Как строят барселону. Силовой каркас дома
За последние десятилетия Барселона превратилась в экспериментальную урбанистическую площадку, причем опыты на ней проводятся успешные, а не разрушительные. Во многом этому способствует политика городских властей, готовность местного бизнеса вкладывать деньги в долгосрочные проекты, не сулящие моментальной прибыли, а также деятельность Barcelona Regional - Агентства по развитию градостроительства и инфраструктуры, существующего 18 лет. Год назад его руководителем стал урбанист Вилли Мюллер, недавно побывавший в Москве и выступивший в ЦДА с лекцией, организованной в рамках новой программы мастер-классов Союзом московских архитекторов. Мюллер утверждает: в настоящее время существует две модели развития мегаполиса. Первая - реальный город, живущий по усложняющимся с каждым годом правилам. Вторая - концепция «умного города», постепенно внедряемая в крупных городах. Например, в Барселоне.
«Со временем мы почувствовали, что взгляда только архитектора или только дизайнера на проблему развития города уже недостаточно. Нужен комплексный подход, - говорит Вилли Мюллер. - Жизнь ставит перед нами новые задачи, которых просто не могло быть 30-40 лет назад. Современный город «умнеет» на глазах, и так происходит не только в Барселоне, но и в других мегаполисах мира. Впрочем, все также остро стоят такие проблемы, как охрана окружающей среды, модернизация транспортной инфраструктуры, доступ к новым технологиям. Для того чтобы их разрешить мы и работаем. Мы - это команда архитекторов, биологов, географов, историков, экономистов, инженеров. Хочу подчеркнуть: капитал нашей организации - государственный, то есть мы ориентируемся на пожелания администрации города. Однако к участию в проектах часто подключается частный бизнес. В числе наших партнеров такие гиганты, как железнодорожная компания Барселоны, порт, центральные рынки и так далее. Именно поэтому Barcelona Regional имеет возможность проводить сложные территориальные, ландшафтные изыскания, исследовать транспортные потоки и состояние окружающей среды, формировать стратегию городского планирования».
Хронология трансформаций урбанистического облика Барселоны. Красные точки - начальный этап развития города. Желтые точки - строительство объектов к Олимпиаде 1992 года. Синие и зеленые зоны - недавние реализованные и еще нереализованные проекты.
Фрагмент плана водного фронта Барселоны
В так называемую метрополию Барселоны (это аналог нашей агломерации) сегодня входит 36 маленьких городов-спутников. До Олимпийских игр город насчитывал 1,5 млн. жителей, теперь здесь живет более 5 млн. По словам Мюллера, в 80-е годы прошлого века в воздухе носилось множество градостроительных идей, однако у страны не было денег на их реализацию. Помогла Олимпиада 1992 года. Новые спортивные, инфраструктурные и культурные объекты внедрялись в городскую ткань точечно, но каждая такая «точка» повышала самооценку и уровень самоуважения у жителей Барселоны. Еще один положительный фактор олимпийской стройки: многие архитекторы, бывшие не у дел, нашли себе работу. К Олимпийским играм были построены основные окружные дороги, главный стадион на горе Монжуик, Олимпийская деревня, пляжные зоны побережья. Положительный градостроительный эффект от стройки тех лет чувствуется до сих пор. В настоящий момент перед каталонскими урбанистами стоит главная задача - вернуться к продуктивному городу, создать средствами градостроения новую экономику, вернуть к жизни бывшие промышленные зоны. Глава Barcelona Regional рассказал о нескольких проектах. Некоторые из них уже реализованы, другие находятся в стадии разработки.
Площадь Серда, вид сверху
Примером взвешенной градостроительной политики может стать проект реконструкции района площади Серда , инициированный администрацией города. Реконструкция важнейшего транспортного узла и прилегающей территории на площади 15,5 га была направлена на то, чтобы перенаправить транспортные потоки, «упрятать» магистрали под землю, а на поверхности создать общественное пространство. Решением проблемы стали многоуровневые туннели, на строительство которых девелоперы потратили 25 млн. евро. Таким же образом пустили в туннель скоростное шоссе Рондад эль Миг, а над ним устроили пешеходную зону - одну из самых живописных в Барселоне.
