Виды стеллажей для гаража. Как сделать удобные полки и стеллажи для гаража своими руками из дерева и металла
Наверное, каждый из мужчин, которые обзавелись гаражом, сталкивались с проблемой хранения нужных вещей и инструментов. Они вечно болтаются под ногами, а некоторые даже невозможно и найти. Для того чтобы сэкономить место в небольшом помещении и тем самым систематизировать и сложить на свои места все инструменты и не только и придумали полочки и стеллажи для гаража. Их можно сделать такими как захотите вы, и как будет удобно именно вам, хоть на всю стену хоть на две стены, а можно приделать и одну полку. Есть даже варианты потолочных полок.
Однако такие полочки не являются безопасными, но иногда только они могут подойти по типу гаража. Лучше всего, конечно, останавливаться на классических вариантах. К тому же полки в гараже своими руками прослужат намного дольше, смотреть на них и пользоваться ими будет приятно вдвойне.
Материал для стеллажей берут либо деревянный, либо металлический. Стеллажи из дерева частично не разбираются, крепятся они с помощью болтиков, саморезов и гвоздиков. Такие стеллажи прикрепляются к стенке и передвижению они не принадлежат. Второй вид стеллажей – сварные. Они являются полностью неразборные за счет того, что все металлические части между собой сваренные. Из металла можно сделать и разборные стеллажи. Крепятся они специальными болтиками, но такие конструкции сложно назвать устойчивыми, потому что при сборке формируется так называемый люфт. Для достижения большей устойчивости и жесткости их закрепляют на стенах. Делается это очень просто. К крайним стеллажам прикрепляется на болтиках или приваривается пластинка с отверстиями из металла и в неё вставляется так называемый «костыль». Перед тем как ставить костыль, нужно просверлить на уровне пластины дырку в самой стенке диаметром меньше, чем отверстие пластины.
Оба вида стеллажных конструкций имеют хорошую статистику по срокам службы, но почему-то основной выбор падает именно на сварные стеллажи. Разборные стеллажи подбирают под определенные случаи, их существует несколько. В первом, не исключается вероятность переезда в другое гаражное помещение, а огромную неразборную конструкцию перенести в иной гараж, а если он ещё и далеко, очень нелегко, так как по весу такие стеллажи могут достигать несколько тонн. Частичный вывоз намного облегчит задачу перевозки стеллажа. Второй случай предусматривает отсутствие сварочного аппарата, если конечно, стеллаж делается вручную в домашних условиях. А в общем, практически все выбирают сварные стеллажи, особенно если у собирающего есть опыт в работе со сварочным аппаратом, ведь тогда и работа будет двигаться намного быстрее, да и сварные стеллажи отличаются особой устойчивостью и крепостью.
Торговый рынок представляет свой вариант стеллажей. Продается определенный вид стеллажа, который сделан из уголков и пазиков. Они достаточно устойчивы и удобные в эксплуатации, к тому же, кроме того, что их можно разбирать, есть ещё и маленькая функция перестановки полочек. Таким образом, можно расставить полки на желаемой высоте. Казалось бы, идеальные стеллажи, что может быть ещё лучше. Однако их цена очень сильно разочаровывает. Так как стоят они заоблачно.
Сама конструкция стеллажей не сложная. Есть несколько основных деталей стеллажной конструкции:
- Стойки;
- Перекладины;
- Полочки.
Бывают такие случаи, когда на задней стенке стеллажа по крайним стойкам наваривают поперечные стоечки из стали по диагонали. Такие меры применяют для достижения увеличенной стойкости за счет компенсации боковых нагрузок.
Размер и высота стеллажа и полок определяется по тем предположительным вещам, которые на нем будут храниться. Главное, соблюдать нужное расстояние между стоечками, которые находятся в одной секции. Это расстояние напрямую зависит от устойчивости и жесткости материала, из которого сооружается стеллаж. В любом случае полки ни в коем случае не должны прогнуться под нагрузкой, которую вы планируете ему дать. Если вы не собираетесь слишком нагружать ваш стеллаж, то расстояние между пролётами можно сделать не больше чем 2 метра, а вот при больших нагрузках лучше всего оставлять до 1.5 метра и не больше. Если вы запланировали сделать стеллаж по всей длине стенки и она действительно заурядного размера, то при сборке стеллажа нужно обязательно приваривать промежуточные стойки и расстояние между пролётами точно также не должно достигать больше чем 2 метра.
Обязательно нужно сказать и полках стеллажа, точнее о их высоте. Первая полка снизу должна находиться от пола на высоте 50-70 сантиметров и как правило, эту полочку заставляют самыми тяжелыми вещицами. Последующие полки делаются на любой удобной высоте, но например 30 сантиметровая высота полки будет не практична и не совсем удобна, а вот 35-37 сантиметров уже намного лучше, кстати, именно такая высота и считается стандартной. Проверить нужную высоту можно с помощью 1.5 литровой пластиковой бутылки. Она должна спокойно становиться между полками и точно также и выниматься. Как раз по сантиметрам, так и получается и именно эта высота и является стандартной и удобной для эксплуатации.
Посмотрите полки в гараже своими руками фото.
Как вы могли уже прочить выше, материалов для стеллажей не так уж и много – деревянные и металлические. Конечно, с деревом и работать легче, да и по весу они не очень тяжелые, но главный минус стеллажей из дерева – это их неспособность выдерживать большую массу. Что касается металлических, они весят тонны, но и способны удержать хоть и бегемота, если конечно, все действия сборки и сварки стеллажей проводились правильно и по инструкции.
