Пример оформления отчета по практике. Отчет по производственной практике
Заключение отчета по практике - самая непонятная часть работы. Структуру основного текста отчета преподаватели обычно разъясняют. Да и про введение пару слов говорят. А вот что писать в заключении? Это ведь не научное исследование, просто «перечислить выводы» вряд ли получится.
Практика бывает трех видов: ознакомительная (она же учебная), производственная и преддипломная. Соответственно, видов заключений отчетов о прохождении практики тоже три. Рассмотрим их подробно.
Ознакомительная практика
Ее проходят в самом начале обучения, на 1 или 2 курсе. Обычно проводится в форме экскурсии на какое-нибудь предприятие. Цель такой практики - «вживую» познакомить студента с выбранной профессией. В отчете Вам, скорее всего, предложат описать деятельность организации. Объем работы небольшой, чаще всего 3–5 страниц. Если Вам нужна квалифицированная помощь с подготовкой отчета по практике "под ключ", напишите нам
Что же будет уместно написать в заключении?
- Прежде всего, еще раз укажите, где именно Вы проходили практику (полное название организации, отдел).
- Вспомните все цели и задачи работы (они должны быть сформулированы во введении), и отметьте их как выполненные. Например, во введении вы поставили задачу «изучить деятельность компании». Значит, в заключении смело пишите то же самое, но другими словами: «Я проанализировал работу организации».
- Перечислите документы, с которыми Вам разрешили ознакомиться.
- Выразите личное отношение к практике. Помогла ли она закрепить знания, полученные в ВУЗе? Пригодятся ли приобретенные навыки в дальнейшем?
- Если в процессе прохождения практики у Вас возникли какие-то трудности, обязательно опишите их. Предложите пути решения (это может повлиять на положительную характеристику).
- Можно указать, что в деятельности предприятия заинтересовало Вас больше всего.
Пример
Я проходил учебную практику по специальности «Редактирование» в компании «Рога и копыта». Это одно из старейших издательств Москвы, специализирующееся на выпуске детской и понятийной литературы.
За время практики я изучил тонкости редакционно-издательского процесса, проанализировал критерии отбора рукописей, на практике применил знания по написанию аннотаций. Я ознакомился с издательским портфелем на следующий год, типовым авторским договором и законом об авторских правах.
Практика в издательстве помогла закрепить навыки, полученные во время обучения. Сотрудники организации дали мне массу ценных советов. Я приобрел незаменимый опыт, который, несомненно, очень пригодится мне в дальнейшей профессиональной деятельности.
Это весьма утрированный пример заключения отчета о практике. Но в нем есть всё, что нужно: доклад о проделанной работе, выражение личного отношения и некая благодарность организаторам процесса.
Производственная практика
Эта практика уже подразумевает некое участие в работе фирмы. Вам будут давать разные задания: составить договор, отыскать информацию, сделать доклад. Сохраняйте копии своих трудов: их следует прикрепить к отчету в качестве приложений.
В самом отчете уже будет недостаточно просто описать предприятие. Вам придется проанализировать деятельность организации, найти какие-то проблемы, предложить решение, спрогнозировать дальнейшее развитие компании.
Все данные, полученные в результате анализа, нужно будет коротко отразить в заключении отчета о практике. По ходу любого вида практики должен заполняться дневник .
Ориентировочный план заключения
- Начните, опять же, с полного названия предприятия. Можно тут же указать период прохождения практики.
- Вкратце опишите компанию: сфера деятельности, место на рынке, объемы производимых товаров (или оказываемых услуг). Постарайтесь уложиться в пару фраз.
- Приведите результаты своих исследований (желательно с цифрами).
- Перечислите всё, что вы делали на предприятии.
- Отчитайтесь в выполнении поставленных задач.
- Выразите свое мнение об организации практики. Можно поблагодарить сотрудников предприятия, оказавших содействие. Выскажите предложения, если они есть.
Конечно, структура текста во многом зависит еще и от Вашей будущей профессии. Пример заключения отчета о практике для своей специальности Вы можете найти на нашем сайте.
Преддипломная практика
В целом, преддипломная практика не так уж сильно отличается от производственной. Разница лишь в том, что ее результаты будут использоваться в дипломной работе. Образец заключения отчета по практике можно использовать тот же. Главное, не забыть упомянуть, как сильно эта практика помогла в написании диплома.
Ну, и мнение об организации учебно-практической деятельности высказывать необязательно. Тем более что место для прохождения преддипломной практики студент обычно выбирает сам (его всегда указывают на титульном листе). Если у Вас нет организации, где можно пройти практику, то подготовим для Вас отчет со всеми печатями за 3 дня, напишите нам Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сегодня мы предлагаем поговорить о том, как правильно писать и оформлять отчет о практике. Примеры и выдержки из работ также будут представлены вашему вниманию.
Все студенты без исключения проходят данные этапы:
- учебная практика;
- производственная;
- преддипломная;
- выпускная квалификационная работа.
Многие студенты стараются подстраховаться и заказать работу у профессионала. Но, на самом деле ничего страшного в написании отчета и выпускной квалификационной работы нет. Вы в этом можете самостоятельно убедиться, прочитав данную статью. Мы расскажем все нюансы написания отчета о прохождении практики. Примеры, взятые из реальных работ, вы также сможете увидеть. Предлагаем приступить незамедлительно.
Как написать отчет?
Каждая из трех видов практики имеет свои особенности. Давайте коротко охарактеризуем каждый из них.
Учебная практика - это первый ознакомительный этап. Как правило, этот вид проходят студенты без каких-либо затруднений. Выглядит это примерно следующим образом:
- студенты получают задание;
- ежедневно на протяжении какого-то времени преподаватель читает лекции;
- ученики пишут отчет;
- проходят защиту.
Во время лекций студент должен постараться набрать максимум необходимого материала, в результате - сформировать из него отчет.
Следующий этап - производственная практика. Она проходит непосредственно в рабочей обстановке. Ее цель - погрузить студента в ту атмосферу, где ему предстоит трудиться после окончания учебы. Сейчас ученик должен занимать конкретную должность, а в отчете указать результаты прохождения практики.
