Законы психологии, которые вызывают удивление. Основной закон психологии Практические законы психологии
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
1. Психология как наука
1.3. Методологические аспекты психологии
1.3.4 Законы психологии
Теоретические и экспериментальные исследования каждой науки направлены на разработку ее понятийного аппарата и выявление объективных законов и закономерностей, которым подчинены все процессы и явления. Законы раскрывают объективные, устойчивые, существенные связи между явлениями действительности, их совокупность составляет содержание науки, позволяет формулировать новые проблемы и осуществлять прогнозы относительно ее дальнейшего развития. Специфика каждой науки, в том числе и психологии, отображается в характере ее законов.
Выявление и познание законов психологии имеет свои особенности и трудности, связанные с непривычной природой психических явлений. Ведь психические состояния субъекта недоступны стороннему наблюдению. Задача же психологии заключается в том, чтобы, пользуясь объективными методами, раскрыть объективные законы, которым подчиняется психика.
Психическим явлениям присуща динамическая изменчивость. Исследуя много раз тот же психический процесс, можно заметить, что всегда он зависит от определенных условий и протекает по-другому. Это не случайность. Психическое как субъективное отражение не может быть неизменным. Поэтому законы, которые открывают в психологии, не определяют твердо и однозначно связи между явлениями. Это - законы - тенденции, в которых общее выступает как тенденция.
В психологии известно много законов. Некоторые из них даже выраженные в строгой математической форме. Они относятся к разным уровням психического, раскрывают его различные измерения. На основе анализа того, что в них отражено, Бы. Ломов разделил их на шесть основных групп.
1. Законы, в которых отражаются относительно простые зависимости, например устойчивые связи между внешними воздействиями и определенными психическими явлениями, а также между самими явлениями. В частности, это основной психофизический закон Вебера-Фехнера, согласно которому интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя.
2. Законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени. Один из них - закон перцепции, открытый М. Ланге. Он отражает закономерную последовательность фаз процесса восприятия: зрительный перцептивный образ разворачивается фазами - от грубого различение общих пропорций предмета и его положения к формированию дифференцированного и завершенного образа.
3. Законы, характеризующие структуру психических явлений. Примером может быть современное представление о памяти. Сначала ее рассматривали как простую однородную функцию. Однако в процессе исследования оказалось, что она является сложной системой, которая включает определенную структуру хранилищ информации, их реорганизации, а также потоки информации и процессы управления.
4. Законы, в которых фиксируется зависимость эффективности поведения человека от уровня его регуляции. Например, закон Йеркса-Додсона, что обосновывает зависимость успешного решения задач от уровня мотивации. В соответствии с ним существует определенный уровень мотивации, при котором производительность выполнения задач является наивысшей. Дальнейший рост мотивации не повышает (а иногда снижает) продуктивность.
5. Законы, которые касаются психического развития человека, что рассматривается в масштабе ее жизни. Примером является закон о неравномерности (гетерохронність) развития психических функций в отдельные периоды и в течение всей жизни человека.
6. Законы, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека. В частности, зависимость психических качеств человека от его деятельности в системе общественных отношений.
Эта классификация не является окончательной и неизменной: психология как наука находится в постоянном развитии, выявляя ранее неизвестные психические факты, формулируя новые законы, уточняя известные. Законы каждой группы обнаруживают существенные устойчивые связи только в определенной плоскости. Поэтому ни один из них не является универсальным - он является узким, неполным и приближенным и имеет свои границы применения. Вот почему строгий научный подход к развитию психологии требует не только выявить объективный закон, но и установить условия и границы его действия.
Методология современного психологического поиска в значительной мере определена нынешним состоянием и связями психологии с другими науками. Современное исследование характеризуется комплексностью, то есть наличием многих междисциплинарных связей. Философия, социология, физиология и другие дисциплины привносят своеобразие в систему методов и результатов психологических исследований. Однако психическое не сводится ни к социальному, ни к физиологическому.
