Социальные реформы революционные преобразования социальный прогресс. Революции и реформы в истории россии
Понятие социальной революции. Революции и реформы
Социальная революция - качественный скачок в развитии общества, который сопровождается переходом государственной власти в руки революционного класса или классов и глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни.
По Марксу социальные революции являются выражением сущности естественно- исторического процесса развития общества. Они имеют всеобщий закономерный характер и представляют собой важнейшие принципиальные изменения,свершающиеся в истории человечества. Открытый марксизмом закон социальной революции указывает на объективную необходимость в смене одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной.
Немарксистские и антимарксистские концепции в целом отрицают закономерность социальных революций. Так, Г. Спенсер сравнивал социальные революции с голодом, бедствиями, повальными болезнями, проявлениями неповиновения, и “агитацией, разросшейся до революционных собраний”, открытыми восстаниями, которые он называл “общественными изменениями ненормального характера”.2 К. Поппер отождествлял революцию с насилием. Социальная революция, по его словам, разрушает традиционную структуру общества и его институтов … Но… если они (люди – И.Ш.) разрушают традицию, то вместе с ней исчезает и цивилизация … Они возвращаются к животному состоянию.1
Понятие социальной революции и ее типов имеет в современной литературе неоднозначное толкование. Термин “революция” вошел в обществознание менее трех веков назад, а в его современном значении употребляется сравнительно недавно. В целом, как известно, термин “социальная революция” употребляется, во – первых, для обозначения перехода от одной общественно- экономической формации к другой, т.е. социальная революция понимается как эпоха перехода от одного типа производства к другому в течение длительного периода времени; это эпоха с логической необходимостью завершает процесс разрешения возникающего на определенном этапе развития производства противоречия между производительными силами и производственными отношениями, а конфликт между последними обостряет все общественные противоречия и закономерно приводит к классовой борьбе, в которой угнетенный класс должен лишить эксплуататоров политической власти; во- вторых, для обеспечения аналогичного перехода в рамках отдельного социального организма; в- третьих, для обозначения относительно скоротечного политического переворота; в- четвертых, для обозначения переворота в социальной сфере общественной жизни;2 в-пятых, для обозначения метода исторического действия в противоположность другому методу – реформистскому и т.д.(термин “революция” понимается часто предельно широко- научная революция, техническая, торговая, финансовая, аграрная, экологическая и сексуальная). 1
В рамках национального государства, в котором совершается социальная революция, в ней можно выделить три важнейших структурных элемента: 1) политический переворот(политическая революция);
2) качественные преобразования экономических отношений (экономическая революция); 3) культурно-идеологические преобразования (культурная революция). Подчеркнем, что еще у Маркса сложились две концепции революции: социальная и политическая. Процесс подхода к пониманию сущности социальной революции был сложным и в марксизме. Вначале его основоположники противопоставляли понятия “политическая революция” и “социальная революция”, понимая под первой буржуазные революции, а под второй – пролетарские. Только спустя некоторое время Маркс приходит к выводу: “Каждая революция разрушает старое общество, и постольку она социальна. Каждая революция низвергает старую власть, и постольку она имеет политический характер”.2 В этой связи приемлемой является точка зрения М. А.Селезнева, утверждающего, что, поскольку социально-экономический и политический аспекты в революции взаимосвязаны, то “перевороты, которые совершаются прогрессивным классом в социально- экономической и политической области путем сознательных и насильственных действий и которые неразрывно связаны друг с другом в пространстве и времени, точнее было бы называть социально- политическими революциями”.3
В то время как политическая революция имеет целью поставить на службу новому классу механизм государственной власти, т.е. сделать его политически господствующим, то экономическая революция должна обеспечить господство производственных отношений, соответствующих характеру производительных сил и интересам прогрессивного класса. Революционные экономические преобразования заканчиваются только с победой нового способа производства. Аналогично коренной перелом в формировании нового сознания, в создании новой духовной культуры происходит лишь в ходе культурной революции, по мере создания соответствующих экономических, политических, образовательных и культурно- идеологических предпосылок.2
При всей неоднозначности подходов к сущности социальной революции можно согласиться, что существуют ее общие закономерности: 1) наличие причин социальной революции (расширение и обострение противоречий); 2) зрелость объективных условий и субъективного фактора и их взаимодействие как закон социальной революции; 3) социальная революция как прогресс(сочетание эволюционных и скачкообразных изменений); 4) решение коренного вопроса (о власти).
