Город алеппо до войны в сирии. Проклятие сирийской жемчужины
Сирийский город Алеппо - один из древнейших, непрерывно существующих, городов на земле. Первые упоминания о нем датируются III тыс. до н.э. Звался он тогда Халпу, что созвучно его сегодняшнему арабскому названию Халеб. Во II тыс. до н.э. он, под именем Халаб, Халлаба, был столицей царства Ямхад. Расцвет античного Алеппо пришелся на IV - I века до н.э. Тогда, при Селевкидах, он уже имел внешний вид, схожий с сегодняшним - Цитадель на холме и торговые ряды внизу. Последующие арабские перестройки города только запутывали прямые античные улицы, но ничего не меняли принципиально.
Сейчас Алеппо - это настоящий лабиринт из узких серых улочек. Город полностью оправдывает свое арабское прозвище - аш-Шахба, что значит "серый".
Антиохийские ворота - Баб Антакья.
Древние закопченные стены ворот.
Сегодня Алеппо является одним из оплотов суннитской ортодоксальности в Сирии, что хорошо заметно на людных торговых улицах города.
Узкие улицы Халеба могут вызывать приступы клаустрофобии. Тем более медина здесь, даже более хаотичная, чем в Дамаске. Я умудрился заблудиться Старом городе в течении одного дня, аж два раза, потеряв, тем самым, уйму времени и сил..
Как и во многих других арабских городах, улицы Алеппо не сверкают чистотой...
Что удивительно, в Старом городе осуществляется активная езда на небольших грузовиках и легковушках, водители, не смущаясь гоняют по узким кривым улочкам. К вечеру каждого дня создаются длинные беспросветные пробки, как сирийцы "разгребают" эти транспортные заторы, одному Аллаху известно.
Халеб всегда славился обилием мечетей и исламских учебных заведений - медресе. Тем более многие здешние сооружения - старейшие в исламском мире.
На фото ниже, одна из древнейших арабских мечетей - джами ат-Тута, мечеть Тутового дерева, построенная халифом Омаром, аж в первой половине VII века, сразу после арабского завоевания города в 637 году.
Мечеть многократно реставрировалась, последняя крупная перестройка произошла в 13 веке, но при этом осталось много древних первоначальных элементов.
Намаз в мечети Тутового дерева.
В Алеппо множество средневековых мавзолеев, правда, они с трудом идентифицируются.
Но прежде всего, Халеб - город минаретов, они здесь на каждом шагу.
Минарет мечети ал-Саффахия (1425 год)
Минарет мечети ал-Бахрамия.
Минарет мечети ал-Руми.
Вход в мечеть ал-Саффахия.
Ал-Адилия - османская мечеть, 1556 года постройки.
Мечеть ал-Адилия - люди ждут начало намаза.
Купол мечети ал-Адилия.
Молитва закончилась - османская мечеть ал-Бахрамия (1580 год).
Небольшая Воронья мечеть - Джами Кыкан, около Антиохийских ворот, мечеть буквально утыкана античными сполиями, обрубки колон забавно торчат из стен.
Во внешнюю стену Вороньей мечети "вмонтирован" древний камень с хеттскими иероглифами.
А здесь, справа на стене, видна почти тысячелетняя арабская куфическая надпись.
На фото внизу, внутренний двор, так называемой, школы ал-Шибани. Этот комплекс сооружений в разное время был: византийским собором, исламским медресе, торговым ханом, колледжем монахов францисканцев. Сейчас здесь вроде бы выставочный комплекс, посвещенный истории города Алеппо.
Пустой коридор сука - крытого рынка, сегодня выходной, все лавки закрыты.
Входные ворота одного из караван-сараев - ханов Алеппо.
Одежда любви(с)
Внутренний двор караван сарая.
Огромная мечеть ал-Руми - Римская, построенная при мамлюках в 1366 году.
Вид с западной крепостной стены Алеппо.
Южные ворота Баб Киннесрин, построенные в 1256 году.
Баб Киннесрин - проход внутри башни.
Баб Киннесрин - вид снаружи.
Крепостные стены Алеппо перестроенны в жилые дома. Это южная часть крепостных стен.
Бастион южной крепостной стены Халеба, недалеко от Баб Киннесрин.
Продолжение следует...
Мои посты, посвященные Сирии.
«Ближневосточные цивилизации всегда привлекали внимание европейских путешественников и исследователей красотой руин своих древних городов. Из всех стран региона именно Сирия может похвастаться изобилием памятников античности. Пальмира, Эбла (ныне Телль-Мардих), Дамаск, Алеппо (Халеб) – это лишь малый список древнейших городов на территории данной страны. До сих пор ученые со всего мира ведут научные споры на тему древнейшего городского центра Сирии. Это право оспаривают два соперника: Халеб и Дамаск.»
Большинство исследователей считают Алеппо (европейское название города) самым древним городом страны. Многие ученые утверждают, что первое поселение здесь было основано еще в VI тысячелетии до нашей эры. Город находился на пересечении важных торговых путей, связывающих Ближний Восток с Европой и Индией . Величие и богатство Алеппо делало его лакомым кусочком для его соседей. Не раз город переходил из рук в руки. На протяжении всей истории своего существования Халеб захватывался хеттами, ассирийцами, греками, римлянами, арабами и турками. На сегодняшний день - это один из крупнейших по численности населения городов Сирии, расположенный на северо-западе страны и заселенный преимущественно арабами.
