Какую отчетность должны сдавать некоммерческие организации. Отчетность некоммерческих организаций: бухгалтерская, налоговая и прочие Финансовая отчетность нко
Любое предприятие, работающее на территории России, должно сдавать отчетность в различные государственные органы.
Не являются исключением. Однако для таких субъектов предусмотрен иной состав документации и особые сроки сдачи.
Что такое НКО?
Некоммерческой называется организация, целью деятельности которой не является получение прибыли, а доходы от деятельности не распределяются между учредителями.
Такой субъект хозяйствования имеет все признаки юридического лица:
- имеет самостоятельный баланс;
- может открывать счета в банках;
- имеет право на штампы со своим названием;
- действует на основании устава;
- создаётся на неограниченный срок деятельности.
Эти предприятия создаются для социальных, культурных, образовательных, политических и прочих аналогичных видов деятельности, целью которых выступает достижение общественных благ. Наиболее известные подобные организации являются благотворительными.
Субъекты такого рода могут осуществлять коммерческую деятельность, но только если она предназначена для достижения целей компании и распределения полученного дохода между учредителями не предполагается. Их деятельность регулируется законом № 7-ФЗ.
Бухгалтерская отчетность
Некоммерческие организации обязаны вести соответствующий учёт, составлять отчёты и представлять их ежегодно. Срок, до наступления которого необходимо сдать готовые формы, наступает 31 марта года, следующего за отчетным.
Согласно законодательству, в состав бух. отчётности НКО включаются два типа документов, каждый из которых должен быть оформлен по установленной форме с учётом особенностей деятельности субъекта:
- Бухгалтерский баланс
. Отличие данного отчёта от , состоит в замене раздела «Капиталы и резервы» на «Целевое финансирование». При этом организация указывает информацию о суммах источников формирования её активов. Конкретное содержание раздела зависит от правовой формы компании.
НКО самостоятельно определяет, насколько подробным будет отражение информации в балансе. Например, если у предприятия достаточно большое количество запасов, то в отчётности может быть показан детализированный состав МПЗ. Если же их ассортимент ограничен, то всю сумму разрешено показать одной строкой. - Отчёт о целевом использовании средств
. В содержится следующая информация:
- размер использованных в деятельности средств, в том числе расходы на оплату труда, благотворительность, целевые мероприятия, затраты на обеспечение функционирования предприятия;
- остаток средств на начало года;
- общая сумма поступивших денег, в том числе целевые, членские, вступительные и добровольные взносы, также указывается прибыль от предпринимательской деятельности;
- остаток на конец года.
Также можно составить пояснительную записку. Этот документ содержит выраженную в произвольной форме расшифровку отдельных показателей.
Сдавать отчётность допускается в бумажном или электронном виде.
Подробную информацию о бухучете данных предприятий вы можете почерпнуть из следующего видео:
Налоговая отчетность
Некоммерческие организации отчитываются также в государственные органы ИФНС. Перечень документов зависит от выбранной системы налогообложения.
Общий режим
Если предприятие не использует специальную систему налогообложения, то оно должно представить в налоговую следующие документы:
- . Её рекомендуется сдавать в электронном виде не позднее 25 числа месяца, который следует за датой окончания периода.
- . Если существующая организация имеет в составе активов налогооблагаемое имущество, она должна предоставлять расчёт и перечислять платежи ежеквартально. От заполнения формы и уплаты налога освобождаются только предприятия, не владеющие основными фондами. Декларация по авансовым платежам представляется в соответствующие органы в течение 30 дней после окончания отчётного периода. Документ, содержащий сведения о итоговом расчёте, сдаётся не позднее 30 марта.
- . НКО признаётся плательщиком , если ведёт предпринимательскую деятельность. Форма подаётся за каждый отчётный период не позднее чем через 28 дней после его окончания. Отчёт за налоговый период должен сдаваться до 28 марта года, следующего за истекшим. Если организация не вела предпринимательскую деятельность, она должна предоставить в территориальную инспекцию специальную упрощённую декларацию. Срок её сдачи также наступает 28 марта.
- . Если в составе имущества компании имеется земельный участок, она должна предоставить данный отчет до 1 февраля года, следующего за отчетным.
