Значительное влияние на развитие способностей оказывают. Государственная теория оказала значительное влияние на развитие учения о местном самоуправлении в XIX и XX вв
Если не будут созданы соответствующие условия развития способностей, не будет предоставлена детям соответствующая деятельность, будут упущены сензитивные периоды для развития определенных способностей, не будут учтены и другие не менее важные факторы – способности не разовьются, и может наступить необратимая утрата способностей. Для развития способностей важна совокупность различных факторов, вот некоторые из них:
I. Психологические:
сензитивные периоды формирования функций: каждый ребёнок в своём развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности; например, известно, что у ребёнка от 0 до 3 лет интенсивно развивается устная речь и мышление, а в 5-7 лет он наиболее готов к овладению чтением, занятиям музыкой, математикой, спортом и т.д.;
соответствующая деятельность с помощью взрослого (зона ближайшего развития, по Л. С. Выготскому),
повышенная мотивация, интерес.
II. Материальные:
сбалансированное питание (яйца, мясо, молоко, творог, сыр, овощи, фрукты);
наличие сложных игрушек, инструментов (в том числе музыкальных), красок, альбомов, компьютера и т.д.
III. Социальные:
методики обучения.
родители (мать);
воспитатели;
3. О физиологической основе способностей. Что является физиологической основой способностей? Существует много противоречивых точек зрения, много гипотез.
Я познакомлю Вас с открытиями профессора, доктора биологических наук Владимира Павловича Эфроимсона (1908 – 1989), принадлежавшего к отряду старейших советских «генетиков-первопризывников» знаменитой московской школы Н. К. Кольцова. Его большой труд (докторская диссертация) называется «Биосоциальные факторы повышенной умственной активности».
Посвящен он гениальности – одному из самых удивительных феноменов, свойственных человеческому роду. Это попытка большого ученого-естественника, биолога, генетика найти подход к естественнонаучному объяснению загадки гениальности.
Кто такой гений?
Гений делает то, что должен, талант – то, что может.
Гете писал: «И если в тебе нет этого – «Умри, но стань!», – то ты лишь скорбный гость на мрачной земле».
Частота зарождения потенциальных гениев и замечательных талантов практически одинакова во все времена, у всех народностей и народов: один гений на 2 – 3 тысячи, может быть, на 10 тысяч человек. Но это – частота рождения потенциальных гениев. Развившихся и реализовавших себя настолько, чтобы получить хотя бы высокую оценку, – гораздо меньше. У О`Генри, например, есть история о том, как Бога попросили указать на самого гениального полководца всех времен и народов. И он указал на бедного английского сапожника, который корпел над старыми башмаками. В этом сапожнике умер, так и не проявив себя, величайший полководческий гений.
В жизни частота реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными – 1 человек на 5 – 10 миллионов людей.
Это тема отдельной лекции, потому что здесь необходимо ответить на многие вопросы: нужны ли гении? Что же мешает гениальным людям воплотить их природные задатки?
Дидро писал: «Гений падает с неба, и на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится 100 тысяч случаев, когда он падает мимо».
Самое первое положение – гениями рождаются, нужны прежде всего врожденные дарования и способности, чтобы стать гением, т. е. задатки (их комбинации бесконечны).
Эфроимсон выделяет 5 «стигм» гениальности, но предваряет их перечисление следующим тезисом: «Хорошая мать – шедевр природы».
Именно мать и материнская любовь – решающий фактор в развитии гения (Например, судьба Джорджа Вашингтона).
Детство и юность гениев – это история сдержанности, дисциплины и организации, сформированных благодаря материнскому вниманию.
Велика роль матери и в формировании ценностных установок.
Гибкость, стойкость и энергию Эфроимсон считает врожденными свойствами.
Любознательность, любопытство, исследовательский инстинкт исчезают сами собой как явления в высшей степени возрастные, поэтому сколько гибкости, стойкости надо проявить, сколько энергии надо истратить ребенку, чтобы сохранить те черты, которые связаны с творческой любознательностью.
Эфроимсон «отобрал» всемирно признанных гениев. Их оказалось 400 человек. Среди них тоже существует своя «табель о рангах». Он заметил, что среди великих мира сего довольно часто (чаще, чем среди остальных людей) встречаются некоторые наследственные болезни.
1. У гениев в десятки раз чаще, чем в нормальной популяции, встречается наследственно закрепленный повышенный уровень мочевой кислоты в крови. Повышенный уровень уратов (солей мочевой кислоты) приводит к подагре. Подагра заметно отличается от всех артритов и ревматизмов: на ощупь определяется отложение скоплений кристаллов солей мочевой кислоты в тканях, происходит воспаление вокруг этих отложений и наиболее раннее и частое возникновение острых болей в большом пальце ноги, что почти отсутствует при отложении других солей.
Е. Орован установил в 1956 г, что мочевая кислота, избыточное количество которой в крови и приводит к подагре, по своей химической природе (структурной формуле) очень близка к таким известным стимуляторам умственной деятельности, как кофеин и теобромин (содержатся в кофе и чае). Накопление мочевой кислоты в крови служит стимуляции мозговой деятельности.
Организм в норме содержит около 1 грамма мочевой кислоты. В организме подагрика ее содержится 20 – 30 граммов.
Если повышенный уровень уратов в крови не сопровождается подагрой, то это состояние принято называть гиперурикемией . В списке Эфроимсона несколько гениальных подагриков: Джованни Медичи, Козимо Старший, Лоренцо Великолепный, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Мазарини, Черчиль, Бэнджамин Франклин, Иван III, Иван Грозный, Борис Годунов, И.С. Тургенев, Бетховен – во всей его жизни проявилась типичная подагрическая черта – полное игнорирование всего, что не относилось к делу, к музыке, к творчеству, даже сублимирование влюбленности творчеством; Микеланджелло, Бернард Барух, Рубенс, Рембрандт, Ренуар, Филдинг, Стендаль, Мопассан, Пушкин и др. Конечно, одной подагричности недостаточно. Необходима одаренность.
2. Наследственная форма диспропорционального гигантизма – синдром Марфана. Для этого синдрома характерны очень длинные, тонкие конечности при коротком худощавом теле, крупные кисти рук и стопы, подвывих хрусталика, аневризма аорты и усиленный выброс катехоламинов – природных веществ, некоторые из которых являются гормонами надпочечников (адреналин, норадреналин и некоторые другие). Особенно мощный выброс катехоламинов происходит при стрессах (сильном психическом и физическом напряжении, что позволяет организму преодолевать огромного уровня физические и психические нагрузки).
