Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «По дорогам сказок. Что следует учесть при подготовке комплексного занятия
Комплексное занятие в подготовительной группе «Хочу всё знать!»
Цель:
Объединить усилия педагогов и родителей для успешной подготовки детей к школе;
Помочь родителям осознать объём полученных детьми знаний, умений и навыков.
Задачи:
В игровой форме закрепить знания детей по развитию речи и обучению грамоте, по формированию элементарных математических представлений;
Развивать речь, логическое мышление;
Воспитывать внимание, усидчивость;
Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Оборудование:
Письмо, короны для королев, маркер, геометрические фигуры, цифры от 1 до 12,кассы букв, набор букв большого формата, тетради в клетку, простые карандаши, контрольный образец, магнитофон, аудиозапись песни « Дорогою добра» (композитор Минков Марк, автор текста Энтин Юрий), сладкий сюрприз для детей.
Ход
Организационный момент
Дети входят, здороваются и рассаживаются. Раздается стук в дверь,воспитатель подходит к двери и находит письмо.
Ребята, вот это сюрприз! На наш адрес пришло письмо. Давайте посмотрим, что в нем. Открывает и читает:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Вы стали совсем взрослыми, поэтому мы хотим пригласить вас отправиться в путешествие в Страну Знаний. Путешествие будет нелегким, но мы уверены, что вместе мы справимся со всеми трудностями, ведь в конце пути вас ждёт награда. Чтобы попасть в волшебную Страну Детства, обязательно нужно выполнить все задания, которые вам будут предложены. Успехов и до скорой встречи.
Королева Математика и Королева Грамматика».
Ребята, вот такое загадочное письмо нам пришло. Ну как, справимся?
Вхождение в деятельность.
Если вы готовы отправиться в путь, нужно взять с собой некоторые вещи.
Д\игра « Назови обобщающее слово»
Бутерброды, мандарины, печенье, конфеты, сухари, яблоки (Еда)
Комбинезон, свитер, носки, шапка, шарф, куртка, варежки (Одежда)
Давайте подумаем, на каком транспорте сможем путешествовать? (Самолет, автомобиль, пароход, велосипед, поезд и т.д.)
Закрываем глаза и считаем до 10 и обратно. Поехали! (Пока дети считают, воспитатели превращаются в Королеву Математику и Королеву Грамматику)
Основная часть .
Д\игра « Хлоп-топ»
Правильный ответ - хлопаем, неправильный - топаем.
Четыре больше трёх;
Соседи числа 7-это 5 и 8;
Утром мы приходим в детский сад, а домой возвращаемся вечером;
Весну сменяет зима;
Луна светит днём, а солнце ночью;
Перед 10 идёт цифра 8;
Январь-первый месяц года.
Д\игра « Скажи наоборот»
Сильный - слабый, весёлый - грустный, грязный - чистый, светлый - тёмный, день – ночь,тепло - холодно, говорить - молчать.
Д\игра « Геометрические фигуры»
На ковролин крепятся геометрические фигуры одного цвета – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник.
Назовите фигуры;
Какая фигура лишняя? Почему?
Сколько углов у прямоугольника?
Почему треугольник так называется?
Сколько сторон у квадрата? то нам известно про его стороны?
Подвижная игра « Найди своё место»
У каждого ребёнка цифры от 1 до 12(по количеству детей). По сигналу построиться по порядку. Разойтись, по сигналу построиться. Сделать шаг вперёд:
Число, на 1 больше, чем 5;
Число, которое стоит между 10 и 8;
Число, которое идёт после 3;
Число, которое идет перед 8;
Число, на 2 больше, чем 10.
Звуко - буквенный анализ слова « Замок»
У детей на парте – касса букв.
Сколько звуков?
Назовите первый звук, какой он - гласный или согласный?
Мягкий или твердый?
Каким цветом обозначается?
Какую букву мы возьмём для его обозначения?
Аналогичная работа проводится со всеми звуками.
Подведем итог:
Сколько всего букв? Сколько звуков? Сколько звуков согласных? Твердых? Мягких? Сколько гласных? Сколько слогов? Назовите первый слог? Второй? Какой слог ударный?
Что обозначает слово « замок» (ударение на первый слог)? Если переставить ударение на второй слог, что получится? Что обозначает это слово? Видите теперь, как важно правильно поставить в слове ударение!
Физминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Задачи в стихах
Два щенка-баловника
Бегают, резвятся.
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей? (2+3=5)
Четыре овечки на травке лежали,
Потом две овечки домой убежали.
А ну-ка, подумай, реши поскорей,
Сколько овечек на травке теперь? (4-2=2)
Записать решение задач на доске.
Д\игра « Доскажи словечко »
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой
Дом в снегу. Белы дома
Ночью к нам пришла … зима
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы … санки
Грянул гром, весёлый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны.
Брызги цвета всюду льют.
Это праздничный… салют
Хлоп - и конфета стреляет, как пушка.
Каждому ясно, что это … хлопушка
Д\игра « Назови дни недели » (с мячом)
Пятый день недели; последний; первый; день, следующий за вторником; день между пятницей и воскресеньем; второй день; четверг-какой по счету день?
Д\игра « Поймай звук» (с мячом)
Коза, кот, шум, мак, мама, жук, сыр, мышь, дом, лиса, волк, папа.
Графический диктант «Ключ в Страну Знаний»
Подведение итогов
Вот мы и выполнили все задания и попали в волшебную Страну Знаний. Понравилось вам путешествие?
В этой стране вы показали хорошие знания. Но скоро вы пойдете в школу и попадете в Школьную Страну, где вам пригодится всё, чему вас научили в детском саду. А королева Грамматика и Королева Математика прощаются с вами и превращаются в ваших воспитателей. А для вас – сладкий сюрприз.
Звучит песня « Дорогою добра» (композитор Минков Марк, автор текста Энтин Юрий)
Галина Щипунова
Конспект комплексного занятия (математика,обучение грамоте)В подготовительной группе"Письмо от Буратино"
Программное содержание:
Закрепить знания дней недели, упражнять в решении задач
Продолжать упражнять детей делать звукобуквенный анализ слов, составлении схем слова
Добиваться полного разгадывания задуманного слова
Учить дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы (какой, какая, какое, кто, что, и т. д.)
Упражнять в подборе нужного слова к смысловому ряду (по опорным признакам, добавление нужного слова)
Развивать внимательность, память и интерес к занятию. Вызвать желание помочь другу.
Ход занятия:
Ребята, совсем скоро вы пойдёте в школу, А для того, чтобы хорошо учиться в школе надо очень много знать, уметь. Вот мы сегодня нашим гостям и покажем то, чему мы с вами научились в д/саду на занятиях.
Внимание, что за чудеса!
Кто-то в коридоре там сильно шумит,
Кто-то в двери к нам громко стучит… (входит почтальон Печкин)
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Я весёлый почтальон!
Детям я давно знаком!
Много писем и газет
Возит мой велосипед!
Разноцветные конверты,
И открытки и пакеты
И посылки очень рад
Доставлять я в детский сад!
Вот и вам тут посылочка…а может и не вам…
Читает: «Детский сад «Алые паруса»(читает про себя)
А ваш д/с как называется? ,А группа? Всё точно, всё совпадает… распишитесь и заберите свою посылочку…
Почтальон Печкин, раз уж ты пришёл к нам д/сад посиди, отдохни. Посмотри, как наши ребята заниматься умеют.
Благодарю за приглашенье,
Но не останусь, к сожаленью,
Ещё не мало писем тут,
А их,наверно, тоже ждут!
Вы,извините,я пойду,
Мне надо быть в другом саду.
Я дал ребятам обещанье,
А к вам – в другой раз, до свиданья! (Печкин уходит)
Давайте, ребята, откроем посылку. Как вы думаете, от кого она может быть (ответы детей)
Сейчас узнаем…ой, а я,кажется догадываюсь!
Отгадайте загадку, и вы узнаете…
Это что за очень странный,
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт свой длинный,
Кто же это…БУРАТИНО!
Молодцы! (открываем посылку) … Да тут письмо! Надо его прочитать.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишу Вам я – Буратино! Милые мои ребятишки: девчонки и мальчишки! Помогите, пожалуйста, найти моего друга- Гнома. Он очень торопился в д/сад,но попал в Кащеево царство. Для того, чтобы его найти и спасти, надо отпереть 10 замков. Все эти замки – ВОЛШЕБНЫЕ. Но его обязательно надо спасти в третий день недели! Не забудьте! Желаю удачи. Буратино»
…Так вот они ключи и волшебные замки…
Ребята, а вы запомнили в какой день недели нам надо спасти Гнома? Сколько дней в неделе? Какой день недели был вчера? Будет завтра? А сегодня какой? Значит, сегодня! Тогда в путь! Не боитесь трудностей? Впереди нас с вами ждут разные задания, если мы справимся с ними –спасём гнома! Не передумали? ТАК,так….какой же замок мы будем открывать первым? Иди,Юля выбирай!
