Епитимья за блуд какая. О епитимье
У ранних христиан грехи, согласно евангелиям, можно было простить через апостольское посредничество. Были перечислены двенадцать возможных основных грехов, упомянутых в Новом Завете. Все они являлись различными нарушениями Десяти Библейских
Христиане в ранних общинах получали прощение за эти грехи, при этом практикуя молитву, добрые дела, пост и милостыню. Эта покаянная дисциплина в наше время получила имя публичного покаяния или епитимьи, которую иногда ошибочно путают с публичным заявлением об отлучении из-за серьёзного и общественного греха.
Епитимья - это покаяние в грехах, а также название римско-католического, восточного православного и лютеранского таинства покаяния и примирения, исповеди. Она также играет большую роль в исповеди среди англиканцев, методистов и других протестантов. Слово происходит от латинского слова paenitentia, что означает покаяние, желание быть прощённым.
С таинством епитимьи верующий, если искренне раскаялся, получает от бога прощение грехов. Это таинство, которое обязательно проводит епископ или священник также называется именем примирения или исповеди. Это одно из двух таинств, называемых «исцеление» вместе с помазанием больных, поскольку они предназначены для облегчения страданий верующего.
Епитимия как религиозное отношение в христианстве
Аугсбургское исповедание делит покаяние на две части: «Одно - это раскаяние, то есть страх , поражающий совесть посредством познания греха, а другое - это вера, рождённая от Евангелия или отпущение грехов. Вера, что, ради Христа, грехи прощаются, успокаивает совесть и избавляет её от страха».
Отношение епитимии может быть как экстернализация в действиях, которые верующий накладывает на себя. Эти действия, сами по себе называются покаяниями. Покаянная деятельность особенно распространена в период Великого поста и Страстной недели. В некоторых культурных традициях эта неделя, посвящённая Страсти Христовой, может быть отмечена покаяниями и даже добровольным псевдо-распятием.
При более лёгких актах епитимии время отводится молитве, чтению библии или других духовных книг. Примерами более сложных актов являются:
- воздержание;
- воздержание от алкоголя или табака или другие лишения.
В древние века часто использовали самобичевание. Такие действия иногда назывались умерщвлением плоти и были также связаны с епитимией. В раннем христианстве общественная епитимия налагалась на кающихся , тяжесть которых варьировалась в зависимости от серьёзности их проступков. Сегодня акт покаяния, налагаемый в связи с таинством для одной и той же терапевтической цели, может быть установлен молитвами, определённым количеством поклонов или поступком или бездействием. Наложенный акт сам по себе называется покаянием или Епитимией.
Покаяние как причастие или обряд в Восточной Православной Церкви
В Восточной Православной Церкви покаяние обычно называют Священной Тайной Исповеди. В Православии намерение сакраментальной тайны Священного исповедания состоит в том, чтобы обеспечить примирение с Богом посредством покаяния.
Традиционно кающийся человек стоит на коленях перед иконой Христа. Это потому, что в православном сакраментальном богословии исповедь не совершается священнику, а Христу; священник присутствует там как свидетель, друг и советник. По аналогии перед кающимся помещается книга евангелия и распятие. Кающийся почитает Евангелие, крест и преклоняет колени. Как только они готовы начать, священник говорит: «Блажен наш Бог, всегда, сейчас и всегда и во веки веков», читает Три святые молитвы и Псалом 50.
Затем священник советует кающемуся, что Христос невидимо присутствует и кающийся не должен смущаться или бояться, но должен открыть своё сердце и раскрыть свои грехи, чтобы Христос мог их простить. Кающийся затем обвиняет себя в грехах. Священник слушает, задавая вопросы, чтобы побудить кающегося не скрывать никаких грехов из страха или стыда. После того, как исповедник раскрывает все свои грехи, священник предлагает советы.
Епитимья не является ни наказанием, ни просто благочестивым действием, но специально нацелена на исцеление исповеданного духовного недуга. Например, если кающийся нарушил Восьмую Заповедь, украв что-то, священник мог бы прописать , возвращение украденного, и милостыни бедным на более регулярной основе. Противоположности обрабатываются противоположностями. Если кающийся страдает от , правило пересматривается и, возможно, увеличивается. Намерение исповеди никогда не наказывать, а исцелять и очищать. Исповедь также рассматривается как «второе крещение» и иногда упоминается как «крещение слёз».
