Лора Мелик. Мощный молитвенный щит на все случаи жизни
II . Дела милосердия
В русском богословии, по традиции, заложенной Петром Могилой (« Катихисис малый ») принято выделять дела милосердия телесные (материальные) и духовные.
Святитель Филарет (Дроздов) в «Пространном Православном Катeхизисе Православной Кафолической Восточной Церкви» пишет: «Пятая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть милостивы.
Исполнять эту заповедь следует посредством дел милости - телесных и духовных, ибо, как говорит святитель Иоанн Златоуст, различен милования образ и широка заповедь сия (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).
Телесные дела милости таковы: 1. Алчущего напитать. 2. Жаждущего напоить. 3. Одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде. 4. Посетить находящегося в темнице (в заключении). 5. Посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти. 6. Принять в дом странника и предоставить ему отдых. 7. Погребать умерших в убожестве (в бедности, в нищете).
Духовные дела милости суть следующие. 1. Увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (от ложного пути его) (Иак.5,20). 2. Неведущего научить истине и добру. 3. Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или в случае незамечаемой им опасности. 4. Молиться о нем Богу. 5. Утешить печального. 6. Не воздавать за зло, которое сделали нам другие. 7. От всего сердца прощать обиды (О пятой заповеди блаженства ).
Дела милосердия материальные:
1. Накормить голодного, дать пищу тому, который по болезни или по другим обстоятельствам не может добывать ее собственными трудами и нуждается в помощи других людей. К этому Бог призывает людей через ветхозаветных пророков: «Раздробляй алчущим хлеб твой» (Ис. 58, 7).
2. Напоить жаждущего, имеющего по немощи или другим обстоятельствам нужду в этой помощи. Дело милости этой не останется без награды по словам Спасителя: «И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк. 9,41).
2. Одеть имеющего недостаток в необходимой одежде или дать ему средства на приобретение ее. Святитель Иоанн Златоуст, желая возбудить милосердие в людях, говорил: «Вот сильная стужа; нищий лежит на помосте, одетый в рубище, умирая с холода, скрежеща зубами, и видом и одеждою возбуждая сострадание; но ты, одетый тепло и опьяневший, проходишь мимо, не обращая на него внимания…
Если же ты презираешь такого человека, то как Бог простить тебе грехи твои против Него? Не заслуживает ли это геенны? И вот что странно: нередко тело мертвое, безжизненное, уже не чувствующее почестей, ты прикрываешь множеством разнообразных позолоченных одежд; а тело страждущее, болезненное, мучимое и изнуряемое голодом и холодом, ты презираешь; более угождаешь тщеславию, нежели страху Божию...
тотчас начинаются еще укоризны на подходящего бедняка. Почему, говоришь ты, он не работает? Зачем ест хлеб, не трудясь? Но ты сам, скажи мне, своими ли трудами приобрёл то, что имеешь? Не отцовское ли получил наследство? А если бы ты и трудился, то неужели поэтому ты можешь укорять другого? Разве ты не слышал слов Павла: «Вы же, братия, не унывайте, делая добро»"? И это говорит после того, как сказал: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:13, 10)» (Толкование на Послание к евреям. Беседа 11 ).
4. Посетить находящегося в заключении. Святитель Иоанн Златоуст (Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 60 ): «Не будем пренебрегать таким делом и занятием… Если скажешь, что там содержатся не честные, добрые и кроткие люди, но убийцы, грабители, воры, прелюбодеи, люди распутные и злодеи, то и в этом опять укажешь мне побуждение, почему необходимо посещать такие места. Ибо не то нам заповедано, чтобы миловать добрых и наказывать злых, но повелено всем оказывать человеколюбие. «Будьте, - сказано, - подобны Отцу небесному, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45).
5. Посетить больного, послужить ему, помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к кончине. Святой Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский, так призывал к соблюдению этого правила: больного посети и принеси ему, чего он желает вкусить, сам послужи ему, как своему сроднику, зная, что и ты также можешь пострадать. Когда иной тяжко стонет от болезни: пролей и ты слезы сострадания, и воздохни к Богу о мучительном его состоянии. Если случится тут врач, дай ему плату за исцеление болящего ( ).
6. Принять странника в дом и сделать для него все, что внушает христианская любовь и что позволяют сделать средства. «Устрой жилище, - говорит святой Златоуст, - куда бы приходил Христос, скажи: «Это келья Христова, этот дом назначен для Него». Хотя бы это жилище было небогато, Он не гнушается. Христос ходит в виде обнаженного и странника, имея нужду только в покрове; доставь Ему хотя это; не будь жесток и бесчеловечен…» (Толкование на Деяния апостолов. Беседа 45 ).
7. Погребать умерших в убожестве и оказывать к тому содействие по состоянию. Святой Геннадий Схоларий: «Если больной умрет, ты своими руками закрой ему глаза, сомкни уста и омой его своими руками; о душе его помолись Богу от всего сердца. Если он беден, постарайся похоронить его как должно» (Правила святого Геннадия, патриарха Константинопольского о вере и жизни христианской ).
Дела милосердия духовные
Русский богослов протоиерей Григорий Михайлович Дьяченко (1850-1903) пишет в книге «Катихизические поучения, изъясняющие учение православной Церкви, с библейскими и историческими приложениями »:
Первое дело милости духовной естьувещанием обратить грешника от заблуждения пути его. Как велико несчастье человека, когда он стоит на пути заблуждения и греха, так велика и заслуга того, кто не только сам удаляется от грехов, но заботится и других удерживать от них. Апостол Иаков учит: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 19-20).
