Профессор знаев. Инструктивные карточки для проведения практических работ по химии Карточки по химии химические элементы азот распечатать
Карточка №1
Написать 3 формулы оснований и им соответствующих оксидов для элементов 3 периода.
Карточка №2
Составить формулы соединений: оксида меди (2), гидроксида магния, оксида серы (4), гидроксида лития.
Карточка №3
Составить формулы соединений: оксида серы (6), оксида железа (3), гидроксида калия.
Карточка №4.
Привести примеры оксидов, в которых степень окисления элемента +1 +2 +3 +6. Составить формулы соответствующих оснований.
Карточка №5
Определить массовую долю меди в гидроксиде меди (1) и (2).
Карточка №6
Составить формулы по названиям веществ: гидроксид цинка, оксид хрома (3), гидроксид железа (2), оксид лития. Записать им соответствующие соединения.
Карточка №7
Установить соответствие между формулой и названием соединения.
оксид фосфора(5) Al2O3
гидроксид натрия Na2O
Оксид алюминия P2O5
Оксид натрия Na CL
Хлорид натрия NaOH
Карточка №8
Допишите названиям соединений соответствующие формулы:
1). Гидроксид магния –
2). Оксид алюминия –
3). Оксид углерода (4) –
4). Угольная кислота –
5). Карбонат цинка –
Карточка №9
Какое количества вещества сульфида алюминия имеет массу 15 грамм?
Карточка №10
Вычислить массы исходных веществ, необходимых для приготовления 80 грамм 20% - ного раствора нитрата калия.
Карточка №11
Запишите по 2 формулы щелочей, нерастворимых оснований, кислот, оксидов, солей. Дать им названия.
Карточка №12
Распределить формулы веществ по классам: кислоты, соли, оксиды, основания. МnO2 CaO Ca(OH)2 CO2 CuSO4 H2SO4 KOH HNO3 BaSO4 Fe(OH)2. Дать им названия.
Карточка №13
Какую массу щёлочи нужно взять для приготовления 50 грамм 16%-ного раствора?
Карточка №14
Составить формулы соединений по названиям: фосфат кальция, хлорид алюминия, оксид хрома (6), гидроксид серебра, кремниевая кислота, нитрат натрия, серная кислота, оксид ртути (2), гидроксид меди (1).
Карточка №15
Запишите по 2 формулы: нерастворимых оснований, Растворимых кислот, нерастворимых солей, оксидов металлов. Назвать все вещества.
Карточка №16
Составить классификацию кислот. Записать по 2 формулы и дать им названия.
Карточка №17
Записать формулы оксидов неметаллов и им соответствующие кислоты. Всем веществам дать названия.
Карточка №18
Какое из соединений богаче кислородом: оксид меди (1) или оксид меди (2).
Карточка №19
Найти степень окисления элементов в соединениях: серная кислота, карбонат кальция, оксид бария, гидроксид лития, сульфат меди, нитрат цинка, оксид хлора (7), угольная кислота.
Карточка №20
Из приведённого перечня формул выписать в 2 столбика формулы оксидов металлов и оксидов неметаллов и дать им названия: Cu2O SO2, H2S ,H2SO4, Ca(OH)2, CL2O7, Na2O, BaO, Ba(OH)2, P2O5, KF.
Карточка №21
NaCL , Cu (OH) 2 , BaO , HNO 3
2. Определить степень окисления в соединениях: Ca(NO 3) 2 , ALCL 3, H 3 PO 4 SO 3
3 Определить тип химической связи: NO 2 ; H 2 ;K 2 S
4.Написать формулы сложных веществ: сульфат калия, гидроксид бария, угольная кислота, оксид железа.
5. Написать соответствие:H 2 SO 4 - ? Ca (OH) 2 - ? FeO- ? CO 2 -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Mg и AL ; Li и Rb;
7. Что обозначают записи: m ? Na? Как их определить их? Единицы измерения?
Карточка №22
1.Распредилить вещества по классам: Na 2 CO 3 -?, Ca (OH) 2 , MgO , H 2 CO 3
2. Определить степень окисления в соединениях: Sr(NO 3) 2 , FeCL 3, H 2 SO 4 SO 3
3 Определить тип химической связи: Na 2 O ; Br 2 AI 2 S 3
4.Написать формулы сложных веществ: сульфит магния, гидроксид лития, сероводородная кислота, оксид бора.
5. Написать соответствие:H 2 SO 3 - ? Na (OH)- ? Fe 2 O 3 - ? SO 2 -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Na и AL ; Li и K;
7. Что обозначают записи: V ? N? Как их определить их? Единицы измерения?
Карточка №23
Na 2 S-?, Ba (OH) 2 , K 2 O , H 2 SiO 3
2. Определить степень окисления в соединениях: SrCI 2 , Fe 3 (PO 4) 2 , HNO 3 . NO
3 Определить тип химической связи: HBr ; CI 2 AI J 3
4.Написать формулы сложных веществ: ортофосфат магния, гидроксид кальция, соляная кислота, оксид берилия.
