Что значит пограничное состояние в психиатрии. ПРЛ (пограничное расстройство личности): симптомы и признаки
Пограничные психические расстройства – расстройства, находящиеся на грани между нормой и патологией, здоровьем и болезнью, т.е. нерезко выраженные нарушения психической деятельности.
Пограничные состояния объединяют группу расстройств, в которых преобладает так называемый невротический уровень нарушений психической деятельности или поведения, при которых:
Сохраняется критическое отношение человека к своему состоянию;
Болезненные изменения происходят преимущественно в эмоциональной сфере личности и сопровождаются нарушением вегетативных функций;
Нарушение вызвано психическими (прежде всего характерологическими особенностями личности), а не органическими причинами.
Эти расстройства отличаются отсутствием психотических симптомов, нарастающего слабоумия и деструктивных личностных изменений, поскольку имеют не органическую, а психогенную природу.
Оценка состояния в качестве здорового или пограничного чаще всего связана с действием механизма адаптации личности к среде. Всякое психическое нарушение можно трактовать в качестве стойкого нарушения приспособления к новым и трудным внешним и внутренним обстоятельствам жизни. В одних случаях дезадаптацию вызывает психотические (бред, галлюцинация, автоматизмы), а в других – невротические (эмоциональные и поведенческие) нарушения.
Нейрофизиологическая схема механизмов, приводящих к психической дезадаптации, выглядит следующим образом: мозг как функциональная система, обеспечивающая поведенческий акт, включает в качестве основы афферентный синтез, в процессе которого принимается решение о возможном действии с учетом ожидаемого будущего результата. Принятие и выполнение решения связаны с деятельностью акцептора результата действия, который благодаря механизмам памяти и обратной афферентации прогнозирует ситуацию («опережающее отражение»), контролируя и исправляя поведение. При психотравмирующих ситуациях возникают сильные отрицательные эмоции, толкающие к более энергичному поиску путей удовлетворения потребности, что может привести к нарушению афферентного синтеза, рассогласованию деятельности акцептора результата действия и неадекватному поведению.
Возникновение состояния психической дезадаптации возможно не при дезорганизации отдельных подсистем, а только при нарушении всей системы адаптации в целом. Одним из важнейших условий возникновения пограничного расстройства является несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки информации, скорости ее поступления количеству, которое может быть избыточным или недостаточным. Избыток информации приводит к срыву в том случае, если человек не в состоянии ее переработать и использовать. Недостаток же информации приводит к дезадаптации в ситуациях ограниченного времени.
На возможности поиска, восприятия, анализа, синтеза, хранения и применения информации влияют как биологические, так и социально-психологические факторы. Характер информации также имеет значение: в лишенной новизне, монотонной и однообразной, максимально предсказуемой среде функциональная активность психических процессов снижается. Для поддержания оптимального уровня необходимы новизна и непредсказуемость значения поступающей информации.
Важную роль в информационном обменен между организмом и средой играют эмоции (поэтому прежде всего при пограничных расстройствах возникают эмоциональные нарушения). Эмоции сигнализируют о результатах действия: совпадают ли смоделированные параметры с полученными. Невозможность получения положительной эмоции в процессе обратной афферентации приводит к бескорыстному поиску путей удовлетворения блокированной потребности. Эмоциональные состояния не только влияют на поведение, но и зависят от него, поскольку эмоции у человека носят выраженный идеаторный характер. Рассогласование между стремлениями, представлениями и возможностями и приводит к эмоциональным расстройствам. Наиболее часто при пограничных состояниях встречаются переживания страха, тоски, депрессии и лабильности настроения. Эмоциональный стресс занимает особое место в развитии любых психических нарушений.
Основу дезадаптации психической деятельности при пограничных формах расстройств определяет ослабленная активность системы психической адаптации, тогда как при психических расстройствах активность системы психической адаптации ослабляется далеко не всегда: она чаще извращена или имеет частичные или тотальные поражения (разрушения).
Болезненные проявления нарушений психической адаптации в отечественной практике принято концептуализировать как неврозы и психопатии. При этом сюда также относят и кратковременные невротические реакции, а также личностные аномалии. Помимо неврозов и психопатий в ряд пограничных расстройств также включают субпсихотические нарушения (квазипсихозы – идео-обсессивные, помешательство сомнений, истерические, сенесто-ипохондрические, паранойяльные).
Пограничное состояние подразумевает патологию психического здоровья. Диагностировать заболевание трудно, симптоматика психоза и невроза похожа на расстройство. Патология приводит к суицидальным наклонностям, что осложняет лечение.
