Классный час «Эстетика поведения и этикет. «Проведение эстетических диалогов на классном часе как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся» классный час на тему Кл часы по художественно эстетическому воспитанию
Тематика классных часов
Гражданско-патриотическое воспитание - «Я - гражданин России»
Воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выпол-нению конституционного долга, пропаганда героических профес-сий. Изучение рус-ской военной истории, воинских традиций, знаменательных героических и исторических дат на-шей истории.
Нравственное воспитание - «Я - человек и личность»
Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. Формирование активной жизненной позиции, проявле-ние чувств благородства и сострадания, проявление заботы о лю-дях пожилого возраста.
Экологическое воспитание - «Я отвечаю за окружающий мир»
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Здоровый образ жизни»
Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни, выносливо-сти, стойкости, мужества, дисциплинированности.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника.
Эстетическое воспитание - «Мир прекрасного»
Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.
В моем классе сложились традиции, которые, как я убедилась на практике, позволяют создать атмосферу действительно открытого, доверительного общения.
Блоки воспит. работы |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
Гражд.-патриот. воспит. «Я - гражданин России» |
1. «Люди мира, на минуту встаньте!» 2. "История Отечества - история Липецка"(викторина) |
1. "Строки, опаленные войной" (литер.-муз. композ. 0 2. "Им было по двадцать.." (памяти воинам-интернац.) |
1. «Знай и люби свой край. Монастыри и обители Лип. области 2. «Афганистан - наша память и боль. 35 лет ввода ОКСВ» |
1. «Конституция - закон жизни» 2. "Идут по войне девчата" (литер.-музыкальная композиция) |
1."Улицы, от названия которых становится теплей"(игра-викторина) 2."Страна, в которой мне хотелось бы жить." |
|
Нравств. воспитание - «Я - человек и личность» |
1. "По каким правилам мы живём?” (Анкетирование) 2."Что поможет мне учиться?"(тренинг) |
1. "Нет уз святее товарищества” (викторина) 2. «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» (беседа) |
1. "Что такое культурный человек?” 2. "Иметь своё мнение - это важно?!"(беседа) |
1. "Внешний облик - внутренний мир”(диспут) 2. "Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание”. |
1. "Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей" 2. "10 Заповедей - основа нравст. человечества”. |
|
Экологич. воспитание - «Я отвечаю за окружающий мир» |
1. «Берегите эти земли, эти воды» 2. "Природа нашего края” (беседа) |
1. Конкурс знатоков природы (игра) 2. «Птицы - наши пернатые друзья, обижать их нельзя». (КВН) |
1. «Чернобыльская катастрофа» (урок памяти) 2. «Планета заболела» (конкурс рисунков) |
1. История возникновения и развития экологии (беседа) 2. "Цветы в легендах и преданиях"(кл. час с през.) |
1. «Что? Где? Когда?» (игра-турнир по экологии) 2. Цивилизация - начало борьбы с природой. |
|
Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Здоровый образ жизни» |
«Правила дорожные знать каждому положено» (цикл бесед) |
«Как уберечься от гриппа?»(кл. час с приглашением медработника) |
«Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека» |
«Спид - болезнь 21 века» (беседа) |
«Быть здоровым - жить в радости" |
|
Трудовое воспитание |
«Мой дом - наведу порядок в нём» |
"Об аккуратности” (беседа) |
"Труд в нашей жизни”(беседа) |
«День Земли». участие в субботниках |
"Новое время — новые профессии" (кл. час с през.) |
|
Эстетич. воспитание - «Мир прекрасного» |
Путешествие в страну "Чистых слов" |
"Для чего нужна улыбка?" |
"Как стать интересным собеседником" (беседа, тренинг) |
" Человек и творчество. Великие творения человеч-ва" |
«Что такое духовное богатство человека» |
Скачать в текстовом формате
Этикет и мы
Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения, дать представление каково должно бать обращение к людям в зависимости от ситуации.
Форма поведения: игра.
Ход игры.
Учитель. Трудно представить себе человека, который не хотел бы держаться уверенно, раскованно, свободно в любом обществе и компании. Каждый мечтает нравиться, привлекать к себе окружающих манерами, внешностью, умением чувствовать себя свободно в самой сложной ситуации. Как добиться этого? Очень просто – овладеть искусством этикета общения.
Викторина «Этика поведения».
Вопросы:
Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях?
