Как учиться играть шахматы детей. Как научиться играть в шахматы — пошаговый план, описание фигур, советы
Шахматы – это мудрая игра. Еще давным-давно людей привлекала красота шахмат, их загадочный мир. Так как же научиться играть в шахматы детям или начинающим?
Положите шахматную доску перед собой. Она поделена на квадраты. Всего 64 квадрата, половина –черные, другая половина – белые. Доска расположена так, чтобы в нижнем левом углу (который к вам ближе) располагался черный квадрат.
По шахматной доске ходят фигуры. Запомните, чтобы уметь играть, нужно знать, как перед началом должны быть расставлены фигуры. В первом ряду стоят пешки, за ними остальные фигуры: крайние – это ладьи, за ними кони, потом – слоны, посередине – ферзь и король. Ферзь должен всегда быть на своем цвете: черный – на черном, белый – на белом. Это положение фигур всегда соблюдается перед началом игры.
В шахматы играют всегда 2 человека. Один играет черными, второй – белыми. За один ход можно передвигать лишь одну фигуру. Играющие ходят по очереди.
Сейчас UchiEto познакомит вас с шахматными фигурами и научит ими ходить:
Для чего крошечный карман на джинсах?
Что форма носа может сказать о вашей личности?
Король. Это самая важная фигура, но довольно слабая. Если королю поставили мат, значит партия проиграна. Он может ходить на любое соседнее с ним поле лишь на одну клетку. Главной целью игры является поставить короля противника в безвыходное положение и объявить ему мат. Если это вам удалось, тогда вы победили.
Ферзь. Самая сильная фигура. Ее еще зовут королевой. Она ходит, как хочется: и по диагонали, и по вертикали, и по горизонтали, назад и вперед. Королева за один ход может пройти как все шахматное поле, так и одну клетку.
Ладья. Это вторая по силе фигура в шахматах. Она ходит практически так же, как ферзь, но только не по диагонали.
Конь. Это довольно интересная фигура. Он ходит таким образом: 2 клетки назад, 1 в бок, или 2 клетки вбок, 1 назад, а также 2 клетки вперед, 1 в бок, или 2 клетки вбок, 1 вперед. Конь меняет цвет поля при каждом ходе.
Слон. Эта фигура может ходить лишь по диагонали, назад или вперед. Он ходит по клетками лишь своего цвета, то есть, если конь белый, то по белым, а если черный, то по черным.
Пешка. Самая слабая фигура. Пешка ходит только вперед, и лишь на одну клетку, только с исходной позиции и один раз она может сделать двойной ход (то есть через клетку, к примеру, а2-а4). Но если у пешки получается пройти все поле, то дойдя до последнее клетки на ряду, она может стать любой шахматной фигурой, конечно, кроме короля.
Какие черты делают женщину привлекательной
Преимущества употребления кофе
Что случится если долго смотреть в глаза человеку
Как правильно играть в шахматы?
Вы узнали, как по отдельности ходят все шахматные фигуры. Но если одна фигура преграждает путь другой, как в таком случае поступить? Следует поступит так: если на пути ваша фигура, то путь закрыт. Однако, если фигура противника, путь можно освободить, побив ее. Это происходит так: фигуру противника вы снимаете с доски, а на ее место ставите свою фигуру, которой побили ее. Это все один ход. Но бить фигуры не обязательно.
Давайте посмотрим на примере :
Справа и слева белой пешки стоят черный фигуру, если ход белых, то пешка может побить, как одну, так и вторую фигуру и встать на ее место.
Практически все фигуры на протяжении игры, двигаются по доске, бьют друг друга, снимаются с доски. Снять с доски нельзя только короля. Ему можно объявить “шах”, то есть предупреждение о том, что его могут побить. Если он получает “шах”, необходимо сразу же отреагировать, уйти с данной позиции. Это можно сделать так: уйдя на безопасное поле, защитив его другой фигурой, сбив нападающую фигуру. Если у вас нет возможности защитить своего короля, значит вам поставили “мат”. Партия проиграна. При записи “шах” обозначают +, мат – х.
Есть еще 2 исключения из правил шахмат
- Вы уже знаете, что за один ход можно передвигать только 1 фигуру, но каждому игроку разрешают один раз совершить двойной ход – сделать рокировку (одновременно переставить ладью и короля). Она делается так: придвиньте ладью к королю, короля перекиньте через нее и поставьте с другой стороны. Рокировку нельзя делать, если: после рокировки ладья и король не должны быть под боем королю объявили шах, ладья и король уже ходили.
- Это исключение касается лишь пешек. Можете побить пешку на проходе, в то время, когда она совершает двойной ход. Как только пешка соперника совершила двойной ход, вы можете убрать ее с доски, поставив на поле свою пешку так, словно пешка противника совершила простой ход. Взять пешку на проходе можете лишь сразу после двойного хода. Не взяли сразу больше не сможете. К примеру, белая пешка а2 совершила двойной ход на а4. Черная пешка а!4 может снять белую с а4 и стать на а3, словно белая пешка совершила обычный ход.
