Конспект занятия на тему: «Для чего человеку нос?» (старший возраст). Конспект занятия «Зачем нам нужен нос? Как объяснить ребенку что такое нос
г. Тюмень
Программное содержание:
Познакомить детей с важным органом чувств – носом.
Дать понятие об основных функциях носа (очищение и согревание воздуха, улавливатель запахов).
Закрепить правила гигиены и ухода за носом.
Учить определять по запаху продукт.
Словарная работа:
Уточнить значение слов: фильтр, сторожевой пост.
Индивидуальная работа:
Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением Матвея А. Добиваться более громких ответов у Юли А.
Материал:
Рисунок человека без глаз и носа;
два стакана: один пустой, другой с грязной водой, ватно-марлевый фильтр;
снежинки; иллюстрации фильтра, печки, пограничника с собакой; материал для игры «Угадай по запаху»: мандарин, мыло, духи, банан.
Ход занятия
Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.
В: Отгадайте загадку:
Между двух светил
Я один. (Нос)
Стук в дверь. Входит Карандашкин с рисунком в руках.
К: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карандашкин. Я нарисовал веселого человечка и принес вам его показать.
В: Смотрите, дети, какой-то человечек странный. Чего-то у него не хватает. Дети, чего у него не хватает?
Д: У человечка не хватает глаз.
В: Карандашкин, ты забыл нарисовать глаза. Дети, для чего человеку нужны глаза?
Д: Глаза человеку нужны для того, что-бы он смотреть.
Карандашкин рисует глаза.
В: Ребята, а теперь все нормально?
Д: Нет, не хватает носа.
К: Рисовать нос я не буду. Знаете почему? Если я нарисую ему нос, он его задерет и нас замечать не станет.
В: Карандашкин, ты не прав. Нос нам нужен не только для того, чтобы его задирать. Ребята, для чего нам еще нужен нос?
Д: Нос нужен для того, чтобы дышать.
В: Давайте подышим носиком. У вас под стульчиками лежат снежинки. Дыхательное упражнение «Сдуем снежинку»:
Раз, два, три
Возьми снежинку,
Раз, два, три
Сдуем пушинку
Полетела, покружилась
И на землю опустилась.
К: Дышать можно и ртом.
В: Да, можно, но через нос дышать лучше. Давайте объясним Карандашкину, как важен для нас нос.
И так о носе. Нос очень важен для нас. Нос – это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.
Мы делаем вдох и втягиваем ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они все время колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой ленте, прилипают на лету пылинки.
Поэтому нас нос называют живым фильтром.
А вы знаете, что такое фильтр?
Ответы детей.
В: фильтр – это механизм для очистки чего-то. Например, воды или воздуха. Я покажу вам, как работает простой фильтр из ваты и марли.
Опыт с фильтром:
У меня на столе два стакана. Один стакан пустой, а другой с грязной водой. В пустой стакан я вставляю фильтр и выливаю через него грязную воду. Посмотрите, вода стала чистая, а фильтр – грязный.
Дети, кто запомнил, что такое фильтр? Вывешивается изображение фильтра.
Ответы детей.
В: изнутри стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым все время струится горячая кровь. Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по этим извилинам, даже холодный морозный воздух успевает согреться и становится теплым. Вот почему нужно дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться пыли и простудиться.
Карандашкин, ты понял, что нос делает с воздухом?
К: Да, нос – очищает и согревает воздух.
В: Дети, а вы запомнили, что делает нос с воздухом?
Ответы детей. Вывешивается изображение печки.
К: Дети, я вспомнил одного своего друга, у которого очень длинный нос. Кто-нибудь из вас знает его?
Д: Это Буратино
К: Давайте немного подвигаемся. Вставайте на ножки. Физкультминутка.
Буратино потянулся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
К: Скажите, а нос – это только фильтр и печка?
В: Нет, не только. Ёще нос называют сторожевым постом, потому что он единственный из всех органов чувств умеет воспринимать запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом – нос сразу сообщит об этом. Донесется из духовки вкусный запах – хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Именно запах предупреждает иногда нас об опасности или помогает определить качество продуктов.
Выставляется иллюстрация с изображением пограничника с собакой.
Послушай, Карандашкин, какое стихотворение знают ребята. Его написала Э. Машковская. Оно называется «Мой замечательный нос»:
Стихотворение рассказывают дети
Я ничего не знаю
И вдруг мой нос говорит:
Что где-то у кого-то
Что-то сейчас горит.
Я ничего не знаю
Но мой нос доложил:
Кто-то купил апельсины
И вон туда положил.
Я ничего не знаю
Я в духоте сижу.
Нос говорит: «Погуляем,
Очень тебя прошу.»
Ходишь с ним и гуляешь
Он говорит со мной.
