Конспект занятия с икт в доу. Конспект занятия педагога с использованием информационно-коммуникационных технологий для детей старшего дошкольного возраста “В гостях у Компика” план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Приложения к занятию:
1) Конверт с письмом.
2) Эмблемы с изображением птиц по количеству детей.
3) Презентация «Путешествие в страну птиц».
4) Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Программное содержание
Цель: Формировать представление детей о городских и лесных птицах, их отличительных признаках, питании и передвижении.
Задачи:
- способствовать развитию речи;
- развивать познавательный интерес, познавательные способности, внимание и воображение;
- воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное время, заботиться о них;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства;
- укрепить здоровье детей через игровую деятельность.
Оборудование: конверт с письмом, эмблемы с изображением птиц по количеству детей, звукозаписи голос птиц, кормушки, ноутбук, проектор, экран.
Ход НОД:
Сюрпризный момент
Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня к нам в садик пришло письмо (педагог достаёт из конверта письмо).
Ребята, здесь загадка для вас:
Кто отправился в полёт,
В клюве веточку несёт?
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …
Дети: Птица.
Презентация «Путешествие в страну птиц»
Слайд 1. Слайд 2.
Воспитатель: Молодцы ребята, угадали. Пишет вам птичка — синичка.
На берёзе возле дома,
Кто — то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье –
Там справляют новоселье.
Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт
Жёлтопузая синичка. (Пение синицы.)
Синица: Я городская зимующая птичка. Я очень ловкая и подвижная, питаюсь насекомыми и семенами. Живу я в гнезде, которое устраиваю в дупле дерева. Я вас приглашаю отправиться в путешествие в страну птиц, где вы узнаете много всего о наших пернатых друзьях — птицах. Узнаем, где они живут, как они выглядят и чем питаются. Поедем, ребята?
Слайд 3, 4
Синица: В нашей стране все птицы живут в домиках, которые называются гнёздами, они бывают разными. Птицы строят свои гнёзда сами. Дятел выдалбливает себе дупло в дереве, у ткачика гнездо самое необычное, оно сплетено из травы и свивает он его с ветки вниз. Гнездо орла сделано из толстых сучьев и помещается на толстой сосне. Ласточка строит своё гнездо из комочков сырой земли.
Синица: Ребята, а как называются детёныши птиц?
Дети: Птенцами.
Синица: Правильно. Они вылупляются из яиц. У птиц, которые вьют свои гнёзда на земле, яйца имеют окраску, маскирующую их. Яйца птиц, устраивающих гнёзда в дуплах, окрашены в светлые тона, чтобы их можно было видеть в полной темноте.
Синица: Ребята, вы не устали? Давайте немного отдохнём и немного разомнёмся.
Совушка — сова, большая голова,
(Руки на поясе, повороты туловища влево-вправо.)
На пеньке сидит, головой вертит,
(Сидя на корточках, повороты головой влево-вправо.)
Во все стороны глядит, да ка-а-ак полетит!
(Дети поднимаются, взмахивая руками, как крыльями.)
Синица: А сейчас давайте познакомимся с разными птицами и послушаем их голоса.
Слайд 5.
Синица: Эту птицу знает каждый, давайте послушаем стихотворение о ней, которое нам расскажет Саша.
Вниз с рябиновых ветвей
Слетел к луже воробей.
Огляделся – плюх! — и в воду,
Стал плескаться в непогоду.
Любит воробей купаться, заодно и закаляться.
Синица: Эта небольшая городская птичка. Воробьи живут рядом с людьми и питаются различными отбросами. Давайте послушаем, как они разговаривают.
Синица: Ребята, сейчас Аня нам загадает загадку, и мы попробуем отгадать, о какой птице идёт речь, а ответ на неё вы увидите на нашем волшебном экране.
Эта птица всем знакома –
Важно ходит возле дома
Кар-кар-кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её …
Дети: Ворона.
Слайд 6.
Синица: Правильно – ворона. Это тоже городская птица. Вороны бывают разного окраса — чёрного и черного с серым цвета. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Питаются вороны мелкими животными, растительной пищей. А давайте вместе с вороной немного поиграем?
Дети: Давайте.
Физкультминутка «Ворона»
На фонарь ворона села Присели.
Посидела, посмотрела. Повороты головы вправо-влево
«Кар! – она сказала громко Нахмуривают брови, грозят
Не капризничает Ромка?» указательным пальцем левой руки.
Синица: А про следующую городскую птицу мы послушаем стихотворение, которое нам расскажет Полина.
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит, дождик где-то близко.
Синица: Узнали о какой птице идёт речь?
Дети: Это ласточка.
Слайд 7.
Синица: Правильно – это ласточка. Небольшая перелётная птица, которая прилетает и живёт в городе до наступления холодов.
У неё маленький клюв, узкие и очень длинные крылья, изящное телосложение, короткие и слабые лапки, малопригодные для передвижения по земле, и длинный хвост, как будто разрезанный пополам. Ласточки сообщают нам о приходе весны своим щебетанием, давайте послушаем.
Синица: Давайте послушаем загадку о птице, которая живёт в лесу, и попробуем отгадать её.
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
Дети: Дятел.
Слайд 8.
Синица: Вот он, дятел. Взгляните на цвет его пёрышек. Теперь понятно, почему у него «беретка ярко-красная» и «чёрная курточка атласная».
Большую часть времени он проводит сидя на столе дерева и стуча по нему клювом, чтобы достать насекомых. Свой дом дятлы содержат в необычайной чистоте. Послушайте, как дятел стучит по дереву.
Слайд 9.
Синица: Ребята, давайте послушаем загадку, которую нам загадает Алина.
Кто из этих птиц лесных,
Не растит детей родных?
А, усевшись на суку,
Целый день поёт «Ку-ку!
Дети: Кукушка.
Синица: Правильно – кукушка. Она немного мельче голубя. Кукушка прожорливая птица, в течение всего лета она истребляет вредных гусениц, которых избегают почти все мелкие птицы, ест майских жуков, бабочек и изредка мягкие ягоды. Кукушку считают одной из полезнейших птиц леса. Давайте, послушаем, как она разговаривает.
Синица: А вот ещё одна лесная птица, а как она называется, мы попробуем угадать.
На шесте – весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец –
Он и лётчик, и певец.
Угадали, про какую птицу идёт речь?
Дети: Скворец.
Слайд 10.
Синица: Правильно – это скворец – небольшая перелётная птица, с крепким заострённым клювом и чёрным оперением. Присмотревшись, можно увидеть красноватый, фиолетовый и зеленоватый отлив в оперении. Клюв весной жёлтый, а к осени темнеет.
