Избрание нового папы римского. Как выбирают папу римского
МОСКВА, 12 мар — РИА Новости, Виктор Хруль. Для избрания Папы Римского в Ватикане созывается конклав — собрание кардиналов, членов Священной коллегии. Конклав должен начаться не позже 20 дней после смерти или отречения Епископа Рима. На время конклава кардиналы не могут получать корреспонденцию, пользоваться телефоном и другими средствами связи.
В день начала конклава после мессы кардиналы, облаченные в красные сутаны и пелерины, в белые комжи (богослужебное облачение), собираются в Зале благословений Апостольского дворца и в процессии с крестом и Евангелием направляются в Сикстинскую капеллу с пением молитвы Литании всем святым. По прибытии в капеллу кардиналы молятся о ниспослании им дара Святого Духа, поют гимн Veni Creator, а затем приносят присягу. Для освещения этих моментов в Сикстинскую капеллу могут быть допущены сотрудники пресс‑центра Святого Престола и журналисты.
После присяги выборщиков главный церемониймейстер произносит формулу Extra omnes, и все, кто не имеет права участвовать в выборах понтифика, покидают капеллу.
Во время голосования в капелле могут оставаться только выборщики, поэтому сразу после раздачи бюллетеней церемониймейстеры должны выйти, один из кардиналов‑диаконов запирает за ними дверь на ключ.
Единственной допустимой формой проведения голосования является тайное голосование бюллетенями. Выборы считаются состоявшимися, если за кого‑либо из кандидатов отдано две трети голосов. Если число выборщиков, участвующих в конклаве не кратно трем, для избрания нового понтифика требуется две трети голосов плюс один.
В день начала конклава проводится один тур голосования. Если папа не был избран в первый день, в последующие дни проходят по два тура голосования утром и по два вечером.
Процедура голосования, согласно апостолической конституции Universi Dominici gregis, проходит в три этапа.
На первом этапе (Prescrutinium) происходит подготовка, раздача бюллетеней и жеребьевка, во время которой из числа кардиналов выбираются трое скрутаторов (scrutatori), трое инфирмариев (infirmarii) и трое ревизоров.
Скрутаторы, стоя у алтаря, следят за соблюдением процедуры подачи бюллетеней и подсчитывают голоса. Если кто‑либо из кардиналов не может подойти по состоянию здоровья к алтарю, один из скрутаторов должен взять у него тщательно сложенный бюллетень и положить в урну для голосования.
Инфирмарии обязаны собрать голоса кардиналов, которые прибыли в Ватикан, но по состоянию здоровья не могут принять в данный момент участие в голосовании в Сикстинской капелле.
Перед уходом инфирмариев скрутаторы тщательно проверяют урну, запирают ее и кладут ключ на алтарь. Инфирмарии доставляют закрытую урну больным выборщикам. Больной кардинал должен голосовать в одиночестве и может позвать инфирмариев только после того, как опустил свой бюллетень в урну. Если больной не в состоянии заполнить бюллетень самостоятельно, один из имфирмариев (либо другой кардинал‑выборщик), по решению больного, присягнув перед инфирмариями в том, что он сохранит все в тайне, голосует по указанию больного. Инфирмарии возвращают урну в Сикстинскую капеллу, где она будет открыта скрутаторами после окончания подачи голосов в капелле. После пересчета бюллетени, извлеченные из нее, опускаются к бюллетеням, поданным здоровыми кардиналами.
Бюллетени для голосования представляют собой прямоугольную карточку, в верхней части которой написаны либо напечатаны слова: Eligo in Summum Pontificem (Я выбираю Верховным понтификом), а в нижней оставлено место, куда будет вписано имя.
Каждый кардинал‑выборщик должен лично заполнить бюллетень. Бюллетени, в которых указано два и более имен, считаются недействительными.
На втором этапе голосования (Scrutinium) происходит подача бюллетеней, их извлечение и сортировка. Каждый кардинал‑выборщик, по старшинству (по сроку служения в сане), заполнив и сложив свой бюллетень, высоко подняв руку, чтобы бюллетень был виден остальным, выходит к алтарю, на котором стоит урна для голосования. Затем он громко произносит присягу: "Призываю в Свидетели Господа Христа, и пусть Он меня рассудит, что мой голос отдан за того, кого я считаю по воле Бога быть избранным". После этого выборщик опускает бюллетень в урну и возвращается на место.
Когда все кардиналы‑выборщики проголосуют, первый скрутатор несколько раз встряхивает урну, чтобы перемешать бюллетени, затем второй перекладывает их по одному в другую урну, тщательно подсчитывая. Если количество бюллетеней не совпадает с числом проголосовавших, бюллетени сжигают и начинается повторное голосование.
За столом, поставленным перед алтарем, скрутаторы проводят сортировку бюллетеней. Первый из них разворачивает бюллетень и читает про себя имя кандидата, затем передает его второму, тот также читает про себя указанное в нем имя, третий скрутатор произносит имя вслух, громко и отчетливо и записывает имя кандидата. Он же прокалывает бюллетени там, где напечатано слово eligo (выбираю), и нанизывает их на нить — это исключает повторный подсчет одного и того же бюллетеня. По окончании сортировки бюллетеней скрутаторы завязывают концы получившейся "гирлянды". Все результаты записываются.
