Как сделать арочный навес из трубы. Как сделать навес из профильной трубы правильно - инструкция
Для любого двора частного дома строительство навеса из труб — это лишь вопрос времени. Рано или поздно, но хозяева самостоятельно придут к пониманию того, что нужно делать навес из профильной трубы своими руками. Нехитрая конструкция из профиля не только защитит от снега, дождя и солнечного света, но и значительно расширит жилое пространство дома. Но постройка из профилированных труб требует немалых затрат на приобретение материала, кроме того, немалый вес металла над головой может нести угрозу здоровью, поэтому строительство придется выполнять по всем правилам, на основании чертежей и расчетов.
Как сделать конструкцию навеса из профильной трубы
В самодеятельном строительстве навес из профильной трубы, если он не имеет фундамента, кровли и боковых стен из горючих материалов, можно спокойно оставить без оглядки на архитектурные и противопожарные ограничения. Единственное, что нужно будет сделать:
- Подобрать подходящий проект навеса из профильной трубы;
- Спланировать конструкцию на конкретной площадке;
- Выполнить проверочный расчет навеса из профильной трубы на устойчивость конструкции под весом снежной шапки максимальной толщины;
- Составить смету и последовательность выполнения операций.
Важно! При разработке проекта потребуется сделать оценку наиболее приемлемого варианта фундамента, которого было бы достаточно для удержания тяжелого стального каркаса из профильной трубы для навеса.
Размер сечения профилированной трубы, из которой будет планироваться постройка навеса, напрямую зависит от размеров площадки, и в первую очередь от длины балки перекрытия между опорами. Чтобы определить количество и сортамент необходимого материала, потребуется, используя чертеж навеса из профильной трубы, составить деталировку, и только после этого планировать смету.
Конструкция и расчет навеса
Наиболее простым вариантом, доступным для изготовления своими руками, является односкатный навес из профильной трубы, изображенный на чертеже.
Расчета на прочность опор и горизонтальных прогонов проводить нет необходимости, так как вес постройки относительно небольшой, и прочности металла стоек более чем достаточно. К преимуществам приведенной конструкции можно отнести простоту и небольшой вес постройки из стального профиля. В основе устройства каркаса односкатной крыши применяется ферма из профильной трубы клиновидной формы. На крышу 5,45х5,45 м будет установлено три фермы, максимальной высотой в 120 мм. Ферма сделана из облегченного профиля 25х25 мм с пятью подкосами.
Данные оценочного расчёта и выбранных размеров конструктивных элементов показывают, что вес металлического каркаса крыши из трех ферм не превысит 200 кг, что для шести опор сечением 50х50 мм составляет менее 15% максимальной статической нагрузки. Расчет по массе и нагрузке на кровлю массы максимального снежного покрова дает увеличение распределенного давления на вертикальные опоры до 780 кг, что обеспечивает запас прочности конструкции в 1,3 единицы.
Более серьезной проблемой может быть наличие горизонтальной реакции, способной опрокинуть навес или придать конструкции небольшой наклон. Если навес строится с жестким защемлением профильной опоры в бетонном основании фундамента, то реакция при 27 о уклоне ската составит 30% от массы снега. Опора из профилированной трубы 50х50х3, длиной 2 м, способна выдержать боковую нагрузку почти в 150 кг, шесть опор обеспечат сопротивление усилию в 900 кг, что втрое превышает максимальное горизонтальное давление от снежной массы.
Даже если на горизонтальное сечение крыши будет добавлена ветровая нагрузка при скорости 20 м/с, а это составит 24 кг/м 2 клиновидной поверхности, то общее увеличение горизонтального усилия не превысит 144 кг, что значительно меньше горизонтальной реакции от давления снега, и на прочность опор практически не повлияет.
Конструкция большого навеса
Для обычного двора приведенного варианта навеса из профильных труб малого сечения вполне достаточно для того, чтобы укрыть автомобиль, или использовать его в качестве места отдыха на свежем воздухе. Но зачастую требуется сделать навес большего размера, например, такой, как приведен на чертеже. Конструкция 9х8 м из профильной трубы позволяет закрыть пространство, которого хватило бы для стоянки четырех легковых или двух грузовых автомобилей.
Несмотря на внешнюю схожесть с предыдущим проектом, вес нового навеса уже составляет более двух тонн, количество ферм из профильной трубы увеличено вдвое, кроме того, нижняя и верхняя кромка односкатного навеса из профильной трубы усилены с каждой стороны прямоугольной фермой, увеличивающей жесткость в продольном направлении. С увеличением размеров навеса возрастает сечение используемых в каркасе профилированных труб, увеличивается количество несущих ферм крыши.
В данном проекте односкатного навеса для вертикальных опор используется квадратная профильная труба 120х120 мм, для горизонтальных балок перекрытия профиль 80х80 мм. Для обустройства каркаса односкатной кровли применяется профильная труба 50х50 мм. Односкатную крышу образуют семь рамных ферм, длиной восемь метров. Такое устройство обеспечивает максимальную жесткость при небольшой массе. Шаг между подкосами фермы составляет 1740 мм, высота козырька 370 мм.
Расчет несущего каркаса из профильной трубы для навеса в данном случае выполнить вручную достаточно сложно, да и в этом нет особой необходимости. Размеры профильной трубы можно получить расчетом с помощью специализированной строительной программы, например, как на видео:
В данном проекте навеса все размерные цепи на чертежах прошли дополнительные расчеты и проверку на прочность и устойчивость, поэтому их можно просто использовать в качестве опорных или базовых при строительстве навеса из профильной трубы.
