Холотропное дыхание: описание метода и инструкция по самостоятельному выполнению. Холотропное дыхание
В наш век компьютерной техники, современных технологий и научно-технического прогресса серьёзно встал вопрос о психическом и духовном здоровье людей. В конце XX века мы встречаемся с широким набором психотерапевтических практик на основе “расширения сознания”, обещающих исцеление от различных болезней, оздоровление, личностный рост и развитие творческих способностей. Одной из таких практик является широко рекламируемая холотропная терапия. Что представляет собой эта практика?
Понятие о холотропных состояниях сознания
и холотропной терапии
В 70-х годах XX века благодаря трудам Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение “Свободное дыхание” (Free Breathing). Все применяемые психотехники основаны на вызове изменённых состояний сознания посредством гипервентиляции. С. Гроф совместно с супругой Кристиной в 1975 г. оформили методику новой техники, получившей название холотропной терапии (холотропного дыхания). Данный вид терапии способствует возникновению так называемых холотропных состояний. Словохолотропный буквально означает ‘обращённый к цельности’ или ‘движущийся к целостности’. С. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно глубоко и основательно, но не становится сильно повреждённым и ослабленным .
Теоретически методика холотропного дыхания основана на данных психоделических исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Холотропные состояния сознания могут вызываться целым рядом психотехник древних и туземных (шаманских) культур. Элементы техник для достижения этих состояний существуют в пранаяме - древнеиндийской науке дыхания, а также входят в упражнения кундалини йоги, сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитаций. С. Гроф акцентирует: “…веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания” .
При проведении сеанса холотропного дыхания используют простые средства: осознанное управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, целенаправленную работу с телом, рисование мандал и др. С. Гроф пишет: “…важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей” . Он подчёркивает, что использование холотропных состояний является новейшей разработкой (курсив наш - и. М .) в западной психиатрии.
Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению “бессознательного” и “сверхсознательного” в психике человека. С. Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений; обнаруживать память других “воплощений”, встречаться с архетипическими образами, общаться с “бесплотными существами” и посещать бесчисленные мифологические ландшафты.
Практика холотропной терапии
В Москве практикой проведения сеансов холотропного дыхания занимается ряд психологов и энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке подобных “специалистов” является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков.
Сеансы холотропного дыхания предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4) гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6) рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний.
Во время подготовительного этапа все желающие участвовать в сеансе заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает эти анкеты, на основании чего индивидуально решает вопрос о допуске к участию в сеансе каждого кандидата. Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся памятка “холонавта” (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает участникам об исключительной роли холотропного дыхания, о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о перспективах личного роста. Разминочный этап и гонг-медитация обычно проводятся “специалистами” из центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный процесс дыхания длится не менее одного часа и выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Методология проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает наличие закрытого изолированного помещения с целью эффективного воздействия музыкальной вибрации, пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса дыхания все участники в обязательном порядке рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством ведущего тренинг.
С православных позиций методология хлотропного дыхания может характеризоваться следующим образом.
Во-первых, составляющие элементы холотропной сессии - работа с телом - кундалини сиддха йога, гонг-медитация, тантра и шаманизм являются оккультными практиками. Особенно деструктивный аспект связан с “пробуждением энергии кундалини”. Согласно учению древних индийских йогов, кундалини (“свёрнутая кольцом”) - это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком, или энергетическом теле - некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое.
По утверждению ряда авторов, сила кундалини в своей основе является положительной и созидательной, но на первых этапах её прохождения возникает стресс, который может вызвать серьёзные психические расстройства (курсив наш - и. М .). При движении энергии происходит раскрытие чакр - центров психической энергии, что может вызывать сильные боли, возможно ухудшение зрения и даже его полная потеря; в процессе длительных медитаций, когда тело долго находится в определённой позе, может возникнуть частичный паралич одной из частей тела. Крайними негативными проявлениями этой энергии могут быть умопомрачение и даже смерть. Ещё в 30-е годы XX века теософ А. Клезовский описал те страшные явления, которые испытывает человек во время занятий практикой кундалини йоги. Он писал, что страдания надо переносить и “лучше за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы можно принести себе существенный вред. Лечение этих болей обычными мерами невозможно” .
Во-вторых, все элементы процесса холотропного дыхания направлены на достижение человеком изменённых состояний сознания (ИCC). ИСС издавна привлекают внимание психологов и являются предметом серьёзного научного интереса. Вопрос, что относить к таковым состояниям, решается отчасти по некоторым психологическим критериям. Так как для достижения ИСС используются методики и элементы восточных практик, то человек под их воздействием (святые Отцы связывают это воздействие с влиянием злых духов) достигает приятнейших “духовных утешений”, “видений”, переживаний “блаженств”, “покоя”, “мира” , “бесконечности” .
В-третьих, используется методика буддийской медитации, имеющая в своей основе безоценочное отношение к переживаниям. Погружение в ИСС обычно предлагается воспринимать “с полной открытостью”, без предубеждений и без каких-то определенных ожиданий: принимайте видения и переживания “без всякой цензуры”, не нужно ничего “из головы”, “идите в переживание”.
