Самодельный наждак своими руками. Самодельный наждак своими руками Наждак из электродвигателя своими руками
В любом хозяйстве пригодится такой инструмент, как наждак. Точить ножи, ножницы и другие режущие предметы нужно периодически. А каждый раз к мастеру не пойдешь. Вот и возникает у многих вопрос о том, как сделать наждак своими руками. Конечно же, его можно купить в магазине. Но стоит он довольно дорого. И не каждый решится на его покупку. Сделанный из подручных материалов наждак и деньги сэкономит, и будет работать не хуже заводского.
Принцип работы
Изготавливается наждак своими руками из стиральной машины и других бытовых приборов. Точнее, из их двигателей. Именно он будет запускать устройство. К двигателю монтируют вал, к которому подбираются насадки. Насадки можно заточить на токарном станке. Установленный наждачный круг надежно фиксируется. Двигатель, подключенный к электрической сети, вращает вал, который передает вращение на наждачный круг.
Выбор электродвигателя
Чаще всего в качестве силового элемента изготавливается наждак из двигателя стиральной машины. Своими руками собранное устройство не требует новых приборов. Достаточно машинок старого образца (к примеру, «Вятка», «Сибирь», «Волга» и так далее). Приборы тех времен оснащались долговечными двигателями высокого качества. От той же машинки пригодится также выключатель, который обладает ручным пускателем.
Лучше всего для устройства выбирать двигатель, обороты которого находятся в интервале от 1 до 1,5 тысяч об/мин. Категорически запрещается использовать мотор, скорость вращения которого превосходит значение 3 тысячи об/мин. В противном случае наждачный круг может не выдержать и сломаться. Высокие обороты подходят для полировки поверхности, но не ее заточки. Поэтому если двигатель обладает повышенной скоростью, необходимо использовать прочный камень.
Мощность двигателя должна находиться в пределах 100-200 Вт. Этого будет достаточно, чтобы сделать самодельный наждак своими руками. Но данное значение может быть увеличено в 2 раза (и составлять 400 Вт).
Такие показатели берутся неспроста. Дело в том, что характеристика двигателей стиральной машины схожа аналогичным свойствам наждака, изготовленного в заводских условиях. Но могут быть использованы и другие приборы с такой же мощностью и частотой вращения. Мотор может быть однофазный или трехфазный.
Используемый электродвигатель подключается к электрической сети через конденсатор.
Подготовка фланца
Наждак, своими руками изготовленный, предусматривает соединение электродвигателя с каменным кругом посредством фланца. Его необходимо выточить из металла. С этой целью обычно обращаются к специалисту (к токарю). Понадобится знать параметры устройства, диаметр внутреннего отверстия наждачного круга, диметр вала.
Фланец крепится на вал с помощью гайки, болта и шайбы. Их также нужно подготовить. Резьба на гайке и фланце должна быть с учетом направления движения вала, идущего от электродвигателя. Если планируется вращение камня по ходу часовой стрелки, то резьбу необходимо нарезать в левую сторону. При вращении вала против часового хода резьба, соответственно, должна быть правосторонней. Это необходимо для соблюдения техники безопасности. Дело в том, что при таком направлении резьбы гайка под действием вибрации во время работы будет закручиваться, не позволяя кругу сорваться. Если резьба будет в другую сторону, гайка будет раскручиваться. Если она открутится полностью, наждачный круг слетит. А это опасно.
Токаря найти не всегда удается. Поэтому выточить фланец не всегда можно. В таком случае можно прибегнуть к альтернативному решению. В подобной ситуации самодельный наждак своими руками изготавливается с применением труб подходящего диаметра. Если между втулкой и валом остается зазор, его устраняют тканевой изолентой. При большом зазоре можно одну втулку надеть на другую.
Направление движения наждака
Перед тем как собирать наждак для заточки ножей своими руками, важно разобраться с направлением движения ротора. При использовании двигателя от стиральной машины направление вращения меняется. Двигатель асинхронный. А это значит, что нет никаких препятствий для изменения направления вращения ротора. Поэтому достаточно просто поменять концы обмотки местами.
Для начала необходимо определить, какая обмотка предназначена для запуска двигателя, а какая для основной работы. Для этого понадобится тестер, который поможет измерить сопротивление. В первом случае значение должно достигать 30 Ом. Сопротивление в рабочей обмотке гораздо ниже и составляет 12 Ом.
Обмотка, отвечающая за рабочий процесс, подключается к электрической сети. Пусковая обмотка соединяется одной стороной с катушкой. Со второй стороны подсоединяется на непродолжительный период к выводу обмотки. Для этого используется реле. Двигатель запускается.
