Транспорты типа «Либерти. История судов типа либерти
«Либерти» (англ. Liberty Ship) - типовой проект транспортного судна Второй мировой войны, по которому в 1941 - 1945 18 верфей США построили серию из 2751 судна.
Суда типа «Хог Айлендер» (1918): Прямой предшественник «Либерти» - типовые транспортные суда, cтроившиеся поточным методом в конце Первой мировой войны на верфи Хог Айленд в Филадельфии.
Построенная в 1918 верфь с 50-ю стапелями и 7-ю сухими доками была первой, рассчитанной на серийное поточное производство гражданских транспортов (аналогичный проект строительства сторожевых кораблей реализовал в те же 1917 - 1918 Генри Форд).
Первый «Хог Айлендер» был спущен на воду 5 августа 1918, последний 29 января 1921; всего было построено 122 судна - 110 сухогрузов и 12 войсковых транспортов. «Хог Айлендеры» не понесли потерь в Первую мировую войну; во Вторую мировую погибли 58 судов этого типа. Офицеры SS Booker
Суда типа «Оушн» (1941)
В 1940 правительство Великобритании заказало в США по ленд-лизу 60 транспортов для восполнения потерь от подводной войны. За основу проекта был взят тип транспортного судна, восходящий к постройкам 1879 года, и впоследствии развитый в транспортах британской компании Silver Line 1930-х годов. Котлы на угле, посты управления и каюты экипажа были сосредоточены в середине корпуса.
Заказ предусматривал увеличение осадки по сравнению с судами мирного времени, что увеличило водоизмещение на 800 т. Первое судно в серии, Ocean Vanguard, cпустили на воду 16 августа 1941; несколько ранее, в марте 1941, «британская» серия была увеличена до 200, а в апреле до 306 судов, однако 117 из них планировалось построить уже по новому проекту (будущему «Либерти»).
Изменения в проекте
В ходе подготовки к производству «Оушнов» комиссия по военно-транспортным судам (United States Maritime Commission) изменила проект и технологическую схему производства: трудоёмкая клёпка была заменена сборкой сварных секций, котлы переведены на мазут.
Заказы на сборку судов были первоначалально распределены среди шести верфей, контролируемых Генри Кайзером.
Новый проект, вначале известный как «EC2» (Emergency Cargo, type 2) или «проект по закону о гражданских судах на военной службе» (Merchant Marine Act design), стал называться «Либерти» (Свобода) после того, как президент Рузвельт объявил 27 сентября 1941 года - день спуска на воду первых 14 судов - «днём флота свободы» (Liberty Fleet Day).
Первый «Либерти», SS Patrick Henry, был назван в память американского революционера Патрика Генри (1736 - 1799), вошедшего в историю с фразой «Дайте свободу или дайте смерть!» (Give me Liberty, or give me Death!).
В последующем, суда «Либерти» именовались в честь людей всех профессий (в том числе 18 судов в память чернокожих), при этом любой пожертвовавший на оборону 2 миллиона долларов мог назвать судно своим именем.
Развитие технологии
Постройка первых 14 судов заняла около 230 дней. В течение 1941 - 1942 путём последовательных усовершенствований срок постройки (от закладки до спуска на воду) был уменьшен до 42 суток.
В ноябре 1942 верфи Кайзера поставили рекорд - заложенный 8 ноября SS Robert Peary был спущен на воду 12 ноября (спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки), и пошёл в первый рейс 22 ноября; судно пережило войну и прослужило до 1963 года.
Однако это был скорее пропагандистский трюк, который не мог быть воспроизведен серийно. Всего на постройке «Либерти» было занято 18 верфей (не считая многочисленных субподрядчиков), и в 1943 выпуск составил в среднем 3 судна в день.
Производственные дефекты
«Либерти» первых серий страдали от трещин в наборе корпуса и палубы. 19 судов буквально развалились в море. Первоначально дефекты приписывались либо сварной конструкции в целом, либо - низкому качеству сварки в условиях круглосуточного поточного производства. Привлечённая к расследованию металловед из Великобритании Констенс Типпер доказала, что трещины в сварном наборе развивались из-за неудачного выбора сорта стали, который в арктических условиях становился хрупким.
Сварная конструкций облегчала распространение усталостных трещин, но не порождала их. В течение 1942 года эти недостатки были устранены. Опыт «Либерти» был учтён в производстве последующих военных серий - транспортов «Виктори» (534 cудна) и танкеров Т2 (490 судов).