Психологи пишут, что в ИСС происходит регрессия, которая выражается в виде архаизации мышления, в переходе к более примитивным эмоциям, когда утрачен (или ослаблен) контакт с реальностью. Тогда воля и разум уже не отслеживают, сколько ещё осталось от былого контакта, и в каком историческом времени мы должны жить и действовать. Подобный подход к переживаниям, полученным в ходе сеансов холотропного дыхания, представляет собой форму духовного наркоза, “который не лечит, но отнимает чувство боли” .
В-четвёртых, среди методик восточных философских учений следует особо остановиться на медитативной технике. Существует много различных методов медитации и соответствующих медитативных переживаний. Термин медитация “…обозначает методы упражнения внимания для того, чтобы научиться произвольно контролировать психические процессы и развивать особые психические качества, такие, как сознавание, прозрение, концентрацию, уравновешенность и любовь. Медитация направлена на развитие оптимальных состояний сознания и психологического комфорта” .
Медитация рассматривается как центральная техника трансперсонального развития. Соответственно медитативные техники вызывают теоретический и практический интерес трансперсональной психологи . Ряд авторов прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознания (курсив наш - и. М .), “медитация - средство полной трансформации, преображения личности” . Следует подчеркнуть, что мандалы, которые рисуют участники сеанса холотропного дыхания, в некоторых техниках являются символами медитации. Не случайно рисование мандал выполняется в обязательном порядке с целью интеграции ИСС участников сеанса.
В-пятых, выделим методы звукового воздействия, среди которых отметим влияние трансовой музыки или “прорыва” посредством использования барабанной дроби, шаманского пения, криков зверей и других сильнодействующих звуковых элементов. Для создания и поддержания необычного состояния сознания (курсив наш - и. М .) музыка должна обладать высокими техническими качествами и достаточной мощностью.
По признанию С. Грофа: “Принципы акустического воздействия для расширения сознания были разработаны Элен Бонни (Bonny, 1973), бывшей сотрудницей Научно-исследовательского психиатрического центра в Кэтонсвиле (штат Мэриленд), где она принимала участие в психоделических исследованиях как музыкальный терапевт” . В России и странах СНГ в последние годы используется фонотека музыкальных записей, разработанная В. Майковым специально для сессий холотропного дыхания.
На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.
В качестве примера деструктивных переживаний, возникающих во время проведения сеансов холотропного дыхания, остановимся на следующих темах. С. Гроф пишет: “В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ ко множеству пантеонов различных мифологических персонажей” . Далее следует разъяснение о том, что архетипические фигуры (персонажи) можно разделить на две группы: первая включает в себя божественные или демонические существа, воплощающие специфические универсальные роли и функции, вторая - различных божеств и демонов, относящихся к отдельным культурам, географическим пространствам и историческим периодам. Приводятся примеры наиболее известных из них. В первой группе находятся: Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность, Любовники, Обманщик и др. Во второй группе вместо обобщающего образа Великой Богини-Матери можно созерцать одну из её конкретных культурных форм - Деву Марию, индуистских богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду и др. При этом оказывается, что “особенно часты встречи или даже отождествления (курсив наш - и. М .) с различными божествами, которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни” . Эти переживания, в зависимости от типа божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями - от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса .
С. Гроф описывает также переживание встречи с Абсолютным Сознанием илиотождествление (курсив наш - и. М .) с ним. Высший космический принцип, или абсолютная реальность переживается через отождествление с Космической Пустотой, Ничем, Небытиём .
Рассматривая приведённые примеры переживаний, возникающих в холотропных состояниях, с позиции православного вероучения, следует подчеркнуть следующие моменты.
Во-первых, источниками указанных переживаний являются падшие ангелы - бесы. Из текста Священного Писания мы знаем, что Бог создал два мира: видимый и невидимый. Святитель Игнатий (Брянчанинов) однозначно объясняет порядок воздействия различных духов на человека: “Святые духи уклонились от общения с человеками как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить своё владычество над нами” . По причине действия падших духов на человека он испытывает сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с “божествами”.
Во-вторых, происходит прельщение участников холотропных сеансов через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются чистой формой прелести. Святитель Игнатий пишет: “Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели <…> Отречёмся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним” .
В-третьих, отождествление с Абсолютным Сознанием и Пустотой - это также отождествление с демоническими пространствами. Преподобный Исаак Сирин пишет: “Истинные праведники всегда помышляют сами в себе, что недостойны они Бога” . И наоборот, “все самообольщённые считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть” . Православному христианину нет нужды искать какого-либо отождествления с непонятным Абсолютным Сознанием, так как плодом искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа является не только освобождение человека от власти диавола, но и возвращение возможности общения с небом и небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ().
В-четвёртых, имеет место подмена учения Православной Церкви о сотворении мира из ничего непонятными и необоснованными ответами “эмпирического и трансрационального характера”, которые также являются происками падших духов. Человек очередной раз становится их жертвой: бесы дают знания, о которых не знает наука и о которых не сообщает Священное Писание. Переживание высшего космического принципа С. Гроф называет переживанием Божественного и даже встречей с Богом. Но его следующие слова: “Высший космический принцип может непосредственно переживаться в холотропных состояниях сознания, но не поддаётся никаким попыткам описать его или объяснить”
Холотропное дыхание - это психотерапевтический метод исцеления негативных травм и установок, который получил широкое распространение в официальной и нетрадиционной медицине. Поговорим о том, как освоить технику холотропного дыхания самостоятельно.
