Методическая разработка по теме политическая культура. Политическая культура
Тема « Политический статус личности»
Класс: 11
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
Вид урока: урок с применением ролевой игровой ситуации.
Цель : способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с современными требованиями. (слайд)
Задачи:
1) раскрыть сущность политической культуры, правил политического поведения;
2) способствовать формированию осознанного противостояния молодежи попыткам манипулирования, содействовать развитию активной гражданской позиции;
3) развивать готовность утверждать в своей практической политической деятельности демократические ценности и нормы.
Требования из программы курса «Обществознание», авторы Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова: Москва «Просвещение», 2006г. : выборы в демократическом обществе, избирательная кампания, избирательные технологии, человек в политической жизни, политическое участие, понятие политической культуры, политическая психология, политическое поведение.
Новые понятия: политическая культура, политический лидер, правила политического поведения, популизм.
Оборудование: Всеобщая декларация прав человека 1948г., Конституция РФ, слайдовая презентация в Power Point , предвыборные программы партий, кандидатов, дидактический материал на каждую парту.
План урока:
1) Политический статус личности;
2) Политическая культура;
3) Сущность роли избирателя (ролевая игра).
Политика – стремление к участию во власти
и оказанию влияния на распределение власти.
М. Вебер.
Ход урока
1. Политический статус личности
Вступительное слово учителя:Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы и т.д. В этой сфере общества у личности появляются права и обязанности, выраженные в правовых актах и характеризующие правовое положение личности в обществе.
Перечислите политические права и свободы гражданина?(проверка на слайде)
Право избирать и быть избранным в органы гос. власти и местного самоуправления;
Объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии;
Проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей;
Направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.
В связи с этими правами у человека появляютсяполитические роли, назовите их?
Избиратель, депутат, член партии, участник митинга и т.д.
Из этого следует, что у человека есть свой политический статус, что это такое? (словарь)
Докажите гарантию наших политических прав через нормативные документы.
Работа с Декларацией и Конституцией РФ.
Сделайте вывод.
Кто выбирается в Российской Федерации?
В РФ избираются президент, Гос. Дума, законодательные собрания субъектов федерации, органы местного самоуправления.
Кто обладает избирательным правом?
Избирательным правом (активным – с 18 лет, пассивным – при выборах на пост президента – с 35 лет, в Гос.Думу – с 21 года) обладают все граждане страны, за исключением тех, кто по решению суда признан недееспособным, а также лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
2. Политическая культура
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дидактическим материалом.
Что такое политическая культура, и из каких составляющих она состоит?
Для выполнения разнообразных политических ролей нужны знания, определенная система ценностей и овладение способами политической деятельности. Названные условия в совокупности характеризуют демократическую политическую культуру(словарь).
Обращаем внимание на слайд, знакомимся с функциями политической культуры.
Познакомимся с типами политических культур. (дидактический материал)
Идентификация
Ориентация
Адаптация
Социализация
Интеграция
Коммуникация
Как мы видим, все функции могут характеризовать и политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти, вовлеченность членов данного общества в политический процесс.
Какие формы участия вы можете назвать?(проверка на слайде)
Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы;
Участие в выборах;
Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях;
Обращения граждан, встречи с политическим лидером (словарь);
Участие в митингах, пикетах ит.д.;
Деятельность политических лидеров.
Назовите, какие из форм являются опосредованными – непосредственными, групповыми, массовыми, индивидуальными.
Какие из них постоянные, периодические, разовые?
3. Сущность роли избирателя (статус)
Степень вовлеченности в политику, по М.Веберу(немецкий социолог): (слайд)
1 Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п.
2 Политики «по совместительству» - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни.
3 Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.
Основные этапы избирательной кампании: (слайд)
Назначение выборов;
Организация избирательных округов и участков;
Создание избирательных комиссий;
Регистрация избирателей в установленном порядке;
Выдвижение кандидатов на выборные должности;
Предвыборная агитация (биография, программа, митинг, печатная агитация, встреча с избирателями, теледебаты и т.д.)