Он говорит: «А знаешь?
Пахнет уже весной!»
К: Я хочу проверить, как мой нос умеет улавливать запахи. У меня есть волшебная шкатулочка, в которой собраны различные запахи. Узнаете ли вы, что находиться в баночках?
Карандашкин достает шкатулку, в которой лежат непрозрачные баночки с маленькими дырочками. В баночках находятся различные продукты, имеющие яркий запах.
Опрос детей.
К: Молодцы! У вас носики очень хорошо умеют различать запахи. Так для чего еще нам нужен нос?
Д: Нос нужен для того, чтобы улавливать запахи.
Спросить несколько детей.
В: А теперь зажмите нос и скажите слово Ни-на. Получилось красиво?
Ответы детей.
В: Так для чего нам еще нужен нос?
Д: Нос нужен нам для того, чтобы красиво разговаривать.
В: А теперь скажите, почему наш нос заболевает?
Д: Нос заболевает тогда, когда в него попадают микробы.
В: Как наш нос старается освободиться от микробов?
Д: Мы чихаем.
В: Дети, мы много с вами говорили о носе. А теперь я хочу узнать, знаете ли вы правила гигиены и безопасности носа. Отвечайте можно или нельзя.
Карандашкин путает.
Ковыряться пальцем в носу или острым предметом (нельзя)
Вытирать нос своим носовым платком (можно)
Засовывать в нос мелкие предметы (нельзя)
Пользоваться чужим носовым платком (нельзя).
В: Молодцы! Вы хорошо знаете правила гигиены и безопасности носа. А как мы с вами в детском саду закаливаем наш носик?
Д: Мы с ним гуляем. Мы моем нос. Мы прочищаем нос.
В: Ну, что Карандашкин, ты понял, как важен для нас нос?
К: Да, я понял как важен для нас нос. Нос и очищает и согревает воздух, а еще он улавливает запахи. А ёще помогает нам красиво разговаривать. Я сейчас нарисую нос человечку.
Карандашкин рисует нос.
К: Мне пора идти. Я пойду и нарисую еще что-нибудь и принесу вам. До свидания!
Д: До свидания! Приходи к нам еще.
Карандашкин уходит.
В: А вы, дети, запомнили, для чего нам нужен нос?
Ответы детей. Помогают отвечать иллюстрации.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Для чего нам нужен нос?
«Все части лица имеют свое назначение. Одного носа определить невозможно. Нос есть вещь непостижимая. Человек все может понять, но он не в силах понять своего носа. Что значит нос? Зачем растет он на лице? Чего от людей хочет? Нос! Ужасный нос! Проклятый нос! Скажи, кто ты? Откуда ты? Кончик носа есть острая скала, о которую разбиваются все умозрения».
Из рецензии на статью философа Александра Галича «Картина человека. Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий», напечатанной в журнале «Библиотека для чтения» за 1834 год.
«Но в сторону носы: этот предмет очень плодовит, и о нем было довольно писано и переписано - жаловались вообще на его глупость, и что он нюхает все без разбору, и зачем он выбежал на середину лица. Говорили даже, что совсем не нужно носа, что вместо носа гораздо лучше, если бы была табакерка, а нос бы носил всякий в кармане, в носовом платке»
Н. В. Гоголь. Из письма к Е. Г. Чертковой.
Теперь попытаемся выяснить, для чего же нужен нос?
«Ну, это нам ясно! - скажете вы. - Чтобы дышать и нюхать. Дышать воздухом и нюхать цветочки. Ведь верно?» И да, и нет. Верно то, что вы назвали две важные функции носа - дыхательную и обонятельную, но этого мало. Ведь мы упомянули уже и о других функциях, например, о защитной. Защита осуществляется выведением из воздуха мельчайших пылевых частиц, благодаря мерцательной деятельности ресничек (более крупные пылевые частицы задерживаются волосками, расположенными в преддверии носа). К защитной функции относят также чихание и слезоотделение, о них мы поговорим отдельно.
Но и это еще не все. Существует еще согревательная функция полости носа. Какая бы температура не стояла на улице (пусть даже лютые февральские морозы), воздух, поступающий в легкие и предварительно нагретый в полости носа, будет иметь температуру +36°, +37°. Значит, нос является уникальным кондиционером. Попробуйте-ка назвать хоть один искусственный кондиционер с таким коэффициентом полезного действия - нагревание на 40–50° за секунду? Чем ниже температура окружающего воздуха, тем больше набухают кавернозные тела носовых раковин, а, следовательно, тем более тонкой струйкой проходит воздух между перегородкой и носовыми раковинами и тем лучше этот воздух нагревается. Действительно, вам, наверное, знакомо ощущение заложенности носа при выходе из теплого помещения на мороз. Это ощущение наступает вследствие рефлекторного отека носовых раковин.
