Сценарий фестиваля конкурса русской пляски частушки. "праздник частушки" сценарий конкурсной программы
Собравшихся на вечер отдыха сотрудников можно развлечь конкурсной программой, которая заключается в выявлении из нескольких претендентов самого галантного мужчины, сумевшего набрать наибольшее количество очков в конкурсах. Жюри комплектуется из женщин. Кроме ведущего, в организации представления задействованы две «старушки-частушки» (это могут быть переодетые мужчины), которые не только исполняют свои нескончаемые частушки, но и помогают участникам выразительным кривляньем. Ведущий приветствует сотрудников, поздравляет женщин с праздником, а затем представляет участников конкурса и членов жюри. Появляются Старушки-частушки.
Ведущий.
Вот это да! Ни разу не слышал о таком колдовстве — чтобы человек не русским языком разговаривал, а частушками. А если, значит, вы злодея узнаете, то расколдуетесь?
Старушки-частушки кивают.
Ведущий.
А вы посмотрите хорошенько, среди наших мужчин его нет?
Старушки-частушки отрицательно мотают головами.
Ведущий.
Ну что ж, горю вашему помочь мы пока не можем, давайте хотя бы повеселимся в честь праздника и начнем наш конкурс для настоящих мужчин! Все вы, конечно же, говорите своим любимым ласковые слова, и каждый из вас знает их столько, что готов посоревноваться с соперниками. Задание, будет вам вот какое, называть по очереди ласковые слова для прекрасных дам. Тот, кто задержится с ответом более трех секунд, выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок. По окончании игры жюри присуждает победителю один балл.
Ведущий (вновь обращаясь к старушкам).
Бабушки-частушки, а вам ваши дедушки говорят ласковые слова?
Старушки-частушки отвечают все тем же способом — пением частушек.
1-я старушка.
Ой, пустите, дайте выйти,
Все, как есть, людям пропеть!
Мне, пока не слышат дети,
Надо высказать успеть!
Мой, бывало, приласкает
Так, что удивишься:
Дорогая, мол, не пей!
Ты уже двоишься!
2-я старушка.
Ну, а мой-то, лысый череп,
На артисток смотрит: «Ах!»
У меня размеры те же,
Разве что в других местах!
Ведущий.
Вот ведь как бывает! Ну, а мы продолжаем. Следующий конкурс покажет нам, много ли пользы от наших мужчин на кухне, когда жена просит помочь в приготовлении пищи.
Мужчинам по очереди завязывают глаза, и они должны на ощупь определить и назвать по пять предметов из числа предложенных (все предметы разложены перед ними на столе и накрыты скатертью для того, чтобы их не увидели заранее; нужно вынуть первый попавшийся предмет из-под скатерти и назвать его). Среди этих предметов — и кухонная утварь, и продукты: чеснокодавка, яйцерезка, скалка, шумовка, венчик, выемка для печенья, нож для мясорубки, консервный нож, воронка, картофелина, свекла, морковь, хрен, сыпучие продукты в закрытых баночках (надо открыть и определить): пшено, рис, гречка, сахар, соль, мука, сода, крахмал и т.д. Жюри начисляет баллы соответственно количеству правильных ответов.
Ведущий.
Бабушки дорогие, ну, а вы, наверное, тоже привлекаете своих дедушек к помощи по дому? Интересно, а что вы готовите им на обед? Картошка-то своя, с огорода?
1-я старушка.
Мы картошку удобряли
По четыре раза,
Ну, а ей все нипочем —
Выросла, зараза!
2-я старушка.
Я готовила по книжке,
А она закрылася…
Как теперь я угадаю,
Что за дрянь сварилася?!!
1-я старушка.
Карасей я второпях
Жарила немножко.
На тарелку положила —
Съели всю картошку!
2-я старушка.
Кошка слопала обед —
Я не разозлилася.
Заведу теперь другую,
Раз та отравилася!
Ведущий.
Вот тебе и раз. Что ж, с кем не бывает. А теперь, дорогие мужчины, мы посмотрим, как вы умеете подбирать своим дамам подарки.
Игра состоит в следующем: ведущий предлагает каждому из участников (по очереди) два подноса с разложенными на них веером записками. На одном из них — записки с названиями всевозможных подарков, на другом — со способами их применения. Игрок должен выбрать по одной записке с каждого подноса и объявить, что же он подарит своей даме и как она будет это использовать. Так как выбор случаен, получиться может любая чепуха. Жюри присуждает по одному очку за каждое «разумное» предложение (например, «подарю своей даме корыто — пусть стирает»), или, наоборот, за каждое наиболее остроумное заявление, что определяется смехом зрителей (например, «подарю корыто — пусть катается»). Вот как может выглядеть список «подарков», если они правильно состыкуются со своим значением:
Корыто — пусть стирает;
Цветы — пусть нюхает;
Нюхательный табак — пусть чихает;
Кастрюлю — пусть варит;
Конфеты — пусть ест;
Эпилятор — пусть мучается;
Велосипед — пусть катается;
Гвоздь — пусть прибьет;
Картину — пусть повесит;
Шляпу — пусть наденет на голову;
Бусы — пусть повесит на шею;
Пуговицы -- пусть пришивает;
Марки — пусть коллекционирует;
Огурцы — пусть солит;
Собачку — пусть кормит;
Утюг — пусть гладит;
Пилу — пусть пилит;
Носки — пусть носит.
Ведущий.
Ах, как это здорово: праздник, подарки, поздравления… Бабуленьки дорогие, а у вас было такое счастье когда-нибудь?
1-я старушка.
Как же, помню, было счастье:
Мой решенье принял сам —
Будет пить он только в праздник,
Да еще по банным дням!
Утром встанет да пройдется,
Сдвинет шапку набекрень;
Спросит: «Нынче, мать, не праздник?