Решающим этапом является написание отчета по практике на примере ООО… Если во время производственной практики у студента был куратор, то сейчас он может надеяться только на свои силы. Обратите внимание на то, что данный отчет должен напрямую касаться темы дипломной работы.
- подвести итог обучения;
- закрепить теоретические знания;
- освоить практические навыки;
- осознать деятельность;
- изучить работу предприятия.
Завершением практики является защита написанного отчета. Что преподаватель должен в нем увидеть? Данный документ свидетельствует о том, чему научился студент, какими профессиональными качествами он овладел за время прохождения практики.
Отчет о практике, примеры отрывков которого вы сможете увидеть далее, является важной работой. Исходя из того, что в нем будет написано, преподаватель сможет сделать выводы о профессиональной подготовке студента. Поэтому отчет должен быть написан грамотно и качественно. Для этого нужно:
- максимально внимательно изучить работу предприятия;
- познакомиться со всеми документами и нормативными актами;
- описать свою деятельность;
- познакомить преподавателя со своими достижениями;
- выдвинуть рекомендации по улучшению работы предприятия.
Помимо этого, все должно быть оформлено по ГОСТу. Мы уделим этому внимание далее.
С чего начать?
Все виды практики начинаются с получения методических материалов на выпускающей кафедры университета. Это инструкция по правильному написанию отчета.
Основа для написания - это план практики. Здесь вы сможете ознакомиться с задачами (их может быть от трех до четырех). Для написания грамотного и структурированного отчета необходимо:
- собрать информацию;
- проанализировать ее;
- разработать план по улучшению работы;
- написать отчет, основываясь на методические рекомендации.
Виды отчетов
Как уже говорилось ранее, всего студенту необходимо пройти три практики:
- Учебная. Разница между этим и другими видами заключается в том, что данный отчет не имеет практической части. Основная задача - погружение в рабочую обстановку, об этом важно упомянуть при написании работы.
- Производственная. Оформление отчета должно полностью соответствовать ГОСТу. Эта практика направлена на самостоятельную работу студента. Важно: ваши личные рекомендации и комментарии необходимы.
- Преддипломная. Является самым ответственным этапом. В отчете по преддипломной практике (пример структуры вы сможете увидеть далее) важно упомянуть о теме вашей ВКР.
Структура ГОСТ
По ГОСТу отчет должен содержать не менее тридцати пяти и не более сорока пяти страниц. В этот объем вы должны компактно уместить весь материал. Обратите внимание на то, что введение должно занимать не более трех страниц.
Структура согласно ГОСТам:
- Титульный лист.
- План практики.
- Отзыв дипломного руководителя.
- Аннотация.
- Сокращения и условные обозначения.
- Оглавление.
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
- Литературные источники.
- Приложения.
Что же входит в основную часть отчета по практике на предприятии? Пример вы сможете увидеть ниже.
- Краткая характеристика ООО «ЮниКредит Банк», филиал города Саратов.
- Анализ активов ООО «ЮниКредит Банк» города Саратов.
2.1. Структура и состав активов.
2.2. Группировка по уровню ликвидности.
2.3. Анализ по доходности.
Также важно упомянуть по поводу приложений - они включаются при необходимости.
Требования к оформлению
Оформление согласно ГОСТам подразумевает не только правильную структуризацию, но и соответствие выбора шрифта, размера, грамотное размещение графики.
Как правило, сейчас при написании отчета пользуются компьютером и текстовым редактором Word. Распечатывать необходимо на листах формата А4. Шрифт работы: Times New Roman. Основной текст: кегль 14, одинарный межстрочный интервал. Заголовки и подзаголовки: кегль 16, шрифт полужирный.
Разделы и подразделы
Вся работа должна быть разделена на разделы и подразделы. Обратите внимание на то, что при необходимости в работу можно включать пункты или списки.
При написании отчета очень важно не забывать, что новый раздел начинается с чистого листа. Требования к оформлению разделов: нумерация арабскими цифрами, выравнивание по центру, шрифт полужирный, шингл 16, буквы прописные. Требования к оформлению подразделов: нумерация арабскими цифрами, буквы строчные, выравнивание по левому краю, шрифт полужирный, шингл 14.
Графические элементы
Графические элементы (картинки, схемы, таблицы, формулы, чертежи и так далее), согласно ГОСТ, можно вставить тремя разными способами:
- после абзаца, в котором упоминается объект;
- на следующей странице;
- в приложении.
Грамотное размещение графических элементов очень важно в отчете о практике. Пример оформления вы видите ниже. Наиболее удачный вариант - первый. Так, читающий не потеряет никакой информации, сразу ознакомится с ней.
Форма изложения
Сейчас вы сможете увидеть отрывок, взятый из отчета о практике. Пример отвечает всем требованиям ГОСТ.
«Цель анализа структуры активов «ЮниКредит Банк» города Саратова - выявление уровня диверсификации активных операций и оптимальности их структуры.
Активные операции банка составляют существенную часть операций. Банк благодаря поддержке акционеров постоянно наращивает свои активы всю историю своего существования».
Обратите внимание на то, что недопустимо в отчете употребление:
- значка диаметра;
- «-» для обозначения температуры;
- некоторых математических символов.
Пояснительная записка
Помимо всего вышеперечисленного, необходима пояснительная записка, которая прикрепляется к отчету по производственной практике. Пример вы видите на рисунке, представленном в данном разделе статьи.
Если говорить предельно коротко, то пояснительная записка - это краткое изложение написанного отчета. Там студенту необходимо отразить:
- все свои действия;
- обобщенную информацию о прохождении практики.
Характеристика
В этом разделе вы сможете увидеть характеристику из отчета по практике бухгалтера. Пример, представленный на картинке выше, содержит отзыв-характеристику преподавателя от базы практики.
Этот документ не нужен в отчете по учебной практике. Как правило, в нем содержится следующая информация:
- посещаемость;
- участие в организационных процессах;
- польза от студента для предприятия;
- готовность к сотрудничеству.