5. Написать соответствие:H 3 PO 3 - ? AI (OH) 3 - ? ZnO- ? S iO 2 -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Na и Si; Cs и K;
7. Что обозначают записи: V m ? n? Как их определить их? Единицы измерения?
Карточка №24
1.Распределить вещества по классам: MgS-?, Mn (OH) 2 , Li 2 O , HCI
2. Определить степень окисления в соединениях: SrCO 3 , Fe 2 (SO 4) 3 , HNO 2 .
N 2 O 5
3 Определить тип химической связи: HF; O 2 AI 2 C 3
4.Написать формулы сложных веществ: хлорид магния, гидроксид алюминия, кремниевая кислота, оксид фосфора.
5. Написать соответствие:H 2 SO 4 - ? Rb(OH)- ? MgO- ? NO 2 -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: N и Si; Cs и Rb;
7. Что обозначают записи: V m ? M? Как их определить их? Единицы измерения?
Карточка №25
1.Распределить вещества по классам: RCI-?, Zn (OH) 2 , BeO , HI
2. Определить степень окисления в соединениях: AICI 3 , AIPO 4 ;H 2 CO 3 .;
N 2 O
3 Определить тип химической связи: HNO 3 ; I 2 ; NaCI
4.Написать формулы сложных веществ: сульфат алюминия, гидроксид калия, азотистая кислота, оксид серы (4)
5. Написать соответствие:H 2 Si O 3 - ? Na OH- ? Zn(OH) 2 - ? N 2 O 5 -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические:K и Ca; Ca и Ba;
7. Что обозначают записи: V ? Mr ? Как их определить их? Единицы измерения?
Карточка №26
1.Распределить вещества по классам: K 2CO3-?, Ca (OH)2 , AI 2O3 , HNO3
2. Определить степень окисления в соединениях: K 2 CO 3 , AIBr 3 ;H 2 SO 3 .;
N 2 O 3
3 Определить тип химической связи: H 2 O; H 2 ; BaS
4.Написать формулы сложных веществ: бромид алюминия, гидроксид цинка, серная кислота, оксид кремния (4)
5. Написать соответствие:H 3 BO 3 ? Li OH- ? Ag 2 O - ? P 2 O 5 -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: AI и C; Mg и Ba;
7. Что обозначают записи: m ? Mr ? Как их определить их? Единицы измерения?
Карточка №27
1.Распределить вещества по классам: SO2 , Na3PO4, H 2SO3 Mg(OH)2
2 . Определить степень окисления в соединениях: Na 2 SO 4, SO 3 ; HNO 2
Fe (NO 3) 3
3 Определить тип химической связи: CaS , H 2 S N 2
4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид марганца (2) ,азотистая кислота, оксид магния, силикат алюминия
5. Написать соответствие:H 3 PO 4 - ? Ba(OH) 2 - ? P 2 O 5 - ? Rb 2 O -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: B и N ; F и C;
7. Определить массовую долю калия в соединении KMnO 4
Карточка №28
1.Распределить вещества по классам: FeSO4-?, BaCI2 , H 2O , H2S Mn(OH)2
2. Определить степень окисления в соединениях: Na 2 SO 4 Ca(NO 3) 2 ;
CO 2 .;
3 Определить тип химической связи: F 2 ; S iO 2 Cr 2 O 3
4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид свинца(2),борная кислота, оксид натрия, ортофосфат цинка
5. Написать соответствие: Ba(OH) 2 - ? PbO - ? N 2 O 5 -? HNO 2 -
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Mg и Rb;
N и O;
7. Что обозначают записи: W-? NA ? Как их определить их? Единицы измерения?
Карточка №29
1.Распределить вещества по классам: AI2O3-?, Na OH , B 2O 3, H3PO4
2. Определить степень окисления в соединениях: Zn 3 (PO 4) 2 , Fe(NO 3) 2 ;
Na 2 SO 4 . N O 2
3 Определить тип химической связи: Na 2 S . P 2 O 5 O 2
4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид марганца (2), иодоводородная кислота, оксид серебра
5. Написать соответствие:H NO 3 - ? KOH- ? PbO- ? CO 2 -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Mg и Rb; P и S;
7. Единицы измерения грамм, моль, литр,- напишите соответствующие формулы.
Карточка №30
1.Распределить вещества по классам: Cr 2 O 3 , Na 3 PO 4, HBr, LiOH
2. Определить степень окисления в соединениях: Cr SO 4, AI 2 O 3 ;
Fe 2 (CO 3) 3 ; BaO
3 Определить тип химической связи: Zn , Na 2 S , NO
4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид хрома(3), сернистая кислота, оксид бора, нитрат цинка
5. Написать соответствие:H 2 SO 3 - ? Zn(OH) 2 - ? PbO- ? Cr 2 O 3 ?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: I и CI ; N и F;
7. Что обозначают записи: 22.4 -? 6.023*10 23 ? Как их определить их? Единицы измерения?