Что такое пограничное состояние психики в психиатрии?
Пограничная психиатрия считает, что патология психики — сложное заболевание, провоцирует нарушения в восприятии действительности. Поведение пациента сильно меняется, возникает тревожность, недоверие к окружению, эмоциональное поведение, перемены настроения.
Важно! Симптоматика начинает проявляться в школьном возрасте!
Пограничное состояние вызывает расстройство личности. Психиатры рассматривают такое явление в середине нормы и расстройства. Выявить патологию можно по ряду признаков:
- депрессивное состояние;
- высокая тревожность;
- перемены в поведении;
- изоляция от окружения;
- искаженное восприятие реальности;
- панические атаки;
- неразборчивость в выборе партнеров;
- булимия и анорексия.
Все симптомы требуют исследований специалиста.
Причины пограничного состояния
Если рассуждать, что такое пограничное состояние, то часто врачи отмечают нестабильность настроения пациента. Он может быть излишне общительным или резко становиться замкнутым и искать уединения. Также теоретически можно предположить, что причинами становятся:
- нарушение баланса химических веществ головного мозга;
- генетическая предрасположенность;
- заниженная самооценка также может спровоцировать болезнь;
- детство имеет огромное значение, если произошло насилие сексуального характера или эмоциональное подавление личности, то это может вызывать серьезное расстройство.
Важно! Расстройство психики вызывает высокая требовательность к ребенку в раннем детстве и невозможность выразить эмоции.
Симптомы
Пограничное состояние психики симптомы у пациентов могут быть похожими. Они не могут осознать собственные проблемы и отказываются прислушиваться к здравому смыслу. Такие личности часто зацикливаются на неудачах, не пытаются исправить ошибки по причине боязни одиночества и непонимания, перемен. Эти страхи, часто, совершенно не оправданы. Иногда человек расстается с партнером, чтобы его впоследствии не отвергли, оказывается в замкнутом круге. Симптомы психического отклонения могут быть следующими:
- повышенная тревожность и депрессия по неизвестным и непонятным причинам;
- неоднозначное восприятие собственной личности, высокая самооценка или слишком низкая;
- нестабильные отношения с окружающими, сначала пациент идеализирует конкретную личность, а затем испытывает к ней отвращение и ненависть без причин.
Люди с пограничным состоянием часто стремятся подвергнуть собственную жизнь опасности, водят автомобиль в неподходящих условиях, меняют половых партнеров, переедают и тратят все деньги. После всплеска эмоций приходит опустошенность и депрессия, гнев и ярость.
Важно! Пограничное расстройство демонстрируется реальными или показными суицидальными наклонностями.
Признаки
Пограничные состояния в психиатрии важно отличить от невроза или психического расстройства. Пациенты не могут самостоятельно обрабатывать информацию в отличие от неврозов.
Человек с расстройством личности не понимает, что болен. Он показывает странные реакции и считает их единственно правильными и возможными. Во время расстройства происходят глубокие нарушения психики, стремительные ухудшения состояния. Они проявляются в связи с воспоминаниями детства или отрицательными событиями прошлого.
Важно! Пограничное состояние невозможно вылечить полностью, можно успокоить пациента, «залечить» его, вызвать продолжительную ремиссию.
Диагностика
Пограничное состояние психики можно спутать с невротическими расстройствами. Необходимо провести обследование для выявления заболевания. Расстройство показывает нарушения в эмоциональном восприятии.
Психоз — патология психики, провоцирует неадекватное поведение по причине проблем неправильного восприятия реальности. Внешние факторы и раздражители могут спровоцировать нестандартную и неадекватную реакцию. Заболевание вызывает бредовые идеи, иногда галлюцинации, странное поведение и зацикленность.
Методы лечения пограничного состояния
Диагностировать психические заболевания получается не у всех, пациенты не могут найти помощи, но понимают суть проблем. Психическая дезаптация происходит по причине социальных условий жизни.
Пограничное состояние психики снижает качество жизни пациентов. Ему требуется серьезное вмешательство специалиста, он нуждается в социальной помощи и окружении.
Нарушения могут произойти из-за тяжелого детства, несчастного случая, сильного стресса или конфликтов с окружающим миром.