Представленные феномены помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, но и самим стать лучше, рациональнее.
Представленные ниже шесть психологических феноменов помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, но и самим стать лучше, рациональнее.
Эффект Прэтфелла.
Если вы несовершенны, люди будут любить вас больше. Когда мы хотим произвести на кого-то впечатление, то неизбежно выпячиваем наружу лучшие стороны своей личности. Оказывается, совершенно зря: исследования показывают, что демонстрация своей уязвимости и слабости, напротив, повышает уровень эмпатии к нам со стороны других людей. Чем больше у вас некритичных недостатков, тем лучше к вам будут относиться люди.
Профессор, который выступает перед аудиторией и заметно волнуется, кажется слушателям умнее того, кто выступает предельно уверенно. Стесняться и делать глупости во время первого знакомства – проверенный, хотя и не очевидный способ понравиться своему потенциальному партнеру.
Теория получила название эффекта Прэтфелла и была проверена Эллиотом Аронсон, докотором философии по психологии Стэнфордского университета.
В общем, ошибаться на людях – это не только нормально, но и полезно. Во всяком случае, до тех пор, пока ваши ошибки не приносят серьезного ущерба окружающих.
Эффект Пигмалиона.
Большие ожидания увеличивают производительность. Проверкой этого феномена занимался психолог Роберт Розенталь. Он проводил IQ-тесты в школах, а затем сообщал учителям заведомо ложные результаты исследований. Те дети, у которых IQ был выше, чем у остальных, якобы показывали “средние” результаты. А те, кто реально показал средний результат, выдавались учителям как обладатели самых лучших мозгов. Что неизменно происходило впоследствии?
Те ученики, которых учителя считали более умными, начинали лучше учиться. Происходит это потому, что ожидания учителей от этих учеников были выше, чем от остальных. Растущее давление на школьников заставляло их лучше учиться. Выводы, сделанные Розенталем, характерны не только для образования.
“Ваши ожидания создают вашу реальность”, – заключает он.
В общем, если вы хотите добиться в жизни чего-то значимого, вам придется ставить перед собой заведомо нереальные цели и переоценивать свою способность к их выполнению. И это сработает. Кроме того, ученым известно, что те лидеры, которые требуют от своих подчиненных нереальных результатов, в результате добиваются от команды куда большей отдачи, чем те, кто ставит только “реальные цели”.
Парадокс выбора.
Чем больше у нас опций на выбор, тем меньше мы довольны принятым решением. Логически кажется, что чем больше перед нами вариантов выбора, тем лучше. Магазины с большим ассортиментом нравятся нам больше мелких лавочек. Когда предложений по поводу развития карьеры много, нам кажется, что мы обязательно сделаем хороший выбор.
Но психологи Марк Леппер и Шина Айенгар доказали, что это не так. Исследователи в рамках эксперимента предлагали одной группе гурманов, зашедших в супермаркет, выбрать бесплатно один из шести разных видов джемов, другим – один из 24. Результаты исследования показали, что 30% людей, которые выбирали из шести вариантов, остались довольны своим выбором. Из тех, кому пришлось выбирать одну банку подарочного джема из 24, довольными остались только 3%.
Феномен этот выявил психолог Барри Шварц. Для того, чтобы ощущение того, что все идет правильно, не покидало вас, он советует искусственно ограничивать количество опций. Это, кстати, объясняет, почему пользователи техники Apple довольны ею больше, чем пользователи гаджетов другой марки. Или почему те, кто ходит за продуктами в небольшие продуктовые киоски, чувствуют себя более удовлетворенными, чем посетители огромных гипермаркетов.
Эффект свидетеля.
Чем больше людей вокруг нуждающегося в помощи, тем меньше вероятности, что ему кто-то поможет. Этот эффект давным-давно хорошо иллюстрирует притча о добром самаритянине. Это объясняет также множество трагических событий в нашей истории. Исследователи называют его “смешением ответственности”.