Марксистская теория социальной революции утверждает, что основная причина социальной революции – углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами. Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил социальной революции. Революция никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуацию 1. Таким образом, социальные революции – это не просто случайные вспышки недовольства, мятежи или перевороты. Они “не делаются по заказу, не приурочиваются к тому или другому моменту, а созревают в процессе исторического развития и разражаются в момент, обусловленный комплексом целого ряда внутренних и внешних причин”.
Кардинальные изменения в реальной действительности наших дней и в общественном и индивидуальном сознании требуют, несомненно, нового осмысления проблемы общественного переустройства по пути прогресса. Это осмысление, прежде всего, связано с выяснением соотношения эволюции и революции, реформы и революции.
Как уже указывалось, обычно эволюция понимается в целом как количественные изменения, а революция - как качественные изменения. При этом реформа также отождествляется с количественными изменениями и соответственно противопоставляется революции.
Эволюция - это непрерывный ряд следующих друг за другом качественных изменений, в результате которых меняется природа некоренных, несущественных для данного качества сторон. В своей совокупности эти постепенные изменения подготавливают скачок как коренное, качественное изменение. Революция - это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы. Реформа - это часть эволюции, ее разовый момент, акт.
Реформа - это особая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия прежде всего между производительными силами (содержание) и производственными отношениями (форма). В реформе можно видеть как разрушительный, так и созидательный процесс. Разрушительный характер реформ проявляется в том, что с точки зрения революционных сил уступки в виде реформ, проводимых правящим классом, "подтачивают" позиции последнего. А это, как известно, может подтолкнуть правящий класс к насильственным действиям, чтобы сохранить свое господство в неизменном виде (а революционные силы - к ответным действиям). В результате этого подготовка качественных изменений в социальном организме консервируется, а то и прерывается.
Созидательный характер реформ проявляется в том, что они подготавливают новые качественные изменения, способствуют мирному переходу к новому качественному состоянию общества, мирной форме протекания революционного процесса - революции. Недооценивая значение реформ в прогрессивном преобразовании общества, мы приуменьшаем роль формы в развитии содержания, что само по себе не диалектично. Следовательно, революция и реформа являются необходимыми компонентами конкретно-исторического этапа развития человеческого общества, образуя противоречивое единство. Но реформы как таковые все же не меняют фундамент старого общественного строя.
Не вызывает сомнения, что в революционных процессах современной истории непреложно возрастает значение созидательных целей в ущерб разрушительным. Реформы превращаются из подчиненного и вспомогательного момента революции в своеобразную форму ее выражения. Тем самым возникают возможности взаимопроникновения и, очевидно, взаимоперехода, взаимовлияния реформы и революции.
Из вышеизложенного следует, что революционным отныне необходимо считать не то, что выходит за рамки реформы, а то, что позволяет расширить эти рамки до уровня и требований задач кардинального преобразования существующих общественных отношений. Суть - не в противопоставлении "движения" и "конечной цели", а в такой их увязке, чтобы в ходе и результате "движения" могла реализоваться "конечная цель". "Революционный реформизм" отбрасывает, как несостоятельную, альтернативу: революция или реформа. Если мы не верим в эволюционные возможности отечественной цивилизации и опять склонны только к революциям и переворотам, то о реформах не может быть и речи.