Служба
Вместимость «Либерти» могла достигать:
2840 джипов
525 бронеавтомобилей М8 или 525 санитарных фургонов
440 лёгких или 260 средних танков
651000 76-мм или 300000 105-мм снарядов
На практике, как правило, груз комплектовался сборным.
Сохранившиеся «Либерти»
«Либерти» строились как «суда на пять лет»: считалось, что их ограничения по скорости и ремонтопригодности сделают суда неконкурентоспособны в послевоенном мире. На деле, «Либерти» активно служили в конвоях корейской войны и в гражданской службе до начала 1960-х годов: в 1950-е годы пароходства только зарабатывали с помощью «Либерти» деньги на обновление флотов.
Массовый слом «Либерти» пришёлся на 1960-е годы; первенец серии, «Патрик Генри», был сломан в 1958.
По состоянию на 2005 год, на ходу находятся два «Либерти» - суда-музеи SS John W. Brown в Балтиморе и SS Jeremiah O’Brien Сан-Франциско; оба годны к плаванию и периодически выходят в море.
Третий сохранившийся «Либерти» - плавучий рыбозавод Star of Kodiak (Кадьяк на Аляске). Корпус одного из судов Либерти использован в качестве базы для MH-A1 Sturgis. на сегодняшний день Sturgis (превратившись из судна в баржу) находится на последней стоянке на реке Джеймс (США).
Судна.
John Brown - одно из двух сохранившихся судов типа «Либерти» |
|
История | |
---|---|
Первый спущен на воду: | 27 сентября 1941 |
Общие характеристики | |
Архитектура: | Гладкопалубное твиндечного типа со средним расположением МО |
Водоизмещение: | 14 450 тонн |
Грузоподъемность | 9 140 тонн |
Трюмов | 5 |
Длина: | 135 метров |
Ширина: | 17,3 метров |
Осадка: | 8,5 метров |
Силовая установка: | Одна паровая машина , 2 котла, 2360 л.с. 1 винт (диаметр ок. 2,9 м;4 лопасти) |
Скорость: | 11 узлов (20,4 км/ч) или 11,5 узлов |
Экипаж: | 41 человек (колебался 38-62) |
Предшественники
Суда типа «Хог Айлендер» (1918)
Прямой предшественник «Либерти» - типовые транспортные суда, cтроившиеся поточным методом в конце Первой мировой войны на верфи Хог Айленд в Филадельфии . Построенная в 1918 верфь с 50-ю стапелями и 7-ю сухими доками была первой, рассчитанной на серийное поточное производство гражданских транспортов (аналогичный проект строительства сторожевых кораблей реализовал в те же 1917-1918 Генри Форд). Первый «Хог Айлендер» был спущен на воду 5 августа 1918, последний 29 января 1921; всего было построено 122 судна - 110 сухогрузов и 12 войсковых транспортов. «Хог Айлендеры» не понесли потерь в Первую мировую войну; во Вторую мировую погибли 58 судов этого типа.
Офицеры SS Booker Washington после возвращения из первого атлантического перехода
Суда типа «Оушн» (1941)
В последующем, суда «Либерти» именовались в честь людей всех профессий, при этом любой пожертвовавший на оборону 2 миллиона долларов мог назвать судно своим именем.
Развитие технологии
Модель «Либерти»
Постройка первых 14 судов заняла около 230 дней. В течение 1941-1942 путём последовательных усовершенствований срок постройки (от закладки до спуска на воду) был уменьшен до 42 суток. В ноябре 1942 верфи Кайзера поставили рекорд - заложенный 8 ноября SS Robert Peary был спущен на воду 12 ноября (спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки), и пошёл в первый рейс 22 ноября; судно пережило войну и прослужило до 1963 года. Однако это был скорее пропагандистский трюк, который не мог быть воспроизведен серийно. Всего на постройке «Либерти» было занято 18 верфей (не считая многочисленных субподрядчиков), и в 1943 выпуск составил в среднем 3 судна в день.