Не стоит забывать того, что характеристика (отзыв) - это очень важный документ, особенно в преддипломной практике преподаватели уделяют ему особое внимание.
Дневник
Как правило, форму для заполнения выдается выпускающей кафедрой. Заполнить ее предстоит самим студентом.
Этот документ содержит записи, которые делает студент самостоятельно ежедневно на протяжении всего периода прохождения практики. Важно не забывать ставить даты, задачи (на определенный день) и результат выполнения. Имейте в виду то, что эта информация должна подтверждаться подписью и печатью руководителя практики от предприятия.
Защита отчета
Когда практика уже позади, а отчет готов, самое время для его защиты. На самом деле - это не тяжело (при условии, что вы самостоятельно его писали).
Вы обязаны хорошо ориентироваться в своей работе и знать - куда подсмотреть, если вам не хватает информации. Для удобства подготовьте небольшую презентацию, которая будет содержать всю необходимую информацию в компактном виде.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Факультет подготовки региональных кадров
Специальность 030501 «Юриспруденция»
Отчёт по учебной практике
студентки 6 курса заочной формы обучения (гр. 5-26 Ю/13)
Нуждиной Алены Андреевны
_____________ (Нуждина А.А.)
Руководитель практики от организации
МУП МП Балахнинское ПАП МО БМР НО
Инспектор отдела кадров Шмакова О.А. _____________
(подпись)
Руководитель практики от
ННГУ им. Лобачевского
Ст. преподаватель Попкова Жанна Георгиевна _____________
(подпись)
Нижний Новгород
2014 Отчет по учебной практике
в МУП МП Балахнинское ПАП МО БМР НО_______________________________
расположенное по адресу: 606400 Нижегородская область г.Балахна ул. Челюскинцев д. 5.
Студентки 6 курса 5-26 Ю/13 группы
Руководитель практики по месту работы
(должность, фамилия, имя, отчество) (подпись)
Введение……………………………………………………………………………………..4
Отчет о прохождении практики……………………………………………………………5
Заключение………………………………………………………………………………….10
Дневник прохождения практики…………………………………………………………..12
Введение
При прохождении практики происходит углубление и закрепления знаний и профессиональных навыков, полученных в процессе обучения на основе изучения практических ситуаций. Практические навыки играют определяющую роль в профессиональной деятельности любого специалиста. Чем больший опыт накоплен человеком по практическому использованию своих теоретических знаний, тем более эффективна работа такого сотрудника.
При прохождении учебно-ознакомительной практики передо мной стоят следующие задачи:
Ознакомление с деятельностью МУП МП Балахнинское ПАП МО БМР НО
с нормативными актами предприятия, его внутренней структурой, организацией деятельности структурных подразделений предприятия;
Усовершенствование ранее полученных знаний законодательства РФ, регулирующего работу предприятий, а также законодательства, регулирующего деятельность отдела кадров;
Закрепление навыков практического применения норм права.
Объем отчета о прохождении ознакомительной практики составляет 15-20 страниц (без учета прилагаемых к отчету документов)
Отчет оформляется машинописным способом на белой бумаге формата А4 (210x297 мм).
Размеры полей: левое – 30 мм.; правое – 10 мм, нижнее – 20 мм; верхнее – 20 мм; на оной стороне листа.
Шрифт: TimesNewRoman, размером 14, пунктов (пт)
Межстрочный интервал: 18 пунктов (не отождествлять с полутор-ным или двойным интервалом.Межстрочный интервал в 18 пунктов устанавливается с использованием меню «формат» + подменю «абзац» + вкладка в меню «абзац» «отступы и интервалы» + в поле «междустрочный» устанавливается значение «точно», а в поле «значение» – «18 пт» );.
Отступ абзаца – 1,25.
Заголовки разделов: пишутся строчными буквами (первая – прописная) с абзаца полужирным шрифтом на 1-2 пункта (15-16 пт) больше, чем шрифт основного текста и без точки в конце.
Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов основной части: пишутся строчными буквами (первая – прописная) с абзаца полужирным шрифтом размером шрифта основного текста (14 пт) и без точки в конце.
Заголовки структурных частей отчета: СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПРИЛОЖЕНИЯ печатают прописными буквами с новой строки, с расположением «по центру», полужирным шрифтом, кегль 16 пунктов.
Каждую структурную часть отчета необходимо начинать с новой страницы. Заголовки глав располагаются с новой строки, следующей за номером главы, с расположением «по центру».
Приложения нумеруются буквами русского алфавита, по порядку, начиная с А.
Все страницы отчета (за исключением титульного листа) должны быть пронумерованы. При этом первой страницей является титульный лист, включаемый в общую нумерацию страниц.
Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «рисунок» и «таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждой главы. На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте научной работы. Слова «рисунок» и «таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них не сокращают.
Номер иллюстрации (таблицы) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделенных точкой, например:
«рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы);
«таблица 2.5» (пятая таблица второй главы).
Если в главах научной работы приведено лишь по одной иллюстрации (таблице), то их нумеруют последовательно в пределах научной работы в целом, например:
«рисунок 1»;
«таблица 3».
При оформлении таблиц необходимо руководствоваться следующими правилами:
допускается применять в таблице шрифт кеглем 10 пунктов;
не следует включать в таблицу графу «Номер по порядку», даже если она продолжается на следующей странице. При необходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, порядковые номера указывают в боковике таблицы непосредственно перед их наименованием;
таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующую страницу. При переносе части таблицы на другой лист ее заголовок указывают один раз над первой частью, слева над другими частями пишут слово «Продолжение»;
Графические элементы и таблицы оформляются в соответствии с приведенными примерами.
Пример оформления таблиц
Таблица 1.1 - Исходные данные для проведения анализа эффективности ЧПУП «ИВА» за 2011 -2013 гг.
Наименование показателя |
Абсолютное изменение |
Темп роста, % |
|||||
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн.руб. |
Источник: или Источник: собственная разработка на основе или Источник: собственная разработка на основе данных предприятия или Источник: собственная разработка (если таблица составлена самостоятельно).