Таким образом, исходя из анализа всемирной истории и основных исторических типов социальных революций в целом, можно утверждать, что социальные революции являются необходимыми и закономерными, ибо, в конечном счете, они знаменовали движение человечества по пути прогрессивного общественно-исторического развития. Но революционный процесс (равно как и эволюционный процесс) - это не единовременный акт. В ходе этого процесса происходит уточнение и углубление задач, первоначально поставленных субъектами революции, принципиальное утверждение, материализация идей. Революции, говоря словами Маркса, "постоянно критикуют себя... возвращаются к тому, что кажется уже выполненным, чтобы еще раз начать это сызнова, с беспощадной основательностью высмеивают половинчатость, слабые стороны и негодность своих первых попыток" .
Социальные изменения – одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.
Социальные изменения могут осуществляться двумя путями :
- первый, эволюционный путь, предполагает, что изменения являются результатом естественного, поступательного развития общества;
- второй, революционный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов.
В классической социологии вплоть до начала XX века эволюционная и революционная концепция развития общества основывались на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII–XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Разница заключалась в том, что мыслители – приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях и что не следует насиловать общественную природу, а сторонники революционных изменений, наоборот, исходили из необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями.
Эволюционный подход берет начало в исследованиях Чарлза Дарвина.Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. Огюст Конт считал таким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.
Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.
Эмиль Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.
Карл Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В работах Маркса представлены эволюционный и революционный подходы к анализу социальных изменений.
Макс Вебер был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам. Он полагал, однако, что можно делать обобщения, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.
Социальная революция – резкий качественный переворот в социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой. Социальные революции подразделяются на антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно-демократические, социалистические и др.
Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи революции. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) революция происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму революция приобретает черты общенационального процесса, в котором все большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций.
Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил революции.
Большинство современных концепций революционных социальных изменений, разрабатываемых в рамках модернистского подхода, базируются на оценках и трактовке Марксом событий Великой французской революции 1789 г. Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство исследователей сходятся в том, что революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим, многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка.
Подробный анализ концепций, которые можно отнести к «модернистскому» направлению в исследовании революций, дает Петер Штомпка. Он выделяет четыре теории революции :
- бихевиористская, или поведенческая, – теория, предложенная в 1925 г. Питиримом Сорокиным, согласно которой причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;
- психологическая – представлена концепциями Джеймса Дэвиса и Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;
- структурная – при анализе революций сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы; современным представителем этого направления является Тэд Скокпол.
- политическая – рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством (Чарлз Тили).
В некоторых современных исследованиях революционные изменения в обществе рассматриваются как «момент социальной эволюции». Таким образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в естественных и социальных науках (revolvo – лат. «возвращение», «круговорот»), забытый со времен Маркса.
С точки зрения общественного прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и политических реформ в государстве в соответствии с присущими ему закономерностями развития. Если же предпринимаемые реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в результате «обратных связей», то возрастает вероятность революции. Хотя революция и является более болезненным средством в сравнении с социальными реформами, в некоторых случаях ее следует рассматривать как положительное явление; в конечном счете она позволяет предотвратить процесс распада общества и его уничтожение.
Социальная реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа.
Сегодня великие реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Вводится новое понятие реформы-инновации. Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
22 мая 1957 г . на собрании представителей колхозников Хрущев выдвинул знаменитый лозунг “Догнать и перегнать Америку! ” по производству мяса и молочных продуктов. Выступление стало началом политики “прыжка вперед”, выдвижения невыполнимых целей.
Вручение Н.С.Хрущеву очередных наград Л.И.БрежневымВ период 1957 — 1959 гг . были проведены административные реформы , большая часть которых не привела к успеху.
В 1957 г . был принят закон о перестройке управления промышленностью, по которому вместо министерств в стране создавались Совета народного хозяйства — Совнархозы . В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение совнархозов. Но переход к территориальной системе управления не принес ожидаемых экономических результатов.