Бесспорно, главным аспектом является ещё и цена. Если покупать металлический материал на стеллажи в торговых сетях, то стоимость получиться практически такая же, если бы вы купили уже готовый стеллаж. Но есть вариант покупки материала на металобазах. Там продают металлические хлысты в размере от 6 до 12 метров. Последующим действием будет нарезка хлыстов из металла на нужные отрезки по указанной длине. Это можно сделать прямо на металобазе, но за такую услугу придется еще, и доплатить, однако цена за неё не является слишком высокой. Таким образом, вы можете сэкономить практически от 20 до 30 процентов ваших расходов.
Материалы из дерева по стоимости значительно отличаются от металла. Но не стоит думать, что вы много сможете сэкономить, сделав вместо металлического стеллажа деревянный. Как правило, стеллажи делаются из элитного и премиум класса древесины, а стоят они, мягко говоря, недёшево.
Как известно, гаражные условия не самые лучшие, особенно для деревянных конструкций. Постоянные перепады температур, влажность, сырость, мороз, жара всё это очень пагубно влияет на древесный материал. Если вы хотите, чтобы ваш деревянный стеллаж прослужил вам хотя бы пару лет, нужно обязательно обработать материал специальными защитными, антибактериальными средствами. Составы для обработки древесины лучше покупать для наружного использования, так как указанные условия очень похожи на те, что в гараже, который не имеет отопления. По желанию подбираются и такие составы, которые тонируют дерево, и впоследствии оно не будет нуждаться в покраске. Работать с обработанным материалом можно только после окончательной сушке.
Давайте же посмотрим, как сделать полки в гараже своими руками из дерева:
Все части стеллажа из дерева соединяются методом в четверть или вполулапу, который является обычным делом для плотников. Если же такой метод вам не под силу, то можно прибивать бруски стык, встык. Но при таком соединении необходимо использовать уголки и накладные пластины из металла для увеличения устойчивости. Крепятся элементы стеллажа на гвозди, но при использовании уголков и накладных пластин возможно крепление и саморезами.
Размеры стоек в стандарте берутся 50 на 50 миллиметров. Перекладины можно сделать с точно такого же бруска, только немного меньшего в размере – 50 на 30 миллиметров. Для настилки нужны:
- Дощечки толщиной не меньше чем 21 миллиметр;
- Фанера устойчивая к влаге в толщине от 10 миллиметров;
- Ламинированное ДСП;
- Ориентированно-стружечная плита (ОСП).
По стоимости дешевле являются именно дощечки и фанера. Из более дорого материала представляется ламинированное ДСП, но его огромным плюсом есть то, что он не нуждается в систематической да и вообще в покраске. Для того чтобы не выкладывать большие суммы, можно покупать материалы на пилорамных базах, там они продаются пачками и их стоимость намного отличается от новых. Единственным минусом такой закупки есть только то, что материалы могут быть в царапинах.
Существует ещё один маленький нюанс. Полочки из ДСП материала имеют боковой срез и при попадании на них влаги могут вздуваться и рассыпаться. Во избежание этой беды нужно обработать срезы силиконом.
Деревянные полки в гараже своими руками варианты фото.
Если ваш выбор пал именно на металлический вид стеллажей, тут есть, из каких материалов выбирать. Существует две версии, из которых можно сделать и полки и стойки стеллажа, также есть стандартные материалы, с помощью которых создаются «склады». В ход могут пойти и предназначенные для иных целей металлические материалы, к примеру, кабельные каналы и кабель стойки, которые изначально применяются в связи.
Какие материалы нужны для создания каркаса из металла:
- Металлический уголок толщиной 3-4 миллиметра. Полки из уголка должны быть в ширину 25-40 сантиметров, но нужно учитывать объем нагрузок, которые будут проводиться в будущем;
- Можно взять и профильные трубы. Они менее подвержены деформации, их очень сложно перекрутить или согнуть. Да и в сравнении с уголками, профильные трубы более упругие. Нужные размеры труб для стоек примерно от 40 на 40 миллиметров и до 50 на 50 миллиметров, для поперечных перекладин от 40 на 25 миллиметров и до 50 на 25 миллиметров;
- Профильные трубы предназначены для стоек, а вот поперечины делают из уголков. В толщине металл должен быть 2-3 миллиметра, ширина полок начинается от 25 миллиметров и выше. Уголки должны быть развернуты укладкой настил, чем-то, похоже, как в гнездышке;
После сооружения каркаса нужен настил. Делается он из точно таких же материалов, как и при формировании стеллажей из дерева. Берется ДСП, ОСП, фанера, доска и вырезается по нужному размеру. Некоторые делают настил не только из дерева, но и прибегают к весьма нестандартному способу – листовой метал. В деревянных конструкциях такой метод не поддерживается из-за высокой массы этого материала, а вот настелить на металлический каркас весьма реально.
Самым стандартным и базовым материалом настила всё же остается старая добрая дощечка. Самый надёжный и к тому же недорогой настил. Для таких целей берут половые доски (они имеют минимальное количество заусениц) их толщина должна быть от 21 миллиметра. Обязательно обрабатываются антисептическими и защитными средствами для предотвращения набухания дерева от влаги и других внешних воздействий. По желанию можно окрасить деревянные полочки.
Достоинством полок из металла является то, что они способны выдержать большие нагрузки, хотя имеют достаточно низкую толщину, недостатки тоже есть и это очень громкий звук при эксплуатации, полки способны ржаветь и из-за этого их надо очень часто шкурить и красить. Кстати, каркас из металла тоже нужно обрабатывать и окрашивать нужно это для того, чтобы не появлялась ржавчина.