Нам, жителям северных широт, привычно говорить о морозах, о согревающей функции носа. А как это применить к уроженцам Африки или знойных азиатских пустынь? Какой температуры воздух поступит в легкие, если на градуснике +50°? В носоглотке воздух будет также иметь температуру +36–37°, полость носа способна не только нагревать, но и охлаждать проходящий воздух. Поэтому правильнее было бы говорить не о согревающей, а о кондиционирующей функции полости носа.
К кондиционирующей функции относится также и увлажнение поступающего воздуха, происходящее в полости носа, так как слишком сухой воздух неблагоприятно сказывается на деятельности легких. Как вы думаете, какой объем жидкости в сутки расходуется на увлажнение поступающего воздуха? 500 миллилитров, ровно пол-литра. В это трудно поверить, но это так, цифра эта подтверждена неоднократными экспериментами ученых.
Мы с вами перечислили только основные функции носа, но ведь существуют еще и дополнительные. Например, мимическая, косметическая - ведь это тоже важно, и я хочу посвятить этим функциям отдельные разделы данной главы.
Существует еще резонаторная функция носа. Попробуйте-ка зажать нос пальцами и произнести несколько фраз. Вы почувствовали, что голос приобрел неприятный гнусоватый оттенок. О причинах этого я расскажу в специальной главе, посвященной голосообразованию.
Огромный свисающий нос самца обезьяны-носача используется как резонатор при подаче сигнала тревоги. Когда животное кричит, нос раздувается, еще больше увеличивается в размерах. Большой нос морского слона, похожий на хобот (за счет чего животное и получило свое имя) тоже является резонатором. Именно благодаря резона-торной функции этого огромного носа, морской слон способен издавать столь громкие звуки.
Ну, а зачем же нужны пазухи? Они принимают участие в кондиционировании поступающего воздуха. При каждом вздохе в пазухи поступает холодный воздух, а из пазухи в носоглотку - уже нагретый и увлажненный воздух, который, смешиваясь с поступающей воздушной струей, способствует ее нагреванию и увлажнению. Пазухи также участвуют в резонаторной функции носа, о чем я расскажу дальше.
Но основная, главная функция околоносовых пазух состоит в облегчении веса черепа. Человек превратился в прямоходячее существо, встал на ноги. При этом, по сравнению с животными, у него кардинальным образом переместился центр тяжести, теперь он располагается на уровне поясницы, что наиболее благоприятно для прямохождения. Предположим, что на месте пустого, заполненного воздухом пространства околоносовых пазух носа находилась бы кость. Вес черепа значительно бы увеличился. Значит, для сохранения центра тяжести на уровне поясницы пришлось бы компенсаторно наращивать массу нижней части тела, а это бы сказалось, в свою очередь, на подвижности. Как видите, в природе все взаимосвязано.
| |
С детства мы учим детей своих тому, как нужно правильно есть, пить, ходить, говорить. А вот как дышать? Мы взрослые не учим. А зря, ведь не используются огромные резервы здоровья, заложенные природой в самом организме. Это весьма серьезное упущение. Зимой когда резко увеличивается опасность простудных заболеваний, гриппа, правильному дыханию принадлежит далеко не последняя роль в профилактике этих болезней. Когда дышит ребенок ртом , у детей возникает кислородное голодание, снижается аппетит, нарушается обмен веществ. Постоянное ротовое дыхание замедляет рост щитовидной железы, уменьшается гемоглобин, снижается уровень сахара и кальция, что очень заметно сейчас у молодого поколения. Нередко встречается расстройство памяти, задержка психического и физического развития. У постоянно дышащих детей ртом, отмечаются головные боли, раздражительность, ночные страхи, недержание мочи и т. д. В результате, при дыхании ртом воздух не подвергается должной «биологической обработке» , т. е. эти дети часто болеют ангиной, бронхитом, пневмонией, а частые и длительные болезни серьезно подрывают иммунитет у ребенка. Следовательно, мы педагоги должны обьяснить и научить наших воспитаников как правильно дышать.Это первый шаг на пути самооздоровления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
Образовательная деятельность область «Физическое развитие»
«Путешествие в страну Носарию»
(старший дошкольный возраст)
Подготовила: инструктор по физической культуре
Наумова Т.И.
Г.Сухиничи
Цель : Формирование представления о своем теле и способах сохранения здоровья.
Задачи:
- Сформировать у детей анатомо-физиологические представления о строении носа.
- Научить применять оздоровительные методики: игровой массаж; гимнастику для глаз; корригирующую гимнастику; упражнения для укрепления мышц стоп для самооздоровления.
3. Развить устойчивость внимания, развивать логическое мышление, память продолжать работу по укреплению здоровья детей.
4. Воспитать доброжелательность.
