Определение местоимения. Почему личные местоимения так называются
Местоимением называется часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного и числительного.
От существительных, прилагательных и числительных местоимения отличаются тем, что они имеют более общее значение. Только в речи местоимения указывают на определённые предметы, на их качества или количество.
Река вышла из берегов. Она затопила поля и луга.
Буря бушевала всю ночь. Она стихла только к утру.
(Местоимение она в первом случае заменяет существительное река, во втором случае - существительное буря .)
Стояли тёплые дни. Такие дни у нас бывают только весной.
Появились ранние цветы. Такие цветы особенно сильно пахнут.
(Местоимение такие в первом случае заменяет прилагательное тёплые, во втором случае - прилагательное ранние ) У меня пятнадцать книг. Столько же книг у моего товарища.
На правой полке стояло сто книг. Столько же книг стояло на левой полке.
(Местоимение столько в первом случае заменяет числительное пятнадцать, во втором случае - числительное сто.)
Разряды местоимений.
По значению местоимения делятся на несколько разрядов.
1. Личные : 1-е лицо - я, мы, 2-е лицо - ты, вы, 3-е лицо - он, она, оно, они.
2. Возвратное: себя.
Примечание. Возвратное местоимение себя может относиться ко всем трём лицам: Яне щажу себя, тыне щадишь себя, он не щадит себя .
3. Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш.
Примечание, Мой, наш указывают на принадлежность (или отношение) к 1-му лицу, твой, ваш - ко 2-му лицу, а свой ко всем трём лицам, как и возвратное себя: Я не щажу своих сил, ты не щадишь своих сил, он не щадит своих сил
4. Указательные: этот, тот, такой, столько.
5. Определительные: каждый, весь, всякий, самый, сам.
6. Вопросительные: кто? что? какой? который? чей? сколько? (который час? кто пришёл?).
7. Относительные - это те же вопросительные, но не имеющие вопросительного значения, а употребляемые лишь для связи отдельных предложений. Они, кроме того, отличаются от вопросительных отсутствием логического ударения: Деревня, в которой -мы жили, была расположена на берегу реки. Кто много жил, тот мною видел.
8. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей. Сюда же относятся и местоимения некого и нечего, которые значат собственно нет кого и нет, чего.
9. Неопределённые: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-то, что-то, чей-то, кто-либо, что-либо, чей-либо, какой-либо, который-либо, кто-нибудь, что-нибудь, чей-нибудь, какой-нибудь, который-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой.
Изменения местоимений.
Некоторые местоимения заменяют собой существительные: я, ты, себя, кто, никто, никто и др. В предложении они, как и существительные, обычно бывают подлежащими или дополнениями.
Мы работали дружно. Никто не отставал. (Местоимения мы и никто - подлежащие.) Старик встретил нас радушно. Никому раньше он об этом не рассказывал. (Местоимения нас, никому - дополнения.)
Эти местоимения изменяются по падежам, а по родам не изменяются (кроме местоимения он, которое изменяется и по родам: он, она, оно) . Их называют местоименными существительными.
Другие местоимения заменяют собой прилагательные: который, какой, такой и др.
Они, как и прилагательные, обычно в предложении являются определением. /i> Какой цветок я нашёл! Такая книга всем нравится.
Эти местоимения изменяются по падежам, родам и числам и согласуются с существительными.
Такой карандаш, такая книга, такое перо; такие карандаши, такие книги, такие перья; такого карандаша, такой книги, такого пера. Их называют местоименными прилагательными.
Наконец, третьи местоимения заменяют собой числительные (сколько - несколько) . Они изменяются только по падежам.
1. В косвенных падежах к местоимению 3-го лица после предлогов прибавляется н (у него, к ней и т.д.). Примечание. Если это местоимение в род. над. употребляется в значении притяжательного (отвечает на вопрос чей?), то н после предлога не прибавляется: предлог в этом случае связан нес местоимением, а с существительным, стоящим после него: 1. Это письмо от его отца. (Это письмо от отца его.) Сравните: Это письмо от него. 2, Был у её брата. (Был у брата её.) Сравните: Был у неё.
