История возникновения и развития ландшафтного дизайна. История ландшафтного дизайна в россии
Древний мир
Первые упоминания об организованных ландшафтах относятся к VI-II векам до н. э. В это время на территории Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии садоводство и ландшафтное моделирование уже сформировались как отдельные области профессиональной деятельности. Чуть позже в Древней Персии появились так называемые "райские сады" для царской забавы - охоты. В Древней Греции и Древнем Риме появились и стали популярными общественные сады при школах, гимназиях, а во внутренних двориках домов возникли небольшие перистили своего рода патио.
Средние века
Суровые времена средних веков способствовали замкнутой жизни людей, сады и садоводство ушло во внутреннюю жизнь человека, «спрятались» за монастырскими и дворцовыми стенами и стали выполнять в основном практическую функцию. В этот период получили распространение «кухонные» и аптекарские огороды при больницах и богодельнях, сады лекарственных растений.
Аптекарские сады и сады-огороды
В разное время к красоте и созданию клумб подходили по-разному. Помимо классических цветочных клумб, где росли великолепные цветники, создавались и удивительные по своей оригинальности и функциональной насыщенности клумбы из овощных культур, зелени и разнотравья. Впервые такие клумбы появились в Европе в XVI веке. Один из самых известных огородов-клумб возник около замка Вилландри, во Франции. Такие сады-огороды радовали взор европейцев на протяжении нескольких столетий. Самое удивительное, что их основу формировали морковь, капуста, свекла и плодовые деревья. Такая клумба будет более чем уместна и в наши дни.
Екатерининские времена
Во времена Екатерины II в России цветы были не в почете. Вместо клумб сад украшала система газонов и дорожек - партер, обсаженный низкими стрижеными кустами и многолетниками. Цветы выращивали отдельно на грядках исключительно в интересах флористики. Вскоре пришла мода на ковровые клумбы - растения на них высаживались в виде геометрического "коврового" узора.
Двадцатый век
В ХХ веке такие клумбы вошли в обиход практически всех городов - они могут быть ковровыми узорами, вазами, часами и даже портретами. Такие клумбы очень эффективны, но для их поддержания требуется много сил. Поэтому постепенно их стали вытеснять «пестрые» клумбы, на которых высаживалось множество растений, постоянно цветущих и сохраняющих без особого труда свою декоративность. Цветы располагались на них в виде ромбов, прямоугольников или полос.
Желание человека быть ближе к живой природе становится все более актуальным с каждым годом. Поэтому в последние годы стали стали популярны клумбы и решения, напоминающие уголки дикой природы. Сначала в таком стиле создавали только альпинарии и водоемы, но сейчас таких решений, похожих на естественные природные группы растений, становится больше.
Ландшафтный дизайн или ландшафтное проектирование как наука и искусство созидания парков и садов берет свое начало из глубины веков. Определение "ландшафтная архитектура" впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, но ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками.
В местах поселения и жизнедеятельности древних земледельцев начинается формирование антропогенных ландшафтов - существенно измененных человеком природных ландшафтов. Первые попытки возделывания садовых участков, по мнению ученых, предпринимались в Междуречье (Малая Азия).
В 10-8 веках до нашей эры искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции. На первых порах основной характеристикой садов была их утилитарность. Позднее прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, стали отличительной особенностью древнегреческого стиля.
Об особенностях ландшафтного дизайна Древнего Рима известно из произведений Горация (65-8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад - присутствие всех этих элементов было характерно для древнеримского ландшафтного дизайна.
В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три тысячи лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае происходило под влиянием религии и философии, в частности, теории следования законам вселенной. К примеру, велико влияние даосизма, взывающего к единению природы и человека, к следованию интуиции на пути познания. Нельзя не упомянуть и философию фен-шуй, которая зародилась примерно шесть тысяч лет назад и оказала неоспоримое воздействие на формирование ландшафтного стиля парков и садов в Китае.