Методическое обеспечение: иллюстрации - слон, аист, волк, заяц.., "пеликан, утка; платки по количеству детей. Презентация «Нос» Аудио запись песня «Ужасно интересно», «Паровоз», «Песенки про носы» , «Песни Сольвейг» (кассета «Григ и звуки океана»).
Предварительная работа:
- Разучить с детьми игровой массаж «Улитки», «Свинки».
- Разучить гимнастику для глаз «Любопытный нос»
- Подготовить презентацию «Нос»
- Запись музыкального сопровождения.
Ход мероприятия.
Входят под музыку «Ужасно интересно всё то, что неизвестно»
Ведущий:
Я задам вам всем вопрос:
Для чего нам нужен нос?
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышел Носик погулять.
Нос не хочет простужаться
И не хочет он чихать.
Значит, надо нам, ребята,
Упражненья выполнять.
Дети слегка тянут себя за нос.
Массаж носа «Улитки»
Ведущий:
От крылечка до калитки
Три часа ползли улитки,
Три часа ползли подружки,
На себе таща избушки.
Дети трут указательные пальцы друг о друга; массируют ноздри сверху вниз и снизу вверх 10-20 раз.
Видит носик - паровоз
В гости всех ребят привез.
Доставил за минуту за одну
В Носарию, волшебную страну .
Музыка песня «Паровоз».
Ходьба. Перестроение в три колонны для выполнения ОРУ.
Упражнения «Забавные животные».
Ведущий:
- Головой кивает слон,
Он ребятам шлет поклон.
Дети наклоняют голову вперед. Повтор 6-8 раз
- Волк играет с Зайцем в мячик
Это что-нибудь, да значит.
Повороты вправо-влево с отведением руки в сторону. Повтор 6-8 раз
- Пеликан ныряет ловко
Вот, что значит тренировка!
Наклоны вперед, руки за спиной сцеплены в «замок». Повтор 6-8 раз.
- Утки плавали в канале
В результате - три медали.
Наклоны вправо, влево. Руки на пояс. Повтор 6-8 раз
- Аист делает зарядку;
То вприскочку, то вприсядку.
Приседание с хлопком в ладоши над головой. Повтор 6раз
- Юный заяц встал на лыжи.
Вот он - финиш! Ближе! Ближе!
Прыжки разных видов. 2раза по 6-8 чередуем с ходьбой.
Ведущий: Носик посмотрел по сторонам и увидел обитателей этой удивительной страны, как они играют. Вы хотите поиграть вместе с ними, тогда идём дальше. «Цапля» (ходьба, высоко поднимая колени с выпрямлением ноги вперёд); «Обезьянки» (прыжки); «Пингвины» (ходьба с разведением носков в стороны); «Леопард» (бег). Ходьба в колонне по одному. Перестраиваемся в колонну по два.
Музыка для ходьбы и бега.
Зайчата играют в мяч.
- Передача мяча двумя руками снизу, в парах.
- Передача. Мяча двумя руками от груди с отскоком от пола.
Ведущий: Смотрите, веселые свинки высунули свои любопытные носики.
Массаж спины «Свинки»
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Все постукивают,
Все похрюкивают:
Туки-туки-туки-тук!
Хрюки-хрюки - хрюки-хрюки! Поглаживают ладонями.
Дети стоят «паровозиком» и легонько похлопывают ладонями по спине впереди стоящего. Поворот на 180°. Поколачивать кулачками, постукивать пальчиками.
Ведущий
Нос говорит: «Погуляем!
Я в духоте сижу!»
Нос говорит: «Погуляем!
Очень тебя прошу!»
Упражнение для глаз
Смотрит носик вправо-влево. Дети перемещают взгляд вправо-влево.
Смотрит носик вверх и вниз, Переметают взгляд вверх-вниз за
Что увидел хитрый носик? За указательным пальцем .
Ну, куда мы забрались?
Мягко проводят указательными пальцами по векам.
Ведущий: Отгадайте загадку:
Лег в карман и караулит
Реву, плаксу и грязнулю,
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос. (Носовой платок.)
Вдруг нос увидел платочки и так обрадовался! Почему? Для чего нужны платки? Дети отвечают.
Вытри носик, вытри слезки и скорей пускайся в пляс.
Упражнение для укрепления мышц свода стопы
Мы платочки в ножки взяли,
И немного помахали.
Собрали пальчиками ног платочек в «гармошку».
Переложили правой, левой ногой справа на лево и наоборот.
Ведущий:
Носик принюхался: Дети принюхиваются.
Пахнет морским воздухом.
И увидели мы море -
Красивое, большое.