Если кто-то из людей на улице попал в беду и нуждается в помощи, то у него куда больше шансов получить ее, если рядом проходит один человек, чем если рядом – толпа людей. Если кто-то кричит о помощи, а рядом находится огромное количество людей, то каждый из них предпочтет игнорировать мольбы о помощи, потому что “помогут другие”. Если же мольба о помощи будет обращена к конкретному человеку на пустынной улице, то шансов на то, что на нее откликнутся, в разы больше. Это, кстати, объясняет, бездушность и холодность больших мегаполисов.
Влияние этого эффекта доказали психологи Бибб Латане и Джон Дэрли. Они провели эксперимент, в ходе которого имитировали ситуацию, когда старшеклассники избивали затюканного ботаника в школьной раздевалке на глазах у других школьников. 85% тех, кто был единственным свидетелем унижения, бросались на помощь жертве и вступались за нее. А вот если за происходящим наблюдали уже двое школьников, шансы на то, что кто-то из них поможет ботанику, падали до 65%. Если свидетелей было четверо, шансы, что хоть кто-то из них вступится, падали до 31%.
В общем, если вы попали в трудную ситуацию и нуждаетесь в помощи, то обращайтесь не сразу ко всем, кто может помочь, а адресно, персонально к кому-то. Проще говоря, лучше кричать не “Помогите хоть кто-нибудь!”, а “Мужчина в сером пальто, спасите меня!”.
Spotlight Effect.
Люди, чья голова постоянно забита размышлениями, не замечают очевидных вещей. Большинство людей в данный момент времени заняты какими-то серьезными размышлениями. Когда они находятся в обществе, но погружены в свои мысли, то не замечают даже очевидных вещей, доказали ученые из Корнельского университета.
Если говорить проще, то совершенно плевать, как вы выглядите, если вы собираетесь в офис или университет. Большинство людей просто не обратит внимания на ваш внешний вид. В центре внимания вы оказываетесь гораздо реже, чем думаете. А потому можно перестать беспокоиться о внешних атрибутах жизни. Не покупайте дорого автомобиль или смартфон, чтобы “зарисоваться” перед коллегами: вам может казаться иначе, но большинству из них вообще плевать, чем вы там владеете. Они заняты своими проблемами.
Эффект фокусировки.
Люди переоценивают значимость вещей и явлений, о которых размышляют “Ничто в жизни не имеет такого большого значения, как вам кажется”. Дэвид Канеман
Насколько велика разница в ежедневном настроении между человеком, который зарабатывает $20 тыс. в год и человеком, который зарабатывает 4000 грн в месяц? Почти никакой. То есть она есть, но оан минимальна. Станете ли вы счастливее, если проведете остаток жизни в доме на море? Едва ли. Строго говоря, жители Калифорнии, где большее 300 солнечных дней в году, ничуть не счастливее жителей Нью-Йорка или Чикаго.
Этим эффектом, кстати, активно пользуются маркетологи. Они убеждают вас, что покупка того или иного товара сделает вас счастливее. Но вряд ли они сдержат свое обещание.
Для борьбы с этим психологическим эффектом вам придется усвоить одну простую аксиому: ничто не будет столь же важным через год или даже через неделю, как вам кажется сегодня. Относитесь к жизни и ее неурядицам легче и проще. И, да, смиритесь с тем, что люди просто не умеют прогнозировать будущее. Поэтому будет лучше, если вы перестанете вообще строить сколько-нибудь долгосрочные планы.
Основной закон психологии.
Время, в котором мы живем, имеет одну особенность - как никогда ранее в истории человечества огромное количество людей хотят разобраться в себе, сделать свою жизнь бесконфликтной, спокойно и радостной. Мы изучаем себя, свою психику, свои побуждения и эмоции.
Именно поэтому можно сказать, что мы живем в век Психологии. Мы хотим знать о психологии все, все ее мельчайшие законы и нюансы.