- . Она необходима, если организация имеет транспортное средство. Срок сдачи документа - также 1 февраля.
Кроме перечисленных, НКО должны предоставить в инспекцию некоторые другие бумаги:
- . Предоставляется в случае, если в компании оформлено 100 и более сотрудников. Сдаётся до 20 января.
- . Согласно законодательству, любое предприятие обязано отчитаться о сумме подоходного налога, удержанного с работников, если их численность превышает 25 человек. Для этого необходимо представить в налоговые органы справку по установленной форме в срок до 1 апреля.
Специальные системы
Данные организации имеют право использовать специальные налоговые режимы. В этом случае они обязаны предоставить в государственные органы соответствующие отчеты:
- . Её нужно оформлять, если предприятие применяет . Документ сдаётся ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
- . Заполняется, если компания находится на УСН (). В этом случае форма оформляется и сдаётся до 31 марта года, следующего за прошедшим периодом.
Ответственность за сведения, указанные в документах, данные субъекты несут такую же, как и другие предприятия.
Прочая документация
НКО также представляют расчёты в другие государственные учреждения.
Внебюджетные фонды
- . Представляется в фонд социального страхования, если численность сотрудников превышает 25 человек. Даты представления документа в электронном и бумажном виде различаются:
- на бумаге следует отчитываться до 20 января;
- электронный расчёт разрешается представлять до 25 января.
- . Представляется в территориальные органы ПФР, если среднесписочная численность превышает 25 человек. Сроки сдачи следующие:
- 15 февраля, если отчёт формируется на бумаге;
- 22 февраля, если сдаётся электронный расчёт.
Федеральная служба государственной статистики
Кроме отчётов, которые сдаются организацией, попавшей в выборку, в территориальный орган Росстата необходимо предоставить два обязательных документа:
- Форма №1-НКО . Информацию о деятельности предприятия нужно сдать до 1 апреля года, следующего за отчётным.
- Форма № 11 (краткая). Документ содержит информацию о движении основных фондов. Его также нужно представить в территориальные органы до 1 апреля.
Министерство юстиции
Некоммерческие предприятия обязаны предоставлять отчёты о своей деятельности в Минюст:
- Форма №0Н0001 . В ней должны быть отражены сведения о руководителях, а также о характере деятельности организации.
- Форма №0Н0002 . Заполненный бланк содержит информацию о расходовании целевых денежных средств, а также об использовании имущества.
- Форма №0Н0003 . Заполняется на официальном сайте министерства.
В некоторых случаях компании могут не предоставлять указанные отчеты. Такая возможность появляется, если:
- в НКО не было поступлений активов от иностранных лиц, международных предприятий и т. п.;
- учредителями или участниками не являются иностранные граждане;
- общая сумма поступлений за год не превышает 3 миллиона рублей.
В таком случае вместо форм №0Н0001 и 0Н0002 сдаётся заявление о соответствии требованиям законодательства. Оно составляется в произвольной форме.
Все перечисленные отчёты нужно предоставить в территориальное управление министерства до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Особенности социально ориентированных НКО
Согласно действующему законодательству, социально ориентированными (СО) признаются некоммерческие организации, работа которых направлена на решение общественных проблем:
- социальная защита;
- помощь в преодолении стихийных бедствий, катастроф;
- защита животных;
- охрана зданий и сооружений, которые имеют культурное, историческое значение;
- оказание юридической помощи безвозмездно или на льготной основе;
- охрана окружающей среды;
- благотворительность;
- профилактика опасных форм поведения людей;
- деятельность в области здравоохранения, образования, культуры, науки и т. п.
Чаще всего они создаются в форме религиозных организаций, ассоциаций, общественных объединений, автономных НКО. Политические партии, государственные корпорации не могут быть таковыми.
Отчётность таких компаний имеет ряд отличительных черт. Вместо стандартных бланков, которые сдают все предприятия, они заполняют специальные формы:
- Бухгалтерский баланс СО НКО.
- Отчёт о целевом использовании их средств.
Последние изменения 2019 года
Законодательством были введены некоторые новые правила составления отчётности некоммерческих предприятий. Отличие новых правил от старых в следующем:
- раздел 3 баланса получил название «Целевое финансирование» вместо «Капиталы и резервы», в нём содержится информация о целевых средствах и фондах;
- существенная информация о показателях отчётности может быть раскрыта в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу;
- малые НКО имеют право составлять упрощённые формы, в том числе отчёт о целевом использовании средств.