В сельском хозяйстве были проведены две административные реформы, цель которых — повышение эффективности сельского хозяйства. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче техники (тракторов и сельхозмашин) в собственность колхозов, что предполагало ее лучшее использование. С экономической точки зрения эта мера, несомненно, позволила многим колхозам улучшить организацию и поднять производительность труда; однако для других был более выгоден прокат оборудования. Вместе с тем реформа навязала всем колхозам немедленный выкуп парка МТС, что многим колхозам было не под силу. Отрицательным последствием этой реформы стал отъезд в города большого количества технических специалистов.
Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов (83 тыс. в 1955 г., 68 тыс. в 1957 г., 45 тыс. в 1960 г.), что должно было привести к образованию мощных “колхозных союзов”, способных стать началом индустриализации сельского хозяйства. Этот проект, возрождающий идею агрогородов и лежавшее в ее основе стремление ускорить социальное преобразование деревни через развитие “социалистических” аспектов образа жизни, требовал крупных капиталовложений, в которых колхозы не были в состоянии участвовать из-за недостатка средств, вызванного выкупом МТС. Это стало причиной неудачи первой серьезной попытки добиться реальной интеграции колхозного сельского хозяйства.
В конце 50-х гг. стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств , на сокращение личного поголовья скота, началась кампания против “тунеядцев” и “спекулянтов”.
После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г. ) все хозяйства заставили переходить к посеву кукурузы . Наглядным примером катастрофических последствий приверженности к волюнтаристским методам принуждения, связанным с “погоней за рекордами”, стала “рязанская катастрофа ”. Толчком к ней послужила произнесенная 22 мая 1957 г. в Ленинграде речь, в которой Хрущев предложил за три года утроить производство мяса в стране. В конце 1958 г. обкомам партии было разослано указание о принятии “решительных мер” для увеличения производства мяса в 1959 г. Первый секретарь Рязанского обкома А. Ларионов выступил с амбициозным заявлением, пообещав за один год утроить государственные заготовки мяса в области, а 9 января 1959 г. эти обещания были опубликованы в “Правде”. На “вызов” ответили несколько других областей. Рязанская область не успела еще приступить к реализации своей грандиозной программы, как на нее посыпались награды. В феврале 1959 г. она получила орден Ленина, а сам Ларионов через несколько месяцев стал Героем Социалистического Труда. Чтобы сдержать обещание, обком партии распорядился забить весь приплод 1959 г., а также большую часть молочного скота, выращенного колхозниками в своих хозяйствах. Были организованы закупки скота в соседних областях за счет средств из общественных фондов, предназначенных для приобретения машин, строительства школ и т.д. 16 декабря местные власти торжественно рапортовали о стопроцентном выполнении плана: область “продала” государству 150 тыс. т мяса, в три раза превысив поставку предыдущего года; обязательства же на 1960 г. брались еще более высокие — 180 тыс. т! Однако в 1960 г. заготовки не превысили 30 тыс. т: после массового забоя предыдущего года поголовье уменьшилось на 65 %. К концу 1960 г. скрывать катастрофу стало невозможно, и Ларионов покончил жизнь самоубийством. Так окончилось “соревнование” с Америкой.
Стремление добиться как можно более весомых успехов в экономике нашло свое отражение и в ситуации с планом 6 пятилетки, когда через год после начала его осуществления, он был срочно пересмотрен, составлен переходный план на 1 — 2 года, а затем был принят “семилетний план ” на период 1959 — 1965 гг .
Явные, очевидные промахи, допускавшиеся Хрущевым при проведении реформ, во многом были связаны с личностью самого реформатора . Хрущев предпринимал многочисленные попытки всевозможных реорганизаций, искал выход из множества проблем, оставленных прошлым. Однако, оставаясь политическим деятелем, вышедшим из “сталинского времени”, воспитанным этим временем, он остался твердым приверженцем авторитарных методов руководства. Отсюда и волюнтаризм , и нетерпимость ко всему, что не понимал и не мог понять.