Традиции японских садов уходят корнями в глубокую древность. В Европе в последнее время пользуется громадной популярностью японский стиль ландшафтного дизайна, пронизанный философией дзень-буддизма и синтоизма, исконной японской религией. В японском стиле на первых порах прослеживались и мотивы китайского ландшафтного дизайна. Со временем в Японии установился собственный национальный стиль ландшафтного моделирования со своими принципами, идеями и теорией. Нужно отметь, что теория стиля японского сада необычайно сложна и полна символов: японский сад - небольшой земельный участок - символизирует собой картину мира, человек, соединяясь с природой, открывает для себя суть бытия. ландшафтный дизайн сад пейзажный
Эпоха Возрождения является своеобразным рубежом в развитии ландшафтного дизайна. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады Эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями.
Пиком развития науки и искусства ландшафтного дизайна считаются 19-20 века нашей эры. В этот период все внимание устремлено на растительность, поиск и внедрение новых элементов композиции и стремлению к унисону стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.
История возникновения и становления профессии ландшафтного архитектора также насыщена. В России 17-19 веков не существовало понятия "дизайнер" или "архитектор", и эта профессия называлась "устроитель садов и парков". Нужно отметить, что в большинстве случаев шедевры дизайна парков и садов того времени создавались живописцами. Максимально полно и точно отражает назначение ландшафтного дизайна и раскрывает его суть цитата того времени: "если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии". Это высказывание охватывает весь диапазон моделирования окружающей среды от самых малых композиций до масштабных проектов и не теряет своей актуальности и по сей день.
Ландшафтный дизайн - это не просто умение преобразить дизайн сада и придать ему красоту и эстетическую ценность, это настоящее искусство создания гармонии вашего "Я" с той природой, которая вас окружает. Думаю, эта статья про ландшафтный дизайн в картинках поможет вам научиться лучше разбираться в этом сложном виде дизайна.
Сады окружают человека с древних времён. Соответственно, широкое распространение получило и садоводство, со временем начинают цениться декоративные цветы и деревья. Но ландшафтный дизайн возник в XX веке, в Западной Европе, преимущественно в сильно заселенных и индустриализированных странах с целью внести гармонию между урбанистической структурой города и зелеными насаждениями внутри него.
Так как же осуществляется ландшафтный дизайн? Начинается всё с подготовки местности, где будут проводиться работы. Затем занимаются художественным проектированием, то есть созданием плана работ. При его составлении соблюдают определенные правила, такие, как:
- * Посадка растений одного вида и близкородственных растений производится рядом друг с другом.
- * Избегается симметрия и посадка растений в линию, так как это нарушает их кустистость.
- * Делается поправка на климат региона, в котором производятся работы. Например, если климат засушливый, используют засухоустойчивые деревья и кустарники.
Ландшафтный дизайн содержит в себе множество элементов:
- * Здания, которые являются центром ландшафтной композиции, цель которой - визуально убрать неестественность квадратных форм конструкций, сгладить их давление на природную среду, произвести маскировку дефектов здания.
- * Газоны, которые состоят из различных трав, а также тропинки и дорожки, их разделяющие.
- * Зеленые насаждения, такие как отдельные кустарники, деревья, или цветы, а также их комбинаций таких, как клумбы, сады.
- * Различные крупные элементы декоративного типа. Таким элементом может быть бассейн, пруд, озеро ручей, возможно дажефонтан, или скульптура.
- * Мелкие детали (Светильник, свечи и т.д.).
Искусно подобранная цветовая гамма ландшафтного дизайна способна сделать впечатляющим любой, даже весьма простой и малобюджетный проект. И, напротив, неудачно подобранная цветовая гамма может разрушить впечатление от самого дорогостоящего и креативного ландшафтного дизайна.
Цветовая гамма ландшафтного дизайна складывается из множества элементов, которые условно можно разделить на четыре основные группы.
