Индийские боги и богини.
Я оказываю почтение матери всех существ, возникшей из лотоса Шри, - её глаза подобны распустившимся после сна лотосам, - она прильнула к груди Вишну! Ты - чудесная сила, ты - жертва богам и жертва питарам, ты - мать, очистительница миров, ты - утренние и вечерние сумерки и ночь, власть, благополучие, жертвоприношение, вера, Сарасвати!
«Вишну-Пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 115–116
Л акшми (санскр. लक्ष्मी - ‘счастье’, ‘удача’) - богиня семейного благополучия, удачи, процветания, является олицетворением красоты и грации. Имя Лакшми можно также трактовать как счастливый знак, благоприятная возможность: корень «lakṣ» означает ‘воспринимать’, ‘понимать цель’, ‘знать’. Лакшми проявляется в восьми аспектах своего бытия: как изобилие удачи (Ади), как обилие материальных благ (Дхана), как дарование власти и силы (Гакджа), как изобилие счастья в семье, дарование потомства (Сантхана), как проявление терпения и стойкости (Вира), как множество побед и успехов (Виджайя), как достаток здоровья и пищи (Дханья), как поток знаний (Видья). Богиня Лакшми является одним из трёх аспектов женской энергии наряду с Сарасвати и Дургой, являющихся проявлениями женской сути единой божественной энергии Вселенной, представленной в ведической традиции как Тримурти: , Вишну-хранитель и .
Таким образом, Лакшми является своего рода «опорой» в материальном мире хранителя мироздания Вишну, недаром на некоторых изображениях Вишну Лакшми можно увидеть сидящей у его ног, тем самым символизируя поддержание порядка мироустройства в материальном аспекте, также она олицетворяет собой божественную любовь и преданность (бхакти). В Индии существует праздник, посвящённый богине, - Дивали, который называется также «фестиваль огней», он раскрывает историю «Рамаяны» - легенды о битве между Раваной и Рамой, согласно которой, Сита (воплощение Лакшми) - жена Рамы, будучи изгнанного из своего царства и отправившегося со своей семьёй жить в лес. Равана похищает Ситу из леса, после чего начинается битва между богами, в которой победу одерживает Рама и возвращается с семьёй обратно домой. Народ встречает их с зажжёнными огнями, олицетворяющими победу добра над злом, так и в празднование Дивали индусы зажигают свечи в своих домах в надежде на благословение богини Лакшми, которая может одарить их счастьем и благополучием в предстоящем году.
Согласно текстам «Махабхараты», богиня Лакшми воплощается как Драупади - супруга братьев Пандавов, также являющихся воплощениями богов, рождёнными на земле от Дхармы, Ваю, Индры и Ашвинов.
«А частица (богини) Шри ради удовлетворения (Нараяны) воплотилась на земле в роду Друпады в виде его безупречной дочери».
(«Махабхарата», кн. I, Адипарва, глава 61)
«А те, которые имели прежде образ Шакры и были заключены в ту пещеру в Северной горе, стали здесь могущественными сыновьями Панду… А Лакшми, которая раньше была определена их супругою, - это Драупади, одарённая дивною красотой. Ведь, в самом деле, как эта женщина, красота которой сияет как луна и солнце, и от которой благовоние распространяется на целую крошу, могла явиться на земле иначе, как не по определению судьбы, лишь на основании религиозных заслуг! <...> Эта блистательная богиня, любимая богами, создана самим самосущным как божественная Супруга пятерых, благодаря деяниям, совершённым ею».
(«Махабхарата», кн. I, Адипарва, глава 189)
Считается также, что она изначально приняла рождение в нашей Вселенной у мудреца Бхригу и Кхьяти.
«Кхьяти породила от Бхригу двух божеств - Дхатри и Видхатри, а также (дочь) Шри, супругу бога богов Нараяны. <...> Вечна и непреходяща мать мира Шри, (супруга) Вишну».
(«Вишну-пурана», кн. I, гл. VIII, шлоки 14, 16)
Упоминания Лакшми в ведических писаниях
Лакшми упоминается в «Ригведе» как олицетворение благоприятного состояния. В Атхарваведе она представлена в различных проявлениях: удача, добро, успех, счастье, процветание, благоприятный знак. Описываются проявления Лакшми как энергии добродетели - пунья, которую приветствуют, и как проявление греховной деятельности - паапа, которую призывают уйти. В Шатапатабрахмане богиня Шри выходит из Праджапати после его медитации на сотворение Вселенной. Здесь она описывается как прекрасная женщина, обладающая невероятной энергией, околдовавшая богов своим великолепием и силой, и выступает как олицетворение различных талантов и способностей. Тексты Шакта-Упанишад посвящены Тридэви богинь Лакшми, и Парвати. Саубхагьялакшми-Упанишада описывает качества богини Лакшми, а также то, как путь йоги позволяет прийти к духовному просветлению и самореализации, с чем обретается истинное богатство.
Муж Лакшми. Вишну и Лакшми
Как было сказано выше, Лакшми является воплощением творческой энергии Вишну (шакти), при этом божественная сила Вишну проявляется в двух формах: Бхудэви (проявление материальной энергии) и Шридэви (проявление духовной энергии). Именно Лакшми, восседающую на лотосе, в процессе Пахтания Молочного океана дэвами и асурами вызволяет на свет Вишну. Согласно легенде, описанной в Пуранах, Лакшми появилась из вод океана на цветке лотоса и, оглядев богов, избрала себе в спутники бога Вишну, с которым с тех пор они были неразлучны.