Задание «Составь слово»
Ничего себе! Тут настоящее «Поле чудес»…рассматриваем с детьми плакат, на котором волшебные цветочки, к ним дан код для расшифровки (указано какому числу какая буква соответствует) Детям необходимо решить задачу, которая написана на цветке, выписать все ответы в одну строчку, затем каждую цифру заменить соответствующей буквой, и по указанному коду прочитать слово: 1-Ч, 3-Е, 8-Б, 6-У, 2-Р 4-А, 5-Ш,7-К,9-А)
1. Сколько солнышек на небе? (1)
2. Ёжик по лесу шёл, на обед грибы нашёл
Два под берёзой, один под осиной
Сколько их будет в плетёной корзине? (3)
3 На дереве сидит 10 птиц: два воробья, остальные вороны
Сколько ворон сидит на дереве? (8)
4 Расставил Андрюшка на полке игрушки:
Рядом с мартышкой- плюшевый мишка.
Вместе с лисой- зайка косой,
Следом за ними ёж и лягушка…
Сколько игрушек расставил Андрюшка? (6)
5 Сколько хвостов у двух ослов? (2)
6 Под кустами у реки жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать,
7 Шесть весёлых медвежат за малиной в лес спешат
Но один малыш устал, от товарищей отстал,
А теперь ответ найди- сколько мишек впереди? (5)
8 Сидят рыбаки, стерегут поплавки
Рыбак Корней поймал трёх окуней,
Рыбак Евсей – четырёх карасей.
Сколько рыбы из реки наловили рыбаки? (7)
9 Сколько голов у девяти коров? (9)
1,3,8,6,2,4,5,7,9
Подставляем полученные буквы, получилось слово: ЧЕБУРАШКА
Молодцы! Следующее задание…
Чтобы хорошо учиться,надо быть очень внимательным
Задание Игровая таблица «Чего не хватает?»
(на таблице нарисованы недописанные буквы, детям необходимо найти часть и «дописать»)
Давайте внимательно с вами посмотрим на таблицу, Тут, наверно, Незнайка буквы писал…
Дети дописывают, исправляют ошибки
Вот какие молодцы, опять справились!
Задание «Будь внимательным»
(на звуки «ж», «ш»)
Я вам буду называть слова, если в слове вы услышите звук «ж» будете дружно «махать» крылышками, а если в слове услышите звук «ш» -покажите змейку, вот так…
Задание Игровая таблица «Угадай, чей коврик»
(Нарисованы разноцветные коврики, на которых размещены квадратики, обозначающие количество слогов, а внизу таблицы прикреплены различные животные (кот, лев, мишка,собака, жираф и т. д.)
(по количеству слогов в слове детям надо определить, где чей коврик)
Умнички, быстро нашли.
Задание игра «Мяч»
(дети придумывают слова, отвечающие на данный вопрос)
Мяч ловите не зевайте, на вопросы отвечайте…
Кто это? (кошка, мама, Рома, Вика)
Что это? (книга, яблоко, машинка)
Что делает? (рисует, спит, умывается)
Какой? (зелёный, большой, снежный)
Какое? (сочное, красное, вкусное)
Задание «Скажи по другому»
Ребята,я вам буду бросать мяч,а вы быстро отвечайте…
Дом для скворца-…скворечник,
Дом из кирпича-…
Дом из брёвен-…
Прогулка вечером-…
Конфета из шоколада-…и т. д.
Задание «Волшебное слово»
(дети рассматривают, прикреплённые на доске картинки: ШАПКА,КЛЮЧ,ОБЛАКО,ЛЕЙКА,АРБУЗ,
Необходимо по первым буквам этих слов составить новое слово)
Что получилось? ШКОЛА
Очень нужное слово у нас с вами получилось. Нам необходимо составить схему этого слова. Кто хочет, ребята? Иди, Женя (ребёнок у доски, а все дети на местах составляют схемы, затем проверяем)
Задание «Телеграмма»
Ребята нам пришла телеграмма.