Этих птиц считают предсказателями погоды. Если они строят гнёзда высоко – лето будет хорошим, если низко – холодным и сырым. Если они сели в гнёзда, то через три недели можно сеять зерно. Давайте послушаем голос скворца.
Синица: Итак, ребята сегодня мы с вами познакомились с некоторыми городскими и лесными птицами, посмотрели, как они выглядят, чем питаются. И сейчас давайте, вспомним, какие из них городские, а какие живут в лесу. Давайте я вам немного помогу: «В городе живут ласточки, скворцы…
Дети: Вороны и воробьи.
Синица: Молодцы. А в лесу живут кукушка и …
Дети: Дятел.
Синица: Правильно ребята. А теперь посмотрите на свои эмблемки. Каждый из вас превратился в птичек. Давайте покажем, как птички клюют зёрнышки, а как птички летают? (помахали руками, как крыльями).
Синица: А теперь давайте поиграем?
Синица: Пока играет музыка, все птички вылетают из своих гнёздышек и летают по залу, клюют зёрнышки, резвятся. Как только музыка заканчивается, все птицы должны вернуться домой. (Под музыку дети бегают, машут ручками, когда музыка заканчивается – возвращаются на стульчики) Вы готовы?
Синица: Птички, полетели. Игра повторяется 2-3 раза.
Ребята, вам понравилось?
Синица: А сейчас давайте попробуем ответить на вопросы, которые нам прислали гости из страны птиц..
Синица: Какая из названных птиц самая маленькая?
Ворона, воробей или дятел?
Дети: Воробей!
Синица: Какая птица сплетает свое гнездо с ветки вниз?
Дети: Ткачик!
Синица: У какой птички раздвоенный хвостик?
Дети: Ласточка!
Синица: Какая птичка большую часть времени проводит, стуча клювом по дереву, и добывая насекомых?
Дети: Дятел!
Слайд 11.
Синица: А сейчас, давайте, внимательно послушаем голоса птиц и попробуем угадать, чей это был голос? (Звучат по очереди голоса птиц, дети угадывают, чей это голос)
Наше путешествие в страну птиц подошло к концу. Вам понравилось? Вы все молодцы, ответили на все вопросы, разгадали все загадки и много нового узнали о птицах – наших пернатых друзьях. А сейчас, мы с вами возьмём кормушки для птиц, которые вы сделали дома, вместе со своими родителями и повесим их на наших площадках, чтобы птичкам было чем питаться зимой.
лидия есипова
Открытое занятие в ДОУ с использованием ИКТ.
Открытое занятие с использованием ИКТ в ДОУ : - Домовенок Мафаня в гостях у ребят.
Задачи : Развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности у детей;. Продолжать формировать умение находить ответ на поставленную задачу, выход из сложившейся ситуации;Закрепить умение изображать образ сказочных героев, передавая их характерные особенности; умение выразительно с естественными интонациями участвовать в инсценировкахФормировать потребность в чтении, воспитание чуткости к художественному слову, воспитывать доброту,отзывчивость, любовь к сказкам, к животным,умение сопереживать
Материал :
Электронное приложение к занятию в среде PowerPoint- презентация «Угадай чей голосок» ; презентация «Знаешь ли ты сказки?» , иллюстрации книг, пазлы из сказок, музыкальная игра -фонограмма песни «Хоп –Хоп» Игрушка - домовенок Мафаня
1. Организационный момент. Загадывание загадки
Не куст, а с листочками,Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает- Книга)
2. Чтение стихотворения : «Книжкины секреты»
Если хочешь много знать,
Вслушайся в советы.
Научись распознавать
Книжные секреты.
И ненужных книжек нет.
Если быстрый самолет
В небо устремился,
Знает свой секрет пилот.
Он ему учился.
В каждой книжке - свой секрет,
И ненужных книжек нет.
Если мама на обед
Варит щи и кашу,
У нее есть свой секрет,
Тоже очень важный.
Знайте, все девчонки,
Знайте, все мальчишки :
В каждой книжке - свой секрет!
Все читайте книжки
Объявление темы
Воспитатель, Сегодня мы поиграем со сказками. Скажите,а чем сказки отличаются от рассказов?:(Ответы детей) -В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. -Кто помнит, что было написано на камне, когда мы с вами читали былины про Илью Муромца (на полу воспитатель расстилает три дорожки) Вот и у нас есть надписями и дорожки : влево пойдете умными станете, вправо пойдете сильными станете. Если прямо пойдете –ни чего делать не надо. Я предлагаю выбрать вам дорогу,по которой вы хотели бы пойти и пройдя по ним мы с вами попадем в сказку. (Дети проходят по выбранной дорожке,воспитатель уточняет у 2-3 человек,почему он пошел по этой дорожке,а не по другой)
Предлагаю разделиться на две команды,чтобы поиграть со сказками-За каждый правильный ответ команда получает жетон – 1 балл. За неверный ответ – баллы вычитаются. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов.)
Ребята, а вот и сказочный герой Мафаня. В названиях прочитанных им книжек Мафаня, сделал ошибки. «Восстановите» подлинные названия сказок и книг, изменив в них всего лишь по одной букве.
1команде -«Шурочка Ряба» , русская народная сказка. («Курочка Ряба» .)
2 команде-«Золотая рубка» , русская народная сказка. («Золотая рыбка» .)
1команде «Гусли-лебеди» , А. Н. Толстой. («Гуси-лебеди» .)
2 команде «Кособок» , русская народная сказка. («Колобок» .)
1-«Кепка» , русская народная сказка. («Репка» .)
2-«Красная Тапочка» , Ш. Перро. («Красная Шапочка» .)
Мафаня просит напомнить ему название сказок - он столько сказок у нас в группе наслушался, что все у него в голове перепуталось
Царевна (лягушка)
Мороз? (Иванович)
По щучьему (веленью)
Сестрица Аленушка (И братец Иванушка)
1команде, Я прочитал книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыл. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? И что же они вытащили? («Репка» .)
2 команде. Из второй сказки помню всех. Деда там не было. Старик только со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого съела лиса? («Колобок» .)
1команде. Из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они : зайчик- побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок- серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Что развалил медведь? («Теремок» , медведь).)
2 команде. А вот четвертую сказку я помню точно всю. В ней кто-то пришел к зайцу и остался жить у него. Медведь, волк и собачка гнали ее, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого выгнал петух? («Зойкина избушка» .)