Производственные дефекты
«Либерти» первых серий страдали от трещин в наборе корпуса и палубы. 19 судов буквально развалились в море. Первоначально дефекты приписывались либо сварной конструкции в целом, либо - низкому качеству сварки в условиях круглосуточного поточного производства. Привлечённая к расследованию металловед из Великобритании Констенс Типпер доказала, что трещины в сварном наборе развивались из-за неудачного выбора сорта стали, который в арктических условиях становился хрупким. Сварная конструкция облегчала распространение усталостных трещин, но не порождала их. В течение 1942 года эти недостатки были устранены. Опыт «Либерти» был учтён в производстве последующих военных серий - транспортов «Виктори» (534 cудна) и танкеров Т2 (490 судов).
Служба
Вместимость «Либерти» могла достигать:
На практике, как правило, груз комплектовался сборным.
Сохранившиеся «Либерти»
«Либерти» строились как «суда на пять лет»: считалось, что их ограничения по скорости и ремонтопригодности сделают суда неконкурентоспособными в послевоенном мире. На деле, «Либерти» активно служили в конвоях корейской войны и в гражданской службе до начала 1960-х годов: в 1950-е годы пароходства только зарабатывали с помощью «Либерти» деньги на обновление флотов. Массовый слом «Либерти» пришёлся на 1960-е годы; первенец серии, «Патрик Генри», был сломан в 1958.
По состоянию на 2005 год, на ходу находятся два «Либерти» - суда-музеи SS John W. Brown в Балтиморе и SS Jeremiah O’Brien Сан-Франциско ; оба годны к плаванию и периодически выходят в море. Третий сохранившийся «Либерти» - плавучий рыбозавод (англ.) русск. Star of Kodiak (Кадьяк на Аляске).
Корпус одного из судов Либерти использован в качестве базы для плавучей АЭС MH-A1 Sturgis. На сегодняшний день Sturgis (превратившись из судна в баржу) находится на последней стоянке на реке Джеймс (США).
"Либерти" — корабль радиоэлектронной разведки ВМС США. Заложен 23 февраля 1945 года в Портленде, штат Орегон как грузовое судно "Simmons Victory", одно из многочисленной серии так называемых «Судов Победы» (Victory ships), строившихся во время Второй мировой войны для трансатлантических конвоев. "Simmons Victory" было передано Морской комиссии 4 мая 1945 года и зафрахтовано Pacific Far East Line, для которой осуществляло коммерческие грузоперевозки. В 1958 году судно было возращено Управлению торгового флота Министерства торговли США для передачи в резерв ВМС США. В феврале 1963 года "Simmons Victory" было приобретено ВМС США и переоборудовано в многоцелевое вспомогательное судно. 8 июня 1963 года переименовано в "Либерти" и получило бортовой номер AG-168. 1 апреля 1964 года было переклассифицировано в корабль технической разведки с бортовым номером AGTR-5. В феврале 1965 года "Либерти" совершил переход с Западного побережья в Норфолк, штат Виргиния, где на него было установлено дополнительное оборудование, позволяющее выполнять задачи по сбору и обработке данных радиоэлектронной разведки в интересах Агентства национальной безопасности США. В июне 1965 года "Либерти" отправился в своё первое плавание к берегам Западной Африки; затем на протяжении двух лет участвовал в других операциях ВМС США в Атлантике. В 1967 году был направлен в Средиземное море, где во время Шестидневной войны осуществлял радиоэлектронную разведку в восточном Средиземноморье. День 8 июня 1967 года у побережья Синайского полуострова выдался солнечным и ясным. Шел четвертый день арабо-израильской "шестидневной войны". Но на палубе "Либерти", медленно рассекавшего лазурную гладь Средиземного моря в 12 морских милях от берега, царила почти курортная идиллия. Свободные от вахты члены команды, натершись кремом для загара, нежились под ласковым южным солнцем. Даже не верилось, что совсем неподалеку в песках Синая и в районе Суэцкого канала идут ожесточенные танковые и воздушные сражения.