Второе дело милости духовнойневедущего научить истине и добру. Эта обязанность лежит не на одних пастырях церкви, но в некоторой мере на всех вообще. Святой Тихон (Задонский): «Пастырское дело есть публично и везде слово Божие проповедать, настоять благовремение и безвременне, обличать, запрещать, умолять (2 Тим. 4, 2), а твое - не публично, но тайно, дружески, между тобой и братом, где благодать Божия подает тебе случай. Иной отвечает: «Я де невежда; как мне ближнего увещевать или учить». Ответ: «Любовь сыщет слова, коими можешь назидать ближнего; она представит тебе способ, ум и язык твой направить».
Третье дело - подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности. Очень часто таким советом можно предохранить ближнего от великих бедствий.
Четвертое дело духовного милосердия - молиться Богу о ближнем. Часто других дел милосердия мы не можем оказать ближнему, а молиться можем все и о всех. И не имея, по-видимому, никаких средств благотворить ближним, мы можем делать всякого рода добро им, вознося теплые молитвы о них ко Всемогущему. Ибо Сам Господь сказал: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14, 13).
Пятое дело духовного милосердия - утешить печального. Печаль есть болезнь души. Как телесная болезнь препятствует телу свободно действовать; так печаль связывает деятельность душевных сил. Поэтому великое благодеяние - утешением облегчить скорбь души и направить ее к богоугодной деятельности. Святой Григорий Богослов : «Великое врачевство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем: несчастье иного облегчается сокрушением, соболезнованием».
Шестое дело духовного милосердия - не воздавать злом за зло, но переносить оскорбления и обиды с благодушным терпением ради Христа. Этой добродетели научает нас апостол Петр, говоря: «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (Пет. 3, 8, 9).
Седьмое дело духовного милосердия - от сердца прощать обиды. Этому Господь учит словом и примером. «Прощайте, - заповедует Он, - если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11, 25); так как и Сам Он «не злословил взаимно; страдая, не угрожал» (1 Пет. 2, 23); напротив, и со креста молит Отца небесного за Своих распинателей, взывая: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Прости обиды тем, кто согрешил против тебя, ибо за это и тебе так же обещано прощение грехов»».
Особое место в делах милосердия занимает молитва - о наших ближних, о согрешивших, о тех, кто не знает Бога. Наша молитва за них - это акт милосердия и она приносит Божье благословение. Серафим Саровский советовал: «Если не имеешь при себе ничего, что мог бы дать нищему, помолись Господу о нем».
Условия евангельского милосердия:
1. Сострадание.
Преподобный Симеон Новый Богослов (Слово семидесятое ): «Кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет, не это одно делает милостивым: надо, чтобы при этом была милость сердечная.
И те милостивы, которые обнищали из любви ко Христу, обнищавшему ради нас, и не имеют, что дать бедным, но, вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных, нередко и видя их, снедаются жалостью о них и плачут, уподобляясь Иову, который говорит о себе: Не плакал ли я о том, кто был в горе? (Иов. 30, 25)».
Говоря об этом условии, уместно вспомнить библейское выражение, которое переведено нарусский язык как «благоутробное милосердие» (Лк.1,78).
По слову святителя Григорию Нисскому «милость есть усиление любви» (О блаженствах. Слово 5 ).
2. Благотворить должно добровольно, охотно, радушно, с любовью к нуждающимся, с чувством благодарности к принимающему, помня, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20, 35). Надо стараться своей помощью не унизить, не оскорбить человека, которому желаем помочь. Иоанн Златоуст: «Творить милостыню, значить не просто давать, но с усердием, с радостью и с чувством благодарности к принимающему: «Не с огорчением», – сказано, – «и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7). Итак, если кто дает не с таким расположением, тот лучше не давай, потому что это не милостыня, а напрасная трата» (Толкование на Послание к филиппийцам. Беседа первая ).
3. Не творить добро по принципу «На Тебе, Боже, что нам негоже!».
: «Нам так трудно расставаться со своим добром, до того трудно отцепиться от вещей и денег, что если случается потерять все это по каким-нибудь причинам, то мы не рады бываем и жизни. Господи, расположи наши сердца к раздаянию хотя бы того, без чего мы легко можем обойтись, избавь нас от страсти любоимения и отучи нас возлагать свою надежду на богатство, такое непрочное и мимотекущее!...
Дела милостыни тогда приятны Господу, когда делаются из своей собственности, приобретенной честным трудом, а не хищением, обманом и неправдою. И чтобы подавать милостыню достаточную, надобно ограничивать свои издержки, например, не покупать излишне дорогие вещи, без коих легко можно обойтись, ибо это есть похищение собственности бедных, так как избытки наши принадлежат только им».
4.Милостыню должно творить втайне! « Всякому просящему у тебя дай, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.5,42).
Следует «помогать другим не по тщеславию и самолюбию, не из желания благодарности и вознаграждения от Бога, а из искренней любви к ближнему! А если еще будешь «трубить» о своих делах, то тщеславие присоединишь к лицемерию. И тогда видимое другими твое добро превратится для тебя в явное зло.
Поэтому остерегайтесь! Делая добро, лучше и самому не знать о своем добре, то есть сразу же забывать его. И переходить к другим добрым делам. И тогда правая рука не успеет и не пожелает узнать, что делает левая. А Бог, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Пока мы еще в мире с теми, кому немного благотворим, то как будто и не вспоминаем своих малых услуг и добра, а вот стоит только возникнуть ссоре или вражде, как мы уже начинаем перечислять свои добрые дела по отношению к нынешнему "врагу" и сетовать на его неблагодарность. Вот тут-то и обнаруживается вся тщеславная пустота наших дел» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) .
Отцы Церкви учат, что Богу неугодны благотворительность лицемерная, имеющая целью заслужить людские похвалы, благотворительность корыстная, с расчётом на ответные блага, благотворительность от неправедных средств.
Иоанн Златоуст так говорил о последней: «Удержи руки от лихоимства – и тогда простирай их на милостыню. Если же мы теми же самыми руками одних будем обнажать, а других одевать, то хотя бы одевали и не тем, что похитили, - и в этом случае не избежим наказания. Иначе милостыня будет поводом ко всякому преступлению.