Таким нехитрым образом, поменяв между собой концы обмотки, необходимой для запуска мотора, изменяется направление движения ротора. Можно обойтись даже без реле. В таком случае необходимо вручную покрутить наждачный круг в нужную сторону.
Установка устройства
Наждак, своими руками сделанный, после полной сборки необходимо установить на неподвижную опору (верстак). Делается это с помощью болтов. Облегчить задачу поможет кронштейн, который имеется в той же стиральной машине. В горизонтальном положении устройство держится за счет угла. Для устранения вибрации на уголок надевается резиновая окантовка. Ее можно вырезать из обычного резинового шланга.
Техника безопасности при работе на станке
Наждак (своими руками он выполнен или приобретен в магазине - не суть важно) может нанести вред здоровью человека или окружающим материальным ценностям. Поэтому работать на наждаке необходимо с соблюдением техники безопасности. Во время работы необходимо надевать защитные пластиковые очки.
Из листа металла с толщиной 2-2,5 мм изготавливается защитный кожух. Он предотвратит разлетание обломков при повреждении круга, стружки и других мелких частиц. Под станком укладывают металлический лист, который будет служить защитой от летящих искр.
Во время работы наждачный круг подвергается сильной вибрации, на него действуют инерционные силы. Поэтому бывают случаи, когда диски просто разламываются и разлетаются. Перед началом работы необходимо проверить круг на отсутствие трещин, убедиться в его правильной установке.
Заключение
Наждак, своими руками выполненный из подручных материалов, станет хорошей альтернативой заводским станкам. Это позволит реализовать себя как мастера и сбережет денежные средства. В условиях сложной финансовой ситуации для многих семей даже экономия в 2 тысячи рублей (а именно столько в среднем стоит наждак в магазине) будет значимой. Кроме того, если не считать внешний вид, то заводской станок ничем не будет отличаться от изготовленного самостоятельно.
Как сделать наждак (заточной станок)? Таким вопросом задаются многие начинающие мастера, которым надоело всё точить на коленке, с помощью напильника или углошлифовальной машинки. Можно конечно же купить готовый наждачный станочек, но качество многих недорогих азиатских изделий оставляет желать лучшего, а стоящие изделия от авторитетных европейских или американских фирм, которые к тому же имеют приличную мощность и габариты, стоят довольно дорого. В этой статье мы рассмотрим из чего и как изготовить недорогой наждачный станок, который будет отличного качества и будет радовать мастера долгие годы. Причём будут описаны два варианта изготовления. Для начала следует определиться с диаметром абразивного круга, ведь чем больше диаметр, вес и толщина круга, тем мощнее потребуется электро-двигатель. И если вам часто приходится работать с мелочёвкой, то и у будущего станочка могут быть весьма скромные габариты и мощность. К нему подойдёт самый распространённый двигатель от советской стиральной машины.
Если же вы работаете с крупными изделиями, например часто приходится обтачивать профильные или обычные трубы, арматуру и др., то и станок должен быть мощным и большим. Как я уже говорил, в этой статье будут описаны два варианта изготовления наждака, один более простой, а второй более сложный.
Так вот, если вы хотите в свою мастерскую большой и мощный наждак для обработки крупных деталей, то вам предпочтительнее выбрать второй вариант изготовления (который будет описан ниже). Если же вам нужен наждачок для обработки мелочёвки, тогда советую выбрать первый, более простой вариант изготовления.
Как сделать наждак — более простой вариант.
Для начала опишем более простой вариант, при котором абразивный круг (или круги) будут закрепляться непосредственно на валу двигателя. Для начала следует изготовить основание, на котором будет закрепляться сам двигатель. Основание можно изготовить даже из дерева, но всё же лучше из металла.
Двигатель конечно же лучше поискать на 220 вольт, но если не найдёте, то можно подключить и на 380. Подробно как подключить мотор и на 220 и на 380 вольт к обычной бытовой сети, я написал вот в . Если купите мотор с оборотами на 3000/мин., то изготовление втулки, которая будет описана ниже, должно быть очень точным, чтобы исключить вибрацию. Такой оборотистый мотор следует использовать, если вы хотите полировать детали для (я такой изготовил специально для полировки — он показан на фото слева).