Туннель под площадью Серда
Следующим успешным проектом стала реорганизация района Сантс, рассеченного на две части линиями скоростного поезда и метро. Над железнодорожной магистралью была возведена надстройка с переходными мостами, соединяющими части района. Так возник транспортно-пересадочный узел «Сантс», а также пешеходный бульвар длиной около 700 метров, связанный с землей рампами, лифтами и эскалаторами. На нем были открыты новые торговые точки. Общая площадь реорганизованного пространства составила более 57 000 кв.м. Так градостроители решили несколько задач. Повысилось качество жизни обитателей района Сантс, появились новые пространственные связи между кварталами, снизился уровень шума и уменьшилась вибрация (что важно для жителей соседних с эстакадой домов), оживилась торговля, а значит, улучшились экономические показатели.
Перекрытые надстройкой железнодорожные пути в районе Сантс
Еще два крупных проекта, курируемых Агентством по развитию градостроительства и инфраструктуры, - это реконструкция прибрежного района Ла Марина на площади 75 га и переустройство зоопарка Барселоны. Ожидается, что в течение ближайших десяти лет в Ла Марине появится новая застройка общей площадью 1,1 млн.кв. м, причем 75% площадей будут жилыми. Разговоры о реконструкции зоопарка, которому исполнилось 120 лет, ведутся уже давно. Архитекторы предлагали разные решения, в том числе и радикальные, предполагающие перенос зоопарка на новое место. Но в 2011 году власти постановили: культовое учреждение Барселоны останется на старом месте, в парке Ситаделла. Однако площадь его (13 га) необходимо увеличить, связав зоопарк с прибрежной зоной через железнодорожные пути. На побережье (а возможно, и на воде залива) будет построен новый комплекс для демонстрации водных видов животных.
Генплан реконструкции района Ла Марина
Бывшая промзона 22А на юго-востоке города в районе Побленоу - это отдельная тема. Она простирается от Гран Виа до кольцевой дороги и от границ Олимпийской деревни до Рамблы де Прим. Здесь сохранилось множество заброшенных либо малоэффективных промышленных предприятий. В 2000 году было принято решение о ее переустройстве и повторном введении в городскую ткань - так появился проект, остроумно названный авторами 22@ . Здесь хотят возвести компактный инновационный «город в городе» - несколько сотен новых построек на площади 120 га, в том числе многоквартирные и малоэтажные частные дома, школы, спортивные и медицинские учреждения, зеленые оазисы.
Генплан бывшей промзоны 22@
Будут созданы пять высокотехнологичных коммерческих и исследовательских хабов, для осуществления научных изысканий в сферах масс-медиа, информационных технологий, возобновляемых ресурсов, медицины и дизайна. Примечательно, что Barcelona Regional использовала некоторые свои идеи, связанные с реорганизацией бывших промзон Барселоны в конкурсной концепции «Большой Москвы», в создании которой компания участвовала вместе с архитектурным бюро Рикардо Бофила.
Бывшая промзона 22@
Большой интерес архитектурной общественности в разных странах мира вызвал проект крупнейшего в Каталонии полуподземного ТПУ «Сагрера» , бюджет которого составил 613 млн. евро. Это будет единственный в городе большой парк, разбитый над транспортным мультимодальным терминалом. В одной точке сойдутся линии скоростных поездов, пригородных электричек, внутригородских маршрутных и междугородных автобусов. Здесь же найдется место для стоянки такси и парковки для частного автотранспорта. Работы начались в 2010 году и продолжаются до сих пор.