Лучше не оказывать милосердия, чем оказывать такое милосердие. Ведь и Каину лучше было совсем не приносить ничего. И если он, принесши меньшее, прогневал Бога, то как же не прогневает Его тот, кто подает чужое? Я тебе заповедал, скажет Бог, не похищать, а
ты чествуешь Меня похищенным? Ужели ты думаешь, что для Меня приятно это?» (Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 73 ).
Как взращивать добродетель милосердия?
I. Брать пример со Спасителя.
БогочеловекИисус Христос - образец милосердия для нас:
Из милосердия Иисус исцелял больных: «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их» (Мф. 14,14).
Из милосердия Иисус возвращал зрение слепым: «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? – Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним» (Мф. 20,29-34).
Из милосердия Он очищал прокажённых: «Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист» (Мк. 1,40-42).
Из милосердия Иисус исцелял одержимых: «И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал» (Мк. 9:20-27).
Из милосердия Господь воскрешал умерших: «Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7,12-15
Из милосердия Иисус накормил тысячи людей: «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей» (Мф. 15,32-38).
2. Подражать святым угодникам Божиим. В истории Церкви бесчисленное множество примеров истинного милосердия. Святой Мартин Милостивый (память 25 октября), живший в IV веке, служил в римской армии. Оставляя у себя из своего жалования лишь столько, сколько требовалось для пропитания, отказывая себе во всем, он на остальные средства помогал несчастным, одевал нагих и кормил бедных.
Однажды, проходя через ворота города, Мартин встретил полуобнаженного нищего, почти совсем закоченевшего от жестокой стужи. Прохожиене обращали на него никакого внимания и оставляли без всякой помощи. У Мартина также ничего не было. Он не мог дать нищему никакой милостыни, так как перед этим раздал все свои деньги. Тогда он снял с себя плащ и, разделив его на две половины, одну отдал страдающему от холода бедняку, а сам закутался в остальную половину. Житие святого отождествляет этого нищего с Христом.
Святой праведный Филарет Милостивый (память 14 декабря), живший вМалой Азии в VIII веке, был богат. Любил нищих и убогих и щедро наделял их. После набега разбойников на его селение у него осталось два вола, лошадь, корова и немного земли (пашни). Подобно праведному Иову, он не возроптал, но предал себя воле Божией и не перестал помогать бедным. Так сначала он отдал одного вола, потом и другого поселянину, у которого свои волы пали на пашне. Отдал неимущему теленка, а затем и последнюю меру пшеницы. Внучка его, Мария, отобранная в числе красивейших девушек для царских смотрит, стала женой императора. К праведному Филарету пришли слава и богатство. Но, как и прежде, он щедро раздавал милостыню, устраивал трапезы для нищих и сам прислуживал им.
3. Стремиться соблюдать евангельские заповеди:
«…будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36);
«...во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» (Мф. 7, 12).
Если мы желаем себе от других сострадания и помощи, когда терпим болезни, беды, нужду, то и другие, по всей справедливости, вправе ожидать от нас такого же сострадания и такой же помощи.
Святитель Григорий Богослов: «Здоровый и богатый пусть утешит больного и бедного; кто не упал-упавшего и разбившегося; веселый-унывающего; наслаждающийся счастьем-утомленного несчастьями. Воздай что-нибудь Богу в благодарность за то, что ты - один из тех, кто может оказывать благодеяния, а не из тех, кто нуждается в благодеянии, что не ты смотришь в чужие руки, а другие - в твои...
Всякий мореплаватель близок к кораблекрушению... так и всякий имеющий тело близок к недугам телесным... Пока ты плывешь при благоприятном ветре, подавай руку терпящему кораблекрушение; пока ты здоров и богат, помогай бедствующему... Если и ничего не имеешь, поплачь вместе со страждущим: великое лекарство для него-милость, исходящая из твоего сердца; и искренним состраданием намного облегчается горе» (Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова . Милосердие).
Всего комментариев: 0 | |
«Истинная милость есть плод христианской любви», - пишет святитель Тихон. Сколь высока эта добродетель, видим из Священного Писания, когда, изображая Страшный Суд Божий, милость, оказанную ближним, «Христос Себе приписует». С другой стороны, милостью человек «милостивому Богу уподобляется» (3, 318).
Святитель выделяет дела «душевной милости» («скорбящего утешить», «заблуждшего на путь истины наставить», «сумнящегося вразумить» и проч.) и «милости телесной» («алчущего напитать», «жаждущего напоить», «нагого одеть» и проч.).
О необходимости для христианина дел «милости душевной» святитель пишет: «Требует от нас Христа Бога нашего спасительная воля, чтобы мы как своего, так и ближнего спасения искали и друг друга к покаянию и богоугождению поощряли. Требует и честь Христова христианам друг друга увещевать и отводить от бесчинного жития, чтобы имя Божие и христианское учение не терпело поношения от язычников». Ублажает милостивых Священное Писание: блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7), как и предостерегает жестокосердых: суд бо без милости не сотворшему милости (Иак. 2, 13). К милости в отношении ближнего подвигает христианина братская любовь, от которой познается и любовь ко Христу. «Общество христианское, или Церковь, - пишет святитель, - подобна есть воинству. На брани мира сего един воин другого изнемогающего поощряет и подкрепляет: так и в брани христианской без взаимной помощи невозможна и победа» 84 (3, 319). На необходимость дел милосердия в отношении равно всех людей святителю как бы указывает окружающая природа. «Создание Божие, - пишет он, - повелением Божиим всем равно служит. Солнце, месяц, звезды богатому и нищему равно сияют; облака богатому и нищему равно дождят, земля богатому и нищему равно плод дает. Убо тем поучаемся, что благими мира сего равно богатые и нищие довольствоваться должны». Ведь мы, «какое ни имеем добро, не свое, но от Бога данное нам имеем, которое дано нам не ради нас единых, но и ради ближних наших» 85 (3, 321). Как заповедь Божия, так и «закон естественный требует, чтобы делать ближнему нашему то, чего хощем себе. Сами хощем есть, пить, одеваться, упокоеваться, убо должны и братии нашей тоеж делать. Понеже самые язычники, естественным законом движимые, над бедными милосердствуют». Если же и этим рассуждением не подвигается к милосердию окамененное сердце, то святитель предостерегает, что не слышащего чужую мольбу не услышит и Бог в его молитвах. «Как скажешь: Господи, помилуй, когда сам не милуешь? Как будешь просить с прочими: подай, Господи, когда сам не подаешь, а можешь подать? Какими устами скажешь: услыши мя, Господи, когда сам не слышишь бедного или паче в бедном Самого Христа, вопиющего к тебе?»