В Православии исповедь и епитимья рассматривается как средство обеспечения лучшего душевного здоровья и чистоты. Исповедь не включает в себя просто указание на греховные вещи, которые делает человек; также обсуждаются добрые поступки, сделанные этим человеком. Этот подход является целостным, исследуя всю жизнь исповедника. Хорошие труды не получают спасения , но являются частью психотерапевтического лечения, чтобы сохранить спасение и чистоту. Грех рассматривается как духовная болезнь или рана, только излечивается через Иисуса Христа. Православная вера заключается в том, что в исповедании греховные раны души должны подвергаться воздействию и лечить на «открытом воздухе» (в этом случае, в Духе Божьем).
Как только кающийся принял терапевтический совет, священник говорит молитву прощения над кающимся. В молитве прощения священники просят Бога простить совершённые грехи.
Ребёнок и исповедь
Считается что ребёнок должен исповедоваться в возрасте семи лет, но нужно понимать, ребёнок и в шесть лет может обладать ясным сознанием ответственным за поступки. А бывает что ребёнок и в восемь лет остаётся ничего не смыслящим ребёнком. Поэтому при определённых условиях можно допускать детей к исповеди несколько раньше. Нужно помнить что формализм в духовной жизни нельзя допускать, тем более по отношению к ребёнку.
Англиканство
Частное исповедание грехов священнику, сопровождаемое отпущением грехов, всегда было предусмотрено в Книге общей молитвы.
Статус признаний как таинства изложен в англиканских формулярах, таких как Тридцать девять статей. Статья XXV включает её среди «Те пять обычно называемых таинств», которые «не должны учитываться в Таинствах евангелия, за то, что у них нет никакого видимого знака или церемонии, посвящённой Богу».
Несмотря на предоставление частной исповеди в каждом издании Книги общей молитвы, практика епитимьи часто оспаривалась во время ритуалистических споров в конце девятнадцатого века.
Методизм
В Методистской Церкви, как и в случае с англиканским причастием, покаяние определяется статьями религии как таковыми которые обычно называются таинствами, но не считаются таинствами евангелия.
Многие методисты, как и другие протестанты, регулярно практикуют исповедание своего греха самому Богу, утверждая, что «когда мы исповедуемся, наше общение с Отцом восстанавливается, он простирает своё родительское прощение. Он очищает нас от всей не праведности, тем самым устраняя последствия из ранее невидимого греха. Мы снова на пути к реализации лучшего плана, который Бог имеет для нашей жизни».
Лютеранство
Лютеранская церковь учит двум ключевым частям покаяния (раскаяние и вера). Лютеране отвергают учение о том, что прощение достигается через епитимью.
Римский католицизм
Римско-католическая церковь использует термин «епитимья» в нескольких отдельных, случаях:
- как таинство;
- как акты удовлетворения веры.
как те конкретные действия, назначенные кающимся исповедником в контексте таинства.
Они имеют общее понятие о том, что грешник должен покаяться и, насколько это, возможно, возместить божественную справедливость.
Моральная добродетель
Покаяние - это нравственная добродетель, согласно которой грешник настроен на ненависть к своему греху как преступлению против Бога. Главное действие в осуществлении этой добродетели - ненависть к собственному греху. Мотивом этой ненависти является то, что грех оскорбляет Бога. Богословы, следуя Фоме Аквинскому, считают покаяние действительно добродетелью, хотя они несогласны относительно своего места среди добродетелей.
В покаянии провозглашается недостойность человечества перед лицом снисхождения Бога. Ибо, хотя освящающая благодать только прощает и очищает грехи от души, необходимо, чтобы индивидуум согласился на это действие благодати благодаря работе покаяния. Покаяние помогает уничтожить греховные привычки и приобрести такие как:
- щедрость;
- смирение;
- терпение.
Таинство епитимьи
Процесс покаяния и обращения был описан Иисусом в притче о блудном сыне. В католической церкви таинство покаяния (также называемое примирением, прощением, исповеданием и обращением) является одним из двух таинств исцеления. Иисус Христос пожелал, чтобы таким образом, Церковь продолжала, силой Святого Духа, его работу исцеления и спасения. Примирение с Богом - это и цель, и действие этого таинства.
Через священника, который является служителем таинства, действующим от имени Бога, исповедание грехов сделано для Бога, и от Бога получено отпущение грехов. В этом таинстве грешник, ставя себя перед милостивым судом Бога, предрекает определённым образом, суд, которому он подвергнется в конце земной жизни.
Существенным для таинства являются действия грешника:
- рассмотрение совести;
- раскаяние с решимостью не грешить снова;
- исповедание священнику;
- исполнение какого-либо действия для исправления ущерба, причинённого грехом.
И священника (определение акта возмещения, подлежащее исполнению и отпущение грехов). Серьёзные грехи, смертные грехи должны признаваться в течение не более года и всегда до получения Священного
Обряд таинства требует, чтобы вид и степень удовлетворения соответствовали личному состоянию каждого кающегося. Любой может восстановить порядок, им нарушенный, и через соответствующее средство исцелить болезнь, от которой он страдал.
Епитимья за грехи
В апостольской конституции 1966 года Папа Павел VI сказал: «Покаяние - это религиозный, личный поступок, который имеет своей целью любовь к Богу: пост, для Бога, а не для себя». Церковь подтверждает первенство религиозных и сверхъестественных ценностей покаяния. Это может быть молитва, милосердие, служение ближнему, добровольное самоотречение и жертвы.
Преобразование сердца может быть выражено многими способами. «Писание и отцы настаивают, прежде всего, на трёх формах: пост, молитва и милостыня, которые выражают обращение по отношению к самому себе , Богу и другим». А также упоминаются усилия по примирению со своим ближним и практика благотворительности, которая охватывает множество грехов.
Например, епитимья за прелюбодеяние предполагает отлучение от таинства причащения на многие годы или месяцы, с чтением канонов, с поклонами. Соответствующая епитимья за абортированных детей назначается священником, но нужно помнить , что никакой «молитвы от аборта», снимающей грех, не существует. Имеет значение возраст, состояние здоровья, степень веры и другое, включая внешние обстоятельства. Молитва может быть назначена если аборт случился в связи с болезнью или случайностью.
Епитимия также накладывается за такой грех, как пьянство. Пьянство приводит к стремительной деградации человека, превращая его в сотообразное существо. Пьянство, как правило, приводит к совершению других более тяжких грехов, например, такого как блуд, при котором люди, не состоящие в браке, допускают физическую близость.
Блуд является второй из восьми человеческих страстей и отличается от прелюбодеяния тем что при блуде не совершается супружеская измена. Так же, как и в случае других грехов, епитимья за блуд накладывается по усмотрению священника.
В Литургический год во времена Пришествия и Великого поста особенно подходят такие покаянные упражнения, как добровольное самоотречение. В соответствии с каноном 1250 «Покаянные дни и времена в универсальной Церкви - каждая пятница года и сезона Великого поста». Канон 1253 заявил: «Конференция епископов, может, более точно определить соблюдение воздержания, а также заменить другие формы покаяния, особенно благотворительные и упражнения благочестия, полностью или частично, за воздержание и пост».
Тех или иных дел благочестия; имеет значение нравственно-исправительной меры. Епитимия назначается разная, по степени грехов, по возрасту, положению и по мере раскаяния. Обычно назначаемые священником для совершения добродетели выбираются противоположными содеянным грехам.
Так как епитимия не считается удовлетворением Бога за грехи , то можно ее не налагать на кающегося, который чистосердечно раскаивается и обещает не повторять грехи. В настоящее время епитимия налагается редко и в основном на тех, кто «на всякую епитимию готовый», и если священник убеждён, что ни к отчаянию, ни к лености и нерадению епитимия не приведёт. Наложенная епитимия не может быть сверх возможностей человека. Православное каноническое право определяет епитимью не как наказание или карательную меру за совершенные грехи, но как «врачевание духовное». При этом важно учитывать, что епитимья не составляет безусловной необходимости при совершении исповеди. Степень и продолжительность епитимьи обусловлена тяжестью греховных преступлений, но зависит от усмотрения духовника. Суровые епитимьи, предусмотренные древними канонами (долговременное отлучение от причастия, даже предписание молиться не в храме, а на паперти и др.), в настоящее время не употребляются. Над исполнившим епитимью читается особая «Молитва над разрешаемым от запрещения», через которую он полностью восстанавливается в своих «церковных правах». В дореволюционной России существовала, кроме того, епитимья, налагаемая гражданским судом на основании уголовных законов за вероотступничество, святотатство, ложную присягу и некоторые тяжкие моральные преступления. В отличие от епитимьи, предписанной духовником, она имела определенное значение наказания. Способы ее исполнения и контроль осуществлялись епархиальными властями, получавшими решение суда.
Отлучение от причастия Святых Таин
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Епитимия" в других словарях:
- (гр. epitimion, от epi над, и timi наказание). Духовное наказание, налагаемое священником на кающихся грешников. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЕПИТИМИЯ греч. epitimion, от epi, над, и timo,… … Словарь иностранных слов русского языка
ЕПИТИМИЯ - [греч. ἐπιτίμιον], церковное наказание (прещение), налагаемое на мирян. Аналогичным наказанием для клириков является извержение из сана. Главная цель Е. состоит не в возмездии верующим за преступные деяния или ограждении их от таковых (хотя и… … Православная энциклопедия
Ж. 1. = епитимья, = эпитимья Церковное наказание, состоящее в строгом посте, длительных молитвах и т.п. 2. перен.; = епитимья, = эпитимья Добровольный отказ от чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Жен. духовное взыскание, наказание; исправительная кара церковью кающегося грешника, особ. за проступки против уставов церкви, Епитимствовать, состоять на епитимии. Епитимствование ср. состояние на епитимии. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 … Толковый словарь Даля
епитимия - ЕПИТИМИЯ, и, ж и {{stl 8}}епитимья{{/stl 8}}, и, ж Церковный обряд, заключающийся в том, что духовник определяет наказание кающемуся. Такую епитимью наложил на него старец за то, что вчера, в день постный, возжаждал и напился квасу (А. Н. Т.) … Толковый словарь русских существительных
Епитимия - (знач. запрещение) есть церковное наказание согрешившему, который должен был публично покаяться и вместе с тем отказать себе в известных жизненных благах. Для новообращенных епитимия некогда была своего рода милость, благодеяние, чтобы… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Епитимия - (греч. «наказание») меры религиозно нравственного воспитания, применяемые священником или архиереем к тем кающимся христианам, которые по тяжести грехов или по характеру покаяния нуждаются в этих мерах. Епитимия может состоять в особо строгом… … Православие. Словарь-справочник
Епитимия - (в переводе с греческого означает «наказание») исправительные меры, которые принимает священник или архиерей к исповедовавшемуся в определенных грехах. Чаще всего епитимия заключается в усиленной молитве, посте и т. п … Православная энциклопедия
Церк., запрещение, наказание за грехи, др. русск. епитимиѩ, ѥпитимиѩ, оптимиѩ, сербск. цслав. ѥпитимиѩ. Из греч. ἐπιτίμιον наказание; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 232 и сл.; Гр. сл. эт. 59 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Епитимія (иноск.) воздержаніе, взысканіе, наказаніе вообще (заключающееся и въ воздержаніи) намекъ на церковную эпитимію. Ср. Не пишу самъ потому, что теперь на цѣлый мѣсяцъ наложилъ на себя епитимью молчанія. Жуковскій. Письма. Ср. ἐπιτιμία… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
«Что такое епитимья? Я слышала, что, после того как покаешься, батюшка может эту епитимью на тебя наложить, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?» — спрашивает читатель «Нескучного сада». За разъяснениями мы обратились к авторитетным священникам.
На острове Патмос есть целая роща, высаженная теми, на кого налагали епитимью – посадить дерево («старец Амфилохий († 1970), подвизавшийся на острове Патмос, крестьянам в качестве епитимьи на исповеди давал повеление посадить дерево. «Там, где на фотографиях начала нынешнего столетия, запечатлевших холмы возле пещеры Откровения, мы видим только голые и бесплодные склоны, сегодня буйствует лесная чаща» (Еп. Каллист Диоклийский. Через творение к Творцу. М., 1998. С. 3-4)».
Показания к применению
Для многих православных людей епитимья — это какое-то дисциплинарное взыскание, налагаемое на провинившегося. Такая трактовка верна лишь отчасти.
Само слово пришло к нам из греческого, где оно звучало как епитимИя , с ударением на предпоследнем слоге, и действительно означало в том числе и кару, взыскание. Но в духовном смысле это не наказание, а скорее лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затянулась.
Лекарство, которого человек ищет сам, обличаемый совестью. «Епитимья рождается из некоего позыва к правильному действию, которым бы зачеркивалось мое прошлое, — объясняет духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий БРЕЕВ . — Помните евангельский эпизод с мытарем Закхеем? Господь сказал ему: “…сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Лк.19: 5). Мытарь в глазах правоверных людей того времени был человеком презренным, полностью потерявшим совесть и отверженным Богом. И вот понимая, как он облагодетельствован, Закхей неожиданно говорит: “Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо”. Господь ничего ему не советовал и не приказывал. Просто посетил его, а в мытаре родилось ответное чувство. Потому что он посмотрел на свое прошлое — да, действительно, оно достойно осуждения. Действительно, с таким тяжким грузом невозможно жить. Бог пришел к нему навстречу, посетил его дом, возвысил его, и естественно ответное святое желание переменить свою жизнь. Некая справедливость требовала от него, чтобы он понес какую-то епитимью, и он сам ее себе провозглашает. Епитимья — это такое средство, которое человек, имея глубокую веру в Бога и понимая свою неправду пред Ним, дополнительно принимает на себя, чтобы показать, что его покаяние не поверхностно. Что он благодарит Бога за милость, но хочет дополнительно понести некое праведное воздаяние по своим делам».
В 1999 году исторический центр Хоры с монастырем святого Иоанна Богослова и пещера Апокалипсиса на острове Патмос были провозглашены ЮНЕСКО памятниками мирового наследия
Душа томится и страдает от нанесенной грехом раны. Совесть обличает, и нам становится тяжело нести этот груз. Сокрушаясь о своем грехе, мы идем на исповедь, чтобы получить прощение. Мы верим, что Господь принимает наше искреннее раскаяние, но иногда возникает потребность сделать еще что-то, что очистило бы нашу душу и сняло бы с нее тяжкий грех. «Практика давать епитимью существует с древности, — объясняет о. Георгий. — На человека возлагаются такие обязательства, исполнение которых было бы ему по силам и исправляло его. Святые отцы говорили, что совершенный грех врачуется как бы противоположным воздействием. То есть если ты был скупой — прояви милосердие. Если не был целомудренным, то оставь прежний образ жизни и живи целомудренно. Ради последнего многие даже брали на себя подвиг иночества».
Особые указания
Так же как и обычное лекарство, лекарство духовное должен назначать только «врач», обладающий необходимой компетенцией и полномочиями. «Священник, налагающий епитимию, должен “плоды покаяния испытывать, и мудро управлять человеком”, в случае необходимости ослабляя и сокращая епитимью или, наоборот, ужесточая ее. Поэтому налагать ее может только тот, кто неусыпно следит за духовным состоянием кающегося, его духовник, — поясняет старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ иерей Димитрий ПАШКОВ . — Если незнакомый священник наложил на вас епитимью, то нужно рассказать о ней своему духовнику. Духовник сможет оценить меру ее духовной пользы и, соответственно, целесообразность ее назначения». На практике же далеко не всякая епитимья служит делу врачевания души. В первую очередь, может быть, потому, что назначает ее не «лечащий врач», а «практикант», случайно заглянувший в палату. Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Димитрий СМИРНОВ регулярно сталкивается с подобными случаями в своей приходской практике. «Когда раздают епитимьи направо и налево людям, которых видят первый раз в жизни, — это просто дикость», — считает батюшка. Этим летом его прихожанин Иван Н. ездил в паломническую поездку в монастырь и вернулся оттуда в унынии и растерянности. Он хотел причаститься, а исповедовавший его иеромонах не только не допустил его до причастия, но и наложил непосильную епитимью — 300 поклонов ежедневно. Иван болен артрозом, и его сил едва хватит на один поклон, а если попытаться положить все 300, последствия для здоровья могут быть необратимые. Сам же отец Димитрий дает иногда такую епитимью: читать каждый день по главе из Евангелия.
На Патмосе около пятисот церквей на три тысячи жителей
С осторожностью следует назначать епитимью пришедшим в Церковь недавно. «О какой епитимье можно говорить, если человек не чувствует своего греха? — говорит о. Георгий Бреев. — Ему нужен не один год, чтобы разобраться — верит ли он, и как он верит. Выработать какое-то живое отношение к Богу, научиться молиться. И только потом, по мере постепенного вхождения в духовную жизнь человек начинает видеть свою неправду, свою ограниченность, падшесть своей природы. Тогда у него рождается и ответный отклик — “я хочу потрудиться”. Некоторые, прожив десять лет в Церкви, вдруг говорят: «Батюшка, я все-таки хочу пойти в монастырь поработать”. Они созрели, они увидели. Это всегда и приятно, и радостно, и самому человеку на пользу. А люди, которые еще не приобщились к духовной жизни, редко принимают епитимью со смирением. Хотя, естественно, на совести у них может быть множество тяжких грехов, за которые, если подходить формально, полагается епитимья». По мнению о. Георгия, таких людей надо не наказывать, а подвигать на работу над собой: «Надо помочь человеку дойти до того, чтобы он, читая Священное Писание, молясь, знакомясь с духовной жизнью, с практикой, постепенно открывался самому себе».
Передозировка
«Понятие “я грешен” может разниться в пределах от формального согласия с фактом до глубочайшего переживания себя как человека, облеченного в падшую природу, — считает о. Георгий. — Вот здесь и открывается Любовь Божия к человеку, открывается глубокое самопознание, рождается добродетель и отклик в душе — мне не хочется никого осуждать, потому что я вижу себя в состоянии, достойном всякого осуждения. Так рождается истинное покаяние. Это, собственно, и есть конечная цель и молитв, и епитимий — привести человека к пониманию того, что он не только не чужд греха, но и изнутри весь не соответствует тому высокому предназначению, к которому Господь призывает его как христианина». Но даже если человек сам ищет себе епитимьи, соответствующей совершенному греху, это еще не значит, что он до нее дорос, — убежден отец Георгий. «Я таких “энтузиастов” обычно останавливаю. Начинать надо с малого: исправлять себя в мыслях, в словах, следить за собой. А уж потом, когда человек почувствует некоторую духовную крепость, он, может быть, сможет взять на себя нечто более серьезное».
Если больной хочет вылечиться, он должен выполнять рекомендации врача, даже когда те ему не очень нравятся. Похожая ситуация и в духовном врачевании: наложенную духовником епитимью лучше исполнить, а снять ее может только сам духовник. «И если епитимья вам не по силам, нужно просто обсудить это с духовником, — говорит о. Георгий. — В крайнем случае, если по каким-либо причинам поговорить с духовником не получается, можно обратиться к епископу. Он имеет власть снять любую епитимью, наложенную священником».
Традиция вместо закона
В настольной книге священнослужителя говорится, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на Милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии. К такому пониманию епитимьи Церковь пришла далеко не сразу.
Во второй половине IV века, после того как гонения на христиан прекратились и Церковь наводнили вчерашние язычники, святые отцы стали вырабатывать определенные нормы и правила общинной жизни. В том числе Василий Великий выводит ряд дисциплинарных канонов, показывающих, какие требования предъявляются к человеку, желающему исправиться. В те времена исповедь была публичной и касалась только наиболее важных проступков (в отличие от современной исповеди, которая часто превращается в «откровение помыслов»). Именно публичной исповеди посвящены каноны IV века. Они предусматривают в основном один вид воздействия — отлучение от причастия на 10, 15 и даже 20 лет за убийство, кражу, прелюбодеяние и тому подобные тяжкие грехи. В конце IV века возникает институт тайной исповеди. Первоначально и там продолжали использоваться установленные канонами санкции, но постепенно подход к кающемуся смягчается. Иоанн Златоуст, например, в своих творениях советует не подходить к назначению епитимьи формально, призывает руководствоваться скорее духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений.
Трулльский собор 691 года своим последним (102-м) каноном также рекомендует духовникам индивидуальный подход и закрепляет возможность как ужесточать, так и смягчать епитимью, предписанную канонами. «Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен». На рубеже VI-VII веков начинает складываться специфический сборник — каноникон, предназначенный для регламентации тайной исповеди. Он вводит два важных новшества: с одной стороны, дифференциацию греховных деяний по степени их тяжести, с другой — различие самих грешников в зависимости от индивидуальных особенностей. Например, он мягче относится к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке. Именно в канониконе происходит резкое сокращение сроков отлучения от причастия и появление новых форм епитимьи. Скажем, вместо десяти лет новые правила предписывают отлучать от причастия на два года, но эти два года кающийся должен соблюдать более строгий пост, читать молитвы, класть поклоны и т. д.
Сборник постепенно распространяется в Византийской Церкви; в поздней Византии появляется целый ряд его переработок или самостоятельных сборников похожего характера (так называемых «покаянных номоканонов»). Примерно в то же время эти сборники проникают в славянские страны, здесь переводятся и начинают применяться в духовнической практике.
«В советское время церковно-правовая наука практически перестала существовать, а место закона заняла традиция, — говорит Альберт БОНДАЧ, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ . — Сегодня нет четких предписаний, устанавливающих меру церковной ответственности за грехи. Эта область, как и многие другие вопросы, полностью регламентируется обычаями, которые могут различаться от прихода к приходу. Но так или иначе, епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и неформальному отлучению от причастия на небольшой срок. А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола».
Епитимья́ , или епитимия́ (др.-греч. ἐπι-τῑμία - «наказание, кара» , лат. poenitentia ) - вид церковного наказания для мирян в христианской Церкви; имеет значение нравственно-исправительной меры.
В Православной церкви
В православии епитимья не считается удовлетворением Бога за грехи , и её можно не налагать на кающегося, который чистосердечно раскаивается и обещает не повторять грехи. В настоящее время в православии епитимья налагается редко и в основном на тех, кто упорствует в каком-то грехе, и если священник убеждён, что епитимья не приведёт ни к отчаянию , ни к лености и нерадению. Наложенная епитимья не может быть сверх возможностей человека. Православное каноническое право определяет епитимью не как наказание или карательную меру за совершенные грехи, но как «врачевание духовное». При этом важно учитывать, что епитимья не составляет безусловной необходимости при совершении исповеди. Степень и продолжительность епитимьи обусловлена тяжестью греховных преступлений, но зависит от усмотрения духовника. Суровые епитимьи, предусмотренные древними канонами (долговременное отлучение от причастия , даже предписание молиться не в храме, а на паперти и др.), в настоящее время практически не употребляются. Над исполнившим епитимью читается особая «Молитва над разрешаемым от запрещения», через которую он полностью восстанавливается в своих «церковных правах». В дореволюционной России существовала, кроме того, епитимья, налагаемая гражданским судом на основании уголовных законов за вероотступничество, святотатство, ложную присягу и некоторые тяжкие моральные преступления. В отличие от епитимьи, предписанной духовником, она имела определенное значение наказания. Способы её исполнения и контроль осуществлялись епархиальными властями, получавшими решение суда.
Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком - на год или два, или неопределенным - «до указа», «донеже в чувствие прийдет». Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах. Наиболее обычной и распространённой епитимьей первой половины XIX века, назначаемой консисторией, были поклоны. Количество поклонов было разным (от 150 до 1000), но за один раз необходимо было сделать не более 100. Осужденный к поклонам должен был положить их на алтарь того собора или города, в уезде которого жил.
Отлучение от Евхаристии
В Православии епитимья, состоящая в отлучении от участия в Евхаристии , назначалась за грехи явные и более важные. Существовало такое указание правил святых отцов относительно сроков отлучения:
- еретикам и раскольникам - пока не отрекутся от своих заблуждений,
- кровосмесникам - на 12 лет,
- прелюбодеям - от 9 до 15 лет,
- убийцам - до 25 лет,
- мужеложникам - до 15 лет,
- скотоложникам - до 15 лет или до конца жизни,
- клятвопреступникам - до 10 лет,
- волшебникам - до 25 лет,
- гробокопателям - на 10 лет.
В Католической церкви
В латинском обряде Католической церкви епитимья назначается священником кающемуся, как правило, во время каждой исповеди. За исключением особых случаев, епитимья заключается в прочтении определённого количества молитв.
Литература
- Прот. Владислав Цыпин //. Епитимия // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2008. - Т. XVIII. - С. 533-535. - 752 с. - 39 000 экз. -
Епитимья - это способ врачевания, попытка исправления человека или Божественное наказание? В чем состоит цель епитимьи, и кто вправе ее наложить? Попробуем разобраться в этом.
Епитимья: что это?
Епитимья (в переводе с греческого "епитимион" - "наказание по закону") - это добровольное исполнение верующим человеком тех или иных исправительных действий. Это может быть длительный пост, продолжительная молитва, милостыня нуждающимся и т.д. Наложить епитимью может духовник, она не несет за собой какого-либо усечения прав верующего. Она является духовным врачеванием, иными словами, это урок, назначаемый с целью избавления от греха, который зарождает стремление к подвигу во имя Бога.
Молитвы и добрые дела, которые назначаются в виде епитимьи, должны быть полностью противоположны совершенному греху. Невоздержанному человеку может быть назначен более длительный пост, тому, кто увлекается мирскими делами - частое хождение в храм, усиленные молитвы, подверженному страсти сребролюбия назначаются милосердные дела.
Епитимья - не наказание
По словам священнослужителей, епитимья - это особое послушание, способное излечить душу грешника, но не наказание. К сожалению, на сегодняшний день у нас не проводится единой епитимийной практики. Многие священники либо не дают епитимью вообще, либо назначают слишком тяжелую, подчас непосильную для человека, что вместо созидания приводит к подавлению и разрушению человека как христианина. Не существует единого правила определения «размера» епитимьи. Порой в церковь приходят люди, которые очень далеки от духовной жизни, однако они искренне каются в совершенных грехах и утверждают, что им жизненно необходима епитимья за прелюбодеяние либо за какое-то другое греховное деяние. Игумен Нектарий утверждает, что неправильно было бы назначить такому человеку ежедневно читать Покаянный канон, ведь он не поймет в нем ни слова. Гораздо действеннее будет предложить ему самую простую епитимью, например ежедневные молитвы с поклонами дадут куда больший результат.
Виды епитимьи
Так как епитимья - это переданная через священника воля Божья, то относиться к ней надо серьезно. В установленные временные рамки (обычно 40 дней) нужно выполнить все назначенное, по возможности придерживаясь твердого распорядка. Возможны такие виды епитимьи:
- милостыня;
- длительный пост;
- чтение домашних молитв;
- воздержание от исполнения ;
- поклоны во время богослужения и др.
Если кающийся по каким-либо причинам не может выполнить епитимью, он должен обратиться к наложившему ее священнику за советом, как лучше поступить в этом случае, получить его благословение. Если грех кающегося очень серьезный (убийство, измена супругу), то помимо основных правил дополнительно может назначаться запрет на причащение на определенный промежуток времени.
Епитимья за детоубийство
Аборт - это тяжелый грех, ответственность за который ложится на обоих супругов, особенно если они считают себя верующими и осознают всю тяжесть этого поступка. Епитимья за как правило, посылается самим Господом. Этот грех может быть прощен, если человек готов через всю жизнь смиренно понести наказание за свершенное действие. За это могут быть посланы проблемы с детьми, болезни или сложности в семейной жизни. Человеку, понесшему епитимью, важно понимать, что все происходящее с ним послано за сделанные ранее аборты, все это нужно беспрекословно принимать, каяться, у Бога и, конечно же, больше никогда в жизни не повторять подобного.
Сказать к слову, епитимья - это то, что может быть наложено лишь Ни один посторонний священник не сможет полностью вникнуть в ситуацию человека, как тот, который на протяжении длительного времени наблюдает за верующим, знает все тонкости его жизни. Поэтому на исповедях в паломнических поездках не стоит просить у монаха назначения епитимьи, ведь при всем его духовном опыте и адекватности он не сможет полноценно вникнуть в сложившуюся ситуацию.
Грех блудодеяния
Седьмая заповедь слова Божьего гласит о запрете всякого прелюбодеяния, то есть любого нарушения супружеской верности и других незаконных, блудливых связей. Нельзя заранее с точностью сказать, какого вида епитимья может быть наложена, все зависит от конкретного случая, воли человека к искуплению греха и решения самого наставника.
Так какие же действия являются грехами против седьмой заповеди? Это интимные отношения между мужчинами и женщинами, не состоящими в законном союзе, одобренном церковью. Епитимья за блуд может быть наложена с отлучением от причастия сроком на 7 лет. Прелюбодеяние (измена законному мужу или супруге), разврат, гомосексуализм и лесбиянство, искушение во сне - все это большие грехи, но это далеко не полный их перечень.
Стоит прислушаться к которые говорят, что если епитимью не дает духовный наставник - ее назначает сам Господь. Если человек понимает это и принимает - результат, безусловно, будет действенным. Однако это куда более трудный путь, чем чтение канона в течение определенного времени, назначенного священником.