Согласно изменениям, социально ориентированные объединения больше не рассматриваются как отдельная категория. Формы их отчётности больше не имеют существенных отличий.
Абсолютно все коммерческие предприятия, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации, должны отчитываться перед государственными органами. Данная процедура дает возможность контролировать работу каждой организации, а также составлять реальную статистику, которая служит основанием для формирования законодательной политики государства в целом. Однако, при этом необходимо определить каким образом должна производиться деятельность некоммерческих организаций и каким образом они должны отчитываться о своей деятельности.
Начнем с того, что дадим определение понятия некоммерческая организация. Некоммерческая организация – это субъект, деятельность которого не направлена на получение прибыли. Основным отличием от коммерческих предприятий является то, что доходы в данном субъекте не подлежат справедливому распределению. Деятельность таких организаций также регламентируется основным документом – Уставом. Как и коммерческие предприятия, НКО должны иметь расчетный счет в банке, печать, срок их функционирования не ограничен. При этом в обязанности НКО также входит сдача отчетности в установленные законодательством сроки.
Отчеты, предоставляемые НКО в Минюст
Одним из государственных органов, перед которыми обязаны отчитываться НКО о проделанной работе, является Минюст России. Составление таких отчетов преследует две основные цели:
- Информирование о деятельности НКО в целом за прошлый календарный год.
- Информирование о конкретных ситуациях, на которые были потрачены полученные инвестированные средства.
В целом существует три формы отчетов, предоставляемых в Минюст:
– №ОН0001,
– №ОН0002,
– №ОН0003.
Причем стоит отметить, что первая и вторая формы являются обязательными для всех НКО. В отношении последней формы необходимо уточнить, что она является упрощенной и подлежит предоставлению теми НКО, которые соблюдают следующие условия:
Данная форма подается совместно с уведомлением о продолжении деятельности и является приемлемой для всех видов некоммерческих организаций.
Бланки всех форм отчетности можно скачать с официального сайта Министерства Юстиции Российской Федерации.
Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст
При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:
№ п/п | Наименование принципа. | Суть принципа. |
1. | Достоверность. | Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов. |
2. | Краткость. | Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации. |
3. | Точность. | Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется. |
4. | Соответствие форм. | Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок. |
При этом часто руководство НКО допускает ошибки, самыми распространенными из которых являются:
– предоставление не полного пакета документов;
– противоречивые данные, указанные в формах ОН0001 и ОН0002 в сравнении с информацией ведомственного реестра;
– не заполнена форма ОН0002, несмотря на то, что деятельность фактически велась (проводились мероприятия, указания на которые есть в первой форме либо ведомственном реестре);
– в пунктах 1, 2 формы ОН0002 вместо расходов НКО указаны инвестиции (поступившие средства);
– технические ошибки: незаверенные, несшитые, непронумерованные страницы;
– наличие указаний о расходовании нецелевых средств без указания на их источники (в форме ОН0001 указаны только целевые поступления).
Зачастую указанные неточности являются результатом поспешного заполнения бланков и невнимательности заполняющего.
Порядок и сроки сдачи отчетности
В соответствие с действующим законодательством все НКО обязаны ежегодно предоставлять отчеты в Министерство Юстиций одним из предложенных способов:
- размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
- личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
- публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного государственного органа – Министерства Юстиции.
Все вышеперечисленные способы предоставления отчетности имеет одинаковую юридическую силу и абсолютно равнозначно могут быть использованы организацией.
Важно! Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.
При этом отдельно стоит отметить положение некоммерческих агентов иностранных компаний. В своей деятельности они руководствуются теми же требованиями, однако дополнительно должны предоставлять:
- раз в пол года – сдают/публикуют отчёты о персональном составе руководящего звена,
- раз в квартал – отчёт о целевом расходовании полученных от головной компании денежных средств.
- один раз в год – аудиторская проверка.
В случае не предоставления годовой или квартальной отчетности в установленный срок, организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.
