Русская православная церковь о ванге. Еще вопрос
Вангелия Пандева, она же Ванга - болгарская ясновидящая, личность, которой остается для многих тайной покрытой полотном мистики. О ней говорили многое, одни считали ее святой, другие одержимой. Предсказания ее и по сей день наводят тревогу в сердцах людей, а иногда откровенный ужас. С замиранием мы ждем начала ядерной войны или разрушительных катаклизмов в ближайшее время. Несомненно, Ванга оставила значимый след в истории XX века, однако достоверность фактов о ней сложно подтвердить или опровергнуть, только если вы не экстрасенс.
Как относится православная церковь к болгарской провидице
Касимира Стоянова, племянница ясновидящей, которая написала книгу "Правда о Ванге", повествует о том, что некие духи, силы потустороннего мира помогают ей творить чудеса и говорят о прошлом, будущем и настоящем. Кто они были - ангелы или демоны, так и останется неизвестно, однако Православная Церковь не признавала в Ванге ничего святого, с уверенностью заявляя об одержимости бесами. Хотя сама пророчица считала себя верующим человеком, церковь протестовала против этого, объясняя ее верой в реикарнацию, что является языческой прерогативой. Из-за слишком большого количества шарлатанов и псевдоясновидящих отношения церкви и Ванги были чрезвычайно негативными. Ее считали такой же обладательницей экстрасенсорных способностей, как у Анатолия Кашпировского, Гриши Распутина и Алана Чумака. Однажды Вангу посетил митрополит Нафанаил Неврокопский, по просьбе самой целительницы, и по приезду неслышно вошел в комнату, битком набитой народом, где Ванга о чем-то говорила людям и не услышала, как тот вошел. В руках тот держал крест с кусочком Креста Господня. Спустя мгновение голос ее переменился и она закричала: "Он держит это в руках! Оно мешает мне говорить! Уберите немедленно это!" после чего Нафанаил покинул помещение и уехал. Это убедило церковь в своей правоте по поводу бесовитости Ванги. Сама она не пыталась убедить кого-то в своей правоте, говоря о том, что дар ее есть дар Божий и небом дарованы ей, способности видеть мир иной, невидимый нам, взамен потери зрения.
Мнение высшего духовенства о предсказаниях Ванги
За свою жизнь Ванга сделала множество предсказаний, связанных с самыми разными отраслями человеческой жизни. Есть среди них устрашающие, такие как приближающаяся война, с мусульманами или наводнения и прочие катаклизмы, грядущие в скором времени. Есть и шокирующие факты, по которым понятно, что существуют другие цивилизации вне нашей планеты и с ними произойдет контакт в ближайшем будущем. Но Православная Церковь не принимала их всерьез, так как определенно считала, что бесы говорят в ней и верить лукавым нельзя, ни в коем случае. Человек от Бога никогда не скажет своим детям о приближающейся гибели, даже если таковое должно произойти. Делая предсказание, Ванга создавала настройку судьбы, приговаривала к определенному мышлению и поступкам, которые и могут привести к его исполнению. Священники уверены, что это приводит к подавлению воли человека, после чего он уже не может распоряжаться своей судьбой, поскольку уверен в правдивости предсказанного. Духовенство призывает людей пользоваться своим разумением, не веря слепо словам пророчицы, общающейся с миром мертвых. Человечество должно быть свободно в своих поступках и будущее никогда не определено.
Кто признал Вангу святой?
Много ходило слухов о причислении слепой ясновидящей к лику святых, однако информация эта весьма противоречива. Болгарская Православная Церковь никогда не собиралась канонизировать Вангу, как утверждает один священник, отвечая на вопрос. Между тем он допускает, что могут быть сторонники этого движения, но они скорее составляют часть некоего культа провидицы, не имеющие отношение к духовенству. Однако из других источников оказывается, что за два года до смерти Вангелии Пандевой, Болгарская Церковь в лице Патриарха Максима, 14 октября 1994 года признала ясновидящую святой. В настоящее время два священнослужителя несут службу в ее церкви, куда приезжает большое количество народа на праздники, поклонники и последователи слепой провидицы.
Взаимоотношения Православной Церкви и известной прорицательности Ванги не определены до сих пор: c одной стороны ходят слухи, что Ванга канонизирована, а с другой, что она была одержима злыми духами.
Зачем Ванге церковь?
