Конспект по теме механические волны. Конспект урока физики на тему "Длина волны
Механическими (или упругими) волнами называют механические возмущения (деформации), распространяющиеся в упругой среде. Тела, которые, воздействуя на упругую среду, вызывают эти возмущения, называют источниками упругих волн.
Среду называют упругой, а деформации, вызываемые внешними воздействиями, называют упругими деформациями, если они полностью исчезают после прекращения этих воздействий. При достаточно малых деформациях все твёрдые тела практически можно считать упругими.
Газу присуща объёмная упругость, т.е. способность сопротивляться изменению его объёма.
По закону Гука для объёмной деформации
, где
– изменение давления газа при малом изменении его объёма;
– модуль объёмной упругости газа.
Для идеального газа значение зависит от вида термодинамического процесса. При очень медленном изменении объёма газа процесс можно считать изотермическим, а при очень быстром – адиабатным.
В первом случае pV = const и после дифференцирования получаем.
Во втором случае pV γ = const и
Жидкости и газы обладают только объёмной упругостью.
Твёрдые тела помимо объёмной упругости обладают упругостью формы, которая проявляется в их сопротивлению деформации сдвига.
В отличие от других видов механического движения среды (например, её течения) распространение упругих волн в среде не связано с переносом вещества.
Упругую волну называют продольной, если частицы среды колеблются в направлении распространения волны. Продольные волны связаны с объёмной деформацией среды и поэтому могут распространяться в любой среде – твёрдой, жидкой и газообразной. Примером таких волн являются звуковые (акустические) волны.
Слышимый звук – 16 Гц < ν < 20 кГц
Инфразвук – ν <16 Гц
Ультразвук – ν > 20 кГц
Гиперзвук – ν >1 ГГц.
Упругую волну называют поперечной, если частицы среды колеблются, оставаясь в плоскостях, перпендикулярных направлению распространения волны. Поперечные волны связаны с деформацией сдвига упругой среды и, следовательно, могут распространяться только в твёрдых телах. Например, волны, распространяющиеся вдоль струн музыкальных инструментов.
Поверхностные волны – волны, распространяющиеся вдоль свободной поверхности жидкости (или поверхности раздела двух несмешивающихся жидкостей).
Уравнением упругой волны называют зависимость от координат и времени скалярных или векторных величин, характеризующих колебания среды при прохождении в ней рассматриваемой волны.
Для волн в твёрдом теле такой величиной может служить вектор смещения частицы среды из положения равновесия или три его проекции на оси координат. В газе или жидкости обычно пользуются избыточным давлением колеблющейся среды.
Линию, касательная к которой в каждой её точке совпадает с направлением распространения волны, т.е. с направлением переноса энергии волной, называют лучом. В однородной среде лучи имеют вид прямых линий.
Упругую волну называют гармонической, если соответствующие ей колебания частиц являются гармоническими. Частоту этих колебаний называют частотой волны.
Волновой поверхностью или фронтом волны называют геометрическое место точек, в которых фаза колебаний имеет одно и то же значение. В однородной изотропной среде волновые поверхности ортогональны лучам.
Волну называют плоской, если её волновые поверхности представляют совокупность плоскостей, параллельных друг другу.
В плоской волне, распространяющейся вдоль оси ОХ, все величины ξ , характеризующие колебательное движение среды, зависят только от времени t и координаты х точки М среды. Если нет поглощения волн в среде, то колебания в т.М отличаются от колебаний в начале координат О, происходящих по закону, только тем, что они сдвинуты по времени на х/υ , где υ – фазовая скорость волны.
Фазовой скоростью волны называют скорость перемещения в пространстве точек поверхности, соответствующей любому фиксированному значению фазы.
Для поперечных волн
а) вдоль натянутой струны, где
F – сила натяжения струны;
ρ – плотность материала струны;
S – площадь поперечного сечения струны.
Б) в изотропном твёрдом теле, где
G – модуль сдвига среды;
ρ – плотность среды.
Для продольных волн
а) в тонком стержне, где
Е – модуль Юнга материала стержня;
ρ – плотность материала стержня.
Б) в жидкости и газе, где
χ – модуль объёмной упругости среды;
ρ – плотность невозмущённой среды.
В) в идеальном газе, где
γ – показатель адиабаты газа;
М – молярная масса газа;
Т – температура газа.