Какой из навесов более подойдет для использования в частном доме, зависит, прежде всего, от цели и финансовых возможностей хозяев. С помощью таких навесов можно накрыть дом или зону отдыха с бассейном и игровой площадкой. При этом часть козырька и ската односкатной крыши можно покрыть прозрачным поликарбонатом, а вторую часть ондулином или металлопрофилем.
Технология сборки навеса из профильной трубы
Процесс постройки навесов из профильной трубы обоих вариантов во многом схож, но есть и различия. В первом случае большую часть соединений можно сделать на болтах или шпильках, более мощные и тяжелые конструкции навесов необходимо собирать только с помощью сварки, в противном случае добиться требуемой жесткости конструкции из профильной трубы будет намного сложнее.
Процесс сборки навеса состоит из пяти этапов:
- Подготовка фундамента под установку навеса из профилированных труб;
- Изготовление ферм из заранее раскроенных по чертежу профилей;
- Установка вертикальных опор, обвязка стоек горизонтальными балками перекрытия, установка прямоугольных ферм;
- Монтаж клиновидных ферм и соединение их в один каркас;
- Укладка кровельного материала и покраска профильных труб навеса защитной эмалью.
К сведению! Клиновидные фермы собираются на земле, с использованием углекислотной сварки и собранного заранее сварочного шаблона.
Применение сварки в защитной среде позволяет надежно соединить профилированную трубу 50х50 мм и 25х25 мм с минимальной толщиной стенки в 2 мм. Этот этап работы требует хорошего знания технологии соединения тонкостенных изделий. Если нет возможности использовать аргон или углекислоту, то лучше заменить сварку болтовым соединением, и после монтажа усилить стыки сварочными точками. Более толстую профильную трубу можно сварить, используя обычную электрическую сварку по схеме, показанной на видео:
Особенности подготовки и обустройства фундамента
Чем больше сечение профильной трубы, тем тяжелее и жестче получается конструкция односкатного навеса. Но в обоих проектах есть существенный недостаток - нижние части вертикальных стоек не обвязываются дополнительными горизонтальными перемычками из профиля. Поэтому жесткость нижнего яруса может быть обеспечена только за счет правильной привязки к основанию.
Для обустройства основания можно сделать малозаглубленный ленточный фундамент, еще лучше, если площадку под навесом заделывают монолитным бетоном в виде плиты. В обоих случаях бетонного массива фундамента будет достаточно, чтобы удержать навес без крена или перекоса под действием ветровых нагрузок.
Для навесов используется два типа заделки вертикальных стоек в фундамент.
В первом случае для каждой опоры выкапывается скважина на глубину в 60-70 см, в нее помещается кусок асбестоцементной трубы, диаметром в 200 мм, и оставшееся пространство между стенками скважины и трубой засыпается гравием с песком и проливается цементным молочком. Каждую вертикальную опору из профилированной трубы вставляют в подготовленное гнездо и заливают бетонным раствором. В течение 20-30 мин необходимо выровнять стойку по вертикали и подпереть двумя-тремя подкосами. После схватывания бетона оголовки стоек подрезают по одному уровню, и можно приступать к монтажу навеса из профилированной трубы.
Во втором случае для установки стоек используют специальные забетонированные опорные площадки из отрезка профильной трубы 100х100 мм, с приваренным на торце квадратом из листового металла. Для вертикальных опор навеса изготавливается ответная часть «пятки» с отверстиями под крепление анкерными шпильками. Такой способ крепления позволяет идеально точно выровнять опоры при сборке каркаса, и при необходимости подкорректировать их положение. Осталось только решить, как сварить навес из профильной трубы.
Последовательность сборки навеса из профильных труб
После того как были установлены вертикальные опоры, необходимо обвязать оголовки с помощью горизонтальных профилей. Первыми устанавливают короткие отрезки навеса, затем длинные. Прямоугольные фермы сваривают непосредственно на каркасе. Для этого первоначально приваривают горизонтальные отрезки профильной трубы, сначала выравнивают по водяному уровню, прихватывают сварочными точками или хомутом, и только после этого провариваются швы на каждом соединении.
Далее по чертежу вырезают из профильной трубы 50х50 мм отрезки для изготовления профиля. После подрезки углов подкосы прихватывают точками внутри фермы. Если после установки всех подкосов не появилось кривизны в горизонтальных прогонах, можно выполнять окончательную сварку всех элементов.
После этого выполняется подъем и установка крайних ферм крыши, чтобы не нарушить геометрию кровли, рамы временно усиливают с помощью деревянных брусов и планок, а на верхний и нижний свесы устанавливают горизонтальные продольные трубы.
После соединения сваркой всех узлов, оставшаяся часть ферм крепится на каркасе навеса.
Места и линии сварочных швов тщательно оббивают от шлака, зачищают и покрывают грунтовкой. Все металлические элементы навеса профильной трубы обязательно обрабатывают фосфатным антикоррозионным составом, грунтуют и окрашивают в два слоя алкидной эмалью для наружных работ.
Для кровли чаще всего используют сотовый поликарбонат или профнастил. Первый - очень удобный и красивый, второй дешевый и практичный.