На третьем этапе голосования (Post‑scrutinium) происходит подсчет голосов и их проверка, а также сожжение бюллетеней. Скрутаторы суммируют все голоса, набранные каждым из кандидатов. Если никто не набрал две трети голосов, выборы признаются не состоявшимися. Был ли избран понтифик или нет, кардиналы‑ревизоры обязаны тщательно проверить бюллетени и записи скрутаторов. После проверки скрутаторы сжигают все бюллетени в специальной чугунной печи.
Если сразу следует второй тур голосования, ритуал полностью повторяется (за исключением повторного принесения торжественной присяги и избрания скрутаторов, инфирмариев и ревизоров). Бюллетени первого тура остаются до подведения следующих результатов и сжигаются вместе с бюллетенями последующих туров.
При сожжении бюллетеней с помощью специальных добавок дым окрашивают в черный или белый цвет, где последний означает успешный выбор.
Если за три дня ни один из кандидатов не наберет две трети голосов, выборы приостанавливают на день, во время которого кардиналы проводят в молитве и слушании духовного наставления старейшего кардинала‑диакона. Если после возобновления еще семь туров голосования проходят безрезультатно, выборы снова приостанавливаются и духовные упражнения проходят с напутствием старейшего кардинала‑пресвитера. В случае третьего повторения такой ситуации, выборщиков увещевает старейший кардинал‑епископ. После этого возможны еще семь туров голосования. Если вновь не достигнут положительный результат, проводится дополнительный тур, во время которого побеждает набравший большинство голосов.
Как только состоялось каноническое избрание нового понтифика, самый младший из кардиналов‑диаконов зовет в капеллу секретаря коллегии, главного церемониймейстера. Кардинал‑декан или старейший по возрасту кардинал‑епископ от имени всей коллегии выборщиков спрашивает избранного: "Принимаешь ли ты свое каноническое избрание Верховным понтификом?" Получив утвердительный ответ, он задает второй вопрос: "Как ты хочешь, чтобы тебя именовали?" Затем главный Папский церемониймейстер с помощью нотариуса и в присутствии двух помощников‑церемониймейстеров составляет документ об избрании нового понтифика и о том, какое имя тот себе выбрал.
Если избранный кандидат имеет епископский сан, он сразу же после своего согласия становится "Епископом Римской Церкви, истинным Папой и Главой Епископской коллегии; получает полную и высшую власть над вселенской Церковью". Если папой избран кардинал, не рукоположенный в епископа, его хиротонию должен совершить декан Коллегии кардиналов или (в его отсутствие) вице‑декан, либо старейший из кардиналов.
Кардиналы‑выборщики обещают новому понтифику уважение и послушание, затем возносят благодарение Богу, после чего первый кардинал‑диакон объявляет народу имя нового Епископа Рима. По традиции, на латыни объявляется вначале имя, полученное в крещении, а затем новое имя папы. После объявления новоизбранный понтифик с балкона собора Святого Петра преподает Апостольское благословение Urbi et Orbi.
Конклав прекращается сразу после того, как новоизбранный Папа Римский выразил согласие с результатами голосования.
После торжественной церемонии инаугурации понтификата папа вступает во владение патриаршей Латеранской базиликой.
(Справка подготовлена по материалам российской католической газеты "Свет Евангелия" и других открытых источников).
В различные периоды истории Католической церкви процесс избрания нового понтифика был неодинаков. Сегодня выборы главы Римско-католической церкви регулируются апостольской конституцией Universi Dominici Gregis, принятой 22 февраля 1996 года.
Согласно церковному праву, понтифик не может сам выбрать себе преемника. По преданию, святой апостол Петр избрал 24 священников и диаконов, помогавших ему в управлении Римской церковью. Этим советникам вменялось избрать преемника святого Петра. Историки церкви и специалисты канонического права полагают, что в первые века порядок избрания нового епископа Рима ничем не отличался от порядка избрания других епископов — нового Папу выбирали духовенство и верующие города.
Принцип выборности понтифика соблюдался в Римской церкви всегда. Святой Киприан, епископ Карфагенский говорил, что в выборах папы Корнелия (251‑253) принимали участие епископы Римской провинции, духовенство и народ. Уже в те времена новоизбранный епископ Рима информировал епископа Карфагена о своем избрании на Римский престол.
Начиная с IV столетия, в соответствии с практикой избрания епископов, сложившейся после Никейского собора (325 год), выборы папы стали заботой прежде всего духовенства, которое заручалось согласием народа и знати. Кандидат должен был пройти через все иерархические ступени и, как правило, являлся архидиаконом — этот титул больше относился к области административного управления Римской церкви. Обычно новый папа избирался через три дня после смерти предыдущего (хотя это правило сопровождало множество исключений). Новоизбранный папа должен был просить у императора распоряжения (iusio или praeceptio) о своем посвящении, а также уплатить в имперскую канцелярию весьма внушительный налог. Кроме того, он должен был испрашивать подтверждения и у экзарха Равенны.
В 684 году, вняв просьбе Бенедикта II (684‑685), император Константин IV объявил: ждать утверждения новоизбранного понтифика императором не нужно, достаточно просто поставить его в известность. Конец формальной зависимости Рима положила иконоборческая ересь, поразившая Византию в середине VIII века: папа Захария (741‑752) после своего избрания не стал посылать известие в Константинополь.