Следующее задание – Узнай сказку по иллюстрацию. Презентация «Какая это сказка» (каждая команда называет сказку)
Четвертое задание «презентация «Угадай чей голосок» (дети угадывают из какой сказки отрывок- звучат аудио отрывки сказок «3 поросенка» ,»Цветик семицветик» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Задание следующее :о ком вам рассказывает Мафаня,
1,У него нет ни ручек, ни ножек, он имеет форму шара. Кто это? (Колобок)
2– Этот герой очень трудолюбив. Он посадил маленькое семечко, из которого вырос огромный овощ, который он один не смог вытащить. А помогла ему в этом вся его семья. (Дед, «Репка» )
1,Этот герой очень коварен. Он съел маленьких козлят. (Волк, «Волк и семеро козлят» ).
2. Все звери встретились в лесу, и жить они стали все вместе в одном домике. И только один зверь не вошел в их маленький домик и развалил его.
(Медведь, «Теремок» ).
Цели : Игра "Что изменилось" (с картинками) .
Детям предлагается посмотреть на фланелеграф в течение пяти секунд,
где выставлены 4-5 героев сказок и запомнить их. Дети отворачиваются или
закрывают глаза, а педагог меняет местами картинки, добавляет новые или
убирает некоторые. Дети, открыв глаза , должны назвать все изменения (3-4
Игра «Пазлы»
Посмотрите,а здесь почему то все картинки рассыпались и сказки перепутались, надо быстро собрать из них одну картинку(. Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.)
Музыкальная игра»хоп-хоп»
Подведение итога- подсчет житонов -ч ья команда выиграла.
В рамках реализации внутриучрежденческого эксперимента на тему «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДДТ» я разработала открытые занятия с применением ИКТ: «Родословная Деда Мороза», «Есть у каждой ноты дом», «Оркестр русских народных инструментов», «Музыкальный подарок», «Музыка зимы», «Любовь и доброта сделают мир прекрасным».
Применение компьютерных технологий возможны и необходимы на музыкальных занятиях. Повышается результативность и, главное, интерес детей к занятиям музыкой, то есть создаётся положительная мотивация. Обучающие программы - презентаторы, справочники, тесты - способствуют развитию самостоятельности в музыкально-познавательной деятельности учащихся. Это направление помогает эффективно решать традиционные задачи освоения необходимых знаний, умений и навыков и применять их на практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка занятия с применением ИКТ
в студии «Музыкальная гостиная»
Тема: «Есть у каждой ноты дом»
Подготовил:
И. Н. Важинская
п. Ханымей
2011 г.
Технологическая карта занятия
Тема: «Есть у каждой ноты дом»
Год обучения: 3 год обучения.
Тип занятия: изучение нового материала.
Методы: продуктивный, словесный, практический, применение ИКТ.
Формы: индивидуальная, групповая.
Цель: познакомить с нотами и нотным станом.
Задачи: обучающие: дать первичное представление о расположении нот на нотном стане;
развивающие: развивать творческое воображение и логическое мышление через применение программы Paint;
Воспитательные: воспитать эстетический вкус и интерес к пению.
Оборудование:
Компьютеры;
Синтезатор;
Фонограммы песен;
Стенд «Нотный стан»;
Фломастеры;
Доска, мел;
Музыкальный центр.
Использованная литература:
- А. Лопатина, М. Скребцова «Волшебный мир музыки», сказки, игры, стихи и практические задания. – М.: Амрита – Русь, 2009 г.
Ход занятия
- Организационный момент. Целеполагание. 2 мин.
Педагог – Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами очередная встреча кабинете информационных технологий. Вслушайтесь внимательно в название темы занятия и подумайте – о чём будет идти речь? «Есть у каждой ноты дом».
Дети – Сегодня мы узнаем, где пишутся ноты?
Педагог – Правильно, также вы попробуете ассоциировать каждую нотку с каким-либо цветом.
- Актуализация знаний (проверка опорных знаний, техника безопасности) – 3 мин. (каждый воспитанник сидит за отдельным компьютером)
Педагог - Откройте, пожалуйста, на рабочем столе компьютера папку «Музыкальная гостиная», далее файл «Ноты». Что изображено на рисунке?
Дети – Нотный стан или нотоносец, скрипичный ключ и ноты – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Педагог – Где пишутся ноты?
Дети – Под линейкой, на линейке, между линейками, на добавочной линейке.
- Основная часть – знакомство с расположением нот на нотном стане - 5 мин., «Звуки в красках».
Педагог – Итак, сейчас с помощью стихотворения вы узнаете, где «живёт» каждая нотка на нотном стане. Слушайте и повторяйте за мной:
Есть у каждой ноты дом,
Где живёшь ты, нота до ?
Здесь на маленькой скамейке,
На добавочной линейке.
Нота ре , где живёшь?
Где ты песенки поёшь?
Угадать сумей-ка,
Под первою линейкой.
Смотри, запомни и пойми –
На линейке первой – ми.
Между первой и второй
Фа глядит в окошко,
Между первой и второй
Тесно ей немножко.
На второй линейке соль
С нотой фа встречается,
Если скажешь фа и соль ,
Получается – фасоль.
И вы послушайте меня,
Пропела нота ля,
Пою я звонко, чисто,
Ля, ля, ля, ля, ля, ля.
На линейке третьей – си
Споёт, когда ни попроси.
Ребята, давайте пропоём эти ноты вслух.
4. «Звуки в красках» - 10 мин.
Педагог – С какими цветами у вас ассоциируется звучание этих нот? (устная работа) А теперь откройте нотный стан в программе Paint и раскрасьте ваши нотки в том цвете, о котором вы сейчас говорили, используя заливку. (Дети этой группы обучаются в студии «ИКС – файл», поэтому трудностей при работе с программой Paint не испытывают.
После выполнения индивидуального задания воспитанники объясняют свои ассоциации)
Педагог – А теперь я прочитаю вам стихотворение «Какого цвета ноты?», а вы сравните цвета нот из этого произведения со своими собственными. По окончании мы выберем того, у кого будет наибольшее количество совпадений.
А. Лопатина «Какого цвета ноты?»
Какого цвета нота до ?
Ей больше всех идёт бордо.
В бордовом платьице она
Всем больше во сто крат слышна.
У нотки ре наряд речной,
Он синевато-голубой.
Журчит она, как ручеёк,
То низок тон, то он высок.
У ноты ми вуаль полей,
Зелёный цвет сверкает в ней.
Ми, как волшебная волна,
Несёт всем людям мир она.
Фа обожает фиолет,
Заката солнечного цвет,
Жаль только, фа слегка грустна,
Но любит погрустить она.
Соль, словно солнца яркий луч,
Который светит из-за туч.
В наряде жёлто-золотом
Приносит нотка радость в дом.
А нотка ласковая ля ,
Как разноцветная земля,
В ней красочный букет полей,
Нет нотки веселей.
Си – неба синего краса,
В её наряде небеса,
В её звучании – полёт,
Ввысь нотка эта нас зовёт.