При проведении анализа факторов, которые спровоцировали психические нарушения, выделяют некоторые действия, они помогают привести пациента в нормальное и спокойное состояния. Необходимость профилактических мер зависит от определенных условий:
- иногда достаточно профессионально сообщить о волнующей человека проблеме, тогда можно снизить уровень дезаптации психики;
- специалисты нередко практикуют групповые занятия и вовлечение пациентов в обсуждение важнейших жизненных вопросов, экстремальных происшествий и катастроф, проблем прошлого;
- иногда для блокировки расстройства нужно вытащить человека из привычной стрессовой обстановки.
Пограничное расстройство может вызвать социальную дезаптацию, поэтому нуждается в своевременном выявлении и проведении лечения. Следует обратиться к врачу, провести щадящее лечение или терапию специальными препаратами. Больному не требуется находиться в медицинском учреждении постоянно, он не представляет опасности для окружающих. При своевременном выявлении расстройства можно быстро стабилизировать больного и повысить качество жизни.
Психотерапевты советуют не затягивать с посещением врача при выявлении симптомов пограничного состояния человека. Доктор выявит факторы, провоцирующие заболевание.
Важно, чтобы пациент доверительно относился к психотерапевту, рассказал о собственных переживаниях и чувствах, ощущениях. Грамотный врач повернет пациента в правильном направлении, подскажет способы поиска истинных ценностей и собственного «Я». Человек отправится в сложнейшие ситуации прошлого, сможет правильно пережить неприятные события и обрести равновесие.
Важно! Правильный выбор психотерапевта – залог эффективного лечения.
Последствиями пограничного расстройства и несвоевременного лечения пациента становится алкоголизм, наркомания, ожирение, анорексия и булимия, другие проблемы. Больной начинает скрываться от окружающего мира, предпочитает одиночество. Существует вероятность совершения самоубийства.
Пограничное расстройство не может быть поводом для отчаяния. Человек добьется стойкой ремиссии, завести приятелей, начать жить счастливо.
Чтобы лучше понять природу пограничных расстройств, нужно знать, чем расстройства личности отличаются от других расстройств. Расстройства личности - это особая категория психических расстройств, которая касается личности в целом, то есть расстройство стабильно присутствует в течение многих лет, проявляется в поведении, эмоциях, мышлении, охватывая всю психическую сферу.
Расстройства других типов, например тревожные или расстройства настроения, по течению похожи на болезнь: состояние возникло, его пролечили, и оно закончилось. Болезнь может быть долгой или короткой, может перейти в хроническую форму, если ею мало занимаются и ее недостаточно лечат. Расстройства личности отличаются интенсивной выраженностью определенного набора черт, которые существуют у человека постоянно, как правило, с подросткового возраста. Диагноз расстройства личности ставится параллельно с диагнозом основного расстройства, - например, паническое расстройство у личности с истерическим личностным расстройством или депрессия у личности с нарциссическим расстройством личности.
Как правило, расстройство личности характеризуется дезадаптацией в основных жизненных сферах: профессиональной, учебной, в сфере отношений и увлечений.
Если человек имеет определенный набор черт, выраженность которых не достигает уровня расстройства, такие особенности называют акцентуациями характера. Эти черты могут превращаться в ресурс: например, шизоидные люди очень эффективны в индивидуальных видах деятельности, в работе с информацией. Параноидные люди целенаправленны, организованны, внимательны к деталям, усидчивы в реализации своих целей. Однако если выраженность черт становится патологической, то ресурсность снижается, а риск дезадаптации возрастает.
Пограничное расстройство личности (ПРЛ) занимает особое положение. Оно базируется на том, что у человека недостаточно сформирована собственная идентичность: представления о собственном я, о своем мнении, круге интересов и особенностях.
Специфика термина «пограничный»
Слово «пограничный» имеет традиционно разные значения, и из-за этого возникает большая путаница. В 1938 году психоаналитик Адольф Штерн ввел это понятие для пациентов, которые в начале терапии выглядели как обычные невротичные пациенты, но в процессе оказывалось, что психотерапия с ними крайне сложна из-за их тенденции к переживанию сверхинтенсивных аффектов, самоповреждению, манипулированию в отношениях. Таким образом, в психоанализе по сей день термин «пограничный» отражает положение между невротическим уровнем личностной организации и психотическим. Клинический диагноз «пограничное расстройство личности» появился в американской классификации психических расстройств DSM (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders ) именно с целью обозначить круг пациентов, у которых есть тяжелые личностные нарушения. В дальнейшем ПРЛ стало рассматриваться как расстройство личности наряду с другими. Однако в восприятии специалистов оно по-прежнему выделяется среди других расстройств личности особой тяжестью и сложностью из-за высокого суицидального риска.