- 1. Элементы естественного ландшафта, куда входят деревья, кустарники, травы, водоемы, тропинки, песчаные или каменистые берега в их "диком", "первозданном виде". Все то, что дизайнер решил оставить для придания естественности будущему ландшафтному проекту. Данным элементам присущи относительно неяркие, спокойные цвета, оттенки и сочетания, которые способны меняться в зависимости от погоды и времени года.
- 2. Элементы специального, декоративного ландшафта, куда входят разнообразные искусственные водоемы, рощи, аллеи, сады, палисадники, альпинарии и многое другое. Здесь ландшафтный дизайнер проявляет свою власть и креативность, имея возможность манипулировать цветами и оттенками. Он может принять решение высадить аллею из вечно зеленых растений, а может задумать аллею из красиво желтеющих и опадающих осенью деревьев, тем самым "запланировав" на осень роскошный листопад. Ландшафтный дизайне имеет возможность "играть" цветовыми гаммами, зная когда и как цветут садовые деревья, садовые цветы, а также специальные растения для искусственных водоемов.
- 3. Архитектурные элементы, куда входит, прежде всего, сам загородный дом, вернее цветовая гамма его фасада, колонны, вертикальные маркизы, беседки, мосты и мостики. Все эти элементы не могут и не должны существовать отдельно от общей цветовой гаммы ландшафтного дизайна. Дом, или беседка не должны выглядеть, как случайное, лишнее цветовое пятно, диссонирующее с общим художественным впечатлением. Они должны гармонично вписываться в ландшафт, а ландшафт призван служить достойным и выгодным обрамлением загородного дома. Так, пользуясь принципами контрастности, можно с помощью темно-зеленых растений еще больше подчеркнуть светлый цвет дома, подчеркнуть его размеры. Дом будничного, сероватого цвета можно оживить и сделать более уютным с помощью ярко-цветущих растений.
- 4. Другие элементы, куда входят такие элементы ландшафтного дизайна, как садовые и парковые дорожки, фонари, скульптуры, качели, клумбы и так далее. Цветовая гамма подобных элементов также важна. В вопросе цветовой гаммы нет и не может быть мелочей. Так, например, с помощью ярких цветовых пятен в ландшафтном дизайне можно маскировать его недостатки, с помощью определенного сочетания цветов можно зрительно увеличивать пространство возле загородного дома, создавать необходимое эмоциональное настроение.
Также в ландшафтном дизайне могут использоваться приподнятые настилы. Деревянные настилы могут быть отличной заменой кирпичу или же камню. Древесина, не прошедшая обработку, отлично сочетается с растительностью и кустами, а при дополнительной окраске сможет добавить ярких красок в ваш сад. Настилы строятся из заготовленных заранее панелей или же обычных брусьев из дерева. Каждую деталь предварительно обрабатывают специальным составом, предотвращающим гниение.
Думаю, ландшафтный дизайн в картинках позволит изменить ваш сад и сделать его украшением вашего земельного участка!
История ландшафтного дизайна
Ландшафтный дизайн или ландшафтное проектирование как наука и искусство созидания парков и садов берет свое начало из глубины веков. Определение “ландшафтная архитектура” впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, но ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками.
В местах поселения и жизнедеятельности древних земледельцев начинается формирование антропогенных ландшафтов - существенно измененных человеком природных ландшафтов. Первые попытки возделывания садовых участков, по мнению ученых, предпринимались в Междуречье (Малая Азия).
В 10 - 8 веках до нашей эры искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции. На первых порах основной характеристикой садов была их утилитарность. Позднее прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, стали отличительной особенностью древнегреческого стиля.
Об особенностях ландшафтного дизайна Древнего Рима известно из произведений Горация (65 - 8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад - присутствие всех этих элементов было характерно для древнеримского ландшафтного дизайна.