Об истинном значении названия и первых жителях имеются довольно скудные сведения. Считается, что первое поселение было основано в 5000 году до нашей эры. Это подтверждают, обнаруженные на территории древнего города различные орудия труда. В некоторых записях соседних народов Халеб упоминается, как Халпе и Халибон . Истинное значение топонима до сих пор является загадкой для ученых. Некоторые из них утверждают, что название города имеет семитское происхождение и означает, или «железо», или «медь». Считается, что именно здесь первые металлурги научились добывать и обрабатывать эти металлы. Однако имеются и иные версии. Согласно другой гипотезе, поселившиеся во II тысячелетии до нашей эры в Сирии амореи, именовали город «Халаба», что с их языка переводится как «белый». В пользу данного предположения следует отметить, что почва в Халебе светлых оттенков, а также город с древности являлся основным центром региона по добыче мрамора. Еще одна версия основана на мифе, согласно которому Авраам угощал путешественников молоком своей рыжей коровы и поэтому топоним Халеб означает «дающий (преподносящий) молоко». О первых поселенцах города известно еще меньше. Этнический состав населения на протяжении всего периода существования Алеппо не раз менялся. Считается, что первые жители Халеба имели семитское происхождение. Затем на территории Сирии поселились указанные выше амореи, которые также являлись семитами. Дальнейшее завоевание страны хеттами, ассирийцами, греками и римлянами значительно повлияли на национальный состав населения. После арабского завоевания Сирии и перенесения столицы Омейядов в Дамаск, этнический баланс страны больше не изменялся. В городе есть небольшая армянская диаспора, сирийские православные христиане и католики, а также сравнительно мизерное количество сирийских иудеев.
Халеб, еще с древних времен славился как важный торговый центр, через который проходили караванные пути. Этот древний ближневосточный город, благодаря своему выгодному географическому расположению и богатству природных ископаемых, не мог не привлекать взоры соседних народов и не раз переходил из рук в руки. О нем сообщается в ранних хеттских анатолийских записях. Также город упомянут в древнем списке Мари – города, расположенного неподалеку от реки Ефрат на северо-востоке Сирии. Во второй половине II тысячелетии до нашей эры Халеб оказался в составе государства хеттов и довольно продолжительное время считался стратегически важным центром Хеттской державы на юге, а также местом пересечения караванных путей идущих преимущественно из Египта и обратно. Однако после нашествия, так называемых «народов моря», Хеттское государство пало. На некоторое время возрастает влияние другого древнего сирийского города – Дамаска , который подчиняет соседние территории своей власти. Однако, уже в IX веке до нашей эры вся Сирия оказывается в составе могущественной Ассирийской державы , в составе которой продержалась вплоть до VII века до нашей эры, когда столица ассирийцев Ниневия в 612 году до нашей эры была захвачена войсками Нововавилонского царства и Мидии, а подвластные ее территории поделены между союзниками. Первым досталась Сирия. Однако, в VI веке до нашей эры на горизонте объявился новый конкурент в лице резко возвысившейся державы Ахеменидов . Первый царь персов Кир II, основавший свое государство на месте Мидии, стремился к захвату соседних земель. В 539 году до нашей эры Вавилон пал под ударами персидской армии. Все ее прежние колонии перешли растущей Персидской империи. Следующими хозяевами Сирии стали македоняне. В 331 году до нашей эры Александр Македонский разгромил войска Дария III в битве при Гавгамелах. Некогда могущественная Ахеменидская держава пала. Все ее владения оказались в составе новой империи. После смерти великого полководца все завоеванные им территории были разделены между его соратниками. Халеб, как и вся Сирия вошла в состав державы Селевкидов. При первых царях Алеппо перестраивается и получает новое имя – Береа. Роль Халеба, как важного торгового центра вновь возрастает. Однако в это же время все более значимую роль приобретает его очередной конкурент в лице Пальмиры . Почти 3 столетия Сирия находилась в составе Селевкидов. В 64 году до нашей эры почти вся территория данной страны была захвачена римскими легионами Помпея. После полного подчинения Пальмиры в III веке, Халеб становится главным центром торговли на Ближнем Востоке, отобрав этот титул у давней соперницы. Свою значимость город сохранил и в составе Византийской империи . В 637 году Сирия пала под ударами новых завоевателей – арабов. Значимость страны подтверждается тем фактом, что один из ее центральных городов, а именно Дамаск, в 661 году стал столицей арабской династии Омейядов, продержавшейся у власти вплоть до 750 года. Халеб же продолжал оставаться значимым центром торговли. В 944 году правитель Хамадана, Саиф Аль-Дауль, воспользовавшись слабостью Аббасидов, захватил Алеппо. В этот период были построены крепостные стены и ворота. При нем город сохраняет статус одного из важнейших пунктов движения караванных путей. Однако, в 962 году, византийскому владыке Никифору Фоке удалось возвратить Халеб в состав империи. Начиная с конца XI века, на Ближний Восток осуществляют свой первый поход крестоносцы, движимые призывом папы римского. Второй крестовый поход не мог не затронуть Алеппо. Крестоносцы не смогли взять приступом крепость и вынуждены были отступить. Однако захват соседних территорий нанес удар по торговле Халеба. Еще до начала третьего крестового похода город был занят войском Салахаддина Айюбида, который превратил Алеппо в один из основных стратегических пунктов мусульман. При его преемниках ситуация не изменилась. При Айюбидах Халеб лишь потерял свой статус центра торговли. Теперь главным местом пересечения стала Антиохия, располагавшаяся южнее Пальмиры. Ситуация не изменилась, ни при монголах, ни при эмире Тимуре. Лишь после смерти последнего, Алеппо вернул себе титул торгового центра Ближнего Востока. В 1517 году Сирия вошла в состав Османской империи . Халеб, в период существования данного государства считался третьим после Стамбула и Каира крупным городом. Алеппо в составе Османской империи не раз переживал взлеты и падения. В 1832 году наместник османского султана в Египте Мухаммед Али захватывает Сирию и соседние территории и в течение 8 лет удерживает их под своей властью. С этого периода роль Халеба, как центра торговли на Ближнем Востоке, а также как стратегического пункта заметно уменьшается. Все это связано с возвышением старого конкурента Алеппо – Дамаска, а также с открытием в 1869 году знаменитого Суэцкого канала. Ситуация изменилась после первой мировой войны. В 1920 году Сирия была захвачена французской армией. В 1922 году Франция получила мандат на управление данной территорией. Во время французской эпохи управления страной Халеб вновь возрождается как центр торговли. В 1946 году Сирия добивается от Франции полной независимости и впервые за свою историю вступает в эпоху самостоятельного развития, продолжающегося уже 70 лет.