В отечественной психиатрии терминологическая путаница еще сильнее. Кроме самого по себе диагноза существуют еще такие понятия, как отделение пограничных состояний - это отделение, где находятся люди с любыми диагнозами, кроме психозов. Есть еще термин «пограничный аффект» - эмоциональное состояние, в котором у человека значительно снижается способность к контролю собственного поведения.
Признаки пограничного расстройства личности
Главный признак ПРЛ, который на самом деле является основой этого расстройства, - это дефект идентичности, недостаток самовосприятия и самопонимания. У человека нет четкого устойчивого представления о себе, своих свойствах и качествах, своих целях и предпочтениях, то есть недостает опоры в собственном я.
Недостаток опоры в себе порождает склонность к интенсивным межличностным отношениям. Такие люди очень быстро вступают в отношения, и у них это хорошо получается. За счет своей эмоциональности люди с пограничным расстройством могут испытывать очень яркие положительные эмоции вплоть до эйфории, и если они влюбляются, то испытывают неподдельный энтузиазм и счастье. С такими партнерами никогда не скучно.
В отношениях с партнером эмоции человека с ПРЛ все время колеблются между ярко положительными и ярко отрицательными полюсами: либо это какой-то чрезмерный конфликт, который часто доходит до физического насилия, либо очень позитивные чувства. Такие отношения могут быть длительными, но в них постоянно будут эти эмоциональные качели.
В одиночестве люди с пограничным расстройством очень часто ощущают пустоту и скуку. Наедине с собой они чувствуют себя потерянными. Им обязательно нужен кто-то, и поэтому они всегда стремятся к другим людям и оказываются в зависимости от отношений. В эмоциональном плане они преимущественно полагаются на партнера, потому что только он может помочь им справиться с собой. Это не означает, что люди с пограничным расстройством сознательно манипулируют близкими. Для них одиночество - это очень сильная психическая боль, и они гораздо более ранимы, чем многие люди. То, что другими людьми рассматривается как маленькая неприятность, для них превращается в огромную черную дыру. Например, если люди с ПРЛ сталкиваются с негативной оценкой окружающих, они испытывают острую психическую боль. Им недостает опоры в собственной идентичности, то есть глубокого убеждения, что «это есть я, и я имею право собой быть». В ситуации осуждения они чувствуют, что все разрушается, и в этом состоянии начинают думать о самоубийстве.
Для человека с пограничным расстройством непереносимы собственные эмоции, и, пытаясь с ними справиться, он может наносить себе повреждения. Это не обязательно порезы, может быть удар в стену кулаком или головой. Наверное, у каждого такое было просто от отчаяния, но это единичные случаи. На уровне расстройства человек регулярно не справляется с эмоциями и наносит себе вред. Тут хотелось бы предостеречь читателей от самодиагностирования: определенные проявления, напоминающие пограничные, могут быть у разных людей в разных ситуациях. Говорить о диагнозе может только врач-психиатр.
Причины пограничного расстройства личности
Большинство расстройств личности становятся явными в подростковом и юношеском возрасте. Есть данные о том, что психическая травматизация, повторяющееся физическое, сексуальное, эмоциональное насилие в детстве являются предпосылками развития пограничного личностного расстройства.
С другой стороны, есть люди с ПРЛ, у которых не было никаких травм в детстве. Основной уязвимостью этих людей является генетическая предрасположенность к сильному эмоциональному реагированию. Даже заботливые родители в ответ на сильную эмоциональность ребенка могут, например, обесценивать эти эмоции. Когда этих эмоций слишком много и они слишком сильные, у родителей, как правило, возникает тенденция защищать себя от них. Получается, что ребенок, изначально предрасположенный к сильной эмоциональности, встречая недостаточную способность родителей обходиться с такими интенсивными эмоциями, вырастает с чувством обесценивания собственных переживаний и своего я в целом. Формирование идентичности усложняется, человек не учится справляться с сильными эмоциями, что приводит к самоповреждениям, угрозе суицида и рискованному поведению. Это вовсе не говорит, что с родителями что-то принципиально не так, и часто в этих же семьях другие дети, не склонные к сильной эмоциональной реактивности, вырастают психологически благополучными.