Так устроим банный день!»
Ведущий.
А, так вы, значит, в бане культурно отдыхаете? Я уж подумал, что и просвета никакого не видите. А тут — народ, пересуды… Красота! Что новенького-то слышно?
2-я старушка.
Мне сказала давеча
В бане Манька Дутина,
Что колхоз «Путь Ленина»
Стал теперь «Лень Путина».
1-я старушка.
Белоснежка-то, слыхали? —
Семь мужей сменила.
Еле сохнуть успевают
В паспорте чернила!
Ведущий.
Да ну?! Вот куда надо ходить за новостями. Только ведь не все их верно передают — приукрашивают от себя, как обычно. Вот мы сейчас и посмотрим, как наши мужчины умеют передавать важные новости.
Мужчинам предлагается выбрать записку с заданием. Каждому из них достается отрывок известной сказки, который они должны изобразить с привлечением, если нужно, подручных материалов и болельщиков, но только молча. Жюри оценивает находчивость игроков и доходчивость выступления. Вот задания-отрывки, которые нужно инсценировать:
1. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
2. Колобок лежал-лежал на окошке, да и прыгнул: с окошка на стол, со стола на лавку, с лавки на пол, с пола на порог, с порога на крыльцо, с крыльца во двор, со двора на улицу — и покатился по дороге.
3. Ехали медведи на велосипеде,
Аза ними кот задом наперед.
Аза ним комарики на воздушном шарике…
Едут и смеются, пряники жуют.
4. Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик…
Подлетает к пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
Муху за руку берет
И к окошечку ведет.
5. И пришла к Айболиту Лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришел к Айболиту Барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала Зайчиха, и закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!»
6. Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
7. Принц понял, что люди просто спят. Он вошел в комнату с золочеными стенами и увидел девушку ослепительной красоты. Он опустился передней на колени и поцеловал… Принцесса тут же проснулась и влюбилась в него.
8. Вдруг часы стали бить полночь. Золушка побежала вниз по ступенькам и второпях потеряла одну из своих туфелек. Принц бросился вдогонку, но прекрасная незнакомка исчезла. Нашел он на ступеньках дворца одну лишь хрустальную туфельку.
9. Коза говорит волку: — Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму? Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму. Брюхо у него лопнуло, козлята оттуда выскочили, да и прыг к матери!
10.— Ладушки, ладушки!
— Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
11. Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
По одному очку получают те участники, чьи выступления зрители «разгадали» (сумели назвать сказку или стихотворение).
Ведущий (обращается к старушкам).
Бабуленьки, а уж вы-то, наверное, много сказок знаете, детям и внукам рассказываете… Как они, детки-то, не огорчают вас?
1-я старушка.
Завели детей ораву —
Грязных, бестолковых…
Отмывать их муж не хочет,
Хочет делать новых!
2-я старушка.
Молодежь теперь по моде.
Дочь пристала: мам, купи
Мне перчаточки без пальцев —
Ну, как папкины носки!
Ведущий.
Это точно, наряжаться они любят. Мужчины у нас сегодня тоже нарядные в честь праздника, пуговички блестящие… Интересно, а у кого их больше? А ну-ка, сосчитайте-ка, сколько у вас пуговиц! У кого больше всех — тому очко!
Ведущий.
А молодость-то свою, бабушки, помните?
1-я старушка.
Заикнулся мил про свадьбу,
Да и подавился…
Договаривай, бесстыдник,
Раз проговорился!
2-я старушка.
Накормила я милого
И шепчу: теперь ты мой…
Ну, а он мне: нет уж, на фиг!
Мой сама, а я — домой!
Ведущий.
Жалко мне вас, бабушки. И жизнь ваша вся наперекосяк, да еще и заколдовали… Ну ничего, на нашем празднике хоть развеетесь немного. А у нас еще один конкурс, последний. Наши джентльмены сейчас нарисуют для вас портрет идеального мужчины, чтобы вы хоть на картинке могли полюбоваться на него.
Каждый участник рисует то, что написано в выбранной им записке: кому-то попадется правый глаз, кому — то — левый, кому — голова, кому — нос, и т. д. Свежеиспеченный портрет сначала предъявляется членам жюри. Когда ведущий показывает его старушкам, их вдруг охватывает смешанное чувство восторга и ненависти: они узнают в нарисованном персонаже… заколдовавшего их злодея!
Старушки-частушки.
Это он! Ах, злодей! Погоди ужо, доберемся мы до тебя! Заставил на старости лет приплясывать, как молодых!
Ведущий.
Так что же, бабушки, колдовство исчезло? Ну, и слава Богу! Присаживайтесь за наш столик, сегодня же праздник! Выпьем за чудесное избавление от проклятия!
Мужчина — победитель конкурса — награждается сборником частушек. Заводные бабульки затевают танцы.
Душа – частушка
(фольклорный праздник для старшеклассников)
Цель : формирование представления учащихся о частушках и о значении в народном творчестве;Задачи:
развить желание у учащихся принимать участие в подобных фольклорных праздниках;
узнать историю частушек;
вызвать желание у учащихся выучить частушки.
Пояснительная записка:
Я жила в посёлке до восьми лет. Моя бабушка очень часто пела частушки во время застолья, было очень весело, поскольку пели все Звонкий голос бабушки помню до сих пор. В деревнях всегда поют частушки. Они создают праздничное настроение, атмосферу радости и веселья. Они пришли из народа и я думаю, что частушки будут жить всегда. Их пели и в годы войны, чтобы скрасить тяготы военного времени. Их надо петь, надо учить и сегодня. Они будут жить всегда.