Основы
Техника холотропного дыхания проста в освоении, но есть некоторые нюансы, о которых важно знать, если вы планируете практиковать его в домашних условиях.
Важные моменты:
- Для того, чтобы войти в нужное состояние, нужно правильно дышать. Очень глубоко, интенсивно, с минимальными паузами между вдохами и выдохами.
- Холотропное дыхание может ввести человека в транс, поэтому нежелательно практиковать его в одиночестве. Рядом с вами должен быть наблюдатель, который поможет вовремя и без последствий для организма выйти из состояния глубокого погружения в бессознательное.
- В процессе холотропного дыхания может возникнуть множество необычных и даже пугающих реакций в теле: судороги, вибрация конечностей, иногда - болевые ощущения. К этому нужно быть готовым: таким образом негатив из бессознательного выходит в тело и проживается.
Мы не рекомендуем заниматься практикой новичкам самостоятельно: желательно делать это под наблюдением психотерапевта, чтобы не было негативных последствий. Люди в своих отзывах пишут, что реакции тела бывают настолько пугающими, что начинается паника. Только специалист может контролировать процесс и грамотно вывести клиента из холотропного транса.
Вред и польза
Холотропное дыхание - достаточно мощная психотерапевтическая практика. Поэтому у нее есть свои противопоказания. Важно их учитывать, чтобы не навредить себе.
В чем польза метода:
- Он считается безопасным способом решения психологических проблем. За счет глубокого погружения в собственное бессознательное человек полностью проживает вытесненные негативные эмоции, дает им выход и избавляется от них.
- Во время сеансов человек проживает детские травмы и другие негативные ситуации не по отдельности, а целым блоком. Поэтому эффективно решает разнообразные психологические проблемы.
- Испытуемый справляется с травмами самостоятельно, поэтому не возникает зависимости от психотерапии. При использовании традиционных методов пациент часто привязывается к врачу, становится от него зависимым и не учится решать проблемы сам.
- В процессе холотропного дыхания человек проникает в самые глубокие пласты своего подсознания. Благодаря этому можно «вытащить» из него все то, что давно запрятано, избавиться от негативного опыта, приобретенного в течение жизни.
- Холотропное дыхание снимает стрессы, психологическое напряжение не поверхностно. Методика помогает уничтожить корень проблемы. Это тоже самое, что выкорчевать дерево, а не только оборвать с него листья.
- Эта методика считается эффективным способом решения психосоматических проблем. Поэтому с ее помощью можно исцелить пациента от хронических заболеваний, причины которых кроются в бессознательном.
- Помогает избавиться от зависимостей и вредных привычек легко и без волевых усилий. Также холотропное дыхание устраняет хронические усталость и переутомление, возвращает пациенту чувство спокойствия, умиротворения и гармонии.
Некоторые специалисты придерживаются мнения, что холотропное дыхание может навредить. Негативные последствия для организма могут быть следующими:
- Из-за очень интенсивного и прерывистого дыхания происходит резкий и очень мощный выброс углекислого газа в организм, из-за этого у человека сужаются сосуды и отмирают нервные окончания мозга.
- По той же причине может начаться головокружение, что у человека со слабым здоровьем может вызвать потерю сознания.
- Если человек без специальной подготовке слишком часто и неправильно практикует холотропное дыхание, это может привести к отеку мозга, в редких случаях дело заканчивается летальным исходом.
Неправильные действия во время сеанса могут нанести колоссальный вред здоровью. Поэтому вы должны отдавать себе полный отчет о негативных последствиях, если рискнули попробовать холотропное дыхание самостоятельно, без наблюдения специалиста.
Посмотрите видео с техникой правильного холотропного дыхания:
Для чего используют холотропное дыхание
Эта методика используется для работы с бессознательным человека, позволяет достать на поверхность и полностью прожить все вытесненные негативные эмоции.
Частные случаи применения холотропного дыхания:
- Похудение. Во время сеанса происходит гипервентиляця легких, организм активно насыщается кислородом, благодаря чему жир начинает буквально гореть, а тело очищается. Также в процессе сеанса устраняются психологические причины появления лишнего веса.
- Лечение алкоголизма, наркомании, никотиновой зависимости и созависимости. Холотропный метод уничтожает психосоматические причины любого рода зависимостей. Человек полностью проживает негативный опыт, который мог являться причиной заболевания. Поэтому успешно преодолевает тягу к вредным веществам.
Важные моменты:
- Наиболее эффективен метод при работе в группе. Групповые сеансы под руководством опытного наставника дают максимально положительный результат.
- Если у вас нет возможности воспользоваться услугами специалиста, вы можете практиковать холотропное дыхание и в одиночестве. Но пользуйтесь легкими его вариациями, чтобы не получить негативных последствий для организма.
- Очень важно определить цель: какую проблему вы хотите решить? Практика «просто так» принесет только вред, это не легкая медитация, а очень мощное и глубокое воздействие на человеческое бессознательное.
- Подберите подходящую музыку, которая используется специально для вхождения в трансовое состояние при холотропном дыхании.
- Занимайтесь регулярно, если хотите получить максимально быстрый результат.