Терапия пограничного расстройства
Пограничные пациенты, как правило, испытывают широкий спектр симптомов. Периодически на первый план выходит что-то одно: , депрессия, социофобия, нарушения пищевого поведения, зависимости от алкоголя или наркотиков. Пациент может прийти к психотерапевту с анорексией или депрессией, а в ходе терапии обнаружится пограничное расстройство личности.
Базовый дефект идентичности не лечится препаратами. Они используются для смягчения симптоматики, что позволяет проводить психотерапию. В состоянии сверхинтенсивного страдания (можно сравнить с интенсивной головной болью) психотерапия затруднена. Сегодня существуют разработанные специально для ПРЛ психотерапевтические подходы, например диалектическая поведенческая психотерапия и динамическая деконструктивная психотерапия.
Есть данные, что с возрастом интенсивность симптомов снижается. Современные методы психотерапии эффективны, и если пациент целенаправленно работает в этом направлении, то большая часть проблем может быть решена.
В классификации МКБ-10, которая сейчас используется в России, пограничное расстройство прописано гораздо менее подробно, чем в американской классификации DSM-5, и это затрудняет диагностику. В МКБ оно называется «эмоционально-неустойчивое расстройство личности, пограничный тип». Но сейчас среди специалистов больше понимания, что проблемы людей с ПРЛ связаны с личностной патологией, а не с депрессией на фоне стресса или чем-то еще.
Американская статистика показывает, что пограничным расстройством страдает 1–3% людей, три четверти из них - женщины; 20% людей, которые попадают в психиатрические стационары на госпитализацию, имеют этот диагноз.
Исследования пограничного расстройства
Основные исследования пограничного расстройства сегодня посвящены роли генетики в развитии расстройства, а также процессам регуляции эмоций и их связи с самоповреждениями. Например, есть данные, что у лиц с пограничным расстройством высокая толерантность к боли. В ходе эксперимента участникам показывали образы с темой самоповреждения. У людей без пограничного расстройства повышалось возбуждение, они волновались, беспокоились, им было неприятно. У лиц с пограничным расстройством, наоборот, снижалось возбуждение, им становилось спокойнее.
В нейронауке есть данные о снижении регулирующей функции коры в ответ на повышенную реактивность лимбической системы при воздействии эмоциональных стимулов у пациентов с ПРЛ. Нейроанатомические исследования дают основания полагать, что эмоциональная гиперреактивность связана со сниженным объемом амигдалы и гиппокампа - мозговых структур, включенных в систему эмоционального реагирования.
При этом доказано, что овладение навыками регуляции эмоций в процессе диалектической поведенческой психотерапии снижает эмоциональную реактивность. Эти данные говорят о значимости психотерапии для прогресса пациентов с ПРЛ.
К пограничным нервно-психическим расстройства относятся: неврозы, психопатии, психические нарушения при соматических заболеваниях. Неврозы - болезненные проявления функционального состояния, вызванные личностным конфликтом и проявляющиеся психические и соматические заболевания. По мнению выдающегося советского психиатра Мясищева В.Н., в основе неврозов лежат неудачно, нетрадиционно разрешаемые личностью противоречия между НЕЮ и значимыми для нее сторонами действительности, неумение найти рациональный выход, влечет психическую и физическую дезорганизацию личности. Необходимо указать индивиду на связь психотравмирующей ситуации с системой значимых для него отношений и перестроить отношения больного с окружающими.
Существуют различные определения неврозов, в которых оттеняется та или иная сторона заболевания. Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В. Н. Мясищеву. Еще в 1934г. он отмечал, что невроз представляет болезнь личности, в первую очередь болезнь развития личности. Под болезнью личности В. Н. Мясищев понимал ту категорию нервно-психических расстройств, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности. В 1939г. он уточнил, что невроз - это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности (Мясищев В. П., 1960). В настоящее время общепризнанной является точка зрения на неврозы как на психогенные заболевания личности (Карвасарский Б. Д., 1980).
В зарубежной литературе невроз рассматривается по-разному: в
ортодоксальном психоанализе - как неизбежный и необходимый момент развития в связи с образованием и разрешением детской тревоги (Klei M. et al., 1966). В индивидуальной психологии невроз считается патологической формой компенсации чувства внутренней недостаточности или нереализованного чувства превосходства (Adler A., 1928). В поведенческой терапии невроз определяется как зафиксированный навык неприспособленного поведения, приобретенный путем научения (Wole J., 1958). Крупнейший зарубежный специалист по проблеме неврозов К. Ноrеу определяет невроз как психическое расстройство, вызванное страхом и защитой от этого страха, а также попытками отыскать компромисс в конфликте противоположных тенденций. Невротические расстройства как отклонения от общепринятого в данной культуре интерперсонального поведения - это проявление заторможенного процесса самореализации (Horey К., 1950). Психогенный характер заболевания неврозом означает, что оно обусловлено действием психических (психологических) факторов, значимых для человека и выражаемых в виде тех или иных существенных для него переживаний (Мясищев В.Н., 1955). Они могут обозначаться как внутренний или невротический конфликт (Ноrеу К., 1945). Связь невроза с психотравмирующей ситуацией позволяет считать его принципиально обратимым состоянием (Мясищев В. Н., 1960).