Для плоской гармонической волны, распространяющейся в не- поглощающей среде вдоль положительного направления оси ОХ, уравнение упругой волны имеет вид
или
Расстояние λ = υ.Т, на которое распространяется гармоническая волна за время, равное периоду колебаний, называют длиной волны (расстояние между двумя ближайшими точками среда, в которых разность фаз колебаний равна 2π .
Ещё одной характеристикой гармонической волны является волновое число k, которое показывает, сколько длин волн укладывается на отрезке длиной 2π:
, тогда
.
Волновым вектором называют вектор, по модулю равный волновому числу k и направленный вдоль луча в рассматриваемой точке М среды.
Для плоской волны, распространяющейся вдоль ОХ, поэтому, где – радиус вектор т.М.
Таким образом
.
Уравнение волны можно также записать, используя формулу Эйлера для комплексных чисел, в экспоненциальной форме, удобной для дифференцирования
, где.
Физический смысл имеет только действительная часть комплексной величины, т.е. . Пользуясь для нахождения какой-либо характеристики волны, нужно после выполнения всех математических операций отбросить мнимую часть полученного комплексного выражения.
Волну называютсферической, если её волновые поверхности имеют вид концентрических сфер. Центр этих сфер называется центром волны.
Уравнение расходящейся сферической волны
, где
r – расстояние от центра волны до т.М.
Для гармонической сферической волны
и,
Где A(r) – амплитуда волны; φо – начальная фаза колебаний в центре волны.
Реальные источники волн можно считать точечными (источниками сферических волн), если расстояние r от источника колебаний до рассматриваемых точек среды значительно больше размера источника.
Если r очень велико, то любые малые участки волновых поверхностей можно считать плоскими.
В однородной, изотропной, непоглощающей среде волны плоские и сферические описываются дифференциальным уравнением в частных производных, которое называют волновым уравнением.
, где
– оператор Лапласа или Лапласиан.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цель: ввести понятия длина и скорость волны, научить обучающихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны.
Задачи:
ознакомить обучающихся с происхождением термина «длина волны, скорость волны»
уметь сравнивать виды волн и, делать выводы
получить связь между скоростью распространения волны, длиной волны и частотой
познакомить с новым понятием: длина волны
научить обучающихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны
уметь анализировать график, сравнивать, делать выводы
Технические средства:
Персональный компьютер
-мультимедиа проектор
-
План занятия:
1. Организация начала урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
3. Усвоение новых знаний.
4. Закрепление новых знаний.
5. Подведение итогов урока.
1. Организация начала урока. Приветствие.
- Добрый день! Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня в течение всего урока будет присутствовать доброжелательная атмосфера. А для снятия состояния тревоги и напряженности
Слайд №2(картина1)
сменим наше настроение
- Слайд №2(картина 2)
С каким понятием мы познакомились на последнем уроке! (Волна)
Вопрос: что такое волна? (Колебания, которые распространяются в пространстве с течением времени, называются волной)
Вопрос : какие величины характеризуют колебательное движение? (Амплитуда, период и частота)
Вопрос: а будут ли эти величины являться характеристиками волны? (Да)
Вопрос: почему? (волна - колебания)
Вопрос: что же мы будем изучать сегодня на уроке? (изучать характеристики волны)
Абсолютно все в этом мире происходит с какой-либо . Тела не перемещаются моментально, для этого требуется время. Не являются исключением и волны, в какой бы среде они не распространялись. Если вы бросите камень в воду озера, то возникшие волны дойдут до берега не сразу. Для продвижения волн на некоторое расстояние необходимо время, следовательно, можно говорить о скорости распространения волн.
Существует еще одна важная характеристика это длина волны.
Сегодня мы познакомимся с новым понятием: длина волны. И получим связь между скоростью распространения волны, длиной волны и частотой.
2. Актуализация знаний учащихся.
На этом уроке мы продолжаем изучать механические волны
Если в воду бросить камень, то от места возмущения побегут круги. Будут чередоваться гребни и впадины. Эти круги дойдут до берега.
- Слайд №3
Пришёл большой мальчик и бросил большой камень. Пришел маленький мальчик и бросил маленький камень.
