Грамматические категории глагола. Основные грамматические категории глагола
Вид – это морфологическая категория глагола, которая указывает на отношение действия, обозначаемого глаголом, к внутреннему пределу этого действия: решить – решать.
Все глаголы в любой форме имеют значение вида, следовательно, эта категория универсальная. Категория вида бинарна: её составляют глаголы двух видов: совершенного (отвечают на вопрос что сделать?) и несовершенного (отвечают на вопрос что делать?).
Вид – это специфическая категория русского и других славянских языков, одна из сложных категорий грамматики, которую изучает специальный раздел грамматики – аспектология . Частные значения глаголов обоих видов разнообразны: значение завершенности (сказать), значение однократного действия (крикнуть), значение неопределённой длительности действия (кричать) и др.
Все эти частные значения могут быть сведены к более общим: действие без указания на его внутренний предел (глаголы несовершенного вида) и действие с указанием на его внутренний предел (глаголы совершенного вида).
Глаголы совершенного и несовершенного вида различаются не только категориальным значением, а и словоизменением и грамматической сочетаемостью. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении обладают возможностью образовывать все временные формы (делать – делал – делаю – буду делать) , они имеют полный набор временных форм причастий. У глаголов совершенного вида в изъявительном наклонении нет формы настоящего времени (сделать – сделал – сделаю) и причастий настоящего времени. Глаголы совершенного вида никогда не сочетаются с глаголами, обозначающими какую-либо фазу действия (начать, закончить, продолжить и др.) , и со словами и оборотами типа долго, часами, ежедневно и др.
Глаголы русского языка в своем большинстве противопоставлены друг другу по виду: они составляют видовые пары. Два глагола тождественные по своему лексическому значению, но различающиеся грамматическим значением совершенного и несовершенного вида объединяются видовую пару : писать – написать, делать – сделать.
Наиболее распространённым способом видообразования является суффиксальный.
Глаголы несовершенного видаобразуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов: -ива-, -ыва- (подклеить – подклеивать, расспросить – расспрашивать ), -ва-, -а-(-я) (дать – давать, запеть – запевать, решить – решать, спасти – спасать).
Глаголы совершенного видаобразуются отглаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ну- и -ану- : (толкать – толкнуть, колоть – кольнуть, сыпать – сыпануть) , приставок за-, на-, из-, с-, про-, о-, вы-, по-, раз- и др. (конспектировать – законспектировать, писать – написать, печь – испечь, делать – сделать, читать – прочитать, слабеть – ослабеть, лечить – вылечить, строить – построить и т. д.).
Но чаще всего приставки не только изменяют грамматическое значение вида, но и придают глаголу новое лексическое значение, такие глаголы не образуют видовой пары: читать – перечитать, отчитать, зачитать и т. д.
Глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: вырезАть – вЫрезать, насыпАть – насЫпать.
В некоторых случаях члены видовой пары могут выражаться глаголами с разными основами: брать – взять, искать – найти, говорить – сказать.
Далеко не все глаголы в русском языке могут образовывать видовые пары. Различия между глаголами, составляющими видовую пару должны сводиться лишь к разнице на указание внутреннего предела
Глаголы, которым свойственны значения только совершенного или только несовершенного вида, называются одновидовыми. Чаще всего это глаголы с ярко выраженным способом глагольного действия: быть, существовать, являться (несовершенный вид), сказануть, крикнуть, встрепенуться, поспать (совершенный вид)
Двувидовые глаголы посредством одной и той же формы выражают значения совершенного и несовершенного вида. Эти глаголы занимают особое место в видовой системе русского языка. Обратим внимание, важно не путать двувидовые глаголы с глаголами, имеющими видовые пары.
К двувидовым глаголам относятся: глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть): адресовать, организовать, конфисковать и др.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -е(ть), -и(ть): бежать, обещать, венчать, обещать, даровать, ранил и др.
Чаще всего двувидовость глаголов проявляется в формах прошедшего времени и инфинитива, но иногда не различаются и формы настоящего и будущего времени (казню, женю) . Значение того или другого вида выявляется в контексте. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).
Остались вопросы? Не знаете, как определить вид глагола?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Глагол – это самостоятельная часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действия, состояния и признаки, изменяющиеся со временем. Глаголы характеризуются прежде всего спряжением. Неспрягаемая форма глагола – это инфинитив. В русском языке форма инфинитива может быть любым членом предложения. Формальным показателем инфинитива являются формообразующие суффиксы (-ть/-ти/-чь). Спрягаемые формы в предложении бывают сказуемым или частью сказуемого. Глагол имеет также словоизменительные безличные формы причастий (употребление глагола в функции прилагательного) и деепричастий (употребление глагола в функции наречия).
Грамматическая категория – это совокупность элементов языка, объединенная грамматическим значением при обязательном наличии выражающего его грамматического способа. Среди грамматических категорий , которые могут сопутствовать глаголу, имеются категории, характеризующие действие, выражаемое глаголом (категория вида, времени), и категории, характеризующие отношение глагола к лицу или предмету, на которое распространяется действие (категория залога и переходности/непереходности), а также категория числа, как у имен, категория лица и некоторые другие.
- Категория лица . Сущность грамматической категории лица в том, что, с одной стороны, противопоставляются участники разговора (то, что выражается местоимениями первого и второго лица). Они противопоставляются не присутствующему при разговоре (то, что выражается местоимением третьего лица). В некоторых языках (в древних индоевропейских, в арабском) категория лица настолько четко выражается в системе форм словоизменения глагола, что употребление местоимений оказывается избыточным. Например, в арабском языке в глаголах прошедшего времени лицо, а также род и число действующего лица обозначают стандартные суффиксы глагола, а в настоящем и будущем времени – префиксы. С другой стороны, в ряде языков, к примеру в африканском языке хауса, грамматическая категория лица отсутствует (na zo «я пришел», kinz zo «ты пришел», mun zo «мы пришли»). Есть языки, в которых категория лица не является ведущей глагольной категорией. Так, в японском языке она выражается ограниченно: грамматически она необязательна и может выражаться лексически.