2. Возвратное местоимение себя не имеет им. пад. ед. числа и не имеет особых форм для множ. числа. Оно склоняется как личные местоимения я, ты: род., вин. - себя, дат, - себе, твор. - собой (-ою), предл. - (о) себе.
Склонение притяжательных местоимений.
Так же склоняются местоимения твой, свой, ваш. Местоимение чей склоняется как прилагательное на -ай, -ья, -ье (лисий,лисья, лисье).
Склонение местоимения чей
Местоимения какой, никакой, самый, который, некоторый, всякий, такой, каждый, иной и др. склоняются, как обычные полные прилагательные.
Класс: 4
Цель: познакомить с личными местоимениями
Задачи:
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
- упражняться в определении рода, числа, лица местоимений;
- замене существительных местоимениями в речи;
- воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;
- развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.
Ход урока
I. Организация начала урока.
У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.
II. Словарная работа
Внимательно прочитайте предложения. (слайд № 3)
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.
Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик
- березы - (они)
- ученик - (он)
- девочка - (она)
- помидоры - (они)
- путешествие - (оно)
Что общего между этими словами? (Они все словарные)
III. Изучение нового.
- Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.
- Какие еще местоимения встретили в предложениях?
- Какие слова они заменили?
Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)
Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.
Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными. (слайд № 4)
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
(Вывешивается тема урока: Личные местоимения).
Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.
Письмо по памяти.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они.
Запомните первые три строчки стихотворения.
Запишите их по памяти.
Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.
В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5)
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.
Сегодня мы исследуем эти местоимения.
Нам нужно заполнить таблицу (слайд № 6)
Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7)
(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют)
Теперь нам надо распределить их по лицам.
Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.
Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.
А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.
(заполняем таблицу слайд № 8)
Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.
(проверка)
Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)
При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.
Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)
Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9)
Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)
Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?
(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)
IV. Закрепление
Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.
Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Личные местоимения (перечислить) :::::::::::..
Они бывают::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют::::::,
В предложении бывают:::::::::::::::::..
Физминутка.
- Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
- Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
- Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
- Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
- Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
- Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
- Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
1. Загадки. (слайд № 10)
Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.
Утром -
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей: (Солнце)А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ - морские... (Свинки)Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
2. "Четвёртое - лишнее"
Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (слайд № 11)
- Он, она, оно, я
- Я, ты, они, он
- Ты, к, от, за
Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.
Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты (2 л., ед.ч.).
3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение"
Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.
Когда __(:) приедете?
__ (:) нарисую елочку.
Почему __ (:) улетают?
Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино.
Какую задачу __ (:) решает?
Проверка.(слайд № 12)
4. Экспресс-опрос "Местоимение".
1. Укажи местоимения 1-го лица.
3) он, она, оно, они
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
3) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы
4. Личные местоимения употребляются вместо...
1) имени существительного;
2) имени прилагательного.
5. Личные местоимения...
1) называют предметы;
2) указывают на предметы.
6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.
Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвет!а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л.
Конец формы
IV. Итог урока.
Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.
Все дети получают сердечки с надписью "Я+Я= МЫ (слайд № 13,14)
Рефлексия "Светофор" (слайд № 15)
Ребята приклеивают на лист сигналы.
Домашнее задание.
С. 30 № 8, выучить таблицу личных местоимений.
Дополнительный материал.
Задания на смекалку.
- Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
- Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)
- Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА)
- Шарада.
Первый слог - личное местоимение,
Второй - детская болезнь.
А целое - тот предмет, который
Выбрасывают, когда он нужен
И поднимают, когда он не нужен.