Это не простая телеграмма, кто её сможет прочитать? (дети читают)
«Я ПОЙДУ В ШКОЛУ»
Сколько слов в телеграмме?
Какое первое слово в этой телеграмме?
Какое четвёртое? 2-е,3-е?
Стук в двери…
Кто бы это мог быть? Ребята, смотрите, Гномик! (гном благодарит ребят,интересуется заданиями,которые пришлось преодолевать детям)
Ради дружбы нашей, давайте с Гномом спляшем!
Танец «Топни,ножка,моя»
Гном раздаёт детям свои «Фотографии» на память.
Закреплять умение порядкового и количественного счета, умение считать от заданного числа;
Сравнение множеств, умение называть смежные числа, решение примеров, знания о геометрических фигурах;
Продолжать учить звуковой анализ слова, разделять слова на слоги, уметь составлять из букв слова и читать их, составлять предложения по схеме;
Воспитывать культуру общения, активность на занятиях, желание учиться.
Материал: десять снежинок, цифры, карточки для звукового анализа, буквы, геометрические фигуры, азбука, рисунки с изображением различных животных, рисунок совы, разрезанные детали букв.
Ход интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада:
Воспитатель: Мы с вами сегодня посетим лесную школу. Дети, мы попали в лес, что вы видите? (На ковре 10 снежинок). Да, это снежинки.
А почему мы не видим цветов в лесу? (Потому что сейчас зима), как мы можем сказать о зиме? Какая она? (Ответы детей: белая, холодная, пушистая, замечательная, морозная, волшебная, долгожданная, желанная.) Какой сейчас зимний месяц? (Январь) А сколько зимних месяцев вы знаете? Сколько месяцев в году всего? Давайте их назовем. Дети называют названия месяцев.
Воспитатель. Дети, давайте посчитаем снежинки (количественный, порядковый счет, счет от заданного числа, обратным счетом, и на английском языке).
Воспитатель. Снежинки волшебные, под ними что-то спрятано (дети поднимают снежинки, под ними цифры).
Воспитатель. Мы направляемся в лесную школу, а там проходят занятия по математике, Мудрая сова предлагает нам назвать числа соседи у чисел 2, 5, 7, 3, 8, 4, 6. Молодцы!
Упражнение «Правильное место»
Мудрая сова предлагает рассмотреть рисунок и найти, кто из зверей ошибся и встал не на свое место? Дети исправляют ошибки, выкладывают числовой ряд, и выставляют животных в правильном порядке. Давайте назовем зверей на английском языке!
Вопросы воспитателя:
Сколько всего зверей? (10)
Кто стоит третьим?
Кто стоит перед шестым?
Какой по счету стоит коза? (Ее нет)
Какое число получим, если к 5 добавим 1?
Какое число находится следующим за числом 7?
Какое число находится перед 4?
Упражнение «Математический поезд»
Молодцы ребята, хорошо умеете решать примеры, догадались, на чем будем дальше путешествовать? Правильно, на поезде. Становитесь, друг за другом и поехали!
Остановка, что мы видим? На полу лежат снежки! Воспитатель предлагает детям поиграть в игру
Игра «Соберем слово»
Детям предлагается собрать слово «снежинка», к каждому «шарику-снежку» присоединена цифра, например: С-1, Н-2, Е-3, Ж-4, И-5, Н-6, К-7, А-8. Дети выполняют задание.
Воспитатель. Дети, в лесной школе проходят занятия по грамоте.
Упражнение «Испорченные буквы»
Мудрая сова предлагает помочь зверям и починить буквы, потому что кто-то их повредил, и животные не могут читать свою любимую азбуку! Давайте поможем! Дети садятся за столы и из деталей букв собирают целые и называют их! Молодцы! Мы спасли буквы и теперь наши зверушки смогут читать! А мы покажем Мудрой сове, что знаем гласные и согласные звуки. Детям предлагается сделать звуковой анализ слов: «ЗИМА» и «БУКВЫ», дети разбирают слова, воспитатель проверяет.
Упражнение «Найди фигуры»
Воспитатель. Дети, Мудрая сова, говорит, что крокодил перепутал все геометрические фигуры и зверушки не могут посчитать их! Давайте поможем посчитать квадраты, треугольники, шары и т. Дети выполняют задание.
Рефлексия
Понравился ли вам урок в лесной школе? Мудрая сова за старание и помощь зверям дарит вам вот эту азбуку, чтобы вы научились читать и готовились к школе .
Задачи:
1. Закреплять знания детей о временах года; сезонных изменениях в природе, связанных с различными временами года; последовательности месяцев в году: зимних, весенних, летних, осенних.
2. Формировать умение решать математические, логические задачи и примеры
3. Закреплять умение разгадывать ребусы
4. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение.
5. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
6. Воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль;
7. Воспитывать умение работать сообща и в группах;
8. Воспитывать у детей интерес к школе и желание учиться.
Материал:
Мяч, предметные картинки, большие буквы слова «МОЛОДЦЫ», удостоверение «Юный знаток», игрушка сова, карточки с задачами, конверт с письмом, красный конверт с удостоверениями, ручка, магнитная доска.
Индивидуальная работа:
Привлекать мало активных детей, добиваясь полных ответов на заданный вопрос.
Методы и приемы:
Словесный, игровой, практический.
Ход занятия:
В: - Ребята, нам письмо! Посмотрите от кого оно? Правильно, от тётушки Совы. А давайте вскроем этот конверт и узнаем, что же в нём, наверно мы получили от неё письмо не просто так.
«Дорогие ребята!
Я давно за вами наблюдаю, и вы мне очень нравитесь. Вы такие дружные, находчивые ребята и я решила пригласить вас в свою школу, но сначала вы должны пройти испытание. Я для вас приготовила интересные, но сложные задания. (Ребята, мы справимся, как вы думаете?) А за каждое выполненное задание вы будете получать одну букву и конце игры сможете прочитать получившееся слово.
Ребята, а еще есть красный конверт, но его можно открыть только выполнив все задания, в конце игры. Желаю удачи!
Мудрая Сова.»
1. РАЗМИНКА «НА ВОДОПОЙ»:
Жарким днем лесной тропой звери шли на водопой. За мамой лосихой топал лосенок. За мамой лисицей крался лисенок. За мамой ежихой катился ежонок. За мамой медведицей шел медвежонок. За мамою белкой скакали бельчата. За мамой зайчихой косые зайчата. Волчица вела за собою волчат. Все мамы и звери напиться хотят.
Молодцы! Пока справляетесь и за это получаете первую букву!
2. ИГРА "НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ"
Цель - уточнить и обобщить знания животных, птиц, растений, ягод, деревьев, кустарников.
- Волк, лиса, медведь - это... (звери, дикие животные, хищники)
- Заяц, еж, белка, олень - это (звери дикие животные, травоядные)
- Клубника, черника, морошка, малина - это... (ягоды)
-Береза, липа, тополь, осина - это... (деревья лиственные)
- Воробей, дрозд, дятел, клест - это (птицы)
- Сом, пескарь, налим, карась - это... (рыбы)
- Сирень, акация, можжевельник, боярышник - это (кустарники)
3. «РЕШИ ЗАДАЧУ»
1. На столе 3 стакана молока. Костя выпил один стакан молока и поставил на стол. Сколько стаканов на столе?
2. Боря гостил в деревне неделю и три дня. Сколько дней гостил Боря в деревне?
3. Летели два крокодила - один красный, другой синий. Кто быстрее долетит?
4. На столе лежат два яблока и три груши. Сколько овощей лежит на столе?
Умницы и вы заработали ещё одну букву!
4. ИГРА С МЯЧОМ
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о временах года; сезонных изменениях в природе, связанных с различными временами года; последовательности месяцев в году: зимних весенних, летних, осенних; закрепить явления природы.
Вопросы:
1. Какое время года сейчас?
2. Назовите первый весенний месяц?
3. Какое время года наступит после весны?
4. Сколько вы знаете времен года?
5. Назовите летние месяца?
6. Бывает ли иней летом?
7. Весенние месяца?
8. Какое время года было перед зимой?
9. В какое время года бывает листопад?
10. В какое время года бывает капель??
11. Что длиннее месяц или неделя?
12. Назовите дни недели, начиная с понедельника?
13. Кто стоит от тебя слева?
14. Кто стоит справа от тебя?
15. Сколько слогов в слове -карандаш?
16. Что лишнее: квадрат, круг, треугольник, пятница?
За это выполненное задание вы получаете еще одну букву.