Категорически нельзя использовать данную методику людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, беременным, эпилептикам, а также больным, которые восстанавливаются после хирургического вмешательства.
Довольно часто, среди рекламных объявлений в СМИ или в интернете можно встретить приглашения посетить тренинги, обучающие технике холотропного дыхания. Непосвященному может показаться, что это еще одна новомодная дыхательная гимнастика, укрепляющая здоровье, возвращающая молодость или даже снижающая вес. В действительности же – это один из методов психотерапии, точнее трансперсональной психотерапии.
По уверениям специалистов и знатоков холотропного дыхания данный метод весьма эффективен и помогает не только избавиться от многих психологических проблем, но и может использоваться для самосовершенствования человека как личности.
В России холотропное дыхание официально разрешено министерством здравоохранения с 1993 года и зарегистрировано в качестве одного из методов психотерапии.
Автором данного метода трансперсональной терапии является американский психолог Станилав Гроф. Следует заметить, что Гроф изначально проявлял интерес к приемам психотерапии, основанным на введение пациентов в состояние измененного сознания. Занимаясь изучением психоделических сессий, когда особое состояние сознания достигалось с помощью психоактивных препаратов (например ЛСД), он пришел к выводу, что с помощью такого воздействия можно получить заметный психотерапевтический эффект. Однако в семидесятых годах прошлого века применение ЛСД в психотерапевтической практике оказалось под запретом, поэтому Станислав Гроф обратил свои поиски в отношении замены психоделиков, методами, обладающими похожим психотерапевтическим эффектом. И поиски эти привели к созданию методики холотропного дыхания.
Как это происходит?
Сеанс холотропного дыхания осуществляется в парах. В каждой паре один — это дышащий «холонавт», а второй – помогающий ему «ситтер». Затем роли меняются, и тот, кто был холонавтом, становится ситтером и наоборот. Наблюдением за группой и ее разогревом занимается ведущий. В роли ведущего должен выступать квалифицированный психотерапевт, от чего в большой степени зависит эффективность сеанса и его безопасность.
Холонавт начинает глубоко и часто дышать, при этом фоном звучит возбуждающая музыка. Глубина и частота дыхания сугубо индивидуальны, поэтому в группе все дышащие по этим параметрам отличаются. Никакие рекомендации по технике дыхания не даются, а значит, дышащий должен сам определить, как ему дышать, опираясь на собственные ощущения. Роль ситтера и ведущего на этом этапе сводится к наблюдению и если что-то идет не так, например холонавт потерял самоконтроль, испытывает страх или просит о помощи, ситтер должен попросить психотерапевта вмешаться в процесс.
По мере течения сеанса и впадения дышащих в состояние транса динамика музыки нарастает, она становится драматичной, и в конце концов достигает кульминационного прорыва. Затем динамика и драматичность музыкального сопровождения снижаются, мелодия становится спокойной и способствует медитации.
Нередко, если по ощущениям холонавта и мнению ведущего процесс оказывается незавершенным, при помощи ситтера проводятся специальные упражнения, цель которых сфокусироваться на пережитом состоянии.
Для выделения наиболее важных ощущений, понимания их смысла, а также для закрепления опыта, полученного в результате холотропного дыхания, по окончании сеанса холонавт рисует мандалы – рисунки, в исполнении которых техника не имеет никакого значения, а ведущим является сам процесс творчества и перенос субъективного невербального опыта на бумагу в виде вполне материальных изображений.
С этими же целями проводится и шеринг – групповое обсуждение холотропного опыта.
Как это работает?
Частое и глубокое дыхание приводит к гипервентиляции легких и перенасыщению крови кислородом. Казалось бы, кислород – это жизненно необходимый газ и его избыток не может причинить вред, но это не так. По своей сути гипервентиляция приводит к отравлению организма кислородом.
Также в результате гипервентиляции легких снижается содержание в крови углекислоты (гипокапния), что приводит к нарушению кислотно-щелочного баланса в щелочную сторону (рН становится выше нормы). Такое состояние называется газовый алкалоз.
Собственно говоря, сам алкалоз может привести к значительным нарушениям обмена веществ, повреждению клеток и к смерти человека, но, разумеется, при холотропном дыхании этого не происходит.
Дело в том, что наш организм готов к таким перипетиям и хранит в рукаве несколько приспособительных механизмов, позволяющих выжить.
Во-первых, сужаются сосуды и бронхи, вследствие чего кислорода к тканям приносится меньше, а углекислота сохраняется.
Во-вторых, падает артериальное давление, что также способствует сохранению в тканях углекислого газа и предотвращает проникновение в них кислорода.
В-третьих, в условиях низкой концентрации углекислого газа увеличивается прочность связи кислорода и гемоглобина эритроцитов, а, значит, гемоглобин попросту не отдает кислород тканям.
Эти и другие процессы останавливают развитие алкалоза, однако если дыхание продолжает оставаться глубоким и частым, через некоторое время, ткани, которые недавно были перенасыщены кислородом, начинают испытывать его недостаток. Таким образом, развивается .
Кислородное голодание коры головного мозга ведет к угнетению ее функций, одна из которых торможение подкорки. В результате неконтролируемая деятельность подкорки проявляется в виде психического возбуждения, а также переживаний и ощущений, которые в нормальном состоянии были не осознанны. Специально подобранная музыка лишь усиливает их.