Но при стрессах происходит одномоментный выброс адреналина в кровь, тогда как при синдроме Марфана количество катехоламинов в крови повышено постоянно. Талантливые, одаренные обладатели синдрома Марфана отличаются огромной энергией и способностью к напряженному и длительному интеллектуальному труду.
Синдром Марфана – редчайший. Он встречается 1 раз на 100 тысяч рождений. Среди 400 гениев с таким синдромом 9 человек: ихтиолог Никольский, Чуковский, де Голль, Лиддель Гарт, Андерсен, Линкольн, Тесла, Аббе, Кюхельбекер.
3. Андрогенный (также гормональный) механизм стимуляции умственной деятельности – синдром Морриса. Это «тестикулярная феминизация» – очень не часто встречающийся наследственный синдром (один случай на 20 – 50 тысяч рождений). Он вызван наличием мужского набора хромосом, вызывающим образование семенников, обычно хорошо прощупывающихся в виде легкой паховой грыжи у женщин. Но при мужском наборе хромосом существует наследственная невосприимчивость соматических тканей к мужским половым гормонам, которые в норме должны на эти ткани воздействовать. В результате развивается стройная, сильная, красивая женщина, но с отсутствием ежемесячных недомоганий и бесплодная. У обладателей синдрома Морриса отмечаются умственная энергия, физическая выносливость и сила (например, Жанна д` Арк – к концу 19 века ей было посвящено 2117 крупных произведений, в частности, 600 больших поэм, 200 драм, 16 опер).
Следовательно, повышенное количество андрогенов в крови может оказывать тонизирующий, допинговый эффект. У мужчин это явление называется гиперандрогенией. Гиперандрогения была отмечена у Петра I, Байрона, Пушкина, Лермонтова, Альфреда де Мюссе, Бальзака, Гейне, Льва Толстого. У многих из них повышенный сексуальный тонус сохранялся до глубокой старости (Гете). И если биографии многих замечательных деятелей свидетельствуют об их полном отказе от секса, то в этих случаях чаще всего нужно говорить о явной сублимации сексуального влечения и переводе его в творческую энергию (Кант, Бетховен).
Воздержание при высокой половой силе связано с творческим вдохновением. Известно изречение: «Из пророка, познавшего женщину, 77 дней не говорит Бог».
4. На базе маниакально-депрессивного психоза циклотимическая акцентуация характера. Циклотимики (в отличие от шизотимиков) характеризуются более или менее регулярным чередованием разных фаз настроения, физического и психического тонуса. Фазы подъема, энергичной деятельности, оптимизма и веры в свои силы сменяются фазами снижения общего тонуса, пониженной активностью, расслабленностью, ухудшением настроения, пессимизмом, вплоть до суицида: Ван Гог, Дизель, Рузвельт, Черчилль, Гете, Линней, Колдридж, Пушкин, Гоголь, Л. Толстой (потомок Пушкина), Шуман, Сен-Симон, Огюст Конт, Гаршин, Диккенс, Хемингуэй, Лютер. Известно, что гипоманиакальная форма и депрессия обычно встречается у 4 человек на 1 тысячу. В списке гениев Эфроимсона эта цифра больше, по крайней мере в 10 раз, – 4 человека из 100. В их биографиях отмечены и меланхолия, и периоды отчаяния, и попытки самоубийства.
У А. С. Пушкина отмечают сразу наличие 3-х «стигм» гениальности: подагру, гиперандрогению, циклотимическую акцентуацию характера.
Гипоманиакальным циклотимиком был и Николай Васильевич Гоголь. Все им написанное – от 20 до 32 лет, причем каждую весну и лето он находился в состоянии тяжелейшей депрессии. Пушкин не любил весну и лето, так как в противоположность большинству людей у циклотимиков резко падает настроение и работоспособность весной и летом, четко поднимаясь осенью. Вот эта сезонность очень характерна для Пушкина и Гоголя. У Л. Толстого бывали депрессии от 2 до 7 лет.
5. Пятая «стигма» гениальности – размер лба, высота лба.
Конечно, сам по себе большой лоб не гарантирует наличия высокого интеллекта, однако несомненно, что преимущественное развитие головного мозга и особенно его лобных отделов полностью узаконивает постановку проблемы о существовании какой-то связи непропорционально большого лба, большой головы с уровнем интеллекта, с гениальностью, одаренностью (не надо смущаться существованием гигантолобых идиотов-гидроцефалов). Это Маркс, Ленин, Энгельс, Бетховен, Лист, Наполеон, Шекспир, Вольтер, Гете, Антон Рубинштейн, Кант, Дарвин, Ломоносов, Мендель.
Таким образом, можно сделать некоторые выводы. На данный момент, в науке пока нет точных данных, что такое способности и задатки, в чём они состоят. Возможно, задатки, это некоторые свойства нервной системы – степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур и т. д. Возможно, это какая-то специальная предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм и т. д. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т. е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. Пока нет способов определить меру участия генотипического фактора в развитии способностей.
Становление и развитие способностей связано с прохождением ребёнка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления». У одарённых детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга, тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются.
Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и, в то же время, естественно организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.
Вопросы для повторения
Какие подходы к изучению способностей вы знаете?
Дайте определение способностей и задатков. Чем, по-вашему, они различаются?
Какие виды способностей вы знаете? Дайте им определения.
Расскажите о биосоциальных факторах гениальности.
Назовите факторы, влияющие на развитие способностей. Приведите примеры.
Какими способностями обладаете вы? Что, по-вашему, способствовало развитию ваших способностей?
Рис. 36. Способности (студент Г. Касаткин, ЭиУ-428)
Рис. 37. Способности (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова»
Контрольная работа по психологии
на тему « Факторы формирования способностей»
Выполнила:
студентка Хоменкова Ольга Николаевна
факультет ПиПД ОЗО (3 года обучения)
1 курса группа «В»
Адрес: ул. Ильющенко, д. 39, кв. 12
г.п. Корма Гомельская область
тел. 80233722493
Могилев, 2011
Введение 4
1 Происхождение способностей 6
2 Факторы формирования способностей 7
3 Уровни развития способностей 10
Заключение 11
Список использованной литературы 13
Введение
Психология способностей является одним из разделов психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии). Способности связаны с продуктивным осуществлением какого-либо конкретного дела, достижением высокого результата в живописи, спорте, политике или другой сфере. Самореализация человека, предполагающая раскрытие им в жизни своего потенциала, немыслима без развития способностей. Многие учёные обращались к исследованию рассматриваемой проблемы.
Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн охарактеризовал способность как сложную синтетическую особенность личности, «которая определяет её пригодность к деятельности». Её основу, по мнению учёного, составляют «специфические качества, которые требуются для определённой деятельности и через посредство её могут сформироваться на базе тех или иных задатков».
Н.В. Кузьмина считала, что способности – это «индивидуально устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т.е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней».
Исследователь способностей Н.С. Лейтес определял способности как «особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности».
Большой вклад в понимание психологической природы способностей внёс Б.М. Теплов. На его взгляд, способности представляют собой «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности, но не сводящиеся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряд взаимосвязанных способностей. Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены за счёт усиленного развития других, а также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.
Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем утрачивается.
Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам это не означает, что они никак не связаны с ними. От способностей зависят лёгкость и быстрота приобретения знаний, глубина и прочность овладения способами и приёмами соответствующей деятельности. Приобретение всего этого содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.
В качестве способностей могут выступать и свойства индивида (развитость познавательной, эмоциональной и волевой деятельности), и отношения личности (увлечённость, сознание долга, интерес, т.е. направленность личности). Способности характеризуются также своеобразием индивидуальных приёмов или индивидуальным стилем деятельности.
Чем обусловлены способности? Какова их природа? Ответы на данные вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение, ведь если признать, что способности полностью определяются «божественным даром», то и необходимости особенно стараться нет, создавая условия для детей, - кому суждено, сам «пробьёт» себе дорогу. Другая крайняя позиция, согласно которой все люди имеют равноценный потенциал и при желании можно развить любую способность, часто опровергается самой жизнью.
1 Происхождение способностей
Один из самых сложных вопросов психологии - это вопрос о происхождении способностей. В психологии существует несколько точек зрения на эту проблему.
1. Теория о генетической природе способностей. С точки зрения этой теории способности - это врожденные индивидуально-психологические особенности человека, которые передаются от родителей ребенку по наследству. Доказательством врожденности способностей служит их раннее проявление у ребенка. В этом случае ссылаются на известные примеры знаменитых людей искусства и науки. Например, у Моцарта музыкальные способности обнаружились в три года, у Гайдна - в четыре, Рафаэль показал себя как художник в восемь лет, Гаусс свои чрезвычайные способности к математике проявил в четыре года и т. д. В качестве доказательства врожденности способностей приводятся факты их повторения у потомков выдающихся людей, например, существуют одаренные семьи или целые династии: Бахов, Дарвинов и др.
2. Теория приобретенных способностей. Социальное окружение, атмосфера, в которой растет и воспитывается ребенок, может оказать на развитие его способностей значительное воздействие. Среди благоприятных факторов внешней среды, влияющих на развитие способностей, следует назвать деятельность опытных, выдающихся педагогов; особенности той или иной культуры; особенности воспитания.
В то же время, обедненная среда, создающая дефицит впечатлений, оказывает отрицательное влияние на развитие способностей.
На основе рассмотренных точек зрения можно сделать вывод, что факторы среды и факторы наследственности играют важную роль в формировании и развитии способностей. Иногда факторы среды могут полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие наследственных факторов.
2 Факторы формирования способностей
Развитие способностей связано с факторами наследственности и с факторами среды. Влияние фактора наследственности проявляется в начальной форме зарождения способностей - в задатках.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие биологическую основу развития способностей. Они являются природными предпосылками.
Задатками могут быть такие свойства нервной системы, как степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур или специальная предрасположенность к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщению и т. д.
Однако наукой еще не установлено, в какие именно способности воплотятся задатки. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности. Это означает, что на основе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от характера соответствующей деятельности. Например, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога и др. Вместе с тем нельзя считать, что задатки совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся на способностях, требующих именно данного анализатора, а особенности речевых центров мозга проявятся в видах деятельности, связанных с речевыми центрами, и т. д.
Таким образом, индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Задатки создают возможности для развития способностей.
Фактор среды проявляется в специально организованных целенаправленных процессах обучения и воспитания, а также в особенностях культуры.
В развитии и формировании способностей особую роль играют обучение и воспитание. Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется и больше времени и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют образование ненужных звеньев в механизме деятельности.
В процессе обучения ребенок овладевает знаниями двух видов: о событиях природной и общественной реальности и о способах решения теоретических и практических задач. Знания закономерностей действительности и исторического опыта познания, накопленного человечеством, обеспечивают человеку подготовленность к деятельности и формирование способностей. Для формирования способностей особое значение имеет овладение рациональными способами решения задач. Эти способы, будучи обобщены и стереотипизированы, становятся звеньями способностей.
Влияние культуры на развитие способностей также имеет немаловажное значение. Известный советский психолог Я. Л. Коломенский, рассматривая проблему развития способностей, приводит такую воображаемую ситуацию: «Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем он может стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой музыки, кроме единоголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал к хорошим педагогам».
Однако в развитии способностей играет не менее важную роль ещё один фактор - фактор личной активности. Трудолюбие, интерес к деятельности, к которой у человека имеются лишь некоторые задатки, могут изменить структуру его способностей. Недостаточная заинтересованность деятельностью может, наоборот, привести к недоразвитию задатков к способности.
Таким образом, личная активность по реализации задатков является важнейшим фактором формирования и развития способностей.
Склонности - это первичный и наиболее ранний признак зарождающейся способности после задатков, которые не всегда можно определить однозначно.
Склонность - избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.
Основой склонности являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать навыки и умения, связанные с данной деятельностью. Возникновение склонностей обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.
Становление и развитие способностей в ходе онтогенетического развития человека происходит неравномерно. Для отражения этой неравномерности в психологии выработана теория сензитивных периодов.
Согласно этой теории, каждому определенному возрастному периоду присуще оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. С точки зрения этой теории каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, освоению того или иного вида деятельности. Известно, что у ребенка в 2-3 года интенсивно развивается устная речь, а в 5-7 лет он наиболее готов к овладению чтением, в среднем и старшем дошкольном возрасте увлеченно играет в ролевые игры и обнаруживает чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Отсюда можно предположить, что функциональные структуры имеют свои сензитивные периоды или отдельные моменты, в которых они получают или не получают наибольший импульс в своем развитии. И если угадать этот момент и дать толчок, то задатки и склонности к данному виду деятельности могут развиться в хорошие способности.
Способности представляют собой сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающих ему успех в той или иной деятельности. Однако в основе одинаковых или даже сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности может лежать сочетание различных способностей. Психологи установили, что при отсутствии тех или иных способностей существует возможность их взаимозаменяемости и компенсации на основе развития других свойств личности. Компенсация одной способности при помощи другой открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, позволяя осваивать разные профессии и совершенствоваться в них.