А для обработки деталей абразивными камнями, достаточно будет двигателя на 1500 — 2000 об/мин. Если у вас двигатель имеет площадку внизу с четырьмя отверстиями, то здесь всё просто, мотор ложится на основание, будущие отверстия отмечаются карандашом или маркером и затем сверлятся. Остаётся закрепить мотор к основанию с помощью четырёх болтов, а само основание можно крепить где угодно (даже в тиски, как я креплю на фото выше), с столу или верстаку, с помощью струбцин или барашковых болтов.
И такой наждак будет мобильным (переносным). Только при креплении мотора к основанию, следует учесть диаметр абразивного круга, то есть закрепить двигатель на такой высоте, чтобы круг не задевал за основание.
1 — вал якоря, 2 — подшипник мотора, 3 — корпус мотора, 4 и 5 — кожух, 6 — трубка, 7 — втулка, 8 — абразивный круг, 9 — шпонка.
После закрепления двигателя к основанию, теперь основная задача стоит как закрепить камень (абразивный круг) на валу двигателя. Ведь наружный диаметр вала якоря в 99 случаях из ста имеет диаметр, который меньше, чем посадочный диаметр у абразивного круга. Значит следует заказать токарю переходную втулку 7, которая изображена на рисунке слева.
Втулка должна плотно надеться на вал двигателя (с лёгким постукиванием молотка), а абразивный круг должен плотно надеться на втулку. Многие вместо втулки используют обрезки трубы, а на них наматывают изоленту, бумагу ит.п. Делать это не советую, так как даже если вам и удастся посадить круг на кусок трубки плотно, всё равно в процессе работы со временем возникнет дисбаланс и вибрация.
И если вы хотите собрать станочек и забыть про проблемы с дисбалансом, то не пожалейте немного денег на токарные работы (чтобы выточить втулку с плотной посадкой). На валу электродвигателя следует нарезать наружную резьбу под гайку (с мелким шагом), причём резьба должна быть правая или левая, в зависимости от вращения камня (чтобы под нагрузкой и проворачиванием камня, гайка закручивалась, а не откручивалась).
Ну и последней операцией будет изготовление столика, на который будет укладываться деталь при обтачивании. Столик можно изготовить из куска обычного уголка, и сделать так, чтобы при износе камня, столик можно было сдвигать к камню, для обеспечения зазора в 1-1,5 мм (между столиком и абразивным кругом).
Если вы рассчитываете на кратковременную работу наждака, то с другой стороны вала двигателя можно снять крыльчатку вентилятора и закрепить камень с более мелким абразивом, или сверлильный патрон (как на моём наждаке показанном на фото выше). Тогда возможности станка станут больше, можно будет в патрон закрепить например проволочный (зачистной) круг или полировальный круг небольшого диаметра, да и вообще быстро установить любую насадку.
Сделать наждак, как на фото слева сложнее, чем первый вариант описанный выше, но зато мощность двигателя и размеры могут быть любыми, а обороты можно будет в любой момент изменить переброской ремня на другой шкив. Да и двигатель при желании можно будет менять.
Но для такого станка потребуется больше вложений и больше инструмента. Потребуется и болгарка, так как придётся изготовить каркас из металлического уголка (или из профильной трубы).
Каркас (стол) такой как на фото слева, нужен для того, что при этом варианте мотор расположен отдельно в низу, а вращение валу (с двумя абразивными или полировальными кругами), закреплённому сверху, передаётся через ременную передачу.
Высота каркаса зависит от длины ремней и вашего роста, а ширина зависит от размеров мотора и длины вала, установленного на подшипниковые опоры.
Посередине на вал нужно будет напрессовать шкив, как показано на фото слева, но лучше напрессовать ступенчатый шкив, показанный на фото ниже, и сколько ступеней (дорожек) будет, столько и скоростей будет у вашего наждака.
Шкивы (две штуки — один для вала а другой для двигателя) или покупаются на барахолке, или заказывается токарю. Разумеется внутренний диаметр шкивов должен быть таким, чтобы они плотно напрессовались на вал двигателя и на вал для наждачных кругов.
Вал для кругов посередине (в месте посадки шкивов) должен быть на несколько мм толще (и с шпонкой), чем по краям, так будет легче монтировать шкивы. Все диаметры вала могут быть разными и зависят от диаметра подшипников и шкивов, а длина вала зависит от ширины каркаса (стола).
После сварки каркаса (в форме параллелограмма, как на фото выше), сверху привариваются две профильные трубы, уголок или пластина из листового металла, с отверстиями под отверстия опор (или два уголка), на которые будут крепится подшипниковые опоры вала.