Дела милосердия, как и подвиги других добродетелей, будучи совершаемы на земле, восходят на небо. «Ныне сии добрые семена сеять благоприятно, - говорит святитель, - да в Воскресение общее пожнем с радостью несравненно множайший и лучший во веки пребывающий плод». Богатство, «которое зде во имя Христово расточится, то на небесах с великим ростом обрящется. Кто милует нищего, взаим дает Богу. Коль любезно и радостно будет явиться милостивому пред лицем милостиваго и кроткаго Сына Божия со многой братией Его, которых во имя Его зде питал, напоял, одевал, упокоевал! Коль желательнее того еще слышать от Судии праведного благоприятный глас оный: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие (Мф. 25, 34). Напротив того, как ужасно будет немилостивым слышать страшный оный праведного Судии глас: отыдите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25, 41)» (2, 164; 3, 318-323).
Но желающие и в земной жизни заботиться лишь о себе, и избежать вечного осуждения во все времена ищут оправдания своему немилосердию. И святитель показывает, как неосновательны их доводы .
Задается святитель и вопросом, «что есть милость и как ее творить?» Не всякое доброе дело есть дело милосердия. «Милость есть, когда делается добро тем, которые никак у нас того не заслужили, иначе не милость, но воздаяние будет. Когда делается добро без всякой чаемой корысти от того, кто приемлет оное, иначе будет торг, или взаимодаяние». «Милость должно делать не ради тщеславия, чтобы похвалу от человек иметь, но во имя Христово, во славу Божию и ради пользы ближнего». Оказанной милостью не должно превозноситься, сделанное же «добро, сколько возможно, должно забывать: Божие бо даем, а не наше собственное». Подлинная милость «делается не с принуждения, но от любовного произволения, усердия и сердечного сожаления над требующим милости». Должна подаваться милостыня «не от хищения и неправды, но от своих имений, Богом данных нам». Таким образом, бескорыстие, добровольность и тайна даяния, смирение, с которым оно подается, а также «благопреобретенность» средств, из которых оказывается благодеяние, - вот, по святителю Тихону, необходимые условия богоугодной милости, которую заповедано творить христианам .
Хотя «милость должно делать всем, кто требует милости», но необходимо учитывать и «нужду требующего» ее, как и возможности благотворящего: сердце и ничего не имеющего, что подать, да не смущается, сохраняя только свое доброе расположение: «за милость почитается не только дело, но и само усердие и желание к творению милости» 88 .
В заключение святитель, приводя слова Господа без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5), прибавляет: «Почему всякое добро истинное от Бога происходит, потому Богу его и приписывать должно. Тому единому как благих Источнику и Дателю благодарение, честь и слава подобает» (2, 163-164; 3, 328-330).
Ближе других к слову «милость» стоит слово «милостыня», в широком смысле обозначающее любое дело милосердия и, как было сказано выше, даже само желание совершить его (27, 515). Но в узком смысле милостыней называется то, что подается людям неимущим. Могут просить милостыню, не погрешая против закона Божия и своей совести, те, «которые подлинно нищенствуют по Божию Промыслу; или которые расточают имения и дают убогим, и так самопроизвольно изволяют ради имени Христова нищету терпеть» (3, 332).
Милостыня предполагает молитву за тех, кто подает ее, или о ком просят молиться. Но святитель советует не смущаться неизвестностью, будут ли молиться приемлющие подаяние, ибо «милостыня, просто, от чистого и любительного сердца подаемая, без гласа молится, и более молится, нежели все человеки» (27, 516).
Быть может, на примере именно дел милосердия бывает видна недостаточность одного аскетического делания без его плодов - христианских добродетелей. «Лучше убо Бог услышит и приимет милостыню творимую, - пишет святитель, - нежели молитву, песнь и хвалу приносимую. Что бо молитва без милостыни? Как глас без силы. Без милости нашей к ближнему все наши неключимы дела, как дерево без плодов». «Знаю я некоторых, - приводит святитель Тихон слова святого Василия Великого, - которые постились, молились, воздыхали и прочую добродетель показали, но ни единого пенязя нищим не подали: какая от того польза?» 89 (27, 515-517).
По мысли святителя, нищий так прибегает к милосердию богатого, как всякий христианин - ко Христу (27, 615). Господь дает всем без упреков и условий в пример имеющим, что дать. Ожидая милости от Бога себе, окажем ее, несравненно меньшую, нашему ближнему. И тем не «заслужим» милости Божией, а лишь покажем себя готовыми, способными воспринять ее.
Творением милостыни сам святитель занимался постоянно. Познав крайнюю нужду в детстве (он едва не был отдан на воспитание ямщику, так как овдовевшей матери нечем было кормить семью) и в юности (учась в семинарии, будущий святитель копал грядки, чтобы прокормить себя и посылать помощь домой), святитель до конца своей жизни благотворил нуждающимся. «В один год, - пишет митрополит Евгений (Болховитинов), - при бывшем около Задонска неурожае и от того дороговизны хлеба, спасительнее всего была для бедных его помощь. Каждый день при вратах монастыря и при его келлии являлись алчные, которым он раздавал иногда деньги, а иногда хлеб, выпрошенный им у добрых помещиков, из коих он же многих приучил к человеколюбию и милостыноподаянию. Получавшие ублажали его сердечными благодарениями и молитвами, а человеколюбивый сей поступок прославил имя его и по всем окружным сторонам. Но от сего самого сделался он уединеннее, меньше начал показываться народу и часто принужден бывал благотворить не лично, а через руки своих келейных» (6 «Записки», 50). А И. Ефимов замечает, что святитель«тот день, в который у него из бедных никого не было, крайне скучал, так что как бы о потерянии какой-либо приятной ему вещи печалился» (6 «Записки», 36).
Замечательно желание святителя и по смерти своей послужить ближним. «Года за два до кончины своей написал он завещание об образах страстей Христовых и о малом своем имуществе, как-то: о рубашках, фуфайках и о прочем одеянии. Завещание то вручил он одному из келейных своих с тем, чтобы после кончины его, преосвященного, образа святые вручить известным его благодетелям в благословение, а фуфайки (коих было числом 8) бедным детям-сиротам раздать; ковер же простой, который был набит соломой и на котором он почивал, и две собственные его подушки, тулуп овчинный, коим он вместо одеяла одевался, несколько рубашек, а притом две ряски ветхие, третья ряска шелковая, поношеная, два подрясника, малое число оловянной и деревянной посуды, все сие, по завещанию его, распродано, и вся сумма, а при том оставшиеся после него 14 р. 50 к. розданы бедным. Прежнее же свое одеяние шелковое, холодные и теплые подрясники и рясы на лисьем меху и прочее, приличное архиерейскому сану, одеяние, пуховик с подушками пуховыми и одеяла хорошие, с первых годов своего в Задонском монастыре пребывания распродал он единственно для раздачи денег бедным на пропитание; а также и дарованную ему некогда лучшую рясу грезетовую продав, деньги употребил на бедных же вдов и сирот» (6 «Записки», 38-39).
Но еще выше милости для святителя Тихона стоит миротворчество: милостивым обещается только помилование от Бога, миротворцы же сынове Божии нарекутся (Мф. 5, 7, 9). В связи с этим приведем свидетельство митрополита Евгения об этой стороне деятельности великого святителя. «Замечательное, - пишет митрополит, - сказывают о его посещениях: он часто приезжал к друзьям незванный и обыкновенно в такие для них случаи, когда его присутствие бывало для них по обстоятельствам очень нужно, так что без того хотели бы они сами призывать его. Сие случалось наипаче при раздорах семейств, при разделе наследств, при расстройстве детей и тому подобном. Когда появлялся он между ними, то встречаем был, как посланник небес, лобызаем, как благодетель и друг, и внимаем, как отец и наставник. Все его беседования одушевлены были кротостью и поучением к братолюбию. Никто не смел при нем изъявлять вражды, и кого он признавал виновным, тот беспрекословно и сам сознавал себя. Он не выезжал из такого дома, пока не укротит строптивых, пока не примирит всех и не водворит согласия. Тогда удовольствие и радость его были совершенны, а оставляя их, призывал он на всех благословение Божие» (6 «Записки», 58). Так же поступал святитель и в монастыре. «Когда случалась между монастырской братией от козней вражеских и врожденной немощи человеческой какая-либо ссора и непримиримое несогласие, он, послышав о том, ссорившихся тех из братии призывал к себе в келлии с тем, чтобы их примирить, со истреблением из сердец их ненависти. А когда сам, будучи или богомыслием занят, либо по слабости здоровья не в силах был много говорить, то, услышав о ссоре и вражде между братией, посылал к ссорящимся для их примирения келейника от своего имени, в чем многократно, при Божией помощи, и успевал; по примирении же призывал таковых к себе, беседуя с ними о должной жизни христианской и монастырской» (6 «Записки», 43).
2. Пятую заповедь блаженства должно исполнять посредством дел милости, телесных и духовных. Ибо, как говорит Святый Златоуст: "различен милования образ и широка заповедь сия". (На Матф.бес.15).
3. Определены дела милости телесные:
1) Алчущего напитать.
2) Жаждущего напоить.
3) Одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой приличной одежде.
4) Посетить находящегося в темнице.
5) Посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти.
6) Странника принять в дом и упокоить.
7) Погребать умерших в убожестве.
4. Определены дела мюилости духовные:
1) Увещеванием обратить грешника от заблуждения пути его (Иак.5:20).
2) Неведующего научить истине и добру.
3) Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности.
4) Молиться за него Богу.
5) Утешить печального.
6) Не воздавать за зло, которое сделали нам другие.
7) От сердца прощать обиды.
5. Пятая заповедь не отрицает наказания виновного по правосудию, если делают сие по долгу и с добрдым намерением, то есть, чтобы исправить его или чтобы предохранить невиновных от его преступлений.
6. Заповеди блаженства требуют от христианина не только внешних дел, но и постоянных настроений. Из св. Евангелия видно, что Господь восхваляет милостивых не по их внешним делам, но по тому настроению любви и щедрости, которая их к таковым делам побуждает. Это выясняется из Его предпочтения бедной жертвовательницы, которая отдала на храм две лепты, пред богачами, полагавшими большие жертвы в сокровищницу храма.
7. Совершенно невозможно творить дела милости духовной и быть утешителем и миротворцем, не имея сердца, исполненного любви и сострадания к ближним. Слова утешения ии примирения, исходящие из сердца, чуждого любви, не будут иметь доброго влияния и о таком благотворителе ап. Павел говорит так: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими а любви не имею, то я - медь звенящая или камвал звучащий". (1Кор.13:1).
8. Пятая заповедь блаженства содержит в себе увещевание о самой высокой добродетели Евангелия, т.е. о любви и помиловании души, обещано Господом, как награда не за высшую степень сей добродетели, но тем христианам, которые, подвизаясь в ней, еще не очистили душ своих от других страстей и сами нуждаются по преимуществу в Божественном милосердии.