(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего - «Здравствуйте»; кивок и жест - при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятия - при встрече родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).
Кто первым здоровается при входе в помещение?
(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).
Закончите фразу: «При знакомстве в гостях со старшими членами семьи хозяйка (хозяин) представляют сначала...»
(...новых знакомых, если они моложе родителей).
Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый?
(Входит первой всегда дама).
В театре, кинозале пройти к месту. Кто идет первым?
(Ищет и ведет к месту мужчина).
Спускаются по лестнице. Кто идет первым?
(Вверх по лестнице - мужчина, вниз - дама).
При входе в общественный транспорт кому отдается первенство?
(Первой заходит (садится) дама, затем - мужчина, выходят - наоборот).
В разговоре по телефону, кто здоровается первым?
(Позвонивший, представившись)
При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен
перезвонить?
(Позвонивший).
Какой подарок считается ценным?
(тот, который изготовлен своими руками).
Что вы сделаете, когда вам подарят конфеты и пирожные?
(нужно угостить гостей).
Что вы должны всегда иметь в кармане?
(носовой платок).
Как вы понимаете слово «пунктуальность»?
«Сервировка стола».
За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе:
тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку.
(Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола на 4-5 см, справа от
тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева - вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят слева рюмку для крепких напитков, справа - фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку).
«Цветок вежливости».
Учитель выносит ромашку, на лепестках которых написано: приветствия, прощания, благодарность, извинения.
Каждая команда берет лепесток и выполняет задание: «вспомнить обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях». Побеждает та команда, которая больше таких оборотов вспомнит.
«ТЫ» и «ВЫ» в общении.
Учитель. «Ты» и «Вы» - местоимения, которые употребляются вместо имени. Личные местоимения имеют прямое отношение к этикету. Они связаны с самосознанием и названиями собеседника, что «прилично» и что «неприлично» в таком названии.
Вы, наверное, часто слышали: «Я Вам не «ты»! говорите мне «Вы» или: «Не тычьте, пожалуйста!».
Так когда же прилично по правилам этикета говорить «Вы», а когда «ты»?
1-я команда. Кому и при каких обстоятельствах мы говорим «Вы»?
2-я команда. Кому и при каких обстоятельствах мы говорим «Ты»?
«Правила поведения».
В театре.
На выставке.
«Обсуждение ситуаций».
Девочка пьет чай и размешивает чай не касаясь стенок. Почему?
(чтобы не мешать окружающим).
Гости приносят подарки имениннику в развернутом виде. Как поступить имениннику? Всех благодарить, хотя, может быть, вещь не нравится? Да, он благодарит. Почему?
(гости хотели сделать приятное, и именинник не должен их огорчать).
Прохожий обронил какой-то предмет. Кто ближе, тот поднимет. Зачем существует такое правило?
(помочь человеку. Не известно, может ли он нагнуться, да и заметил ли он?).
Как известно, правило идти впереди своей спутнице, поднимаясь по лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда впереди шел мужчина со свечой в руке, чтобы освещать путь даме. В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала, но правило все-таки осталось. Почему?
(при соблюдении этого правила можно оказать помощь своей спутнице).
«Поведение за столом».
Как надо есть хлеб, бутерброды?
(Хлеб берут руками, и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками).
У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам).
Что такое «шведский стол»?
(Прием, посетители, которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившееся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах).
Как едят бисквитные торты?
(Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой).
Как едят слоеные пирожные и пироги?
(Слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках)
Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать?
(Нож и вилка крест-накрест - пауза в еде, параллельно - окончание трапезы).
С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть?
(Не имеет значения, просто с тупого удобнее).
Как едят птицу в гостях?
(с помощью ножа и вилки).
Как поступить с бульоном или супом, которые подаются в чашках?
(пьем, не пользуясь ложкой).
Как поступить с супом, если его остается небольшое количество в тарелке?
(небольшое количество супа остается в тарелке).
Если вы хотите попробовать кушанье, которое стоит далеко от вас. Каковы ваши действия?
(попросите передать его).
Вам подали второе мясное блюдо. Как следует его есть?
(постепенно отделять маленькие кусочки от целого).
Подведение итогов.
