Контроль выполнения заявок в тсж. Проверка финансово-хозяиственной деятельности: аудит ТСЖ контролирующими органами
Для выявления всевозможных проблем в деятельности ТСЖ и их своевременного устранения, целесообразно проводить аудиторскую проверку не менее раза в год. Стоимость проведения аудита ТСЖ и Управляющих Компаний Наша практика показала - цена аудита ТСЖ во много раз меньше растраченных, разворованных средств. Лучше вовремя предотвратить махинации, чем годами судится и ждать возврата украденных денежных средств. Стоимость аудиторской проверки ТСЖ за 2015 и другие года, зависит от технического задания Заказчика аудита (сроков проведения, объема и количества документов первичного бухгалтерского учета, необходимости подготовки аудитором отчета о проведенной проверке, и т.п.). Примерная стоимость полного аудита ТСЖ г.Казани: - при наличии квартир 150-200 шт – от 35000 руб. - при наличии в ТСЖ 300 квартир – от 45000 руб.
Проведение аудита тсж (товарищество собственников жилья)
Роман Калинкин 03.07.2013 Россия, Калининградская область, Калининград Здраствуйте. Возникла необходимость проведения аудита ТСЖ. Жилищный кодекс РФ упоминает об аудиторских проверках в следующем контексте: в соответствии с п.
3 ст. 143 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами: бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок). К исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ относится также вопрос об утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок) - п.п.8.1 п.
2 ст. 145 ЖК РФ.
Аудит тсж
Внимание
Вопросы относительно требований собственников помещений разрешаются ревизионной комиссией. По определению, приведенному в положениях статьи 150 ЖК РФ, она является надзорным органом, осуществляющей контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организации.
Ревизионная комиссия наделена правом осуществления проверок в любое время на протяжении текущего года. В соответствии с нормативами ревизионная комиссия производит проверку деятельности товарищества ежегодно, после чего ее результаты представляет общему собранию.
Помимо того представлению подлежит смета, составленная исходя из получаемых доходов и истраченных средств и отчет, где указываются размеры вносимых в него взносов и платежей. Они устанавливаются правлением, утверждаются на общем собрании.
Смета составляется правлением ТСЖ в соответствии с положениями статьи 148 ЖК РФ.
Зачем нужен аудит тсж?
Зачем нужна проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ? Что проверяют при аудите ТСЖ? Прежде всего, отметим, что под ТСЖ понимается вид товариществ собственников недвижимости (ТСН), представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (ст.135 ЖК РФ). Кроме того, ТСЖ представляет собой некоммерческую организацию и, следовательно, на нее распространяется действие Федерального закона от 12.01.1996 г.
№7-
ФЗ «О некоммерческих организациях». Основной целью ТСЖ является управление многоквартирным домом. Собственниками помещений в многоквартирном доме могут быть как физические, так и юридические лица.
Вступление собственников в члены ТСЖ является добровольным. Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества (пп.1 п.2 ст.151 ЖК РФ).
После аудита возможно направление обоснованного заявления в государственные следственные и иные органы с целью привлечения к ответственности виновных лиц ТСЖ, а также предъявление иска о возмещении убытков.Ревизия деятельности председателя ТСЖ. В товариществе собственников недвижимости председатель правления, жилья имеет право действовать как руководитель без доверенности от имени товарищества, подписывать от первого лица платежные документы и совершать сделки, которые по действующему законодательству и уставом ТСЖ не требуют обязательного одобрения общим собранием членов товарищества либо правлением товарищества (Жилищный кодекс РФ).
Инфо
Жильцы часто хотят проверить деятельность только одного председателя, без аудита деятельности ТСЖ в целом. Но работу председателя ТСЖ, ТСН в отдельности от самой деятельности ТСЖ аудировать смысла нет.
- привлечение аффилированных правлению организаций для выполнения работ по завышенным ценам;
- оказание услуг «на бумаге»;
- выполнение ненужных работ с последующим их переделыванием;
- помещение средств отдельных фондов дома на срочный вклад с присвоением процентов;
- необоснованное повышение заработной платы членам правления;
- отчуждение или сдача в аренду общего имущества по заведомо заниженным ценам, с выплатой денежного бонуса лично председателю;
- намеренное нарушение финансовой и налоговой дисциплины в виде взимания взносов в наличной форме с целью сокрытия реального размера накопленных средств для дальнейшего присвоения.
Неудовлетворительное исполнение обязанностей по управлению общим имуществом может явиться следствием не столько махинаций со стороны правления, сколько некомпетентностью или небрежностью.