Несколько особенностей во время сборки металлических стеллажей
Металлические стеллажи имеют два варианта сборки. Первый заключается в приваривании нужных частей с помощью сварочного аппарата, а второй в соединении с каждой деталью болтами. На счет сварочного метода, как по мне нет никаких вопросов, а вот с болтами уже немного посложнее. При варке где используются уголки, они привариваются внахлест на 5 миллиметров. После выкладки полочек такая небольшая разница вовсе не будет замечена. Есть вариант сваривания после обрезания лишней части уголка и соединения встык, но в этом случае уйдет очень много времени на обрезку лишних частей уголка.
А вот с болтами все по-другому. Сначала нужно соединить боковые части с полками, а уже потом присоединять к остальным частям каркаса. Для соединения надо вкручивать по два болта, это поможет добиться большей устойчивости.
Существует классический, точнее заводской вариант полки (стенда) для инструментов. Покупается перфорированный металлический лист, на который и вешаются все необходимые инструменты. Единственным недостатком такого стенда остается только стоимость.
Не отчаивайтесь! Конечно же, есть множество идей, которые можно сделать дома своими руками и вот одни из них:
- Нужно взять доску, ДСП, или фанеру, пометить нужным цветом на ней под каждый инструмент, который будет там висеть, и понабивать гвоздиков или вкрутить саморезы. Неплохой вариант, к тому же делается быстро, да не совсем красиво и элегантно, зато удобно и сам сделал;
- Если вам некуда сложить инструмент потяжелее, к примеру большие ключи или воротки, можно взять сетку, прикрутить её к стене и наварить из проволоки нужные по размеру крючки. Незамысловатый и лёгкий вариант и способ быстро выйти из трудного положения;
Таких примеров можно приводить очень много, и все они взяты из жизни. Каждый выкручивается и придумывает свои оригинальные идеи, которыми вскоре начинают пользоваться очень много людей. Такие стенды под инструменты можно сделать практически из любого материала, что есть под рукой. Включайте фантазию и творите, ведь любая вещь, сделанная своими руками, и есть плод творчества.
Я устал платить за аренду складского помещения, и мне захотелось привести свой гараж в порядок, поэтому я решил, что пора сделать стеллажи. Сначала я подумал об их приобретении, но посчитав во сколько они обойдутся, у меня зародилась идея сделать их самому.
Дизайн стеллажа
В перерывах между работой над двумя проектами, я изо всех сил старался продумать наиболее функциональный дизайн. Около двух недель спустя у меня зародилась идея. Я начал с измерения гаража, подсчитывая сколько полок мне нужно, и как между ними разделить пространство. Мой гараж в длину 5,5 м, но учитывая местные стандарты размеров лесоматериалов, было принято решение делать 5-метровый стеллаж. Расстояние от пола до потолка составляло 2,75 м. Наиболее близкая к этому размеру длина доски составляла 2,45 м. Естественно, что мне не хотелось оставлять 30-сантиметровый промежуток между верхней частью стеллажа и потолком, поэтому я буду использовать 3-метровую доску, обрезая ее до необходимой длины. Определяясь с высотой полок, я подумал о главной цели: хранение ящиков, в которых можно держать вещи более организованно. Мои ящики 42 см в высоту, но я хотел оставить сверху небольшое пространство, поэтому высота полки была выбрана 45 см.
Еще мне нужно хранить некоторое снаряжение (для скалолазания, дайвинга, походов), и я его хотел поместить на стеллаже. Чтобы не нагромождать одно на другое, я решил сделать одну полку высотой 30 см.
В данный момент, у меня, как и у большинства домовладельцев, накопилось множество разных вещей (грабли, лопаты, сноуборд, гидрокостюм). Для всего этого мне тоже нужно было найти место. Поэтому мне понадобилось отделение, где можно повесить крючки и развесить там все или просто спрятать.
К этому моменту моя коллекция инструментов выросла с небольшого красного ящика до трех ящиков и одной сумки для инструментов. Для них я хотел смастерить верстак, чтобы я мог работать в гараже, где сухо и тепло. В идеале он должен быть 1,5 м в ширину.
У меня еще есть собака, которая любит все грызть. Моему маленькому другу тоже нужно небольшое место, где он сможет укрыться и согреться. Ему отводилась вся нижняя левая часть стеллажа.
Что понадобится для стеллажа из дерева
После того, как я сделал чертеж, нужно было подсчитать, какое количество пиломатериалов мне понадобится.
Я насчитал:
- 8 досок 5 х 10 х 500 см.
- 23 доски 5 х 10 х 300 см.
- 6 листов фанеры 1,2 х 2,4 м.
- Шурупы.
Приступаем к изготовлению стеллажа
Еще пару месяцев назад я выровнял стены, потому что предыдущие владельцы хорошенько постарались, чтобы сделать их ужасными. После шпаклевки и покраски, они стали выглядеть весьма неплохо. Приступив к работе, я понял, что недостаточно все продумал, где или как мне хотелось расположить вещи. У меня были хорошие мысли, но в общем я плохо подготовился. Планировалось закрепить балки стеллажа на опорных балках в стене. В общем, я не знал, как можно легко определить их расположение. К счастью один из моих соседей имел специальное электронное устройство, которым он со мной поделился на один день. Сначала мы прикрутили три балки по 500 см: одна под потолком, другая в метре от пола и третья в самом низу. После этого взяли 300 см доски и нарезали их по высоте потолка. Резали их за один раз, чтобы они наверняка вышли одной длины.