5. «СКАЖИ НАОБОРОТ»
1. - холодный – теплый, - зима – лето, - громко – тихо, - быстро – медленно,
2. - белый – черный, - день – ночь, - длинный – короткий, - широкий – узкий,
3. - светлый – темный, - острый – тупой, -веселый – грустный, - высокий – низкий, - маленький – большой, - плачет – смеётся.
Молодцы, хорошо справились и с этим испытанием, а это значит вы получаете ещё одну букву.
6. РАЗГАДАЙ РЕБУС
(Определи первый звук в названии каждой картинки, напиши под ней соответствующую букву, прочитай слово).
Умницы, порадовали тетушку Сову и получаете еще одну букву.
7. «ГРАМОТЕЙ-КА»
1. Продолжи слово (мо..,ве..,ра..,са..,ли...);
2. Рассмотри буквы, зачекни те, которые написаны неправильно;
3. Допиши буквы.
Молодцы ребята, вы справились и с этим не простым испытанием и получаете последнюю букву «Ы». А теперь давайте попробуем составить из этих букв слово, что же получилось?
Дети: -Слово – МОЛОДЦЫ!
Итог занятия
Ребята, вот мы и выполнили все задания Мудрой Совы, я не думала, что мы так легко справимся с заданиями тетушки Совы. Я уверена, что вы все заслужили право заглянуть в тот таинственный конверт. (Раскрываем конверт и показываю всем «Удостоверения юного знатока»). Я от имени нашей Мудрой Совы всем вручаю удостоверения. Спасибо большое.
Цель: формирование познавательной активности, творчества детей, развитие их личности через различные виды деятельности.
Обучающие задачи:
- Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение, формировать умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ, решение;
- Упражнять в счете: четном и нечетном;
- Закрепить знание о последовательности дней недели;
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- Развивать пространственные представления, умение ориентироваться на плоскости;
- Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма);
- Закрепить знания о последовательности чисел;
- Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Развивающие задачи:
- Создавать условия, для логического мышления, сообразительности, внимания;
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение, фантазию;
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение понимать учебную задачу, интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа:
- Отгадывание загадок, решение арифметических задач, логических задач, наблюдение за календарём, индивидуальная работа, занятия по РЭМП.
Словарная работа:
- Мель, лужайка.
Методические приёмы:
- Успокаивающее упражнение перед занятием;
- Игровой (использование сюрпризных моментов);
- Превращение;
- Наглядный (использование иллюстраций);
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- Поощрения, анализ занятия;
- Релаксация.
Оборудование: Цифры, знаки, геометрические фигуры, доска, фланелеграф, письмо, клубочек, бутылка с запиской, мяч, облако, диск с волшебной музыкой, подносы с манкой, воздушные шары, столы, конфеты, цветы, игрушки: гном, собака, замок.
Раздаточный материал: тетради, карандаши, листы в клетку.
Демонстрационный материал: морковь, зайцы, цветы, математическая игра, цифры от 0 до 10.
Индивидуальная работа:
- Воспитывать выдержку (Арсений, Влад Б.);
- Активизировать ответы (Катя, Милана, Фарид);
- Проконтролироват ь при решении задач (Алёша, Катя).
Структура занятия
- Мотивация – игровая ситуация – «Путешествие в царство знаний»;
- Разминка;
- Игра «Наших цифр не хватает»;
- Решение задач;
- Закрепление геометрических фигур (внимание, зрительная память, закрепление знаний свойства геометрических фигур), нетрадиционное рисование (пальцем на манной крупе);
- Ориентировка в пространстве (фланелеграф);
- Физминутка;
- Последовательнос ть дней недели (закрепление);
- Ориентация на листе бумаги (графический диктант);
- Грамота (составление предложений по схеме, разбор слов на слоги);
- Релаксация;
- Итог занятия.
Воспитатель: Добрый день!
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Мы готовы поиграть!
Можно встречу начинать!
— Ой, кто – то бросил нам письмо?! Может это лучик солнца, что ласкает нам лицо? Может это воробьишка, пролетая обронил?
Дети: Да, это птица! Такая красивая сказочная!
Воспитатель: Хотите, прочту?
У меня в стране беда
Ваша помощь мне нужна
Приглашаю всех детей
В путь отправиться скорей
Ждут вас испытания
Трудные задания
В наше математическое царство знаний поспешите
И порядок наведите.
Королева знаний.
Воспитатель: Ну что, готовы отправиться в путь? Сможете преодолеть все препятствия, которые могут встретиться в дороге? Перед тем, как отправиться в дорогу, проведем разминку.
Воспитатель: Если стол выше стула, то стул…?
Дети: То стул ниже стола.
Воспитатель: Если дорога шире тропинки, то тропинка…?
Дети: То тропинка уже дороги.
Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
Дети: То карандаш короче линейки.
Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?
Дети: То нитка тоньше верёвки.
Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…?
Дети: То брат моложе сестры.
Воспитатель: Молодцы, тогда в путь! В дорогу отправимся с помощью волшебного клубочка, куда он катится, туда мы за ним и пойдём. Ой, дети, он выпрыгивает у меня из рук.
Волшебная музыка. Красивое облако.
«Царство цифр»
(Бросаю клубок, он катится к облаку. Дети рассматривают облако, на котором в разнобой написаны цифры от 0 до 9, различные знаки, две цифры пропущены. Затем облако перевернуть, а дети по памяти восстанавливают числовой ряд и высказывают свои предположения какие цифры отсутствуют. После этого облако опять переворачивают, и дети проверяют правильность своих ответов.)
Воспитатель: Молодцы! Одно препятствие преодолели, а клубочек катится дальше, вперёд за ним. И привёл клубочек нас в «Царство геометрических фигур». В любой волшебной стране есть свои сокровища. У жителей математической страны они называются геометрические фигуры. Вот они перед вами, давайте их рассмотрим. Скажите:
- Сколько фигур, которые не имеют углов? Назовите их.
- Сколько четырёхугольных фигур? Назовите их. Покажи…и ты…
- Сколько треугольных фигур?
- Как называется единственная фигура?
- Сколько фигур не жёлтого цвета?
Пальчиковая гимнастика.
Начинаем колдовать
Двери в сказку открывать
Хоть замочек очень крепкий
Металлический и цепкий
Мы его сперва покрутим,
А затем три раза дунем
Покачаем раз, два, три
Дверь замочек отомкни.
Воспитатель : Ребята, ворота не открываются, давайте ещё раз подуем на замочек. От нашего дуновения закачались лишь эти воздушные, лёгкие, прозрачные, разноцветные шары, покачиваясь, они хотят нам, что — то сказать (беру шары). Шары необыкновенные, они с подсказками (на шарах нарисованы предметы из геометрических фигур).
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять
Всё мы любим рисовать
Про всё, про всё,
Хотим мы знать
И художниками стать.
(Дети рисуют пальцами на манной крупе фигуры)
Воспитатель: Покатился клубок дальше, и показалось впереди «Царство задач».
(К доске прикреплён ватман с картинкой: пять зайцев играют в мяч, к ним идут ещё три зайца.) Воспитатель составляет задачу: Сколько зайцев играют в мяч? Сколько ещё идут к ним?
Вопросы к детям:
- Выделите условия задачи;
- Повторите вопрос к задаче;
- Как будем решать задачу?
- Какой ответ у задачи?
- На какое действие задача? (сложение).
Воспитатель: Итак: задача состоит, скажи Настя, из каких частей? А как думаешь ты? Можно ли решить задачу без вопроса? Когда мы ставим значок + (показать) в ответе ставится > или < , а когда — (показать)? Молодцы! Откройте тетради на той странице, где заложена закладка, посмотрите внимательно на картинку, подумайте, составьте все задачу по ней, и запишите в тетрадь.
Воспитатель: Вы умеете составлять и решать задачу. Смотрите клубочек опять выпрыгивает у меня из рук, он хочет с Вами поиграть.
Физминутка
Игра на внимание «Ай, да счёт игра и только»
Сколько раз в ладоши хлопнем (8)
Сколько раз ногами топнем (10)
Мы подпрыгнем столько раз (3)
Мы наклонимся сейчас (7)
Мы присядем ровно столько (4)
Ай, да счёт игра и только.
Воспитатель: Катится, катится клубочек. Ой, дети, осторожно, впереди река, как же нам перебраться на другой берег? Давайте пойдём по чётным цифрам (цифры разбросаны в разнобой, наступают аккуратно). Как здорово, что все мы перебрались. Это очень сложное было препятствие, но мы с ним справились. Ура! (на берегу лежит бутылка с запиской).
Читаем: «Наш корабль сел на мель,
И матросы всю неделю
Карамель на мели ели».