Таким образом, можно условно назвать три основных этапа развития способностей: задатки, склонности, способности.
3 Уровни развития способностей
Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития: одаренность, талант, гениальность.
Человек, способный к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.
Одаренность - высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.
Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.
Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием «талант».
Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей - гениальность.
Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.
Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность - исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании «гении рождаются раз в сто лет».
Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии - как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.
Заключение
Из рассмотренного материала можно сделать выводы о том, что способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.
Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни:
1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. Эта среда искусственна, включает множество предметов материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование человека и удовлетворение его собственно человеческих потребностей.
2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства.
3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности.
4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки, располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.
5. Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики, и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания.
Социально-культурная среда позволяет развивать способности, обеспечивающие правильное пользование предметами материальной и духовной культуры и развитие необходимых для этого способностей (они формируются и совершенствуются в процессе научения пользованию соответствующими предметами). Необходимость включения в специфически человеческие виды деятельности с раннего детства вынуждает родителей заботиться о развитии у детей нужных для них способностей, а впоследствии, когда сами дети становятся взрослыми, создает у них потребности в самостоятельном приобретении соответствующих способностей. Окружающие ребенка взрослые люди, в большинстве своем уже обладая необходимыми способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов материальной и духовной культуры, которыми надо научиться пользоваться), обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Они в свою очередь с готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные воздействия, быстро усваивают их благодаря пластичному и гибкому, приспособленному к научению мозгу. Те задатки, которые необходимы для развития человеческих способностей, под влиянием всего этого складываются у ребенка довольно рано, примерно к трем годам, обеспечивая в дальнейшем уже не природное, а социальное его развитие.
Реализация способностей личности является решающим критерием уровня и развития общества. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема.
Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность к чему-то или увлеченность чем-то. Но способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить.
Занимаясь развитием своих способностей, человек должен стремиться к тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств. Способности - это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться положительной личностью. Напротив, одаренные люди, отличающиеся высоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильной волей, приносили и приносят огромную пользу обществу.
Список использованной литературы
Факторы формирования , регуляции и саморегуляции индивидуального стиля деятельности (ИСД)
Контрольная работа >> ПсихологияДисциплине Психология труда на тему: Факторы формирования , регуляции и саморегуляции индивидуального стиля деятельности... организацию человека, объединяющую в себе проявления способностей , характера и темперамента. В таком расширенном варианте...
Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы.
Реферат >> ПедагогикаКак развитие индивидуальности, выявление и развитие способностей , ценностные ориентации и идеалы. Единство воспитательной... школьников. 2.3. Раннее экономическое образование как фактор формирования ценностных ориентаций Интерес и потребность к экономическому...
Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи
Дипломная работа >> ПсихологияОренбургский государственный университет Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи... и компенсирующего обучения (с ЗПР и снижением интеллектуальных способностей ) высокая тревожность приводит к отгороженности, т. е. ...
Дружинина, В.Н. Психология / В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
Дыгун, М.А. Конспект лекций по психологии для дошкольного отделения в трёх частях. Ч.3 / М.А. Дыгун, Н.Е. Савельева; под ред. М.А. Дыгуна. – Минск: Жасскон, 2005. – 132 с.
Немов, Р.С. Психология образования / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 496 с.
Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
Реан, А.А. Психология и педагогика: Учебник для вузов / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум; под ред. А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.
Савенков, А.И. Психология детской одарённости / А.И. Савенков. – СПб.: Генезис, 2010. – 440 с.
Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2004. – 640 с.
факторами формирования способностей являются внутренние условия формирования возрастного развития. Индивидуальный...
А.Д. Градовский подчеркивал политический смысл понятия «самоуправление». Он был убежден в том, что государство, передавая некоторые из своих функций органам местного самоуправления, обязано предоставить им возможность осуществлять «акт власти» (то есть действовать на правах государственной власти). Он выступал за предоставление земствам в определенных законом пределах самостоятельности и властных полномочий1.
В. П. Безобразов трактовал бюрократические и самоуправленческие учреждения как «двоякие органы одного и того же государственного организма, различные формы одной и той же власти». Главный недостаток Положения 1864 г. он видел в том, что земские учреждения не были введены в общую систему государственного управления, а поставлены «подле нее...» По мнению В. П. Безобразова, земским органам было дано «много воли и никакой власти». Их слабость он объяснял отсутствием у них «правительственных» прав2.
Б.Н. Чичерин трактовал земства как юридические лица, которые государство учреждает для удовлетворения общих потребностей. Он признавал за ними значение общественных союзов, которые управляются «издаваемыми государством законами и состоят под контролем государственной власти, но существуют для удовлетворения особых интересов известных лиц или местностей». Б.Н. Чичериным проводилась мысль, что государство получает выгоду, приобретая помощника в лице местного самоуправления. Оно «избавляет его от лишнего бремени, исполняя то, что без его помощи легло бы на собственные его органы». В случае недостаточной эффективности деятельности земских учреждений «государство может, не забирая дела в свои руки, приходить на помощь... или же восполнять пробелы собственными учреждениями не в виде замены, а в виде завершения и усовершенствования общественной инициативы»3.
Определенным влиянием в XIX в. пользовалась юридическая теория, возникшая на базе государственной теории местного самоуправления. Ее сторонники сводили сущность местного самоуправления к одному основному признаку - самоуправляющиеся единицы являются обособленными от государства публично-правовыми юридическими лицами. Они считали, чтоправа органов местного самоуправления неотъемлемы и неприкосновенны для государства. Органы самоуправления, по их мнению, осуществляют волю не государства, а местных сообществ. У общин имеются особые цели и интересы, которые отличаются от целей и интересов государства. Однако эта теория имела целый ряд слабых мест:
Þ неприкосновенность прав органов местного самоуправления существует только для конкретных органов администрации, но не для самого государства, которое вправе законодательно изменить их или вовсе отнять;
Þ самоуправляющиеся единицы, являясь субъектами предоставленных им прав, так же, как и органы государственной администрации, подлежат контролю правительства;
Þ невозможно определить критерии для установления, какие функции, исполняемые органами самоуправления, соответствуют их собственным интересам, а какие - интересам государства (разграничить эти две сферы стремилась и общественная теория самоуправления).
Известный русский правовед Н.И. Лазаревский считал, что каждая из рассмотренных выше теорий верна «в том смысле, что ею указывается на признак, встречающийся в самоуправляющихся единицах и имеющий для них существенное значение, но каждая из этих теорий была неверна в том, что возводила указанный ею признак в основной и исключительный». Исходя из этих соображений, он сформулировалкомплексное определение сущности местного самоуправления как такой формы децентрализованного государственного управления, при которой «тем или иным способом обеспечены как действительная независимость от коронной администрации, так и связь этих органов с местным населением»1.