И это парадоксально, потому что самый главный, самый основной закон психологии, вокруг которого и построено все здание современной психологической науки, всем нам открыт, он на виду... Но мы его не замечаем, не осознаем и не используем...
Мы смотрим под ноги и ищем лужу, странным образом не замечая величественных просторов моря в шаге от нас...
Основной закон психологии каждому из нас отлично известен - мы его изучали в школе в 7-ом классе на уроках биологии - поэтому воспринимается он нами как нечто банальное и малозначимое. Мы знаем основное положение этого закона, но даже не представляем себе его глубину и фундаментальную важность.
Между тем на базе этого основного закона психологии образовался ряд признанных научных школ (бихевиоризм, необихевиоризм, рефлексология, нейропсихология и др.), объясняющих поведение человека и животных. Политики, тренеры, психологи, дрессировщики всех стран давно используют этот основной закон психологии в своей деятельности.
Но мы в своей повседневной жизни его не используем, поэтому ругаемся с окружающими, кричим на детей, грубим близким, беспрестанно портим себе и другим нервы и настроение укорами, требования, претензиями, спорами и ссорами.
Мы изо всех сил стараемся пробить головой стену вместо того, чтобы повернуть ручку и открыть дверь.
Основной закон психологии был открыт в России примерно 100 лет назад Нобелевским лауреатом Иваном Петровичем Павловым. Школьники этот закон запоминают примерно в такой формулировке: "слюнотечение у собак по звонку".
И.П.Павлов, изучавший пищеварение у животных, заметил, что у собак начинается слюноотделение не только на еду, но даже на звук шагов человека, приносящего миску. Причем собака в этот момент еще не видит пищу и не чувствует ее запаха, а слюна тем не менее у нее выделяется.
Обратив пристальное внимание на этот странный факт собачьей физиологии, Павлов и открыл механизм образования условных рефлексов.
И.П.Павлов начал экспериментировать с различными сигналами.
Он звонил в звонок и сразу после этого давал собаке пищу. Вскоре слюна начинала вырабатываться уже только на звук звонка. Ранее нейтральный стимул - звук звонка - стал вызывать у собаки непроизвольную физиологическую реакцию (условный рефлекс) - слюноотделение.
Павлов усложнил опыт. Теперь он включал лампочку, а после этого звонил в звонок (еду при этом уже не давал). Вскоре слюноотделение стало вырабатываться и на включение лампочки. Павлов это назвал "формированием условного рефлекса второго порядка", то есть выработка еще одно условного рефлекса на основе ранее выработанного рефлекса.
Таким образом оказалось, что условные рефлексы могут формироваться и косвенным путем.
Очень важной оказалась и последовательность предъявления стимулов.
Например, если собаку колоть иголкой, а затем давать ей мясо, то у собаки вырабатывался своего рода мазохистский характер - болезненный укол иглы постепенно начинал восприниматься, как желанный, и собака в итоге стала на него реагировать вилянием хвоста и радостью. (В некоторых опытах использовался постепенно нарастающий по силе электрический ток, вплоть до ожогов. Результат был тем же - собака не реагировала даже на ожоги).
Однако если изменить последовательность стимулов (т.е. сначала давать мясо, а затем колоть иголкой), то у собаки развивается отвращение к этому виду мяса.
Опыты Павлова были продолжены (и продолжаются до сих пор) его многочисленными последователями со всех континентов.
Американские исследователи (Gustafson, Garcia, 1974 г.) применили методику Павлова для того, чтобы отучить волков и койотов убивать домашний скот у фермеров. Они вылавливали волков и койотов и кормили их кусками баранины, содержащими рвотное вещество (хлорид лития). У хищников, съевших такое мясо, начиналась головокружение, тошнота и рвота.
После выздоровления голодных хищников помещали в загон с овцами. Почувствовав запах овец, хищники начинали убегать от них! А потом, будучи выпущенными на волю, обучали этому и своих детенышей. В результате волки и койоты перестали нападать на стада фермеров.