- Категория вида и категория времени . В языках, где нет отчетливого выражения категории вида и времени, есть видовременные показатели. Категория вида, активно развитая во многих языках, - это взгляд говорящего на характер протекания действия. В индоевропейских языках граммемы вида выражают завершенность или незавершенность действия, начало действия, одновременность или многократность действия. Видовые категории тесно переплетаются с категориями времени глагола. Если говорить о грамматическом значении категории времени, то основным содержанием временной глагольной формы в любом языке является соотнесенность с абсолютной системой отсчета лингвистического времени. Абсолютное время определяется соотношением действия с моментом речи (настоящее, прошедшее, будущее время).
- Категория наклонения выражает отношение содержания высказывания к действительности. Ее нет в китайском, индонезийском языках. В тех языках, в которых категория наклонения грамматически выражена, число граммем, входящих в ее состав, различно (в японском 6). Меняется состав граммем категории наклонения и в истории развития одного языка. Наиболее универсальными представляются изъявительное и повелительное наклонения. Изъявительное наклонение указывает на соответствие между содержанием высказываемого и действительностью; действие мыслится говорящим как реальное. В плане изъявительного наклонения противопоставляются все временные значения. Повелительное наклонение передает волеизъявление говорящего в целях побудить слушающего к определенному действию. В связи с этим повелительное наклонение практически ограничивается формами 2-го лица, противопоставленными по числу и в большей или меньшей мере дифференцированными по степени вежливости. Желательное наклонение в современных языках может рассматриваться как вариант повелительного. Основное значение условного наклонения – выражение действия, не совместимого с реальностью, т.е. действия нереального. Сослагательное наклонение передает отсутствие прямого соответствия содержания высказываемого действительности. Значение сослагательного наклонения – выражение допустимости действия. Это основное грамматическое значение сослагательного наклонения реализуется рядом вариантов модального значения: сомнение, неуверенность, возможность, опасение и т.д.
- Категория залога . Во всех языках находят выражение залоговые отношения, т.е. отношения действия к субъекту и объекту. Категория залога отличается от рассмотренных ранее тем, что выражение основной составляющей ее оппозиции (активность – пассивность) представлено не только в формах глагола, но и в структуре всего предложения. Таким образом, при выражении залоговых отношений речь идет о конструкциях, в которых глагол – лишь один из возможных участников выражения залоговых отношений. Актив – действие представлено как исходящее от носителя глагольного признака; субъект (производитель действия) выступает в роли подлежащего, находится в центре предложения. Пассив – действие представлено как направленное на носителя глагольного признака; в центре предложения в позиции подлежащего находится объект, испытывающий на себе действие, субъект же либо занимает периферийное положение, выступая в роли дополнения и представляя источник «воздействия со стороны, либо полностью устраняется. В современных языках наблюдается четкое противопоставление граммем «активность – пассивность». Действительный и страдательный залоги в ряде языков противопоставляются третьему залогу (тагальский язык). Семантические различия глаголов, определяющие залоговые дифференциации, формально не выражаются. На примере русского глагола видно, как основное залоговое противопоставление «активность – пассивность» сопряжено с лексико-синтаксической оппозицией «переходность – непереходность». Сложность залоговых отношений состоит в том, что для выражения их в языках не сложилась однородная система грамматических форм с определенными формальными показателями. Поэтому, например в русском языке, одна и та же форма на –ся может употребляться в различных залогах (страдательном и возвратном).
Тема 4.6.
Глагол как часть речи . Основные грамматические категории и формы глагола .
2.Виды глагола.
3.Переходные и непереходные глаголы.
4.Возвратные глаголы.
5.Наклонение глагола.
6.Время глагола.
7.Спряжение глаголов.
8.Безличные глаголы.
9.Мофологический разбор глагола.
Основные понятия и термины по теме : переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы, наклонение глагола, время глагола, спряжение глаголов, безличные глаголы.
https://pandia.ru/text/80/016/images/image002_12.png" width="55" height="215 src=">Изъявительное наклонение глагола
Например: смотрим, прибыл, приедут, будем писать
Условное наклонение глагола
Например: пошел бы, предложили бы
Повелительное наклонение глагола
Например: читай, читайте, отмерь, отрежь, живи, учись
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам:
1) глаголы светит, лежу - употреблены в форме настоящего времени,
2) глаголы пропели, погасил - в форме прошедшего времени;
3) глаголы узнаем, изучим, вырастем, поведем, будем помогать - употреблены в форме будущего времени.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем временах
Настоящее время
Лицо | Ед. ч | Мн. ч |
ты пишешь | вы пишете |
|
они пишут |
Будущее время
Глаголы, употребляемые в прошедшем времени - изменяются по числам и родам (в ед. числе):
Прошедшее время
Глагол имеет начальную форму , которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Инфинитив не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?
Например: ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь.
Глаголы в предложении являются сказуемыми . Неопределенная форма глагола может по разному проявляться в предложении. Инфинитив может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, определением или дополнением и даже обстоятельством.
Например:
Стану сказывать я сказки.
В данном случае – глагол - составное сказуемое.
Учиться - всегда пригодится.
А в этом случае - глагол – подлежащее.
Прошу вас подписать.
Здесь глагол служит дополнением.
Нетерпение дохать до Тифлиса овладело мною.
Здесь глагол играет роль определения.
Ребята побежали прятаться.
Здесь глагол играет роль обстоятельства.
Глаголы в неопределенной форме имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.
Виды глагола.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? А глаголы совершенного вида - что сделать?
Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат.
А вот глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия , на его конец или результат.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару .
Например:
объединить - объединять,
достигнуть - достигать .
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются разные способы:
Например: приставки - (ехать - уехать),
суффиксы (толкать - толкнуть).
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.
Например:
опоздать - опаздывать,
начать - начинать,
победить - побеждать.
Некоторые видовые пары представляют собой разные слова, имеют разные основы.
Например:
взять - брать,
сказать - говорить,
найти - искать.
Отдельные видовые пары могут различаться ударением.
Например:
разрезать - разрезать.
Переходные и непереходные глаголы.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными .
Например:
Люблю родную сторону.
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет : люблю (что?) - сторону.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже :
1) если при глаголе имеется отрицание:
Я написал (что?) письмо. - Я не написал (чего?) письма.
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на часть его: выпил (что?) воду - выпил (чего?) воды.
Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить (на лыжах), купаться (в море), претворять (в жизнь).