Что это? (Я - корь). - Ребус. 7 я (семья)
История языка может многое объяснить. Например, почему мы склоняем: она, его, ему, им или ей, ею и т. п., а в речи прибавляем иногда к этим формам звук [н]; ¦Подошел к нему (ср.: дал ему), зашел за ними (ср.: забыт ими), разговаривал с нею (ср.: куплен ею) и др. «Пришел к ему», «беседовал с ими» - так говорят люди, незнакомые с нормами литературного языка. Когда же появляется начальное и и откуда оно берется? Понаблюдайте за местоимениями, и вы увидите, что к появляется после предлогов: от них, к нему, с нею, за ни
ми, вокруг них, перед нею, посреди них... Но не после всех предлогов. После предлогов благодаря, согласно, вопреки, навстречу звук [н] не появляется.
Несколько столетий назад, в то время, рассказ о котором обычно начинают словами жили-были, предлоги в, к и с имели такой вид: вън, кън, сън, т. е. состояли из трех звуков (вроде наших под, над): двух согласных и одного особого, ослабленного, т. е. как бы «глухого», гласного - ъ (bi-образного звука). Старинный облик этих предлогов лингвисты обнаруживают даже в некоторых словах сейчас. Так, слово внутри связано по происхождению с существительным утроба, а глагол внушить происходит от слова ухо. Древнерусский облик этих слов - вънутри (т. е. ‘вън утробе’) и вънушить (т. е. ‘вън уши’) - хорошо показывает, как выглядел предлог (приставка) в - вън. И тогда писали: вън ее, кън ему, сън ими. А затем предлоги упростились, приобрели постепенно современный вид: сначала въ, къ, съ, позже в, к, с. Ведь мы и теперь знаем предлоги, у которых то пропадает, то вновь появляется один или два звука (буквы) - без и безо, над - надо, о - об - обо и др.
Конечное н предлога так легко и прочно соединялось с начальной гласной местоимения, что в конце концов стало осознаваться как часть этих местоимений, стало начинать местоимения, когда они стояли после предлогов.
Начальное к местоимений чувствует свою старую родственную связь с предлогом и появляется при наличии перед местоимением предлога. Нет предлога - нет и этого н.
До сих пор мы говорили лишь о трех предлогах - в, к, с. Только эти предлоги и имели на конце н. После других предлогов н в местоимениях стало появляться по аналогии.
Перед предлогами благодаря, согласно, вопреки и др. его нет потому, что они образовались сравнительно недавно из других частей речи и на эти предлоги пока закон аналогии не распространился.
Посмотрите еще раз внимательно на таблицу склонения местоимений 3-го лица в учебнике. Что общего между основами именительного и косвенных падежей? У косвенных падежей есть еще что-то общее - е или и начальное, а именительный падеж стоит совершенно обо
собленно. У родственных слов обязательно должна быть общая часть, корень слова, например стол - столица, застольный и т. д. А здесь? Есть ли хоть одна общая буква у слов он и ему или им, у местоимений она и ее, ей, ею? Создается впечатление, что именительный падеж не связан с косвенными. Но ведь они считаются формами одного и того же слова. Опять загадка?
И снова история языка объясняет нам это явление.
В древнерусском языке для указания на лицо, о котором шла речь, употреблялись указательные местоимения- и (для мужского рода), я* (для женского), е (для среднего), косвенные падежи которых (его, ему, ей и т. д.) сохранились до сих пор. Но и эти местоимения не вполне удовлетворяли наших предков. Можно легко заметить, что, к примеру, именительный падеж мужского рода и совпадал с союзом и, именительный падеж женского рода я- с личным местоимением 1-го лица я.
Чтобы избежать путаницы, чтобы скорее можно было понять друг друга, вместо и, я, е стали использовать именительный падеж другого (указательного) местоимения- он (она, оно); это указательное местоимение имело значение и склонялось, как местоимение тот:
И. он
Р. оного Д. оному Т. оным П. об оном
Таким образом и возникли две совершенно различные основы: именительный падеж - от одного указательного местоимения - он, она, оно, косвенные - от других, от старых и, я, е:
И. он
Р. его Д. ему
А что стало с формами косвенных падежей указательного местоимения он (она, оно), когда их покинул именительный падеж? Они долго еще употреблялись в своем основном, указательном значении, постепенно выходя из речи, но некоторые дожили и до наших дней. Мы и сейчас говорим: во время оно, во время оны (эти формы отличались ударением), оный гражданин (в ироническом смысле) и т. п.