Игра «Море волнуется»
На полу разложены обручи, дети встают в них. Водящий ходит «змейкой» между играющих. Те дети, которым он скажет: «Море волнуется!», встают за ним, образуя цепочку. Так они ходят, взявшись за руки, до тех пор, пока все играющие не будут взяты со своих мест. Неожиданно водящий объявляет: «Море спокойно!» Все опускают руки и бегут занимать обручи. Тот, кто останется без места, назначается новым водящим.
Ведущий:
Воздух мы морской вдохнем.
Дышим носом, а не ртом!
Плечи не поднимаем,
Животиком помогаем. Выполняют дыхательные упражнения.
Ребята, что происходит с воздухом в носу? Дети отвечают.
Вы все правильно сказали. Воздух согревается, увлажняется, очищается от пыли. Поэтому на прогулке надо дышать носом, а не ртом.
Музыка песня «Про носы».
Вот такое интересное путешествие совершили мы вместе с Носиком. А сейчас пора прощаться. До свидания! До новых встреч, друзья!
Людмила Архипова
НОД «Для чего человеку нужен нос?»
Цель : формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.
Задачи :
1. Закрепить знания об органах чувств;
2. Познакомить детей с правилами профилактики простудных заболеваний;
3. Вспомнить правила пользования предметами туалета;
4. Воспитывать желание следить за своей внешностью и вести здоровый образ жизни.
Методическое обеспечение : фломастеры, альбомного листа, рисунки скульптур, рисунок носа в разрезе.
Мотивация : личная заинтересованность детей.
Ход занятия:
1. Рисование человека
Воспитатель стоит у мольберта и обращается к детям :
-- Отгадайте вот такую загадку :
Между двух светил я в середине один. (нос)
Да, это нос. Я вспомнила, как рисовала в детстве человека : точка, точка, два крючочка, носик, ротик, оборотик, ручки, ножки, огуречик – получился человечек . Вот такой человечек у меня на мольберте . Пожалуйста, сядьте за свои столы и нарисуйте фломастерами весёлых человечков .
(Дети рисуют)
Посмотрите на свои рисунки, как вы нарисовали нос своему человечку ? На моём рисунке нос похож на острый угол, а у вас?
(спрашивает у нескольких детей или, проходя у столов, комментирует рисунки форму носа на рисунках детей)
Кто-то нарисовал палочку, кто-то точки, кто-то дугу. У каждого человечка нос имеет разную форму при изображении на бумаге. Скажите, а носы у всех людей похожи или отличаются?
(ответы детей)
2. Рассматривание рисунков скульптур
Посмотрите на фото скульптур. Что вы можете сказать о носах?
(ответы детей)
Да, у одних скульптур маленькие носики, у других – большие. Есть носы прямые, а есть с изгибом - горбинкой. Носы – разного размера и разной формы. Обратите внимание на эту скульптуру. Лоб плавно переходит в нос. Такой нос называют греческим. А почему, как вы думаете?
(такой нос у большинства людей, живущих в Греции)
Да, у некоторых людей между началом носа и лбом есть углубление. Когда кончик носа сильно приподнят, то такие носы называют курносыми. Такие носики бывают у малышей. Посмотрите друг на друга, видите свои курносики? А когда вы вырастете, то подрастут и ваши носики.
А на какую геометрическую фигуру похож нос человека ?
(ответы детей)
Да, если смотреть человеку прямо в лицо , то нос напоминает треугольник.
3. Закрепление правил оказания первой помощи при ушибах носа
Когда я была возрастом как вы, зимой любила кататься на санках с горки. Однажды мои санки перевернулись, и я ударилась носом о ледяную горку. Было так больно, что показалось, искры из глаз посыпались. Боль долго не проходила, и я тогда подумала, зачем мне нужен такой нос ? Потом нос распух и стал синим. Как вы думаете, что надо было сделать, чтобы облегчить боль?
(ответы детей)
Можно было в носовой платок положить чистый снег или лёд и приложить к носу. К ушибленному месту всегда прикладывают холод. А я не знала об этом. Надо было сразу идти домой к родителям, а я продолжала кататься на санках.
Физкультминутка
4. Проблемная ситуация
А вы задумывались, для чего человеку нужен нос ?
(Ответы детей)
Правильно, но дышать можно и ртом. Смотрите.
(В. зажимает пальцами нос и дышит ртом, дети повторяют)
Расскажите мне о своих ощущениях, когда дышали ртом.
(дети делятся впечатлениями)
А попробуйте дышать и говорить с зажатым носом, что происходит с вашим носом?
(дети рассказывают)
Да, голос меняется. Когда у вас насморк и нос не дышит, кажется, что воздуха не хватает и можно задохнуться. Нос очень нужен для того , чтобы сохранять наше здоровье. Может, кто-то знает, как это происходит?
(ответы детей)
Что находится внутри носа? Возьмите маленькие зеркальца и посмотрите внимательно на свой нос, его форму, размеры. Потом запрокиньте немного голову и посмотрите, что находится внутри носа?