Способы предоставления электронной отчётности
Как указывалось выше, некоммерческие организации имеют право на сдачу отчетности как в печатной, так и в электронной формах. Причем если опираться на существующие прогнозы, в ближайшее время все НКО будут переведены на единый способ сдачи отчетности – электронный документооборот с государственными органами. Рассмотрим подробно каким образом это происходит. Для предоставления отчета в Министерство Юстиции в электронной форме необходимо сначала зарегистрироваться на официальном сайте, затем войти в свой личный кабинет профиля. Именно здесь существует возможность указать информацию о представляемом вами НКО и подать отчёты одним из имеющихся способов:
Все необходимые бланки и формы для заполнения на компьютере также есть в личном кабинете. Впервые данный сервис был запущен в 2010 году. Так что, на данный момент, он полностью проработан и работает стабильно, экономя время и силы многих бухгалтеров.
Распространенные ошибки по заданной теме.
Ошибка №1. Отчет по форме ОН0003 является самостоятельным документом и обязателен для предоставления для всех некоммерческих организаций. Данный отчет сдается совместно с уведомлением о продолжении деятельности и обязателен к сдаче при соблюдении следующих условий:
– в состав учредителей/руководителей/участников организации не входят иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства;
– в течение отчётного периода не было финансовых/имущественных поступлений в бюджет НКО со стороны граждан/организаций иностранного государства;
– общие поступления в бюджеты НКО не превысили 3 000 000 рублей по итогам прошедшего года.
Ошибка №2. Ответственность за несвоевременное предоставление отчетности некоммерческими организациями отсутствует. В случае не предоставления годовой или квартальной отчетности в установленный срок, организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.
Актуальные вопросы по заданной теме.
Вопрос №1. В какой срок некоммерческая организация должна предоставить отчет в Министерство Юстиции Российской Федерации?
Ответ: Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.
Вопрос №2. Каким образом можно сдать отсеет в Минюст в электронной форме?
Ответ: Для предоставления отчета в Министерство Юстиции в электронной форме необходимо сначала зарегистрироваться на официальном сайте, затем войти в свой личный кабинет профиля. Именно здесь существует возможность указать информацию о представляемом вами НКО и подать отчёты одним из имеющихся способов:
- Загрузить уже составленный отчет в формате MSExcel.
- Заполнить вручную онлайн-форму отчета.
Как известно, для некоммерческих организаций были упрощены процедуры государственной регистрации, предоставления отчетности и осуществления контроля за их деятельностью (Федеральный закон от 17.07.2009 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”»). Исходя из того, что некоммерческая организация как собственник целевого капитала обязана не позднее шести месяцев после окончания отчетного года подготовить и утвердить годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала, рассмотрим обусловленные спецификой деятельности формы отчетности. Отметим также, что в случае, если такой некоммерческой организацией сформировано несколько целевых капиталов, указанный годовой отчет готовится по каждому сформированному целевому капиталу.
В целом отчетность некоммерческих организаций можно условно разделить на следующие группы:
- бухгалтерская отчетность;
- налоговая отчетность;
- отчетность перед государственными внебюджетными фондами;
- статистическая отчетность;
- специальная отчетность.
Состав отчетности в отношении некоммерческой организации зависит как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).
Бухгалтерская отчетность
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, в состав которой входят следующие формы:
- бухгалтерский баланс (форма № 1);
- отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
- отчет об изменениях капитала (форма № 3);
- отчет о движении денежных средств (форма № 4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
- пояснительная записка;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Следует отметить, что для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установлен упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. Указанные организации представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о целевом использовании полученных средств.
Кроме того, нужно обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности» некоммерческие организации могут не представлять формы № 3–5 бухгалтерской отчетности в случае отсутствия соответствующих данных.
Бухгалтерская отчетность в сокращенном составе (формы № 1 и № 2) также представляется в органы государственной статистики.
С 2003 г. в связи с введением в действие УСН многие некоммерческие организации перешли на указанный специальный налоговый режим. Такие организации в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, а значит, и составления бухгалтерской отчетности. Но при этом установлена обязанность ведения данными организациями учета доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Доходы и расходы учитываются в Книге доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.
