Трудовой подвиг женщин в тылу во время вов. Взрастило вас время войны Труд в годы войны
Да разве об этом расскажешь В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!.. В то утро простился с тобою Твой муж, или брат, или сын, И ты со своею судьбою Осталась один на один. Один на один со слезами, С несжатыми в поле хлебами Ты встретила эту войну. И все - без конца и без счёта - Печали, труды и заботы Пришлись на тебя на одну. Одной тебе - волей-неволей - А надо повсюду поспеть; Одна ты и дома и в поле, Одной тебе плакать и петь. А тучи свисают всё ниже, А громы грохочут всё ближе, Всё чаще недобрая весть. И ты перед всею страною, И ты перед всею войною Сказалась - какая ты есть. Ты шла, затаив своё горе, Суровым путём трудовым. Весь фронт, что от моря до моря, Кормила ты хлебом своим. В холодные зимы, в метели, У той у далёкой черты Солдат согревали шинели, Что сшила заботливо ты. Бросалися в грохоте, в дыме Советские воины в бой, И рушились вражьи твердыни От бомб, начинённых тобой. За всё ты бралася без страха. И, как в поговорке какой, Была ты и пряхой и ткахой, Умела - иглой и пилой. Рубила, возила, копала - Да разве всего перечтёшь? А в письмах на фронт уверяла, Что будто б отлично живёшь. Бойцы твои письма читали, И там, на переднем краю, Они хорошо понимали Святую неправду твою. И воин, идущий на битву И встретить готовый её, Как клятву, шептал, как молитву, Далёкое имя твоё... М.Исаковской, 1945.
В этот Великий день давайте вспомним о женщинах, который остались дома один на один со всей страшной жизнью...
Сельское хозяйство во время Великой Отечественной войны.
"Мы зажиточными стали,
Вот спасибо тебе, Сталин,
Дорогой отец!
Дорогой отец!"
колхозник Ольховский
В довоенные годы сельские жители составляли большинство населения Советского Союза. Семьи, как правило, были многочисленные, родители и дети жили и трудились в одном колхозе или совхозе. Оккупация во время войны ряда крупных сельскохозяйственных районов, изъятие из сельского хозяйства большого количества техники, уход на фронт почти всех трудоспособных мужчин и, прежде всего, механизаторов, конечно, нанесли серьёзный ущерб сельскому хозяйству. 1941 г. оказался особенно тяжёлым для русской деревни. В СССР на тружеников сельского хозяйства почти не распространялась система бронирования от призыва в Красную Армию, поэтому после мобилизации миллионы семей в миг остались без своих кормильцев.
Многие женщины и девушки - труженицы колхозов, совхозов и МТС тоже были мобилизованы в армию. Кроме этого, сельские жители мобилизовались и на работу в промышленность, на транспорт, а так же заготовку топлива. После всех мобилизаций нелегкий крестьянский труд целиком лег на плечи женщин, стариков, подростков, детей и инвалидов. В годы войны женщины составляли 75% работников сельского хозяйства, 55% механизаторов МТС, 62% комбайнеров, 81% трактористов. Из колхозов изъяли и отправили на фронт все, что могло ездить и ходить, то есть все исправные трактора и здоровых лошадей, оставив крестьян с ржавыми колымагами и слепыми клячами. В то же время, безо всяких скидок на трудности, власти обязали ослабленное ими же крестьянство бесперебойно снабжать город и армию сельскохозяйственной продукцией, а промышленность - сырьем.
Рабочий день во время посевной начинался в четыре часа утра и заканчивался поздно вечером, при этом голодным селянам надо было успеть еще и засадить свой собственный огород. "Из-за отсутствия техники все работы приходилось выполнять вручную. Впрочем, народ у нас находчивый. Колхозницы навострились пахать, запрягая в плуг женщин, что посильнее. И те тащили его не хуже трактора. Особенно в этом преуспели работники колхоза «Маяк Октября» Ковернинского района. Там взяли за почин запрягать в плуг сразу по восемь женщин! Уполномоченный КПК при ЦК ВКП(б) по Горьковской области В.Е. Педьев 31 мая 1944 г. писал секретарю ЦК Г.М. Маленкову: «Имеют место массовые факты, когда колхозницы впрягаются по пять-шесть человек в плуг и на себе пашут приусадебные участки. Местные партийные и советские организации мирятся с этим политически вредным явлением, не пресекают их и не мобилизуют массы колхозников на ручную копку своих приусадебных участков и использование для этой цели крупного рогатого скота". (Зефиров М.В. Дёгтев Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», «АСТ Москва», 2009 г., с 343).