Все нотки – жители страны,
Где звуки с красками дружны,
В стране неповторимой этой
Любого встретит море света.
(Дети по ходу стихотворения сопоставляют цвета нот, выбирается ребёнок, наиболее правильно подобравший цвет каждой нотке)
Переход в актовый зал. Физминутка.
5. «Сочини мелодию» - 8 мин.
Педагог – Вторую часть нашего занятия мы проведём в актовом зале. Давайте ещё раз пропоём звукоряд от до до до и каждый из вас попробует сочинить мелодию из семи нот. (После пропевания звукоряда дети выбирают свой любимый цвет и фломастером записывают в произвольном порядке на стенде «Нотный стан» мелодию из семи нот)
Педагог – Песня над землёй звучала
Без конца и без начала.
«Принимайтесь за дела!» -
Нотки песня позвала.
Принялись послушно ноты
За волшебную работу.
Стали песенку писать
Быстро в нотную тетрадь.
Песня в ноты превратилась,
Рассмеялась, оживилась,
И пропела звонко нотам:
«Всем спасибо за работу!»
Педагог проигрывает на инструменте «сочинённые» мелодии в ритме колыбельной, затем дети пропевают их на слова «баю-баю-баю-бай». Выбираются наиболее понравившиеся и подходящие мелодии к колыбельной песне.
6. Вокальная работа – 10 мин.
Педагог – Ребята, а какую песню вы знаете про музыкальные звуки? Давайте её исполним.
Перед исполнением песни проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика по системе Стрельниковой, распевание на расширение диапазона, чистоту интонирования, дикцию (песенки – скороговорки)
Исполняется песня «Карусель мелодий»
7. Подведение итогов – 2 мин.
Педагог – Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии? Чем занимались?
Дети – Мы повторили название нот и узнали, где они пишутся, представляли ноты в цвете с помощью программы Paint, «сочиняли» колыбельную песню. Также повторяли распевки и песню «Карусель мелодий»
Педагог – Что на занятии для вас было наиболее интересно? А что показалось трудным?
Дети – «Сочинять» мелодию было интересно, а работать на компьютере в программе Paint было интересно и одновременно трудно.
Педагог – На этом наше занятие закончено. Спасибо всем за внимание. Молодцы!
Домашнее задание : Придумайте сказку о том, как нотки потерялись и не вышли на работу.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
п. Ханымей Пуровского района
Разработка открытого занятия
на тему:
«Любовь и доброта сделают
Мир прекрасным»
Подготовил:
педагог дополнительного образования
И. Н. Важинская
п. Ханымей
2013 г.
Тема занятия: «Любовь и доброта сделают мир прекрасным»
Год обучения : 2 год обучения.
Тип занятия: комбинированный.
Методы : продуктивный, словесный, практический, наглядно-демонстрационный, здоровьесберегающий, использование компьютерных технологий.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Цель : формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию понятия гражданской позиции, добра и милосердия, способности к нравственному саморазвитию.
Задачи: образовательные – формирование умения характеризовать музыкальные средства выразительности в изображении действующих лиц балета Чайковского «Спящая красавица»;
воспитательные – воспитание у детей чувства доброты и доброжелательного отношения друг к другу; воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности эмоционально откликаться на музыкальное произведение; воспитание чувства любви к светлому, доброму и прекрасному;
развивающие - развитие нравственных качеств учащихся, музыкального слуха, певческих навыков и навыков определения настроения музыки, творческого воображения и мышления; закреплять коммуникативные навыки.
Оборудование:
- синтезатор;
- музыкальный центр;
- телевизор;
- компьютер;
- портреты композитора П. И. Чайковского;
- столы, стулья;
- цветные карандаши;
- мольберты с магнитиками;
- презентация.
Дидактический материал: карточки с динамическими оттенками, графические карточки определения ритма, карточки с определением характера и настроения музыки, шаблоны доброй и злой феи; сердечки красного, желтого и синего цвета.
Музыкальный материал:
- «Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро»;
Темы феи Карабосс и феи Сирень из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица»;
Фонограммы песен: «Песенка о доброте», «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. А Хайта), «Дорога добра» (муз М. Минкова, сл. Ю. Энтина), «Доброта» (муз. И. Лученка), «Только добротой сердец» (муз. и сл. Н. Тананко).
Этапы занятия | Задачи этапа | Ход занятия | Время |
I. Вступительный этап
II . Повторение пройденного материала . III. Основная часть. 1.Слушание и анализ музыкального произведения. 2. «Художники-волшебники» 3. Вокальная работа: распевание, игра «Угадай-ка», исполнение песен. 4. Заключительная часть. Вывод. | Организация детей. Закрепление пройденного материала, развитие музыкального слуха и памяти . Развивать творческое воображение, мышление и эмоциональную отзывчивость на музыку. Способствоватьактивизации восприятия музыки через просмотр презентации. Создание музыкального образа с помощью выразительных средств. Развитие творческого воображения с помощью художественных средств. Развивать певческие навыки, музыкальный слух и память. | Вход детей на занятие под музыку (песня «О доброте») Педагог : Здравствуйте, дорогие дети! Сегодня у нас с вами необычное занятие, тема которого прозвучала в песне, под которую вы вошли в зал. Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о доброте) Правильно, тема нашего занятия – «Любовь и доброта сделают мир прекрасным» (слайд) Каждый из вас побывает в роли добрых волшебников, которые будут творить настоящие чудеса. Каких людей называют добрыми, а какими – злыми? (ответы детей) - Дорогие ребята, приготовьтесь оказаться в волшебном мире музыки. А кто же будет в нем главным чародеем? Постарайтесь угадать его имя, послушав музыку. Звучит фрагмент из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского («Танец маленьких лебедей»). После прослушивания дети дают ответы. Педагог: Почему Чайковского называют «чародеем»? (Своей волшебной музыкой он приводит нас в сказочный мир) А какие еще балеты Чайковского вы знаете? («Щелкунчик» и «Спящая красавица»)(слайд) - Итак, сейчас мы с вами попробуем превратиться в сказочных слушателей музыки. А какие слова превращения вы знаете? (ответы детей) Правильно: крибле, крабле, бумс! Во всех балетах Чайковского, как и в любых сказках, присутствуют образы добра и зла. Послушайте фрагмент из балета «Спящая красавица» и определите эти 2 образа с помощью выразительных средств. Вспомните «золотое правило» – чем надо слушать музыку? (сердцем) Давайте все вместе произнесем волшебное заклинание. Слушание темы феи Карабосс и феи Сирень Педагог: Каких героев изобразил Чайковский? (злого и доброго). Вспомните имена добрых и злых героев балета-сказки «Спящая красавица» (ответы детей). Вы прослушали темы злой феи Карабосс и доброй феи Сирень (на мольбертах прикрепляю карточки с именами фей) . Давайте создадим эти образы с помощью карточек с третьего мольберта. Выберите те, которые, по вашему мнению, соответствуют характеру звучания музыкальных характеристик (дети по очереди выбирают карточки с характеристиками: нежно, тревожно, спокойно, энергично, зловеще, взволнованно, грустно). А какие средства выразительности помогли вам определить характер и настроение этих фей, отличить их друг от друга? (ритм, динамика, темп). Продолжаем дополнять образы. (дети прикрепляют соответствующие графические карточки с изображением ритма (острый и плавный), динамики (тихо, громко, крещендо и т.д), темпа (быстро и медленно), комментируя свои действия) Ребята, вам не кажется, что чего-то не хватает? Правильно – картинок. Педагог: А сейчас мы превратимся с вами в сказочных художников (дети садятся за столы). Перед вами рисунки волшебниц. Ваша задача – превратить одну в «добрую», другую в «злую», раскрасив эти фигуры. А поможет вам в этом музыка. Произносим волшебное заклинание: крибле, крабле, бумс! На фоне повторного прослушивания темы Карабосс и феи Сирень дети выполняют задание, затем прикрепляют свои рисунки на мольберты в соответствии с образами. Педагог: Итак, сегодня на занятии вы совершили настоящие чудеса. Какая из созданных фей вам больше нравится и почему? (ответы детей) Посмотрите на этих персонажей в балете (слайды – картинки из балета «Спящая красавица») Педагог: Наше волшебство на этом не заканчивается (слайд) А сейчас, мои маленькие волшебники, поделитесь своей добротой. Вспомните, пожалуйста, песни о доброте. А я вам в этом помогу. Но перед исполнением песен что нужно сделать? (распеться) Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Распевка. Узнайте по вступлению название песни и спойте 1 куплет. А в каких волшебников вы сейчас превратитесь? (в сказочных исполнителей). Произносим заклинание. После прослушивания вступления дети пропевают по куплету каждой песни: «Доброта» (муз. И. Лученка), «Дорога добра» (муз. М. Минкова), «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева) Педагог: В заключении вспомните и расскажите стихи, пословицы и поговорки о доброте, которые вы нашли сами дома и выучили (дети читают стихи и пословицы: «Жизнь дана на добрые дела», «Добрые слова дороже богатства», «Мир не без добрых людей», «Доброе слово лечит, а злое калечит», «Добра желаешь – добро и делай») слайд Заключительная песня «Только добротой сердец» (муз. Н. Тананко). Педагог: А теперь посмотрите на оформление. Что вы видите? (солнышко, цветы и сердечки) Это ваши сердечки, и они разного цвета. Выберите сердечко того цвета, какой вам больше нравится (под музыку дети выбирают сердечки) - У кого в руках сердце желтого цвета, тот добрый и ласковый. У кого синее сердце – тот мужественный и сильный. А красное сердце – горячее. Возьмите их и сохраните на память о нашем занятии, а дома можете подарить его самому дорогому человеку. Ну, а самое большое сердце – это моё, и я дарю его вам, дорогие мои. (педагог открепляет по цветочку от сердца и дарит детям) Что для вас сегодня было интересным? А с какими затруднениями столкнулись на занятии? Кто поработал от души? С каким настроением пойдете домой? Как вы думаете, наше волшебство закончилось? (ответы детей) Наше волшебство не заканчивается, ведь вы до сих пор маленькие волшебники, и постарайтесь ими остаться дома, делайте добрые дела, чаще улыбайтесь, любуйтесь красотой, умейте восхищаться и не забывайте, что ЛЮБОВЬ И ДОБРОТА (все вместе) ДЕЛАЮТ МИР ПРЕКРАСНЫМ! | 3 мин . 2 мин . 30 мин . 10 мин. 6 мин. 14 мин. 5 мин . |
Использованная литература:
- Курушина Т. А. «Музыка» 1-6 классы. Творческое развитие учащихся. «Учитель» Волгоград, 2009г., с. 30.
- Лазарева Т. «Красота спасёт мир», учебно-методическое пособие для православно ориентированных школ и педагогов, «Артос-Медиа», Москва 2006г., с.107, 120, 280.
- Смолина Е. А. «Современный урок музыки», творческие приёмы и задания. «Академия развития» Ярославль, 2006г., с. 46.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района
Разработка открытого занятия
на тему:
«Музыкальный подарок»
Подготовил:
педагог дополнительного образования
И. Н. Важинская
п. Ханымей
2011 г.
Тема занятия: «Музыкальный подарок»
Раздел программы : «Красота и правда в искусстве и в жизни»
Год обучения : 3 год обучения.
Тип занятия: закрепление знаний, умений и навыков.
Методы : продуктивный, словесный, практический, наглядно-демонстрационный, здоровьесберегающий.
Формы работы: групповая.
Цель : создать атмосферу праздника, показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого отображения её в музыкальных произведениях.
Задачи: закрепить первичные знания детей нотной грамоты, развивать творческое воображение, мышление и певческие навыки, воспитать любовь к природе и уважение друг к другу.
Оборудование:
- Стенд «Нотный стан»;
- синтезатор;
- музыкальный центр;
- видеомагнитофон;
- телевизор;
- портрет композитора Антонио Вивальди;
Коврики для релаксации;
- СД – диск «Шедевры классической музыки»;
- фонограмма песни «Долгожданная весна».