Налоговая отчетность
Обязанность составления и представления в предусмотренных законодательством случаях налоговой отчетности в форме налоговых деклараций (расчетов) установлена ст. 23 НК РФ. Состав налоговой отчетности некоммерческих организаций напрямую зависит от применяемого режима налогообложения: общего или специального налогового режима. При общем налоговом режиме состав налоговой отчетности включает в обязательном порядке:
- налоговую декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
- налоговую декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ).
Нужно иметь в виду, что форма декларации по НДС изменилась. Новая форма декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009. Указанная форма декларации применяется уже с отчетности за IV квартал 2009 г.
В отношении налога на прибыль нельзя не отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога, представляют налоговые декларации в упрощенной форме по истечении налогового периода. Также следует принять во внимание, что налоговая декларация по налогу на прибыль применяется в редакции приказа Минфина России от 16.12.2009 № 135н.
Некоммерческая организация, обладающая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, обязана составлять налоговую отчетность по налогу на имущество в форме налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество, что закреплено в ст. 386 НК РФ. Следует обратить внимание на то, что ранее организация, не имевшая объектов налогообложения налогом на имущество, все равно обязана была представлять так называемую «нулевую» налоговую отчетность по налогу на имущество. Однако теперь в связи с принятием Федерального закона от 30.10.2009 № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» организации освобождены от обязанности представлять расчеты и декларации по налогу на имущество организаций при отсутствии объекта налогообложения.
В случае если в отношении некоммерческой организации зарегистрировано транспортное средство, то она обязана составлять и представлять налоговую декларацию и налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу (ст. 363.1 НК РФ).
Если некоммерческая организация обладает правом собственности на земельный участок или же правом постоянного (бессрочного) пользования им, то в отношении нее установлена обязанность формирования налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу (ст. 398 НК РФ).
Некоммерческие
организации, равно как и коммерческие, признаются налоговыми агентами по НДФЛ в
соответствии со ст. 226 НК РФ. В качестве самого простого примера здесь можно
привести отношения между работодателем и работником в части начисления и
выплаты заработной платы. Указанное выше обстоятельство влечет за собой
необходимость составления и представления в налоговый орган по месту своего учета
сведений о доходах физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.
Как уже было отмечено выше, с момента введения специального налогового режима в виде УСН довольно большое число некоммерческих организаций воспользовалось правом перехода на указанный налоговый режим.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3, 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций по договору простого товарищества, договору доверительного управления имуществом или концессионному соглашению на территории РФ).
Применение УСН обязывает некоммерческие организации составлять и представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в порядке, установленном ст. 346.23 НК РФ. Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н.
Отчетность перед государственными внебюджетными фондами
Данной группе отчетности следует уделить особое внимание в связи с изменениями законодательства, вступившими в силу с начала текущего года. Отмена с 01.01.2010 Федеральными законами от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) и № 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» ЕСН и введение обязанности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование внесли определенные новшества, в том числе и в порядок формирования и представления отчетности.
Привычная для многих декларация по ЕСН отменена, а администрирование указанных выше страховых взносов передано от налоговых органов Пенсионному фонду России (ПФР), а также Фонду социального страхования (ФСС России). В связи с изменением порядка администрирования взносов страхователи в соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ должны подавать расчеты ежеквартально по месту своего учета:
1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС);
2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС России - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС России.
Следует обратить внимание на то, что подача расчетов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика-страхователя не предусматривается.
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования представляется по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н.
Отчетность в ФСС России несколько видоизменилась, что стало следствием указанных выше изменений законодательства. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за I квартал 2010 г. должен быть представлен по форме-4 ФСС РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н.
Помимо этого организации также обязаны формировать отчетность, связанную со сдачей сведений по персонифицированному учету. Эта обязанность установлена Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В связи с принятием Федерального закона № 212-ФЗ порядок сдачи сведений по персонифицированному учету в ПФР изменился. Так, в 2010 г. их нужно сдавать два раза - по итогам полугодия и года (до 01.08.2010 и 01.02.2011), а начиная с 2011 г. - четыре раза в год, ежеквартально (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля).
Статистическая отчетность
Помимо представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках некоммерческой организацией в органы государственной статистики подаются сведения по специализированным формам статистического наблюдения.