Несмотря на скудность сведений о Алеппо, сохранились некоторые письменные источники. Персидский исследователь XI века Насир Хосров , например, описал торговую жизнь города, а также пошлины, взимаемые с ввозимых иностранных товаров. В Халебе в разные эпохи жили и творили разные деятели науки и искусства: поэты Аль-Мутанабби и Абу Аль-Фирас, философы Аль-Фараби и Яхья ибн Хабаш Сухраварди, языковеды Ибн Калав и Иегуда Аль-Харизи. В Алеппо в свое время в 1447 году был казнен азербайджанский поэт Насими и здесь же он находятся его останки, захороненные на фамильном кладбище. Впоследствии данное место превращается в святилище и на данный момент является объектом паломничества. Стоит отметить и Бахаддина ибн Шаддада – религиозного деятеля и историка, автора «Жизни Салахаддина », а также описавшего в своих научных трудах Халеб, где долгое время был советником сына Салахаддина, Малика Аль-Захира. Нельзя не упомянуть и великого географа и путешественника Якута Ар-Руми Аль-Хамави, автора «Му"джама ал-булдана» («Словаря стран»), сына византийских греков, который большую часть своего творения написал в Халебе и Мосуле. Его труд включает в себя описание городов и стран Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.
Алеппо известен не только деятелями науки и искусства, но и великолепными архитектурными сооружениями. Дата постройки некоторых из них уходят в глубины мировой истории. В первую очередь следует упомянуть крепость Алеппо. Данная постройка располагается над Халебом, на 50-метровом холме. Многие ученые считают, что она была построена еще до нашей эры хеттами. Считается, что внутри находился храм хеттских божеств. При греках цитадель также служила, как религиозное святилище и лишь при арабах она стала использоваться в оборонительных целях с середины X века, когда ее обустроил Саиф Аль-Дауль. Султан Малик Аль-Захир, сын Салахаддина, практически полностью перестроил весь внутренний комплекс крепости. Старый город окружен широким 22-метровым рвом. В историческую часть Халеба можно лишь с юга, через мост, ведущий к внешней башне (Баб-Антакья или Антиохийские ворота). Внутри комплекса взору туриста открываются великолепные сооружения, относящиеся к различным архитектурным стилям. Особое внимание приезжих привлекает дворец Малика Аль-Захира (XII век) и расположенные поблизости 2 мечети. Огромный интерес вызывает Большая мечеть Омейядов аль-Джами аль-Кабир (или Великая мечеть Алеппо), построенная в 715 году и несколько раз восстанавливаемая разными мусульманскими руководителями города. Еще одной древнейшей мечетью Халеба является Джами ат-Тута (мечеть тутового дерева), сооруженная халифом Омаром в период ранних арабских завоеваний, которая тоже не раз реставрировалась. Мечеть Джами Кыкан (или Воронья мечеть), построенная в XIII веке представляет не меньший интерес у туристов. Во внешней стене сооружения имеется камень с хеттскими иероглифами. Именно благодаря этой надписи современные лингвисты сумели разгадать тайну хеттского письма. В Старом городе находится довольно большое количество мечетей и минаретов, сооруженных в разные исторические эпохи. Так, например, мечеть Аль-Руми построена при мамлюках в XIV веке. Мечети Аль-Бахрамия, Аль-Адилия, Аль-Саффахия были сооружены XV-XVI века во времена Османской империи. Наряду с мусульманскими религиозными учреждениями в Халебе имеются и великое множество (43 церкви) христианские сооружения. Армянская церковь Сорока Мучеников в христианском квартале Джейда, построена в XV веке и не раз реставрировалась. У сирийских католиков свое святилище – церковь святой Илии. Еще одной православной церковью, которая, к сожалению, плохо сохранилась, является церковь Святого Симеона Столпника. Среди не менее значительных архитектурных построек Халеба стоит отметить мавзолей Хейр Бей, национальную библиотеку и музей Алеппо, часовню Баб Аль-Фарадж и многие другие сооружения. В Старой части города имеется множество средневековых построек и кварталов, где наряду с мусульманами вполне мирно проживают и местные христиане. Некоторые из исторических сооружений входят в список мирового достояния ЮНЕСКО.
Халеб , пожалуй, является единственным городом в мире, в котором в хорошем состоянии сохранились постройки разных исторических эпох и различных архитектурных стилей. Алеппо – смесь восточной и западной школ искусства, которые замечательно дополняют друг друга. Для описания всей красоты города слов недостаточно. Именно поэтому в Халеб ежегодно приезжает множество туристов со всего мира. Старая часть Алеппо весьма хорошо сочетается с современными многоэтажными домами новой части. Благодаря хорошей сохранности архитектурных сооружений город даже сумел опередить своего старого конкурента в лице Дамаска – нынешнюю столицу Сирии.
Алеппо остается одним из древнейших городов человечества. Люди поселились здесь за несколько тысяч лет до нашей эры. Все это время город считался важным пунктом у самых разных народов и правителей.