Идут исследования и в другом перспективном направлении - на лабораторных крыс воздействуют сильным запахом камфоры, после чего делают инъекцию препарата, повышающего иммунитет. В результате опытов сформировалась условная реакция - запах камфоры стал приводить к повышению иммунитета уже без всякой инъекции.
Методику Павлова очень легко можно проверить и на самом себе, научиться управлять такими реакциями своего организма, которые не подлежат сознательному контролю.
Например, мы не можем сказать зрачкам своих глаз: "А теперь, пожалуйста, расширьтесь!". Этот процесс не контролируется сознательно - зрачки расширяются и сужаются только в зависимости от степени освещенности.
Но мы легко можем заставить свои зрачки расширяться в ответ, например, на негромкий хлопок ладоней. В освещенной искусственным светом комнате хлопните в ладоши и сразу же выключите свет. В темноте зрачки расширятся. Подождите секунд 15 и включите свет.
Затем повторите все снова: хлопок, выключение света, 15 секунд в темноте, включение света. Через 20-30 попыток можете проверить свой новый условный рефлекс - зрачки будут расширяться уже только на хлопок ладоней, при включенном свете.
Примерно так же можно вызвать у себя отвращение к сигаретам.
Тело отвечает на резкий громкий шум реакцией страха. Поэтому можно проделать такую процедуру: взять в пальцы сигарету, одновременно включить секунд на 15 шум в радиоприемнике на полную громкость, после этого положить сигарету и выключить шум.
Шум субъективно оценивается, как очень неприятный внешний сигнал, поэтому если такую процедуру проделать раз 20-30 (можно и больше), то сигарета в руках начнет вызывать дискомфорт и неприятное чувство тревожности.
Вместо радио-шума можно использовать любой другой неприятный звуковой сигнал - трение стекла о стекло, пенопласта о пенопласт, запись громкого визга и т.п.
Методику Павлова можно использовать для лечение различных психологических заболеваний, например, новое направление исследований - респираторная психофизиология - позволяет приучить себя на уровне рефлексов к медленному и глубокому дыханию в ответ на стрессовое состояние и панику (Ley R., 1999). А так как паника и стресс несовместимы с таким дыханием, то этот способ становится очень эффективным средством для борьбы с тревожностью и паническими состояниями.
Джин Эйбл (США, университет Эмори) использовал методику Павлова для лечения гомосексуализма и других парафилий (ранее считалось, что эти сексуальные отклонения практически не подлежат лечению). Эффективность методики достигла 85%.
Однако методика Павлова применима не только к лечению заболеваний, но и к нашей повседневной жизни, к решению обычных вопросов, касающихся каждого: как приучить своего ребенка к спорту, как выработать в себе отвращение к перееданию, как без конфликтов устранять межличностные проблемы и непонимание.
В современной литературе методику формирования условных рефлексов принято называть "способом положительных и отрицательных подкреплений", или "методом кнута и пряника".
И.П.Павлов первым сделал вывод о том, что психика человека - это набор условных рефлексов, сформированных в течение жизни. Причем, что особо важно, большинство этих условных рефлексов сформированы "методом кнута" - нас наказывали, на нас кричали, унижали, оскорбляли и т.п.
В результате, реализуя в жизни эти рефлексы, мы по сути следуем своему страху, поддерживаем и взращиваем страх. Не удивительно, что количество психосоматических заболеваний (заболеваний, вызванных стрессами) достигает 70% от всех обращений в поликлиники.
Мы можем воспитывать наших детей так же, как и нас воспитывали - "методом кнута" и страха. Но в какой-то момент мы вдруг заметим, что дети перестают реагировать на окрики, а все наши слова и самые благие наставления вызывают лишь отторжение и неприязнь.
Но мы можем пойти другим путем и попробовать более трудный и непривычный, но гораздо более эффективный способ - "метод пряника", положительных подкреплений. Так мы сохраним и психику ребенку, и свои добрые с ним отношения на всю жизнь.