Совет! Перед тем как приступать к укладке кровельного материала, необходимо осмотреть все сварочные швы на фермах и подкосах, если из-за ошибки или температурных напряжений сварка треснула, нужно будет наварить усиливающую косынку из листового материала.
Иногда, после укладки кровли, легкие варианты навеса под действием ветра могут раскачиваться и совершать незаметные глазу колебания в горизонтальном направлении. Чтобы увеличить поперечную жесткость каркаса, можно дополнительно наварить к навесу арочные подкосы между стойками и горизонтальными прогонами из профильной трубы. Такое решение позволит избавиться от малейших колебаний и, соответственно, сохранить целостность кровельного материала.
Заключение
Кроме односкатных конструкций, для навесов широко применяются арочные и двухскатные варианты кровли. Такие схемы имеет смысл устанавливать за пределами двора, на удалении от дома и хозпостроек, в местах, где существуют сильные порывы ветра. Технически постройка двухскатного навеса из профильной трубы ничем не отличается от односкатного варианта. Арочные варианты сложнее из-за того, что приходится заказывать изготовление дуговых сегментов ферм, кроме того, это значительно увеличивает цену постройки.
А ваш автомобиль все еще мерзнет на собачьем холоде, ржавеет и покрывается коркой льда при наступлении морозов? Тогда мы идем к вам! Сейчас мы рассмотрим, как сделать металлический навес для вашего автомобиля и уберечь его от воздействия атмосферных осадков, ультрафиолета, веток и всего, что только может упасть с неба.
Дорого ли это? На материалы уйдет всего пару тысяч рублей, но в результате вы получаете опрятный навес на металлическом каркасе, который прослужит десятки лет и при необходимости легко демонтируется и переносится по двору. Предлагаем вашему вниманию пошаговую инструкцию, пользуясь которой вы сможете самостоятельно построить навес быстро и вполне успешно, даже если вы не обладаете особыми строительными навыками.
Подготовительные работы по установке односкатного металлического навеса
Мы могли рассмотреть и двускатные конструкции, но цель именно этой статьи – сделать предельно практичный, простой и дешевый навес с металлическим каркасом, поэтому мы выбрали односкатное сооружение. Сделать его в 2 раза быстрее, поскольку нет необходимости в гнутых фермах, стыковке кровельного материала по центру и материалов пойдет на 30% меньше. Рассмотрим всю инструкцию пошагово и начнем с подготовительных работ.
ШАГ 1 : выбираем место для односкатного навеса . Строить можно везде, где есть место, но лучше выбрать небольшую возвышенность во дворе и место с неглубоким залеганием глины, чтобы вода после дождя не скапливалась под навесом, и можно было потратить минимум средств на установление бетона под опоры. Любители Фен Шуя здесь не приветствуются, поскольку главное здесь – практичность.
ШАГ 2
: выбор материалов.
Мы уже его выбрали. Опоры у нас будут из металлического квадрата 40х40 мм, подобрали мы его с учетом нагрузки конструкции и возможной нагрузки ветра в 4%, также не забыли и осадки для суровой климатической зоны. Опоры рассчитаны для навеса из металла с уклоном 15-20% и размерами 4х4 метра. Крышу можно сделать из поликарбоната, но мы все же предпочли металлический профнастил, поскольку он недорогой и с ним легко работать.
ШАГ 3: расчистка площади
.
Мы будем использовать бетонный пол для автомобиля, поэтому территорию надо спланировать и убрать около 10 см земли для подсыпки шлаком и установки стяжки минимум 5 см толщиной. Это немало, вполне достаточно для увесистого внедорожника (в пределах разумного, до 2500 кг). Если вы хотите купить в дальнейшем хаммер или трактор – тогда ваша глубина стяжки будет не менее 12 сантиметров.
ШАГ 4: рассчитываем коммуникации
.
Да, вам не послышалось, вокруг навеса будут еще коммуникации. Зачем? Это просто. Во-первых, вода не будет подмывать его, не будет затекать под навес, во-вторых – это просто круто смотрится и недорого стоит. Это будут отливы в земле и водоотводы. К тому же, надо подвести электричество к навесу на всякий пожарный случай (вдруг пожарить шашлык негде будет или надо разогреть машину) и сделать выводы провода из-под стяжки или по опорам будущим.
Металлические навесы для автомобилей могут быть разных размеров, вы можете сделать его просто для машины, а можно создать парковку на 3-4 места (вдруг теща приедет в гости или одноклассники бывшие), лучше заранее это продумать, поскольку расширение будет проблематичным. По крайней мере, залить фундамент и опоры надо сразу на выбранный вами размер навеса и изготовление начинать уже после расчетов. Вроде все. Теперь мы подготовили участок, морально собрались и приняли для храбрости – можно отправляться строить.
Устанавливаем металлические столбы для навеса и обрешетку
Сделать каркас тяжелее всего, поскольку установка крыши и украшение – это уже легче простого и с этим может справиться даже ребенок. А вот каркас надо тщательно делать, не лениться пользоваться уровнем и чаще проверять правильность выполнения работ. Если установить опоры или стяжку неровно, то исправить это можно будет, конечно, но времени и сил уйдет много, ведь это практически все полностью переделывать. Рассмотрим, как состряпать металлический навес своими руками по ГОСТ в подробной инструкции.
ШАГ 1: устанавливаем опоры
.