Не случайно объектами его невежественной критики стали художники, писатели, кинематографисты. В то же время именно благодаря смягчению цензуры в период хрущевской оттепели были изданы ранее запрещенные произведения Ремарка, Хемингуэя; опубликована повесть А.И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” — первое в легальной литературе описание сталинских лагерей; открыт театр “Современник”; стал критиковать режим и приобрел огромную популярность журнал “Новый мир” под редакцией А.Т. Твардовского.
Курс на демократизацию включал в себя и гуманизацию социальной политики , ее поворот к нуждам и потребностям людей. Уже с лета 1953 г . Советское государство приступило к осуществлению целого комплекса мер, направленных на повышение благосостояния народа . К середине 50-х гг. они охватывали упорядочение системы и увеличение оплаты труда, снижение налогов, коренное улучшение пенсионного обеспечения, сокращение рабочей недели, рост производства товаров народного потребления и улучшения бытового обслуживания населения, начало радикального решения жилищной проблемы и др. В 1960 — 1962 гг. завершилось упорядочение заработной платы в промышленности, строительстве, на транспорте и в организациях связи. В стране введена система ставок и окладов, увязанная по отраслям, производствам и категориям работающего персонала.
К концу 1960 г. все рабочие и служащие перешли на семи-шестичасовой рабочий день. Средняя продолжительность рабочей недели составила около 40 ч. В середине 50-х гг. было положено начало становлению системы пенсионного обеспечения рабочих и служащих.
Важной задачей явилось установление государственной системы социального обеспечения колхозников.
В числе самых острых социальных проблем, с которыми столкнулась страна в 50-е гг., стоял жилищный вопрос .
Жилищное строительство в 50-х годахВ результате военных разрушений без крова осталось 25 млн. человек. Размах нового строительства приобрел значительные масштабы. Если в 1951 — 1955 гг. в городах и поселках в среднем за год вводилось общей жилой площади 30,4 млн. кв. метров, то в 1957 г. было введено 52 млн. кв. метров. Десятки миллионов людей переехали в собственные комнаты, а многодетные — в отдельные двух- или трехкомнатные квартиры.
Старое и новое Юго-Запада столицы. 1958 г.Положительные результаты были достигнуты в этот период советской наукой , особенно в области прикладных знаний. Свидетельством высокого научного и технического уровня стал запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 г ., первый полет человека в космос в 1961 г. (Ю.А. Гагарин) .
Ю.А.Гагарин и С.П.КоролевВместе с тем в науке зародились противоречия, которые, постоянно нарастая и обостряясь, послужили одной из главных причин отставания от тех глубоких структурных сдвигов в технологии, качестве и эффективности, которые произошли в производстве развитых капиталистических стран. О возникновении этих противоречий с большой тревогой говорил крупный советской ученый П.Л. Капица в своих письмах о науке Н.С. Хрущеву в 1953 — 1958 гг.
И все же в 50-е гг., несмотря на объективные и субъективные трудности, ошибки и просчеты управления, удалось существенно продвинуться вперед в решении глобальных проблем : заметные сдвиги произошли в социальной политике; в науке и технике; значительно возросла оборонная мощь страны. Конечно, многие противоречия не только оставались, но и росли. Однако высокий динамизм развития порождал большие надежды на будущее, тем более, что в те годы речь шла главным образом об удовлетворении самых насущных, неотложных проблем.
Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформирования советского общества. Но проводившиеся преобразования не принесли ожидаемого эффекта.
В начале 60-х гг. количество противников Хрущева неумолимо увеличивалось. Крепла оппозиция в рядах партийно-государственного аппарата. Нереальные планы, некомпетентность, кризис сельскохозяйственной политики, реорганизации в промышленности, осложнение внешнеполитической ситуации — все это вызвало недовольство и в центре, и на периферии.
В октябре 1964 г. , когда Хрущев отдыхал на Черном море, Президиум ЦК КПСС подготовил его смещение . Суслов представил на заседании Президиуму целый список обвинений первому секретарю, который был вынужден согласиться на уход по состоянию здоровья.
После смещения Н.С. Хрущева во главе партийно-государственного руководства страны был поставлен Л.И. Брежнев.