Как провести аудит в тсж согласно жк рф
ТСЖ. Кто может её начать и кто правомочен её проводить, сколько стоит аудиторская проверка ТСЖ, кто защитит от злоупотреблений правления – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый собственник жилья. Содержание
- Кто может инициировать аудиторскую проверку и как проверить ТСЖ на воровство?
- Стоимость аудита и работа счётной комиссии ТСЖ
- Необходимость контроля
- Кто может проводить инспектирование?
- Как выявить воровство?
- Ревизионная проверка ТСЖ
- Аудит со стороны председателя
- Порядок аудиторской проверки
Кто может инициировать аудиторскую проверку и как проверить ТСЖ на воровство? С ненадлежащим содержанием придомовой территории и некачественным оказанием коммунальных услуг может столкнуться любой житель мегаполиса, вне зависимости от того, кто обслуживает дом - ТСЖ или управляющая компания.
После чего провести аналитическую работу по выявлению аффилированных лиц и конечных бенефициаров по сделкам. Проверить соответствие заключённых договоров современным рыночным условиям.
Выяснить на электронном сервисе ФНС взаимное соответствие реквизитов контрагентов. Проверить тарифы ЖКХ.По итогам проведения проверки правоохранительными, налоговыми или надзорными органами на ТСЖ может быть наложен штраф, который подлежит уплате за счёт общего имущества.
Ревизионная проверка ТСЖ Законом предусмотрена одна обязательная ежегодная проверка деятельности товарищества – ревизионная. Полная ревизия деятельности ТСЖ осуществляется силами специально созданного постоянного органа товарищества.
Как её назначить и провести,решают собственники жилья на общем собрании при утверждении Устава.
Независимые, опытные аудиторы проверят и оценят качество работы сотрудников, бухгалтера ТСЖ, а также сторонних организаций - поставщиков и подрядчиков. Деятельность ревизионных комиссий ТСЖ близка к деятельности по аудиторским, бухгалтерским проверкам ТСЖ.
Аудиторская организация также может оказать профессиональную квалифицированную помощь ревизионной комиссии ТСЖ, помогать в ее непосредственной работе. Товарищество собственников жилья, особенно часто сталкивается с проблемами по ведению бухгалтерии и остро нуждается в правовой поддержке.
Наша аудиторская практика ярко показывает, что количество выявленных замечаний и нарушений в ТСЖ намного выше среднего показателя чем по обычному аудиту коммерческих организаций. Аудит и ревизии позволяют выявить возможные махинации в ТСЖ, препятствуют обману жильцов многоквартирных домов.
Возможно, достаточно будет возможности привлечь аудитора членами товарищества при наличии сомнений в обоснованности осуществляемых расходов;
- право членов товарищества привлечь аудитора для проведения проверки деятельности товарищества за выбранный период (такое право, например, может быть реализовано по инициативе не менее 10 % членов товарищества).
Внесение в устав данных изменений поможет контролировать финансовую деятельность товарищества в любое время. В случае, если будут выявлены факты нецелевого расходования денежных средств, занижения доходов товарищества, использования полученной прибыли не в соответствии с решениями товарищества, нарушения правил содержания и ремонта жилого дома, ТСЖ и/или председатель правления могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
Порядок проведения этого процесса В первую очередь происходит заключение соглашения с компанией-исполнителем. В договоре с аудиторской компанией указывается:
- цели аудита;
- сроки проведения;
- место проведения;
- проверяемый период;
- перечень необходимой документации.
Внимание! Аудиторская фирма должна состоять в федеральном учёте аудиторских организаций для получения права называться таковой, а сотрудники фирмы, осуществляющие проверку, должны иметь аудиторский аттестат (статьи 3 ФЗ № 307 и статьи 4 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности»).
Статья 3 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности».
Каждый житель многоквартирного дома может столкнуться с проблемами относительно управления им, правильной организации его эксплуатации. Кроме того могут возникнуть вопросы относительно уборки придомовой территории, ремонта конструкций здания. Собственник помещения не в силах один разрешить все вопросы, связанные с проблемами эксплуатации многоквартирного дома, поэтому выходом может стать вступление в товарищество, образованное собственниками. Что это такое Зачастую жильцы многоквартирного дома расценивают действия ТСЖ, его председателя относительно финансовых операций не удовлетворяющим требованиям устава. Они считают, что стоимость коммунальных услуг высокая, завышена сметная стоимость на производство ремонта в подъездных помещениях, качество произведенных работ не соответствует требованиям строительных норм и правил.
Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.
Законодательная база
Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК , Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ , ФЗ № 210 .
В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.
Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.
ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.
КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.
Органы
Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.
Федеральный уровень
Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.
Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?
Сюда входят:
- Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
- Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
- Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.