Во время игры соблюдайте главное правило шахмат: тронул фигуру, обязан ею походить. Поэтому, если вы заранее не продумали следующий ход – не стоит прикасаться к фигурам.
Вас познакомили с самыми основными правилами шахмат, и теперь вы можете сыграть первую шахматную партию.
Как научиться шахматной аннотации?
Аннотация – это обозначения фигур на доске. Новички и дети, которые хотят всерьез заниматься этой игрой должны обязательно научиться этому. Для описания шахматной партии есть своеобразный шахматный язык. Он довольно прост. Все клетки шахматного поля обозначаются латинской буквой и цифрой. Горизонтали обозначаются цифрами, вертикали – буквами.
Счет ведется от левого поля белых фигур. К примеру: а1, с2, d3, h4,f8. При записи фигуры обозначения делаются сокращенно: королева – Ф, король – Кр, конь – К, слон – С, ладья – Л, пешка – не обозначается.
К примеру: а2-а4 цифра обозначает порядковый номер хода, пешка стала с поля а2 на поле а4.
Можете записывать ход сокращенно, указывая лишь “пункт прибытия”. К примеру: а4.
Ход черных записывается тремя точками перед записью. К примеру: …а5 — черная пешка прошла с а7 на а5.
Взятие фигуры записывается “:”. К примеру: Ф: а7 – ферзь взял пешку а7.
Видео уроки
Как научиться играть в шахматы?
Шахматы называют мудрой игрой. Еще в далекие времена людей привлекал загадочный мир шахмат, красота этого искусства. Так как научиться играть в шахматы начинающим или детям?
Положите перед собой шахматную доску. Она разбита на квадраты. Всего 64 квадрата, половина – белые, другая половина – черные. Доска всегда располагается так, чтобы в левом нижнем углу (который ближе к вам) находился черный квадрат.
По шахматному полю ходят фигуры. Посмотрите и запомните, чтобы научиться играть, необходимо знать, как расставляются фигуры перед начинающейся игрой. В первом ряду стоят пешки, за ними фигуры: крайние – ладьи, следом кони, затем – слоны, посередине – король и ферзь. Ферзь всегда стоит на своем цвете: белый – на белом поле, черный – на черном. Это положение фигур перед началом игрой.
В шахматы всегда играют два человека. Один играет белыми фигурами, другой – черными. За один ход можно передвинуть одну фигуру. Ходят играющие по очереди.
Начинаем знакомиться с шахматными фигурами, и учимся ими ходить:
Король. Самая важная фигура, но очень слабая. Если король погиб – партия проиграна. Король ходит на любое соседнее с ним поле только на одну кленку. Главная цель игры – поставить короля противника в безвыходное положение, объявить ему мат. Если вам удалось объявить мат - вы победили и партия окончена.
Ладья. Это вторая по силе шахматная фигура. Она ходит почти так же, как ферзь, только ею нельзя ходить по диагонали.
Ферзь. Самая сильная фигура. Ее называют королевой. Она ходит как угодно: и по горизонтали, и по вертикали, и по диагоналям, вперед и назад. За один ход королева может пройти как одну клетку, так и все шахматное поле.
Пешка. Самая слабая фигура. Она ходит только вперед, и только на одну клетку, только один раз с исходной позиции пешка может сделать двойной ход (через клетку, например c2 – c4). Однако если пешке удается пройти все поле, то дойдя до последнего ряда, она может превратиться в любую шахматную фигуру, кроме короля. Не правда ли, это немного напоминает сказку про Золушку, которая превращается в принцессу?
Конь. Это очень интересная фигура. Конь ходит следующим образом: две клетки вперед, одна вбок, или две клетки вбок, одна вперед. При каждом ходи конь меняет цвет поля.
Слон. Эта фигура ходит только по диагоналям, вперед и назад. Слон ходит по клеткам только своего цвета.
Как правильно играть в шахматы?
Вы научились ходить шахматными фигурами по отдельности. Но если все фигуры стоят на шахматной доске, и одна фигура преграждает путь другой, как здесь правильно играть? Тогда следует поступить следующим образом: если на пути стоит ваша фигура, то путь закрыт. Если же стоит фигура другого цвета, путь можно освободить, взяв (побив) ее. Это происходит следующим образом: «вражескую» фигуру вы снимаете с доски и на ее клетку ставите свою бьющую фигуру. Это делается за один ход. Однако брать фигуры необязательно.