Впрочем, подробно рассказывать сейчас о методе "положительных подкреплений" я не буду - эта тема прекрасно освещена в великолепной книге Карен Прайор "Не рычите на собаку!". Вряд ли я раскрыл бы эту тему лучше.
Я очень рекомендую прочитать эту книгу каждому, кто стал или готовится стать родителем. Каждый пример в этой книге, каждый совет - это живая иллюстрация и пример того, как можно легко и элегантно применять открытие И.П.Павлова в нашей повседневной жизни. Приятного Вам чтения!
Представленные ниже шесть психологических феноменов помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, но и самим стать лучше, рациональнее.
Законы психологии, которые стоит знать!
Эффект Прэтфелла
Если вы несовершенны, люди будут любить вас больше. Когда мы хотим произвести на кого-то впечатление, то неизбежно выпячиваем наружу лучшие стороны своей личности. Оказывается, совершенно зря: исследования показывают, что демонстрация своей уязвимости и слабости, напротив, повышает уровень эмпатии к нам со стороны других людей. Чем больше у вас некритичных недостатков, тем лучше к вам будут относиться люди.
Профессор, который выступает перед аудиторией и заметно волнуется, кажется слушателям умнее того, кто выступает предельно уверенно. Стесняться и делать глупости во время первого знакомства - проверенный, хотя и не очевидный способ понравиться своему потенциальному партнеру.
Теория получила название эффекта Прэтфелла и была проверена Эллиотом Аронсон, докотором философии по психологии Стэнфордского университета.
В общем, ошибаться на людях - это не только нормально, но и полезно. Во всяком случае, до тех пор, пока ваши ошибки не приносят серьезного ущерба окружающих.
Эффект Пигмалиона
Большие ожидания увеличивают производительность. Проверкой этого феномена занимался психолог Роберт Розенталь. Он проводил IQ-тесты в школах, а затем сообщал учителям заведомо ложные результаты исследований. Те дети, у которых IQ был выше, чем у остальных, якобы показывали “средние” результаты. А те, кто реально показал средний результат, выдавались учителям как обладатели самых лучших мозгов. Что неизменно происходило впоследствии?
Те ученики, которых учителя считали более умными, начинали лучше учиться. Происходит это потому, что ожидания учителей от этих учеников были выше, чем от остальных. Растущее давление на школьников заставляло их лучше учиться. Выводы, сделанные Розенталем, характерны не только для образования.
“Ваши ожидания создают вашу реальность”, - заключает он.
В общем, если вы хотите добиться в жизни чего-то значимого, вам придется ставить перед собой заведомо нереальные цели и переоценивать свою способность к их выполнению. И это сработает. Кроме того, ученым известно, что те лидеры, которые требуют от своих подчиненных нереальных результатов, в результате добиваются от команды куда большей отдачи, чем те, кто ставит только “реальные цели”.
Парадокс выбора
Чем больше у нас опций на выбор, тем меньше мы довольны принятым решением. Логически кажется, что чем больше перед нами вариантов выбора, тем лучше. Магазины с большим ассортиментом нравятся нам больше мелких лавочек. Когда предложений по поводу развития карьеры много, нам кажется, что мы обязательно сделаем хороший выбор.
Но психологи Марк Леппер и Шина Айенгар доказали, что это не так. Исследователи в рамках эксперимента предлагали одной группе гурманов, зашедших в супермаркет, выбрать бесплатно один из шести разных видов джемов, другим - один из 24. Результаты исследования показали, что 30% людей, которые выбирали из шести вариантов, остались довольны своим выбором. Из тех, кому пришлось выбирать одну банку подарочного джема из 24, довольными остались только 3%.