Действующие лица:
Ведущие (1) и (2)
Девушки (1) – (3)
Парни (1) – (3)
Подготовка:
зал оформлен в деревенском стиле: лавка, домотканые половики, макет русской печи. Заранее следует подготовить аудиозаписи частушек в исполнении Л. Руслановой и Н. Кадышевой и русской народной музыки (по выбору организаторов)
Звучат аудиозаписи русских народных песен. На лавке сидят девушки (1) – (3)
Ведущий (1):
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком,
Говорит одна девица…
Девушка (1):
Кабы я была царица,
Я бы больше не пряла,
А устроила б веселье,
Чтоб с частушками и пеньем.
Ведущий (1):
Дверь тихонько отворилась…
(Ведущий (1) уходит и входят Парни (1) –(3) с гармошкой)
Парни (1) – (3) (поют):
Разойдитеся!
Расшатайтеся!
Дайте, дайте ходику
Весёлому народику!
(Девушки (1) – (3) подходят к парням (1)-(3).)
Девушки (1) –(3) (поют):
Поиграй повеселее,
Неужели тебе лень?
Мы твою игру весёлу
Ожидали целый день.
Девушка (1):
Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в горнице!
Вы сидите, не стесняйтеся,
Пойте с нами, наслаждайтеся!
(Поёт)
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки,
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки.
Парень (1) (поёт):
Дайте лодочку дубову
И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке
Далеко унесло.
Девушка (2) (поёт):
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго, долго любовался
На мою походочку.
Парень (2) (Поёт):
Шёл я лесом, сенокосом,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос
Ну какой там сенокос!
(Парни (1) – (3) и Девушки (1) –(3) садятся на лавку, выходят Ведущие (1) и (2).
Ведущий (1) : Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.
Ведущий (2): Частушки живы! Они слышатся на свадьбахх, проводах в армию, юбилеях, больших и малых общественных праздниках. Поют их на площадях, сценах, за деревенской околицей, в городских квартирах и деревенских домах. Любят и знают частушки люди разного возраста – от стариков до малых детей. Старинные частушки звучат рядом с новыми, порой приходящими из газет и журналов. Но между ними нет разлада.
Относительно многих фольклорных жанров частушки молоды. Они сложились во второй половине девятнадцатого века, но быстро вошли в народную жизнь. В первое время новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Эти короткие песенки в разных местах называли по – разному: « припевки», « пригудки», «приговорки», « прибаски» и так далее.
Впервые в печати термин « частушка» употребил в 1889 году Глеб Успенский в статье « Новые народные стишки». Автор отмечал, что народ «частушками откликается на каждую малость жизни», они « неведомым путём создаются неведомыми поэтами чуть не каждый божий день и непременно в каждой деревне».
Ведущий (2): Широкому распространению частущки способствовало бурное развитие отхожих промыслов. Крестьяне, уходившие в другие губернии, в большие города на заработки, уносили туда свои частушки, а, возвращаясь домой, приносили новые, услышанные на чужбине. Так распространялся этот жанр. Однако местные особенности текста, напева сохранялись. Поэтому тамбовские частушки отличались от воронежских, саратовских, рязанских. (Звучит аудиозапись частушек в исполнении Л. Руслановой
Ведущий (1): А уж каких только названий для частушек было напридумано: « матаня», « тараторка» , « набирушка», « тараторка», « ихохошка» и многие другие.
Самые первые частушки исполнялись только во время молодёжных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы.
Частушки, исполняемые на гулянке, назывались « ходовыми». На покосе «покосными», при сборе грибов – «лесными». Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании всё более и более переходила к девушкам.
Девушка (3) (поёт):
Жала я с утра до ноченьки
Пшеницу да овёс,
Только девке хлеба белого
Поесть не удалось.
Ведущий (2): Наибольшей популярностью пользуется почти повсеместно распространённая частушка – танцевальная и лирическая.
Девушка (1) (поёт):
Дайте острую пилу,
Пойду картофеля копать,
На зелёной на берёзе
Рукавицы не растут.
Ведущий (2): У танцевальных частушек есть традиционные зачины: « Светит месяц», « Цыганочка» , « Семёновна».
Девушка (2) (поёт):
Как Семёновна
Сидит на лесенке,
А про Семёновну
Поются песенки.
Девушка (3) (поёт):
Ой, Семёновна,
Меня выручи:
Не умею петь,
А ты выучи!
Девушка (1) (поёт):
Ты, Семёновна,
Везде нашла приют:
Тебя и в городе,
И в селе поют.
Девушка (2) (поёт):
Мне «Семёновну»
Запретили петь,
А я, девчоночки,
Не могу стерпеть!
Ведущий (1) Поражает способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, смеяться и плакать, жалеть и жаловаться, сострадать и ненавидеть. Частушками, кажется, можно выразить невыразимое. Горечь разлуки близка и понятна всем, её пережившим, когда слышится…
Девушка (3): (поёт)
Мы с милёнком расставались,
Между белых двух берёз,
Листья падали и вяли
От моих горячих слёз.
(звучит аудио запись «Страданий» в исполнении Н.Кадышевой)
Ведущий (2):
Тема любви в частушках – центральная, наиболее разработанная, но далеко не единственная.
Частушки живо откликались на все важнейшие социальные явления времени. Это и крестьянская бедность…
Из кинофильма «Любовь и голуби»
Парень (2) (поёт)
Я работал и потел –
Без нужды пожить хотел,
Глядишь: подать, недород,
Нужда в двери к нам идёт!
Ведущий (1): И солдатчина…
Парень (3) (поёт):
Отдадут в солдатушки.
Не к родимой матушке,
На ученье будут бить-
Придётся мальчику служить.
Ведущий (2) : В деревенской глуши театром служили избы. В них рождались отзвуки на каждое событие жизни. Главные же события – война и голод, голод и война.