П. Штомпка называет революции «пиком» социальных изменений.
От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями:
1. комплексность: они захватывают все сферы и уровни общественной жизни;
2. радикальность: революционные изменения носят фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства;
3. скорость: революционные изменения происходят очень быстро;
4. исключительность: революции неизгладимо остаются в памяти людей;
5. эмоциональность: революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, утопический энтузиазм.
Определения революции акцентируют внимание на масштабах и глубине совершаемых преобразовании (в этом революции противопоставляются реформам), на элементы насилия и борьбы, а также на сочетании этих факторов. Вот примеры синтетических определений:
- «Быстрые, фундаментальные насильственные внутренние изменения в доминирующих в обществах ценностях и мифах, в его политических институтах, социальной структуре, лидерстве и политике правительства» (С. Хантингтон).
- «Быстрые, базовые преобразования социальной и классовой структур общества путем переворотов снизу» (Т. Скокпол).
- «Захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование ее для проведения крупномасштабных социальных реформ» (Э. Гидденс).
Таким образом, главные отличительные черты революций - комплексность и фундаментальность происходящих преобразований и вовлечение широких народных масс. Применение насилия не обязательно сопровождает революционные преобразования: например, социально-экономические преобразования последнего десятилетия в Восточной Европе были практически бескровными и ненасильственными.
По мнению Эдвардса и Бринтона, социальные революции обычно проходят следующие стадии:
1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;
2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения помогала им;
3) побуждение к активным действиям, восстанию, к соц. мифу или системе верований, оправдывающих это побуждение;
4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;
5) период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе;
6) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;
7) период режима террора;
8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней предреволюционной жизни.
Выделяют следующие типы социальных революций: антиимпериалистические (национально-освободительные, антиколониальные), буржуазные, буржуазно-демократические, народные, народно-демократические и социалистические.
Антиимпериалистические - революции, происходившие в колониях и зависимых странах и направленные на достижение национальной независимости (были направлены против экономического и военно-политического господства иностранного капитала и поддерживающей его компрадорской или бюрократической буржуазии, феодальных кланов и т.д.)
Главной задачей буржуазных революций является ликвидация феодального строя и становление капиталистических производственных отношений, свержение абсолютных монархий и господства земельной аристократии, утверждение частной собственности, политического господства буржуазии. Движущие силы буржуазных революций - промышленная, финансовая, торговая буржуазия, массовая база - крестьянство, городские слои (пример - Великая Французская Революция).
Буржуазно-демократическая революция- разновидность буржуазной революции. На ее ход решающее влияние оказывает активное участие в ней широких народных масс, поднявшихся на борьбу за свои интересы и права (европейские революции 1848 - 1849 гг., русская революция 1905 г.).
Социалистическая революция трактовалась (согласно марксистско-ленинской концепции) как высший тип социальной революции, в ходе которой осуществляется переход от капитализма к социализму и коммунизму.
Народная революция- широкое и массовое движение в противоположность «верхушечным», «дворцовым», военным или политическим переворотам. Они могут иметь различное социально-экономическое и политическое содержание.
Народно-демократическая революция - антифашистская, демократическая, национально-освободительная революция, развернувшаяся в большой группе стран Восточной Европы в ходе борьбы с фашизмом во время второй мировой войны. В ходе этой борьбы сложился широкий союз национальных и патриотических сил.
«Нежная» (бархатная) революция - демократическая революция конца 1989 г. в Чехословакии. В ходе революции в результате мощных социальных выступлений мирным путем были ликвидированы существовавшие до этого государственные и политические структуры «реального социализма» и отстранена от власти коммунистическая партия. Близкими к «нежной» революции были революционные процессы, происходившие немного ранее или одновременно с ней и в др. странах Восточной Европы.
Прогресс (от лат. – движение вперед, успех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, к примеру:
в совершенствовании средств производства и рабочей силы;
в развитии общественного разделения труда и росте его производительности;
в новых достижениях науки;
в улучшении условий жизни людей.
