Бм владимирская икона значение. В чем оказывает помощь икона Владимирской Божией Матери
В православии Богоматерь чтят наравне с самим Христом, а ее изображений довольно много. Одним из самых популярных и интересных является Владимирский образ, значение которого для России велико.
Считается, что первую икону написал евангелист Лука, а в V веке она перешла из Иерусалима в Константинополь к императору Феодосию. На Русь икона попала уже из Византии в XII веке, примерно в 1131 году – это был подарок от патриарха Константинополя Луки Хрисоверга князю Мстиславу. Доставил образ греческий митрополит Михаил , который прибыл накануне, в 1130 году.
История
Первоначально Богоматерь хранилась в Богородичном женском монастыре в городе Вышгород возле Киева – отсюда следует ее украинское название Вышгородская Богородица. В 1155 году икону забрал князь Андрей Боголюбский и перевез во Владимир – отсюда следует ее русское название. Князь украсил образ дорогим окладом, но после его смерти по приказу князя Ярополка драгоценности сняли, а икону передали князю Глебу Рязанскому. Только после победы князя Михаила Богоматерь и драгоценный убор вернули обратно в Успенский собор.
В 1237 году после разорения города Владимира монголо-татарами Успенский собор также был разграблен, а образ опять лишился убора. Собор и икона были восстановлены при князе Ярославле. После этого в конце XIV века князь Василий I во время нашествия армии Тамерлана приказал перевезти икону в Москву для защиты столицы. Ее поместили в Успенский собор Кремля по правую сторону от царских врат. На месте встречи образа с москвичами («сретении») был основан Сретенский собор, а позднее пролегла одноименная улица.
В то же время войско Тамерлана внезапно, без какой-либо причины повернуло обратно, дойдя только до города Елец. Было решено, что Богородица заступилась за Москву , явив чудо. Но на этом чудеса не закончились: подобные же внезапные отступления произошли в 1451 году во время нашествия царевича-ногайца Мазовши и в 1480 году при стоянии на реке Угре.
Специалисты считают, что между отступлением Тамерлана и стоянием на Угре икону несколько раз перевозили во Владимир и обратно, так как 1480 год был особенно отмечен возвращением Владимирской иконы в Москву.
Позднее икону увозили из столицы в 1812 году во Владимир и Муром, после победы ее вернули в Успенский собор и уже не трогали до 1918 года. В этот год собор был закрыт советской властью, а образ отправлен на реставрацию. Через 8 лет ее перевезли в Исторический музей, а еще через 4 года – в Третьяковскую галерею.
С 1999 года икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах . Это домовая церковь при Третьяковском музее, в которой проходят богослужения для верующих, а все остальной время церковь открыта как зал музея.
В 1989 году часть икону (глаз и нос Богоматери) были использованы в логотипе кинокомпании «Icon Productions» Мела Гибсона. Эта компания выпустила фильм «Страсти Христовы».
Чудеса
Помимо невероятного спасения Москвы от врагов, в истории сохранились и другие чудеса, совершенные Божией Матерью:
К сожалению, выяснить, какая именно икона причастна к чудесам (оригинальная из Константинополя или ее список), невозможно, но многие отмечали, что чудеса творят практически все образы.
Описание
Владимирская икона Богородицы относится к типу («Елеуса»), который легко опознать. В отличие от Казанского образа, где Младенец является в первую очередь Сыном Господа и благословляет людей, а Божья Матерь заранее видит его судьбу, Владимирская более «человечна», в ней отчетливо видны мать с ребенком, ее любовь к нему. Широкое распространение образ получил в XI веке, хотя известен был еще в раннехристианские времена. Описание образа и его значение даны ниже:
Первая пришедшая в Россию икона датируется XII веком, исследователи полагают, что она была нарисована в Константинополе, то есть изначально была списком с оригинала евангелиста Луки. Однако она является памятником византийской живопись 1057-1185 годов (комниновского возрождения), которые удалось сохранить.
Размеры иконы 78*55 см. За все века существования ее переписывали (перерисовывали на том же месте) не менее 4 раз:
- В первой половине XIII века;
- В начале XV века;
- В 1514 году при переделке в кремлевском Успенском соборе;
- В 1895-1896 годах перед коронацией Николая II.