Эпидемиология неврозов. По официальным данным ВОЗ, число неврозов за последние 65 лет выросло в 24 раза, в то время как число психических заболеваний - в 1,6 раза. Невысоким, очевидно, будет и рост числа психопатий, что, как и относительно небольшое увеличение психозов, подчеркивает ведущую роль в их происхождении биологической дефицитарности. Нарастание неврозов, помимо известных причин, является также следствием их лучшей клинико-психологической диагностики и более частой обращаемости за помощью. Высокий процент (35,3%) лиц с нервными заболеваниями выявлен в 1986г. в Великобритании. В Италии эта цифра составляет 24,8%, в Испании - 12,7%, т.е. заметназависимость числа нервныхнарушений от социально-экономического и культурного уровня этих стран. Увеличение нервных заболеваний в развитых странах идет, на наш взгляд, преимущественно за счет неврозов - наиболее весомой и динамичной социально-психологической и клинической переменной в общей нервно-психической патологии. Известно, что в структуре нервно-психической заболеваемости неврозы наиболее распространены у взрослых и детей (Колегова В. А., 1971 Лебедев С. В., 1979 Карвасарский Б. Д., 1980 Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф., 1985).
К ведущим невротическим нарушениям, выявляемым на неврологическом приеме, относятся астеноневротический синдром и невротические реакции (Горюнов А. В. и др., 1980). Данные врачебных приемов не дают полную картину заболеваемости неврозами. Среди детей с расстройствами психики, выявленных при сплошном обследовании, лишь 20% детей состояли на учете у психоневролога (Лебедев С.В., 1979). Необходимо помнить и то, что эпидемиологическое исследование неврозов затруднено по причине необходимости проведения направленной и достаточно продолжительной беседы с каждым из детей и по крайней мере - с одним из родителей. Легче поддаются учету явные формы нарушенного, делинквентного или психотического поведения, а также видимые признаки нервности, включая заикание и тики. По данным Л. В. Соколова (1985), отклонения в нервно-психическом развитии обнаружены у 33% детей, посещающих детский сад. Ориентировочные данные о количестве неврозов можно получить, если учесть их удельный вес в структуре нервно-психической заболеваемости на приеме. По одним данным, неврозы выявляются у 27% (Колегова В. А., 1971), по другим - у 45% больных от общего числа детей с нервно-психическими нарушениями (Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф., 1985). В среднем эта цифра составляет 36%, т. е. условно можно считать по крайней мере каждого третьего из детей с нервно-психической патологией больным неврозом. По-видимому, это соотношение будет увеличиваться в сторону неврозов при массовом обследовании в школе и выявлении психогенных форм школьной дезадаптации у 15-20% учащихся (Каган В.Е., 1984). Отмечается и 12% минимальная распространенность у всех детей выраженных клинических форм нарушений адаптации в школе (Schwartz G. M. etal., 1981). Наибольшее число неврозов, по данным обращаемости, наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте (Колегова В. А., 1971). По данным сплошного обследования, наибольшее число неврозов выявляется у детей школьного возраста (Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф., 1985). Частота неврозов у школьников возрастает по мере увеличения времени обучения (Манова-Томова В. С. и др., 1981). В возрасте 12-18 лет имеется постоянный уровень невротизма (Bamer J. Н., 1979). Расстройства невротического уровня преобладают у мальчиков (Захаров А.И., 1977 Лебедев С. В., Козловская Г. В., 1980). Больше неврозов в периоды возрастных кризов (Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф., 1985). Школьная дезадаптация также способствует неврозам (Каган В. Е., 1984). В подростковом возрасте, по данным анкетного обследования J. Bamer (1979), более невротичны девочки. У девушек по сравнению с юношами заметно преобладание невротических расстройств, включая тревогу и депрессию (Almqit F.,1986). Больных неврозами женщин на приеме в 2 раза больше, чем мужчин (Мягер В. К.,1976). Следовательно, в детском возрасте заметно преобладание лиц мужского пола, больных неврозами, а у взрослых - женского пола. Причем у женщин ведущей реакцией на стресс будут нарушения психических, а у мужчин - соматических функций организма (Немчин Т. А., 1983). При неврастении соотношение мужчин к женщинам достигает 2,2. При истерическом неврозе, наоборот, девочек в 3,3 раза больше. При неврозах на фоне невропатии мальчиков значительно больше, чем девочек: без невропатии подобные различия минимальны. В отличие от невропатии, при которой число мальчиков достоверно выше, резидуальная церебральная органическая недостаточность не оказывает влияния на соотношение мальчиков и девочек при неврозах.
