Конспект занятия автоматизация звука л в словах. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (подготовительная группа)
Тема: «Автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях»
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
Закрепить понятие о механизме образования звука [Л].
Учить ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику звуку.
Закрепить навык правильного произношения звука Л в слогах, словосочетаниях.
Коррекционно-развивающая:
Развивать мелкую, артикуляционную моторику.
Развивать психические процессы – память, внимание, зрительное восприятие.
Развивать умение согласовывать существительное с числительным.
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Карточки, артикуляционный профиль- схема звука Л, слова-карточки, зеркало.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки»;
«Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу, удерживать под счет 1-5, 1-10.
«Наказать непослушный язык» - положение языка как при упражнении «Лопатка», - язычок лежит на нижней губе, пошлепывая его губами произносить «ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ». Язык не должен напрягаться в это время или «убегать» в рот.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней губе снизу вверх, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
«Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий язык за верхние зубы и так же удерживать под счет от 1 до5. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
« Лошадка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает).
«Пощелкай беззвучно» - те же движения языком, как и в упражнении «Лошадка», но беззвучно.
« Пароход гудит» Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
Упражнение на развитие правильного речевого выдоха.
Открываем мы глаза, Вдох - и тянем долго: А-А-А... | |
Утром солнышко взошло Снизу вверх мы тянем: О-О-О... | |
Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы... | |
Ночью смотрим на звезду -Сверху вниз слетает: У-У-У... | |
Завывает пурга И не видно ни зги: И-И-И... |
Объявление темы занятия.
Отгадай загадку:
Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает(ЛУК)
Какой первый звук в слове ЛУК (Л)
Назови предметы, изображенные на картинках? (ЛОПАТА, ЛАМПА, ЛОЖКА)
Что общего в этих словах? (начинаются на звук Л)
Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться правильно произносить звук Л.
3. Анализ артикуляции звука Л. (артикул. профиль)
Чтобы правильно произносить звук Л, что должны делать губы, зубы, язык?
Губы - в легкой улыбке
Зубы - сближены.
Кончик языка - упирается в верхние зубы.
Средняя часть языка и боковые края опущены.
Задняя часть языка поднята.
Воздушная струя проходит по бокам языка.
Расскажи по схеме самостоятельно.
Произнеси звук Л многократно, отрывисто.
Проверь, правильно ли у тебя работают губы, зубы, язык, когда ты произносишь звук Л.
4.Автоматизация звука.
1.Запомни и повтори слоги:
АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ БЛА-БЛО-БЛУ
ОЛ-УЛ-ЫЛ-АЛ КЛА-КЛО-КЛУ
УЛ-ЫЛ-АЛ-ОЛ ПЛА-ПЛО-ПЛУ
ЫЛ-АЛ-ОЛ-УЛ ЗЛА-ЗЛО-ЗРУ
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком Л:
ПОЛКА ЯМА
ВОДА СЛАВА
КУПОЛ КОЛОДЕЦ
ЛАМПА АРБУЗ
МОЛОКО ПАЛАТКА
2).Прочитай слова, вставляя пропущенную букву Л:
ОТО ЯБ...ОКО БУ…ЫЖНИК
АК КРЫ...О Б…УЗКА
УПА ПО...КА ГА…КА
АМА СТО...БИК МЕТ…А
АДЬЯ КУ...АК К..АСС
ОКОТЬ КАБ...УК П…ОТ
3) Игра «1-2-5-7-9-10»
Посчитай СТОЛБИКИ.
БЛУЗКА, ЛОКОТЬ.
4) - Скажи, пожалуйста, что находится между яблоком и луком?
Что находится над яблоком?
Что находится под луком?
Что находится над бокалом?
5)Игра «Скажи наоборот». Не забывай отвечать полным предложением, и правильно произносить звук [л].
У березы ствол тонкий, а у дуба…..
Заяц трусливый, а лев …….
Суп горячий, а мороженое…
Собака сытая, а волк…….
Воздушный шар легкий, а гиря…….
Великан сильный, Дюймовочка……
Настенька добрая, а Марфуша……
Уголь чёрный, а мел …
6).Соедини слова-предметы с подходящими по смыслу словами-признаками. Прочитай получившиеся словосочетания
ЛАСКОВОЕ ЯБЛОКО
КРУГЛОЕ СТУЛ
СЛОМАННЫЙ ПАЛОЧКА
ВОЛШЕБНАЯ СОЛНЦЕ
7). Игра «Исправь взрослого»
Из воды потёк шланг.