В эпосе «Махабхарата» Лакшми предстаёт как рождённая из лотоса над головой Вишну. Кстати, чтобы заслужить милость Вишну, его преданные обращаются именно к Лакшми, привлекая внимание бога-хранителя. На изображениях рядом с Вишну она также стоит или сидит на его левом бедре или на змее Ананте, иногда - на орле. Когда она единственная спутница Вишну, тогда она - Лакшми, однако на изображениях Вишну рядом с Бху или Сарасвати Лакшми присутствует также, но именуется уже как Шри. Она является спутницей всех аватаров Вишну: Рамы - как его супруга Сита, Кришны - как Радха (Рукмини). В Индии существует такая традиция: во время свадебной церемонии невеста предстаёт в качестве Лакшми, приносящая удачу в новое жилище, а жених - как Вишну, принимающий жену в свой дом.
Пахтанье Млечного океана - история рождения Лакшми в начале творения мира
Во время войны богов с асурами Вишну, проявившийся в образе черепахи - своей второй аватары, устанавливает на спину гору Мандара, и, привязав к ней змею Васуки, боги и асуры начинают вращать гору, пока из океана, в процессе сего взбалтывания вод, не начинают появляться различные сокровища, среди которых и была богиня удачи Лакшми, а также эликсир беЗсмертия - амрита, они и были призваны помочь богам победить асуров.
Затем из вод, блистая красотой, поднялась, смущая помыслы, богиня Шри, она стояла в сияющем лотосе, в руках у неё был лотос. Охваченные радостью великие риши славили её гимном, посвящённым Шри, впереди (богини) были вишвадевы и пели гандхарвы. Перед ней, о брахман, танцевали гхритачи и сонмы апсар; Ганга и другие (священные) реки своими водами служили ей при омовении. Небесные слоны, взяв золотые кувшины с чистейшей водой, омывали богиню, великую Правительницу всех миров
«Вишну-Пурана», глава IX,шлоки 98–101
Когда на поверхность поднялся напиток беЗсмертия, асуры попытались завладеть им, но Вишну, принявший на сей раз другую форму и представший в образе красавицы Мохини, покорившей всех асуров, похищает у них амриту, которая и достаётся богам.
Шри Лакшми. Имена Лакшми
Священным именем богини Лакшми является Шри (санскр श्री - ‘счастье’, ‘процветание’) . В «Вишну-Пуране» Лакшми фигурирует во многих главах под именем Шри (мать мира). Если Вишну - суть, то Шри - речь, Вишну - знание, тогда она - озарение, Вишну - дхарма, она - действие в добродетели. На изображении Шри можно увидеть богиню, которая в руках держит кокос (оболочки которого символизируют различные уровни творения) и лотос, здесь она предстаёт в сопровождении двух женщин-носильщиц - чаури с опахалами, а также двух или четырёх слонов. Существует множество имён Лакшми, среди них такие как: Падма и Камала (проявленная в лотосе), Падмаприя (любящая лотосы), Падмамаладхара-дэви (облачённая в гирлянду из лотосов), Падмамукхи (с прекрасным лицом, подобным лотосу), Падмакши (лотосоокая), Падмахаста (держащая в руках лотос), Падмасундари (прекрасная как лотос), Вишнуприя (любимая Вишну), Улкавахини (вахана которой - сова) и многие другие.
Символы Лакшми и изображение богини
Основным символом богини процветания является лотос, представляющий собой чистоту, просветление и духовное самопознание. Её очи подобны лотосам и она окружена ими. Одно из её имён - Камала означает лотосная богиня. Лакшми обычно изображается как прекрасная женщина с четырьмя руками, стоящая на лотосном пьедестале. Иногда позади неё можно увидеть одного или двух слонов, купающихся в воде. Слоны символизируют собой активность, силу, труд, а вода - среда для плодородного процветания. Также богиня Лакшми изображается сидящей у ног её мужа Вишну. Иногда встречаются изображения богини с восемью руками, в которых она держит: лук, жезл, стрелу, лотос, колесо, раковину, деревянный пестик и стрекало. На некоторых изображениях у неё четыре руки (четыре цели жизни: дхарма (стремление к нравственной жизни), кама (стремление к любви и удовольствиям), артха (стремление к богатству и материальному благополучию), мокша (стремление к самопознанию и освобождению). В руках она держит колесо, раковину, лотос и жезл. Хотя также встречаются и другие вариации: лимон, сосуд с божественным нектаром (как богиня, дарующая беЗсмертие), плод бильва (деревянное яблоко). Иногда она предстаёт с лотосами в двух руках сверху, а из ладоней двух рук снизу она сыпет золотые монеты, что означает богатство, проявляющееся через Лакшми в материальном мире, также одна рука её может быть в благословляющей мудре, представляющей собой милосердие, сострадание и дарение. Ваханой Лакшми является сова, олицетворяющая способность перемещаться во тьме беЗпрепятственно, также являющаяся символом терпения, умения наблюдать, открывать истинные знания в окружающей иллюзорной действительности.