Но сначала надеваем ремень, а после этого крепим опоры на трубы. По длине ремня можно будет видеть, на каком расстоянии приваривать крепление двигателя (площадку). Площадка для двигателя должна иметь овальные отверстия для крепления мотора, чтобы можно было немного смещать мотор вниз, для натяжки ремня.
А вообще способов натяжки ремня несколько, например мотор крепится на площадке, которая закрепляется на навесах (типа дверных), и с помощью упорной резьбовой шпильки двигатель смещается вниз и ремень натягивается. Но лучше сделать эксцентриковый механизм натяжки ремня, так можно будет быстрее перекидывать ремень по шкивам, чтобы изменить скорость вращения вала.
Какой вариант выбрать, каждый мастер выбирает исходя из условий и возможностей (или из того хлама, что валяется в гараже). После монтажа вала и двигателя, можно закрыть каркас металлическим ипластинами и заняться установкой абразивных камней на концы вала. Здесь тоже как и в первом варианте можно установить два камня, а можно с одной стороны сделать более длинный вал с дополнительной резьбой или конусом (зависит от патрона) и после камня установить ещё и сверлильный патрон.
В патрон можно будет зажимать различные насадки. Остаётся сделать опорные столики (пример можно посмотреть в статье про гриндер — ссылка выше) ну и не забываем про безопасность — не помешает изготовить из листовой стали защитные кожухи и закрыть ими с обратной стороны абразивные круги. Ну ещё сделать кожухи для сбора стружки (абразива) как на фото чуть выше и также закрыть кожухом и приводные шкивы.
Ну и не помешает закрепить небольшую ёмкость для охлаждающей жидкости (воды) для охлаждения обтачиваемой детали, или инструмента. Пример подобного самодельного заточного станка показан в видеоролике чуть ниже. Советую посмотреть, ведь как говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Есть и другие конструкции станков, но надеюсь эти пару вариантов, как сделать наждак, описанные в этой статье, пригодятся начинающим мастерам и помогут им изготовить станок своими руками, который будет даже лучше заводского, успехов всем.
Наждак из двигателя от стиральной машины пригодится в домашнем хозяйстве не только для создания каких-либо поделок, но и для таких обыденных дел, как заточка кухонных ножей, ножниц и других похожих инструментов. Изготовление наждака своими руками является хорошей альтернативой подобным приспособлениям, которые продаются на строительных рынках или в различных специализированных магазинах, так как цена на промышленные наждаки многим не по карману. Поэтому можно попытаться сделать такой инструмент для своей домашней мастерской самостоятельно, что обойдется гораздо дешевле, чем покупное устройство (но только в том случае, если в наличии имеется рабочий двигатель от старой стиральной машинки).
Рисунок 1. Наждак можно изготовить из двигателя ненужной стиральной машины.
Для чего пригодится наждак?
Основные сферы использования этого мини-станка следующие:
Устройство наждака из двигателя стиральной машины: 1 – вал электродвигателя, 2 – подшипник, 3 -корпус электродвигателя, 4 -крышка, 5 -кожух, 6 -распорная втулка, 7 – втулка, 8 – наждачный круг, 9 – шпонка, 10 – болт, 11 – гровер, 12 – плоская шайба.
- Заточка сверла для дрели или небольшого сверлильного агрегата. При длительной работе этот инструмент сильно греется и затупляется, поэтому надо восстановить его режущую кромку. При работе на больших оборотах сверло часто ломается, поэтому, чтобы его не потерять, требуется переточка этого изделия для дальнейшей эксплуатации.
- Заточка затупившегося кухонного ножа. При обработке продуктов он часто теряет свои режущие способности. Поэтому для их восстановления его нужно заново заточить. Это же касается и обыкновенных ножниц.
- Для шлифовки или полировки какой-либо детали можно использовать наждаки из двигателя от стиральной машины. Для этого можно просто заменить шлифовальный кружок на полировочный круг того же диаметра.
Для этих целей можно приобрести в магазине и промышленный образец подобного станка. Эти аппараты различаются своими возможностями: от простого заточного устройства для очинки затупившихся ножей до мощных агрегатов для снятия большого слоя металла. Для домашней мастерской лучше всего подойдет двухсторонний наждак на электрической тяге, который имеет с одной стороны черновой, а с другой – чистовой шлифовальные кружки. Они закрыты кожухами для предупреждения травмы при разрушении круга на работающем двигателе. При выборе надо постараться купить такой станок, который имеет регулируемый упор для затачиваемого инструмента. Хорошо, если у такого агрегата можно будет регулировать обороты. Это нужно для исключения подгорания металлических деталей. Рядом с таким станком надо укрепить ванночку с холодной водой, чтобы во время заточки периодически охлаждать обрабатываемую кромку инструмента или поверхность шлифуемой детали.