Михаил ел в шашлыке столовую.
Клава обошла в магазин за маслом.
Луша пошла в школу.
5. Итог.
Правильное произношение какого звука мы закрепляли на занятии?
Что должны делать органы артикуляции, чтобы правильно произносить звук Л.
(самостоятельный анализ)
Оценка.
Молодец, сегодня ты правильно произносил звук Л, следил за органами артикуляции и справился со всеми упражнениями.
Домашнее задание. Выучить скороговорку: Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку.
Приложение
Задание№1. Прочитай слова, вставляя пропущенную букву Л:
ОТО ЯБ...ОКО БУ…ЫЖНИК
АК КРЫ...О Б…УЗКА
УПА ПО...КА ГА…КА
АМА СТО...БИК МЕТ…А
АДЬЯ КУ...АК К..АСС
ОКОТЬ КАБ...УК П…ОТ
Задание№2. ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ
- Что находится между яблоком и луком?
Что находится над яблоком?
Что находится под луком?
Что находится над бокалом?
Что находится под юлой и над вилкой?
Что находится на нижней полке?
ЛАСКОВОЕ | ЯБЛОКО |
СЛАДКОЕ | СТУЛ |
СЛОМАННЫЙ | ПАЛОЧКА |
ВОЛШЕБНАЯ | КЛОУН |
ВЕСЁЛЫЙ |
Конспект НОД по автоматизации звука [л] Представляю Вашему вниманию конспект непосредственно – образовательной деятельности по автоматизации звука Л. Данная разработка будет интересна для воспитателей и учителей – логопедов, занимающихся с детьми старшего дошкольного возраста.автоматизация звука [л] Коррекционно-образовательные: закрепление правильной артикуляции и характеристики звука [л], автоматизация звука [л] в изолированном виде, в словах, слогах, предложениях и чистоговорках, упражняться в правильном употреблении предложно – падежных конструкций, учить называть существительные во множественном числе. Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику и мимическую мускулатуру, развивать фонематический слух, развивать память и логическое мышление, развивать мелкую и общую моторику. Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, терпение. Оборудование: разрезная картинка «Лунтик», картинка Лунтик, картинка «Кораблик», пружинка су-джок, набор картинок «Продукты питания», мяч, картинки-раскраски. Ход НОД: 1.Оргмомент. Логопед приветствует детей и предлагает отгадать, кто придет к ним сегодня на занятие, и с кем они отправятся в морское путешествие. Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся с вами в морское путешествие. Но поплывем мы не одни. Хотите узнать, с кем мы отправимся в путешествие? Для этого вам надо собрать из нескольких картинок одну целую картину. 2. Развитие целости восприятия. Игра «Собери картинку». Логопед: Знают дети всей Земли Кто упал на них с Луны Это маленький зверек, Кто же догадаться смог? Дети собирают картинку с изображением Лунтика. Логопед: Правильно, это Лунтик. Он к нам прибыл с Луны. Дорога его была долгая и трудная, и он очень устал. Пусть Лунтик немного отдохнеть, а мы ему покажем, чему уже научились. 3. Психогимнастика. Логопед: Давайте покажем, как мы обрадовались появлению Лунтика: скажем радостно: «А –А – А!» А теперь дружно улыбнемся Лунтику и скажем: «И –И –И!» А теперь удивимся его появлению на нашей планете: «О –О – О!» А теперь покажем, как мы расстроимся, когда он улетит обратно: «У- У –У» 4. Артикуляционная гимнастика. Логопед: Лунтик отдохнул и готов отправиться с нами в морское путешествие. Но перед путешествием нужно подкрепиться. Давайте напечем блинчиков и съедим их с вкусным вареньем (дети выполняют упражнение «Блинчик» и «Вкусное варенье»), а теперь проверим, как мы сможем перенести морскую качку (упражнение «Качели») А вот и наш корабль. Выставляется картинка кораблика. Посмотрите, какой большой парус у нашего кораблика (упражнение «Парус») 5. Закрепление изолированного произношения звука [л]. Логопед: Мы хорошо подготовились и готовы отправиться в путь. Игра «Корабль». Логопед: Мы поднимаемся на борт нашего корабля и отправляемся в морское путешествие с песенкой кораблика «Л – Л – Л» Дети произносят звук Л Логопед: Расскажите Лунтику, как правильно произнести звук Л? Логопед вместе с детьми повторяет правильную артикуляцию звука Л: губы улыбаются, зубы разомкнуты, язык широкий, кончик языка за верхними зубами, дуем в щеки. Логопед: Скажите, звук [л] гласный или согласный? Дети: Согласный. 6. Автоматизация [Л] в слогах. Логопед: Пока мы повторяли звук Л, наш корабль причалил к острову. Посмотрите, сколько на этом острове красивых ракушек. Давайте соберем для Лунтика ракушки. А пока собираем, повторяйте за мной слоги: ала– улу – илы – оло. (Дети собирают ракушки и повторяют за логопедом слоги.) 