Янтра Лакшми (Шри-янтра) и мантра Лакшми - сонастраиваемся с ритмами Вселенной
Шри-янтра - универсальная янтра, представляющая собой изображение богини Лакшми в форме сложной геометрической конструкции, олицетворяющей космическое мироздание. Упоминания о ней встречаются уже в Атхарваведе как о ритуальном изображении, представляющем собой девять пересекающихся треугольников. Янтра состоит из защитного квадрата с четырьмя вратами на все стороны света - Бхупура, олицетворяющем место «обитания» энергии шакти на протяжении всего периода существования Вселенной, также представляющего собой проявленную Вселенную в пределах космического хаоса, в нём расположены два круга с шестнадцати- и восьмилепестковыми лотосами, окружающими пять колец, состоящих из 43 треугольников, а в центре янтры - точка бинду - точка «небытия» и высшего сознания, центр Вселенной. В янтре сливаются воедино энергии Шивы и Шакти: треугольники с вершинами, направленными вверх, представляют собой мужское начало, Шиву, а с вершинами вниз - женское начало, энергию шакти. Она оказывает благотворное влияние на сознание созерцающего её.
Медитация на янтру Лакшми способствует раскрытию высших энергетических центров (чакр). Сама геометрическая конструкция янтры создана таким образом, что переводит мозг на альфа-ритм (с частотой от 8 до 14 герц), что соответствует медитативному состоянию. Даже кратковременная концентрация внимания на этой янтре способствует активации правого полушария головного мозга и приводит к появлению творческих озарений и обострению интуиции. Созерцая янтру Лакшми, или Шри-янтру, мы получаем защиту от несчастий и нищеты. Но не забывайте, что Лакшми щедро одаривает лишь трудолюбивых и честных, чуждых высокомерия и самодовольства людей. Им она дарует благосостояние и здоровье, процветание, мудрость и возможность создать крепкую семью. Также считается, что медитация на эту янтру приводит к исполнению желаний. Размещают янтру Лакшми, как правило, в северной или восточной части жилища, либо там, где это необходимо для восполнения благих энергий.
Существует также Маха-янтра, или Шри Лакшми Ганеша янтра, которая объединяет в себе силу воздействия двух янтр: Шри-янтры и Ганеша-янтры, она направлена на созидание энергий процветания, изобилия и удачи.
Существуют беЗчисленные гимны, молитвы, стотры, шлоки, посвящённые богине Лакшми, произносимые во время ритуального поклонения богине. Основной мантрой, прославляющей прекрасную богиню Лакшми, является Махалакшми - .
Также дарует энергию процветания мантра Шри Лакшми Маха мантра, звучит как Om Hrim Shri Lakshmi Bhyo Namaha (Ом Хрим Шри Лакшми Бхио Намаха) и означает: «Богиня Лакшми пребывает во мне и дарует изобилие во всех аспектах моего существования» . Считается, что эта мантра дарует повторяющему её богатство и исполнение желаний. Однако не стоит забывать, что Лакшми вряд ли внемлет просьбам эгоиста, алчущего единоличного благосостояния и процветания. Особенно Лакшми благоволит тем, кто занимается пожертвованиями и зарабатывает на жизнь честным путём. Поэтому, призывая к себе светлые и чистые энергии благословения прекрасной богини Лакшми, важно, чтобы намерения ваши были чисты, альтруистичны и преисполнены искренним желанием принести благо всем живым существам.
На вопрос Что означала многорукость индуидских божеств? заданный автором Пользователь удален
лучший ответ это В индийской традиции многорукость богов и богинь означала многократное усиление их могущества и силы, она призвана была показать сверхчеловеческую сущность образа богов.
Многоглавость и многорукость в индийской мифологии - традиционный образ многочисленности людей, и символ войска у военных богов: Картики/Муругана или воительницы Дурги, которую боги сотворили для победы над асурами, даровав ей свое оружие. Её десять (реже восемь) рук подчеркивают образ всеохвата.
Ещё один символ многорукости богов - возможность спасать неисчислимые множества существ.
Многорукость танцующего Шивы символизирует силы Вселенной.
Один из богов Индии - Субраманъя, сын Шивы и Шакти, представляет высшее состояние, до которого может подняться тот, кто занимается духовной практикой. Этимологически слово ‘субраманъя’ означает "руководящий духовным развитием".
Субраманья имеет двенадцать рук, а у человека только две руки. Но его высший интеллект позволил ему изобрести инструменты и приспособления, посредством которых он может даже одновременно выполнять множество разных трудных работ. Субраманья с его множеством рук символически представляет силы и способности человека.
Женские божества буддийского пантеона:
Различить богинь очень трудно, поскольку часто меняется их цвет, количество рук и атрибуты:
1.Махапратисара, защищающая от грехов, болезней и других опасностей. В руках она держит пламенеющий меч, лук и стрелу, ваджру, секиру, трезубец; две ее руки соединены перед грудью и держат Колесо Закона и петлю.
2.Махасахасрапрамардини, защищающая от злых духов. Одной парой, соединенной перед грудью, она держит крестообразную ваджру и петлю. В других руках она держит пламенеющий меч, лук и стрелу, трезубец, цветок лотоса и секиру.
3.Махамаюри, защищающая от змеиного яда. У нее двенадцать рук, держащих ваджру, стрелу, полумесяц, павлинье перо, книгу, лотос и петлю. Две руки лежат на коленях, держа чашу с головой Будды. Другая пара соединена в знаке наставления.
4.Махашитавати, защищающая от злого влияния планет, от диких животных и от ядовитых насекомых. Она держит следующие атрибуты: пламенеющий меч, цветок лотоса, знамя, крестообразную ваджру и перо павлина. Одной рукой она делает знак щедрости, другой рукой держит чашу для подаяния, внутри которой находится голова Будды. В еще одной руке она держит серьгу.