Региональный уровень
Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.
На региональном уровне управляющие компании подчиняются:
1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:
- содержание жилых помещений;
- проведение перепланировок и переустройств;
- содержание и ремонт общего имущества в МКД;
- размер оплаты за содержание жилых помещений;
- перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
- предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
- формирование ремонтных фондов.
Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.
Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.
2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».
3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:
- проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
- контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
- следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
- проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.
В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.
Местный уровень
На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.
Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:
- проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
- следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
- проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
- следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.
Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.
В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.
Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.
Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.
По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.
Контроль со стороны жильцов
Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.
В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.
Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.
Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).
Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.
Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.
Аудиторские проверки
Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:
- соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
- правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
- эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).
По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).
В ходе проверки внимание обращается на такие документы:
- сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
- отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
- отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;
Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.
Выводы
Итак, кому подчиняются управляющие компании?
УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ является обязательным условием существования товарищества жильцов. После получения свидетельств на право собственности на квартиру наступает период решения бюрократических вопросов. Главным из них является формирование и официальное признание нового товарищества собственников. Как любое юридическое лицо, вновь созданный коллектив подлежит аудиту ТСЖ по установленным правилам.
Создание юридического лица начинается с определения способа управления новостройкой. Грамотный выбор управляющей компании необходим для контроля за внешним видом домовладения, своевременной замены и ремонта внутридомового оборудования, уборки прилегающей территории и многих других функций. Жильцы, выбирая управление, должны вовремя оплачивать предоставляемые услуги и соблюдать условия соглашения.
Большинство владельцев квартир не принимают участие в формировании юридической базы коллектива, не приходят на общие собрания и возлагают важную миссию на граждан с более активной позицией. Жилищное законодательство позволяет выбрать управляющую компанию удобным для собственников способом и затем пользоваться установленными правилами.
Первой организационной формой является выбор существующей управляющей компании, обслуживающей другие дома. Новоселы имеют право и возможность ознакомиться с деятельностью компании, прислушаться к отзывам уже пользующихся услугами граждан. Чаще всего жильцы приходят к выводу, что предоставляемые услуги не отвечают требованиям по качеству, материальное вознаграждение не оправданно завышено и может быть гораздо меньшей суммой.
Второй и наиболее востребованной организационной формой является товарищество собственников жилья. Граждане самостоятельно решают финансовые вопросы и проблемы, возникающие в период существования дома. Жильцы создают и входят в состав правления, участвуют в формировании тарифов на оплату услуг. Собственники напрямую заинтересованы в сохранении здания и коммуникаций, проведении капитальных ремонтов и экономии собираемых средств.
Грамотная организация позволяет осуществлять наиболее эффективную схему управления, экономить средства граждан и содержать жилище в надлежащем виде. В новостройках большинство жителей являются активными людьми, среднего и молодого возраста.
Такой контингент вполне может разобраться в тонкостях ЖКУ, создать и контролировать выбранное из числа владельцев правление. Перед созданием ТСЖ необходимо ознакомиться с особенностями данной схемы управления.
ТСЖ является многофункциональной организацией, которой законом разрешено участвовать в нескольких видах юридической деятельности. Организация по сути является некоммерческой структурой. Поэтому существует запрет на использование собранных средств на проведение коммерческой деятельности. Оплата услуг обеспечивающих организаций должна идти непосредственно согласно заключенным договорам.
Имея значительные средства на расчетных счетах, у правления ТСЖ может возникнуть желание направить деньги на финансовую деятельность, даже в открытых целях, без преступных намерений. Это невозможно, ведь основой деятельности является содержание дома, не более того. Являясь юридическим лицом, товарищество оплачивает налоги, предоставляет рабочие места на постоянной и временной основе, должно подвергаться проверке финансово хозяйственной деятельности ТСЖ.
Нарушения, выявленные при аудите надзорными органами, приведут к административному наказанию самого юридического лица и конкретно виновных лиц. Перед созданием собственного управления необходимо взвесить все существующие правила и установки по ведению отчетности и грамотной деятельности.
Финансовая составляющая деятельности ТСЖ
Сбор и контроль за средствами жильцов составляет основу финансовой составляющей ТСЖ. Правление должно оплачивать предоставляемые услуги, ежемесячно переводя со своих счетов средства по договору, собранные жильцами. Законным является возможность сдавать в аренду подсобные помещения третьим лицам с разрешения собрания членов. Вырученные средства идут на расчетный счет организации и используется на возникающие нужды и потребности.