Воспитатель: Чтобы помочь, нам надо чётко ответить на вопросы. Давайте с помощью мяча ответим на все вопросы.
Игра «Назови дни недели»:
- Сколько дней матросы сидели на мели?
- Почему вы так думаете?
- Какой день недели сегодня?
- Какой был вчера?
- Какой будет завтра?
- Какой день недели между понедельником и средой?
- Какой день недели перед вторником?
Воспитатель: Я буду называть день недели, а вы отвечать, какой он по счёту.
Воспитатель: Клубок снова выпрыгнул у меня из рук и покатился. Молодцы мы быстро продвигаемся вперёд, смотрите, впереди виднеется замок это «Царство времени» (клубочек останавливается на поляне, на которой, цветы и цветник – семицветик). Жители страны Математики не только любят всё математическое, они очень любят природу. Как красиво на этой лужайке! Какое разнообразие цветов! Вдохните их аромат, осторожно, не наступите на них. А один – самый красивый с разными красивыми лепестками (беру один лепесток – на нём написано «замок охраняет невидимый стражник») вам надо узнать, кто это и назвать его. Для этого вам нужно сесть за столы, взять карандаши, лист в клетку и внимательно слушать воспитателя. Если справитесь с заданием, то цветы оживут (рисование по клеткам под диктовку).
2 – вверх; 2 – вправо; 1 – вверх; 2 – вправо; 1 – вверх; 1 – вправо; 4 – вниз; 6 – вправо; 2 – вверх; 1 – вправо; 8 – вниз; 1 – влево; 3 – вверх; 1 – влево; 3 – вниз; 1 – влево; 3 – вверх; 4 – влево; 3 – вниз; 1 – влево; 3 – вверх; 1 – влево; 3 – вниз; 1 – влево; 6 – вверх; 2 – влево.
Воспитатель: Кто охраняет этот замок? (Собака).
Появляется Королева знаний.
Королева знаний: Здравствуйте ребята! Со всеми сложными заданиями вы справились, потому что были настойчивы и внимательны. Как я горжусь вами! Посмотрите ребята, какие интересные подарки! Сколько слогов в слове «кукла»? (2) А как ещё можно проверить? (при помощи хлопков). Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому что, сколько в слове гласных столько и слогов). Сколько в слове мяч слогов? (1). Сколько гласных звуков? (3). Скажите ребята, а как назвать эти предметы, одним словом? (Игрушки). Правильно, игрушки. А вот и второе задание от меня, скажите, а что такое предложение? (Это два, три, четыре и более слов, которые дружат между собой).
У меня у королевы знаний
Помощников не счесть
Средь них один чудесный гномик есть
Он карточку со схемами в подарок вам принёс
Вы же проявите своё умение
Составьте со словами предложения.
Вот этот Учёный Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом игрушки. Скажите, что означает каждая полоска в предложении? (это слово). А что означает первый знак в предложении? (Это начало предложения, и оно пишется с большой буквы). Что ставим мы в конце предложения и что это означает? (., предложение окончено). Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились. Я вам дарю эти игрушки, вы будете играть в детском саду.
Давайте немного отдохнём. А сейчас присядем на эту волшебную лужайку. Возьмёмся за руки, закройте глаза, подставьте лицо солнцу. Чувствуйте, первый лучик коснулся Настю, второй лучик попал в ручеёк. Зажурчал, зазвенел ручеёк и побежал к Владу, Фариду. Вам хорошо, вы нежитесь на солнце, вы стали добрее, мудрее. А сейчас глазки открыли, руки расцепили, посмотрите, что произошло эти волшебные цветы, превратились в конфеты, возьмите их. Это подарок жителей математической страны. До свидания, мне пора.
Воспитатель: Все мы весело играли
Много нового узнали,
Посмотрите на часы
В группу нам пора идти.
Чтобы вернутся, надо назвать нечётные цифры 19-17-15-13-11-9 -7-5-3-1 (показываю).
Вот и закончилось наше путешествие. Мне очень понравилось, было интересно. Что тебе больше всего запомнилось? Что тебе понравилось? Что мы делали в стране математики? Как перебирались через реку.
Чаепитие.
Авторы:
Курышева Антонина Анатольевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №70» г. Энгельс Саратовская обл., Россия;
Канцедал Алла Борисовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №70» г. Энгельс Саратовская обл., Россия.