Говоря об особенностях отчетности некоммерческих организаций, следует указать, что в отношении них среди прочих установлена специальная форма статистического наблюдения - форма № 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации». Указанная форма является новой. Форма утверждена приказом Росстата от 02.10.2009 № 213, является единовременной и действует для отчета в 2010 г. Также в отношении некоммерческих организаций действует форма № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», утвержденная приказом Росстата от 14.08.2008 № 189 (ред. от 10.07.2009, с изм. от 18.11.2009).
Органы государственной статистики могут запросить и другие сведения по установленным формам.
Специальная отчетность
При формировании комплекта отчетности в отношении некоммерческих организаций следует принимать во внимание Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Сейчас указанные выше сведения представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, по форме № ОН0001 «Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 (ред. от 08.12.2008). Сведения представляются ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Однако указанное выше требование распространяется не на все некоммерческие организации. Так, согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 млн руб., представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
С 01.01.2010 вступил в силу п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым некоммерческие организации обязаны каждый год размещать в сети Интернет или средствах массовой информации отчет о своей деятельности в объеме сведений, которые представляются в Минюст России или его территориальный орган, а некоммерческие организации, у которых выполняются условия, перечисленные в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, - сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения этих отчетов и сообщений определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно большое число форм некоммерческих организаций, и действующее законодательство требует от них представления той или иной отчетности.
Так, общественные объединения в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общественных объединениях» обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.
Помимо этого общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Аналогичная обязанность закреплена и за такой формой некоммерческой организации, как религиозная организация (ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Благотворительные организации, являясь также некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» также обязаны ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения:
- о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
- персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
- составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
- содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
- нарушениях требований указанного выше едерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Некоммерческие фонды в соответствии со ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
М. В. Панов,
аттестованный аудитор Минфина России, член НП «Московская Аудиторская Палата», ведущий эксперт аудиторско-консалтинговой компании «РУСКОНСАЛТИНГ ГРУПП»
Некоммерческая организация (НКО), как следует из названия, не является коммерческой, то есть созданной для получения прибылей и распределения их между участниками. При образовании НКО преследуются политические, социальные, религиозные, образовательные и научные, благотворительные цели. Некоммерческие организации функционируют в рамках деятельности, олицетворяющей известное выражение: «не хлебом единым…».
Организации занимаются реализацией духовных потребностей граждан, например, развитием массовой физической культуры и спорта, здравоохранения, защитой прав организаций и граждан и прочее. Однако несмотря на то, что коммерческую деятельность НКО не ведут (хотя могут, если таковая способствует достижению целей, поставленных перед организацией ее создателями), но регулярно представлять отчетность должны. Рассмотрим, какую именно отчетность обязаны предъявить НКО в Минюст.
Время «Ч»
В 2019 году не произошло изменений во времени подачи документов по отчетности некоммерческими организациями для Министерства юстиции России. Эта дата – 15 апреля. НКО должны отчитываться о своей деятельности на основании Федерального закона «О некоммерческой деятельности» за номером 7 от января 1996 года.
В статье тридцать второй этого законодательного документа прописан порядок формирования отчета о деятельности организации перед налоговой, статистическими органами, перед учредителями и прочими лицами согласно уставным документам организации и существующему законодательству.
В контролирующие органы предоставляются сведения о поступлениях и расходованиях денежных средств и другого имущества в течение истекшего периода, о руководительском составе организации и общей деятельности НКО.
Дело это серьезное, и за безалаберное отношение к нему – несвоевременное предоставление или вообще непредставление указанных сведений – полагается соответствующее административное наказание (согласно статье 19.7 Административного кодекса РФ).
Куда нужно представить отчетность
Составленную отчетность в сегодня можно подать в двух вариантах:
- Почтовым отправлением. Отчетность отправляется обычным почтовым отправлением, адресованным в территориальные органы Центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации. При отправке отчета обязательно вложение описи документов.
- Размещение данных по отчету в сети Интернет на информационных ресурсах Министерства юстиции России. Доступ к этим ресурсам можно осуществить посредством официальных сайтов региональных органов Минюста или через центральный официальный сайт Министерства юстиции – www.minjust.ru. Размещение отчетности на официальных интернет-ресурсах предусматривается специальным приказом Министерства юстиции, регламентирующим возможность размещения сообщений НКО о продолжении своей деятельности и отчетов о деятельности за истекший период в сети Интернет.
