Древняя троя. Троя
Бессчетное количество цивилизаций и больших государств исчезли навсегда. Одним из наглядных примеров этого считается город Троя, известный еще как Илион. Он издавна волновал умы историков и археологов. Существует любопытная история его появления, существования и падения.
Дата образования и местонахождение города
История знаменитого города начинается с 3000 года до нашей эры. Находился он на полуострове Троада в Малой Азии. Сейчас эта площадь относится к Турции. Проживавший на этой местности народ называли тевкрами.
На площади, где располагалась Троя, с обеих сторон протекали реки Скамандр и Симоис. Имелся беспрепятственный путь в Эгейское море.
Следовательно, Троя в течение своего существования славилась выигрышным географическим положением не только в экономической области, но и в плане обороны при нападении врагов. Много веков древняя Троя являлась значимым торговым центром между Востоком и Западом, постоянно подвергалась набегам, поджогам и разграблениям.
Чем знаменит город Троя?
Государство в первую очередь известно миру Троянской войной. Согласно «Илиаде» Гомера, правитель Трои – царь Приам, воевал с греками. Причиной стало похищение Елены. Она являлась женой Менелая, являвшегося правителем Спарты. Как оказалось, она сбежала с Парисом, являвшегося царевичем Трои. Последний не согласился вернуть Елену, что стало поводом для развязывания войны, продлившейся долгие 10 лет.
О разрушении города рассказывает другая поэма Гомера – «Одиссея». Война развязалась между троянцами и ахейскими племенами (древними греками), последние выиграли сражение благодаря военной хитрости. Греки построили внушительных размеров деревянного коня и привезли его к воротам Трои, после чего удалились.
Жители города допустили ввоз статуи внутрь стен, после чего прятавшиеся внутри нее воины захватили Трою.
Окончательное падение Трои
С 350 года до н.э. и до 900 года городом правили греки. В дальнейшем его правители постоянно сменяли друг друга. Сначала персы захватили город, позже он стал принадлежать Александру Македонскому. Только овладевшая Троей Римская империя вновь возродила город.
В 400 году до н.э. Троя попала в руки турков, которые окончательно ее и разрушили. Оставшиеся поселения людей в месте, где ранее существовал великий город, пропали в VI веке нашей эры.
Что находится сейчас на месте Трои?
Современная Троя совсем не похожа на то место, которое было описано Гомером. В течение долгого времени береговая полоса понемногу двигалась, поэтому город был обнаружен на совершенно сухой возвышенности.
В город-музей постоянно приезжают люди со всех уголков мира. Руины обладают превосходным внешним видом. Особый интерес на месте, где когда-то была Троя, вызывает копия той самой деревянной статуи коня. Любой может войти внутрь, примерив на себя роль греческого воина.
На территории раскопок есть музей, где можно изучить фотографии, образцы и вещи, позволяющие досконально ознакомиться с этапом раскопок Трои. Туристы могут пройти в храм Афины-Паллады, прогуляться внутри святилища богов и по концертному залу Одеон.
Упс, нет похожих постов...
Для историка и археолога Троя – поселение бронзового века, впервые обнаруженное Генрихом Шлиманом в 19 в.
Местность, описанная Гомером и другими античными авторами, упоминавшими Трою, находится вблизи Эгейского моря недалеко от входа в Геллеспонт (совр. Дарданеллы). К берегу здесь примыкают гряды невысоких холмов, а позади них простирается равнина, по которой протекают две небольшие реки, Мендерес и Дюмрек. Примерно в 5 км от берега равнина переходит в крутой откос высотой ок. 25 м, а дальше на восток и на юг вновь тянется равнина, за которой высятся более значительные холмы и находящиеся в отдалении горы.
Немецкий предприниматель Генрих Шлиман, археолог-любитель, был с детства очарован повествованием о Трое и проникся страстным убеждением в его истинности. В 1870 он начал раскопки холма, располагавшегося на краю откоса недалеко от деревни Гиссарлык, в нескольких километрах от входа в Дарданеллы. В перекрывающих друг друга слоях Шлиман обнаружил детали архитектуры и множество предметов, изготовленных из камня, кости и слоновой кости, меди и драгоценных металлов, что заставило научный мир пересмотреть представления о героическом веке. Шлиман не сразу распознал слои микенской эпохи и позднего бронзового века, но в глубине холма он наткнулся на значительно более древнюю крепость, хронологически вторую, и с полной уверенностью назвал ее градом Приама. После смерти Шлимана в 1890 его коллега Вильгельм Дёрпфельд продолжал работу и в 1893 и 1894 открыл гораздо более обширный периметр Трои VI. Это поселение соответствует микенской эпохе и потому его-то и признали Троей гомеровской легенды. Теперь большинство ученых полагает, что холм у Гиссарлыка – это и есть реальная историческая Троя, воспетая Гомером.
В древнем мире Троя занимала ключевое положение как с военной, так и с экономической точки зрения. Большая крепость и небольшой форт на берегу моря позволяли ей с легкостью контролировать как движение кораблей через Геллеспонт, так и пути, соединявшие Европу и Азию по суше. Правивший здесь вождь мог облагать провозимые товары пошлиной или вовсе их не пропускать, а потому конфликты в этом регионе, о которых нам известно применительно к более позднему времени, могли начаться еще в бронзовый век . На протяжении трех с половиной тысячелетий это место была заселено практически постоянно, и на всем протяжении этого периода культурные и экономические связи соединяли Трою не с Востоком, но с Западом, с эгейской цивилизацией, частью которой в определенной мере была культура Трои.
Большинство зданий Трои имели стены из сырцового кирпича, возводившиеся на низких каменных фундаментах. Когда они обрушивались, обломки не расчищали, но лишь выравнивали место, чтобы возвести новые здания. В развалинах выделяют 9 основных слоев, каждый со своими подразделениями. Особенности поселений разных эпох можно кратко охарактеризовать следующим образом.
Троя I.
Первое поселение представляло собой небольшую крепость диаметром не более 90 м. Она имела массивную оборонительную стену с воротами и квадратными в плане башнями. В этом поселении различаются десять последовательных слоев, что доказывает длительность его существования. Керамика этого периода вылеплена без гончарного круга, она серого или черного цвета и имеет полированную поверхность. Встречаются орудия из меди.
Троя II.
На развалинах первой крепости была построена бóльшая цитадель диаметром ок. 125 м. У нее также высокие толстые стены, выступающие башни и ворота. С юго-востока в крепость вел пандус, вымощенный хорошо подогнанными кусками плитняка. Оборонительная стена дважды перестраивались и расширялась по мере роста могущества и богатства властителей. В центре крепости частично сохранился дворец (мегарон) с глубоким портиком и большим главным залом. Вокруг дворца – двор, меньшие жилые помещения и склады. Семь этапов существования Трои II представлены послойно накладывающимися друг на друга архитектурными останками. На последнем этапе город погиб в таком мощном пламени, что от его жара кирпич и камень раскрошились и обратились в прах. Катастрофа была столь внезапной, что обитатели бежали, побросав все свои ценности и предметы домашнего обихода.