Древний город
Упоминания о крепости появляются в хеттских источниках, которые относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. В разное время Алеппо был столицей нескольких древних княжеств. Он становится богатым городом в вавилонскую эпоху, когда соседняя Месопотамия превратилась в центр человеческой культуры и науки. Также в древности на город претендовали египтяне и хетты.
Античность
В 333 году до нашей эры великий полководец Александр Македонский захватил цитадель Алеппо. Сирия для него была важным регионом. Отсюда пролегали пути на восток. Именно через эти земли Александр отправился войной на Персию, а потом дошел до границ Индии.
Начиная с этого времени Алеппо постепенно эллинизировался, то есть подвергался влиянию античной греческой культуры. Сюда приезжали ученые-чужеземцы, открывались философские школы. После греков пришли римляне, которые правили здесь несколько столетий.
Византия и мусульмане
В начале нашей эры Сирия стала важным центром распространения христианства, что не могло не отразиться и на конфессиональном составе населения Алеппо. После распада Империи здесь недолго признавали власть Византии, которая стимулировала строительство церквей и монастырей.
Заметно выросло населения города. Были возведены новые стены, которые окружили цитадель Алеппо. Сирия была одной из самых богатых византийских провинций, а все благодаря тому, что она находилась на Великом Шелковом Пути. Алеппо являлся важным перевалочным пунктом для торговцев с Востока. Они везли не только шелк, но и фарфор, а также другие редкие для европейцев товары.
В VII веке возымела место арабская угроза. Мусульмане захватили город Алеппо, Сирия полностью перешла под их владычество. Несколько веков крепость благоденствовала благодаря близости Дамаска, который некоторое время был столицей халифов. В X веке ее на 14 лет оккупировали византийцы, которые нанесли заметный вред городу.
Крестовые походы
В 1096 году Папа Римский Урбан II обратился к западноевропейским правителям с просьбой помочь восточным христианам в их борьбе с мусульманами. В это время византийский император продолжал сдавать свои провинции агрессивным туркам-сельджукам.
Призыв был услышан. Из Европы потянулись тысячи рыцарей, солдат и простых крестьян в поисках приключений и славы. Главной целью крестоносцев стал Иерусалим, который был священным городом для всех христиан. Цитадель Алеппо (Сирия была неподалеку) также оказалась на их пути. Несмотря на осаду, город так и не был взят. Тем не менее уже через год крестоносцы захватили Иерусалим. На Ближнем Востоке появилось несколько христианских государств, которые постоянно угрожали мусульманской Сирии. Вторая попытка крестоносцев овладеть крепостью имела место в 1124 году. Она также оказалась провальной.
Землетрясение
В 1138 году старый город Алеппо был практически уничтожен во время ужасного землетрясения. Точных данных о количестве пострадавших, конечно, не осталось. Однако, даже по самым приблизительным оценкам (более 220 тысяч погибших), это землетрясение стало пятым по количеству жертв за всю человеческую историю.
Удары чувствовались не только в Сирии, но и на территории современных Азербайджана, Ирана и Турции. Алеппо находится на геологическом разломе, частью которого также является и Мертвое море. Именно из-за этого крепость пострадала сильнее всего. Город обезлюдел за один день. Скоро жители вернулись, но населенный пункт еще несколько столетий не мог вырасти до прежних размеров. Только в XIX веке численность жителей Алеппо стало такой же, что и накануне средневекового землетрясения. Однако даже в относительно современное время здесь вспыхивали эпидемии холеры и чумы.
Войны арабов и монголов
В 1183 году цитадель Алеппо (Сирия) перешла к знаменитому Саладину, которому удалось изгнать крестоносцев из Иерусалима и восстановить арабское владычество в регионе.
Однако оно продлилось относительно недолго. В XIII веке сюда пришли монгольские орды. Войско под командованием Хулагу взяло город в 1260 году. Стены крепости рухнули через шесть дней интенсивных обстрелов из катапульт. Цитадель продержалась еще около месяца.
В дальнейшем еще несколько десятилетий арабы воевали с монголами, пытаясь оспорить верховенство в Сирии. Первыми руководила династия Мамлюков. Трагедией для города стала его сдача Тамерлану в 1400 году. Было вырезано практически все мирное население. В знак устрашения рядом с городом была сооружена башня из черепов.
Турецкое владычество
В XV веке ситуация в Алеппо изменилась: турки смогли захватить этот город. Они оставались правителями Сирии несколько веков. Османская империя раскинулась на трех материках. Арабы оказались под властью более могущественного народа.
После Первой мировой войны Османская империя распалась, а в Сирии ненадолго был установлен британский мандат. После него образовалось арабское государство, которое существует и поныне.
Гражданская война в Сирии
В 2011 году в Сирии вспыхнула гражданская война. Арабское большинство было недовольно властью, у которой стояли немногочисленные алавиты во главе с Башаром Асадом. Алеппо был одним из крупнейших городов страны, и из-за этого вокруг него разгорелись яростные бои, которые продолжаются и сегодня. Летом 2012 года в его черте начались сражения между правительственными войсками с одной стороны и повстанцами - с другой.
Бои в Алеппо оказались в центре внимания всего мира, когда в окрестностях города был применен ядовитый газ зарин. Его использование запрещено международными конвенциями. Это оружие массового поражения стало причиной гибели гражданского населения. В то же время от регулярных артобстрелов с разных сторон в Алеппо практически не осталось целых зданий. Периодически жилые районы полностью остаются без электричества из-за ракетных ударов. Население города сократилось с 2,5 миллионов до 1 миллиона человек. Многочисленные беженцы покинули страну, что спровоцировало кризис в Европе, где разгорелись споры вокруг того, нужно или нет закрывать границы.