5.Маха (ракша) мантранусарини, защищающая от болезней. В шести руках она держит лук и стрелу, петлю, знамя, ваджру и колокольчик.
6.Маричи. Ее имя, вероятно, происходит от санскритского “marici”, “луч света”, а сама богиня должна быть персонификацией рассвета. В тибетских монастырях ее призывают во время восхода солнца.
Она восьмирукая и изображена натягивающей лук. Кроме лука и стрелы, она держит петлю, анкушу, ваджру и что-то вроде кинжала. Подобное изображение богини находится на каменной стеле из Магадхи (ныне в Калькуттском музее) .
Существует также милостивая ипостась богини. В этой ипостаси ее правая рука делает знак щедрости, а левая держит цветок лотоса.
7. Васудхара. Она является богиней изобилия и шакти Джамбалы – Куберы, с шестью руками, держащими фрукт, драгоценность, книгу, вазу и хлебный колос. Она сидит в царственных одеждах, делая одной рукой знак бесстрашия.
Марина
Просветленный
(24337)
Если у Вас есть, что добавить, пожалуйста потом сообщите - мне интересно.
Ответ от 22 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что означала многорукость индуидских божеств?
Ответ от татьяна трофимова
[новичек]
адепт-авель
Ответ от Вровень
[гуру]
КАЛИ
Индийская богиня смерти, разрушения, страха и ужаса, супруга
разрушителя Шивы. Как Кали Ма ("черная мать") она является одним из
десяти аспектов жены Шивы, кровожадного и могущественного воина.
Внешний вид ее почти всегда устрашающий: смуглая или черная, с
длинными всклокоченными волосами, обычно изображается обнаженной или
лишь в одном поясе, стоящей на теле Шивы и опирающейся одной ногой
на его ногу, а другой - на его грудь. У Кали четыре руки, на руках -
похожие на когти ногти. В двух руках она держит меч и отрубленную
голову великана, а двумя другими соблазняет тех, кто ей поклоняется.
На ней ожерелье из черепов и серьги из трупов. Язык ее высунут, у
нее длинные острые клыки. Она забрызгана кровью и напивается допьяна
кровью своих жертв.
Одно из самых драматических изображений показывает её сидящей на корточках у тела мёртвого Шивы, поглощающей его пенис своим влагалищем, в то время как ртом поедает его кишечник. Эту сцену надо воспринимать не буквально, а духовно. Считается, что Кали принимает во влагалище семя Шивы, чтобы вновь зачать его в своей вечной утробе. Точно так же она пожирает и уничтожает всё живое вокруг себя, чтобы всё создать заново.
Богиня Ушнишавиджая. Культ этой богини крайне популярен. Обычно она изображается сидящей со скрещенными ногами на лотосовом троне. Ее тело белое, ее три головы – желтая, белая и синяя. В восьми руках она держит изображение дхьяни-будды Амитабхи (факт, ясно показывающий ее связь с кругом божеств, эманирующих из этого дхьяни-будды; бодхисаттва Авалокитешвара часто изображается вместе с богиней) , лук и стрелу, крестообразную ваджру, петлю и вазу. Одна рука делает знак щедрости, другая – бесстрашия.
Богиня Махасахасрапрамардини. Данный образ точно соответствует краткому описанию богини, данному Раджендралалом Митрой в его “Санскритской буддийской литературе Непала”: “Гневная богиня, оскалившая зубы, синего цвета, сидящая на двух желтотелых припавших к земле мужчинах. Ее головы белая, синяя, красная и желтая”. На богине корона из человеческих черепов и тигриная шкура на талии. Ее волосы стоят дыбом. У нее восемь рук. Одной парой, соединенной перед грудью, она держит крестообразную ваджру и петлю. В других руках она держит пламенеющий меч, лук и стрелу, трезубец, цветок лотоса и секиру
Ответ от сброситься
[гуру]
Индии человеческие жертвы отвергаются уже в священном писании "Махабхараты", хоть западные фильмы до сих пор пугают зрителя многоголовыми и многорукими индийскими богами. Многоглавость и многорукость в мифологии - традиционный образ многочисленности людей, и символ войска у военных богов: Картики/Муругана или воительницы-Дурги, которой боги даровали все свое оружие. Её десять (реже восемь) рук подчеркивают образ всеохвата. Кали - образ скрытой, внутренней энергии (звука мантры, творящего слова). Дурга - открытой, светлой, явленной (энергии в действии).
В алтарных изображениях мы находим либо черную Кали с головами и открытым ртом, либо многорукую Дургу с оружием в виде прекрасной женщины на льве или тигре - никогда вместе. Стоящая рядом с Шивой изящная и скромная Парвати не имеет ни тех, ни других атрибутов, а изображается нормальной женщиной. Ее имя ("горная") намекает на легенду, что жена Шивы, как исторического лица, была родом с гор. (Это неудивительно, поскольку она была арийка, а арии спустились в Индию через Гималаи.) Правда, сын Шивы и Парвати, Ганеша - всегда слонёнок.