К непереходным относятся глаголы с суффиксом - ся (сь).
Возвратные глаголы.
Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными .
Например: учиться, встречаться, умываться.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными.
Например:
причесывать - причесываться,
купать - купаться
Другие глаголы могут быть только возвратными (без суффикса - ся они не употребляются).
Например:
смеяться, надеяться,
бороться, кланяться,
трудиться, стараться,
ложиться, гордиться,
оставаться, становиться.
Суффикс - ся бывает после согласных (удивляться, занимаешься ), а суффикс -сь - после гласных (встречаюсь, горжусь, удивляюсь ).
Наклонение глагола.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле.
Например:
строю, строил,
буду строить.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда отсекается.
Например:
видеть - вижу,
увидеть - увижу.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее (читаю, строим ), прошедшее (читал (-а), строили ) и будущее сложное (буду читать, будем строить ), а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее (прочитал(-а), построил(а) ) и будущее простое (прочитаю, построим ).
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Например:
сделал бы,
принес бы.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).
Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами:
Например:
Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам.
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу.
Например:
иди в школу,
идите в школу,
встань пораньше,
встаньте пораньше.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица: верь в себя.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
https://pandia.ru/text/80/016/images/image012_3.png" width="24" height="11 src="> Глаголы в форме прошедшего времени образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л-
строить - строил,
строила, строили.
Глаголы в неопределенной форме на -чь, -ти , -нуть (несовершенного вида) образуют формы прошедшего времени ед. числа мужского рода без суффикса - л-
Например:
беречь - берег (но берегла),
нести - нес (но несла).
От глагола идти прошедшее время шел, шла, шли .
От глагола найти прошедшее время нашел, нашла, нашли .
От глагола расти - рос, росла, росло, росли.
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (рассказал - рассказали ), а в единственном числе - по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.
Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи.
Например:
Увидишь, что это за человек! Ты сразу его полюбишь и подружишься с ним, голубчик!
Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного глаголов несовершенного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида: буду рисовать, буду стараться .
От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое (прочитаю ), от глаголов несовершенного вида - будущее время составное (буду читать ).
Форма будущего простого глагола совершенного вида образуется так же, как и форма настоящего времени: открою, откроешь, откроет, откроем, откроете, откроют .
В будущем простом глаголы имеют те же личные окончания, что и глаголы несовершенного вида в настоящем времени.
Спряжение глаголов.
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Окончания -у, - ю, - ешь (ёшь), - ишь, - eт (-ёт), - ит, - ем (ём), - им, - eтe (ёте), - ите, - ут, - ют, - aт, - ят называют личными окончаниями глагола.
По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе.
Отличие первого спряжения от второго.
Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме. Если у глагола безударное личное окончание, то нужно:
1) поставить глагол в неопределенную форму (работаете - работать, делают - делать );
2) определить, какая гласная стоит перед -ть.
При определении спряжения глагола неопределенную форму надо брать от того же вида, что и личная форма: выполняешь - выполнять (несов. вид), выполним - выполнить (сов. вид).
Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные:
лететь - вылететь (I спряжение), учить - выучить (II спряжение).
Глаголы хотеть, бежать изменяются по первому, а частично по второму спряжению. Поэтому они называются разноспрягаемыми. Особо спрягаются глаголы есть (кушать ) и дать.
Безличные глаголы.
Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными : смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, вечереет.
Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека .
Например:
Вот уже светает. Но мне не спится.
В предложениях безличные глаголы являются сказуемыми, при которых не может быть подлежащего.
Например:
Сегодня морозит; В лесу легко дышится; Мне нездоровится; Недаром говорится, что дело мастера боится.
Безличные глаголы употребляются:
а) в изъявительном наклонении и имеют одну форму для каждого времени: форму 3-го лица единственного числа (настоящего или будущего времени) и форму среднего рода единственного числа (прошедшего времени): нездоровится, будет нездоровиться, нездоровилось;
б) в условном наклонении также в одной форме: нездоровилось бы;
в) в неопределенной форме: нездоровиться.
Многие личные глаголы в предложении могут выступать в значении безличных. Ср.:
Пахнет весною. В этом предложении нет подлежащего, глагол пахнет употреблен в безличном значении. Свежее сено хорошо пахнет.
Морфологический разбор глагола.
План разбора
I. Часть речи. Общее значение. Вопрос.
II. Начальная форма (неопределенная форма).
Морфологические признаки:
1. Постоянные признаки:
б) спряжение,
в) переходность.
2. Непостоянные признаки:
а) наклонение,
в) время (если есть),
г) лицо (если есть),
д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Будущее принадлежит людям честного труда (М. Горький).
Устный разбор
Принадлежит - глагол.
Во-первых, обозначает действие предмета и отвечает на вопрос (что делает?).
Во-вторых, начальная форма - принадлежать; имеет постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, непереходный, II спряжение.
Здесь употреблен в изъявительном наклонении, в единственном числе, в настоящем времени, в 3-м лице - это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является сказуемым.
Письменный разбор
Принадлежит - глагол, так как:
I. Обозначает действие предмета (что делает?).
II. Н. ф. - принадлежать. Пост. - несов. вида, неперех., II спр.; непост. - в изъявит, накл., в ед. ч., в 3-м л.
III. Будущее (что делает?) принадлежит .
Задания для самостоятельного выполнения
1. Найдите в предложениях глаголы и разберите их по плану:
1) неопределенная форма;
2) постоянные признаки (вид, спряжение, переходный/непереходный, наклонение);
3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.
1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! ().
2. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. ().
3. «Ты бы не читал, а спал», - заботливо советовал он. (М. Горький).
2. Распределите глаголы на три группы:
1) несовершенного вида;
2) совершенного вида;
3) двувидовые.
Собирать, ринуться, преследовать, пообещать, сдать, использовать, собрать, подписать, подражать, организовать, перекричать, звать, механизировать, вертеть, опротиветь, наскучит, состязаться, реорганизовать, грянуть, состоять, отгрузить, гарантировать, понадобиться.
3. Распределите глаголы на две группы:
1) I спряжения;
2) II спряжения.
Около каждого глагола укажите форму 3 –го лица множественного числа настоящего (будущего простого) времени. Расставьте ударения.