За и против
По мнению психотерапевтов, практикующих холотропное дыхание, такие сеансы помогают людям справиться с негативными эмоциями, облегчают депрессивные состояния, способствуют личностному росту.
Но есть и противники холотропного дыхания. По их мнению, сама методика холотропного дыхания несостоятельна, и все уровни переживаний моделируются психотерапевтом. То есть переживания процесса рождения во время перинатального уровня, а также надличностный (трансперсональный) уровень, являются ничем иным как мистификациями.
Кроме того, противниками холотропного дыхания утверждается, что развивающаяся гипоксия и чрезвычайно выраженный алкалоз не проходят без следа для здоровья и причиняют ущерб на органическом уровне, т.е. приводят к гибели клеток, в том числе клеток коры головного мозга.
Развивающаяся во время сеансов холотропного дыхания гипокапния может достигать крайне тяжелых степеней, что создает риск отека мозга и смерти.
У некоторых людей развивается зависимость от сеансов, что само по себе не может не повлиять на качество жизни, а часто повторяющиеся эпизоды гипоксии головного мозга причиняют ему непоправимый вред.
Трудно однозначно сказать, насколько полезно или вредно холотропное дыхание, однако любая терапия, приносящая пользу при правильном применении, имеет право на существование. Но к любому лечению или лекарству нужно относиться с осторожностью, поскольку их неправильное применение или злоупотребление ими неизбежно ведет к роковым последствиям.
Увидели ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.
К возможности заниматься холотропным дыханием есть определенные противопоказания, что требует получение от специалиста индивидуальных рекомендаций (иногда вплоть до исключения использования этого метода). В связи с этим желательно заранее уточнять у потенциальных участников, нет ли у них определенных заболеваний, потому что трудно отправить людей домой, если они уже приехали на сессию. Ниже приведен список и причины противопоказаний.
Состояние |
Причина противопоказаний |
Кардиоваскулярные проблемы или высокое кровяное давление |
Переживание может быть физическим или эмоциональным стрессом |
Беременность |
Оживление опыта собственного рождения может сработать как триггер маточных сокращений |
Эпилепсия |
Существует опасность, что эмоциональный или физический стресс может послужить триггером для припадка |
Глаукома |
Оживление опыта рождения или другого стрессового опыта может увеличить внутриглазное давление |
Недавние операции, переломы |
Интенсивные движения могут повлиять на недавние травмы |
Маниакально-депрессивный психоз, параноидальный психоз |
Состояние необычного сознания может стать триггером маниакального эпизода; параноидальные проекции затрудняют интеграцию внутреннего психологического материала |
Сами Гроф пишут о том, что, при соблюдении определенных обговоренных заранее условий, риски для этих групп минимальны и по обоюдной договоренности они могут принимать участие в сессиях. Так, беременные женины должны перестать ускоренно дышать, если дыхание начинает вести их к переживанию рождения или родов, больные астмой приносить с собой ингаляторы, а людям, перенесшим недавние физические травмы и операции, рекомендуется избегать части сеанса, связанной с работой с телом. Естественно, не допускаются к сессии больные инфекционными заболеваниями в целях безопасности других участников.
В научных кругах есть мнение, что холотропное дыхание вообще наносит вред здоровью человека. Техника холотропного дыхания основана на глубоком дыхании в состоянии расслабления, а подобное дыхание может быть опасным для здоровья. Дыхание в подобной технике провоцирует спазмы сосудов и мышечные судороги, тошноту и головокружение. Человека посещают видения и галлюцинации. Сторонники данной точки зрения считают, что такой метод дает начало более чем 150 различным заболеваниям, дающим более 80% смертности и инвалидности, и вместо того, чтобы излечиться от своих переживаний, человек сознательно усугубляет психологические травмы, пытаясь войти в измененное состояние, в котором якобы начинается самоосвобождение от вредных грузов.
Возникновение таких состояний объясняется тем, что при глубоком интенсивно дыхании во время расслабления сильно снижается количество оксида углерода как в легких, так и в венозной и артериальной крови. Это в значительной мере изменяет довольно сложный процесс поддержания гомеостаза (гомеостаз - это постоянство внутренней среды и ее способность к саморегуляции) и гомеостатические системы, имеющие несколько основных свойств, одно из которых есть стремление к равновесию всех систем организма, стремление организма к балансу, вдруг приходит в негодность. То есть процесс затрагивает все системы на клеточном уровне. Страдает также кислотно-щелочной баланс, что приводит к дыхательному алкоголизму, то есть резкому ощелачиванию жидкой среды организма, а именно крови и ее плазмы до уровня микроциркуляции.
Вторая составляющая этого процесса - так называемый механизм Вериго-Бора. Это зависимость степени диссоциации оксигемоглобина от величины парциального давления углекислоты в альвеолярном воздухе и крови, при снижении которого сродство кислорода к гемоглобину повышается, что затрудняет переход кислорода из капилляров в ткани. Возникает тканевая гипоксия, или удушье клеток и ткани. Меняется процесс окисления, требующий кислорода, в результате чего увеличивается число токсинов.