В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три тысячи лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае происходило под влиянием религии и философии, в частности, теории следования законам вселенной. К примеру, велико влияние даосизма, взывающего к единению природы и человека, к следованию интуиции на пути познания. Нельзя не упомянуть и философию фен-шуй, которая зародилась примерно шесть тысяч лет назад и оказала неоспоримое воздействие на формирование ландшафтного стиля парков и садов в Китае.
Традиции японских садов уходят корнями в глубокую древность. В Европе в последнее время пользуется громадной популярностью японский стиль ландшафтного дизайна, пронизанный философией дзень-буддизма и синтоизма, исконной японской религией. В японском стиле на первых порах прослеживались и мотивы китайского ландшафтного дизайна. Со временем в Японии установился собственный национальный стиль ландшафтного моделирования со своими принципами, идеями и теорией. Нужно отметь, что теория стиля японского сада необычайно сложна и полна символов: японский сад - небольшой земельный участок - символизирует собой картину мира, человек, соединяясь с природой, открывает для себя суть бытия.
Эпоха Возрождения является своеобразным рубежом в развитии ландшафтного дизайна. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады Эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями.
Пиком развития науки и искусства ландшафтного дизайна считаются 19 - 20 века нашей эры. В этот период все внимание устремлено на растительность, поиск и внедрение новых элементов композиции и стремлению к унисону стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.
История возникновения и становления профессии ландшафтного архитектора также насыщена. В России 17 - 19 веков не существовало понятия “дизайнер” или “архитектор”, и эта профессия называлась “устроитель садов и парков”. Нужно отметить, что в большинстве случаев шедевры дизайна парков и садов того времени создавались живописцами. Максимально полно и точно отражает назначение ландшафтного дизайна и раскрывает его суть цитата того времени: «если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии». Это высказывание охватывает весь диапазон моделирования окружающей среды от самых малых композиций до масштабных проектов и не теряет своей актуальности и по сей день.
История садово-паркового искусства
начинается немного позже, чем начало свою историю человечество. Отправной точкой можно считать обустройство первой стоянки первобытного человека. Он переделывал окружающий ландшафт под свои нужды, главным образом защищаясь от агрессивной внешней среды, чем и положил начало ландшафтному дизайну в целом и утилитарному направлению в нём, в частности.
С развитием земледелия рос и уровень жизни граждан, появлялись возможности для проявления творчества. Первые сады появились в месте с первыми культурными цивилизациями на территории Египта и древней Месопотамии примерно в XX -XV веке до н.э..
Сады Египта были выполнены в формальном стиле и имели замкнутую композицию. Центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, все элементы сада - пруды, аллеи, клумбы, открытые павильоны - располагались в подчинении определённого ритма. Древнеегипетский сад характеризовался органичным слиянием религиозных, утилитарных и эстетических функций.
На территории Месопотамии или двуречья, садовый дизайн связан с расцветом культуры Ассирии и Вавилонии произошедший в VIII – VII веке до н.э.. В развитии архитектурной композиции применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах, насыпных платформах, которые возвышались над поверхностью улиц и имели ступенчатую структуру по отношению друг к другу. Именно на этой основе, в 605-562 гг. до н.э., в Вавилоне был создан самый знаменитый ансамбль - «висячие сады» Семирамиды. Он располагался на четырех ступенях террас, которые сужались кверху. На нижних террасах были посажаны деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Построен он был на сырцовом кирпиче, материале не прочном, поэтому к сегодняшнему дню, от него совершенно ничего не осталось. Также существовал обширный парк, созданный ассирийским царем Саргоном II в 8 веке до н.э. у города Хорсбада. В нем были высажены деревья, привезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, самшит, некоторые плодовые. Существовали и обширные парки, предназначенные для охоты и прогулок верхом. Эти парки являлись прообразами парков пейзажного стиля.
В Персии и Индии
был высокий уровень садово-паркового искусства
. Основой их строго геометричной планировки был так называемый «чор-бак» - четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густо посаженными деревьями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью пользовались старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.