Сирия (Алеппо сегодня остается горячей точкой) продолжает попадать в ленты мировых информационных агентств как место многолетней кровопролитной гражданской войны. Она началась в рамках когда в 2011 году в многочисленных и Магриба недовольные граждане потребовали отставки своих правительств.
![](https://i1.wp.com/info-country.ru/uploads/981/97/mapdata.gif)
Расположен в северной части Сирии, между Оронтом и Евфратом, на степной реке Куэйке (араб. قويق), у северо-западного подножья бесплодной возвышенности, в широкой котловине, окруженной со всех сторон высокими известковыми стенами, на высоте 380 м и в 350 км к северо-востоку от Дамаска.
По обеим сторонам многоводной и подчас стремительно несущейся реки раскинулись роскошные сады, обилующие плодами и славящиеся своими превосходными фисташковыми насаждениями. Это единственное отрадное место в пустынных окрестностях города, который своими многочисленными куполами и минаретами, опрятными, вымощенными улицами и каменными домами все ещё принадлежит к красивейшим городам Востока.
Этимология
Происхождение древнего названия «Алеппо», «Халеб» неясно. Некоторые предполагают, что «Халеб» значит «железо» или «медь», поскольку он являлся основным производителем этих металлов в древности. «Халаба» на арамейском означает «белый», со ссылкой на цвет почвы и изобилие мрамора в этом районе. Еще одна предлагаемая этимология заключается в том, что название «Халеб означает „доить молоко“, из древней легенды, что Авраам давал молоко путешественникам. Цвет его коровы был рыжий (араб. shaheb), поэтому город называют „Халеб“ аш-Шахба».
Население
Население — более 2,4 млн чел (2008).
Большинство жителей Халеба — арабы-мусульмане. Христианское население состоит из греков, армян, маронитов, сирийских католиков; существуют еврейская и американская протестантская общины.
Ещё в начале XIX столетия Халеб имел 200 тыс. жителей, обширную промышленность и торговлю, его фабрики снабжали весь Восток шелковыми, бумажными, шерстяными и парчовыми материями. Но землетрясение 24 августа 1822, чума 1827 и холера 1832 подорвали его благосостояние.
Достопримечательности
Самым древним памятником в городе является водопровод протяженностью 11 км, сооруженный ещё римлянами. Громадная стена в 10 м высоты и 6,5 м толщины, с семью воротами, отделяет город от предместий. Крытый гостиный двор (базар) выходит на несколько улиц, весь состоит из сводов и освещается сверху через окна, проделанные отчасти в особых куполах. В Алеппо имеется 7 крупных церквей вместе с 3 монастырями и мечеть Эль-Иалаве в староримском стиле, выстроенная первоначально под церковь императрицей Еленой. Главные предметы вывоза и вместе с тем главные продукты страны — шерсть, хлопок, шелк, воск, фисташки, мыло, табак, пшеница, которые вывозятся преимущественно во Францию и в турецкие гавани. Промышленность ограничивается шелковыми изделиями. Жители Алеппо в основном считают себя шaрифами, то есть потомками Мухаммеда. Еще одна гордость жителей — Цитадель, основание которой возвышается над городом на 50 метров. Долгое время весь город лежал в пределах цитадели и лишь в XVI веке, после перехода Алеппо под власть Оттоманской империи, город стал постепенно разрастаться и за пределами крепостных стен.Исторические здания
- Цитадель Алеппо, большая крепость на вершине холма возвышается 50 м над городом. Датируется 13-м веком и была повреждена в результате землетрясений, в частности, в 1822 году.
- Великая мечеть Алеппо (Джами эль-Кабир)
- Алтун Бога мечеть (1318).
- Аль-Таваши мечеть
- Мавзолей Хейр Бей (1514)
- Медресе Захирие (1217).
- Халауие медресе, построенная в 1124 на прежнем месте собора Св. Елены. Тогда Святая Елена, мать Константина Великого, построила большой византийский собор. Когда крестоносцы-захватчики грабили город, главный судья города преобразовал собор Св. Елены в мечеть, и, наконец, в середине XII века, Нур аль-Дин основал здесь медресе, или религиозные школы.
- Бимаристан Аргун аль-Камили, убежище, которое работало с 1354 года до начала XX века.
- Фарадис медресе («Школа Рая»), внесена «Самые красивые мечети Алеппо». Она была построена вдовой Малек Захир в 1234—1237, потом регентом Насир Юсуф. Примечательным является тот двор, в котором находится бассейн всередине, окруженный арками с античными колоннами.
- Бейт Аджикбаш, Бейт Газале и аль-Даллал, дома XVII—XVIII века в квартале Ждейде, в настоящее время — это музеи.
- Ханака аль-Фарафра, суфийский монастырь (1237).
- Мокаддамия медресе, старейшая богословская школы в городе (1168).
- Султание медресе, начатая Малек Захир и законченная в 1223—1225 его сыном аль-Азиз.
- Национальная библиотека Алеппо
- Музей Алеппо
- Часовня Баб Аль-Фарадж.
- Баб-эль-Хадид (en:Bab al-Hadid) (باب الحديد) (Железные ворота).
- Баб-эль-Макам (en:Bab al-Maqam) (باب المقام) (ворота в храм).
- Баб Антакейя (en:Bab Antakeya) (باب انطاكية) (ворота Антиохии).
- Баб-эль-Наср (en:Bab al-Nasr) (باب النصر) (ворота победы).
- Баб-аль-Фарадж (en:Bab al-Faraj) (باب الفرج) (ворота везения).
- Баб Киннасрин (en:Bab Qinnasrin) (باب قنسرين) (ворота Киннасрин).