Хозяйственная форма работы
Основным направлением работы созданного товарищества является осуществление хозяйственных работ. Обслуживание дома, прилегающей территории и поддержание порядка являются главной задачей управления. Ежедневно требуется уборка, мелкий ремонт и замена вышедшего из строя оборудования, вывоз мусора и реагирование на заявки жителей. Жильцы обращаются к управляющему по поводу замены сантехники, отопления, установки счетчиков и других рабочих моментов, которые должны решаться оперативно.
Каждое хозяйственное направление имеет утвержденный код в государственном классификаторе. Затраты на конкретные работы указываются в бухгалтерской отчетности по кодам, и проверяются при аудите ТСЖ контролирующими органами.
Наиболее часто встречающиеся коды выполненных работ:
- 70.32.1 означает управление эксплуатацией жилой части дома. Сюда относятся все работы и услуги, направленные на поддержание домовладения в необходимом состоянии;
- 70.32.2 управление нежилыми помещениями, в том числе арендные отношения или необходимый ремонт, например, в подвальных помещениях. Содержание нежилых помещений включает в себя чердаки, повалы, подсобные площади, находящиеся на балансе товарищества;
- 45.25 строительные работы, которые производятся на территории и внутри здания. На протяжении существования ТСЖ не однажды придется достраивать и перестраивать общественные помещения;
- 74.70.1 уборка территории, в том числе ежедневные работы по внутреннему поддержанию чистоты;
- 90.00.03 уборка прилегающей территории, мусорной площадки, детского городка, стоянки автомобилей. Уборка снега, подметание, кошение травы и чистка урн.
Могут использоваться другие, дополнительные коды, если возникнет необходимость по ходу осуществления деятельности ТСЖ.
Деятельность организации жителей обязательно контролируется несколькими государственными органами. После создания и постановки на учет юридического лица обязательными становятся проверки налоговой инспекцией. Налоговые сотрудники проверяют финансовую отчетность, в том числе обязательные отчисления за нанятых работников.
Важную роль выполняет жилищная инспекция, проверяющая хозяйственную деятельность товарищества. Контролю подвергаются все выполняемые работы и покупаемые услуги. Работы должны выполняться по существующим нормативам и регламенту. Эта надзорная организация имеет право проводить плановые и внеплановые проверки. Недобросовестность и халатность в осуществлении хозяйственной деятельности приведет к административному штрафу юридического лица и непосредственно ответственного руководителя работ.
Прокуратура инспектирует товарищество, реагируя на жалобы граждан. Проверка инициируется по поступившему заявлению, если его примут в работу. Заявление должно содержать доказательства правонарушений в ТСЖ, требующих вмешательства надзорного органа.
Аудит деятельности ТСЖ
Проверка деятельности может быть проведена самими жильцами (выбранными представителями) или жилищной комиссией. Проверка соответствия финансовых затрат и подтверждающих документов проводится планово или при возникновении подозрений на злоупотребления правления.
Если у члена товарищества возникло желание проверить, имеет ли ТСЖ право заниматься данным видом деятельности и какие подтверждения есть в отчетных документах. Можно воспользоваться интернет ресурсом, содержащим сведения по государственному классификатору ОКВЭД. Данные по допустимым видам деятельности покажут, на что тратятся средства жильцов. Для аудита ТСЖ по интернету необходимо зайти на сайт классификатора, ввести требуемые данные и узнать какие виды деятельности допустимы в конкретном случае.
Основания для уголовного преследования
Ситуации, при которых открывается уголовное дело, связаны чаще всего с нарушением прав членов товарищества. Это могут быть финансовые, налоговые или жилищные нарушения против интересов одного или группы жильцов. Проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ может выявить налоговые нарушения в значительных размерах, что также подпадает под уголовное преследование.
Воровство общественных денег может осуществляться систематически или единовременно. Недобросовестные члены правления во главе с председателем всячески препятствуют проведению проверок. Собственники квартир могут выбрать независимую аудиторскую компанию, имеющую положительную репутацию. Осуществить проверку необходимо с соблюдением установленных правил, чтобы действия невозможно было опротестовать.
Если факт использования средств не по назначению будет подтвержден, то члены товарищества имеют право обратиться в прокуратуру с заявлением. Допустимо проведение процедуры медиации, результатом которой станет возврат средств, заплаченных за услуги ЖКХ.
Создание ТСЖ является сложным мероприятием, требующим правовых знаний и практического опыта.
Для открытия, реорганизации или закрытия товарищества необходимо воспользоваться услугами профильных юристов. Это позволит значительно сократить время прохождения бюрократических установок и получения юридического статуса.
Это важный служебный пост, который требует правовых знаний и умения работать с коллективом. С управляющим заключается гражданско-правовой договор, он является наемным работником. Трудовой обязанностью управляющего является административные функции, организация необходимых работ и руководство обслуживающим персоналом.