Девушка (1) (поёт):
В тридцать третьем году
Все поели лебеду,
Руки-ноги опухали
С лебедухи подыхали.
Подружка моя Маня,
Какой трудный этот год,
Голод пляшет, голод скачет,
Голод песенки поёт.
Ведущий(1): Война. Похоронки - вдовьи слёзы…
Казалось бы до частушек ли в такие мрачные времена, до песен ли? Но пели и песни, и частушки, и на балалайках играли.
Девушка (2 ) поёт:
Сорок первый год несчастный,
На нас Гитлер наступил,
Меня сиротиночкой оставил,
Ягодиночку убил.
Девушка (3) (поёт):
С неба звёздочка упала
И разбилась на кучки.
Наша молодость проходит
В средней школе у доски.
Ведущий (1):
За что любимы частушки? Что помогает им закрепляться в памяти и переходить из поколения в поколение? Думается, главная сила частушек – в личном характере чувств, которые они передают. Привлекают в частушках доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут как в радости, так и в горе. Ни один другой жанр не исполнен так обращениями и призывом « ты послушай». К кому только ни адресованы частушки: к родителям, подруге, товарищу, старикам, сопернице, ребятам, девчатам, гармонисту. Делятся исполнители частушек своими чувствами с природой: « ох, ты, белая берёза», « ты, холодная вода», « ты, кукушечка – горошечка».
Девушка (1) (поёт):
Ой, ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь,
Ой, сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь.
(Звучит аудиозапись «Страданий» в исполнении Л.Руслановой)
Ведущий (2): Частушки бывают разные: любовные, бытовые, лирические, грустные и весёлые. Но у всех частушек есть одна общая черта- их сочинил народ.
Ведущий (1): Литературоведы спорят, принимают или не принимают частушку, а она живёт. Появляются новые, современные частушки. Отмирает ненужное, остаётся лишь то, что запоминается, то есть лучшее, оригинальное, остроумное.
Девушка (2) (поёт):
Потеряла из кармана
Яровое зёрнышко,
Я на милого глядела,
Как на красно солнышко.
Ведущий (2):
Русская частушка доставляет истинное эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов.
И эти замечательные свойства частушек помогут ей в и дальше идти через века и судьбы.
Праздник русской частушки
Цель проведения : развития творческих способностей обучающихся; приобщения к культурному прошлому русского народа о традициях русского народа; организация свободного досуга школьников.
В записи звучит весёлая русская народная инструментальная музыка. Зал оформлен в народном стиле: флажками, разноцветными лентами. На стенах красочные яркие плакаты с высказыванием.
Ведущий 1: Хорошо в холодное время года в деревне… На улице дождь или вьюга, мороз такой, что звери забрались в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы…(Звучит фонограмма балалайки)
Ведущий 2: Хранит тепло русская печка, горит, потрескивает лучина…
Вот такие длинные осенние и зимние вечера становились вечерами загадок, шуток да весёлых песенок, называемых в народе частушками.
Ведущий 1: Вот и мы собрались с вами сегодня позаботиться да потешиться!
Ведущий 2: Поиграть, пошутить, посмеяться!
Ведущий 1: Смех вам, да веселье!
Ведущий 2: Перво – наперво отгадайте-ка наши загадки.
Ведущий 1: Морщинистый Тит всю деревню веселит(гармошка, баян)
Ведущий 2: В лесу выросли, из лесу вынесли.
В руках плачет, а кто слушает – скачет (рожок)
Ведущий 1: В лесу: тук-тук!
В избе: ляп-ляп
В руках: дзинь-дзинь!
На полу: топ – топ! (балалайка)
Отгадывание загадок сопровождается звучанием этих муз. Инструментов
Ведущий 2 : Вот эти музыкальные инструменты звучали в деревенских избах, и под них народ запевал свои весёлые частушки.
Ведущий 1: А кто же придумал частушки?
Ведущий 2 : Частушки- это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.
Ведущий 1: Слово же «частушка» употребил для названия этого жанра творчества русский писатель – публицист Глеб Иванович Успенский.
Ведущий 2 : Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые люди (мужчины). Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнем и девушками.
Ведущий 1: Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.
Ведущий 2: Интересно, что родительницей частушек является русская народная лирическая песня, а ровесницей – гармошка.
Ведущий 1 : В настоящее время частушка самый распространённый жанр народного творчества.
Учитель : Здравствуйте дети, учителя и гости нашего праздника. Как вы уже догадались, наш праздник посвящён празднику русской частушки. Когда – то частушка была неотъемлемой частью русских праздников, почитаемых на Руси: рождественского и масленичного гулянья, посиделок, свадеб и других семейных торжеств. Но частушка и сейчас пользуется большой популярностью. Даже на наших концертах всегда исполняются частушки. Четыре лаконичные строки, а сколько в них эмоционального подъёма, народного юмора и задора, присущих только русской частушке! Не одну сотню лет она веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжёлые времена: войну и разруху, голод и нищету, беды и ненастья.
На уроках чтения и музыки в младших классах при изучении устного народного творчества вы уже обзорно знакомились частушкой, а сегодня мы предоставляем возможность ближе соприкоснуться с этим уникальном жанром народного творчества.
Ведущий 2: А сейчас мы приглашаем
Вас частушки нам пропеть,
В конкурсе принять участие
Показать таланты здесь!
Ведущий 1: Ох, девчонки, вы, подружки,
Мастерицы петь частушки,
Состязание начнём!
Классами все запоём
Ведущий 2: Ну конечно запоём! Но для того, чтобы определить очерёдность выступающих, мы проведём игру, которая нам в этом поможет.
На сцену приглашаются по 1 представителю от класса.
Игра «Закрутим карусель».
Представление жюри.
Ученик
: Уверяют нас старушки:
«Древний возраст у частушки.