- Баб Жнен (باب الجنان) (ворота садов).
- Баб-эль-Ахмар (باب الأحمر) (Красные ворота).
![](https://i1.wp.com/info-country.ru/uploads/981/97/250px-Al.jpg)
- Великая мечеть Алеппо (Джами эль-Кабир) или Мечеть Омейадов, основана в 715 году Валидом I и, скорее всего, завершил строительство его преемник Сулейман. Здание содержит могилу Захария, отца Иоанна Крестителя. Мечеть была повреждена во время монгольского вторжения в 1260 году, и была восстановлена. Имеет четыре фасада разных стилей.
- Хусрууия мечеть (en:Khusruwiyah Mosque), завершенная в 1547 г., построена по проекту знаменитого османского архитектора Синан.
- Аль-Нукта мечеть (en:Al-Nuqtah Mosque) («Мечеть капли (крови)»), шиитская мечеть. Считается, что на этом месте ранее был монастырь, превращенный в мечеть в 944 году.
- Аль-Аделия мечеть, построенная в 1555 году губернатором Алеппо Мухаммедом Паша.
- Аль-Саффахия мечеть, возведенная в 1425 году, с замечательно оформленными восьмиугольными минаретами.
- Аль-Кайкан мечети («Мечеть ворон»), с двумя древними базальтовыми колоннами у входа. В мечети находится каменный блок с хеттскими надписями.
- Алтун Бога мечеть (1318).
- Аль-Тауаши мечеть (14 век, восстановлена в 1537), с большим фасадом, украшенном колоннами.
- Собор Сорока Мучеников (en:Cathedral of the Forty Martyrs) — армянская церковь в Ждейде (XVI век).
- Центральная синагога Алеппо (en:Central Synagogue of Aleppo) — построена ок. 1200 года еврейской общиной.
- Маронитские, сирийские православные, Римско-католические и многие другие церкви в старом христианском квартале Ждейде.
Парк Алеппо является крупнейшим парком в Сирии. Открыт он в 1940 году и расположен в районе Азизие. Голубая Лагуна — водный парк, расположенный в пределах Алеппо. Включает в себя несколько бассейнов, американские горки, бары и рестораны. Город обладает множеством кинотеатров, большинство из них расположены на улице Барон. Среди них знаменитый кинотеатр Cine d’Alep Chahba. Casino d’Alep является единственным казино, которое действует в Сирийской Арабской Республике.История
Город является древнейшим заселенным в мире. Место было заселено примерно 5 тыс. до н. э., как показали раскопки в Таллет Альсауда. Алеппо упоминается в хеттских надписях в надписях Мари на Евфрате и в центральной Анатолии.
До нашей эры
В XIV—XIII веках до н. э. городом правили хетты. Позже Халеб стал ключевым пунктом на главном маршруте караванов, идущих через Сирию к Багдаду. С IX по VII век до н. э. находился под контролем Ассирии, и был известен под именем Халман. Затем в VI в. до н. э. им владели персы и селевкиды. В 333 г. до н. э. Алеппо был захвачен Александром Македонским и управлялся греками в течение 300 лет в составе империи Селевкидов. В то время он был важным торговым центром между Евфратом и Антиохией. Селевк I (280 г. до н. э.) перестроил значительную часть Халеба и переименовал его в Беройя, но по завоевании его арабами он снова стал называться своим старым именем. Важность города для торговли возросла с падением Пальмиры. В 64 г. до н. э. Помпей включил Сирию в состав Римской империи.
Наша эра
Город оставался под управлением Рима в форме Византийской империи и был важным центром христианства на Ближнем Востоке (здесь был построен огромный собор), до 637 г. н. э., когда его захватили арабы. В 962 году город ненадолго вернул христианам византийский император Никифор Фока.
Впоследствии, в 944 г. Алеппо был захвачен хамаданцами, которые сделали его фактически независимым от Аббасидского халифата. При первом хамаданиде Саиф Аль-Даула (который построил знаменитую цитадель Алеппо) город процветал и был знаменит своей наукой, литературой и медициной, несмотря на военные амбиции этого правителя. Необходимо упомянуть о двух самых видных поэтах — Аль-Мутанабби и Абу Аль-Фирасе; философе и ученом Аль-Фараби — передовом арабском мыслителе, предшественнике Авиценны, и о лингвисте Ибн Калаве. Все они жили при дворе Саифа Аль-Даула и были известны своими большими познаниями и талантами.
В 1138 году город был разрушен Алеппским землетрясением, которое принадлежит к числу самых смертноносных в истории. В 1260 Алеппо был разграблен монголами, а в 1400 — ордами Тимура. Позднее он подпал под власть египетских мамлюков, а в 1516 Селим I присоединил его к Османской империи.
В XIX веке Алеппо обратил на себя всеобщее внимание страшными зверствами, совершенными против христиан весной 1850, и последовавшим за этим восстанием, которое в ноябре было потоплено в крови Керим-пашой с генералами Бемом и Гюйоном.
В начале XIX века в Алеппо жили 200 тыс. жителей, имел обширную промышленность и торговлю, его фабрики снабжали весь Восток шелковыми, бумажными, шерстяными и парчовыми материями. Но землетрясение 24 августа 1822, чума 1827 и холера 1832 подорвали его благосостояние.
Экономика
Основная экономическая роль города как торгового места, а он располагается на перекрестке двух торговых путей и посредничестве в торговле с Индией. Он продолжал процветать до тех пор, пока европейцы не начали использовать Кабо маршрут к Индии, а затем использовать маршрут через Египет в Красное море. С тех пор в городе снизился экспорт сельскохозяйственной продукции в прилегающих регионах, главным образом пшеницы, хлопка, фисташек, маслин и овец.