Схема изменений, произошедших с районом Сагрера
Район Сагрера
Гигантская фотогальваническая панель Forum Solar Photovoltaic, возведенная в 2004 году к международному форуму культур. Площадь поверхности составляет 4500 кв. м, плоскость держится на четырех мощных пилонах из железобетона
Район пирса
Архитектурное решение жилых кварталов, примыкающих к береговой зоне
Портовый район города
Порт Барселоны
Под занавес своего выступления Вилли Мюллер рассказал о деятельности Института передовой архитектуры Каталонии (IAAC) - организации, неразрывно связанной с Barcelona Regionale. Именно в недрах IAAC родилась урбиотическая концепция Smart City, связанная с применением сенсоров в пространстве города. «Урбиотика - это «умный дом» в масштабах мегаполиса», - так объясняет значение незнакомого термина Вилли Мюллер. - В Барселоне запущена экспериментальная программа Smart City, основа которой - сенсорный датчик, их существует множество видов. В программе участвуют такие компании, как Cisco, Abertis, Indra, Urbiotica, Libelium и другие».
Сенсорный датчик U-spot. Размеры 85х90 мм. Нужен для сбора информации о проезжающем транспорте. Фото с сайта www.urbiotica.com
Информационный узел U-box, передающий информацию на диспетчерский пункт. Крепится к мачтам городского освещения. Фото с сайта www.urbiotica.com
Для чего нужны датчики? К примеру, для того, чтобы организовать рациональную схему движения транспортных потоков и избавиться от пробок. Сенсор, интегрированный в дорожное покрытие, фиксирует количество проезжающих автомобилей, их скорость, размеры, накапливает информацию и передает ее с помощью GPRS или Wi-Fi на центральный диспетчерский пункт. Там в режиме on line анализируется информация, поступающая из разных районов города, после чего компьютер выдает оптимальный сценарий работы светофоров, да и вообще всей системы сигнализации и регулировки движения. Кроме того, водители, приближающиеся к автомобильному затору, могут быть оповещены при помощи специальных экранов о возникшей впереди помехе, а значит, не удлинят пробку своими транспортными средствами. Сенсоры сообщают об изменении погодных условий, о наличии мест на парковках, о превышении допустимого уровня шума в городе, о количестве автомобилей, проезжающих в конкретном месте за определенное время, о степени изношенности дорожного покрытия и даже о… степени наполненности мусорных контейнеров. Последнее нужно для того, чтобы не гонять по улицам полупустые громоздкие мусоровозы.
Сенсорный датчик U-dump, анализирующий степень заполнения мусорного контейнера. Размеры 45х90 мм. Фото с сайта www.urbiotica.com
По словам Вилли Мюллера, будущее мегаполисов - за сенсорными датчиками, и рано или поздно все муниципалитеты к этому придут. Но самое главное - чтобы обычный житель осознавал свою ответственность за то, что происходит с его городом. А произойдет это, когда люди перестанут думать, что «за них все решают», и начнут принимать активное участие в жизни общества.
В публикации использована аэрофотосъемка района 22@ Барселоны с сайта
После сноса в 1854 году крепостных стен, внутри которых город уже несколько десятилетий явно страдал из-за удушающей тесноты, Барселоне требовался новый градостроительный план. С целью решения этой задачи барселонская мэрия объявила конкурс на лучший проект по расширению города, по-каталонски «расширение» - Eixample, Эшампле
. Изначально на конкурсе победил проект местного архитектора Ровиры. Однако вмешалось центральное правительство в Мадриде, и победу присудили проекту инженера Ильдефонса Серда. 7 июня 1859 года «Проект преобразования и расширения Барселоны», ныне известный как «План Серда», был утвержден королевским указом. Выбор с политической точки зрения не совсем понятный – Серда тоже был каталонцем, и вдобавок еще и социалистом. Столь очевидное вмешательство во внутренние дела было воспринято барселонцами как выражение диктаторского централизма, и, будучи не в состоянии его отменить, городские чиновники делали все возможное, чтобы изуродовать первоначальный проект принятием всевозможных муниципальных норм. Кроме того, была предпринята активная и злонамеренная кампания по дискредитации Ильдефонса Серда и его работ. Передовые идеи, вдохновившие «План Серда», были приняты в штыки его современниками, в особенности владельцами недвижимости, чья собственность подверглась экспроприации. Все это послужило причиной тому, что как сам Серда, так и его проект, на протяжении многих лет оставались совершенно непонятыми и не слишком популярными.
Ильдефонс Серда (1815-1876) был несомненно выдающимся градостроителем, чьи передовые (в то время они казались совсем оригинальными и неочевидными) идеи намного опередили свое время. В «Плане Серда» не подразумевалось какого-то центра, план предлагал создание просторного современного города, расширяющегося, следуя ортогональной сетке кварталов с размером 113 x 113 метров, состоящей из улиц 20-метровой ширины и нескольких проспектов шириной 50 метров - главных артерий города. В основе плана лежала идея равномерном распределении объектов и коммуникаций общественного пользования. Общий городской план Барселоны состоял из 3 секторов (20 на 20 кварталов), 12 районов (10 на 10 кварталов) и 48 микрорайонов (5 на 5 кварталов) - всего 1200 городских кварталов. Каждая группа кварталов должна была образовывать округ с собственными парком, больницей, школами, рынками и т.д.
Ильдефонс Серда очень внимательно изучил проблемы, накопившиеся в старом городе, и в частности ужасающую перенаселенность. Поэтому он спроектировал улицы, имевшие не менее 20 метров в ширину, обеспечивая таким образом хорошую освещенность и доступ воздуха, не говоря о лучших условиях для движения транспорта. Это передовое тогда решение было истолковано превратно, такие масштабы улиц считали бесцельной тратой городского пространства. В попытке дискредитации Серда даже известный архитектор-модернист Думенек-и-Мунтанер распустил слух о том, что на этих улицах якобы будет невозможно жить из-за постоянных сквозняков (!).
Скосы, придающие оригинальную восьмиугольную форму городским кварталам, стали еще одним авангардным архитектурным приемом. Серда применил его в Барселоне, но в свое время не был по достоинству оценен, и мало кто из его современников пошел по его стопам. А ведь речь шла не только об эстетическом решении, но и об обеспечении лучшей видимости водителям быстроходных транспортных средств. Как оказалось, Серда предвидел пришествие автомобиля на улицы городов до его изобретения. Кроме того, использование скошенных углов наполняло перекрестки неожиданным богатством пространства и света, а также придавало им мягкости и изящества по сравнению с резкостью прямых углов.
Первоначальный проект предусматривал возведение зданий в жилых кварталах только с двух сторон, постоянно чередуя их последовательность, с целью разнообразить и сделать более приветливыми клетки этой строгой шахматной доски. Однако сегодня есть преимущества и у четырехсторонней застройки, ведь нет лучшей защиты от шума большого города, чем стены зданий. Внутренняя часть квартала предназначалась для размещения там садов и скверов. Но эти зеленые оазисы были уничтожены последующими распоряжениями мэрии, стремившейся максимально исказить навязанный Мадридом «План Серда». С этой целью были отменены все ограничения на строительство в центральной внутренней части кварталов, со временем превратившихся из цветущих садов в бетонные внутренние дворы.
Бареселоне повезло, что вскоре после падения сковывавших ее крепостных стен здесь возник и расцвел стиль модернизма, придавший кварталам Эшампле их особенную и неповторимую красоту. Барселонцы быстро поняли, что благодаря перспективе, которую придал улицам градостроительный проект Серда, архитектура смотрится здесь с доселе невиданным великолепием. Вместе с развитием капитализма в Каталонии это привело к тому, что между местными буржуа разгорелась нешуточная борьба за то, чей дом окажется вычурнее. Каждый владелец жаждал, чтобы его фасад любыми способами привлекал внимание. Эксцентричность и авангардизм некоторых домов нашли отклик в народе, который с иронией окрестил самые оригинальные и вычурные сооружения: Каменоломня (La Pedrera), Медвежий дом (Casa Batllo), Заостренный дом (Casa de les Punxes) и даже целый квартал Раздора (Illa de la Discordia), где рядом были построены здания сразу трех выдающихся архитекторов барселонского модернизма – Антонии Гауди, Думенека и Пуч-и-Кадафалка.
Предложения Ильдефонса Серда были сфокусированы на инкорпорации современной инфраструктуры и включении новых механизированных форм транспорта в городскую среду. Для городских коммуникаций, воды, газа, телеграфа, уличного освещения и канализации Серда предлагал привычные для нашего времени проходные коллекторы. Все дома, независимо от класса, планировалось обеспечивать естественной вентиляцией, освещением и равным доступом к городским службам и инфраструктуре. Жилье, к тому же, должно было включать прогрессивную систему переработки отходов. Разнообразие планировочных предложений отличалось оригинальностью, однако наиболее примечательным новым элементом было внедрение железной дороги в городскую ткань - процесс, который Серда назвал «укрощение и одомашнивание железной дороги». В высоко инновационном подходе к городской планировке сеть рельсовых дорог должна была проходить под землей, обслуживая жилые и торговые потребности, с доступом с платформ в подвальном и полуподвальном уровнях.
В первые годы реализации Серда служил техническим директором, ответственным за Эшампле и многие из чертежей преобразованных участков были
сделаны им собственноручно. На геометрических планах-корректировках он отмечал, какие зоны должны быть использованы и в какой последовательности, где разрешено строительство, и какова допустимая площадь застройки. Стремясь достичь максимального эффекта, Серда сознавал, что всякое проектирование требует компромиссов, в результате чего большая часть задуманного была осуществлена. Он преодолел в частности возражения владельцев недвижимости против стесанных углов кварталов, когда те опасались потери возможной прибыли. В результате эта форма кварталов стала отличительной чертой всего проекта, превратившись со временем в один из самых узнаваемых символов Барселоны. План расширения Барселоны, разработанный Серда, оставался в силе вплоть до 1953 года.
Однако, фактически нынешний облик Эшампле все же отличается от первоначального плана. В частности, изначально высота домов не должна была превышать 16 метров. Со временем все кварталы постигла одна и та ж судьба – сначала они росли вглубь за счет внутренних парков, затем застраивались те две стороны квартала, которые должны были остаться открытыми, затем по всему периметру достраивалась пара этажей.
Крупные парки, много более мелких зеленых зон, открытых пространств и плошадей и требование Серда высаживать не менее двухсот деревьев в каждом городском квартале вызывали нападки и критику его плана. Тем не менее, благодаря Серда Барселона остается более зеленым городом, чем многие другие города того же масштаба. Рациональные городские и региональные транспортные сети помогли сократить плотность городского транспорта и сопутствующее загрязнение. Общая площадь, отведенная под дороги – выше 30%, в граничащих с Эшампле новейших районах, где дороги занимают лишь 19% площади, движение намного более затруднено. В целом, несмотря на то, что часть кварталов была со временем доуплотнена, работа Серда успешно выдержала испытание временем.
Сейчас в Барселоне название "Эшампле" носит большая часть города, расположенная в основном к северу от площади Каталонии.
Общестроительные работы
- Выезд инженера на участок для нивелирования перепада высоты, привязки дома к участку, осмотр подъездных путей.
- Доставка, такелажные работы (бесплатно до 50 км от МКАДа).
- Комплект документов необходимый для согласования в БТИ.
Фундамент дома
- Геодезические работы. Разбивка осей и диагоналей дома с привязкой к участку.
- Ленточный железобетонный фундамент. Высота ленты 600мм, ширина 300мм.
- Бетон заводского изготовления марки М300.