Как сделать наждак своими руками?
Для начала надо подобрать и снять рабочий двигатель от старой стиральной машины. Можно воспользоваться и стартерным электродвигателем от легковых автомобилей.
Хорошо подходят для создания самодельного наждака движки от стиральных машин старого типа, например, «Вятка», «Рига», «Сибирь» и т. д. На них установлены сравнительно мощные электрические двигатели в 180-350 Вт, которые к тому же имеют реверс. Запуск подобного электродвигателя осуществляется при помощи выключателей с пускателем.
Хотя на первый взгляд вся система самодельного наждака выглядит довольно просто, компоновка станка может доставить некоторые сложности.
Основной вопрос при создании такого агрегата: как насадить на валик двигателя шлифовальный круг? У многих типов электродвигателей от стиральных машин на валу нет никакой резьбы, а калибр его не совпадает с диаметром внутреннего отверстия круга.
Для того чтобы устранить эти несоответствия, на токарном станке делается специальная переходная деталь, которая имеет с одной стороны отверстие для насадки на вал двигателя, а с другой – фланец и цилиндрическую часть с резьбой, диаметр которой соответствует внутреннему отверстию шлифовального круга.
Электродвигатели от стиральных машин для самодельных наждаков обычно асинхронные. Для станка подходят экземпляры, которые имеют от тысячи до полутора тысяч оборотов в минуту. Если в наличии электродвигатель на 3 тыс. об./мин, то для прямой установки на его вал шлифовальный камень и переходник должны иметь высокую прочность. Можно использовать (если есть возможность) промежуточный вал и ременную передачу, чтобы убавить обороты, но это вызовет дополнительные расходы и усложнит конструкцию. Высокооборотные двигатели лучше всего подходят для полировочных работ.
Приемлемая мощность электродвигателей для самодельного наждака лежит в пределах от 200 до 400 Вт. Для домашнего заточного станка вполне хватает стандартного двигателя в 180 Вт от старой советской стиральной машинки. Количество его оборотов практически находится в пределах 1350-1370 об./мин, что вполне подходит для самодельного наждака. Эти двигатели обычно однофазные и имеют конденсаторный запуск. Можно применить и трехфазные экземпляры, их подключают к стандартной сети в 220 В через конденсатор. Если человек не знает, как это сделать, то можно обратиться за консультацией к специалисту.
Как выточить переходник и другие детали?
Переходное устройство с фланцем вытачивают на токарном станке. Для этого нужно составить его эскиз и указать на нем размеры диаметра вала электродвигателя и внутреннего отверстия на шлифовальном камне. В качестве материала для переходника лучше всего использовать инструментальную сталь.
Фланец можно выточить прямо на переходнике, а можно сделать его отдельно. При раздельном исполнении он насаживается на вал и фиксируется при помощи болта и гайки с левой резьбой. На этих деталях должна быть нарезана резьба, направление которой зависит от того, в какую сторону вращается вал двигателя. Если это происходит по ходу часов, то резьбовое соединение должно быть левосторонним, а если наоборот – то правосторонним.
Если все учтено правильно, то при работе наждака гайка будет самопроизвольно закручиваться и прочно удерживать камень на своем месте. В противном случае он слетит и может нанести работающему человеку серьезную травму.
Если для втулок переходника нет подходящего цилиндрического материала, то можно использовать для их изготовления куски толстостенных труб, а зазоры между валом двигателя и втулкой заполнить изоляционной лентой из ткани. Но такая конструкция не всегда обеспечивает нужную безопасность при работе, так как могут появиться биения.
Если взять трубу с внешним диаметром в 3,2 см, то круг наденется на нее без всякой подмотки с натягом.
Можно собрать нужную конструкцию, применив несколько втулок подходящих размеров. Но они должны плотно вставляться друг в друга. При этом обязательны такие детали, как гайка и болт. Для установки этого винта в валу двигателя делают отверстие глубиной 30-40 мм, а затем, зажав валик в тисках, нарезают метчиком резьбу для болта.
Гайку с левосторонней резьбой можно выточить на том же токарном станке или подобрать нужную, сняв эту деталь с другого станка.
Что делать после изготовления нужных деталей?
После того как готовы все нужные компоненты, приступают к сборке наждака. На вал надевают переходник, шлифовальный круг, фланец, накручивают гайку и фиксируют все это болтом. Внешний вид такого самодельного наждака приведен на рис 1. Для подключения к сети могут понадобиться длинный двухжильный провод и электрическая вилка.
Если направление вращения вала двигателя нужно поменять, то это делают переключением соответствующих обмоток асинхронного двигателя от стиральной машины. При необходимости для осуществления этого можно обратиться к знакомому электрику.
Если двигатель имеет 4 конца, то сделать это будет совсем просто: достаточно определить тестером обмотки и поменять на одной из них концы.
При работе на этом приспособлении надо соблюдать технику безопасности и надевать защитные очки и т. д.
Материалы и инструменты для изготовления наждака своими руками:
- Шлифовальный и полировальный круги.
- Электродвигатель от старой машинки для стирки.
- Цилиндрический стержень из инструментальной стали.
- Листовой кругляк для фланца и гайки (металл).
- Болт.
- Токарный станок.
- Электрический кабель и вилка.
- Тиски.
- Метчик.
- Штангенциркуль.
- Бумага и карандаш.
Изготовить наждачное приспособление для домашних работ довольно просто. Главное – учитывать все вышеприведенные рекомендации. Самодельный станок настолько прост, что начинает работать сразу. Затачивать сверла, ножи и ножницы можно будет в любое время.
Наждак своими руками можно изготовить из двигателя обычной стиральной машины, дрели, либо болгарки. Чертежи сборки заточного станка и подробные видеоинструкции по монтажу точила.
Есть несколько электрических инструментов, которые постоянно нужны в доме. Одним из таких можно назвать заточной станок или наждак. Агрегат пригодится не только для чисто мужских потребностей, как-то: заточить сверло, удалить заусенцы или снять фаску, но во многом выполняет повседневные задачи. Здесь и заточка ножей, и приведение в порядок садового инструмента. Самое простое, но не самое дешевое – купить готовый станок. Есть и другой вариант – это изготовить наждак своими руками. Для этого совсем не нужно покупать дорогие детали или обладать инженерными навыками.
Преимущества того, чтобы соорудить самодельный наждак своими руками, очевидны: конструкция будет разработана под себя, материалами здесь могут служить стальные обрезки, которые вечно мешаются под ногами, двигатель можно взять от старой стиралки – в общем, при минимальных финансовых и физических затратах реально получить отличную вещь.
Чем хороши советские стиральные машины – они были оборудованы надежными электрическими двигателями. Еще один плюс применения таких моторов для точила заключается в небольших мощности и оборотах вала, а это важно для точильного круга наждака, который на больших оборотах может просто расколоться при контакте с обрабатываемым инструментом. Хороший вес и питание от сети 220 В тоже удобны: в первом случае наждак будет устойчив без применения дополнительных обвесов, второй показатель избавляет мастера от необходимости собирать пусковой узел для наждака: его попросту можно взять от стиралки.
Наждаки из двигателя от стиральной машины ничем не уступают заводским моделям. И если в случае с китайской техникой можно еще сомневаться в длительности службы изделия, то самодельная конструкция, где каждая деталь прошла через свои руки, действительно будет незаменимым помощником долгие годы.
Что потребуется
Для изготовления наждака своими руками потребуется определенный инструментарий и материалы. Самая простая конструкция исключает необходимость применения сварочных и токарных работ, что позволяет изготовить ее практически любому человеку. Набор необходимого инструмента:
Набор необходимого материала и оборудования:
- модель советского электродвигателя от стиральной машины с конденсаторами;
- тумблер на нагрузку до 1.0 кВт;
- шнур с розеткой длиной 2 метра;
- маленький точильный камень с диаметром посадочного отверстия 32 мм;
- плита ДСП размером 0.5х0.5 метра и толщиной 0.02 метра;
- фанера многослойная размером 0.15х0.15 метра и толщиной 0.01 метра;
- брус размером 60х60 мм и высотой 0.2 метра;
- саморезы по дереву на 50 и 20 мм с прессшайбой;
- оцинкованная жесть размером 0.5х0.5 метра и толщиной 1 мм;
- резиновые пробки от антибиотиков в количестве 4 шт.
Не стоит брать электродвигатель от стиральной машины-автомата, если он высокооборотистый. Обороты наждака не должны превышать 1500 в минуту, иначе работать на таком станке будет опасно.
