомнить, чем питаются птицы? Где птицы могут добывать себе корм в природе?
Дети:
- Ягоды на деревьях и кустарниках, семена многолетних травянистых растений, семена клена, ясеня.
Воспитатель:
- Ребята! А вы хотите отправиться на прогулку в зимний парк?
Дети:
- Да, конечно.
Воспитатель:
- Произносим заклинание: «Раз, два, три – повернись, в зимнем парке окажись».
Звучит музыка. Любование зимним пейзажем. Группа украшена - "Зимний парк".
Воспитатель:
- Посмотрите, какая красота кругом. Ребята, а здесь много птичек. Жаль, что они поют, не так весело, как летом. А почему, как вы думаете?
Ответы детей. Комментарии воспитателя.
Воспитатель:
- Я хочу загадать вам загадки, когда вы назовете ответы, то узнаете, какие птицы остаются у нас зимовать. И, конечно же, скажите, как их можно назвать одним словом.
Дети:
- Это зимующие птицы.
Загадки:
С желтой грудкой эта птичка,
А зовут ее – СИНИЧКА.
(желтая грудка, черная шапочка, белые щечки)
Воспитатель:
- А вы знаете, что она любит есть? Да, они любят зернышки, крошки. А самое любимое лакомство – сало, семечки. А кто-нибудь из вас слышал, как поют синички?(Си-си-си…)
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг, вспорхнули яблоки,
Ведь это – СНЕГИРИ.
Воспитатель:
- Красавец снегирь появляется с первым снегом. Примета – если заметили снегиря – значит пойдет снег. А что он любит есть?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Да, он любит клевать ягоды рябины, калины, семена ясеня и клена, семечки. Снегири тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Они прилетают к нам с севера.
Чик-чирик! За зернышком прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? ВОРОБЕЙ.
Описание воробья – ответы детей, чем питается.
Воспитатель:
- Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры. Любят выхватывать из-под носа синички ее семечки. Воробышки держатся стайкой. Любят кушать семечки, хлебные крошки, крупу.
Окраской сероватая, повадкой вороватая,
Каркунья хрипловатая. ВОРОНА.
Воспитатель:
- Прилетают зимой из леса. Днем летают по городу, а вечером садятся на ветки деревьев и засыпают до утра. Умные, осторожные, ходят вперевалочку. Они всеядные. Едят очистки, остатки пищи, зерна ягоды.
Верещунья – белобока,
А зовут ее СОРОКА.
Какая она? Что ест? - ответы детей.
Воспитатель:
- Крупная птица с красивым черно-белым опереньем. Сороки предпочитают перепрыгивать с места на место. Любят блестящие вещи и прячут их в своих гнездах. Она как синичка любит несоленое сало.
Посмотрите-ка вокруг
Он с утра воркует тут.
Он позвал своих друзей.
Это стайка ГОЛУБЕЙ.
Воспитатель:
- Они почти не боятся людей. Серые, белые, пестрые. Их много в парках, у магазинов – крошки, семечки, зернышки они очень любят.
Воспитатель:
- Как много разных птиц мы увидели в парке. Ребята, они всю зиму проводят у нас в городе, в парках. Как их можно назвать одним словом, раз они зимуют у нас? Правильно, зимующие птицы. Ребята, а вы поняли, что птичкам очень не просто приходится зимой? Если не помочь им, они начнут гибнуть от холода и голода. Что же делать? Как им помочь?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Вот и подошла к концу наша прогулка, пора возвращаться в детский сад. Произносим волшебные слова: «Раз, два, три – повернись, в детском саду окажись». Вот мы снова оказались в нашей теплой, светлой и уютной комнате.
Воспитатель:
- Ребята, мы узнали много нового о зимующих птицах, трудностях с которыми они сталкиваются. А главное, мы знаем, как помочь зимующим птицам. Правильно, мы сделали кормушки и повесили их на территории детского сада. И наша задача не забывать класть туда корм. И тогда наши птички перезимуют, а летом порадуют своими песенками.
Нашу беседу мне хотелось бы закончить стихотворением Александра Яшина:
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Беседа с использованием ИКТ
«Птицы на нашей кормушке»
(первая младшая группа)
Цель : Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц . Формировать желание подкармливать птиц зимой . Расширять представления о зимующих птицах .
Ход беседы:
Воспитатель : Ребята, посмотрите а это, что за домик? (Обратить внимание детей на слайд)
Ответы детей.
Воспитатель : -Ребята, какая замечательная кормушка . Как вы думаете, для чего нужна кормушка ?