Существует около десятков разных методов установки опор, но мы не будет заморачивать голову нижними обвязками, просто сделаем буром или лопатой углубление в земле на 40-50 сантиметров поставим по центру металлический профиль и зальем бетоном – опора готова. Здесь важно установить опоры именно вертикально, измерить все уровнем, чтобы они были в одной плоскости. Бетонный раствор 1:3 делаем.
ШАГ 2: обвязка верхняя.
А вот вверху обвязать опоры надо, поскольку высота их будет 270 сантиметров над землей и 240 см соответственно на другой стороне, куда будет уклон (мы выбрали именно такую высоту), они могут немного отклоняться. Поэтому вверху по периметру надо приварить металлическую профилированную трубу, длинна которой будет равна длине одной стороны (мы взяли за шаблон размеры навеса 4х4 метра).
ШАГ 3: обрешетка.
Поскольку металлические навесы с односкатной крышей не требуют гнутых элементов и стыков посредине, сделать обрешетку проще простого. Необходимо через каждые 60 сантиметров приварить металлическую трубу между сторонами навеса с высотой 270 и 240 см, чтобы образовался уклон. У нас получится примерно 20% уклон, даже немного меньше – этого вполне достаточно для того чтобы металлический каркас навеса удачно справлялся с любым количеством осадков.
Теперь осталось всего лишь привинтить кровельный материал. Каркас обойдется всего лишь в 3500 рублей, можно еще сэкономить, устанавливая перемычки через каждые 80 сантимтеров, вместо 60 см как мы сделали, но лучше пусть будет запас прочности, облегчать конструкцию можно только в случае если навес для машины находиться в уютном месте двора и не подвергается воздействию сильного ветра.
Выбираем и крепим крышу на металлический навес для машин
Как мы уже говорили ранее, можно облегчить конструкцию и прикрепить поликарбонат на крышу, но это будет не очень рационально с точки зрения экономичности. Лучше всего навес односкатный металлический делать из профнастила. К тому же, его не надо гнуть, ровнять, подкладывать хитрые шайбы и не страшно перетянуть немного. Установить его проще пареной репы, рассмотрим пошаговую инструкцию:
ШАГ 1: сверлим отверстия
.
Нужно поднять металлический лист и сделать в нем отверстия на уровне металлической балки, которая соединяет стороны навеса. Это можно сделать просто: положить лист на балку, снизу маркером отметить где надо сделать отверстия, снять и просверлить их. Отверстия через каждые 35 сантиметров.
ШАГ 2: рассверливаем металлический навес для авто
.
Отверстия можно делать как заранее в отмеченных местах, так и когда лист прикладывается уже на каркас и через отверстие на профнастиле просверлить перемычку. Использовать надо специальные шурупы с герметизирующими шляпками, чтобы места завинчивания не ржавели. Можно использовать пластиковые шайбы для работы, это удобно и дешево.
ШАГ 3: обработка защитными материалами.
Лучше использовать глубокие пропитки для металла и лаки, чтобы наша работа простояла долгие годы. При использовании лака металлические навесы для дачи служат минимум в 2 раза дольше, поскольку даже высокая кислотность осадков не вызывает коррозийные процессы.
Мы рассмотрели, как сделать металлический навес без помощи специализированной бригады, но еще предлагаем посмотреть видео, как правильно нужно привинчивать профнастил к каркасу металлическому, чтобы не допустить ошибки:
У владельцев частных домов и дач нередко появляется необходимость установить на свой участок навес, открытый гараж, беседку или сарай. Далеко не все знают, что сделать долговечный навес можно быстро и с минимумом вложений. Помимо защиты от солнечных лучей, ветра, дождя и снега, навес также является прекрасным дизайнерским решением для оформления участка.
Сделать навес из труб своими руками совсем не сложно, как это может показаться на первый взгляд. Для этого не потребуется сложных специальных навыков, смонтировать навес сможет даже новичок в строительном деле. Навес из профильных труб – простая и бюджетная конструкция, монтирование которой не займет много времени, а затраты при этом будут минимальными. Инструменты:
Что нужно знать до строительства?Перед началом монтажных работ надо определиться, где будет располагаться навес, c его формой и для чего должен в дальнейшем применяться. Важно определиться с конструкцией навеса, ведь их строят как для стационарного использования, так и демонтируемые. Стационарные навесы используют круглый год: например, для защиты от непогоды входной двери и автомобиля. Демонтируемые (передвижные) ставят, когда защита нужна лишь временно: дачные навесы, теплица. Основное требование к демонтируемым конструкциям — это простота сборки, прочность и хорошая ветроустойчивость. Навес из профильной трубы строят как отдельно, так и пристраивают к стене здания, образовывая с ним единую конструкцию. По применению навесы делят на хозяйственные, используемые для защиты имущества (дом, автомобиль, инвентарь, летняя кухня), и навесы, которые размещают в зоне отдыха (беседка, навес над детской площадкой, бассейном). Существует целое разнообразие форм крыш у навеса: купольная форма, дуговая, арочная, пирамидой, односкатная или двускатная. Само собой, чем изысканнее форма у навеса, тем сложнее становится процесс его монтирования. Забудьте о долгих часах, проведенных в расчете правильной конструкции, когда есть уже готовые фото и чертежи навеса из профильной