Феномен этот выявил психолог Барри Шварц. Для того, чтобы ощущение того, что все идет правильно, не покидало вас, он советует искусственно ограничивать количество опций. Это, кстати, объясняет, почему пользователи техники Apple довольны ею больше, чем пользователи гаджетов другой марки. Или почему те, кто ходит за продуктами в небольшие продуктовые киоски, чувствуют себя более удовлетворенными, чем посетители огромных гипермаркетов.
Эффект свидетеля
Чем больше людей вокруг нуждающегося в помощи, тем меньше вероятности, что ему кто-то поможет. Этот эффект давным-давно хорошо иллюстрирует притча о добром самаритянине. Это объясняет также множество трагических событий в нашей истории. Исследователи называют его “смешением ответственности”.
Если кто-то из людей на улице попал в беду и нуждается в помощи, то у него куда больше шансов получить ее, если рядом проходит один человек, чем если рядом - толпа людей. Если кто-то кричит о помощи, а рядом находится огромное количество людей, то каждый из них предпочтет игнорировать мольбы о помощи, потому что “помогут другие”. Если же мольба о помощи будет обращена к конкретному человеку на пустынной улице, то шансов на то, что на нее откликнутся, в разы больше. Это, кстати, объясняет, бездушность и холодность больших мегаполисов.
Влияние этого эффекта доказали психологи Бибб Латане и Джон Дэрли. Они провели эксперимент, в ходе которого имитировали ситуацию, когда старшеклассники избивали затюканного ботаника в школьной раздевалке на глазах у других школьников. 85% тех, кто был единственным свидетелем унижения, бросались на помощь жертве и вступались за нее. А вот если за происходящим наблюдали уже двое школьников, шансы на то, что кто-то из них поможет ботанику, падали до 65%. Если свидетелей было четверо, шансы, что хоть кто-то из них вступится, падали до 31%.
В общем, если вы попали в трудную ситуацию и нуждаетесь в помощи, то обращайтесь не сразу ко всем, кто может помочь, а адресно, персонально к кому-то. Проще говоря, лучше кричать не “Помогите хоть кто-нибудь!”, а “Мужчина в сером пальто, спасите меня!”.
Spotlight Effect
Люди, чья голова постоянно забита размышлениями, не замечают очевидных вещей. Большинство людей в данный момент времени заняты какими-то серьезными размышлениями. Когда они находятся в обществе, но погружены в свои мысли, то не замечают даже очевидных вещей, доказали ученые из Корнельского университета.
Если говорить проще, то совершенно плевать, как вы выглядите, если вы собираетесь в офис или университет. Большинство людей просто не обратит внимания на ваш внешний вид. В центре внимания вы оказываетесь гораздо реже, чем думаете.
А потому можно перестать беспокоиться о внешних атрибутах жизни. Не покупайте дорого автомобиль или смартфон, чтобы “зарисоваться” перед коллегами: вам может казаться иначе, но большинству из них вообще плевать, чем вы там владеете. Они заняты своими проблемами.
Эффект фокусировки
Люди переоценивают значимость вещей и явлений, о которых размышляют “Ничто в жизни не имеет такого большого значения, как вам кажется”. Дэвид Канеман
Насколько велика разница в ежедневном настроении между человеком, который зарабатывает $20 тыс. в год и человеком, который зарабатывает $50 в месяц? Почти никакой. То есть она есть, но она минимальна. Станете ли вы счастливее, если проведете остаток жизни в доме на море? Едва ли. Строго говоря, жители Калифорнии, где большее 300 солнечных дней в году, ничуть не счастливее жителей Нью-Йорка или Чикаго.
Этим эффектом, кстати, активно пользуются маркетологи. Они убеждают вас, что покупка того или иного товара сделает вас счастливее. Но вряд ли они сдержат свое обещание.