Критериями прогресса объявляются
1. Усложненные социальные организации общества (Г. Спенсер),
2. Изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Ф. Тённис),
3. Изменения в характере производства и потребления (У. Ростоу, Д. Белл),
4. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, степени освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К. Маркс).
Важным признаком социального прогресса ученые считают и растущую тенденцию к освобождению человека – ᴛ.ᴇ. освобождению:
1. от подавления государством;
2. от диктата коллектива;
3. от всякой эксплуатации;
4. от замкнутости жизненного пространства;
5. от страха за свою безопасность и будущее.
Регресс (от лат. – обратное движение), напротив, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям. Он может проявляться, скажем, в снижении эффективности производства и уравнения благосостояния людей, в распространении в обществе курения, пьянства, наркомании, ухудшении здоровья населения, увеличения смертности, падении уровня духовности и нравственности людей и т.д.
Прогресс и регресс зачастую сложно переплетаются.
Когда же они в корне меняют все общественное устройство в целом, имеет место социальная революция, ᴛ.ᴇ. когда назревает потребность в проведении не одной, двух или трех реформ, а гораздо большего их числа с таким расчетом, чтобы принципиально изменить характер общества, какая-либо партия или объединение людей, к примеру, военная верхушка, проводят социальную революцию. Революция - ϶ᴛᴏ совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно с целью изменить основы социального строя.
Кроме эволюции, революции основной формой социального развития общества является реформа – это комплекс мероприятий направленных на преобразование, изменение переустройство тех или иных сторон общественной жизни.
Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивает интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивает наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам к социальным благам – образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.
Наряду с социальными выделяют экономические, политические реформы. Переход экономики на рыночные цены, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система – примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике – примеры политических реформ. Употребляется также выражение «законодательные реформы», но неправильно говорить о технических реформах. В этом случае пишут о технических нововведениях или изобретениях.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, реформы – частичные изменения, затрагивающие не все общество, а отдельные его сферы или институты. Реформы бывают и прогрессивными, и регрессивными. То же самое можно сказать и о революциях. Введение практики цензуры в печати прогрессивным мероприятием никак не назовешь. Реформы, как правило, затрагивают не все страны, а каждую в отдельности, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения.
Контрольные вопросы для самопроверки знаний студента:
1) Чем отличаются эволюционные и революционные процессы в обществе?
2) . Почему марксистскую теорию развития общества относят как к эволюционным, так и революционным теориям?
3) Какие фазы в развитии культурно-исторических типов выделяет Н.Я.Данилевский?
4) Какой пример из современной российской теории Т.Парсонс отнес бы к социальному изменению типа «изменению равновесия»?
5) Какие области социально жизни не могут оцениваться с точки зрения прогрессивного развития?
6) Каковы формы кооперации и почему эти социальные процессы считаются одними из самых значимых в человеческой деятельности?
7) Почему конкуренцию часто называют антиподом кооперации? В чем состоит сущность процесса конкуренции?
8) На чем основаны процессы ассимиляции и амальгамизации? Что может помешать течению этих процессов?
Тема 18 Социальные изменения. Социальные изменения - одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое, смена... [читать подробенее]
Социальные изменения - одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации,... [читать подробенее]
[читать подробенее]
Прогресс (от лат. – движение вперед, успех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, например: в совершенствовании средств производства... [читать подробенее]
-
1. 1.Понятие социальных изменений, их формы. 2. Социальные изменения и социальная стабильность. 3. Понятие социального развития. Нелинейный характер социального развития и проблема социального прогресса. 1 Социальные изменения – это изменения способа организации... [читать подробенее]
1. 1.Понятие социальных изменений, их формы. 2. Социальные изменения и социальная стабильность. 3. Понятие социального развития. Нелинейный характер социального развития и проблема социального прогресса. Литература. Социология. Основы общей теории. Под ред. Г.В.Осипова...