Сама ясновидящая считала себя верующим человеком. Стены ее дома в Рупите увешаны иконами, любимая - образ великомученицы Петки. Прорицательница мечтала построить часовню в честь этой святой. Ванга признавалась, что эта церковь - дело всей ее жизни. Говорила, что часовня для нее - это ее ребенок, ее слава, что это - все для нее. Ванга мечтала о настоящем храме, чтобы кто угодно мог зайти помолиться, очистить душу. Ясновидящая на свой лад пыталась объяснить, что хочет проложить людям путь к Богу.
Как строили храм
Церковь начали строить в сентябре 1991 года на средства самой Ванги и на пожертвования. В доме стояла специальная копилка, в которую люди складывали деньги. Рассказывая о строительстве, Ванга вспоминала, что люди стекались к ней в дом и приносили монетку к монетке. Но в деле о церкви много неясного, некоторые из тех от кого Ванга зависела, не понимали, зачем ей это надо, старались влиять на ее жизнь, в основном, на денежные дела. Очень трудно было получить разрешение на само строительство, сначала запрещали светские власти, потом церковные.
Племянница пророчицы, Красимира Стоянова, уверяет, что изначально ясновидящая выбрала для осуществления своей мечты другое место и даже успела заложить там фундамент, но основатели фонда "Ванга" настояли, что храм надо строить в Рупите. И строительство было перенесено. Стоянова считает, что и сам проект не соответствовал тому, о чем мечтала ее тетя, что над воплощением мечты просто надругались.
В одном из своих последних интервью Ванга обижалась на упреки в том, что для строительства якобы использовались краденые деньги. Говорила, что слухи идут от тех, кто не дал ни гроша, что все бумаги в порядке, что записано все до копейки. Очень переживала, утверждая, что от денег идет только зло.
Ванга торопилась довести дело до конца, мечтала сделать храм живым для людей.
Церковь святой Петки Болгарской в Рупите
Выстроенный храм нарушает все церковные каноны. Архитектура и роспись принадлежат известному художнику Светлину Русеву, который является большим поклонником Николая Рериха, что очень проявилось при строительстве церкви. Алтарь и настенная роспись настолько не соответствовали представлениям болгар о православной вере, что некоторые даже призывали разрушить постройку. Позднее жители Рупите все-таки принесли в алтарь свои иконы, чтобы в церкови можно было проводить службы. Храм прозвали "масонским".
Интересно, что напротив образа Спасителя висит портрет самой Ванги, выполненный в технике "псевдоиконы", что тоже вызвало резкое неприятие священнослужителей, которые называют такие лики полуоккультными.
Ванга и Болгарская Церковь
Первоначально церковные власти отказались проводить обряд освящения церкови, т.к. она не соответствовала православным канонам и традициям. Узнав об этом, Ванга заплакала.
14 октября 1994 года митрополит Нафанаил освятил только алтарь. На это Болгарская Церковь пошла из-за того, что жители Рупите не признавая неосвященный храм, угрожали его разрушением. Именно митрополит Нафанаил, лично знавший Вангу много лет, всегда неохотно говорил о ней, обычно только так: "Надо молиться за ее душу..."
Сейчас в церкви в Рупите проходят службы, крестят детей, сотни людей приезжают издалека, чтобы поклонится и поставить свечи. Но сама Ванга никогда не была канонизирована.
15 лет прошло со дня смерти болгарской ясновидящей Ванги. Можно было бы не обращать внимания на ажиотаж вокруг этой даты в светских СМИ, но в прошедшей по НТВ передаче «Русские сенсации» Ванга показана в окружении духовенства, во время крестин. Более того, еще при жизни она на свои деньги пострила в Рупите, где жила, храм в честь святой Петки. Многие нецерковные люди сравнивают ее с блаженной Матроной Московской. В чем принципиальное отличие между ними и как относится к Ванге Болгарская Православная Церковь?
«Я все сделала, чтобы найти мужа: и к Матронушке ездила, и к Ксении Петербуржской, молитву Николаю Угоднику читала, и ленточки на дерево счастья привязывала, чтоб желание сбылось. Но пока в девках». Не секрет, что в обращении к народным святым немало язычества. И далеко не для всех обращение к ним становится дорогой к храму. Почему же святые не отказывают? Помогают не только спасать душу, но и купить квартиру, исцелиться от болезни, выйти замуж, несмотря на «дерево счастья»? Рассуждает иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии
30 миллиардов долларов тратят ежегодно россияне на колдунов и экстрасенсов, 2/3 женщин в нашей стране обращались к гадалкам. Действительно ли существует магическое воздействие, или это приемы шарлатанов и чем вредно обращение к магии, рассказывает иеромонах Иов (ГУМЕРОВ)
Дьявол, используя доверчивость человека к совпадениям, подстраивает ситуации таким образом, чтобы отдалить его от Бога, заставить поверить в приметы, в суеверия, во что угодно, но вне Бога. Почему взрослые люди боятся черных кошек, чем отличается суеверие от благочестивой традиции и что ждет тех, кто не верит в плохие приметы мы спросили у специалистов
Под видом семейного праздника неоязычники пытались устроить в центре города религиозное действие. Сама по себе организация торжеств во время Поста чувства верующих не оскорбляет, – отмечают представители Церкви.
Что было бы, если бы киевский князь Владимир не крестил Русь в самом конце X века? Ответ на этот вопрос ищут уже несколько столетий. Свою попытку реконструкции предлагает Андрей ЗАЙЦЕВ
Российский телезритель должен испытать ностальгию: на Российском телевидении опять выступают маги. Теперь место приснопамятного Кашпировского занял его израильский коллега Ури Геллер. Как будто и не было 20 лет активного воцерковления страны!
Каждый из нас как-то постился: кто-то на протяжение всего Рождественского поста, кто-то только последнюю неделю, некоторых должно быть не хватило и на это. Как не смущаться когда мы видим людей, которые постятся не так строго, как мы. Отвечает Протоиерей Федор БОРОДИН
Заповедь «возлюбить ближнего» порой кажется совершено невыполнимой. Ведь в мире столько людей, творящих беззаконие! Однако Господь заповедал любить всех. Как же стать по-настоящему любящим и милосердным? Практические и духовные советы дает духовник Московской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово, протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ
О чем мы просим Бога на молебне, из чего состоит это богослужение, почему можно подать записку «О здравии», но лучше присутствовать на молебне, рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН
Из паломничеств, например с могил святых, с горы Афон и т. д., люди любят привозить «земельку». Это тоже считается святыней? У такой «земельки» есть какое-то «практическое» значение, и вообще, в чем ее сокровенный смысл для человека?
Мне часто делали замечания, что я прикладываюсь неправильно, не так кланяюсь перед мощами, но как правильно, не объясняли. Сама я видела много вариантов: некоторые прикладываются троекратно, кто-то - только к ногам и голове. А в Страстную пятницу на Плащанице лежит Евангелие, рекомендуют прикладываться только к нему
От чудотворных и мироточивых икон я привозила маленькие репродукции с ваткой мира. Со временем миро подсыхает, помазываться уже не получается. Что делать с ваткой? И куда девать старую продукцию с религиозной символикой: например, журналы, календари, бумажные репродукции икон, бутылочки из-под святого масла и воды?
Известная жительница Болгарии Ванга сильно переживала раскол церкви, осуждала тех, кто вершил неправедные, противные Богу дела. Она мечтала о храме, который мог бы сплотить вокруг себя верующих. Двадцать лет она собирала деньги в специальной копилке, но говорила, что храм построит не она и не правители, а сам народ. И строительство началось, в 1991 году на средства, собранные провидицей.
Племянница Ванги рассказывала, как тётя радовалась, выбирая место и принимая участие в закладке фундамента. Однако фонд самой Ванги перенёс стройку на другое место. После завершения строительства, власти Церкви не стали освещать этот храм. Незрячие глаза провидицы разразились потоками слёз, местные селяне пригрозили всё сломать и церковникам пришлось уступить, в 1994 году был освящён алтарь с мощами Святого Хармлампия. Проводил обряд освещения митрополит Нафанаил. А в чём собственно было дело? Почему не освящали храм?
Всё это из-за того, что внешний вид храма не соответствует христианским канонам. Зодчие храма решили, что в наше время нет места средневековой архитектуре, они решили создать, по их выражению общечеловеческую церковь Европы. Получилось у них в результате странное здание белого цвета с плоской белой крышей.
Племянница Ванги говорит, что провидица представляла себе свою церковь совсем по-другому. Для придания церкви православного вида, прихожане принесли в ней иконы, украшающие и освещающие её помещения. Назван этот храм в честь Святой Петки, также звали и мать самой Ванги.
В оформлении храма большая роль отведена изображениям самой ясновидящей, и картинам из её жизни. Множество людей старались и вкладывали душу в оформление церкви. Среди них Светлин Русев, болгарский живописец, ни один месяц проработавший над портретом Ванги; Григор Паунов, создавший изумительные резные работы; Крум Дамянов — скульптор; множество каменщиков, плотников, маляров.
Паломникам нравится белый цвет храма, они его считают символом чистоты этого места, но вот наличие в нём портретов Ванги вызывает споры. Ведь принято считать, что даже тень того, на чьи деньги строился храм, не должна падать на него. Поэтому некоторые считают, что Ванга умерла из-за этого раньше своего срока.
Некоторые священнослужители относили Вангу к ведьмам, и даже имя её не произносили. Однако, прошло время, страсти улеглись. В наши дни в церковь Святой Петки любят приезжать туристы, здесь венчаются и крестят малышей. Родилась легенда, что окрещённый рядом с портретом Ванги младенец, проживёт счастливую и удачную жизнь. Ведь, не смотря на то, что Ванга не имела своих детей, она была крёстной матерью пяти с лишним тысяч девочек и мальчиков со всего мира.
Церковь признала Вангу ведьмой
Споры о том, кем была великая пророчица Ванга, после ее столетия не утихли. Часть ее поклонников добивается канонизации. А некоторые церковные иерархи напротив - считают ее ведьмой. Но, что интересно, даже они признают ее дар. Мне приходилось бывать в Болгарии, я разговаривал с родственниками и близкими знакомыми Ванги. Они рассказали, что Ванга регулярно ходила в церковь, причащалась и исповедывалась, отправляла пожертвования монастырям. Себя же называла "великой грешницей".
Время рассудит. Для меня ясно, что она была великой личностью, механизм ее дара до сих пор не разгадан учеными. Я выкладываю свою заметку про Вангу, которая вышла в "Жизни" в сентябре. Это полный вариант. Фото Ванги мне дала ее племянница Красимира. На цветном - Ванга в Роженском монастыре в 1992-м году. На черно-белом - Ванга на с родственниками у церкви в Рильском монастыре в 1970-м.
"Церковь объявила Вангу ведьмой
Болгарский митрополит Николай назвал великую пророчицу колдуньей, а ее дар – дьявольским.
43-летний Пловдивский митрополит Николай, один из авторитетнейших богословов, выпускник Московской духовной академии, в своем архипастырском послании верующим объявил всемирно известную пророчицу ведьмой.
Сделано это в ответ на обращения земляков Ванги и архиерейского наместника в Петриче Ангела Кочева в патриархию с просьбой канонизации Вангелии Пандевой-Гущеровой.
При жизни великой пророчицы болгарская церковь считала Вангу своим верным чадом. Она регулярно посещала монастыри, делала им крупные пожертвования, исповедывалась, причащалась. Даже храм, построенный Вангой в Рупите, который церковь сочла неканоническим по форме и росписям, все-таки был освящен при ее жизни, в 1994-м году.
Похоронили Вангу тоже по христиански – отпевали несколько священников, на могиле поставили крест. Почему же именно сейчас, спустя 16 лет после кончины церковь ведет массированную атаку на Вангу? Дело в том, что популярность пророчицы после смерти не растаяла, а растет, обрастая легендами. А в канун обещанного календарем майя в 2012-м году конца света почитание слепой вещуньи переходит в истерию. А фонд Ванги, созданный в Болгарии при ее жизни, превратился, по мнению церкви, в оккультную организацию.
Атака на Вангу началась в год ее столетия. Сначала в Софии была презентована книга иеромонаха Виссариона из Зографского монастыря на Афоне. Он назвал ее громко и резко: «Ванга – портрет современной ведьмы». В русском издании слово «ведьма» смягчили, заменив на более мягкое “колдунья”. Книгу, написанную как научное исследование, поначалу церковь аттестовала как частное мнение богослова.
Книга вызвала бурю – в Болгарии Вангу почитают, ее крестных детей там несколько сотен, а уж людей, исцеленных этой женщиной или тех, кому она помогла советом – десятки тысяч.
Мне приходилось бывыть в Болгарии, я встречался с родственниками, соседями и друзьями Ванги. На ее могилу в Рупите люди приходят, словно к святой – со своими молитвами и просьбами. Говорят, что они исполняются – почитатели Ванги ведут летопись посмертных чудес. Недавно национальное телевидение провело опрос, по результатам которого Ванга была названа в числе самых популярных личностей. Она – бренд Болгарии. И вдруг богослов с Афона объявил ее ведьмой! В патриархию посыпались возмущенные письма. Люди называли Вангу святой и просили канонизировать.
Митрополит
Церковь ответила твердо и жестко - устами митрополита Пловдивского Николая. Он считается близким к Болгарскому патриарху Максиму епископом, не случайно архипастырское послание владыки Николая по поводу Ванги помещено в разделе официальных документов патриархии. Оно стало уже не «пробным шаром», как книга Виссариона, а выстрелом из орудия крупного калибра. Вот выдержки из послания митрополита Николая:
«С сожалением должен сказать, что так называемый «феномен Ванги» становится более опасным и тревожным, потому что Ванга и ее адепты всегда действовали и продолжают действовать под прикрытием церкви. Ванга под видом благочестивой православной христианки возводила хулу на церковь, церковные каноны называла «телешоу»…Ни один пророк Божий не решился вызывать души умерших, это чистое колдовство, а Ванга делала это сотни раз на протяжении всей своей жизни.»
Митрополит Николай в своем послании обвинил Вангу в том, что «она обирала людей, брала деньги и подарки за свои услуги, вовлекала людей в свои оккультные действия, заставляя спать на сахаре». (Напомню, что Ванга просила каждого посетителя принести ей кусочек рафинада, который накануне полагалось подержать под подушкой - авт.)
Ванга, по заявлению митрополита, «не смирилась перед церковью и ее прелатами, ставя себя выше церкви». Митрополит, ссылаясь на Священное писание, сравнивает провидицу с язычниками и идолопоклонниками, которые не покаялись. Он заявляет, что «люди, считающие Вангу своим кумиром, упорствуют в своем заблуждении и отделяют себя от церкви».
Владыка Николай жестко ставит своей пастве ультиматум: «Или отказаться от Ванги, как от врага, или взять ее в пророки и святые, отказавшись от Церкви.»
Следующим шагом церкви в борьбе с феноменом и культом великой пророчицы может быть отлучение ее от церкви. Уж очень похожи послание митрополита Николая и труд иеромонаха Виссариона на богословское обоснование необходимости крайней меры.
Виссарион
Иеромонах Виссарион, который в юности до принятия сана сам увлекался оккультными учениями, исследовал феномен Ванги с дотошностью следователя Инквизиции. Кажется, если была бы возможность, он допросил бы с пристрастием и саму пророчицу. Но Вангу из гроба не поднимешь, с того света не вызовешь, и Виссарион воспользовался воспоминаниям близко знавших Вангу людей, документальными фильмами, записями интервью. Проанализировав слова и поступки провидицы, афонский богослов пришел к выводу, что дар пророчества у нее действительно был, но не от Бога.
Мне не было легко работать над этой темой, восемь месяцев копаться в этой отраве, - утверждает Виссарион. - Достаточно взглянуть на силы, с которыми общалась Ванга, чтобы понять, что они темные. Есть много свидетельств, что злые духи мучили Вангу. Они заставляли ее сметать паутину ночью, затем раздеваться и снова одеваться. Когда Ванга пыталась сопротивляться, столкнули ее с лестницы, сломав ногу. Ванга впадала в транс под влиянием духов, которые использовали ее тело как бездушную вещь, заставляли говорить чужим голосом. Поклонница Ванги Величка Ангелова описывает момент, когда та рычала, как собака, угрожала окружающим. На самом деле Ванга – несчастная женщина, мучимая злыми силами. По писанию, чародеям, которые занимались вызыванием мертвых, как Ванга, место не у Бога, а в адском огне.
Богослов Виссарион в деталях сравнил лечение, которое применяли святые отцы, с целительством Ванги.
У Ванги было много магических элементов. Страдающему неврозом Ванга советовала зарезать петуха, вынуть сердце и положить в бутылку с вином, потом съесть и запить вином. Старец Паисий говорил, что маги так лечат людей, одержимых бесами, и болезни которых произошли не в силу естественных факторов, а из-за темных сил. Из-за своей связи с бесами Ванга могла “помогать”, но душа исцеленных телесно людей оказывалась связанной с бесовским влиянием.
По мнению Виссариона, чтобы проявились плоды святости, необходим долгий период очищения, а у Ванги его совсем не было:
В юности, когда она она ослепла и начала предсказывать, перед ней по ее словам явился святитель Иоанн Златоуст, который сказал, что она станет первой гадалкой. Это трагикомический момент - Иоанн Златоуст всегда говорил о ворожеях, как о слугах лукавого. И Ванга, невежа в духовном отношении, то лживое бесовское видение приняла за чистую монету. А в 1941 году она начинает говорить чужим голосом, как одержимая бесом. Она получает предсказания от общения с демоническими силами. Они иногда говорят истину, но только для того, чтобы впоследствии обмануть тех, которые им доверяют. Именно поэтому мы не должны обращаться к ворожеям – даже если они и скажут что-то верное, все равно душа человека будет осквернена бесовским воздействием. Иоанн Златоуст советует нам быть очень осторожными, ненавидеть ворожей, которые называют себя христианками. Я доказал, что Ванга – колдунья, которая очень далека от святости.
В Петриче, где стоит дом Ванги, ее по-прежнему почитают как святую. В годовщину смерти на могиле Ванги в Рупите была отслужена панихида. Священник Ангел Кочев, выступивший с инициативой канонизации Ванги, считает, что высказал сердечное желание многих людей в Болгарии. В отличии от иеромонаха Виссариона, автора книги, низвергающей пророчицу в ад, Кочев близко знал Вангу лично, с 1972 года он регулярно проводил обряд елеосвящения в ее доме.
Ванга была мученицей, с большой радостью я бы согласился, чтобы она была канонизирована, потому что это не только мое личное желание, но и многих людей в Болгарии, - обозначил свою позицию отец Ангел. – Такое право предоставлено Святейшему Синоду нашей Церкви. Одно из условий канонизации святого – чудеса. Они совершались еще при жизни Ванги, она помогала даже безнадежно больным. Не воскрешение ли это, не чудо ли, когда возвращаешь к жизни человека? Так что, дай Бог, чтобы появились видимые знаки после ее смерти на ее могиле, куда за помощью приходят тысячи людей. Были скептики, которые говорили, что чудеса после смерти закончится, но они продолжаются.
Про то, что Ванга – колдунья, и ее дар не от Бога, разговоры вокруг шли всю ее жизнь, – рассказывала мне в Болгарии племянница Ванги Красимира Стоянова. – Они ранили тетю больше всего...
По словам родственников и близко знавших Вангу людей, она действительно часто говорила о голосах, которые диктовали ей пророчества. Провидица, похоже, была всего лишь рупором. Но чьим?
– Ванга была избрана Небом, – утверждает Красимира Стоянова. – Моя тетя была верующая и добродетельная, высоконравственная и скромная женщина. Она соблюдала все каноны православной веры, много молилась, с радостью посещала церкви и монастыри. И всегда и везде призывала людей к вере в Бога! Что касается служителей церкви, то по отношению к Ванге они применяли тогда двойные стандарты. Официально они ее не признавали, но священники, даже митрополиты, приезжали к моей тете и спрашивали о своих личных делах. И она всегда им говорила правду, даже нелицеприятную. Ругала за то, что их распри привели Болгарскую православную церковь к расколу. (Сейчас она вновь воссоединилась – авт.)
В домике Ванги в Рупите всюду висят иконы. На стене ее любимая – образ Святой Петки. В России ее называют Параскевой. Имя этой великомученицы носила мать Ванги. И церковь, которую построила Ванга на свои деньги, тоже освящена в честь Святой Петки. Этот храм был мечтой всей ее жизни.
– Осенью 1991 года Ванга начала строить церковь на свои средства, – вспоминает Красимира Стоянова. – Она выбрала место, заложила фундамент. Но люди из Фонда Ванги, которые тогда увивались вокруг моей тети, велели перенести храм в другое место. Они построили сооружение, которое местные жители назвали «масонским храмом». Земляки не разрушили его только из уважения к Ванге – они принесли туда свои иконы, чтобы хоть что‐то было по канонам. Я расцениваю этот храм как насмешку над мечтой тети Ванги. Она желала построить для людей церковь, но настоящую...
Митрополит Неврокопский Нафанаил, близко знавший Вангу (именно он освятил алтарь в построенной в Рупите церкви), незадолго до ее смерти приезжал в дом к Ванге. Он тихо вошел в комнату к больной с мощевиком, в котором была частица Креста Господня. Вокруг было много людей, слепая Ванга вдруг заговорила низким хриплым голосом: “Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол это! Он держит это в руках! Это мешает мне говорить! Из-за этого я ничего не вижу!" Владыка уехал, не сказав в адрес Ванги ни одного худого слова. И сейчас в ответ на распросы о ней отвечает:
Молитесь за ее душу!
97-летний патриарх Болгарской православной церкви Максим воздерживается от участия в богословских спорах о Ванге. Его позиция мудра: "Время рассудит!"