Какой двигатель выбрать
Как упоминалось выше, параметры мотора стиральной машины должны соответствовать определенным критериям. Брать первый попавшийся двигатель и выстраивать под него конструкцию наждака не очень практично, если в итоге окажется, что на таком станке невозможно будет работать. Поэтому умельцы, имеющие практический опыт, рекомендуют исходить из следующих моментов при выборе двигателя для изготовления наждака своими руками:
- самые распространенные модели среди советских двигателей, которые используют для изготовления наждака, – это моторы таких стиралок, как «Малютка», «Сибирь», «Волга» или «Вятка»;
- рекомендуемый предел вращения вала двигателя – 1500 оборотов в минуту;
- мощность желательно брать не ниже 100 Ватт и не выше 1000 Вт, наиболее известные моторы имеют мощность в пределах 400 Ватт;
- если на двигателе имеются опорные лапы с отверстиями для крепежа, это только приветствуется;
- двигатель будущего наждака должен быть рассчитан на напряжение 220 Вольт.
Во время демонтажа двигателя со стиральной машины важно снять вместе с ним всю пусковую схему, чтобы отдельно не подбирать и не покупать конденсаторы для наждака. Если двигатель не имеет опорных лап, это не помешает установить его в конструкцию. Здесь важно, чтобы у него были шпильки, посредством которых стягивается корпус агрегата: при помощи крепления его за эти шпильки мотор и будет установлен на наждак.
Как и из чего сделать элементы защиты
Защитный кожух в наждаке – предельно важный элемент конструкции. Он служит предохранителем от возможных травм при разрушении точильного камня, а также предотвращает попадание искр в глаза и на близлежащие предметы. Также, если брать двигатели от стиральных машин, то в некоторых из них обмотка статора может быть открытой и ее нужно защищать от попадания абразива и других посторонних частиц. Герметизировать корпус двигателя нельзя, так как это нарушает режим охлаждения агрегата и он может выйти из строя. В таком случае защитный кожух тоже играет немаловажную роль, одновременно защищая двигатель наждака.
Самый удобный способ сделать защитный кожух своими руками – изготовить его из оцинкованной стали. Не обязательно делать его круглым, повторяя контуры рабочего заточного круга, проще сделать его в виде усеченного конуса, где верхняя часть по размерам слегка превышает диаметр камня. Прикрепить такой кожух проще всего не к двигателю, а непосредственно к опоре наждака, на которой установлен мотор.
Кожух по правилам должен закрывать рабочий инструмент со всех сторон, оставляя открытым лишь небольшое окно в рабочей зоне, а именно часть торца и боковых плоскостей круга наждака.
Этапы сборки наждака своими руками
Пошаговая сборка электрического наждака своими руками. Крепление двигателя к основанию станка:
- Основание станка – это плита ДСП 50х50 см. В ее среднюю часть укладывают двигатель и габариты двигателя очерчивают карандашом, чтобы примерно знать, где он будет установлен.
- У двигателя, как правило, имеется четыре шпильки или длинных винта, которыми стянут его корпус. Две соседние шпильки и будут теми точками, куда будут прикручены опорные скобы.
- Опорные скобы наждака в виде буквы «П» изготавливают из двух отрезков оцинкованной стали шириной 5 см и длиной такой, чтобы расстояние между ножками было равно расстоянию между шляпкой и гайкой винта, а высота ножек примерно равна 6 см. В ножках каждой скобы сверлят отверстия под винт, в длинной части скобы – два отверстия под саморезы.
- Раскручивают два соседних винта, надевают на лепестки крышек корпуса скобы и вновь ставят винты на место.
- Скобы поворачивают так, чтобы их длинные стороны лежали друг с другом в одной плоскости, и затягивают винты.
- Двигатель устанавливают в ранее очерченное место на скобы и прикручивают их саморезами к плите наждака.
Крепление пусковой схемы и тумблера к основанию:
- Берут литровую пластиковую емкость с крышкой из-под акриловой краски (или подобную) и крышку прикручивают рядом с двигателем так, чтобы в нее можно было вставить емкость, перевернув последнюю вверх дном.
- На бортике ведра делают пропил под провода, а на дне ведра устанавливают тумблер рычагом переключателя наружу.
- На крышку термоклеем приклеивают все конденсаторы, соединяют их пайкой с тумблером и шнуром питания.
- Ведро надевают и защелкивают на крышке, предварительно вставляя провода в заранее сделанную прорезь.
Изготовление фланца для крепления заточного камня:
- Из фанеры электролобзиком выпиливают два кружка диаметром 60 мм и один кружок диаметром 32 мм.
- В середине каждого круга сверлят отверстие диаметром, равным диаметру рабочего вала двигателя.