Установление и оглашение результатов выборов.
Это интересно: чтобы пройти в парламент, партиям необходимо преодолеть с 2007 года 7% барьер. Для сравнения: Египет – 8%, Швеция- 4%, Аргентина – 3%.
Ролевая игра «избирательная кампания»
Цель: закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения; способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими роль избирателя и кандидата. Здесь появляются понятия политический лидер и популизм.
Игра предполагает воспроизведение в учебной работе наиболее типичных для избирательной кампании ролей, а также связанных с ними элементов политической деятельности.
Какая избирательная система нами показана?
В какой роли вы были?
Каков ваш политический статус?
Какие политические права вами использованы?
Повысилась ли ваша политическая культура?
Какие уровни восприятия политики у вас были задействованы?(словарь)
Можно ли сказать, что вы первично социализированы? (Словарь)
Зачем нужны выборы? А может, выбудете политическими абсентеистами?
Домашнее задание: § 25, вопросы и задания на стр.304- 306. Подготовиться к семинару по теме «Демократическая политическая культура» (дидактический материал)
Словарь:
Политический статус личности –это положение человека в обществе, предполагающее определенные политические права и обязанности.
Референдум – голосование населения по законодательному или иному внутри- и внешнеполитическому вопросу. (родина референдумов Швейцария)
Плебисцит – это выявление мнения избирателей путем голосования.
Три уровня восприятия политики (по Г.Алмонду и С. Вербе- амер. ученые):
1 когнитивный, то есть уровень знания политической системы и политиков;
2 аффективный, то есть уровень чувств – негативных или позитивных, которые вызывают политика и власть;
3 оценочный, то есть уровень суждений о политике и власти.
Политическая культура - это отношение граждан к политике и политическому устройству общества, политический образ жизни. Политическая культура является неотъемлемым компонентом профессионализма любого человека, какой бы деятельностью он ни занимался.
Политическое манипулирование – это управление политическим сознанием с целью побуждения гражданина действовать или бездействовать вопреки собственным интересам.
Политическое поведение – это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно- политическими силами, направленными на достижение социально значимой цели.
Политическая социализация – процесс усвоения индивидом или группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы.
Первичная социализация – процесс политического просвещения детей и юношества.
Вторичная социализация – активное взаимодействие личности с политической системой на основе полученных ею ранее ценностных ориентаций и установок.
Периоды социализации (по Д.Истону и Дж. Денису- амер. политологи)
1 Политизация – период, в течение которого у ребенка формируется осознание наличия политической власти как более важной, чем власть родителей.
2 Персонализация – период, когда политическая власть в сознании ребенка приобретает конкретно осязаемые черты через символизирующие ее фигуры – президента, полицейского.
3 Идеализация – период, в рамках которого ключевым политическим фигурам приписываются исключительно положительные качества.
4 Институциализация – период, когда ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, т.е. к восприятию власти через обезличенные институты (партии, суд, парламент, армию и др.)
Выборы – комплекс мер, связанных с формированием руководящих органов государства, партий, организаций.
Политический абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.
Политическая программа – совокупность положений, описывающих будущее устройство общества, выражающих критику стоящего у власти правительства, средства и механизмы решения злободневных социальных и экономических проблем, с которыми стакивается народ.
Политические знания – это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе.
Политические ценностные ориентации – это представления человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства.
Способы практических политических действий – это образцы и правила политического поведения (словарь), которые определяют, как можно и как следует поступать.
Функции политической культуры (слайд) :
Идентификация – раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.
Ориентация – характеризует стремлениечеловека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.
Адаптация – выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни.
Социализация – характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.
Интеграция – обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений с обществом в целом.
Коммуникация – связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от фамилии кандидата, в пользу которого сделан выбор.