Завтра стукнет ей в обед
Уже целых двести лет!»
Учитель
: «Где есть шутка, там веселье»,
Уяснил давно народ.
И поэтому он в праздник
Веселиться и поёт.
Ученик
: Разудалые припевки
Под весёлую гармонь
Распивают парни, девки-
Не припевки, а огонь!
Учитель
: Так отметим именины
Мы частушечки родной.
Все, кто хочет приходите
К юбилярше дорогой.
Чтецы уходят.
После приветственных и вступительных слов к зрителям, игрокам и членам жюри, начинается игра и тема конкурсной программы «Русская частушка»
Первая команда.
Название команды
:
«Озорные девчата».
Девиз:
«Наш девиз всегда такой – без частушки не ногой!».
Визитная карточка команды:
Мы – ребята озорные,
Любим песни петь, плясать.
Если только разойдёмся -
Никому нас не унять!
Приветствие соперникам:
Чтоб в игре вас обойти,
Мы сплотились вместе.
Мы уверены в себе -
На процентов двести!
Вторая команда.
Название команды
: «Веселушки»
Девиз:
«А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!»
Визитная карточка команды:
Никогда на жизнь не ной.
Будь как мы: пляши и пой!
Веселись, честной народ,
Встречай праздник у ворот!
Приветствие соперникам:
Нос соперникам утрём
И во всём их обойдём!
А ещё в нагрузку
Не дадим им спуску!
1 – конкурс. Как на частушкины именины мы с подарками пришли…
В качестве подарка ребята должны исполнить танцевальные припевки, посвящённые частушке.
Команда «Озорные девчата»
Ученик:
Эх, ты русская частушка,
Любит чтить тебя народ!
Несмотря на все столетья
Тебя время не берёт!
Ученик:
Эх, частушка дорогая,
Как тебя нам не любить!?
Без задорной песни, шутки
Очень даже скучно жить!
Команда: «Веселушки»
Ученик:
Ох и славные частушки
Распевает наш народ,
Сколько юмора, задора!
Где он только их берёт!
Ученик
: Искромётные частушки
Для веселья и души –
Ты не стой столбом на месте,
Подпевай нам и пляши.
2 – конкурс. Что мы знаем о частушке
Вопросы к команде «Озорные девчата»
- Что означает слово «частушка»?
- Когда в России зазвучала частушка?
- Какие бывают частушки по своему содержанию?
Вопросы к команде «Веселушки»
- Что представляет собой частушка?
- Под какой инструмент обычно издавна исполнялись частушки?
- Как называются в народе частушки более медленного, певучего, лирического содержания?
3 – конкурс. Импровизационный
Команда «Озорные девчата»
Импровизация на «Школьные страдания»
В нашем классе на окошке
расцвели цветы в горшочке,
Белый, красный, голубой-
давай встретимся с тобой?
Ты за партою сидишь, На меня и не глядишь.
Каков будет свой ответ:
Может «да», а может «нет».
Безразлично ловлю взгляды
И тому совсем не рада…
На окне цветут цветы,
«Нет!» - ответил же мне ты.
Команда «Веселушки»
Импровизация на «Задорные частушки»
С
тавьте ушки на макушке,
Мы споём для вас частушки
Лукавые, задорные,
Останетесь довольные!
О
х, ох, ох,ох!
Я посеяла горох.
У меня теперь вопрос:
Что же делать, чтобы рос?
Я
горошек развлекала,
Песни пела и плясала.
Все частушки перепела
Развлекала как умела.
О
х, беда. беда, беда!
По колено лебеда!
Урожай совсем мой плох.
Виноват во всём горох.
4 – конкурс. Отгадай загадки
Команда «Озорные девчата»
В
руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, народная.
Русская, духовная. (Гармонь)
У
какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш …(рояль).
О
чень весело поёт,
Если дуете в неё.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.(Дудка)
Д
еревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
П
риложил к губам я трубку-
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется …(свирель).
Команда «Веселушки»
С
орок пуговиц на нём
С перламутровым огнём
Весельчак и буян
Голосистый мой …(баян).
К
то такая? Отгадай-ка,
Это наша…(балалайка)
Балалайка, балалайка,
Весело играй - ка.
Я
стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль,
Как зовут меня? (Рояль)
О
н на солнце заблестит,
Нежным звуком загудит
В джазе самый первый он-
Серебристый…(саксофон).
З
аиграет, только тронь.
Как зовут её?...(гармонь).
Рада вам она играть,
Приглашает поплясать!
5 – конкурс. Расскажи о себе с помощью частушек
Рассказ «Озорных девчат»
М
ы в учёбе первые,
Во всем всегда примерные
Педагоги хвалят нас
Весь наш дружный, лучший класс
«
О
дин - за всех, и все - за одного!»-
Таков девиз наш в классе
Его мы выбрали не зря
на нашем классном часе.
В
озникает вдруг проблема –
Не решаем сгоряча.
Все проблемы разбираем
Только вместе сообща.
Н
аш учитель - капитан
Ну, а мы - матросы.
С ним решаем сообща
Насущные вопросы.
К
ниголюбы, шахматисты,
Футболисты, пианисты.
Они в нашем классе есть,
Они – гордость наша, честь!
В
небольших своих припевках
Рассказали, как живём.
Что допеть мы не успели.
В другой раз уж допоём.
Рассказ «Веселушек»
М
ы частушки пропоём,
В них расскажем обо всём,
Вместе с вами развлечёмся
И немного посмеёмся.
М
ы – девчонки ничего.
Очень даже сильные,
Но по части развлечений!
А так мы не спортивные.
В
ыпускаем стенгазету
Иль готовимся к концерту,
Везде учитель нас ведёт
Классный наш корабль вперёд.
Мы – девчонки боевые,
За себя уж постоим.