Достоверные различия будут отмечаться при клинической дифференциации невроза по степени тяжести. В группе с тяжелым, обычно психомоторно-осложненным, течением невроза мальчиков больше.
Если разделить всех больных неврозами по наличию или отсутствию
психомоторных нарушений, то соотношение мальчиков и девочек существенно изменится. В группе без психомоторных нарушений (тиков, заикания, энуреза) мальчики встречаются только в 1,1 раза чаще, чем девочки. В группе с психомоторными нарушениями мальчиков в 1,9 раза больше. В свою очередь, значительная часть психомоторных нарушений - это проявление невропатии, а она в большей степени характерна для мальчиков. Следовательно, невропатию у мальчиков можно воспринимать как один из факторов биологического риска. С 12 лет соотношение мальчиков и девочек, больных неврозами, практически одинаково, так как именно к началу пубертатного периода сглаживаются проявления невропатии. Изменение рассматриваемого соотношения в сторону более частых невротических расстройств у лиц женского пола заметно уже в
юношеском возрасте и, как уже отмечалось, характеризуется обратным детству соотношением у взрослых (Мягер К., 1976).
Нарушения поведения возбудимого круга (повышенная возбудимость, неуправляемость, расторможенность вместе с агрессивностью (драчливостью), конфликтностью и неуживчивостью) несколько чаще встречаются у мальчиков (15%), чем у девочек (11%). У тех и других в старшем дошкольном возрасте они статистически достоверно более выражены, чем в младшем.
Нарушения поведения тормозимого круга (боязливость, пугливость, робость и нерешительность, неумение постоять за себя, беззащитность совместно с повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, легко обижаться, плакать и расстраиваться) более свойственны девочкам (22%), чем мальчикам (17%). Нарушения поведения тормозимого круга противостоят (обратная связь) бесцеремонности, отсутствию сдерживающих начал, чувства вины и переживания случившегося, т. е. нарушениям поведения главным образом возбудимого круга. Тормозимость отрицательно коррелирует также с неискренностью, лживостью и хвастовством. Последние проявления, в свою очередь, несовместимы с повышенной эмоциональной чувствительностью, склонностью легко обижаться, плакать и расстраиваться.
Пограничное состояние психики – это граница между здоровьем и патологией. Такие состояния еще не относятся к расстройствам психики, но и нормой уже не являются. Соматические и нейросоматические заболевания развиваются именно на почве пограничных состояний психики, под воздействием каких-либо внешних или внутренних факторов. Чтобы понять, что это за расстройство, нужно рассмотреть, какими факторами оно может проявляться у человека:
- неврозы;
- неадекватные ситуации, остро перенесенные в детстве;
- фобии и страхи;
- синдром хронической усталости.
Наряду с явными психическими отклонениями, пограничные состояния встречаются гораздо чаще – примерно у двух людей из ста присутствует данное явление.
Пока точно не установлено, какие именно факторы могут спровоцировать развитие состояний, находящихся на стыке нормы и патологии. Когда баланс нервных путей (медиаторов) нарушен, у человека резко может меняться настроение, он может быть замкнутым, а иногда – чересчур общительным. Также в основе подобного явления рассматривается наследственная предрасположенность к психическим заболеваниям.
Наиболее вероятными факторами, предрасполагающими к пограничным состояниям, можно назвать:
- физическое насилие в раннем детстве;
- эмоциональное давление и унижение со стороны родителей или сверстников;
- раннее разлучение с матерью (или ее смерть);
- высокая тревожность.
Если какие-либо из перечисленных факторов присутствуют, при этом усугубляются постоянными неврологическими ситуациями (стрессом, страхами, неуверенностью в себе), есть большая вероятность того, что пограничные состояния психики могут выйти из разряда таковых и перейти в психическое расстройство. К провоцирующим факторам относятся злоупотребление наркотическими веществами и алкоголем.