Карточка №31
1.Распределить вещества по классам: HgO, Na 3BO3, HNO3, Li 2SO3
2. Определить степень окисления в соединениях: BaSO 4, AI 2 (SO 3) 3 ;
Fe 2 O 3 ; CI 2 O 7
3 Определить тип химической связи: Fe, BaCI 2 , N 2 CO
4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид алюминия, серная кислота, оксид серебра, нитрат железа (2)
5. Написать соответствие: SO 3 - ? ZnO? Ca(OH) 2 HCIO 7 ?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: I и Br ; C и Si;
7. Единицы измерения л/ моль, кДж, %
Карточка №32
1.Распределить вещества по классам: CO2 , К3PO4, H 2CO3 Zn(OH)2
2 . Определить степень окисления в соединениях: MnSO 4, Cr 2 O 3 ; NO 2
3 Определить тип химической связи: NaS , CI 2 O 7 O 2
4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид цезия,угольная кислота, оксид алюминия, карбонат меди (2)
5. Написать соответствие:H 3 PO 4 - ? Mg(OH) 2 - ? P 2 O 3 - ? Na 2 O -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Oи S ; N и C;
7. По формуле составьте задачу: m= n*M
Карточка №33
1.Распределить вещества по классам: NO2 , КI, H 2SO4 Mg(OH)2
2 . Определить степень окисления в соединениях: H 2 SO 4, Ca (NO 2) 2 N 2 O 5
3 Определить тип химической связи: Li 2 S , Br 2 O 7 I 2
4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид бария,соляная кислота, оксид рубидия, нитрат цинка (2)
5. Написать соответствие:H 2 CO 3 - ? Ca(OH) 2 - ? N 2 O 5 ? K 2 O -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: N и S ; Si и C;
7. По формуле составьте задачу: n= m: M
Карточка №34
1.Распределить вещества по классам: CaCO3 , К2O, H CI Cr(OH)2
2 . Определить степень окисления в соединениях: K 2 SO 4, Si O 2 ; HNO 2
3 Определить тип химической связи: Li 2 S , HBr O 2
4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид алюминия,ортофосфорная кислота, оксидазота (5), Сульфид железа (3)
5. Написать соответствие:H 2 SiO 3 - ? Cr(OH) 3 - ? N 2 O 3 - ? Cu 2 O -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: N и S ; Si и O;
7. Вычислите массовую долю химического элемента углерода в соединении карбоната алюминия.
Карточка №1
NaCL , Cu (OH) 2 , BaO , HNO 3
2. Определить степень окисления в соединениях: Ca(NO 3 ) 2 , ALCL 3, H 3 PO 4 SO 3
3 Определить тип химической связи: NO 2 ; H 2 ;K 2 S
4.Написать формулы сложных веществ: сульфат калия, гидроксид бария, угольная кислота, оксид железа.
5. Написать соответствие:H 2 SO 4 - ? Ca (OH) 2 - ? FeO- ? CO 2 -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Mg и AL ; Li и Rb;
7. Что обозначают записи: m ? Na? Как их определить их? Единицы измерения?
Карточка №2
1.Распределить вещества по классам: Na 2 CO 3 -?, Ca (OH) 2 , MgO , H 2 CO 3
2. Определить степень окисления в соединениях: Sr(NO 3 ) 2 , FeCL 3, H 2 SO 4 SO 3
2 O ; Br 2 AI 2 S 3
4.Написать формулы сложных веществ: сульфит магния, гидроксид лития, сероводородная кислота, оксид бора.
5. Написать соответствие:H 2 SO 3 - ? Na (OH)- ? Fe 2 O 3 - ? SO 2 -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Na и AL ; Li и K;
7. Что обозначают записи: V ? N? Как их определить их? Единицы измерения?
Карточка №3
1.Распределить вещества по классам: Na 2 S-?, Ba (OH) 2 , K 2 O , H 2 SiO 3
2. Определить степень окисления в соединениях: SrCI 2 , Fe 3 (PO 4 ) 2 , HNO 3 . NO
3 Определить тип химической связи: HBr ; CI 2 AI J 3
4.Написать формулы сложных веществ: ортофосфат магния, гидроксид кальция, соляная кислота, оксид берилия.
5. Написать соответствие:H 3 PO 3 - ? AI (OH) 3 - ? ZnO- ? S iO 2 -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Na и Si; Cs и K;
7. Что обозначают записи: V m ? n? Как их определить их? Единицы измерения?
Карточка №4
1.Распределить вещества по классам: MgS-?, Mn (OH) 2 , Li 2 O , HCI
2. Определить степень окисления в соединениях: SrCO 3 , Fe 2 (SO 4 ) 3 , HNO 2 .
N 2 O 5
3 Определить тип химической связи: HF; O 2 AI 2 C 3
4.Написать формулы сложных веществ: хлорид магния, гидроксид алюминия, кремниевая кислота, оксид фосфора.
5. Написать соответствие:H 2 SO 4 - ? Rb(OH)- ? MgO- ? NO 2 -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: N и Si; Cs и Rb;
7. Что обозначают записи: V m ? M? Как их определить их? Единицы измерения?