Садово-парковое
искусство
Древней Греции
, в связи завоеваниями А. Македонского, в своей значительной части подверглось сильному Азиатскому влиянию. Но поскольку грекам изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, садово-парковый дизайн Древней Греции отличался значительно более свободной планировкой и структурой композиции. Характеризовался он такими объектами озеленения, как герроны (священные рощи), философские сады и частновладельческие сады. Герроны носили чисто мемориальный характер: скульптуры, архитектурные сооружения, лесные массивы с источниками. Для ученых бесед создавали философские сады. Городские площади озеленяли рядовыми посадками вдоль дорог. Частновладельческие сады носили утилитарный характер, цветочные растения – цветочные растения были основным элементом при их озеленении.
Здесь также использовалось террасирование, на них высаживали деревья цветы, устраивали фонтаны. Эллинский сад выделялся насыщенностью — нагромождение зеленых масс, витые лестницы, много украшений. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми»
Садово-парковое искусство
в Древнем Риме
поистине расцветало с I в. до н.э. по I в. н.э.. Здесь устраивались следующие виды садов: священные рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-ипподромы, сады-перестили. В объеме жилого дома находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они оформлялись цветами, кустарниками, скульптурой, снабжались водой. Большинство садов устраивались на террасированных склонах, их украшали цветами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями и фонтанами. Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились перголы и крытые аллеи, часто стало применяться топиарное искусство. Свидетельством высокого развития ландшафтного искусства может являться тот факт, что на рубеже нашей эры родственник императора Августа Агриппа возвел в Риме большие термы(банные комплексы) с садами, построил около 700 бассейнов, 500 фонтанов и акведуки. Многие приемы создания регулярных садов, парков, работ с землей, растениями и водными конструкциями берут начало в античности и служат основой создания искусственной среды.
Садово-парковое
искусство
в раннем Средневековье
. Европейцы основательно подзабыли традиции античных времён, назначение сада стало исключительно утилитарным — обеспечить его владельца пищей. Сады устраивались небольшие, только при монастырях и у небольшого количества феодальной знати, на территории замков. В своих садах, для обеспечения внутренних нужд, монахи выращивали овощи, а также лекарственные травы. Кроме того, в садах росли розы, мальва, гвоздика, пионы, фиалки и лилии. Широко культивировались яблони и груши для изготовления сидра; тутовое дерево и вишню высаживали только в садах знати. Сад в основном делился на четыре части дорожками. В центре пересечения дорожек высаживали куст розы или устанавливали крест Иисуса Христа. Сады были уединенными, тихими, созерцательными. В феодальных садах выращивали цветы в клумбах, устраивали аллеи, обвитые виноградом, выращивали яблони, устраивали розарии. Позднее, в крупных замках, стали обустраивать крупные сады именуемые – прато. Здесь тоже появляются декоративные элементы – перголы, трельяжи, цветники, водоёмы и фонтаны.
Садово-парковое
искусство
в мусульманском мире
. В мусульманском же мире, в это время, наоборот наблюдался культурный расцвет, многие города от Индии до Испании могли гордиться своими садами. Концепция сада Арабской Испании – это простота планировки и индивидуальность решения. Основной мотив сада – вода. В регулярной планировке обязательно присутствует внутренний дворик – патио. Устраиваются видовые точки, оформляются аркады. Растения экзотические, которые соответствуют климатическим условиям: мандарины, кипарисы, апельсины, олеандр. Они высаживались свободно, стрижка в основном не применялась. Газон не использовался из-за жаркого климата, территория оформлялась декоративным мощением – это один из важных моментов мавританского сада.
Садово-парковое
искусство
эпохи Возрождения.
С Востока, многочисленные крестовые походы приносили европейцам новые культурные веяния. Данное обстоятельство подтолкнуло к наступлению в Европе эпохи Возрождения. Немного раньше, чем у остальных, в XIV веке, культурный подъём начался в Италии, в садово-парковом искусстве это привело к началу образования стиля Барокко. Данный стиль предполагал, что сад должен быть логическим продолжением дворца, то есть иметь комнаты, коридоры и соответствующее роскошное убранство. Материальные затраты на устройство сада, стали сопоставимы с постройкой самого дворца. Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах. Общее количество террас могло быть различным, например, в садах виллы Фарнезе их было три, в вилле Ланте — пять, а в садах виллы Д’Эсте — восемь. До конца XVI в. итальянские сады были небольшими по размерам 1 – 3,5га. Аллеи того времени проектировались узкими и короткими, дворец, обыкновенно, располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение. Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора. К началу XVII в. итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность, что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой «зеленые залы», а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов.
Подчеркнутая архитектурность классических садов итальянского барокко проявлялась в использовании контрастного рельефа, мощенных плитами дорожек и площадок, во множестве каменных сооружений: высоких подпорных стен, скульптур, павильонов, гротов, балюстрад, лестниц. Наличие большого количества декоративных бассейнов и всевозможных водных устройств — каскадов, каналов, фонтанов и прочих, также являлась необходимой составляющей. Расцвет Барокко это расцвет топиарного искусства, растительность приобретала фантастическую форму. Использовались ширококронные деревья: платаны и дубы, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. Также в посадках применяют листопадные и плодовые деревья, маслины. Здесь появился новый прием – боскет. Боскет ограничивается регулярными дорожками, имеет геометрический контур. Внутри высаживаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью.
Из Италии барокко перекочевал во Францию, где наиболее ярким объектом является сад дворца Версаль вблизи Парижа, созданный Андрэ ле Нотром для короля Людовика XIV. Начиная с 20-х годов XVI века, Версальский стиль стал образцом для подражания у большинства европейских монархов и их приближенных. В последующие 100 лет основы, созданные в Версале, совершенствовались. Заданное направление, с развитием оформилось, в отдельный, известный всему миру стиль — Французский классицизм.
В последнем десятилетии XVIII в. новые веяния Английской культуры привели к возникновению пейзажного стиля ландшафтного дизайна. За основу выбрана естественность. Устраиваются поляны и лужайки, посадки деревьев – групповые, дорожки — криволинейные, водоемы – с извилистыми берегами. Используются малые архитектурные формы – беседки, павильоны, трельяжи. Наиболее известными представителями нового направления в ландшафтном дизайне стали Уильям Кент и Ланселот Браун. Созданная Кентом концепция планировки сада построена на утверждении, что природе не свойствен- на прямая линия. Браун был автором знаменитого сада в Латон Ху, расположенного на площади в 1600 акров. В саду много интересных водоемов, посадок на холмах, извилис- тых лощин, по которым разбросаны группы деревьев. Здесь же — великолепные образцы каменистых водных растений розарий, лесистая часть сада с цветущими кустарниками (махровая вишня, рододендроны и азалии). Луковичные растения высажены на лугах в тени деревьев. Планировка садов и парков в пейзажном стиле проводилась масштабно, включая в себя устройство озер путем строительства дамб на небольших реках, перекапывание огромного количества земли, посадку лесов, которая велась не бессистемно, а в соответствии с высокими эстетическими требованиями.
Садово-парковое
искусство
XIX в.
В начале XIX в. начал падать интерес к манере Брауна в ландшафтной архитектуре. Возник викторианский сад с симметричными посадками однолетних растений, в котором все прочие компоненты были подчинены расположению цветников. Но в таком виде сад просуществовал недолго. Основной вклад англичан в развитие ландшафтного дизайна — это газон и бордюр из однолетних травянистых растений.
Принципы формирования ландшафта, использованные в пейзажном стиле, распространились на всю «западную» цивилизацию и до сих пор пользуются заслуженной популярностью. Необходимо отметить, что ландшафтное искусство на Востоке (Китай, Япония, Корея), развивавшееся своим оригинальным путём, остановилось на принципах, по смыслу, схожих с концепцией естественности.
В ходе XIX-го столетия городская жизнь становилась всё более масштабной, это привело, к соединению городского архитектурного планирования с традициями ландшафтного садоводства, и придало ландшафтной архитектуре и дизайну нынешний уникальный статус. Следую данным тенденциям, во второй половине XIX-го века Американский архитектор Фредерик Лоу Олмстед завершил серию парков, которая и поныне оказывает огромное влияние на ландшафтную архитектуру. Среди его работ можно выделить Центральный Парк в Нью-Йорке, Проспект Парк в Бруклине и парковую систему в Бостоне, так называемое «Изумрудное ожерелье».
На рубеже XIX – XX вв. родилось и перемешалось множество стилей и направлений ландшафтного искусства, большинство из них были скоротечны, но некоторые из них прижились и хорошо нам известны, такие как, например – модерн. В XX веке ландшафтный дизайн развивался и видоизменялся, постоянно откликаясь на веяния технического и культурного прогресса, воплощая в себе эмпирические модели быстро изменяющегося мира, естественно перетекая, в нынешнюю постмодернистскую эпоху.
Садово-парковое
искусство
в России
. В Древней России сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.
В 17 веке в России уже создают увеселительные, или «красные» сады (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов, виноградники.
При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание классического регулярного сада в ландшафтном дизайне. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.
Чудеса света. Древние сады. История и мода.
История развития ландшафтного дизайна
Дорогой друг, как вы думаете, сколько лет существует ландшафтный дизайн? Не знаете? На самом деле даже историки не могут установить точную дату. Но, если говорить о самом названии, то ему всего около 200 лет. А вот суть понятия ландшафтного дизайна берет свое начало в Эдемском саду Адама и Евы. И конечно, самые выдающиеся ландшафтные проекты относятся к 7 чудесам света. Фактически история развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития всего человечества. Древний человек был сильно привязан к природе, боготворил и обожествлял её. Древние люди очень хорошо понимали, что от этого зависит их качество жизни. О чем сегодня, мой друг, мы порой забываем. А ведь от природы человек всегда получал пропитание, одежду и жилище. Как и в древние времена, сегодня, в культуре дачного землевладения, близлежащие к дому территории обустраиваются огородами, грядками для чисто утилитарных целей — получения пищи.
Однако в современном понимании ландшафтный дизайн — это, такое пространство, в котором происходит гармонизация и, чем можно любоваться бесконечно, воспевать и вдохновляться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это то место, куда хочется возвращаться и созидать. И вот такие первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения. В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. В каждой стране зарождался и развивался свой стиль. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и японский, русский и т.д... Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране. Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности — французскими, сады с обилием цветов называют — голландскими и т.д. Давайте посмотрим, как развивался ландшафтный дизайн с самых истоков. В Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках. В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры появилась мода на выращивание садовые розы. Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние — кустарниками и цветами. В древнем городе Греции, в Фивах — широкое распространение получила пергола. Это было «воздушное» сооружение, украшенное гроздьями винограда или другими цветущими вьющимися растениями, которое тянулось вдоль всей территории двора. А беседки обвивали ароматные розы. В Персии ландшафтное искусство начало развиваться благодаря созданию парков для животных, похожих на современные заповедники. Такие парки создавались для охоты на животных. Для большего комфорта в этих парках стали разбивать клумбы, цветочные газоны, устанавливать павильоны для отдыха и фонтаны. Именно в Персии появились первые, аккуратно подстриженные живые изгороди, делившие парк на зоны с разным ландшафтом.
А вот в таких странах, как Китай и Япония, пейзажное искусство зародилось в глубокой древности. Садовые стили в этих странах сформировались под влиянием древних философий и религий, которые призывали к единению природы и человека. Садам Китая и Японии свойственна умиротворённость, спокойствие и тишина. В них обязательно присутствовали водные объекты, беседки и камни.