Римский синод 769 года преградил путь к папству для всех, кто не обладал титулом кардинала — пресвитера или диакона, — в то время как избирали папу все духовенство и особо важные персоны. Участие мирян в выборах запрещалось, но после своего избрания понтифик должен получить признание мирян. Этот декрет вызвал недовольство влиятельных мирян, и папа Николай I Великий (858‑867) на синоде в Риме в 862 году восстановил выборные права мирян.
В 1059 году папа Николай II ограничил круг выборщиков до кардиналов‑епископов, к которым присоединились и другие кардиналы, имевшие священный сан. Остальное же духовенство и народ созывались для того, чтобы одобрить сделанный выбор.
Германские императоры пытались присвоить себе привилегию подтверждения кандидатуры новоизбранного понтифика, ссылаясь на договор, заключенный папой Адрианом I и Карлом Великим. Правители Священной Римской империи неоднократно вмешивались в избрание пап.
X Вселенский Собор в 1139 году передал право выбирать папу исключительно в ведение кардиналов, а III Латеранский Собор 1179 года, проходивший в понтификат Александра III (1159‑1181), установил правило, согласно которому новым папой становится тот, за кого подано не менее двух третей голосов присутствующих кардиналов. В декрете не говорилось, как следует поступать, если так и не удается собрать большинство голосов.
Сложная ситуация возникла после смерти Папы Климента IV (1265‑1268), когда Святой Престол оставался вакантным два года и девять месяцев. Чтобы в будущем подобное не повторилось, папа Григорий X (1271‑1276) конституцией Ubi periculum majus (1274), обнародованной на II Лионском соборе, установил порядок избрания понтифика, сохранившийся с небольшими изменениями до наших дней. Согласно конституции Ubi periculum majus, кардиналы должны через десять дней после смерти понтифика собраться во дворце, где он почил, или, если это невозможно (например, папа умер во время путешествия), во дворце епископа в ближайшем городе, где в полной изоляции от влияний внешнего мира должны были избрать нового папу. Зал, в котором проходило голосование, должен запираться на ключ.
Под угрозой отлучения от Церкви кардиналы не могли передать "в мир" ни устное, ни письменное послание. Пища подавалась через окно. Если кардиналы не принимали решение за три дня, урезался дневной рацион. Еще через пять дней выборщикам приходилось довольствоваться хлебом, водой и вином. Если кто‑либо из кардиналов отказывался участвовать в выборах или уважительные причины вынуждали его покинуть зал конклава, выборы проходили без него (это правило не действовало, если выборщик заболел — в случае выздоровления, он мог продолжить участие в конклаве). Городские власти были обязаны проследить за исполнением этих предписаний.
С XIII века в церковном обиходе прижилось слово "конклав" (от латинского conclave — запертая комната) — собрание Коллегии кардиналов, на котором выбирается новый Папа. Во время конклава кардиналы‑выборщики в прямом смысле закрыты от внешнего мира: по традиции, собрание проходит в Сикстинской капелле, двери которой закрываются на ключ.
Детали проведения конклава тщательно излагаются в документах папы Григория XV (1621‑1623). Папа Пий IX в 1871 году разрешил кардиналам решать большинством голосов вопрос о том, проводить ли конклав взаперти. Пий IX в 1878 году установил регламент, обязательный к соблюдению в период sede vacante, когда Апостольский Престол вакантен.
В XX веке понтифики также неоднократно уточняли нормы, обязательные к соблюдению во время периода sede vacante. Папа Павел VI в 1975 году ввел возрастной ценз для выборщиков (80 лет), подтвердил, что выборы должны проходить только в Апостольском дворце Рима, ограничил число выборщиков в 120 человек.
Современные правила регламентируют начало Конклава не ранее, чем через 15 дней, что бы дать всем кардиналам время прибыть в Рим, и не позднее 20 дней с начала периода sede vacante. Сикстинская Капелла, где проходит конклав, будет опечатана и проверена на наличие тайных устройств, способных к шпионажу. На протяжении всего Конклава Кардиналы обязаны будут проживать в Domus Sanctae Marthae («Дом св. Марты») — здание в Ватикане, расположенное недалеко от базилики Святого Петра.
Конклав начинается с Pro Eligendo Papa Mass — специальной Мессы, во время которой иерархи будут взывать к помощи Господа в избрании нового Папы. После этого они направятся в Сикстинскую Капеллу, где дадут клятву о не раскрытии тайны конклава и недопущения вмешательства посторонних в процесс избрания. Затем начнется голосование.
Списка кандидатов формально не существует. Бюллетень для голосования - это обыкновенный лист бумаги с нанесенной типографским способом фразой "Eligo in Summum Pontificem" ("Я выбираю верховным понтификом"). На свободной части бюллетеня выборщик должен написать имя кандидата, за которого он отдает голос. Единственное требование к кардиналам, заполняющим бюллетени: они должны вписывать имя кандидата так, чтобы их нельзя было определить по почерку.
Никаких ограничений по выбору кандидата нет. Выборщик имеет право вписать имя любого известного ему практикующего католика, даже не имеющего сана. Впрочем, это только в теории. Последним некардиналом, избранным на святой престол, был папа Урбан VI (1378 год)
Выборы могут закончиться в любой момент, когда после подсчета голосов один из кандидатов набирает две трети голосов выборщиков. Если этого не происходит, проводится повторное голосование. Если и оно не дает результата, бюллетени собираются и сжигаются. В огонь добавляют мокрую траву, чтобы дым от бюллетеней становился черным. В капелле устанавливают две печи - одну для сжигания бюллетеней промежуточного голосования и вторую для бюллетеней окончательного.