Троя III–V.
После разрушения Трои II ее место была немедленно занято. Поселения III, IV и V, каждое из которых размером превосходит предыдущее, имеют следы непрерывной культурной традиции. Эти поселения состоят из групп небольших домов, отделенных друг от друга узкими проулками. Распространены сосуды с лепными изображениями человеческого лица. Наряду с местными изделиями обнаруживаются, как и в более ранних слоях, привозные товары, характерные для материковой Греции раннего бронзового века.
Троя VI.
Первые этапы поселения VI отмечены появлением т.н. серой минийской керамики, а также первыми свидетельствами наличия лошадей. Пройдя длительный период роста, город вошел в следующий этап исключительного богатства и могущества. Диаметр цитадели превышал 180 м, ее опоясывала стена толщиной 5 м, искусно сложенная из тесаного камня. По периметру располагались по меньшей мере три башни и четверо ворот. Внутри концентрическими кругами располагались больших размеров здания и дворцы, поднимавшиеся по террасам к центру холма (верхних слоев вершины теперь не существует, см. ниже Троя IX). Здания Трои VI выстроены с большим размахом, чем ранние, в некоторых обнаружены столбы и основания колонн. Завершило эпоху сильное землетрясение, которое покрыло стены трещинами и обрушило сами строения. На всех последовательных стадиях Трои VI серая минийская керамика оставалась основным видом местного горшечного производства, ее дополняют несколько сосудов, ввезенных из Греции в эпоху средней бронзы, и многие сосуды, импортированные в микенскую эпоху.
Троя VII.
После землетрясения эта местность была вновь заселена. Большая стена по периметру была вновь использована, как и уцелевшие части стен и многие строительные блоки. Дома сделались меньше, они теснились друг к другу, как будто в крепости искало укрытия значительно больше людей. В полы домов вделывались большие кувшины для припасов, скорее всего на случай тяжелых времен. Первая фаза Трои VII, обозначаемая VIIа, была уничтожена огнем, но часть населения вернулась и вновь обосновалось на холме, сначала в прежнем составе, но позднее к этим людям присоединилось (или временно их покорило) иное племя, принесшее с собой грубую изготовленную (без гончарного круга) керамику, которая стала характерной приметой Трои VIIb и, по-видимому, указывает на связи с Европой.
Троя VIII.
Теперь Троя сделалась греческим городом. Она была благоустроенной в первые периоды, но к 6 в. до н.э., когда часть населения ее покинула, пришла в упадок. Как бы то ни было, никакого политического веса Троя не имела. В святилище на юго-западном склоне акрополя совершались жертвоприношения – скорее всего, Кибеле; возможно, на вершине существовал также храм Афины .
Троя IX.
В эпоху эллинизма место, именовавшееся Илионом, никакой роли не играло, если не считать связанных с ним воспоминаний о героическом прошлом. Александр Великий совершил сюда паломничество в 334 до н.э., его преемники также почитали этот город. Они и римские императоры из династии Юлиев – Клавдиев осуществили программу широкомасштабной реконструкции города. Вершина холма был срезана и выравнена (так что VI, VII и VIII слои оказались перемешанными). Здесь возвели храм Афины со священным участком, на холме и на ровной площадке южнее были построены общественные здания, также обнесенные стеной, а в северо-восточном склоне был построен большой театр. Во времена Константина Великого , в какой-то момент собиравшегося сделать город своей столицей, Илион процветал, но вновь утратил свое значение с возвышением Константинополя.
«Открытие Трои В массовом сознании открытие легендарного города связано с именем археолога-энтузиаста Генриха Шлимана. Он смог, вопреки мнению скептиков, доказать историчность «Илиады» Гомера.»
Хотя в Новое время сюжеты о Троянской войне считались легендами, ученые и любители пытались найти легендарный город. В XVI и XVII веках в Троаде побывали два исследователя и путешественника – Пьер Белон и Пьетро делла Валле . Каждый из них заключил, что легендарная Троя – это руины города Александрии Троянской, которые располагались в 20 километрах от Гиссарлыка .
В конце XVIII века другой путешественник и археолог Жан-Батист Лешевалье посетил эти места и написал труд «Записки о путешествии в Троаду». Лешевалье доказывал, что древний город располагался около местечка Пинарбази, в пяти километрах от Гиссарлыка. Долгое время эта теория была господствующей.
В 1822 году шотландский журналист Чарльз Макларен
выпустил в Эдинбурге труд «Диссертация о топографии Троянской равнины». Спустя сто лет Карл Блеген писал, что этот труд заслуживал бы большего внимания, чем получил. Макларен собрал все сведения из «Илиады», имевшие топографическое значение, и сопоставил с картами его времени. Затем шотландец попробовал восстановить облик пейзажа, каким он был в древности. С выводами Макларена согласились некоторые ученые Англии и несколько немецких исследователей Гомера.
Чарльз Макларен первый предположил, что легендарный город находился на холме Гиссарлык. В основе его вывода было допущение, что город Гомера находился там же, где и греческий город Классической и Эллинистической эпох.
Последним из предшественников Шлимана был Фрэнк Калверт
, англичанин, британский консул в Турции. Он был археологом любителем и всю жизнь увлекался историей Трои. Фрэнк, как и Шлиман, верил, что Троя была реальным городом, вопреки скепсису многих современников.
Брат Фрэнка приобрел небольшой земельный участок в Троаде, часть которого захватывало территорию холма Гиссарлык. Калверт вел раскопки на «своей» части холма, но они дали скромные результаты. Позднее именно Фрэнк Калверт поделился соображениями с Генрихом Шлиманом, который решил провести собственные исследования холма.
В 1860-е годы Генрих Шлиман уже исследовал Итаку, где он обнаружил, как ему казалось, памятники, связанные с именами Лаэрта и Одиссея. В 1868 году археолог решил вести раскопки в Турции. Шлиману и его друзьям в Константинополе потребовалось три года, чтобы добиться у турецкого правительства разрешения на ведение раскопок. Фирман (разрешение) был вручен Шлиману с условием передачи половины находок турецкому музею.
11 октября 1871 года Генрих Шлиман с женой Софией и несколькими рабочими прибыл на холм Гиссарлык и немедленно приступил к раскопкам. Рабочими были малоазийскими греки из окрестных деревень, к которым иногда присоединялись турки.
Шлиман вел раскопки на холме до июня 1873 года. За это время археолог смог раскопать семь археологических слоев города. Сам он верил, что Троя Приама – это слой Троя-II. Ближе к концу раскопок Шлиман обнаружил большой клад золотых вещей, который он назвал «кладом Приама» . После отъезда из Турции Шлиман продолжал исследования памятников в Орхомене и Микенах, опубликовал труд «Троя и ее руины».
В 1878 году Генрих вернулся в Троаду и продолжил раскопки. После них он еще дважды возвращался для раскопок на Гиссарлыкский холм, и теперь его сопровождали археологи-профессионалы. В 1882 году к Шлиману в Трое присоединился Вильгельм Дёрпфельд , второй секретарь Германского археологического института в Афинах.
Шлиман скончался в 1890 году, и раскопки продолжил Дёрпфельд. Археолог в 1893-1894 годах открыл укрепления Трои-VI. Немецкий археолог посчитал именно их городом Приама.
На сорок лет после работы Дёрпфельда раскопки прекратились. С 1932 по 1938 год холм Гиссарлык исследовал археолог Карл Блеген , директор Университета Цинциннати. Американец доказал, что на этом месте существовало девять поселений, сменявшихся одно за другим. Эти девять уровней Трои он разделил еще на 46 подуровней.
Следующий этап исследований археологического памятника был связан с экспедицией Манфреда Корфмана . Его раскопки уточнили данные предшественников и позволили создать современную хронологию Трои.
Ранний бронзовый век (Троя-I – Троя-V)
Первые пять археологических слоев поселения показывают непрерывную историю города, которая продолжалась до XVII в. до н.э.
Троя-I
существовала около 400 лет с 300 по 2600 гг. до н.э. Она имела общие черты с культурой центральной Анатолии, но была достаточно самостоятельной. Внешние связи у города были с островами и севером Балкан.
Троя II возникла на развалинах предшествующего города. Предположительно Троя-I погибла от сильного пожара. Это поселение было преемником предшествующего в плане культуры. Город имел могучую крепостную стену диаметром около 110 метров. Укрепление было цитаделью, откуда ее владыки осуществляли власть над территорией Троады.
Уровень жизни троянцев стал выше: дома стали просторнее и удобнее. В крепости располагался величественный мегарон. Троянцы этого времени занимались земледелием и скотоводством. Археологи нашли много терракотовых пряслиц. Развивалось и ткачество. Продолжали развиваться торговые контакты с Кикладским архипелагом. Троянцы поставляли соседям зерно и керамику.
Трою-II снова уничтожил пожар, но вскоре поселение занял тот же народ около 2250 года до н.э. Керамика третьего города практически не имела отличий от керамики предшествующей эпохи. Причины, погубившие Трою-III неясны. Похоже, пожара, уничтожившего все поселение не было, но дома разрушились.
Троя-IV просуществовала в период 2100 – 1950 годы до н.э. Территория этого города занимала около 17 тысяч километров. Новое поселение имело сильные укрепления. Дома этой Трои строились близко один к другому, образуя комплексы, которые разделялись неширокими улочками. Керамика этого времени продолжает традиции прошлых эпох поселения. Но выросло число изделий, созданных с помощью гончарного круга.
Период Троя-V начался с переделки всего поселения. Жители построили новую стену для защиты. Город просуществовал до XVIII века до н.э. Причина его разрушения неясна. Вновь не сохранилось следов губительного пожара. Но строители города Троя-VI создали абсолютно другой город, который не учитывал расположения зданий предшественника. Город Троя-VI предположительно погиб около 1300 года до н.э. в результате землетрясения. Его сменило поселение, Троя-VII . Оно насчитывало четыре периода существования до середины X века до н.э.
Царь Алаксандус и хетты
В период Троя-VII жители этого города тесно контактировали с соседними государствами – Хеттской державой, царствами Малой Азии и греками Аххиявы. Предполагают, что Трою хетты знали под именем государства Вилуса .
В XVII веке до н.э. хеттский царь Лабарна подчинил Арцаву и Вилусу. Последняя через некоторый период времени стала независимой, но сохраняла нейтральные отношения с Хеттским царством . В XIV веке до н.э. государство Вилуса попало в поле зрения правителей Хеттской державы.
Союзником царей Хатти XIV в. до н.э. Суппилулиумаса I и Мурсилиса был царь Вилусы Кукуннис. Известно, что он помогал Мурсилису во время его похода против Арцавы.
Кукуннис под измененным именем «Кикн» вошел в цикл преданий о Троянской войне. Легенды сделали его представителем боковой ветви царского дома, который правил одним из городов Троады. Он первый встретил высадившихся греков и погиб от руки Ахилла
.
В конце XIV века до н.э. царем Вилусы был сын Кукунниса Алаксандус. О его правлении известно благодаря договору Алаксандуса с царем Хатти Муватталисом.
В договоре говорится, что Кукуннис усыновил и сделал наследником Алаксандуса. Население Вилусы роптало против нового царя. Говорили, что жители страны не примут сына Алаксандуса новым государем. Там же идет речь о «детях царя», которые претендовали на трон, доставшийся Алаксандусу.
Муватталис обещал правителю Вилусы и его наследникам покровительство. В обмен Алаксандус становился зависимым царем. Он должен был сообщать сюзерену о возможных мятежах на западе Малой Азии. В случае войны Хатти с малоазийским государствами Алаксандус должен был со своим войском лично являться на помощь. Для войн с Митанни, Египтом или Ассирией царь Вилусы должен был посылать свои отряды.
Согласно одному пункту, Алаксандус был обязан сражаться с врагом, который мог вторгнуться в страну Хатти через Вилусу. Под этим врагом предполагают греков-ахейцев, которые в то время пытались закрепиться в Малой Азии.
Вскоре за подчинением хеттской власти царств Малой Азии произошла знаменитая битва при Кадеше в Сирии. Египетский текст, посвященный этому сражению, перечисляет отряды хеттского войска. Среди прочих, там упомянут народ Drdnj (предполагаемая расшифровка – Dar-d-an-ja). Этот народ отождествляют с дарданами, которые жили в пределах Вилусы.
Господство хеттских монархов над Вилусой продлилось недолго. Уже письмо царя хеттов царю Аххиявы, датируемое рубежом XIV – XIII веков до н.э. показывает изменившуюся ситуацию. Из документа следует, что между Хатти и Аххиявой произошел конфликт, в результате которого хетты утратили контроль над Вилусой, а ахейцы упрочили влияние в этой стране.
В XIII веке до н.э. страной Хатти правил воинственный Тудхалияс IV. Он воевал с коалицией небольших малоазийских государств, объединенных в хеттских документах общим именем Ассува. Среди них был и Вилуса. Тудхалияс IV победил, и Вилуса снова стала зависимым государством.
Из письма царя хеттов правителю Милаванды следует, что Тудхалияс сделал правителем Вилусы своего ставленника Валму. По какой-то причине он бежал, и царь Хатти собирался восстановить его у власти. Вероятно, изгнание Валму случилось до выступления Ассувы против хеттов, а восстановление после победы Тудхалияса, когда «боги отдали ему» эти земли.
Троя VII и легенда о Троянской войне
Уже в Античности высказывались разные даты Троянской войны. Дурис Самосский относит ее к 1334 году до н.э., Эратосфен – 1183, Эфор – 1136. Геродот писал, что она была за 800 лет до того, как он приступил к работе над «Историей», то есть в последней трети XIII столетия до н.э.
Город Троя-VII-a погиб на рубеже XIII и XII веков до н.э. Высказываются разные точки зрения на время его падения. Л.А. Гиндин и В.Л. Цымбурский относят время падения города к 1230-1220-м годам до н.э. Это было началом периода походов т.н. «народов моря».
Поход греческих государств на Трою часто связывали с эпохой расцвета Микенской цивилизации . По реконструкции исследователей поход произошел уже после начала упадка Микенской цивилизации. Греция подверглась одному вторжению с севера, которое привело к разрушению части дворцовых центров. Опасность новых нападений с севера толкала ахейцев к заморским предприятиям. К этому времени относят и расцвет Родоса за счет переселенцев.
Говоря о населении Трои в период VII отмечают глубокие связи ее населения с фракийцами. Верхушка города в эту эпоху, вероятно, восприняла культуру Микенской Греции, что подтверждает имя Алаксандус, созвучное «Александр».
Формы керамики Трои VII-a напоминали керамику Северных Балкан, населенную фракийскими племенами. В составе тевкров (жителей Приамовой Трои), предположительно, преобладали раннефракийские элементы.
После разрушения Трои ахейцами город возродился. Теперь это было малонаселенное поселение, которое отождествляется со слоем Троя VII-б I . Сами уцелевшие тевкры в массе своей не остались на прежних местах, а присоединились к походам народов моря. Эти походы уничтожили Хеттское царство ряд небольших государств Малой Азии, а также были угрозой для Египта.
Обезлюдение Троады дало возможность переселиться сюда фракийцам, которые вновь заселили Трою. С переселенцами связывают период Троя VII-б II . Но, учитывая прежние контакты, жителей города и фракийцев заселение ими этим мест было мирным.
Троя после троянцев: еще один греческий город
Около 950 года до н.э. поселение на Гиссарлыке перестало существовать. В Архаическую эпоху (VIII-VI века до н.э.) на холме возобновилась жизнь. В 480 году до н.э. Ксеркс в начале похода на Грецию посетил это место. Царь осмотрел древний акрополь и принес Афине Илионской в жертву сто быков. Его маги совершили возлияния в честь погибших здесь героев. В 411 году до н.э. в этом месте побывал спартанский наварх Миндар, принесший жертвы Афине Илионской.
Илион не имел почти никакого политического значения и находился под контролем более влиятельных соседей. В 360 году до н.э. город был захвачен наемником-авантюристом Харидемом из Ореоса, и снова роковую роль в падении города сыграл конь.
Харидем подговорил раба одного из влиятельных граждан помочь им пройти в город. Этот раб выходил за стены за добычей и возвращался ночью. Наемник подговорил его вернуться ночью верхом на коне. Стражники открыли ему ворота, и группа наемников ворвалась в Илион. Рассказ об этом событии сохранился у современника Харидема Энея Тактика. Его интересовали военные хитрости, поэтому он ничего не написал о судьбе поселения после его захвата Харидемом. Вероятно, командир наемников стал править здесь как тиран – типичный случай для IV века до н.э.
В 334 году до н.э. руины Трои посетил Александр Великий . Как пишут в трудах о его походе, он совершил здесь жертвоприношения в честь древних героев. В конце своей жизни правитель решил построить здесь новый храм. Эти работы были завершены в царствования его диадохов: Антигона, Лисимаха и Селевка.
Эпиграфические источники сообщают, что в годы существования государства Антигона Одноглазого одним из греческих межполисных объединений в его землях был Илионский союз . Дата основания этого межполисного объединения неизвестна. Основателем Илионского союза называют и Александра, и Антигона.
Известны послания союза Антигону. У Илионского союза был синедрион (совет союзных городов), представители которого заседали на территории священного участка Афины Илионской. Среди других членов этого объединения известны два города – Гаргара и Лампсак.
Для современной науки остается загадкой соотношение Эолийского и Илионского союзов, существовавших во времена Антигона. Допускают, что это могли быть разные названия одного межполисного объединения. Известно, что Троада входила в состав области Эолиды.
Предположительно, Антигон образовал из малоазийских городов два союза – Эолийский и Ионийский. Центр Ионийского союза был в древнем святилище Панионий, центра Эолийского – в храме Афины Илионской.
Троя снова стала значительным городом: там появились храмы, булевтерий (место собраний городского совета), театры. Одновременно восстановили древние погребальные курганы. Возрожденный город насчитывал около 8 тысяч жителей.
Около 250 года до н.э. были восстановлены стены Трои. Город посещали известные люди того времени: царь Сирии Антиох III, римский сенатор Марк Ливий Салинатор, полководец Луций Корнелий Сципион.
В 85 году до н.э. город был снова разрушен. В этом году шла к завершению первая война Рима с Митридатом VI. В Греции и Малой Азии ее вели независимо два полководца: Сулла и ставленник его врагов Фимбрия. Последний переправился в Малую Азию и стал карать греческие города, перешедшие ранее на сторону понтийского царя.
Среди прочих, Фимбрия осадил Илион. Жители города послали за помощью к Сулле. Он пообещал им помощь и сказал передать Фимбрии, что илионцы уже сдались Сулле. Фимбрия убедил жителей Илиона пустить его внутрь в подтверждение сдачи.
Войдя в город, римский полководец устроил резню и особо жестокой казни подверг послов к его врагу Сулле. Фимбрия приказал поджечь храм Афины Илионской, куда бежали многие жители. На следующий день римлянин осмотрел город, проверяя, чтобы там не осталось ни одного целого алтаря.
Уничтожение Илиона Фимбрией произвело впечатление на современников, потому что римляне считали себя выходцами из древней Трои. Разгром города сравнивали с тем, который устроил Агамемнон, и высчитывали время, которое разделяло уничтожение городов. Аппиан Александрийский со ссылкой на других авторов писал, что уничтожение города Фимбрией случилось через 1050 лет после конца Троянской войны.
После победы над соперником Сулла помог восстановить город в награду за верность ему. Илионцы ответили тем, что ввели новый календарь, где счет велся с 85 года до н.э. Последующие годы были тяжелыми для Илиона . Через пять лет после Фимбрии город пострадал от нападения пиратов.
Когда началась третья война против Понтийского царства , Илион остался верен союзу с Римом. Плутарх передает предание, что, когда буря уничтожила осадные машины понтийцев под Кизиком, многие илионцы увидели во сне Афину. Богиня была в разодранном одеянии и говорила, что пришла из Кизика, где сражалась за его жителей. После этого илионцы помогали римскому полководцу Лукуллу, который в Троаде сражался против понтийцев.
В конце войны римский полководец Помпей, завершивший войну, прибыл в Илион. Он был провозглашен благодетелем города и покровителем храма Афины Илионской. Через пятнадцать лет благодеяния Илиону оказал и Юлий Цезарь . Он подчеркивал верность города Риму во время войны с Митридатом.
В 42 году до н.э. после победы над убийцами Цезаря, Октавиан и Антоний поселили в Илионе ветеранов шестнадцатого легиона. Спустя 22 года император Август вновь посетил этот город. Происхождение от троянского героя Энея играло важную роль в его пропаганде. По его приказу в Илионе велись ремонтные работы. На месте прежнего булевтерия по приказу принцепса возвели одеон (здание для музыкальных выступлений).
Во время посещения Илиона Август жил в доме состоятельного гражданина Меланиппа, сына Евтидиппа. Спустя восемь лет, когда был достроен театр, Меланипп поставил там статую императора.
В эпоху Римской империи Илион жил за счет путешественников, которые интересовались древней историей. Другой составляющей его экономики была добыча и экспорт камня. В 124 году н.э. Илион посетил известный филэллин император Адриан. Он заказал новую реконструкцию города.
После визита Адриана начался расцвет Илиона как римского города: в нем строились бани, фонтан, акведук. Новый ремонт одеона был сделан по приказу императора Каракаллы, который побывал в Илионе в 214 году н.э.
В 267 году н.э. Малую Азию опустошили готы, и Илион вновь был разрушен. Но город продолжил существовать и в IV столетии. Константин Великий даже рассматривал его как возможную столицу империи, пока не выбрал Византий. К 500 году нашей эры Илион перестал существовать.
Археологический заповедник, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Турции, на полуострове Малая Азия (его древнегреческое название - Анатолия), признанный той самой Троей, которую описал Гомер в своих поэмах «Илиада» и отчасти «Одиссея». Трою открыл в 1873 г. археолог-любитель Генрих Шлиман. Но в научном археологическом сообществе вывод Шлимана о том, что это та самая Троя, не считается бесспорным.
Руины древнего города на холме Тиссарлык. Независимо от того, подлинная ли это Троя, город, несомненно, был центром цивилизации на полуострове Малая Азия.
ОТ МИФОВ - К РЕАЛИЯМ
Сегодня Троя - это археологический комплекс на территории Турции, исторический памятник, внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из этого и будем исходить.
До 1870-х гг. Троя пребывала в статусе мифа, насыщенного массой событий, которые невозможно проверить, что есть органическое свойство всех сказаний, прошедших через многочисленные устные интерпретации. Основным источником знаний о Трое была поэма «Илиада» и отчасти «Одиссея» великого греческого поэта древности Гомера, жившего предположительно в VIII в. до н. э., хотя есть и другие гипотезы относительно его жизненного пути, вплоть до такого экстравагантного предположения, что он вполне мог быть современником Троянской войны между 1220 и 1180 гг. до н. э. (эти даты для многих историков тоже спорные). Одно несомненно - Гомер, талантливо и со страстью патриота Греции поэтизировал события той войны, в которой греки-ахейцы под водительством царя Микен Агамемнона девять лет осаждали Трою и победили. Гомер придерживался известных на его время сведений о троянских сражениях, как занесенных на папирусы, так и пересказанных в мифах и легендах, не только греческих. И нашелся человек, который безоговорочно поверил в ту канву событий, которую представил в «Илиаде» Гомер, и доказал, что уверенность его не была безосновательной.
Его звали Генрих Шлиман (1822-1890 гг.), он был купец по роду занятий, археолог-любитель по увлечению и авантюрист по натуре. В 1846-1864 гг. Шлиман жил в России, принял российское гражданство, женился на русской женщине и заработал немалое состояние, в том числе на поставках во время Крымской войны 1853-1856 гг., но в основном - на золотых приисках Калифорнии. Почти все эти деньги он планировал потратить на доказательства того, что «Илиада» - исторически достоверный документ. В 1870 г. Шлиман получает от Османской империи разрешение на проведение раскопок на холме Гис-сарлык на полуострове Малая Азия: уже существовали косвенные доказательства того, что там, под многометровым слоем земли, находится крепость античных времен. Шлиман начал с того, что прорыл через весь холм ров 15 м глубиной, не задерживаясь на верхних слоях раскопа. Дойдя до руин зданий, он предположил, что одно из них - дворец царя Трои Приама. И наконец, 31 мая 1873 г. Шлиман обнаружил сокровища, названные им «кладом Приама». Среди его находок (в общей сложности более 10 000) кроме великолепных украшений было много и золотых бусин разных форм. По словам самого Шли-мана, весь «клад Приама» он нашел в одном месте, но так ли это или он собрал их в разных слоях, неизвестно. Широко известна фотография второй жены Шлимана, гречанки, в золотом уборе из «клада Приама». Она появилась после того, как Шлиман тайно вывез свои находки в Германию, и тут он проявил себя как купец, настоящий ученый вряд ли поступил бы так. Еще при жизни Шлимана было установлено, что «клад Приама» не мог принадлежать этому царю, он относится примерно к 2400-2300 гг. до н. э.
Археологический объект Троя сегодня представляет собой 46 культурных слоев, разделяемых на 9 условных эпох (также называемых слоями и датируемых в разных источниках с некоторыми отличиями). Кумтепе, или Троя 0, - неолитическое поселение; Троя I (3000-2600 гг. до н. э.) - город догреческой культуры, имел крепостную стену с бастионами; Троя II (2600-2450 гг. до н. э.) - крупный город минойской культуры; Троя III- IV-V (2450-1700 гг. до н. э.) - небольшие города; Троя VI (1700-1250 гг. до н. э.) была разрушена землетрясением; Троя VII-A (1250-1200 гг. до н. э.): период Троянской войны; Троя VII-B (1200-900 гг. до н. э.): захват полуразрушенного города фригийцами; Троя VIII (900-350 гг. до н. э.): городом владеют алеанские греки; Троя IX (350 г.дон. э. - 400 г. н. э.): значительный центр эллинистической эпохи.
По описанию Гомера и античных историков, местность, называемая Троя (Илион и т. д.), находилась в Анатолии, точнее - на западе полуострова Малая Азия, поблизости от побережья Эгейского моря и входа в Геллеспонт, это древнее название пролива Дарданеллы, соединяющего Мраморное море с Эгейским морем. Считается, что корабли ахейцев, осаждавших Трою, располагались между устьями рек Скаламандр и Симоэнт. Судя по исторической карте, там существовала небольшая бухточка, но не более километра длиной, и маловероятно, чтобы там поместились 1185 кораблей (по Гомеру). На схеме представлены основные слои археологического заповедника Троя.
ТРОЯ: «ДА», «НЕТ» И СНОВА «ДА»
С самого первого известия об открытии Шлимана не утихают споры о том, Троя это или не Троя На эту тему написаны сотни научных работ, книг, статей, и каждая новая находка археологов, связанная с Троей, сразу же становится резонансным событием в ученом мире.
«Я не иллюстрирую Гомера» - так I часто заявлял руководитель крупнейших раскопок нашего времени на Гиссарлыке, профессор университета в Тюбингене (Германия) Манфред Корфман (1942-2005 гг.), глава немецкой археологической школы. Находки его экспедиции позволили доказать, что во времена Троянской войны на холме жили не греки, а хетты. Его коллега, оппонент и соотечественник Эберхард Цангер написал в 1992 г. книгу, в которой попытался доказать, что концентрические рвы Трои аналогичны укреплениям... Атлантиды (по Платону). Корфман по этому поводу только смеялся. Но в главном выводы обоих ученых совпали: Троя возникла на местах не греческих поселений, хотя Корфман «по старинке» только копал, а Цангер. человек молодой, пользовался еще и снимками рельефа местности со спутника и радиолокационными сканами, сделанными с высоты 3000 м над землей. До 1995 г. в Трое не было найдено ни одного артефакта с греческой линейной письменностью, и вот, наконец, находка, а на ней - лувийские пиктограммы. Лувийцы - народность, родственная хеттам, сыгравшая наряду с хурритами и урартами важную роль в этногенезе армян. Возникло даже такое выражение - «армянская Троя». Было также высказано предположение, что керамика, которую находил в Трое Корф-ман, не микенская, а ее лувийские реплики. Приват-доцент Тюбингенского университета Франк Штарке в результате собственных изысканий пришел к выводу, что Троя - это хеттский город Вилуса. В 1997 г. на окраине Трои было сделано еще одно важное открытие. Это был грот, вытесанный в скале и определенный учеными как упоминающееся в лувийских текстах святилище бога Ка-скала Кура. Многие исследователи, однако, полагают, что греческая крито-микенская и лувийская культуры в Трое проникали друг в друга, и разделять их, а тем более противопоставлять - неверно.
В 1993 г. турецкая археологическая экспедиция профессора Хайята Эрканала нашла в 300 км к югу от Трои под пятиметровой толщей наносов похожий на Трою древний город Лиман-тепе («гавань на холме» в переводе с турецкого). Но было и отличие - стены Лиман-тепе более мощные, а сам город крупнее. У него была искусственная гавань, защищенная высокой стеной. От гавани греческие и другие торговцы продвигались в глубь Анатолии по реке. А город и гавань построили лувий-цы. Эрканал отыскал остатки еще 12 древних поселений. По его мнению, гораздо больше руин скрывается на дне моря, близ берегов Малой Азии и в дельтах рек. Но там раскопки вести затруднительно из-за толщины наносов. На греческих островах Лемносе, Лесбосе, Мелосе, Самосе, Хиосе были раскопаны крепости, структурно напоминающие и Трою, и Лиман-тепе. Руины крепости на Самосе немецкие археологи даже назвали «новой Троей».
Одно время Троя звалась Дардани-ей, по имени Дардана, царя Верхней Ме-зии (современная Сербия), женившегося на дочери Тевкра, первого царя Трои. Но в Верхней Мезии тоже была Дардания, и существует гипотеза, что именно там располагалась настоящая Троя. Сохранились этрусские мифы об Энее - герое Троянской войны (по Гомеру). По Титу Ливию, Эней и его спутники высадились на берегу Адриатического моря, и место высадки назвали Троей. Но, по греческим мифам, никуда Эней не уплывал после Троянской войны, а остался в Трое и управлял ею. Топонимы, связанные с Троей, существуют во Франции, в Испании, а также на Сардинии и Сицилии. Некоторые из них возникли определенно до Троянской войны. Хотя, вероятнее всего, это какие-то языковые параллели, но анализ всех «троянских» топонимов вкупе с раскопками и историческими изысканиями еще ждет своего часа.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
■ В своем дневнике Шлиман описал, как его жена София проносила самые ценные вещи из «клада Приама» в корзине с овощами. Но многие ученые считают Шлимана фальсификатором. Наибольшее подозрение у них вызывает тот факт, что самые ценные золотые предметы Шлиман нашел... в последний день своего пребывания в Турции, впрочем, он несколько раз менял даты этой находки. Было высказано предположение, что это вообще изделия парижских ювелиров, потому как на них есть следы современных инструментов. Однако более поздние экспертизы доказали, что никто во времена Шлимана не мог иметь образцов подобных вещей для создания копий.
■ «Трояны» - вредоносные компьютерные программы, запускающие вирусы, имеют общее значение с понятием «Троянский конь», в значении «хитрая ловушка». По «Одиссее» Гомера и «Энеиде» Вергилия, после безуспешной осады ахейцы (данайцы) по совету хитроумного Одиссея построили огромного деревянного коня, на боку которого написали: «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Ночью воины, спрятавшиеся внутри коня, выбрались из него, перебили стражу Трои, открыли городские ворота, и в город хлынули войска ахейцев. Отсюда произошла крылатая фраза «Бойся данайцев, дары приносящих».
■ Император Константин Великий (272-337 гг.) имел намерение сделать Трою новой столицей Римской империи, но, побывав там и увидев, что море отступило от города довольно далеко, столицей сделал стоящий на берегу Босфора город Византии (Константинополь, Стамбул).
■ По одной из легенд о Трое, ее основателя звали Ил (отсюда и Илион). При его сыне Лаомедонте Троя овладела всей Малой Азией и Геллеспонтом, проводила оросительные каналы, а в строительстве участвовали боги Аполлон и Посейдон - под видом простых людей. Гераклу за что-то Лаомедонт пообещал хорошего коня, но обманул его, и герой в гневе разрушил город (очевидно, так описывается землетрясение), убил царя, а его дочь Гесиону отдал своему соратнику Теламону, царю острова Саламин. Гесиона заплатила выкуп за своего маленького брата Подарка, который после этого стал зваться Приамом («Выкупленным»). Когда Приам вырос, он отстроил город заново. Гесиона родила Тевкра, будущего царя, от которого пошел народ тевкров. Тевкрами троянцев называли в своих произведениях Эсхил и Вергилий, а Трою - Троадой.
■ Первым предположил, что Троя могла находиться на холме Гиссарлык, британский археолог Чарлз Макларен (1782-1866 гг.), его поддержал Фрэнк Калверт (1828-1908 гг.) - британский и американский консул на османских землях восточного Средиземноморья, археолог-любитель, начавший раскопки на холме за семь лет до Шлимана. Для масштабных работ ему не хватило средств. От него, собственно, Шлиман и узнал о Гиссарлыке.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
■ Руины Трои, алтарь в храме Афины и стеновые укрепления с башнями. Музей раскопок.
■ «Троянский конь» (можно побывать внутри этой современной скульптуры из дерева).
■ Сад Пифос с ирригационной системой и керамическими сосудами античной эпохи.
■ Поблизости:
руины храма Аполлона (V в. до н. э.), археологический заповедник Александрия Троянская (III в. до н. э.), османский замок XVIII в. у порта Бабалекёй, городок Айваджик (базар ремесленных изделий).
Атлас. Целый мир в твоих руках №238
Троянский конь — символ Трои (расположен при входе на территорию Национального исторического парка Трои)
Мифы рассказывают, что богиня раздора Эрида не была приглашена на свадьбу нимфы Фетиды с Пелеем. После чего она решила отомстить, явилась на пир незваной и бросила на стол золотое яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей».
Три богини - Афродита, Гера и Афина - тут же затеяли спор, кому оно должно достаться, и на роль судьи пригласили троянского царевича Париса.
Гера обещала сделать его повелителем всей Азии, Афина посулила красоту, мудрость и победы во всех битвах, а Афродита — любовь самой прекрасной женщины - Елены, жены спартанского царя Менелая.
Парис отдал яблоко Афродите. А потом он похитил Елену и увез ее в Трою.
После похищения Елены, греческие цари, союзники Менелая, по его зову собрали армию из 10 тыс. воинов и флот из 1178 кораблей и пошли походом на Трою. Главнокомандующим стал царь Микен Агамемнон.
Осада Трои, у которой было немало союзников, длилась десять лет. В сражениях погибли греческий герой Ахилл, троянский царевич Гектор и многие другие. Наконец хитроумный царь Итаки Одиссей предложил план захвата города.
Греки соорудили пустотелого деревянного коня и, оставив его на берегу, сделали вид, что отплыли. Троянцы возликовали и втащили коня, в котором спрятались греческие воины в город. Ночью греки вылезли и открыли ворота своим соратникам, которые на самом деле находились за ближайшим мысом.
Троя была разрушена и сожжена. Менелай вернул Елену и увез ее на родину. Случилось это в начале XII в. до н. э.
Троя - история, открытая мифом
Уже в глубокой древности среди народов Эллады были известны сказания о Троянской войне, ее героях и помогавших им богам — хитроумном Одиссее, отважном Ахилле, храбром Гекторе, могущественном Посейдоне, прекрасной Афродите и других.
Троя - это город-музей под открытым небом и одна из наиболее известных исторических . Историками принято считать, что именно его описывает в своих знаменитых произведениях «Одиссея» и «Иллиада» греческий поэт Гомер.
Троя находилась на севере полуострова Малая Азия, неподалеку от пролива Дарданеллы, который в древности называли Геллеспонтом. Область, где стоял этот город, так и называлась - Троада. В хеттских архивах Троя фигурирует как Таруиша.
Но в семидесятых годах девятнадцатого века знаменитый археолог Генрих Шлиман, при проведении раскопок на холме Гиссарлык наткнулся на развалины девяти городов, находящихся в разных исторических слоях земли, один за другим. После проведения тщательного анализа было установлено, что именно это место описывает Гомер, и именно здесь находится легендарная Троя.
Время жизни Гомера точно не известно. Считается, что он жил между XII и VI вв. до н. э. Право называться его родиной оспаривали семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Соломин, Родос, Аргос и Афины.
С тех пор этот город является одним из самых популярных, известных и посещаемых достопримечательностей Турции. Данный город-музей занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Троя — наверное, в мире мало тех кто не слышал имя этого легендарного города хоть раз в своей жизни, кто не слышал о знаменитом Троянском коне , который резко изменил ход Троянской войны . Начиная от «Илиады» Гомера , где описан пятьдесят один день последнего года Троянской войны , о Трое сказано и написано очень много. Троя всегда интересовала и продолжает интересовать самых различных ученых: археологов, историков, литераторов и краеведов.
Саша Митрахович 21.10.2015 15:55
Троя на карте Турции
Сказания о Троянской войне были широко известны в Греции с глубокой древности. Певцы-аэды повсюду распевали песни об этом событии. Примерно в VIII в. до н. э. было сложено несколько поэм.
До нас дошли две из них — «Илиада» и «Одиссея», автором которых считается слепой поэт Гомер. «Илиада» рассказывает о событиях, произошедших на девятом году войны, а «Одиссея» — история долгого, десятилетнего возвращения домой итакийского царя, который вспоминает о некоторых эпизодах осады и гибели Трои, в том числе и о Троянском коне.
Во времена античности «Илиаду» и «Одиссею» знали все. Их списки были в доме у всех грамотных людей, многие богачи даже держали рабов, которые читали эти поэмы наизусть. Римская литература началась с перевода «Илиады» на латынь. И все в античности были убеждены, что это повествование о действительных событиях, в которых смешались деяния богов и героев.
«Троя » и «Илион » два разные названия одного и того же могучего города в Малой Азии, у входа из Эгейского моря в пролив .
Город был расположен на древнем морском торговом пути, который соединял Эгейское море с Мраморным и Чёрным морями.
Троя занимал господствующее положение над проливом и это позволило городу стать ключевым центром торговли между Востоком и Западом в эпоху бронзы.
По словам Гомера, около города протекали река Скамандр и Симоис. Река Скамандр (тур. Карамендерес) берет начало на склонах гор Ида, которые ныне называются Каз-Даг.
Когда Троя впервые была основана, она располагалась на берегу одноименного залива. Но то, что мы видим сегодня, уже не залив, а большая равнина потому, что аллювиальные осадки рек Скамандр и Симоис постепенно накапливлись и в течение многих веков эти речные наносы практически заполнили бухту.
В наши дни развалины древней Трои находятся в Турции, в 30 км от города Чанаккале, недалеко от деревни Тевфикие.
Саша Митрахович 30.10.2015 10:36
Около 700 г. до н. э. в тех местах была основана греческая колония Новый Илион. Александр Македонский приносил там жертвы перед своим победоносным походом в Азию, Константин Великий одно время думал устроить там свою столицу, но выбрал Византий.
Многие путешественники специально ездили в Троаду, чтобы посмотреть на места, где совершались эти события. Однако шли века, Новый Илион пришел в упадок, и постепенно Троянскую войну стали считать сказкой, мифом, тем более, что в событиях участвовали боги.
Некоторые исследователи видели в «Илиаде» аллегорию на другие события, например, на эллинскую колонизацию Малой Азии. Это выглядит правдоподобным, ведь древние сказания гласят, что греки, осаждавшие Трою, каждую весну сеяли хлеб, а также постоянно грабили побережье.
Такие события действительно похожи не на карательный поход, а на экспансию, медленную и тяжелую.
На сегодняшний день местность, где располагается современная Троя , разительно отличается от той, которую описывает Гомер. Илистые наносы рек Кара Мендерес и Думрек-Су год за годом, день за днем отодвигали береговую линию, и теперь город лежит на абсолютно сухой возвышенности.
В городе-музее «Троя » безусловно есть, что посмотреть, одни руины, относящиеся к разным историческим периодам чего стоят. Посещения туристов здесь разрешены с мая по сентябрь с 8.00 до 19.00, а сентября по апрель с 8.00 до 17.00. Стоимость входного билета составляет 15 лир. Оптимальным решением для более полного ознакомления со всеми экспонатами будет нанять экскурсовода.
Одним из самых популярных и излюбленных мест города это знаменитый Троянский конь, а если быть точными, то его деревянная копия. Все желающие могут забраться и внутрь коня и почувствовать себя хитрыми и ловкими сторонниками Одиссея.
Правда, чаще всего туристов, так много, что большинство не только не могут выстоять очередь, что бы пройти внутрь троянского коня, они просто не могут, даже подойти к нему ближе чем на несколько сотен метров.
Так же интересным может стать посещение Музея раскопок, с многочисленными фотографиями, макетами и многими другими экспонатами, описывающие этапы работ по обнаружению города.
Для многочисленных любознательных туристов открыты посещения впечатляющего своими размерами и величественностью храм Афины, таинственное и мрачное святилище античных богов, концертный зал Одеон, и сохранившиеся до наших дней дома знаменитостей и богачей Трои.
Саша Митрахович 30.10.2015 10:39
Долгое время само существование Трои считалось мифом или выдумкой Гомера и точное местоположение Трои никто не знал. Географические описания, данные в «Илиаде» Гомера , заставляли некоторых учёных предположить, что руины Трои могут быть на северо-западе Малой Азии, где-то у входа в (на территории современной Турции).
В 1870 году, знаменитый археолог-самоучка Генрих Шлиман, получив разрешение от тогдашних османских властей, начал раскопку в северо-западной части холма Гиссарлык (недалеко от города Чанаккале). 31 мая 1873 года Шлиманом был обнаружен клад, который он поспешно назвал «Кладом Приама».
Позже оказалось, что это не «Клад Приама», потому что возраст клада был на тысячу лет старше, чем времена, описываемые у слепого поэта Гомера. Согласно разрешению османского правительства на право раскопок Гиссарлыка, Шлиман был обязан передать половину находок в Археологический музей в Стамбуле. Но он скрыв сокровища от турецких властей, контрабандным путем вывез их в Грецию.
В 1881 году, после безуспешных попыток продать сокровища в крупнейшие музеи мира, Шлиман передал их в дар городу Берлину, а это позволило ему стать почетным гражданином Берлина. С 1945 года Троянский клад, взятый в качестве трофея во время второй мировой войны, находится в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Многие до сих пор сомневаются в том что Шлиман открыл ту самую Трою , но так или иначе большинство ученых сегодня склоняются к тому, что Шлиман все же был прав, «Троя раскопана, и нет второй».
Саша Митрахович 30.10.2015 10:46
Современная наука насчитывает 9 основных культурных слоев Трои
- Троя I — Самые древние археологические следы Трои датируются 2900 — 2500 гг. до н. э. Троя I была маленьким поселением и даже в самом расцвете своего существования имела в диаметре всего 100 м. Несмотря на свой скромный размер, Троя I имела крепость с массивными стенами, воротами и башнями сложенными из неотесанного камня. Это поселение просуществовало почти пять веков и, вероятнее всего, было уничтожено пожаром.
- Троя II — Несмотря на то, что Троя I разрушилась пожаром, возникшая на месте пепелища Троя II представляет собой возрождение погибшего города. Второй культурный слой Трои (2500-2300 гг. до н.э.) один из наиболее впечатляющих археологических памятников раннебронзового века. В этом слое было обнаружено много кладов, в том числе и клад обнаруженный Шлиманом который он поспешно назвал «Кладом Приама». Все эти клады из золота, серебра, бронзы и меди говорят об активной торговой деятельности в городе. Однако, и Троя II разрушилась, но в результате внезапного нападения, о чём говорят обнаруженные следы намеренного разрушения.
- Троя III, IV и V — Троя III, IV и V уже более крупные поселения, существовавшие с 2300—1800 гг. до н. э. На протяжении веков цитадель города разрослась, но конкретных следов развития города не наблюдаются, наоборот обнаружены следы упадка города. В этих поселениях уже наблюдаются группы небольших домов, стоящими впритык один к другому, разделенные маленькими улочками. Троя V снова была уничтожена пожаром.
- Троя VI и VII — В этот период в Трои построен новый царский дворец-цитадель. По своему размеру новая цитадель превосходила не только старую, но и любую другую в западной Малой Азии. Сложены из обтесанного камня и усилены массивными башнями новые крепостные стены города имели в толщину от 4 до 5 м. Всё это свидетельствует о богатстве, расцвете и могуществе Трои в этом периоде. Но большие вертикальные разломы на крепостной стены в VI-ом культурном слое Трои (1800-1250 гг. до н.э.), свидетельствуют о том что произошло сильное землетрясение. После землетрясения на месте разрушенного поселения вновь начала зарождаться жизнь. Троянская война и события, упомянутые Гомером в «Илиаде» относятся либо к Трои VI либо к Трои VII (1250-1025 гг. до н.э.).
- Троя VIII и IX — По мнению современных ученых, заброшенную после войны Трою греки заселили спустя 250 лет, то есть во времена жизни Гомера. Поначалу на месте старой Трои возникло небольшое поселение, потом город разросся. На территории Трои был храм Афины, а также святилище для жертвоприношений (900-85 гг. до н.э.). По словам Арриана (древнегреческий историк и географ), Александр Македонский совершил паломничество в Трою и посетил храм Афины. От храма Афины до нас дошло лишь несколько фрагментов алтарей и мраморные обломки. С ростом могущества Римского государства возникла легенда о том, что именно потомки троянца Энея основали Рим. Поэтому и римляне чтили Трою . Гай Юлий Цезарь приказал расширить храм Афины, после своего визита туда в 48 г. до н.э. Пришедший ему на смену Август также приказал построить в «священном Илионе» боулевтерион (зал совета) и одион для проведения музыкальных выступлений.
Саша Митрахович 30.10.2015 10:49
В южном направлении от Трои находятся руины еще одного города Александрея-Троас, который был основан в IV веке до н.э. Позднее он был захвачен Александром Македонским и переименован в его честь. Рядом с Александрея-Троас находится древний город Асс или Бехрамкале. Он живописно расположился на холме в окружении полуразрушенных стен. В Ассе во времена Платона и Аристотеля была основана довольно известная по тем временам философская школа, в ней побывали многие известные философы. К достопримечательностям Асса можно отнести мечеть Мурада, которая была построена на остатках византийской церкви, многочисленные гробницы, и караван-сараи, которые сегодня перестроены под отели.
Если вы едете из самого ближнего к Трое небольшого города Чанаккале, находящемся в 30 км от нее, то до Трои добраться очень легко. Из этого города регулярно раз в час выезжает рейсовый междугородний автобус. Его кольцо находится под мостом у реки Сари. Время в пути до пункта назначения составляет обычно полчаса. Заплатить за билет на автобус придется небольшую сумму - всего три турецкие лиры.
Обязательно уточните, во сколько отходит последний обратный автобус до Чанаккале. Из Стамбула в Чанаккале вы сможете доехать, если воспользуйтесь услугами междугородних автобусов. Рейс до Чанаккале отправляется три раза в день от автовокзала около станции метро Otogar. Правда в пути придется провести примерно семь часов.
Саша Митрахович 30.10.2015 10:54