Симптомы
Чтобы разобраться, что такое состояние пограничное в психиатрии, нужно понять – в отличие от пациентов с прогрессирующими психическими расстройствами, люди, подверженные симптомам, стоящим на границе нормы и патологии, осознают свои проблемы и опираются на здравый смысл. Но им не всегда удается понять причину и выбрать тактику поведения, чтобы избавиться от своих проблем и навязчивых состояний.
Такие люди часто переживают неудачи в личной жизни, слишком зацикливаясь при этом на задаче ее наладить. Причиной тому – беспочвенный страх одиночества, нестабильности, перемен, хотя на самом деле факторов, предвещающих разрушение отношений, может и не быть. Такие внутренние, ничем не оправданные страхи, иногда заставляют человека первым идти на разрыв отношений, доказывая, что он сам бросает партнера и не боится быть отвергнутым – так замыкается круг. Симптомы пограничных состояний психики могут быть следующими:
Также, люди с пограничными состояниями психики склонны к импульсивному поведению, с элементами экстремизма – они могут водить машину с опасных для жизни условиях, бесконтрольно менять половых партнеров, нерационально тратить деньги и тяжело переедать. Также, клиническое состояние можно охарактеризовать приходящим чувством опустошенности, на смену которому приходит беспричинное чувство гнева. Такие люди часто, по причине бесконтрольных реакций, ввязываются в драки и скандалы с окружающими, они склонны к проявлению бурных эмоций на пустом месте, а также к совершению суицидальных попыток (демонстративных или реальных).
Пока указанные симптомы находятся под контролем и вниманием самого пациента, все списывается на его взрывной характер. Если подобные проблемы принимают длительный и тяжелый характер, человеку становится необходима квалифицированная помощь.
Пограничные непсихопатические состояния
Приступы чувства острой тревоги, которые, по утверждению психотерапевтов, не опасны, но требуют лечения, называются паническими атаками. Характеризуется это состояние следующими симптомами:
- учащенное сердцебиение;
- тремор в руках и ногах;
- холодный пот;
- головокружение;
- недостаток воздуха;
- изменение артериального давления;
- предобморочное состояние.
Если организм человека переживает сильный стресс, мозг пытается подать сигнал для принятия быстрых мер по устранению провоцирующей ситуации. Для этого организм выбрасывает в кровь большое количество гормонов, а они продуцируют частое дыхание и сердцебиение, а также напряжение в мышцах.
Несмотря на то, что панические атаки не считаются психопатическим проявлением пограничных состояний, лечить их нужно обязательно, чтобы предотвратить присоединение других различных фобий и замыкание человека наедине со своей проблемой.
Пограничные расстройства непсихопатического характера могут быть схожи по признакам с симптомами различных заболеваний – как соматических, так психических и неврологических. Например, навязчивые состояния, вегето-сосудистая дистония или синдром истощения организма астения.
Если у кого-то из окружающих и близких людей присутствуют следующие симптомы, их нужно направить на консультацию к психологу, для выявления возможной развивающейся патологии:
- раздражительность и повышенная импульсивность;
- эмоциональная неустойчивость;
- частые головные боли непонятного происхождения;
- трудности с засыпанием, нарушения сна.
Эти признаки требуют особого внимания и обследования на начальные стадии невротических патологий.
Как помочь таким пациентам
Консультации у психолога будет недостаточно для людей с таким расстройством. Пограничные состояния в психиатрии требуют более глубокого изучения и тонкого подхода к лечению. Общие принципы работы с пограничными состояниями включают в себя:
Занятия психоанализом с такими пациентами нежелательны, за счет их повышенной нервной возбудимости и тревожности. Учреждения, специализирующиеся на лечении соматических заболеваний, могут поместить такого пациента в отведенное отделение, для людей с подозрением на пограничные расстройства. Там пациенты могут отойти от стрессовых ситуаций, с врачебной помощью пережить суицидальные попытки (которые планировались или совершались), а также получить качественное медикаментозное и психотерапевтическое лечение.
Теперь понятно, что такое состояние не является патологией, требующей срочного лечения. Но при определенных условиях это расстройство может перейти в разряд психических нарушений, поскольку грань между болезнью и нормой очень хрупка. Нужно быть очень внимательными к своим близким, чтобы не пропустить возможный звоночек о том, что человеку нужна психологическая помощь.