Лучшие места в самолете. Как выбрать хорошее место? Как располагаются места в самолете
Александра Примакова, руководитель отдела качественных исследований компании Validata market research, научилась покупать три авиабилета по цене двух: «Мы с мужем всегда заранее бронируем места в хвосте самолета: одно у иллюминатора, другое у прохода. Обычно желающих занять среднее место не находится, и мы летим вдвоем на трех креслах. Но даже если кого-то сажают между нами, человек всегда соглашается поменяться местами. Так что мы с мужем все равно всегда сидим вместе - риска в нашей схеме никакого».
Гораздо рискованнее действует директор архитектурного бюро Attix Алексей Садовских: в очередь на регистрацию он всегда встает в самый последний момент - и часто оказывается в бизнес-классе, имея на руках билет в экономический. Правда, дважды он оставался в аэропорту: тогда на рейс явились все купившие на него билеты, и Алексею места не хватило (авиакомпании обычно продают несколько лишних билетов на все рейсы, так как, по статистике, на каждый рейс не являются несколько пассажиров).
Люди вроде Примаковой и Садовских - скорее исключение в России. 99% опрошенных нами путешественников сказали, что им безразлично, где сидеть в самолете. Между тем только в салонах первого и бизнес-класса все места одинаково хороши. А в экономклассе от того, в каком ряду вы сидите - в хвосте, в середине или в начале салона, - напрямую зависит ваш комфорт. И ценой совсем небольших усилий вы можете сделать так, что после полета ваши ноги и спина будут болеть меньше, а настроение будет лучше.
Forbes составил список самых эффективных способов по получению хорошего места в самолете.
1. Узнайте подробнее о модели и о расположении мест в самолете
Узнать, на какой модели самолета совершается тот или иной рейс, можно на сайте авиакомпании. Самолеты разных авиакомпаний довольно сильно отличаются друг от друга по комфортабельности салонов. На сайтах www.SeatGuru.com , www.SeatExpert.com есть все подробности о компоновке самых разных самолетов: о наличии электрических розеток и телевизоров в спинках кресел, расположении туалетов, интервале между рядами (обычно он составляет 80 см, но некоторые компании, например JetBlue, увеличили его на 5 см) - эта небольшая, казалось бы, разница при длительных перелетах очень даже ощущается.
Первый ряд за бизнес-классом считается самым удобным. Здесь больше места для ног, перед вами никто не сидит - а значит, никто не откидывает на вас спинку своего кресла, вы первым получите еду, напитки, газеты, вам достанутся пледы и подушки, для путешествующих с маленькими детьми есть возможность прикрепить к стенке люльку для младенцев и поставить детское кресло. Но и здесь есть свои минусы - из-за спрятанных в подлокотниках столиках невозможно эти подлокотники поднять и превратить кресло в диван или положить спящего ребенка к себе на колени. А если вы, например, собираетесь в пути поработать или подготовиться к деловой встрече, едва ли стоит стремиться сесть в первые ряды: соседство с детьми (а их тут обычно больше всего) вряд ли будет способствовать концентрации внимания.
Места у аварийных выходов тоже в почете у опытных путешественников: интервал между рядами тут на 15 см больше, чем в остальном салоне, но в зависимости от компоновки салона часто не опускаются спинки кресел (при длинных перелетах вы пожалеете об этом), и нельзя держать на полу ручную кладь. Правила предписывают сажать на эти места только рослых взрослых людей. «Честно говоря, по понятным причинам на регистрации прежде всего смотрят, чтобы человек этот был бы физически крепкий, энергичный и, как бы это сказать, сообразительный, - говорит Борис Рыбак, директор консалтинговой компании Infomost. - В случае экстренной ситуации он должен и дверь открыть, и помочь экипажу эвакуировать пассажиров». Хотя известны случаи, когда даже хрупкая девушка могла убедить сотрудника авиакомпании в том, что ей нужно лететь именно в этом ряду.
В середине салона значительную часть полета вы оказываетесь «запертыми» тележками с едой, напитками, газетами, товарами «duty-free». К тому же обычно ряды с 8-го по 20-й - это самая шумная зона в самолете, здесь концентрируется весь шум моторов и турбин. Но такой информации на сайтах и схемах салонов нет, и помочь найти более тихое место вам смогут только сотрудники авиакомпаний на регистрации - в разных типах самолетов разные графики распределения шумов.