Избирательный бюллетень, в котором любой знак поставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________
Политическая культура.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся смогут дать определение того, что такое политическая культура и каковы ее основные компоненты.
- Сравнить четыре типа политических культур: индивидуалистическую, государственную, республиканскую и традиционалистическую.
- Охарактеризовать роль гражданина в каждой из культур.
Ход урока.
- Мотивация. Продолжите мысль Платона: «…у различных людей непременно бывает столько же видов духовного склада, сколько…» (существует видов государственного устройства).
Какая взаимосвязь отражена в это высказывании Платона?
Впервые термин «политическая культура» употребил немецкий философ-просветитель 18 в. Иоганн Гердер.
Жан-Жак Руссо писал о том, что мы теперь называем политической культурой. Он не использовал этого термина, но определил составляющие его: мораль, традиции и мнения .
Желание понять, что отличает жителей Северной Америки от жителей Старой Европы, привело Алексиса де Токвиля в 1830-е годы в США. Он хотел понять, почему попытки установить демократию после французской революции на своей родине, Франции, потерпели неудачу, а в Соединенных Штатах увенчались успехом. В своей классической работе Демократия в Америке он привел такое объяснение:
Быть может самой известной работой по проблеме политической культуры считается исследование, проведенное Габриелем Алмондом и Сиднеем Верба. Результаты своих исследований они опубликовали в 1963 году в книге Гражданская культура . Как и Токвиля, их интересовало, почему демократия успешно развивается в одних странах и терпит фиаско в других.
2.Работа с термином. Приложение 1.
Политическая культура
Политическая культура
Политическая культура
Политическая культура
1.знания | |
2.умения | |
3.модели поведения (навыки) | 3.Отношение к согражданам. |
4.ценности. | |
3.Работа в группах.
Проанализировав тексты (Приложение 2.) по данному типу культуры, ответьте на вопросы:
Источник власти;
Политические ценности;
Задача государственной власти;
Роль гражданина в государстве
Сильные стороны данной культуры;
Недостатки
Тип политической культуры | Источник власти | Политические ценности | Задача государственной власти | Роль гражданина в государстве | Достоинства культуры | Недостатки культуры |
Индивидуалистическая. | гаждане | свобода | Защита прав граждан | Свободный член общества | ||
Государственническая. | государство | безопасность | Обеспечение законности и порядка | Выполняющий свои обязанности гражданин | ||
Республиканская. | общество | единство | Умножение общественного блага | Активный член общества | ||
Традиционалистическая. | Божественный промысел | преемственность | Контрль за поведением граждан | верноподданный |
4.Модели поведения гражданина в каждой из политических культур. Приложение 3.
Проранжировать качества гражданина, опираясь на предложенный вашей группе тип политической культуры. Объяснить свой выбор.
1-3 – участие (республиканская)
4-7 –автономность (индивидуалистическая)
8-12 – социальный порядок (этатистская)
13-14 – солидарность (традиционалистическая и республиканская)
5.Творческие задания группам.
Составить 1-2 мин.выступление по заданной теме представителя одной из политических культур. Учащиеся должны догадаться, представитель какой культуры выступает.
Россия: Запад или Восток (трдицион.)
Усиление борьбы с терроризмом (индивидуал.)
Запрет видеоигр, содержащих насилие (этатист.)
Отмена смертной казни (республ.)
6. Тест.
7. Подведение итогов.
О чем мы сегодня говорили?
Для чего нам нужны знания о политической культуре?
Приложение 1.
Политическая культура отражает отношения личности к политической системе и ее составляющим, а также понимание человеком своего места в этой системе.
Политическая культура – система исторически сложившихся ориентаций сознания, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов исторического процесса.
Политическая культура - комплекс типичных образцов поведения и ценностных ориентаций в политике; передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп; исторически сложившаяся устойчивая совокупность форм политической деятельности, определяемых знаниями, убеждениями, чувствами, оценками, ориентациями, традициями, обычаями, нормами.