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Мозырский государственный педагогический университет
имени И.П. Шамякина»
Кафедра педагогики
Час общения
«Культура внешнего вида»
(для учащихся 9 «Г» класса СШ №15)
Выполнила
студентка 4 курса 3 группы
физико-математического
факультета
Тукач Анна Сергеевна
Методист по педагогике: Кузьменко Е.В.__________
Классный руководитель: Станкевич Л.Д.__________
Оценка_____________
Дата проведения____________
Мозырь 2013
Методика подготовки и проведения мероприятия.
1. Установление места и роли данного воспитательного мероприятия в системе воспитания. Воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел классного коллектива учащихся направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.
2. Определение участников . Час общения «Культура внешнего вида» актуально проводить со школьниками, т.к. уже со школьной скамьи важно развивать навыки творческого создания собственного стиля в одежде, а ведь многие к этим навыкам стремятся.
3. Постановка цели : способствовать развитию эстетического вкуса учащихся, развивать навыки творческого создания собственного стиля в одежде.
4. Направление содержания воспитания. Мероприятие направлено на формирование нравственно-эстетических качеств личности.
5. Разработка плана подготовки мероприятия .
Мероприятия | Сроки исполнения |
|
Работа с методической литературой и интернет-ресурсами. | 14.10.2013-15.10.2013 |
|
Составление сценария мероприятия. | ||
Подготовка реквизита к мероприятию Распечатка правил, которых придерживается человек, имеющий хороший вкус. Распечатка осенней гаммы цветов, весенней гаммы цветов, зимней гаммы цветов и летней гаммы цветов. Распечатка цветового спектра. | ||
Объявление ребятам о проведении мероприятия. | ||
Оформление места проведения мероприятия. | ||
Уборка места проведения мероприятия. |
6. Разработка плана проведения мероприятия.
1. Организационный момент.
3. Основные функции одежды.
4. Что такое мода?
6. Роль цвета в одежде.
7. Основные стили одежды.
8. Подведение итогов.
Тема: Культура внешнего вида.
Цель: способствовать развитию эстетического вкуса учащихся, развивать навыки творческого создания собственного стиля в одежде; способствовать формированию нравственных, эстетических качеств личности.
План:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Основные функции одежды.
4. Что такое мода?
5. Что значит «иметь вкус» и 5 правил, которых придерживается человек с хорошим вкусом.
6. Роль цвета в одежде.
7. Основные стили одежды.
8. Подведение итогов.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент (приветствие учащихся, сообщение темы классного часа и т.д.).
2. Вступительное слово учителя . А.П. Чехов говорил, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», он должен быть красив не только в чувствах и мыслях, но и внешне. Во внешнем виде немаловажную роль играет одежда. Одежде, умению правильно одеваться мы посвящаем сегодня наш классный час.
3. Основные функции одежды.
4. Что такое мода? Люди придумали зеркало к III тысячелетию до нашей эры. Для чего человеку зеркало? (Мнение детей ).
Зеркало отвечает человеку на один вопрос: «Красив ли я?» Но разве это так уж важно? Во все времена, во всех уголках земного шара люди хотели и хотят быть красивыми.
Одежда накладывает отпечаток даже на самое правильное лицо, выявляет дурные качества, плохой характер, вкус.
Внешний вид – самая первая информация, которую мы получаем о незнакомом человеке, а первая информация наиболее устойчивая. Вспомните пословицу: «Встречают по одежке, провожают по уму». Конечно, ум, духовное богатство – главное. Но встречают-то по одежке! Одежда многое может рассказать о своем владельце.
Зачем человек стал одеваться? (Утилитарное значение одежды, оберег, украшение).
Украшение диктует мода .
Мода (слово латинское и означает: мера, способ, образ действия) для нас означает временное преобладание тех или иных вкусов.
Какова роль моды в нашей жизни?
Есть люди, которые заявляют, что не признают никакой моды, однако, как и все, они во что-то одеты, следовательно, можно «признавать» или «не признавать» моду, быть ее творцом или рабом, но нельзя быть вне моды. Следовательно, мода – явление социальное .
Одежда – предмет первой необходимости, ее производством заняты различные отрасли промышленности, а продажей – огромная сеть магазинов, значит, мода – явление экономическое.
Мода как искусство создания костюма наряду с другими видами искусства – явление эстетическое .
Каждый человек воспринимает моду по-своему: это зависит от возраста, воспитания, культуры, характера, одним словом, от личности. Мода для любого из нас есть часть нашего внутреннего мира, значит, мода – явление психологическое. А отношение к ней, выбор – явление нравственное .
Мода также явление сезонное .
Игра «Гардероб». Класс делится на 4 группы, каждая называется одним из времен года. Группы рассказывают о том, что носят в разные времена года, а затем загадывают название одной одежды, описывая ее.
5. Что значит «иметь вкус» и 5 правил, которых придерживается человек с хорошим вкусом . Мы хотим выглядеть хорошо одетыми и воспитанными людьми. Что для этого необходимо? Самое главное: чтобы быть всегда хорошо одетым, надо иметь вкус .
Многие люди ударяются в крайности, одеваются по последнему слову моды, покупают «фирменные» вещи, переплачивая большие деньги, становятся вывеской пустоты, превращаются в «опознавательный знак» людей определенного круга, для которых вещи становятся смыслом жизни.
Вопрос о вкусе является непростым. Вкус – это прежде всего чувство меры во всем (что, где, когда надеть, как относиться к своей внешности, как держаться).
Человек с хорошим вкусом придерживается нескольких простых, но очень важных правил.
I . Одежда должна соответствовать своему назначению (нарядная, домашняя, рабочая).
Как вы думаете, о какой одежде мы должны заботиться больше всего? Правильно, о рабочей. Ваша работа – это учеба в школе, поэтому школьной форме – основное внимание. Рабочая одежда должна быть удобной и красивой.
II . Одежда должна соответствовать возрасту.
6. Роль цвета в одежде . Возрасту должна соответствовать не только форма, модель, но и цвет . Установлено, что они влияют на нашу энергетику и тем самым на наше самочувствие. Люди издавна приметили, например, что мужские цвета – это черный, синий, т.е. те, что сдвинуты к короткой длине волны, - это спектр ультрафиолетовый.
А вот женская одежда должна обязательно соответствовать длинной волне излучения: красный цвет и все то, что в ту сторону. Это издавна известно, недаром новорожденных мальчиков, пеленая, перевязывали голубой ленточкой, а девочек – розовой.
Цвет – одно из самых ярких выразительных средств костюма. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось в условиях окружающей среды, и при всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные закономерности восприятия цветов.
Красный цвет – символ чего? (Солнца, огня, крови, жизни.) С чем он связывается? (С радостью, красотой, добром, но и он же означает тревогу, опасность, угрозу для жизни.)
Красный цвет – ассоциируется с энергией, активностью, оптимизмом, подчас даже с агрессивностью. Применяют красный цвет, когда нужно выглядеть смело, энергично, темпераментно.
Оранжевый и желтый цвета – заставляют нас вспомнить о солнечном свете, пляжном песке. Их применяют, когда нужно выглядеть оптимистично, раскованно, весело, молодо, спортивно.
Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, но может обозначать безжизненность и даже траур у некоторых народов.
Черный цвет – называют «королем элегантности». Применяют, когда хотят проявить во внешнем облике индивидуализм, независимость, изысканность, загадочность и авторитетность.
Пастельные цвета – нежные, светлые, сильно разбеленные оттенки ярких тонов. Подходят всем девушкам.
Темные цвета – ассоциируются с покоем, мудростью, зрелостью, опытом («осень жизни»). Эти цвета для серьезных, осмотрительных, умудренных опытом людей.
Серый цвет – выбирают, когда надо предстать спокойной, сдержанной, невозмутимой персоной, не подверженной воздействию эмоций.
Другие цвета тоже несут «смысловую нагрузку», но она достаточно условна и неоднозначна.
Существует целое учение о цветах – цветоведение. Основные – красный, синий, желтый. Остальные – ахроматические – получаются путем добавления белого, черного.
Какие вы знаете холодные цвета? Теплые?
При создании костюма обязательно учитываются свойства цвета. Светлые, чистые, теплые цвета увеличивают предмет, делают легче. Темные, холодные уменьшают, придают тяжесть.
Всякий человек имеет свои внешние данные. Вам нравится цвет, но он вам не всегда идет. Например, коричневый, золотистый, оливковый, зеленый – весенние гаммы.
Подберите осеннюю гамму.
Осень Весна Лето Зима
Упражнение «Гармония цвета»
1. Представьте себе, что у вашей бабушки день рождения. Вы выбираете ей платок. Каких тонов он может быть?
2. У вашей мамы голубые глаза. Вы хотели бы подарить ей блузку. Какую вы выберете гамму. Почему?
III . Не может быть красивым то, что может нанести ущерб твоему здоровью.
IV . Одежда должна соответствовать индивидуальным особенностям человека.
Через нашу одежду и поведение проявляются личные черты личности – образ мыслей, уровень культуры.
Не только создание новых моделей, но и подбор своей повседневной одежды есть процесс творческий – значит, каждый может быть художником, творить свой собственный неповторимый образ, стиль, вкус.
V . Все предметы и части костюма должны хорошо сочетаться по назначению, цвету, по ткани, по стилю .
7. Основные стили одежды . Стиль – это совокупность деталей внешнего вида, существующих в одобряемом обществом единстве. Стиль складывается из определенного набора деталей одежды, обуви, прически, украшений. А может ли выбор одежды сформировать индивидуальный стиль? Несмотря на то, что мода всегда диктует некий усредненный образец внешности, это совершенно не мешает проявлению индивидуальности. Ваш индивидуальный выбор состоит в том, что посредством одежды вы создаете тот внешний образ, в котором хотели бы предстать перед окружающими. Что же является индивидуальным стилем?
Индивидуальный стиль – это совокупность деталей внешнего вида, отличающая конкретного человека от других людей и обеспечивающая ему непохожесть на других и личную привлекательность. В настоящее время основными стилями являются:
Классический стиль. Этот стиль потому и называют классическим, что он подходит большинству людей и уместен в большинстве ситуаций (кроме турпохода и дискотеки). Классическому стилю характерны костюмы, строгие виды верхней одежды. Для женской одежды - костюмы (с английскими воротниками, воротником апаш), прямые или зауженные к низу юбки, брюки. В мужской одежде к классическому стилю относят пиджаки (с воротниками английского типа, карманами в рамку или с клапанами прямоугольной формы), костюмы, брюки, галстуки. Особое внимание следует обратить на цветовую гамму наряда. В ней доминируют темные оттенки – черный, темно-синий, темно-серый, но не исключены и светлые тона – беж, карамель, светло-серый. Обычно носителя классического стиля воспринимают как излучающего надежность, силу, внушающего доверие и уважение профессионала.
Экстравагантный стиль. Экстравагантный стиль – полная противоположность классическому. Он является привилегией молодежи, для него характерны смелые, резкие краски и формы, необычный покрой, неожиданное сочетание фактур ткани, ассиметричные детали, острые углы. Для полноты самовыражения авангардной одежде часто сопутствуют не менее экстравагантные прическа и макияж.
Спортивный стиль . Если Вы цените в одежде свободу, удобство и комфорт, если Ваша фигура подтянута и спортивна, если Вы предпочитаете подвижный образ жизни, то Вам подойдет спортивный стиль одежды. Главная задача одежды спортивного стиля – обеспечить ее владельцу максимальную свободу, удобство и комфорт, не забывая, при этом, подчеркивать все достоинства фигуры.
Романтический стиль . Романтический стиль обязан своим появлением эпохе Романтизма. Эпохе красивых романов, подчеркнутой хрупкости и нежности женщины. Эпохе Пушкина, Лермонтова. Романтический стиль одежды несет в себе стремление к любви, чувствам, романтическая одежда выделяет красоту женской фигуры, при этом оставляя женщину скромной, слегка кокетливой, нежной.
Даже если одежда стандартная, именно дополнениями, аксессуарами можно ее сделать индивидуальной. Именно дополнения часто говорят об умении видеть себя и окружающих, об интересах, о вкусе.
Как вы думаете, обязательно ли только новые вещи могут быть красивыми? С раннего детства приучали детей ценить одежду. Ее часто в семье носило несколько поколений, передавая как самое ценное. И действительно, она представляла для человека большую ценность, т.к. вбирала в себя жизненные ремесла: ткачество, шитье, плетение, вышивание. Одежду в крестьянской семье не выбрасывали. Ненужную отдавали чужим людям. Из старых, обношенных рубах шили одежду детям.
8. Подведение итогов . Ребята, с какими важными правилами мы сегодня познакомились? Всегда ли вы бережливы? Всегда ли ценим, что носим? В чем больше ценности, на ваш взгляд: в том, что куплено, или в том, что сделано своими руками?
В заключение пожелание, чтобы каждый из вас нашел свою гавань в жизни, где будут прекрасна ваша душа, тело, мысли и одежда.