(ответы детей)
В носу вы увидели два прохода, разделённых между собой носовой перегородкой. Перегородка тоненькая и при надавливании на неё может покачиваться. Через носовые проходы заходит воздух, который попадает в лёгкие. Стенки носового прохода покрыты волосиками. Как вы думаете, для чего они там нужны ?
(Ответы детей)
Волосики задерживают пылинки и микробы, которые летают в воздухе. Они выполняют роль охранников. Стенки носового прохода покрыты жидкостью – слизью, на которой эти пылинки и микробы осаживаются, а воздух очищается и прогревается в это время, когда проходит по проходам. Когда в носу скапливается много микробов, человек начинает чихать . Тогда микробы вылетают из носовых проходов и могут заразить рядом стоящих людей. Что же делать, если хочется чихнуть?
(Ответы детей)
Поэтому у каждого человека должен быть свой носовой платок. Поднимите руки, у кого сегодня есть с собой носовой платочек. Завтра попросите у своих мам носовые платки и носите их с собой постоянно, каждый день свежий.
5. чтение стихотворения
Представляете, про нос даже стихи есть. Их написала детская поэтесса Э. Машковская. Послушаем?
Я ничего не знаю , и вдруг мой нос говорит,
Что где-то и кого-то что-то сейчас подгорит!
Я ничего не знаю… это нос доложил.
Кто-то купил апельсин.
Я ничего не знаю , я в духоте сижу.
Нос говорит : «Погуляем? Очень тебя прошу!»
Ходишь с ним и гуляешь,а он говорит :
«А знаешь, пахнет уже зимой.»
7. Рассказ воспитателя о профилактике простудных заболеваний
Когда нос вас просит погулять и вы гуляете долго, то можно и заболеть в морозную и прохладную погоду. Как только у человека замерзают ноги , из носа начинает капать жидкость, начинается насморк. Как от него лечиться?
(Ответы детей)
Надо не переохлаждаться на прогулке. Но если это случилось, надо попить горячего чая с лимоном или малиновым вареньем, попарить ноги в горячей воде, вытереть их насухо и надеть тёплые шерстяные носки. А ещё нос рекомендуют промывать морской водой в холодный период, чтобы не болеть простудными заболеваниями.
8. Правила для носа
Берегите свой нос и всегда проявляйте заботу о нём. В жизни человека есть правила , которые ему необходимо соблюдать. Есть правила и для носа. Попробуем рассказать друг другу, что же можно делать с носом и чего нельзя . Не суй в нос посторонние предметы, так можно поранить нос. При чихании всегда прикрывай нос платочком, чтобы не заразить других людей. Никогда не пользуйся чужим носовым платком. Постоянно при умывании очищай нос от слизи и пыли.
Правил мало, но о них надо помнить всегда.
Публикации по теме:
Путь к экологическому человеку Экология – наука о доме, местопребывании. Немецкий ученый Геккель дал первое толкование термину «экология» как науке об отношении живых.
Детям театр необходим и как зрителям, и как артистам. Воспитательное значение театра огромно. Театр делает это в увлекательной, занимательной.
Консультация для родителей «Для чего нужен режим дня?» Режим дня основан на правильном чередовании видов деятельности и отдыха. Режим дня способствует развитию ребенка, приучает его к дисциплине.
Конспект НОД для детей средней группы «Для чего нужен нос?» Программное содержание: дать детям представление и расширить знания о носе, как органе дыхания. Познакомить с понятиями: приятные и неприятные.
Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Для чего человеку нос» ЦЕЛЬ: Познакомить детей с важным органом чувств – носом и его функциями. ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ: Познакомить детей с внутренним строением человеческого.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха«Детский сад комбинированного вида №3 «Рябинка»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе
Тема: « Мой замечательный нос»
Составила: воспитатель
Уланова Ирина Петровна
2015г
СОДЕРЖАНИЕ:
Цель.
Задачи:
Образовательные (обучающие)
Развивающие
Воспитательные
Предварительная работа
Оборудование для НОД
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть. Беседа.
Фонопедические упражнения «В осеннем лесу».
Игра «Узнай по запаху».
Закаливающее носовое дыхание.
Самостоятельная работа детей.
Анализ детских работ.
Список использованной литературы.
Цель.
Способствовать формированию у детей потребности быть здоровым.
Продолжать расширять представления о здоровом образе жизни
Задачи:
Образовательные (обучающие):
формировать представление детей о носе человека, о его функциях и значении в нашей жизни
продолжать закреплять знания детей о том, как беречь свой носи правильно за ним ухаживать (продукты, побеждающие насморк)
учить упражнениям, улучшающим кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышающим устойчивость организма к холоду, инфекциям
тренировать навыки правильного носового дыхания
обогащать словарный запас детей словами-признаками: гордый, важный, вредный, горбатый и т.д.