Драчуну или задире
Мы отпор всегда дадим.
В
нашем классе есть ребята
Умные, спортивные
Как в учёбе, так и в жизни
Весёлые, активные!
Ц
елым классом у Марии
Мы справляли именины.
Съели мы огромный торт,
До сих пор болит живот!
М
ы пропели вам частушки
Очень даже ничего.
Можно мы на той неделе
В гости к вам зайдём ещё.
И в заключение по традиции ни один праздник не обходиться без танцев. Сейчас наши команды покажут нам своё мастерство.
Танец «Озорных девчат» и «Веселушек».
Подведение итогов, оглашаются результаты игры. Победители награждаются дипломами.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Маловасилёвская средняя общеобразовательная школа
«ПРАЗДНИК ЧАСТУШКИ»
конкурсная программа в рамках проведения недели музыки
(для 4 – 5 классов)
Подготовила и провела:
учитель музыки
Долгая Елена Геннадьевна .
Цель:
знакомство с одним из жанров фольклора – частушкой.
Задачи:
обратить внимание на то, что в них в них отражена история и жизнь общества;
воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа;
научиться исполнять частушки.
Оборудование:
музыкальный инструмент
музыкальный центр
оформление
Ход программы:
Ведущий:
Частушки - это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.
Слово же "частушка" употребил для названия этого жанра народного творчества русский писатель-публицист Глеб Иванович Успенский.
Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.
Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки гармоника (гармошка, гармонь).
Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки. Гармонь обычно принято считать исконно русским инструментом. На самом деле гармонь привезли в Россию купцы из Европы.
Гармоника первоначально была для русских людей диковинным инструментом, как русская балалайка для иностранцев. Все удивлялись этому чуду. Но тульские мастера изучили устройство гармошки и стали изготавливать этот инструмент самостоятельно. Постепенно гармоника широко распространилась в России. Она-то и стала сопровождать исполнение частушек.
В настоящее время частушка - самый распространенный жанр народного творчества.
Представление команд.
команда: название «Весельчаки»
Девиз: «А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!».
Визитная карточка команды:
Никогда на жизнь не ной,
Будь как мы: пляши и пой!
Веселись, честной народ,
Встречай праздник у ворот!
Приветствие соперникам:
Чтоб в игре вас обойти,
Мы сплотились вместе.
Мы уверены в себе
На процентов двести!
команда: название команды «Озорные ребята»
Девиз: «Наш девиз всегда такой – без частушек ни ногой!»
Визитная карточка команды:
Мы – ребята озорные,
Любим песни петь, плясать.
Если только разойдёмся –
Никому нас не унять!
Приветствие соперникам:
Нос соперникам утрём
И во всём их обойдём!
А ещё в нагрузку
Ни дадим им спуску!
Домашнее задание: исполнить танцевальные припевки, посвящённые «виновнице торжества» - частушке.
«Весельчаки».
Как нам Васю отучить
От дурной привычки?
Чтоб девчонок перестал
Дёргать за косички!
А давайте про него
Сочиним частушки.
У него от стыда
Покраснеют ушки!
Мы частушечки свои
Васе посвящаем.
Всё вам рассказать о нём
Честно обещаем.
Погодите, вот я вам,
Всем по шее как вот дам!
Только рот откройте,
Что-нибудь напойте!
(обидчик девочек грозит им).
Полюбуйтесь на него,
Кулаком он машет.
Посмотрите – кА, ведь нам
Ещё и угрожает!
На тебя мы уж, Василий
Мы найдём управу,
Чемпиона по дзюдо
Пригласим мы – Славу!
Мы девчонки боевые,
За себя уж постоим.
Драчуну или задире
Мы отпор всегда дадим!
«Озорные ребята».
На уроке пения
Всё без изменения:
Кто как хочет так поёт,
Слов никто не разберёт.
Громко тянет ноту Лена,
Я её перепою:
На полтона, чуть повыше,
Ноту выше я её возьму!
Головой качает Гендель
Нам с портрета на стене:
«Что же, дети, вы творите,
Слушать вас досадно мне!»
А Чайковский нам с портрета
Даже пальцем погрозил:
«Хорошо, что до потомком
Вот таких я не дожил!»
Математика и русский,
Физкультура, чтение.
И вдобавок ко всему
Музыка и пение!
Мы в частушках рассказали
Вам о том, как тут живём.
Согласитесь, что неплохо
Под гармошечку поём!
Ой, спасибо гармонисту,
Хорошо играл для нас.
Выражает благодарность
Ему весь наш классный класс!
«Что мы знаем о частушке?»
Ответить на три вопроса, приготовлены карточки (время).
Частушки - это … (коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием).
Под какой инструмент исполнялись частушки? (Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки).
Где появились частушки? (Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка).
«Импровизация».
«Весельчаки».
Исполнить домашние заготовки «Задорные частушки». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.
Ставьте ушки на макушки,
Мы поём для вас частушки
Лукавые, задорные,
Останетесь довольные!
Ох, ох, ох, ох!
Я посеяла горох.
У меня теперь вопрос:
Что же делать, чтобы рос?
Посадила я капусту
Вдоль забора густо-густо,
Но и тут не повезло –
Сорняком всё заросло!
Ох, беда, беда, беда!
По колено лебеда!
Урожай совсем мой плох.
Виноват во всём горох!
«Озорные ребята».
Исполнить домашние заготовки «Школьные страдания». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.
В нашем классе на окошке
Расцвели цветы в горшочке,
Белый, красный, голубой –
Давай встретимся с тобой!
Ты за партою сидишь,
На меня и не глядишь.
Каков будет твой ответ:
Может, «да», а может «нет»?
Безразличный ловлю взгляд
И тому совсем не рад …
На окне цветут цветы,
«Нет!» - ответила мне ты.