Двойственный характер муниципальной деятельности (самостоятельность в местных делах и осуществление определенных государственных функций на местном уровне) находит свое отражение втеории дуализма муниципального управления. Согласно этой теории, муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации.
В основетеории социального обслуживания делается упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач: предложение услуг своим жителям, организация обслуживания населения. Основной целью всей муниципальной деятельности данная теория называет благосостояние жителей коммуны.
Большинство современных ученых трактует местное самоуправлениекак относительно децентрализованную форму государственного управления на местах. В правовой теории местное управление рассматривается, как правило, сквозь призму таких понятий, как деконцентрация и децентрализация.
Так, известный французский правовед Ж. Ведель под деконцентрацией понимает организационную технику, которая состоит в передаче важных прав по принятию решений представителям центральной власти, поставленным во главе различных административных округов или государственных служб.
Различают вертикальную и горизонтальную деконцентрацию. В рамках первой все полномочия по представительству интересов центральных властей на местах передаются только одному государственному чиновнику (в результате деконцентрация в центре порой сопровождается концентрацией власти на местах), а в рамках второй - на местном уровне образуется несколько «центров власти» с распределением обязанностей по отраслевому принципу.
Децентрализация же, отмечает Ж. Ведель, состоит в передаче прав на принятие решений не просто представителям центральной власти, а органам, которые не находятся в иерархическом подчинении центральным органам власти и зачастую избираются заинтересованными гражданами1.
Таким образом, деконцентрация и децентрализация, являясь двумя видами перемещения властных полномочий из центра на места, имеют существенные различия.Деконцентрация - это лишь техника управления, которая сама по себе не равнозначна демократии, поскольку сохраняет всю администрацию в распоряжении центральной власти или ее представителей. Реформы по деконцентрации, указывает Г. Брэбан, имеют управленческий, а не политический смысл: в географическом отношении аппарат управления приближается к гражданам, но сами они никакой властью не наделяются2.
Придецентрализации происходит непосредственное отчуждение полномочий государства как юридического лица в пользу другого юридического лица, каковым является местный управленческий коллектив.
О преимуществах децентрализованного государства перед централизованным писал еще в первой половине XIX в. А. де Токвиль в сочинении «Демократия в Америке»3. Он утверждал, что правительство, выступающее как единственный гарант и арбитр народного счастья, создает лишь иллюзию своего
всемогущества в разрешении всех проблем. Ему больше ничего не остается, кроме как принять на себя бремя думать за всех и самому преодолевать все трудности.
Положение о большей эффективности децентрализованных систем государственного управления подтверждается выводами современной науки, в частности общей теорией систем Л. фон Берталанфи и эволюционной теорией Ж. Пиаже. Последний обосновал тезис, чтолюбые системы - физические, биологические и социальные - являются саморегулируемыми. Саморегуляция выступает в виде совокупности действий системы, направленных на ее самосохранение и развитие.Чем сложнее и динамичнее процессы, в которые включена какая бы то ни было система, тем большей степенью свободы она должна обладать для своевременного реагирования и адаптации к происходящим изменениям и сохранения устойчивости. Существует лишь одно эффективное решение этой проблемы - расширение самостоятельности подсистем в пределах жизнеспособности системы как целого. Для социально-политических систем это означаетослабление диктата «сверху», развитие самоуправления, в первую очередь регионального и местного, при одновременной демократизации управления.
Таким образом, местное самоуправление отвечаетдвум основным социальным запросам: во-первых, реализации права граждан на участие в управлении общественными делами, во-вторых, созданию эффективной власти на местах, способной удовлетворять как жизненно важные потребности населения, так и интересы общегосударственного развития. В этой связи исключительно важны идеи А. де Токвиля о том, что первоначальным источником власти является отнюдь не государство и даже не народ, а добровольно объединяющиеся индивиды, сами управляющие собственными делами. Именно в таких условиях у людей формируются подлинное гражданское самосознание, чувство долга и ответственности, способности соизмерять свои потребности с потребностями ближних, согласовывать интересы. Идеалом А. де Токвиля являлось общество, функционирующее как совокупность множества свободных и самоуправляющихся ассоциаций и общин.
В своем сочинении «Демократия в Америке» он писал: «Общинные институты...открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой, наслаждаться ее мирным характером. Без общинных институтов нация может сформировать свободное правительство, однако истинного духа свободы она так и не приобретет. Скоропреходящие страсти, минутные интересы, случайные обстоятельства могут создать лишь видимость независимости, однако деспотизм, загнанный внутрь общественного организма, рано или поздно вновь появится на поверхности».
Как актуально это предостережение для молодой российской демократии!Тоталитаризм, загнанный внутрь общественного организма, проявился в таких гипертрофированных формах, что от конституционного принципа местного самоуправления на практике мало что остается.
Самостоятельно решая локальные проблемы под свою ответственность, органы местного самоуправления ожидают от государственных органов управления «правил игры», помощи в пополнении местных ресурсов, если их не хватает для организации жизни в соответствии с минимальными социальными стандартами. Правовое пространство, в котором бы нормально функционировало местное самоуправление, его материально-финансовое обеспечение формировались в западных странах на протяжении многих десятков лет, создавая благоприятные правовые условия для жизнедеятельности местного сообщества. Это длительный эволюционный путь развития местного самоуправления, и их опыт требует тщательного изучения.
Анализируя прошлое и настоящее местного самоуправления, можно сделать вывод о том, что постепенно с учетом исторических, географических, политических и культурных традиций чаще всего использовались три модели: англосаксонская (английская), континентальная (французская) и смешанная (гибридная). На чем основывается видение и теоретическое осмысление этих моделей и каковы методологические предпосылки для обоснования российской модели?