Американцы чувствовали себя в полной безопасности. Их корабль находился в международных водах, а на мачте развивался большой звездно-полосатый флаг, который не могли не заметить самолеты-разведчики ВВС Израиля, с утра 13 раз облетевшие "Либерти" на малой высоте. Моряки махали летчикам руками: ведь США и Израиль были союзниками. Операторы постов радиоперехвата ясно слышали доклады пилотов своему командованию: обнаруженное судно - американское. Только командира корабля коммандера (капитана 2 ранга) Уильяма Макгонагла терзали смутные предчувствия. Получив 5 июня приказ приблизиться к району военных действий, он просил командующего 6-м флотом США вице-адмирала Томаса Мартина придать ему эсминец в качестве эскорта. Но получил отказ. Адмирал заверил его, что в "случае чего" на помощь немедленно будут подняты палубные самолеты с авианосцев. Около 2 часов дня вахтенный радиометрист доложил о появлении на экране радара трех быстроходных надводных объектов, следовавших пересекающимся курсом. Через пять минут один из круживших над "Либерти" израильских самолетов внезапно спикировал на судно. Выпущенные "Миражем" неуправляемые авиационные ракеты - НАРы врезались в палубу и надстройки американского судна. Вслед за этим последовал еще один ракетный залп со второго "Миража". Корпус корабля содрогнулся от множества взрывов, большая часть мирно загоравших на палубе моряков были моментально убиты или покалечены. Развернувшись "Миражи" открыли по "Либерти" огонь из 30-мм пушек, а подошедшие за ними штурмовики "Супер-Мистер" сбросили напалмовые бомбы. Судно запылало сразу в нескольких местах. Уцелевшие члены экипажа под огнем израильских самолетов начали отчаянную борьбу с пожаром и пытались оказать помощь многочисленным раненым. Несмотря на то, что большинство антенн было уничтожено в ходе 20-минутного воздушного налета, радистам удалось поставить аварийную антенну и передать в эфир сигнал "SOS". Сигнал был услышан, но обещанные адмиралом Мартином авианосные самолеты так и не появились ни во время атаки, ни после нее. Тем временем ситуация для "Либерти" приняла еще более худший оборот. Едва самолеты скрылись из вида, как на сцене появились три израильских торпедных катера - те самые надводные цели, обнаруженные ранее радаром. Подойдя к американскому судну на дистанцию 200 метров, катера выпустили по нему свои торпеды. К счастью для американцев, израильские катерники оказались менее меткими, чем их коллеги из ВВС: из пяти торпед четыре прошли мимо. Зато пятая угодила прямо в середину корпуса, где находились основные посты радиоэлектронной разведки и связи. На мгновенье взрыв буквально выбросил "Либерти" из воды и моментально убил 25 человек. В правом борту образовалась 12-метровая пробоина и корабль тут же получил крен в 10°.
Но судну опять повезло. Морякам на нижних палубах удалось задраить водонепроницаемые переборки отсеков и поступление забортной воды в корпус прекратилось. Тем не менее, коммандер Макгонагл приказал своей команде приготовиться к эвакуации. Но как только американские моряки спустили на воду три спасательных плотика, израильские катера тут же потопили два из них пулеметным огнем, а третий втащили к себе на борт. По свидетельству членов экипажа, катера подходили к "Либерти" на дистанцию до 15 метров и явно не могли не заметить на корме судна написанное большими белыми буквами его название - USS LIBERTY, a также характерный для ВМС США крупный бортовой номер на носу - GTR 5. Однако после этого еще 40 минут торпедные катера кружили вокруг искалеченного судна, методично обстреливая из крупнокалиберных пулеметов членов экипажа, тушивших пожар и оказывавших помощь своим раненым товарищам. Хотя на "Либерти" имелись четыре пулеметные установки для самообороны, воспользоваться ими ошеломленным внезапным нападением американским морякам толком не удалось. В один из моментов кто-то лишь дал короткую очередь в воздух, вызвавшую еще более ожесточенный огонь израильтян. Неожиданно катера прекратили обстрел и умчались в северном направлении. Атака на "Либерти" продолжалась 1 час 25 минут. Из 290 членов экипажа 34 моряка были убиты и 171 ранен. Чудом державшееся на воде судно сумело дать ход и стало удаляться в сторону моря, ожидая высланные с кораблей 6-го флота за ранеными санитарные вертолеты. Между тем, через час после окончания атаки к "Либерти" вновь приблизились израильские торпедные катера, на сей раз просемафорившие: "Нуждаетесь ли вы в помощи?". В ответ с "Либерти" просигналили: "Убирайтесь к черту!" Вскоре над судном завис израильский вертолет, набитый вооруженными десантниками, с которого сбросили записку с предложением помощи. Однако американцы, всерьез опасаясь, что союзники намерены добить их судно и уничтожить оставшихся в живых, решительно отказались от их услуг. Вертолет неохотно улетел. Всю ночь оставшиеся в строю моряки не смыкали глаз, ожидая новых израильских атак. Но ночь прошла спокойно. Утром 9 июня к "Либерти" наконец подошел эсминец ВМС США "Дэвис". Однако первое, что услышали от его командира члены команды разведывательного корабля, было приказание забыть все, что с ними случилось. Приказ молчать под страхом военного трибунала получили и раненые моряки "Либерти", переправленные на корабли 6-го флота. Так началась операция сокрытия правды об инциденте. "Либерти" была отбуксирована на Мальту и после спешного ремонта отправлена в США, где ее пустили на слом. Израиль принес официальные извинения США. По версии израильской стороны, американское судно якобы было ошибочно принято за египетский корабль, имевший аналогичный силуэт. Администрация тогдашнего президента Линдона Джонсона безоговорочно приняла все объяснения Израиля и постаралась как можно быстрее закрыть этот вопрос. Ведь в случае вспышки гнева американской общественности, стало бы невозможно оказание Израилю широкомасштабной военной помощи. Результаты ведомственных расследований, проведенных комиссиями ВМС США, были засекречены. Командир корабля У.Макгонагл в 1968 году был чуть ли не тайком награжден высшей американской наградой "Медалью почета" Конгресса США. Спустя несколько лет Израиль также выплатил США в общей сложности более 13 млн. долларов в качестве компенсаций за нанесенный материальный ущерб и для выплат раненым и семьям погибших моряков с "Либерти". Однако, несмотря на все усилия, властям США и Израиля не удалось предать инцидент полному забвению. В 1982 году была создана "Ассоциацию ветеранов "Либерти", провозгласившая своей целью установление всей правды о трагедии 1967 года. Требования Ассоциации к конгрессу США о проведении полного и независимого расследования поддержали весьма видные политики и военные, в частности бывший госсекретарь Дин Раек и бывшие начальники штаба ВМС США адмиралы Арли Берк и Томас Мурер, а также ряд конгрессменов. Но до сих пор официальные власти США не хотят и слышать о возобновлении следствия по этому делу. Более того, ветеранов "Либерти" постоянно обвиняют в антисемитизме и подвергают травле в контролируемых произраильским лобби США СМИ. И это несмотря на то, что среди убитых и раненых израильским ракетами и пулями моряков было немало американцев еврейского происхождения. За минувшие 35 лет в США и других странах вышло несколько книг и документальных фильмов о "Либерти", в которых излагаются разные, зачастую противоречивые версии инцидента, приводятся воспоминания очевидцев и свидетелей, как с американской, так и с израильской стороны. В Интернете существуют даже несколько сайтов, посвященных этой теме. Судя по размещенным там материалам, большинство ветеранов "Либерти" и независимых исследователей убеждены, что израильский удар по судну был преднамеренным, а официальная версия не выдерживает никакой критики.
В частности, давно уже опровергнуты утверждения израильской стороны о том, что в момент атаки "Либерти" якобы не несла американского флага и двигалась с "характерной для боевых кораблей" скоростью более 30 узлов (на самом деле 5 узлов). Абсурдно выглядит также и утверждения Израиля, что его летчики и моряки перепутали "Либерти" - довольно крупное судно водоизмещением более 10 тысяч тонн с характерным силуэтом из-за больших параболических антенн, со старым египетским транспортом "Аль-Кусейр" водоизмещением 2600 тонн, предназначенным для перевозки лошадей. Разве могла лучшая в мире израильская разведка сделать столь идиотскую ошибку? В настоящее время существуют несколько альтернативных версий причин израильской атаки на "Либерти". Наиболее распространенная -это так называемая "голанская версия". Согласно ей, генеральный штаб ВС Израиля не хотел, чтобы США преждевременно узнали о планировавшейся на 9 июня операции израильской армии по захвату у Сирии Голанских высот. Мощная аппаратура радиоразведки на борту "Либерти" позволяла прослушивать и расшифровывать все переговоры по израильским военным сетям и оперативно передавать полученные данные в Вашингтон. Малоизвестный до сих пор факт: "Либерти", формально