Образец:
I спряжение II спряжение
колоть – кОлют коптить - коптЯт
Брезжить, видеть, написать, светиться, приставить, молоть, хотеть, стукнуть, ходить строить, воротить, жалеть, стелить, судить, сеять, жалить, платить, носить, поискать, сыпать, слышать, дремать, сыскать, пожинать, обидеть, навеять, обезуметь, угаснуть.
4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Что было, то вид…м, что будет, то увид…м.
2. Где стро…шь, тут и ро…шь.
3. Не по словам суд…, а по делам.
4. Работа и корм…т, и уч…т.
5. Конь вырв…тся – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь.
6. Бездонной кадки водою не наполн…шь.
7. Пожале…шь лычка – не увяж…шь и ремешком.
8. Пустая мельница и без ветра мел…т.
9. Правда глаза кол…т.
10 Потерянного времени не ворот…шь.
11. Одной рукой и узла не завяж…шь.
12. Пашню паш..т – руками не маш…т.
13. Ноги нос…т, а руки корм…т.
5. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени. Расставьте ударения.
1. Бить, дуть, жать, класть, красть, крыть, мыть, мять, пасть, ржать.
2. Быть, взять, вить, внять, врать, гнать, дать, драть, жить, звать, лить, пить, плыть, рвать, слать, снять, спать.
3. Дожить, донять, задать, замереть, занять, запереть, нажить, нанять, начать, отнять, отпить, подать, поднять, понять, прибыть, придать, принять, продать, прожить, проклясть, пролить, убыть, умереть.
6. Подготовка доклада на тему: «Синонимия глагольных форм в художественном тексте».
Вопросы для самоконтроля:
1. Глагол. Грамматические категории, роль в предложении.
2. Три времени глагола. Как определить время глагола? Как изменяется глагол в прошедшем времени?
3. Что такое неопределенная форма глагола (инфинитив)?
4. Что называется спряжением глаголов? Как определить лицо и число глаголов?
5. Какие глаголы относятся к первому, второму спряжению?
6. Как спрягаются глаголы в будущем времени?
7. Какие безударные окончания имеют глаголы первого и второго спряжения? Как определить спряжение глаголов с личными окончаниями?
8. Как определить безударное окончание глагола?
9. Назови глаголы-исключения, которые относятся ко второму спряжению.
10. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
11. Как определить, какой суффикс пишется перед суффиксом - л - в глаголах прошедшего времени?
12. Вид глаголов. Глаголы какого вида не имеют настоящего времени?
Глагол. Глагольные формы.
1. Общая характеристика глагола как части речи.
2. Основные формы глагола (спрягаемые/неспрягаемые). Проблема объема глагольной парадигмы.
3. Основы глагольного слова.
5. Спряжение глагола.
табл.1. Основные формы глагола
табл.2. Основы глагольного слова
основа инфинитива (= основа прошедшего времени) | основа настоящего (НСВ)/ будущего простого времени (СВ) |
выделяется путем отсечения суффикса -ть-/-ти - реша-ть, реши-ть | выделяется путем отсечения окончания у форм 3л.мн.ч. делај-ут, рисуј-ут, вывед-ут |
от этой основы образуются следующие формы: 1. форма инфинитива реша-ть, реши-ть, 2. прошедшего времени реша-л, реши-л 3. сослагательного наклонения решал бы, сделал бы 4. причастия прошедшего времени реша-вш-ий, реши-вш-ий, реш- енн-ый 5. деепричастия совершенного вида реши-в | от этой основы образуются следующие формы: 1. настоящего или будущего простого времени реша-ют, реш-ат 2. повелительного наклонения решай-Ø, реш-и 3. причастий настоящего времени реша-ющ-ий, реша-ем-ый, 4. деепричастий несовершенного вида реша-я |
табл.3.Система глаголов с учетом их вида
одновидовые глаголы не имеют соотносительных глаголов другого вида. | видовые пары Видовую парусоставляют два глагола, имеющих тождественное лексическое значение, но различающиеся грамматическим значением вида. | двувидовые глаголы Глаголы, которые в зависимости от контекста употребляются то в совершенном виде, то в несовершенном виде | |
соверш. вида | несоверш. вида | ||
ринуться, хлынуть, взреветь, очутиться, опомниться | преобладать, расхаживать, обитать, отсутствовать | делать–сделать, переделать-переделывать вырастить-выращивать прыгать-прыгнуть рассыпать-рассыпáть прыгать-прыгнуть говорить-сказать | казнить, велеть, женить, крестить, ранить, венчать, молвить + атаковать, телеграфировать, поляризировать, электрифицировать |
табл.4. Система глаголов с учетом их залоговых значений
двузалоговые глаголы | однозалоговые глаголы | |
действительный залог | страдательный залог | |
Глаголы, употребляющиеся в активной конструкции, имеют значение действительного залога: Преподаватель читает лекцию. Дети возвращаются домой. Девочкаидет домой. Значение действительного залога могут иметь как переходные глаголы, так и непереходные глаголы | Глаголы, употребляющиеся в пассивной конструкции, имеют значение страдательного залога: Лекция читается (НСВ) преподавателем Девочка любима (НСВ) всеми Лекция прочитана (СВ) преподавателем Значение страдательного залога могут иметь только переходные глаголы | Глаголы, которые не выражают залогового противопоставления. Они не могут формировать пассивных конструкций и относятся к действительному залогу. Эти глаголы могут быть переходными (редко)смешить, класть, благодарить непереходнымизакричать, пойти возвратными радоваться, кусаться, смеяться |
табл.5.Основные значения личных форм
лицо | форма | значения форм | |
1 л. ед.ч. | говор-ю леж-у | субъектом действия является говорящий (действие совершает говорящий) | собственно-личные значения |
2 л. ед.ч. | говор-ишь леж-ишь | субъектом действия является собеседник | |
3 л. ед.ч. | говорит лежит | субъектом действия является лицо или предмет, о которых идет речь | предметно-личные значения |
1 л. мн.ч. | говорим лежим | субъектами действия являются говорящий и другие | собственно-личные значения |
2 л. мн.ч. | говорите лежите | субъектами действия являются собеседники | |
3 л. мн.ч. | говорят лежат | субъектами действия являются лица или предметы, о которых идет речь | предметно-личные значения |
В большинстве языков глаголы состоят из собственно глаголов и вербойдов (они совмещают свойства глаголов и других частей речи).