Кроме статуй святых, вокруг внутреннего помещения святилищ стоят алтари с темными фигурами почитаемых богов. Посетив центральный алтарь, индусы обходят их по периметру слева направо. Наиболее заметен алтарь Матери-Дурги, рядом с которым течет святая вода, и всем известного многорукого царственного Шивы-Натараджи, танцующего на теле поверженного асура. Из маленьких алтарей мне попалась на глаза компания статуй: Сома-Луна, Мангал-Марс и Рохини в зеленой накидке - созвездие Тельца и супруга Сомы, которую он предпочитает среди своих прочих 28 жен-накшастр: лунных стоянок индийской астрологии. (Это имеет смысл экзальтации Луны в Тельце, отчего я и запомнила это триединство, которое встречала и в других храмах: при чем тут Марс-Мангал, не знаю).
Продолжаем наш экскурс в индуизм. Сегодня речь пойдет о прекрасных спутницах индуистского пантеона и некоторых их потомках. Кстати, многие индийские боги и богини помогают в творчестве, способствуют устранению преград и достижению благополучия и процветания. Хотите узнать подробности, тогда читайте дальше ☺
Как я уже рассказывала в посте «Индуизм и верховные индийские боги» на вершине индийского «Олимпа» находятся Боги Брахма, Вишну и Шива, которые образуют Тримурти. У каждого них есть прекрасная спутница жизни (а то и всех жизней), божественного или человеческого происхождения, но всегда с очень непростой судьбой. После того как они связали свою жизнь и судьбу со своими божественными супругами, они стали Шакти – божествами (божественной силой, светом), несущими во вселенной женскую энергию.
Спутница Брахмы
Женой Брахмы является прекрасная богиня Сарасвати, покровительница домашнего очага, плодородия, благополучия. Кроме того, она благоволит творцам, отдавая особое предпочтение писателям всех мастей и музыкантам.
Сарасвати часто называют речной богиней, богиней воды, более того ее имя переводится как «та, которая течет». Обычно Сарасвати изображают красивой женщиной в белых одеяниях, восседающей на цветке белого лотоса. Не сложно догадаться, что белый — это ее цвет, символизирующий познание и очищение от крови. Ее одежды богаты, но, по сравнению с убранством Лакшми, очень скромны (до Лакшми мы еще дойдем). Скорее всего, это косвенно указывает на то, что она находится выше мирских благ, так как она познала высшую истину. Так же ее символом является светло-жёлтый распускающийся цветок горчицы, который как раз начинает формироваться в бутоны весной во время праздника в ее честь.
У Сарасвати, так же как и Брахмы, четыре руки. И так же как и ее божественный супруг, в других из них она держит четки, естественно, белого цвета, и веды. В третьей руке у нее вана (национальный музыкальный инструмент), в четвертой – священная вода (не заря же она богиня воды). Часто у ног Сарасвати плавает белый лебедь, что так же является символом ее опыта и мудрости в познании высшей истины. Иногда Сарасвати называют Хамсавахини, что означает «та, что использует лебедя для передвижения».
Если помните, в прошлый раз я рассказывала, что по одной из теорий, человечество появилось в результате страсти Брахмы к его дочери Вак. Такое положение дел не очень устраивает некоторых верующих, поэтому часто позиционируют Вак как одну из ипостасей Сарасвати. Другими ее образами могут являться Рати, Канти, Савитри и Гаятри. Богиня очень популярна в Индии, иногда ее иногда даже называют Махадеви – Великая матерь. Считается, что если назвать дочку Сарасвати, то она будет прилежно учиться, а в ее будущем доме будет благополучие и довольство.
Спутница Вишну
Как мы помним, Вишну приходил на землю 9 раз в разных аватарах и каждый раз его женой была Лакшми, естественно, в разных своих ипостасях. Самыми известными и почитаемыми являются Сита (когда Вишна был Рамой) и Рукмини (Вишну – Кришна).
Но как бы не называли ее в том или ином образе, ни у кого не вызывает сомнения, что это Лакшми. Лакшми появилась из пучин Комического океана вместе с другим сокровищами, поэтому многие почитают ее саму как божественное сокровище. Она, как истинная женщина, является одновременно и силой и слабостью своего избранника, что неоднократно находило отражение в народном творчестве, например в Рамаяте. Зачастую ее образ затмевает Сарасвати, так же как и Вишну Брахму, и именно на нее перекладывают роль Великой матери Махадеви.
Лакшми традиционно изображают сидящей на розовом или красном цветке лотоса красивой молодой женщиной, моложе Сарасвати, в красивых дорогих одеждах и украшениях. В качестве средства передвижения она обычно использует белую сову.У нее так же как и удругих богов четыре руки, но никаких обязательных предметов, которые она держит выделить нельзя. Иногда ее изображают с лотосами, иногда с золотыми монетами – на что хватит фантазии художника. Лакшми невероятно популярна в Индии, ведь она, помимо того что является супругой верховного божества, еще и покровительствует богатству, удаче, везению, свету, познанию, мудрости, свету, храбрости и плодородию. Она желанный гость в любом доме.