Немало «загадок» мы найдем и в склонений прилагательных, в «сложении» частей речи. Вероятно, вы уже замечали, что падежные окончания прилагательных (вроде синий) очень похожи на косвенные падежи местоимений 3-го лица:
Р. синего -его Д. синему -ему синей -ей Т. синими -ими
Что же объединяет прилагательные и местоимения?
В современном русском языке качественные прилагательные бывают и полными, и краткими. Так было и в древнерусском языке, только там краткие прилагательные употреблялись значительно чаще, чем теперь. Они не только изменялись по родам и числам, но и склонялись (например, в мужском роде):
И. добръ молодец Р. добра молодца Д. добру молодцу И т. д.
Сравните застывшие, превратившиеся в устойчивые сочетания: по белу свету, на босу ногу, средь бела дня, мал мала меньше и др. Надо еще сказать, что в женском роде краткие прилагательные оканчивались на а (добра), в среднем - на о (добро). Краткие прилагательные были возможны и в тех случаях, когда теперь употребляем только полные, например: камень, камена, камено; деревянъ, деревяна, деревяно. Поэтому и читаем в древнерусских памятниках: теремъ камень, заложиша градъ деревянъ, бе бо уже время зимно и т. п.
Краткие прилагательные.в древности обозначали некоторый общий признак: добръ молодец обозначало вообще доброту какого-то молодца (прилагательное добрый тогда значило: хороший, подходящий). Если же нужно было указать, что не какой-то вообще, а определенный, известный уже, этот молодец добр, то к краткому прилагательному присоединялось лично-указатель- ное местоимение 3-го лица (о них уже было сказано) и (мужской род), я (женский род), е (средний род). Эти однобуквенные местоимения примерно соответствовали нашим этот, эта, это.
Таким образом получалось следующее соответствие:
добръ + и (человек) -‘этот добрый человек" добра + я (девушка) - ‘эта добрая девушка’ добро -j-е (сердце) -‘это доброе сердце’*
Полные прилагательные образовывались:
в мужском роде: добръ-\-и=добрый в женском роде: добра-\-я=добрая в среднем роде: добро+е-доброе
Так же было и в косвенных падежах:
Р. добра + его = добраего Д. добру + ему - добруему и т. д.
Как видим, полные прилагательные образовывались просто, но сам способ был громоздким. Поэтому скоро начались различные фонетические изменения, упрощения. Вместо первоначальных добраего, синяего, добруему, си- нюему, добрей, синии и т. д. стало доброго, синего, доброму, синему, доброй, синей и т. д.
Вот что получилось из сложения двух частей речи.
КЕМ РАБОТАЕТ МАМА?
(ответ на письмо)
А письмо было интересное:
«...Я прочитал стихи С. Михалкова «А что у вас?»:
...наша мама Отправляется в полет,
Потому что наша мама Называется пилот.
С лесенки ответил Вова: Мама, - летчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Веры Обе мамы - инженеры.
А у Левы мама - повар... -
и задумался над странной вещью, на которую раньше почему-то не обращал внимания: словами мужского рода пилот, летчик, милиционер, повар называют мам, т. е. женщин. Почему мы без затруднений говорим: учитель - учительница, пионер - пионерка, ткач - ткачиха, можно
даже сказать летчик - летчица, но вот инженер - как сказать о женщине: «инженерна», «инженерша», «инжене- рица»? Не получается. У Пушкина еще равноправны ткачиха и повариха, а современный поэт уже не пишет У Левы мама повариха. Иногда до смешного доходит: мы говорим дояр - доярка, но овчар. У слова овчарка другой смысл. Есть слова техник, электрик, но слова техничка, электричка не обозначают женщин соответствующей специальности. Мельница - это не женщина-мельник, а мастерица - не женщина на должности мастера.