Пример оформления графиков и диаграмм
Рисунок 1.1 - Товарная структура экспорта Республики Беларусь в 2010 г.
Источник: или Источник: собственная разработка на основе или Источник: собственная разработка на основе данных предприятия или Источник: собственная разработка (если таблица составлена самостоятельно).
Защита отчета осуществляется в течение первой недели после окончания практики. Непредставление отчета в указанный срок или получение на защите неудовлетворительной оценки влечет за собой повторное прохождение практики с дополнительной оплатой в сроки, установленные ректором университета
Права и обязанности субъектов практики.
Кафедра экономики и менеджмента осуществляет :
знакомство студентов с целями, задачами и программой практики, информирует их о ее базах, готовит предложения о распределении студентов на практику;
разрабатывает и по мере необходимости пересматривает, а также корректирует методические указания для студентов и преподавателей по прохождению практики, формы отчетной документации;
по окончании ознакомительной практики или отдельного ее цикла обеспечивает организацию принятия зачета у студентов;
выявляет и своевременно устраняет недостатки в организации и проведении практики, а при необходимости сообщает о них руководству высшего учебного заведения и принимающих организаций;
обсуждают итоги и анализируют выполнение программы практики на заседании кафедры.
Руководитель практики от кафедры осуществляет:
методическое руководство и контроль за ходом прохождения ознакомительной практики;
решение организационных вопросов, которые возникают в период практики;
выдачу индивидуальных заданий в соответствии с профилем специальности и особенностями принимающей организации;
консультацию студентов по вопросам выполнения индивидуального задания, сбор и обработку необходимых материалов для подготовки и написания отчета;
осуществляет контроль за обеспечением организацией нормальных условий труда и быта студентам, контролирует проведение со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности;
представляет на кафедру информацию о ходе практики;
проверяет отчет студентов по практике и решает вопрос о допуске к защите;
всю работу проводит в тесном контакте с соответствующим руководителем практики от предприятия, учреждения, организации.
Руководитель практики от принимающей организации осуществляет:
разработку графика прохождения ознакомительной практики каждым студентом;
обеспечение студента-практиканта рабочим местом и необходимой документацией в соответствии с рабочей программой практики;
оказание помощи в подборе материалов для отчета по практике;
обязательные инструктажи по охране труда и технике безопасности;
контроль за соблюдением студентами-практикантами правил внутреннего трудового распорядка, установленных в данном учреждении, организации;
консультации студентов по вопросам, возникающим в ходе ознакомительной практики;
проверку отчета о прохождении практики и написание характеристики-отзыва о результативности работы каждого студента-практиканта.
Студент-практикант при прохождении практики обязан:
полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики и календарным графиком прохождения практики;
явиться на организационное собрание по практике;
подчиняться действующим на предприятии (в организации, учреждении) правилам внутреннего трудового распорядка;
изучить и строго соблюдать правила охраны труда и производственной санитарии;
нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными сотрудниками;
вести дневник, куда записывают необходимые данные, содержание лекций и бесед;
предоставить на утверждение руководителю практики от предприятия отчет в установленной данной программой практики форме;
предоставить в установленный срок отчет на кафедру;
защитить отчет в установленный кафедрой срок.
Приложение А
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
«Международный университет «МИТСО»
Кафедра экономики и менеджмента
Федеральное агентство Российской Федерации по образованию
Казанский Государственный Архитектурно-Строительный Университет
Кафедра профессионального
обучения, психологии и социологии
ОТЧЕТ
по преддипломной практике
Выполнил: студент 4-го курса
гр. 3ПО 01
Фаляхиев Айдар Камилевич
Место прохождения практики:
Образовательное учреждение: КГАСУ
Итоговая оценка за преддипломную практику __________
Руководитель практики по месту прохождения:
Шигапова Д.К. __________________
(должность, подпись)
Руководитель практики от кафедры:
Доцент к.с.н. Шигапова Д.К. ______________
(подпись)
Казань 2017 г.
Содержание
Введение | |
1. Описание структуры учебного заведения | |
2. | |
3. Результаты опытно-экспериментального исследования | |
Заключение | |
Список литературы | |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
Преддипломная практика проходила в КГАСУ , находящегося по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул. Зеленая, д.1.
Период прохождения практики с 24.04.2017 по 21.05.2017.
Преддипломная практика занимает очень важное место в подготовке компетентного педагога профессионального обучения. Она помогает получить первый опыт, наглядно изучить, как проходят процессы воспитания, обучения и развития. Это так же способ проверить свои знания, умения, а так же развить навыки преподавания.
Цель преддипломной практики - закрепление знаний и умений, приобретенных в результате освоения теоретических курсов, развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций, приобретение опыта самостоятельной практической педагогической и психологической деятельности, становление профессиональной направленности, проведение опытно-экспериментального исследования по изучению мотивации студентов.
Задачами практики выступают:
Совершенствование психолого-педагогических и специальных (по предмету) знаний студентов в процессе их применения для осуществления педагогического процесса;
Развитие у студентов представлений о работе современного образовательного учреждения (о специфике образовательных программ, о направлениях деятельности педагогического коллектива, о функциональных обязанностях представителей администрации и педагогического коллектива);
Становление у студентов педагогических умений (проективных, ораторских, коммуникативных).
Развитие у студентов интереса к профессиональной педагогической деятельности, творческого отношения к педагогической работе;
Развитие у студентов, педагогических способностей, а также профессионально значимых качеств личности преподавателя (расположенность к учащимся, самообладание, педагогический такт, справедливость и т.д.).
6) Сбор и анализ данных, необходимых для подготовки практической экспериментальной части выпускной квалификационной работы на тему: « Изучение мотивации».