9. О прощении Богом грехов за милосердие к несчастным немало изречений в Ветхом Завете, но достаточно привести из Нового Завета слова ап. Иакова: "Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом" (Иак.2:13); и о милости духовной: "обративший грешника от ложного пути его спасает душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак.5:20) и апостола Петра: "Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов" (1Петр.4:8).
10. Добродетель милосердия по-преимуществу будет цениться на суде Божием. Сие совершенно ясно из речи Господней о Своем Втором Пришествии и последнем суде. (Матф.25).
11. Пятая заповедь блаженства предписывает всем христианам такие основные добродетели, как щедрость, бескорыстие и любовь.
12. Мы дожлжны постоянно помнить себе слова Христовы и Моисеевы: "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Матф.4:4), а также притчу Господню о человеке, у которого нива уродила богатый урожай; как он собирался, никому не помогая, копить свое богатство, а Бог сказал ему: "Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лук.12:20).
Глава 21. О шестой заповеди блаженства.
1. Шестая заповедь Господня для блаженства требует, что желающие блаженства должны быть чисты сердцем.
2. Чистота сердца это не то же самое, что есть чистосердечие. Чистосердечие или искренность, по которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея оных в сердце, но добрые расположения сердца, являющиеся в добрых поступках, есть только нижняя ступень чистоты сердца. Чистоты сердца человек достигает постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собою, отвергая от сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам, и непрестанно соблюдая в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верою и любовию; сие именуется хождением пред Богом, за что во св. Библии восхваляются Енох и Авраам.
3. Первым основанием для приобретения сего подвига духовной жизни или хождения пред Богом является Страх Божий, как сказано в книге Притчей: "начало премудрости страх Господень". (Прит.9:10).
4. Христианам с чистым сердцем Господь обещает то, что они Бога узрят.
5. Данное обещание надо понимать так, что Слово Божие уподобляет сердце человеческое оку и приписывает совершенным христианам "просвещение очей сердца" (Ефес.1:18). Как чистое око способно видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога.
6. Данное обещание относится в полноте своей к будущей жизни, но отчасти и к настоящей. Апостол об этом свидетельствует: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан". (1Кор.13:12).
7. Наиболее тесно связана с чистотою сердца такая добродетель, как целомудрие, которое охраняется воздержанием и постом; напротив чревоугодие и пьянство, как пороки враждебные целомудрию, лишают душу и способности возноситься к созерцанию Бога и наслаждению Его словесами: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались обьядением и пьянством и заботами житейскими... Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого". (Лук.21:34,36).
8. О том, какая высшая награда обетована сохранившим полное целомудрие и чистоту сердца, апостол Иоанн видит в особенной славе многих праведников, поющих пред престолом Божиим как бы новую песнь, которой никто не мог научиться кроме них самих, и поясняет: "Это те, которые не осквернились с женами ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу". (Апок.14:4).
Глава 22. О седьмой заповеди блаженства.
1. Седьмая заповедь блаженства требует, чтобы желающие блаженства были миротворцами.
2. Должно не только поступать со всеми дружелюбно, даже с уступкою своего права, ради сохранения мира (если только сие не противно долгу и ни для кого не вредно), но стараться и других враждующих между собою примирять, поколику имеем возможность, а когда не можем,- молить Бога об их примирении.
3. Добродетель миротворцев велика потому, что она не о том только печется, что связано с жизнью самого подвижника, но стремится как бы самое небо низводить на землю, дабы взамен злобы и ненависти, разделяющей людей друг от друга, "мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдает сердца ваши" (Филип.4:7), как и Сын Божий, "придя, благовествовал мир вам, дальним и близким". (Еф.2:17).
4. Миротворцами бывают люди, исполненные высокого благочестия и ревностью о Боге. Общество, с которым они входят в соприкосновение, проникается подражанием их ревности о Боге и любви к ближнему, и тогда утихают их мелкие человеческие ссоры и взаимная злоба, имевшая место пока у них не было высшей цели жизни. Так о первых христианах сказано, что у них было одно сердце и одна душа. (Деян.4:32).
5. Чтобы приобрести в себе дух миротворца должно уметь найти в каждом ближнем что-либо доброе или податливое к добру, и с этой стороны подходить к его душе, чтобы получить на нее доброе влияние.
6. Наилучшим примером миротворчества являются сами Апостолы. Этому свидетельство слова ап. Павла: "для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых". (1Кор.9:20-22).
7. Чтобы сделать себя способным к такому прозрению доброго, должно прежде всего не осуждать ближних, а для сего обуздывать язык, затем должно молиться о них и удалять от души своей помысл тщеславия и властолюбия, дабы все доброе окружающей нас жизни направлялось не к нашей, а к Божией славе.
8. К подвигам миротворца призываются все христиане, но по преимуществу пастыри церковные, как преемники служения апостольского, о котором Церковь воспевает: "Союзом любве связуеми апостоли, владычествующему всеми Христу себе возложше, красны ноги очищаху, благовествующе всем мир".
9. Господь обещает миротворцам, что они нарекутся сынами Божиими.
10. Сие обещание знаменует высокость и подвига миротворцев, и уготованной им награды. Поелику они подвигом своим подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим, то им обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная сего имени степень блаженства.
Глава 23. О восьмой заповеди блаженства.
1. Восьмая заповедь блаженства предупреждает, что желающие блаженства должны быть готовы претерпеть изгнание за правду, не изменяя ей.
2. Ревнителям правды и чтителям Христа предсказываются изгнание и оклеветание, потому что мир ненавидит служителей Христовых, так как господствующие в нем обычаи злы, но приятны людям мира сего, а обличители общественной неправды ему ненавистны: "Обличающий нечестивого наживет пятно себе". (Прит.9:7).
3. Священное Писание подтверждает такой взгляд на мир. Ап. Иоанн пишет: "Мир весь во зле лежит" (1Иоан.5:19). Господь говорит Своим ученикам в день предания Своего: "Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир". (Иоан.15:18,19).
4. По роду страданий Господь разделяет ублажения страдальцам за истину на две части: первая их степень заключается в изгнании, которое должно понимать и в прямом смысле, как были изгоняемы в ссылку святые Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Митрополит Московский Филипп и многие другие (а еще в древности Иосиф патриарх), и в более общем смысле, как удаление от ревнителя веры его прежних друзей и даже родных; это первое испытание духовного отчуждения, хотябы и без изгнания из своего дома и родины, ублажается Господом в 8-й заповеди, а изгнание по приговору властей и народа - в 9-й.
5. Примером первого рода гонений в Св. Писании написан весь 68-й псалом от лица такого страдальца за правду и веру: "Ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое. Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня". (Псал.68:8-10).
6. Изгнанным за правду, как и нищим духом, в награду обещано Царство Небесное. Нищие духом отреклись от самолюбия, т.е. того чувства, которое отдаляет человека от Бога, а изгнанные за правду отреклись от мира, враждебного царству Божию, и потому являются достойнейшими наследниками его на небе. Господь Иисус Христос, сказав ученикам Своим, что Он избрал их от мира, вознес о всех верующих в Него молитву к Отцу Небесному и говорит: "Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною". (Иоан.17:24).
Глава 24. О девятой заповеди блаженства.
былъ епископомъ г. Гортины, на островѣ Критѣ, и жилъ въ ѴІІ вѣкѣ. Онъ имѣлъ очень доброе сердце, горячо отзывался на всѣ несчастія ближнихъ и еще въ молодыхъ лѣтахъ роздалъ все свое имѣніе бѣднымъ; кромѣ сего онъ былъ очень миролюбивъ, не терпѣлъ вражды.
За свою строгую и благочестивую жизнь, полную дѣлъ милосердія, духовнаго и тѣлеснаго, онъ возведенъ былъ во епископа гортинскаго и былъ прославленъ отъ Бога многими чудотвореніями. За сопротивленіе ереси моноѳелитовъ, которые признавали въ I. Христѣ одну только Божескую волю, а человѣческую отвергали (противъ нихъ былъ 6 вселенскій соборъ), св. Евменія сослали въ Ѳиваиду, гдѣ и скончался онъ. Тѣло его погребено въ Гортинѣ.
II. Препод. Евменій примѣромъ собственной жизни научаетъ насъ быть милостивыми къ нашимъ ближнимъ. Быть милостивымъ или милосердымъ къ ближнимъ значитъ не только желать имъ всякаго добра, но стараться дѣлать имъ все доброе, что только можемъ, изъ любви къ нимъ. Эту добродѣтель Господь заповѣдуетъ, говоря: будите милосерди, якоже Отецъ вашъ милосердъ есть (Лук. 6, 36). Нужды человѣка однѣ относятся къ его тѣлу, другія къ его душѣ: потому и милость обнаруживается двоякимъ образомъ - дѣлами, удовлетворяющими нужды тѣлесныя, и дѣлами, удовлетворяющими нужды духовныя.
а) Дѣла милосердія, удовлетворяющія нуждамъ тѣла, суть слѣдующія:
Первое дѣло: напитать алчущаго или голоднаго , т. -е. давать пищу бѣднымъ и немощнымъ, которые не могутъ добывать себѣ пропитанія собственными трудами или, по какимъ-нибудь обстоятельствамъ, имѣютъ нужду въ пособіи пищею.
Второе дѣло: напоить жаждущаго или того, кто, по немощи или по другимъ обстоятельствамъ, имѣетъ нужду въ этой помощи, напримѣръ, малолѣтній не можетъ достать воды, странникъ не имѣетъ въ виду воды близъ дороги, и въ подобныхъ случаяхъ. Ученикъ Христовъ долженъ быть готовъ оказывать ближнему всевозможныя услуги, изъ любви ко Христу, и никакое дѣло милости или услуги, сдѣланное ради Господа, не остается безъ награды, какъ говорилъ Спаситель: иже бо аще напоитъ вы чашею воды во имя Мое, яко Христовы есте, аминь глаголю вамъ, не погубитъ мзды своея (Марк. 9, 41).
Третье дѣло: одѣть нагого, или имѣющаго недостатокъ въ необходимой и приличной одеждѣ, или дать пособіе на пріобрѣтеніе необходимой одежды.
Четвертое дѣло: посѣтить находящагося въ темницѣ. Помочь и матеріально и своими совѣтами узнику, заключенному въ темницу за какіе либо тяжкіе проступки, примириться съ Богомъ и людьми и стать на лучшій путь жизни, достойный истиннаго христіанина, – утѣшить заключеннаго, быть можетъ, невинно по клеветѣ и злобѣ людской или страдающаго за дѣйствительное преступленіе, совершенное подъ вліяніемъ страсти, въ которомъ давно принесено истинное раскаяніе, - показать всю необходимость и спасительность земныхъ скорбей и безропотнаго несенія своего креста, а также дать матеріальныя средства для пріисканія должности по выходѣ изъ тюрьмы - есть дѣло великаго христіанскаго милосердія - и духовнаго, и тѣлеснаго.
Пятое дѣло: посѣтить больного. Какъ при посѣщеніи заключеннаго въ темницѣ, такъ при посѣщеніи больного долгъ христіанской любви требуетъ оказывать посѣщаемому услугу, какую кто можетъ, утѣшить въ скорби, помочь въ нуждѣ, дать совѣтъ къ уврачеванію тѣла и души, трудно-больного стараться приготовить къ христіанской кончинѣ, внушая ему искреннее раскаяніе во грѣхахъ, упованіе на безпредѣльную благость и человѣколюбіе Божіе, и располагая къ благоговѣйному принятію исповѣди, причащенія и елеосвященія.
Шестое дѣло милосердія: принять странника въ домъ , и сдѣлать къ его успокоенію все, что внушаетъ христіанская любовь, и что позволяетъ сдѣлать состояніе.
Седьмое дѣло милосердія: погребать умершихъ въ убожествѣ , или оказывать къ тому содѣйствіе по состоянію, при чемъ всегда нужно помнить, что тѣло умершаго христіанина, запечатлѣнное св. таинствами церкви, нѣкогда было храмомъ Св. Духа и, можетъ быть, будетъ предназначено къ велккой славѣ послѣ всеобщаго суда и воскресенія мертвыхъ.
б) Дѣла милосердія, удовлетворяющія нуждамъ души суть слѣдующія:
Первое дѣло: отклонить грѣшнина отъ грѣха. Какъ велико несчастіе человѣка, когда онъ грѣшитъ, такъ велика добродѣтель того, кто заботится не только себя сберечь отъ грѣховъ, но и другихъ удалять отъ сего несчастія. Св. ап. Іаковъ учитъ: братіе! аше кто въ васъ заблудитъ отъ пути истины, и обратитъ кто его: да вѣсть, яко обративый грѣшника отъ заблужденія пути его, спасетъ душу отъ смерти, и покрыетъ множество грѣховъ (Іак. 5,19. 20).
Второе дѣло: научить невѣдущаго истинѣ и добру. Явно, эта обязанность относится къ тѣмъ, кои могутъ наставлять другихъ по мѣрѣ своего разумѣнія. И немного знающій можетъ дѣлать это благотвореніе тому, кто менѣе знаетъ или не знаетъ того, въ чемъ другой и малознающій можетъ однако помочь ему.
Третье дѣло духовнаго милосердія: подать ближнему добрый и благовременный совѣтъ въ затрудненіи, которое онъ не знаетъ какъ преодолѣть, или въ опасности, которой онъ не видитъ, и которая между тѣмъ угрожаетъ его чести, нравственному достоинству или даже жизни.
Четвертое дѣло духовнаго милосердія: молиться Богу о ближнемъ. Часто другихъ дѣлъ милосердія мы не можемъ оказывать ближнему, а молиться можемъ о всѣхъ. И не имѣя никакихъ другихъ средствъ благотворить ближнимъ, мы можемъ дѣлать добро имъ, вознося теплыя молитвы о нихъ ко Всемогущему. Молитеся другъ за друга, яко да исцѣлѣете (Іаков. 5, 26), учитъ апостолъ.
Пятое дѣло духовнаго милосердія: утѣшить печальнаго. Печаль есть болѣзнь души. Какъ тѣлесная болѣзнь препятствуетъ тѣлу свободно дѣйствовать своими членами: такъ печаль связываетъ дѣятельность душевныхъ силъ. Доброе дѣло - освободить больного отъ тѣлеснаго недуга; еще большее добро - избавить человѣка отъ печали, и расположить его къ богоугодной дѣятельности, съ непоколебимымъ упованіемъ на всеблагое Божіе попеченіе о насъ. Только печаль ради Бога - спасительна; «а печаль мірская, по слову апостола, производитъ смерть» (2 Кор. 7, 10). Потому печальному надобно внушать слова апостола Петра: всю печаль вашу возверзите нань, яко Той печется о васъ (1 Петр. 5, 7).
Шестое дѣло духовнаго милосердія: не мстить за зло , которое сдѣлали намъ другіе; но переносить оскорбленія и обиды съ благодушнымъ терпѣніемъ, ради Христа. Этой добродѣтели научаетъ насъ апостолъ Петръ, говоря: аще добро творяще и страждуще терпите, сіе угодно предъ Богомъ. На сіе бо и звани бысте: зане и Христосъ пострада по насъ, намъ оставль образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его (1 Петр. 2, 20, 21).
Седьмое дѣло духовнаго милосердія: отъ сердца прощать обиды, какъ бы онѣ ни были сдѣланы намъ, словами или поступками. Этому Господь учитъ словомъ и примѣромъ. Отпущайте, заповѣдуетъ Онъ, аще что имате на кого: да и Отецъ вашъ, Иже есть т пебесѣхъ, отпуститъ вамъ согрѣшенія ваша (Марк. 11, 25). Онъ, говоритъ апостолъ, укоряемъ противу не укоряше, стражда не прещаше (1 Петр. 2, 23). Напротивъ, Онъ и со креста молилъ Отца небеснаго за Своихъ распинателей, взывая: Отче, отпусти имъ, не вѣдятъ бо, что творятъ (Лук. 23, 34).
III. Такъ многоплодна добродѣтель милости или милосердія. Она ясно отражаетъ въ человѣкѣ свойство Божеской благости, расширяя любовь его на всѣхъ окружающихъ. Она угодна Богу и привлекаетъ Его благоволеніе къ милостивому. Блажени милостивіи: яко тіи помиловани будутъ. Милостивымъ обѣщается помилованіе не только въ этой жизни - отъ гнѣва Божія и скорбей (Матѳ. 6, 15; Пс. 40, 2); но что важнѣе всего - въ будущей. Милостивыхъ ожидаетъ великая милость Божія на послѣднемъ судѣ . Кому скажетъ тогда Царь Судія: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра? Милостивымъ. Ибо Господь скажетъ тогда: взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; боленъ и посѣтисте Мене; въ темницѣ бѣхъ, и пріидосте ко Мнѣ (Матѳ. 25, 34-36). Понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе (ст. 40). Такъ, братія, велика добродѣтель милосердія! Такъ велико обѣтованіе, усвояемое милостивымъ! Будите убо милосерди, якоже и Отецъ вашъ небесный милосердъ есть. (Состав. съ дополненіями по «Бесѣд.» Евсевія, архіеп. могилевскаго).
Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.