Ход занятия:
Этапы занятия | Задачи этапа | Ход занятия | Время |
2. Повторение пройденного материала. 3. Основная часть. Постановка музыкальной сказки. Слушание и анализ музыкального произведения. Исполнение песни. 4. Заключительная часть. Вывод | Организация детей. Сосредоточить внимание детей на продуктивную деятельность. Закрепление пройденного материала, развивать память. Развивать артистизм, творческое воображение, мышление и эмоциональную отзывчивость на музыку. Способствовать активизации восприятия музыки через просмотр видеофильма. Развивать певческие навыки, воспитать любовь к природе через слушание и исполнение музыкальных произведений о весне. Анализ полученных результатов | Педагог : Здравствуйте, дорогие дети! Сегодня у нас с вами необычное занятие, тема которого «Музыкальный подарок». Цель нашего занятия – закрепить ваши знания, умения и навыки через музыкальное творчество. Все вы знаете, что подарки дарят на праздники, поэтому мы постараемся превратить наше занятие в настоящий праздник, на котором будем дарить друг другу подарки, но вот какие – вы узнаете в процессе занятия. Педагог: Итак, отгадайте сначала загадку: Семь сестрёнок, Семь чудесниц, Ты их встретишь В каждой песне, Дружно все они живут, Отгадай, как их зовут? Дети: Ноты. Педагог: Давайте вспомним их названия. Дети: До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Педагог: На одном из занятий вы узнали, где эти нотки «живут». Дети: Ноты пишутся на нотном стане или нотоносце: под линеечкой, между линеечками, на линеечке и над линеечкой, а также на добавочной линейке. Педагог (обращает внимание детей на нотный стан): Кто же открывает нотный стан? Дети: Скрипичный ключ. Далее дети по очереди записывают ноты по порядку. Для закрепления педагог да ё т индивидуальное задание, называя ноты в разном порядке, а дети размещают их на нотоносце. Педагог: А вот и первый «подарок», который вы мне преподнесли. Это ваши отличные знания по музыкальной грамоте. Педагог: А теперь представьте, что вы эти самые нотки, и сейчас мы с вами покажем сказку, которая называется «Подарок». (приложение) Педагогам раздаются слова главных героев сказки. Показ музыкальной сказки. Педагог: А этот подарок кто кому подарил? Дети: Этот «подарок» мы подарили друг другу и нашим гостям, то есть дружбу между нами и любовь к музыке. Педагог: Сейчас я познакомлю вас с одним из музыкальных произведений, которое написал известный итальянский композитор Антонио Вивальди (внимание на портрет). Это произведение он назвал «Времена года», написал в жанре Концерта для скрипки с оркестром, а вот о каком времене года пойд ё т речь – догадайтесь сами. Дети: Весна! Педагог: Назовите признаки весны у нас на Крайнем севере. Дети: День стал длиннее, солнце ярче, небо - голубым, снег - серым и рыхлым, птицы поют веселее и звонче. Педагог: Перед слушанием давайте провед ё м физминутку. Я читаю стихотворение, вы вставляете там, где надо слово «музыка » и при этом поднимаете руки вверх. Физминутка Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку, Что такое это музыка ? Расскажите мне скорей. Птичьи трели – это музыка, И капели – это музыка Есть особенная музыка В тихом шелесте ветвей. И у ветра, и у солнышка, И у тучки, и у дождика, И у маленького зёрнышка Тоже музыка своя. Мы хотим увидеть музыку! Мы хотим услышать музыку! Педагог: Слушайте и смотрите! Педагог предлагает послушать музыку, л ё жа на ковриках и с закрытыми глазами. Слушание Первой части Концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди «Весна». Педагог: Какое настроение создала эта музыка? Какие инструменты вы услышали? Что «увидели» или представили в этом произведении? Сколько в этом произведении частей? (ответы детей) Педагог: А теперь обратите ваше внимание на телевизор и посмотрите, что придумали режисс ё ры этого видеофильма, как эти талантливые люди соотнесли музыку Вивальди с природой. Слушание произведения и просмотр видеофильма. Педагог: Понравилась вам музыка? А какое прослушивание вам понравилось больше – л ё жа на ковриках или через видеозапись на фоне природы? И почему? (ответы детей) Видеофильм – это мой подарок вам и всем гостям, ведь каждый из всех присутствующих во время музыки мечтал попасть в мир прекрасной весенней природы. Ну, и последним музыкальным подарком будет, конечно же, хорошая песня про весну. Дети исполняют песню «Долгожданная весна» Педагог : Итак, наше праздничное занятие подошло к концу. Чем мы сегодня с вами занимались? Что повторили? Что узнали нового? Кто потрудился от души? Какие «подарки» мы дарили друг другу? С каким настроением уйд ё те домой? (ответы детей) А самое главное, каждый из вас получил сегодня главный «подарок», это радость и удовольствие, улыбки, любовь и уважение друг к другу. Мир музыки теперь всегда с тобой, Мы вместе потрудились не напрасно. Он призывает: «Радуйся и пой - Мелодий много, все они прекрасны!» - Всем спасибо. До свидания! | 2 мин. 8 мин. 12 мин. 2 мин. 1 мин. . 3 мин. 3 мин. 3 мин. Разработка открытого занятия на тему: Подготовил: Педагог дополнительного образования И. Н. Важинская п. Ханымей 2012 г. Тема занятия: «Оркестр русских народных инструментов» Раздел программы : « Русское народное творчество» Год обучения : 2 год обучения. Тип занятия: обобщение Методы : продуктивный, словесный, практический, наглядно-демонстрационный, использование ИКТ. Формы работы: групповая, индивидуальная. Цель : обобщить знания и представления детей о русских народных инструментах, используя компьютерные технологии. Задачи: углубить и закрепить первичные знания детей по истории культуры русского народа; развивать творческое воображение, мышление и певческие навыки; воспитать любовь и уважение к народному творчеству. Оборудование:
Ход занятия: 1.Этап занятия: вступительный этап
Задачи этапа: о рганизация детей. Сосредоточить внимание детей на продуктивную деятельность. Педагог : Здравствуйте, дорогие дети! Сегодня у нас с вами необычное занятие, тема которого – «Оркестр русских народных инструментов» Первая его часть пройдёт в компьютерном кабинете, а вторая – в музыкальном. Цель нашего занятия – обобщить ваши знания и представления о русских народных инструментах. Повторение правил поведения в кабинете и работы с компьютером. 2. Повторение пройденного материала . Задачи этапа : закрепить пройденный материал с применением ИКТ, развивать творческое мышление и память через музыкальный тест. Педагог: Итак, откройте на рабочем столе папку «Музыкальная гостиная», далее презентацию «Русские народные инструменты», слайд (№1) «Оркестры». Перед вами 2 вида оркестра, назовите их. Дети: симфонический и оркестр русских народных инструментов. Педагог: Как вы определили? (по инструментам, называют их, а также по костюмам исполнителей). Откройте следующий файл (№2) «Музыкальный тест». Задание: из 4-х изображённых инструментов определите лишний и объясните почему? - скрипка , балалайка, бубен, ложки; - трещотка, треугольник, арфа , жалейка; - рожок, гармонь, гитара , гусли; - валторна, труба, баян , тромбон. 