Политическая культура – это совокупность специфических для страны и принимаемых большинством ее граждан как привычные и правильные форм и методов политических действий.
Что общего у этих определений?
Какие компоненты политической культуры можно выделить на основании анализа этих терминов?
1.Чувство национальной принадлежности. |
|
2.Отношение к себе как участнику политической жизни страны. |
|
3.Отношение к согражданам. |
|
4.Отношение к работе государственных органов. |
|
5.Осведомленность о политических процессах принятия решений в государстве. |
Приложение 2.
Индивидуалистическая политическая культура.
В индивидуалистической политической культуре на центральном месте – личность. Личность, а не только член какой-то группы – единственное думающее, с моральными ценностями действующее лицо политического процесса.
Современная концепция личности, как носителя прав – результат развития идей о человечестве и политике в рамках того, что мы называем либерализмом , однокоренного со словом свобода по-английски (liberty). Вот некоторые из фундаментальных идей классического либерализма.
- Высшая ценность личности, его свободы и прав
- Равная ценность каждой индивидуальной личности
- Личность должна иметь право сама свободно выбирать свои цели в жизни
- Личный выбор должен быть защищен от необоснованного вмешательства государства
- Личная собственность – продолжение личности человека, она неприкосновенна
- Земля и натуральные ресурсы должны служить человеку
Представители индивидуалистической политической культуры видят в себе создателей государства. Теория социального контракта Джона Локка и других легла в основание этой политической культуры. Граждане как бы составляют договор между собой подчиняться властям, которые сами граждане создали для того, чтобы защитить определенные права, которые, по общему мнению, даны им от рождения. Так как граждане полагают, что народ суверенен, они верят в то, что народ имеет право свергнуть или изменить власть, которая оказалась не способна защитить их права. Политический мир представляется как рынок, где происходит обмен общественными ценностями. На первом месте стоит индивид, его интересы и права. Общественное благо представляется результатом здоровой конкуренции индивидуальных интересов на политическом рынке. Роль конституции – определить правила, по которым осуществляется государственная власть и защищаются права индивида. Роль власти в государстве ограничивается поддержанием баланса и обеспечением продвижения вперед. Роль гражданина – преследовать свои разумные интересы. Главная гражданская обязанность – самоограничение и терпимость к другим. Свобода – главная ценность, достигающаяся за счет некоторой потери социального или экономического равенства.
Такой подход способствует развитию демократических институтов, верховенства закона, терпимости к меньшинствам и процессов мирного реформирования общества.
Приложение 2.
Государственническая (этатистская) политическая культура.
При этатистской политической культуре люди воспитаны в убеждении в том, что индивид должен служить интересам государственной власти и других государственных институтов. В государствах с такой политической культурой власти контролируют такие институты, как политические партии, СМИ и даже группы интересов, например молодежные объединения.
Некоторые политические мыслители, например, Жан-Жак Руссо, критически отнеслись к идеям либерализма и индивидуалистическому пониманию культуры. Государство – больше, чем простое собрание отдельных личностей, государство имеет культуру и своеобразие, которые формируют людей, рожденных в нем.
Этатистские системы имели широкий спектр идеологий, от коммунизма до фашизма. Некоторые государства, как, например, современная Франция, являются демократическими государствами, хотя остаются крайне централизованными и бюрократическими.
Несмотря на разницу идеологий, этатисткие культуры имеют много общего. Роль конституции в таких государствах – легитимизировать действия государства и наделить полномочиями правительство. Задачи правительства делать все, что необходимо для того, чтобы обеспечить в стране мир, безопасность и сравнительное экономическое благосостояние. От граждан в такой стране ожидается, что они будут пассивны, искать защиту и источники благосостояния у государства и будут готовы работать на государство. Долг гражданина подчиняться закону и требовать этого от своих детей. Во многих этатистских системах существует обязательная воинская повинность для всех годных к службе мужчин и женщин. Главные принципы – равенство и защищенность граждан. За это они платят потерей индивидуальной свободы.