Заключается трудовой договор, в котором перечисляются обязанности работника. От административных качеств управляющего во многом зависит благополучие собственников жилья и качество проживания в доме. Составить грамотный договор необходимо, прописав права и обязанности сторон, указав оплату труда и условия расторжения договора. Договор может быть срочным и заключаться на определенный период, и бессрочным соглашением сторон.
Обязательная документальная база
Плановая и внеплановая проверка имеющейся отчетности проводится по установленным правилам. Являясь юридическим лицом, ТСЖ должно вести нормативные документы и подавать обязательную отчетность.
Комплект документов включает в себя:
- устав товарищества;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- выписка из налогового учета;
- свидетельство на земельную недвижимость;
- учет в социальном, пенсионном и статистическом органе;
- результаты собрания членов товарищества.
Информация учитывается в особом журнале, обязательно наличие печати организации, разработанных бланков для выдачи справок.
Документы для локального пользования товарищества:
- список членов и договор с каждым из них;
- штатное расписание наемных работников;
- лицевые счета собственников квартир;
- бухгалтерская отчетность.
Каждый член товарищества имеет право провести аудит ТСЖ, затребовать для ознакомления устав, свидетельство о государственной регистрации и информацию о финансовых делах многоквартирного дома. Управляющий обязан проводить объяснительные беседы с каждым членом товарищества, предоставлять отчетность и отчитываться в доходах и расходах. С такими же вопросами владелец жилплощади может обратиться к председателю.
Если устное обращение не приводит к желательному результату, то необходимо подать письменный запрос и зафиксировать заявление в книге входящей корреспонденции.
Кроме необходимых проверок финансово хозяйственной деятельности, члены товарищества могут обратиться к управляющему или председателю за необходимыми справками. Основными запросами являются справка о составе семьи или о прописанных на площади жильцах. Справки выдаются всем жильцам, необязательно членам товарищества. Если необходимо внести изменения в паспортные данные, также можно обратиться в правление ТСЖ.
Потребуется несколько дней, чтобы решить вопрос с регистрацией, внесением изменений в паспорт. Обычно процедура занимает три дня, выполняется управляющим или ответственным сотрудником правления. Кроме справок, правление выдает квитанции на оплату жилплощади, членских взносов, парковочных мест, охраны территории. Квитанции выдаются в виде, утвержденном на собрании членов, бланки должны быть зафиксированы в документах товарищества.
Документооборот товарищества строго установлен в нормативных документах и законодательстве. При возникновении сомнений в правильной деятельности правления ТСЖ, гражданин может инициировать проверку всеми допустимыми способами. При наличии доказательной базы возможно обращение в судебные инстанции для защиты своих интересов.
Проверки управляющих компаний и ТСЖ
К основным отличиям плановой проверки от внеплановой относятся:
- проведение плановых аудитов с установленной периодичностью;
- возможность проведения плановых проверок гражданскими лицами;
- добровольный характер плановых проверок.
Главная цель плановой проверки ТСЖ – выявить ошибки в финансовой деятельности организации и дать указания по их устранению. Даты плановых инспекций заранее известны бухгалтерии и руководству жилищного товарищества. Они проводятся в сроки, обозначенные уставом организации или жилищным кодексом .
Внеплановые аудиты проводятся по заявлениям или жалобам отдельных лиц надзорными органами.
Основная цель внеплановых мероприятий – выявить и доказать нарушения , в которых подозревается организация и/или её работники.
Кто контролирует деятельность жилтоварищества?
Контроль деятельности руководящих органов жилтоварищества могут осуществлять следующие инстанции :
- налоговая инспекция;
- отделение жилищного надзора;
- прокуратура;
- ревизионная комиссия;
- трудовая инспекция;
- контрольная комиссия жителей-членов товарищества.
Налоговые органы контролируют корректность заполнения налоговых деклараций и правильность распределений доходов и расходов при разных системах налогообложения, а также полноту уплаты налогов со стороны наёмных работников.
Важно! Органы жилнадзора осуществляют проверку деятельности руководства ТСЖ на предмет соблюдения жилищного законодательства.
В том числе:
- легитимность процедуры создания ТСЖ;
- корректность пунктов устава;
- достоверность протоколов общих собраний;
- легальность выбранных руководящих органов и ревизора;
- соответствие осуществляемой деятельности уставным целям.
Прокуратура может проверять наличие возможных нарушений уголовного характера : взяточничество, растраты и т.д.
Работники прокуратуры имеют право входить в помещения руководства ТСЖ и изымать любую документацию без предварительного уведомления о проверке. Такими же правами обладает и налоговая служба.