Вопрос: будут ли отличаться волны? (Да)
Вопрос: чем? (Высотой)
Вопрос: а как назвать высоту гребня? (Амплитудой колебания)
Вопрос: а как называется время, которое проходит волна от одного колебания до другого? (Периодом колебания)
Вопрос: что является источником волнового движения? (Источником волнового движения являются колебания частиц тела, связанных между собой силами упругости)
Вопрос: частицы колеблются. А происходит ли перенос вещества? (НЕТ)
Вопрос: А что передаётся? (ЭНЕРГИЯ)
Волны, наблюдаемые в природе, нередко переносят огромную энергию
Задание: Поднимите правую руку и покажите, как в танце изображается волна- Слайд №4
Вопрос: куда распространяется волна? (Вправо)
Вопрос: а как перемещаются локоть? (Вверх и вниз, то есть поперёк волны) Вопрос: как называются такие волны? (Такие волны называются поперечными)
- Слайд №5
Вопрос - Определение: волны, в которых частицы среды колеблются перпендикулярно направлению распространения волны, называются поперечными .
- Слайд №6
Вопрос: какая волна была показана? (Продольная)
Вопрос - Определение: волны, в которых колебания частиц среды происходят в направлении распространения волны, называются продольными .
- Слайд №7
Вопрос: чем она отличается от поперечной волны? (Нет гребней и впадин, а есть сгущения и разрежения)
Вопрос: Есть тела в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Какие волны в каких телах могут распространяться?
Ответ 1:В твёрдых телах возможны продольные и поперечные волны, так как в твёрдых телах возможны упругие деформации сдвига, растяжения и сжатия
Ответ 2:В жидкостях и газах возможны только продольные волны, так как упругих деформаций сдвига в жидкостях и газах нет
3. Усвоение новых знаний. Задание : нарисуйте волну в тетрадь- Слайд №8
- Слайд №9
Запись в тетрадь: Кратчайшее расстояние между двумя точками, которые колеблются в одинаковой фазе, называют длиной волны (λ).
- Слайд №10
Вопрос: какая величина одинакова для этих точек, если это волновое движение? (Период)
Запись в тетрадь : длиной волны называется расстояние, на которое распространяется волна за время, равное периоду колебания в ее источнике. Она равна расстоянию между соседними гребнями или впадинами в поперечной волне и между соседними сгущениями или разряжениями в продольной волне.
- Слайд №11
Вопрос: по какой формуле будем считать λ?
Подсказка: Что такое λ? Это расстояние…
Вопрос: А по какой формуле считают расстояние? Скорость х время
Вопрос: А какое время?(Периода)
получаем формулу скорости распространения волны.- Слайд №12
Формулу списать.
Самостоятельно получить формулы для нахождения скорости волны.
Вопрос: А от чего зависит скорость распространения волны?
Подсказка: Два одинаковых камня уронили с одинаковой высоты. Один в воду, а другой в растительное масло. С одинаковой скорость будут распространяться волны?
Запись в тетрадь: Скорость распространения волн зависит от упругих свойств вещества и его плотности
4. Закрепление новых знаний.
научить учащихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны.
Решение задач:
1 . На рисунке приведён график колебаний волны, распространяющейся со скоростью 2 м/с. Каковы амплитуда, период, частота и длина волны.- Слайд №13
- Слайд №14
2 . Лодка качается на волнах, распространяющихся со скоростью 2,5 м/с. Расстояние между двумя ближайшими гребнями волн 8 м. Определите период колебания лодки.
3 . Волна распространяется со скоростью 300 м/с, частота колебаний 260 Гц. Определите расстояние между соседними точками, находящимися в одинаковых фазах.
4 . Рыболов заметил, что за 10 с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними горбами волн 1,2 м. Какова скорость распространения волн?
5. Подведение итогов урока.
Что нового мы узнали на уроке?
Чему мы научились?
Как изменилось ваше настроение?
Рефлексия
Посмотрите пожалуйста на карточки, которые лежат на столах. И определите своё настроение! По окончании урока карточку вашего настроения оставьте у меня на столе!
6. Информация о домашнем задании.§33, упр. 28
Заключительное слово учителя:
Я хочу вам пожелать меньше колебаний в вашей жизни. Шагайте по дороге знаний уверено.
Тема урока: «Механические волны и их виды. Характеристики волны»
Цели урока:
Образовательные: сформировать представление о волновом процессе, видах механических волн и механизме их распространения, определить основные характеристики волнового движения.
Развивающие: развивать умение выделять главное в тексте, анализировать информацию, систематизировать информацию путём составления конспекта.
Воспитательные: способствовать развитию самостоятельности, самоуправлению, формировать уважение к товарищам и их мнению.
Ход урока
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках мы рассмотрели тему: «Колебательное движение». Знания, полученные при изучении этой темы помогут нам на сегодняшнем уроке. Нам необходимо вспомнить следующие понятия.