Если после 13 дней новый папа не избран, кардиналы могут проголосовать за то, чтобы ограничить число кандидатов двумя - теми, кто занял первые два места в последнем туре голосования. Как только кто-то из кардиналов набирает две трети голосов, старейший из Коллегии кардиналов второй по возрасту идет к избранному и говорит ему: «Согласно процедуре Кодекса Канонического Права, ты был избран новым главой престола Святого Петра. Принимаешь ли канонический выбор тебя Верховным Первосвященником?» Избранный кардинал отвечает, принимает избрание (accepto), или же не принимает (non accepto). Если избранный кардинал произнесет слово accepto («согласен» по-итальянски), он становится новым Папой Римским.
Затем бюллетени решающего голосования сжигаются вместе с сухой соломой. Белый цвет дыма над Сикстинской капеллой - сигнал о том, что папа избран. Вслед за этим с балкона папского дворца произносится традиционная фраза "Habemus papam" ("У нас есть папа"), объявляется имя нового понтифика, а сам новоизбранный понтифик дает апостольское благословение городу и миру.
Нынешний конклав по избранию нового папы откроется 12 марта. Впервые в конклаве не будут доминировать итальянцы - роль противовеса им сыграют латиноамериканцы, которые представляют континент, где живет почти половина всех католиков мира.
По материалам:
1. Энциклопедия «Кругосвет».
2. Св. Киприан Карфагенский.
3. Апостольская конституция Universi Dominici Gregis.
4. Протоиерей Максим Козлов, Д. П. Огицкий. Западное христианство: взгляд с Востока.
Одной из самых властных персон, наделенных исключительными полномочиями в современном суверенном международном праве, является папа римский. Уникальность этой должности заключается в ее глубоком историческом смысле и в статусе. Персона, которая занимает эту должность, является одновременно верховным католическим понтификом и Главой Святого Престола, а также выступает в качестве суверена города-государства Ватикан. Должность Верховного римского понтифика была учреждена еще во времена Римской Империи и считается на сегодняшний день самой древней политической фигурой.
В разные исторические периоды статус главы Католической церкви был неоднозначным. В первые годы своего существования папство в полной мере ощутило на себе все прелести гонений и преследований, которым подвергались последователи учения Христа. Многие понтифики из числа первых пап были жестоко замучены язычниками, другие — постоянно испытывали на себе физическое давление со стороны владетельных государей тогдашней Европы. Однако несмотря на все трудности, папство сумело пережить не только все тяготы борьбы христианства с язычеством, но и способствовало утверждению христианства в качестве основной религии на Европейском континенте.
Суть папства, права и обязанности папы римского
Папа римский, он же Монарх и суверен Святого Престола, живой и реальный глава Католической Церкви. Специальный статус папы определяется церковной иерархией. По сути – это преемник апостола Петра, первый римский епископ. Власть папы и его суверенитет в качестве главы Святого Престола не имеет территориальных ограничений. Помимо церковной власти, верховный понтифик является главой города-государства Ватикан, на территории которого располагается Святой Престол.
Значение папства хорошо видно из титулов, которые носит папа римский:
- викарий Христа;
- епископ Рима;
- преемник князя апостолов Святого Петра;
- раб рабов божьих;
- Великий понтифик;
- верховный первосвященник Вселенской Церкви;
- Примас Италии;
- архиепископ и митрополит Римской провинции;
- суверен города-государства Ватикан.
Основная часть титулов, принадлежащих папе римскому, имеет духовный смысл, определяя значение, место и роль папы в христианском мире. Что касается властных полномочий, духовная и юридическая власть верховного понтифика распространяется на всю Католическую церковь, на административную структуру церковной общины. В международном праве папа является самостоятельным субъектом, его духовная, юридическая власть и суверенитет не могут ограничиваться светской властью. Основная обязанность папы блюсти христианскую веру, способствовать ее утверждению и распространению. В ведении папы находится не только вопросы духовной нравственности и веры. Верховный понтифик осуществляет административное управление Католической церковью.
С точки зрения католицизма, папа является прямым потомком апостола Петра, которому Иисус особым образом вверил служение Господу. Право быть первосвященником является преемственным и передается духовному лицу, которое достойно этого звания. Как правило, наместник Христа на Земле избирается из высших духовных особ, входящих в коллегию епископов (конклав). С избранием папа обретает всю полноту верховной церковной и административной власти, становясь абсолютным монархом Святого Престола. Решения, декреты Верховного римского первосвященника имеют статус закона и не подлежат обжалованию. К компетенции папы римского относится право законодательной инициативы в рамках Католической церкви, право толковать решения Вселенских соборов, вносить изменения в действующие эдикты и отменять действие предыдущих решений.
Папа определяет церковную дисциплину, издавая каноны, которые сведены в канонические справочники и кодифицированы. Выполняя административные функции, верховный римский понтифик занимается присвоением церковного сана, осуществляет назначения на должность, дает распоряжения в рамках системы церковного управления.