Ревизия является внутренним инструментом контроля экономической деятельности правления , так как ревизор выбирается на общем собрании из числа жильцов, пользующихся авторитетом и не может совмещать свою деятельность с работой в правлении (пункт 1 статьи 150 ЖК РФ).
Пункт 1 статьи 150 ЖК РФ. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья
Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества.
Кто может запросить проведение данной процедуры?
Кто может проверить деятельность ТСЖ? Инициировать аудит финансовой деятельности жилтоварищества вправе следующий круг лиц:
- члены ревизионной комиссии;
- владельцы квартир и жители дома, относящегося к ТСЖ;
- инициативная группа членов товарищества;
- выборные органы местного самоуправления;
- органы правления.
Правление жилтоварищества может заказать проверку у частных аудиторских фирм для выявления и исправления собственных ошибок при небольшом опыте финансовой деятельности , или при большом штате бухгалтерии для контроля за его деятельностью.
При наличии подозрений или косвенных фактов нарушений в деятельности правления, часть собственников-членов товарищества может создать инициативную группу для аудита деятельности руководства. Ревизию в таком случае осуществляют, как правило, сами участники такой группы .
Внимание! Каждый член жилтоварищества имеет право ознакомиться со всеми финансовыми и отчётными документами организации (пункт 3 ).
Если у жителя дома существуют подозрения в том, что руководство товарищества нарушает законодательство РФ , то он может инициировать прокурорскую проверку, написав соответствующую жалобу, вне зависимости от своего статуса проживающего (владелец, арендатор и т.д.).
Выборные органы власти вправе инициировать депутатскую проверку любых юридических лиц, в том числе жилищных объединений, по запросу избирателей.
Что представляет собой аудит?
Под проверкой (или аудитом) понимается полная ревизия финансовой деятельности организации на предмет соответствия уставным целям. Методом аудита можно определить:
Плановый аудит жилтоварищества обязан проводить его выборная ревизионная комиссия каждый календарный год , представляя аудиторское заключение собранию жильцов-членов ТСЖ (часть 1 пункта 3 статьи 150 ЖК РФ).
Часть 1 пункт 3 статья 150 ЖК РФ. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья
Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:
- проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;
- представляет общему собранию членов товарищества заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества.
Внеплановая проверка осуществляется органами жилищного надзора или прокуратуры .
Для того, чтобы избежать крупных штрафов или приостановления деятельности в результате визитов различных государственных надзорных органов , жилтоварищества обращается в частную аудиторскую фирму для проведения предварительной ревизии.
Сотрудники аудиторской фирмы по итогам ревизии могут указать бухгалтеру и председателю на ошибки , допущенные при учёте, а также способы их устранения.
Порядок проведения этого процесса
В первую очередь происходит заключение соглашения с компанией-исполнителем . В договоре с аудиторской компанией указывается:
- цели аудита;
- сроки проведения;
- место проведения;
- проверяемый период;
- перечень необходимой документации.
Внимание! Аудиторская фирма должна состоять в федеральном учёте аудиторских организаций для получения права называться таковой, а сотрудники фирмы, осуществляющие проверку, должны иметь аудиторский аттестат (статьи 3 ФЗ № 307 и статьи 4 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности»).
Статья 3 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности». Аудиторская организация
- Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
- Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.
- Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».
В качестве периода проверки обычно указывается календарный год . После подписания договора сотрудники фирмы приступают к аудиту в следующем порядке:
- ознакомление со структурой жилтоварищества и особенностями ведения хозяйственной деятельности;
- изучение финансовой и отчётной документации за период, выбранный для проверки;
- сравнение фактической ситуации с плановыми показателями и выявление несоответствий;
- поиск причин несоответствий;
- составление акта аудиторской проверки.
В ходе ознакомления изучается устав, учётная политика порядок её реализации в конкретном товариществе.
При обнаружении несоответствий плановых и расчётных показателей
, сотрудники компании-исполнителя начинают проверку бухгалтерских ведомостей и первичных платёжных документов
.
В частности, проверяется соответствие используемых бухгалтером жилтоварищества проводок на соответствие плану субсчетов Минфина .
Как правильно составить акт?
Акт проверки составляется сотрудниками фирмы-аудитора и содержит следующие сведения :
- наименование жилтоварищества и период осуществления проверки;
- проверенные области финансовой деятельности ;
- выявленные недочеты и ошибки ;
- методы устранения ошибок.
В конце акта обязательно ставится печать компании-исполнителя и подпись ответственного лица . Акт – конфиденциальный документ, составляемый в двух экземплярах, по одному для заказчика и исполнителя.