трубы. В зависимости от нагрузки, необходимо будет просчитать количество и толщину опор у навеса, и выбрать металл, из которого они будут сделаны. Сложность строительства напрямую зависит от конструкции, которая будет выбрана, и материалов, используемых в процессе монтажных работ. Потому заранее продумайте материал, из которого будет сделано укрытие для навеса. Самый простой вариант — шифер — одновременно и один из самых тяжелых материалов. Куда привлекательнее смотрится навес из профнастила, хотя это и не самый дешевый материал. В то же время легкий и полупрозрачный поликарбонат хоть и выглядит эстетично и дорого, но пропускает солнечный свет и задерживает тепло, создавая парниковый эффект. Так что хорошо подумайте, прежде чем монтировать настил из поликарбоната для навеса над автомобильной площадкой. Под воздействием солнечных лучей краска автомобиля начнет выгорать. А в беседке с поликарбонатной крышей будет жарко и некомфортно. Навес из профильной трубы. С чего начать?Строительства навеса начинают с подготовки строительной площадки и монтирования опор для навеса. Для строительства опор можно взять железные трубы с диаметром от 50 мм и толщиной стенок от 3.5 мм. Герметичность не играет никакой роли, так что можно выгодно приобрести б/у прохудившиеся трубы, тем самым снизив общие затраты на строительство. Диаметр и толщина стенок труб подбираются исходя из нагрузки на планируемый навес: учитывайте вес самой конструкции, материала, используемого для крыши, и снежную нагрузку зимой. В среднем, пара труб с диаметром в 80 мм, установленные на расстоянии трех метров друг от друга, выдерживают нагрузку до 250 кг. Но чем тяжелее сама конструкция, тем на меньшее расстояние между опорами придется рассчитывать. Так для навеса, крытого шифером или натуральной черепицей, лучше придерживаться дистанции между соседними опорами в 1 – 1.5 метра. Основной материал формирования для каркаса рамы — это профильные трубы. Стенки труб могут быть разными по форме и толщине. Они подбираются в зависимости от нагрузки и величины готового навеса. Лучше всего использовать профильные металлические трубы квадратного или прямоугольного сечения: это бюджетный вариант, они рассчитаны на высокие нагрузки, и в то же время за счет своего малого веса создают меньшую нагрузку на дом и опоры. Самый простой вариант строительства — это состыковать навес со стеной дома, что значительно уменьшит количество затрачиваемого материала. Подготовка стройплощадки перед монтажными работамиПеред началом работ готовят площадку для строительства. Равняют основание, после трамбуют и размечают место для крепления опор. Все расчеты должны проводиться точно и согласно плану. Перед проведением земельных работ также следует убедиться, что кабель или водопровод не будут повреждены. Материал для опор используется самый разный. Их делают из камня, кирпича, дерева, используют кованый металл и, конечно же, металлический профиль. В чем же преимущество использования профиля перед всеми остальными? Металлический профиль — простой и экономичный материал. Высокая износостойкость, лаконичный дизайн, эстетическая привлекательность, все это делает его отличным выбором для строительства надежного и долговечного навеса. Углубления для крепления опор располагают прямоугольником в несколько рядов, в зависимости от размера крыши. После того, как места для углублений размечены и просчитано расстояние между ними, вам понадобится лопата. Размер углубления копают не менее 60 см в глубину, в зависимости от габаритов навеса и промерзания грунта. На дно углубления ставят подложку из утрамбованного песка и гравия.
Кроме труб для опор также понадобятся обрезки труб со схожим диаметром. Опоры вставляют в обрезки труб и сваривают вместе для получения стоек. Их затем устанавливают в углубления, заливают цементным составом и оставляют отстаиваться, как минимум, на несколько суток. Время зависит от качества цементного раствора и погодных условий. Перед тем, как перейти к монтажу каркаса, нужно убедиться, что цемент хорошо застыл, и основы стоят крепко и надежно. Делаем каркас своими рукамиДля работы над каркасом понадобится ровная рабочая поверхность и сварочный инструмент. Каркас собирают и сваривают на земле, чтобы добиться точности в изготовлении конструкции рамки. Перед началом монтажных работ профильные трубы тщательно зачищают от окалины и ржавчины, заглушают металлическим листом для предотвращения процессов коррозии, затем грунтуют и приступают уже непосредственно к сборке рамы. Рассмотрим для начала порядок работы сборки демонтируемого (передвижного) каркаса:
Куда проще собирается стационарный навес из труб. Стропила и поперечные трубы каркаса при этом просто приваривают к стойкам. Места сварки затем тщательно зачищают и закрашивают по необходимости. Существует два вида конструкции каркаса: с использованием ферм и без них. Выбор конструкции напрямую зависит от размера навеса и его габаритной высоты. Чем больше навес и выше, чем серьезнее на него идет нагрузка, тем мощнее должен быть каркас. Вот простой вариант сборки надежного каркаса без использования ферм:
Рамка для навеса без использования ферм подходит для небольших навесов с низкой нагрузкой. Если же нужно монтировать габаритную конструкцию с тяжелой кровлей, без использования ферм обойтись не удастся. Как же собрать каркас с использованием ферм?