Приведем, как иллюстрирующий пример, случай из жизни. В семидесятых годах двадцатого века российская семья иммигрировала в Израиль в поиске религиозной свободы. Они поселились в Беершеба, где построили небольшой домик. Однажды домик загорелся и сгорела вся мебель. Соседи хотели помочь погорельцам, собрали мебель и передали семье иммигрантов. Однако, глава этой российской семьи созвал телевизионную пресс-конференцию, где призвал своих соседей забрать подаренную мебель. Почему? По мнению главы семьи, правительство Израиля было обязано помочь погорельцам. А соседи здесь не причем.
Как и русские, французы имеют долгую этатистскую традицию и как они находятся в двойственных отношениях с государством. С одной стороны. они не доверяют государству, с другой стороны, они очень много от него ожидают. Несмотря на свое вечное недоверие к государственной власти, французы ожидают от правительства реализации широкой программы социальной защиты. Уже достаточно давно французские власти приняли самую широкую в мировой практике программу социального обеспечения граждан от рождения до могилы. Она включает в себя бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное высшее образование, ежегодный пятинедельный оплачиваемый отпуск, дешевое социальное обеспечение стариков, большие пенсии по старости. Ежемесячно в семьи с более чем одним ребенком посылаются денежные субсидии. Эта мера введена для борьбы с низким уровнем рождаемости в стране. Для контроля за исполнением своих многочисленных программ Франция создала громоздкий бюрократический аппарат. Ежедневная работа государства сегодня выполняется более чем двумя с половиной миллионов бюрократов – по одному на каждых двадцать два француза. Эта по-настоящему армия госслужащих дает возможность Франции не только контролировать промышленность, торговлю и сельское хозяйство, но и частную жизнь граждан в вопросах, считающихся не сферой интересов правительства в индивидуалистических политических культурах.
Приложение 2.
Республиканская политическая культура.
В соответствии с гражданско-республиканской теорией лучшее общество то, которое защищает интересы общины и общее благо от интересов индивидуума или общественного класса. Знаменитый римский писатель Цицерон так передает суть гражданского республиканизма: Невозможно хорошо жить иначе, чем в хорошей общине и лучшая гарантия благосостояния общины в разумно учрежденном и упорядоченном государстве .
Древний Рим является ярким образцом гражданской политической культуры. Его граждане должны были проявлять высокие образцы гражданских добродетелей, что означало, что они должны были жертвовать своими интересами во имя общего блага. Полибий был греческим историком, который путешествовал по Риму, изучая жизнь государства во многом по тем же причинам, которые привели Алексиса де Токвилля в Соединенные Штаты столетия спустя. В своих Историях Полибий описал образцового гражданина Римской империи.
Хороший римлянин должен обладать личной смелостью: он должен использовать свои возможности на благо общества, а не бесцельно расточать их, как Гасдрубал, карфагенец, который устраивал пиры во время голода. Он должен быть честным, как Сципион, который не взял себе лично в Карфагене абсолютно ничего, хотя и не был особенно богат. Он должен быть ответственным и деятельным гражданином: во время Пунической войны в Риме, как в Афинах, столетия до этого, военные корабли содержались за счет одного или группы частных лиц. Рим победил в войне, благодаря патриотическому духу и щедрости своих именитых граждан…которые служили Риму, не щадя своих сил и возможностей.
Помимо требования проявления гражданских чувств, главные идеи и убеждения, гражданского республиканизма таковы:
- Существование маленьких общин необходимо, там, где люди знают друг друга и стремятся к достижению общего блага
- Граждане должны играть активную роль в управлении, принимая участие в обсуждении общественных проблем, другой общественной деятельности, служа в армии
- Граждане должны учиться быть добродетельными, получая моральное воспитание. Все граждане ответственны за нравственное воспитание молодежи
- Необходимо бороться с имущественным неравенством, так как оно неизбежно приводит к коррупции и образованию группировок граждан, которые будут стремиться только к достижению личной выгоды, а не благу общества в целом
- Хороший гражданин отдает много собственных сил и средств на благо общества
Сегодня гражданский республиканизм скорее мечта реформатора, чем политическая реальность. Некоторые аспекты гражданской политической культуры можно найти в маленьких европейских демократиях: Швейцарии, Нидерландах и скандинавских странах. Элементы этой культуры присутствуют в политической жизни регионов некоторых стран, которые имеют давние гражданские традиции. Это – Флоренция в Италии, штаты Новой Англии в Соединенных Штатах Америки. Отзвуки идей гражданского республиканизма слышны в работах различных современных политологов прокоммунистических взглядов.
Приложение 2.
Традиционалистическая политическая культура
Традиционалисты призывают следовать традициям прошлого и считать их критериями в поведении в современной жизни и в общественной политике. Традиции сохраняются в документах и обычаях, передаваемых от поколения поколению. К традициям можно отнести религиозные убеждения, нормы языка, национальную кухню и даже занятия определенными видами спорта. На первое место ставится семья. Идеология становится подобной светской религии. Роль конституции – защитить существующий статус, поддерживать мир и порядок. Задача власти – исполнять закон, гарантировать мир и порядок. Роль гражданина зависит от его социального статуса, как и его права и обязанности.
Традиционализм в своем политическом значении означает приверженность политическим традициям и защиту этих традиций, когда они входят в противоречие с нетрадиционными убеждениями и ценностями. Нельзя недооценивать силу политического традиционализма. Он дает людям чувство принадлежности к правильному образу жизни, ощущение связи с прошлым своего народа, национальную идентичность. Традиционализм питается из религиозных, национальных и родовых источников.
Традиционалистические политические культуры существовали в прошлом и существуют в современном мире, особенно в развивающихся странах. Как правило, крайне националистические движения в развивающихся странах опираются на традиционалистические чувства населения, когда борются за политическую власть.
Нигде политический традиционализм так не распространен, как в исламском мире. Этот мир простирается от Мавритании на западе до Индонезии на востоке. Некоторые страны в этом мире, такие как Иран и Саудовская Аравия, имеют конституционные системы, основанные на шариате. Другие страны исламского мира, такие как Египет и Сирия, приняли конституционные и политические системы в большей степени светские. В некоторых странах этого мира большинство населения составляют мусульмане, в других они половина населения или значительное меньшинство.
Ни одна традиционалистическая политическая культура полностью не похожа на другую. От культуры к культуре варьируются убеждения и ценности. Но есть возможность провести некоторые обобщения. В традиционалистической политической культуре действуют следующие убеждения и традиции:
- Уважение к прошлому
- Уважение к семейным, родовым связям
- Подчинение властям
- Сохранение традиционных источников власти
- Строгие нормы поведения
- Конформизм, отклонения преследуются, реформы вызывают подозрение
- Стремление избегать политических конфликтов и конфронтаций, стремление к достижению консенсуса
- Фаталистическая покорность, ощущение невозможности изменить что-либо
- Принятие статус-кво и предназначенного жизненного пути
У людей разное отношение к традиционализму. Для одних это смирительная рубашка, для других это гарантии безопасности, стабильности и предсказуемости.
Приложение 3.
- Участие в добровольных организациях.
- Участие в политике.
- Выбор товара по политическим или моральным причинам.
- Независимое мнение.
- Желание понимать других.
- Слежение за действиями правительства.
- Служба присяжным в качестве призыва.
- Законопослушание.
- Готовность выступить в качестве свидетеля преступления в суде.
- Готовность платить налоги.
- Готовность служить в армии в случае крайней нужды.
- Готовность поддерживать людей в своей стране, которым живется хуже, чем Вам.
- Готовность поддерживать людей в других странах, которым живется хуже, чем Вам.
1 слайд
2 слайд
Политическая культура – это отношение граждан к политике и политическому устройству общества, политический образ жизни Факторы формирования политической культуры Знания граждан о политической системе Личное участие граждан в функционировании политической системы
3 слайд
Понятие политической культуры Узкое значение Представления личности, социальной группы о мире политики, политической системе того или иного общества, их законах и особенностях функционирования Широкое значение Представления личности, социальной группы о мире политики, политической системе того или иного общества, их законах и особенностях функционирования Политические отношения индивидуума, гражданского общества и государства Политические институты общества
4 слайд
Структура политической культуры Функционирование политических институтов: избирательный процесс, принятие и реализация политических решений, воспитание и регулирование социально-политических конфликтов Политическое сознание: политические представления и убеждения, политические установки, политические ценности, традиции, обычаи и нормы Политическое поведение: политические действия, политическое участие, политическая деятельность
5 слайд
Формы политической культуры Политические знания, убеждения Навыки, умения участвовать в политической жизни Уровни политической культуры Политическая культура общества Политическая культура социальной или национальной группы Политическая культура личности
6 слайд
Типы политических культур по Г. Алмонду и В. Вербе (амер. политол.) Патриархальный, или тип общин Подданнический, или тип субъекта Активистский, или тип участника «Культура гражданина» или смешанный тип Отсутствие интереса к политической жизни, политические ориентации неотделимы от религиозных и социальных Присутствует сильная приверженность к существующим в стране политическим институтам и режиму власти, низкая индивидуальная активность Уделяет много внимания политике, гордится политической системой своей страны, стремиться влиять на власть Участие в политике без энтузиазма, интерес к политическим новостям, неучастие в политических организациях
7 слайд
Функции (роли) политической культуры Познавательная Воспитательная Регулятивная Это стремление к политическому осмыслению социальных процессов, развитие гражданской ответственности, политической этики Это конечное воздействие граждан на политический процесс – индивидуально и через институты власти и гражданского общества, а в конечном итоге включение самих масс в этот процесс Это повышение политической информированности и компетенции, совершенствование интеллектуальных способностей
8 слайд
Функции (роли) политической культуры Защитная Коммуникативная Интегративная Это консолидация всех слоев, классов и наций общества на основе доминирующих общегражданских ценностей, идей, традиций, норм и принципов политического общежития Это передача политической культуры общества через СМИ новым поколением, обмен политической информацией Это нацеливание на защиту экономической, социально-политической, духовной и экологической сфер общества
9 слайд
Особенности политической культуры современной России Слаборазвитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие Предрасположен-ность к конформизму, легковерности и подвижности политических принципов Подданническое отношение к любому центру реальной власти Правовой нигилизм Заидеологизирован-ность мышления, непримиримость к любым нетрадиционным взглядам Низкая компетентность в управлении делами общества и государства Неразвитость гражданских позиций
10 слайд
Проблема. Все ли в политической деятельности и ее результатах является политической культурой? Можно ли говорить о политической культуре гитлеровского фашизма или сталинской диктатуры? Оценочный подход (ценностный подход) Не вся политическая деятельность и ее результаты являются политической культурой (т.к. культура по определению – ценности, созданные человеком) Описательный подход (деятельностный подход) Вся политическая деятельность и ее результаты являются политической культурой (т.е. культура по определению – все созданное человеком)
12 слайд
Различия правовой и политической культур Правовая культура в большей мере, чем политическая, подразумевает четкое знание нормативной стороны дела Политическая культура больше подразумевает знание принципов и концепций политической жизни Политическая культура учащегося Желание и умение самостоятельно осмысливать политическую информацию, в том числе о деятельности правительства Способность и готовность к политическому диалогу Проявление нравственной убежденности и гражданской позиции Политическая культура является неотъемлемым компонентом профессионализма любого человека, какой бы деятельностью он ни занимался