Ответы детей : Зимой птицам очень сложно выжить без помощи людей. Чтобы помочь птицам , люди развешивают кормушки .
Выслушав ответы детей, воспитатель обобщает сказанное словами поэта А. Чепурнова
Трудно птицам зимовать ,
Надо птицам помогать .
слайд (Стрекотание сороки)
Воспитатель : Ребята, вы слышите, кто-то стрекочет? Кто это может быть?
Ответы детей.
слайд (Появляется сорока)
Воспитатель : А вот и наша первая гостья. По – разному называют сороку : сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы . Как она выглядит?
Ответы детей : Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые.
Воспитатель : Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой. Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несёт в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.
Воспитатель : Я вам загадаю загадки, и мы узнаем, какие птицы прилетят на нашу кормушку .
слайд (загадка)
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
Ответы детей : Воробей.
Воспитатель : Почему их так называют? Ой, так ведь получается «вора бей» . Значит, воробушек-то наш воришка! Что же он ворует?
Ответы детей : Наверное, зернышки.
Воспитатель : А еще что?
Ответы детей : Крошки.
Воспитатель : У кого воробей зерна да крошки ворует? У голубей, собак, кошек и даже у людей. Да и на птичьей кормушке воробьи не растеряются и без корма не останутся ! И из-под носа собаки прямо из ее миски могут крошку ухватить. Получается, что пока другие зазеваются, воробей тут как тут – зернышко утащит. И в этом «вора бей» звучит характер птички – шустрый, проворный, хитрый, драчливый, смелый. задиристый.
Питается зачастую крошками и зерном
Воспитатель : Давайте угадаем ещё одну загадку и мы узнаем, какая птичка прилетит на нашу кормушку .
слайд (загадка)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять.
Ответы детей : Снегирь.
Воспитатель : Название птицы произошло от слова снег-снегирь. Прилетает к нам с первым снегом. Живёт в хвойных лесах. Спинка серая, крылья и хвост черные, с белой продольной полосой, на голове черная шапочка. Грудь, шея и щеки - ярко красного цвета. Клюв широкий и толстый. Ноги крепкие, трехпалые с острыми коготками.
Очень любит рябину. Снегири не прочь полакомиться и гречкой, пшеном, которые они находят в кормушках , развешенными людьми. Особенность снегирей том, что они поют. Трель у них мелодичная, светлая и чистая.
Непоседа невеличка.
Желтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее.
Ответы детей : Синичка.
Воспитатель : Оперение у синички яркое (жёлтое, головка чёрная с белыми щёчками.
- Птиц назвали синицами потому, что они издают довольно громкий мелодичный посвист «сии-сии» .
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, чем питаются синицы?
Ответы детей : Семечками, пшеном. А еще синички любят клевать сало.
Воспитатель : - Посмотрите, птички прилетели на нашу кормушку . Понаблюдайте, какие птички прилетели на кормушку и что птички делают ?
Ответы детей : На кормушку прилетели разные птички, в основном маленькие-воробьи и синички, снегирь.
Воспитатель : Птицы клюют зёрнышки и хлебные крошки острым клювом. Они легко прыгают по кормушке . Иногда птички могут ссориться из-за корма .
Воспитатель : Молодцы! О ком мы с вами сегодня говорили? Как мы можем им помочь зимой?
Ответы детей.
Загадки про птиц
Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало.
(Синичка)
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик?
(Снегирь)
Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна.
(Ворона)
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут.
(Голубь)
Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится, как бес,
Повернулась - ив лес.
(Сорока)
Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
«Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!»
(Воробей)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…
(Снегирь)
Стихотворения про птиц
Н. Найденова «Маленькая птичка»
Маленькая птичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маленькой птичке
Зернышек я дам, дам, дам.
Маленькая птичка
Зернышки клюет, клюет.
Маленькая птичка
Песенки поет, поет.
***
Птичьи гнезда опустели,
Птицы к югу улетели.
Оказался всех храбрей
Наш дворовый воробей!
Холодов не испугался,
С нами на зиму остался.
Снег всю землю покрывает-
Воробьи не унывают:
Стайкой весело снуют,
Всё, что встретится, клюют.
Хлебных крошек не жалей:
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку-
Кликнет он свою подружку,
И друзья все тут как тут,
Крошки весело клюют.
И пошел веселый стук.
Тук - тук - тук Тук - тук – тук
Пальчиковая гимнастика
Фотоотчет
по пректу.
Лепка «Зернышки для птички»
Аппликация «Домик для птичек»
Дыхательная гимнастика «Полетела птичка»
Подвижная игра «Воробушки и кот»