Смысл папства отображается в гербе города-государства Ватикан. На нем изображены все папские регалии, символы и знаки отличия.
Скрещенные ключи символически отображают ключи апостола Симона Петра. Серебряный ключ означает связь власти, данной Церковью, с правом разрешать (золотой ключ) править от имени Господа. Тиара — тройная корона — символизирует собой три основные функции папства:
- быть верховным пастырем для всех христиан;
- быть верховным учителем;
- являться Верховным первосвященником.
Золотой крест, венчающий тиару, знаменует собой владычество Господа, Иисуса Христа. Тиара возлагалась на чело понтифика в момент папской коронации — торжественного обряда, напоминающего по своей функции инаугурацию главы государства.
История становления папства
О первых епископах, которые руководили первыми христианскими общинами, имеется крайне скудная информация. В архивах Ватикана хранятся древние рукописи, датируемые I-II веком, в которых упоминаются духовные особы, носящие титул первосвященников у христиан. Сам же институт папства появился гораздо позже, в конце IV — начале V века. Формировалось папство в пределах римской провинции, где был создан римский епископат. Привилегированное положение римских епископов объяснялось тем, что именно в Риме, в самом центре Римской империи, имелись земли, принадлежащие христианской общине. Впоследствии, уже нося титул пап, римские епископы расширили свои владения. По факту, уже в VI веке Рим становится главным центром апостольской власти Католической церкви.
Окончательное оформление папского престола в качестве суверенного владетеля произошло в VIII веке, когда король франков Пипин Короткий даровал римскому епископату римскую провинцию. Рим с прилегающей территорией становится Папской областью – государственным административным образованием с универсальным статусом. Теперь папа представлял высшую церковную власть и одновременно с этим являлся суверенным светским правителем.
Что касается официального титула, то папой в период утверждения христианского учения именовались все священники, имеющие право благословения. Позже, в период становления папства в качестве духовного центра христианства, титул папа относился ко всем епископам. После разделения христианской церкви на Римскую и Константинопольскую изменился и порядок присвоение папского сана. С оформлением Рима в качестве главного епископата, папский сан присваивался только римским или александрийским епископам. В Константинополе существовал протопапа — главный понтифик Константинопольской православной церкви.
До 1059 года избрание папы в Риме осуществлялось совместным собранием светской и духовной знати. Конец этой практики положил Латеранский собор, на котором было принято решение выбирать папу собранием (конклавом) кардиналов из числа первых епископов Католической церкви. С избранием папа публично объявляет под каким именем он будет возглавлять Католическую Церковь. Если в истории папства уже были персоны с подобными именами, то к выбранному имени, добавляется порядковый номер. С этого момента папа римский имеет тронное имя, которое носит на протяжении всего своего понтификата.
Традиция менять мирские имена пошла с раннего средневековья, когда в ходу были древнеримские и древнегреческие имена, соотносящиеся с языческим культом. Первым папой, сменившим свое мирское имя Меркурий, стал Иоанн II, занимавший Святой Престол в VI веке. Официально порядок смены имени никем никогда не регламентировался, однако это обряд с XI века становится традиционным в церемонии избрания папы. За всю последующую историю папства только два Верховных первосвященника не меняли свои имена: Адриан VI, в миру Адриан Флоренс и Марчелло Червини, ставший папой Марцеллом II.
Избрание Главы Святого Престола не всегда происходило гладко и в соответствии с утвержденным порядком. Папский престол часто становился заложником политической обстановки, сложившейся в Европе. В эпоху раннего Средневековья достаточно часто могущественные монархи Европы использовали Католическую церковь в качестве удобного инструмента общественно-политической манипуляции, делая светскую власть папы заложницей сложной военно-политической ситуации. Подобное положение вещей ярко иллюстрирует период Средневековья, когда папство усиленно боролось за главенство духовной власти над светским правлением. Несмотря на значительный прогресс в этом направлении, в отличие от духовной власти, суверенитет папы постоянно находился под угрозой.
Каждая из политических сил стремилась подчинить своему влиянию папский престол, внося раскол в единство Католической церкви. Результатом такой политики становится практика избрания антипапы. В истории папского престола немало случаев, когда духовную власть делили между собой сразу несколько персон, носивших титул Верховного римского понтифика. Вопрос с избранием главы Святого Престола мог решаться в разных местах, с участием разных светских персон и духовных лиц. Право носить законно титул Верховного первосвященника обычно оставалось за тем духовным лицом, приверженцы которого одерживали политическую победу. Несмотря на то, что в средневековой Европе существование антипап было обычной практикой, официальный Ватикан не признает их существование.
В официальном реестре числятся только легитимные папы, каждый из которых имеет свой порядковый номер.
Наиболее известные личности в истории папства
Вся история папства тесно связана не только с процессом становления и утверждения христианства, но и во многом отражает политические события, которые в той или иной мере отразились на международном устройстве. Существование института папства можно разделить на следующие периоды, которые отражают политическую обстановку на политической карте мира того времени:
- Доникейский период условно занимает II-III век — время распространения христианства до воцарения императора Константина;
- период утверждения христианства в качестве государственной религии Римской Империи (313-493 гг.);
- Остготский период — падение Римской империи и образование Остготского королевства (493-537 гг.);
- Византийский период папства (537-752 гг.);
- Франкский период приходится на целое столетие с 756 по 857 год;
- эпоха папского уничижения со стороны светских владетелей (1044-1048 гг.);
- имперская эпоха (1048-1257 гг.) — период наибольшего расцвета и могущества папства;
- переходной период — время нестабильности папской власти (1257-1309 гг.).
Со времен становления и утверждения папства в качестве Главы Католической церкви до 1309 года, когда папа и вся его резиденция переехали в Авиньон (Франция), Святой Престол возглавляли 194 персоны. Отсчет идет от апостола Петра, который является якобы основателем Святого Престола. В период становления христианской веры верховным понтификом становились в основном римляне. Восемь человек из этого числа представляли греческие епархии. Трое пап были родом из африканских провинций. Два раза Святой Престол возглавляли французы. По одному разу Главой Католической церкви были сириец, немецец и англичанин Адриан IV, передавший Ирландию в распоряжение английской короны.
В доникейский период быть папой означало подвергнуть себя гонениям и преследованиям со стороны языческого культа и властей, поэтому многие верховные первосвященники погибли мученической смертью. Относительная безопасность и стабильность приходит к институту папства с воцарением на престоле Римской империи императора Константина, давшего христианству статус государственной религии.
Первым титул «папа» стал употреблять Святой Сириций, годы правления 384-399. С периодом его правления связаны единственные из декреталий, дошедшие до наших дней. Из всех пап, которые прославились в истории за это период, стоит отметить Верховного первосвященника Льва I (440-461 гг.), который лично сумел убедить Аттилу не вторгаться в Италию. Папа Григорий второй, занимавший Святой Престол в 715-731 годы, активно боролся с иконоборчеством. В эпоху Средневековья владетельные монархи Европы часто применяли силу для утверждения своей власти. Так было с папой Иоанном XII, который был изгнан из Рима войсками императора Священной Римской империи Оттона I.
По мнению историков и теологов, самое значимое место в истории папства занимает папа Урбан II, открывший эпоху крестовых походов. Это его пламенная речь на Клермонском соборе в 1095 году о необходимости освобождения Земли обетованной от мусульман стала началом массового военно-политического движения. В эпоху позднего Средневековья отличился папа Григорий IX, доверивший проводить инквизицию Ордену доминиканцев. Римский первосвященник Григорий X (1271-76 гг.) своей декреталией ввел конклав – совет кардиналов, занимающийся избранием папы, обсуждением важных духовных и административных вопросов.
Папство в период нестабильности
Самым противоречивым моментом в истории папства является период с 1309 по 1377 год, получивший название Авиньонское пленение. Усилившееся влияние Франции на европейской арене непосредственно затронуло институт папства. В результате разгоревшегося конфликта между папой Бенедиктом XI и королем Франции Филипом Красивым в скором времени титул Верховного Владыки Вселенской церкви получил французский епископ Раймон Бертран, принявший тронное имя Климент V. По его инициативе и под давлением короля Франции резиденция пап была перенесена во французский город Авиньон. Рим, считавшийся колыбелью христианства в Европе, почти на 70 лет утратил статус Священного Города.
Роль папы Климента V в истории папства неоднозначна. Это с его подачи были начаты гонения на Орден тамплиеров, завершившиеся полным разгромом и запретом ордена храмовников в 1312 году. Только папа Григорий XI сумел в 1377 году вернуть папский престол обратно в Священный Город.
Следующим периодом нестабильности института папства стал Великий западный раскол. В течение 39 лет на папский престол претендовали сразу несколько персон. Каждого поддерживала та или иная политическая группировка, опираясь либо на Францию, либо на местные богатые итальянские дома. Папы по очереди заседали то в Ватикане, то в Авиньоне. Конец неразберихи с папами и периоду двоевластия положила эпоха ренессанса, начавшаяся с приходом в 1417 году на Святой Престол Мартина V.
В 1517 папство переживает очередной кризис, связанный с началом в Европе Реформации. В этот период возникает религиозное движение Мартина Лютера, боровшегося с латинизацией христианского вероучения. Некоторые из пап, занимавшие высокий пост в это время, пошли на уступки, осуществляя реформы управления культа и внося изменения в систему обрядов. На этот период приходится значительное ослабление папской власти как в самой Италии, так и на периферии, в странах Центральной и Северной Европы. Однако реформация быстро закончилась началом контрреформации — периодом, когда начались ожесточенные гонения на последователей учения Лютера. В этот период Европа окунулась в пучину кровопролитных религиозных войн. По всей Европе, от Франции до Карпатских гор католики и протестанты уничтожали друг друга. Времена смуты и брожения в религиозных верованиях окончились с переходом папства в период Просвещения (1585-1689 гг.).
Одним из значимых событий этого периода является реформа календаря, осуществленная папой Григорием XIII. Этот же Верховный первосвященник впервые издал «Свод канонического права».
Последним в истории папства периодом нестабильности стала эпоха революционных войн, охвативших европейский континент. В это время, с 1775 по 1861 год Святой Престол занимали папы, которые имели крайне противоречивую позицию по отношению к происходящим событиям. Если Верховный первосвященник Рима папа Пий VI осудил Великую французскую революцию, за что был изгнан из Рима французскими войсками, то его преемник папа Пий VII уже лично короновал Наполеона Бонапарта в качестве императора французов. Наполеон практически уничтожил суверенитет папства, захватив Папскую область и превратив Святой Престол в собственный епископат.