Интересные факты
- В Алеппо находится гробница азербайджанского поэта Насими. В 1417 году вследствие обвинений, выдвинутых духовенством Насими был арестован и казнен. Ключи от гробницы находятся у потомка Насими.
- Первый президент Армении Левон Тер-Петросян родился в Алеппо.
В самом центре сирийского города Алеппо, где сейчас идут кровопролитные бои, на холме над городом гордо возвышается средневековая цитадель. Во времена крестовых походов она была оплотом мусульман, позднее пережила штурм и захват войсками монголов и страшного среднеазиатского завоевателя Тамерлана, каждый раз возрождаясь из пепла. Что останется от этого уникального памятника после современных боев?
Цитадель Алеппо расположена на вершине огромного холма высотой около 40 метров. Раньше, когда раскинувшийся у подножия холма город был намного меньше и в нем отсутствовали высотные здания, цитадель была заметной издали достопримечательностью. Каждый путник издалека видел цитадель, и она производила на него сильное впечатление. В свою очередь, и гарнизон цитадели заблаговременно замечал приближение неприятеля.
Селевкиды, римляне, сельджуки…
Холм, на котором стоит цитадель Алеппо, не полностью естественного происхождения — примерно на треть он искусственный. Он имеет форму усеченного конуса, а его склоны крутизной до 48° некогда были облицованы камнем, представляя собой как бы один массивный талус ниже стен и башен. Холм был опоясан широким и глубоким рвом, заполненным водой. Полагают, что первоначально ров имел ширину 30 м и глубину до 22 м.
Весь комплекс — заполненный водой ров, массивный каменный талус и стены с башнями наверху — тогда производил сильное впечатление. Даже сегодня, без воды во рву и с утраченной во многих местах каменной облицовкой холма, цитадель выглядит неприступной твердыней.
Алеппо имеет древнюю историю. В ходе раскопок в цитадели был найден храм бога грозы Адада бронзового и раннего железного века. Древнейшая же цитадель на холме, возможно, была построена селевкидами в период между 333 и 364 гг. до н.э. Неясно, использовали ли римляне холм в качестве своей военный базы после того, как Алеппо вошел в состав Римской империи. Хотя император Юлиан Отступник, правивший в 361-363 годах, на холме Алеппо совершал жертвоприношения Зевсу. Цитадель Алеппо под названием Beroea упоминается в византийских источниках VI века. В то время это уже была крепость, остатки которой, возможно, сохранились под средневековым дворцом.
После арабского завоевания в 637 года Алеппо приходит в запустение, но снова возрождается при Сайф-аль-Даула — первом правителе Алеппо из династии Хамданидов (правил в 944-957 гг.).
В сегодняшней цитадели очень мало остатков доайюбидских укреплений. Только небольшие остатки стены на западном склоне на середине высоты холма можно признать остатками древней фортификации. На сегодняшний день они считаются частью оборонительных стен, построенных Имад ад-Дином Занги I. Храбрость и военные таланты этого полководца в борьбе с крестоносцами привлекли внимание сельджукского султана Махмуда II, который в 1127 году сделал его мосульским эмиром, передав ему власть над Северной Сирией с Мосулом и Халебом (Алеппо). Занги I отстроил Алеппо и превратил его в центр сопротивления крестоносцам.
Основу дошедшей до наших дней цитадели заложил аль-Захир Гази (правил в 1186-1216 гг.), сын прославленного Салах ад-Дина. Аль-Захир Гази начал полную перестройку существовавших до него укреплений цитадели, а также городских стен. Этот грандиозный проект был завершен только его внуком ан-Насиром Юсуфом II (правил в 1236-1260 гг.).
Только что построенная цитадель была разрушена монголами. Несмотря на то, что ан-Насир Юсуф получил у великого хана ярлык на халебское владение, хан Хулагу в 1260 году осадил Алеппо. Ан-Насир и жители города мужественно сопротивлялись, но силы были не равны. Город пал и был разорен монголами.
Но в том же 1260 году египетские мамлюки разбили монгольскую армию в битве при Айн-Джалуте и отвоевали Сирию. Мамлюки управляли страной с 1260 до 1516 год. Они отстроили цитадель Алеппо. В 1400 году город и цитадель опять были разорены, на этот раз среднеазиатским завоевателем Тимуром. И снова после разрушения мамлюки отстроили цитадель. Для них Алеппо был важной базой у северной границы их владений. Большинство дошедших до наших дней сооружений в цитадели Алеппо относится как раз к мамлюкскому периоду, хотя встречаются и исключения.
В оттоманский период (1516-1918 гг.) и во время французского мандата (1920-1946 гг.) цитадель Алеппо была военной базой. Французы осуществили большую работу по восстановлению цитадели, фактически подняв ее из руин.
Башни и ворота
Стены цитадели, усиленные 44 выступающими башнями, проходят по краю всего холма. Периметр стен превышает 900 метров. Большинство башен прямоугольные, только две шестиугольные.
Самым впечатляющим сооружением эпохи аль-Захира Гази является гигантский воротный комплекс — один из лучших образцов айюбидской военной архитектуры. Снабженный многочисленными бойницами и прямоугольными бретешами воротный комплекс производит сильное и устрашающее впечатление. Бретеши — небольшие балкончики на консолях — позволяли вести эффективный огонь не только вперед, но и вниз лишая возможности атакующих обосноваться у ворот или у подошвы башни. Правда, внутри алеппские бретеши очень тесные, развернуться и вести огонь через боковые отверстия было крайне трудно.
К главной воротной башне ведет высокий мост на каменных арках. По-видимому, раньше мост имел подъемную деревянную секцию. Каменный виадук служил одновременно канализацией — по специальному каналу сточные воды из цитадели попадали в городскую канализацию. Мост снабдили ступеньками, чтобы вьючные животные не скользили по наклонной поверхности.