«Расскажи о себе с помощью частушки».
«Весельчаки»
Мы в учёбе первые,
Во всём всегда примерные.
Педагоги хвалят нас –
Весь наш дружный 5 класс.
Возникает вдруг проблема –
Не решаем сгоряча.
Все проблемы разбираем
Только вместе, сообща.
В нашем классе есть ребята
Умные, спортивные.
Как в учёбе, так и в жизни
Весёлые, активные!
Книголюбы, шахматисты,
Футболисты, пианисты –
Они в нашем классе есть,
Они – гордость наша, честь!
В небольших своих припевках
Рассказали, как живём.
Что допеть мы не успели,
В другой раз уж допоём!
«Озорные ребята».
Мы частушки пропоём,
В них расскажем обо всём.
Вместе с вами развлечёмся
И немного посмеёмся!
Мы – спортивные ребята.
Кто нам скажет, что не так?
На футбол мы ходим часто
И болеем за «Спартак».
У меня есть друг хороший,
Мы с ним не разлей вода.
Он поддержит и поможет,
Если вдруг случись беда.
Наш учитель – капитан,
Ну, а мы – матросы.
С ним решаем сообща
Насущные вопросы.
Все преграды одолеем,
Мели, рифы обойдём.
Мы с таким вот капитаном
Ни за что не пропадём!
Подведение итогов.
Литература.
Квятковский А. П. Поэтический словарь.
Золотая коллекция. Русские озорные частушки.
Т. Лагутина. Народные частушки.
Интернет - страницы:
http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3331.htm?cmd=p&istext=1
Замысел: ведущий дает представление детям о частушке. Заранее группами ребят подготовлено исполнение частушек разной тематики. Перед каждым выступлением ребят ведущий делает небольшое вступление.
Ход программы
Ведущий . Сегодняшняя программа, ребята, посвящена частушке. Кто скажет, что такое частушка? Частушка - это короткая, исполняющаяся в быстром темпе песенка, состоящая, как правило, из четырех строчек, отличающаяся четкостью ритма и имеющая обязательный комический эффект. Сегодня частушка является одним из самых популярных жанров русского народного творчества. По всей России народ распевает частушки. В разных местах их называют по-разному: «припевки», «собирушки», «коротушки». Интересно, что у других народов частушка почти не встречается.
Хочется отметить, что частушки всегда предельно личные, как будто в них поется о себе и для себя или для самых близких людей. Популярность частушек вызвана тем, что они быстрее, чем другие жанры, откликаются на события. Не успело что-то, обращающее на себя внимание, произойти, а народ уже сочинил и распевает на эту тему частушки.
Тематика частушек разнообразна, и вы в этом сегодня убедитесь. Наша эстафета частушечников познакомит вас с частушками для детей.
Самыми распространенными среди детей являются частушки на школьную тему. Наверняка многие из вас сами когда-то пели или даже сочиняли подобные произведения. Например, такие:
Подружка моя,
Как тебе не стыдно?
На уроке булку ела.
Думаешь, не видно?
Подружка моя,
Я ее не ела,
Раз пятнадцать откусила -
Больше не хотела.
Кто еще может вспомнить подобные частушки?
А теперь в исполнении группы ребят послушайте несколько частушек на школьную тему.
Школьные частушки
Мы частушки запоем,
Запоем мы звонко.
Затыкайте ваши уши,
Лопнут перепонки.
Как-то раз учитель Свете
Объяснял, что знанье - свет.
Света спать легла при свете,
Утром встала - знаний нет.
Очень просто жить Сереже,
Он всегда и всюду
Говорит одно и то же:
Больше я не буду!
Женя ранец долго тряс,
Чтоб найти тетрадки.
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в прятки.
Опоздания причину
Вася мигом сочинит:
То попал он под лавину,
То нашел метеорит.
Горе горькое у Вани,
Просто елки-палки:
Из дыры в его кармане
Выпали шпаргалки.
У Валеры нет терпенья,
Он урок недоучил
И за полстихотворенья
Полчетверки получил.
Раньше Катя запросто
Помогала классу.
Стала Катя старостой -
Отдает приказы.
Начал важничать Вадим,
Ходит с видом гордым,
Словно стал не звеньевым,
А английским лордом.
Мы пропели вам частушки.
Вы скажите от души:
Хороши наши частушки,
И мы тоже хороши!
Ведущий . Посмотрев по телевизору один очень интересный мультфильм, вся страна стала распевать частушки Бабок- ёжек. Ю. Энтин, автор текста этих частушек, считает, что Баба- яга - это вовсе не мрачная лесная старуха с костяной ногой и длинным носом, а очень даже веселая бабулька, остроумная хохотушка, можно сказать, поэт-сатирик, самородок. И все-то она замечает, и все-то может смешно прокомментировать.
Давайте в исполнении следующей группы ребят послушаем ставшие знаменитыми «Частушки Бабок-ёжек».
Шла лесною стороной,
Увязался черт за мной.
Думала - мужчина,
Что за чертовщина?
Я была навеселе
И летала на метле.
Хоть сама не верю я
В эти суеверия.
Снова я иду домой,
Снова черт идет за мной.
Плюнула на плешь ему
И послала к Лешему.
Самый вредный из людей -
Это сказочник-злодей,
Вот уж врун искусный,
Жаль, что он невкусный!
Ведущий. Иногда человека сравнивают с животным. Это называется «фразеологическим оборотом». Помогите мне по картинкам составить такие обороты, то есть расставить недостающие слова - названия животных:
колючий, как...
трусливый, как...
голодный, как...
хитрый, как...
здоровый, как...
болтливый, как...
надутый, как...
упрямый, как...
грязный, как...
изворотливый, как...
Ответы: еж, заяц, волк, лиса, бык, сорока, индюк, свинья, осел, уж.