Теперь, когда каркас для навеса собран, можно приступать к кровельным работам и монтировать крышу для навеса. Как правило, в крышах для навеса не предусмотрена канавка для водостока, потому профнастил укладывают так, чтобы обеспечить нормальный отток воды непосредственно с поверхности крыши. Для этого листы необходимо уложить по определенной схеме. Из двух листов профнастила собирается нижний ряд крыши. Затем параллельно к карнизу закрепляется третий лист профнастила, первый во втором ряду. Потом поверх него в перехлест ставится еще один ряд. Так продолжают, пока не заполнят всю крышу. При правильной и грамотной установке кровли, ее вес будет распределен равномерно, и крыша выдержит любые погодные сюрпризы. Для того чтобы обеспечить сток воды с крыши подальше от стоек навеса, крыша должна быть больше, чем расстояние между опорами. Для дополнительного удобства, можно установить вокруг навеса желоб для отвода воды. Навес из труб своими руками. Видео |
Навес на даче или у частного дома может выполнять множество функций: укрывание от солнца и дождя зоны отдыха, хозяйственных территорий, летнего гаража. Обычно укрытие обустраивают листами поликарбоната или деревянными досками. А опирается настил на столбы - опоры, которые могут быть сделаны из дерева или металла.
Какими бывают столбы
Опоры для навеса делают из разных материалов:
- Дерево;
- Металлические трубы;
- Кирпич или бетон;
- Комбинированные опоры.
Деревянные столбы для навеса
Это самый простой и доступный вид опор под навес, которые можно установить самостоятельно даже при отсутствии специальных навыков. Древесина подойдет любая, но прочная и твёрдая, оптимально отдать предпочтение лиственным породам деревьев.
Стойка может быть цельной деревянной, закопанной у основания в землю, или комбинированной - когда основание столба каменное, и только верх деревянный. В первом случае особенно важно, чтобы материал был хорошо пропитан антисептиками, препятствующими гниению.
Установка деревянных столбов для навеса подходит под конструкцию из поликарбоната или досок.
Столбы для навеса из профилированной трубы
Металл - прочный и долговечный материал, способный служить опорой для поддержания навеса долгие десятилетия. Металлические столбы для навеса - самые надежные и крепкие опоры, которые обходятся не так уж дорого.
В качестве стоек обычно используют обычные металлические трубы разного диаметра, перед закапыванием в грунт нижнюю их часть необходимо покрыть антикоррозийной эмалью, продляющую срок службы опоры, и полимером для гидроизоляции.
Столбы для навеса из профильной трубы применяют во многих случаях:
- Для получения надежного и крепкого каркаса под навесы из поликарбоната, досок, металлического профиля;
- При влажных и водонасыщенных грунтах;
- Для монтажа основания под фермы;
- Для установки каркаса «на века».
Металлические столбы (трубы) дороже деревянных, но и служат они значительно дольше без потребности в ремонте, а также более эстетичны, выдерживают неограниченное количество окрашиваний.
Опоры из кирпича
Стойки из кирпича выглядят красиво и основательно, но это самый дорогой вид опор и трудоемкий в установке. Хорошо смотрятся опоры из кирпича на фоне фасада или забора из того же материала под любой навес. Интересно играет на кирпиче поликарбонат, пропуская солнечные лучи.
Для строительства подходит кирпич красный, белый и силикатный, выбор следует делать, исходя из декоративных особенностей участка.
К этой же группе можно отнести опоры из декоративного камня.
Расчет столбов
Прежде, чем закупать материал и приступать к работам, необходимо рассчитать количество опор и глубину их заложения, выбрать тип устройства подземной части стойки.
Расчет количества опор под навес
При определении количества опор нужно рассчитать нагрузку на 1 столб и соотнести ее с допустимым шагом столбов. В среднем, одна металлическая труба диаметром 80…100 мм способна выдержать нагрузку до 250 кг. В нее входит:
- Вес кровельного участка (навеса);
- Собственный вес трубы;
- Масса снежного покрова.
Обычно навес обустраивают под 1 автомобиль или небольшую площадку. На примере периметра 6х3 метра понадобится 8 опор:
- 4 в углах;
- По 2 с каждой стороны между угловыми стойками.
Среднее расстояние между опорами - 2,0 метра, можно принять и больше - 2,5 метра.
То же касается каменных стоек. В этом вопросе также важно учесть гибкость кровельного покрытия, чтобы оно не провисло под тяжестью снега. Больше 2-2,5 метров между опорами без дополнительной подкровельной балки принимать не следует.
Величина заглубления опоры
Установка столбов для навеса осуществляется в грунт. Чтобы стойка стояла ровно, необходимо принять правильную глубину для закапывания её основания и способ погружения и фиксации в грунте. Столб может быть введен в землю следущими способами:
- 1) Вбивание подойдет для металлических опор под небольшие навесы с легкими укрывными материалами. Вбивание возможно только на плотных грунтах, ни в коем случае нельзя прибегать к этому способу на суглинках и пучинистых почвах;
- 2) Бетонирование способно усилить несущую способность столба на любых почвах. Бетонированию подвергают металлические столбы, реже - дерево;
- 3) Бутование. По сути, это вкапывание столба, но с применением уплотняющих почву материалов - щебня, гравия.
Глубину определяют по величине промерзания грунта в регионе. Столб заводят на глубину ниже табличной на 20-30 см, не нужно забывать об обустройстве подушки 10-15см.
Как поставить столбы для навеса
Опоры для навеса можно установить разными способами. Выбор зависит от материала изготовления столба, типа грунтов и предполагаемой нагрузки на покрытие.
Монтаж деревянных столбов
Как установить деревянные столбы для навеса:
- Закопать столб. Для этого выкапывают яму, засыпают а дно подушку из смеси песка и щебня. Туда же опускают подготовленную деревянную стойку, тщательно обработанную от гниения. После этого засыпают грунт обратно и уплотняют его. Этот метод подходит для организации временного или легкого навеса.
- Прикрепить стойку к существующему столбчатому фундаменту. Это щадящий способ использования деревянных стоек. В готовые столбчатые фундаменты заранее закладывают пластины, к которым в последствии крепятся деревянные опоры.
Установка металлических столбов
Стойки из труб делают чаще остальных, поэтому и способов монтажа для этого материала придумано больше.
Забивание
Забить можно металлические столбы в плотные грунты. Это отличный способ сэкономить на монтажных работах и получить надежный каркас.
В отмеченном месте устанавливают трубу, надевают оголовок (толстый слой картона) и начинают забивание до достижения плотных пород грунта. Поскольку подушка из песка и щебня при этом методе отсутствует, ориентироваться стоит именно на твердые опорные пласты. Излишки длины по верху можно подрезать. При этом, глубина столбов для навеса не должна быть меньше 1,5 метров или ½ от верхней части столба.
Бутование столбов для навеса
Это метод, аналогичный закапыванию. В отмеченном месте готовится лунка глубиной ниже уровня промерзания на 0,3 метра. На дно засыпается смесь песчано-гравийная и устанавливается столб. Далее яму послойно заполняют песчано-гравийной смесью, постоянно подливая воду для уплотнения.
Когда до вершины лунки осталось 15-20 см, заливают бетонный раствор, который служит в качестве усиления для опоры.
Плюсы метода:
- Высокая эффективность при малых финансовых и трудовых затратах;
- Быстрая скорость установки.
- Недостаток - небольшая несущая способность столбов.
Бетонирование столбов для навеса
Чтобы получить надежную и универсальную опору, берут металлические трубы и заглубляют их в грунт, применяя бетонирование основания столба. Метод целесообразен для использования на подвижных и пучинистых грунтах, где сложно достигнуть плотных слоев и необходимо защитить стойку от выталкивания при пучении насыщенного водой грунта.
Как забетонировать столбы для навеса:
- 1) Выкапывают яму на рассчитанную глубину;
- 2) Низ засыпают щебеночно-песчаной смесью и уплотняют;
- 3) Выставляют металлический каркас для усиления «стакана»;
- 4) Монтируют опалубку;
- 5) Вставляют трубу и фиксируют ее к каркасу металлической арматурой;
- 6) Производят заливку бетона.
Установка столбов
Нельзя обойти стороной монтаж кирпичных столбов, которые тоже иногда применяются для поддержания навесов. Чтобы установить такую опору, необходим фундамент. Чаще это столбчатая конструкция.
- 1) Выкапывают яму размерами 50×50 сантиметров минимум;
- 2) На дно укладывают подушку из песка и щебня для компенсации нагрузок от грунта;
- 3) Укладывают тонкий слой цемента или кладочного раствора для выравнивания площадки. Можно пропустить этот этап, если хорошо разровнять площадку;
- 4) Теперь приступают к кладке столбиков. Для опоры под навес достаточно кладки 1-1,5 кирпича.
Когда подземная часть готова, боковые стенки основания закрывают рубероидом или обмазывают битумом, затем закапывают и сверху доводят кладку до проектной отметки.
Когда стойки готовы, приступают к монтажным работам по установке перекрытия навеса.
Опорные столбы – основа вашего навеса на даче. Если их установить правильно, то это обеспечит долговечность всей постройки.
Для изготовления опор можно выбрать как дерево, так металл или кирпич. Каждый материал хорош по-своему, у каждого есть свои достоинства и недостатки.
Типы опорных стоек для навеса
Существует несколько типов опорных стоек:
- Деревянные столбы для навеса прочные и долговечные. Поставить их достаточно просто, не потребуются дополнительные устройства, такие как сварочный аппарат для работы с металлом; не нужен опыт кладки кирпича, как в варианте с кирпичными опорами. Единственное, что необходимо обязательно сделать: обработать стойки из бруса антисептиком против грибка и плесени, огнезащитной пропиткой. Дачники выбирают для навесов деревянный каркас тогда, когда новое сооружение должно гармонировать с жилым зданием и другими постройками.
- При строительстве больших объектов – жилого дома, например, используют бетонные столбы. Они прочные и долго прослужат. Но при их монтаже надо использовать технику, потому для навесов они применяются лишь в черте города.
- Красиво смотрятся опоры из кирпича. Такие стойки прослужат долго, но строить их – занятие трудоемкое, требует строительных навыков. Дачнику-любителю сложно выложить идеально кирпичную кладку. Смотреться она будет более громоздко, чем деревянная и металлическая конструкции.
- Металлические столбы для навеса — наиболее надежный вид опор. Материал общедоступный — это могут быть трубы круглые или профильные, с квадратным сечением. Обработать тоже нужно антикоррозийным составом, особенно вкопанную часть опоры. Легче всего покрасить сначала грунтовкой, затем краской.
- Комбинированные сборные опоры. Небольшие столбики-гильзы с закладными, на которые крепятся опоры, делают из цементно-песочной смеси с добавлением щебенки. Перед их бетонированием в ямки необходимо закопать опалубку. На них закрепляют металлические столбы.