Блокируются ферментативные реакции, нарушается синтез АТФ (АТФ - это носитель энергии). Данный процесс называется циклом Кребса, роль углекислого газа в котором незаменима.
Кроме всего вышеперечисленного, в тканях тела кроме гипоксии развивается и ацидоз. Это уменьшение рН, нарушение кислотно-щелочного равновесия в крови. Таким образом, перестает работать большая часть систем тела. А от гипоксии и ацидоза напрямую страдает головной мозг, что провоцирует галлюцинации. Такие доводы приводят явно не сторонники холотропного дыхания.
Сами Гроф говорят о том, что эти биохимические и физиологические механизмы могут вызвать торможение функций новой коры, что делает бессознательные процессы более доступными для проработки. Что касается симптомов, вызываемых гипервентиляцией, то они представляют собой усиление уже существующих психосоматических симптомов или активизацию различных латентных симптомов. Они сначала усиливаются, но продолжающееся ускоренное дыхание вызывает их разрешение и устойчивое исчезновение.
Получается, что ускоренное дыхание создает в теле биохимическую ситуацию, при которой на поверхность выходят старые эмоциональные и физические напряжения, связанные с неразрешенными психологическими и физическими травмами.
И факт проявления симптомов - это не патологическое явление, как его могут расценить сторонники ортодоксальной медицины, а прекрасная возможность для исцеления.
Экология здоровья: Станислава Грофа без преувеличения называют живым классиком, Фрейдом XXI века. Он до сих пор лично ведет тренинги по всему миру и преподаёт в Калифорнийском институте интегральных исследований. Выглядит он намного моложе своих 78 лет. На сеансах «холотропного дыхания» Гроф заново «рождался» более четырёх тысяч раз. Именно такое количество сеансов провёл психиатр-новатор за свои более чем 45 лет практики.
Станислава Грофа без преувеличения называют живым классиком, Фрейдом XXI века.
Он до сих пор лично ведет тренинги по всему миру и преподаёт в Калифорнийском институте интегральных исследований. Выглядит он намного моложе своих 78 лет.
На сеансах «холотропного дыхания» Гроф заново «рождался» более четырёх тысяч раз. Именно такое количество сеансов провёл психиатр-новатор за свои более чем 45 лет практики. Тысячи раз возвращался в сознание новорождённого - может, потому и выглядит так молодо?
О методе холотропного дыхания
Гроф написал более десяти научно-просветительских книг, создал успешно функционирующую Международную трансперсональную организацию, подготовил более ста тысяч сертифицированных преподавателей…
Его тренинги посетили миллионы человек по всему миру. Обладатель высших научных степеней и престижных наград, Гроф является, кроме того, весьма состоятельным человеком. Казалось бы, можно уже «выйти на пенсию» и почивать на лаврах! Но нет.
Одна из книг Грофа называется «Неистовый поиск себя» (1990): это то, что он реализует на своём примере, - «вечный бой» с тенью, поиск совершенства. Согласно Горфу, «неистовый поиск себя» - проблема, стоящая лишь перед духовно раздробленными личностями, и то лишь до излечения. В ходе практики она переходит в стоящую перед психически здоровыми людьми другую задачу - сверхзадачу расширения сознания, духовной эволюции.
Как отмечает Гроф по итогам своих собственных «путешествий» в бессознательное (или, точнее, «сверхсознательное») и наблюдений за тысячами «путешествий», предпринятых его пациентами, выйти за этот предел позволяют три способа: приём ЛСД (который является нелегальным наркотиком), предложенная Грофом методика холотропного дыхания и психодуховный кризис, или «духовное обострение».
Общим для этих трёх ситуаций, как пишет Гроф в предисловии к книге «Зов ягуара» (2001), является то, что они вызывают необычные состояния сознания, в том числе тот их подвид, который он называет «холотропным», то есть запредельным , в отличие от обыкновенного опыта, который он называет «гилотропным», то есть земным .
Термин «холотропный» образован от греческих корней holos, что значит «целое», и trepein, что значит «двигаться в направлении» . Вместе они означают «двигаться по направлению к целостности» .
Гроф отмечает в «Зове ягуара», что в психоделической терапии (в настоящее время запрещённой, но бывшей легальной в молодые годы Грофа) такие состояния вызывались приёмом психоактивных препаратов, в том числе ЛСД, псилоцибина, мескалина, триптамина, производных амфетамина (ДМТ, экстази и др.).
В методе холотропного дыхания, разработанного Грофом и его женой Кристиной в 1975 году, для изменения сознания применяется сочетание так называемого связанного дыхания (когда между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом не делается паузы) и музыки, вводящей в состояние транса (часто этнической, трайбл: африканские барабаны, тибетские трубы и т. п.); иногда дополнительно применяется работа с телом .
В случае «духовных обострений» холотропные состояния возникают самопроизвольно , отмечает Гроф, и их причины обычно неизвестны.
Таким образом, третий метод - неконтролируемый, первый - нелегальный: остаётся только холотропное дыхание.
Гроф проводил свои исследования на протяжении более сорока пяти лет . Начал он с опытов с ЛСД. После открытия психотропных свойств препарата в 1943 году некоторое время предполагалось, что он вызывает симптомы, аналогичные шизофрении (и поэтому рекомендовался для приёма врачам-психотерапевтам), но впоследствии эта гипотеза была опровергнута.