Удивительно, но факт, для того, чтобы заслужить ее благосклонность обязательными являются следующие, уже знакомые нам, действия. Богиня не приемлет беспорядок, если в вашем доме куча мусора, пыли, неиспользуемых вещей, не ждите, что она навестит вас. Воздух в доме должен быть свежим, обязательно вода в графине, домашнее растение (если нет сада), свечи и благовония. Наиболее благоприятной зоной для размещения изображения Лакшми, является юго-восточная часть дома. Если вспомните мой пост , то согласно китайской традиции зона богатства находится там же, а минимальные меры для его привлечения сводятся к уборке и проветриванию. Есть повод задуматься…
Отпрыском Лакшми и Вишну является бог любви Кама. Все мы много или мало слышали о камасутре, так вот, если переводить дословно, то это означает «правила любви (вожделения)». Кстати, бедняга Кама, серьезно пострадал от бога Шивы, чем навлек на последнего серьезный гнев Вишну и Лакшми. Кама выпустив в Шиву стрелу страсти, когда тот находился в глубокой аскезе и многолетней медитации, дабы привлечь его внимание к прекрасной дочери царя Гималаев Парвати. Это так разозлило Шиву, что он испепелил Каму своим третьим глазом. Под давлением Вишну, Лакшми и других богов, он вынужден был дать согласие на перерождение бога любви. Не смотря на все старания, Кама возродился к жизни анангой (бестелесым) и теперь он повсюду.
Спутницы Шивы
Вот мы плавно подобрались к любовным похождениям великого аскета Шивы. Их было множество, в зависимости от формы его проявления. Религиоведы не сошлись во мнениях относительно того одна эта женщина была или нет.
Здесь я буду рассказывать о них как о разных, так как если все это многообразие форм и сущностей «засунуть» в один персонаж, боюсь, я сама запутаюсь. Естественно, о всех я написать тоже не смогу, поэтому остановимся на самых почитаемых.
Деви – «богиня». Деви особенно почитаема среди последователей тантры. Богиня Деви «содержит весь мир в своем лоне», она «зажигает лампу мудрости» и «приносит радость в сердце Шивы, своего Господа». Сегодня в Индии ритуалы, посвященные Деви, часто проводят на кануне бракосочетания, причем, как мы понимаем, вероисповедание брачующихся никого не интересует ☺
Сати – «истинная, непорочная». Сати была дочерью царя (бога?) Дакши. В день ее совершеннолетия он разослал приглашение всем богам, за исключением Шивы, чтобы Сати могла себе выбрать достойного мужа. Он считал, что Шива ведет себя недостойно богов, порча их имя и сущность. Когда Сати вошла в зал и не увидела, того единственного, кому поклонялась и чье супругой мечтала стать, она вознесла ему молитву с просьбой принять свадебную гирлянду. Шива принял ее дар и Дакши ничего не оставалось кроме как выдать Сати за него замуж. Но история на этом не закончилась. Дакши решил устроить огромное жертвоприношение в честь богов, опять же обделив своим вниманием Шиву. Этот поступок возмутил Сати и она без приглашения явилась в его дом утверждая, что Шива бог над всеми богами. Отстаивая честь мужа, она сама шагнула в жертвенный костер и сгорела в его пламени&
Узнав о смерти любимой, Шива обезумел от горя. Со своими слугами он явился во дворец Дакши и убил его самого и его последователей. После этого с телом любимой на руках он 7 раз протанцевал свой божественный танец вокруг всех миров. Сумасшедший ритм его танца приносил разрушения и печаль всему вокруг, масштабы бедствия достигли такого объема, что заставили вмешаться Вишну, который дабы остановить этот безумный танец, разрубил тело Сати на несколько частей и они упали на землю. После этого Шива пришел в себя, раскаялся в убийстве Дакши и даже вернул ему жизнь (правда с головой козла, так как его первоначальная потерялась).
Ума – «Грациозная». Существует версия, что она является перерождением богини Сати, но скептики склоняются к тому, что тело Сати было разрублено на несколько частей и упало в разные места, так что в едином образе она возродиться не могла. Ее имя иногда связывают с Бархмой, так как она является его посредницей в общении с другими богами. Исходя из этого, Ума является покровительницей ораторского искусства. Так же Ума стала причиной божественного конфликта, когда слуги Брахмы застали ее в объятия Шивы в священном лесу. Он так разгневался, что обрек любого самца, не зависимости от его вида, превращаться в самку, стоит лишь вступить на территорию леса.
Парвати – «горная». Еще одно возможное перерождение Сати, дочь царя Химвана, правителя Гималаев. Девушка очень любила Шиву, но он не обращал на нее никакого внимания и весь был поглощён медитацией и аскезой. В конце концов, Боги не выдержали страданий прекрасной Парвати и послали Каму пробудить в нем страсть и желание, за что, бедняга, и поплатился. Обратив внимание на красоту и преданность девушки, Шива тем не менее, счел ее недостойной, и она была вынуждена в течение многих лет совершать тяжелые аскетические подвиги, дабы добиться его благосклонности. В конечном итоге ей это удалось, и она стала не только любимой женой Шивы, ни о матерью его сына Ганеша.
Ганеша один из самых популярных персонажей, даже в странах, где основной религией является буддизм, его все равно почитают. Например, на севере от Тайского города Чиангмай есть совершенно потрясающий . Отличить от всех остальных богов его очень просто – он единственный со слоновьей головой. Кстати, по одной из версий, человеческой головы его лишил собственный отец Шива, который не узнал в подросшем Ганеще своего сына и приревновал к нему Парвати. Дабы оживить сына, он приказал слугам убить первого попавшегося животного и принести во дворец его голову. По стечению обстоятельств, это оказалась голова слоненка, которую Шива приделал на место головы сына, чтобы воскресить его и успокоить безутешную Парвати.