Изготовление внешней рамы
После закрепления внутренней рамы мы приступили к изготовлению внешней. Так как ее структура была такой же, мы использовали внутреннюю в качестве шаблона.
После того, как внешняя рама была готова, мы выдвинули ее наружу, обнаружив, что потолок немного провисает и упирается в нее. При помощи молотка, рама стала на нужное место, где мы ее закрепили на потолке. Далее нижнюю часть установили с помощью уровня так, чтобы стойки стояли вертикально.
Крепление полок
После того как рама была выставлена ровно и вертикально, мы ее надежно закрепили в потолке, в полу и посередине.
Теперь осталась сложная часть работы – воплощение моего проекта в реальность. Пришлось отказаться от 30 см полки, так как при креплении балок теряется минимум 10 см высоты на каждую.
После установки креплений для полок, в досках возле стен были проделаны вырезы, чтобы фанера плотно прилегала, и ничего не могло упасть за полку.
Дополнение
Теперь, когда все собрано, я не хотел больше тратиться и не стал покупать дверцы, которые изначально планировал ставить. Задумка в том, что можно поставить дверцы с горизонтальным креплением на балках. И когда гараж будет отрыт, любопытные соседи не увидят моей коллекции вещей.
Чтобы «добро» в гараже не мешало перемещению требуется каким-то образом организовать его хранение. Наиболее удобны стеллажи для гаража. При наличии достаточного пространства, их можно сделать на всю стену или даже на несколько стен. Если же внизу места нет, придется перебираться наверх — делать полки под потолком. Не самый лучший вариант, но порой единственный. И все же стеллажи в гараже стоящие на полу, более безопасны, особенно если их надежно прикрепить к стене (во избежание неприятных ситуаций).
Какой стеллаж лучше: сварной или болтовой
Стеллажи для гаража делают из дерева и металла. Деревянные большей частью неразборные — на гвоздях и саморезах. Установлены они обычно стационарно, закреплены к стене. Стеллажи из металла могут быть сварены. Тогда они неразборные. Есть стеллажи на болтовых соединениях. Эти конструкции мобильны, могут при необходимости разбираться. Их недостаток — недостаточная жесткость, так как всегда в таком соединении присутствует некоторый люфт. Чтобы сделать конструкцию более устойчивой, ее крепят к стенам. Для этого к крайним стойкам можно приварить (прикрепить на болтах) металлические пластины с отверстием. В это отверстие вогнать костыль (предварительно засверлив в стене отверстие немного меньшего диаметра).
Один из вариантов — каркас из профильной трубы и полки из фанеры
И сварные, и болтовые стеллажи для гаража исправно служат, но чаще встречаются сварные конструкции. Разборный вариант выбирают в двух случаях. Первый — возможен переезд в другой гараж и все оборудование надо будет перевозить, а весит конструкция сотни килограмм, так что целиком ее перемещать проблематично. Второй — нет возможности или желания использовать сварку (если стеллажи для гаража делают своими руками). Остальные обычно предпочитают сварные — они более устойчивы и при наличии опыта сварки собирается быстрее.
В продаже еще встречаются металлические стеллажи из перфорированных уголков. Они тоже мобильны и могут разбираться, но соединяются они при помощи крючков (на поперечинах) и пазов (на стойках). Такие системы хранения удобны — можно переставлять полки на желаемую высоту. Их минус — дорого.
Конструкции и размеры
Конструктивно стеллажи для гаража состоят из стоек, перекладин и полок. Иногда, для увеличения жесткости, на задней стороне делают еще поперечные затяжки — две стальные полосы, приваренные/прикрученные к крайним стойкам по диагонали. Они компенсируют боковые нагрузки увеличивая общею устойчивость и надежность.
Размеры — высота и глубина полок — выбираются практически произвольно — в зависимости от того, что вы предполагаете хранить. Единственное что надо подбирать аккуратно — длину пролета — расстояние между стойкам в одной секции. Оно зависит от жесткости материала, который вы решите использовать: полки даже при полной нагрузке не должны прогибаться. Для тяжелых вещей/предметов длинна пролета — около 1,5 метров, если нагрузка будет не слишком большой, расстояние можно увеличить до 2 метров, но больше делать однозначно не стоит. Если нужен стеллаж для гаража большей длины, ставят промежуточные стойки, расстояние между которыми все равно не может быть больше 2 метров.
Несколько слов о высоте полок в стеллаже. Самая нижняя полка может быть приподнята от уровня пола на 50-70 см (даже больше при желании). Сюда обычно ставят самые тяжелые предметы. Остальные полки можно делать на разной высоте, 30 см — это неудобно и непрактично. Вообще, оптимально на полку должна становиться 1,5 литровая пластиковая бутылка, а это 35-37 см. Такое расстояние удобно для использования.
Из чего делают
Как уже говорили, стеллажи для гаража делают из древесины и металла. Деревянные легче по весу, с древесиной работать проще, но они выдерживают не такие большие нагрузки. Металлические более тяжелые (тяжелее в разы), но на них можно уложить и слона.
Есть еще вопрос цены. Металлопрокат нынче совсем не дешев. Если все покупать на рынке или в магазине, по цене вам один стеллаж (вместе с расходниками) обойдется практически в такую же сумму, как и готовый. Единственный реальный способ сэкономить — купить металл на металлобазе целыми хлыстами (бывают по 6 м и 12 м), а потом нарезать на отрезки нужной длинны. Нарезка может быть прямо на базе, вам придется дополнительно оплатить услуги, но суммы совсем небольшие. В таком случае вам удастся сократить расходы примерно на 20-30%.