- Каркас ленты из арматуры д 12мм в шесть стержней.
- Песчаная подушка 400мм с трамбовкой.
- Устройство геотекстиля и гидроизолирующих пленок.
- Гидроизоляция фундамента. Устройство вентиляционных каналов.
- Монтаж закладных гильз под ввод и вывод инженерных коммуникаций (вода, канализация, электричество).
Силовой каркас дома
- Несущие каркасные стены, выполнены по канадской технологии из сухого пиломатериала камерной сушки.
- Нижняя обвязка дома из доски 50х150мм (антисептируется).
- Лаги цокольного перекрытия - доска камерной сушки 50х200мм (антисептируются), лаги межэтажного перекрытия - доска камерной сушки 50х200мм.
- Стойки из доски 50х150мм с шагом стоек 590мм.
- Внутренние перегородки 50х100мм с шагом стоек 590мм.
- Устройство потолочных лаг второго этажа 50х200мм с шагом 590мм.
- Высота первого этажа 2,80м, высота второго этажа (мансарды) 2,80м. Высота мансардной стены 1,5м.
- С наружной стороны каркаса делается вент зазор из рейки 20х40мм (вентилируемый фасад).
Утепление дома
- Перекрестное утепление наружных стен дома плитным утеплителем «Paroc» в 200мм. Четвертый слой утепления монтируется через горизонтальную контробрешетку - брусок 50х50мм, перекрывает мостики холода.
- Гидроизоляция наружных стен - «Tyvek», пароизоляция - «Изоспан А».
- Шумоизоляция перегородок дома плитным утеплителем «Paroc»100 мм. Устройство пароизоляционной мембраны «Изоспан А», в СУ «Изоспан В».
- Утепление пола 1-го этажа дома базальтовым утеплителем «Paroc» в 200мм. Устройство паро-гидроизоляционных мембран «Изоспан AM» и «Изоспан B».
- Шумоизоляция пола 2-го этажа дома базальтовым утеплителем «Paroc» в 150мм. Устройство пароизоляционной мембраны «Изоспан А», в СУ «Изоспан В».
- Утепление потолка второго этажа дома плитным утеплителем «Paroc» в 200мм. Гидроизоляция кровли - «Tyvek». Пароизоляция - «Изоспан В».
Кровля и стропильная система
- Стропильная система выполняется из обрезной доски 50х150мм. Контр обрешетка – брусок 50х50мм. Обрешетка – обрезная доска 25х150мм с шагом 350мм.
- Кровля – металлочерепица «GrandLine» - 0,5мм. Цвет в ассортименте.
- Коньковые элементы, ендовые, планки примыкания, карнизные планки.
Отделочные работы
- Отделка фасадов дома OSB-3 2500х1250х9мм.
- Настил полов 1-го и 2-го этажей дома шлифованной фанерой 18мм.
- В С/У на пол укладывается лист ЦСП 12мм (под плитку), монтируется на рейку 70х20мм с шагом 400мм.
Окна и двери дома
- Устанавливаются пластиковые стеклопакеты. Немецкий профиль "REHAU Grazio" 70мм, с фурнитурой "ROTO". Все окна с москитными сетками.
- Устанавливается утепленная стальная входная дверь отечественного производства.
Лестница
- Монтируется техническая межэтажная лестница из хвойных пород дерева.
- Устанавливается чердачная лестница «FAKRO LWS smart 600х1200».
Вентиляция
- Устройство вентиляционных коробов из С/У и кухни.
- Устройство кровельных вентиляционных выходов на кровле («Krovent» Выход вытяжки «Утепленный»).
- Устройство вентиляционных решеток во фронтонах дома.
Входная группа
- Устройство крыльца: фундамент - винтовые сваи, кровля - металлочерепица, перекрытия - брус 50х200мм, половое покрытие – доска 50х150мм, столбы на крыльце – брус 150х150мм, перила – доска 30х150мм, деревянная лестница из доски 50х150мм.