В хвосте самолета места немного уже (такова геометрия самолета): сидеть там теснее, трясет сильнее, небольшой выбор еды, газет и журналов (по принципу «что осталось»), рядом туалет, у которого чаще всего очередь - а значит, шум. Единственный плюс - хвостовые места считаются более безопасными.
2. Бронируйте места заранее
Предварительное бронирование позволяет выбрать себе места в самолете задолго до полета. Особенно это удобно тем, кто летит большими компаниями: сложно рассчитывать, что вас всех смогут посадить рядом. Компания British Airways с октября нынешнего года ввела дополнительную плату за бронирование: теперь за возможность выбора удобного места пассажирам экономического класса придется заплатить 10 фунтов ($16) на европейских рейсах и 20 фунтов ($32) при долгих перелетах, 20 фунтов ($32) и 60 фунтов ($98) соответственно пассажирам бизнес-класса. Но большинство авиаперевозчиков (за исключением бюджетных, у которых платно все) по-прежнему предоставляют эту услугу бесплатно при покупке билетов как в интернете, так и в офисах авиакомпаний. Но о ней мало кто знает - ее почему-то особенно не афишируют ни сами перевозчики, ни агенты.
При предварительном бронировании места можно также заказать себе и особую еду (о чем тоже мало кто знает) - разные варианты обедов есть у всех авиаперевозчиков. «Трансаэро», к примеру, предлагает на выбор около 30 разных обедов - еду вегетарианскую, кошерную, мусульманскую, низкокалорийную, диабетическую и другие плюс 2 вида детского питания.
3. Пользуйтесь онлайн-регистрацией
Выбрать удобное для вас место можно и при онлайн-регистрации, такая процедура становится все более популярной. Зарегистрироваться можно в аэропорту у специальных киосков и даже на сайте авиакомпании. Таким образом вы экономите массу времени (приезжать в аэропорт можно хоть за 50 минут до вылета), правда, существует ряд ограничений: вы должны путешествовать без багажа, без маленьких детей, без животных. В общем, такой вариант подходит путешествующему налегке бизнесмену. К тому же некоторые компании, например Delta или Air Berlin, не выводят места рядом с аварийными выходами (а они у путешественников считаются хорошими) в систему онлайн-регистрации, придерживая их для рослых и крупных пассажиров. Второй момент - в России стойки онлайн-регистрации есть далеко не у всех компаний и пока только в Москве - в «Домодедово» и «Шереметьево-2».
В недалекой перспективе - создание единого группового посадочного талона, который позволит получить места рядом друг с другом, например большой семье или компании пассажиров. Для этого им необязательно будет являться всем в аэропорт в одно и то же время, зарегистрировать всю компанию сможет один человек: данные сразу нескольких путешественников будут храниться на чипе одного билета.
4. Приезжайте на регистрацию заранее
Не стоит пренебрегать самым простым и проверенным способом получения желаемого места в салоне: не лениться и приехать к началу регистрации. По словам директора пресс-службы авиакомпании «Трансаэро» Сергея Быхала, «сотрудники авиакомпании на регистрации всегда стараются идти навстречу пассажирам и учитывать их пожелания». Для путешествующих в одиночку возможен и такой вариант: приехать, наоборот, к самому концу регистрации. Если повезет, вам могут предоставить место и в бизнес-классе, а если не повезет - достанется место, от которого все другие пассажиры уже отказались.
5. Выбирайте для полетов дни наименьшего трафика
Эксперты рекомендуют по возможности назначать перелеты на дни и часы наименьшей загрузки аэропортов - это понедельник, вторник, четверг. Самые загруженные дни - пятница и воскресенье. Наиболее заполненные рейсы - утренние и вечерние. В полупустых салонах «будних» рейсов стюардессы сами предложат вам пересесть на незанятые ряды - на трех креслах вполне можно и поспать.
6. Попробуйте «неофициальные способы»
Еще несколько лет назад была повсеместно распространена практика получения хороших мест на борту или прохода в бизнес-класс за взятку сотрудникам авиакомпании (500 рублей, вложенных в паспорт, до сих пор могут открыть вам путь к месту у аварийного выхода, но мы этого не советуем). Американский Forbes.com рассказывает историю пассажира, которому при перелете из Нью-Йорка в Германию стодолларовая купюра помогла попасть в бизнес-класс. Правда, на обратном пути с немецким персоналом авиакомпании тот же трюк не прошел.
«Для нашей семьи просто принципиально лететь на первом ряду, где можно вытянуть ноги, - вспоминает Анна С. - Ведь мой рост - 186 см, а муж еще выше. Однажды в аэропорту на регистрации, когда я попросила дать нам эти места, сотрудники авиакомпании сказали: «По 500 рублей в паспорт». Деваться нам было некуда, лететь долго, мы заплатили. Но самое обидное, что перед вылетом самолет заменили, и наши новые места оказались чуть ли не в середине салона. С каким удобством мы в итоге летели, вспоминать даже не хочу».
И все же деньги решают не все: в последнее время участились проверки, персонал авиакомпаний деньги брать боится, гораздо эффективнее расположить к себе сотрудников авиакомпаний личным обаянием. «Надо им улыбаться, надо с ними разговаривать, надо относиться к ним по-человечески, и тогда - много раз проверено - они сделают для вас значительно больше, чем можно от них ожидать», - советует Борис Рыбак.
Бизнесмен Петр К., по долгу службы летающий и внутренними, и международными рейсами по нескольку раз в неделю, чуть ли не ежедневно убеждается в этом же: «Самый надежный способ - положить на стойку регистрации шоколадку и с очаровательной улыбкой попросить девушку «посадить хорошо». Всегда срабатывает, причем шоколадки, как правило, не берут».
То обязательно почитайте эту статью до конца. Для того, чтобы занять хорошее место, изучите схему самолета, в котором полетите. Выпишите или запомните номер желаемого ряда/места. Лучше иметь несколько вариантов на случай, если что-то уже будет занято. Посмотреть схему мест в разных самолетах можно на ресурсах iwalker.ru (Трансаэро ); www.SeatExpert.com или samolets.com, aeroflot.com, lufthansa.com и других. Обозначения стандартны: зеленый цвет - более комфортные (по результатам исследований, опросов), красный - менее комфортные.
Когда определитесь с местом/местами, просите нужное на стойке регистрации в аэропорту. Только для того, чтобы наверняка успеть сесть туда, куда хочется, стоит прибывать на регистрацию как можно раньше. Если окажетесь в числе последних - можете попросить определенное место, но шансов будет уже очень мало. Самые неудачные места обычно дают тем, кто ничего не просит.
Бронируйте авиабилеты заранее
Если лететь нужно много часов, то надежнее забронировать место заблаговременно. Как это сделать:
- Если покупаете билет в авиакассе, то скажите оператору, что хотите выбрать определенное место. Возможно, эта услуга будет платной, ведь она потребует от оператора лишних действий и чуть затянет процесс.
- Предварительно, воспользовавшись сайтом авиакомпании, закажите место (обычно не ранее, чем за 24 часа до полета, но лучше уточнить на сайте а/к). Например, функция web check-in есть на сайте Аэрофлота. Также многие лоукостеры ее предоставляют за дополнительную плату. За 30 часов начинают электронную регистрацию Air France, S7, Аэрофлот. За 48 часов Alitalia. Также заблаговременность может варьироваться в зависимости от рейса до конкретного города.
Как можно пересесть?
Теоретически после завершения посадки стюардесса делает объявление "Посадка закончена" ("boarding completed").
Тогда, если вы видите где-то рядом с собой свободное более комфортное место, можете пересесть. Однако, на практике объявление о завершении посадки звучит не всегда. Да и во многих авиакомпаниях беготня по салону после того, как все уселись, не приветствуется. Скорее всего, вас попросят возвратиться на свое место и пристегнуть ремень.
В этой ситуации правильнее всего обратиться к стюардессе (возможно, даже уже после взлета). Спросите, нет ли в салоне свободных мест и мотивируйте свою просьбу. К примеру, спинка вашего сиденья не откидывается, а у вас больная спина, и хотелось бы пересесть. Обычно при наличии свободных мест стюардесса не откажет.
Приложение и карта клиента
- Онлайн регистрация завершается за 4 часа до отлета. В случае, если вы зарегистрировались поздно, попробуйте использовать приложение ExpertFlyer (можно установить, к примеру, в смартфон) - оно подаст вам сигнал, если лучшее место станет доступным. Когда оповещение состоится, пройдите к стойке регистрации и попросите это место закрепить за вами.
- Если часто летаете одной авиакомпанией, то обзаведитесь "Картой постоянного клиента". Покажите ее на стойке и получение места с более комфортным расположением будет весьма вероятно.
Где находятся лучшие места в самолёте?
1. Для "самых крепких"
Места возле аварийного выхода предпочтительнее для высоких людей, так как позволяют вытянуть ноги, устроиться удобнее. Но к сожалению, на эти места невозможно сесть по просьбе или по предварительному заказу. На стойке регистрации сотрудники авиакомпании сами определяют, кого туда посадить. В основном это молодые крепкие мужчины, которые в случае чего могут помочь открыть аварийный выход (дверь весит примерно 20 килограмм) и помогут организовать эвакуацию пассажиров. Если вы относитесь к этой категории, то у вас неплохие шансы оказаться на таком просторном месте (следующий ряд кресел отстоит далеко). Однако, в ногах нельзя размещать ручную кладь (загородит путь к выходу в случае чп), а это может оказаться существенным минусом. Также у сидений в этой зоне не откидываются спинки, что может создать дискомфорт при длительном перелете.
2. Около иллюминатора
На такое не стоит садиться, если вы боитесь летать. При таком раскладе вам лучше выбрать сиденье в середине ряда. Во всех остальных случаях место у окна - вариант прекрасный: и вид шикарный, и почитать можно, и отоспаться. Так как соседи не побеспокоят вас, если захотят встать и размяться. Также на этом месте нет риска оказаться "зажатым" между двумя тучными соседями.
3. Возле прохода
Такой вариант хорош для высоких людей, для очень активных (которые все время куда-то ходят) или для тех, которые после посадки хотят выбраться из салона одними из первых. Несколько минусов - мимо вас будут часто ходить, иногда задевать, также придется выпускать сидящих на среднем месте и у иллюминатора, если им понадобится куда-то выйти.
4. Между двумя
В середине между соседями стоит садиться аэрофобам, которые боятся летать. Спокойствие других даст им большую уверенность в том, что все в порядке.
5. В носовой части
В принципе, минусов у таких мест нет. Единственное - часто именно там садятся пассажиры с очень маленькими детьми, кричащими полпути. Но на других местах вы тоже не застрахованы от соседства с шумным капризным ребенком. Еду здесь также можно заказать одним из первых. Но это не единственные места "поближе к обеду". Сейчас многие авиакомпании подают кушанья с двух концов салона.
6. "Крылья, лапы, хвост"
Хвост ближе всего к туалету (а тут уже решайте - нужно оно вам или нет), однако в небольших самолетах в этой части в случае турбулентности трясет сильнее. Также у самых последних кресел спинки могут не откидываться. Около крыльев лучше садиться тем, кого укачивает, поскольку в этой зоне "болтает" меньше. Однако, если вы страдаете "морской болезнью", то советуем побеспокоиться о средствах от укачивания заранее и принять таблетку перед полетом. Надеяться только на "суперустойчивые" места не стоит.
Поделитесь с друзьями в соцсетях:
Если вы читали нашу статью о том, как выбрать лучшие места в самолете, то уже знаете, что не все места одинаково хороши. Где-то не раскладывается кресло, где-то нет окна, где-то очень шумно…
Кроме этого, практически любого пассажира можно отнести к одной из двух категорий:
- любит сидеть у окна;
- любит сидеть в проходе.
Так как же занять самое лучше место в самолете?
Два способа выбрать лучшие места в самолете
В первую очередь вы должны ознакомиться с картой посадочных мест самолета, на котором вы летите. Сделать это можно на сайте www.seatguru.com . Заранее выберите несколько мест, которые вы планируете занять. Не стоит выбирать лишь одно, т.к. оно может быть кем-то уже забронировано.
Способ #1
Это самый простой и очевидный метод – просто попросить сотрудника на стойке регистрации посадить вас на определенное место. Для этого желательно прийти к началу регистрации, т.к. ближе к концу ваше место может быть уже занято другим пассажиром.
Способ # 2
Зарегистрироваться онлайн и самостоятельно выбрать место. Если вы забыли сделать это заранее, то во многих аэропортах уже появились киоски саморегистрации, где вы можете самостоятельно зарегистрироваться и выбрать место в салоне самолета.
А теперь поговорим о небольших хитростях
Хитрость # 1
Если вы летите вдвоем и в ряду 3 кресла, то конечно же удобнее, когда третье кресло свободно. Туда можно положить вещи, прилечь, да и вообще более комфортно устроится, особенно если перелет длительный. Но как освободить кресло?
Очень просто, при регистрации на рейс забронируйте одно место у окна, а второе у прохода.
Одиночные места в центре ряда заполняют в последнюю очередь и есть шанс, что туда никого не посадят. Но если рейс заполнен под завязку, то соседа вам не избежать.
Если вы летите в одиночестве, то также можно воспользоваться данным методом. Во время онлайн-регистрации найдите ряд, где уже забронировано место у окна и выберите место в проходе. Если вы любите сидеть у окна, то делаем все аналогично только ищем ряд с пассажиром у прохода.
Хитрость # 2
Данный способ работает только на рейсах бюджетных авиакомпаний, где в посадочном талоне не указано место, т.е. пассажир сам выбирает куда сесть, когда попадает в самолет.
На самом деле тут есть четыре варианта занять определенное место:
- Если вы вдвоем, то сесть одному у окна, второму в проходе. Поверьте, мало кто согласится сидеть посередине если есть другие пустые места в самолете.
- Назначить самого проворного и быстрого из компании. Его задача в числе первых попасть в самолет и “забронировать” места, разложив на них свои вещи.
- Купить опцию “приоритетная посадка” для одного из группы. В этом случае, действия будут абсолютно такими же, как в пункте 3, только приоритетная посадка гарантирует, что вы попадете в самолет в числе первых.
- Купить опцию выбор места. Самый простой, очевидный и неинтересный вариант, однако, самый надежный.
Все мы любим летать с комфортом, поэтому многие пассажиры предпочитают тем или иным способом занять места, где, простите за каламбур, побольше места. Как правило, такие кресла располагаются . В последние годы, правда, этот «лайфхак» стал известен практически всем, кто летает не только раз в год чартером на море, поэтому у большинства авиакомпаний выбор таких мест является платным. Бесплатно его можно получить двумя способами.
Во-первых, можно быть часто летающим пассажиром элитного уровня (например, в «Аэрофлоте» нужно быть «золотым», а в S7 достаточно «серебра»), при этом правило может распространяться и внутри альянса, в который входит авиакомпания, но не всегда. Например, золотой пассажир «Аэрофлота» займет хорошее место на рейсе Delta Airlines, но для Air France на том же направлении он будет «никем».
Во-вторых, в некоторых авиакомпаниях можно просто на эти места сесть самостоятельно, если они останутся свободными. Правда, этот совет нужно использовать с большой осторожностью: если вы после окончания посадки вскочите и , то бортпроводники пресекут такие попытки улучшить условия полета. А вот если зайти в самолет последним и, увидев свободные места, просто сесть на них с невозмутимым видом, то велика вероятность того, что вас не прогонят. Правда, во многих авиакомпаниях есть инструкция для бортпроводников - проверять, не сел ли кто-то на платные места, поэтому в «Аэрофлоте», например, так сделать не получится.
Зато получится занять блок кресел целиком: для этого при подозрении на неполную загрузку нужно садиться ближе к хвосту самолета - есть шанс, что останется свободным или весь блок, или хотя бы кресло посередине. Некоторые даже пытаются подкупить агентов по регистрации, чтобы они не сажали никого рядом - это часто оканчивается успехом, особенно в региональных аэропортах. Авиакомпании, впрочем, с этим тоже борются, и та же именно посередине, начиная с хвоста.
Вообще все «бесплатные» способы, кроме элитных статусов - это лишь своего рода небольшое повышение шансов в «лотерее», однако можно получить в свое распоряжение и два, и даже три кресла.
Про эту услугу авиакомпаний мало кто знает. Предназначена она для тех, про кого придуман анекдот:
«- А мне сегодня в метро аж три человека место уступили! - И тебе хватило?»
То есть, для 150-килограммовых толстяков, которые на одно место ну никак не помещаются. К сожалению, при покупке билетов нет фейс-контроля, вернее, вейт-контроля, потому что пытающиеся упихнуться на одно кресло толстяки пыхтят, потеют, хрюкают и создают неудобства соседям: неприятно, когда на тебя наваливается туша.
