Нод для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Конспект логопедического занятия "Слова-действия" план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) на тему Логопедическое занятие в подготовительной группе слова действия
Конспект фронтального занятия логопеда
с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.)
Тема занятия : «Слова, обозначающие действие предмета».
Цель занятия:
Задачи:
Развитие умения выделять слова, обозначающие действие предмета, опираясь на его лексическое и грамматическое значение.
Развитие умения задавать вопрос к слову-действию.
Графическое обозначение слова-действия.
Дифференциация слов-предметов и слов-действий.
Обогащение глагольного словаря за счёт образования глаголов от звукоподражательных слов.
Развитие моторики.
Развитие зрительного, слухового внимания, избирательного торможения.
Развитие речи.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Расширение и совершенствование словарного запаса учащихся.
Развитие зрительного восприятия, внимания.
Формирование умения принять учебную задачу.
Формирование адекватной самооценки.
Оборудование:
музыкальный центр;
диск «Звуки природы»;
печатные прописи;
призы.
Ход занятия:
«Ква-ква-ква» да « r ва-ква-ква»?
Прыгун-трусишка,
Хвост – коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Шубка в два цвета –
На зиму и на лето.
Кто зубами щёлк, да щёлк?
У деревни бродит ….
Живёт в норке,
Грызёт корки.
Небольшие ножки,
Очень боится кошки.
Кто позабыв тревоги,
Спит зимой в берлоге?
2). Назовите все слова-отгадки.
3). Что обозначают эти слова?
Какие предметы?
На какой вопрос отзываются эти слова?
4). Из какой сказки эти звери? Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Зайка-Побегайка, Волк-Зубами Щёлк и Медведь?
Дети здороваются.
ЛЯГУШКА
ЗАЯЦ
ВОЛК
МЫШКА
МЕДВЕДЬ
Дети вспоминают, называют слова-отгадки.
Предметы.
Живые.
Кто?
«Теремок»
II . Основная часть
Активизация словаря, уточнение, обогащение словаря.
Активизация словаря, уточнение, обогащение словаря. Образование глаголов от звукоподражаний.
Развитие зрительных функций. Развитие логического мышления.
Развитие зрительных функций, внимания, наблюдательности.
Мы сегодня с вами сочиним новую сказку, в которой Медведь не поломает наш теремок. В нашей сказке Медведь-учитель. Он мудрый, умный. Будет давать задания зверюшкам, а мы будем помогать им выполнять их.
Задание 1.Кто как передвигается?
лягушка (что делает?)- …….
мышка (что делает?)- …
заяц (что делает?)- …
волк (что делает?)- …
медведь(что делает?) - ….
лягушка (что делает?)- …….
мышка (что делает?)- …
заяц (что делает?)- …
волк (что делает?)- …
медведь (что делает?)- ….
Что за слова мы называли? Что обозначают наши слова?
на какой вопрос отзывались слова?
О чём мы сегодня будем говорить, о каких словах?
Задание 3. Игра «Самый внимательный»
Очень важно детям быть послушными и слушаться старших. Иначе с ними случаются разные неприятности. Посмотрите на картинку, какое животное убежало со своего места? Верните его.
Задание 4. Графический диктант.
Вспомните, как обозначаются слова – предметы?
Вспомните, как обозначаются слова – действия?
Запишите графически слова:
белка, прыгает, ищет, воет, волк, барсук, роет, плывёт, крот.
Проверим ещё раз; сколько слов-действий у вас получилось?
Задание 5. Игра «Прятки».
Медведю прислали друзья из Африки фотографию.
Найдите на картинке, раскрасьте и назовите животных, спрятались в джунглях.
прыгает, плавает, скачет
бегает
прыгает, бегает, скачет
бегает, рыщет, ходит
ходит, шатается , бегает
квакает
пищит
воет, рычит
рычит
Действия.
Что делает?
О словах-действиях.
Дети рассматривают картинку, находят закономерность; соединяют «непослушное» (белка)
животное линией с пустой клеткой. Объясняют ответ.
Одной линией.
Двумя линиями.
Чертят схемы.
Дети называют животных и птиц: слон, носорог, тигр, крокодил, жираф, зебра, обезьяна, кобра, попугай.
III . Физкультминутка
Развитие зрительного и слухового внимания, избирательного торможения.
Игра «Делай то, что я показываю».
Игра «Делай то, что я говорю».
или
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики,
Как лягушки скачут,
Никогда не плачут.