Развивающие задачи:
продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия
развивать быстроту мышления, творческое воображение
развивать чувство формы и композиции
расширять умение составлять узор из геометрических фигур на квадрате
продолжить формирование интереса к познанию своего тела
Воспитательные задачи:
воспитывать культурно-гигиенические навыки детей
воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму
Предварительная работа в течение нескольких дней:
Образовательная область:
Познание
- беседа об органах чувств у животных и человека
Чтение стихов, загадывание загадок про нос, знакомство с поговорками о носе
Проведение опыта фильтрации воды
Рассматривание таблицы с изображением носа
Коммуникация
Индивидуальные рассказы детей по описыванию внешнего вида человека
Индивидуальные рассказы детей о здоровом образе жизни
Дидактические игры «Узнай по запаху»,
Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Доктор Айболит», « На приеме у врача»
Настольно-печатные игры «Составь узор», «Кубики Никитина»
Дидактические игры «Не болей!», «Часы здоровья», «Полезно – вредно»
Художественное творчество
Свободное рисование с использование трафаретов
Работа ножницами
Конкурс рисунков «Быть здоровыми хотим»
Раскрашивание в альбомах декоративных узоров
Чтение поговорок о здоровье
- чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, «Неболейка» И.Семеновой;
Оборудование для НОД:
костюм Буратино (для ребенка)
интерактивная доска
продукты: апельсин, чеснок, лук, соления
живые цветы
аудиозапись спокойной музыки
клеенки, салфетки, ножницы
цветная бумага разных цветов
листы квадратной формы - платочки
клей-карандаш
Ход НОД:
Вводная часть. Беседа .
Предлагаю детям послушать стихотворение Э. Мошковской «Мой замечательный нос!»
Я ничего не знаю,
И вдруг мой нос говорит,
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит!
Я ничего не знаю.
Это нос доложил:
Кто-то купил апельсины
И во-о-он туда положил.
Я ничего не знаю,
Я в духоте сижу!
Нос говорит: «Погуляем!
Очень тебя прошу».
Ходишь с ним и гуляешь.
Он говорит со мной.
Он говорит: «А знаешь,
Пахнет уже весной!»
Ребята, о какой части лица это стихотворение? Верно, про нос. Покажите свой нос. Сколько у вас носиков? Один. Один нос и две ноздри. Теперь посмотрите друг на друга. Одинаковые у вас носы? Совершенно верно, разные. Дети смотрят друг на друга и сравнивают носы. Чем-то вы все похожи, но в то ж время у каждого ребенка свой неповторимый нос. Чем они отличаются? Они различаются формой носа.
Он бывает очень разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым.
И каждый по-своему хорош! Зачем человеку нужен нос? (Ответы детей). Одни страдания с ним. То с горки упадёшь да нос разобьёшь. То он чихает. Дышать мы ведь и ртом можем. Так? Так, да и не так.
На самом деле даже самый маленький нос - это очень важная часть тела! Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост! Помните, есть такая песенка:
У всех людей, у всех зверей
Имеются носы.
Носы важны, носы нужны
Не только для красы!
И ни чихнуть, и ни вздохнуть
Без носа нам нельзя…
Так для чего же нам носы? Да, чтобы дышать. А чем мы дышим? Верно, воздухом.
Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. (Обращаю внимание детей на изображение носа в разрезе на интерактивной доске.) Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Попробуй вытереть внутри нос платком после того, как пройдёшь по пыльной дороге. Тёмное пятно на платке покажет, сколько пыли осело в носу.
Далее воздух проходит через лабиринт. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм. Проходя по лабиринту, воздух согревается и попадает в лёгкие уже тёплым и очищенным от микробов. Вот почему надо дышать не ртом, а носом. Меньше опасности надышаться пыли и простудиться.
Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем, и нос очищается.
А для чего надо всё время вдыхать и выдыхать воздух? Ответы детей. Сможем мы не дышать? Выслушиваю ответы детей. Зажмите и рот, и нос. Вот видите, нам обязательно нужно вдохнуть, а потом выдохнуть. И какое это радостное ощущение, когда грудь наполнит свежий воздух!
Дело в том, что и люди, и животные нуждаются в кислороде. Всем маленьким клеткам нашего тела нужен кислород, он их питает. Они словно кричат: «Тотчас же пришлите нам кислород! Иначе мы все погибнем от голода!»
Вот как важен нос для человека, через который поступает воздух с кислородом и питает всё наше тело.
Давайте поиграем.
Фонопедические упражнения «В осеннем лесу».
В осеннем лесу дует ветер. «Ф-ф-ф...» продолжительный выдох.