- Два кружка разного диаметра совмещают отверстиями и соединяют между собой при помощи клея и двух саморезов.
- В полученной детали, в торце более крупного кружка, сверлят сквозное отверстие диаметром 3 мм к центру и в это отверстие вкручивают саморез (стопорный) так, чтобы он был виден в центральном отверстии.
- Вдоль вала двигателя с одной стороны снимают 2 мм стали для того, чтобы упершийся в это место стопорный саморез не давал прокручиваться фланцу.
- Фланец надевают на вал двигателя и фиксируют саморезом.
- На фланец надевают камень и стягивают его саморезами через деревянный кружок.
Изготовление защитного кожуха:
- Защитный кожух состоит из двух частей, обе из которых представляют усеченные конусы. Расстояние между ними должно быть на 2.5 см шире, чем толщина заточного круга.
- Боковые части и торец кожуха изготавливают из оцинкованной стали и соединяют между собой при помощи пайки мощным паяльником.
- В одном месте торца болгаркой вырезают окошко под рабочую зону, на боковой стороне делают вертикальную прорезь шириной, равной диаметру вала двигателя, чтобы кожух можно было надеть сверху.
- Кожух крепят к ДСП наждака при помощи саморезов.
Электронаждак из УШМ
Угловая шлифовальная машинка не очень подходит на роль базового двигателя для создания наждака своими руками. Это обусловлено высокими оборотами ее рабочего вала. Такой инструмент будет опасным в эксплуатации и подойдет в основном для несложных операций заточки, например, чтобы заточить лезвие кухонного ножа.
В качестве рабочих камней для этих целей желательно использовать легкие камни с небольшим диаметром. Фланец для крепления такого камня к болгарке лучше заказать у токаря: здесь очень важно, чтобы он был идеально сбалансирован на вале двигателя.
Перед тем как работать на таком станке, его следует хорошо закрепить хомутами к рабочему столу. Во время операции заточки важно использовать плотную одежду, которая надежно будет закрывать все части тела от возможных травм.
Самодельный наждак из дрели
Из обычной электрической дрели тоже можно сделать заточной станок. В этом случае лучше использовать дрель, где есть регулятор оборотов вала двигателя, тогда можно выставить вращение на безопасную скорость. Фланец для крепления камня желательно заказать у токаря и сделать его с хвостовиком, чтобы можно было крепить фланец непосредственно в патрон электрической дрели.
Удобно использовать такой станок, если в наличии имеются тиски – нужно просто аккуратно зажать в них дрель. Другой вариант – закрепить дрель на верстаке, чтобы патрон выглядывал за край стола. Такой самодельный наждак гораздо безопаснее, чем наждак из УШМ, и его очень просто изготовить своими руками.
Введение
Умелый человек способен многое сделать своими руками. Имея под рукой, казалось бы, никому не нужные вещи, которым самое место только на свалке, можно соорудить изделия, способные принести большую пользу мастеру-владельцу. Одно из таких изделий – самодельный электрический наждак, который можно соорудить, используя мотор от старой и ненужной стиральной машины. Это незаменимая
вещь в любом хозяйстве. Ведь даже не имея специальных инструментов, которые время от времени должны подвергаться заточке, каждый хозяин, или хозяйка непременно владеют несколькими кухонными ножами, наточить которые получится гораздо быстрее, удобнее и эффективнее с помощью электрического наждака, нежели пытаться это делать вручную.
Наглядное видео как сделать электрический наждак своими руками из старой стиральной машины
Изготовление самодельного электрического наждака
Алгоритм изготовления подразделяется на несколько процессов, некоторые из которых требуют довольно тщательного и аккуратного подхода, для того, чтобы в итоге получить инструмент, по своей функциональности не отличающийся от тех, что производят в заводских условиях, а затем продают в специализированных магазинах.
Выбор двигателя
В процессе эксплуатации многие из электроприборов выходят из строя, либо просто становятся неактуальными на фоне технического прогресса и меняются владельцами на более современные модели. К примеру, в последнее десятилетие многим устаревшим моделям стиральных машин пришли на смену современные машины-автоматы. И зачастую, вследствие ненадобности, использованные, старые машинки выбрасывают без всякого сожаления.
Однако некоторые хозяйственные обладатели старья, прежде чем отправить стиральную машину в утиль, извлекают оттуда деталь, которая в дальнейшем, может оказаться в хозяйстве очень полезной, если найти ей нужное применение. Речь идет о двигателе от стиральной машины. Почему для изготовления самодельного электрического наждака рекомендуется использовать именно мотор от стиральной машины?