Как лисы хвостиком виляют,
Серых мышек догоняют.
Разогнулись, потянулись,
Раз нагнулись, два нагнулись
И друг другу улыбнулись.
Выполняют различные движения.
Выполняют движения по тексту стихотворения.
II . Основная часть (продолжение)
Активизация словаря, развитие умения задавать вопрос к слову-действию, формирование семантических полей.
Расширение и обогащение словаря за счёт образования глаголов от звукоподража-
тельных слов.
Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.
Развитие слухового внимания, памяти.
Задание 6. Что делают предметы?
1). Назовите действия, которые зашифрованы.
2). Что может делать каждый предмет? Соедините предмет с символом действия цветной линией, задавая к слову вопрос.
Задание 7. Сочиняем стихотворение.
Все задания Медведя мы выполнили. Медведь довольный. Пошёл в чащу в свою берлогу, а нам оставил мешочек с подарками.
Стоит, идёт, сидит, бежит, прыгает, едет (катится), плывёт, лежит (спит).
Например:
мячик (что делает?) – прыгает, катится, плывёт, летит, лежит.
Образуют глаголы,
По картинному плану вспоминают и рассказывают стихотворение.
IV . Итог, рефлексия, самооценка.
Развитие логического мышления, формирование самооценки памяти
Давайте вспомним, о каких словах мы с вами говорили? На какой вопрос они отзывались?
Чем мы сегодня занимались?
Что понравилось на занятии?
Как вы сегодня занимались? (Что получилось? не получилось? Почему? Могли ли работать лучше? Что для этого нужно?)
Выберите солнышко, раскрасьте.
Спасибо всем большое. До свидания.
ПРИЗЫ
О словах –действиях.
Что делает?
Перечисление видов работ.
Рефлексируют.
Выбирают «солнышко», раскрашивают.
До свидания.
Самоанализ фронтального занятия
учителя-логопеда Чернецкой Наталии Владимировны
Занятие проводилось с группой обучающихся 1в класса, в количестве 4 человек, имеющих логопедическое заключение: общее недоразвитие речи Ш уровня.
Тема занятия: «Слова, обозначающие действие предмета».
Цель занятия: Работа над словом. Формирование понятия о словах, обозначающих действие предмета.
Наблюдается комплексность при постановке задач:
образовательные (1-3, 5);
коррекционные (4, 6-12);
воспитательные (13-15).
Структура занятия соответствует логопедическим сведениям требованиям (организационный момент, работа над пройденным материалом, основная часть, физкультминутка, подведение итогов, рефлексия, самооценка.Части урока логично связаны между собой.
Задания и речевой материал соответствовали теме, цели урока, возрасту детей и логопедическому заключению.
На занятии использовалось оборудование :
дидактическое пособие «Сюжет для урока («Теремок»)»;
магнитные картинки «Звери» (мышь, лягушка, волк, заяц, медведь);
музыкальный центр;
диск «Звуки природы»;
печатные прописи;
На занятии были предложены следующие дидактические игры:
«Отгадай загадки» (развитие слухового внимания, активизация словаря, развитие логического мышления);
«Самый внимательный» (развитие зрительных функций, развитие логического мышления);
«Прятки» (развитие зрительных функций, внимания, наблюдательности).
«Сочиняем стихотворение» (расширение и обогащение словаря за счёт образования глаголов от звукоподражательных слов, развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы, развитие слухового внимания, памяти).
Использовались развивающие упражнения :
«Кто как передвигается?» (развитие словообразовательных процессов, активизация, уточнение и обогащение словаря);
«Графический диктант» (развитие слухового восприятия, развитие логического мышления, дифференциация слов-предметов и слов-действий).
«Что делают предметы?» (лексическая сочетаемость слов, формирование умения задавать вопрос к слову-действию).
В ходе занятия осуществлялся дифференцированный подход, фронтальная работа сочеталась с индивидуальной.
Постоянно активизировалась умственная деятельность детей. Отрабатывались все формы речевой деятельности: слушание, говорение, письмо, чтение.
Использовались следующие способы поддержания интереса и внимания:
все упражнения носили игровой характер;
часто менялись виды деятельности;
использовалась наглядность;
устная работа сочеталась с письменной.
Занятие проводилось в нужном темпе, соответствующем возможностям данной группы детей.
В ходе урока была проведена физминутка. Упражнения были направлены на развитие общей моторики, снятие усталости, а также на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, избирательного торможения.