Давайте рассмотрим пример:
В этом примере путь черной пешке преградила белая, но черная пешка может побить ладью. Сделав такой ход, она переходит на новую вертикаль и может продолжать по ней движение вперед. Черная пешка, стоящая на «e7» может пройти на восьмую горизонталь двумя путями: просто вперед, или взять коня. И в том, и в другом случае, пешка прошла все шахматное поле и может превратиться в любую фигуру.
Во время игры все фигуры передвигаются по доске, нападают друг на друга, снимаются с доски. Все, кроме одной - короля. Короля сбить нельзя. Ему можно только объявить «шах», то есть предупреждение. Если король получает «шах», нужно немедленно отреагировать, обезопасить его. Это можно сделать, сбив нападающую фигуру, защитив короля другой фигурой, уйдя на безопасное поле. Если нет возможности защитить короля, значит, король получил «мат». Партия проиграна. При записи «шах» правильно будет обозначается +, «мат» - x.
Есть еще два исключения из правил шахмат для начинающих:
- Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход - одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.
- Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу - возможность пропадает. Посмотрите на пример. Белая пешка c2 сделала двойной ход и стала на c4. Черная пешка с!4 может снять белую пешку с c4 и стать на cЗ, как будто белая пешка сделала простой ход.
При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру - ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход - не прикасайтесь к фигуре.
Вы познакомились с основными правилами шахматной игры и можете попробовать сыграть свою первую шахматную партию.
Если у вас появилось желание научиться хорошо и правильно играть в шахматы, изучить это искусство поглубже, воспользуйтесь специальными сайтами «Шахматы для начинающих», «Как научиться играть в шахматы», шахматной литературой для детей, книгами, журналами, поиграйте в шахматные симуляторы .
Как научиться шахматной аннотации?
Аннотация в шахматах – это обозначения фигур на доске, этому обязательно нужно научиться начинающим, а также детям, которые собирается заниматься этой игрой всерьез. Чтобы описать шахматную партию, существует своеобразный шахматный язык. Этот язык прост. Каждая клетка шахматного поля обозначается латинской буквой и цифрой. Вертикали обозначаются буквами, горизонтали - цифрами.
Счет всегда ведется от левого углового поля белых фигур. Например: a1, c2, dЗ, h5, f8. При записи фигуры обозначаются сокращенно: король - Кр, королева - Ф, ладья - Л, слон - С, конь - К, пешка - не обозначается.
Полная запись ходов включает «пункт отправления» и «пункт прибытия» фигуры.Например:
1. e2 - e4 цифра показывает порядковый номер хода, е2 - е4 - что на поле е4 с поля е2 стала белая пешка.Можно записывать ход сокращенно, указывая только «пункт прибытия». Например: 1. e4.
Ход черных обозначается тремя точками перед записью. Например:
1. ...e5. черная пешка прошла с e7 на e5.
Взятие фигуры обозначается «:». Например:
3. Ф: f7 - ферзь взял пешку f7.
Сегодня интересом ребенка является компьютер. Но взрослые стремятся вырастить из малыша думающего человека. А это возможно с использованием модельных игр, одной из которых считаются шахматы, помогающие тренировать ум и сообразительность. Играя в шахматы, малыш учится логически рассуждать, контролировать действия, предугадывать реакцию соперника, сравнивать. Многие из детей, умеющих с раннего возраста играть в шахматы, в дальнейшем становятся уважаемыми и успешными людьми. Итак, как научить ребенка играть в шахматы с нуля?
С какого возраста начинать обучение игре в шахматы
Обучить игре в шахматы можно любого малыша. Для этого стоит иметь терпение и творческий подход. Для того, чтобы дать малышу первые уроки , достаточно обладать минимальным опытом самому. Первое знакомство с доской и фигурами малышу разрешается устроить в трехлетнем возрасте. В это время малыш уже владеет речью, знает приличное количество слов, умеет двигаться, рисовать, лепить, проявляет интерес к окружающему миру, утоляя его в играх.
Помните, что ваша главная цель – не воспитать будущего чемпиона, а привить интерес к полезной для развития игре. Организуйте занятия в доброжелательной атмосфере, не требуйте лишнего. Каждые полчаса предоставьте малышу отдых, активную разминку. Чтобы научить ребенка играть в шахматы, следует твердо уяснить, тематику ознакомительных занятий.
Урок первый
- Разъясните , что шахматная доска представляет собой поле битвы, а фигурки – игрушечную армию. Перечислите ребенку названия каждой фигуры, начав с «пехоты» — пешек. Пусть потренируется выставлять их на доске в линию, используя для этого вторую и седьмую горизонтали с каждой стороны. Покажите ребенку, как пешка ходит и побеждает другие фигуры.
- Разыграйте с малышом партию, используя в игре только пешки. Цель победы – «съесть» пешки противника или быстрей добраться до противоположной горизонтальной линии. От такой пробной партии будет понятно, нравится вашему ребенку игра или нет.
- Поясните ребенку названия и возможности остальных фигур. Главная – король, наиболее сильная – ферзь, несколько слабее – ладья (их две). Парными являются конь и слон. Продемонстрируйте, как передвигаются эти фигурки на доске.
Второй урок
- Малыш расставляет фигуры самостоятельно. Если сомневается или делает ошибки – окажите помощь. Поясните, что ферзь должен размещаться на поле соответственно своему цвету.
- Теперь напомните малышу правила игры, повторно назовите вместе с ним фигуры, их правила ходов и возможности в сражении.
- Ознакомьте малыша с понятиями «шах» и «мат», продемонстрируйте простейшие варианты каждой ситуации. При этом старайтесь втолковать малышу, что победа зависит не от количества фигур, а от удачно проведенного хода или их комбинации.
Третий урок
- Малыш должен уверенно повторить весь пройденный материал. Если сбивается – поправьте. Поясните передвижения ладьи, отобразите позиции, когда с ее помощью объявляется мат в один ход. Предоставьте малышу возможность проделать все несколько раз самостоятельно.
- По такому же принципу расскажите про слона – как ходит и воюет.
Одна из самых древних игр на планете, забава королей и знати. Прикладной инструмент, позволявший побеждать в битвах многотысячных армий задолго до того, как Чапаев взял в руки картошку. Приготовьтесь, начинается экскурсия в волшебный мир фигур и клеток.
Чем полезны шахматы
Дорогие читатели, есть ли среди ваших знакомых родители, чьи дети не отличаются спокойствием и усидчивостью. Возможно, у них плохие отметки в школе, дефицит внимания. Да и многие взрослые не всегда смогут похвастаться умением сконцентрироваться. Вместе с этим не помешало бы развить наблюдательность и отточить логическое мышление.
Скажите, кто-нибудь хотел бы улучшить эти показатели? Вы спросите: как? Ответ прост - шахматы! Научиться хорошо играть может абсолютно любой. Не сказать, что легко, однако усовершенствование мышления вам обеспечено!
Это настолько потрясающая игра, что в Медфорде (Орегон) даже поставили памятник. Кстати, второй стул пуст, может, стоит присоединиться?
Где научиться играть в шахматы
Сегодня, в век Интернета и высоких технологий, это совершенно не проблема. Но к этому мы еще вернемся. Начнем с более реального и приземленного. Прогуляйтесь в выходной день по паркам вашего города в теплую погоду. Наверняка вы обнаружите несколько баталий на лавочках. Смело подходите и спрашивайте, знатоки непременно расскажут, где находится секция или кружок любителей шахмат.
Что делать, если дождь, снег, слякоть? Загляните на городской портал, задавайте вопросы на форумах. В советское время это был достаточно популярный вид спорта (да, кстати), и отголосок его вы точно обнаружите недалеко от дома.
Ну а если не судьба, как говорится, на помощь придет сеть со всей мощью виртуального мира. Здесь вы отыщите все! Даже то, как научиться играть в шахматы за 30 минут. Электронные и бумажные книги, бесплатно и на заказ, видео обучения и записи международных турниров. Всё в вашем распоряжении!
Главное желание, а найти источник знаний в наше время очень легко. Неким начальным учебником может стать и наша статья.
Расстановка фигур
Итак, учебник выбран, лекции прослушаны, теория усвоена. Пора приступать к практике. Доска состоит из 64 клеток. Квадрат со стороной в 8 полей. По горизонтали, обычно, пишут буквы латинского алфавита от А до Н, а по вертикали - цифры от 1 до 8. У каждой клетки есть свой адрес, например В6 или С4. Это облегчает возможность зафиксировать партию. Профессиональные игроки записывают каждый ход, свой и противника. Эти ребята знают точно, как научиться играть в шахматы.
На второй и седьмой горизонтали стоят пешки черного и белого цвета соответственно. Фигуры выставляют на первой и восьмой. По углам в начале игры размещаются ладьи, на вертикалях B и G - кони. Далее, на C и F, находятся слоны, а в центре - король и ферзь (иногда его называют королевой, хотя изначально это визирь). Главное правило расстановки - ферзь любит свой цвет. Таким образом, белый стоит на D1, а черный - на D8.
Игра начинается обычно ходом пешки. Знаменитое Е2-Е4. Реже первым идет конь. Право старта всегда за белыми.
Теперь давайте разберемся, какой возможностью обладают фигуры. Без этого невозможно научиться играть в шахматы быстро.
Кто как ходит
Итак, пехота, она, конечно, царица полей, но больно медленная. Пока построятся, передислоцируются, окопаются. Это потом - ура! И в бой.
Здесь точно так же. Пешка ходит только вперед и только на одно поле. Исключением является начало движения. Можно перескочить и сразу оказаться на 4-й и 5-й горизонтали соответственно. Атакует она только наискосок. Если дойдет до противоположного конца доски, превращается в любую фигуру, кроме короля. Вот такой скрытый потенциал.
А вообще, в умелых руках и с наметанным глазом, пешками можно сделать очень многое!
Схожим образом двигается и король. Он у нас особа царственная, ему спешить не пристало. Поэтому только одна клетка, господа, правда, в любую сторону. Исключением является долгая рокировка, но об этом позже.
Как научиться играть в шахматы, если не знать, что конь всегда ходит буквой «Г»? Малышей обычно учат присказке - «скок, скок и в бок», то есть 2 поля прямо и одно в сторону. Присмотритесь к рисунку, на нем кавалерия изображена внизу.
Следующая фигура - ладья. Это колесница. Она очень мощная, тяжелая, поэтому мчится только по прямой линии, правда, может очень далеко. Двигайтесь ею свободно по горизонтали и вертикали в любую сторону. На рисунке она изображена справа.
Самый сильный герой этой стратегии - ферзь. Советник, визирь, серый кардинал. В его руках вся власть в государстве. Поэтому и полномочия наивысшие. Он спокойно ходит в любую сторону на неограниченное количество клеток. Гляньте на чертеж, выше на странице. Корона на нем обозначает ферзя.
Слон, он же офицер, достаточно экстравагантный персонаж. Он может двигаться только по диагонали, причем исключительно того цвета, на котором стоял в начале игры. По силе он сравним с конем, правда, немного быстрее в плане реакции. Пока тот допрыгает зигзагами, слон уже все закончит.
Теория игры
Вы все еще спрашиваете, как научиться играть в шахматы? Не торопитесь. После того, как будет освоена база, переходим к более глубоким познаниям. Без них вам гарантированно обеспечен провал на этом поприще.
А теории очень много, тем более что всю ее придется прорабатывать на практике. Разделов мало, но накопленной информации - море!
Итак, существует деление партии на три части. Дебют - начало, миттельшпиль - середина и эндшпиль - конец. Каждую из них изучают отдельно, а после в игре стараются разыграть знакомую ситуацию.
Второй раздел - как взаимодействуют фигуры. От простых (атака, поддержка, ограничение, перекрытие) до сложных тактических и виртуозных стратегических сюжетов. Последние начинаются в дебюте, а понятными могут стать только в эндшпиле.
Кратко о композиции
Последнее, что стоит сегодня озвучить - это, конечно, искусство. Хотите узнать, как научиться играть в шахматы и при этом стать художником? Никак не связанные сферы?
Отнюдь! Здесь на помощь приходит такая дисциплина, как композиция.
Создавалась она вспомогательной для обучения. Разбирались отрывки партий, анализировались решения мастеров. Впоследствии она переросла в самостоятельную отрасль. Сегодня это вид деятельности, призванный развить наблюдательность, комбинаторику и логическое мышление.
Любите головоломки, а развиваетесь только с помощью судоку? Это вы не знакомы с шахматной композицией! Решите парочку этюдов, и посмотрим, не она ли станет вашим любимым способом отвлечься от рутины...
Удачи вам, дорогие читатели!
Шахматы - это невероятно интересная и притягательная игра, которая требует мастерства и стратегического мышления. На протяжении столетий она была популярна среди интеллектуалов и ученых. Тем не менее, чтобы играть в шахматы, не нужно быть гением: даже дети умеют играть и нередко побеждают взрослых. Прочтите данную статью и научитесь играть в шахматы - одну из самых лучших настольных игр.
Шаги
Часть 1
Понимание игры, доски и фигур-
Изучите виды фигур и то, как каждая из них ходит. Каждая фигура перемещается по доске по-своему. Ниже перечислены названия фигур и то, как каждая из них ходит (не считая пары исключений, к которым мы еще вернемся).
- Пешка : самая базовая фигура в игре (их 8 у каждого игрока). Своим первым ходом она может пойти вперед на одну или две клетки, но после этого может ходить вперед только по одной клетке. Пешки могут бить фигуры, которые находятся перед ними на соседней клетке по диагонали. Пешка не может ходить назад и является единственной фигурой, которая ходит и бьет по-разному.
- Ладья выглядит как крепостная башня. Она ходит по горизонтали и по вертикали на любое количество клеток. При этом ладья может бить фигуры противника в конце своего хода.
- Конь выглядит в соответствии со своим названием и является самой хитроумной фигурой. Он ходит буквой “Г” на две клетки по горизонтали и затем одну по вертикали или на одну клетку по горизонтали и две по вертикали в любом направлении. Конь - это единственная фигура, которая может “прыгать” через другие фигуры, как свои, так и чужие. Взять он может только те фигуры противника, которые находятся на последней клетке его хода.
- Слон ходит только по диагонали и может передвигаться на любое количество клеток. В конце хода он может бить фигуры соперника.
- Ферзь : самая сильная фигура (обычно с более женственной короной, чем у короля). Может ходить на любое количество клеток по горизонтали, вертикали или диагонали и брать фигуры противника в любом из этих направлений.
- Король может ходить или брать фигуры на одну клетку от себя в любом направлении. Эту фигуру нельзя отдавать ни за какую цену, так как это будет означать проигрыш партии. Короля нельзя ставить под шах. Если в результате хода противника король попал под шах, его необходимо сразу же отвести или прикрыть. Если один из игроков ставит мат королю, он выигрывает партию.
- Помните, что у каждой фигуры есть относительная ценность.
- Король наиболее ценен, его необходимо защищать.
- Ферзь - самая разноплановая фигура, которая отлично подходит для атаки и двойных ударов. Ферзь сочетает силу слона и ладьи. Он считается самой ценной фигурой после короля.
- Кони отлично подходят для внезапных атак и “вилок”. Их необычная манера ходить часто оказывается неожиданностью для новичков.
- Слоны прекрасно проявляют свою силу в открытых позициях. Новички часто недооценивают слонов и не используют все их возможности.
- Ладьи являются сильными дальнобойными фигурами. Они проявляют свою полную силу на открытых вертикалях.
- Пешки могут показаться чем-то незначительным, но они отлично подходят для того, чтобы пожертвовать ими ради захвата более сильной фигуры. Иногда пешка может поставить мат самому королю!
-
Узнайте, что такое “шах”. Если короля атакует одна из фигур соперника, то говорят, что он находится под шахом. Если королю поставили шах, он ДОЛЖЕН немедленно уйти из-под шаха. Это можно сделать одним из трех способов:
- походить королем на ту клетку, где его никто не атакует, то есть туда, где он не находится под шахом;
- побить объявившую шах фигуру;
- закрыться от шаха одной из своих фигур - этот способ не годится в том случае, если шах объявлен пешкой или конем;
- если король не может своим ближайшим ходом уйти от шаха, то ему мат - в этом случае партия завершается, и побеждает тот, кто поставил мат.
-
Поймите основной принцип шахматной игры. В шахматах вы пытаетесь поставить мат королю оппонента, а он - вашему. Это основная цель, а вторая по важности, очевидно, заключается в том, чтобы защитить своего короля от мата. Для этого нужно уничтожить как можно больше фигур оппонента и при этом постараться сохранить свои фигуры.
- Шахматы - интеллектуальная стратегическая игра. Есть много ходов и правил, которые новички не смогут сразу предусмотреть и понять. Будьте терпеливы! Самое интересное начинается с практикой.
-
Расставьте фигуры. Теперь, когда вы знаете, как ходит каждая фигура, можно расставить их на шахматной доске. Расположите ее так, чтобы у каждого игрока справа внизу была белая клетка. Ниже описано, как следует расставлять фигуры.
- Расположите все пешки на втором ряду перед вами так, чтобы вас отделяла от соперника стена из пешек.
- Поставьте каждую ладью в угол на вашей стороне доски.
- Расположите коня рядом с каждой ладьей и слона рядом с каждым конем.
- Поставьте ферзя на левую клетку из оставшихся двух в соответствии с его цветом (черный ферзь должен стоять на черной клетке, белый - на белой).
- Наконец, поставьте короля на последнее оставшееся поле. Убедитесь, что у вашего партнера такая же расстановка фигур. Ферзи и короли должны стоять напротив друг друга.
-
Если вы настроены всерьез, изучите шахматную нотацию. Каждому полю на доске соответствует буква и цифра. Если кто-то говорит "конь на с3", с3 означает конкретную клетку на доске. Это упрощает запись шахматных партий. Шахматная нотация описана в данной статье .
Часть 2
Процесс игры-
Белые ходят первыми. Они выбирают фигуру, которой хотят походить, и приступают к розыгрышу дебюта. Белые делают первый ход, а черные отвечают. Дебют - одна из важнейших стадий игры. Не существует единственно “правильного” способа разыграть его, так как у каждого свой стиль. Найдете свой стиль и вы. Тем не менее есть несколько вещей, о которых следует помнить.
- Не спешите немедленно атаковать. В дебюте вы просто ищете для своих фигур наиболее удобные позиции. Следует размещать их на выгодных и безопасных позициях.
- Как правило, в самом начале партии не стоит делать больше двух ходов пешками. Далее обратите внимание на более сильные фигуры - слонов, коней, ферзя и ладьи. “Развивайте” фигуры до тех пор, пока они не займут выгодные позиции (например, в центре доски).
- Многое в дебюте зависит от ходов соперника - необходимо внимательно присматриваться к его игре. Следите за ходами противника и пытайтесь понять, чего он хочет. В шахматах, как ни в какой другой игре, важно уметь разгадать замыслы соперника.
-
Помните о правиле взятия на проходе. Многие новички забывают об этом правиле. Однако если вы хотите научиться лучше играть в шахматы, запомните следующее правило:
- Как вы помните, своим первым ходом ваша пешка может пойти на два поля вперед. Предположим, что вы так и делаете, и ваша пешка останавливается рядом (то есть на той же горизонтали) с пешкой соперника. Следующим и только следующим ходом ваш противник может взять вашу пешку на проходе . Обычно пешка бьет только наискосок, и в этой ситуации она может побить пешку противника на проходе и продвинуться при этом на одну клетку по диагонали, как обычно.
- Опять-таки, это может произойти только сразу же после того, как пешка первым ходом походила на две клетки. Через ход такая возможность теряется. Бить на проходе могут только пешки. Другие фигуры не могут бить пешку на проходе.
-
Ходите по очереди. И да будет игра! Чередуйте ходы со своим оппонентом, пытайтесь добраться до вражеского короля и устранить стоящие на вашем пути фигуры. В первую очередь старайтесь атаковать ферзя и короля вашего оппонента, хотя есть и много других возможностей для победы.
- Может показаться, что пешки просто путаются под ногами, но не спешите ими жертвовать. Если одна из них пройдет до противоположного края доски, она превращается в любую другую фигуру (кроме короля)! Обычно ставят ферзя, но можно превратить пешку и во что-то другое, например в коня, ладью или слона. Если вам удастся провести пешку до последней горизонтали, это очень сильно повлияет на ход игры.
-
Всегда думайте на несколько ходов вперед. Если вы поставите своего коня сюда, что произойдет? Не подставите ли вы его под удар фигур оппонента? Есть ли у вас есть время на атаку, или же ваш король (или ферзь) нуждается в защите? Каким образом можно атаковать соперника? Куда повернется игра в следующие несколько ходов? Какая позиция может возникнуть через несколько ходов?
- Это не та игра, где можно бездумно переставлять фигуры - они все влияют друг на друга тем или иным образом. Беспечность может привести к тому, что своя же пешка будет стоять на пути вашего слона, король будет защищен только конем, а ладья оппонента неожиданно атакует вашего ферзя. Поэтому планируйте свои ходы и, по возможности, предугадывайте ходы своего соперника. Чтобы выиграть, вам придется проявить все свое мастерство!
- По возможности всегда принимайте контрмеры. Можно подставить пешку под слона противника, если следующим ходом вы заберете его конем. Иногда следует идти на хорошо спланированные жертвы.
-
Научитесь делать рокировку. Помимо взятия пешки на проходе, есть еще один особый ход. Это рокировка, в которой участвуют король и ладья. Рокировка представляет собой единственный случай, когда одновременно перемещаются две фигуры. При рокировке король и ладья меняются местами - это позволяет укрыть короля и вывести ладью, убивая сразу двух зайцев. В результате король оказывается в надежном укрытии.
- Для рокировки необходимы следующие условия:
- участвующие в рокировке король и ладья еще не ходили;
- король не находится под шахом;
- между королем и ладьей нет других фигур;
- при рокировке король не проходит через клетки, которые находятся под ударом фигур противника.
- Одним движением одновременно перемещаются король и ладья. Сначала необходимо передвинуть короля на две клетки в сторону ладьи, а затем поставить ладью на клетку за королем. При рокировке вправо король двигается на две клетки вправо, а ладья - на две клетки влево. При рокировке в левую сторону король движется на два поля влево, а ладья - на три вправо.
- Для рокировки необходимы следующие условия:
-
Поставьте мат королю соперника и выиграйте партию. Следует поставить шах королю противника, от которого он не сможет скрыться. Можно объявить “Мат!”, хотя это и не обязательно. В этом случае оппонент кладет своего короля на доску, что сигнализирует о его поражении.
- Иногда получается пат, и в этом случае игра завершается вничью. При пате тот игрок, чья очередь хода, не имеет возможности походить куда-либо королем или другими фигурами, и при этом его король не находится под шахом.
- Есть и несколько других ситуаций, в которых игра может закончиться вничью.
- По согласию обоих игроков. Если оба игрока считают, что они не могут выиграть, они могут согласиться на ничью.
- В результате повтора ходов. Если одна и та же позиция повторится на доске три раза, игра завершается ничьей. Например, если оба игрока игрока повторно ходят конями на одни и те же клетки, фиксируется ничья.
- По правилу 50 ходов. Если никто из игроков не может походить пешкой или взять фигуру соперника в течение 50 ходов, игра завершается ничьей. Это предотвращает бесконечное продолжение игры и возможность взять противника “на измор”.
- При недостаточном материале. Если у обоих соперников недостаточно фигур для того, чтобы поставить мат, игра завершается ничьей. Например, король и конь не могут поставить мат одинокому королю.
- Если на доске остались одни короли. Это частный случай недостаточного материала, поскольку нельзя поставить мат одним королем. В таком случае игра заканчивается ничьей.
Часть 3
Стратегия игры-
Используйте все фигуры. Например, не ходите слишком долго одним конем лишь потому, что им можно ставить шахи. Используйте все свое войско! Одна из самых больших ошибок новичков заключается в том, что они используют лишь некоторые из своих фигур. При этом остальные фигуры отстают в развитии и становятся легкой добычей для соперника. Оживляйте игру и заставляйте своего оппонента быть настороже.
- В дебюте продвиньте несколько пешек на одну-две клетки вперед, а затем начните ходить другими фигурами. Это позволит вывести больше фигур с первой горизонтали, они легко войдут в игру и усилят ваш атакующий потенциал.
-
Контролируйте центр. Поскольку оттуда фигуры могут двигаться в разных направлениях, контроль центра важнее, чем флангов. Когда вы доминируете в центре, ваши фигуры обладают большей подвижностью, чем на краях и в углах доски. Например, если конь стоит в углу, он может сделать лишь два разных хода, в то время как в центре количество ходов увеличивается до восьми ! Постарайтесь как можно скорее установить контроль над центром доски.
- Именно поэтому многие начинают партию ходами центральных пешек. Только следите, чтобы вы не подставили своего короля под мат от удачно расположенного слона или ферзя!
-
Не отдавайте свои фигуры без причин. Хотя это довольно очевидно, многие игроки (даже гроссмейстеры!) иногда теряют свои фигуры. Если вы должны отдать фигуру, постарайтесь обменять ее на что-то. Никогда не отдавайте фигуры бездумно - они все ценны, от пешки до ферзя. Значимость каждой фигуры можно примерно оценить в баллах. Чем ценнее фигура, тем в большее количество баллов она оценивается:
- пешка - 1 балл;
- конь - 3 балла;
- слон - 3 балла;
- ладья - 5 баллов;
- ферзь - 9 баллов;
- король бесценен, так как его потеря означает проигрыш партии.
-
Защищайте своего короля. Этому следует уделять особое внимание. Даже если вы не делаете ничего другого и не очень любите атаковать, то просто обязаны защищать своего короля. Спрячьте его в угол с помощью рокировки, прикройте его несколькими пешками и предусмотрите пути отступления на тот случай, если соперник поставит шах. После этого атакуйте сами, чтобы ваш оппонент начал подумывать о бегстве, а не об атаке, и чем скорее, тем лучше.
- В начале и середине партии сам по себе король мало что может сделать. На этих стадиях игры королю почти всегда требуется прикрытие от шахов в виде нескольких фигур. Однако в конце игры, когда на доске остается мало фигур и немного пешек, король превращается в полноценную боевую единицу, и его следует вывести в центр доски.
- Внимательно следите за ходами соперника. Они повлияют на ваши ходы, но не на план, который вы хотите реализовать.
- Учитесь на ошибках. Будучи новичком, вы просто обречены на ошибки. Даже гроссмейстеры “зевают” и проигрывают.
- Вы можете считать, что полностью развили свои фигуры, когда ваш король сделал рокировку, слоны и кони выведены с начальных позиций, и пространство между ладьями свободно.
- Старайтесь держать в центре доски большое количество фигур. Чем больше пешек вы оставите позади, тем лучше они прикроют вашего короля.
- Не расстраивайтесь из-за частых проигрышей. Чтобы как следует научиться играть в шахматы, требуется определенное время - многим мастерам понадобилось для этого больше 10 лет!
- Выучите несколько шахматных ловушек, чтобы использовать их самим и не попадаться на уловки соперника.
- Обдуманно ходите пешками. В отличие от других фигур пешки не могут вернуться на то поле, с которого они ушли. Они довольно неповоротливы, и расположение пешек во многом определяет ход шахматной партии.
- Не пытайтесь поставить быстрый мат. Если вы сосредоточите все свои усилия на попытках поставить быстрый мат, ваш соперник может наказать вас за это.
- Никто не знает рецепта 100-процентного выигрыша. В шахматах нет метода, который позволял бы наверняка выиграть партию.
- Лучше всего располагать фигуры на четырех центральных клетках, поскольку здесь их подвижность максимальна. Таким образом вы увеличите количество своих возможных ходов и сократите выбор соперника.
- Иногда рокировка опасна и может привести к проигрышу. В других случаях путем рокировки можно даже поставить мат королю соперника! Принимайте решение исходя из конкретной позиции на доске.
Предупреждения
- Быстрые шахматы не для начинающих. Они сложны, располагают к конкуренции и создают неуверенность в своих силах у новичков.
- Шахматные фигуры могут быть опасны для маленьких детей - они могут проглотить их.
-