Листья дрожат на ветру. «Ш-ш-ш.,.» продолжительный выдох.
Листья опадают. «П! П! П!» - короткий активный выдох.
Почему наш нос называют сторожем организма? Выслушиваю ответы детей. Послушайте загадку:
Вокруг носа вьётся,
В руки не даётся.
Что это? Верно, запах. Значит, сторожем нос называют потому, что он единственный из всех органов умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом - и нос сразу сообщит об этом мозгу (голове). А тот уж сообразит, что где загорелось. Донесётся из духовки вкусный запах зарумянившейся корочки - и хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Понюхает повар принесенное мясо - почувствует неприятный запах и узнает: мясо начало портиться.
Благодаря нашему замечательному носу мы можем наслаждаться чудесным запахом цветов.
Игра «Узнай по запаху».
Предложить закрыть глаза и определить некоторые знакомые запахи. Для этого использую лук, апельсин, чеснок, цветы.
Раздаётся чихание, сопение. Входит Буратино, который жалуется, что чихает и вытирается рукавом, потом снова чихает на окружающих. Делаю ему замечание .
Здравствуй, Буратино. Пожалуйста, не чихай на нас. Ребята, подскажите Буратино, что надо иметь при себе? Правильно, носовой платок и им вытирать нос. Носовым платком при чихании надо закрывать нос.
А когда наш нос заболевает, необходимо обратиться к специальному врачу - оториноларингологу, который лечит болезни носа, ушей и горла. Наверное, ребята, вы с мамой ходили к такому доктору, и он выписывал вам лекарство (капли). Ты все понял, Буратино?
А еще насморк можно лечить не только каплями, но и продуктами, помогающими победить его. К таким продуктам относятся чеснок и лук.
Нос можно закалять. Повторяй, Буратино вместе с нами упражнения для закаливания носа.
Закаливающее носовое дыхание.
Звучит спокойная музыка.
Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.
Открыть рот, кончик языка прижать к нёбу. (При этом включается ротовое дыхание.)
Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба-бо-бу».
Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы.
Для нормального дыхания в воздухе должно быть много кислорода. Для этого следует постоянно проветривать свою комнату или комнату нашей группы. Когда воздух свеж и чист, дышится легко у вас будет прекрасное самочувствие. А значит, вы будите меньше болеть.
А есть ли у вас дома комнатные растения? А у тебя. Буратино, есть дома комнатные растения? Как они называются? Комнатные растения радуют нас своей красотой, но не только для красоты они нужны. Они очень полезны для здоровья людей. Когда мы дышим, выделяется «плохой» газ (углекислый), воздух делается тяжёлым, спёртым, а растения поглощают «плохой» газ и выделяют «хороший» - кислород, необходимый для дыхания.
Растения обладают ещё одним чудесным свойством - они уничтожают микробов.
Все запомнил, Буратино? Буратино опять чихает и вытирается рукавом нос. Почему ты не пользуешься носовым платком? Буратино отвечает, что у него нет носового платка.
Ребята, давайте подарим Буратино красивые носовые платочки. Предлагаю составить узор на платке из геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? Круг, квадрат, треугольник, овал. Вырежете из цветной бумаги, которая лежит у вас на столе любые геометрические фигуры и составьте из них узор на платке.
Самостоятельная работа детей
Дети вырезают из цветной бумаги геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы) и составляют из них узор на платке, приклеивают детали.
Во время работы напоминаю детям о технике безопасности при работе ножницами. Напоминаю. Чтобы дети пользовались салфеткой и клеенкой при выполнении аппликации. При необходимости, подсказываю как составить узор. Напоминаю про аккуратность при выполнении работы.
Анализ детских работ
В конце образовательной деятельности предлагаю оформить выставку детских работ. Дети вместе с Буратино рассматривают «платочки», делятся впечатлениями.
Перед уходом Буратино с благодарностью принимает эти «носовые платочки», подаренные детьми.
« Ребята, вы все молодцы! Какие красивые платочки получились! Я обязательно буду ими пользоваться. Спасибо вам за помощь.»
Итог НОД:
Ребята, о какой части лица вы сегодня узнали? Да, о носе. Зачем нам нужен нос? Ответы детей . Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.
Буратино обещает обратиться к врачу и использовать все полученные знания. Дети прощаются с Буратино.
Список использованной литературы:
1. М.Н.Щитинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» (издательство: АЙРИС ПРЕСС, Москва 2007г.)
2. Энциклопедия «Тело человека» Вкус и обоняние (издательство: ООО « Де Агустини» 2007г.)
3. Энциклопедия «Все обо всем» Мое тело (издательство: «АСТ», Москва 2002г.)
4. Энциклопедия для детей «Тело человека» (издательство: «Махаон» Москва 2008г.)