Конспект урока информатики "табличные информационные модели". Столичные школы готовы к новому учебному году Просмотр содержимого документа «Задание к практической работе»
Практическая работа №7 Создаем вычислительные таблицы, для учащихся 7 класса занимающихся по УМК Босовой (Работа 12 для учащихся 6 класса ФГОС).
Работа включает в себя 2 задания, после выполнения которых учащиеся должны уметь: вычислять сумму чисел строки (столбца) таблицы в текстовом процессоре; строить табличные модели.
Задание 1. Клумбы
С помощью таблицы решим следующую задачу.
На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равнобедренный треугольник с длинами сторон 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, длины её сторон - 3, 4 и 5 метров. Длины сторон третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвёртая клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Длины сторон пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.
Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?
Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?
1. В текстовом процессоре постройте таблицу:
2. Занесите в таблицу данные (длины сторон клумб) из условия задачи.
3. Ответ на первый вопрос можно получить, вычислив Значение последнего столбца таблицы: периметр треугольника - сумма длин трёх его сторон. Для этого:
1) установите курсор в ячейку, предназначенную для периметра первой клумбы;
2) в разделе Работа с таблицами
на вкладке Макет
в группе Данные
щёлкните на кнопке Формула
;
3) числа, подлежащие суммированию, находятся левее ячейки, в которой должен быть помещен периметр; в диалоговом окне вам будет предложена формула =SUM(LEFT); если эта формула верна, щёлкните на кнопке ОК
;
4) перейдите в следующую ячейку и повторите действия пункта 3; если будет предложена неподходящая формула - измените её, выбрав подходящую в диалоговом окне;
5) аналогичным образом вычислите периметр остальных треугольников.
4. Для ответа на второй вопрос просуммируйте периметры всех треугольников. Для этого:
1) установите курсор в правую нижнюю ячейку таблицы;
2) для нахождения суммы чисел, находящихся над ячейкой с курсором, используйте формулу =SUM(ABOVE).
5. Под таблицей запишите ответ на вопрос, поставленный в задаче.
6. Сохраните документ в личной папке под именем Клумба .
Задание 2. Оборудование для школы
1. По следующему тексту постройте таблицу:
К новому учебному году школа получила следующее оборудование: 12 компьютеров для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета математики; 21 стол для кабинета биологии; 1 интерактивную доску для кабинета физики; 24 стола для кабинета информатики; 1 компьютер для кабинета биологии; 1 проектор для кабинета биологии; 20 столов для кабинета начальных классов; 3 аквариума для кабинета биологии; 1 аквариум для кабинета начальных классов; 21 стол для кабинета математики; 1 проектор для кабинета физики; 21 стул для кабине-
та математики; 2 шкафа для кабинета математики; 1 проектор для кабинета начальных классов; 1 интерактивную доску для кабинета начальных классов; 8 компьютеров для кабинета начальных классов; 2 шкафа для кабинета информатики; по 3 шкафа для кабинета физики и биологии; 36 стульев для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета информатики; 2 компьютера для кабинета физики.
2. Организуйте в таблице вычисления для определения количества единиц оборудования каждого вида, полученного школой
к новому учебному году.
3. Сохраните документ в личной папке под именем Оборудование .
Ключевые слова:
. таблица типа «объекты-свойства»
. таблица типа «объекты-объекты-один»
. вычислительная таблица
. взаимно однозначное соответствие
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц
Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия
. Это значит, что:
1) в этих множествах одинаковое количество объектов;
2) каждый объект первого множества связан заданным свойством только с одним объектом второго множества;
3) каждый объект второго множества связан заданным свойством только с одним объектом первого множества.
В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждом столбце будет находиться только одна 1, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.
Пример 7
Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка , которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.
В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя» ), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа» ) и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский» ). Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент» , «девочка» — «иностранный язык» , «музыкальный инструмент» — «иностранный язык» , причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие (рис. 34).
В условии задачи явно указано наличие или отсутствие связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.
Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для пар «девочка — музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык» . Более удобно соединить их в одну таблицу (табл. 11). Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать 1, а его отсутствие — 0.
В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие, а также что:
Маша
играет на рояле
;
Оля
играет на виолончели
;
Лена
не играет на арфе
.
Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению её второй части, используя данные из условия задачи:
Девочка , которая говорит по-французски , играет на скрипке.
Маша не знает итальянского языка , а Оля не владеет английским .
Виолончелистка не говорит по-итальянски .
Таким образом , увлечения Маши — рояль и английский , Оли — виолончель и немецкий , Лены — скрипка и французский , Вали — арфа и итальянский .
Вопросы и задания
12. Приведите пример двух классов, объекты которых находятся в отношении взаимно однозначного соответствия.
13. В финале армейского турнира по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и старший солдат, причем разных специальностей: лётчик, танкист, артиллерист, миномётчик, сапёр и связист. Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:
1) в первом туре лейтенант выиграл у лётчика, майор — у танкиста, а сержант — у миномётчика;
2) во втором туре капитан выиграл у танкиста;
3) в третьем и четвёртом турах миномётчик из-за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и старший солдат;
4) в четвёртом туре майор выиграл у связиста;
5) победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапёр.
14. Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда — тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:
1) Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;
2) парижанка не снимается в кино;
3) та, кто живет в Риме, — певица;
4) Линда равнодушна к балету.
Где живет Айрис и какова её профессия?
Компьютерный практикум
Компьютерный практикум
Работа 12 «Создаём вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
С помощью таблицы решим следующую задачу.
На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равнобедренный треугольник с длинами сторон 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, длины её сторон — 3, 4 и 5 метров. Длины сторон третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвёртая клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Длины сторон пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.
Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?
Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?
1. В текстовом процессоре постройте таблицу:
2. Занесите в таблицу данные (длины сторон клумб) из условия задачи.
3. Ответ на первый вопрос можно получить, вычислив значение последнего столбца таблицы: периметр треугольника — сумма длин трёх его сторон.
Для этого:
1) установите курсор в ячейку, предназначенную для периметра первой клумбы;
4. Для ответа на второй вопрос просуммируйте периметры всех треугольников.
Для этого:
1) установите курсор в правую нижнюю ячейку таблицы;
5. Под таблицей запишите ответ на вопрос, поставленный в задаче.
6. Сохраните документ в личной папке под именем Клумба
.
1. По следующему тексту постройте таблицу:
К новому учебному году школа получила следующее оборудование: 12 компьютеров для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета математики; 21 стол для кабинета биологии; 1 интерактивную доску для кабинета физики; 24 стола для кабинета информатики; 1 компьютер для кабинета биологии; 1 проектор для кабинета биологии; 20 столов для кабинета начальных классов; 3 аквариума для кабинета биологии; 1 аквариум для кабинета начальных классов; 21 стол для кабинета математики; 1 проектор для кабинета физики; 21 стул для кабинета математики; 2 шкафа для кабинета математики; 1 проектор для кабинета начальных классов; 1 интерактивную доску для кабинета начальных классов; 8 компьютеров для кабинета начальных классов; 2 шкафа для кабинета информатики; по 3 шкафа для кабинета физики и биологии; 36 стульев для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета информатики; 2 компьютера для кабинета физики. |
2. Организуйте в таблице вычисления для определения количества единиц оборудования каждого вида, полученного школой к новому учебному году.
3. Сохраните документ в личной папке под именем Оборудование .
При выполнении практической работы вы научились
Вычислять сумму чисел строки (столбца) таблицы в текстовом процессоре;
- строить табличные модели.
133*. В поезде едут пассажиры Иванов, Петров и Сидоров. Оказалось, что такие же фамилии у машиниста поезда, его помощника и у проводника. Известно, что:
- пассажир Иванов живёт в Москве;
- проводник живёт на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом;
- пассажир - однофамилец проводника живёт в Санкт-Петербурге;
- у пассажира, который живёт ближе к месту жительства проводника, чем другие пассажиры, вдвое больше детей, чем у проводника;
- у пассажира Петрова трое детей;
- Сидоров (из поездной бригады) недавно выиграл у машиниста партию на бильярде.
Какая фамилия у машиниста поезда?
Задание 7. Самые-самые стр. 184
1. В справочниках и энциклопедиях найдите информацию для заполнения одной из следующих таблиц.
а) Крупнейшие озёра
№ |
Название |
Место расположения |
Площадь, км 2 |
Каспийское море |
|||
Верхнее |
|||
Виктория |
|||
Гурон |
|||
Мичиган |
|||
Аральское море |
|||
Танганьика |
|||
Байкал |
|||
Большое Медвежье |
|||
Нуаза (Малави) |
б) Самые длинные реки
№ |
Название |
Место расположения |
Длина, км |
Нил |
|||
Амазонка |
|||
Янцзы |
|||
Миссисипи |
|||
Обь - Иртыш |
|||
Енисей - Ангара |
|||
Хуанхэ (Жёлтая река) |
|||
Амур - Шилка - Онон |
|||
Лена |
|||
Конго |
2. Создайте таблицу в текстовом процессоре.
3. Сохраните документ в личной папке под именем Самые.
Задание 2. Оборудование для школы стр. 188
1. По следующему тексту постройте таблицу:
К новому учебному году школа получила следующее оборудование:
- 12 компьютеров для кабинета информатики;
- 1 интерактивную доску для кабинета математики;
- 21 стол для кабинета биологии;
- 1 интерактивную доску для кабинета физики;
- 24 стола для кабинета информатики;
- 1 компьютер для кабинета биологии;
- 1 проектор для кабинета биологии;
- 20 столов для кабинета начальных классов;
- 3 аквариума для кабинета биологии;
- 1 аквариум для кабинета начальных классов;
- 21 стол для кабинета математики;
- 1 проектор для кабинета физики;
- 21 стул для кабинета математики;
- 2 шкафа для кабинета математики;
- 1 проектор для кабинета начальных классов;
- 1 интерактивную доску для кабинета начальных классов;
- 8 компьютеров для кабинета начальных классов;
- 2 шкафа для кабинета информатики;
- по 3 шкафа для кабинета физики и биологии;
- 36 стульев для кабинета информатики;
- 1 интерактивную доску для кабинета информатики;
- 2 компьютера для кабинета физики.
2. Организуйте в таблице вычисления для определения количества единиц оборудования каждого вида, полученного школой к новому учебному году.
3. Сохраните документ в личной папке под именем Оборудование.
130. Три молодых человека - Андрей, Бронислав и Борис. Один из них - аптекарь, другой - бухгалтер, третий - агроном. Один живёт в Бобруйске, другой - в Архангельске, третий - в Белгороде. Требуется выяснить, кто где живёт и у кого какая профессия. Известно лишь, что:
1) Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе;
2) у двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена;
3) жена аптекаря доводится Борису младшей сестрой.
19-25 мая. Линейный алгоритм для формального исполнителя. Образец выполнения с заданиями
5-12 мая. Выполнить блок-схему разветвляющегося алгоритма из учебника со стр.114 о фальшивой монете. В текстовом редакторе, сгруппировать и отправить мне на почту. Заголовок - 22пт Arial - Блок-схема.6-14 апреля. Параграф 14. Собрать материалы для Генеалогического древа своей семьи. Сохранить на бумажном или электронном носителе информации. Принести на урок информатики. Образец Генеалогического древа
17-18 марта. Параграф 13. Практическая работа 13, Задание 2 (с.190) Запасы дрквесины. Выполните задание по учебнику, сохраните как Запасы древесины и отправьте на адрес: [email protected] , указав в теме свой класс (6А, 6Б, 6В и т.д.) Работу выполнить в LibreOffice Writer (при необходимости программу можно установить с этого сайта: Полезные программы. Устанавливается оба пакета 1 и 2).
10-11 марта. Параграф 12, Практическая работа 12. Задание 2.(C.189) Оборудование для школы.
Как развернуть текст и выровнять текст смотрите в Инструкции к работе.
Отформатируйте так:
- Ориентация страницы альбомная.
- Заголовок Arial 22 пт, полужирный, выравнивание по середине
- Основной текст (в таблице) Arial 1 4 пт, обычный. выравнивание по середине. Заголовки строк и столбцов выделите полужирным шрифтом. Подсчеты проводите при помощи формулы =sum. Отправьте на адрес: [email protected] , указав в теме отправления свой класс и букву. Имя файла - Оборудование для школы.
02-03 февраля. Параграф 11, Практич.работа 11. Задание 7 (стр.184-185) Имя файла "Самые-самые"
Отправить на адрес [email protected] В теме сообщения указать "ДЗ 6__класс" (букву (литеру) класса указывать обязательно).
19-20 января. Учимся создавать словесные модели: Откройте заготовку и ответьте на вопросы, чтобы получился Ваш словесный портрет. Отформатируйте так:
- Заголовок Arial 22 пт, полужирный
- Основной текст Times New Roman 14 пт, обычный
- Выравнивание по левому краю
- Межстрочный интервал 1,5 (полуторный)
- Сохранить: Мой словесный портрет
- В теме сообщения указать "ДЗ 6__класс"
- Отправить на адрес [email protected]
12-13 января. Откройте файл Дом ОБРАЗЕЦ . и файл Дом рабочий . Используя только операции копирования и вставки, восстановите известное стихотворение С.Маршака. Отформатируйте по образцу, сохраните под именем Дом в своей папке.
Дополнительное задание: стр.159-160 учебника: Работа 6, Задание 3. Отформатируйте по своему вкусу. Сохраните --> Скороговорка. При выполнении дома, отправьте эл.почтой на адрес: [email protected]
22-23 декабря. Откройте файл Шутка и выполните задание 2 со стр. 145 учебника
Дополнительное задание: Задание 4 "Прямоугольник" стр.149 учебника, Задание 6 "Работа с готовыми фигурами" стр.155 учебника.
Все ли семьи собрали детей к школе? На что обратить внимание при выборе ранца и обуви? Уважать ли требования к школьной форме? Как сэкономить при покупке канцтоваров, и почему сборы в школу больно бьют по семейному бюджету?
Строго по списку
Не один день потратишь на то, чтобы оббегать магазины, склады, школьные базары и ярмарки. Выбираешь в соответствии цена-качество. Самое главное - составить список необходимых вещей, чтобы ничего не забыть. В некоторых магазинах, кстати, даже есть такие памятки для удобства покупателей, - рассказывает многодетная мама Елена Тимофеева .
В семье четверо школьников. Елена старается закупить канцтовары к школе летом. Но в течение учебного года ручки и ластики теряются, линейки портятся, обложки рвутся.
Потому беру те, что дешевле, и с запасом, - говорит родительница.
Елена слышала, что некоторые родители копят деньги на сборы в школу в течение года. Кто-то покупает принадлежности на год вперёд, потому что цены постоянно растут. По средним подсчётам, собрать к школе первоклассника обходится в 10-13 тысяч рублей.
В многодетной семье Тимофеевых скопить «школьные деньги» не получается. Поэтому покупают исходя из того бюджета, который есть. Такие семьи, к слову, могут воспользоваться помощью в рамках ежегодной благотворительной акции «Поможем собрать детей в школу» и получить школьно-письменные принадлежности в соцзащите.
Стиль официально-деловой
Родители, чьи дети не первый год ходят в школу, знают, что нужно для учёбы. Мам и пап будущих первоклассников обычно знакомят со списком школьных принадлежностей на информационном собрании ещё до начала учебного года, уточняют в управлении образования администрации г. Иваново. Но некоторые рекомендации для родителей у них всё же есть.
При выборе канцелярских товаров следует делать упор не столько на внешнюю эстетику, сколько на их качество и надёжность, соизмерять набор школьных принадлежностей с учебной программой. Рекомендуем приобрести канцелярские товары только на первое время. Всё остальное докупите позже, - говорит начальник управления образования города Иванова Елена Юферова. - Перед покупкой школьной формы сначала ознакомьтесь с Положением об одежде той школы, где будет учиться ребёнок. Вся информация есть на сайте учреждения. Во многих школах нет единой формы, а есть определённый стиль.
Педиатры, в свою очередь, подчёркивают: в школьной одежде дети проводят как минимум 6 часов в день. Поэтому она должна быть максимально удобной для ребёнка, способствовать сохранению его здоровья. В идеале - лучше иметь несколько комплектов одежды: на случай холодной погоды и в качестве замены, если вещи испачкались. В любом случае форма дисциплинирует. Недооценивать этого нельзя.