Карточка №5
1.Распределить вещества по классам: RCI-?, Zn (OH) 2 , BeO , HI
2. Определить степень окисления в соединениях: AICI 3 , AIPO 4 ;H 2 CO 3 .;
N 2 O
3 Определить тип химической связи: HNO 3 ; I 2 ; NaCI
4.Написать формулы сложных веществ: сульфат алюминия, гидроксид калия, азотистая кислота, оксид серы (4)
5. Написать соответствие:H 2 Si O 3 - ? Na OH- ? Zn(OH) 2 - ? N 2 O 5 -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические:K и Ca; Ca и Ba;
7. Что обозначают записи: V ? Mr ? Как их определить их? Единицы измерения?
Карточка №6
1.Распределить вещества по классам: K 2 CO 3 -?, Ca (OH) 2 , AI 2 O 3 , HNO 3
2 CO 3 , AIBr 3 ;H 2 SO 3 .;
N 2 O 3
3 Определить тип химической связи: H 2 O; H 2 ; BaS
4.Написать формулы сложных веществ: бромид алюминия, гидроксид цинка, серная кислота, оксид кремния (4)
5. Написать соответствие:H 3 BO 3 ? Li OH- ? Ag 2 O - ? P 2 O 5 -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: AI и C; Mg и Ba;
7. Что обозначают записи: m ? Mr ? Как их определить их? Единицы измерения?
Карточка №7
1.Распределить вещества по классам: SO 2 , Na 3 PO 4, H 2 SO 3 Mg(OH) 2
2 SO 4, SO 3 ; HNO 2
Fe (NO 3 ) 3
3 Определить тип химической связи: CaS , H 2 S N 2
4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид марганца (2) ,азотистая кислота, оксид магния, силикат алюминия
5. Написать соответствие:H 3 PO 4 - ? Ba(OH) 2 - ? P 2 O 5 - ? Rb 2 O -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: B и N ; F и C;
7. Определить массовую долю калия в соединении KMnO 4
Карточка №8
1.Распределить вещества по классам: FeSO 4 -?, BaCI 2 , H 2 O , H 2 S Mn(OH) 2
2. Определить степень окисления в соединениях: Na 2 SO 4 Ca(NO 3 ) 2 ;
CO 2 .;
3 Определить тип химической связи: F 2 ; S iO 2 Cr 2 O 3
4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид свинца(2),борная кислота, оксид натрия, ортофосфат цинка
5. Написать соответствие: Ba(OH) 2 - ? PbO - ? N 2 O 5 -? HNO 2 -
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Mg и Rb;
N и O;
7. Что обозначают записи: W-? NA ? Как их определить их? Единицы измерения?
Карточка №9
1.Распределить вещества по классам: AI 2 O 3 -?, Na OH , B 2 O 3 , H 3 PO 4
2. Определить степень окисления в соединениях: Zn 3 (PO 4 ) 2 , Fe(NO 3 ) 2 ;
Na 2 SO 4 . N O 2
3 Определить тип химической связи: Na 2 S . P 2 O 5 O 2
4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид марганца (2), иодоводородная кислота, оксид серебра
5. Написать соответствие:H NO 3 - ? KOH- ? PbO- ? CO 2 -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Mg и Rb; P и S;
7. Единицы измерения грамм, моль, литр,- напишите соответствующие формулы.
Карточка №10
1.Распределить вещества по классам: Cr 2 O 3 , Na 3 PO 4, HBr, LiOH
2. Определить степень окисления в соединениях: Cr SO 4, AI 2 O 3 ;
Fe 2 (CO 3 ) 3 ; BaO
3 Определить тип химической связи: Zn , Na 2 S , NO
4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид хрома(3), сернистая кислота, оксид бора, нитрат цинка
5. Написать соответствие:H 2 SO 3 - ? Zn(OH) 2 - ? PbO- ? Cr 2 O 3 ?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: I и CI ; N и F;
7. Что обозначают записи: 22.4 -? 6.023*10 23 ? Как их определить их? Единицы измерения?
Карточка №11
1.Распределить вещества по классам: HgO, Na 3 BO 3, HNO 3 , Li 2 SO 3
2. Определить степень окисления в соединениях: BaSO 4, AI 2 (SO 3 ) 3 ;
Fe 2 O 3 ; CI 2 O 7
3 Определить тип химической связи: Fe, BaCI 2 , N 2 CO
4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид алюминия, серная кислота, оксид серебра, нитрат железа (2)
5. Написать соответствие: SO 3 - ? ZnO? Ca(OH) 2 HCIO 7 ?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: I и Br ; C и Si;
7. Единицы измерения л/ моль, кДж, %
Карточка №12
1.Распределить вещества по классам: CO 2 , К 3 PO 4, H 2 CO 3 Zn(OH) 2
2. Определить степень окисления в соединениях: MnSO 4, Cr 2 O 3 ; NO 2
3 Определить тип химической связи: NaS , CI 2 O 7 O 2
4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид цезия,угольная кислота, оксид алюминия, карбонат меди (2)
5. Написать соответствие:H 3 PO 4 - ? Mg(OH) 2 - ? P 2 O 3 - ? Na 2 O -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Oи S ; N и C;
7. По формуле составьте задачу: m= n*M
Карточка №13
1.Распределить вещества по классам: NO 2 , КI , H 2 SO 4 Mg(OH) 2
2. Определить степень окисления в соединениях: H 2 SO 4, Ca (NO 2 ) 2 N 2 O 5
2 S , Br 2 O 7 I 2
4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид бария,соляная кислота, оксид рубидия, нитрат цинка (2)
5. Написать соответствие:H 2 CO 3 - ? Ca(OH) 2 - ? N 2 O 5 ? K 2 O -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: N и S ; Si и C;
7. По формуле составьте задачу: n= m: M
Карточка №14
1.Распределить вещества по классам: CaCO 3 , К 2 O , H CI Cr(OH) 2
2. Определить степень окисления в соединениях: K 2 SO 4, Si O 2 ; HNO 2
3 Определить тип химической связи: Li 2 S , HBr O 2
4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид алюминия,ортофосфорная кислота, оксидазота (5), Сульфид железа (3)
5. Написать соответствие:H 2 SiO 3 - ? Cr(OH) 3 - ? N 2 O 3 - ? Cu 2 O -?
6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: N и S ; Si и O;
7. Вычислите массовую долю химического элемента углерода в соединении карбоната алюминия.
Нестандартное домашнее задание по химии. Составляем Таблицу Менделеева из нарисованных карточек.
Тема домашнего задания: нарисовать карточку отдельного химического элемента, присутствующего в живых организмах (биоген) с иллюстрацией его действия на живые организмы.
Класс - 8- 10 класс; сложность - высокая, межпредметная; время выполнения - 30-40 минут.
Тип задания - индивидуальное, а затем - в группе; способ проверки - сбор иллюстраций отдельных химических элементов формата А4, и составление из них общей таблицы Менделеева.
Учебники:
1) учебник химии 10 класс — О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Ю. Пономарев, углубленный уровень (ГЛАВА 7. Биологически активные соединения, стр.300).
2) учебник химии 8 класс - О.С. Габриелян, (§ 5. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов, стр. 29).
3) учебник экологии 10 (11) класс - Е. А. Криксунов, В.В.Пасечник, (Глава 6. Окружающая среда и здоровье человека, 6.1. Химические загрязнения среды и здоровье человека, стр. 217).
4) учебник биологии 10-11 класс - Общая биология. Базовый уровень. Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. (Глава 1. Химический состав клетки. § 1. Неорганические соединения, § 2. Биополимеры.).
Цели: освоениезнаний о биохимических процессах в живой клетке, геохимических процессах в природе, полученные школьниками самостоятельно и осмысленно, закреплённые рисунком, творческое рисование. Создание уникальных наглядных пособий для других учеников. Составление авторской уникальной «Таблицы Менделеева».
Пояснительная записка.
Суть домашнего задания в том, что ученики рисуют участие каждого химического элемента в геохимических процессах. А затем все рисунки объединяются в сводную "Таблицу Менделеева", которую можно вывесить на стене в классе. Образуется некий наглядный продукт совместного творчества: "Экология в картинках". В разных классах получаются разные "Таблицы Менделеева", главное сохранить табличную форму и проследить, чтобы все рисунки были на листе формата А4. А также, чтобы в углу листа был проставлен химический знак того элемента, о котором нарисован сюжет. Вначале каждый ученик выбирает конкретный химический элемент для изучения. Затем самостоятельно, или с помощью учителя ищет информацию, выбирает нужную, придумывает сюжет рисунка, рисует и размещает свой рисунок на стене в ячейку умозрительной таблицы Менделеева для соответствующего химического элемента. Можно упростить/усложнить задачу, из всех химических элементов выбрав только наиболее распространенные на земле, или, наоборот - наименее распространенные. Можно выбрать только биогены (химические элементы, входящие в состав живых организмов) и рисовать учебные карточки с сюжетами о них. Можно выбрать макроэлементы живых клеток, а можно - только микроэлементы и т.д. В экологических справочниках сейчас можно найти много различной информации на эту тему.
Справочный материал: Биогенными называют химические элементы, постоянно присутствующие в живых организмах и играющие какую-либо биологическую роль: O, C, H, Ca, N, K, P, Mg, S, Cl, Na, Fe, I , Cu .
Виртуальная «Таблица Менделеева». Вместо бумажной таблицы на стене в классе, можно организовать виртуальную таблицу и общую работу в ней учеников. Для этого учитель готовит макет таблицы в Google -документах и открывает доступ ученикам. Рисовать ученики могут с помощью компьютерных программ, а могут загружать рисунки, выполненные карандашами и красками. Вот первоначальный макет такой таблицы, частично заполненный учениками.
Отдельные учебные карточки , с ученическими скетчами на тему воздействия конкретных химических элементов на живые организмы (формат А4 каждой карточки).
ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблица химических элементов-биогенов, как справочный материал для рисования сюжетов учебных карточек.
Пороговые концентрации химических элементов в почвах (мг/кг) и возможные реакции организмов (по Ковальскому) |
|||
Химический элемент | Недостаток - нижняя пороговая концентрация | Норма | Избыток - верхняя пороговая концентрация |
Кобальт | Меньше 2-7. Анемия, гипо- и авитоминоз В, эндемический зоб. | 7-30 | Более 30. Угнетение синтеза витамина В. |
Медь | Меньше 6-13. Анемия, заболевания костной системы. Невызревание злаков, суховершинность плодовых деревьев. | 13-60 | Более 60. Поражение печени, анемия, желтуха. |
Марганец | До 400. Заболевание костей, увеличение зоба. | 400-3000 | Более 3000. Заболевания костной системы. |
Цинк | До 30. Карликовый рост растений и животных. | 30-70 | Более 70. Угнетение окислительных процессов, анемия |
Молибден | До 1,5. Заболевания растений. | 1,5-4 | Более 4. Подагра у человека, молибденовый токсикоз у животных. |
Бор | Меньше 3-6. Отмирание точек роста стеблей и корней растений. | 6-30 | Более 30. Боровые поносы (энтериты) у животных. |
Стронций | Более 600. Уровская болезнь, рахит, ломкость костей. |
||
Йод | Менее 2-5. Эндемический зоб у людей | 5-40 | Более 40. Ослабление синтеза йодистых соединений щитовидной железы. |
Вариант №1
1. Что означают формулы: 2Na ; P 4 ; 3Cl 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CuS ; Al (ОН) 3 .
Вариант №2
1. Что означают формулы: 5Ca ; 2 F 2 ; S 8 ; Fe 2 O 3 ; 3CS 2 ; Mg (ОН) 2 .
_________________________________________________________________
Вариант №3
Что означают формулы: 2Zn ; P 4 ; 3O 2 ; Fe 2 O 3 ; 2CH 4 ; 3HNO 3 3 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
_________________________________________________________________
Вариант №4
Что означают формулы: 2K ;3S 8 ; Cl 2 ; Al 2 O 3 ; 2CuS ; H 2 CO 3 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома кальция и двух атомов брома;
б) из двух атомов бора и трех атомов кислорода.
_________________________________________________________________
Вариант № 5
Что означают формулы: 2Mg ; P 4 ; 3N 2 ; Mn 2 O 7 ; 2SiO 2 ;2HClO 4 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
б) из двух атомов калия и одного атома серы.
Вариант № 6
Чтоозначаютформулы: 2Mn ; S 8 ; 2NH 3 ; Na 2 O ; 3MgCl 2 ;H 2 SO 4 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома меди и двух атомов хлора;
б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.
_________________________________________________________________
Вариант № 7
Чтоозначаютформулы: 2Fe ; N 2 ; 2P 4 ; Ag 2 O ; 2KOH ;H 3 PO 4 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома кальция и двух атомов хлора;
б) из двух атомов азота и пяти атомов кислорода.
_________________________________________________________________
Вариант № 8
Что означают формулы: 3Mg ; F 2 ; 3O 2 ; Cu 2 O ; 5FeS ; K ОН.
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома железа и двух атомов хлора;
б) из двух атомов натрия и одного атома серы.
_________________________________________________________________
Вариант № 9
Что означают формулы: 2Cu ; PH 3 ; 3S 2 ; 2Al 2 O 3 ; 2CuS ; 2HNO 3 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома ртути и двух атомов хлора;
_________________________________________________________________
Вариант №1 0
Что означают формулы: 2Si ; 3N 2 ; 3Cl 2 O ; Mn 2 O 3 ; CuSO 3 ; Fe (ОН) 3 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.
Вариант №1 1
Что означают формулы: 2Na ; 2P 4 ; 3Cl 2 ; P 2 O 3 ; 2CuS ; Al (ОН) 3 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома азота и трех атомов водорода;
б) из одного атома золота и двух атомов брома.
_________________________________________________________________
Вариант №1 2
Что означают формулы: 2Ba ; PH 3 ; 3Cl 2 ; Al 2 O 3 ; 2CuCl 2 ; Au (ОН) 3 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома кальция и двух атомов брома;
б) из двух атомов водорода и одного атома кислорода.
_________________________________________________________________
Вариант №13
Что означают формулы: 2Ca ; P 4 ; 3Cl 2 ; Au 2 O 3 ; 2MgS ; Al (ОН) 3 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома бария и двух атомов хлора;
б) из двух атомов натрия и одного атома кислорода.
_________________________________________________________________
Вариант №1 4
Что означают формулы: 2K ; P 4 ; 3Cl 2 ; Fe 2 O 3 ; 2CuF ; Ag ОН.
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
б) из двух атомов серебра и одного атома кислорода.
_________________________________________________________________
Вариант №1 5
Чтоозначаютформулы: 2Ba ; O 3 ; 3S 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CuPO 3 ;HClO 2 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома магния и двух атомов хлора;
Вариант №16
Что означают формулы: Ca ; P 4 ; 3Cl 2 ; MgCO 3 ; 2Cu 2 S ; HPO 3 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.
_________________________________________________________________
Вариант №1 7
Что означают формулы: 2Na ; P 4 ; 3Cl 2 ; MnSO 3 ; 2CuOH ; AlPO 4 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома кальция и двух атомов фтора;
б) из двух атомов фосфора и пяти атомов кислорода.
_________________________________________________________________
Вариант №1 8
Что означают формулы: Ba ; F 2 ; 3NaCl ; Mn 2 O 3 ; 2CuCO 3 ; Al (ОН) 3 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома бария и двух атомов хлора;
б) из двух атомов калия, одного атома углерода и трех атомов кислорода.
_________________________________________________________________
Вариант №1 9
Что означают формулы: 2Na ; P 4 ; 3CO 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CaS ; Cu (ОН) 2 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома кальция и двух атомов иода;
б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.
_________________________________________________________________
Вариант № 20
Что означают формулы: 2Fe ; P 4 ; 3O 2 ; Cu 2 O ; 2K 2 S ; Fe (ОН) 3 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома азота и трех атомов хлора;
б) из двух атомов серебра и одного атома кислорода.
Вариант № 2 1
Что означают формулы: 2Na ; S 8 ; 3Cl 2 ; Fe 2 O 3 ; 2CS 2 ; Al (ОН) 3 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома магния и двух атомов хлора;
б) из двух атомов железа и трех атомов кислорода.
_________________________________________________________________
Вариант №22
Что означают формулы: 2Ag ; P 4 ; 3Cl 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CuS ; H 3 BO 3 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома меди и двух атомов брома;
б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.
_________________________________________________________________
Вариант № 23
Что означают формулы: 2Zn ; P 4 ; 3Br 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CuS ; Hg (ОН) 2 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома кальция и двух атомов хлора;
б) из двух атомов алюминия и трех атомов кислорода.
_________________________________________________________________
Вариант № 24
Что означают формулы: 2Ag ; 2P 4 ; Cl 2 ; Au 2 O 3 ; 2CuS ; Fe (ОН) 3 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома углерода и двух атомов кислорода;
б) из двух атомов меди и одного атома серы.
_________________________________________________________________
Вариант № 25
Что означают формулы: 2K ; H 2 ; 3Cl 2 ; Fe 2 O 3 ; 2SiO 2 ; Mg (ОН) 2 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома фосфора и трех атомов водорода;
б) из двух атомов натрия и одного атома кислорода.
Вариант №26
Что означают формулы: 2Zn ; P 4 ; 3S 2 ; Al 2 O 3 ; 2CuC ; Al (ОН) 3 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома железа и трех атомов хлора;
б) из одного атома калия, одного атома кислорода, одного атома кислорода.
_________________________________________________________________
Вариант №27
Что означают формулы: 2Mn ; P 2 ; 3Br 2 ; Fe 2 O 3 ; 2K 2 S ; H 2 SO 4 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из одного атома кальция и двух атомов фтора;
б) из двух атомов золота и трех атомов кислорода.
___________________________________________________________________
Вариант № 28
Что означают формулы: 2B ; P 4 ; 3Cl 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CuS ; Al (ОН) 3 .
Составить формулу вещества, если его молекула состоит:
а) из двух атомов железа и трех атомов серы;
б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.
Инструктивные карточки для проведения практических работ по химии
Преподавание основ химии в школе не может совершенствоваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента.
Химический эксперимент – источник знаний о веществе и химической реакции – важное условие активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, а также представлений о практическом применении химических знаний.
Реализация экспериментальной части программы требует от учителя высокой всесторонней профессиональной подготовки, глубокого понимания роли химического эксперимента в учебно-воспитательном процессе, творческой активности в применении эффективных методов обучения.
Разумеется, для проведения эксперимента на высоком научно-теоретическом и методическом уровне необходимо разнообразное оборудование, в том числе и новейшие технические средства, но далеко не каждая школа имеет такую оснащённость кабинета химии, поэтому для удобства работы учителя и учащихся предлагаются данные инструктивные карточки для проведения практических работ в 8,9,10,11 классах.
Инструктивные карточки составлены в соответствии с образовательной линией О. С. Габриеляна. Многие практические работы составлены с учётом замены химического оборудования и реактивов на более простые и доступные для каждого учителя.
Представленные инструктивные карточки содержат каткое описание выполняемых опытов, иллюстрации, показывающие как должен быть собран прибор для проведения опыта, что даёт возможность учащимся ясно видеть цель работы, не отвлекаться на чтение опытов, которые не будут выполняться в данной работе, а также даёт представление о том, какие записи необходимо сделать в тетради для составления отчёта о работе.
В ходе выполнения практических работ инструктивные карточки должны находиться на столах у учащихся и способствовать чёткой и слаженной работе во время проведения опытов.
Предлагаемые практические работы дают возможность расширить использование эксперимента в различных условиях, изучить особенности химических процессов, представить их разнопланово. Такой подход позволит учителям более эффективно использовать химический эксперимент с учётом конкретных условий каждой школы.
Практическая работа
Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.
Цель работы:
Оборудование:
Реактивы:
Определение углерода и водорода.
Соберите прибор, как показано на рисунке.
Осторожно нагревайте вещества, находящиеся в горизонтальной пробирке.
Зарисуйте в тетрадь установку для опыта.
Напишите в тетрадь ответы на вопросы:
1) Как вы доказали наличие водорода в исходном образце?
Качественное определение хлора.
1. Изготовьте из медной проволоки тонкую спираль, используя стержень шариковой ручки.
2. Закрепите спираль в держателе для пробирок.
3. Прокалите спираль в пламени спиртовки, затем опустите в чашку с тетрахлорметаном и вновь внесите в пламя.
4. Составьте структурную формулу тетрахлорметана.
5. От присутствия какого элемента пламя окрашивается в зелёный цвет?
Вывод: Наличие каких элементов в органическом веществе доказали?
Практическая работа
Получение этилена и опыты с ним
Цель работы:
Оборудование:
Реактивы:
1. Соберите прибор, как показано на рисунке
2. Зарисуйте в тетрадь установку для опыта
3. Осторожно нагревайте содержимое пробирки.
4. Выделяющийся газ пропустите через раствор бромной воды, а затем через раствор перманганата калия
5. Попытайтесь поджечь выделяющийся газ.
Не забывайте о правилах работы с веществами!!!
6. Письменно ответьте на вопросы:
1) Составьте уравнение реакции получения этилена из этилового спирта. К какому типу она относится?
2) Составьте уравнение реакции взаимодействия этилена с бромной водой? Как изменяется окраска бромной воды и перманганата калия?
3) Составьте уравнение для реакции горения этилена.
Вывод: С какими свойствами этилена познакомились?
Практическая работа
Спирты.
Цель работы:
Оборудование:
Реактивы:
Горение спиртов
Налейте в фарфоровую чашку небольшое количество этилового спирта и подожгите его, а затем проверьте горение изоамилового спирта.
1. Составьте уравнения реакций горения для этилового и амилового спиртов.
2. Чем отличается характер горения данных спиртов7
Растворимость спиртов в воде
Проверьте растворимость этилового и изоамилового спиртов в воде.
1. Какой спирт растворяется в воде? В чём причина различного поведения спиртов?
2. Почему изоамиловый спирт собирается на поверхности воды?
3. Какие органические вещества будут так же собираться на поверхности воды?
Получение глицерата меди
Из сульфата меди (II ) и гидроксида натрия получите гидроксид меди (II ) в пустой пробирке. К получившемуся осадку добавьте глицерин.
1. Составьте уравнение реакции получения гидроксида меди (II ).
2. Составьте уравнение реакции получения глицерата меди (II )
3. Как изменилась окраска гидроскида меди (II ) в результате химического превращения?
Задача: Вычислите объём углекислого газа, который образуется при горении 7 г 96% этилового спирта.
Практическая работа
Углеводы.
Цель работы:
Оборудование:
Реактивы:
Опыт 1
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II )
В пробирку с порошком глюкозы добавьте небольшое количество воды и растворите её.
К раствору глюкозы добавьте немного гидроксида меди (II ), а затем сульфат меди. Пробирку с полученным раствором нагрейте.
Что можно сказать о растворимости глюкозы?
Составьте реакцию взаимодействия сульфата меди ( II ) и гидроксида натрия.
Запишите реакцию взаимодействия гидгоксида меди ( II ) с глюкозой.
Отметьте изменение окраски под соответствующими веществами.
Опыт 2
Приготовление крахмального клейстера и взаимодействие его с йодом
В пробирку с крахмалом налейте немного воды и встряхните смесь. В пустой пробирке вскипятите небольшое количество воды и влейте в неё раствор крахмала. Полученный клейстер разбавьте холодной водой и добавьте несколько капель йода.
Что наблюдается при действии йода на крахмал?
Опыт 3
Обнаружение йода в пищевых продуктах.
В каком продукте крахмала больше всего? Как обнаружили?
Вывод: Что является качественной реакцией на глюкозу и крахмал?
Практическая работа
Карбоновые кислоты
Цель работы:
Оборудование:
Реактивы:
Опыт 1
Взаимодействие уксусной кислоты с простыми веществами.
В пробирку с уксусной кислотой добавьте цинк. В другую пробирку с уксусной кислотой добавьте железо. Что наблюдаете?
Составьте уравнения проделанных реакций. Почему отличаются эти реакции по скорости?
Опыт 2
Взаимодействие уксусной кислоты со сложными неорганическими веществами.
а) К уксусной кислоте добавьте кусочек мела
б) В пробирку налейте немного щёлочи, подкрасьте её фенолфталеином и добавьте уксусной кислоты.
в) К оксиду меди (II ) добавьте уксусную кислоту и нагрейте до изменения окраски.
Составьте химические уравнения проделанных реакций. С какими классами неорганических веществ может взаимодействовать уксусная кислота?
Получение сложного эфира.
В пробирке находится смесь амилового (пентилового) спирта, уксусной кислоты и концентрированной серной кислоты. Нагрейте смесь в течении нескольких минут, а затем вылейте содержимое пробирки в стакан с холодной водой. Проверьте наличие эфира по запаху.
Составьте химическое уравнение проделанной реакции
Как называется этот тип реакции?
Какую роль при этом играет концентрированная серная кислота?
Вывод: Какими свойствами обладает уксусная кислота?