Занятие построено с учётом принципа развития: задания усложнялись, требовали преодоления трудностей. Проводилась работа по восполнению пробелов в развитии речи, работа по обогащению словаря, развитию грамматического строя речи.
Также были реализованы следующие принципы:
доступности: задания, упражнения соответствовали уровню достигнутых знаний и умений;
сознательности: дети осознанно выполняли задания;
принцип опоры на сохранные звенья: привлекались сохранные анализаторы для закрепления образов.
На занятии использовалась музыкотерапия (музыкальное сопровождение педагогического процесса), тем самым создавался положительный эмоциональный фон на занятии, осуществлялась мягкая стимуляция мозга.
На занятии использовались следующие технологии:
коррекционно-развивающие
развивающие
здоровьесберегающие
игровые
Занятие проводилось в доброжелательном тоне. В течение занятия логопед следил за собственной речью и речью ребёнка, исправлял ошибки, заставлял правильно повторять слова, в которых были допущены ошибки, добивался полного ответа на вопрос.
Учитель-логопед к занятию подготовлен, имеет план-конспект, заранее подготовил наглядность.
учитель-логопед доброжелательно относится к детям, «чувствует» класс, умеет заинтересовать детей и поддерживать дисциплину в течение занятия.
В конце занятия был подведён итог: дети вспомнили чем занимались на уроке, что узнали, запомнили, оценили свою работу на занятии.
В ходе занятия были решены все поставленные задачи, цель была достигнута.
дать понятие о словах действиях.
развитие учебных умений и навыков, слушать инструкции учителя – логопеда, самоконтроль, самоорганизация, самостоятельность выполнения действий.
учить работать в команде, взаимовыручке, взаимоподдержке.
cовершенствовать грамматический строй, развитие и уточнение словаря действий, провести работу по словообразованию
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
ДЕТСКИЙ САД №1444 СВАО г.МОСКВЫ
Конспект индивидуального занятия для старшего дошкольного возраста
«Слова действия»
подготовила
воспитатель ГБОУ детский сад №1444
Разбакова Наталья Александровна
МОСКВА 2012
Конспект
индивидуального занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Слова действия»
Цели:
Образовательные – дать понятие о словах действиях.
Учебные – развитие учебных умений и навыков, слушать инструкции учителя – логопеда, самоконтроль, самоорганизация, самостоятельность выполнения действий.
Воспитательные – учить работать в команде, взаимовыручке, взаимоподдержке.
Коррекционные – совершенствовать грамматический строй, развитие и уточнение словаря действий, провести работу по словообразованию.
Оборудование: картинки со словами действиями, карточки со словами предметами.
Ход занятия.
Организационный момент. Приветствие, знакомство с ребенком.
Тема: слова действия.
1.Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Рассмотри картинки и назови, кто что делает?
Картинки: девочка шьёт, бабушка вяжет, девочка вышивает, мама готовит обед, бабушка жарит рыбу, бабушка печёт пирожки.
Корова, коза, лошадь, курица, утка.
Карточки со словами – предметами (запись на карточках).
Ребенок отвечает согласно этим картинкам.
Логопед: правильно Дима.
2.Развитие слухового внимания. Дифференциация глаголов от других слов.
Логопед: Хлопни в ладоши, если услышишь слова действия.
Слова: бежать, летать, дорога, плавать, солнце, спать.
Ребенок хлопает в ладоши, если слышит слова действия.
Логопед: правильно Дима.
3.Развитие и уточнение словаря действий.
Картинки: корова, коза, лошадь, курица, утка, гусь.
Ребенок:
Корова – мычит
Коза – блеет
Лошадь – ржет
Курица – кудахчет
Утка – крякает
Логопед: правильно, молодец.
4.Физкультминутка. Движения по тексту.
Топни левою ногой!
Влево шаг! На месте стой.
Повернись направо к другу,
Правую дай другу руку.
Повернись налево к другу.
Левую дай другу руку.
Шаг назад и два вперёд!
Вправо, влево поворот!
5.Работа по словообразованию.
Логопед ребенку раздаёт карточки со словами – предметами, и просит подобрать к ним слова, от которых они образованы. Например: скрип – скрипеть.
Слова: журчание, жужжание, кваканье, ржание, треск.
Логопед: я, записываю эти слова на доске, ты в тетрадь.
Ребенок:
Журчание – журчать
Жужжание – жужжать
Кваканье – квакать
Ржание – ржать.
Треск – трещать
Логопед: правильно Дима.
Итог занятия: Дима! Что тебе понравилось на занятии? Что нового ты сегодня узнал?
Ты сегодня хорошо занимался. До свидания!
Список использованной литературы
- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.: Библиополис, 1994.
- Волина В.В. Русский язык/ Серия «Учимся играя». – Екатеринбург: ТОО «Изд-во АРГО»,1996.
- Игры в логопедической работе с детьми: Кн. Для логопеда. Ред.-сост. В.И.Селиверстов. – М.:Просвещение,1979.
- Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. - М., 1981.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Художники М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-240с., ил.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда, - М.: Просвещение, 1985, -207с., ил.
- Программа обучения и воспитания в детском саду (под ред. Васильева). – М., 1985
- Развитие речи детей дошкольного возраста (Под ред. Сохина Ф.А.)
Мавлютова Элеонора Винорисовна,
учитель-логопед МАДОУ д/с №133 г.Тюмени
Образовательные:
Практическое усвоение детьми слов, обозначающих действия,
Формирование умения у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них.
Коррекционные:
Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимики, голоса,
Развитие фонематического слуха,
Развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
Воспитание интереса к занятию,
Воспитание самоконтроля за своей речью,
ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, сигнальные карточки, картинки с животными, сундучок.
1. Организационный момент.
Сегодня на занятии мы будем показывать и называть много разных действий, движений, задавать вопросы и отвечать на них
Улыбнитесь друг другу и скажите:
Мы будем заниматься, будем мы стараться.
Ответы верные давать и друг другу помогать!
2. Психогимнастика.
Изобразите ласкового котенка,который просит молочка. Покажите огорчение маленького цыпленка, который хотел запеть как петух, но у него ничего не получилось, изобразить веселых попросят.
3. Логопедическая гимнастика.
Зарядка для губ. «УЛЫБОЧКА»
Губки наши улыбнулись,
Сильно-сильно растянулись.
«УЛЫБОЧКА-ТРУБОЧКА»
Улыбочка и трубочка.
Растянулись в дудочку.
Зарядка для язычка.
4. Развитие фонематического слуха.
Я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильно сказанное слово:
(зайка, дайка, зуйка, ёзик, ёжик, юзик, котунок, котенок, кутенок..)
5. Работа по теме.
Корова что делает? -Мычит
Лошадь что делает? -Ржёт
Кошка что делает? -Мяукает
Собака что делает? -Лает
Гусь что делает? -Гогочет
Утка что делает а? -Крякает
Курица что делает? -Кудахчет
Логопед: - Дети, вы назвали много разных слов. К этим словам можно задать вопрос «Что делает?» Все эти слова обозначают различные действия. Мы будем называть их слова-действия.
Логопед: Только что мы вспомнили, какие звуки могут издавать животные. А на картинках, которые находятся перед вами животные выполняют различные действия. Назовите эти действия. Дети, рассматривают каждый свою картинку и отвечают одним словом на вопрос «Что делает?»
(Спит, скачет, бежит, лает, прыгает..)
Рассматривание сюжетных картинок
Петух стоит. Слово действие-стоит.
Котенок лакает молоко. Слово действие-лакает.
Зайка грызет морковку. Слово действие-грызет.
Корова пасется на лугу. Слов действие-пасется.
6. Физкультминутка.
По лесу медведь идёт,
Этот мишка ищет мёд.
Он голодный, невесёлый.
Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.)
То направо повернётся,
То налево поглядит.
Где здесь рой пчелиный вьётся?
Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)
7.Закрепление пройденного материала.
Послушайте пары предложений. В каждом втором предложении пропущено слово - действие. Ваша задача догадаться, какое слово пропущено.
Кот ловит мышонка. Мышонок от кошки … . (убегает)
Собака лает на кота. Кот от собаки … . (спасается, удирает)
Лисичка отправилась на охоту. Лисичка добычу … . (поймала)
Медведь сорвался с дерева. Медведь с дерева … (упал, свалился)
Ребята, а сейчас новое задание: послушайте предложения и из каждого назовите только слово, обозначающее действие и «положите» слово в сундучок.
Зайчонок питается корой. Медведь любит мёд. Волк поймал добычу. Собака сторожит дом.
Итог занятия.
Логопед: - Дети, сегодня на занятии вы выполняли разные действия, называли слова-действия, учились задавать вопросы к словам (Что делает?)
Логопед оценивает работу детей и поощряет их.
Литература.
1. Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи
у дошкольников: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б.
Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2005
2. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР «Детство-Пресс»,2003
3.Формирование лексико-грамматических представлений / Ткаченко Т. А. - СПб.:Детство,1998
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Методическая разработка: Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе ОНР (второй год обучения).
Тема: «Путешествие в страну Грамоты»
- Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах- предметах, словах-действиях, словах- признаках и предложениях.
Обучающая задача:
- Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках.
- Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слов и слогов.
- Продолжать учить составлять предложения с заданным количеством слов.
- Закрепить понятие « слово- предмет», « слово-действие», «слово- признак».
Развивающая задача:
- Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, память, мышление.
Воспитательная задача:
- Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование:
- Картина страны «Грамоты»,«шифровки», карточки со словами, простые карандаши, цветные карандаши, карточки с буквами, цветные наклейки (формы), Наклейки (цветные геометрические фигуры) предварительно прикрепляются на одежду детей.
Ход занятия
Л: Ребята, сегодня мы отправляемся в волшебную страну Грамоты.(Показ картины сказочной страны Грамоты). Чтобы попасть в неё, нам нужно открыть волшебный замок. Для того, чтобы подойти к замку, я буду каждому задавать вопрос. Мы будем работать в команде и будем помогать друг другу.
Игра с мячом
Логопед кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос.
Какие буквы не обозначают звуки?(Ь, Ъ).
С какой буквы пишется начало предложения? (С заглавной буквы)
С какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)
Какой знак ставится в конце предложения? (Точка)
Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)
Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)
Какие звуки самые протяжные, певучие? (Гласные)
Как определить количество слогов в слове?
Л: Молодцы! Все справились с заданием. Сейчас мы ключом откроем ворта в страну Грамоты.
Пальчиковая гимнастика «Ключик»
На двери замок- чудак. (Показ « замка» кистями рук.
Не открыть его никак! (Несколько раз с силой пытаться покрутить и раскрыть пальцы рук).
Вынул связку я ключей (встряхивание кистями рук).
Ну-ка ключик поскорей! (Поочерёдное прокручивание пальца одной руки в кулачке другой, затем смена рук).
Дверка, поскорей откройся! (Руки расцепить). Входите пожалуйста!
Л: Молодцы, ребята! Вот мы и оказались в стране Грамоты.
А вот и первое задание. Занимайте свои места за столом.
Задание называется «Шифровальщик ».У каждого из вас карточка с запутанным словом, вам нужно его распутать и напечатать в своей тетради.
КЧОЩЕЕН - щеночек. (Рядом с каждым словом подсказка-картинка).
Затем даётся задание нарисовать цветную звуко-буквенную схему слова.
Выполняется проверка.
Л: Умницы! Сейчас мы выйдем на поляну предложений. Ко мне подойдут дети, которые справятся с таким заданием:
- Придумайте слово из трёх звуков.
- Придумайте слово из четырёх слогов.
- Придумайте предложение из пяти слов.
- Назовите два слова- действия.
- Назовите два слова- признака.
- Составьте предложение из двух слов.
Дети, ответив на вопрос, выходят из-за стола, подходят к логопеду.
Л: Вот и новое задание. Мы с вами на поляне предложений. Вам нужно будет прочитать слова и составить из них предложение. Работать вы будете по парам. Подумайте, как можно объединится.
(Логопед предлагает найти пару по одинаковому цвету наклеек).
Дети составляют предложения и читают их. (Каждой паре детей даются карточки со словами. Дети их читают и составляют предложение.
и, Катя, Ваня, в, гуляли, лесу, зелёном.———
Катя и Ваня гуляли в зелёном лесу).
Физминутка
Л: Сейчас мы вспомним с каких звуков начинаются наши имена (фамилии) и изобразим буквы обозначающие эти звуки.
(Дети изображают буквы: Ж, К, Р, Ф,Ч. И т. д.)
Л: Ребята, вас ждёт ещё одно задание. Найдите себе пару, мы объединяемся по форме. Посмотрите на карточки, посоветуйтесь и найдите лишнюю букву, объясните свой выбор.
А И Э П О Р Л К Н З В Ф Ц Ъ А Ж Щ Ч Й
Л: Вы хорошо поработали!Вот и подошло к концу наше путешествие. Будем возвращаться. Помогут нам в этом волшебные слова.
Игра «Живые слова»
Каждому ребёнку даётся карточка с изображённой на ней буквой. Логопед произносит слово (5-6 звуков). Дети составляют слово. Проводится звуко-буквенный анализ полученных слов.
Л: Понравилось вам путешествие? Вы справились со всеми заданиями! Скоро вы идёте в школу и путешествовать в страну Грамоты будете очень часто. Хочется пожелать вам успехов!
Карушкина Алена Александровна,
учитель-логопед
(подготовительная к школе группа)
Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением действия)
Цели:
— уточнять и расширять словарный запас путем практического усвоения многозначных слов со значением действия.
— закреплять знания детей о многозначных словах со значением предметности.
— формировать монологическую речь.
Оборудование: предметные картинки по теме.
Организационный момент
Логопед. Вспомните и назовите многозначные слова, которые обозначают предметы.
Дети называют многозначные слова, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях, и садятся.
Спинка, ножка, баранка, морж, ручка, шляпка, шишка, пятачок, горлышко, глазок, гребешок…
Закрепление знаний детей о многозначных словах-предметах
Дети отвечают на вопросы и выполняют упражнения.
— Сколько значений могут иметь слова?
— Объясните значения слова «крыло» («нос», «хвост», «язычок»).
— Посмотрите на карточку с картинками и отдайте многозначные слова (лист, песок, батарея).
— Придумайте предложения с каждым значением этих слов.
Таня вырвала из тетради лист .
С клена упал желтый лист .
После дождя в саду сухой песок .
Мама в чай положила песок .
Командир скомандовал: «Батарея , огонь!»
Петя положил сохнуть варежки на батарею .
Знакомство с многозначными словами-действиями
Логопед. Назовите слова-действия по цепочке.
Бежит – клюет – рисует – прыгает – смеется – читает – квакает.
На какой вопрос отвечают слова-действия?
Про что или про кого мы говорим:
летит (птица, самолет, шар, лист);
плывет (облако, рыба, спортсмен);
идет (дождь, человек, время, кино).
Дети отвечают на вопрос логопеда словосочетаниями. Самостоятельно определяют многозначные слова со значением действия в тексте.
Во дворе рубашки наши
На веревку с ветром пляшут.
Л. Квитко
Какое многозначное слово вы услышали в стихотворении?
Что означает в этом стихотворении слово «пляшут»?
Рубашки качаются на ветру из стороны в сторону.
Рубашки вьются на ветру.
Что еще означает слово «пляшут»?
Дети весело танцуют возле новогодней елки.
Придумайте предложения со словом «пляшут».
На дороге пляшут желтые кленовые листья.
На сцене пляшут артисты.
За столом сказала мать:
– Хвать языком болтать !
А сынишка осторожно:
– А болтать ногами можно?
Г. Бойко
Какое многозначное слово есть в этом стихотворении? Что обозначает слово «болтать»? придумайте предложения с каждым значением этого слова.
Лена и Таня болтают , как сороки.
Вова сидит на скамейке и болтает ногами.
Облетели листья с клена,
Клен от холода дрожит .
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.
Ставит дождь на окна точки,
А по крыше без конца
Барабанят молоточки.
Зябнут лужи у крыльца.
Е. Авдиенко
Дети самостоятельно находят многозначные слова со значением действия и объясняют их значение, составляя предложения.
Упражнение детей в использовании многозначных слов со значением действия в собственной речи. Формирование монологической речи
Молоко убежало
Услышала Нина, как мама говорит старшей сестре: «Последи, пожалуйста, за молоком, как бы оно не убежало», и стала думать, как молоко убежать может? Суп в кастрюле варится и не убегает, чай в чайнике кипятится и не убегает, только булькает, когда вскипает. «Нет, и молоко не может убежать», – решила Нина.
И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина в кухню. Кастрюлька с горячим молоком на краю плиты стояла. Девочка взяла и сдвинула ее на огонь. (Такие вещи ей строго запрещено было делать, да Нина непослушной была.)
Постояла она, посмотрела: ноги у молока не вырастают, значит, не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.
А молоко тем временем стало потихоньку подниматься, добралось до края кастрюли, выглянуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и… побежало, полилось через край. Бежит, шипит по горячей плите. Бросилась Нина к плите, а в кастрюле пусто, на полу лужа молочная. Вот как оно убегает, без всяких ног.
Пришлось из-за Нины всем есть кашу без молока.
Э. Киселёва
Логопед. Что означают слова «молоко убежало»? Как можно сказать по-другому?
Повторное чтение рассказа логопедом с установкой на пересказ. Пересказ детьми по цепочке рассказа «Молоко убежало».
Итог занятия
Оценка работы детей. Дети называют многозначные слова со значением действия, которые узнали на занятии.