В Великобритании - родине классических муниципальных форм - сложилсятип местного самоуправления, получивший название англосаксонского. Одна из характерных черт этой системы - отсутствие на местах полномочных представителей правительства, опекающих местные выборные органы. Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом. В XIX в. в Великобритании утвердился принцип, согласно которому муниципальные органы могут выполнять лишь те функции, которые им прямо разрешены по закону. Это предопределило роль Британского парламента в формировании муниципального права.Правовая база муниципального управления была создана частными и местными статутами, которые принимал парламент, определяя полномочия муниципальных органов, основы их взаимоотношений с центральными органами власти. С 1689 по 1832 гг. парламентом было принято более 200 таких актов, создавших основу для принятия в 1834 г. закона о попечительстве бедных, который считается актом, положившим начало современной системе местного управления. Этот акт предусматривал создание управленческой системы, которая постоянно работает с оплачиваемым аппаратом и стала основной деятельностью всех местных властей. Муниципалитеты получили право назначать чиновников, проводить различные мероприятия, связанные с ликвидацией нищеты. В 1835 г. актом о муниципальных корпорациях был в основном установлен правовой статус 178 городов Англии и Уэльса. Данный акт предусматривал избрание муниципальных советников, гласность заседаний и т. д. Этим и последующими актами была создана современная система британских муниципальных органов1.
Наряду с англосаксонской системой местного самоуправления в ряде зарубежных государствдействует муниципальная система, которая в основе своей имеет континентальную (французскую) модель местного управления. Особые принципы организации самоуправления во Франции, заложенные еще в конце XVIII - начале XIX вв., существенно отличались от начал, лежащих в основе организации местного самоуправления в Англии. Для Франции всегда была характерна высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Это проявлялосьв развитии системы административного контроля центральной власти над местными органами, бюрократической субординации в отношениях центра и мест, то есть континентальная модель представляет иерархическую пирамиду, по которой происходит передача различных директив и информации и в рамках которой на центральные органы власти активно работает целая сеть агентов на местах.
Наряду с англосаксонской и французской моделями местного самоуправления в качестве самостоятельной муниципальной системы обычно выделяютместное (коммунальное) самоуправление Германии (смешанная модель). Самоуправление, согласно современной немецкой доктрине, означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Иначе говоря,государство делегирует часть своих функций органам самоуправления. Федерация и земли, таким образом, являются не единственными субъектами государственного управления: общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо от имени государства по распоряжению государственного органа в рамках делегированных им функций. В Германии нет федерального закона о местных органах власти: основополагающие начала и принципы самоуправления изложены в статье 28 Основного закона. Статус общин в Германии характеризует следующие положения: община выполняет на своей территории под свою ответственность все административные функции, за исключением тех случаев, когда законом выполнение этих функций поручено другим структурам управления; община регулирует сферу своей деятельности посредством устава, который не должен противоречить закону; община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответственность, но в соответствии с законами.
Определенными специфическими качествами муниципальной организации отличаются также такие страны, как Италия и Япония: губернатор японской префектуры, избираемый местным
населением и считающийся главой местной администрации, выполняет целый ряд общегосударственных функций1.
Сравнительно-правовой анализ различий рассмотренных выше моделей организации местного управления в развитых странах позволяет сделать вывод о том, что эти различия не носят принципиального характера. Наметилось даже определенное сближение между ними с учетом опыта осуществления муниципальных реформ во Франции и Великобритании, начатых в 80-е годы.
Кроме того, исторический опыт человечества показывает, что наиболее устойчивой является модель самоуправляемого общества, где «каждый индивид прежде всего сам ответственен за решение собственных проблем, добровольно объединяясь с другими индивидами, а также участвуя в организациях и взаимоотношениях в пределах и на условиях, устанавливаемых конституциями и другими взаимными соглашениями людей и принимаемых соответствующими органами управления»2.Тем самым разрешается главное сущностное противоречие между объективной необходимостью взаимодействия людей в рамках государства при осуществлении общественных интересов, с одной стороны, и самореализации своего личностного потенциала, своих способностей, с другой, в целях создания благоприятных условий жизни в экодиалоге человека и природы.
Государственное управление и местное самоуправление - две стороны общественного противоречия между необходимостью централизации и децентрализации власти, где ведущей стороной является местное самоуправление. И доказательством тому -общеизвестный факт возникновения государства и государственного управления на базе общинного управления.
Так,управление племенной общиной в русских землях в VII-Х вв. осуществлялосьна племенных сходах, которые постепенно трансформировалисьв сельские сходы, а также в городские веча.
Например, из 50 князей, занимавших Киевский престол, 14 были приглашены вечем1, за период с 1126 по 1400 гг. Новгородским вечем было избрано 275 посадников из числа наиболее могущественных боярских фамилий и более 80 князей. Избирались в Новгороде совет господ, а также тысяцкий. На собраниях районов (концов) и улиц города избирались кончанские и уличанские старосты. Приводя в качестве естественно развивающихся элементов самоуправления Новгородское вече, автор далек от идеализации его как одного из наиболее демократических институтов в истории общества, так как апелляция к массам всегда была дополнительным инструментом власти, декорацией видимости участия граждан в принятии решений. Печать общинного управления носят на себе и первые известные правовые кодексы «Русская правда», «Правда Ярославичей», «Пространная русская правда», а также летописи «Повесть временных лет», «Белозерская грамота» и другие.
С началом объединения русских земель в XV в. формируется жестко регламентируемая сверху государственная власть. В этих условиях элементы самоуправления сохранились почти без изменения в сельских общинах и частях, улицах городов (посадов). В крупных поселениях и городах наместников постепенно сменяет система местных государственных учреждений (губные органы) и должностных лиц (городовые приказчики). В середине XVI в. в результате земской реформы в уездах, где еще отсутствовало помещичье землевладение, крестьяне черносотенных и дворцовых земель, а также посадские люди получили право выбирать из своей среды старост («излюбленные головы») и целовальников, земских судей и дьяков («лучших людей»). Крестьянская община по-прежнему избирала сотских, пятидесятских, на которых в своей деятельности и опирались старосты и целовальники. Постепенно выборные местных органов, подпадая под надзор воевод, превращались последними в служащих государства.
Реформы Петра I носили отпечаток влияния Западной Европы. В 1699 г. посадское население получило право избирать из своей среды бургомистров. В 1718г. Петр I распорядился восстановить право местного городского сословного управления, и в 1723-1724 гг. были созданы городские магистраты и ратуши. Однако эти органы, не в пример западноевропейским, жестко контролировались государственными чиновниками и вскоре после смерти Петра I «вросли» в структуру российского государства.
В 1775 г. правительство провело новую реформу местного управления на основе децентрализации власти, в результате чего местные государственные учреждения получили большие полномочия. Почти одновременно началась реформа городского самоуправления в соответствии с «грамотой на права и выгоды городам Российской Империи». Эта реформа разделила городское население на 6 сословных разрядов, первичным органом сословного самоуправления в городе было городское собрание. Предоставление права избирать и быть избранным регламентировалось возрастным и имущественным цензом.
«Городское собрание избирало городского голову, бургомистров и ратманов в магистрат, старост, судей словесных судов, заседателей от городского сословия в общие и словесные учреждения»1. Собрание выбирало также распорядительный орган сословного самоуправления - Общую городскую думу. Эти новации затем были использованы в ходе земской реформы 1864 г., поскольку в редакции правительства Екатерины II реформа проработала недолго - до 1798 г., когда городское сословное управление было соединено с полицейскими ведомствами.
В первой половине XIX в. самоуправление в городах переживало кризис, связанный с ужесточением полицейско-надзорных функций государства. Прекратили существование такие представительные органы, как городские депутатские собрания, а также общие думы. Их члены использовались для отдельных поручений Шестигласной думой, в функции которой входил надзор над торговлей на базарах и благоустройство города под надзором губернатора. «Приниженное значение городских органов самоуправления вызвало равнодушие городских сословий к службе в сословных учреждениях и уклонение от нее»2.
Тяжесть и неповоротливость государственной машины, проявление наиболее косных черт бюрократизма, уклонение дворянства и купечества от гражданской службы, а также заметные демократические изменения и их результаты в Западной Европе вынудили правительство России искать пути реформирования системы государственного управления.
После крестьянской реформы 1861 г. возникла необходимость возрождать повсеместносельское общинное самоуправление. Для крестьян были созданы крестьянские сословные учреждения. Сельское общество на сходе избирало сельского старосту, сборщика податей, сотских, десятских (последние исполняли надзорные и полицейские функции). Волостной сход избирал волостного старшину, волостной суд, а также представителей на предварительный съезд для выборов гласных в уездное сельское собрание, разрешал хозяйственные проблемы волости. В качестве представительного органа существовало волостное правление.
Таким образом,земская и городская реформы 1864-1870 гг. имели в основе своей исторический опыт общинного и городского самоуправления в России, а также опирались на заимствования из западноевропейского опыта. Причем ее относительный успех объясняется тем, что реформаторы не копировали слепо западные модели, а внедрили структуры, понятные народу и «пригодные к работе в конкретных социально-экономических и политических условиях»3.
У нынешних поборников возрождения земских традиций в организации местного самоуправления в Российской Федерации наряду с положительными моментами - стремлением опираться на отечественные корни, желанием предоставить жителям поселков, сел, деревень, городов широкие полномочия для проявления инициативы, простотой и доступностью изложения проектов
нормативных документов - присутствуют и недостатки: идеализация земства, опора на устаревшие сомнительно демократические институты и попытка их перенесения на современную почву России, которой ближе опыт недавних времен, опыт работы Советов.
Расходятся с духом времени также попытки оправдать формирование представительных органов на сословной основе, нежелание учитывать национально-культурные особенности регионов Российской Федерации и т. д. При этом упускается из виду, что условия формирования земских учреждений, порядок назначения и утверждения должностных лиц, утверждение нормативных актов строго регламентировались и контролировались государством в лице губернаторов и присутствий1.
Вызывает удивление утверждение председателя Российского земского движения Е. Паниной о том, что «земства никогда не строились по национальному или партийному принципу, а были всесословными органами представительства»2. В качестве примера, ставящего под сомнение утверждение, обратимся к документам: в Положении о губернском и уездном земском управлении в ст. 16, примечание 3, читаем: «Евреи впредь, до пересмотра действующих о них указаний, не допускаются к участию в земских избирательных собраниях и съездах»3.
Далее, в Именном Высочайшем указе от 14 марта 1911 г. «О распространении действия Положения о земских учреждениях на Волынскую, Киевскую, Витебскую, Минскую, Могилевскую и Польскую губернии» пункт 10 гласит: «В Двинском, Люцинском и Рижском уездах, Витебской губернии в первые отделения земского избирательного собрания и земских избирательных съездов входят лица русского происхождения, во вторые - прочие лица; в остальных уездах Витебской губернии и в уездах Волынской, Киевской, Минской, Могилевской и Подольской губерний в первые отделения входят лица, имеющие право участия в собрании или съездах, по принадлежности, за исключением лиц польского происхождения, а во вторые - лица польского происхождения»4.
То же в примечании к п. 10, и к п. 11 в отношении съездов, избираемых волостным сходом5.
Аналогичные узаконения имеются и в Положении об общественном управлении городов. Об этом же говорит и Л.Е. Лаптева: «По требованию губернатора лица, признанные неблагонадежными, должны были удаляться от должности»1.
В заключение следует обратить внимание всех идеалистов от земства на Временное положение о волостном земском управлении 1917 г., которое построено на гораздо более демократичных принципах.
Другая крайняя точка зрения на использование мирового исторического опыта проявляется во взглядах современных «западников», которые склонны принимать за основу организации системы местного самоуправления в Российской Федерации англо-американский, немецкий или французский опыт и демонстрирующие желание видеть в наших законах зеркальное повторение Европейской хартии местного самоуправления.
Между тем российское местное самоуправление имеет довольно большой и разноречивый опыт. Оно с момента возникновения государственности на Руси в малоизмененном виде сохранялось длительное время только в сельских общинах в отдельных районах страны и испытывало постоянный гнет со стороны центральных органов государственной власти.
Включение местных органов управления в систему государственных органов в советский период отнюдь не лишило местное управление основ исторического опыта, не уничтожило, как это пытаются доказать некоторые правоведы, историки и политики, принципов организации местного самоуправления, ограничив их умением граждан самостоятельно решать местные вопросы. Зависимость местного самоуправления от желания или нежелания государственных органов «дать ему волю» присутствует в настоящее время так же, как и 500, 200 или 70 лет назад. Увеличилась только значимость местного самоуправления и зависимость политической и экономической мощи государства от целостности, развитости и организованности его форм.
Однако опыт развития цивилизации убеждает нас в правоте француза А. де Токвиля, говорившего более 100 лет назад, что «коммунальные институты делают для свободы то, что начальная школа для науки; они делают ее доступной для народа, позволяют вкушать ее плоды и привыкать ею пользоваться. Нация может ввести у себя свободное правление и без коммунальных институтов, но у нее не будет духа свободы»2.
Отмечая необходимость достижения экономической и политической свободы как основы процветания общества - в том числе и через развитие местного самоуправления, - следует иметь в виду: а) Россия - своеобразная страна; б) Россия имеет собственный исторический опыт самоуправления в лице сельских общин, городского (посадского) общественного управления, земских учреждений и Советов; в) нельзя не принимать во внимание имеющуюся систему местного управления; г) процесс реформирования системы местного самоуправления не может завершиться по команде сверху или в установленные сроки, поскольку он - результат определенной эволюции, показатель отхода государства от административно-командной системы управления и, несомненно, свидетельство зрелости граждан, готовых взять на себя всю полноту власти и ответственности за решение местных дел;
д) много полезного можно почерпнуть из опыта других народов, если проявить способность учиться, критически воспринимать его применительно к условиям Российской Федерации.
Казалось бы, традиции местного самоуправления дореволюционной России должны были получить свое развитие в практике государственного строительства советской России. Ведь социалистическая революция, согласно К. Марксу, знаменует собой процесс обратного поглощения государственной власти обществом. А в организации местного самоуправления наиболее ярко выражается проблема приближения власти к народу.
Однако идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по самой природе своей государством централизованным.
В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Все Советы (включая и местные) выступали как звенья единой системы, высшим организационным принципом которой являлся демократический централизм, допускающий формально самостоятельность мест, но в действительности проявляющийся в централизации и концентрации власти в высших эшелонах системы государственных органов. Муниципализм отвергался как буржуазный принцип, неприемлемый для советского государства.
Итак, исследование генезиса и концептуальных моделей местных сообществ позволяет более отчетливо представить содержание муниципальной науки, сформулировать ее современную теорию и методологию, уточнить научные основы муниципальной науки и современной системы подготовки кадров муниципального управления. Вопросы эти приобретают особую актуальность, но требуют дополнительных усилий, неординарных подходов, без чего не может быть эффективного муниципального управления.
Коммунистическая партия и советское государство уделяли огромное внимание охране здоровья подрастающего поколения, рассматривая это как важнейшую государственную задачу. В СССР созданы государственные системы охраны здоровья детей и подростков, охраны материнства и детства. Характерно, что в дореволюционной России насчитывалось всего 600 детских врачей, а в 1976 г. их было более 96 тысяч. Конституцией СССР гарантировано осуществление специальных мероприятий по охране труда и здоровья женщин; создание условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовая защита, материальная и моральная поддержка материнства и детства.
В педиатрической службе особенно ярко реализуется ведущий принцип организации советского здравоохранения, как профилактическая направленность. В организации охраны детства особенно обязательной является диспансеризация, в которой воплощен синтез профилактической и лечебной медицины.
Постоянный и непрерывный процесс внедрения научных достижений в практику детского здравоохранения осуществляется одновременно с совершенствованием всей системы организации здравоохранения детского возраста. На ранних этапах организации медицинского обслуживания детей были созданы детские консультации которые в 1948 г. объединены с детскими амбулаториями в единые детские поликлиники. Развивается специализированная помощь, организуются специализированные отделения, в которых на высоком уровне прочно находятся диагностика, лечение, выхаживание больных детей, создаются отделения интенсивной терапии и реанимации, это сочетается с укреплением основного звена всей лечебно-профилактической работы - детской поликлиники.
Заметно усиливается тенденция этапности лечения больных детей с хроническими заболеваниями: поликлиника - стационар - санаторий. Особое значение в профилактической работе среди детского населения приобретает развитие сети медико-генетической службы.
Большое внимание уделяется подготовке среднего медицинского персонала для детских больниц. Издаются учебники и монографии. Многие труды советских педиатров переведены на иностранные языки. В 60-е гг. 20 в. вышло в свет десятитомное руководство по педиатрии в котором отражены основные достижения советской педиатрической науки и практики здравоохранения
Заключение.
Советская клиническая медицина развивается в клинико-физиологическом и профилактическом направлениях. На новом, более высоком уровне развития находятся открытые ранее методы диагностики и техническая вооруженность врача-клинициста.
Достижения советской медицины велики во всех проявлениях – в ее связях с естествознанием, ее философских диалектико-материалистических концепциях, успехах науки, создании многочисленных крупных научных медицинских школ, широкой практической, профилактической деятельности, развитии общественных начинаний, деятельности обществ, съездов, медицинской периодической печати, привлечении трудящихся к делу охраны здоровья народа.
Медицинская наука и здравоохранение неразрывно гармонически связаны друг с другом. Государственный характер советского здравоохранения в значительной степени обусловливает возможности и пути развития медицинской науки.
Список использованной литературы
1. П.Е.Заблудовский и др. «История медицины». Учебник.М.: «Медицина», 1981.
2. Ю.П. Лисицин «История медицины». Учебник. М.: «ГЕОТАР-МЕД» 2004.
3. Т.С.Сорокина «История медицины». Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М.: «Академия» 2005.
4. Б.В.Петровский «Большая медицинская энциклопедия», том 18,
М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1982.
5. Шабалов Н.П. «Педиатрия». Учебник. С.-П.;СпецЛит 2002г.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Свобода как существенное свойство человека, ее значение в обществе и условия формирования. Относительность данного понятия, его типы: формальная и нравственная, внешняя и внутренняя, отрицательная и положительная. Свобода в пастырском богословии.
реферат , добавлен 18.02.2015
Исследование положений православного учения о личности и его значения для понимания православного богословия и спасения. Первичность личности по отношению к природе в Троице. Любовь как проявление абсолютной свободы Пресвятой Троицы. Личность и церковь.
реферат , добавлен 18.02.2015
История реформации во Франции. Биография французского теолога, религиозного реформатора, основоположника кальвинизма Жана Кальвина. Новая форма церковной организации. Характеристика основных идей кальвинизма. Результаты деятельности реформатора.
презентация , добавлен 16.02.2015
Характер воздействия религии на развитие общества в зависимости от разных вероисповеданий. Изучение христианских социальных концепций по экологическому вопросу. Вклад определенных религиозных взглядов и ценностей на развитие экологического мировоззрения.
курсовая работа , добавлен 04.06.2014
Ситуация во взаимоотношениях между религией и философией. Использование философских идей для усиления позиций богословия. Учение Августина, патристика. Доктринальная форма построения христианской культуры. Философия Ф. Аквинского, развитие схоластики.
реферат , добавлен 11.10.2013
Наследие блаженного Августина как золотой вклад, определивший разностороннее и неоднозначное развитие Западного богословия. Определение места веры касательно познания вещей, отражение данной тематики в его учении. Взаимоотношения между верой и разумом.
дипломная работа , добавлен 21.09.2015
Мистический опыт архимандрита Софрония (Сахарова), покаяние и духовный плач. Молитва в духовной жизни христианина. Учение архимандрита Софрония о духовной жизни христианина в Церкви, его огромное влияние на последующее развитие богословия о личности.
курсовая работа , добавлен 30.01.2013
Анализ религиозной политики императора Константина. Его роль в развитии христианства. Влияние на развитие Церкви. Прекращение гонений. Развитие "официального богословия". Обряд христианского богослужения. Традиции и обычаи. Падение церкви. Язычество.