Для борьбы с этим психологическим эффектом вам придется усвоить одну простую аксиому: ничто не будет столь же важным через год или даже через неделю, как вам кажется сегодня. Относитесь к жизни и ее неурядицам легче и проще. И, да, смиритесь с тем, что люди просто не умеют прогнозировать будущее. Поэтому будет лучше, если вы перестанете вообще строить сколько-нибудь долгосрочные планы. опубликовано
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Психология управления как отрасль практической психологии изучает в том числе и управленческой деятельности. Законы психологии управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении, и действуют, как и любой закон, в зависимости от того, знаем мы их или не знаем, или нет. Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются:
1. Закон неопределенности отклика. Закон неопределенности отклика называют законом зависимости внешних воздействий ранних психологических условий. Он основывается на двух психологических явлениях - апперент и наличии стереотипов сознания. Апперент – зависимость восприятия от прошлого опыта. Стереотипы сознания - устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры.
2. Закон неадекватности взаимного восприятия. Закон неадекватности взаимного восприятия состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той полнотой, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает полностью адекватным, точным и полным. Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим в определенном ракурсе, то есть только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы.
3. Закон неадекватности самооценки. Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при оценке других людей. Известно, что самооценка редко бывает адекватной - она либо завышена, либо занижена. Человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя. Человек - это существо не только рациональное, логическое, разумное, но и эмоциональное, нерациональное, а порой и неразумное, поэтому скрытые внутренние движущие силы, заставляющие человека действовать определенным образом, самим этим человеком порой не осознаются. Именно поэтому логический, рассудочный самоанализ (так же, как и анализ других людей) никогда не бывает вполне адекватным.
4. Закон искажения информации. Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». В основе потери смысла информации лежит язык, на котором передается управленческая информация. Какими бы строгими или точными не были используемые в языке понятия, всегда имеется возможность разного толкования одного и того же сообщения. Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50 %.
5. Закон самосохранения. Закон самосохранения состоит в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию. Например, на производственном совещании руководитель предложил присутствующим высказаться по какому-либо вопросу. Один из присутствующих сразу отреагировал на это предложение, но сказал что-то невпопад. «Вечно вы начинаете с глупостей», - ответил на это руководитель. В этой ситуации у всех присутствующих сознание моментально переключается с задачи обсуждения на задачу защиты собственного достоинства. Это значит, что человек невольно начинает думать о том, как бы не оказаться в положении первого выступающего. Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. А это снижает творческий потенциал участников совещания - людей, коллективно решающих проблему.
6. Закон компенсации. Закон компенсации в общем виде означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области. Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способностями или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, слаборазвитую память можно компенсировать умело организованным трудом и использованием системы фиксирования информации: записными книжками, диктофонами, еженедельниками и т. д.
53. По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик.
Основными структурными компонентами деятельности являются такие психологические образования, как цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др. Основными средствами реализации деятельности являются действия и операции. Действие - это основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели. Операции - автоматизированные и неосознаваемые элементы действий, выступающие как способы выполнения и определяемые условиями деятельности. Наличие у деятельности постоянной, стабильной структуры основных компонентов и средств реализации деятельности считается ее важнейшей психологической особенностью и обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Она, однако, может претерпевать довольно существенные изменения в связи с различиями в видах и формах самой деятельности, с различиями в условиях ее реализации и внешних требований к ней. В силу этого в психологии существуют многочисленные классификации видов деятельности, различающиеся по используемым в них основаниям.
Управленческая деятельность - неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций. Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволюцией организаций, постепенно выделяясь в самостоятельный тип.
Знания о закономерностях управления, о психологических особенностях поведения человека в организациях рассматриваются сегодня, по существу, как неотъемлемый компонент общей культуры личности специалиста любого профиля. Тем более это относится к требованиям, предъявляемым к сфере его профессиональной компетентности. Где бы ни работал будущий специалист и чем бы он ни занимался, он всегда включается в «мир организаций», в систему управления, занимая в ней определенное место (нередко - руководящее). Условием его эффективной деятельности, а в конечном итоге - и жизненного успеха является знание организационных, управленческих закономерностей.
Таким образом, основными структурными компонентами управленческой деятельности являются такие психологические образования, как цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др.