Снаружи мост защищает дополнительная внешняя башня, возвышающаяся прямо изо рва. Высота этой башни достигает 20 метров. Она была построена в 1211 году. В этой же башне можно видеть и старые ворота, датируемые по надписи все тем же 1211 годом.
Ворота в главной воротной башне располагаются под прямым углом к мосту и устроены в углублении башни. Это пространство в углублении перед воротами простреливается из фронтальной бойницы и через отверстия пяти бретешей наверху. Непосредственно над воротным проемом сделана щель, предназначенная не столько для поражения противника, сколько для тушения огня при попытке поджога ворот. Арка над воротами и стены углубления перед воротами богато украшены рельефами — растительным орнаментом и надписями арабской вязью.
За воротами идет длинный проход в воротном комплексе, который совершает пять поворотов. Он перекрывался еще двумя воротами внутри. По сторонам ворот и у поворотов расположены каменные изображения драконов и львов, которые, видимо, выполняли мистическую роль в охране входа.
При Айюбидах воротный комплекс заканчивался на уровне бретешей. Существующая сегодня верхняя часть воротного комплекса была сооружена по распоряжению мамлюкского султана аль-Ашраф Хал ила в 1290-1293 годах, что запечатлено в высокопарной надписи, повествующей о его свершениях. Впечатляющим мамлюкским архитектурным вкладом в этот воротный комплекс является и тронный зал, строившийся с 1406 по 1516 год и расположенный в воротном комплексе над воротами. Само по себе расположение необычно — в воротном комплексе вместо дворца внутри укреплений. Видимо, воротный комплекс рассматривался как последнее убежище защитников. Размеры зала впечатляют — 27×24 м. Зал, видимо, был украшен мозаикой и фресками. Раньше зал был покрыт девятью сводами, но при реконструкции в 1970-х годах своды были заменены плоской крышей.
Пройдя все повороты воротного комплекса, попадаешь на начало освещаемой дневным светом восходящей дороги. Здесь справа есть несколько дверей, последняя из которых ведет в подземелья и цистерну, построенные еще византийцами. Видимо, именно в этих темницах содержались плененные в битве лидеры крестоносцев, такие как Жослен II, граф Эдессы, и Рено де Шатильон, князь Антиохии.
Город в Цитадели
Выйдя из воротного коридора, путник попадал в некогда великолепный внутренний город с дворцами, садами, банями, мечетями и проходившими между ними улочками. Сегодня улочки открытые, но первоначально они, по-видимому, представляли собой крытые проходы, подобно ряду других мусульманских замков. В цитадели было два природных источника воды, колодец и пять соединенных между собой резервуаров для сбора дождевой воды, поэтому угроза умереть от жажды защитникам не грозила.
Сегодня внутри цитадели можно видеть остатки разрушенного монголами айюбидского дворца, мечети, турецкую казарму 1834 года, превращенную в музей, и руины других построек. Самый центр двора цитадели занимает театр, построенный в начале 1980-х годов. Хотя его очень любят поклонники музыки и театральных представлений, этот современный театр нарушает историческую атмосферу и закрывает часть айюбидских построек.
В айюбидский период цитадель Алеппо приобрела и широкий ров, и облицованный камнем склон холма. Облицовка склона каменными блоками существенно затрудняла штурм и предохраняла поверхность от эрозии. Но монголы все же захватили цитадель и сильно разрушили крепостные стены. Надстроенные мамлюками, последние сохранились только в основании ныне стоящих куртин и башен. На смену большим айюбидским башням в мамлюкский период пришли меньшие по размеру башни. Это хорошо видно на некоторых мамлюкских башнях, базирующихся на основании более массивных айюбидских. Различия заметны и в кладке: если в айюбидский период использовались большие квадры, то при мамлюках кладка состоит из меньших по размеру, но прекрасно отполированных блоков.
Изменился при мамлюках и парапет с боевым ходом: мамлюки применили ярусную оборону с внутристенной галереей с бойницами, что хорошо видно на северо-восточном участке цитадели. Отдельные участки айюбидских стен можно видеть на южной стороне цитадели перед более поздней мамлюкской стеной. Очевидно, в целях большей устойчивости при перестройке укреплений было принято решение немного отступить от края склона.
В большой мамлюкской башне восточнее главного воротного комплекса археологи обнаружили остатки вторых ворот эпохи Айюбидов. Эти ворота имели один поворот и вели, по-видимому, к дворцу Айюбидов.
После нашествия Тамерлана, в первые годы XV века, на северной и южной сторонах цитадели у подножия холма мамлюки добавили по отдельно стоящей массивной прямоугольной башне. Они должны были обеспечивать фланкирующий огонь вдоль рва и склонов холма. Южная башня также обеспечивала дополнительную защиту воротному комплексу. Южная башня отличается от северной наличием небольшого талуса, использованием многочисленных колонн, торцы которых выступают наружу, округлыми бретешами на углах. На фронтальной стороне южной башни красуется картуш с именем мамлюкского правителя Джакам мин Ивада, по приказу которого осуществлялись эти работы, и который, говорят, даже лично переносил каменные блоки на своей спине. И южная, и северная башни соединены извилистыми подземными ходами с цитаделью. Причем подземный ход из южной башни выводит к вырубленной в скале подземной лестнице, соединяющей цитадель с городом. А северная башня, помимо подземного хода, была соединена крытым каменным проходом с большой выступающей стеновой башней XV века.
3392![](https://i0.wp.com/mir-znaniy.com/wp-content/uploads/2018/01/1-8.jpg)
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)