Как определить количество опорных столбов для навеса
Капризная погода круглый год будет испытывать прочность дачного навеса. Постройка должна выдержать и порывистый ветер, и громадную шапку снега, и сильный ливень. Для того, чтобы соорудить прочный навес на столбах своими руками, надо правильно рассчитать количество необходимых опор. Как это сделать?
- Прежде всего, определитесь с размерами будущего навеса. Количество опорных стоек напрямую зависит от размеров строения.
- Для навеса, размеры которого составляют 6х3 метров, соответственно ширина и высота, в среднем понадобится 8 металлических стоек диаметром 8-10 см.
- Обратите внимание, что трехметровая высота наиболее оптимальна. Конструкция более низкая не удобна. Более высокая не будет выполнять функцию защиты от непогоды, так как снег и дождь будут попадать под навес.
- Опоры устанавливают по 4 в каждом ряду навеса на равном расстоянии друг от друга, при этом нагрузка будет равномерно распределяться. Поскольку 2 опорных столба выдерживают нагрузку до 250 кг, можно с уверенностью сказать: навес получится надежный.
Методы монтажа стоек для навеса
Установка опорных конструкций может осуществляться одним из способов:
- Вбивание опор для навеса в землю. Метод обеспечивает надежность крепления опорного столба, но сам процесс забивания слишком трудный. К тому же, не всякая почва подойдет для того, чтобы забивать стойки, а только прочный каменистый грунт.
- Вкручивание стоек в почву. Этот метод применяется в том случае, если навес необходимо поставить в условиях болотистой местности или сыпучих песков, близко к канаве. Опорный столб вкручивается в почву до тех пор, пока не достигнет твердого грунта, минимально на 120 см.
- Металлические опоры для навеса ставятся на участок, уже имеющий бетонное покрытие, с помощью арматурных штырей. В таком случае арматуру вкапывают в землю (глубина 60-80 см), и к ней уже приваривают стойки.
- Способ бетонирования опорных столбов, установленных в предварительно выкопанных ямах. Вариант не потребует много времени и сил. Получившееся основание прочно удерживает стойку.
Заметьте, что просто вкопать в землю столб хоть из металла, хоть из бруса при установке навеса недостаточно.
Порядок установки металлических опор для навеса способом создания бетонного основания
- Для установки опоры возьмем трубы 3,5 метров длиной. Привариваем металлические подпятники к трубам-опорам. Они необходимы для выполнения нижней заливки бетоном.
- Обрабатываем часть стойки, которая будет заливаться бетоном, антикоррозийным составом, можно ее обернуть двумя слоями рубероида.
- Выравниваем и очищаем территорию для навеса.
- Делаем разметку установки столбов на земле. Первыми вбиваем угловые колышки, соединяем их веревкой. Затем по линии веревки намечаем места, где будут бетонироваться опоры.
- По разметке бурим или копаем отверстия для опорных стоек глубиной не менее 60 см. Понятно, что выкопанная яма будет шире, и бетонного раствора придется использовать больше.
- Насыпаем на дно лунки щебень (слоем 10-15 см), хорошо утрамбовываем. Обратите внимание при покупке щебня, что гранитный вариант обладает морозоустойчивыми свойствами.
- Следует пролить стенки отверстия водой, чтобы при дальнейшей заливке бетона земля не взяла из него влагу, не снизила качество раствора.
- Устанавливаем столбы в ямы строго перпендикулярно. Правильность установки проверяем отвесом и строительным уровнем. Используйте деревянные или металлические подпорки, чтобы сохранить вертикальность сооружения. На нижней части опоры наметьте расстояние, на которое будете ее углублять в землю.
- После этого надо забетонировать стойки в ямах цементно-песочной смесью с добавлением гравия. Дайте выстояться и укрепиться бетонному основанию 2-3 суток.
- Срезаем лишние сантиметры высоты стоек и переходим к этапу монтажа кровли навеса – соединяем по периметру горизонтальными перемычками опоры, на перемычки фиксируем каркас крыши навеса.
Особенности установки навесов-козырьков и навесов на асфальтированную поверхность
- Иногда необходимо и в условиях дачного участка устанавливать опорные стойки на бетонное или асфальтовое покрытие. В этом случае также навариваем пятаки на профильную или круглую трубу, забиваем в асфальт штыри арматуры (на глубину 20-40 см), наконец, привариваем к штырям подпятники опор.
- Навесы-козырьки пристроенного типа — с одной стороны примыкающие к зданию, — отличаются количеством опор, их расположением, способом монтажа. Как правило, вертикальные стойки таких навесов укрепляют на закладных деталях, предварительно забетонированных.
- Если навес планируется облегченный, переносной, с алюминиевыми трубками-опорами, то при установке навеса достаточно будет воткнуть трубки в землю.
Процесс установки опорных конструкций, как видите, несложный, не требует особых умений. Достаточно желания, терпения и соответствующего инструмента – и вы самостоятельно установите опоры для навеса. Что касается кровли для навеса, то можно выбрать из предложенных ниже материалов:
- поликарбонат (наиболее легкий материал);
- черепица;
- шифер;
- профнастил;
- рубероид;
- поликарбонат.
Кроме основных строительных инструментов, вам понадобится сварочный аппарат. Желательно пригласить помощника, так как фиксировать в вертикальном положении опорные стойки удобней вдвоем.