Важно! Проверка может быть как полной, так и частичной. Полная проверка, с ревизией всей документацией ТСЖ, обычно заказывается перед визитом сотрудников прокуратуры или жилнадзора, а частичная может включать небольшую область, например, декларации НДФЛ перед формированием налоговых отчётов.
При обнаружении нарушений руководство товарищества должно их устранить в соответствии с рекомендациями аудиторов до визита надзорных служб, во избежание:
- штрафных санкций;
- увольнений;
- гражданско-правовой и уголовной ответственности;
- лишения права занимать должности в жилищных организациях.
Если проверка была инициирована и проведена органами прокуратуры или налоговой инспекцией, товариществу даётся срок (10 рабочих дней) для устранения нарушений.
На тему товарищества собственников жилья мы подготовили и другие публикации, в которых говорится о том, как происходит и какой и когда заключается с ТСЖ.
Заключение
Итак, проверка финансовой деятельности ТСЖ может проводиться надзорными органами по жалобам жильцов или аудиторской фирмой для выявления недочётов в работе и подготовке к возможным внеплановым проверкам.
Чтобы избежать возможных штрафных санкций, необходимо регулярно проводить внутренние проверки бухгалтерии силами ревизора товарищества или привлечённого специалиста, по итогам которых приводить деятельность бухгалтерии в соответствие с правилами.
Аудиторская проверка ТСЖ кто может инициировать её? Данный правовой инструмент является эффективным механизмом проверки деятельности такой некоммерческой организации. Разумеется, когда она назначается со стороны посторонних лиц, то необходимо разрешение управляющего органа организации. Однако в случаях, когда проверка подобного рода инициируется изнутри организации, действуют совершенно иные правила. Это является одним из способов, как проверить деятельность ТСЖ (товарищества собственников жилья).
Аудиторская проверка, как правило, назначается с целью изучения финансового состояния той или иной организации. Законодательством, да и на практике данный инструмент обозначен в качестве необходимого и эффективного механизма выявления финансового состояния того или иного предприятия. Наиболее распространено такое явление среди коммерческих организаций, но по желанию заинтересованных лиц она может быть проведена и в некоммерческого типа организациях.
Так в чём же заключается суть данной проверки? Она подразумевает под собой в первую очередь проверку документации, которая ведётся каждой организацией и отражает её хозяйственную деятельность. На практике она назначается контрагентами предприятия при согласии управляющего органа предприятия с целью выявления рентабельности проверяемой организации. Однако в случае с ТСЖ целью такой проверки является правильное и грамотное расходование средств, которые, по сути, являются деньгами участников организации.
Путём аудиторской проверки можно выявить следующие обстоятельства:- порядок начисления долгов и счетов по коммунальным услугам, а также правильность такого начисления;
- узнать об эффективности тех или иных решений управляющих органов организации;
- оценить финансовое состояние ТСЖ;
- узнать о возможности признания действий управляющих органов неэффективными и оспорить их;
- проверить правильность ведения бухгалтерской документации.
Несмотря на то что ТСЖ является некоммерческой организацией, оно всё же ведёт хозяйственную деятельность.
В данной деятельности ей приходится распоряжаться определёнными денежными средствами и взаимодействовать с иными субъектами, характер существования которых является коммерческим.
К тому же правильность ведения бухгалтерской документации является гарантом законности деятельности тех или иных ответственных лиц организации, так что элемент криминального характера также может быть выявлен при помощи аудиторской проверки.
Проверяет в основном уполномоченный специалист, но допускается проведение проверок со стороны обычных жильцов, т. е. они выступают аудиторами. Ведь стоимость услуг частного аудитора зачастую весьма высока.
Во всех случаях за работу в товариществе и ошибки, допускаемые в ходе работы, ответственность несёт председатель данной организации.
Однако в целях выявления ошибок в работе организации нижеследующий перечень лиц может назначить проведение проверки аудиторами:- председатель ТСЖ;
- члены товарищества;
- собственники квартир.
Таким образом, вне зависимости от того, является лицо членом товарищества, занимает ли оно в нём какую-либо должность, будучи собственником объекта недвижимости под управлением товарищества это лицо правомочно назначить аудиторскую проверку. Но в большинстве случаев такая ревизия назначается председателем организации.
По общему правилу, порядок назначения аудиторской проверки устанавливается уставом ТСЖ. Однако отсутствие указаний в уставе не лишает указанных выше лиц права требовать назначения аудиторской проверки. Так, жилищным законодательством закреплено их право требовать от председателя ТСЖ, а также иного управляющего органа проведения проверки финансового состояния организации, а также состояния бухгалтерской документации.
Если законными доводами убедить председателя либо иную управляющую структуру ТСЖ в необходимости проведения проверки не удалось, то вопрос можно решить в судебном порядке. Однако данный порядок очень долгий и не всегда эффективный. Для этого существует процедура созыва внеочередного собрания членов ТСЖ. Предоставив на нём убедительные доводы в необходимости проверки можно добиться своего.
Как правило, решение общего собрания ТСЖ является обязательным как для председателя, иного органа управления, так и для любого другого члена товарищества. Таким образом, председатель ТСЖ является основным инициатором аудиторской проверки.
Перед тем как провести ревизию, следует уведомить всех членов ТСЖ.
Любое заинтересованное лицо, в установленном законом порядке уполномоченное на затребование проведения аудиторской проверки ТСЖ, должен пройти следующие этапы, чтобы добиться назначения соответствующей проверки:- Ознакомиться с положениями устава ТСЖ, чтобы уяснить порядок назначения аудиторской проверки.
- Если по каким-либо основаниям права обычных членов ТСЖ или собственников жилья в назначении аудита ограничены, необходимо назначить общее собрание, по решению которого и будет проведена проверка.
- На общем собрании можно поднять вопрос об изменении порядка назначения аудита, упростить его и добиться своего желания контроля над деятельностью организации.
- В случае назначения аудита необходимо ознакомиться с заключением профессионального аудитора. Каждый член ТСЖ вправе самостоятельно ознакомиться со всеми документами бухгалтерии, а также затребовать финансовую отчётность и обоснование производимых ТСЖ расходов.
- Ознакомившись с результатами проверки, при обнаружении каких-либо ошибок необходимо созвать ещё одно собрание членов ТСЖ для обсуждения выявленных недостатков и принятия по ним решения. Один член ТСЖ самостоятельно принять решение не может.
Порядок судебного решения вопроса также закреплён в законодательстве. Однако в подобных делах эффективность судебного разбирательства несколько снижается, так как возникает необходимость участия всех членов товарищества, что осуществить на практике удаётся не всегда.
Председатель ТСЖ является ответственным за нормальное функционирование организации, вследствие чего ему даны определённые полномочия. Так, председатель обладает полномочием заключать от имени ТСЖ сделки с третьими лицами, в том числе и с коммерческими организациями, а значит, и распоряжаться имуществом товарищества. К примеру, сколько тратить на те или иные нужды.
Вместе с тем председателю нет необходимости каждый раз спрашивать разрешения жильцов. Ведь для этого необходимо будет созвать общее собрание, что не представляется желательным в связи с необходимостью оперативно решать некоторые вопросы хозяйственной деятельности ТСЖ.
По этой причине члены ТСЖ и собственники квартир зачастую настаивают на отчётности по деятельности председателя и этому служит аудит ТСЖ. Кстати говоря, председатель обязан отчитываться на общем собрании членов ТСЖ каждый год.
Однако некоторым жильцам этого может показаться недостаточно. В таких случаях они требуют проверки деятельности председателя.
Такая затея отличается следующими особенностями:- председатель сам должен быть заинтересован в проведении проверки, если он добросовестно выполнял свои обязанности (разумеется, если он не ворует);
- собрание членов ТСЖ может назначить периодичность отчётности председателя чаще, чем это указано в законе;
- результаты проверки могут стать основанием для возбуждения уголовного дела в отношении как председателя, так и других должностных лиц товарищества.
Таким образом, значение аудиторской проверки в качестве инструмента контроля над деятельностью управляющих ТСЖ лиц колоссальное. Так что не стоит им пренебрегать.
Обычно, целью проведения проверки является:- выявление расхождения между отчётными сведениями и фактическими данными;
- выявление ошибок в ведении бухгалтерской документации;
- выявление фактов преднамеренного нарушения норм законодательства.
В любом случае участие правоохранительных органов в разрешении споров, возникших вследствие проведения проверки, к примеру, в случае выявления факта воровства, является обязательным. Инициировать привлечение сотрудников данных органов может как сам председатель, проверивший деятельность товарищества, так и любое другое заинтересованное лицо.
Тем самым ответственными за правильную работу института ТСЖ признаются не только уполномоченные лица или организации, но также каждый житель многоквартирного дома. Так что не стоит относиться к товариществу как к придаточной организации и нужно стараться участвовать в деятельности организации, так как она функционирует в интересах каждого лица.
Ведь товарищество, будучи некоммерческой организацией, занимается распределением денежных средств, принадлежащих обычным жильцам.
Правильность данного распределения служит целям обеспечения нормальной жизнедеятельности всех членов ТСЖ, а также собственников квартир в пределах влияния того или иного товарищества.