Конечно, по возможности, труженики сельского хозяйства использовали на пахоте, бороновании и перевозке тяжестей своих личных коров. За свою тяжёлую работу крестьяне получали трудодни. В колхозах, как таковой, зарплаты не было. После выполнения обязательств перед государством по поставкам сельхозпродукции, свои доходы колхозы распределяли среди колхозников, пропорционально выработанным им трудодням. Причём денежная составляющая дохода колхозников на трудодни была незначительной. Обычно на трудодни крестьянин получал сельхозпродукты. Для колхозников, занимающихся выращиванием технических культур, например хлопководством, денежные выплаты были значительно выше. Но в целом по стране перед войной оставался довольно большой разрыв между натуральной и денежной составляющей трудодня.
До войны минимум трудодней еще был довольно гуманным. Для укрепления трудовой дисциплины постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» устанавливался обязательный минимум трудодней для трудоспособных колхозников - 100, 80 и 60 трудодней в год (в зависимости от краев и областей). То есть, получалось, что 305 дней в году крестьянин мог работать на своем участке, а остальные 60 был обязан бесплатно трудиться на государство. Причем приходились они, как правило, на посевную и уборочную. Но одновременно устанавливалась, так называемая, средняя выработка на один колхозный двор, и она составляла к началу войны более 400 трудодней на подворье.
Колхозники, которые не сумели в течение года выработать необходимый минимум трудодней, должны были исключаться из колхоза, лишаться приусадебных участков и преимуществ, установленных для колхозников. Но государству показалось мало получать от колхозов одни лишь сельхозпродукты, и оно не постеснялось ввести еще и продовольственный, и денежный налоги с каждого подворья! Кроме того, колхозников приучили "добровольно" подписываться на всякого рода государственные займы и облигации.
Во время войны произошло сокращение посевных земель и ресурсов для их обработки, что естественно привело к необходимости максимально изымать зерно у колхозов, и в большем объеме прекращению продовольственных оплат на трудодни, особенно в 1941-1942 гг. 13 апреля 1942 г. вышло постановление правительства «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней». Согласно ему, каждый колхозник старше 16 лет должен был теперь отработать для различных краев и областей (по группам) 100, 120 и 150 трудодней, а подростки (от 12 до 16 лет) - 50.
По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1942 г колхозники, не выполнявшие норму, несли уголовную ответственность и могли быть преданы суду, а также карались исправительно-трудовыми работами на срок до 6 месяцев с удержанием из оплаты до 25 процентов трудодней. Но это удержание производилось не в пользу государства, а в пользу колхоза. Такое решение способствовало заинтересованности колхоза в том, чтобы данное преступление не утаивалось, и позволяло ему удержанными фондами лучше обеспечить нуждающихся.
Еще до принятия этого постановления, наказания для граждан были достаточно суровыми. "Типичный пример - судьба колхозниц хозяйства «Красная волна» Кротовой и Лисициной. Не выработав трудодней, они в сентябре 1941 г. отправились рыть картофель на своих личных участках. Их примеру последовали другие «неустойчивые» колхозники в количестве 22 человек. На требование идти работать в колхоз смелые крестьянки ответили отказом. В результате обе женщины были репрессированы и приговорены к пяти годам лишения свободы каждая". (Там же с. 345).
Постановление от 13 апреля 1942 г. не только повысило годовой минимум трудодней, но в интересах обеспечения выполнения различных сельхозработ установило колхозникам определенный минимум трудодней для каждого периода сельскохозяйственных работ. Так в колхозах первой группы с минимумом 150 трудодней в год надо было выработать до 15 мая не менее 30 трудодней, с 15 мая по 1 сентября - 45, с 1 сентября до 1 ноября - 45. Остальные 30 - после 1 ноября.
Если в 1940 г. средняя выдача зерна колхозникам по трудодням в СССР составила 1,6 кг, то в 1943 г. - 0,7 кг, а в 1944 г. - 0,8 кг. В период первых лет восстановления народного хозяйства, в том числе и в связи с засухой и общим падением урожайности выдача зерна и бобовых на трудодни по колхозам еще более уменьшилась: в 1945г. до 100 грамм на трудодень выдавало 8,8 % колхозов; от 100 до 300 - 28,4 %; от 300 до 500 - 20,6 %; от 500 до 700 - 12,2 %; от 700 г до 1 кг - 10,6 %; от 1 кг до 2 кг - 10,4 %; более 2-х кг. - 3,6 %. В некоторых колхозах крестьянам на трудодни сельхозпродукция вообще не выдавалась.
Советская колхозная система сильно напоминала крепостное право, отменённое в 1861 г., во время которого крестьяне жили относительно "свободно", но были обязаны два-три дня в неделю отрабатывать барщину - бесплатно трудиться на помещичьих землях. Советские крестьяне не имели паспортов, поэтому не могли свободно выезжать из деревни, да и выйти из колхоза, в который они ранее "добровольно" вступили, тоже было практически невозможно. Трудодни фактически представляли собой модифицированную барщину. При этом Советская власть вообще стремилась по возможности заставить людей работать именно бесплатно.
Формально должность председателя являлась выборной, и он избирался на собрании колхозников открытым либо тайным голосованием. Однако на деле никакой демократии не существовало. Партийные органы были заинтересованы в жесткой вертикали власти, чтобы председатель отчитывался за свою работу не перед народом, а непосредственно перед вышестоящими инстанциями. Поэтому занять должность председателя колхоза по неформальному правилу мог только член ВКП(б), как правило, их назначением и увольнением занимались райкомы партии. В народе это действо получило прозвище "посадить и высадить". Некоторые распоясавшиеся руководители хозяйств и вовсе относились к колхозникам как к рабам. "Так, председатель колхоза «За сталинский путь» Ардатовского района И. Калаганов за плохую прополку свекольного поля заставил двух работавших на нем подростков прилюдно съесть целую кучу сорняков. Разъезжая верхом в нетрезвом состоянии по своим «фазендам», Калаганов также сек плетью попадавшихся колхозников и заставлял их кланяться ему, словно барину". (Там же с. 347).
Когда сельхозработы наконец заканчивались, и наступала зима, "высвободившуюся" рабочую силу немедленно бросали на заготовку топлива для электростанций, то есть на морозе пилить дрова и выкапывать мерзлый торф, а потом на своем же горбу тащить все это на ближайшую железнодорожную станцию. Помимо этого, сельских жителей часто привлекали к различным другим "временным" работам: строить оборонительные сооружения, восстанавливать разрушенные бомбежками предприятия, строить дороги, очищать от снега аэродромы авиации ПВО и т.п. За весь этот непосильный труд государство вознаграждало их дополнительными трудоднями и почетными грамотами.
"Между тем многие семьи, лишившиеся кормильцев, ушедших на фронт, оказывались в совершенно плачевном состоянии. Так, в конце 1942 г. в колхозе «Им. 12-летия Октября» Безымянского района Саратовской области участились случаи опухания колхозников из-за недоедания. Например, семья эвакуированной Селищевой, у коей четыре сына воевали на фронте, получила за весь год только 36 кг хлеба в качестве «зарплаты» за труд в колхозе. В итоге женщина и другие члены ее семьи опухли… В Салганском районе Горьковской области семья фронтовика Воронова с пятью детьми и престарелыми родителями жила в полной нищете. Опухшие от голода дети защитника Отечества ходили по деревне в рваной одежде и просили милостыню. В семье погибшего фронтовика Осипова трое детей и жена опухли от голода, дети вообще не имели одежды и тоже просили милостыню. И таких примеров были тысячи". (Там же с. 349).
Хлеба, как основного продукта, постоянно не хватало. Из-за нехватки муки его пекли с примесями, добавляя желуди, картошку и даже картофельные очистки. Нехватку сахара граждане научились компенсировать, изготовляя из тыквы и свеклы самодельный мармелад. Кашу, например, варили из семян лебеды, лепёшки пекли из конского щавеля. Вместо чая использовали листья черной смородины, сушеную морковь и прочие травы. Зубы чистили обычным углем. Вообще, выживали, как могли. Лошадей, как и людей, тоже не жалели. Истощенные, изголодавшиеся кобылы бродили по полям и дорогам в поиске пищи, не выдерживали и погибали в "битве за урожай". Из-за отсутствия электричества крестьянам приходилось освещать своё жильё самодельными керосиновыми лампами да лучинами. В результате пожарища выкашивали целые поселки, сотни крестьян оставались без крыши над головой.
Впрочем, крестьяне отвечали на суровые условия жизни по-своему. При отработке трудодней голодные и усталые труженики работали вполсилы или халтурно, через каждые полчаса устраивали перекуры и передыхи. Часто в дело вмешивались погода и прочие условия. Трудодень, проведенный впустую, в народе называли "палочкой". Да и сам колхозный строй был совершенно неэффективным, зачастую огромные усилия тратились совершенно впустую, имеющиеся ресурсы расходовались нерационально. Процветала обезличка, когда было неизвестно, кто и за что отвечает, за кем закреплено то или иное поле. Следовательно, начальству спросить было не с кого, отвечал весь колхоз. Партийные органы же в духе времени объясняли низкую производительность труда отсутствием партийно-массовой работы. Так, высокую себестоимость зерна в колхозе «Память Ленина» объяснили тем, что "доклад великого Сталина до сознания колхозников не доведен".
Тяжело жилось в войну не только колхозникам, но и работавшим на селе бюджетникам, в частности, учителям сельских школ. К тому же зарплата и так называемые "квартирные", положенные сельским учителям по закону, постоянно задерживались государством. Из-за нехватки продовольствия и низкой оплаты труда им зачастую приходилось наниматься в колхозы пастухами.
Самое удивительное заключается в том, что, несмотря на все это, советское сельское хозяйство все же добилось значительных успехов в снабжении армии и городов, пускай и не досыта. Несмотря на столь тяжёлые условия жизни, наши крестьяне упорно ковали Победу над врагом в тылу, налаживая сельскохозяйственное производство, чтобы государство получило в свое распоряжение необходимое количество продовольствия и сырья; проявляли материнскую заботу о фронтовиках, их семьях и детях, помогали эвакуированным. Многие значительно перекрывали нормы по трудодням. Но этот действительно трудовой подвиг дался слишком дорогой ценой. Мероприятия советской власти в отношении сельского хозяйства, с упорством, достойным лучшего применения, проводившиеся в 1930-1940 гг., полностью подорвали генофонд деревни, традиции русских крестьян и разрушили некогда крепкие русские сёла, славившиеся качественной сельскохозяйственной продукцией.
По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…
Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.
Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза. С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.
Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам, конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненных красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. На "детском фронте" воевали как мальчики, так и девочки. Особенно массовым он был в Белоруссии.
В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.
Кроме этого, немцы в тылу совсем не стеснялись, и со всей жестокостью расправлялись с детьми. "...Часто из-за развлечений группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба, дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди. Сколько детей погибло из-за таких забав немцев по всей стране! Опухшие от голода дети могли что-то взять, не смысля, съестное у немца, и тут же очередь из автомата. И наелся ребенок навек!" (Солохина Н.Я., Калужская область, г. Людиново, из статьи «Мы родом не из детства», «Мир новостей», №27, 2010, с. 26).
Поэтому, проходящие по этим местам части Красной Армии чутко относились к таким ребятам и часто забирали их с собой. Сыны полков – дети военных лет воевали против немецких оккупантов наравне со взрослыми. Маршал Баграмян вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат.
"Федя Самодуров. Феде 14 лет, он воспитанник мотострелковой части, которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За отвагу».
Ваня Козлов. Ване 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях.
Петя Зуб. Не менее трудную специальность избрал себе Петя Зуб. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов". («Аргументы и факты», №25, 2010, с. 42).
Воспитанник 63-й гвардейской танковой бригады Анатолий Якушин за спасение жизни командира бригады получил орден Красной Звезды. Примеров героического поведения детей и подростков на фронте существует достаточно много…
Таких ребят во время войны погибло и пропало без вести очень много. В повести Владимира Богомолова «Иван» можно прочитать о судьбе юного разведчика. Родом Ваня был из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Мальчику пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце – в лагере смерти. Массовые расстрелы, жестокое обращение с населением вызывали и у детей огромное желание мстить. Попадая в гестапо, подростки проявляли удивительные мужество и стойкость. Вот как описывает автор гибель героя повести: "...21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10 – 12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи – Клинск... На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи. В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55".
Девочки тоже активно участвовали в подпольной и партизанской борьбе на оккупированной территории. Пятнадцатилетняя Зина Портнова приехала из Ленинграда к родственникам в 1941 г. на летние каникулы в деревню Зуй Витебской области. Во время войны стала активным участником Обольской антифашистской подпольную молодёжной организации «Юные мстители». Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Участвовала в других диверсиях, распространяла листовки среди населения, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 г., возвращаясь с задания, она была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 г. расстреляна в тюрьме г. Полоцка.
А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!
Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан. За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду – землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем – таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в «рельсовой войне», в уничтожении немецких карательных подразделений.
С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках.
Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин. Об одном таком концерте есть трогательное стихотворение у Е. Евтушенко:
"В палате выключили радио...
И кто-то гладил мне вихор.
В Зиминским госпитале раненым
Давал концерт наш детский хор..."
А тем временем голод, холод, болезни в два счета расправлялись с хрупкими маленькими жизнями.
Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены. При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.
В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся ещё много малоизвестных страниц, например, судьба детских садов. "Оказывается, в декабре 1941-го в осажденной Москве в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, они возобновили свою работу быстрее, чем многие вузы. К осени 1942 года в Москве открылись 258 садиков!
Более пятисот воспитателей и нянь осенью 1941-го рыли окопы на подступах к столице. Сотни работали на лесозаготовках. Воспитательницы, еще вчера водившие с детьми хоровод, сражались в московском ополчении. Под Можайском героически погибла воспитательница детскою сада Бауманского района Наташа Яновская. Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков. Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души – для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение". (Д. Шеваров «Мир новостей», №27, 2010, с. 27).
"Играйте же, дети
Растите на воле!
На то вам и красное
Детство дано"
, – писал Некрасов Н.А., но война лишила и детсадовцев «красного детства». Рано повзрослели и эти маленькие детишки, быстро разучившись шалить и капризничать. На детские утренники в садики приходили из госпиталей выздоравливающие бойцы. Раненые солдаты долго аплодировали маленьким артистам, улыбаясь сквозь слезы... Тепло детского праздника согревало израненные души фронтовиков, напоминало о доме, помогало вернуться с войны невредимыми. Ребята из детских садов и их воспитательницы тоже писали письма солдатам на фронт, посылали рисунки, подарки.
У детей изменились игры, появилась "…новая игра – в госпиталь. В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них – реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у них выполняют деревья. В них стреляют снежками. Научились оказывать помощь пострадавшим – упавшим, ушибленным". Из письма мальчика фронтовику: "Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже – надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…" (Там же).
В связи с гибелью родителей в стране появилось много беспризорных детей. Советское государство, несмотря на тяжелое военное время, все же выполняло свои обязательства перед детьми, оставшимися без родителей. Для борьбы с безнадзорностью была организована и открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых родителей. К сожалению, далеко не все воспитатели и руководители детских учреждений отличались честностью и порядочностью. Вот некоторые примеры.
"Осенью 1942 г. в Починковском районе Горьковской области были пойманы одетые в лохмотья дети, воровавшие картофель и зерно с колхозных полей. Выяснилось, что «урожай собирали» воспитанники районного детского дома. И делали они это отнюдь не от хорошей жизни. При проведении дальнейшего расследования местные милиционеры раскрыли преступную группу, а, по сути, банду, состоявшую из сотрудников данного учреждения. Всего по делу были арестованы семь человек, в том числе директор детдома Новосельцев, бухгалтер Сдобнов, кладовщица Мухина и другие лица. При обысках у них были изъяты 14 детских пальто, семь костюмов, 30 метров сукна, 350 метров мануфактуры и другое незаконно присвоенное имущество, с большим трудом выделенное государством в это суровое военное время.
Следствие установило, что путем недодачи полагающейся нормы хлеба и продуктов указанные преступники только в течение 1942 г. расхитили семь тонн хлеба, полтонны мяса, 380 кг сахара, 180 кг печенья, 106 кг рыбы, 121 кг меда и т.д. Все эти дефицитные продукты работники детдома распродавали на рынке либо просто сами проедали. Только один товарищ Новосельцев ежедневно получал на себя и членов своей семьи пятнадцать порций завтраков и обедов. За счет воспитанников неплохо питался и остальной обслуживающий персонал. Детей же кормили «блюдами», приготовленными из гнилья и овощей, ссылаясь при этом на плохое снабжение. За весь 1942 г. им лишь один раз выдали по одной конфетке к 25-й годовщине Октябрьской революции… И что самое удивительное, директор детдома Новосельцев в том же 1942 г. получил от наркомата просвещения почетную грамоту за отличную воспитательную работу. Все эти фашисты заслуженно были приговорены к длительным срокам заключения". (Зефиров М.В., Дектярёв Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», с. 388-391).
"Аналогичные случаи преступлений и невыполнения педагогическими работниками своих обязанностей выявлялись и в других регионах. Так, в ноябре 1942 г. в Саратовский городской комитет обороны было направлено специальное сообщение о тяжелом материально-бытовом положении воспитанников детских домов… Интернаты отапливаются плохо или вообще находятся без топлива, теплой одеждой и обувью дети не обеспечены, в результате несоблюдения элементарных социально-гигиенических правил наблюдаются инфекционные заболевания. Воспитательная работа запущена… В интернате в селе Нестерове в некоторые дни дети вовсе не получали хлеба, словно проживали не в тыловой Саратовской области, а в блокадном Ленинграде. Учеба из-за отсутствия учителей и нехватки помещений была давно заброшена. В интернатах Ровенского района, в селе Волкове и других, дети также по нескольку дней вообще не получали хлеба". (Там же с. 391-392).
«Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»
Ctrl Enter
Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Более 30 млн мужчин было мобилизовано в годы Великой Отечественной войны. В тылу остались, преимущественно, женщины, старики и дети. Именно на них легла вся работа по обеспечению армии и флота. Практически вся промышленность была переведена на военную продукцию. Необходимо было наращивать объемы, потерянные в первые месяцы боевых действий. Поэтому к станку вставали все, в том числе подростки и дети.
С самого начала войны рабочий день был продлен до 10, а где-то и до 12 часов. Такого понятия как отпуск или выходной не существовало. Рук катастрофически не хватало, поэтому на предприятия стали активно призывать подростков в возрасте от 14 лет. В первые годы войны процент молодежи (до 18 лет) увеличился с 6 до 15%. Ребят наскоро обучали азам профессии, и те приступали к работе. Трудились наравне с взрослыми, но никогда не жаловались. В многочасовой работе у станка были свои плюсы, отмечает писатель, историк Второй мировой войны Александр Бондаренко:
Дети блокады Голод, холод, артобстрелы и бомбежки унесли жизни более миллиона ленинградцев за 900 дней блокады города. Многие из погибших были детьми, которых к началу фашистского окружения в сентябре 1941 года оставалось в Ленинграде почти 500 тысяч."Это был не подневольный детский труд, это было спасение, потому что их кормили, было особое отношение и надзор. Кто-то и жил на заводе, особенно это практиковалось в осажденном Ленинграде. Ведь город не только сражался и держал оборону, но еще и работали предприятия. Какие-то боеприпасы даже вывозились на "Большую землю" — за кольцо блокады. Дети на заводе получали карточку не как иждивенцы, а рабочую. Там было тепло, то есть не пустые промерзшие квартиры, в которых буржуйки топились мебелью. Это хоть какие-то условия".
Условия на заводе действительно были лучше. Вместо положенных 200 граммов хлеба ребята получали целых 500.
"Сыны" и "дочери" советских полков Только по официальным данным, в рядах Красной армии в годы Великой Отечественной было около трех с половиной тысяч так называемых "детей полка", в основном – круглых сирот – вновь обретших себя в воинской семье.По тем временам это считалось быть сытым. Так что большинство подростков сами стремились освоить какую-либо профессию. Но все же главной причиной работы была не материальная составляющая. Дети и подростки старались внести свой посильный вклад в защиту страны, объясняет военный историк Борис Юлин:
"Это не было обязанностью подростков и не являлось вопросом выживания. Конечно, таким образом можно было улучшить свое питание и питание своей семьи. Но самое главное — это была возможность хоть как-то поучаствовать в защите своей Родины. Поэтому люди шли на заводы с большой охотой".
У войны – недетское лицо Миллионы детей и подростков прошли через войну- находились на оккупированных врагом территориях СССР, трудились на заводах в советском тылу, сбегали на фронт, чтобы бить фашистов. Они взрослели за недели и месяцы, навсегда лишенные детства и юности.Чаще всего ребята работали на токарных станках. Там не требовалось особого опыта или образования, но нужна была большая выносливость. При этом сами дети не воспринимали эти часы как каторгу и не претендовали на роль героев, продолжает военный историк Борис Юлин:
"Это было то, что называется массовым героизмом тружеников тыла. То есть человек не совершал каких-то особых подвигов. Подвигом являлось то, что подросток идет и целый день работает на заводе. Им часто приходилось жить в бараках при заводе, когда дело касалось предприятий, эвакуированных на восток, в Сибирь и на Урал. Это то, что называется ежедневным подвигом".
Такой ежедневный подвиг позволил в скорейшие сроки нарастить темпы производства. К концу 1942 года советские предприятия вышли на его довоенный уровень.
« Все для фронта, все для Победы!»
Незабываем подвиг советского солдата, освободившего Европу от зверств фашизма. Но мы не можем и не имеем права забывать и о подвиге простого трудового народа, который во время войны ставил всё на алтарь победы. Сотни тысяч стариков, женщин и детей по 24 часа в сутки трудились на обеспечение нужд фронта. Колхозники отправляли весь хлеб солдатам, рабочие на заводах сутками напролет стояли у станков, чтобы сделать как можно больше снарядов и боеприпасов.
На войне был свой враг: немецко-фашистские захватчики, а в тылу свой: голод и холод. Рабочие блокадного Ленинграда при суточной норме 200 граммов хлеба, не сворачивая производство боеприпасов, повторяли: « Всё для фронта, всё для победы!!!» Эти слова стали главным лозунгом всего русского народа. А когда не стало и хлеба, умирали у станков голодной смертью, но не уходили с рабочих мест. На Сталинградском металлургическом заводе “Красный Октябрь” 31 июля 1943 г. была восстановлена мартеновская печь, которая дала первую плавку, а в марте 1944 г. был пущен блюминг (прокатный стан). Этот завод во время войны перешёл на производство танков и другой военной техники. Он не переставал работать даже тогда, когда бои шли в нескольких метрах от главного цеха.
В деревнях и селах, оставшиеся без мужей, сыновей, отцов - женщины, старики и дети сажали хлеб, обрабатывали поля. Это был адский труд. Немецкие стервятники поджигали поля с пшеницей, кукурузой и уже с созревшим хлебом, и колхозники, среди ночи, бросались тушить поля и нередко погибали в огне. Простой русский народ в годы войны проявил мужество и героизм. Советский тыл был самым мощным, благодаря нему наши солдаты были накормлены и тепло одеты. « Мы готовы были отдать последнее, только бы враг был разбит»,- так часто вспоминала моя бабушка Литягина Александра Тимофеевна, рассказывая мне о тех страшных годах.
Прочитав книгу А. Тахтарова « На трудной, но родной земле» я узнал о подвиге наших земляков. В годы войны за самоотверженный труд и вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков палласовские железнодорожники В.К. Михин, И.М. Тучин, Я.В. Кузьменко и другие были награждены медалью « За оборону Сталинграда», а начальнику станции Эльтон Латунову Г.Г. за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта в 1943 году присвоено звание героя Социалистического труда. В числе других палласовских железнодорожников, выполнявших свой долг перед Родиной, был и машинист депо В.В.Звонов (его как специалиста отозвали с поля битвы за Сталинград водить военные эшелоны.) В одной из бесед с Валентином Васильевичем я узнал, что совершали героические поступки не только машинисты, и он рассказывал: «Молодой печник Саша Моргунов при температуре в паровозной топке шестьдесят – семьдесят градусов (ждать, пока остынет, значило потерять много драгоценного времени) восстановил арку из кирпича, которая разрушилась и не обеспечивала должного парообразования. Только после этого воинский эшелон смог отправиться к месту своего назначения.» Но не только железнодорожники военной поры прославили героическим трудом свои имена. Фронту нужны были продукты питания, теплая одежда. Сельские труженики, земледельцы и животноводы, ни на минуту не забывали об этом, терпя огромные лишения, сами зачастую живя впроголодь, раздетые и разутые, делали все возможное и невозможное, чтобы способствовать, помогать своим воюющим отцам, братьям и сестрам одолеть ненавистного врага.
Война унесла 129 миллионов человеческих жизней и после неё, все вместе, ценой неимоверных усилий, наши деды и прадеды поднимали разрушенное государство, поднимали из руин города, заново строили заводы и фабрики.
И сейчас, поздравляя ветеранов войны с Днем Победы, мы не должны забывать и о тружениках тыла, которые не жалея себя, приближали этот великий праздник!
Без памяти о прошлом ни у одного народа не может быть будущего. Горечь и скорбь до сих пор живут в сердцах многих наших граждан, пытающихся выяснить судьбу своих близких, пропавших без вести в Великую Отечественную войну. За многие тысячи километров едут они к местам былых сражений, где сложили свои головы дорогие им люди.
Низкий поклон всем, вынесшим на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть!
Низкий поклон и благодарность потомков всем, кто поднял страну из руин, кто всей своей жизнью показал, каким должно быть поколение Победителей!!!
В последнее время о них говорят исключительно как о социальной категории. Перечисляют положенные им привилегии, периодически жалуются на недостаток льгот. Впрочем, кому-то озлобленному, напротив, кажется, что эти древние старики и старухи получают от государства слишком много, да и вообще зажились на этом свете. Но назло недоброжелателям эти немолодые люди все еще здесь, с нами, хотя с каждым годом их число неумолимо сокращается. Кто же они, труженики тыла?
Немного терминологии
К данной категории российское законодательство относит лиц, которые во время работали в тылу не менее полугода, что нашло свое подтверждение в их документах. Под определение «труженики тыла» подпадают и те, кто награжден за свою трудовую деятельность в эти годы орденами и медалями СССР - это избавляет их от необходимости доказывать факт своей работы иным путем.
Немного арифметики
Война против фашизма закончилась почти 70 лет назад. Этой же цифрой определяется и средняя Иными словами, большинства тех, кто появился на свет в конце войны, уже нет в живых. Сколько же их осталось, тех, кто не просто родился раньше, а еще и мог во время войны работать, ковать, не жалея сил, великую победу?
Наверное, давно уже нет на свете тех героических женщин, которые вместо ушедших воевать мужчин спускались в шахты или пытались пахать мерзлую сибирскую землю, чтобы потом испечь хлеб для сражающегося бойца. В большинстве своем покинули этот мир и те, кто поднимал военные заводы, кто измученным и полуголодным сутками не отходил от станков, чтобы обеспечить армию вооружением. Чаще всего под определением «труженики тыла Великой Отечественной войны» подразумеваются дети. Точнее, кто был ребенком в те страшные годы, но не просто жил обычной детской жизнью (впрочем, тогда это было невозможно), а работал на заводах, в совхозах, в госпиталях, пытаясь внести свою лепту в общую победу над врагом.
Об особенностях преподавания
В Советском Союзе немалое внимание уделялось патриотическому воспитанию молодежи на примерах героических сверстников. Каждый советский школьник мог, что называется, слету назвать не менее десятка фамилий пионеров-героев (Валя Котик, Леня Голиков, Зина Портнова и др.) и подробно рассказать об их подвиге. После распада СССР изменилось многое: и взгляды на отдельные события, и методики преподавания, да и самой не стало. Наверное, определенная перестройка взглядов была и вправду нужна.
Например, - кто он, действительно ли герой? Или предатель собственной семьи? Или просто сопливый, неразумный мальчишка, запутавшийся в сложных взрослых играх?
Говорить о том, что детство бывает не только беззаботным, школьникам необходимо. Важно рассказать, что были и такие дети - труженики тыла, вклад которых в общую победу над врагом несоизмерим с их малым возрастом и воистину огромен. Если этот урок истории хорошо не усвоить, то по-прежнему будут в немалом количестве появляться озлобленные юные отморозки, третирующие и обманывающие пожилых людей. А позже из них вырастут взрослые, попрекающие стариков-ветеранов их копеечными привилегиями.
Кстати, о льготах
В СССР гражданских лиц, ударно работающих в военное время в тылу, называли по-другому - ветеранами войны (тех, кто принимал непосредственное участие в боях, называли участниками ВОВ). Уже к концу 80-х годов общее количество участников и ветеранов войны уменьшилось настолько, что разница в льготах, положенных той или иной категории, постепенно сходила «на нет». В 1985 году к ветеранам войны были причислены и бывшие партизаны, воевавшие на оккупированных территориях. Как и непосредственные участники сражений ВОВ, труженики тыла пользовались определенными и довольно существенными привилегиями. Перечень этих льгот и порядок их получения были одинаковыми для всех республик СССР.
И что потом?
После распада Советского Союза каждая из бывших республик сама формулировала свое отношение к ветеранам, сама принимала решение о полагающихся этим людям привилегиям. Хуже всего пришлось тем ветеранам войны, что оказались на территории Они не только лишились всех имеющихся льгот - новые власти назвали советских воинов оккупантами, а кое-кто из них даже столкнулся с судебным преследованием. В большинстве других республик героизм ветеранов никто не оспаривал, но их жизненный уровень оказался существенно снижен. Инфляция, рост цен и квартирной платы, проблемы с медицинским обслуживанием - все это серьезно ударило по благосостоянию и реальным возможностям немолодых людей.
А как в России?
В России величайшие заслуги советских воинов (тружеников тыла) не только не подвергаются сомнению, напротив, год от года все больше подчеркивается значимость их подвига, а сама победа над фашизмом каждый раз отмечается все пышнее. Но не забыли ли за этим обилием красивых слов и праздничных салютов тех, кому, собственно, мы и обязаны этой победой?
Немногие еще живущие участники трудового фронта обижаются. Хотя формально определение ветеранов войны в российском законодательстве сохранено для всех лиц, ковавших победу, но появившееся в 2000 году понятие «труженики тыла» льготы последних существенно сузило. Исчезла, в частности, существенная надбавка к пенсии, а также преимущества в оказании медицинской помощи и покупке лекарств.
Неправдой будет сказать, что об этих людях в России совсем не заботятся - им положены определенные выплаты и прочие привилегии. Но значительная часть льгот предоставляется не из федерального, а из муниципального бюджета, а его возможности в разных регионах могут существенно различаться. Да и выплаты ветеранам не слишком велики. Героический труд вполне можно было оценить дороже - страна вряд ли бы обеднела!
Из воспоминаний
Историки и краеведы нечасто, но вспоминают об этих людях. Разговаривают с ними, спрашивают о жизни в то нелегко время, затем публикуют воспоминания о войне. Что же рассказывают ветераны-труженики тыла?
На подступах к оборонительным рубежам Сталинграда трудились десятки рабочих батальонов. Участница одного из них, А. В.Осадчая, вспоминала, как ей с подругами приходилось работать в тяжелейших условиях, долбить мерзлую землю, сооружая противотанковые рвы. От холода и скудного питания юные тела застывали, покрывались нарывами. Ночевать приходилось тут же, в промозглых землянках, а с утра снова на работу, потому что не хватало рабочих рук. Другая участница, М. П. Ускова, рассказывала, как труженики тыла в условиях лютой сталинградской зимы стирали в кровь руки, роя окопы и очищая от снежных заносов железнодорожное полотно.
Подобных воспоминаний можно услышать тысячи. Всю важность того, чем занимались эти люди, трудно переоценить, как невозможно и представить всю тяжесть испытаний, пережитых ими. В Самаре в 1996 году был установлен монумент «Несовершеннолетним труженикам тыла 1941-1945. Благодарная Самара». В этом городе, который в военные годы был одной из главных кузниц страны, хорошо знают о том вкладе, который внесли в общий котел победы обыкновенные дети.
Заключение
Когда о пожилых вспоминают лишь социальные работники, да и те вынужденно, это очень обидно. Старость - не пауза перед смертью, а неминуемый жизненный этап, и прожит он должен быть полноценно и достойно. Пожилые люди немало сделали для процветания общества, младшие поколения им немало задолжали, а долги приличные люди все же стараются отдавать.
Один из немаловажных критериев, по которому судят о государстве, - хорошо ли в нем старикам. К сожалению, ни Россия, ни ее соседи - страны постсоветского пространства - не могут похвастаться особой заботой о старшем поколении. Как мы видим, не слишком избалована и данная категория пенсионеров - труженики тыла. А по отношению к ним быть безразличным и безучастным просто преступно.