Глагол обозначает действие, выражает признак динамический, признак, связанный с говорящим лицом.
Синтаксическая функция – быть сказуемым.
Глагол включает в себя такие категории, как:
Категория времени – традиционно выделяли три времени. Есть времена абсолютные (настоящее, будущее) и есть относительные (будущее в прошедшем). Служит для локализации во времени того действия, которое обозначено глаголом, выражает отношение между временем действия и временем высказывания.
Залог – залог активен, если подлежащее соответствует агенсу, страдательный – если подлежащее испытывает действие со стороны, то есть является пациенсом (Агенс – подлежащее соответствует действующему лицу. Пациенс – залог, когда действие испытывает действие на себе).
№42. Типологическое языкознание. Понятие и виды языковых универсалий На основе корпоративистики-классификация языков по родственным связям(генеологическая). ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ-основана на сходстве сироения.СХОДНЫЕ ПО СТРОЕНИЮ ЯЗЫКИ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В ОБЩИЕ ТИПЫ.Никакого значения родство не имеет. Типологическое языкознание имеет дело с родственными и неродственными языками. ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ-теоретическая дисциплина.СФЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ ШИРОКИ: 1.В ДИДАКТИКЕ-в методе изучения иностранных языков. 2.ПРИ СОЗДАНИИ ПИСЬМЕННОСТИ БЕСПИСЬМЕННЫХ ЯЗЫКОВ.Есть соотношение между типом языка и типом письменности,который ему соответствует. 3.ПРИ РАЗНОГО РОДА ДОШИФРОВКАХ(неизвестных языков в неизвестных текстах) 4.ИНФОРМАЦИЯ об устройствах языка включается в лексико-графических статьях-СЛОВАРЯХ. 5.В ТЕХНИКЕ МАШИННОГО ПЕРЕВОДА.ЯЗЫК-ЭТАЛОН,ЯЗЫК-ПОСРЕДНИК-создается искусственным путем.Зная соотношение между языком-посредником с данным языком можно осуществить перевод на несколько языков. МЕТАЯЗЫК-на который мы опираемся,описывая какой-либо другой национальный язык.МЕТАЯЗЫК-язык ОПИСАНИЯ.Это может быть реальный язык(Латынь),может быть искусственный язык-ПРАЯЗЫК. Но в основе типологического языкознания-теоретическая дисциплина. ЕЕ ЗАДАЧИ: 1.ПОНЯТИЕ УНИВЕРСАЛИЙ,УСТАНОВЛЕНИЕ УНИВЕРСАЛИЙ-ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ,ПРИСУЩИХ ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ,ЛИБО-ПОДАВЛЯЮЩЕМУ БОЛЬШИНСТВУ,ЛИБО-ОПРЕДЕЛЕННЫМ ГРУППАМ ЯЗЫКОВ. УНИВЕРСОЛОГИЯ-один из разделов типологического языкознания. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ-когда мы сравниваем между собой языки. СЕМИОТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ-когда сравнивают язык с другими знаковыми системами. ИЗБЫТОЧНОСТЬ ЯЗЫКА-50% по сравнению с другими знаковыми системами. СОБСТВЕННО-ЯЗЫКОВЫЕ УНИВЕРСАЛИИ(в результате сравнения между собой языков): 1.ФОНЕТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ.а)Согласные,гласные.б)Согласные-твердые-мягкие,глухие-звонкие. 2.ГРАММАТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ.Пример:Во всех языках мира существуют личные местоимения и они у всех изменяются по лицам. Если есть в языке СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ,т о есть и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. 3.СЕМАНТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЗНАЧЕНИ!. 1)МЕТАФОРА-значение переносится с одного предмета на другой.Во всех языках мира метафора-перенос.("Кричащие краски") 2)Простые универсалии.(а),Сложные универсалии(б). (а)-констатирует явление,наличие какой-либо характеристики. (б)Связывает 2 лингвистические особенности.По наличию одной,можно предсказывать другую. ИМПЛИКАЦИОННАЯ УНИВЕРСАЛИЯ. Если есть в языке явление"А",то обязательно будет явление"В"Если есть в языке явление рода или падежа-то будет и категория числа.Зависимость 2-х явлений-ОДНОНАПРАВЛЕННАЯ.Если есть "А",то есть-"В",но это не значит,что если есть "В",то есть и "А". УНИВЕРСАЛИИ ВЫДЕЛЯЮТ ПО ХАРАКТЕРУ УТВЕРЖДЕНИЙ: 1.АБСОЛЮТНЫЕ(полные) 2.СТАТИСТИЧЕСКИЕ(неполные) (1)Имеется во всех языках мира,без исключения: -во всех языках есть имена СОБСТВЕННЫЕ; -есть ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ; -ОСНОВНАЯ единица-ПРЕДЛОЖЕНИЕ. (2)СТАТИСТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ.Знают единичные случаи исключений.Они не умаляют значение статистических универсалий. В подавляющем большинстве языков-2 гласных звука.Исключение составляют 2 языка-ОБОДИНСКИЙ(ОБОЗИНСКИЙ????-уточнить)-один из языков австралийских аборигенов-АРАНТА.Там имеются по одному гласному звуку. УНИВЕРСАЛИИ:1.КОЛДИЧЕСТВЕННЫЕ.2.НЕКОЛИЧЕСТВЕННЫЕ. В большинстве языков количество фонем находится в пределах от 10 до 70 фонем.Максимальное количество фонем-85.Больше 85-нет..Количество универсалий-по количеству фонем. Выявление универсалий-универсалогия.Выделяют раздел-ХАРАКТЕРОЛОГИЯ.Впервые-в работах пражской школы.В центре внимания лингвистов-особенности конкретного языка-ЛЕВИ.
№43. Особенности и соотношение устной и письменной форм языка. Происхождение, развитие и основные типы письма.
Письмо – средство передачи информации с помощью начертательных знаков. Первые виды письменности ориентированы на передачу смысла. Большинство современных языков ориентированы на звучание. До возникновения письменности существовали другие виды передачи информации. Использовалась способность предметов символизировать различные понятия. Примером такого предметного письма может служить письмо скифов, отправленное Дарию, которое включало мышь, лягушку, стрелы. Когда нельзя было передать информацию с помощью предметного письма использовалось символическое письмо. Их фонетическое звучание было похоже на то, которое надо было передать.
Существовали и узелковые письма. Пример: узелковое письмо инков. Они являются своего рода условными знаками. Письмо инков представляло собой некий шнур, к которому крепились дополнительные шнуры, по форме узла и цвету, можно было понять, что стоит за посланием. Белый цвет – благополучие, красный – войну, черный – смерть. Узелковое письмо инков получило название кипу. О значении и форме узла племена договаривались заранее. Подобное письмо существовало и в Китае, эта даже была особая профессия – вязатель узлов. Эта каста была довольно привилегированная. Существовали и вампум – ракушки, к котором крепились другие предметы.
В наши дни мы тоже можем встретить примеры таких писем: дамские туфли на витрине и т.д. Предметное письмо послужило основой появления пиктографии или рисуночного письма. Примеры пиктограмм известны со времен неолита. Значение пиктографии в том, что письмо отрывается от конкретного предмета. Пиктография схожа с живописью, разница в их назначении. Письмо появляется тогда, когда мы можем сказать, какая единица языка стоит за графическим значком.
Любая система письма характеризуется постоянным набором графических знаков.
Виды письма:
идеографическое письмо (словесное)
слоговое письмо
звукобуквенное (алфавитное)
консонантное
констонантно-вокалическое
Письмо - дополнительное к устному средство общения. Письмо - вторичный способ общения, появилось после языка. Передача графическими средствами языка с его грамматикой и фонетикой – поздний этап развития письма. Сначала были послания, например, символическая (условная) сигнализация (вещи как условные знаки, об их смысле договаривались заранее. Затем развилось начертательное письмо (для общения использовались графические знаки).
Этапы развития начертательного письма:
Пиктография (письмо схематическими рисунками)
Идиография (письмо понятиями)
Иероглифы (рисунки превращаются в условные значки)
Фонография (письмо передают грамматику и фонетику, первый этап развития фонографии – слоговой. Развитие фонографии привело к созданию греческого алфавита, первого буквенно-звукового алфавита).
№44. Грамматические категории имени.
Единство той или иной категории обусловлено не способом выражения,а общим грамматическим значением.Так формы существительных:столу,стене,пути,хотя и имеют разное оформление аффикса:-у,-э,-и,т.е.разную грамматическую форму,но объединены общим значением дательного падежасуществительного.
Категории в грамматике могут быть более широкие,например,части речи,и более узкие,например явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в существительных-категория числа,грамматические категории собирательности,абстрактности,вещественности и т.д.,в пределах глагола-категории залога,вида и т.д.Термины грамматическая форма и грамматическая категория не следует смешивать.
Количество однородных категорий очень различно в разных языках;например,в языках,имеющих склонение,количество падежей может колебаться от трех(арабский),четырех(немецкий),шести(русский)до пятнадцати(эстонский).
Несоответствие грамматических категорий в разных языках-лучшее свидетельство специфичности подбора грамматических категорий в каждом языке.(Например,категория определенности и неопределенности,очень существенная для грамматики романно-германских языков,выраженная в этих языках различием определенных и неопределенных артиклей,отсутствует в русском языке,но это не значит,что русские не могут иметь в сознании этих значений,-они только выражают их обычно лексически,т.е.особыми словами,например местоимениями этот,тот и т.д.8).
Разные слова могут иметь несколько значений: грамматическая категория – понятие более глобальное.
Двучленные, трехчленные (русский язык): грамматическое значение мужского рода противопоставляется грамматическому значению женского рода и среднего и т.д.
Части речи – наиболее общие классы слов, их лесикограмматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями и синтаксическими функциями.
В древне-римской традиции частями речи называли то, что мы называем частями предложения. Они отождествлялись с логическими категориями. Количество частей речи, которые выделяет современная лингвистика различно (от 4 до 14). Мотивируют они тем, что эти части речи могут передавать такие значения, как предметность, процессуальность и признаковость.
Среди знаменательных (существительное, прилагательное, глагол, наречие) выделяют назывные и заместительные (местоимения, местоименные наречия, междометия). Служебные: предлоги, послелоги, союзы, артикли, частицы. Во флективных языках вопрос о частях речи остается дискуссионной.
Грамматическая форма – все материальное в слове, которое осознается в грамматическом аспекте. Грамматическая форма двумерна, как любой грамматический знак. Одно означаемое может иметь несколько означающих и наоборот.
№45. Понятие и типы языковой ситуации. В многоязычных странах(полиэтнических) складывается ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ.На ее формирование влияют: 1.Количество языков в стране. 2.Функции,которые выполняют данные языки. 3.Количество говорящих на этих языках. 4.Престижность того или иного языка. ПОД ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИЕЙ понимается функциональная общность языков или форм одного языка,которые обслуживают какой-либо этнос. Формы языка-литературная форма,диалекты и т.д. При определении языковой ситуации выясняется-какие функции выполняют те или иные языки,количество языков.:1.Одноязычность или многоязычность языковой ситуации.2.Сбалансированность и несбалансированность.(2)-какие функции.Если функции,которые выполняют различные языки будут одними и теми же-СБАЛАНСИРОВАННАЯ ситуация..Если одни языки-все функции,а др.-нет-то НЕСБАЛАНСИРОВАННАЯ ситуация. Существует 4 типа языковой ситуации: 1.Одноязычная сбалансированная. 2.Одноязычная несбалансированная. 3.Многоязычная сбалансированная. 4.Многоязычная несбалансированная (1)-только один язык,все формы одного и того же языка выполняют все функции.В современном мире такой ситуации быть не может.Когда литературный язык становится доступным-он выполняет все функции.Все остальные формы выполняют функции речевого общения.Это было возможно в ФЕОДАЛЬНУЮ эпоху. (2)-возможна в однонациональных,одноязычных странах-ДАНИЯ.Наряду с литературным,в Дании еще 3 диалекта.Функции различны (3)Многоязычная сбалансированная.Несколько языков,одна и та же функция.ШВЕЙЦАРИЯ.(ретороманский,французский,итальянский,немецкий-4 государственных языка).Все законодательные акты и документы составляются на всех 4-х языках.Они выполняют одни и те же функции. БИЛИНГВИЗМ.-разновидность(3). Билингвизм-владение 2-мя языками.ДИГЛОССИЯ-владение 2-мя формами одного и того же языка(литературный+диалект) ПОЛУЯЗЫЧИЕ-СУРЖИК,ТРОСЯНКА-смесь русского с украинским.Когда носитель А оторвался от своего языка,поехал в средуВ.Он забывает свой родной язык(Суржик,тросянка). ДВУЯЗЫЧИЕПример гос.политики-ФИНЛЯНДИЯ.2 государственных языка(финский,шведский)Абсолютно равноправны.Оба языка преподаются в школе.На этих 2-х языках-все государственные акты,ср-ва массовой информации-на обоих языках.В Высшей школе студент может выбрать себе язык обучения. КАНАДА и БЕЛЬГИЯ-2 государственных языка.КАНАДА-английский,французский.БЕЛЬГИЯ-.французский,фламандский. В Канаде более престижным языком является английский.Уровень обеспеченности выше.В Бельгии.франкоязычное население пыталось отделиться. БИЛИНГВИЗМ:1.Координативный.2.Субординативный. (1)Человек в равной мере владеет 2-мя языками. (2)Формируется искусственным образом.Человек изучает кроме родного -еще один язык. БИЛИНГВИЗМ:1.Перцептивный.2.Репродуктивный.3.Продуктивный. (1)Человек понимает тексты иностранного языка,но не может воспроизвести или создать самостоятельно.Обычно бывает,когда человек самостоятельно изучает язык по пособиям. (2)Человек не только понимает,но может воспроизвести прочитанный текст. (3)Когда человек понимает,может повторить сам может создавать тексты на иностранном языке. (4)Многоязычная несбалансированная ситуация.Несколько языков,они выполняют различный набор функций.Типичный пример-РОССИЯ.-страна многонациональная и многоязычная.Не может многонациональное многоязычное государство существовать,как единое целое,если не будет языка межнационального общения.Таким языком является РУССКИЙ.Это-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК,язык межнационального общения.В термине государственного языка некоторые лингвисты видят намек на принуждение.Этот язык выполняет,как минимум,на 1 функцию больше,т.к. он-межнациональный язык.В ТАТАРСТАНЕ-татарский государственный.В КАЗАХСТАНЕ-Казахский.Все они выполняют на одну функцию меньше,чем РУССКИЙ.В каждой республике может быть 2 языка.Все равно-ИЕРАРХИЯ.
№46. Понятие частей речи и принципы их выделения. Части речи в языках различных типов.
Части речи – наиболее общие классы слов, их лесикограмматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями и синтаксическими функциями. В древне-римской традиции частями речи называли то, что мы называем частями предложения. Они отождествлялись с логическими категориями. Количество частей речи, которые выделяет современная лингвистика различно (от 4 до 14). Мотивируют они тем, что эти части речи могут передавать такие значения, как предметность, процессуальность и признаковость.
Все слова подразделяются на два основных класса: знаменательные и служебные:
Среди знаменательных (существительное, прилагательное, глагол, наречие) выделяют назывные и заместительные (местоимения, местоименные наречия, междометия). Служебные: предлоги, послелоги, союзы, артикли, частицы. Во флективных языках (в русском и многих других индоевропейских языках, характеризующуюся наличием окончаний) вопрос о частях речи остается дискуссионной.
Ф. Ф. Фортунатов (1848-1914), а затем его ученики, представители так называемого формального направления, разработали классификацию слов русского языка, построенную на учете одних только синтетических, различающихся окончаниями «форм словоизменения». Эта классификация не принимала во внимание сложных, аналитических форм, случаев косвенного выражения грамматического значения, а главное смысловых и синтаксических функций частей речи.
Более перспективный путь решения проблемы наметил Л. В. Щерба, подчеркнувший, что в языке «форма и значение неразрывно связаны друг с другом: нельзя говорить о знаке, не констатируя, что он что-то значит
Части речи в языках различных типов.
Наиболее общими и необходимыми в грамматике каждого языка категориями являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка.
Впервые стройную схему частей речи применительно к своему языку установили греческие александрийские ученые (II в. до н. э. в г. Александрии); с небольшим изменением эту схему повторили римляне применительно к латинскому языку. Благодаря роли латинского языка для культуры средневековья эта античная схема стала применяться и для описания грамматики новых европейских языков, а позднее и колониальных, что до наших дней сохранилось в школьных грамматиках, где грамматические категории разных языков стараются втиснуть в заранее выбранную античную схему, не считаясь с реальными различиями, которые имеются в различных языках. Отдельные части речи определяются из лексического, а не грамматического значения.
Части речи образуют в каждом языке взаимосвязанную расчлененную систему, где связи разных частей речи различны, поэтому выстраивать все части речи в один безразличный ряд неправильно: один вопрос - это о соотношении глаголов и разного рода именных слов в пределах знаменательных слов, другой - о соотношении друг с другом служебных слов, противопоставленных грамматически в целом словам знаменательным (поэтому, например, предлог не соотносителен с глаголом, местоимения же, наоборот, соотносятся с разными разрядами знаменательных слов; совершенно отдельно стоят междометия; особая роль у числительных и т. д.).
Привычная схема частей речи в русском и других европейских языках не годится для многих языков Азии и Африки
Так, например, в китайском языке то, что мы в языках европейских определяем как прилагательные и глаголы определяется более широким понятием предикативом. Общая схема частей речи в китайском языке может быть показана в следующем виде:
I. Имя Существительное, Числительное
II. Предикатив 1. Прилагательное 2. Глагол 3. Наречие
Тем самым части речи - это грамматические категории (а не лексические или лексико-грамматические), состав и расположение которых в каждом языке особые, и определяются они совокупностью морфологических и синтаксических отличий и возможностей, а отнюдь не своими лексическими свойствами
Имя существительное - выражает грамматическое значение предметности.
Первичные синтаксические функции существительного - функции подлежащего и дополнения. Типичными грамматическими категориями существительного являются падеж и число.
Категория падежа выражается с помощью аффиксов либо с помощью аналитических средств - предлогов (или послелогов) и порядка слов. Система аффиксального выражения падежа может состоять всего из двух членов (например, в английских существительных: общий падеж с нулевой флексией - притяжательный падеж с флексией -s), а может и вовсе отсутствовать.
Категория числа составляет количественные отношения, отраженные сознанием человека и формами языка. В языках мира кроме единственного и множественного встречается двойственное, иногда тройственное число, множественное небольшого количества, собирательное множественное и т. д.
Из других грамматических категорий существительного широко распространена категория определенности/неопределенности (обычно выражаемая артиклем, который может быть служебным словом, как в английском, французском, немецком, древнем и современном греческом, арабском, или же аффиксом - как определенный артикль скандинавских языков, румынского, болгарского, албанского).
Имя числительное . Грамматическое значение числительного - значение количества, представляемого как количество чего-то (пять столов, пять чувств) или же как абстрактное число (пятью пять - двадцать пять); как точно определяемое количество или как количество неопределенное (много, мало столов). Называя количество предметов, числительные вступают в сочетание с существительными, объединяясь с ними той или иной формальной связью.
Предикатив (категория состояния, безлично-предикативные слова, cлова состояния, предикативные слова, предикативные наречия) - слова, обозначающие статическое состояние и выступающие в функции сказуемого(предиката)безличного предложения. Термин «предикатив» был введён чешскими лингвистами во второй половине XX века и применялся к той группе слов, которая в русской лингвистической литературе ранее получила название «категория состояния».К предикативам относятсяслова(или, реже, формы слов) разных частей речи, но не во всех своих лексических значениях, а только в тех из них, которые закреплены за употреблением этих слов в функции сказуемого. Категория состояния некоторыми лингвистами рассматривается как особаячасть речи.Любое составноесказуемое(то есть выраженное не просто однимглаголом) имеет глагольную часть и именную (то есть предикатив).
Имя прилагательное - выражает грамматическое значение качества или свойства, называемого не отвлеченно, само по себе, а как признак, данный в чем-то, в каком-то предмете: не белизна, а белое что-то, белый (снег, или хлеб, или мел - вообще какой-то предмет, который мог бы быть обозначен существительным мужского рода) или белая (шаль, стена и т. д.- вообще какой-то предмет, обозначенный существительным женского рода) и т. д. Будучи употребленным без существительного, прилагательное само становится названием предмета (по одному из его признаков), т. е. существительным (ср. слепой старик и слепой), либо названием свойства в отвлечении от носителя, Грамматическая подчиненность прилагательного существительному проявляется в одних языках в его согласовании с существительным, в других - в его линейной позиции в составе атрибутивной группы перед существительным (например, в английском языке между артиклем и существительным) или, напротив, после него.
Глагол - в большинстве языков состоит из двух рядов образований: из собственно глагола, например читаю, читал, читай, читал бы, и так называемых вербоидов, например читать, читающий, читанный, читая, совмещающих признаки глагола с признаками некоторых других частей речи.Глагол выражает грамматическое значение действия, т. е. признака динамического, протекающего во времени.В русском языке глаголы имеют постоянные и непостоянные признаки. Непостоянные признаки: Наклонение. Время. Род (кроме настоящего и будущего времени). Лицо. Число.В современном русском языкеначальной (словарной) формой глагола считаетсяинфинитив. Постоянные признаки: категориявида(несоверше́нный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия (отвечает на вопрос что делать?) (рисовать, петь), соверше́нный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос что сделать?) (нарисовать, спеть).
Наречие по его грамматическому значению определяют как «признак признака». Так, в очень сладкий виноград, снаружи красивый дом, поезд шел быстро, существительные называют предметы, прилагательные и глаголы - признаки предметов (данные - сладкий, красивый или возникающие - шел, накаляется), а наречия - признаки этих признаков. Наречия функционируют в предложении как обстоятельства, относимые к глаголу, к прилагательному, к неглагольным предикативам (он спозаранку начекуДля наречия характерно отсутствие каких-либо грамматических категорий (и соответствующего им формообразования), кроме категории степеней сравнения (у качественных наречий).
Указательно-заместительные слова, т. е. традиционные местоимения иместоименные наречия , образуют особую систему, параллельную системе назывных частей речи.
Служебные слова предлоги (или послелоги), артикли, вспомогательные глаголы, слова степени (англ. more, most; фр. plus и т. д.), частицы типа русск. бы и т. д. К ним же примыкают и служебные слова, оформляющие аналитические лексемы, например возвратное местоимение ряда языков как составная часть некоторых глаголов. Синтаксические служебные слова обслуживают словосочетания и предложения.
№47. исторические формы существования языка
3 исторических формы языка:
Родоплеменные диалекты
Основной организацией человеческого общества в его первобытной форе был род – объединяющий в течение длительного времени группу кровных родственников разных поколений, которые пользовались одним языком. Более крупная единица – племя – состояло из разных родов, не характеризовалось общностью языка для всех его членов.
Особенность:
Дробность (высокое количество родоплеменных диалектов, при меньшем количестве их носителей)
Изменчивость (вызвана отсутствием письменности). В ходе войн, завоеватели навязывали свой язык, то есть оказывали влияние, миграции, табуирования (имена вождей и пр), то есть вместо настоящих имен вводились эффемизмы (замена)
Человеческий язык существует в виде мелких, сходных диалектов. Постепенно начинается процесс интеграции племен, что приводит к смешению диалектов, которое называется КОЙНЭ – это результат слияния нескольких диалектов.
3 вида древних КОЙНЭ:
Поэтические
Обиходно-бытовые
Народные
Языки первых государств – племенные диалекты.
Восточные деспотии (вавилонская, древнеперсидская), афинское, римское государства – конгломераты народов и языков. Античной культуре было свойственно единоязычие, в Риме так же преобладал латинский язык.
С появлением новых государств, стали появляться новые народности и новые языки.
Появилась потребность записать устные знания, так появилась письменность и таким образом, появляются первые литературные языки, но они были языками завоевателей, не родными.
В феодальный период образуются языки народностей.
В раннем средневековье возникают империи. Пестрые по своему составу – племенному и языковому. Складываются поместно-территориальные диалекты из разных подплеменных наречий. Эти диалекты-наречия служили разговорным языком, особым для каждого удела. Но для госуд. нужд требовался общий наддиалектный язык. В качестве такого литературного языка использовались мертвые, закрепленные письменностью языки: язык Корана (арабский), классич. латынь, старославянский.