Начавшаяся в Италии революция привела к тому, что в 1848 году Папскую область заняли австрийские войска. В 1846 году Святой Престол занимает папа Пий IX. К его заслугам относят принятие догмата о непорочном зачатии Девы Марии, вынесение на утверждение I Ватиканского собора догмата о безошибочности папских решений и канонов. Папа Пий IX дольше всех в истории понтификата занимал пост Главы Католической церкви, с 1846 по 1878 год. В эпоху его правления Папская область окончательно утрачивает свои границы, войдя вместе со Священным городом в состав нового Итальянского государства. Рим становится столицей Королевства Италии. С этого момента светская власть римских первосвященников окончательно утрачивает свой статус.
Новое время
Только в 1929 году после Латеранского соглашения папа римский снова становится сувереном, вернув себе статус Главы города-государства Ватикан. В новой, современной истории папства было восемь Верховных понтификов, каждый из которых сумел оставить заметный след в христианском вероучении. Папа Павел VI в 1962 году собрал II Ватиканский собор, на котором рассматривалась необходимость обновления Католической церкви в связи с новыми реалиями современности. Результатом собора, который заседал в течение 3 лет, был пересмотр Кодекса канонического права, в который были внесены существенные поправки в отношении причин для отлучения от церкви и ряда других статей.
Новый канонический кодекс был утвержден и подписан в 1983 году папой Иоанном Павлом II. Этот Верховный понтифик, поляк по происхождению, в течение 27 лет оставался Главой Католической церкви. Его правление обусловлено ростом популярности папской власти в мире. При Иоанне Павле II Католическая церковь вновь обрела статус серьезной политической силы. Нынешний Верховный первосвященник Вселенской Церкви Франциск, аргентинец по происхождению, стал первым папой не европейцем. Его избрание состоялось 13 марта 2013 года после того, как его предшественник папа Бенедикт XVI отрекся от престола.
Резиденция нынешнего папы, как и его предшественников — Апостольский дворец в Ватикане. Здесь же находятся архив, библиотека Святого Престола, собор Святого Петра, Сикстинская капелла, другие культовые сооружения. Здесь же располагаются главные административные службы Католической церкви и учреждения государства-анклава.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
В Ватикане во вторник начались выборы нового Папы Римского - так называемый конклав - собрание кардиналов. Они собираются в специальном помещении (от лат. conclave - запертая комната), выйти откуда смогут лишь после избрания нового понтифика.
Согласно порядку, утвержденному на Втором Лионском соборе в 1274 году, выборы производятся закрытым голосованием, при этом для избрания папы необходимо собрать не менее двух третей голосов.
Если кардиналы пришли к соглашению, из печной трубы над Сикстинской капеллой пойдет белый дым, если понтифик не избран - дым будет черным. Дым образуется от сжигания бюллетеней голосования с добавлением специального красящего вещества, придающего нужный оттенок.
Торжественная церемония открытия конклава началась в Апостольском дворце в 16.30 (19.30 мск). Предполагается, что в первый раз дым из трубы Сикстинской капеллы может пойти ориентировочно в 19.00 (22.00 мск).
Согласно правилам, установленным в 1975 году, число кардиналов-выборщиков не может превышать 120 человек, при этом они не должны быть старше 80 лет. В нынешних выборах принимают участие 115 кардиналов.
Интересно отметить, что понтификом может быть избран любой мужчина-католик и даже мирянин без сана. Кроме того, Папой не обязательно должен становиться итальянец - во время Римской империи и Средневековья этот пост занимали греки, сирийцы, немцы и др.
Тем не менее, после избрания в 1522 году Адриана VI, который был этническим немцем, все папы происходили из областей, составляющих сегодняшнюю Италию, вплоть до избрания Иоанна Павла II в 1978 году (он поляк по национальности). С 1378 года папами избирались только кардиналы.
Нельзя исключить, что в этот раз престол Cвятого Петра займет представитель другого континента. Вероятность того, что следующим Папой может стать человек с темной кожей довольна высока. Среди тех, кого прочат на Папский престол – 64-летний кардинал из Ганы Питер Кодво Аппиах Тарксон. При Бенедикте XVI он являлся председателем Папского совета справедливости и мира.
В числе наиболее часто упоминаемых в качестве вероятного нового папы также 67-летний кардинал из Канады Марк Уэлле, 80-летний кардинал из Нигерии Фрэнсис Аринза, 77-летний итальянский кардинал Тарчизио Бертоне, 71-летний кардинал из Милана Анджело Скола и 65-летний бразильский кардинал Жоао Брас де Авиз.
Нынешние выборы могут оказаться затяжными, о чем говорят и сами кардиналы, сообщившие, что сегодня решение скорее всего принято не будет. Тем не менее, в Ватикане надеются, что конклав продлится не более нескольких дней.
Причиной сложившейся ситуации стало решение Йозефа Ратцингера, (Бенедикт XVI) сложить с себя папские полномочия по состоянию здоровья, что стало большой неожиданностью. Мало того, что последний раз папа отрекался от престола по этой причине около 600 лет назад, сейчас столь явного фаворита, как Ратцингер в апреле 2005 года, нет – по словам архиепископа Лиона Барбарена, выбор должен быть сделан из нескольких кандидатов. Называется цифра в 12 человек.
Что касается Бенедикта XVI, он после отречения не сохранил за собой сан кардинала, поэтому не будет принимать участия в конклаве. Между тем официальный его титул после отречения - Его Святейшество Бенедикт XVI, почетный Папа Римский.
Ратцингер, став Папой, поставил несколько рекордов. Так, он стал самым старшим по возрасту на момент избрания понтификом с 1730 года. Он - первый Папа, начиная с XVI века, который был избран, будучи деканом Коллегии кардиналов, первый кардинал-епископ, избранный на папство со времен Пия VIII, первый Папа со времен Бенедикта XIII, имевший сан кардинала до избрания долгое время, первый Папа немецкого происхождения за почти тысячу лет. Последний факт стал причиной ликования Германии – в частности, в немецких СМИ сразу после избрания Ратцингера появились новости с заголовком "Мы – папа".
Сейчас экс-понтифик находится в своей резиденции в Кастель-Гандольфо. Там он будет проживать, пока не закончатся ремонтные работы в ватиканском монастыре Mater Ecclesiae, который станет его постоянной резиденцией.
В Ватикане избран 266-й Папа Римский. По решению конклава им стал 76-летний аргентинский кардинал-иезуит Хорхе Марио Бергольо, который принял имя Франциск.
(Всего 28 фото)
1. Декан коллегии кардиналов Анджело Содано проводит мессу «Pro Eligendo Romano Pontefice» («О выборе Верховного Понтифика») в соборе Святого Петра в Ватикане, 12 марта. (Andrew Medichini / AP)
2. Монахиня молится возле собора Святого Петра в Ватикане, 12 марта. (Johannes Eisele / AFP – Getty Images)
3. Журналисты освещают событие на площади Святого Петра, 12 марта. (Peter Macdiarmid / Getty Images)
4. Пожарные устанавливают дымоход на крыше Сикстинской капеллы в Ватикане, 9 марта. (Alessandro Bianchi / Reuters)
6. Печи в Сикстинской капелле, в которых сжигают бюллетени после голосования, чтобы оповестить мир об избрании или неизбрании Папы Римского. (L’Osservbatore Romano via Reuters)
7. Сикстинская капелла, место проведения конклава. (L’Osservbatore Romano via AP)
9. Люди смотрят трансляцию мессы «Pro Eligendo Romano Pontefice» («О выборе Верховного Понтифика») на площади Святого Петра в Ватикане, 12 марта. (Emilio Morenatti / AP)
10. Собор Святого Петра на одноимённой площади в Ватикане, 11 марта. (Dan Kitwood / Getty Images)
11. Кардинал молится во время мессы «Pro Eligendo Romano Pontefice» («О выборе Верховного Понтифика») в соборе Святого Петра в Ватикане, 12 марта. (Stefano Rellandini / Reuter)
12. Кардиналы и верующие присутствуют на мессе «Pro Eligendo Romano Pontefice» («О выборе Верховного Понтифика») в соборе Святого Петра в Ватикане, 12 марта. (L’Osservatore Romano via AP)
13. Люди наблюдают за происходящим в Сикстинской капелле перед началом конклава на площади Святого Петра в Ватикане, 12 марта. (Peter Macdiarmid / Getty Images)
14. Кардиналы собираются на конклав в Сикстинской капелле в Ватикане, 12 марта. (L’Osservatore Romano / AP)
15. Кардиналы дают клятву молчания в Сикстинской капелле в Ватикане перед началом конклава, на котором будет избран 266-й Папа Римский. (L’osservatore Romano / AP)
16. Чёрный дым поднимается из дымохода на крыше Сикстинской капеллы на площади Святого Петра в Ватикане, 12 марта. Чёрный дым означает, что кардиналы ещё не избрали нового Папу. (Eric Gaillard / Reuters)
17. Монахиня смотрит в бинокль на дымоход на площади Святого Петра в Ватикане, 12 марта. (Dan Kitwood / Getty Images)
19. Чёрный дым из дымохода на крыше Сикстинской капеллой оповещает народ о том, что новый Папа не был избран, 13 марта. (Dmitry Lovetsky / AP)
20. Птица сидит на дымоходе на крыше Сикстинской капеллы в Ватикане во второй день голосования, 13 марта. (Reuters)
21. Люди стоят под дождём на площади Святого Петра в Ватикане, 13 марта. (Paul Hanna / Reuters)
22. Люди ликуют при виде белого дыма из дымохода на крыше Сикстинской капеллы, который оповещает народ об избрании нового Папы Римского, 13 марта. (Dmitry Lovetsky / AP)25. Аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо, который стал 266-м Папой Римским, машет верующим с балкона собора Святого Петра в Ватикане, 13 марта. (Osservatore Romano / EPA)
26. Новоизбранный Папа Франциск машет народу с центрального балкона собора Святого Петра в Ватикане, 13 марта. (Christopher Furlong / Getty Images)
27. Монахиня ликует при виде белого дыма из дымохода на крыше Сикстинской капеллы, оповещающего народ об избрании нового Папы Римского, на площади святого Петра в Ватикане, 13 марта. (Emilio Morenatti / AP)
28. Новоизбранный Папа Франциск машет народу с центрального балкона собора Святого Петра в Ватикане, 13 марта. (Peter Macdiarmid / Getty Images)