входившая в состав ВМС США, фактически управлялась Агентством национальной безопасности (АНБ) США - сверхсекретным ведомством, отвечающим за глобальный электронный шпионаж. Таким образом, отдав приказ потопить "Либерти", израильский генштаб возможно стремился сохранить в тайне свои военные планы, ибо опасался утечек информации в Вашингтоне к советской или арабской разведке. В последнее время появились и другие версии. В частности, некоторые исследователи утверждают, что американское разведывательное судно могло перехватить переговоры израильских военных о расстреле ими свыше 1 тыс. пленных египетских солдат в Эль-Атшш на Синае. Начальником генштаба Израиля в то время был генерал Ицхак Рабин, впоследствии премьер-министр и лауреат Нобелевской премии, убитый еврейским националистом в 1995 году. Вот он якобы и отдал приказ "убрать" нежелательного свидетеля израильских военных преступлений. Однако помимо причин нападения израильских военных на "Либерти", в этом деле есть и еще один вопрос. Почему же правительство США не пришло на помощь своим морякам, зная, что их более часа безнаказанно расстреливают и убивают военные силы другого государства? Бывший офицер судна Джеймс Иннес, кстати, автор известной книги "Нападение на "Либерти", в опубликованной недавно в газете "Нейви тайме" статье назвал это "актом предательства на море". Некоторые ветераны "Либерти", которых после инцидента ранеными доставили в госпиталь авианосца Америка, рассказывают о своем конфиденциальном разговоре с контр-адмиралом Лоуренсом Рейсом, командовавшим в то время авианосными силами 6-го флота. Адмирал тогда признался, что, получив сигнал SOS с "Либерти", он доложил об этом командующему флотом и в Вашингтон. После этого он поднял в воздух ударную группу из 12 самолетов с авианосца "Саратога", ближе всего находившегося от места инцидента. Однако адмирал тут же был вызван на связь самим министром обороны Робертом Макнамарой, приказавшим немедленно вернуть самолеты. Спустя 90 минут, получив доклад о торпедной атаке на "Либерти", Гейс повторно поднял в воздух самолеты. Но последовал еще один звонок от Макнамары с приказом дать отбой спасательной операции. Когда же адмирал потребовал подтверждения приказа, он услышал в трубке голос самого президента Линдона Джонсона: "Мне плевать, если даже этот корабль утонет и все там погибнут! Я не поставлю наших союзников в неудобное положение". Был ли такой разговор на самом деле или нет, остается только гадать. В Вашингтоне и Иерусалиме сейчас мало кто желает вспоминать о трагедии "Либерти", обстоятельства которой продолжают упорно замалчиваться официальными инстанциями.
«Либерти» - тип транспортных пароходов середины XX века. Суда этого типа строились в очень большом количестве (построено более 2500) в США во время Второй мировой войны для обеспечения массовых военных перевозок.
Предшественники
Суда типа «Хог Айлендер» (1918)
Прямой предшественник «Либерти» - типовые транспортные суда, строившиеся поточным методом в конце Первой мировой войны на верфи Хог Айленд в Филадельфии . Построенная в 1918 верфь с 50-ю стапелями и 7-ю сухими доками была первой, рассчитанной на серийное поточное производство гражданских транспортов (аналогичный проект строительства сторожевых кораблей реализовал в те же 1917-1918 годы Генри Форд). Первый «Хог Айлендер» был спущен на воду 5 августа 1918, последний 29 января 1921; всего было построено 122 судна - 110 сухогрузов и 12 войсковых транспортов. «Хог Айлендеры» не понесли потерь в Первую мировую войну; во Вторую мировую погибли 58 судов этого типа .
Суда типа «Оушн» (1941)
В последующем, суда «Либерти» именовались в честь людей всех профессий, при этом любой пожертвовавший на оборону 2 миллиона долларов мог назвать судно своим именем. [ ]
Развитие технологии
Постройка первых 14 судов заняла около 230 дней. В течение 1941-1942 путём последовательных усовершенствований срок постройки (от закладки до спуска на воду) был уменьшен до 42 суток. В ноябре 1942 верфи Кайзера поставили рекорд - заложенный 8 ноября SS Robert Peary был спущен на воду 12 ноября (спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки), и пошёл в первый рейс 22 ноября; судно пережило войну и прослужило до 1963 года. Однако это был скорее пропагандистский трюк, который не мог быть воспроизведен серийно. Всего на постройке «Либерти» было занято 18 верфей (не считая многочисленных субподрядчиков), и в 1943 выпуск составил в среднем 3 судна в день.