В качестве средства передвижения Ганеша использует белую мышь, поэтому индуисты не жалуют кошек – так как те едят мышей и вызывают гнев Ганеша. А его гнева никто не хочет, наоборот, жаждут его благосклонности. Ведь Ганеша считается покровителем достатка, устранителем препятствий, он помогает увеличивать заработки и прибыль, а так же стимулирует успехи в учебе и профессии. Для этих целей на рабочем столе или у кассы часто располагают статуэтку Ганеша, а так же поют специальные мантры, например: ОМ ГАМ ГАНАПАТАЙЯ НАМАХ или ОМ ШРИ ГАНЕШАЙЯ НАМАХ.
Дурга – «неприступная». Легенд, связанных с появлением Дурги множество, но одна из самых популярных следующая. Однажды царь великанов Махиша одержал победу надо богами, лишил их всего и изгнал из их жилищ. Тогда, Брахма, Вишну и Шива объединили свои силы и выпустили из своих глаз ослепительные лучи света, из которых вышла Богиня-воительница с тремя глазами и восемнадцатью руками. Затем каждый из богов отдал ей свое оружие: Брахма – четки и кувшин с водой, Вишну — метательный диск, Шива – трезубец, Варуна – раковину, Агни – дротик, Вайю – лук, Сурья – колчан стрел, Индра – молнию, Кубера – булаву, Кала – щит и меч, Вишвакарма – боевой топор. Махиша воспылал страстью к Дурге и пожелал сделать ее своей женой, но он сказала, что покорится лишь тому, кто победит ее в схватке. Она спрыгнула со своего тигра и вскочила на спину Махиши, который для боя принял облик быка. Своими ногами она нанесла удар такой сокрушительной силы по голове быка, что он без чувств упал на землю. После этого Дурга мечом отрубила ему голову.
Кали – «черная». Наверно, самая неоднозначная богиня индуистского пантеона, одна из самых прекрасных и в тоже время опасных. Кожа ее черного цвета, великий воин и великий танцор, как и ее супруг Шива. Обычно ее изображают в дорогой одежде с ожерельем из черепов и поясом из отрубленных рук. Чаще всего у нее четыре руки: в одной она держит окровавленный меч, в другой – голову поверженного врага, а две другие руки благословляют ее подданных. Т,е, она одновременно несет и смерть, и бессмертие. Во время битвы, она вытаскивает язык, чтобы выпить кровь своих жертв (кстати, по многим теориям именно Кали является прообразом Лилит и вампиров). Иногда её изображают стоящей одной ногой на груди, а второй на бедре распростёртого ниц Шивы. Это объясняется следующей легендой. Победив великана Рактвиджу, она на радостях пустилась в пляс, причем танец ее был столь страстным и необузданным, что грозил разрушить землю и весь мир. Боги пытались увещевать ее, но все было тщетно. Тогда Шива лег ей под ноги, Кали же продолжала танцевать, пока не увидела у себя под ногами собственного мужа. Она устыдилась собственной неистовости и неуважения, оказанного великому богу, что остановилась как вкопанная. К слову, Шива довольно легко простил ее.
Среди спутниц Шивы есть еще Джагадгаури, Чиннамустака, Тара, Муктакеси, Дасабхуджа, Сингхаванини, Махишамандини, Джагаддхатри, Амбика, Бхавани, Питхиви и т.д., всех и не упомнишь ☺ .
Ну вот, пожалуй, и сказочки конец, кто дочитал до конца – молодец ☺! Надеюсь, вам было интересно.
Лакшми - в индийской мифологии ассоциируется со многими богинями и наиболее широко известна как прекрасная супруга великого бога Вишну, воплощение его творческой энергии. Дурга - в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей Деви или Парвати, супруги Шивы, которая выступала богиней-воительницей, защитницей богов и мирового порядка от демонов.
Богиню богатства и счастливой судьбы изображали в виде красавицы, сидящей на цветке лотоса, символе материнства, бессмертия и чистоты. Варуна - всеведущий и карающий бог-судья, бог неба, наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Ганеша - в индуистской мифологии «владыка ганы» - божеств, входящих в свиту Шивы, сын Шивы и Парвати.
Пожалуйста, свяжитесь с нами. От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются. Но эти боги являются и самостоятельными. 3 ноября начинается Дивали — один из главных праздников Индии, олицетворяющий сложные отношения индийских богов друг с другом и с людьми. Лакшми. Богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. В правой руке обычно держит ваджру (молнию),которой разит врагов и возрождает к бою погибших.
Так что некоторых Богов, условно говоря, нет, поскольку про них забыли, им не поклоняются и их имена стерты временем. Варуна - воплощение мирового порядка и истины. У него человеческое туловище красного или желтого цвета, огромный живот, четыре руки и слоновья голова с одним бивнем. Деви - в индуистской мифологии жена бога Шивы. Отражает творческую энергию супруга(шакти).
Бог Яма и богиня Ями
Список имен женских божеств, которые могут быть соотнесены с Богиней в различных аспектах. Венера - в римской мифологии богиня садов, красоты и любви, отождествлялась с матерью Энея Афродитой. Минерва - в римской мифологии богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников.
17 главных индийских богов
Девана - в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Лада - славянская богиня любви и красоты. Макошь - Великая Мать, богиня судьбы и плодородия. Aнат - богиня охоты и битвы. Она почиталась как дева-воительница, сестра и возлюбленная бога Балу. В преданиях, Aнат предстает как жестокая и необузданная богиня.