3. Основная часть . Слушание музыки, анализ произведения. Задачи: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, определять на слух музыкальные инструменты, расширить знания детей по истории создания народного оркестра. Педагог : Откройте следующий файл (№3) «Оркестр русских народных инструментов» и прочитайте стихотворение. Дети (по очереди): Эх, оркестр народный, Раздольно-хороводный! Если грянет плясовую – Я со всеми затанцую. Если песню грустную – Грусть в душе почувствую! То он плачет, то хохочет – С нами делает, что хочет! Л.Яковлев Педагог: Как вы понимаете слова из этого стихотворения? (ответы детей). А теперь давайте послушаем русскую народную плясовую «Светит месяц». (Слушание музыки ). Педагог: Какое настроение создала эта музыка? Какие инструменты вы услышали? Соответствует ли эта музыка стихотворению Яковлева? (ответы детей) Педагог: Какова роль балалайки и гармони в русском народном творчестве? Дети: Эти инструменты являются символами русской народной музыки, поэтому в оркестре их больше всех по количеству. Педагог: А вы знаете, что первый оркестр состоял из одних балалаек. Но это был только ансамбль балалаечников, который создал известный музыкант, балалаечник - виртуоз В. В. Андреев в 1888 г. С тех пор возникло немало подобных коллективов, к балалайкам постепенно добавлялись и другие народные инструменты. Но Оркестр русских народных инструментов им. Андреева является самым лучшим. (переход в кабинет музыки) 4. «Игра в оркестр». Задачи : способствовать активизации восприятия музыки, создание у детей впечатления участия в исполнении музыки, развитие чувства ритма. Педагог : Как вы думаете, будет ли плясовая, которую мы послушали веселее, если мы добавим к ней шумовые инструменты? (да) Сейчас я буду загадывать вам загадки про инструменты, и кто отгадает, тот и получит его. А кому не повезет, тот наденет колпак Петрушки и спляшет нам. Загадки : (после отгадывания детям раздаются инструменты и колпаки Петрушки ) 1.Была берёзовая чурка, Валялась, где лежат дрова, Потом из чурки вышло чудо, Точнее, не одно, а два. Два чуда – две чудесных (ложки) Округлых, звонких, расписных, Чечётку, даже без гармошки Я так отплясывал под них! 2.Постучать в него мы любим, Весело играет… бубен. 3.На полянку всех зову И играю ду-ду-ду! Хороши погудочки У весёлой … дудочки! 4.Этот инструмент все школьники слышат 2 раза в год на торжественных линейках (колокольчик). Исполнение русской народной плясовой с движениями с помощью шумовых инструментов. 5. Вокальная работа. Задачи : развитие певческих навыков, воспитание любви к народной песне Педагог : В заключение нашего занятия давайте исполним русскую народную песню. Какие вы знаете народные песни? (ответы детей) Подготовка к пению: мимическая и дыхательная гимнастика, распевание (на расширение диапазона, на дикцию) Исполнение русской народной песни «На горе-то калина» с шумовыми инструментами (а капелла) (вспомнить что означает этот термин) 6. Заключительная часть. Вывод Задачи : анализ полученных результатов Педагог : Итак, наше занятие подошло к концу. Чем мы сегодня с вами занимались? Что повторили? Что узнали нового? С каким настроением уйдёте домой? (ответы детей) Сегодня вы закрепили свои знания по основной теме «Русское народное творчество», а для чего мы изучали эту тему? Дети: Это история русского народа, его культура, которую мы должны изучать, любить и уважать. Конспект занятия в старшей группе с использованием ИКТ на тему: Круговорот воды в природе. Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект познавательного занятия в старшей группе с использование ИКТ на тему: Круговорот воды в природе. Данное занятие будет полезно воспитателям старших групп, родителям. Конспект направлен на формирование знаний детей о круговороте воды в природе. Цель: сформировать у детей представление о круговороте воды. Задачи: 1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту; 2. Познакомить детей с круговоротом воды в природе; 3. Обогащать словарный запас детей; 4. Активировать познавательную деятельность, развивать образное мышление; 5. Познакомить детей с тремя состояниями воды (твердое, жидкое и газообразное) Дополнительный материал: презентация «Круговорот воды в природе», зеркало, электрический чайник. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, давайте начнем наше занятие с отрывка из стихотворения Алексея Плещеева. Послушайте его, пожалуйста, и скажите о каком времени года идет речь. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Воспитатель: О каком времени года писал поэт в своем стихотворении? (ответы детей) Правильно дети, о весне! Стихотворение так и называется – «Весна». А что происходит весной с нашей природой? Как изменяется все вокруг нас? (ответы детей). Да, действительно, на улице тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветы, прилетают птицы, вы все правильно назвали. Но сегодня, я бы хотела вас познакомить с таким явлением, как круговорот воды в природе. (1 слайд). Воспитатель: Сегодня у нас необычная гостья. (2 слайд) Кто это ребята? (ответы детей) Конечно, это Капелька! Она сказала, что проделала долгий путь, чтобы попасть к нам. Давайте я расскажу и покажу вам ее необычное путешествие? Итак, слушайте дети. Воспитатель: Еще несколько месяцев назад, я со своими сестрами-капельками жила на большой и пушистой тучке.(3 слайд) Со временем нас становилось все больше и больше. И вот однажды, решив посмотреть, что происходит на земле, мы отправились к краю тучи.(4 слайд) Оттуда были видны голые деревья и усеянная листьями земля. (5 слайд) В этот момент подул сильный ветер. Мы не удержались и полетели вниз.(6 слайд) Подлетая к земле все заметили, что становится очень холодно, и начали замерзать. На землю мы уже спустились снежинками.(7 слайд) Наступала зима. Постепенно мои сестренки, которые стали такими же снежинками, как и я укрыли землю белым снегом. Всю зиму мы наблюдали, как дети и взрослые нам радуются. Как катаются на санках, играют в снежки, лепят снеговиков.(8 слайд) Но вот на улице стало теплей. Солнце с каждым днем пригревало все сильнее, и постепенно начали таять. Сначала мы испугались. Неужели мы больше не увидим эти прекрасные сады, бескрайние леса и поля? Начав таять, мы стали собираться вместе и потекли маленькими ручейками по земле, чтобы потом впасть в небольшую речку на окраине села.(9 слайд) Вы нас видели ребята? Кто-то мерил глубину этих ручейков, кто-то пускал кораблики. Многие из нас уже вернулись домой. Как? Вы когда-нибудь видели дымок, поднимающийся над водой?(10 слайд) Это пар, который появляется, когда на улице достаточно высокая температура. Он поднимает нас к самому небу, чтобы мы вновь собирались вместе. А когда нас соберется очень много, мы опять вернемся к вам, на землю. Прольемся летним или осенним дождем, а может быть вновь, выпадем первым снегом.(11 слайд) А теперь мне пора, тоже возвращаться домой. До встречи!(12 слайд) Воспитатель: Ребята, вам понравилась история нашей гостьи? О чем она рассказала? (ответы детей) Молодцы дети, вы многое запомнили из ее рассказа. А сейчас давайте отдохнем. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы - мои детки Капельки. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг, подул сильный ветер и капельки (“под музыку дождя” танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало поодиночке, и собрались они сначала маленькими ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. (взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой реке, и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх, к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх) Воспитатель: Хорошо отдохнули ребята? А вы помните, как именно Капелька возвращалась на небо в тучку? (ответы детей) Она поднималась с помощью пара. Где еще мы можем видеть пар? (ответы детей) Воспитатель: Давайте с вами проведем небольшой эксперимент по превращению воды в пар - газообразное состояние, а затем в воду- жидкое состояние воды. Для этого нам понадобятся: чайник с водой и зеркало. Воспитатель: Для начала, нужно вскипятить воду. Видите, из носика чайника поднимается «дымок» - это пар. Он очень горячий и может обжечь, если поднести руку. На самом деле пар-это вода, которая при нагревании поднимается в воздух. А сейчас поднесем к пару холодное зеркало. Что вы видите? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, на зеркале появились капельки воды. Они появляются при соприкосновении горячего пара с холодным зеркалом. Именно так в природе и происходит круговорот воды в природе.(15 слайд) При нагревании с поверхности земли испаряется вода и поднимается в атмосферу в виде пара. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится и пар снова становится чем? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, водой! И потом капельки образуют облака. Когда в облаке собирается слишком много воды, он становится тяжелым и начинает идти дождь. Так вода возвращается снова на землю. Но зимой дождя нет. Как же тогда вода вновь сможет вернуться на землю? (ответы детей) Воспитатель: Зимой идет снег. Снежинки образуются, как и капельки дождя, просто при приближении к земле, когда очень холодно, капельки превращаются в кристаллики льда-снежинки. А это уже третье состояние воды - твердое. Ведь, правда, что лед твердый? Воспитатель: Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на занятии? (ответы детей) Вы все правильно сказали. Вода действительно «ходит по кругу» и это называется круговорот. А в каких трех состояниях бывает вода? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень много запомнили на нашем занятии и я надеюсь, что эти знания вам пригодятся. Спасибо за внимание! Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ Тема: «Зимнее путешествие» Средняя группа. Воспитатель Христофорова О.С. Задачи занятия:
Материал и оборудование:
Предварительная работа:
1.Вводный этап. Вхождение в игровую ситуацию Воспитатель Ребятки, посмотрите в окно и скажите, пожалуйста, какое же время года у нас сейчас? (различные ответы детей) Правильно. Сейчас у нас зима. А вы когда-нибудь были в зимнем лесу? (ответы детей). Давайте отправимся сегодня с вами в путешествие в зимний лес, но для начала нам нужно одеть теплую одежду, согласны? Что же нам необходимо надеть? (ответы детей). (проводится подвижная игра «Оденься» с имитацией движений) 2.Опыт со снегом, установление причинно-следственных связей. (звучит фонограмма «Въюга») Воспитатель - Ветер дует, холодно зимой. Ребятки, посмотрите какие сугробы намело в лесу, а хотите потрогать снег? (ответы детей) какой же у нас снег – холодный или теплый? (ответы детей) Почему он тает в наших руках? (ответы детей) Правильно, ребятки, наши ручки теплые, а снежок – холодный, и поэтому он тает в наших руках. А еще наши ручки теплые, потому что мы зимой одеваемся тепло и не мерзнем, а скажите мне, как же животные живут в зимнее время? (ответы детей) ну, раз мы пришли в зимний лес. Предлагаю посмотреть все своими глазами. Но для начала нам нужно отгадать загадки, чтобы узнать, к каким животным мы сегодня попадем в гости. 3.Беседа на обобщение и закрепление знаний детей о животных (белка, заяц, лиса) с параллельным применением презентационного материала) (приложение №1)Знакомство с новыми словами, словарная работа.
Как белка выглядит? Чем питается? Где берет еду? Почему белка легко находит шишку под снегом? Куда белка прячется в сильные морозы? Чем утепляет свое гнездо, дупло? (дети высказывают свои мысли, воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание на правильные ответы) Да, гнездо у белки получается очень теплое, а я вам сейчас расскажу, как она его строит: Сначала белка ищет укромное место на хвойном дереве. И сплетает из тонких веточек гнездо. Передними лапками она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья, друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар. А сбоку оставляет отверстие для входа. Такое беличье гнездо называют “ гайно” . Как можно по другому назвать гнездо белки? Кто запомнил? Давайте ещё раз повторим – “гайно”. Иногда белка живет в старом гнезде вороны или сороки, часто зимует в глубоком дупле старого дерева. Слушайте следующую загадку
Как заяц утепляет свою нору? Скажите, как заяц готовится к зиме? Почему заяц меняет окраску на зиму? Как заяц спасается от врагов? А что же заяц кушает в лесу зимой? (ответы детей) Да, еды для зайчика в лесу маловато. Поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают старые капустные кочерыжки, могут погрызть стволы яблонек. Бывает, что в лесу зайцы скачут за лосями, лоси объедают можжевеловые кусты. А зайка терпеливо ждет. Вот осинка помешала лосю, он махнул головой – ветка обломилась и воткнулась в снег. Зайка не боится, с удовольствием грызет обломки ветки – подарок лося. Ну, что, ребятки, интересно нам в зимнем лесу? А давайте мы немножко отдохнем и поиграем. 4.Подвижная игра «Лиса и зайцы» (физкультминутка)(с использованием музыки) – По лесной лужайке «Зайцы» играют на «полянке» – Вот они! 5. Продолжение беседы о животных
– Почему говорят: “Лиса – всему свету краса!”? Как меняется лисий наряд к зиме? Как называется жилище лисы? Чей дом может занять лиса?– Чем питается лиса зимой?(ответы детей) Конечно, главным кормом лисички становятся мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо. Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она “мышкует”. Что наша лисичка делала сейчас? Правильно – “мышковала”. 6. Подвижная игра с моделями «Кто, где живет»(с использованием музыки) Ну, вот мы с вами и увидели, где живут звери, вспомнили, чем они питаются и почему не мерзнут зимой. А хотите поиграть со зверятами в игру? (Детям раздать по карточке-модели: оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат. Треугольник – лиса, круг – белка, квадрат – заяц. Под музыку дети начинают имитировать движения животных, с окончанием музыки – занимают свои домики.) Повторить 2-3 раза. 7. Дидактическая игра «Кто чем питается в лесу.» – Устали, наверное, а вот и дерево поваленное (скамейка), давайте сядем, отдохнем. Поиграем еще в одну игру “Кто и чем питается в лесу” (на столе лежат предметы: шишки, веточки, мышки. Нужные предметы дети относят животным) 8. Заключительный этап Ну, что, ребятки, засиделись мы что-то с вами в зимнем лесу, а ведь нам пора возвращаться в детский сад, в нашу группу. Давайте попрощаемся с нашими новыми лесными друзьями. Понравилось вам наше зимнее путешествие? (рефлексия, ответы детей, под бодрую музыку дети выходят из группы) |