Производственные дефекты
«Либерти» первых серий страдали от трещин в наборе корпуса и палубы. 19 судов буквально развалились в море. Первоначально дефекты приписывались либо сварной конструкции в целом, либо - низкому качеству сварки в условиях круглосуточного поточного производства. Привлечённая к расследованию металловед из Великобритании Констенс Типпер доказала, что трещины в сварном наборе развивались из-за неудачного выбора сорта стали, который в арктических условиях становился хрупким. Сварная конструкция облегчала распространение усталостных трещин, но не порождала их. В течение 1942 года эти недостатки были устранены. Опыт «Либерти» был учтён в производстве последующих военных серий - транспортов «
в Избранное в Избранном из Избранного 0
Альтернативный проекты линкоров, крейсеров, авианосцев появляются у нас на сайте чуть ли не каждый день. А вот проекты транспортных или полувоенных кораблей я, лично, не припомню. Вот из соображений большего разнообразия я и решил выложить данный проект к нам на сайт. Хотя в плане АИ, данный проект имеет очень мало смысла и возможен в уж очень альтернативном СССР, мало похожем на тот который мы помним и который, обычно имеем ввиду. Но вернёмся к проекту:
Знаменитый бой парохода «Сибиряков» с немецким карманным линкором «Адмирал Хиппер» и его трагическая гибель. Натолкнула советское руководство на идею создания специальных, дешёвых и массовых кораблей для участия в арктических конвоях.
Основным условием кроме вышеперечисленных было наличие серьёзного вооружения на корабле, которое бы ему давало возможность, если не отбиться от немецких рейдеров, то нанести им неприемлемый урон. Это, по мнению морского руководства, должно было охладить пыл немецких охотников.
Кроме этого корабли должны были обладать и хорошим зенитным вооружением, которое бы давало возможность самостоятельно защитить себя от налётов вражеской авиации.
Первым кораблём серии стал транспорт «Сибиряков», названный в честь, знаменитого погибшего предка.
Корабли получили действительно хорошее вооружение, как для транспорта. По оконечностям надстройки в центре корпуса располагались две башни с четырьмя 130 мм универсальными пушками. Кроме того по оконечностям корпуса располагалось по две зенитных 85 мм пушки, которые также могли быть использованы и для стрельбы по надводным целям. Это, если можно так выразиться, универсальное вооружения судна, но оно ещё имело довольно мощное чисто зенитное вооружение, которое состояло из двадцати 20 мм орудий (я так понимаю Эрликонов. Видимо, ленд-лизовских) и 8-и 12,7 мм пулемётов (в оригинале автор указал некие 15 мм пушки, или пулемёты).
Корабли серии «Сибиряков» начали строится с 1943 года и всего было построено ни много не мало, аж 27 единиц.
12 забрало тихоокеанское пароходство, 12 - мурманское пароходство. Это для обеспечения экстренных поставок по ленд-лизу.
2 затребовало командование Северного флота с целью переоборудования в артиллерийские корабли эскорта - для сопровождения внутренних конвоев в летний период навигации. Корабли строились в расчёте, что каждый сможет сорвать нападение вспомогательного крейсера. Командование Северного Флота небезосновательно считало, что крупные надводные суда Кригсмарине если и будут использованы, то против гораздо более ценных конвоев союзников, транспортирующих готовую военную продукцию. Советские внутренние конвои готовую продукцию как правило, не везут, да и имеют большую вероятность избежать встречи или уклониться от боевого корабля просто в силу географических причин. Экономически тратить дефецитное для Рейха топливо ради советских каботажников необосновано, да и разведка выход германского крупного боевого корабля обещала (на этот раз) не проспать. В тоже время немцы могли незаметно вывести в море против советского судоходства замаскированный под одиночный торговый корабль союзников рейдер.
Представители торгового флота возмутились, заявив, что достаточно одного такого корабля, так как новая авиабаза разведывательных самолётов с ангарами на острове Колгуев, аэродромы подскока до самого Диксона, и минно-торпедный авиаполк с приоритетной задачей "ловить следующего гада" , теоретически, должны были исключить незаметное проникновение корабля противника в пустынное Карское море, и уж тем более из него выйти. Но моряки резонно заявили, что конвои следуют в двух направлениях и сказали, что распоряжения лётчикам летать в непогоду торговые моряки будут давать сами. Окончательным аргументом стало то, что Северный Флот не имел на кораблях орудий свыше 130 мм, а в будущем более чем очевидны операции против берега. Вооружение каждого корабля составило 6 180 мм установок Б-1-П в 6 башнях: по две линейно-возвышенные оконечностях и по одной с каждого борта - с таким расчётом, чтобы на ретирадных и догонных курсах иметь возможность гаранитрованно вести стрельбу 4 орудиями из 6. Зенитное вооружение - 4 100 мм универсальные установки Б-34, 8 зенитных орудий 70-К, и 4 25 мм пушки 72-к.
Ну и 1 корабль попросило руководство ГлавСевМорПути - для обеспечения работоспособности онного. Корабль имел на палубе спускаемые грузовые мотоботы в количестве 12 штук и 3 связных гидросамолёта, трюмы корабля были забиты топливом (керосин и бензин в бочках, уголь в мешках-корзинах) строительным материалом, продовольствием, запчастями, зимней одеждой, медикментами и водой. Корабль имел дополнительные каюты, разнопрофильную ремонтную мастерскую, позволяющей осуществить скорый ремонт электрогенераторов, котельных установок, радиостанций, амбулаторию с несколькими врачами (в наличии был ренгеновский аппарат, операционная и зубной кабинет), стилизованную в русском стиле баню и даже подобие ресторана, где страдающие от одиночества и тяжёлых условий служащие могли расслабиться и душой и телом. Мотоботы снабжали метерологические, радиотрансляционные станции, дозорные посты всем необходимым, гидросамолёты осуществляли курьерскую и связную службу, так как по понятным причинам, корабль стремился не выходить в эфир. Корабль фактически использывался как плавбаза и все переходы делались с "попутными" конвоями под охраной эскорта.
Всего за время войны из 27 кораблей было потеряно 4 корабля и один серьёзно повреждён. На Севере было потеряно 3 корабля - один потоплен при переходе конвоя JW-55A в декабре 1943 в Баренцевом море подлодкой U-354, другой - торпедоносцами Ju-188 из III/KG-26 в ноябре 1944 в Норвежском, причём отставший из-за поломки от конвоя RA-61A корабль радаром самолёта-разведчика обнаружен был. Самолёт-разведчик, определив параметры цели, повесил цепочку осветительных бомб вдоль курса с северной стороны корабля, торпедоносцы как на учениях зашли из тьмы на освещённую цель с юга. Погибли все. На мине в устье Белого моря в феврале 1945 погиб третий. Последний погиб из-за навигационной ошибки на Дальнем Востоке у Сахалина весной 1945 года. Плохая погода не позволила совершить обсервацию, а радиооборудование вышло из-за шторма из строя.
Повреждён был из серии только один корабль, зато как! Ранней весной 1944 года было принято решение переоборудовать один корабль в танкер и перебросить попутными союзными конвоями из Баренцева моря на Чёрное - с целью доставки в будущих операциях на южном ТВД советско-германского фронта топлива из кавказских портов поближе к фронту, минуя о перегруженный Ростовско-Батайский железнодорожный узел. Вокруг Азовского моря географически неудобно, неэкономно, медленно, заметно и опасно. Да ещё оппоненты из ГрАр "Юг" разрушают за собой всё. А тут 10000 тонн топлива одним рейсом. И корабль выглядит как транспорт. Судно в марте было переоборудовано в танкер, и отправилось в путь с конвоем 28 апреля. Англичане были очень удивлены, что судно отправилось в такой рейс пустым, но советские союзники объяснили, что судно не готово ходить с грузом и достраиваться будет на Чёрном море. А ведь не соврали: трюмы уже превратили в цистерны только пока без крышек сверху. А 28 мая одиночно следовавший в Средиземнном море корабль южнее острова Крит попал под звёздный налёт германской авиации. Управляемая бомба Fritz-X с He-177 пробила ставший цистерной трюм насквозь и не взорвалась. Однако трюм оказался частично заполнен водой. Бомбардировщикми Ju-88 сбросили бомбы с довольно большой высоты, однако корабль был поражён 250 кг бомбой, которая оторвала кормовой кран. Торпедоносцы He-111 удалось отбить заградительным огнём из 130 мм пушек, хотя проходящая за кормой торпеда сдетонировала (вероятно сработал магнитный взрыватель) , и корабль остался без хода. Корабль отправился в Александрию на ремонт. На буксире. До конца войны
Все уцелевшие 20 торговых кораблей были разоружены и работали после войны дальше, оба артиллерийских корабля превратились в мишени при испытаниях ракетного оружия, "полярник" дослужил свой век блокшивом на Диксоне, а танкер сразу после войны в Александрии продан на слом.