Пиломатериалы по сравнению с металлом стоят меньше. Но не думайте, что затраты буду небольшими: вам придется покупать сортовую древесину без сучков, а это класс «элит» или «премиум» с соответствующим ценником. Так что очень дешево не получится.
Из дерева
Условия эксплуатации в гараже далеко не самые лучшие — повышенная влажность, мороз, попеременное размерзание/замерзание, временами — жара. Не очень хорошо для древесины. Потому весь материал перед работой необходимо обработать антибактериальными и защитными составами. Берите средства для древесины для наружных работ, так как условия в неотапливаемом гараже больше на них похожи. Можно подобрать такое средство, которое одновременно тонирует обрабатываемую поверхность и ваше изделие можно будет не красить. После обработки материалы просушивают и только после этого начинают работу.
При соединении частей деревянного стеллажа можно использовать стандартные для плотников способы — в четверть или вполулапу. Если это для вас сложно, можно прибивать и встык, а для усиления соединений использовать металлические уголки и/или накладные пластины.
Еще момент: соединять лучше на гвозди, а не на саморезы. Более устойчиво получается, меньше соединения «разбалтываются». Если выбрали вариант с усилением пластинами, их можно крепить на саморезы.
Теперь по размерам: для стоек используют обычно брус 50*50 мм, для перекладин можно использовать тот же брус или чуть тоньше — 50*30 мм. Настил делают из:
- досок толщиной не менее 21 мм;
- влагостойкой фанеры толщиной от 10 мм;
Наиболее дешевые — доска и фанера. Ламинированный ДСП значительно дороже, но его не надо красить, а это — хороший плюс. Чтобы не тратить очень много, можно на базах брать первые и последние листы в пачке — они поцарапанные и идут значительно дешевле.
Деревянный стеллаж в гараж — чертеж с размерами
Еще момент: у полок из ДСП остается открытым боковой срез. Если его не обработать, при повышении влажности стружка будет разбухать, полка станет коробиться. Чтобы этого не произошло, промажьте края силиконом. С такой обработкой ничего с ДСП не случится.
Металлические
Если вы решили сделать металлические стеллажи для гаража, выбор материалов шире — есть два варианта металлопроката, плюс стандартные решения для складских помещений (перфорированные уголки). Также использовать можно металлические части, предназначенные для других целей — например, подойдут стальные кабель-стойки или кабель-каналы, которые используются в связи.
Кабель-каналы и полки — удобно и не очень дорого
Итак, из чего делают каркас металлического стеллажа в гараж:
- Из металлического уголка с толщиной металла от 3-4 мм. Ширина полочки уголка — 25-45 см — в зависимости от планируемых нагрузок. Прочный, но металлоемкий материал, весит много, стоит дорого.
- Профильная труба (прямоугольная в сечении). При меньшей металлоемкости (толщина стенок меньше), по сравнению с металлическим уголком имеет лучшие характеристики по упругости (сложнее согнуть), более устойчива к кручению. Примерные размеры для стоек 50*50 мм или 40*40 мм, на поперечины 50*25 мм или 40*25 мм соответственно.
- Стойки делают из профтрубы, а поперечины из уголка. Толщина металла 2-3 мм, ширина полки — 25 мм и больше. Разворачивают уголок так, чтобы укладываемый настил был как в «гнезде».
Настил на полки делают из тех же материалов, что и для деревянного стеллажа (доска, фанера, ОСП, ДСП), только иногда добавляются еще нестандартные варианты, которые с деревянным каркасом используют резко из-за высокой массы — листовой металл.
Оптимальной для большинства регионов остается доска — надежный, не очень дорогой материал. Брать надо половую, без сучков (с минимумом сучков) толщиной от 21 мм. Обработать антисептиками, затем покрасить.
Плюс металлических полок — высокая надежность при малой толщине, минусы — цена, масса и «громкость». Их также надо красить, только сначала очистить от ржавчины, затем пройтись преобразователем ржавчины и грунтом, затем — красить и желательно в два слоя. Также, кстати, надо обрабатывать и металлический каркас. Тогда стеллаж в гараже не будет ржаветь.
Особенности сборки металлических стеллажей
Стеллажи из металла могут свариваться или собираться на болты. Со сваркой обычно вопросов не возникает. Если используется уголок, соединять можно внахлест — разница в 3-5 мм при укладке полок незаметна. При желании, можно вырезать лишнее в одной из полочек, сварить встык, но подрезка занимает много времени, а особой разницы вы все равно не увидите.
Со сборкой каркаса для стеллажа на болтах порядок такой: сначала собирают отдельно квадраты боковин и полок, затем их скручивают вместе. На каждое соединение желательно не менее двух болтов — для большей жесткости (меньше люфтит).
Если своими руками собираются стеллажи для гаража из профильной трубы, порядок работы другой. Сначала собирают боковины, к ним крепят короткие поперечины. Получаются два прямоугольника с перекладинами. Потом они соединяются поперечинами.
Как можно сделать соединения смотрите на фото. В одном случае сварка все-таки нужна — приварить «подпяточник», в другом можно обойтись без нее — вырезать «уши», загнуть и за них цеплять.
Есть еще один способ — специальные краб-системы. Это металлические пластины со сформованными под профиль выемками. В пазы закладываются трубы, потом две пластины стягиваются болтами.
Очень большие нагрузки такое соединение вряд ли выдержит, зато есть неоспоримы плюс — не надо сверлить кучу отверстий в металле. В профилированной трубе это, безусловно, проще, чем в толстостенном уголке, но все равно отнимает много времени и сил.