Так вот, услугу Extra Seat (EXST) можно купить на любом рейсе и совершенно на законных основаниях занять два кресла, а если взять два EXST, то и три. Оформляется EXST при покупке билета (на сайтах этого сделать нельзя, а вот через агентство - запросто) и стоит как тариф без сборов. Если вы покупаете билеты по дешевому промо-тарифу, в котором таксы и сборы значительно превышают сам тариф, покупка EXST позволяет лететь с комфортом всего на 15-20% дороже, а если взять два EXST и занять три кресла, то поспать на них будет даже удобнее, чем в бизнес-классе. Кстати, еще в прошлом году казахская авиакомпания Air Astana запустила новый класс обслуживания - . Пассажирам Economy Sleeper выделяют блок из трех кресел, выдают специальные матрасы, набор подушек, одеяло и гигиенический набор, а также iPad с музыкой и фильмами. Правда, пассажирам ростом больше 160 см следует иметь в виду, что ноги придется вытягивать в проход.
При покупке EXST не увеличивается норма багажа, и кормить вас за двоих/троих тоже, конечно, никто не будет.
Похожая на EXST услуга называется CBBG (Cabin Baggage) - она предназначена не для толстяков, а для перевозки хрупкого багажа - например, статуи Венеры Милосской, виолончели или чучела лисы. Багаж размещается на отдельном кресле рядом с вами и пристегивается, а вы платите за него как за полноценный билет. Услугу тоже нужно оформлять отдельно - два простых билета на одни и те же фамилию и имя на один рейс купить нельзя и просто так протащить с собой Венеру под видом ручной клади тоже.
Между тем даже выбранное и оплаченное место может вам не достаться. Например, на этой неделе в соцсетях распространилась информация о рейсе S7, на котором значительная часть салона была обмотана стоп-лентой. «В самолете Boeing 767-300ER, выполняющем рейс 923 из Москвы в Бургас на досмотре была обнаружена неисправность левого аварийного трапа. Это никак не отражается на безопасности полетов. Полет проходит в штатном режиме, все системы воздушного судна полностью исправны. Однако, согласно требованиям производителя и внутренним правилам авиакомпании, рассадка у выхода с неисправным трапом запрещена. В связи с этим часть салона была закрыта для посадки», - прокомментировала пресс-служба авиакомпании. Для того, чтобы доставить всех пассажиров рейса в Бургас, был направлен дополнительный борт А319. Обратные рейсы Бургас – Москва (924 и 9924) также выполнялись на двух самолетах, после чего Б763 отправился на ремонт.
Кресла могут быть также заблокированы из-за неисправности самих кресел или кислородных масок над ними, и даже из-за неработающей системы развлечения на дальнемагистральных рейсах (хотя в последнем случае чаще всего кресла не блокируют, а просто компенсируют неудобства милями).
Кроме того, кресла могут быть заблокированы по центровке: при неполной загрузке самолета пассажиров рассаживают ближе к центру тяжести самолета, а если при этом летит какой-то коммерческий груз, то для центровки могут закрыть, например, большую часть салона (как правило, переднюю, потому что баланс веса в сторону задней части самолета предпочтительнее, чем в сторону передней). Специальные графики центровки разработаны для каждого типа ВС с конкретной компоновкой, и перед вылетом экипаж рассчитывает распределение веса пассажиров и груза таким образом, чтобы они не выходили за допустимые пределы. Во многих аэропортах расчет производится автоматически компьютером и экипаж получает распечатку; данные по центровке и весу вводятся в бортовой компьютер, который на основе этих данных корректирует расход топлива и угол установки стабилизатора.
Бывают даже курьезные случаи: несколько лет назад была ситуация, когда почти все пассажиры одного из рейсов оказались мужчинами с большими чемоданами и в результате был превышен максимальный взлетный вес и кое-кому пришлось лететь следующим рейсом без всякого .
Удачные и неудачные места
Предпочтения мест у пассажиров отличаются, зато неудобные расположения для большинства одни. Не следует покупать билеты на кресла в хвосте - возможны очереди в туалет рядом с вами, отсутствие иллюминатора, шум от двигателя и приличная тряска. Кроме того, продукты разносят с головы, и к последним рядам выбор еды и напитков сужается.
В креслах посредине в рядах по 3 сидения часто беспокоят, для выхода вам придется отвлекать крайнего к проходу пассажира, да и сидеть межу двумя чужими людьми не совсем комфортно. Трудно спать рядом с техническими помещениями, даже если персонал аккуратен. В последнем ряду могут не откидываться кресла.
Среди удачных мест чаще упоминают следующие:
- у окна - удобно читать, приятно смотреть в иллюминатор, вас меньше будут тревожить соседи;
- в проходе - много пространства, для выхода не нужно никого беспокоить, но вам придется вставать часто;
- первый ряд (между секциями, классами и т.д.) - здесь обслуживают в первую очередь, пассажиры избавлены от откидывающихся на них кресел, они не стоят в очереди для выхода, но кресла расположены рядом с гардеробом, кухней, впереди нельзя ставить сумку перед собой, а также именно в первом ряду стоят детские люльки;
- у выходов - регулярных и аварийных - много места, легко обойти соседа для выхода, но у кресел при аварийных выходах не откидывается спинка.
Вариант легко выбрать даже без опыта полетов. Предпочтения в месте также зависят от длительности полета: при перелете менее 5 часов размещения в середине у прохода будет достаточно - можно и в гостинице отоспаться.
Учитывайте особенности салонов разных моделей
Даже во внешне похожих самолетах салоны отличаются. Крупные компании за счет большого числа воздушных судов могут поменять транспорт после продажи билетов, у небольших перевозчиков такой возможности нет.
Компоновки сидений бывают 2×2, 3×3 и другими, но всегда есть кресло у прохода и у иллюминатора. Количество сидений в ряду может уменьшаться с сужением фюзеляжа или, как на ИЛ-96, может оставаться одинаковым. В широких самолетах вроде Airbus A380, А330, Б777 или Б767 в ряду бывает 4-6 кресел. Планы самолетов всегда доступны на сайтах авиакомпаний.
Внимательно относитесь к обозначениям: английское «B» легко спутать с русской буквой, как и «С» и «E». Размещение кресел может отличаться и в одной модели судна. Основной критерий выбора - ширина кресла и дистанция между рядами. У Boeing стандартное кресло - 17 дюймов, Airbus - 18 дюймов. Если вы летите лоукостом, выбор сужается - у вас не будет возможности выбора комфортного бизнес-класса, зато вы неплохо сэкономите на билете.
Как получить кресло в нужном месте
Места в самолете распределяются на следующих этапах:
- во время бронирования авиабилета;
- после бронирования в разделе «просмотр бронирования и управление»;
- при звонке в call-center авиакомпании не позднее, чем за 1 сутки;
- во время электронной регистрации;
- при регистрации перед посадкой.
Чем раньше определиться с размещением в салоне, тем проще получить место. Лучшие места бронируют с доплатой, кресла переднего номера обозначаются как «премиум-эконом» и могут быть зарезервированы для постоянных клиентов. При выборе места в сервисе «управления бронированием» многие сайты позволяют отправить ссылки в соцсети для выбора попутчика.
Утренние и вечерние перелеты в понедельник и пятницу наиболее загруженные, при вылете днем в другие дни получение нужных мест обычно проще. Удобны терминалы саморегистрации в аэропортах: на экранах показывают оставшиеся варианты размещений в салоне. Кроме того, вам не придется стоять в очереди и приезжать за 2 часа до посадки.
Вы экономите время, используя онлайн-регистрацию и электронный билет, а значит, увеличиваете шансы на хорошее место.
Что делать, если нужное место занято
Иногда при бронировании или регистрации нужное кресло получить не удается. Однако взлет происходит не сразу после завершения посадки - самолет может ждать очередь на взлет, что дает вам пару минут времени. За это время можно пересесть в приглянувшееся кресло. Если вы не успели это сделать до момента, когда движение на борту запретили, пересесть можно будет и в полете.
Места у иллюминаторов
Если вы любите сидеть у иллюминатора с открытой шторой, подумайте о размещении по отношению к солнцу. При движении с востока на запад солнце будет слева, в утреннем рейсе с юга на север светить будет справа.
Если вы хотите пофотографировать в полете, учитывайте, что съемке часто мешают крылья самолёта, а в хвосте - выхлопные газы, поэтому советуем заранее изучить схемы салона самолёта, их легко найти в интернете или на сайтах самих Авиакомпаний.