Кто читал «Юрту Ворона» И. Ефремова, тот, наверно, помнит разговор старого рабочего Фомина с геологом Александровым.
Фомин насупился, вздохнул и, чтобы перевести разговор, спросил: Жена ваша, она тоже геологом работает?
-Да, - улыбнулся Александров, - настоящая геологиня! Как это вы сказали - геологиня? - переспросил Фомин.
-Это я вуучился называть от студентов. Мне нравится, и,
кажется, так правильнее.
-Почему правильнее? Да потому, что в царское время у женщин не было профессий и все специальности назывались в мужском роде, для мужчин. Женщинам оставались уменьшительные, я считаю, полупрезрительные названия: курсистка, машинистка, медичка. И до сих пор мы старыми пережитками дышим, говорим: врач, геолог, инженер, агроном. Женщин-специалистов почти столько же, сколько мужчин, и получается языковая бессмыслица: агроном пошла в поле, врач сделала операцию, или приходится добавлять: женщина-врач, женщина-геолог, будто специалист второго сорта, что ли... А ведь занятно придумал, Кирилл Григорьевич! Мне в голову не приходило... Не я, а молодежь нас учит. У них верное чутье: называют геологиня, агрономиня, докториня, шофериня.
Правильно ли поступают герои повести? И когда язык отразит достигнутое в жизни равноправие полов?
Кроме того, у меня есть ряд конкретных вопросов: Объявляя благодарность женщинам в приказах (даже по случаю 8 Марта), некоторые руководители предприятий пишут: Объявить благодарность кассиру, продавцу, классному руководителю... Нельзя ли избежать этого? На одном торжественном собрании чествовали наладчицу цеха и говорили о ней: Мать, труженик, ком
мунист наладчица Иванова... Не лучше ли" просто: труженица, коммунистка?
На читательской конференции докладчик почти час говорил об авторе, а потом выяснилось, что книгу написала женщина. Удобно ли говорить врач поставил диагноз (разумеется, о женщине) ? И как быть, если со словом врач соединяется фамилия: врач Петрова поставил или поставила диагноз?
Таких фактов можно привести немало. Не свидетельствуют ли они о некотором несовершенстве или бедности нашего языка?..»
В письме затронута интересная и вместе с тем очень сложная лингвистическая проблема. Сложна она потому, что здесь сталкиваются и противоречиво взаимодействуют различные факторы: смысловые, грамматические
(морфолого-синтаксические), словообразовательные и стилистические. В письме тонко отмечено и удачно обозначено одно из распространенных явлений современного русского языка. Сомнения, недоумения и различные предложения в этой связи высказывались давно. Так, еще в середине XIX в. один журналист спрашивал: «Не знаю, почему у нас нет слова другиня, т. е. друг женского пола... Это совсем не подруга, подружка, подруженька, которые веют на нас молодостью, и друг - не то, что мужчина. Другиня... могло бы быть самым почетным из всех званий женщины и даже девицы... у нас есть женские названия: княгиня, героиня, богиня от мужских князь, герой и бог (языческий). Почему же не быть другине от слова друг?» Известный журналист и филолог XIX в. Н. Греч в «Чтениях о русском языке» отметил: «Любопытно, что в русском языке имя друг употребляется только в мужском роде: видно, старики наши не слишком верили женской дружбе».
Слова типа другиня появлялись в разные времена у писателей, например у Пушкина. Слово геологиня. распространено в среде геологов, его подхватили молодые писатели. Время от времени всплывают иные образо
вания, и все-таки язык их не принимает - не принимает, казалось бы, вопреки всем разумным доводам. Мы говорим: «Эта доярка - Герой Социалистического Труда», хотя в языке давно уже существует соответствующее слово женского рода - героиня. Появились такие обозначения профессий, как мастер теплового узла (хотя в языке есть слова истопник и истопница) и др.