Кстати, болты используются М8 или М6, соответственно под них требуются большие отверстия. Проще сначала просверлить тонким сверлом, затем расширить до нужного размера толстым. Но даже при таком порядке вам понадобиться солидное количество сверл. Чтобы они меньше перегревались и реже ломались, рядом поставьте банку с водой, туда опускайте периодически сверло.
Компоновка, схемы, чертежи, идеи
В гараже нужен не только стеллаж, но еще необходим верстак и стенд для ручного инструмента — всевозможных ключей и другой мелочевки, которой много и придумать какое-то определенное удобное место хранения сложно.
Верстак можно сделать по центру стеллажа. Это удобно — все необходимое будет под рукой, не придется постоянно ходить к полкам.
Верстак может быть частью системы, а можно сделать два отдельных модуля, между которыми установить требуемый стол. Если такое расположение не понравится, можно будет поменять конфигурацию — хоть углом поставить.
Что касается стенда для инструмента. Есть заводской вариант — перфорированный лист металла с навешиваемыми на него держателями. Идея очень неплоха за исключением цены.
Как обычно, есть и несколько самоделок (какой же гараж без них) на ту же тему. Идеи просты в исполнении, может, не настолько элегантны, но удобны:
И при желании, все это можно поставить на колеса — сделать стенд для инструмента передвижным. Это а тот случай, если в теплое время года вы предпочитаете работать с машиной на улице.
Рассмотрим, как своими руками сделать полки в гараже для хранения на них нужного вспомогательного оборудования и разнообразных инструментов для ухода за автомобилем.
Гаражные стеллажи – богатство выбора конструкций
Полки в гараже дают возможность компактно разместить на ограниченной площади множество деталей и инструментов для обслуживания транспортного средства, а также различный бытовой скарб, которому не нашлось места в квартире. По этой причине каждый автолюбитель устанавливает в «доме для авто» стеллажи. Они обеспечивают порядок в гараже и позволяют за секунды найти требуемую вещь.
Обустроить ангар для машины можно покупными полками. Такие конструкции в наши дни продаются на любой вкус. Но даже очень дорогие и «навороченные» стеллажи не всегда будут удовлетворять вашим индивидуальным запросам. Намного разумнее изготовить полки в гараже своими руками, выбрав оптимальные для себя размеры таких конструкций.
По варианту монтажа стеллажи для автомобильного бокса делят на такие группы:
- разборные;
- стационарные;
- передвижные;
- навесные;
- вращающиеся.
Разборные полки можно монтировать в любом месте гаража, менять в случае потребности их расположение, ширину, высоту и компоновку. Стационарные конструкции создаются для установки на каком-либо конкретном участке помещения. Их ставят один раз и навсегда, фиксируя к потолочной, стеновой либо напольной поверхности. По прочностным показателям стационарные стеллажи более надежные, нежели разборные.
Конструкции передвижного типа оснащаются роликами, позволяющими передвигать их по всему гаражу. По сути, они представляют собой небольшую тележку. Это удобно. Но стоит понимать, что такие стеллажи не способны выдерживать чересчур высокие нагрузки. Поэтому на них нельзя хранить громоздкое и массивное по весу оборудование.
Навесные полки оборудуются в домашних условиях редко. Их необходимо подвешивать и закреплять непосредственно под потолочной поверхностью, что может вызвать серьезные затруднения. Хотя теоретически это вполне возможно. Редким явлением можно считать и вращающиеся конструкции. Визуально они похожи на стойки для дисков CD. На таких мини-стеллажах можно хранить всякую мелочь – отвертки, ключи, для более крупного инструмента они не подходят.
Число полочек на стеллажах и их геометрические размеры вам предстоит выбрать самому. Профессионалы советуют так проектировать конструкцию для гаража, чтобы на полках помещались все используемые при обслуживании транспортного средства инструменты. Другими словами, стеллажи желательно делать вместительными.
Самыми популярными материалами для изготовления гаражных полок является металл и древесина. Если вы планируете установить конструкцию надолго, лучше использовать металлические изделия, которые отличаются долговечностью и максимальной прочностью. Если же желаете сэкономить на материалах и не затягивать монтажные работы, делайте стеллаж в гараже своими руками из дерева. Работа с более легкой древесиной в разы проще, чем с металлом.
Также полки в наши дни делают из пластика (их можно купить в магазине) и комбинированные – из стали и дерева или из пластика и металла.
Как и любое сравнительно сложное изделие, стеллаж следует сначала разработать на бумаге. Это можно сделать с помощью готовых чертежей.Несложно и самостоятельно составить эскиз будущей конструкции, указав в нем параметры полочек. В этом случае стеллаж будет идеально подходить для вашего гаража.
Обычно рекомендуется размещать стеллаж вдоль какой-либо одной стены помещения. Оптимальная высота конструкции – от пола до самого потолка (ни один квадратный сантиметр свободной площади терять не хочется ни одному автолюбителю). Конечно, если ваш гараж очень высокий, полки можно делать не до потолочной поверхности, чтобы не мучиться с лазанием по лестнице на самый верх за какой-нибудь деталью.
Нижние полки всегда делают более вместительными и высокими. Они предназначены для хранения колес, крупного инструмента. Полочки, которые располагаются наверху конструкции, лучше изготавливать низкими. На них вы будете складировать всякую легкую мелочь. Тем самым вы обеспечите хорошую устойчивость стеллажа.
Внизу обязательно требуется оставлять просвет 15–20 см между конструкцией и напольным покрытием.