7 Автоматизация [л] в словах. Логопед: Как много ракушек мы собрали. А теперь можно поиграть. Лунтик очень любит играть в мяч. Давайте покажем ему игру «Один – много» Игра «Один -много» (логопед бросает детям мяч и называет слова в единственном числе, а дети образуют от них множественное число) Пчела – пчелы Скала – скалы Акула –акулы Пила – пилы Школа –школы Шпала - шпалы 8. Развитие фонематического слуха. Игра «Накорми Лунтика» Логопед: Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием. А теперь наступило время немного отдохнуть. Лунтик очень проголодался. Накормим его? Дети: Да. Логопед : Выбирем для Лунтика те продукты, в названии которых есть звук [л] Детям предлагается выбрать картинки, в названии которых есть звук Л (яблоко, колбаса, молоко, клубника, булка) 9. Физкультминутка. Логопед: После сытного обеда Лунтик предлагает нам поиграть вместе с ним. Игра «Пила» Дети парами, взявшись руками крест -накрест, пилят «бревна» (нижнюю пару рук) и декламируют: Заработала пила Зажужжала, как пчела, Пропилила кусок, Наскочила на сучок, Треснула и стала – Начинай сначала! 10. Автоматизация [л] в предложениях. Игра: «Куда спрятал Лунтик?» Составление предложений с предлогами. Логопед: Лунтик любит прятать разные предметы. Посмотрите на картинки и ответьте на вопросы: Куда Лунтик спрятал морковь? (яблоко, тыкву) Ответы детей (Лунтик спрятал морковь на стул. Лунтик спрятал яблоко в коробку. Лунтик спрятал тыкву под лавку.) Логопед: Молодцы! Вы справились с заданием, а теперь давайте вернемся на наш корабль. Нам пора возвращаться обратно. А на обратном пути расскажем стишок про Лунтика. 11.Автоматизация [л] в чистоговорках. Дети за логопедом повторяют чистоговорку и массируют пальцы рук пружинкой Су – Джок. Ла –ла – ла, стоит Лунтик у стола. Лу –лу –лу, подойдем и мы к столу. Лы –лы –лы, Лунтик вымыл все столы. Ла – ла – ла, Лунтику мед несет пчела Ла –ла – ла, Лунтик, как идут дела? 12. Итог занятия. Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие задания были сложными для вас? Какие понравились игры? 13. Оценка работы детей. Логопед: Вы прекрасно играли, и Лунтик вам очень благодарен и дарит на память о нашем путешествии картинку – раскраску. Конспект логопедического (индивидуального) занятия Продолжительность занятия: 20 минут Тема: «Автоматизация [Л]» Тип занятия: по закреплению знаний, умений и навыков Цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: Закрепление правильного произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях. Формирование навыка согласования числительного с существительным; Коррекционные: Развитие целостного восприятия, памяти, мелкой моторики, внимания, фонематического слуха; Обогащение и расширение словарного запаса; Закрепление навыка звукового анализа и синтеза; Воспитательные: Воспитание самостоятельности, интереса к занятию. Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка. Ход занятия: 1. Организационный момент. Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это? Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит, Мед свой в соты отдала; Как зову её?... (пчела). Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [Л] и поиграть с тобой в разные игры. 2. Артикуляционная гимнастика. Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же. « Лопаточка» Язык лопаткой положи И немного подержи. Язык нужно расслаблять, И под счет его держать. «Иголочка» Язык иголочкой тяну. Не подходи! Я уколю! « Часики» Влево – вправо, влево – вправо, Мой язык скользит лукаво: Словно маятник часов, Покачаться он готов. «Качели» На качелях я качаюсь. Вверх лечу и вниз спускаюсь. « Пароход гудит» Пароходик небольшой, Зато смелый он какой! Ему волны не страшны, Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы». « Улыбка» Наша Таня – озорница, Тянет губки к ушкам. Посмотрите на меня - Я, теперь - лягушка! « Вкусное варенье» Блин мы ели с наслажденьем- Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. 3. Автоматизация звука [Л] в слогах. Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней. ла-ла-ла ала-ала-ала лу-лу-лу улу-улу-улу лы-лы-лы ылы-ылы-ылы ло-ло-ло оло-оло-оло 4. Автоматизация звука [Л] в словах. Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л]. Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела). Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу). Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы). 5. Пальчиковая гимнастика. ПЧЕЛКИ Домик маленький на елке, Дом для пчел, а где же пчелки? Надо в домик постучать, Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по елке, Где же, где же эти пчелки? Стали вдруг вылетать: Раз, два, три, четыре, пять! Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей». Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.) 6. Формирование навыка звукового анализа. Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л]. (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы). 7. Физминутка. Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем. Вот и пчелкина зарядка. Выполняй-ка по порядку. Быстро встань и улыбнись. Выше, выше потянись. Ну-ка плечи распрями, Подними и опусти. Влево, вправо повернись, Рук коленями коснись. 8. Игра «Где спрятался звук». Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова. (Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка). 9. Игра «Посчитай». Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше. (соловей, иволга, дятел, щегол, соловей). 10. Автоматизация звука [Л] в предложениях. Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки. Салат ел Милу. Салазки везут Славу. Пол упал на стул. Футбол уехал на папу. Лопатка взяла Лолу. Ладони вымыли Клаву. Кукла купила Лушу. Лук полол Милу. Белый платок надел Аллу. 11. Развитие мелкой моторики. Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку). Молодец! Стелла очень довольна. 12. Итог занятия. Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего? Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Поронайск . Тема Дата проведения: 27.01.12. Учитель-логопед: Писарева Т.С. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема : Автоматизация звука (Л) в слогах, словах,предложениях, тексте. Цель Задачи: Коррекционно-образовательная : Коррекционно-развивающая : Обогащение словарного запаса по теме «Транспорт»; Коррекционно-воспитательная : Тип занятия : закрепление Оборудование: Демонстрационное :компьютер; слайды. Раздаточное Словарная работа: ) Форма организации : индивидуальная. Методы и приёмы : устный ответ, Педагогические технологии: игровые технологии; компьютерные технологии. Ход: 1.Организующий момент.(Мобилизирующая часть занятия) Здравствуй, Сергей! Я предлагаю тебе определить какое у тебя сегодня настроение.(плохое, хорошее, отличное) «Смайлики». 2. Введение в тему . Тему занятия подскажут тебе эти картинки.(Лайнер, пилот) Это Лайнер - воздушный вид транспорта,…..Слайд №3 Какой первый звук в слове (Лайнер) Пилот-это профессия, человек который управляет лайнером в небе. 3. Сообщение темы . Сегодня мы продолжим работу со звуком (Л). Сегодня мы с тобой отправимся в небольшое путешествие на лайнере. Ты – пилот. 4.Подготовка у путешествию . а) Моторика для рук «Кулак-ребро-ладонь». б) Артикуляционная гимнастика.(чтобы язычок был сильным и чётко произносил наш звук, выполним гимнастику для языка).(упражнения выполняем под счёт до пяти: количество выполнения упражнений-5) Упражнения «Улыбка», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Качелька», «Чашечка». «Грибок».Произнесение звука (Л-Л-Л- многократно и отрывисто; попеременно шепотом, тихо, громко). «Пароход гудит»-Ы-Ы-Ы(громко, тихо, шепотом) в) Характеристика звука (Л)- губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка поднят к верхним зубам. Это согласный звук, твёрдый. б) Дыхательные упражнения(надувание щёк одновременно и поочерёдно). 5. Автоматизация звука (Л) в слогах и словах. Летим над горами.Слайд №4 (произношение слоговых рядов: ла-ло-лу-лы; ал-ол-ул-ыл) Каждый пилот должен хорошо слышать и узнавать звук лайнера. Игра: «Регулировщик ».Если услышишь звук (Л), то подними сигнальчик. Л- зелёный сигнал, нет (Л)- красный сигнал. Слова(лампа, штурвал, салон, пилот, ракета) Какие слова запомнил? Какие слова непонятны? Какое слово лишнее? Пролетаем над полями. Слайд №5. Игра «Самый внимательный ». (ландыш,лук, белка, дятел,) запомни как они расположены. А теперь произнеси их в той же последовательности. Покажи цифрой место звука в слове. Продолжим наше путешествие. Игра «Рассыпушки». Слайд №6 . На небе рассыпались звуки, собери рассыпанные звуки и получится слово. (о л а б к о)- облако- произнеси слово ласково (облачко) а если их много – облака.) (подбор слов- действия; признака). Облако по небу что делает? (плывёт) ; облако по цвету какое (белое) 6. Автоматизация звука (Л) в предложении , небольшом тексте . Задание состав предложение из слов: (работа по карточке- облако, плывёт, белое, небу, по).