- Есть еще третий вариант – отправка документов об отчетности и сообщения о продолжении деятельности в электронном виде посредством электронной почты. Этот способ возможен только при существовании цифровой электронной подписи уполномоченного руководителя организации.
Состав отчетности
Некоммерческие организации должны представлять отчетность о своей текущей деятельности за истекший отчетный период в следующем составе:
- налоговая отчетность. НКО, как и прочие организации, могут выбирать налоговый режим. Либо используя общий налоговый режим, либо применяя упрощенную систему налогообложения. В первом случае некоммерческие организации заполняют декларацию на прибыль и на уплату НДС. В случае использования УСН НКО заполняется декларация, по уплате налога, предусмотренного по УСН. Для организаций, имеющих на балансе недвижимость, обязательна декларация об уплате налога на недвижимое имущество;
- бухгалтерская отчетность. Состав необходимой для представления бухгалтерской отчетности прописан в Федеральном законе о бухгалтерском учете. Однако для организаций, не ведущих коммерческую деятельность, предусмотрена упрощенная система бухгалтерской отчетности, в которой включается только отчет об убытках и прибылях, отчет о целевом использовании полученных средств и бухгалтерский баланс. Упрощено и количество отчетов: такой отчет необходимо составлять только раз в год;
- статистическая отчетность. Кроме отчета об убытках и прибылях и бухгалтерского баланса, некоммерческими организациями, не ведущими коммерческую деятельность, подаются данные в органы государственной статистики. Для этого используется специальная форма, разработанная для некоммерческих организаций для представления сведений – № 1-НКО.
Помимо заполнения установленной формы, возможно, понадобится представить и иные сведения согласно запросу статистического органа.
- Данные в государственные внебюджетные фонды. Представляются сведения по начислению и уплате взносов в Фонд медицинского страхования и Пенсионный фонд, а также сведения о персонифицированном учете.
- Специализированная отчетность. Для НКО, в связи со спецификой их деятельности, предусмотрены специальные виды отчетности и представляемых данных. Так, организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью ежегодно, до 31 марта, должны направлять в орган, ведающий учетом подобных организаций, заявление о продолжении деятельности в наступившем году. Сведения включают в себя данные о настоящем месте нахождения руководящего органа, информацию о руководителях организации.
Согласно ст.32 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в дальнейшем - Закон № 7-ФЗ, некоммерческие организации (далее - НКО) предоставляют сведения о деятельности в налоговые и статистические органы, учредителям и прочим лицам в соответствии с учредительными документами и законодательством. Так, НКО предоставляет уполномоченному органу документы, содержащие сведения о деятельности, руководящем составе организации, о расходовании средств и пользовании имуществом. Предоставляются документы не позднее 15 апреля года.
Помимо указанных сведений, НКО предоставляют и бухгалтерскую отчетность. На данном виде отчетов остановимся подробнее.
Информация для налоговой инспекции
Согласно ст. 119 НК РФ, НКО несет ответственность за совершенные налоговые правонарушения равно, как и коммерческая организация (в частности, за непредставление налоговой декларации).
Даже если НКО занимается ведением лишь уставной деятельности, это не освобождает ее от своевременной подачи налоговой отчетности, если организация признана плательщиком определенного налога. Кроме этого, налоговые органы контролируют полноту и правильность использования целевых поступлений. Далее рассмотрим, какую налоговую отчетность должна предоставлять НКО, имеющая движения по счетам в налоговый период.
Режим ОСН
Налог на прибыль. Согласно ст.246 НК РФ, некоммерческие организации обязаны уплачивать налог на прибыль. Однако на основании ст.251 НК РФ, налогообложению не подлежит имущество компаний, полученное в рамках целевых поступлений и целевого финансирования. Таким образом, осуществляющая коммерческую деятельность НКО представляет декларацию на общих основаниях по итогам каждого отчетного периода (3 месяца, 6 месяце, 9 месяцев), а также налогового периода (год).
НКО, не уплачивающая налог на прибыль, может отчитаться по упрощенной форме (листы 01, 02 и 07).
НДС. Являясь плательщиком НДС, по истечение налогового периода НКО предоставляет декларацию НДС. В обязательном порядке заполняются титульный лист и первый раздел, остальные разделы и приложения зависят от операций, совершаемых организацией.