Данное явление обстоятельно стало изучаться лингвистами сравнительно недавно. Да это и понятно: сама проблема возникла только в 20-30-е годы XX в. Социальные внелингвистические причины явления ясны: резкое изменение общественного положения женщин, их широкое участие во всех сферах деятельности, овладение ими огромным количеством ранее исключительно «мужских» профессий. Это не могло не отразиться на языковой системе, поскольку новое содержание требовало для себя новых форм выражения.
В системе языка было три возможности: предписать говорящим строгое грамматическое согласование - врач пришел (даже когда речь идет о женщине); предпочесть смысловое согласование - врач пришла; воспользоваться суффиксальным словообразованием, найти суффикс, который бы «переводил» слово из мужского рода в женский, т. е. придавал бы слову форму женского рода: врач+суффикс женского рода - пришла.
Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки, свои «за» и «против».
Первый хорош строгостью формально-грамматического согласования - мужской род существительного и глагола. Плох тем, что содержит смысловое несоответствие: о женщине говорится как о мужчине.
Второй способ устраняет смысловое несоответствие, но оставляет грамматическое - мужской род существительного и женский род глагола. Другими словами, оба способа заключают в себе противоречие между грамматикой и смыслом, между формой и содержанием.
Казалось бы, естественнее всего для обозначения женщин по их профессиям третий путь - путь суффиксального словообразования, тем более что в распоряжении говорящих большой выбор суффиксов: -к(а)-аспирантка; -иц(а) - буфетчица; -ниц(а) - учительница;
Их(а) - ткачиха; -ш(а) - кассирша; -н(а) - царевна; -ин(я) - графиня; -есс(а) - поэтесса; -ис(а) - актриса; -ин(а) - кузина и др. И.язык как будто пробует, пытается пойти по этому пути. Можно привести десятки слов, образованных с помощью этих суффиксов: студентка, спортсменка, ударница, пловчиха, музыкантам, геологиня, поэтесса, директриса и др. Эта тенденция свойственна разговорной речи.
Почему же все-таки на практике - в этом сейчас у языковедов нет сомнения - победил второй способ?
Скажем сначала о недостатках суффиксального способа. Среди «женеких» суффиксов много непродуктивных или малопродуктивных, т. е. с их помощью сейчас слова почти (или совсем) не образуются. Можно было, конечно, использовать продуктивные, напррмер -к(а) или -иц(а). Но продуктивные суффиксы чрезвычайно многозначны, они образуют названия женщин не только по профессиям: комсомолка, соседка, пассажирка, ди- намовка, грузинка, фронтовичка, москвичка, аристократка; певица, страдалица, владычица, полковница и многие другие. В словах с суффиксами -ш(а), -их(а) на первый план выступает значение ‘жена лица, названного мотивирующим словом’: генеральша, купчиха, а в словах с суффиксом -иц(а) основное значение ‘самка животного’: медведица, лисица й т. п. Наконец, почти все суффиксы стилистически окрашены и образуют слова с экспрессивно-стилистической окраской, например сниженной, просторечной: врачиха, директриса, или придают слову безвкусную претенциозность: редактриса, критикесса.
Одним словом, эти суффиксы надо было еще семантически и стилистически приспособить. К тому же ни один из суффиксов не может претендовать на роль абсолютного, годного для всех слов показателя «женской профессии». Как это ни парадоксально, здесь трудно выбрать суффикс именно потому, что суффиксов много, - типичное «затруднение от избытка». Были и другие «внутриязыковые» причины, о которых на страницах этой книги невозможно рассказать. Скажем только, что на протяжении всей истории русского языка в тех случаях, когда возникал конфликт смысла и грамматики, побеждал смысл. Ср., например, слова мужского рода с женскими окончаниями: воевода, владыка, судья и др. Судья пришел, казалось бы, так же странно, как и Врач пришла, но мы привыкли.