- количество слов в предложении. Повтори предложение. Нам пришла телеграмма . Л: я прочту тебе телеграмму, а ты если услышишь звук (Л) «Поймай его рукой» Л: повтори за м ной. По небу голубому На белом – белом облачке Плывёт наш лайнер к дому, Словно в мягкой лодочке. Самостоятельное проговаривание.(2 раза) 7.Дом.зад. 8. Итог. Вот и завершилось наше путешествие. Какой звук нам помогал путешествовать? Давай проверим твое настроение. «Смайлик». Самоанализ логопедического занятия. Тема занятия : Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях, тексте. При подготовке занятия учитывалось: особенности учащегося: возраст; логопедическое заключение: нарушения звукопроизношения выраженное недостаточностью всех средств языка с преобладанием смысловой стороны речи по типу «Общее недоразвитие речи Ш уровень; здоровьесберегающий фактор. На логопедическом занятии решались следующее Цель : формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. Задачи: Коррекционно-образовательная : Уточнять правильное произношение звука (Л) в слогах, словах, предложениях; Коррекционно-развивающая : Развивать фонематические процессы через упражнения в определении места звука в словах, закреплять навыки звукового анализа и синтеза; Развитие грамматического строя речи; Обогащение словарного запаса по теме «Транспорт» Развивать мыслительные операции. Коррекционно-воспитательная : Воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приёмов. Тип занятия : закрепление и систематизация полученных знаний и умений. Оборудование: Демонстрационное :компьютер; слайды. Раздаточное : сигнальчики зелёного и красного цвета, карточки. Словарная работа: активизировать в речи слова (лайнер, пилот ) Форма организации : индивидуальная. Методы и приёмы : словесные, практические, демонстрационные; игровая ситуация; игровые упражнения. Формы, способы и средства результативности обучения : устный ответ, индивидуальный опрос, работа по карточке. Педагогические технологии: игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; компьютерные технологии. Характеристика ребёнка: учащийся 3 класса; возраст-10 лет обучается по программе МСКОШИ-8 вида. Логопедическое заключение: нарушения устной речи выраженное неполноценностью всех средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи по типу «Общее недоразвитие речи Ш уровень». (ст.ф.Дизартрии- нарушена была группа свистящих, шипящих- межзубное произношения; звук (Л)-отсутствовал в речи); прямой открытый прикус. Логопедические занятия посещает с 1 класса В работе прослеживалась комплексность и взаимосвязь поставленных задач с использованием разнообразных методов и современных технологий. На занятии соблюдалась структура индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Работа над звукопроизношением (в слогах. словах, предложения, тексте) Фонематическое восприятие Психические процессы На занятии для закрепления звука использовались различные анализаторы: Зрительный; Слуховой; Тактильно-мышечный; Мотивационный. Считаю, что на занятии была установлена хорошая психологическая обстановка, т.к. наблюдалась организованное начало занятия. Прослеживалась связь содержания занятия с интересами ребёнка. Коррекционная направленность занятия: подобраны специальные упражнения на развитие высших психических функций ребёнка. («Лишнее слово»; «Самый внимательный», «Рассыпушки»). Обогащение словаря существительными множественного числа, уменьшительно-ласкательным суффиксом; составление простого распространённого предложения; обогащение словаря по теме «Транспорт»; регулярное закрепление навыков чтения. Развитие связной речи по нарастающей сложности. Считаю, что реализовать поставленные задачи удалось. Цели:
Речевой материал: слоги и слова со звуком [л], прямые и обратные слоги со звуком [л], загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, и т.д. Оборудование: артикуляционный профиль звука[л]; предметные картинки, «Лунтик и его друзья», коробочка с чечевицей, слоговые ряды, пособия по автоматизации звука «л», компьютер, рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный). Ход занятия I. Организационный момент. 1. Постановка темы и цели занятия. [слайд 1] (см. презентацию) – Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук [л] в слогах и словах. К нам в гости прилетел загадочный зверек, который не умеет читать и писать. Буквы в его имени перепутались, он не знает, как правильно сложить. Он будет тихонечко сидеть, и наблюдать за твоей работой. Если справишься со всеми заданиями, тогда мы узнаем имя нашего гостя, и сможем увидеть его на экране компьютера. Поможем ему? II. Основной этап. – Сядем ровно, спину держим правильно, руки на коленях. 1. Артикуляционная гимнастика. – Для начала настроим язычок на работу. «Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Поймаем звук [л]». Игра «Футбол», «Шторм в стакане». Упражнение “Ау!” – Я вдохнула носом воздух, наполнила свои легкие воздухом, а теперь выдыхаю и кричу: “Ау-у-у-у!” долго, продолжительно. Но гость нас не слышит. Каким голосом мы будем его звать? (Громким). Давай позовем его – вдох носом, долгий выдох и громко: “А-у-у-у!”. 3. Развитие мелкой моторики пальцев рук. [слайд 2 ] – Константин, наш гость прилетел с удивительной планеты, название которого начинается со звука, который мы учимся правильно произносить. (Это планета – Луна.) – Правильно, тебе необходимо выложить из чечевицы букву, обозначающую этот звук. – Ты справился с первым заданием, открываю первую букву в имени героя (буква – Л). 3. Акустико-артикуляционная характеристика звука. [слайд 3] Рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок, воздушная струя. – Вспомни и покажи, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [л]. Что делают губы, когда мы произносим звук [л]? Где находится язычок? (Губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.) 4. Произношение звука в изолированном виде. 5. Акустическая характеристика звука. – Константин, звук [л] произносится с преградой. Он какой? (Звук [л] согласный.) – Соединим его с гласными 1 ряда. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.) Как он будет звучать? (Твёрдо.) – Почему? (Гласные 1 ряда дают твёрдость согласного звука.) – Определи, пожалуйста, какого цвета фишка обозначает этот звук? (Синего.) – Открываю следующую букву имени героя (буква У). 6. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай слово со звуком «л». – Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [л]. Лодка, рука, ковер, стол, лыжи, луна, пирамида, локоть, лук, колпак, крыша, глобус, кран, акула, мыло. – Открываю очередную букву имени героя (буква Н). 7. Динамическая пауза. 8. Автоматизация звука [л] в слогах и словах. [слайд 4] Тренировка звука на аналогах слов. Повторение слогов, выделяя ударные голосом и хлопками. ЛА́ ла лаЛА́ ла ло ЛО́ ло ло ЛО́ ЛУ́ лу лу лу лу ЛУ́ лы ЛЫ́ лы лы лы лы ЛЫ́ Игра «Найди букву» – Давай найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать. – Открываю букву имени (буква Т). Ла-ла – лапы ла-ла – лампа Ло-ло – лошадь ло-ло -ложка Лу-лу – лук лу-лу – лупа Лы-лы – лыжи лы-лы – вилы Игра «Почини гирлянду» – Скоро новый год. Буква Л решила нарядить ёлку на Новый год. А какая же ёлка без гирлянды? Но в гирлянде несколько лампочек перегорели. Давай поможем Л найти их. На перегоревших лампочках Л в конце слога. А на исправных лампочках Л… (в начале слога). Читайте все слоги. Дети выбирают исправные разноцветные лампочки и украшают ими ёлку . – Куда ещё кроме ёлки, можно повесить гирлянды. 10. Отработка понятия «правый», «левый», «под» , «над», «между». – Правой рукой возьмись за левое ухо; левой рукой покажи правый глаз; – Левой рукой возьмись за затылок, правой рукой дотронься до правого колена. Игра «Загадки звука Л». [слайд 5] – В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать вам вопросы. Постарайтесь правильно ответить на них. – Что находится справа от яблока? (Свёкла) – Что находится слева от куклы? (Юла) – Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток) – Что находится между лопаткой и молотком? (Лук) – Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко) 7. Игра «Четвертый лишний». [слайд 6] – Найдите в ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор. Лось, белка, волк, лиса ; корова, белка , коза, собака. – Открываю букву (буква И). 11. Игра «Составь слова из слогов» и придумай предложение с этими словами. [слайд 7] Слоги: МА, ЛЫШ; ЛЫ, ЖИ. – Открываю последнюю букву (буква К). – Теперь ты знаешь, как зовут нашего героя, его зовут – ЛУНТИК. [слайд 8] III. Итог занятия. [слайд 9] (см. презентацию и музыку) – Какой звук закрепляли на занятии? – Понравилось тебе занятие? |