Он даст вам возможность без затруднений подмести пол под стеллажом. Кроме того, профи советуют просверлить в полочках для инструмента, канистр, колес небольшие отверстия. Они будут выполнять функцию естественной вентиляции для хранящихся предметов, защищая их тем самым от ржавления, а также позволят вам без проблем сметать с полок мелкий мусор и пыль.
Длину стеллажа обычно тоже делают на всю ширину стенки, оставляя около 8–10 см свободного пространства по боковым сторонам конструкции. Так вам будет проще выполнять монтажные работы. Глубину полочек выбирайте сами. При этом помните, что чересчур узкие ниши не годятся для хранения крупногабаритного инструмента, а чрезмерно глубокие неудобны в эксплуатации (попробуйте что-нибудь достать руками с полочки глубиной около метра). Рекомендованная глубина ниш гаражных стеллажей – примерно 60 см.
Самая распространенная ширина полок (имеется в виду дистанция между двумя вертикальными опорами конструкции) – 100 см. Можно сделать ширину и на 30–50 см больше, если полка предназначается для хранения габаритных (например, колес) либо тяжелых изделий из металла.
Делаем металлический стеллаж с полками из дерева
Популярный вариант обустройства гаражей – конструкция с металлическим каркасом (он будет стоять без преувеличения десятилетиями) и деревянными полочками. Вертикальные стойки таких стеллажей вы можете сделать из прямоугольных профилей с размерами одной из сторон 4–5 см либо из уголка с полкой 3–5 см.
Сам каркас делается из уголка с 1,5–2,5-сантиметровой полкой и прикручивается болтами к вертикальным направляющим или приваривается к ним. Сварное соединение держит конструкцию максимально прочно, выполнять его быстрее и проще. С болтами мороки больше, но зато вы получаете возможность при необходимости изменять высоту полочек стеллажа.
Полки изготавливаются из досок толщиной 1,5–2,5 см. В этом случае они будут по-настоящему прочными. Можно делать их и из обычной либо ламинированной фанеры или древесно-стружечных изделий. Деревянные полки перед монтажом обязательно предохраняют от влаги и грибка – промасливают и окрашивают.
Таким образом, схема подготовки комплектующих для стеллажа, а затем их сборки и установки выглядит следующим образом:
- Болгаркой режем по заданным размерам металлические заготовки.
- Размечаем положение стоек по вертикали и сразу отмечаем места, где будут фиксироваться полочки.
- Свариваем (берем на болты) уголки (здесь важно контролировать горизонтальность расположения элементов).
- Наносим грунтовку на каркас и окрашиваем его коррозионно-стойким составом.
- Нарезаем полочки из древесины и «примеряем» их, ставя поперек каркаса. Можно выполнять установку досок и вдоль, но в этом случае они могут под весом больших инструментов и запчастей прогибаться.
- Пропитываем (красим) деревянные изделия и крепим их с металлическим каркасом . Желательно подгонять доски друг к другу как можно плотнее.
Стеллаж готов. Если вы не совсем уверены в высокой устойчивости конструкции, можно дополнительно прикрепить ее к стене гаража стальными кронштейнами.
Деревянный стеллаж – все очень просто
Дешевле обходятся гаражные полки, сделанные из дерева. К тому же их проще делать и устанавливать. Поэтому многие автовладельцы решают обзавестись именно такими конструкциями. Здесь, правда, стоит помнить, что деревянные стеллажи эксплуатируются по времени меньше, чем металлические либо комбинированные.
Оптимально, когда полки изготавливаются из твердой древесины, например, из дуба. Но вполне подойдут и сосновые доски – недорогие и доступные. Важно, чтобы они были хорошо высушены, не имели крупных трещин и сучков, глубоких червоточин и следов плесени.
Стойки (вертикальные) изготавливают из бруса 10х5 или 10х10 см, полки – из древесно-стружечных плит или обычных досок, поперечины – из бруса меньшего сечения или даже из досок (но их толщина должна быть внушительной).
- Режем доски и брусья по заданным размерам, обрабатываем их антисептическим составом.
- Собираем конструкцию, используя для соединения отдельных частей проушины, шипы, клей для древесины или саморезы.
- Стыки деталей для придания конструкции большей площади усиливаем уголками из металла.
- Окрашиваем готовый стеллаж (торцы желательно покрасить в несколько слоев).
Примерно аналогичным образом вы можете сделать и конструкции для гаража из металла. Но, естественно, резать по нужным размерам и монтировать тяжелые стойки, а также другие элементы стеллажа вам будет намного сложнее.
Не каждый автовладелец или мастер имеет возможность иметь просторный гараж или мастерскую и хранить в нем все инструменты и мелкие запчасти, а это доставляет много неудобств. Иногда помещения настолько малы, что ставить около стен обыкновенные полки невозможно. Есть очень оригинальное решение проблемы – сделать их подвесными. Они размещаются вдоль стен только в рабочем положении, а остальное время прикреплены к потолку. Единственное условие – надо иметь хотя бы начальные навыки производства столярных работ.
Необходимые материалы и инструменты
Для изготовления требуется циркулярка, можно пользоваться ручной пилой или электрическим лобзиком. Нужны сверлильный станок, дрель, комплект сверл, столярный клей и набор метизов для фиксации элементов. Такие полки монтируются в неотапливаемых помещениях, размеры согласуются с шагом и шириной стропильных балок.Процесс изготовления полки
Нарисуйте эскиз полки с детализацией каждого элемента. Понадобится несколько деталей.1. Основание. Длина равняется высоте от потолка до пола.
2. Днища и боковины ящиков. Размеры подбираются с учетом предполагаемого количества инструментов и запчастей. Расстояние между полками примерно 30 см, количество кратное высоте полки. В нашем случае будет установлено 8 ящиков.
3. Детали зафиксированного к стене упора. В нашем случае будет два ряда ящиков, надо иметь это в виду во время составления эскиза.
4. Перегородки, поворотные планки и т. д.
Количество и номенклатура элементов может изменяться с учетом придуманной лично вами модели.
Первый этап
Работы начинаются с изготовления фиксируемой к стене части полок. На циркульной пиле разрежьте на куски большой лист, подготовьте все элементы конструкции.
Отрежьте часть листа, она будет неподвижно прибита к стене, вырежьте шесть элементов для фиксации трех несущих кронштейнов. У нас фанера тонкая, для повышения прочности деталей в дальнейшем она будет склеиваться. Соответственно, требуется не три, а шесть деталей.
Высверлите в них отверстия под оси качения, срежьте углы, которые будут мешать подъему. Отверстия делаются во всех деталях, после склеивания их глубина удваивается. Перед сверлением детали прочно фиксируются, таким способом достигается соосность.
В связи с тем, что полки подвижные, один угол надо срезать с таким расчетом, чтобы он не задевал основание во время поднимания конструкции. Ящики фиксируются специальными элементами, которые при поднимании постоянно удерживают их в горизонтальном положении. Если не убрать углы, то они упрутся о стенку полки, устройство не будет функционировать. Отрезать можно по радиусу или по прямой линии, не имеет значение. Главное условие – обеспечение свободного поворота.
Приступайте к сборке заготовок в единую конструкцию. Вначале прикрепите к щиту две планки, а затем зафиксируйте боковины. Крепить надо на шкантики и саморезы, в отверстия осей вставлять специальные столярные неподвижные гайки. Прикрепите собранную деталь к стене, для соблюдения горизонтальности пользуйтесь уровнем. Фиксировать следует очень прочно дюбелями, проверьте надежность. Деталь должна выдерживать ваш вес, она держит всю конструкцию.
Второй этап
Приступайте к распиливанию деталей для поворотных ящиков, но у них надо удалять два угла боковин. Боковые стенки будут двойными, соответственно, надо в два раза увеличить количество заготовок.
Сборка делается по вышеописанному методу, можно пользоваться только саморезами, но тогда рекомендуется увеличивать их количество.
Готовые ящики в дальнейшем будут прикреплены к заднему щиту полки и иметь возможность постоянно удерживать горизонтальное положение при его подъеме. Достигается такой эффект особенностями их фиксации.
Задняя сторона ящиков крепится к задней стенке рояльными или любыми другими петлями, они создают подвижную точку опоры. С противоположной стороны ящика предусмотрено сквозное отверстие для второй оси поворота.
Шлифовальной машинкой обработайте поверхности ящиков, прикрепите к днищу петли.
Приготовьте длинные планки. Они будут располагаться по бокам ящиков и фиксироваться к ним шарнирами. Длина реек равняется длине задней стенки.
Высверлите отверстия под шарниры. В нашем случае в качестве шарнира использована пластиковая труба, такие же следует подготовить отверстия. Расположение отверстий зависит от расстояния между ящиками.
Закрепите петли ящиков к стенке, размещайте их равномерно и с таким расчетом, чтобы они не задевали друг друга во время поворачивания.
Вставьте в отверстия отрезки пластиковой трубы, они отлично выполняют функцию шарниров. Длина трубы равняется суммарной толщине стенок ящиков и длинных планок.
Соедините два крайних элемента и проверьте работоспособность: приподнимайте и опускайте их. Они должны свободно совершать все перемещения и постоянно располагаться в горизонтальном положении. Есть проблемы – устраните их, все в норме – приступайте к сборке полочек.
Сборка
В верхней части стенки зафиксируйте три прочные петли, прикрутите их к установленному на стене элементу.Прикрутите на петли к торцу нижней части стенки первый ящик.
Вставьте в отверстия пластиковые трубки и наденьте на них две длинные планки. Именно они удерживают ящики в вертикальном положении при подъеме полки к потолку.
По очереди вставляйте в трубки все ящики и прикручивайте их шарнирами к стенке.
Если есть сомнения в прочности пластиковых трубок, то можно сделать деревянную ось, внешний диаметр должен отвечать условному диаметру трубок. Разрежьте ось на куски соответствующей длины и забейте в трубки.
Если углы длинных планок при подъеме упираются, то надо также срезать их углы. Для улучшения внешнего вида обработайте на фрезерном станке. Сразу можно немного увеличить диаметр отверстий. В них трубки должны свободно вращаться, а жестко сидеть в стенках ящиков. Для уменьшения трения меду планками и ящиками можно поставить большие шайбы.
Просверлите отверстия по центру каждого шарнира и соедините все элементы болтами с потайной головкой. Это предотвратит самопроизвольное разъединение конструкции. Длинные концы болтов отпилите ножовкой, гайки закройте колпачками.
Проверьте работоспособность. Все в порядке – по такой же схеме прикрепите длинные рейки к установленной на стене детали полки, стяните болтами.
Для облегчения поднимания конструкции можно установить газлифты или пружины. По такой же технологии можно делать и вторую, третью и т. д. полку.
Рекомендуется к нижней части прибить два упора, они убудут поддерживать конструкцию под выбранным углом, что облегчит доступ к ящикам и улучшит дизайн помещения.
На этом все сложные работы закончены. Осталось придумать фиксацию полки в поднятом положении. Но вначале надо сделать деревянную рамку и надежно ее прибить к балкам перекрытия.