ЕСН, ФСС и ПФР
НКО уплачивают ЕСН (ст.235 НК РФ, пп.1 п.1). По итогам отчетного периода организации сдают расчеты по авансовым платежам, декларацию по ЕСН - по итогам налогового периода. Согласно Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, некоммерческие организации учитывают суммы страховых взносов по каждому физлицу, а также отчитываются перед налоговой.
НДФЛ
НКО, являясь источником получения средств для физлица, является налоговым агентом. Соответственно, она обязана удержать и исчислить в бюджет сумму налога у налогоплательщика. Соответствующие сведения предоставляются в налоговый орган по месту учета налоговыми агентами.
Имущественный налог
Налог на имущество уплачивается НКО в те же сроки и в том же порядке, что и у коммерческих организаций. Специфических правил для НКО не предусмотрено, не имеет значения, занимается ли НКО коммерческой деятельностью или нет.
По истечение каждого налогового периода НКО предоставляет декларации. Для каждого обособленного подразделения формируется отдельный баланс.
Налог на транспортные средства
Плательщиками данного налога являются НКО, имеющие в собственности зарегистрированные транспортные средства (перечисленные в ст.358 НК РФ).
Так как транспортный налог является региональным, исполнительные власти субъектов самостоятельно устанавливают порядок и сроки оплаты, отчетные периоды.
При наличии транспортных средств НКО представляют в налоговый орган декларации по месту регистрации данных ТС. Не имеет значения, в какой деятельности используются транспортные средства.
Налог на земельные наделы
НКО, имеющие в собственности земельные наделы (или обладающие правом бессрочного пользования), обязаны уплачивать налог на землю в соответствии со статьей 388 НК. Декларацию необходимо подавать по итогам налогового периода по месту нахождения земельного надела.
Порядок уплаты авансовых платежей и налога установлен правовыми актами муниципальных образований. Расчеты по авансовым платежам НКО подают не позднее последнего числа того месяца, который следует за отчетным периодом.
НКО на УСН
Организация, перешедшая на режим УСН, освобождается от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и ЕСН, но при этом остается плательщиком страховых взносов в ПФР. Также отменяется НДС, исключение составляют организации, уплачивающие налог при ввозе товаров на территории страны. Налоги, относящиеся к «упрощенцу», НКО обязана уплачивать в полном объеме. От обязанностей налогового агента НКО при этом не освобождается.
НКО на УСН освобождены от обязанности ведения бухучета в соответствии с ФЗ №129, исключение составляют НМА и основные средства. Расходы и доходы признаются НКО в порядке, указанном главой 26.2 НК РФ. Это значит, что обязанность по составлению и представлению бухгалтерской отчетности в налоговый орган у НКО отсутствует. В то же время, НКО сдают по итогам года Отчет о целевом использовании средств по форме №6 с тем, чтобы выполнить требования по назначению целевых средств.
В органы статистики НКО предоставляют квартальную и годовую отчетность. Общественные объединения, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, имеющие лишь обороты по реализации товаров и услуг, предоставляют отчетность в органы статистики по итогам года.
Об отчетности во внебюджетные фонды также не следует забывать. Ежеквартально НКО предоставляют отчеты (сведения о застрахованных лицах) в Фонд социального страхования. Ежегодно НКО (наравне с коммерческими) подают сведения в пенсионный фонд.
Основной вид деятельность НКО должен быть подтвержден (подтверждается тот год, в котором было занято больше всего сотрудников по итогам предыдущего).
Вступивший в силу 1 января 2010 года Закон № 7-ФЗ обязывает НКО ежегодно размещать в сети Интернет сведения (отчет) о своей деятельности в том объеме, который предоставляется в Минюст.
Благотворительные организации, являющиеся НКО, обязаны ежегодно предоставлять сведения в тот орган, который принял решение о регистрации данной организации. Сведения должны содержать:
- информацию о финансово-хозяйственной деятельности
- сведения о составе высшего органа управления
- данные о содержании благотворительных программ (перечень)
- сведения о результатах деятельности благотворительной НКО
- информацию о выявленных нарушениях в результате проверок, а также о методах их устранения