Несколько слов о преимуществах второго способа. Грамматико-смысловое противоречие отчасти снимается тем, что мужской род здесь не обусловлен полом. Сама эта категория рода развивается, меняет свой характер. Ведь когда мы говорим повар или врач, у нас в сознании не обязательно возникает образ мужчины. Мы уже привыкли к этой грамматической условности. Требуется педагог - всем понятно, что требуется не обязательно мужчина. Важно и другое: особенность того типа речи, в котором преимущественно эти слова употребляются, - научного и делового функциональных стилей. Герой А. Рыбакова - Крош, рассказывая о своих каникулах, вспоминает: «Я зашел в магазин спортивных товаров. На дверях плакат: «Граждане покупатели, вас обслуживают ученики торговой школы». Правильнее было бы написать «ученицы». Почти все продавщицы в магазине - девушки, довольно хорошенькие». Чем дальше слово от научной и деловой сферы, от книжной речи, чем ближе бытовой сфере, тем вероятнее женское соответствие, и наоборот. Поэтому возможны спортсменка, пионерка, лыжница и др. Но нет женского соответствия для слов автор, академик, министр, ординатор, онколог, социолог, энергетик и др. Речь не идет о специфически женских профессиях (там нет слов мужского рода): машинистка, маникюрша, сиделка и др.
Коротко ответим на вопросы, поставленные в письме. Кассир, продавец, классный руководитель - точные обозначения профессий, вполне уместные (и даже законные) в официальной речи, в документе. Мужской род (труженик, коммунист) придает высказыванию некоторую торжественность, стилистическую приподнятость. Труженица, коммунистка уместны в разговорном, но не в деловом, публицистических стилях. В строгой деловой или научной речи рекомендуется говорить Врач поставил диагноз, даже если речь идет о женщине-враче. В случае употребления здесь имени собственного сказуемое согласуется с ним, т. е. Врач Петрова поставила диагноз. Не руководителем, а владычицей - грамматическое противопоставление дополняет смысловой контраст и уси? ливает стилистическую выразительность всей фразы. И вообще появление тонких смысловых и стилистических различий у таких форм является не обеднением,
а, напротив, обогащением языка. Непонимание этих различий, предпочтение во всех случаях чего-то одного действительно может вести к обеднению речи.
Раздел «Морфология Местоимение»
Урок 38 «Разряд личных местоимений»
Класс-3.
Тема: Разряд личных местоимений
Цель: познакомить с личными местоимениями
Задачи:
закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; упражняться в определении рода, числа, лица местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма; развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.
Педагогические технологии: личностно - ориентированное обучение, элементы интеграции, элементы критического мышления, адаптивная система обучения.
Тип урока: урок объяснения и первичного закрепления.
Оборудование: презентация, карточки, картинки к уроку.
Ход урока
I. Организация начала урока.
У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.
II. Словарная работа
Презентация.
Работа в парах. АСО (
Внимательно прочитайте предложения. (Слайд № 3)
Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик
березы - (они)
ученик - (он)
девочка - (она)
помидоры - (они)
путешествие - (оно)
Что общего между этими словами? (Они все словарные)
III. Изучение нового.
Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными. Какие еще местоимения встретили в предложениях? Какие слова они заменили?
Место, какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)
Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.
Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями. (Слайд № 4)
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.
Прослушайте песню « Я ты он она вместе дружная страна» интеграция музыка
Запишите в тетрадь местоимения из песни.
Местоимения я, ты, он, она, оно, мы называют личными.
В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5)
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.
Сегодня мы исследуем эти местоимения.
Нам нужно заполнить таблицу. Распределить личные местоимения по числам и лицам.
Ед. число Мн. число
Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7)
(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют работа в группах) АСО
(личностно - ориентированное обучение)
Ед. число Мн. число
Я, ты, он, она, оно Мы, они, вы
Теперь нам надо распределить их по лицам.
Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.
Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.
А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.
(заполняем таблицу слайд № 8)
Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.
(проверка)
Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)
При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.
Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)
Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9)
Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)
Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?
(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)
IV. Закрепление
Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.
Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Личные местоимения (перечислить) :::::::::::..
Они бывают::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют::::::,
В предложении бывают:::::::::::::::::..
С. 192 правило.
Физминутка.
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
С.191упр.439
Выписать из текста местоимения определить число и лицо.
1.Загадки.
Нужно отгадать загадку, рядом с местоимением, встречающимся в загадке написать слово отгадку. Работа с комментированием.
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей: (Солнце)
А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)
И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ - морские... (Свинки)
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
2. "Четвёртое - лишнее"
Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (Слайд № 11)
Он, она, оно, я
Я, ты, они, он
Ты, к, от, за
Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.
Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты (2 л., ед.ч.).
(личностно - ориентированное обучение)
3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение"
Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.
Проверка.(слайд № 12)
4. Экспресс-опрос "Местоимение".
Приложение.
1. Укажи местоимения 1-го лица.
3) он, она, оно, они
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
3) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы
4. Личные местоимения употребляются вместо...
1) имени существительного;
2) имени прилагательного.
5. Личные местоимения...
1) называют предметы;
2) указывают на предметы.
IV. Итог урока.
Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.
Все дети получают сердечки с надписью "Я+Я= МЫ (слайд № 13,14)
Рефлексия. Давайте послушаем ещё раз песенку «Я ты он она»
Можете подпевать.
V. Домашнее задание.
С. 193 упр. 442,с.192 выучить правило.
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Местоимение - часть речи, которая указывает на лицо, предмет или признак, но не называет их. Местоимения делятся на:
Личные : я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
Возвратное : себя.
Притяжательные : мой, наш, твой, ваш, свой.
Вопросительно-относительные : кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
Указательные : этот, тот, такой, таков, столько.
Определительные : сам, самый, весь (вся, всё, все), всякий, каждый, любой, иной.
Отрицательные : никто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, нечего.
Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-то, что-то, сколько-нибудь, какой-либо, кое-что и др.
1. Личные местоимения - местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в речи: это местоимения-существительные. Постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы - первое лицо; ты, вы - 2-е лицо; он (она, оно, они) - 3-е лицо). Постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го лица является число (я, ты - единственное число; мы, вы - множественное число). Все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я - меня, ты - тебя, он - его); местоимение 3-го лица изменяется по числам и родам (в единственном числе) - он, она, оно, они.
2. Возвратное местоимение - местоимение которое обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо. Это местоимение-существительное. Возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа; возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою).
3. Притяжательные местоимения - указывают на признак предмета по его принадлежности: это местоимения-прилагательные.
Притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.). При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений - его, её, их.
4. Вопросительные местоимения - употребляются в вопросительных предложениях. Кто? что? - местоимения-существительные. Они не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.). Какой? чей? который? - местоимения-прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.). Сколько? - местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и пр.). Где? когда? куда? откуда? зачем? и другие - местоименные наречия; неизменяемые слова.
5.Относительные местоимения совпадают с вопросительными - кто, что, какой, чей, который, где, когда, сколько, куда, откуда, зачем и другие, но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях (Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, где спрятаны деньги. ). Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.
6. Указательные местоимения - это средства указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого). Тот, этот, сей, такой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и пр.). Столько - местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и пр.). Там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие - местоименные наречия; неизменяемые слова.
7. Определительные местоимения - служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь. Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.). Всюду, везде, всегда - местоименные наречия; неизменяемые слова.
8.Отрицательные местоимения - указывают на отсутствие предметов, признаков, количества. Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни-: кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда. Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.
9. Неопределённые местоимения - указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество. Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь: кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь. Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.
Для улучшения русского или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!
Желаем Вам успехов!
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Предлагаем пройти тесты онлайн: