Гештальт-терапия – Что это такое.
ВВЕДЕНИЕ
Эта книга начиналась как рукопись Фредерика С. Перлза. Материал был развит и разработан Паулем Гудменом и получил практическую разработку у Ральфа Хефферлина. В том виде, в каком эта книга существует сейчас, - это результат совместных усилий трех авторов.
Общей была у нас одна цель: развить теорию и создать методики, которые расширили бы границы и область применения психотерапии. У нас было много разногласии; обсуждая их, вместо того, чтобы вежливо скрывать, мы не раз приходили к решениям, которых ни один из нас не мог предвидеть. Многие идеи первоначальной рукописи сохранились, но столь же многое добавилось в результате совместных усилий трех авторов и, что еще важнее, многое получило новое значение в контексте книги в ее окончательном виде.
* * *Первая половина этой книги приглашает вас погрузиться в себя и предлагает технику для того, чтобы это осуществить. Что может получиться из этой затеи - вот вопрос, который вы сразу зададите; но ответ на него нельзя поднести вам на словесном блюдечке с каемочкой. В действительности наиболее существенная часть ответа невербальна, и такой она и должна оставаться. Если вы получите этот ответ, то лишь проделав такую работу, как здесь описано. Но поскольку мы не можем ожидать от вас, что вы приметесь за работу, которая требует времени и усилий, поверив, что в конце концов овчинка стоит выделки, то попытаемся в этой книге описать общую человеческую ситуацию, а также показать, почему мы уверены в том, что можем дать что-то важное каждому, кто действительно хочет улучшить себя и свое положение.
То, что мы предлагаем вам сделать для самих себя, на первый взгляд может напоминать избитые истины, так как мы хотим помочь вам открыть себя, свою самость и мобилизовать её, сделать более эффективной в удовлетворении своих потребностей в качестве биологического организма и общественного человеческого существа.
Открытие себя может напомнить кому-нибудь старую историю о «вытаскивании самого себя за волосы». Но, как мы понимаем данный термин, - это трудный процесс. Далекий от внезапной вспышки озарения, этот процесс более или менее постоянен и кумулятивен - и не прекращается, пока человек жив. Он предполагает принятие особого отношения к себе и рассмотрения себя в действии. Для того чтобы рассматривать себя в действии - то есть рассматривать себя как действие, требуется техника, совершенно отличная от той, которую вы, может быть, уже испробовали и признали недостаточной - техника интроспекции.
Если открытие себя кажется небесполезным, но пугающим, мы не будем спорить с такой реакцией. Предположение, что у вас есть некое тайное или скрытое «я», что оно значительно хуже вас и лучше оставить его в покое, - не всегда у вас было, и вряд ли стоит навсегда его сохранять. Оно происходит от того, что в прошлом, в момент стресса, вы отвергли некоторую часть себя, доставлявшую вам слишком много беспокойства. В тогдашних обстоятельствах эти части вас были худшими, и чтобы жить в той ситуации, вам надо было от них избавиться. Это похоже на то, как ведет себя дикий зверь, попавший лапой в капкан. В таких условиях лапа становится угрозой и иногда зверь отгрызает ее, чтобы спастись, хотя и остается калекой.
Ваша жизнь сейчас может быть совершенно иной, чем тогда, когда вы отвергли часть себя, но в отличие от лапы зверя, эта часть может быть возвращена. Все ли еще существуют первоначальные причины, по которым вы ее отвергли, или они давно исчезли? Это, по меньшей мере, заслуживает рассмотрения. Мы предлагаем вам метод систематического рассмотрения и реконструкции вашей нынешней ситуации. Вы можете двигаться в своем собственном темпе. Процедуры организованы так, что каждая предыдущая составляет необходимую основу для последующей. Какую работу вы можете проделать за определенный интервал времени, зависит от того, какую часть себя вы отбросили и какова ваша нынешняя жизненная ситуация. В любом случае вы не сделаете ни одного шага быстрее или больше того, что сами хотите.
Мы не предлагаем вам ни «легкого пути к мастерству», ни программы морального усовершенствования, ни правил, обеспечивающих разрушение дурных привычек, которые вы на самом деле хотите сохранить. Мы вообще не собираемся ничего за вас делать. Мы предлагаем вам инструкции, с помощью которых вы - если захотите - можете отправиться в личное приключение и в процессе этого вы, своими собственными активными усилиями, можете сделать что-то для себя, для своей самости - открыть ее, организовать и направить на конструктивное использование в проживании своей жизни.
Парадоксы в этих утверждениях мы разъясним позже. Пока достаточно сказать, что, говоря «Ваше я», вместо того, чтобы просто сказать «Вы», мы бы хотели подчеркнуть особый смысл обладания, кроющийся в притяжательном местоимении «вам»: это ваше «я». Заметьте также, что «Вы», о котором идет речь, - то самое «Вы», которому предстоит делать открытия в течение Вашего «путешествия», и, одновременно, это составная часть «Вашего я». Эта та часть, которая читает эти строки, скорее все-го, проговаривая их про себя.
Не предполагается, что это предприятие будет легким. Может показаться, что выполнить указания легко - так легко, что вполне возможно, к концу вы решите: в этом ничего нет; вы проскочите все это, не получите никаких результатов, которых бы не предвидели заранее, и на этом остановитесь. Если же, с другой стороны, вы более тесно соприкоснетесь с экспериментальными ситуациями, которые создадите, то можете обнаружить, что в некотором смысле это самая трудная и раздражающая работа из всех, с какими вы сталкивались, - но и наиболее удивительная.
На этих страницах мы стараемся разговаривать с вами, как будто мы находимся лицом к лицу. Разумеется, у вас нет возможности, как в обычном разговоре, взять слово - ответить, задать вопрос, добавить подробности относительно своей личной ситуации; и мы, к сожалению, не знаем вас лично. Если бы мы знали касающиеся вас подробности - возраст, пол, образование, работу, ваши успехи и неудачи, ваши планы и ваши страхи, мы кое-что сократили бы или, наоборот, развили подробнее, где-то, может быть, переставили бы акценты, поменяли порядок; но это не изменило бы фундаментальным образом то, что мы хотим передать. Мы полагаем, что практически все, с чем мы будем иметь дело, применимо в той или иной степени, в том или ином отношении, к каждому человеческому существу, живущему в наше время в условиях западной цивилизации. Применить то, что соответствует вашей ситуации, и так, как это вам подходит, - это ваша работа в нашем совместном предприятии.
Основными принципами применения гештальт-терапии являются следующие.
1. Принцип «сейчас»
«Сейчас» — это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью «сейчас», а то, что происходило несколько минут назад, не является «сейчас».
2. Принцип «я - ты»
Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу — конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения и нежелание говорить прямо и однозначно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.
3. Принцип субъективизации высказываний
Связан с семантическими аспектами ответственности пациента. Психотерапевт предлагает пациенту заменять объективизированные формы (типа «что-то давит в груди») на субъективизированные («я подавляю себя»). Это помогает пациенту рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с которым «делаются» разные вещи.
4. Континуум сознания
Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий гештальт-терапии. Пациент должен постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ним в данный момент, он должен замечать малейшие изменения в функционировании организма. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела (понимание «языка тела») способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.
Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психоанализа и психотерапии онлайн , желаю Вам психического здоровья.
Такой, интроецированный (по сути запрограммированный) человек, если говорит «Я», то имеет ввиду «ОНИ». Т.е. живет не своей жизнью, и зачастую такая жизнь неудачника.
Незавершенный гештальт и «Проекция»
При проекции, человек перекладывает с себя ответственность за происходящее на окружение. Часто, все свои скрытые, не осознаваемые негативные качества приписывает другим людям. В том числе, жизненные проблемы и несчастья.
Когда такой человек говорит «ОНИ», надо понимать — «Я».
С помощью гештальт-подхода, он может осознать и решить свои проблемы.
Незавершенный гештальт и «Слияние»
При слиянии, у человека настолько размыты контактные границы, что он не в состоянии отличить свои мысли, чувства и поступки от мыслей, чувств и поступков других людей.
Когда такой человек говорит «МЫ», то это может быть и «ОНИ» и «Я».
Незаконченный гештальт и «Ретрофлексия»
При ретрофлексии (поворот назад), человек переносит на себя эмоции и поступки предназначенные для других.
Он проводит контактную границу посередине себя, как бы разделяясь на две личности.
Такой человек пользуется местоимениями: «самого себя», «самому себе», как будто речь идет о двух разных людях.
Гештальт терапия: методы, техники и упражнения
Используя методы, техники и упражнения гештальт-терапии, перенос и контрперенос , при незавершенных ситуациях возможен эмоциональный выплеск и завершение гештальта (ситуации), т.е. восстановление контактной границы и избавление от невротических механизмов.Метод гештальт терапии «Очистка луковицы»
Методом «очистки луковицы» человек постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».
Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами, и не зависел от гештальт-терапевта.
Техника гештальт-терапии «Здесь и Сейчас»
Психотерапия «здесь и сейчас» помогает освободиться от сегодняшних трудностей, независимо от того, когда они возникли.
Текущее решение проблем, освобождает от этих проблем будущее.
Подход гештальт терапии «Челночное движение»
«Челночное движение» заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему.
Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визиуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».
Упражнения гештальт-терапии для самостоятельного использования
Гештальт-молитва Фрица Перлза:
Я — это я.
А ты — это ты.
Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.
А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.
Я есть я.
А ты есть ты,
Аминь.
- Здоровый и гармоничный человек способен удовлетворять свои потребности, но это невозможно без контакта со средой.
- Если потребность не удовлетворяется, задача гештальт-терапевта – понять, почему и что с этим делать.
В детстве меня привлекали книги из серии «Все обо всем». В них авторы вмещали концентраты знаний о самых разных вещах. Упрощенный и поверхностный уровень погружения в тему меня не смущал: я и сейчас ценю такой формат при знакомстве с непрофильными, но интересующими меня сферами. Это отличная возможность быстро сориентироваться в вопросе, понять, о чем это в принципе.
Я постараюсь предельно просто и понятно, в популярно-энциклопедическом формате, описать ключевые тезисы в работе гештальт-терапевта.
Любой психотерапевтический подход отталкивается от идеи психологического здоровья, критериев здорового функционирования человека.
Здоровье в гештальт-терапии – это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции, как в физическом, так и психологическом аспектах.
Если нам холодно, организм повышает мышечную активность, появляется дрожь. Это помогает нам согреться.
Если нам жарко, организм потеет, охлаждая температуру тела.
Если организм утомлен, он требует отдыха, мы хотим спать.
Саморегулирующая система невозможна без контакта с внешней средой.
Когда мы голодны, мы не можем удовлетворить потребность в еде без взаимодействия с внешней средой.
Потребности в любви, признании, уважении, общении также удовлетворяются только при контакте со средой.
Мы живем, в чем-то нуждаемся, чего-то хотим, к чему-то стремимся. В идеальном варианте мы удовлетворяем свои потребности, закрываем гештальты . Если же потребность не удовлетворяется долгое время, у нас появляется внутреннее напряжение – то, что известно как «незавершенные гештальты» .
Каждая потребность проходит через несколько стадий развития:
Формирование и осознавание.
Контакт организма со средой, чтобы найти предмет и способ удовлетворения потребности.
Удовлетворение потребности.
Осмысление полученного опыта.
На любой из этих стадий наш контакт со средой может прерваться, а значит, потребность так и останется неудовлетворенной. Происходит это в результате действия четырех механизмов: проекции, интроекции, конфлюэнции и ретрофлексии.
1. Проекция
Вы прогуливаетесь по ночному парку и видите впереди шумную компанию молодых людей. Вам приходит в голову мысль отклониться от маршрута, чтобы не встречаться с незнакомцами. Так проявляется механизм проекции.
Основываясь на своем опыте, вы проецируете, что молодые люди могут оказаться агрессивными и встреча может быть небезопасной. Проективный механизм, как и любые другие способы прерывания потребностей, изначально полезен для нас.
Но вот другой пример. Молодой человек хочет познакомиться на улице с девушкой. Он останавливает себя, предполагая, что она откажется от знакомства: он ей не понравится, она не знакомится на улице, она замужем и так далее. В этом случае вместо полезной защитной функции механизм проекции останавливает удовлетворение реальной потребности молодого человека: познакомиться, завязать отношения.
Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту осознать потребность, увидеть, как он прерывает ее удовлетворение, и помочь найти подходящие способы ее удовлетворения.
Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения
Еще один пример. К терапевту обратился клиент с запросом помочь наладить отношения с женой. Мужчина ревнует ее по поводу и без, что приводит к семейным конфликтам и скандалам.
Ревность в данном случае – проективный механизм. Муж проецирует свои подозрения в измене на жену, предполагает, что он ей больше не интересен. Предъявление претензий ведет к усугублению конфликта и постоянным скандалам. При этом реальная потребность мужа в близости, любви не удовлетворяется.
Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения. Вместо привычных обвинений «Где ты опять была? Я тебе не нужен!» муж пробует вести себя по-новому. Например, обвинения можно заменить такими фразами: «Я переживаю, когда ты задерживаешься, я ценю наши отношения, мне важна наша близость».
2. Интроекция
Как-то на вечеринке знакомый завел разговор о том, что многие считают, будто на ноль делить нельзя. «Конечно, нельзя!» – эмоционально поддержало большинство участников дискуссии. Нас в школе так учили, да и если попробовать поделить на ноль на калькуляторе, на дисплее отобразится «Е» – значит, ошибка. Не можем же мы все ошибаться.
Однако приятель не унимался: «Почему же нельзя делить на ноль?» Ответа на этот вопрос ни у кого из присутствующих не было. Точнее, ответ был таков: «Потому что нельзя. Точка». Вот вам пример классического интроекта.
Интроекция – это механизм, при котором мы проглатываем, не пережевывая, новую информацию, установки, идеи. Мы запоминаем эту информацию, считаем ее очевидной и правильной, но она не присвоена и не переварена нами. Именно поэтому мы не можем ответить на вопрос, почему делить на ноль нельзя. Мы просто проглотили это знание и не можем наш ответ как-либо обосновать.
Если мы «интроецированы» какими-либо установками, правилами и знаниями, это не означает, они неверны или верны. Это значит только то, что мы не можем ими осознанно пользоваться. Наше поведение и реакции ригидны, и это может негативно влиять на удовлетворение наших потребностей.
После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные
При воспитании детей мы не можем обойтись без механизма интроекции. Мы не будем предлагать ребенку «присвоить» знание о том, что нельзя засовывать пальцы в розетку. И это будет полезным интроектом. Если же интроецированное знание для ребенка окажется недостаточно весомым, чтобы поверить на слово, будьте уверены – он проверит.
После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные. Кстати, оказалось, что теоретически делить на ноль можно. Операцию, которая в алгебре считается невозможной, можно произвести в других сферах математического знания.
Психотерапевт регулярно сталкивается с установками клиентов: «нужно строить карьеру», «мужчина должен зарабатывать больше женщины», «женщина не должна проявлять инициативу при знакомстве с мужчинами», «мне нужно выйти замуж» и так далее.
Гештальт-терапевт проверяет, насколько эти установки соотносятся с реальными потребностями клиента, действительно ли это его установки – или же это интроекты, которые блокируют развитие и удовлетворение истинных потребностей.
Например, женщина жалуется на неуспешные попытки построить отношения с мужчинами. При этом она опирается на некое идеальное представление о том, каким должен быть мужчина: любящим, верным, с высшим образованием, достойным доходом… Терапевт помогает ей осознать интроект «идеальный мужчина» и свои истинные потребности, которые, скорее всего, ему не соответствуют.
3. Конфлюэнция (слияние)
Как обычно развиваются романтические отношения в паре? На первом этапе мужчина и женщина будто сливаются воедино, говорят «мы» вместо «я». Им сложно расстаться даже на мгновение.
Такая совместность приносит обоим партнерам удовольствие. В гештальт-терапии этот механизм называется конфлюэнцией (слиянием). И в этом примере проявление конфлюэнции уместно и приятно.
Еще один пример – новорожденный ребенок. В первые месяцы жизни он находится в максимальном слиянии с матерью, и это единственный способ выжить, ведь он еще не может самостоятельно осознавать и удовлетворять свои потребности. Однако с течением времени ребенок учится отделяться от родителей. Он начинает осознавать свои потребности, учится самостоятельно их удовлетворять.
Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять потребности, отделяться
Еще один пример – созависимые отношения в семье. Жена может не осознавать свои личные потребности и границы, сливаться с мужем, его желаниями, потребностями, чувствами, жить его жизнью. При этом оба партнера чувствуют себя несчастными.
При работе с созависимостью гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять свои собственные потребности, отделяться. Клиент узнает, что есть личное пространство и потребности, которые конфлюэнция ограничивает, а есть совместные территория и времяпрепровождение, где слияние уместно и полезно.
4. Ретрофлексия
Представьте себе, что вас отчитывает начальник. Вы злитесь: кулаки сжаты, желваки играют. Вы хотите выразить агрессию, но по тем или иным причинам сдерживаете себя. Так проявляется механизм ретрофлексии: вы хотите отреагировать, выразить чувства, совершить какое-то действие, но будто замыкаете потребность в самом себе.
Ваш импульс выразить негодование начальнику остается внутри вас. Чувства не выражаются, но и не исчезают. Невыраженные эмоции начинают «съедать» вас изнутри, агрессия может превратиться в аутоагрессию.
Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится
У ретрофлексии, как и всех описанных выше механизмов, есть и полезная функция. Выражать чувства и совершать действия не всегда и не везде уместно и безопасно. Однако легко не заметить, что ретрофлексия вошла в привычку и начала нести деструктивную функцию.
Продолжим пример с критикующим начальником. Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится. Агрессия выльется в ненужное время, в ненужном месте и в ненужных количествах, и ваше поведение будет выглядеть неадекватным ситуации. Кроме того, это может привести к развитию психосоматических заболеваний.
Гештальт-терапевт помогает клиентам найти способы выходить из «режима автономности» и удовлетворять свои потребности, контактируя со средой, людьми, а не замыкать развитие потребности внутри себя.
***
Наличие всех этих механизмов прерывания – необходимое условие для здорового функционирования организма. Гештальт-терапевт не борется с ними – он совместно с клиентом исследует ситуации, в которых эти механизмы начинают давать сбой, и восстанавливает способность организма к целостному и гармоничному функционированию, саморегуляции, контактированию со средой.
Надеюсь, читая статью, вы вспомнили и осознали, как проявляются ваши собственные механизмы прерывания, и сможете сделать шаг к освобождению от их деструктивных проявлений.
Об эксперте
– психолог, гештальт-терапевт, психодрама-терапевт, оргконсультант, тренер, преподаватель Московского института психоанализа .
Гештальт-терапия – это один из методов психотерапевтического консультирования, возникший в середине 20-го столетия. Его основополагающие принципы, идеи и приемы разработали Пол Гудман, Фредерик и Лаура Перлз. Центральные принципы гештальт-терапии заключаются в стремлении к формированию и расширению осознания, актуальности, принятии ответственности за все происходящее с собой. Основной целью и средством гештальт-терапии является «сознательное осознание». Данное определение подразумевает под собой проживание конкретной ситуации «здесь и теперь», а также осознанное присутствие в таком проживании. Работа в гештальте всегда ведется только лишь с теми проблемами, переживаниями, которые являются актуальными для пациентов именно «здесь и теперь».
Гештальт-терапия в современной психотерапии выстраивается, базируясь на основе опыта постигающего сознания и выделения сущностных черт в нём (философская феноменология) и гештальт психологии.
Теория гештальт-терапии
Основатели гештальт-терапии видели данный метод психотерапии глубоко практическим, не подлежащим теоретическому исследованию. Однако со временем объём информации и постижение опыта гештальт-терапии потребовали систематизации теории и анализа. Теоретическим систематизированием и анализом впервые занялся П. Гудмен. Именно он первый построил кривую цикла-контакта. Именно Гудмену современная психотерапия обязана за введение большинства терминов гештальт-терапии.
Гештальт-терапия и ее основные положения базируются на способности психики к в процессе единства всех функций организма и психики, на умении организма творчески адаптироваться к среде.
Теория гештальт-терапии также базируется на ответственности личности за собственные поступки, цели и ожидания. Главная роль психотерапевта заключается в фокусировании внимания пациента на осознании свершающегося «здесь и сейчас».
С. Гингер утверждал, что все происходящее с субъектом – это события, которые проистекают на границе-контакт. Другими словами, граница-контакт одновременно задействует обособление личности от среды и потенциальную возможность взаимодействия с такой средой. В гештальт-терапии подход к сопротивлению радикально отличается от подхода исследовательских направлений.
Гештальт-терапия представляет сопротивления в качестве приемов взаимодействия организма индивида со средой, ранее обладающие высокой эффективностью с целью взаимодействия, однако в актуальном настоящем или неуместные совсем, или единственно доступные пациенту способы взаимодействия. Так, например, для наркозависимого клиента характерным приемом взаимодействия будет слияние организма со средой, которое считается вполне органичным при взаимодействии малыша и матери. Отсюда следует, что сопротивления пациента, естественно показываемые им в процессе взаимодействия с психотерапевтом, употребляются в качестве основы результативного поиска потребностей, неосознаваемых пациентом.
Гештальт-терапия практика сфокусирована также на выведении клиента на осознание собственных подлинных потребностей. Гештальт теория, прежде всего, рассматривает рубежи контакта организма индивида и его окружения. Важнейшим значением в этой теории обладает практический опыт. По сути, любые ситуации гештальт видит через призму опыта при этом, стремясь к абстрагированию от каких-либо мнений, предшествующих переживаемому опыту.
В гештальт-терапии в отличие от психиатрической практики главное место принадлежит экспериментальному анализу и действию, которое должно привести к творческой адаптации, восприятию нового, пробуждению и росту.
С точки зрения антропологии гештальт-терапия рассматривает организм в целом, индивид для нее является целостностью. А разные методы взаимодействия со средой, такие как эмоции, мышление, являются функциями от целого. Данная теория исходит из концепции животной природы индивида, в соответствии с которой, он не может отделиться от среды и принужден постоянно адаптироваться к ней ради собственного выживания.
С позиции гештальт-терапии личность на каждом этапе своего развития живет в неком поле, которое объединяет в себе ее прошлый опыт, представления о себе, убеждения, ценности, установки, надежды, перед будущим, значимые отношения, карьеру, окружение, материальную собственность и культуру.
Гештальт-терапию считают концепцией поля, так как она утверждает, что с целью понимания поведения личности следует рассматривать полностью конфигурацию взаимоотношений в ее жизни. Такая конфигурация охватывает прошлый опыт личности, ее воззрения и ценности, желания и ожидания, актуальные потребности, современное устройство жизни, определяемое ее местом жительства, работой, родственными связями, те непосредственные обстоятельства, в которых она сейчас пребывает. Термин гештальт обозначает конфигурацию связанных воедино частей.
Состояние каждой части поля в некоторой степени обусловлено его взаимно направленным действием с другой частью. Поле включает в себя также биологическое состояние индивида в данный момент, его актуальные «на сейчас» желания и потребности, непосредственные обстоятельства. Поступки и переживания будут определяться в каждый конкретный момент взаимодействием всех этих частей. Так как в какой-то части этого поля всегда будут проистекать определенные трансформации, т.е. индивид никогда не сможет оставаться таким же, каким он был прежде.
Гештальт-терапия выдвигает на передний план осознание происходящего в настоящий момент на различных уровнях, неразрывно объединенных между собой – телесном уровне, эмоциональном и интеллектуальном уровнях. Все происходящее «здесь и сейчас» является полноценно протекающим опытом, затрагивающим организм в единстве, а также состоит из воспоминаний, предшествующих опыту, фантазий, незавершенных ситуаций, предвосхищений и намерений.
Цель гештальт-терапии не заключается в оказании помощи пациенту в разрешении конкретной проблемы, которая его тревожит и с которой он пришел к психотерапевту. В соответствии с гештальтом, имеющаяся жалоба служит определенным сигналом или является симптомом привычного стиля жизни, представляющего собой истинную проблему. Гештальт-терапия сфокусирована на повышении способности индивида поддерживать полноценный контакт и увеличении осознания того, что происходит, вследствие чего свершается обретение индивидом способности делать эффективный выбор. Однако следует понимать, что гештальт не подразумевает под «увеличением осознания» достижение инсайта. Суть гештальт-терапии заключается в повышении умения клиента оставаться центрированным на актуальном настоящем моменте и в обучении осознавать его.
Гештальт-терапия Перлза
Гештальт дословно в переводе с немецкого языка обозначает образ, форму. Теория гештальта утверждает, что индивид функционирует, базируясь на принципе саморегуляции. Личность поддерживает свой гомеостазис (динамический баланс) с помощью постоянного постижения таких потребностей, которые формируются в нем и порождаются средой, и удовлетворения этих потребностей постепенно по мере их появления, наряду с этим, все оставшиеся объекты или события, не имеющие связь с этим процессом, отходят на задний план.
Гештальт-терапия и ее основные положения базируются на пяти стержневых теоретических определениях: отношение фона и фигуры, осознание и концентрация на актуальном настоящем, противоположности, ответственность и зрелость, функции защиты.
Одним из центральных определений в теории гештальт-терапии является отношение между фоном и фигурой. Саморегуляционные процессы организма приводят к образованию фигуры – гештальта. Понятия «гештальт» следует понимать как паттерн или форму – особую организацию деталей, составляющих определенное единое целое, которую невозможно трансформировать без того, чтобы не разрушить ее. Гештальт образования зарождаются только с конкретным задним планом или на определенном фоне. Для фона индивид выбирает то, что для него важно или имеет значимость, и это важное для него или интересное становится гештальтом.
После удовлетворения потребности, гештальт завершается. Другими словами, гештальт теряет свою актуальность и важность. Он отходит на задний план при этом, освобождая место для образования нового гештальта. Такой ритм вырабатывания и окончания гештальтов является нормальным ритмом жизнедеятельности человеческого организма.
В случае если потребность невозможно удовлетворить, то гештальт остается незавершенным.
С целью иметь возможность и способность вырабатывать и завершать гештальты, индивид должен всецело осознавать себя в данный момент времени. Осознание и концентрация на актуальном настоящем являются центральными понятиями гештальт-терапии. Для удовлетворения собственных потребностей людям необходимо быть постоянно в контакте с областями своего внутреннего «Я» и внешнего окружения. Внутренняя область осознания охватывает процессы и явления, происходящие в теле человека. Люди отвечают собственным внутренним потребностям в случаях, когда, например, надевают свитер при ощущении холода. Внешняя область объединяет в себе совокупность внешних явлений, поступающих человеческое сознание в качестве воспринимающих сигналов. Данные, поступающие от внутренних и внешних областей, практически не подвергаются оценке и не трактуются.
Помимо внутренних и внешних областей, имеется еще и средняя область. Данную область Перлз называл зоной фантазии, в которой содержатся мысли, фантазии, убеждения, связи и прочие интеллектуальные, мыслительные процессы. Он считал, что неврозы появляются вследствие склонности к концентрации на средней области по причине исключения из сознания явлений внутренних и внешних областей. Такая склонность конфликтует с природным ритмом процессов организма. В основном, значительная часть частного и культурного опыта людей возникает в ходе совершенствования процессов средней области. Люди учатся аргументировать собственные мысли, обосновывать убеждения, защищать отношения и совершать оценку других.
Перлз утверждал, что причины аномальных состояний заключаются в людских стремлениях фантазировать и осмысливать при трактовке того, что они осознают. Когда индивид находится в средней области, то он главным образом работает со своим прошлым или будущим: вспоминает, планирует, отчаивается и надеется. Люди не живут в актуальном настоящем и неизменно не уделяют внимания надобности осознания процессов, проистекающих во внешних и внутренних областях. Саморегуляция организма имеет зависимость от осознания актуального и от умения жить по принципу «здесь и сейчас» в полной мере.
Противоположностью Перлз называл единичное оценивание или же совокупность таких оценок. Так, например, оценки «плохо» или «хорошо» являют собой два противоположности такой совокупности. Согласно с гештальт-терапией люди формируют собственное восприятие мира посредством подобных противоположностей. Перлз полагал, что личность формируется по таким же принципам. В течение всей жизни субъекты ощущают противоположные эмоции. Каждый день в человеке господствуют попеременно, то ненависть, то любовь, то счастье, то расстройство. Так, например, на протяжении жизни индивид любит и ненавидит собственных родителей, жен или мужей, детей. Важным считается понимание того, что такие противоположности не представляют собой непримиримые противоречия, а являют собой различия, способные сформировывать и завершать гештальт.
К функционированию личности можно также применить понятие противоположностей. Личность трактуется в качестве некоего целостного образования, объединяющего в себе две составляющих: «Я» и «Оно». В случаях, когда индивид действует согласно побуждениям из сферы своего «Я», он способен отграничивать себя от других. Такая граница «Я», появляется с целью ощущения собственной неповторимости, несхожести с остальным миром. В случаях, когда индивиды действуют согласно побуждениям из сферы «Оно», тогда они оказываются тесно взаимосвязанными с собственным окружением, барьер «Я» трансформируется в расплывчатую и гибкую грань. Иногда даже появляется чувство тождества (идентичности) с внешним миром. Данные аспекты функционирования личности, взаимодополняющие друг друга, отвечают за выработку и завершение гештальтов. Устремления из сферы «Я» помогают выделить четкий образ из фона. Другими словами они образуют образ, а стремления из сферы «Оно» завершают гештальт с последующим возвращением образа в фоновое окружение.
Психика индивида на угрозу или стрессовые факторы отвечает уходом от проблем, вырабатыванием невосприимчивости к болевым ощущениям, а иногда галлюцинациями или бредом. Такие реакции называются функциями защиты. Они способны исказить или прерывать контакт индивида с угрожающей ситуацией. Однако когда опасность воздействует на субъекта в течение длительного промежутка времени или индивид подвергается одновременно множеству опасностей, вследствие чего мозг его будет ограждать даже от обычного чиханья без использования защиты. Результатом этого будет усвоение индивидом того, что контакт со средой небезопасен, вследствие чего он будет прибегать к предохраняющим реакциям в любых ситуациях даже, когда опасность не угрожает.
В гештальт теории оптимальное здоровье считается зрелостью. Для достижения зрелости субъект должен справиться со своим стремлением получать помощь извне. Вместо этого ему необходимо научиться находить новые источники помощи в себе. Если индивид не является зрелым, то он скорее будет склонен к манипулированию окружением с целью удовлетворения желаний, потребностей, чем брать ответственность на себя за собственные разочарования, неуспехи. Зрелость приходит только тогда, когда индивид мобилизует собственные ресурсы с целью преодоления состояния и страха, которые появляются вследствие отсутствия помощи извне и неадекватности самопомощи. Обстоятельства, при которых индивид не может воспользоваться помощью извне и опереться на себя являются тупиком. Зрелость представляет собой умение рисковать для того, чтобы выкарабкаться из тупика. В случаях, когда индивид не рискует, у него обновляются поведенческие ролевые стереотипы, которые позволяют ему манипулировать другими людьми.
Перлз полагал, что взрослая личность должна старательно, шаг за шагом, проработать все собственные невротические уровни с целью принятия ответственности за себя и достижения зрелости. Первый уровень носит название уровень «клише». На данном уровне люди действуют стереотипно. Следующий уровень – это «искусственный» уровень, в котором господствуют роли и игры различной направленности. Здесь они манипулируют другими при этом, пытаясь получить помощь, в которой нуждаются по их мнению. За «искусственным» уровнем идет уровень «тупика», характеризующийся отсутствием помощи извне и неадекватностью самопомощи. Индивиды сторонятся данного уровня точно так же, как сторонятся любой боли, так как в ситуациях «тупика» чувствуют себя фрустрированными, потерянными и обманутыми. Затем наступает уровень «внутреннего взрыва». Достигнув этого уровня, люди затрагивают свое настоящее «Я», собственную личность, которая ранее была как бы «похоронена» под защитами различного характера.
Чаще всего гештальт-терапия практика сфокусирована на переживаниях «тупикового» уровня. Терапевтическое воздействие создает неопасную критическую ситуацию, а группа обеспечивает безопасную атмосферу, которая способствует принятию рискованных решений.
Техники гештальт-терапии
Для адекватного взаимодействия личности с окружающей средой, остальными индивидами и собой должна всегда соблюдаться так называемая «контактная граница». Ее размытие, нарушение ведет к неврозам и другим проблемам психологического, личного и эмоционального характера. Это может проявляться после прекращения контакта без правильного его завершения. Не завершение контактов в последствие может закрепляться в поступках индивида и приводить к невротизации.
При помощи техник гештальт-терапии, индивид может реставрировать контактную границу, сплотить собственные чувства, мысли и реакции, тем самым освободив себя от психологических проблем.
Техники, применяемые в гештальт практиках, объединены вокруг двух ключевых направлений работы: принципов и игр. Принципы используются на начальном этапе терапии. Основными принципами в гештальт-терапии являются принципы: «здесь и сейчас», «я — ты», субъективизации высказываний и континуум сознания.
Принцип «здесь и сейчас» является функциональной концепцией происходящего в данный момент. Так, например, сиюминутные воспоминания из детства будут относиться к принципу «здесь и сейчас», а происходящее пару минут назад, не будет.
Принцип «я — ты» демонстрирует устремленность к открытому и естественному контакту между человеческими индивидуумами.
Принцип субъективизации высказываний заключается в трансформации субъективных утверждений в объективные. Например, фразу «что-то давит в грудной области» следует заменить на «я подавляю себя».
Неотъемлемой составляющей всех техник гештальт практик и одним из центральных понятий является континуум сознания. Он также может применять и в качестве отдельной методики. Континуум сознания – это фокусирование на самопроизвольном потоке сути переживаний, способ подведения индивидуума к естественному волнению и отречению от вербализаций и трактовок.
Технические приемы носят название гештальт игры, заключающиеся в разнообразных действиях, выполняемых клиентами по заданию психотерапевта. Они способствуют более естественной конфронтации с существенным содержанием и переживаниями. Игры дают возможность проведения экспериментов с самим собой или другими участниками группы.