1.Описание структуры учебного заведения (КГАСУ)
История. В 1889 году особая комиссия Министерства народного просвещения Российской империи, при инициативном участии волжско-уральского купечества, приняла решение открыть в Казани учебное заведение, готовящее техников — объединенное Промышленное училище с двумя уровнями профессиональной подготовки: средне-химическим и низшим техническим, с механической, химической и строительной специальностями. С образования Промышленного училища, берёт начало строительное образование в Казани и во всём Поволжско-Уральском регионе. Первый камень учебного корпуса был заложен 12 июня 1896 года. Контракт на строительство учебных зданий был заключен с Торговым домом братьев В. и А. Персон . Следить за строительством зданий был назначен архитектор Казанского учебного округа С. В. Бечко-Друзин. Само здание учебного корпуса проектировал известный архитектор Константин Олешкевич .
В соответствии с постановлением Временного правительства России от 30 мая 1917 года N 131 оно было преобразовано в Казанское политехническое училище с тремя отделениями, в том числе строительным (с 30 сентября 1917 года). 21 ноября 1918 года предписанием N 3420 отдела вузов Наркомпроса был создан , в состав которого вошли бывшие: Казанское политехническое училище, Казанское художественное училище, Казанское коммерческое училище и Виленское химико-техническое училище.
2 января 1919 года постановлением N 22 отдела вузов Наркомпроса РСФСР Казанский промышленный, экономический и художественный техникум был преобразован в Казанский политехнический институт , который 9 января начал свою работу в составе 4-х факультетов: архитектурно-строительного, химического, механического, экономического с сельскохозяйственным уклоном (преобразован 23 февраля 1919 года в сельскохозяйственный факультет). Первым ректором политехнического института был избран профессор Казанского государственного университета Д. Н. Зейлигер, проректором стал профессор А. И. Тулпаров. Возглавили факультеты: профессор К. С. Олешкевич (архитектурно-строительный), профессор А. О. Барщевский (химический), профессор П. И. Жаков (механический), профессор Никольский, а впоследствии профессор Д. Н. Зейлигер (экономический).
О кафедре ПОС.Кафедра Профессионального обучения, педагогики и социологии образована 1 сентября 2014 года путем объединения двух кафедр: «Профессионального обучения и педагогики» и «Социологии».
Кафедра является выпускающей и осуществляет подготовку инженерно-педагогических кадров для строительной отрасли с присвоением квалификации бакалавр профессионального обучения по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль «Строительство”. В течение 4 лет студенты профессионального обучения так же, как и студенты инженерных специальностей, изучают гуманитарные, социальные и экономические, математические и естественнонаучные (общенаучные), профессиональные дисциплины. В отличие от инженерных специальностей, выпускники направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» получают углубленные знания в области психологии и педагогики.
На кафедре работают 11 преподавателей, из них 3 профессора, 6 доцентов, 1 старший преподаватель, 1 ассистент, которые преподают психолого-педагогические и социологические дисциплины. Первый выпуск педагогов профессионального обучения состоялся в 2010 году. Направление подготовки аккредитовано. Уже сегодня выпускники кафедры востребованы на рынке труда в качестве преподавателей общетехнических и специальных дисциплин в профессиональных лицеях, колледжах, техникумах и вузах, а также в строительных организациях.
Кафедру возглавляет Сафин Р.С. , профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РТ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, автор более 370 публикаций, в том числе десяти монографий, 25 учебных и научно-методических пособий.
На базе кафедры "Профессионального обучения и педагогики" Казанского государственного архитектурно-строительного университета в 2006 году создана лаборатория по обучению современным технологиям отделочных работ с применением материалов немецкой фирмы «КНАУФ». В лаборатории проводятся учебные занятия по дополнительной подготовке кадров в сфере применения новых строительных материалов технологий и комплектных систем фирмы "КНАУФ" в соответствии с профессиональным стандартом "Мастер сухого строительства". В учебной лаборатории имеется класс для теоретических занятий с соответствующими средствами электронного обучения и мастерская (практическая аудитория) с комплектом специализированных инструментов, приспособлений в соответствии с технологическими нормами и комплектом расходных материалов (листы, профили, сухие смеси, вспомогательные материалы). Обучение всех студентов КГАСУ бесплатное.
В процессе прохождения практик студенты получают рабочие профессии: штукатур-маляр, каменщик, а также осваивают новые технологии фирмы "КНАУФ". Полученные специальности подтверждаются соответствующими удостоверениями и сертификатами.
Все преподаватели кафедры прошли стажировки в ведущих учебных и научных центрах страны и за рубежом, имеют дипломы и сертификаты на право преподавания дисциплин: «Общая психология», «Психология профессионального образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Психология социального взаимодействия», «Социология в строительной сфере» и др. В процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий широко используются инновационные методы обучения: игровые методы; тренинговые программы; кейс-стади (работа с реальными конкретными ситуациями, для разрешения которых обучающийся предлагает свой план действий, где перспективность подобных решений оценивается в соответствии с экспертной оценкой и т.п.) и др.
Научная работа кафедры выполняется по следующим темам: «Разработка концепции профессионально-педагогического образования в условиях строительного кластера РТ», «Научные основы взаимодействия систем образования и производства», «Научно-методическое обеспечение взаимодействия систем государственного и корпоративного образования», "Социокультурные трансформации в российском обществе". На базе кафедры проведено семь Международных научно-практических конференций с изданием материалов.
В выполнении научной темы участвуют все преподаватели кафедры, а также аспиранты и соискатели. По исследуемым проблемам опубликовано десять монографий, семь сборников материалов Международных научно-практических конференций, двадцать два раздела в коллективных монографиях и более ста статей в республиканских и общероссийских издательствах. Промежуточные результаты научной работы регулярно докладываются на конференциях различного уровня, в том числе и на международных симпозиумах (профессор Падерин В.К., ст. преп. Вильданов И.Э. и др.).
При кафедре функционирует аспирантура по направлениям: 39.00.00 - Социология и социальная работа (научная специальность 22.00.04 - "Социальная структура, социальные институты и процессы") и 44.00.00 - Образование и педагогические науки (научная специальность 13.00.08 - Теория и методика профессионального обучения). Под руководством профессора Падерина В.К. защищено одиннадцать, профессора Корчагина Е.А.- 8, профессора Сафина Р.С. - 2 кандидатских диссертаций. В 2014 году в аспирантуру зачислено 5 выпускников вузов.
Большое внимание уделяется и научной работе студентов. При кафедре функционирует научные кружки СНО (руководители Р.Р. Бикчентаева и Л.Р. Яруллина). Результаты студенческих исследований докладываются на международных, всероссийских и региональных конференциях. Работы студентов направляются для участия на различных конкурсах. Студенты, занимающиеся научной работой по профилю кафедры, неоднократно отмечались грамотами и премиями.
Для повышения эффективности воспитательной работы кафедра систематически практикует проведение социологических и психолого-педагогических исследований как в масштабе отдельных факультетов, так и в масштабе вуза в целом. Разработана программа проведения социологических исследований, которая включает в себя социологические опросы студентов, касающиеся следующих проблем: "Мотивационные предпочтения студентов КГАСУ"; "Нравственные ориентации студентов вуза архитектурно-строительного профиля"; "Делинквентные и наркотические практики в студенческой среде"; "Субкультура студенческой молодежи, проживающей в общежитии"; "Выпускники КГАСУ на рынке труда".
Разработанные рекомендации используются в процессе проведения воспитательной работы со студентами в учебное и во внеучебное время. Кафедра регулярно проводит социологические и психолого-педагогические исследования различных областей общественной жизни по заказам различных предприятий, организаций, административно-управленческих и государственных структур.
С 2010 года кафедрой ежегодно проводится «Декада психологии», приуроченная ко дню психолога. Она включает в себя мероприятия психологической направленности: тренинги, деловые игры, арт-терапия, групповые коллажи, мастер-классы и т.д.
Студенты направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» ежегодно участвуют во Всероссийских и республиканских конкурсах выпускных квалификационных работ (ВКР) и олимпиадах по специальности. За последние три года получены два диплома второй и третьей степени во Всероссийском конкурсе ВКР (г. Екатеринбург), дипломом третьей степени отмечена команда КГАСУ на Всероссийской олимпиаде по профессионально-педагогическому образованию. Работы студентов отмечены дипломами на Всероссийских форумах, Международных форумах.
Кафедра поддерживает тесные связи с ведущими российскими и зарубежными учебными и научными центрами психолого-педагогического и социологического профиля. В частности, ряд тем выполнялся кафедрой совместно с Институтом педагогики и психологии профессионального образования РАО, Центром социологии культуры Казанского (Приволжского) федерального университета, Академией наук Республики Татарстан, с учеными социологами, педагогами и психологии США, Великобритании, Италии, Бельгии.
Описание методик опытно-экспериментального исследования
Наше исследование включает следующие этапы:
Первый этап - диагностика учебной мотивации при помощи специальной методики (А.А.Реан, В.Я.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) (Приложение 1). В тесте необходимо оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности (7 видов) по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов - максимальной.
Шкалы |
Коммуникативные мотивы |
Мотивы избегания |
Мотивы престижа |
Профессиональные мотивы |
Мотивы творческой самореализации |
Учебно-познавательные мотивы |
Социальные мотивы |
Второй этап - диагностики ценностных ориентаций мотивации при помощи модифицированного теста «Ценностные ориентации» М. Рокича. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича представляет собой прямое ранжирование двух списков ценностей: терминальные и инструментальные.
Студентам предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей, задача - разложить их по порядку значимости принципов, которыми они руководствуется жизни. Наиболее значимую ценность поместить на первое место, вторую по значимости ценность поместить вслед за первой, далее проделать то же самое со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная ценность останется последней и займет 18 место. Тестовый материал для исследования ценностей Рокича представлен в приложении 2.
Третий этап - методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль».
Данный профиль является удобным инструментом для оценки и последующей корректировки реальных профилей участников. Профиль можно представить в виде диаграммы, которая позволяет наглядно продемонстрировать необходимое распределение мотивационных факторов. Для оценки мотивации обучающихся результаты тестирования сравниваются с базовым профилем. График показывает необходимые направления действий по корректировке профиля для повышения эффективности учебной работы (Приложение 3).
Результаты опытно-экспериментального исследования
Для выявления особенностей мотивации обучающихся КККХиС была использована методика диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой. Анализ результатов исследования показал, что у данной группы испытуемых, преобладающими мотивами являются - коммуникативные (4,2) и профессиональные (4,2). Коммуникативные мотивы связаны с потребностью в общении. Профессиональные мотивы отражают уровень направленности обучающихся на овладение профессией, т.е. стремление к получению профессиональных знаний и развитию профессионально важных личностных качеств.
Для того, чтобы узнать, приоритеты ценностей, нами использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича представляющая собой прямое ранжирование двух списков ценностей: терминальные и инструментальные.
Инструментальные - ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей. В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, помогающие человеку в жизни: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором.
Терминальные - это ценности, ценные сами по себе: самоценности. Ценности, которые нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями. К таким ценностям обычно относят: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир.
Изучение ценностных ориентаций обучающихся позволяет выделить среди студентов условно 4 группы. Первую подгруппу связывает то, что на первом месте для них стоят более «духовные» понятия, такие как (49% среди студентов): счастливая семейная жизнь, полное формирование личности, умственные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений, здоровье. Другая группа “материальных ценностей”: (21 % из опрошенных студентов) - материальное благополучие, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей является более «самолюбивой» потому, что главным приоритетом для них являются собственная свобода, уверенность в себе, личностное развитие (21 %). Четвёртая группа ценностей названа “частными” (9 %) - так как для этих студентов на первом месте стоит общественное признание.
На третьем этапе исследования, основным инструментом для анализа мотивационных характеристик стала методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль». Именно данная диагностика, которую можно проводить неоднократно, позволяет построить и проследить индивидуальное сочетание мотивационных факторов и выстроить иерархию с относительно устойчивой доминантой.
Рассмотрим результаты исследования, проведенного в колледже, и занесем данные в диаграмму. Значение фактора показывает степень важности его удовлетворения, а также уровень неудовлетворенности данного фактора в настоящее время. Таким образом, в процессе корректировки действия должны быть сориентированы по этим двум направлениям: во-первых, на корректировку доминант в мотивационном профиля, во-вторых, на удовлетворение избыточно доминирующих факторов и искусственное создание потребности в других факторах, повышая заинтересованность индивида и приближая значения факторов мотивации к определяющим показателям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате прохождения преддипломной практики в КГАСУ, достигнута поставленная цель и задачи.
1. Ознакомление с учебным заведением, специальностями, группами, структурой.
2. Проведение эксперимента по теме ВКР: Изучение мотивации учащихся (в 2 группах 20-30 чел.)
1) Этап - методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль».
Проведение тестирования;
2) Этап - Диагностика мотивации при помощи модифицированного теста «Ценностные ориентации» М. Рокича;
Проведение тестирования;
Обработка полученных результатов.
3) Этап - Методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан, В.Я.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой)
Проведение анкетирования;
Обработка полученных результатов.
3. Разработка мероприятий в соответствии с мотивационным профилем группы.
4. Проведение мероприятия по повышению учебной мотивации учащихся.
5. Оформление отчета по практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М.: Академия, 2009.- 80 с.
Анисимов С. Ф. «Мораль и поведение» Издательство: "Мысль", 2010.-160 с.
Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 2011. - 367 с.
Вилюнас, В.К.Психологические механизмы биологической мотивации / В.К. Вилюнас. -М., 2009. - 288 с.
Грядунов, М. В. Социокультурная регуляция морально-нравственных ценностей студенческой молодежи в современной России: дис. канд. соц. наук. М., 2009.-122с.
Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации// Педагогика. - 2010. - №10. - С. 32-38;
Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И.А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2009. — 383 с.
Зубарев В.Ф., Бондарев Г.А. Психолого-педагогический анализ направленности учебной мотивации абитуриентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.- С.22-29.
Косова Л. Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования// СОЦИС. - 2014. - №2. - с. 114-118;
Петров, А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменения// СОЦИС. - 2009. - №2. - с. 83-90;
Петровский, А.В. Общая психология: учебник для педагогических институтов / под ред. А. В. Петровского. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2012. - 479 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика диагностики учебной мотивации студентов
ИНСТРУКЦИЯ: Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов - максимальной. При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.
ТЕСТ
1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.
2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
3. Хочу стать специалистом.
4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.
5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.
6. Чтобы не отставать от друзей.
7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.
8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.
9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.
10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.
11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.
12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.
13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.
15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.
16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.
17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».
18. Просто нравится учиться.
19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.
20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.
22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.
23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.
24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.
25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.
26. Стать высококвалифицированным специалистом.
27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.
28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.
29. Быть на хорошем счету у преподавателей.
30. Добиться одобрения родителей и окружающих.
31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.
32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.
33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.
34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.
.
Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.
. Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.
. Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.
. Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.
. Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.
. Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.
. Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Модифицированный тест М.Рокича
Список А (терминальные ценности):
1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3) здоровье (физическое и психическое);
4) интересная работа;
5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8) наличие хороших и верных друзей;
9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
15) счастливая семейная жизнь;
16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
17) творчество (возможность творческой деятельности);
18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2) воспитанность (хорошие манеры);
3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4) жизнерадостность (чувство юмора);
5) исполнительность (дисциплинированность);
6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7) непримиримость к недостаткам в себе и других;
8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);
10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16) честность (правдивость, искренность);
17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18) чуткость (заботливость).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль»
Для оценки каждого из вариантов (а), (Ь), (с), (d ) утверждений, используйте все 11 баллов.
Я полагаю, что мог бы внести большой вклад на такой работе, где
Я не хотел бы работать там, где
Для меня важно, чтобы моя работа
Я полагаю, что я не был бы очень заинтересован работой, которая
Работа мне нравится, если
Полагаю, что мне бы понравилось, если
Работа, приносящая удовлетворение,
Важно, чтобы работа
Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если
Самой хорошей является такая работа, которая
Вероятно, я не буду хорошо работать, если
При определении служебных обязанностей важно
Вероятно, я не захочу работать там, где
Я был бы удовлетворен, если
Работа меньше удовлетворяла бы меня, если
Я полагаю, что должность должна предоставлять
Работа приносила бы меньше удовлетворения, если
Я хотел бы работать там, где
Вряд ли я захотел бы работать там, где
Я полагаю, что приносящая удовлетворение работа должна предусматривать
Работа не будет доставлять удовольствие, если
Я считаю важным, чтобы работа обеспечивала мне
Я не думаю, чтобы мне нравилась бы работа, если
В процессе организации работы важно
Скорее всего я не захотел бы работать там, где
Работа приносит удовлетворение, вероятно, когда
Мне бы не понравилась работа, которая
Я бы проявил стремление работать там, где
Я не считаю, что работа должна
Хорошо спланированная работа обязательно
Я считал бы, что работа не приносит удовлетворения, если
Наиболее важными характеристиками должности являются
хорошая заработная плата и прочие виды вознаграждений;
имеется возможность установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе;
я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника;
у меня есть возможность совершенствоваться и расти как личность.
отсутствуют четкие указания, что от меня требуется;
практически отсутствуют обратная связь и оценка эффективности моей работы;
то, чем я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным;.
плохие условия работы, слишком шумно или грязно.
была связана со значительным разнообразием и переменами;
давала мне возможность работать с широким кругом людей;
обеспечивала мне четкие указания, чтобы я знал, что от меня требуется;
позволяла мне хорошо узнать тех людей, с кем я работаю.
обеспечивала бы мне мало контактов с другими людьми;
едва ли была бы замечена другими людьми;
не имела бы конкретных очертаний, так что я не был бы уверен, что от меня требуется;
была бы сопряжена с определенным объемом рутинных операций.
я четко представляю себе, что от меня требуется;
у меня удобное рабочее место, и меня мало отвлекают;
у меня хорошие вознаграждение и заработная плата;
позволяет мне совершенствовать свои профессиональные качества.
были бы хорошие условия работы и отсутствовало бы давление на меня;
у меня был бы очень хороший оклад;
работа в действительности была бы полезная и приносила мне удовлетворение;
мои достижения и работа оценивались бы по достоинству.
быть слабо структурированной, что непонятно, что же следует делать;
предоставлять слишком мало возможностей хорошо узнать других людей;
быть малозначимой и малополезной для общества или неинтересной для выполнения;
оставаться непризнанной, или ее выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся.
связана со значительным разнообразием, переменами и стимуляцией энтузиазма;
дает возможность совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться как личность;
является полезной и значимой для общества;
позволяет мне быть креативным (проявлять творческий подход) и экспериментировать с новыми идеями.
признавалась и ценилась организацией, в которой я работаю;
давала бы возможности для персонального роста и совершенствования;
была сопряжена с большим разнообразием и переменами;
позволяла бы работнику оказывать влияние на других.
в процессе ее выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными людьми;
оклад и вознаграждение не очень хорошие;
я не могу установить и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе;
у меня очень мало самостоятельности или возможностей для проявления гибкости.
обеспечивает хорошие рабочие условия;
дает четкие инструкции и разъяснения по поводу содержания работы;
предполагает выполнение интересных и полезных заданий;
позволяет получить признание личных достижений и качества работы.
имеется мало возможностей ставить перед собой цели и достигать их;
я не имею возможности совершенствовать свои личные качества;
тяжелая работа не получает признания и соответствующего вознаграждения;
на рабочем месте пыльно, грязно или шумно.
дать людям возможность лучше узнать друг друга;
предоставить работнику возможность ставить цели и достигать их;
обеспечить условия для проявления работниками творческого начала;
обеспечить комфортность и чистоту места работы.
у меня будет мало самостоятельности и возможностей для совершенствования своей личности;
не поощряются исследования и проявление научного любопытства;
очень мало контактов с широким кругом людей;
отсутствуют достойные надбавки и дополнительные льготы.
была бы возможность оказывать влияние на принятие решений другими работниками;
работа предоставляла бы широкое разнообразие и перемены;
мои достижения были бы оценены другими людьми;
я точно знал бы, что от меня требуется и как я должен это выполнять.
не позволяла бы ставить и добиваться сложных целей;
четко не знал бы правил и процедур выполнения работы;
уровень оплаты моего труда не соответствовал бы уровню сложности выполняемой работы;
я практически не мог бы влиять на принимаемые решения и на то, что делают другие.
четкие должностные инструкции и указания на то, что от меня требуется;
возможность лучше узнать своих коллег по работе;
возможности выполнять сложные производственные задания, требующие напряжения всех сил;
разнообразие, перемены и поощрения.
не допускала бы возможности хотя бы небольшого творческого вклада;
осуществлялась бы изолированно, т.е. работник должен был бы работать в одиночестве;
отсутствовал бы благоприятный внутренний климат, в котором работник мог бы профессионально расти;
не давала бы возможности оказывать влияние на принятие решений.
другие люди признают и ценят выполняемую мной работу;
у меня будет возможность оказывать влияние на то, что де лают другие;
имеется достойная система надбавок и дополнительных льгот;
можно выдвигать и апробировать новые идеи и проявлять креативность.
не существует разнообразия или перемен в работе;
у меня будет мало возможностей влиять на принимаемые решения;
заработная плата не слишком высока;
условия работы недостаточно хорошие,
наличие четких указаний, чтобы работники знали, что от них требуется;
возможность проявлять креативность;
возможность встречаться с интересными людьми;
чувство удовлетворения и действительно интересные задания.
предусмотрены незначительные надбавки и дополнительные льготы;
условия работы некомфортны или в помещении очень шумно;
работник не имеет возможности сравнивать свою работу с работой других;
не поощряются исследования, творческий подход и новые идеи.
множество контактов с широким кругом интересных людей;
возможность установления и достижения целей;
возможность влиять на принятие решений;
высокий уровень заработной платы.
условия работы некомфортны, на рабочем месте грязно или шумно;
мало шансов влиять на других людей;
мало возможностей для достижения поставленных целей;
я не мог бы проявлять креативность и предлагать новые идеи.
обеспечить чистоту и комфортность рабочего места;
создать условия для проявления работником самостоятельности;
предусмотреть возможность разнообразия и перемен;
обеспечить человеку широкие возможности контактов с другими людьми.
условия работы некомфортны, т.е. шумно или грязно и т.д.;
мало возможностей осуществлять контакты с другими людьми;
работа не является интересной или полезной;
работа рутинная и задания редко меняются.
люди признают и ценят хорошо выполненную работу;
существуют широкие возможности для маневра и проявления гибкости;
можно ставить перед собой сложные и смелые цели;
существует возможность лучше узнать своих коллег.
не была бы полезной и не приносила бы чувства удовлетворения;
не позволяла бы мне устанавливать дружеские отношения с другими;
была бы неконкретной и не ставила бы сложных задач.
работа интересная и полезная;
люди могут устанавливать длительные дружеские взаимоотношения;
меня окружали бы интересные люди;
я мог бы оказывать влияние на принятие решений;
предусматривать, чтобы человек большую часть времени работал в одиночку;
давать мало шансов на признание личных достижений работника;
препятствовать установлению взаимоотношений с коллегами;
состоять в основном из рутинных обязанностей.
предусматривает достаточный набор льгот и множество надбавок;
предусматривает возможность ставить цели и достигать их;
стимулирует и поощряет выдвижение новых идей.
не мог бы выполнять сложную перспективную работу;
было бы мало возможностей для проявления креативности;
допускалась бы лишь малая доля самостоятельности;
сама суть работы не представлялась бы полезной или нужной.
возможность для творческого подхода и оригинального нестандартного мышления;
важные обязанности, выполнение которых приносит удовлетворение;
возможность устанавливать хорошие взаимоотношения с коллегами;
наличие значимых целей, которых призван достичь работник.