После запрещения этого препарата в США в конце 1960-х Гроф стал применять в своих исследованиях метод специального холотропного дыхания , в котором активно использовал опыт, полученный в ходе экспериментов с психоактивными препаратами (в том числе меры предосторожности).
Возможно, прототипом специфического дыхания, используемого в холотропном методе, было учащённое дыхание пациентов Грофа под ЛСД - в случае когда всплывшая из глубин подсознания проблема не могла быть сразу проработана, интегрирована в здоровую психику.
Такое дыхание помогало им оставаться в расширенном состоянии сознания и разряжать тот психологический материал , который проявлялся в виде неприятных симптомов. Так «бэд трип» превратился в метод психотерапии.
Исследования в сфере психоделической терапии и личный опыт холотропного дыхания позволили Грофу сделать открытие , что за «последней границей» человеческого сознания - сознанием эмбриона - не стоит глухая стена (как может предположить материалист, исходя из предположения, что человеческая жизнь ограничена промежутком между зачатием и смертью).
За этой «стеной», как выяснил Гроф, тоже есть жизнь, точнее, много форм жизни . Там лежат «сверхчеловеческие» миры, где время и пространство, ограничения памяти мозга и вообще текущего человеческого рождения перестают быть сдерживающими факторами. А именно - перестают сдерживать то, что всегда живёт внутри нас и ведёт свой «неистовый поиск» и до, и после нашей физической смерти. В некоторых философских и религиозных системах это «что-то» называется «душа», «сознание», «истинное Я».
Но даже не это, эмпирическое, доступное каждому доказательство существования «жизни после смерти», самое удивительное в опытах Грофа. Главное, с высоты духовного, сверхчеловеческого сознания становится очевидно: границы человеческого и те психологические барьеры, которые вызывают различные патологические эффекты, не дающие человеку стать собой, а затем пойти дальше, возвыситься над собой, - границы эти создаются не прихотью судьбы и подпитываются не чьей-то злобной волей, а самим человеком - точнее, его ложной, ограниченной самоидентификацией.
То есть получается, мы сами - изо всех сил - держим запертыми свои «двери восприятия», не давая войти в них истинному здоровью, процветанию и свободе . Человек тратит на поддержание своих психических барьеров очень значительные силы, намного большие, чем он может себе позволить! И эти силы можно использовать гораздо более рационально и выгодно.
Например, эти силы, которыми человек держит свои «двери восприятия» на замке, могли бы помочь ему в путешествии за эти двери, а значит, позволить ему стать счастливой и духовно развитой личностью. И даже более того - шагнуть дальше, за границы человеческого, которые мы, получается, сами же себе установили.
Фактически Гроф за свою долгую жизнь создал целое новое направление не просто психоанализа, а тотальной сверхгуманистической психокоррекции , которая может быть полезна всем и каждому.
С точки зрения Станислова Гроффа, нам всем не мешало бы «подлечиться» по его методу - ведь, надо признать, даже самые здоровые люди по уровню сознания далеки от идеалов, которые демонстрируют духовно развитые личности, учителя человечества, просветлённые мистики. И он не мистик, просто он ставит планку выше, намного выше, чем это делают обычно в психотерапии.
Он обращает наше внимание на трагический разрыв между тем, к чему стремилось человечество, и тем постгуманистическим, механистическим обществом, к которому оно в настоящее время пришло. Гроф, будучи сам профессиональным медиком, доктором медицины, психиатром с пятидесятилетним опытом, выросшим на школе традиционно психоанализа, отмечает, что современная наука грешит однобокостью, граничащей со слепотой .
Традиционная медицина упорно закрывает глаза на то, что проблема психического здоровья человека органически связана с проблемой его духовного развития, даже более того, она фактически противопоставляет эти процессы . Всё, что выходит за рамки традиционного мировосприятия, ограниченного весьма узкими рамками, получает ярлык «ненормальности».
В одном из своих интервью Гроф отмечает: с точки зрения современной медицины получается, что если отбросить ритуалы, оставив лишь специфическое поведение и необычные состояния сознания, то любая религия и духовность вообще - это чистая патология, форма душевного расстройства . Буддийская медитация, с точки зрения психиатра, это кататония, Шри Рамакришна Парамахамса был шизофреником, Св. Иоанн Креститель - дегенератом, а Гаутама Будда- поскольку он ещё, так сказать, способен был на адекватное поведение - как минимум стоял на грани безумия…
Одна из проблем современной медицины, по мнению Грофа, в том, что она склонна рассматривать любые изменённые состояния сознания, возникающие при определённых обстоятельствах у совершенно здоровых людей, как патологические проявления или даже один из симптомов шизофрении . Фактически медицина сейчас бессильна отличить пророческое видение (примеры которых предлагают нам священные писания разных народов мира: Библия, Коран, Тора, Бхагават-Гита и др.) от болезненного шизофренического бреда, наркотический транс - от транса религиозного.
Где в таком случае провести границу «нормального»? И следующий отсюда вопрос: где вообще провести границу «реального», что такое вообще реальность, в которой мы живём? И кто мы такие на самом деле, что может и чего не может так называемый «человек»?
Гроф начал свою медицинскую карьеру с традиционного психоанализа по Фрейду, однако вскоре в ходе своей практики понял однобокость традиционного подхода : ведь фрейдист вынужден сводить всё к сексуальному желанию, либидо, якобы основной движущей силе человека.
Но самое главное, что не устраивало Грофа, - сам по себе метод словесно-ориентированного «проговора» на кожаной кушетке , хотя и приводит в случае успеха к постановке точного диагноза и выявлению события, вызвавшего патологию, не всегда эффективен для действительного избавления пациента от гнёта этого события и собственно патологических симптомов .
Постепенно он пришёл к пониманию того, что не просто формальное вспоминание, а непосредственное переживание заново этих ключевых событий - в том числе самого травматичного в жизни любого человека события - его собственного рождения - гораздо лучше способно помочь как в излечении от недуга, так и расширении сознания .
Сразу стоит отметить, что современная медицина не подтверждает тот факт, что человек может вспомнить собственное рождение и тем более внутриутробный опыт. Фактически, даже наоборот, есть данные, что мозг человека не способен помнить ничего, что происходило с организмом до двух лет.
Однако опыт Грофа и миллионов людей, пользующихся методом холотропного дыхания, говорит об обратном. Чтобы понять, «насколько глубока кроличья нора», на которую указал Гроф, нужно отметить, что опыт людей на сеансах холотропного дыхания не ограничивается перинатальными (испытанными в момент рождения) или даже пренатальными (эмбриональными, внутриутобными) переживаниями.
Он включает в себя в высшей степени яркие и необычные опыты, переживания, которые до изобретения этой методики были доступны лишь продвинутым мистикам и святым различных конфессий.
В частности, это активизация чакр, переживания прошлых воплощений, предвидение, ясновидение и яснослышание, отождествление с другими лицами, с животными, растениями, предметами и даже всеми творениями сразу (Матерью-Природой), всей планетой Земля, более того - переживания встреч со сверхчеловеческими и духовными, божественными, а также существами из других вселенных...
В отличие от пренатальных и перинатальных воспоминаний, которые в ряде случаев подтверждались фактически, опровергнуть или подтвердить такие переживания не представляется возможным.
Так же как, скажем, невозможно дознаться, действительно ли католический святой, основатель ордена Иезуитов Игнатий де Лойола в своих медитациях постиг крестные муки Христа! Наука, как уже говорилось выше, в таких случаях просто не может зафиксировать принципиальную разницу между «истинным» и «ложным».
Как отмечает один из исследователей (и последователей) Грофа, Владимир Майков, в своей статье «Мир Станислава Грофа», тот же самый закон соотношения неопределённостей, который выдающийся немецкий физик В. Гейзенберг открыл в мире квантовом, применим и к миру психологии, миру человеческой души: чем точнее мы пытаемся определить координаты события, тем более неопределённым становится наше знание о том, что же в действительности произошло.
Более того, физика в настоящее время пришла к пониманию, что на самом микроскопическом уровне невозможно провести исследование без того, чтобы не внести изменения в свойства материала.
Если, к примеру, слиток золота можно измерять сколько душе угодно без ущерба для «испытуемого», то, скажем, один кварк золота неизбежно претерпит существенные изменения. К тому же микроскопические частицы, составные части материи, представляют из себя скорее процесс, волну, чем материальную частицу…
То же и с глубинными исследованиями человеческой психики - при достаточно глубоком погружении в этот вопрос человек как бы перестаёт быть человеком, а предстаёт некой эволютой сознания, взятой в определённом приближении, и только в этом приближении он - человек.
К примеру, некто начинает практиковать холотропное дыхание, чтобы избавиться от психологической травмы или перебороть жизненный кризис. Наконец он видит и с превышающей доступную в обычной жизни ясностью переживает, скажем, собственное рождение, то есть, как бы заново рождается.
Пережив и интегрировав (растворив) эту травму, он идёт всё глубже, вскрывая другие - перинатальные - травмы. Переживает, интегрирует и их. Возможности «вспоминания» в данном конкретном теле как бы исчерпаны; психологические травмы, казалось бы, тоже. Но потом начинают происходить странные вещи: человек погружается в опыты вне тела, вне этой жизни, переживает другие воплощения, опыты планетарного, нечеловеческого сознания, наконец, опыт рождения Вселенной, затем…
Ему открывается бесконечность перспективы - которая на самом деле существовала всегда и везде. Фактически исчезает всё, что делало его человеком, делает вывод В. Майков, отмечая парадокс: зачастую полное психическое исцеление пациенты Грофа испытывали только пережив именно эти «запредельные», внетелесные и внеземные опыты…
В общем, получается, весь фокус в том, с чем мы себя идентифицируем.
Факт остаётся фактом: в ходе сеансов холотропного дыхания сотни тысяч людей нашли исцеление своих психических недугов и эмоциональных проблем . А Стэн Гроф - пожалуй, самый великий «психонавт» планеты - не сбавляет темпа своих исследований и психотерапевтической работы, которая, по сути, является «неистовым поиском» сверхчеловеческого: вечным поиском Божественного.
Как любил повторять Гейзенберг, «первый глоток из стакана естествознания делает атеист, но на дне стакана ожидает Бог». Ведь истина - где-то там, на дне кроличьей норы.