Асират или Ашера, в древнесемитском мифотворчестве богиня, супруга и дочь верховного бога Илу, мать богов и людей, владычица сущего. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте.
Хатхор - богиня неба, которая в древнейшие времена почиталась как корова, родившая солнце, дочь бога солнца Ра. Богиня радости и любви, танцев и песен, она оберегала матерей с детьми.
Ушас, в древнеиндийской мифологии богиня утренней зари, которая появляется с рассветом на золотистой колеснице. Кубера - в индуистской мифологии бог богатств, один из восьми Локапала или охранителей мира, владыка якшей, киннаров и гухьяков. Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Рама - главные аватары Вишну, ставшие независимыми объектами важнейших индуистских культов и обладавшие собственной мифологией.
Христианство основывается на вере в Святую Троицу — Бога-отца, Бога-сына и Духа святого. В Индии тоже есть святая троица. Брахма считается главным творцом мира, Вишну — его хранителем и Шива — разрушителем. Следует упомянуть и еще одно интересное религиозное течение, называемое смарта, к которому причисляют себя люди, поклоняющиеся всем богам вообще. Как правило, «своего» бога люди и чтут, и гнева его побаиваются. Но есть в Индии один бог, просто любимый всеми без исключения.
Отцом его был Шива. И на празднество, посвященное рождению сына, он забыл пригласить бога Шани, отвечающего за посевы и урожаи. С тех пор День Ганеш-чатуртхи, приходящийся на самый конец муссона и календарного лета, празднуют по всей Индии. Но особенно колоритно он отмечается в Махараштре.
Все поют и танцуют. Шумные процессии направляются к реке и с наступлением сумерек погружают в воду уставшего от чествований бога — наверное освежиться. Иногда художники изображают Ганешу с несколькими головами, хоботами и множеством рук — чтобы помогать всем просящим. Он может и задумчиво сидеть в классической позе йоги («лотосе»), но чаще изображается танцующим на пьедестале в форме того же лотоса.
Боги Варуна и Ваю
На индийских — щедрый Ганеша. И здесь же слова: «Ом шри Ганешайа намах!», прославляющие Ганешу и просящие его о благословении и помощи новобрачным. Шачи.Жена Индры. Богиня ревности и гнева. Эталон красоты для всех индийских женщин. Ману.Сын Вивасвата, первый человек на земле и царьвсех людей. Спасся во время великого потопа.Принес богам жертву, бросив в воду масло и творог.
Говорят, что в Индии существуют миллионы Богов. Говорят также, что в Индии процветает политеизм. Начнем с того, что индийские Боги представляют различные аспекты единой реальности — Брахмана. Культы местных богов особенно распространены в северной Индии, долина Куллу даже зовется по этой причине «долина тысячи Богов», в каждой деревне есть свое, а иногда и не одно божество. Ведический Рудра позже трансформировался в индуистского Шиву. И многие другие.
Индра.Бог грома и молний. Мнемозина - в греческом мифотворчестве богиня памяти, дочь Урана и Геи, титанида. Шива - в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду - тримурти.
Гордые и прекрасные, боги Индии жили когда-то на Земле. И жили они, как простые люди.
Влюблялись и ненавидели, рожали детей, спорили, нежились, интриговали и воевали. Люди же были частью их воинства. И в сражениях ужасных гибли. Летали древние боги Индии на летательных аппаратах, перед которыми даже суперсовременные космические ракеты кажутся самокатами, и воевали оружием, попадись каковое в руки людям - не было бы сейчас Земли. Жизнь богов, их быт, оружие и войны описаны в таких книгах, как Веды, Упанишады, Рамаяна, Махабхарата, Бхагават-гита, Ригведа и многих других, ныне считающихся священными. Косвенными подтверждениями, что боги древней Индии могли действительно жить на Земле и здесь же воевать, считают заброшенные среди джунглей древние индийские мегаполисы, развалины которых свидетельствуют о ядерной бомбардировке, произошедшей несколько тысячелетий назад.
Пантеон индийских богов насчитывает тридцать три бога (в другом переводе с древнего санскрита - триста тридцать миллионов, или бесконечное множество). Самые великие (Тримурти, триединое проявление Бесконечного Высшего) - Брахма (создатель вселенной в начале времен), Вишну (опекун вселенной) и Шива (тот, кто должен уничтожить вселенную в конце времен).
Каждый из них имеет множество аватар (воплощений). Интересно, что Будда, согласно священным текстам, всего лишь одно из воплощений Вишну, призванное... уводить людй от духовного и божественного, сбивать с пути истины. Кроме высших богов, есть боги помельче, входящие в "свиту" высших. Это, к примеру, локапалы, боги природных явлений и стражи частей света:
Индра - бог грома и дождя, воин, страж востока;
Сурья - бог солнца;
Яма - бог смерти, закона и правды, страж юга;
Агни - бог огня, хранитель очага;
Кубера - бог богатства, страж севера;- Варуна - бог воды, страж запада;
Ваю - бог воздуха и ветра;
Сома - бог луны-месяца.
Как видно, богатство, справедливость, закон и смерть - природные явления, согласно индийской философии.
Весь пантеон богов и не перечислить, но и в современном мире боги Индии принимают участие в жизни индийцев (по крайней мере индийцы в это свято верят). В костре сидит воплощение бога Агни, а глаза - воплощение бога Сурьи. Богиня Кали собирает кровавый урожай во время войн и эпидемий, а Ганеши поможет в умножении богатства и подарит благополучие.