Тест «Колебательное движение». Слайд №1.
Инструкция по работе с тестом: соотнесите номера вопросов и ответов и занесите в бланки, которые находятся на каждом столе.
Вопросы:
1. При каких условиях возникают колебания?
2. Что такое возвращающая сила?
3. Какое колебание является гармоническим?
4. Что называется периодом колебаний?
5. Дайте определение единице – Герц.
6. Что называется частотой колебаний?
7. Что такое амплитуда?
8. Что такое фаза?
9. Колеблющиеся материальные точки имеют одинаковые фазы. Что это означает?
10. Колеблющиеся материальные точки имеют противоположные фазы. Что это означает?
Ответы:
1. …частота, при которой за 1 с совершается одно полное колебание.
2. …наибольшее отклонение колеблющейся точки от положения равновесия.
3. …число полных колебаний в 1 с.
4. …величина, показывающая, какая часть периода прошла от момента начала колебаний до данного момента времени.
5. …когда внешние силы сообщают материальным частицам (телам) энергию и на них действует возвращающая сила.
6. …сила, направление которой всегда противоположно смещению.
7. …точки колеблются по параллельным траекториям и в любой момент времени движутся в одном направлении.
8. …точки колеблются по параллельным траекториям и в любой момент времени движутся в противоположных направлениях.
9. …колебания, которое происходит под действием возвращающей силы, прямо пропорциональной смещению колеблющейся точки.
10. …время, за которое совершается одно полное колебание.
Ключ. Слайд №4.
Вопросы | ||||||||||
Ответы |
Взаимопроверка теста.
Учитель. У каждого из вас на столе лежит лист с заготовкой – схемой будущего опорного конспекта. По ходу изучения новой темы мы с вами эту схему заполним и получим конспект, который поможет вам подготовиться к следующему уроку.
Цель урока : формировать представления о процессе распространения механических волн; ввести физические характеристики волн: длину, скорость.
Ход урока
Проверка домашнего задания методом фронтального опроса
1. Как образуются волны? Что такое волна?
2. Какие волны называются поперечными? Привести примеры.
3. Какие волны называются продольными? Привести примеры.
4. Как движение волны связано с переносом энергии?
Изучение нового материала
1. Рассмотрим, как распространяется поперечная волна вдоль резинового шнура.
2. Поделим шнур на участки, каждый из которых имеет свою массу и упругость. Когда начинается деформация силу упругости можно обнаружить в любом сечении шнура.
Сила упругости стремится к исходному положению шнура. Но так как каждый участок имеет инертность, то колебания не прекращается в положении равновесия, а продолжает движение, пока силы упругости не остановят данный участок.
На рисунке мы видим положения шаров в определенные моменты времени, которые отстоят друг от друга на четверть периода колебаний. Векторы скоростей движения участков, в соответствующие моменты времени показаны стрелками
3. Вместо резинового шнура можно взять цепочку из металлических шаров, подвешенных на нитях. В такой модели упругие свойства и инертные разделены: масса сосредоточена в шарах, а упругость в пружинах. П
4. На рисунке видны продольные волны, распространяющиеся в пространстве в виде сгущения и разряжения частиц.
5. Длина волны и ее скорость – это физические характеристики волнового процесса.
За один период волна распространяется на расстояние, которое будем обозначать – λ –это длина волны.
Расстояние между 2-мя ближайшими друг к другу точками, колеблющимися в одинаковых фазах, называется длиной волны.
6. Скорость волны равна произведению длины волны на частоту колебаний.
7. Ѵ = λ/T; так как Т= 1/ν, то Ѵ=λ·ν
8. Периодичность двоякого рода можно наблюдать при распространении волны по шнуру.
Во – первых, колебания совершает каждая частица в шнуре. Если колебания гармонические, то частота и амплитуда одинаковы во всех точках и колебания будут отличаться только фазами.
Во – вторых, форма волны повторяется, через отрезки, длина которых равна – λ.
На рисунке представлен профиль волны в данный момент времени. С течением времени вся эта картина перемещается со скоростью Ѵ слева направо. Через время Δt волна будет иметь вид, изображенный на этом же рисунке. Формула Ѵ= λ·ν – справедлива и для продольных, и для поперечных волн.
Закрепление изученного материала
Задача № 435
Дано: Ѵ= λ/T; T= λ/Ѵ T= 3/6 = 0,5 c