Я попросила вас выполнить это задание, чтобы подвести к следующей теме. Сейчас ребята споют нам «Звериные частушки» Ю. Энтина.
Дал Медведь поэту в лоб,
И поэт на землю - хлоп!
А пускай не пишет впредь:
«Неуклюжий, как медведь».
Покорили весь народ
Пес, Петух, Осел и Кот.
Им везде открыты двери.
Музыканты - просто звери!
Ёлки-палки, лес густой,
Ходит Ёжик холостой.
Нет печальней участи -
Все из-за колючести.
Валерьянки выпил Кот
И всю ночь будил народ.
Он уселся на суку
И кричал «кукареку!»
Вон корова пролетела
Прямо в теплые края.
Ну а мне какое дело?
Ведь корова не моя!
Ой, Лягушки, не шучу:
Я во Францию лечу.
Знаю от подружек -
Любят там Лягушек!
Факт чудесный налицо -
Учит Курицу Яйцо.
Времена такие -
Яйца-то крутые!
Повстречала я Ужа
И сказала: «Здрасьте-ка!»
Уж в ответ как зашипит.
Нет страшней ужастика!
Под землею Крот-слепец
Строит мышкам глазки...
Тут частушечкам конец
И начало сказки!
Учитель. Ребята, вы все, конечно же, любите сказки. А хорошо ли вы знаете героев сказок? Сейчас проверим вашу эрудицию.
Имя девочки, вступившей в борьбу со Снежной королевой. (Герда.)
Продавец пиявок из сказки о приключениях Буратино. (Дуремар.)
Самый ушастый сказочный герой, любитель апельсинов. (Чебурашка.)
Кто призывал со всеми жить дружно? (Кот Леопольд.)
Мальчик-луковка. (Чиполлино.)
Имя царя из сказки А. Пушкина о золотом петушке. (Дадон.)
Самый чистоплотный герой из сказки К. И. Чуковского. (Мойдодыр.)
Ленивый, косолапый увалень. (Медведь.)
Поросенок, который не хотел обманывать детей. (Фунтик.)
Мальчик, который путешествовал с дикими гусями. (Нильс.)
Рыжая и хитрая «сестричка». (Лиса.)
Мальчик, которого даже родители звали «дядей». (Дядя Федор.)
Подруга Маугли, пантера. (Багира.)
Ведущий. А сейчас группа ребят исполнит свой номер.
Сказочные частушки
Стоит дуб на горе,
Распустил коренья.
Ко мне Карлсон прилетал -
Требовал варенья!
Карабасу-Барабасу
Новых кукол накуплю,
Потому что прямо с детства
Я продюсеров люблю!
На ковре на самолете
Я с Хоттабычем лечу.
Тем, кто вылез из бутылки,
Не такое по плечу!
У меня подружка есть,
Звать ее Лариской.
С ней дружу, как Шапокляк
Со своею крыской.
Ой, Иванушка-Ванек
Был непьющий паренек.
Милым был ребеночком,
Выпил - стал козленочком!
В холодильнике сижу
День и ночь прилежно я:
Обещалася прийти
Королева снежная!
У Емели - чудо-печь,
Куда хочет может бечь...
Только надо постараться
Одно место не обжечь!
Кот Базилио с Лисой
Любят глупых мальчиков.
Нынче банк открыли свой -
Приглашают вкладчиков!
Ю. Энтин
Ведущий . Ребята, наверняка вы слышали такие выражения, как «авгиевы конюшни», «аргонавты», «двенадцать подвигов Геракла», «нить Ариадны», «троянский конь», «ахиллесова пята» и многие другие. Эти выражения пришли к нам из древнегреческих мифов. Мифы - предания, своеобразные сказки о богах, героях, об удивительных существах. Сложены они древними греками около двух-трех тысяч лет назад, когда люди еще не научились объяснять различные явления природы. В страхе слыша раскатистые звуки грома, греки представляли себе огромное, могучее, но все же похожее на человека существо, которое свирепствует где-то за облаками. Видя ежедневный восход и закат солнца, люди также начинали представлять его человекоподобным существом, богом, разъезжающим по небу на колеснице.
Изображая своих богов и героев, древние греки воплощали в них как самые лучшие, так и самые худшие стороны человеческой натуры. Перед нами встают примеры благородного мужества, беззаветной отваги, крепкой дружбы, нежной любви. Но в мифах мы также находим и другие примеры: жалкой трусости, омерзительной жадности, коварства и вероломства.
Из мифов мы узнаем, что древние люди, страдая и радуясь, мечтали стать могучими и справедливыми, стремились побеждать врагов, жить в ладу с суровой природой. Мифы и нас учат любить свою родину, ненавидеть предателей, быть честными и отважными.
Сейчас вы услышите «Мифические частушки». Если какие-то выражения будут вам не понятны, мы разберем их вместе.
Раскрасавчик Аполлон,
Уведи меня в полон!
Жить желаю на Олимпе
Среди мраморных колонн!
Я Нарцисса обожаю,
Вся измучилась любя.
А Нарцисс какой-то странный -
Обожает сам себя!
У медузы у Горгоны
Небывалая краса -
На голове у ней змеюки
Заменяют волоса!
Надоела нам война,
Длинная, Троянская.
Выручай, троянский конь,
Хитрость партизанская!
Аж до неба, аж до тучи
Поднялися бычьи кучи.
Но Геракл так могуч...
Раз, два, три - и нету куч!
Мне прислали приглашение
К Минотавру на съеденье!
В лабиринт явилася,
Здесь и заблудилася!
Вот безрукая Венера
В совершенной наготе.
Ну зачем Венере руки
При такой-то красоте?!
Ведущий. На этом эстафета частушечников заканчивается. Ваши впечатления?