Также икону обновляли частично в:
- 1567 году митрополитом Афанасием в Чудовом монастыре;
- В XVIII веке;
- В XIX веке.
Фактически сегодня от первоначальной иконы остались только несколько фрагментов:
- Лица Богоматери и Младенца;
- Полностью левая и часть правой кисти Младенца;
- Часть синего чепца и кайма с золотом;
- Часть золотисто-охряного хитона Младенца и виднеющийся прозрачный край его рубашки;
- Часть общего фона.
Пострадал и драгоценный оклад: первый оклад, заказанный Андреем Боголюбским (около 5 кг только одного золота, не считая серебра и драгоценных камней), не сохранился вовсе. Второй был заказан митрополитом Фотием в начале XV века и тоже утерян. Третий был создан в середине XVII века по приказу патриарха Никона из золота и сейчас хранится в Оружейной палате.
Копии
Сегодня Владимирская икона является очень распространенным образом и находится в большом количестве храмов по всему миру. Разумеется, считать каждую Владимирскую икону творением Луки нельзя: само обозначение «Владимирская» означает определенную позу Богоматери и Младенца, выражение их лиц. Фактически, сегодня все иконы такого типа являются списками (копиями) с оригинала, который до нас не дошел.
Наиболее значимыми списками являются:
Все указанные выше иконы хоть и являются списками, почитаются, как чудотворные. Также Владимирская Богородица стала основой для создания других образов: «Сказание о Владимирской иконе», «Сретение Владимирской иконы», «Владимирская икона с акафистом», Игоревская Владимирская икона (сокращенный вариант оригинала), «Похвала Владимирской иконе» («Древо государей Российских», автор Симон Ушаков).
Дни почитания
У иконы всего 3 даты:
- 3 июня: благодарность за победу в 1521 году над ханом Махмет-Гиреем;
- 6 июля: благодарность за победу в 1480 году над монголо-татарами;
- 8 сентября: благодарность за победу в 1395 году над ханом Тамерланом. Сюда же относится сретение (встреча) иконы в Москве.
В эти дни обычно проводятся тожественные службы, особенно в храмах с чудотворными списками.
В чем помогает
«Икона «Владимирская Божья Матерь» в чем помогает?» — спрашивают люди, пришедшие в храм. Чаще всего ей молились о защите России от врагов, но это не весь список ее «возможностей». К иконе обращаются и в более «мелких» ситуациях:
Для молитвы не обязательно приезжать к чудотворному списку, хотя, если есть возможность, ей стоит воспользоваться. Молиться Божией Матери можно и дома, произнеся готовую молитву (легко найти в интернете) или высказав пожелание своими словами. Никаких специальных ритуалов проводить не требуется, так же нет необходимости приходить в храм. Единственное условие – мысли должны быть чисты. Нельзя желать кому-то зла или проговаривать молитву, думая о постороннем .
Вывод
Чудотворная Владимирская икона Божией Матери с Младенцем является не только одним из самых популярных образов в православии, но и считается крайне эмоциональным. На нем изображены не Сын Господа, а мать, защищающая своего ребенка, чья судьба была заранее предвещена ей.
Небольшая особенность Владимирской иконы: это единственное изображение, на котором видна стопа Иисуса.
Образ Богоматери для православного мира - один из главных. Его ставят наряду со Святой Троицей, Святым Духом и Спасителем. Богородица - заступница, наставительница для каждого отдельного христианина и всей страны целиком.
Иконы Богоматери можно встретить в каждой церкви, каждом жилище православного. Через них она проявляет свою волю, внимает молящимся, помогает. Одно из наиболее почитаемых изображений - Владимирское. Оно фигурирует в важных исторических событиях России. Икона исцелила множество людей от недугов, с которыми не способна справиться современная медицина.
История Владимирской иконы Богоматери очень интересна, но не менее интересно её описание, данное искусствоведами, иконографами и учеными. Она является ярким образцом Византийской живописи XII века, имеет неповторимые черты.
Описание
На Владимирской иконе Дева Мария изображена в темно-красном одеянии. На руках - младенец Спаситель. На его одежде есть небольшая зеленая полоса - клав, символ царской власти. Фон - золотой. По бокам нанесены монограммы.
Иконографический тип иконы - «Умиление». Специалисты по иконописи утверждают, что она сделана в Византии. Предположительное время создания - XI-XII век. Изображение является ярким примером перемен в искусстве той местности. Художники, иконописцы отошли от нарочитой графичности, перестали противопоставлять линии объему. Характерны слабые, почти невидимые мазки, которые создают ощущение нерукотворности святыни. Линии - плавные, вытекающие одна из другой.
Тип «Умиление» характерен способом изображения Богоматери и Младенца Спасителя. Дева Мария держит Иисуса на руках, голова склонена к нему. Маленький Спаситель прижимается своей щекой к щеке матери. Распространенно мнение, что именно такое изображение пользовалось особым почетом в Константинополе. Тип сформировался в XI–XII веках нашей эры. Иконы «Умиление» обладают многогранным символизмом.
Символизм
«Умиление» можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, оно символизирует жертву, приносимую матерью ради всего человечества. Каждая ли мать готова отдать своего ребенка на муки, чтобы спасти кого бы то ни было? Жертва Девы Марии безгранична. Она знала, что Сын Божий проживет нелегкую земную жизнь. Поэтому её душевные терзания можно сравнить со всей болью, которую испытал её сын.
Также иконы «Умиление» - символ материнской любови. Богородица является общей матерью всех христиан, она защищает нас, помогает в трудные моменты, заступается перед Отцом-Господом за каждого.
Появление святыни на Руси и первые чудеса
Данная икона написана предположительно в XII веке. Согласно приданию, это список с изображения, сделанного Лукой при жизни Девы Марии. Холстом послужила столешница от стола, за которым обедал Спаситель с Иосифом и своей матерью. В V веке эта икона попала в Константинополь, а почти через 700 лет священнослужитель Лука сделал с неё список и отправил в дар Юрию Долгорукому.
Сын Юрия, Андрей Боголюбский, отправился со святыней на другой конец страны, чтобы основать там независимое от Киева царство. Проездом он был во Владимире. И здесь икона впервые проявила себя, как чудотворная. Не успел Андрей отдалиться от города, как кони встали, как вкопанные. Никто не мог сдвинуть их с места. Тогда заменили лошадей, но и эти отказывались отдаляться от Владимира. Юрий понял, что это знак, и начал усердно молиться. Ему явилась Божья Матерь, которая сказала, что место иконы - в этом городе. Для неё было велено построить храм. Князь повиновался. С тех пор икона стала называться Владимирской.
Сотворенные чудеса
Владимирская икона с момента появления на Руси почиталась всеми слоями населения - от крестьян до князей. История знает минимум 3 случая, когда через святыню Дева Мария несколько раз изъявляла свою волю, миловала целые города, защищая их от погибели.
Кратко о трех самых известных чудесах:
- Спасение от хана Мехмета. В 1521 году татарский предводитель собирался захватить Москву, собрал для этого многочисленное войско. Все православное население, епископы и правление молилось перед иконой Божьей Матери. В итоге она спасла город, явившись Мехмету во сне с огромным войском. Он испугался этого знака и отступил.
- Спасение от хана Ахмата. Противостояние было выиграно не начавшись. Ахмат привел войска к реке Угре и ждал действий от противоположной стороны. Князь не повел воинов в наступление, а занял удобные позиции. Побоявшись ловушки, враг отступил. Перед этим одной благочестивой монахине во сне явилась Божья Мать, показав, что нельзя выносить икону за пределы города. Хан отступил после того, как остановили епископов, собиравшихся это сделать, прочли искреннюю молитву.
- Спасение от хана Тамерлана. Он отступил, увидев Богородицу в своем сне.
В честь каждого из этих чудес устраиваются празднования иконы.
Откликалась Божья Матерь и на молитвы простых людей. Многих она исцелила от болезней, которые не способна победить медицина: слепота, пороки сердца, рак.
Чудотворные списки
Отличительная особенность Волоколамской иконы - изображение святителей Киприана и Геронтия, с которыми связано прибытие святыни в Москву
- Волоколамский список с иконы Богородицы находится в Московском Успенском соборе. В 1572 году её привезли из Звенигорода в монастырь Иосифа Волоцкого. Святители Киприан и Леонид сыграли важную роль в судьбе Владимирской святыни, поэтому были удостоены попасть на её список. Первый перевез икону из Владимира в Москву. При втором она окончательно укрепилась в столице, было решено оставить её здесь если не навсегда, то на очень продолжительное время. В 1588 году Волоколамской святыне посвятили церковь, а после перенесли её в Успенский собор. Святыня считается чудотворной.
- Селигерский список. Принадлежал преподобному Нилу Столбенскому, который жил у озера Селигер, на острове Столбном. Хранится рядом с его мощами. При жизни священнослужителя пытались ограбить: войдя в его келию, преступники увидели лишь икону. И сразу же ослепли - Господь защитил Нила, покарав злоумышленников. Они раскаялись, начали слезно просить преподобного о прощении. Простив их, Столбный помолился Господу о прощении мужчин. К ним вернулось зрение.
На Селигерской иконе Младенец изображен справа от Девы Марии.
Владимирской иконе чаще всего молятся о спасении души, наставлении на истинный путь, о защите детей. Божья Матерь готова защитить каждого, кто обратился к ней в искренней молитве. Были случаи, когда она помогала даже иноверцам.
Одной из самых древних и почитаемых в России священных образов всегда была икона Владимирской Богоматери. Считается, что она была написана евангелистом Лукой на доске, некогда служившей столом, за которым трапезничали Иисус, сын Божий, со своими родителями - Девой Марией и старцем Иосифом.
Образ написан в лирическом иконографическом типе «Умиление». Подобный стиль изображения Матери Божьей с Младенцем олицетворяет нежность, любовь и ласку, которую Непорочная Дева проявляет к своему Сыну. Младенец Иисус восседает на правой руке Матери Божьей, прильнув к лику Царицы Небесной. Сын Пресвятой Марии тянется к ней правой рукой, другой нежно обнимая за шею. Владимирская - это единственный образ, на котором пяточка Младенца Иисуса повернута наружу так, что ее отчетливо видно.
На образе можно также разглядеть две надписи - монограммы, которые означают изображенных на иконе - Иисуса Христа и Матерь Божию.
Путешествие в веках
Икона Владимирской Богоматери насчитывает уже более 2000 лет. За все время своего существования этот образ не раз спасал русский народ. Вплоть до 5-го века н. э. икона находилась в Иерусалиме, затем перевезена в Византию. И лишь в 12-м веке она попала на землю Русскую, будучи подаренной Константинопольским патриархом В свою очередь, князь поместил икону в один из монастырей, находящийся недалеко от Киева. Считается, что уже с тех времен образ совершал настоящие чудеса - по ночам икона меняла свое местоположение, и даже летала по воздуху. Об этом вскоре узнал Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого. Именно тогда юный князь решил, что для этой необходимо свое, отдельное место.
Андрей забирает образ Матери Божьей и направляется в Суздальскую землю. В пути князь служит перед иконой молебны. В ответ образ Пресвятой Девы проявляет множество чудес: слуга Андрея Боголюбского, попав в пучину, остается невредимым, а священник, отправившийся с ним в дорогу, выживает после того, как его затоптала лошадь.
Путь князя лежал через Владимирскую землю, пройдя которую, он не смог проехать дальше. Лошади, будто вкопанные, встали и не двигались с места. Когда князь и его путники попробовали запрячь других вороных, произошло то же самое. Андрей Боголюбский принял это как знак свыше. Князь стал усердно молиться Матери Божьей, которая снизошла к нему со свитком в руке, повелев оставить икону во Владимире, а на месте Ее явления основать храм.
Таким образом, Царица Небесная сама выбрала место пребывания своего образа - недалеко от города Владимира, у С тех пор икона и стала называться Владимирской в честь чудесного явления Матери Божией.
Успенский собор
Строительство храма в честь Пресвятой Богородицы было закончено буквально за 2 года. Возведенный собор поражал всех своим великолепием и превосходил по своей красоте даже Софийский.
При возведении Золотых ворот во Владимире случилось несчастье: при укладке каменная стена упала на рабочих. Князь, узнав об этом, стал усердно молиться перед Владимирской иконой, которая спасала его не раз. И тогда Матерь Божия не оставила Андрея Боголюбского: когда разобрали все завалы, люди под ними оказались целыми и невредимыми.
Этот несчастный случай оказался предвестником будущих событий, ожидавших Успенский собор, - храм через 25 лет сгорел дотла.
Поход Андрея Боголюбского
Дальнейшая история иконы Владимирской Богоматери очень интересна и наполнена чудесами. Она оберегала князя до самой его кончины. Так, однажды Андрей Боголюбский отправился в поход на волжских булгар, взяв с собой святой образ. Перед битвой князь и воины совершил молебен. Одухотворенные, они отправились в бой, где смогли одержать победу. После битвы князь и воины прочитали - и случилось чудо: от иконы и Креста Господня сошел свет, озаривший всех. В этот же день в Константинополе это же божественное явление лицезрел император Мануил. После чудесного видения он смог разбить войско сарацин. В честь данного проявления небесных сил был установлен праздник в честь Животворящего Креста Господня, празднуемого 14 августа.
Когда в 1175 году Андрея Боголюбского убили, в Москве вспыхнул мятеж. Остановить его удалось только по милости Всевышних сил: настоятель одного из храмов взял образ Владимирской Божьей Матери и понес по городу, после чего волнения стихли.
Престольный праздник - 8 сентября
Память данного образа празднуется 3 раза в году. Первая дата - 8 сентября по новому стилю. В этот день был заложен Обитель начали возводить в честь встречи Владимирской иконы русскими войсками. В то время Русь подвергалась татарским набегам. Возглавлявший их Тамерлан был сильным противником. Русским войскам оставалось только надеяться на чудо. Великий князь Василий попросил митрополита Руси перенести священный образ из Владимира в Москву. Пока икона Владимирской Богоматери была в дороге, уверенному в своей победе Тамерлану приснился сон: будто идет на него сияющая дева с 12 ангелами, протыкающими его мечом. В страхе проснувшись от увиденного, воин рассказал о своем сне мудрецам, находившимся с ним в походе. Те объяснили Тамерлану, что приснившаяся Дева есть Матерь Христианского Бога и Заступница земли Русской. В тот момент татарский военачальник с ужасом понял, что его поход обречен на провал. Он распорядился покинуть Русь и ушел вместе со своими войсками.
«Тихая» победа
Следующий праздник, посвященный Владимирской иконе, отмечается РПЦ 6 июля. В этот день произошло событие, которого долго ждали, - полчища татар бежали после 9 месяцев стояния на р. Угре. Как известно, перед битвой русские войска пришли на берег с Владимирской иконой. На противоположной стороне находились татары, не смевшие сдвинуться с места. Так долгое время обе стороны находились в бездействии. В итоге татары бежали. Русский народ приписывал эту «тихую» победу не себе, а Царице Небесной, благодаря которой последний бой с татарскими полчищами обошелся без жертв.
Удивительный сон инокини
Но враги успокоились ненадолго. Уже через 40 лет, в 1521 году, татары вновь устремились на Москву. Царь Василий пошел со своим войском к реке Оке. В неравном бою русские начали отступать. Татары осадили Москву. В эту же ночь одна из монахинь Воскресенской обители увидела удивительный сон - будто святители Петр и Алексей устремились через закрытую дверь Успенского собора, взяв с собой икону. Преодолев Кремлевские ворота, митрополиты встретили на своем пути Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Святые спросили, куда Алексей и Петр держат путь. Те отвечали, что им нужно покинуть город вместе с Владимирской иконой, так как жители Москвы забыли заповеди Господни. Услышав это, преподобные упали к ногам святителей, слезно моля не оставлять город. В итоге Алексей и Петр вернулись в Успенский храм через закрытую дверь.
Утром инокиня поспешила всем рассказать об увиденном сне. Люди, узнав о пророческом видении, собрались в храме и стали непрестанно молиться, после чего татарские войска отступили. Великий день спасения Москвы теперь запечатлен в веках - Православная Церковь празднует этот день 3 июня по новому стилю.
О чем молиться перед Владимирской иконой?
Считается, что в каждом доме должен находиться этот образ. Молясь перед Владимирской иконой, мы просим о примирении врагов, укреплении веры, защиты от раскола страны и нашествия иноплеменных.
Акафист перед образом
В молитве перед Владимирской иконой мы испрашиваем о даровании спокойствия в нашей стране и во всех городах, об укреплении православия и избавлении от войн, голода и болезней. «Будь нашей Заступницей и ходатайствуй о нас перед Господом», говорим мы, читая акафист. В молитве мы признаем, что Пресвятая Дева - наша единственная Надежда и Спасение, просьбы которой всегда слышит Ее сын. Перед образом Пресвятой Богородицы мы просим умягчить наши злые сердца и избавить нас от греха. В конце молитвы мы славословим Господа нашего Иисуса Христа, Предвечного Бога.
Списки с образа
Владимирская икона Божьей Матери проделал долгий путь во времени. В настоящий момент она находится в Третьяковской галерее и лишь на праздники она выносится для совершения крестного хода. Тем не менее, за время своего существования икона Владимирской Богоматери, фото которой вы можете увидеть в данной статье, была использована для создания чудотворных списков, каждый из которых получил дополнительное название. Например, Владимирская-Волоколамская икона была подарена монастырю этого города Малютой Скуратовым. Сейчас образ находится в музее имени Андрея Рублева. Также среди чудотворных списков можно отметить Владимирскую-Селигерскую, перенесенную на Селигер Нилом Столбенским.
Храм в честь Владимирской иконы
Данный собор расположен в Москве, в селе Виноградово. Это строение является уникальным, так как храм имеет треугольную форму. Многие приписывают создание собора известному русскому зодчему Баженову.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери был возведен в 1777 году. Интересен тот факт, что даже в годы гонений собор никогда не закрывался.
Во время Великой Отечественной войны храм Владимирской иконы Божьей Матери берег в своих стенах подлинную святыню - главу Сергия Радонежского. После победы ее вернули в обитель святого где она и находится до сих пор. За сохранение реликвии Храму Владимирской Божьей Матери была подарена частица мощей преподобного.
Собор Владимирской Иконы в Петербурге
Данный храм был построен в 18-м веке на месте бывшей деревянной церкви. Главными святынями ее убранства на сегодняшний день являются образ Владимирской Богоматери, икона Серафима Саровского с частицей его мощей и образ Господа нашего "Нерукотворный Спас". Церковь Владимирской иконы Божией Матери функционирует по сей день. Несколькими веками раньше его постоянным прихожанином был Ф. М. Достоевский.
Владимирская икона Божией Матери, история которой уходит корнями в далекие века, всегда защищала Русь, а теперь и Россию, от врагов и бед. Ведь именно поэтому наша страна - священная и богоизбранная.
Наиболее известный и ценимый образ Богородицы – икона Владимирской Божьей Матери.
Она во все эпохи была значимой для России.
Молитва, обращенная к Богоматери, много раз предохраняла страну от врагов.
История иконы
По преданию, образ написал апостол Лука еще при жизни Марии. Изображение было создано на столешнице, за которой трапезничала ее семья.
Первоначально лик находился в Иерусалиме, затем в 450 году его переправили в Константинополь. Там икона содержалась примерно до середины 12 столетия. Потом икону преподнесли в подарок князю Мстиславу, тогдашнему правителю Киевской Руси.
Образ некоторое время держали в Богородичном монастыре Вышгорода — поселении неподалеку от Киева. Спустя время ее увез Андрей Боголюбский во Владимир.
По пути в населенный пункт ему было дано знамение Божьей Матери, так и возникло наименование иконы. Затем она находилась в Успенском соборе.
Где находится икона
В 1237 году в результате вторжения монголо-татар собор был разрушен, и возрожден вновь при правлении князя Ярослава. В 14 веке по велению Василия 1 образ был перевезен в Москву. Это было необходимо для спасения Богоматерью столицы от вторжения Тамерлана. Лик установили в Успенском соборе Кремля.
В 1918 икона была отправлена на реконструкцию, в 1926 – в Музей истории, в 1930 – в Третьяковскую галерею, в 1999 — в церковь Святителя Николая Чудотворца, которая находится при Третьяковской галерее в Замоскворечье.
Значение и в чем помогает икона
Перед образом всегда молились, когда необходимо было защитить Родину от супостатов. И, всякий раз, когда происходило спасение, вера людей все больше укреплялась.
Но к Богоматери обращаются и в «бытовых» случаях:
- женщины просят о том, чтобы роды прошли легко и быстро;
- молодые семьи об упрочении отношений;
- больные об исцелении от недугов;
- православные, у которых пошатнулась вера, духовных сил для ее восстановления;
- путешественники о безбрежной дороге и защите от несчастных случаев;
- сомневающиеся просят наставить их на путь истинный;
- люди, дающие деньги в долг, просят, чтобы обязательно он был возвращен.
Чтобы помолиться перед иконой, не обязательно идти в храм, это можно сделать и дома. Произносится специальная молитва или высказывается мольба в произвольной форме.
Чтобы просьбы были услышаны, они должны быть произнесены от чистого сердца. Проговаривая молитву, нельзя мыслить о постороннем.
Чудеса Владимирской иконы Божьей Матери
Считается, что образ три раза спасал Русь от врагов. Помимо этого, были зафиксированы и другие чудесные случаи.
- В монастыре Вышгорода без людского вмешательства икона переставлялась в разные места.
- Во Владимире на нескольких человек упали ворота. Один из христиан вознес молитву, обращенную к Богоматери, и все люди остались живы.
- Супруга князя Андрея тяжело рожала. Супруг перед образом просил об облегчении родовых мук. Его мольба была услышана: княгиня тут же родила здорового ребенка, сама при этом не пострадав.
- В одном из походов князю Андрею воспрепятствовала дальнейшему пути безбрежная река. Он послал слугу найти в реке неглубокое место, но тот стал тонуть. Князь начал возносить молитву, и слуга выплыл живым и невредимым.
- Легенда говорит о том, что в период Великой Отечественной войны для спасения Москвы, образ поместили в самолет, и он облетел всю столицу. После облета спустился туман, начался снегопад. Захватчик был дезориентирован.
Существует много копий иконы. Православные замечали, что удивительные вещи происходят от молитв перед всеми образами.
Собор Владимирской иконы Божьей Матери
Санкт-Петербург славится своими красивыми постройками. Со всего мира сюда приезжают туристы, паломники увидеть красоты архитектуры и поклониться святым местам.
Одним из памятников архитектуры является Собор Владимирской Божьей Матери. Это двухэтажное здание с 5 куполами, построенное в стиле барокко. Особенно величаво он смотрится на фоне окружающих построений.
Главная ценность церкви – иконостас. Его проектировал сам Растрелли. Иконостас считается одним из уникальных произведений в церковном искусстве.
Во Владимирской церкви множество редких икон, но одна из самых почитаемых – с изображением Богоматери, завезенная в Россию в 12 веке. Туристам собор интересен как памятник зодчества, для верующих – это центр духовной жизни.
Икона Владимирской Божьей Матери почитается 3 раза в год: 21 мая, 23 июня, 26 августа. Молиться можно как в Божьем храме, так и дома перед иконостасом.
Владимирская икона Божией Матери изображает Богородицу. Она является одной из самых почитаемых реликвий Русской Православной Церкви.
Владимирская икона Божией Матери: предание
По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».
До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.
Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.
Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.
Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.
В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.
Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.
Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. “стояние на Угре”): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.
Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.
Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.
Иконография Владимирской Божией Матери
Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα – «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα – «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.
Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа “Умиление”: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится его будущее оплакивание.
Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником». Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии – «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом – Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу – пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом Писании и сочинениях отцов Церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений - жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.
Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл Евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви она могла помещаться в алтаре как двусторонняя запрестольная икона. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.
Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю <икону> в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская Церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (См.: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).
Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики, то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу Завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротонде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.
Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.
Стиль Владимирской иконы Божией Матери
Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057-1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.
В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией». «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».
Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.
Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода – времени, когда жил прославленный евангелист-иконописец, была плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но, в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.
Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери
С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:
- Владимирская – Волоколамская икона (память Мр. 3 /16), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ныне находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
- Владимирская – Селигерская (память Д. 7/20), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.
- Владимирская – Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря), 1588 год.
- Владимирская – Оранская (память М. 21/ Ин. 3), 1634 год.
- Владимирская – Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3). 1603 год.
- Владимирская – Ростовская (память Ав. 15/ 28), XII век.
Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.
Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.
Молитва Владимирской иконе Божией Матери
О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
______________________________________________________________________
Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. – СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому пути, который проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…»
Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.
Там же, с. 137. Кроме того, Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.).
Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь»…
На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля и перед коронацией Николая II в 1895-1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.
Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.
Там же, с. 407-408.
Вы прочитали статью «». Вам также может быть интересно: